Управленческая деятельность в дошкольной образовательной организации. Уровни успешного достижения конечных

УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ


В современном обществе очень часто можно услышать слово «менеджмент». В научно-методической литературе данное понятие истолковывается, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе – и образовательными процессами, менеджмент еще называют искусством управления. «Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности».

Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления.

Первое – это организация , иерархия управления, где основное средство – воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.).

Второе – культура управления , т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения.

Третье – это рынок, рыночные отношения , то есть взаимоотношения, основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. «Принципы управления – это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления».

Принципы управления:

1. Лояльность к работникам.

2. Ответственность как обязательное условие успешного управления.

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.

5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.

6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.

8. Умение выслушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель.

9. Честность и доверие к людям.

10. Опора на фундаментальные основы управления: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль сил и возможностей, персонал.

11. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.

12. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

Организация педагогического процесса рассматривается как сложная система, состоящая из определенных взаимосвязанных элементов. Дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ) имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ без целенаправленного и научно-обоснованного управления.

К современному дошкольному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Известный специалист в области психолого-педагогической деятельности Л.В. Поздняк отмечает, что при правильном руководстве учреждением управленцу важно постоянно анализировать современную обстановку, это позволит ориентировать педагогов ДОУ на активное восприятие достижений общества в области демократии, гласности, развития самосознания.

Л.М. Денякина считает, что руководителю важно продумывать стратегию развития дошкольного образовательного учреждения, определяя его назначение и место в системе образования, его основные цели, задачи и функции.

Цель управления ДОУ заключается в обеспечении его оптимального функционирования, в достижении эффективности образовательного процесса при наименьших затратах времени и сил.

Дошкольное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Положением об учреждении, обеспечивающим получение дошкольного образования, и действует на основании Устава, утверждаемого учредителем, Договора между учреждением и родителями (или иными законными представителями детей).

К свойствам управления можно отнести целеустремленность, открытость, осознанность, планомерность, цикличность, соединение науки и искусства.

На современном этапе очень важен личностно-ориентированный подход в управлении дошкольным учреждением. Сущность этого подхода заключается в том, что для слаженной работы всего учреждения необходимо уважать каждого члена коллектива, стремиться к тому, чтобы каждый из сотрудников чувствовал себя важной деталью общего целостного организма, главная задача которого – воспитание и обучение граждан нашей страны, как здоровой, разносторонне развитой, творческой, способной к преобразующей деятельности, личности.

Основными задачами дошкольного учреждения являются:

– Охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;

– Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития;

– Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

– Обеспечение ранней социализации детей в коллективе сверстников и взрослых;

– Выявление и развитие индивидуальных склонностей и задатков детей;

– Подготовка к получению основного образования на последующих уровнях;

– Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Управление дошкольным учреждением осуществляется в соответствии законодательством РФ, уставом учреждения и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

Совет дошкольного учреждения осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом об образовании, Уставом дошкольного учреждения и Положением о совете образовательного учреждения.

Основные задачи совета дошкольного учреждения:

– Создание совместно с руководителем дошкольного учреждения условий для обеспечения оптимального сочетания государственных и общественных начал в управлении дошкольным учреждением, приобщения к управлению педагогических работников, родителей или их законных представителей.

– Принятие участия в разработке и реализации внутренних документов, регламентирующих функционирование дошкольного учреждения, органов самоуправления, права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса.

– Разработка и реализация совместно с руководителем дошкольного учреждения системы мер, направленных на укрепление и развитие материально-технической базы дошкольного учреждения.

– Поддержка инициатив участников воспитательно-образовательного процесса, направленных на повышение качества образования и удовлетворение потребностей различных социальных групп заинтересованных в этом образовании.

Решения совета обязательны для выполнения педагогическими работниками дошкольного учреждения, родителями или их законными представителями.

Родительский актив является органом самоуправления дошкольного учреждения и создается из числа законных представителей воспитанников данного дошкольного учреждения.

Основными задачами родительского комитета дошкольного учреждения являются:

– Всемерное укрепление связи между семьей и дошкольным учреждением в целях установления единства воспитательного влияния на воспитанников со стороны педагогического коллектива и семьи.

– Привлечение родительской общественности к активному участию в жизни дошкольного учреждения, к организации совместной работы по воспитанию воспитанников.

– Участие в организации пропаганды педагогических знаний среди родителей.

Для обсуждения и решения наиболее важных вопросов родительский актив может созвать общее собрание. На общем родительском собрании обязательно присутствие руководителя дошкольного учреждения.

Педагогический совет – орган общественного управления дошкольным учреждением. Педагогический совет дошкольного учреждения действует в соответствии с Законом «Об образовании».

В компетенцию учреждения образования входят:

– подбор, прием и расстановка кадров, повышение уровня их квалификации;

– осуществление контроля за выполнением педагогическими работниками и обучающимися своих обязанностей;

– материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с государственными нормативами;

– организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

– разработка и организация утверждения учебных планов и учебных (рабочих) программ;

– осуществление текущего контроля за усвоением программы воспитанников учреждения образования, а также анализа результатов образовательного процесса;

– осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и предусмотренной уставом этого учреждения образования.

Учреждение образования обязано:

– осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами настоящего Закона, нормативными правовыми актами государственных органов, регулирующими отношения в сфере образования;

– осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных стандартов, типовых учебных планов и учебных программ;

– содействовать деятельности педагогических и методических объединений;

– содействовать созданию в учреждении образования необходимых условий для работы подразделений учреждений общественного питания и здравоохранения.

