Таблица показателей внутренней оценки качества образования. Объекты оценки качества образования

Данное положение предусматривает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учёт и дальнейшее использование полученных результатов.

Материал разработала и подготовила

Ведениктова Екатерина Васильевна

Заместитель директора по УМР

МОУ Казачинская СОШ

Казачинско-Ленского района

Иркутской области

ПОЛОЖЕНИЕ

о внутренней системе оценки качества образования

муниципального общеобразовательного учреждения

Казачинская средняя общеобразовательная школа

1. Общие положения.

1.1. Положение представляет собой нормативный документ, разработанный в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13), на основании которого к компетенции образовательной организации относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования (далее ВСОКО). Устав и локальные акты обеспечивают нормативно-правовые основания реализации этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации в сфере образования.

1.2. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой деятельность по информационному обеспечению управления образовательной организацией, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательной деятельности, его ресурсного обеспечения и его результатов.

1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе педагогических работников, работающих по совместительству.

1.4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учёт и дальнейшее использование полученных результатов.

1.5. В настоящем положении используются следующие термины:

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки учащегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса.

Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Внутренняя система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образовательной организацией, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.

Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов в стандартизированной форме, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

Мониторинг – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.

Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательной деятельности, условий и результатов образовательной деятельности.

1.6. Оценка качества образования осуществляется посредством:

лицензирования;

государственной аккредитации;

государственной (итоговой) аттестации выпускников;

системы внутришкольного контроля;

мониторинга качества образования.

1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

образовательная статистика;

промежуточная и итоговая аттестация;

мониторинговые исследования;

социологические опросы;

отчёты работников школы;

посещение уроков и внеклассных мероприятий

2. Основные цели, задачи и принципы

внутренней системы оценки качества образования.

2.1. Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач:

Систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательной организации для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательной деятельности и образовательного результата.

Максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательной деятельности по достижению соответствующего качества образования.

2.2. Цели внутренней системы оценки качества образования:

Формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;

Получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

Предоставления всем участникам образовательных отношений и общественной достоверной информации о качестве образования;

Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;

Прогнозирование развития образовательной системы школы.

2.3. В основу ВСОКО положено следующие принципы:

Объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;

  • Реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;

Открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;

Доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

Рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;

Оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования;

Инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

Минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными показателями;

Взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;

Соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе

3. Порядок организации ВСОКО

3.1. Ключевыми направлениями ВСОКО по уровням общего образования за текущий учебный год:

условия реализации образовательных программ;

достижение учащимися результатов освоения образовательных программ.

3.2. Качество образовательной деятельности, качество условий и качество результата определяют логическую структуру ВСОКО, состав лиц, привлекаемых к оценке качества образования, график оценочных процедур (система мониторинга).

3.3. Внутренняя система оценки качества образования осуществляется применительно к результатам освоения учащимися и условиям реализации образовательной программы соответствующего уровня общего образования и включает:

стартовую оценку, необходимую для проектирования и (или) коррекции целевого раздела ООП, самооценки соответствия содержания образования обязательным требованиям, разработки «дорожной карты» условий реализации ООП;

контрольную оценку по итогам реализации ООП и выполнения «дорожной карты»;

рубежный мониторинг.

3.4. Стартовая оценка проводится на этапе проектирования и (или) коррекции ООП каждого из уровней основного общего образования и не предполагает оценку результатов.

3.5. Контрольная оценка проводится по итогам освоения/ реализации ООП за текущий учебный год и включает оценку:

эффективности реализованной / освоенной ООП;

выполнения «дорожной карты»;

достижений учащимися планируемых результатов.

2.6. Рубежный мониторинг выполнения мероприятий отдельных подпрограмм/ компонентов ООП и анализ результатов промежуточной аттестации проводится с целью определения эффективности освоения / реализации ООП.

4. Организационная и функциональная структура ВСОКО

4.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, методический совет, методические объединения учителей-предметников, временные консилиумы (педагогический консилиум, временные творческие и (или) рабочие группы и т.д.).

