Самообследование и публичный доклад школы – объективная информация для родителей. Как провести самообследование и подготовить отчет? Самообследование образовательной организации закон об образовании

Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся предоставлено право выбора образовательной организации, форм получения образования и форм обучения. Для того, чтобы сделать правильный выбор образовательной организации, они должны иметь исчерпывающую информацию о ней: её инфраструктуре, педагогическом коллективе, реализуемых образовательных программах, результатах работы, уровне подготовки выпускников, достижениях обучающихся и т.д.

Обо всем этом родители (законные представители) обучающихся смогут узнать, ознакомившись с результатами ежегодного самообследования и публичным докладом (отчетом) образовательной организации, размещенных на её сайте.

Что такое самообследование образовательной организации?

Самообследование — это сбор информации и анализ состояния образовательной организации путем сравнения показателей (критериев), по которым проходит ее экспертиза. Самообследование проводится с целью обеспечения доступности и открытости информации о деятельности образовательной организации в форме отчета о результатах самообследования, а также для дальнейшего повышения её эффективности функционирования, самоорганизации и развития.

Самообследование выявляет уровень соответствия образовательной деятельности школы требованиям ФГОС.

Самообследование проводится по состоянию на 1 августа текущего года. Сроки и форму проведения, состав лиц, привлекаемых для его проведения, школа вправе определять самостоятельно.

Порядок проведения самообследования образовательной организацией утвержден приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 462, а показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, — приказом от 10.12.2013 № 1324.

Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета.

Отчет о самообследовании – это документ, отражающий официальную информацию о содержании, условиях и результатах образовательной деятельности организации по итогам учебного года.

Из отчета о самообследовании не только родители (законные представители), но и обучающиеся, педагогические работники, учредитель, органы местного самоуправления, федеральные государственные органы власти получают достоверную информацию об образовательной организации, в частности:

какое количество детей обучается в школе по уровням общего образования;

осуществляется ли в школе углубленное изучение отдельных учебных предметов, профильное обучение;

о качестве обучения — по численности обучающихся, успевающих на «4» и «5», а также обучающихся, имеющих неудовлетворительные отметки по результатам промежуточной аттестации; по результатам ГИА выпускников 9 и 11 классов; по участию школьников в олимпиадах, смотрах, конкурсах и т.д.;

о том, что представляет собой педагогический коллектив школы по образованию, стажу, квалификации;

об общей площади помещений, количестве компьютеров, экземпляров учебной и учебно-методической литературы в расчете на одного обучающегося; о наличии и техническом оснащении библиотеки, возможностей пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с) и др.

Отчет предварительно рассматривается, органом государственно — общественного управления школы в соответствии с её Уставом.

Отчет размещается на официальном сайте школы и направляется учредителю не позднее 1 сентября текущего года.

Что такое публичный доклад (отчет)?

Как сказано в рекомендациях Минобрнауки России, публичный доклад образовательной организации — это аналитический публичный документ в форме периодического отчета образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития образовательного учреждения. Таким образом, публичный доклад — это отчет перед общественностью .

Из публичного доклада школы родители могут узнать:

по общей характеристике школы, что она собой представляет;

о характерных особенностях образовательного процесса в школе;

об условиях осуществления образовательного процесса;

о результатах деятельности школы и качестве предоставляемого образования;

о социальной активности школы и её внешних связях;

о результатах финансово-экономической деятельности школы;

о перспективах и планах развития школы.

Публичный доклад это своеобразная презентация образовательной организации, которая демонстрирует достижения за отчетный период, сообщает о результатах и способах их достижения в лаконичной, удобной и яркой для восприятия форме, как бы её визитная карточка.

Таким образом, ознакомившись с отчетом о самообследовании и с публичным докладом , родители при выборе школы будут уже руководствоваться не субъективными мнениями знакомых о той или иной школе, а вполне объективными данными.

При подготовке использованы материалы источников:

Самообследование и публичный доклад школы – объективная информация для родителей

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОУ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с п. 3, 13 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».

1.2. Положение определяет цели, содержание и порядок проведения самообследования ОУ .

1.3. Целями проведения самообследования являются: обеспечение доступности и открытости информации о деятельности ОУ, а также подготовка отчёта о результатах самообследования (далее - отчёт).

1.4. Самообследование - систематическое изучение, оценка и анализ состояния ОУ с целью повышения эффективности функционирования, самоорганизации и развития.

