Правовое обеспечение системы управления персоналом. § объявление благодарности

Правовое обеспечение управления персоналом. Правовое обеспечение управления персоналом состоит в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом с целью достижения эффективной деятельности организации.

Основные задачи правового обеспечения управления персоналом - это правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и наемными работниками; защита прав и законных интересов работников, вытекающих их трудовых отношений.

Правовое обеспечение управления персоналом включает: соблюдение и применение норм действующего законодательства в области труда, трудовых отношений; разработку и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов организационного, организационно-распорядительного, экономического характера; подготовку предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым, кадровым вопросам.

Осуществление правового обеспечения в организации возлагается на ее руководителя и других должностных лиц (в пределах предоставленных им прав и полномочий при осуществлении ими организационно-распорядительных, административно-хозяйственных, трудовых и других функций), а также на руководителя системы управления персоналом и ее работников по вопросам, входящим в их компетенцию. Головным подразделением по ведению правовой работы в области трудового законодательства является юридический отдел.

Одно из специфических условий кадровых служб заключается в том, что их повседневная деятельность связана непосредственно с людьми. Организовывать работу по приему работников, своевременно обеспечить переводы на другую работу, произвести увольнение, не допустить возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями по приему на работу, увольнению, и т.п. - все подобные меры возможны только на основе четкого урегулирования прав и обязанностей всех участников трудовых отношений.

Это достигается путем установления правовых норм централизованного или локального характера. В трудовом законодательстве преобладающее место занимают акты централизованного регулирования - Трудовой кодекс РФ, постановления Правительства РФ, акты Минтруда РФ. Вместе с тем есть вопросы труда, которые могут решаться при помощи локальных правовых норм, принятых в каждой организации.

В условиях рыночных отношений сфера локального регулирования неуклонно расширяется. К таким актам относятся: приказы руководителя организации по кадровым вопросам (по приему, увольнению, переводам), положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты организации и др.

Основные задачи юридического отдела в этой области таковы:

а) разработка проектов нормативных актов организации;

б) правовая экспертиза нормативных актов, разработанных в системе управления персоналом, на соответствие требованиям законодательства и визирование их;

Нормативно-методическое обеспечение управления персоналом. Нормативно-методическое обеспечение управления персоналом - это совокупность документов организационного, организационно-методического, организационно-распорядительного, технического, нормативно-технического, технико-экономического и экономического характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации труда и управления персоналом и утвержденные в установленном порядке компетентном соответствующим органом или руководством организации.

Нормативно-методическое обеспечение создает условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам управления персоналом. Оно состоит в организации разработки и применения методических документов, а также ведении нормативного хозяйства в системе управления персоналом.

Ответственность за обеспечение структуры управления персоналом нормативно-методическими документами несут соответствующие подразделения аппарата управления организации (отдел стандартизации, отдел организации управления, юридический отдел).

На основе типовых документов с учетом особенностей организации работники службы управления персоналом разрабатывают документы для внутреннего пользования. Так, важным организационно-распорядительным документом являются правила внутреннего трудового распорядка, которые регулируют трудовой распорядок в организации. Правила принимаются в следующем порядке. Администрация разрабатывает проект правил и выносит их на обсуждение общего собрания (конференции), которое и утверждает их.

Типовая структура правил внутреннего трудового распорядка содержит следующие разделы:

1. Общие положения

1.1 Право на труд. Определение дисциплины

1.2 Цели правил

1.3 Использование правил

1.4 Применение правил

2. Порядок приема и увольнения рабочих и служащих

2.1 Документы

2.2 Обязанности администрации при приеме

2.3 Трудовые книжки

2.4 Прекращение трудового договора

3. Основные обязанности рабочих и служащих

3.1 Работать честно, соблюдать дисциплину

3.2 Повышать производительность

3.3 Улучшать качество работы

3.4 Соблюдать требования по охране труда

3.5 Устранять причины, мешающие работе

3.7 Беречь имущество

3.8 Вести себя достойно

4. Основные обязанности администрации

4.1 Правильно организовать труд

4.2 Создавать условия для роста производительности труда

4.3 Развивать формы стимулирования труда

4.4 Планировать труд и обеспечивать выполнение поставленных задач

4.5 Совершенствовать организацию оплаты труда

4.6 Обеспечивать дисциплину

4.7 Соблюдать законодательство

4.8 Осуществлять профилактику травматизма

4.9 Контролировать знание работниками инструкций по охране труда

4.10 Развивать соревнование

4.11 Внедрять изобретения

4.12 Обеспечивать повышение квалификации

4.13 Создавать условия трудовому коллективу для его работы

4.14 Внимательно относиться к нуждам работников

5. Рабочее время и его использование

5.1 Начало и окончание работы, перерывы для отдыха и питания

5.2 Учет рабочего времени

5.3 Сверхурочные работы

6. Поощрения за успехи в работе

6.1 Виды поощрений

6.2 Процедура применения мер поощрения

6.3 Поощрения за особые заслуги

6.4 Меры поощрения, применяемые трудовым коллективом

7. Ответственность за нарушения трудовой дисциплины

7.1 Определения нарушения

7.2 Виды взысканий

7.3 Взыскание за прогул

4 Процедура применения взыскания

5 Дисциплинарная власть трудового коллектива

Организации целесообразно совершенствовать трудовой распорядок, рассматривая правила внутреннего трудового распорядка как важнейший нормативный акт - инструмент совершенствования организации труда. В них целесообразно включить следующие разделы: об оплате труда, о коммерческой тайне, о страховании, об охране труда .

Самым важным документом для работника является трудовой договор (контракт), заключаемый им и организацией при приеме на работу.

Контракт - срочный трудовой договор, заключенный в письменной форме. Он представляет собой соглашение между работником и организацией, в соответствии с которым тот обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку (последним трудовой контракт отличается от гражданско-правовых договоров), а организация обязуется выплачивать заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством, действующими коллективными договорами и соглашениями.

Контракт содержит положения о взаимных правах, обязанностях и ответственности сторон, конкретизирует отдельные из них применительно к индивидуальному случаю.

Положения контракта, таким образом, подразделяются на основные, касающиеся характера, вида и сроков его действия, условий и оплаты труда и дополнительные, связанные с иными моментами организации трудового процесса и социальными гарантиями.

Работник не имеет права уволиться по собственному желанию до окончания срока контракта, а работодатель может не возобновлять контракта без объяснения причин.

Контракт имеет следующую типовую структуру:

1. Общие положения (стороны, сроки действия, условия, испытательный срок).

2. Обязательства работника (сам предмет контракта).

Обязанности фирмы (условия труда, социальное обеспечение, вознаграждение, социальное обслуживание).

Ответственность сторон.

Основание и порядок расторжения.

Порядок разрешения трудовых споров.

В контракте конкретно оговариваются: место, род и срок работы; режим труда и отдыха; техническое обеспечение труда; обязательства администрации по оплате и социальным льготам; возможности переподготовки и повышения квалификации; ответственность за неисполнение должностных обязанностей; основания для расторжения; порядок рассмотрения споров; условия совмещения или выполнения обязанностей другого лица на время его отсутствия, испытательный срок, соблюдение коммерческой тайны и т.п.

При заключении контракта могут рассматриваться дополнительные льготы: оказание материальной помощи при уходе в отпуск; предоставление автомобиля; компенсация тех или иных расходов;

Помощь в обеспечении жильем и т.п. При этом в процессе переговоров считается уместным и психологически оправданным торг.