4.2. Администрация школы:

Формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их выполнение;

Разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях;

Обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;

Организует систему оценки качества образования, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;

Организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;

Обеспечивает условия для подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

Обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад и т.д.);

Принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.

4.3. Педагогический совет:

Содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе;

Принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы;

Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;

Принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательной деятельности в школе;

Участие в оценке качества и результативности труда работников школы;

Содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;

Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе;

Принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию.

4.4. Методический совет и методические объединения учителей-предметников:

Участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;

Участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы;

Содействуют проведению подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

Проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся и формируют предложения по их совершенствованию;

Готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы.

5. Оценка содержания образования и образовательной деятельности

5.2. Оценку содержания образования осуществляют заместители директора по воспитательной и учебно-воспитательной работе, педагогический совет на основании параметров и измерителей, разработанных в ОО.

5.3. В рамках содержания образования оценке подвергаются:

5.3.1. Для классов ОО, обучающихся в соответствии с ФКГОС:

соответствие структуры и содержания учебного плана структуре и содержанию базисного учебного плана 2004 г.;

наличие учебных планов для учащихся, осваивающих ООП по индивидуальному учебному плану;

наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане образовательных потребностей и запросов учащихся и (или) их родителей (законных представителей) при формировании компонента ОО;

наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана;

соответствие содержания рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин по всем предметам, курсам, дисциплинам требованиям ФКГОС;

наличие программ воспитательной направленности;

наличие плана-графика внеурочной деятельности в рамках ООП;

наличие рабочих программ и др. документации по направлениям внеурочной деятельности, соответствие содержания заявленному направлению;

реализация в полном объеме содержания программного материала по направлениям внеурочной деятельности;

наличие адаптированных образовательных программ;

наличие учебных планов для учащихся, осваивающих ООП в очной, очно-заочной и заочной формах обучения; по индивидуальному учебному плану (согласно образовательным потребностям и возможностям учащихся).

5.3.2. Для классов, обучающихся в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО:

соответствие структуры ООП требованиям соответствующего ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО);

учет в ООП специфики и традиций образовательной организации, социального запроса потребителей образовательных услуг;

наличие в учебном плане обязательных предметных областей и учебных предметов соответствующего ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО);

соответствие объема часов за определенный период обучения согласно требованиям соответствующего ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) и учебного плана ОО по уровням образования;

наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане образовательных потребностей и запросов учащихся и (или) их родителей (законных представителей) при определении части, формируемой участниками образовательных отношений;

наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин по всем предметам учебного плана, их соответствие требованиям соответствующего ФГОС;

реализация в полном объеме содержания программного материала по учебному(ым) предмету(ам), курсу(ам), дисциплине(ам) (выполнение рабочих программ);

наличие программы формирования и развития УУД;

наличие программы духовно-нравственного развития учащихся (для начального общего образования);

наличие программы социализации и воспитания учащихся (для основного общего образования);

наличие плана внеурочной деятельности в рамках ООП, его обеспеченность рабочими программами и др. документации по направлениям внеурочной деятельности, соответствие содержания заявленному направлению;

реализация в полном объеме содержания программного материала по направлениям внеурочной деятельности.

5.4. Оценка образовательной деятельности осуществляется по следующим показателям:

5.4.1. Общая численность учащихся, осваивающих основную образовательную программу, в том числе:

начального общего образования;

основного общего образования;

среднего общего образования.

5.4.2. Предоставляемые формы получения образования; количество учащихся получающих образование по каждой из форм:

очно-заочная;

5.4.3. Предоставляемые формы реализации ООП по уровням общего образования, количество учащихся, получающих образование по каждой из форм:

с применением дистанционных образовательных технологий;

с применением электронного обучения;

обучение на дому по индивидуальному плану.