Учреждение образования несет ответственность за:

– невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

– несоответствие качества предоставляемого образования установленным требованиям;

– действия, повлекшие нарушения норм по охране здоровья и безопасности жизни обучающихся (воспитанников) и работников учреждения образования, норм и правил охраны окружающей среды во время воспитательно-образовательного процесса;

– несоблюдение норм санитарного законодательства;

– нарушение прав и свобод воспитанников и работников учреждения образования.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Управление является неотъемлемой частью любого образовательного процесса.

2. Управление имеет свои цели, задачи, принципы и функции.

3. Для успешного управления дошкольным учреждением необходима слаженная работа всего коллектива под руководством грамотных руководителей, основывающих свою деятельность на основе законодательства РФ, на личностном подходе к каждому участнику воспитательно-образовательного процесса.

4. Руководители должны в своей работе использовать разнообразные методы и формы работы с коллективом, опираясь на принципы руководства.

Используемая литература:

1. Пронина А.Н. /Основы курса «Управление современным дошкольным образовательным учреждением» / А. Н. Пронина. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. – 162 с.

2. Белая, К.Ю. /300 ответов на вопросы заведующего/ К.Ю. Белая. – АСТ, Астрель, 2001. – С. 400.

3. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении/ Л.М. Денякина. – М: Новая школа,1997. – 48 с.

4. Поздняк Л.В. /Управление дошкольным образованием: учебное пособие для студ. педвузов/ Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 432 с.

5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.


Подробности

Козырева Наталья Владимировна, старший воспитатель МАДОУ ЦРР Детский сад №1 «Успех», г. Москва, г. Троицк, магистрант II курса заочного отделения магистерской программы «Управление в образовании» МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва. E - mail : kozyreva . [email protected]

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования.

Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, М. И. Лисина, В.С. Мухина). Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования.

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных, психологических и педагогических знаний, умений, профессиональных позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

Можно констатировать существующее конкретное противоречие между требованиями к профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образовательного учреждения, проявляющейся в сформированности профессионального сознания, обусловливающего выбор определённой профессиональной позиции, и недостаточно разработанной технологией содействия, необходимым (в связи с новым «Стандартом педагога») личностным и профессиональным перестройкам педагогов дошкольного образования.

Особенностью методического сопровождения на современном этапе, является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск. Методическая деятельность, реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации ФГОС.

Системой оценивания профессиональной компетентности в современном мире является аттестация руководящих и педагогических работников. Повышение квалификации – это процесс, предполагающий сохранение приобретенной квалификации, а также приведение ее в связи с изменяющейся обстановкой, доведение до уровня, который соответствует деятельности учреждения. Системность и комплексность повышения квалификации обеспечивается структурой ее организации, которая отражена в соответствующем плане работы детского сада.

Однако в современной системе повышения квалификации недостаточно используются возможности теории и практики в определении содержания и принципов формирования профессиональной позиции воспитателя.

На курсах повышения квалификации не ставятся задачи по формированию целостности позиции педагога, приоритетным остается подход, при котором, в большинстве, знания носят больше просвещенческий характер, что в свою очередь, не означает их применения на практике. Требуются углубленные исследования вопросов адаптации научно-теоретических знаний с целью создания на базе дошкольного образовательного учреждения комплекса условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, что приведет, в свою очередь, к освоению новых личностно профессиональных позиций.

Активный поиск путей решения данной проблемы в аспекте совершенствования содержания и форм повышения квалификации специалистов дошкольного образования приводит к пониманию того, что в систему дополнительного профессионального образования могут быть «включены» дошкольные учреждения. Образовательная среда детского сада, как нельзя лучше, обеспечивает перевод полученных знаний в область практических действий, интеграцию личностного и профессионального компонента, что способствует формированию целостности профессиональной позиции как системообразующего фактора процесса повышения квалификации. Обучение педагогов, в условиях ДОУ позволяет эффективно перестроить педагогическую деятельность, с точки зрения, сформированной позиции специалиста. Образовательная деятельность - процесс целесообразной, планомерной и систематической познавательной активности педагога, решающий задачи воспитания и развития личности в соответствии с современными требованиями в той или иной области.

Предполагаем, что образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:

  • Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно-образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;
  • Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
  • Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;
  • Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
  • Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательногопроцесса.

Несмотря на достижения в теории и практике в обл асти решения проблемы формирования профессионализма педагога, приходится констатировать, что проблема разработки педагогических и организационно-управленческих условий формирования и совершенствования профессиональной компетентности требует особого внимания. Особенно в области разработки механизмов внедрения и управления моделью образовательной деятельности в педагогическом процессе.