1.5. В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления ОУ, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности ОУ, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

2. Порядок проведения самообследования

2.1. Самообследование проводится ОУ ежегодно.

2.2. Основной формой проведения самообследования является мониторинг - системная организация сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности ОУ.

2.3. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:

    планирование и подготовку работ по самообследованию;

    организацию и проведение самообследования;

    обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчёта;

    рассмотрение отчёта педагогическим советом ОУ.

2.4. Этап планирования и подготовки работ по самообследованию осуществляется в течение четвёртой четверти текущего учебного года и завершается изданием приказа ОУ, которым утверждаются:

    состав рабочей группы по самообследованию;

    сетевой график проведения самообследования, включающего сбор и обработку необходимых для самообследования данных, написание отчёта по результатам самообследования, обсуждение проекта отчёта, доработку проекта отчёта по результатам обсуждения, его рассмотрение педагогическим советом ОУ, направление на подпись директору ОУ, далее - учредителю и размещение на официальном сайте ОУ.

2.5. Этап организации и проведения самообследования осуществляется в июне-июле текущего года.

2.6. Этапы обобщения полученных результатов, формирования отчёта, его рассмотрения педагогическим советом ОУ осуществляются в августе текущего года.

2.7. Результаты самообследования оформляются в виде отчёта согласно прилагаемой к настоящему Положению форме, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности ОУ.

2.8. Отчёт составляется по состоянию на 1 августа текущего года, подписывается директором ОУ, заверяется печатью, направляется учредителю и размещается на официальном сайте ОУ не позднее 1 сентября текущего года.

Приложение

к Положению о проведении самообследования ОУ

от «____» _______ № _____

Отчёт ОУ

по итогам 20___/20___ учебного года

Раздел 1. Аналитическая часть

    Оценка образовательной деятельности

    Оценка системы управления ОУ

    Оценка содержания и качества подготовки обучающихся

    Оценка организации учебного процесса

    Оценка востребованности выпускников

    Оценка качества кадрового обеспечения

    Оценка учебно-методического обеспечения

    Оценка библиотечно-информационного обеспечения

    Оценка материально-технической базы

1.10. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования

Раздел 2. Показатели деятельности ОУ

п/п

Показатели

Единица измерения

Образовательная деятельность

1.1

Общая численность учащихся

человек

1.2

Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования

человек

1.3

Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования

человек

1.4

Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования

человек

1.5

Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на "4" и "5" по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся

человек/%

1.6

Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по русскому языку

балл

1.7

Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по математике

балл

1.8

Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по русскому языку

балл

1.9

Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по математике

балл

1.10

Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по русскому языку, в общей численности выпускников 9 класса

человек/%

1.11

Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по математике, в общей численности выпускников 9 класса

человек/%

1.12

Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по русскому языку, в общей численности выпускников 11 класса

человек/%

1.13

Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по математике, в общей численности выпускников 11 класса

человек/%

1.14

Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9 класса

человек/%

1.15

Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11 класса

человек/%

1.16

Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9 класса

человек/%

1.17

Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11 класса

человек/%

1.18

Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся

человек/%

1.19

Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе:

человек/%

1.19.1

Регионального уровня

человек/%

1.19.2

Федерального уровня

человек/%

1.19.3

Международного уровня

человек/%

1.20

Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся

человек/%

1.21

Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся

человек/%

1.22

Численность/удельный вес численности обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся

человек/%

1.23

Численность/удельный вес численности учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ, в общей численности учащихся

человек/%

1.24

Общая численность педагогических работников, в том числе:

человек

1.25

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников

человек/%

1.26

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников

человек/%

1.27

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование, в общей численности педагогических работников

человек/%

1.28

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников

человек/%

1.29

Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе:

человек/%

1.29.1

Высшая

человек/%

1.29.2

Первая

человек/%

1.30

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет:

человек/%

1.30.1

До 5 лет

человек/%

1.30.2

Свыше 30 лет

человек/%

1.31

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет

человек/%

1.32

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет

человек/%

1.33

Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/ профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников

человек/%

1.34

Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников

человек/%

Инфраструктура

2.1

Количество компьютеров в расчете на одного учащегося

единиц

2.2

Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося

единиц

2.3

Наличие в образовательной организации системы электронного документооборота

да/нет

2.4

Наличие читального зала библиотеки, в том числе:

да/нет

2.4.1

С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров

да/нет

2.4.2

С медиатекой

да/нет

2.4.3

Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов

да/нет

2.4.4

С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки

да/нет

2.4.5

С контролируемой распечаткой бумажных материалов

да/нет

2.5

Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся

человек/%

2.6

Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося

кв. м

Директор ОУ ФИО

____________________

(дата) М.П.