6. Оценка условий реализации основной образовательной программы

6.1. Оценку условий реализации основной образовательной программы по уровням общего образования проводит заместитель директора по УВР, заведующая библиотекой при содействии заместителя директора по АХР по параметрам и измерителям, разработанных в ОО.

6.2. Оценка условий реализации ООП (по уровням общего образования) включает анализ:

кадрового обеспечения;

материально-технического оснащения;

качества информационно-образовательной среды;

учебно-методического обеспечения;

библиотечно-информационных ресурсов.

6.3. Оценка условий реализации ООП (по уровням общего образования) проводится на этапе ее проектирования / коррекции с целью определения фактических условий и разработки «дорожной карты».

7. Оценка результатов реализации ООП

7.1. Оценка результатов реализации ООП, в части, соответствующих ФКГОС:

7.1.1. В период поэтапного перехода на ФГОС общего образования (по уровням), в отношении учащихся, осваивающих ООП, соответствующих ФКГОС, оценке подвергаются только предметные образовательные результаты.

7.1.2. Оценка предметных результатов по указанной группе учащихся проводится в следующих формах:

промежуточная аттестация;

7.2. Оценка результатов реализации ООП, в части, соответствующих ФГОС:

7.2.1. Оценка достижения предметных результатов освоения ООП в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО проводится в следующих формах:

промежуточная аттестация;

накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (с использованием технологии портфолио);

итоговая аттестация учащихся на институциональном уровне (по предметам, не выходящим на ГИА (предметы по выбору);

анализ результатов государственной итоговой аттестации.

7.2.2. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО проводится в следующих формах:

комплексная контрольная работа;

экспертное заключение по результатам выполнения учащимися группового проекта.

7.2.3. КИМы для оценки достижения учащимися метапредметных результатов освоения ООП соответствующего уровня разрабатываются на основе материалов КИМ федерального уровня.

7.2.4. Фиксация данных по оценке метапредметных результатов проводится согласно параметрам и индикаторам Программ психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.

7.2.5. Оценка достижения личностных результатов освоения учащимися ООП в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО проводится косвенно, посредством неперсонифицированных мониторингов, осуществляемых психологом или иным лицом, имеющими соответствующие полномочия, а также посредством статистического учета индивидуальных достижений учащихся в мероприятиях программ воспитательной направленности.

7.2.6. Оценка личностных результатов встраивается в программы воспитательной направленности, разработанные в соответствии с реализуемым образовательным стандартом.

7.2.7. Фиксация данных по оценке личностных результатов проводится согласно параметрам и индикаторам Программ психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.

7.3. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся:

организуются и проводятся в МОУ Казачинская СОШ согласно Положению о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся;

с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования.

7.4. В рамках текущего контроля как контроля формирующего проводится оценка запланированных рабочими программами педагогов результатов образования: предметных и (или) метапредметных - в зависимости от реализуемой ООП.

Приложение 1.

К Положению о внутренней

системе оценки качества

образования в МОУ Казачинская СОШ

Объекты оценки качества образования.

Объект

оценки

Показатели

Методы оценки

Ответственный

Сроки

I. Качество образовательных результатов

Предметные результаты

доля неуспевающих;

доля обучающихся на «4» и «5»; средний процент выполнения заданий административных контрольных работ;

доля обучающихся 9, 11х классов, преодолевших минимальный порог при сдаче государственной аттестации по предметам русский язык и математика;

доля обучающихся 9,11х классов, получивших аттестат;

средний балла по предметам русский язык и математика по результатам государственной аттестации;

доля обучающихся 9,11х классов, получивших аттестат особого образца;

доля обучающихся, выполнивших 2/3 предложенных заданий при проведении текущего и итогового контроля в переводных классах.

Промежуточный и итоговый контроль; мониторинг; анализ результатов итоговой аттестации

Зам по УВР

по итогам четверти, полугодия, учебного года

Метапредметные результаты

Уровень освоения планируемых метапредметных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий). Динамика результатов

Промежуточный и итоговый контроль

Анализ урочной и внеурочной деятельности

в соответствии с планом ВШК мониторинга

Личностные результаты

Уровень сформированности планируемых личностных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий).