В соответствии с законодательством РФ трудовые договоры (контракты) могут заключаться в трех вариантах: на неопределенный срок; на определенный срок не более 5 лет; на время выполнения определенной работы. Обычно срочный контракт заключается в том случае, когда характер работы или условия ее выполнения не позволяют установить трудовые отношения на неопределенный срок (например, при замещении временно отсутствующих сотрудников или на сезонных работах), а также, если это противоречит интересам самого работника.

Трудовой договор заключается в письменной форме и на основании его издается приказ (распоряжение) администрации, объявляемый работнику под расписку. Одновременно его знакомят с условиями будущей работы, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и проч. Независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен, фактическое допущение к ней считается заключением контракта.

Обычно вновь принятому определяется оговариваемый в приказе (распоряжении о приеме на работу) испытательный срок для проверки соответствия работника его обязанностям. Он не может превышать 3 месяцев, а в отдельных случаях - 6 месяцев. В то же время по соглашению сторон могут быть установлены и более короткие сроки. В этот период на работников полностью распространяется действие законодательства о труде.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, он считается выдержавшим испытание, и последующее увольнение допускается только на общих основаниях.

При неудовлетворительном исходе испытания освобождение работника производится администрацией, как с выплатой, так и без выплаты выходного пособия, но это решение может быть обжаловано в судебном порядке .

Важнейшим организационным документом является коллективный договор, разрабатываемый при непосредственном участии подразделений службы управления персоналом (отдела кадров, отдела организации труда и зарплаты, юридического отдела). Коллективный договор - это соглашение, заключаемое трудовым коллективом с администрацией по урегулированию их взаимоотношений в процессе производственно-хозяйственной деятельности на срок от одного до трех лет.

Порядок и условия заключения коллективного договора определяются законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.92 №2490-1 в редакции Федерального закона от 24.12.95 №176-ФЗ. В соответствии с Законом представителями работников являются органы профессиональных союзов и их объединений. Работодателей представляют руководители организации или иные лица, уполномоченные в соответствии с уставом организации.

Инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора вправе выступать любая из сторон. Для ведения коллективных переговоров и разработки проекта договора стороны на равноправной основе создают полномочную комиссию, состав которой, сроки, место проведения и повестка дня переговоров устанавливаются сторонами. Проект коллективного договора должен быть обсужден работниками в подразделениях организации и доработан с учетом поступивших замечаний и предложений. Доработанный единый проект договора утверждается общим собранием (конференцией) работников организации и подписывается представителем работников и работодателем.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:

Форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;

Механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных договором;

Занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

Определение рабочего времени и времени отдыха;

Улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков);

Добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;

Соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;

Экономическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

Льготы для работников, совмещающих работу с обучением;

Контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования представителей работников;

Отказ от забастовок по условиям, включенным в договор, при своевременном и полном их выполнении.

Условия коллективного договора, заключенного в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателя. Если условия договора ухудшают по сравнению с законодательством положение работников, то они недействительны.

К документам организационно-методического и методического характера относятся те, которые регламентируют выполнение функций по управлению персоналом. Сюда входят: положение по формированию кадрового резерва в организации; положение по организации адаптации работников; рекомендации по организации подбора и отбора персонала; положение по урегулированию взаимоотношений в коллективе; положение по оплате и стимулированию труда; инструкция по соблюдению правил техники безопасности и др.

Разработку этих документов осуществляют работники соответствующих звеньев структуры управления персоналом.

В свою очередь, для разработки этих и других документов, а также для выполнения ряда функций по управлению персоналом используется такой нормативный документ, как Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Минтруда РФ в 2009 г. Он призван регламентировать организацию труда этих категорий работников, обеспечивать рациональный подбор, расстановку и использование кадров, устанавливать оплату труда работникам в зависимости от уровня их квалификации. Справочник включает квалификационные характеристики должностей, каждая из которых имеет следующие разделы: «Должностные обязанности» - функции, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность; «Должен знать» - требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, знания законодательства, методов и средств выполнения должностных обязанностей; «Требования к квалификации» - определенный уровень и профиль специальной подготовки работника, его образование, требуемый стаж работы.

Для характеристики рабочих должностей, тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, составления программ подготовки и повышения квалификации рабочих используется такой нормативный документ, как Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих даются по разрядам и состоят из разделов: «Характеристика работ» - перечень трудовых навыков, которыми должен обладать рабочий для получения соответствующего выполняемой работе разряда; «Должен уметь» - минимум специальных знаний и навыков, требующихся для работы по данному разряду; «Примеры работы» - перечень наиболее типичных для данной профессии и данного тарифного разряда работ.

Рассмотрим содержание некоторых видов регламентирующей документации.

Положение о персонале отражает вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива, его взаимоотношений с администрацией, гарантированности занятости персонала и др. Положение разрабатывается в основном в коммерческих организациях. Содержание и структура этого документа одобрены и рекомендованы к применению Госкомимуществом РФ и Российским фондом федерального имущества. В текст Положения рекомендуется включать следующие разделы: общие положения; понятие персонала; принципы взаимоотношений администрации и персонала; программа развития персонала; контактная система найма персонала; повышение квалификации персонала; право персонала на выбор форм организации труда; гарантированность занятости персонала; социальные гарантии персонала; участие персонала в прибылях; администрация, персонал и профсоюз; ответственность администрации и персонала; заключительные положения; приложение: например, Правила делового поведения персонала (Кодекс деловой этики).

Положение о подразделении - документ, регламентирующий деятельность какого-либо структурного подразделения организации (отдела, службы, бюро, группы и т.п.) - его задачи, функции, права, ответственность. Типовая структура положения включает следующие разделы:

общие положения (кому подчиняется данное подразделение, степень его самостоятельности, какими нормативно-правовыми документами оно руководствуется в своей деятельности и т.п.);

задачи подразделения;

оргструктура подразделения (схема с указанием линейно-функциональной, методической и иной подчиненности и взаимосвязей отдельных звеньев и работников подразделения);

функции подразделения;

взаимоотношения подразделения с другими звеньями организации с указанием информации, документации, получаемой и передаваемой данным подразделением, от кого и кому, сроки и периодичность;

права подразделения (в пределах возложенных на него функций);

ответственность подразделения (в рамках приданных ему полномочий за некачественное, несвоевременное их выполнение).

Типовые положения о подразделениях содержатся в специальной литературе, но требуется их адаптация, уточнение применительно к каждому конкретному предприятию и подразделению.

Совокупность должностей служащих находит отражение в штатном расписании - документе, утверждаемом руководителем организации и содержащем сведения о численности работников соответствующих категорий (штатных единицах) по каждой должности, наименованиях должностей, должностных окладах и надбавках к ним.

Для каждой должности, содержащейся в штатном расписании, должна быть разработана должностная инструкция, которая составляется на основе Положения о подразделении, квалификационной характеристики, а также проведенного анализа работы (или рабочего места, должности) и составленного описания работы (рабочего места, должности). Должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность каждого работника, занимающего определенную должность, начиная с заместителей руководителя подразделения. Деятельность первых лиц организации и их заместителей регламентируется ее Уставом, а руководителей подразделений - Положениями о них.

Личностная спецификация представляет собой набор требований, которые работа на данном рабочем месте или должности предъявляет к работнику. Она вытекает непосредственно из описания работы (или рабочего места, должности) и отвечает на вопрос: «Каковы черты характера, каким должен быть опыт человека, его образование для того, чтобы он успешно выполнял работу на данном рабочем месте (должности)?» Личностная спецификация дает информацию, необходимую для приема на работу и отбора нужных сотрудников, для проведения собеседования.

Наиболее полно основные требования к работнику были разработаны английским профессором А. Роджером в 1930 г. В каждом конкретном случае их состав может корректироваться.

Личностная спецификация может быть составлена либо в текстовой форме, либо в табличной (табл. 1).