Одна из основных целей самообследования - обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации. Отчетным периодом является предшествующий календарный год. Результат необходимо разместить на сайте образовательного учреждения и передать учредителю.

Результаты самообследования оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности. Аналитическая часть предполагает:

    Анализ полученных данных.

    Выявление причинно-следственных связей.

    Определение наметившихся тенденций.

    Формулирование проблем.

    Предложение возможных путей решения.

Подробный отчет - не простая формальность. Он интересен родителям, партнерам организации и самим сотрудникам.

Сроки, форма проведения самообследования и состав участников определяются образовательной организацией самостоятельно. Это означает возможность выбирать наиболее подходящие формы для адекватной оценки деятельности, а также привлекать любых специалистов для проведения экспертизы (в том числе родителей и экспертов, работающих на договорной основе).

Если необходимая информация не предоставлена в установленный срок (до 20 апреля) или не соответствует действительности, руководителю грозит административный штраф в размере от 1000 до 3000 рублей (Ст. 5.39. КоАП)

Эта книга рассказывает о революционной методике повышения продуктивности – Scrum, позволяющей получать отличные результаты меньшими силами, в короткие сроки и с низкими затратами. Благодаря Scrum, такие гиганты как Google, Amazon и Salesforce. com смогли поднять производительность на 300-400%.

Что оценивается

    Системы управления образовательной организацией. В нормативных документах нет четких указаний, как проводить проверку систем управления и как предоставлять информацию по результатам оценки. Поскольку все управленческие решения обычно регламентируются локальными нормативными актами (ЛНА), то на основе их, как правило, и проводится оценка этого показателя.

    Организация учебного процесса.

    Востребованность выпускников. Оценить востребованность выпускников профессиональных образовательных организаций достаточно легко, а вот выпускников общих образовательных учреждений - намного сложнее. Реальные показатели могут предоставить лишь те немногие образовательные учреждения, выпускники которых получают преференции при поступлении в учреждения профессионального образования. В остальных случаях вопрос остается открытым. Некоторые школы приводят в качестве показателей процент поступления выпускников в ВУЗы и колледжи - в этом случае следует делать акцент на получении бюджетных мест.

    Качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения. Оценивать можно по разным параметрам. Например, в отчете стоит представить результаты участия сотрудников в различных профессиональных конкурсах, квалификационные категории педагогов и т.д.

    Материально-техническая база.

    Функционирование внутришкольной системы оценки качества образования и анализ показателей деятельности, устанавливаемых Минобрнауки России. Нужно обратить внимание, что требуется именно произвести анализ, а не только представить показатели. Кроме того следует учесть, что для разных типов организаций предусмотрены разные показатели.

Читайте также:

Как утверждают эксперты, анализ состояния многих направлений деятельности можно провести только на основе ЛНА. Для обеспечения открытости информации локальные акты тоже публикуются на сайте школы.

Сморите также серию вебинаров:

«Локальные нормативные акты: от теории к практике» Часть 1 Часть 2 Часть 3

Процедура самообследования может стать весьма эффективным инструментом при принятии управленческих решений и разработке программы развития, помочь повысить уровень соответствия школы (или другой организации) современным стандартам образования. Поэтому лучше подходить к анализу не формально, а ответственно, ставя перед собой дополнительные цели.

О том, что "идеального руководителя" не существует, потому что один человек просто не способен выполнять одинаково хорошо все четыре роли, необходимые для эффективного руководства организацией: быть и производителем результатов, и администратором, и предпринимателем, и интегратором. Место несуществующего "идеального руководителя" должна занять взаимодополняющая команда менеджеров, каждый член которой умеет выполнять одну из ролей в совершенстве, а остальными владеет на приемлемом уровне.

Информационные письма Рособрнадзора о переносе досрочного периода направлены в органы управления образованием всех муниципальных районов. Приказ,...

Вопросами заполнения отчетов по результатам самообследования занимается отдел информационно-аналитической работы (347-80-51).