Под моделью мы понимаем систему взаимосвязанных компонентов, включающих в себя, развитие (объективно необходимых) профессиональных педагогических знанийи педагогической позиции, управление профессиональными компетентностями педагогов. Работа ДОУ в режиме развития заставляет переосмыслить и по-новому строить систему управления, привлекая педагогов к разработке, применению и реализации управленческих решений. Требует активного переустройства ранее сложившего опыта работы в сторону изменения основного содержания деятельности и применяемых подходов, построения новой модели взаимодействия. Педагогической находкой для коллектива стала статья заслуженного учителя РФ Е.Ф.Купецкого «Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития», где представлен новый подход к организации в виде медико-педагогических объединений – центров. Реализуя основные, приоритетные направления, ДОУ изменяет режим своей деятельности и испытывает дополнительные трудности, так как помимо традиционной работы, которая осуществляется в режиме функционирования, еще внедряет программу развития. Чтобы облегчить задачу управления в двух режимах, автор предлагает организовать работу через центры, которые способствуют переустройству содержательного компонента деятельности ДОУ. Изучив теоретические и методологические основы деятельности центра (объединение педагогов по совместно - взаимодействующей модели, Л.И.Уманский), их эффективность (опыт работы педагогов города Ангарска Иркутской обл.), приняли решение о внедрении в работу центров развития.

Первое, что было сделано в ДОУ – создали нормативно – правовые условия, которые позволили педагогам однозначно трактовать приоритеты в организации инновационной деятельности и повышении квалификации. В пакет нормативных документов были включены не только документы федерального, регионального и муниципального уровней, но и документы, разработанные ДОУ, в которых находят свое отражение содержание и основные приоритеты в повышении квалификации педагогов. Это локальные акты ДОУ, были разработаны положения. Положение о творческой группе, по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Положение о комплексно - тематическом планировании, Положение о наставничестве. Разработанные положения, как показала практика, позволили внести ясность и упорядоченность в организации и осуществлении различных аспектов повышения квалификации педагогов в ДОУ.

Примечательно, что вовлечение сотрудников в процесс управления, способствует повышению их профессионального мастерства, развитию инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Второе, это создали Центры - добровольное объединение сотрудников заинтересованных во взаимной деятельности и желающих участвовать в разработке того или иного направления, дающие возможность и молодым, начинающим педагогам проявить себя в педагогической деятельности. Основной деятельностью центров является совершенствование воспитательно-образовательного процесса по направлениям, рефлексия качества работы по повышению профессионального мастерства педагогов, а главное – профессиональное продвижение всего коллектива. Цели и задачи центров:

  1. Реализация государственной политики в области образования.
  2. Вовлечение сотрудников, родителей в решение управленческих задач.

3. Разработка, внедрение в практику работы ДОУ новых педагогических идей, технологий, программ, обеспечивающих развитие дошкольного образовательного учреждения.

4. Повышение профессионального мастерства, активизация инновационной деятельности, творческого потенциала сотрудников ДОУ.

Каждый центр имеет свою структурно-функциональную схему, выстроенную модель организации педагогического процесса, план работы по своему направлению. Руководят их деятельностью специалисты ДОУ из числа творческой инициативной группы, которые ответственны за конечный результат. Центры выполняют методические и контрольные функции. На педагогических советах рассматриваются проблемные вопросы по направлениям, заслушиваются результаты работы, представляются наработанные материалы.

Работа в центрах организуется:

  • на теоретической основе – осознание идеи, осмысление передовых систем; повышение уровня подготовки педагогов по направлению;
  • диагностической – сбор необходимой информации;
  • методической – изучение имеющего опыта по направлению, выявление передового педагогического опыта дошкольного образовательного учреждения, повышение уровня методической подготовки педагогов;
  • практической – разработка и внедрение новых технологий, проектов, программ, методическое обеспечение по направлениям;
  • аналитической – анализ проблем, обобщение полученных результатов по направлениям, формулирование выводов.

При организации деятельности в центрах используются разнообразные формы активного взаимодействия: работа в едином образовательном пространстве; проблемные семинары, семинары – практикумы, эстафеты педагогического мастерства, творческие мастерские, тренинги, дискуссии, мастер – классы, проектную деятельность, конкурсы и другие.

Говоря о деятельности центров, нельзя не затронуть вопрос об оценке эффективности их деятельности по трем направлениям, которые мы выделили, опираясь на работы К.Ю.Белой:

  • эффективность для ребенка – положительная динамика качества воспитания и обучения; индивидуальный, дифференцированный подход, успешность;
  • эффективность для родителей – положительная оценка педагогов со стороны родителей, оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения в целом. Сотрудничество и взаимодействие с ДОУ;
  • эффективность для педагогов – активность, выявление своего стиля· деятельности, заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях, стремление повышать свое педагогическое мастерство, успех и удовлетворенность педагогов собственной, новой траекторией профессионального роста.

По мере реализации работы в центрах возник следующий круг задач:

  • Определение содержания, форм и методов, сроков реализации образовательной деятельности методической помощи по эффективному управлению профессиональной компетентности педагогов.
  • Определение условий использования в существующей практике оценки профессионального роста педагога системы портфолио.

Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции использовались различные формы повышения педагогического мастерства, например:

1) Педагогический совет «Качество педагогического планирования образовательной работы в ДОУ»;

2)консультации информационного характера «Проектирование компонентов образовательной деятельности на основе комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса», «Организация мониторинга в ДОУ» «Комплексное сопровождение ребенка в условиях ФГОС»;

3) семинар по планированию воспитательно-образовательной деятельности в группах ДОУ в условиях ФГОС. Была разработана система требований к содержанию портфолио. Портфолио формируем с каждым педагогом. Содержание варьируется в зависимости от возраста и уровня квалификации педагога, специфики группы, в которой он работает. Наличие такого информационного банка не только способствует росту интеллектуального потенциала, но и стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности, способствует повышению квалификации педагога, учит презентации своей деятельности.