Динамика результатов

Мониторинговое исследование Анализ урочной и внеурочной деятельности

Классный руководитель, Зам по ВР

в соответствии с планом ВШК мониторинга

Здоровье обучающихся

Уровень физической подготовленности обучающихся

доля обучающихся по группам здоровья

Доля обучающихся, которые занимаются спортом.

Процент пропусков уроков по болезни.

Мониторинговое исследование

Наблюдение

Классный руководитель, медработник

1 раз в полугодие

1 раз в месяц

Достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах

Доля обучающихся, участвовавших в конкурсах, олимпиадах по предметам на уровне: школа, город, область и т.д.

Доля победителей (призеров) на уровне: школа, район, область и т.д. Доля обучающихся, участвовавших в спортивных соревнованиях на уровне: школа, город, область и т.д. Доля победителей спортивных соревнований на уровне: школа, район, область и т.д.

Наблюдение

Классный руководитель

Зам по ВР

в соответствии с планом ВШК мониторинга

Удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов

Доля родителей, положительно высказавшихся по вопросам качества образовательных результатов

анкетирование

Классный руководитель, Зам по ВР

Конец учебного года

Профессиональное самоопределение

Доля обучающихся 9го класса, сформировавших профплан

Доля выпускников 9,11го класса поступивших в УПО на бюджетную форму обучения

Классный руководитель, Зам по ВР

Конец учебного года

II . Качество реализации образовательного процесса

Основные образовательные программы

Соответствие образовательной программы (ФК ГОС) ФГОС:

соответствует структуре ООП

содержит планируемые результаты, систему оценки, программу формирования (ОУУН)УУД, программы отдельных предметов, воспитательные программы, учебный план урочной и внеурочной деятельности.

Отражает в полном объеме идеологию ФГОС(ФК ГОС.

Экспертиза

Директор

два раза в год, в соответствии с планом ВШК

Рабочие программы по предметам

Соответствие ФГОС(ФК ГОС)

Соответствие ООП

Соответствие учебному плану школы

экспертиза

Директор

Программы внеурочной деятельности

Соответствие ФГОС(ФК ГОС)

Соответствие запросам со стороны родителей и обучающихся.

Доля обучающихся, занимающихся по программам внеурочной деятельности

Экспертиза

Анкетирование

Мониторинг

директор

два раза в год,

Реализация учебных планов и рабочих программ

Соответствие учебных планов и рабочих программ ФГОС(ФК ГОС)

Процент выполнения

Экспертиза

итоговый контроль

Директор

один раз в год, в соответствии с планом ВШК и мониторинга

Качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися

Соответствие уроков требованиям ФГОС(ФК ГОС): реализация системно-деятельностного подхода; деятельность по формированию УУД; и т.д.

Экспертиза, наблюдение

Директор

В течение года

Качество внеурочной деятельности (включая классное руководство);

Соответствие уроков требованиям ФГОС реализация системно-деятельностного подхода; деятельность по формированию УУД; и т.д.

Анкетирование

наблюдение

Директор

В течение года

Удовлетворённость учеников и их родителей уроками и условиями в школе

Доля учеников и их родителей (законных представителей) каждогокласса , положительно высказавшихся покаждому предмету и отдельно о различных видах условий жизнедеятельности школы

Анкетирование

1 раз в год

Организация занятости обучающихся

Доля обучающихся, посещающих кружки, секции и т.д. во внеурочное время

Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях, организованных во время каникул

Экспертиза

В соответствии с планом ВШК и мониторинга

III . Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс

Материально-техническое обеспечение

Соответствие материально-технического обеспечения требованиям ФГОС

Экспертиза

Директор

2 раза в год

Информационно-развивающая среда

Соответствие информационно-методических условий требованиям ФГОС

Обеспеченность обучающихся учебной литературой

Соответствие школьного сайта требованиям

Экспертиза

Директор

2 раза в год

Санитарно-гигиенические и эстетические условия

Выполнение требований СанПин при организации УВП

Доля учеников и родителей, положительно высказавшихся о санитарно-гигиенических и эстетических условиях в школе