Таблица 1. Личностная спецификация

В таблице выделены три категории качеств:

Основные требуемые качества, т.е. такие, без наличия которых работа не может осуществляться на удовлетворительном уровне;

Желаемые качества: преимущество должно отдаваться кандидатам, обладающим ими, при условии наличия у них других главных качеств;

Противопоказания: качества, автоматически исключающие кандидатов, хотя и подходящих по другим параметрам.

Личностная спецификация является важным инструментом при отборе кандидатов на вакантную должность, проведении отборочного собеседования, так как в их ходе качества отдельного человека, претендующего на должность, сравниваются с теми, которые содержатся в личностной спецификации и представляют собой как бы идеальный, с точки зрения организации, портрет будущего сотрудника.

Подготовка личностной спецификации требует специальных знаний и осуществляется чаще всего профессиональным консультантом или специально обученным сотрудником службы управления персоналом. При отборе кандидатов на вакантную должность использование этого документа заключается в том, что личностные качества каждого претендента сравниваются с качествами «идеального» сотрудника .

В истории государственно-правовой мысли право давно понимается как нечто, предшествующее юридическому закону, принятому в установленной форме и по установленной процедуре. Право связано с глубинными потребностями и интересами людей в упорядочении собственной, общественной и частной жизнедеятельности, с их всеобщей волей. Оно содержит в себе элементы прав и свобод личности, гуманизма, социальной справедливости, исторической устойчивости и надежности общественных процессов.

Правовое обеспечение государственного управления представляет собой единство социологического, нормативного и практического аспектов. Оно начинается тогда, когда в целях, содержании, требованиях закона или иного правового нормативного акта «охватывается» назревшая общественная потребность в упорядочении взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом (моделью, логической структурой) и в определенном направлении. Правовой документ рассчитан на многократное применение разными людьми в приблизительно подобных обстоятельствах. Здесь всегда имеются сложности, связанные с тем, что формирование норм (правил) поведения осуществляется на основе информации о прошлом (о знаемой потребности), но они должны будут применяться и в будущем, которое неведомо. То есть в социологическом смысле правовое регулирование имеет прогнозный характер.

«Сердцевину», типологический «образ» правового обеспечения составляет нормативный аспект – разработка и юридическое (в актах государственных органов) закрепление норм поведения людей и ведение определенных общественно значимых дел.

Традиционно в норме (правиле) поведения, установленной или санкционированной государственной властью, различаются три основных элемента. Гипотеза – часть нормы, которая указывает условия, обстоятельства, отношение жизни, в которых она действует. Диспозиция – часть нормы, раскрывающая содержание, смысл самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъекта поступка или действия. Санкция – часть нормы, характеризующая меры, которые могут быть предприняты государственной властью в случае несоблюдения (нарушения) диспозиции и гипотезы соответствующей нормы (юридические санкции).

Правовое регулирование – это деятельность государства по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных для исполнения. Оно необходимо для упорядочения жизнедеятельности общества и государства.

Правовое обеспечение государственного управления – это установление правил функционирования органов государственного управления.

Можно выделить несколько аспектов государственной и общественной реальности правового обеспечения государственного управления:


отношения между государством (его органами) и обществом, гражданами, посредством которых формируются государственно-управляющие воздействия (управление обществом со стороны государственного аппарата); первостепенное значение здесь имеют правовые механизмы объективизации государственного управления; отношения внутри государства, между его органами по поводу распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой для управления ими (полномочий); волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие процессы, как в государственной службе (кадровый состав государственных органов), так и при обращении граждан в государственные органы при решении каких-либо своих проблем. центральным вопросом этих отношений выступает определение правового статуса государственных органов вообще и в сфере управления в частности;

Правовой статус государственного органа состоит из трех групп элементов, имеющих юридический смысл.

Во-первых, он включает в себя месторасположение и природу (существующего или предполагаемого) государственного органа в ценностной системе государственных органов страны.

Во-вторых «несущим» элементом правового статуса выступает компетенция государственного органа – юридическое выражение совокупности управленческих функций и полномочий государственного органа в отношении отдельных управляемых объектов. Здесь юридически закрепляются: набор управленческих функций для конкретного государственного органа; адекватные (соответствующие им) полномочия; состав полномочий, включающий в себя формы и методы; осуществление управленческих функций; перечень управляемых объектов или определенных вопросов (аспектов) их функционирования, которые и представляют предметы ведения государственного органа.

В-третьих, правовой статус государственного органа предполагает юридическое закрепление его организационной структуры, а также форм, методов и процедур ее функционирования.

Правовое обеспечение государственного управления должно реализовывать ряд требований, соблюдение которых способствует упорядоченности всех явлений, процессов и отношений в обществе. Это, прежде всего, своевременность принятия соответствующих правовых норм. Запаздывание в нормативном оформлении возникающих управленческих связей создают большие проблемы. Формы правового обеспечения государственного управления должны быть устойчивыми и стабильными. Многое зависит от полноты и внутренней согласованности правовых норм.

Основополагающее значение в правовом обеспечении государственного управления принадлежит Конституции государства как нормативному правовому акту высшей юридической силы в стране. Конституция является отражением определенной системы общественных отношений и задает обществу целевую и ценностную направленность, по которой оно должно развиваться.

Все функции Конституции находятся в единстве, сочетаясь и дополняя друг друга.

Важнейшей формой правового обеспечения государственного управления являются законы. Закон – это принятый в особом порядке нормативный правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой (после Конституции). Указы Президента по предметам ведения имеют нормативный характер. Хотя они и подзаконны по своей юридической природе, но часто в условиях отсутствия необходимых законов играют роль первичных, «установительных» правовых нормативных актов.

Важное значение среди форм правового обеспечения государственного управления отводится подзаконным правовым нормативным актам, представляющим собой нормативный юридический акт компетентного органа, основанный на законе и закону не противоречащий.

Структура правового обеспечения государственного управления должна быть такой, чтобы каждому из элементов государственного управления была придана та правовая форма, которая соответствует его сущности, предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию.

24. Правовое обеспечение системы управления персоналом

Правовое обеспечение службы управления персоналом заключается в использовании форм и средств юридического воздействия на объекты управления персоналом для обеспечения продуктивной деятельности организации. Основные задачи правового обеспечения службы управления персоналом: правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и наемными работниками, защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений. Головное подразделение по ведению правовой работы в сфере трудового законодательства – юридический отдел предприятия.

Основные законодательные акты, регулирующие трудовые отношения: Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», Указ Президента Российской Федерации «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», постановления Правительства Российской Федерации, акты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Ряд специфических вопросов решается с помощью локальных норм, издаваемых непосредственно в организации.

Также частью правового обеспечения системы управления персоналом любой организации являются акты локального регулирования, такие как: приказы руководителя организации по кадровым вопросам; положения о структурных подразделениях, должностные инструкции; стандарты организации. В систему нормативных актов о труде входят: генеральные соглашения, отраслевые (тарифные) соглашения, специальные (региональные) соглашения, коллективные договоры, принимаемые в организациях. Еще одна часть системы правового обеспечения управления персоналом – это акты ненормативного характера, распоряжения, указания, которые могут издавать руководители службы управления персоналом по вопросам поощрения ими работников или наложения взысканий, предоставления отпусков. Указание представляет собой распорядительный документ, издаваемый организацией преимущественно по вопросам информационно-методического характера, организационно-оперативного управления деятельностью организации (совещания, конференции и пр.). Новое изменение в Трудовом кодексе Российской Федерации устанавливает особый режим получения, хранения, обработки, использования, передачи информации, содержащей личные данные работников, за несоблюдение которого виновные лица несут административную, дисциплинарную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с федеральными законами.