Портфолио педагога ДОУ состоит из следующих разделов:

  • Визитная карточка педагога;
  • Профессиограмма - квалификационная характеристика, включающая совокупность профессионально - значимых качеств, способностей, знаний, умений, навыков;
  • Нормативно-правовая база деятельности педагога дошкольного учреждения (перечень документов, локальные акты);
  • Самодиагностика (изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагогов);
  • Работа по самообразованию (тема, этапы работы);
  • Педагогическая копилка (статьи, консультации, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и др.);
  • Материалы по обобщению передового педагогического опыта (создание учебно-методического, учебного пособия, выступление с докладом, создание фотоальбома и т.д.);
  • Рейтинг педагога (справка о повышении уровня квалификации; отзывы администрации дошкольного учреждения, родителей, воспитанников; результаты анкетирования участников образовательного процесса, грамоты, дипломы).

В ходе реализации примерной основной программы молодые педагоги получают доступ к самым прогрессивным идеям образования и воспитания, информацию о новых педагогических технологиях. Посещая мастер-классы опытных воспитателей, открытые мероприятия, НОД, могут на практике увидеть педагогические приемы и применения активных методов воспитания и обучения. В особую структуру модели методического сопровождения входит «Центр молодого педагога» (молодые педагоги, после окончания ВУЗа, а так же специалисты не имеющим опыта работы в ДОУ), которая является частью повышения квалификации начинающих педагогов. Большинство молодых воспитателей нуждаются в помощи, в потребности получить методическую, психолого-педагогическую, и другую информацию. Основными задачами «Центра молодого педагога» являются:

  • формирование и воспитание потребности у молодых педагогов непрерывного самообразования;
  • помощь педагогу с опорой на достижения педагогической науки и передовогопедагогического опыта; взаимодействие в рамках этого объединения позволяют изучать теоретические и практические аспекты образовательной деятельности в ДОУ. К проведению теоретического блока привлекаются специалисты ДОУ, практического – опытные педагоги.

К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, воспитатель сохраняет прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии нового содержания, что вызывает еще большее эмоциональное отторжение нововведений частью педагогов. Ряду педагогов, оказалось, непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений. Большую роль в этом оказывает педагог-психолог, приоритеты в деятельности, которого претерпели существенные изменения.

В рамках перехода на новые ФГОС дошкольного образования, психолог сосредоточился на формировании мотивационной сферы педагога. Для продуктивного взаимодействия с педагогическим коллективом психолог должен стать его полноценным членом, в достаточной мере обладать знаниями в области организации и реализации педагогического процесса, принимать активное участие во всех аспектах жизни детского сада.

В эпоху глобальных изменений всего образования, в стране идет изменение статуса самого педагога, поэтому повышение квалификации педагогов связано не только с развитием, расширением, углублением знаний и умений, полученных раннее, но и с пересмотром ранее усвоенных фактов, понятий, закономерностей, обусловленных развитием науки, появлением новых научных концепций.

На сегодня, можно отметить, что в ДОУ сложилась система повышения квалификации педагогических кадров, созданы необходимые условия, которые благоприятствуют осуществлению развития педагогической позиции педагогов.

Список литературы:

1. Байкова Л.А. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе: библиотека администрации школы центра «Педагогический поиск» М.: Центр «Педагогический поиск», 1999.

2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.– М.: ТЦ Сфера, 2007.

3.Вершинина Н.Б, Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. – Волгоград: Учитель. 2008.

4. Виноградова Н.А., Микляева Н.В.. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.– М.: АЙРИС ПРЕСС. 2006.

5. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера. 2003.

6. Доклад Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» 2012.

7. Киндяшова А.С. Формирование профессиональной компетентности учителя с использованием задачного подхода // Научная библиотека Кибер Ленинка: http://cyberleninka.ru/ 2013.

8. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис – Пресс. 2008.

Ввиду краткости жизни мы не можем позволить себе роскошь тратить время на задачи, которые не ведут к новым результатам.

Л. Д. Ландау

Особенности управления дошкольной организацией

в современных условиях.

Основной целью развития образования в России является повышение его качества, доступности и эффективности. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Цель модернизации образования: создании механизма устойчивого развития системы образования.

Дошкольное воспитание и обучение – первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования конкурентоспособного поколения.

Поворот дошкольных организаций в сторону ребенка, с его запросами и индивидуальным развитием, возможен только при реализации новых принципов управления и высоком уровне профессионализма его руководителей.

К современной дошкольной организации предъявляются такие требования, что повышение уровня управления становится объективной необходимостью и существенной стороной ее дальнейшего функционирования и развития.

Исследователи рассматривают дошкольную организацию как сложную социально-педагогическую систему, поэтому и управление должно носить системный характер.

Система – это множество элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом, образующих определённую целостность, единство. Система обладает рядом признаков и предполагает дифференцированность, целостность взаимосвязанных компонентов, имеющих особую связь со средой и являющихся частью системы более высокого порядка.

Системное видение действительности, отмечает Т.М. Давыденко, это особая познавательная технология управления, которая ориентирует на изучение управленческого процесса как системы функций. Уровень целостности системы, обращает особое внимание Т.И. Шамова, будет зависеть от полноты набора элементов, взаимосвязи между ними, наличия целей у всех элементов и их связи с целью системы.