Результаты проверки Роспотребнадзора

контроль

Анкетирование

В соответствии с планом ВШК и мониторинга

Организация питания

Охват горячим питанием

Доля учеников, родителей и педагогов, высказавшихся об организации горячего питания

Мониторинг

анкетирование, опрос

1 раз в триместр

1 раз в год

Психологический климат в образовательном учреждении

Доля обучающихся, эмоциональное состояние которых, соответствует норме.

Доля учеников, родителей и педагогов, высказавшихся о психологическом климате (данные собираются по классам)

Анкетирование

Психологи

в течение года

Использование социальной сферы микрорайона и города

Доля учащихся, посетивших учреждения культуры, искусства и т.д.

Доля обучающихся, занятых ДО

Доля мероприятий, проведенных с привлечением социальных партнеров, жителей села и т.д.

Мониторинг

Конец учебного года

Кадровое обеспечение

Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана;

Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию;

Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации;

Доля педагогических работников, получивших поощрения в различных конкурсах, конференциях;

Доля педагогических работников, имеющих методические разработки, печатные работы, проводящих мастер-классы

Экспертиза

Конец учеб. года

Общественно-государственное управление и стимулирование качества образования.

Доля обучающихся, участвующих в ученическом самоуправлении.

Доля родителей, участвующих в работе родительских комитетов, Совета ОУ

Экспертиза

Конец учебного года

Документооборот и нормативно-правовое обеспечение

Соответствие школьной документации установленным требованиям

Соответствие требованиям к документообороту.

Полнота нормативно-правового обеспечения

Экспертиза

директор

В течение года

11 мая 2016 года состоялся семинар для руководителей общеобразовательных организаций Кемеровской области, работающих в сложных социальных условиях. Целью семинара было изучение опыта работы внутренней системы оценки качества образования в условиях реализации ФГОС.

Участники семинара (59 человек) были ознакомлены с нормативными правовыми основами функционирования внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) на федеральном и региональном уровне в контексте стандартизации образования. Анатолий Анатольевич Старченков , директор МБОУ «Гимназии № 1», Беловского городского округа, представил нормативное правовое обеспечение ВСОКО на уровне образовательной организации. Особый интерес у слушателей семинара вызвал четвертый раздел Положения о ВСОКО «Оценка условий реализации основной образовательной программы». По их мнению, этот материал можно использовать в практической работе.

Ольга Анатольевна Гаврилова, директор МБОУ «Магистральная СОШ», член РПМО руководителей ОО Кемеровской области, ознакомила с моделью внутренней системы оценки качества образования в условиях стандартизации образования и отметила, что при реализации этой модели необходимо учитывать критерии и показатели внешней оценки качества образования. Участники семинара сделали вывод о том, что наличие такой модели является обязательным в условиях стандартизации образования.

Елена Викторовна Скоромина, заместитель директора по УВР МБОУ «Начальная школа-детский сад № 5» Юргинского городского округа, рассказала о реализации образовательной организацией ресурса многоуровневой системы оценки качества образования. Ценность выступления заключалась в том, что разработанная ими многоуровневая система оценки качества образования позволяет реализовывать единые требования на всех уровнях управления.

Вопрос о мониторинге качества образования с позиций стандартизации образования был раскрыт через представленный опыт работы и в процессе обсуждения руководителями ОО региона: Елены Валентиновны Трушиной , директора МБОУ «Усть-Сосновская ООШ», Топкинского муниципального района, и Татьяны Владимировны Камчатной , заместителя директора по учебно-методической работе МБОУ «Лицей №15» Березовского городского округа. По мнению слушателей, в презентации Елены Валентиновны Трушиной не полно представлены критерии оценки реализации основной образовательной программы. По результатам обсуждения презентации Татьяны Владимировны Камчатной участники семинара высказали мнение о том, что были полно раскрыты критерии оценки условий реализации основной образовательной программы. С презентациями можно ознакомиться в материалах для скачивания.