Из книги Модели управления персоналом автора Померанцева Евгения

2.3. От чего зависит эффективность системы управления организацией и ее персоналом? Для построения эффективной модели управления организацией и ее персоналом, а также в процессе ее совершенствования необходимо учесть некоторые требования к данному процессу:

Из книги Маркетинг: конспект лекций автора Логинова Елена Юрьевна

6.2. Оптимальная формула работы персонала. Смыслообразующая константа системы управления персоналом Для определения основных условий эффективности деятельности персонала читателю следует рассмотреть ситуацию протекания производственного процесса с точки зрения

Из книги Управление персоналом: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

13. Патентно-правовое обеспечение Общественные отношения, которые появляются в связи с созданием и применением изобретений, основывают предмет патентного права. Эти связи могут быть имущественными и личными неимущественными, но имеющими отношение к

Из книги Управление персоналом автора Доскова Людмила

3.4. Обеспечение реализации функций управления персоналом Реализация каждой из перечисленных функций управления персоналом предполагает наличие всех видов обеспечения, однако каждая функция требует специфического содержания обеспечивающих элементов. Так, в частности,

Из книги Управление персоналом современной организации автора Шекшня Станислав Владимирович

3.5. Правовое и документационное обеспечение управления персоналом Отношения, в которые вступают люди и общности в процессе труда, т. е. трудовые отношения, регламентируются. То, что в трудовых отношениях существенно для общества в целом, закреплено в законодательных

Из книги автора

3.7. Финансовое обеспечение управления персоналом: бюджетирование деятельности службы управления персоналом Бюджетирование – это способ управления финансами организации, заключающийся в построении и исполнении бюджета организации на основе бюджетов отдельных

Из книги автора

11. Организационная структура системы управления персоналом Организационная структура системы управления персоналом представляет собой совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц. Структура определяет внутреннее

Из книги автора

12. Цели системы управления персоналом, этапы организационного проектирования системы управления персоналом Субъектами управления персоналом выступают лица и подразделения аппарата управления организации, осуществляющие функции управления работниками. Ими являются

Из книги автора

14. Кадровое обеспечение системы управления персоналом Кадровое обеспечение системы управления персоналом организации представляет собой необходимый количественный и качественный состав работников кадровой службы. Количественный состав кадровой службы – это

Из книги автора

16. Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом организации представляет собой обеспечение кадровых служб всеми документами, составленными в соответствии с требованиями

Из книги автора

17. Информационное обеспечение системы управления персоналом Основные функции процесса управления персоналом, выполняемые на различных иерархических уровнях системы управления организацией, сводятся к выработке и обоснованию управленческих решений, контролю за их

Из книги автора

18. Техническое обеспечение системы управления персоналом Основа технического обеспечения системы управления персоналом – это комплекс технических средств, т. е. представленные централизованно и (или) автономные технические средства сбора, хранения, обработки,

Из книги автора

19. Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом – это документы организационно-методического, организационно-распорядительного, организационного, технико-экономического,

Из книги автора

21. Автоматизированные информационные системы управления персоналом Система автоматизированной обработки информации – это человеко-машинная система, обеспечивающая сбор и обработку информации с использованием средств вычислительной техники, применения

Из книги автора

11.1. Связь системы управления персоналом с целями организации Эффективность функционирования любой системы управления организацией определяется ее вкладом в достижение организационных целей. Это тем более справедливо в отношении управления человеческими ресурсами,

Из книги автора

11.3. Целостность системы управления персоналом Задачей управления человеческими ресурсами является формирование производственного поведения сотрудников, обеспечивающего достижение организационных целей. Как мы видели, желаемое производственное поведение