Цель дошкольной организации как образовательной системы – создать условия для полноценного гармоничного развития, воспитания и обучения каждого ребёнка на уровне его индивидуальных возможностей. Дошкольная организация – часть социума в своём микрорайоне, оно связано с ним, испытывает на себе его влияние и само влияет на него.

Руководитель дошкольной организации должен уметь видеть:

Связи между частями системы, уметь охарактеризовать их как: внутренние и внешние, общие и частные, прямые и обратные, непосредственные и опосредованные, постоянные и временные, существенные и несущественные, глубинные и поверхностные, доминирующие и не доминирующие;

Уметь рассматривать дошкольную организацию как систему и видеть все богатство связей между частями;

Уметь сделать выбор тех связей, которые позволили бы добиться поставленной цели минимальным числом связей.

Существуют движущие силы системы, источники её развития. К ним относят объективные противоречия между частями системы (задачами, содержанием, формами, методами), а также между связями, существующими между ними, между различными структурами системы; динамика процесса; оптимизация структуры.

Таким образом, мы видим, что дошкольная организация – многослойное системное образование, каждый компонент которого нуждается в управлении и построении оптимально функционирующей управляющей системы.

Каковы же основы построения управленческой системы в дошкольной организации? В управленческой литературе понятие «управление» трактуется с трёх позиций: 1. Управление рассматривается как целеустремлённая деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития дошкольной организации.

Подобные определения, отмечают Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко являются важными с точки зрения выделения управления как одного из видов социальной деятельности, имеющей в качестве своей цели получение определённого результата.

Исследователи выделяют главные цели управленческой деятельности.

Первая цель – становление, создание управляемой и управляющей систем (создание оптимальной для конкретных обстоятельств и условий, целостной, самобытной авторской педагогической системы).

Вторая цель – поддержание всех свойств системы, её упорядочение и стабилизация.

Третья цель – обеспечение оптимального функционирования системы.

Четвёртая цель – развитие системы, перевод её из существующего в новое, качественно более высокое состояние.

Вторая позиция. Исследователи рассматривают управление как «воздействие» одной системы на другую, одного человека на другого.

Третья позиция. Управление – взаимодействие субъектов. Такое понимание взаимодействия предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых, и сам процесс взаимодействия как смены его состояний, что соответствует реальной управленческой практике.

К свойствам управления можно отнести: целеустремлённость, открытость, осознанность, планомерность, цикличность, соединение науки и искусства.

Сущность управления, отмечают многие авторы (В.С. Лазарев, М.М. Поташник, Т.И. Шамова) выражается через его функции, в которых определён круг деятельности, её содержание, виды, назначение и роль.

В настоящее время ряд учёных считают, что состав и последовательность функций, из которых слагается процесс управления, один и тот же для всех самоуправляемых систем.

Н.В. Кузьмина определяет управление как совокупность пяти функций:

Проектировочной, которая предполагает формулирование целей и задач, изменение разнообразных планов и задач;

Конструктивной – суть которой состоит в моделировании разнообразных ситуаций;

Организаторской, в которой реализуется исполнительская деятельность управляющего;

Коммуникативная – нацелена на построение необходимых взаимоотношений и связей между субъектами управления.

Управленческая деятельность может рассматриваться ещё и как процесс. Управление как процесс, отмечает В.Я. Якунин, представляет собой последовательность стадий, состояний, этапов развития, совокупность действий руководителя для достижения цели. Он выделяет следующие функции управления:

сбор информации;

прогнозирование;

принятие решения;

организацию исполнения;

∙ коммуникацию;

∙ контроль;

∙ коррекцию.

Существуют разные точки зрения на функциональный состав управления, поэтому целесообразно существование каждого из подходов к определению функционального состава. Функциональный подход к управлению позволяет практикам целостно представлять свою деятельность в виде управленческого цикла.

Ситуационный подход в управлении – его основой является конкретная ситуация, поэтому управляющий должен уметь правильно интерпретировать ситуацию; предвидеть вероятные последствия от применения конкретных методов; уметь увязывать конкретные методы с конкретными ситуациями.

Оптимизационный подход в управлении заключается в том, чтобы достичь максимально возможных конечных результатов при рациональных затратах времени на управленческую деятельность.

Основные подходы к оптимизации управления отражены в работах исследователей В.П. Симонова, Р.Л. Кричевского, Т.И. Шамовой. Они дают конкретные советы руководителю:

1. Определение методологического подхода к решению проблем (видение модели, системность, конкретность, мера)

2. Оптимальный подход. Он выполняет диагностическую, объяснительную, конструктивную, динамическую, методологическую, эвристическую, прогностическую функции.

Принципы методологического подхода:

Системности (оптимальность, гармоничность, целостность);

Конкретности (учёт руководителем традиций ДОУ, его контингента, особенностей педагогического коллектива);

Меры (экономия времени, повышение эффекта).

Оптимизация – выбор наилучшего варианта из возможного, наиболее соответствующего определённым условиям и задачам.

Оптимизировать управление дошкольной организацией – значит выбрать или сконструировать такую систему мер, которая, будучи примененной, в условиях конкретного образовательного учреждения так преобразовывала структуру и процесс управления, чтобы достигались не любые, а лучшие, чем прежде, максимально возможные конечные результаты.