Оживленную дискуссию вызвало обсуждение проблем внутренней системы оценки качества образования в контексте существующих федеральных и региональных систем и процедур. При подведении итогов участники семинара определили направления деятельности руководящих работников в области совершенствования внутренней системы оценки качества образования. В анкетах обратной связи по итогам семинара участники отметили практическую значимость и актуальность рассматриваемых вопросов, а также высокий уровень организации семинара.

Руководители и заместители руководителей по УВР предложили продолжить работу в интерактивном режиме и активнее транслировать опыт управления общеобразовательными организациями, работающими в сложных социальных условиях, через депозитарий ЭОР, публикации, другие открытые площадки.

СКАЧАТЬ:

№ п/п Название Автор Файл
1 "Реализация образовательной организацией ресурса многоуровневой системы оценки качества образования (МСОКО)" Скоромина Елена Викторовна , заместитель директора по УВР МБОУ «НШ-ДС №5» г. Юрга
2 Нормативное правовое обеспечение реализации внутренней системы оценки качества образования (на уровне образовательной организации) в контексте стандартизации образования Старченков Анатолий Анатольевич, директор МБОУ гимназии № 1 города Белово, Беловский городской округ
3 Модель внутренней системы оценки качества образования в условиях стандартизации образования Гаврилова Ольга Анатольевна , директор МБОУ «Магистральная СОШ», член РПМО руководителей ОО Кемеровской области

1. Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Ст. 28, 29, 95, 97). 2. Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги (постановление Правительства РФ от). 3. Государственная программа РФ «Развитие образования» на годы (Распоряжение Правительства РФ от р). 4. Порядок проведения самообследования образовательной организацией (приказ Минобрнауки РФ от). 5. Правила осуществления мониторинга системы образования (Постановление Правительства РФ от). 6. Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию (приказ Минобрнауки РФ от). 7.Показатели мониторинга системы образования., * Приказ Минобрнауки РФ от г.1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».


Из госпрограммы «Развитие образования» на г.г. Одна из задач Программы - создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно- профессионального участия. Реализация задачи предусматривает разработку и внедрение национальной системы оценки качества образования, мониторинговых исследований в образовании, развитие участия в международных сопоставительных исследованиях качества образования и создание инфраструктуры по выработке решений по повышению качества образования на основе результатов участия, расширение участия работодателей и общественности в оценке качества образования.


Из Федерального закона от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 28, п.13: К компетенции образовательной организации относятся проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. Ст. 29, ч. 2, п.3: Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность отчета о результатах самообследования. Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Ст 95, п. 1: Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физических лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.


Из Федерального закона от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 97, п. 1, п. 2: Органы местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования. Информация о системе образования включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся системы образования, данные мониторинга системы образования и иные данные. п. 3: Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность. п. 5: Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, устанавливается Правительством Российской Федерации.


Внутренний мониторинг качества образования ориентирован на решение следующих задач: * систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата. * максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.


Из Правил осуществления мониторинга системы образования п. 4: Организация мониторинга осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, иными федеральными государственными органами, имеющими в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - органы государственной власти), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации), и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (далее - органы местного самоуправления). Показатели мониторинга системы образования и методика их расчета определяются Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с перечнем обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662.


Из Порядка проведения самообследования п. 3, п. 5, п. 6: Самообследование проводится организацией ежегодно. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно. Показатели деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. п. 7: Отчет подписывается руководителем организации и заверяется ее печатью.


Ст. 97, п.1: …органы местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования. Доступность информации о системе образования Обеспечивают: 1. органы местного самоуправления через мониторинг системы образования (Ст. 97, п.3). 2. образовательные организации через функционирование ВСОКО и процедуру самообследования (Ст. 28, п. 13)


Муниципальный мониторинг системы общего образования Нормативная основа: 1.Правила осуществления мониторинга системы образования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от). 2.Показатели мониторинга системы образования (Приказ МО и Н РФ от г. 1324, рег от г.).