Подробные характеристики природы и видов управления, приведенные выше, позволяют выявить их «юридический срез». Здесь интересны два аспекта. Первый касается поля применения юридических средств. Будучи комплексным явлением, управление использует для своих целей разные средства - экономические, материальные, кадровые, идеологические, юридические, технические. Юридические средства имеют как собственное поле применения, так и смежное поле, где они опосредуют использование других средств. Нахождение меры их правового отражения - дело сложное, и его не всегда удается осуществить правильно.
Второй аспект связан с радиусом правового отражения, имея в виду разные виды управления. Право в целом, все его отрасли служат правовым обеспечением управления в обществе, социального управления и управления государством, государственными делами. Государственное управление в более узком смысле опосредуется конституционным и административным правом.
Именно административное право регулирует организацию и деятельность специального аппарата - органов исполнительной власти, собственно управленческую деятельность. И в то же время административное право в функциональном смысле охватывает и управление обществом, и управление государством, поскольку его нормы создают правовые режимы функционального назначения. В орбиту этих режимов технологически единообразной деятельности неизбежно включается широкий круг субъектов права. Иначе
невозможно обеспечить постоянное, оперативное и специализированное осуществление и охрану публичных интересов.
Таковы два основных аспекта, характерных для правового опосредования всех видов управления. Их более подробному раскрытию послужат пояснения природы права и правового отражения организации и деятельности субъектов и объектов управления. Общество и государство заинтересованы во всемерном внедрении правовых основ управления и в его последовательной демократизации.
Но не следует преувеличивать характер этого воздействия. Его модельный смысл на практике меняется. Право, закон вводят режимы регулирования и устанавливают порядок деятельности юридических и физических лиц. Нередко обилие актов не помогает, а мешает делу. Юридические ошибки - «спутники» управления.
В обществе действуют сознательные механизмы управления и механизмы стихийного регулирования. К числу первых относится право, которое является одним из существенных средств управленческого воздействия. Поэтому уделяется большое внимание развитию правовой системы, ибо от своевременного и правильного решения юридических вопросов во многом зависит эффективность управленческой, хозяйственной и социально-культурной деятельности.
Недооценка юридических аспектов управления отрицательно сказывается на его уровне, приводит к появлению элементов дезорганизации и безответственности. К сожалению, в практике управления встречаются еще разные проявления этой недооценки: касается ли это искусственного противопоставления экономических и административных методов, стремления «обойтись» без права при внедрении рыночных отношений под предлогом создания саморегулирующих систем. В немалой степени отмеченные недостатки объясняются односторонним пониманием права, которое связывается подчас только с вопросами охраны правопорядка, с мерами предупредительного или восстановительного характера, с «ограничивающим» воздействием. Да и в юридической науке на протяжении многих лет право рассматривалось главным образом
применительно к отдельным сторонам организации работы, государственного аппарата, укрепления законности. Преобладала его характеристика о «статике». Мало раскрывалась активная регулирующая роль права.
В последние годы в ряде работ право рассматривается как система установленных или санкционированных государством общеобязательных норм (правил поведения), выражающих волю народа и являющихся государственным регулятором общественных отношений. Каждая правовая норма есть определенный масштаб, мера должного или возможного поведения; в качестве типизированного правила она применяется в различных ситуациях для регулирования поведения людей. Главными и отличительными свойствами права являются его целенаправленность, нормативность, формальная определенность, общеобязательность, внутренняя согласованность, системность (См.: Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Инфра-М - Норма, 1997).
Правовое воздействие на волю, сознание и поведение людей является мощным фактором социального творчества. В реальной действительности существует громадный набор вариантов человеческого поведения, но далеко не все они имеют общественно полезную направленность. Институты, нормы права закрепляют наиболее рациональные, научно обоснованные, прогрессивные варианты (модели) поведения людей, выгодные как обществу, так и самой личности (См.: В.Н. Кудрявцев. Причины правонарушений. М.: 1976, с. 68-71). Это обеспечивает в конечном итоге необходимое воздействие на происходящие в обществе экономические, научно-технические, идеологические, организационные и другие процессы.
На основе "интенсивного развития науки обогащается и представление о праве. Понимание комплексной природы управления облегчает, верную трактовку права как одной из его составных частей. В юридической науке немало сделано для изучения правовых аспектов управления, для характеристики права как государственного выражения в общенормативной форме целей, задач и программ управления,
закрепления правового режима управления. Правовые акты являются важной разновидностью управленческих решений и обладают большим информационным потенциалом.
Усложнение и динамизм общественной жизни, дифференциация социалънъ1Х связей и отношений и т.п. влияют как на изменение объектов правового регулирования, так и на его методы. В условиях современного государства право все в большей степени приобретает свойство общесоциального регулятора, активно стимулирующего методы саморегуляции. Данная тенденция отражает курс на демократизацию общественной жизни и возрастание удельного веса творчески принимаемых и исполняемых людьми решений на основе правильно понятых публичных и личных интересов.
Поэтому столь актуальна задача укрепления правовой основы государственной и общественной жизни, решение которой связано с дальнейшим развитием демократизации и государственности. Эта формула отражает более высокий уровень развития права как общесоциалъного регулятора общественных отношений, как нормативного выражения социального согласия.
В современных условиях еще более серьезные требования предъявляются к правовой системе в целом, в особенности к конституции как юридической основе государственного управления. Увеличение конституционного потенциала управления означает более глубокое познание и отражение объективных закономерностей развития. Чем полнее эти закономерности, чем разнообразнее набор правовых форм, тем шире вариантность решений, тем больше возможностей выбрать оптимальную правовую форму в пределах общей нормы.
Актуальным также является установление той меры соотношения динамичного и стабильного в праве, которая характеризует его как эффективный регулятор общественных отношений. В традиционное понятие «правовое регулирование общественных отношений» необходимо включать механизм научно обоснованного правотворчества, т.е. разработки и принятия правовых решений на основе Достижений разных наук, механизм реализации, действия права, в т.ч. социальные
аспекты, наконец, механизм оценки эффективности правовых норм. Понимание подобного многофазового развития права исключает односторонний подход к его совершенствованию.
Можно с полным основанием утверждать, что с помощью права регулируется весь процесс управления. Имеется в виду определение статуса субъектов и объектов управления и динамики их прямых и обратных связей. Обоснованность определения правового положения звеньев управления и хозяйствования Должна сочетаться с точностью установления целей их деятельности, содержания регулирования многообразных отношений, в которые они вступают между собой, с определением способов оценки управленческой деятельности. Право опосредует управленческий цикл и призвано создавать для него оптимальный правовой режим.
Фундаментальное значение имеет правовая организация управления. Без этого снижается эффективность деятельности государственных органов, ослабляется влияние на государственные, хозяйственные и социальные дела.
В последние годы осуществлены меры по определению правового положения органов государственной власти и управления. Приняты новые законы, предстоит продолжить подготовку законодательных актов о всех видах государственных органов. Тем самым возрастает престиж законодательного регулирования статуса органов государства.
Важное значение имеет упорядочение правового положения управленческих органов. Речь идет о необходимости обоснованно «проектировать» орган управления, который имеет свои задачи, функции, права, структуру и штаты, информационную систему, кадровый персонал, организацию, формы и методы деятельности. Все названные элементы находятся в строгой зависимости и согласованности.
Право опосредует не только формы государственной деятельности, но и процесс организации социального управления. Оно служит для политической системы средством решения ее задач, способом интеграции внутренних элементов, создания базы для деятельности
общественных организаций, для функционирования трудовых коллективов, форм непосредственной демократии. Все полнее развертывающиеся свойства права как общесоциального регулятора объясняют и новый круг субъектов и объектов правового регулирования.
Конституция в полной мере отразила эту закономерность, обеспечивая условия для повышения роли и престижа права, укрепления законности. В Конституции закреплена в основных чертах действующая правовая система. Она включает в себя цели и принципы правотворчества, виды правовых актов, их юридическую силу и соподчиненностъ, укрепление законности. Как известно, в основе классификации правовых актов лежит деление органов государства, отражающее прежде всего демократизм государственной системы и разделение властей.
Особое место в этом процессе принадлежит закону, который принимается в установленном порядке и регулирует важнейшие общественные отношения, обладая наивысшей юридической силой. Верховенство закона в правовой системе определяет его решающее воздействие на всю правотворческую и правоприменительную деятельность, на все иные правовые акты. Напомним, что по действующей Конституции РФ различаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ.
Системный подход в издании законов и других актов обеспечивает строгую согласованность их между собой и ориентацию на решение общих политических, хозяйственных и социально-культурных задач. Гармоничное развитие системы правовых актов способствует целеустремленному действию каждого из них и согласованному влиянию на регулируемые общественные отношения. Оно достигается благодаря применению ряда способов, отражающих системообразующие связи правовых актов между собой. Но юридических противоречий очень много, поэтому не обойтись без процедур, устраняющих коллизии правовых актов.
Различные зависимости между правовыми актами, отражающие отношения субъектов и объектов, достигаются и за счет внутренних
связей между нормами, отдельными положениями. Отметим важность строгой меры «отсылочных» норм и предотвращения попыток уменьшения доли регулятивных положений конкретного акта, перехода одних норм в положения других актов путем воспроизведения, конкретизации, расчленения и т.п., сочетания норм материалънъ1х и процессуальных, норм регулятивных и норм-санкций.
Правовое регулирование использует разные методы, способы воздействия. В правовых актах применяются нормы-цели и нормы- принципы, обеспечивающие длительную ориентацию деятельности и субъектов, и объектов управления, а также обще-регулирующие и конкретно регулирующие нормы, нормы-запреты (нормы-санкции). В ходе текущей управленческой, хозяйственной и социальной деятельности велика роль программных заданий, организационных поручений, методик, нормативов, контрольных предписаний. Показателен процесс более мягкого юридического влияния на сферу хозяйствования, когда правовые акты вводят рекомендации в действие для объектов управления, расширяя альтернативы принимаемых ими решений. Рекомендации, методические указания лишь опосредуются правом.
В интересующем нас плане существенна и роль регламентирующих актов (положений и процедур), которые определяют статус звеньев управления и их основные связи. Это наиболее стабильные и комплексные по своему характеру правовые акты, реализация которых содействует упрочению юридического фундамента всей управленческой деятельности. Введение в действие стабильных административных процедур делает ненужными множество оперативных и конкретных решений.
Однако на практике эти регуляторы явно недооцениваются, указанные акты слабо реализуются и усиливается поток ведомственных актов, принимаются решения, идущие мимо или вразрез с требованиями законности, что наносит серьезный вред управлению и ухудшает взаимоотношения субъектов и объектов управления, делает их неритмичными и подверженными многим случайным факторам,
проявлениям субъективизма. Снижается уровень саморегуляции объектов, которые получают много излишних указаний сверху, по горизонтали, от проверяющих органов. Такое положение нельзя признать нормальным.
Существенны правовые аспекты функционирования субъектов управления, поскольку право служит важнейшим способом их создания, оформления и упорядочения, определения задач и функций
Усилена роль закона в регулировании статуса государственных органов. Если в прошлом каждый из них действовал, как правило, в соответствии с положением, то теперь предусматривается издание соответствующих законов. В них четко установлены задачи данной системы органов, полномочия каждого звена, порядок организации и деятельности, взаимоотношений. Приоритет законодательных положений в структуре статуса органов должен быть отражен в процессе их непосредственного осуществления.
В регламентации построения и деятельности субъектов управления асе больший удельный осе занимают акты, регулирующие процесс их взаимодействия и совместное решение комплексных задач. По-прежнему ощущается потребность в расширении и укреплении прав территориальных органов. Нередко федеральные органы действуют на территории республик и областей без согласования с их правительствами, администрацией. Мешает отсутствие полной информации о делах и планах партнеров.
В законодательных и иных актах определен характер участия общественных организаций и трудовых коллективов в управлении, характер их связей с государственными органами. Гарантированы способы реализации права граждан участвовать в управлении.
Большое значение придается совершенствованию правовых норм, посвященных организации и деятельности объектов управления - предприятий, объединений, банков, школ, библиотек и т.п. С помощью права связываются воедино все элементы их статуса, обеспечивается их взаимодействие с субъектами. Хозяйственный механизм способствует повышению эффективности общественного производства и качества
работы благодаря применению таких юридических средств, которые определяют использование экономических рычагов, систему показателей хозяйственной деятельности, ее оценки и стимулирования, а также ответственности за достижение или недостижение тех или иных результатов управленческой и хозяйственной деятельности. Думается, статус объектов управления также должен устанавливаться преимущественно с помощью законов.
Усиливающийся процесс взаимодействия разных звеньев управления и хозяйственного механизма требует не изолированного определения правового положения лишь отдельных звеньев, а разработки способов их взаимоотношений и процедур совместной деятельности.
Попытаемся подробнее пояснить способы и меру правового опосредования сфер государственной и общественной жизни, в т.ч. область административно-правового регулирования.
Обратимся к Водному кодексу РФ, принятому 18 октября 1995 г Водные ресурсы в их естественном состоянии - одно из явлений окружающего нас мира. Кодекс определяет цели законодательства в данной сфере, круг регулируемых отношений, объем используемых понятий. Дается нормативная характеристика объектов водных отношений и их видов, регулируются право собственности и другие права на водные объекты, использование и охрана водных объектов, разрешение споров в данной области, целевое использование водных объектов. В кодексе есть нормы конституционного, гражданского, административного, экологического, уголовного права.
В кодексе выделен разд. III «Государственное управление в области использования и охраны водных объектов", в котором для нас интересны два момента. Первый связан с вычленением из всей суммы соответствующих полномочий РФ как государства собственно управленческих полномочий, полномочий по принятию федеральных законов, определению государственной политики, введению режимов, порядка использования водных ресурсов и т.д. (ст. 65).