Выпускники прошлых лет, заявленные на участие в досрочный период, будут зарегистрированы для сдачи экзаменов в резервные дни основного периода. П...

Добрый день! Информация о процедуре перерегистрации на основной период в Региональной информационной системе будет опубликована дополнительно пос...

Вы можете проконсультироваться по телефону 347-53-07 (Татьяна Викторовна).

Официальных документов по Вашему вопросу пока нет.

Можно. Но сейчас решается вопрос о переносе сроков досрочного периода ЕГЭ, следите за новостями.

Ждем официального подтверждения переноса, его пока нет. После этого опубликуем новость на нашем сайте с перечнем необходимых действий.

Здравствуйте! Никаких официальных документов по этому поводу пока нет.

Здравствуйте! Необходимо написать заявление в Государственную экзаменационную комиссию (ГЭК) о переносе экзаменов на резервные дни основного пер...

Здравствуйте! Нужно будет написать заявление в Государственную экзаменационную комиссию (ГЭК) о переносе экзаменов на резервные дни основного пе...

Здравствуйте! Итоговое сочинение по русскому языку пишется в 11 классе, как допуск к государственной итоговой аттестации, его результаты бессрочн...

Информацию можно уточнить в отделе оценки качества образования (тел. 347-45-72).


Самообследование образовательных организаций

(краткий обзор законодательства)

Что касается иных образовательных организаций, то следует руководствоваться следующим. В соответствии с п. 6 Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 предметом самообследования выступает:

Образовательная деятельность,

Система управления,

Организация учебного процесса,

Качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования,

Анализ показателей деятельности образовательной организации.

Таким образом, в аналитическую часть отчёта целесообразно включить сведения о структуре управления деятельностью образовательной организации, контингенте обучающихся, реализуемых образовательных программах, результатах обучения за учебный год, результатах государственной итоговой аттестации, сравнение этих результатов с сопоставимыми показателями, сведения об участии образовательной организации в профессионально ориентированных семинарах, выставках, охвате учащихся дополнительным образованием и участии обучающихся в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, востребованности выпускников, организации профориентационной работы в образовательной организации и т.д.

Вторая часть отчёта должна содержать анализ нормативно установленных показателей. Показатели деятельности образовательной организации, которые подлежат анализу и должны быть представлены в отчете содержатся в приказе Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 (ред. от 15.02.2017) "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию" .

Следует обратить внимание на то, что итоговой целью составления отчёта о самообследовании является не сам отчёт как таковой, а грамотная обоснованная оценка достоинств и недостатков системы управления и организации деятельности образовательной организации для последующей выработки решений по выявленным недостаткам.

Отчет о самообследовании не может быть заменен публичным докладом. В отличие от публичного доклада отчет о самообследовании является обязательным для подготовки и размещения на официальном сайте документом. Данная обязанность установлена нормативными правовыми актами:

Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 (ред. от 14.12.2017) "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией";

Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 (ред. от 15.02.2017) "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию".

В свою очередь, подготовка публичного доклада строго не регламентирована. К данной деятельности имеются рекомендации, направленные письмом Минобрнауки РФ от 28.10.2010 №13-312 «О подготовке публичных докладов» (вместе с Общими рекомендациями по подготовке публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений) и письмом Минобрнауки России от 03.04.2015 №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными Минобрнауки России 01.04.2015).

В соответствии с указанными рекомендациями публичный доклад - это аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения.

Требованиями к качеству информации, включаемой в публичный доклад, являются актуальность, достоверность, необходимость и достаточность.

Публичный доклад должен быть составлен таким образом, чтобы быть понятным широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, обучающимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям средств массовой информации, общественным организациям и другим заинтересованным лицам. Иными словами, доклад может служить визитной карточкой образовательного учреждения, способствовать установлению диалога с потребителями образовательных услуг в условиях конкуренции. Публичный доклад демонстрирует достижения организации за отчетный период и может быть основан на сведениях, полученных в ходе самообследования.

Таким образом, направленность, стиль изложения и построения материала публичного доклада и отчёта о самообследовании будет различаться. Отчет должен давать полный анализ деятельности организации и предназначен, в первую очередь, для профессионалов в сфере образования, публичный доклад – раскрывать центральные темы и быть ориентированным на широкий круг читателей.



Поделиться