1. Качество образовательных результатов: предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в том числе ГИА-9 и ЕГЭ); метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики); личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся); результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования; здоровье обучающихся (динамика); достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов. * Содержание мониторинга качества образования


Перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу Сведения о развитии начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования: а) уровень доступности начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и численность населения, получающего начальное общее, основное общее и среднее общее образование; б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования; в) кадровое обеспечение общеобразовательных организаций, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников; г) материально-техническое и информационное обеспечение общеобразовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ; д) условия получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;


Е) результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования; ж) состояние здоровья лиц, обучающихся по основным общеобразовательным программам, здоровьесберегающие условия, условия организации физкультурно- оздоровительной и спортивной работы в общеобразовательных организациях, а также в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ; з) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность); и) финансово-экономическая деятельность общеобразовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ; к) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях. Перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу


Некоторые показатели мониторинга системы общего образования 1. Охват детей начальным общим, основным общим и средним общим образованием (отношение численности учащихся 1–11 (12) классов общеобразовательных организаций, к численности детей в возрасте 6,5–18 лет). 2. Удельный вес общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, в общем их числе. 3. Удельный вес общеобразовательных организаций, использующих сетевую форму при реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, в общем их числе. 4. Численность учащихся в общеобразовательных организациях в расчете на: 1 педагогического работника, на 1 учителя. 5. Удельный вес численности руководителей общеобразовательных организаций, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей общеобразовательных организаций. 6. Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 учащихся общеобразовательных организаций: всего и имеющих доступ к Интернету.


Некоторые показатели мониторинга системы общего образования 7. Удельный вес общеобразовательных организаций, в которых имеются условия для беспрепятственного доступа инвалидов, в общем их числе. 8. Удельный вес детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычных классах общеобразовательных организаций, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программам общего образования. 9. Удельный вес обучающихся общеобразовательных организаций, пользующихся горячим питанием, в общей их численности. 10. Удельный вес внебюджетных средств в общем объеме средств общеобразовательных организаций. 11. Удельный вес общеобразовательных организаций, имеющих охрану, в общем их числе. 12. Удельный вес общеобразовательных организаций, имеющих систему видеонаблюдения, в общем их числе.


Представление результатов мониторинга системы общего образования 1.В сети Интернет: - годовой отчет по итогам состояния и перспектив развития образования; - рейтинг образовательных организаций по результатам мониторинга. 2. В управление образования Администрации Псковского района: - годовой отчет по итогам состояния и перспектив развития образования не позднее 15 сентября.


Самообследование образовательной организацией Нормативная основа: 1. Порядок проведения самообследования образовательной организацией, утвержденный приказом МОН РФ от Показатели деятельности общеобразовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденные приказом МОН РФ от


Процедура самообследования 1. Разработка и утверждение нормативного правового акта о проведении самообследования. 2. Планирование (сроки проведения самообследования; ответственные за аналитическую часть по всем направлениям самообследования; ответственные за заполнение таблицы показателей; сроки совещаний при директоре по обобщению результатов самообследования; сроки проведения педагогического совета по рассмотрению результатов самообследования; сроки утверждения отчета директором и размещения отчета на сайте организации). 3. Организация и проведение самообследования (издание приказов, осуществление работы). 4. Обобщение результатов самообследования и формирование отчета (совещание при директоре, доработка отчета). 5. Рассмотрение отчета на педагогическом совете. 6. Подписание отчета директором, размещение на сайте организации и предоставление учредителю.