Второй аспект связан с раскрытием объема и содержания собственно государственного управления в данной сфере. Глава 7 посвящена основам государственного управления, а точнее разграничению полномочий органов, включая и местное самоуправление, основным принципам государственного управления. Глава 8 определяет систему органов исполнительной власти в данной области, гл. 9 - сферы государственного управления (их 10 - водохозяйственные балансы, схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов, государственные программы, государственный мониторинг, кадастр, учет и др.). В ст. 130 речь идет об административной ответственности за нарушения норм кодекса, в других статьях - о нормативах, требованиях и т.д. Причем обращает на себя внимание нечеткое нормативное определение понятий «государственное управление» и «государственное регулирование» (как часть первого). Полномочия органов раскрываются то в области государственного- управления, то в области использования и охраны водных объектов. Все это свидетельствует о сложном юридико-познавательном механизме правового опосредования явлений, включая административно-правовое.
В сфере управления применяется множество правовых актов. Это не механическая совокупность нормативных документов, издаваемых разными государственными органами. Существует правовая система, построенная на научных и демократических принципах. Она представляет собой органическое объединение разнообразных правовых актов, обеспечивающее их целеустремленное воздействие на общественные отношения.
Система законодательства полностью отражает федеративное устройство нашего государства. Она включает в себя как законодательство, являющееся исключительной компетенцией Федерации, совместной компетенцией Федерации, республик и др., так и законодательство субъектов Федерации. Тем самым в построении и содержании законодательства полностью учитываются общие и особенные интересы республик, областей и др.

Правовая система является динамичной системой, она развивается вместе с развитием управления, хозяйства, культуры и т.д. Государство уделяет большое внимание неуклонному совершенствованию законодательства. В последние годы много сделано в этом отношении. Приняты кодексы (законы) применительно к важнейшим областям и сферам общественной жизни.
Особое значение приобретает планирование нормотворческой деятельности. Сейчас чаще действуют планы подготовки важнейших законодательных актов на год. Назрела необходимость подготовки долгосрочной государственной программы законодательной деятельности, в которой были бы определены главные направления и содержание этой деятельности в соответствии с Конституцией, задачами и показателями перспективного социально-экономического развития. Долгосрочное планирование законодательства позволит своевременно обнаруживать пробелы правового регулирования и подготавливать научно обоснованные правовые акты.
Усиление комплексного характера управленческих задач порождает необходимость программно-целевого подхода и к изданию актов. Разработка крупных отраслевых, межотраслевых и региональных целевых программ может сопровождаться составлением тематических программ их правового обеспечения.
Важнейшее значение приобретает систематическое изучение практики применения нормативных актов и планомерное проведение работы по их совершенствованию.
На этой основе следует вести речь об общих критериях законности правовых актов. Без их учета и применения трудно избежать различий в правопонимании субъектов права и неодинакового подхода к оценке актов и их связи между собой. К таким общим критериям можно отнести: а) правомочность субъекта, принимающего акт; б) соответствие содержания акта объему полномочий субъекта; в) правильный выбор формы акта; г) соблюдение установленной процедуры подготовки, принятия и вступления акта в силу. Все эти критерии должны
использоваться комплексно, причем в отношении всех видов правовых актов.
Важно, чтобы типичный набор критериев законности был одновременно подвижным и дифференцированным в отношении разных видов актов. Рассмотрим критерии соответствия законов и иных правовых актов Конституции РФ. Приведенные выше общие критерии дополняются и обогащаются ввиду базового значения конституционных норм для правовой системы в целом и всех правовых актов. К конституционным критериям можно отнести: а) отражение конституционных идей и принципов; б) правильное использование конституционных понятий и терминов; в) принятие акта соответствующим органом (должностным лицом); г) учет места акта в правовой системе; д) правильный выбор формы акта; е) соблюдение процедуры принятия и вступления акта в силу; ж) соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права; з) корреляция объема и содержания нормы Конституции и нормы соответствующего закона.
Эти критерии как бы выводятся из положений федеральной Конституции, ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», из материалов обобщения практики Конституционного Суда.
Добавим, что для оценки законов нужно учитывать способы прямого влияния общественного мнения, социальных инициатив и иных демократических проявлений. Ведь институты прямой демократии должны рассматриваться как императивы правообразования. Их игнорирование пагубно отражается на обстановке в стране.
Сказанное облегчает использование критериев для оценки законности подзаконных актов. Здесь акцент делается на выяснении правомочности субъекта издавать акт, обоснованности выбора им формы акта, адекватности содержания акта объему полномочий органа. Особое значение имеет сопоставление норм законов и норм подзаконных актов - указов, постановлений, распоряжений, приказов, инструкций. Оно проводится по элементам норм и прежде всего по диспозициям, которые
функционально тесно связаны, и у последних являются более конкретными и «рассыпанными» по многим актам.
Разумеется, и в сфере государственного управления возникают многочисленные нарушения законности. Это заметно при сравнительном анализе и оценке актов Президента и Правительства, Правительства и министров, федеральных исполнительных органов и соответствующих органов субъектов РФ, исполнительных органов и органов местного самоуправления и т.п. Некоторые вышеназванные общие критерии служат основой для толкования норм. К конкретным дополнительным критериям относятся: а) обеспечение меры императивности актов вышестоящих органов для актов нижестоящих органов; б) соблюдение допускаемой степени самостоятельности принятия конкретизирующих и дополнительных норм; в) оценка локальной целесообразности принятого акта с точки зрения государственной целесообразности; г) учет временного фактора, включая задержку, бездействие и т.п.; д) ресурсная обеспеченность акта.
В современных условиях важным критерием законности правовых актов является их соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права, ратифицированным (одобренным) международным договорам. Они являются составной частью правовой системы - таков смысл п. 4 ст. 15 Конституции РФ.
В соответствии с этими критериями можно добиться высокой степени правового воздействия на общественные процессы.
Право фиксирует главную и промежуточные цели развития и определяет нормативные задачи органов, организаций, должностных лиц и граждан. Оно устанавливает функции, полномочия и ответственность всех субъектов управления, формы их взаимоотношений. С помощью права вводится порядок деятельности хозяйствующих субъектов, без чего рыночные отношения становятся стихийно-деструктивными. Тем самым управляющая система при посредстве права в большей степени влияет на ход и результаты различных процессов, и это в конечном итоге дает социальный эффект.