В современных условиях возросла роль научного управления дошкольной организацией. Это связано с развитием вариативности содержания дошкольного образования; с расширением научных знаний в области воспитания, обучения детей и управления этими процессами; с включением в систему непрерывного образования дошкольного; с повышением требований к уровню квалификации педагогических кадров; с усилением роли субъективного фактора в системе дошкольного образования.

Без целенаправленного и научно обоснованного управления сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой деятельности коллектива дошкольной организации.

Ученые считают, что управлять научно, значит выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в педагогическом процессе и планировать его в соответствии с этими тенденциями и учетом объективных возможностей.

Под управлением дошкольной организацией понимают целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность труда педагогического коллектива; научно обоснованное воздействие на педагогов-воспитателей, обслуживающий персонал, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Знание об особенностях социально-педагогических систем, их закономерностях позволяет обеспечить успешное управление дошкольной организацией в современных условиях.

Литература:

1.Розанова В. Психология управления. М.,1996.

2.Поздняк Л.В. Управление дошкольным образовательным учреждением

Как социально-педагогической системой. Управление дошкольным

Образовательным учреждением. Ж. 2006, № 4. С.8-14.

3.Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным

Учреждением. Часть 1. М.,2002.

4. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным

Учреждением. Часть 2. М.,2003.


В наше время организация ДОУ представляет динамически изменяющийся процесс, имеющий множество особенностей. Та база, которая регулировала организацию ДОУ в советский период, с течением времени сильно видоизменилась. Несмотря на то, что система дошкольного образования сохранила некоторые черты, оставшиеся по наследству от советских ДОУ, один лишь фактор того, что в России стал активно развиваться сектор негосударственной организации ДОУ, накладывает особенный отпечаток на тенденции нынешнего развития этой области управленческой и организационной деятельности.

На основании этого можно выделить некоторые практические рекомендации, призванные помочь широкому кругу лиц, занятых в делопроизводстве и организации ДОУ.

Нижеследующие рекомендации касаются такого важного аспекта, как культура планирования управленческой деятельности, и учитывают особенности взаимодействия специалистов двух типов, которые в равной степени заняты в данном процессе. Речь идёт об администраторах и педагогах.

  • Администрация ДОУ должна действовать в едином информационном поле с педагогами.

Это означает, что все решения, принимающиеся касательно управленческой, воспитательной и иной деятельности учреждения, должны осуществляться при равной степени осведомлённости специалистов первого и второго типа. Нельзя допускать разобщённости деятельности педагогов и администраторов, между ними должно быть создано особое информационное пространство, в котором они будут иметь равные права и получать одновременный доступ к планам ДОУ в различных направлениях.

  • Из вышеописанной рекомендации вытекает необходимость в постоянно поддерживаемой обратной связи между педагогами и администраторами.

Педагоги должны осведомлять администрацию о результатах своей работы, придерживаясь своего ежедневного плана. Получая подробные сведения о работе педагогов сверх той информации, которая предписывается обязательной отчётной документацией, администраторы получают возможность для более точной корректировки педагогической деятельности на месте.

  • Организация ДОУ должна предусматривать стандартизацию и оптимизацию всех процессов, включённых в неё.

Если речь идёт о негосударственном ДОУ, образовательные стандарты, принятые в нём, должны быть соотнесены с государственными образовательными стандартами. Также должна быть разработана система стандартов для измерения качеств участников образовательного процесса, т.е. педагогов и воспитуемых. Это позволит получить многие преимущества: администрация сможет легко и быстро анализировать деятельность педагогов, а те, в свою очередь, с лёгкостью смогут анализировать результаты воспитательного и образовательного процессов в ДОУ.

  • Современная организация ДОУ предполагает построение совместно-взаимодействующей модели ведения деятельности.

Только использование модели такого типа позволяет значительно повысить качество работы ДОУ во всех направлениях. Все участники процессов, происходящих в ДОУ, несмотря на должностные обязанности, должны активно взаимодействовать друг с другом, согласно служебной иерархии. И такая система должна быть принята как в больших государственных ДОУ, так и в малых частных ДОУ.

  • Управление деятельностью ДОУ должно иметь чётко обоснованную научную и методическую базу.

Все сотрудники должны обладать высокой компетенцией и профессионализмом, подтверждёнными соответствующим образованием и опытом работы. К работникам ДОУ должны предъявляться высокие требования, соотносимые с их должностными правами и обязанностями. К примеру, администраторы, занятые в организации ДОУ, кроме профессиональных качеств должны иметь и личностные качества, необходимые для успешного управления коллективом. К таким качествам относится умение находить общий язык с другими администраторами, подчинёнными, с родителями и с детьми, высокий уровень ответственности, умение быстро реагировать в непредвиденных ситуациях и многие другие.

  • Как и в любой другой организации, в каждом конкретно взятом ДОУ должна быть выработана своя собственная философия.

В это понятие включается оригинальность образовательного и воспитательного процессов, отличающее ДОУ от подобных заведений, иерархия приоритетов и ценностей, творческий подход к работе всех участников ДОУ, некоторые специфические обычаи, традиции, характерные для данного ДОУ, а также успешная взаимосвязь и сотрудничество ДОУ со смежными организациями

Учреждением

Понятие, цель и структура управления дошкольным учреждением.

Принципы управления.

Функции управления. Управленческий цикл.

Методы управления.