Структура отчета по результатам самообследования 1. Аналитическая часть. Отражает состояние: - образовательной деятельности (структура классов, УП, реализуемые образовательные программы, система оценки и пр.); - системы управления (структура управления, органы управления); - содержания и качества подготовки учащихся (успеваемость и качество обученности в целом по ОУ и в разрезе различных предметов, классов, результаты прохождения ГИА и пр.); - организации учебного процесса (режим работы ОУ, календарный учебный график, промежуточная аттестация и пр.); - востребованность выпускников (дальнейшее их определение); - качество кадрового состава (средний возраст педагогов в целом по ОУ и в разрезе предметов, образование и квалификация, прохождение курсов подготовки и переподготовки и пр.); - учебно-методическое обеспечение (виды используемых в работе программ учебных предметов, курсов, УМК, учебников и пр.); - библиотечно-информационное обеспечение (оснащенность библиотек учебниками, наличие ЭОР и пр.); - материально-техническая база; - функционирование ВСОКО (структура ВСОКО, механизм реализации и пр.)


Структура отчета по результатам самообследования 2. Анализ показателей. Отражается в таблице показателей с комментариями динамики за 3 года: Показатели деятельности общеобразовательной организации п/пПоказателиЗначение показателя Комментарий Всего в таблице – 2 группы показателей: 1.Образовательная деятельность (23 показателя по учащимся, 11 показателей по кадрам). 2. Инфраструктура (6 показателей).


Показатели Инфраструктуры 2. Инфраструктура Единица измерения 2.1 Количество компьютеров в расчете на одного учащегося единиц 2.2 Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося единиц 2.3 Наличие в образовательной организации системы электронного документооборота да/нет 2.4 Наличие читального зала библиотеки, в том числе: да/нет С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров да/нет С медиатекой да/нет Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов да/нет С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки да/нет С контролируемой распечаткой бумажных материалов да/нет 2.5 Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся человек/% 2.6 Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося кв. м


Представление результатов самообследования 1.В сети Интернет: ежегодный отчет по результатам самообследования размещается не позднее 15 сентября. 2. Учредителю: ежегодный отчет по результатам самообследования по состоянию на 1 августа направляется не позднее 15 сентября.


Структура внутренней системы оценки качества образования ВСОКО Обязательная частьПроизвольная часть (примерный вариант) Показатели муниципального мониторинга системы общего образования (ММСОО) Показатели самообследования Региональные критерии показателей государственной аккредитации образовательной деятельности Дополнительные показатели на усмотрение школы (например, уровень обученности школьников по математике, качество преподавания предметов ОО «Филология» и др.) Учесть пересечения показателей


Нормативный правовой акт общеобразовательной организации о функционировании ВСОКО Структура акта: 1.Нормативная база разработки документа. 2.Цели разработки документа. 3.Измеряемые объекты ВСОКО. 4.Формы и методы измерения объектов ВСОКО. 5.Периодичность измерения объектов ВСОКО. 6.Инструментарий и индикаторы для измерения объектов ВСОКО. 7.Лица, ответственные за измерение объектов ВСОКО. 8.Сроки и формы предоставления результатов измерения объектов ВСОКО.



Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы учащихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. Оценка качества образования в этом случае рассматривается как ключ к решению назревших проблем стратегического планирования школы. Рецепт 1. Четкое понимание задачи и рамок (ориентация на потребности заказчика). 2. Внимательное изучение существующих документов и прогнозирование. 3. Поддержка руководства, в том числе идеологическая и финансовая. 4. Внутренняя инфраструктура, квалифицированные кадры и современные технологии.


* Согласно ч.7 ст.28 Федерального закона 273-ФЗ образовательная организация несёт ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесённых к её компетенции, в т.ч. за реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.


* В соответствии с ч.2 ст КоАП РФ реализация не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса … влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб, на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.


* В соответствии с п.1 ч.1 ст.48 Закона 273- ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утверждённой рабочей программой.


Неисполнение данной обязанности влечёт дисциплинарную ответственность по правилам, установленным Трудовым кодексом РФ от ФЗ, в виде объявления замечания или выговора. В случае неоднократного неисполнения данной обязанности руководитель ОО может применить дисциплинарное взыскание в виде увольнения на основании п.5 ч.1 ст.81 ТК РФ.



Поделиться