Можно сказать без преувеличения, что все основные сферы управления являются одновременно сферами правового регулирования. Это касается прежде всего как основных направлений государственной и общественной жизни, так и развития экономики в целом, отраслей, регионов. Сказанное в полной мере относится и к регулированию деятельности предприятий, учреждений и организаций.
Естественно, динамика сфер управления и сфер правового регулирования связана не только с появлением или изменением объектов правового воздействия. Многое зависит от развития и изменения методов правового регулирования. Напомним, что в теории права различаются императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы - это категорические правовые предписания, которые определяют характер действий субъектов и не могут быть заменены по усмотрению тех или иных лиц другим их поведением. Эти нормы как бы устанавливают своеобразные стандарты поведения. Диспозитивные нормы определяют такой порядок деятельности (поведения), при котором субъекты самостоятельно определяют характер своих взаимоотношений, поскольку правом определены лишь общие границы, поведения.
В настоящее время происходит известное изменение в соотношении этих норм. Они в большей степени способствуют развитию заинтересованности предприятий, организаций и объединений в установлении программ деятельности, в использовании хозяйственных резервов, достижении высоких экономических результатов. Диспозитивные нормы стимулируют развитие инициативы субъектов хозяйственных отношений и обеспечивают последовательное внедрение и применение экономических стимулов. Это особенно заметно на примере договорных отношений в экономике, других сферах, которые способствуют более точному и полному учету интересов потребителей и поставщиков, а также вскрытию и использованию резервов производства.
Это, конечно, не означает того, что императивные нормы утрачивают свое значение. Императивные нормы определяют общие
линии развития и деятельности, взаимоотношения между участниками правоотношений, обеспечивают прочные правовые режимы, общий порядок оценки результатов труда.
В современный период значительно большее значение приобретает развитие финансовых, научно-технических и иных норм. Они выражаются в многочисленных рекомендациях, методиках, типовых положениях, нормативах.
Право регулирует важнейшие информационные процессы. Правовые акты, будучи регуляторами, движения информации, в то же время являются ее основными носителями. Их информационное содержание должно быть предметом специальных исследований. В данном случае отметим, что упорядочение документооборота, правового режима работы с информацией, установление ответственности за ее использование и т.д. имеют большое значение для повышения качества управления
Подчеркнем, что право регламентирует осуществление и других функций управленческого процесса - организационно-массовой и оперативной деятельности (распорядок работы, правила проведения совещаний, выезда работников на места и т.д.), контроля и оценки эффективности управления. Анализ и сопоставление фактических результатов развития экономики, науки, культуры, укрепления законности под влиянием всех актов подводят к итоговой стадии.
Тенденция развития права в современных условиях отражает сложные и противоречивые процессы. Разрыв между «признанными» и «соблюденными» нормами не уменьшается. Неформальные отношения часто разрывают правовые правила. И все же главное - это усиление не принудительного, а позитивно-стимулирующего воздействия права на общественные процессы, на совершенствование управления, хозяйствования в новых условиях.
Комплексная природа управления означает возможность выделения, наряду с другими, и его правового обеспечения. Правовое обеспечение управления характеризуется системностью, целостностью правового регулирования основных сторон управления. Это
самостоятельный вид обеспечения, взаимодействующий с другими и выражающий общезначимое социальное и организационное проявление. Недооценка его отрицательно сказывается на уровне управления.
С учетом системного характера обеспечения правового регулирования можно выделить следующие его элементы: а) издание правовых актов с учетом общественных потребностей; б) изучение правовых актов всеми работниками при вступлении в должность и в процессе их деятельности; в) правовое воспитание как средство повышения правовой культуры и профессиональной квалификации работников; г) правильное применение юридических норм для оптимального решения задач управления и хозяйствования; д) анализ практики применения законодательства, правовых актов; е) контроль за соблюдением законности, предотвращение и устранение ее нарушений, применение поощрительных или наказательных мер воздействия к гражданам, должностным лицам; ж) совершенствование законодательных и иных актов, изменение, отмена устаревших.
Правовое обеспечение обладает комплексным характером, что выражается прежде всего в охвате им главных сфер управления - политической, экономической, научно-технической, социальной, экологической и др.
В рамках правового обеспечения сочетаются различные способы правового воздействия с учетом широкого спектра правовых норм. По этой причине оно не сводится к применению норм какой-либо одной отрасли законодательства, а предполагает действие норм конституционного, административного, гражданского, трудового права и т.д. Но административно-правовые нормы, развивая конституционные нормы, регулируют те стороны управления, которые требуют устойчивости, известного единообразия и повеления. На них, как на своеобразной оси, формируются и действуют императивные нормы в других отраслях.
Отметим сочетание общего, особенного и единичного на разных уровнях управления. Имеется в виду правовое обеспечение управления (ПОУ) в масштабах страны, экономики страны, республики, региона,
административно-территориальной единицы, отрасли и сферы, объединения, предприятия. Развитие видов правового обеспечения по уровням предполагает их строгое соотношение между собой, с практической точки зрения важно избежать «выпадения» какого-либо вида либо отдельных элементов.
Отсюда - особое значение, которое имеет методика его планирования. Для уяснения ее содержания важно подчеркнуть два основных положения. Первое связано с типичной структурой ПОУ на всех уровнях: а) применение правовых средств для повышения эффективности производства и качества продукции; б) обеспечение правовыми средствами сохранности собственности; в) укрепление договорных отношений; г) обеспечение соблюдения законодательства о труде; д) обеспечение законности и качества издаваемых правовых актов; е) информирование граждан о действующем законодательстве, правовоспитательная работа.
Второе обстоятельство касается юридической службы и других адресатов правового обеспечения. Имеются в виду все функциональные и отраслевые подразделения министерств, ведомств, объединений, предприятий, все категории должностных лиц, работников, призванных в порученной им сфере последовательно реализовывать все вышеуказанные элементы как одно из важных условий осуществления их функций.
Заслуживает распространения опыт министерств, которые составляют планы правового обеспечения отрасли. Например, приказом министра лесной, целлюлозной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности утверждался план правовой работы в системе министерства. В нем выделялись следующие разделы: обеспечение законности в управленческой деятельности центрального аппарата министерства, предупреждение нарушений законодательства о труде, работа по укреплению трудовой дисциплины, применение правовых средств для укрепления дисциплины поставок, совершенствование правовых взаимоотношений со смежниками, правовые методы борьбы с
непроизводительными расходами и потерями, организация правового всеобуча в отрасли.
Научные рекомендации ПОУ были включены в план правового обеспечения объединений и предприятий «Мурманская судоверфь» на 1986-1990 гг., который построен с учетом плана экономического и социального развития объединения.
Еще одной разновидностью правового обеспечения является применение его для решения крупных функциональных задач, для изменения ситуаций и т.п. Таковы разделы о правовом обеспечении в рамках целевых программ, планов мероприятий, крупных комплексных актов. Их надо составлять в связи с кругом решаемых задач и намечаемых действий.