1. Понятие, цель и структура управления дошкольным учреждением. Дошкольное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива дошкольного учреждения без целенаправленного и научно обоснованного управления.

Управление в условиях рынка получило название менеджмент . Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует руководителя на удовлетворение потребностей рынка, постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), свободу принятия решений, разработку стратегических целей и программ и их регулярную корректировку в зависимости от состояния запросов.

Управление дошкольным учреждением – взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленное на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития учреждения.

Цель управления дошкольным учреждением – обязательное его развитие.

Организационная структура (строение) управления в дошкольном учреждении представляет собой, по определению М.М. Поташника, совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций, существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения. Для того, чтобы охарактеризовать структуру управления необходимо прежде всего назвать ее состав, перечислить все части, из которых состоит та или иная система, обозначить связи между ними, т. е. показать кто кому подчиняется (отношения, субординация, кто с кем координирует на равных, отношения координации).



Структура находится всегда в динамике, т. е. в реальном, существующем, меняющемся и развивающемся образовании. В ней выделяется четыре уровня управления:

1) уровень заведующего;

2) уровень его заместителей;

3) уровень педагогов и родителей;

4) уровень детей.

Рассмотрим перечисленные уровни структуры управления.

Первый уровень заведующий – главное административное лицо, выбранное коллективом или назначенное государственным органом, несущее персональную ответственность за все, что делается в дошкольном учреждении всеми субъектами управления, а также Совет дошкольного учреждения, Совет педагогов, родительский комитет .

Они обеспечивают единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития дошкольного учреждения, всех его подразделений.

Второй уровень – заместители заведующего по основной деятельности, по хозяйственной части, старшая медицинская сестра (врач, если предусмотрен штатным расписанием), бухгалтер (если предусмотрен штатным расписанием).

Через них заведующий ведет опосредованное руководство системой дошкольного учреждения в соответствии с заданными целями, программой и ожиданием результатов, добиваются тактического воплощения стратегических задач.

Третий уровень – педагоги, родители. Функции любого человека на этом уровне управления не исчерпываются правовой регламентацией и его полномочия неразрывно связаны с его личностью.

Четвертый уровень – дети.

Определение четкой структуры управления дает возможность проследить триаду: управление – со-управление – самоуправление, а также широко использовать делегирование полномочий.

Делегирование полномочий – передача задач и прав получателю, который принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегируются прежде всего полномочия и власть, которая позволяет их выполнять. Частичное делегирование ответственности за выполнение поставленных задач ни в коей мере не снимает ее с единоличного руководителя организации.

Каждый линейный руководитель имеет в своем подчинении определенные категории сотрудников. Число лиц, подчиненных одному линейному руководителю, представляет собой сферу контроля – одну из важных аспектов организационной структуры учреждения. В дошкольном учреждении можно выделить также сферу контроля по функциональным областям руководителям второго звена. Например, заместитель заведующего руководит деятельностью педагогов, завхоз – работой обслуживающего персонала, тогда как старшая медицинская сестра управляет не только деятельностью медицинского персонала (если он предусмотрен штатным расписанием), но и руководит другими сотрудниками в отношении соблюдения санитарных норм и правил при проведении педагогического процесса, содержании помещений и т. д.

2. Принципы управления. Любая педагогическая система – дошкольное учреждение, группа, образовательный регион и т. д. – становится способной к самодостраиванию, самопреобразованию, самовыращиванию из себя новых качеств – к саморазвитию в целом, только в том случае, когда руководитель опирается на принципиальную схему самоорганизуемого управления . Принципы управления – основные положения, которые определяют общее направление деятельности.

Принципы управления (по Т.П. Колодяжной):

Принцип самоорганизуемого (синергетического) управления . Самоорганизация в управлении становится эффективной при развитых отношениях доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, когда используются знания всех участников педагогического процесса, а не только небольшого числа лиц, осуществляющих планирование и управление в административно-командной форме.

Принцип взаимодействия самоорганизации и организации, случайного и необходимого. Самоорганизация может привести и к негативным последствиям, поэтому она нуждается в корректировке и поддержке со стороны органов управления. Организующая роль управленца должна быть направлена на инициирование и поддержку процессов развития, гибкое упорядочивание внешних факторов.

Принцип нелинейности. Ориентирует на преодоление аддитивного подхода в процессе развития системы управления образовательным учреждением, – сумма управленческих воздействий не всегда равна результату.

Принцип субъектности (ориентация на переход от традиционно-директивного управления на руководство, способствующее актуализации внутренней, творческой активности личности). Для становления субъектности необходимо овладеть новыми педагогическими умениями по созданию условий, способствующих самоорганизации не только личности руководителя, но и подчиненных. В синергетике субъектность рассматривается как позитивное проявление изначально хаотических взаимосвязей, упорядочивающихся по мере процессов самоорганизации. Хаос необходим, он – источник развития. Источник этот – внутренний, субъектный, во многом определяющий поведение сложноорганизованной системы. Синергетика также свидетельствует о том, что хаос является конструктивным механизмом самоорганизации сложных систем, так как рождение нового связано с разрушением привычной системы упорядоченности, с переструктурированием и достраиванием за счет элементов среды, с выходом за пределы исходной системы.

Принцип открытости (признание обмена системы – образовательного учреждения – информацией, отношениями, энергией, материалами, с окружающей средой, обществом).