Еще по теме § 2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ:

  1. 1.6. Правовые основы и правовое обеспечение государственного управления экономическими объектами, процессами, отношениями

Введение 3
1. Понятие и сущность правового обеспечения управления персоналом 4
2. Законодательное регулирование управленческих процессов 5
Заключение 17
Список литературы 18

Введение

Основные задачи правового обеспечения системы управления персоналом - это правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и наемными работниками; защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.
Правовое обеспечение системы управления персоналом включает: соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства в области труда, трудовых отношений; разработку и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов организационного, организационно-распорядительного, экономического характера; подготовку предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым, кадровым вопросам.
Цель контрольной работы: характеристика правового обеспечения управления персоналом.
Задачи контрольной работы:
1) определить сущность правового обеспечения управления персоналом;
2) рассмотреть содержание правового обеспечения управления персоналом.
Объект работы: обеспечивающие подсистемы управления персоналом.
Предмет работы: структура и содержание правового обеспечения системы управления персоналом.

1. Понятие и сущность правового обеспечения управления персоналом

Осуществление правового обеспечения в организации возлагается на ее руководителя и других должностных лиц (в пределах предоставленных им прав и полномочий при осуществлении ими организационно-распорядительных, административно-хозяйственных, трудовых и других функций), а также на руководителя системы управления персоналом и ее работников по вопросам, входящим в их компетенцию. Головным подразделением по ведению правовой работы в области трудового законодательства является юридический отдел.
Одно из специфических условий работы кадровых служб заключается в том, что их повседневная деятельность связана непосредственно с людьми. Организовать работу по приему работников, своевременно обеспечить переводы на другую работу, произвести увольнение, не допустить возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями по приему на работу, увольнению, и др. - все подобные меры возможны только на основе четкого урегулирования прав и обязанностей всех участников трудовых отношений .
Это достигается путем установления правовых норм централизованного или локального характера. В трудовом законодательстве преобладающее место занимают акты централизованного регулирования - Трудовой кодекс РФ, постановления Правительства РФ, акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Вместе с тем есть вопросы труда, которые могут решаться при помощи локальных правовых норм, принятых в каждой организации,
В условиях рыночных отношений сфера локального регулирования неуклонно расширяется. К таким актам относятся: приказы руководителя организации по кадровым вопросам (по приему, увольнению, переводам), положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты организации и др.
Основные задачи юридического отдела в этой области таковы:
а) разработка проектов нормативных актов организации;
б) правовая экспертиза нормативных актов, разработанных в системе управления персоналом, на соответствие требованиям законодательства и визирование их;
в) организация систематизированного учета и хранения законодательных и нормативных актов, поступающих в организацию и издаваемых ею;
г) информирование подразделений и служб о действующем законодательстве о труде;
д) разъяснение действующего трудового законодательства и порядка его применения .
В систему нормативных актов о труде входят генеральные, отраслевые (тарифные), специальные (региональные) соглашения, коллективные договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях.
Правовые акты ненормативного характера - это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители службы управления персоналом и всех ее подразделений по вопросам объявления дисциплинарного взыскания, поощрения работников, техники безопасности, отпусков, прекращения трудового договора и т.п.
Основными законодательными актами, регулирующими трудовые отношения, являются: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» и др.

2. Законодательное регулирование управленческих процессов

Работа с персоналом, как и другая область управления, имеет свои правовые основы. Они выступают регулятором взаимоотношений между всеми категориями работников, являются одной из главных гарантий соблюдения прав граждан, дают возможность повышать эффективность работы, способствуют борьбе с субъективизмом и произволом.
Под источниками права подразумеваются акты, в которых выражены нормы соответствующей отрасли права. Они классифицируются по видам в следующей последовательности: консультация, закон, указ, постановление, кодекс, устав, положение, решение, или по видам органов, от которых исходят нормативные акты - органы государственной власти и органы государственного управления .
Правовое регулирование работы с персоналом отражено в государственном, административном и трудовом праве. В административном и трудовом праве кадровые вопросы решаются более широко, чем в государственном. В зависимости от юридической силы нормативных актов о труде их делят на законы, указы и подзаконные акты.
Закон представляет собой нормативный акт, исходящий из высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Законы бывают конституционными и обыкновенными. Первые входят в содержание конституции Российской Федерации и субъектов РФ. Обыкновенные законы принимаются на основе и в развитие конституционных законоположений. Сводными законодательными актами о труде в каждой из автономных республик являются кодексы законов о труде.
Указ - это второй по своему значению вид нормативных актов о труде граждан. Его принимают отдельные органы власти Российской Федерации и автономных республик. Наряду с указами они также принимают постановления .
Подзаконные нормативные акты - это акты, издаваемые соответствующими органами на основании и во исполнение действующего законодательства. В России их издают Правительство РФ, отдельные министерства и Государственные комитеты.
Нормативные приказы и инструкции министров Российской Федерации издаются на основе и во исполнение законов, указов, постановлений и других нормативных актов вышестоящих органов государственного управления.
Нормативные акты местных органов власти издаются в пределах представленных им прав, на основании и во исполнение законов Российской Федерации и субъектов РФ.
Более двадцати статей Конституции Российской Федерации посвящены регулированию человеческих отношений в условиях рыночной экономики (далее мы расскажем о некоторых из них) .
Статьей 7 Российская Федерация провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, развивается система социальных служб и поддержки людей.
Статьей 8 гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Здесь же признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статьей 34 каждому предоставляется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статьей 37, непосредственно посвященной труду и отдыху персонала, определено следующее:
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статьей 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статьей 43 раскрываются основные права людей на получение образования.
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их замещающие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразование.
Статьей 57 каждый обязывается платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют .
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей ее территории. Законы и иные правовые акты, принимаемые органами государственной власти, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Принятые законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. В современных условиях регулирование социально-экономической и хозяйственно-коммерческой деятельности осуществляется на основе действующих Гражданского кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации.
В Гражданском кодексе Российской Федерации регулируются основные права и ответственность физических и юридических лиц в сфере производственной и предпринимательской деятельности. Все"граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои права своей волей и в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, например, в соответствии со ст. 67 ГК РФ устанавливаются основные права и обязанности участников хозяйственного товарищества или общества.
Каждый работник означенных организаций имеет право:
участвовать в управлении делами своего товарищества или общества, за исключением случаев, предусмотренных законом;
получать информацию о деятельности организации и знакомиться с бухгалтерской отчетностью и иной документацией;
принимать участие в распределении прибыли;
получать в случае ликвидации организации часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами.
Все участники хозяйственного товарищества или общества обязаны:
вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами;
не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности своей организации;
нести другую ответственность, предусмотренную учредительными документами организации .
Деятельность кадровых служб в большей мере основывается на трудовом праве. Оно определяет порядок установления и прекращения трудовых правоотношений работников, порядок организации их труда в организациях, устанавливает продолжительность рабочего дня, размеры оплаты труда не ниже установленного законом минимального размера; правила внутреннего трудового распорядка; предусматривает меры поощрения за добросовестный труд и меры наказания за нарушение дисциплины труда; определяет порядок рассмотрения трудовых споров и устанавливает обязательные правила охраны труда.
Все основные нормы трудового права объединены и изложены в новом Трудовом Кодексе, вступившем в силу с 1 февраля 2002 года. А с 28 сентября 2006 года вступил в силу новый трудовой кодекс с изменениями внесенными Федеральным Законом 30.06.06г. № 90-ФЗ.



Поделиться