Рассматривая содержание и организационную структуру деятельности руководителя через призму принципов самоорганизуемого управления, мы получаем возможность приблизиться к реализации новых требований по организации дошкольного учреждения.

3. Функции управления. Управленческий цикл. Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности. Функции управления – совокупность самостоятельных действий и операций, не нарушающих в функциональной модели управления принципа последовательности выполнения управленческого процесса. К основным функциям можно отнести: анализ, прогнозирование, целеполагание, планирование, организацию, контроль и коррекцию (или регулирование). Все эти функции характерны для системы управления дошкольным учреждением, но каждая из них имеет свои особенности, вытекающие из специфики содержания работы этого учреждения.

Анализ – изучение фактического состояния дел и объективная их оценка.

Прогнозирование – определение предполагаемого результата управленческого воздействия на систему.

Целеполагание – постановка цели и задач деятельности учреждения, которые являются результатом анализа состояния системы и прогнозирования ее будущего. Считается, что выбор цели – наиболее творческая часть управления. По источнику и способу образования как на уровне отдельного человека, так и на уровне какой-либо организационной системы цели могут быть либо внутренними, формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне. Для педагогических систем цели задаются обществом.

Планирование – разработка программы мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, а также рациональное распределение этих мероприятий в течение определенного отрезка времени.

Организация – распределение обязанностей, реализация запланированных мероприятий.

Контроль – периодическое отслеживание текущих, промежуточных, конечных и отдаленных результатов деятельности, сравнение этих результатов с прогнозом.

Коррекция (регулирование) – основа обратной связи для внесения изменений в цели, задачи, содержание управления, планирование; вид регулирования по результатам обратной связи в процессе управления.

Управленческий цикл – кольцевая структура, предполагающая взаимосвязь и последовательное выполнение самостоятельных (операционных) функций управления. Выпадение любой функции ведет к понижению качества всей управляемой системы.

Отдельные функции не следуют строго одна за другой, а многообразно переплетаются.

4. Методы управления. В наиболее общем виде метод – это способ достижения цели. Поскольку слово «метод» своими истоками восходит к понятию «деятельность», то та или иная деятельность по достижению управленческих задач может рассматриваться как метод управления. При всем многообразии методов управления все они универсальны, имеют сильные и слабые стороны. Их нельзя оценивать вне конкретных условий.

Выбор оптимального сочетания и соотношения различных методов и средств управления представляет собой аналитико-психологический творческий акт. М.М. Поташник в книге «Управление современной школой» предлагает при выборе методов, средств, приемов управления учитывать группу следующих факторов:

Ø стратегические и тактические задачи;

Ø особенности людей, в отношении которых применяется метод (управленческое воздействие);

Ø возможность каждого метода и последствия его применения;

Ø меру в использовании тех или иных методов;

Ø особенности ситуации, исчерпанность других средств;

Ø наличие времени для решения задачи именно выбранным комплексом средств управления;

Ø морально-психологические, материальные и прочие условия;

Ø возможности, умения подчиненных;

Ø традиции, привычки данного коллектива, его приученность к тому или иному стилю управления.

В менеджменте выделяют следующие 4 группы методов управления:

1) организационно-распорядительные (административные);

2) организационно-педагогические;

3) социально-психологические;

4) экономические.

К организационно-распорядительным методам относятся: формирование структуры управления, утверждение административных норм, издание приказов, разработка положений, должностных инструкций и т. д. Эти методы дают эффект, если выполняются определенные условия:

Ø педагогическая целесообразность каждого управленческого решения;

Ø логичность и четкость требований;

Ø корректная настойчивость и воля в осуществлении решений;

Ø последовательность в достижении целей.

Организационно-педагогические методы направлены на обучение педагогов через все формы методической работы: консультации, семинары-практикумы, открытые занятия и т. п. При помощи этих методов руководитель создает условия для профессионального роста своих сотрудников, а следовательно, для повышения качества их работы.

Социально-психологические методы направлены на воспитывающий дух и ценности коллектива, отношения в коллективе и его морально-психологический климат, удовлетворенность педагогов своим трудом. Сплочение коллектива зависит от выдержки, терпения руководителя, умения воздействовать на чувства. Особую психологическую значимость имеют голос, дикция, тон, мимика, жесты. Опираясь на эти инструменты человеческого общения, руководитель завоевывает доверие к себе. Создание благоприятных социально-бытовых условий работы и жизни – все это вместе создает благоприятный микроклимат в коллективе.

Экономические методы управления предполагают использование в управлении материального стимулирования, установление экономических норм и нормативов, составление смет и т.д. Руководитель должен уметь правильно распоряжаться имеющимися финансовыми средствами.

И.П. Третьяковым выделены качественные показатели эффективности применения различных методов управления: а) адекватность методов целям и содержанию образования; б) обоснованность выбора методов управления в функциональных аспектах деятельности; в) многообразие и вариативность использования методов; г) соответствие методов управления учебно-методической и материально-технической базе образовательного учреждения.

В заключение следует подчеркнуть, что условия развития дошкольных учреждений предполагают использование разнообразных методов управления.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как вы понимаете, что такое «управление»?

2. Раскройте сущность принципов управления.

3. Что такое функции управления и как они связаны между собой?

4. Сформулируйте, что такое метод управления?

Литература: 3, 7, 13, 15, 24 (осн.), 11 (доп.).



Поделиться