Тип оо образовательного учреждения. Типы образовательных учреждений


Указанные субъекты наделяются правами, обязанностями, несут ответственность и обладают социальными гарантиями. Данные положения распространяются и на работников учреждений. Образовательные организации В качестве них выступают некоммерческие структуры. Общеобразовательные организации работают на основании лицензии. Обучение в них выступает основной целью создания. Учреждения, осуществляющие деятельность в сфере образования, представляют собой организации, которые также работают по лицензии. Реализуя основные задачи, они дополнительно проводят обучение. Образовательные организации создаются в формах, предусмотренных гражданским законодательством, регламентирующим работу некоммерческих структур. Частные учебные заведения Их работа также регулируется ФЗ №273.

В Законе такие учреждения определяются как организации, созданные в установленном нормами порядке, одним или несколькими гражданами либо их объединениями. Не могут формировать такие учебные заведения зарубежные религиозные общества. Право создавать организации, которые реализуют образовательные программы в области безопасности и обороны государства, принадлежит только РФ.


Внимание

Особенности наименования В названии учебного заведения могут присутствовать указания на специфику работы. Например, «общеобразовательная школа с математическим уклоном». В наименовании может присутствовать указание на интеграцию учебных планов разного типа.


Программа деятельности образовательной организации может предусматривать дополнительные задачи. Например, это может быть коррекция, содержание, реабилитация, психолого-педагогическое сопровождение, технологическая, научно-исследовательская и прочая работа.

Статья 23 типы образовательных организаций

Дошкольное воспитание Важно помнить о том, что рассчитывать на дошкольное образование, малыши могут не только в специализированных детских учреждениях, но и в семье. В п.6 указано, что в дошкольной образовательной организации уход, присмотр, дошкольное обучение, осуществляются от 2 месяцев до полного прекращения отношений (в случае достижения воспитанником 6-7 летнего возраста). Группы, создаваемые для реализации данной цели, могут быть оздоровительной, компенсирующей, общеразвивающей и комбинированной направленности.
Приказ Минобрнауки от 27 октября 2011 года был признан утратившим свою юридическую силу. Письмо от 8 августа 2013 года Минобрнауки содержало Рекомендации Департамента гос. политики относительно комплектования тех учреждений образования, которые занимаются реализацией основных общеобразовательных программ дошкольного воспитания и обучения.

Статья 23. типы образовательных организаций

Важно

В статье 23 Федерального Закона «Об образовании в РФ» указаны все типы образовательных организаций, их особенности, цели и задачи. Далее мы проанализируем данную статью и уточним ее детали. Критерии для деления учебных заведений на отдельные типы При подразделении всех учебных заведений на типы, учитываются общеобразовательные программы, выбранные для их деятельности.


Кроме того, деление осуществляется и с учетом вида программ. Это может быть:
  1. Основные образовательные программы.
  2. Программы дополнительного обучения.

Общеобразовательные программы подразумевают профессиональное и общее обучение. В Законе предусмотрено шесть различных типов образовательных организаций: четыре, предполагающих реализацию основных образовательных программ, и два вида, направленных на дополнительное развитие школьников.

Все предметы Педагогика Образовательная cистема России Виды образовательных учреждений 1.Виды образовательных учреждений 2.Вариативность образовательных программ Виды образовательных учреждений В законе «Об образовании в РФ» нет деления образовательных учреждений на виды. Согласно закону, все образовательные организации делятся по типам в зависимости от образовательных программ, которые они применяют в своей деятельности. В таблице представленной ниже приведено соответствие между типами образовательных учреждений и возможными видами организационной формы.


Вариативность образовательных программ Вариативность образования — это один из основных принципов и векторов развития современной системы образования в Российской Федерации.
Причем в письме шла речь о создании единых подходов к количеству детей, которые нуждаются в посещении дошкольных образовательных учреждений. Имелись в письме и рекомендации муниципальным органам власти о создании единого информационного ресурса «электронной очереди» в детские сады. Были определены и сроки предоставления информации о количестве заявлений (движения) на текущий учебный год.
Для постановки на учет в реестре, родители либо законные представители дошкольника заполняют в Интернете форму, представленную в свободном доступе, или же пользуются консультацией специалиста из УО муниципалитета. Также можно лично обратиться в уполномоченный орган с письменным заявлением о предоставлении места в детском дошкольном учреждении. Письмо содержало и рекомендации по поводу очередности поступления малышей в дошкольные учреждения.

Виды образовательных учреждений

В вузах, как правило, предусматривается бакалавриат и магистратура. Кроме этого, в таких учебных заведениях ведется научная работа. Общеобразовательная школа реализует учебные планы в начальных, средних и старших классах.

Учреждение принимает детей, окончивших ДОУ и подготавливает их в течение 10 лет к поступлению в вуз. Часть 2 ФЗ №273 определяет также организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным дисциплинам. При этом данная работа является основной их целью. В Законе определены образовательные организации основного и профессионального дополнительного обучения.

Они проводят педагогическую работу, не включенную в ООП. Комментарии к Закону В ст. 1 ч. 1 ФЗ №273 определяются субъекты, имеющий право вести обучение. Ими являются образовательные организации, а также индивидуальные предприниматели.

Образовательные организации. фз «об образовании в российской федерации»

Эти типы государственных и муниципальных учреждений определены в связи с переходом от сметного финансирования к обеспечению государственных (муниципальных) учреждений финансами лишь для выполнения государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ) в виде бюджетных субсидий. Различия в типах государственных и муниципальных учреждений заключаются в степени финансовой самостоятельности учреждения - доходы от приносящей доход деятельности полностью получает автономное учреждение, а казенное учреждение передает доходы от платных услуг и работ в бюджет своего учредителя. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Образовательные организации в россии

Аналогичные данные предоставляются и в отношении наемных преподавателей.По смыслу гражданского законодательства, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области образования на платной основе, должны заключать соответствующие договоры. Они могут быть в простой письменной форме. Договор должен отражать основные условия предоставления услуг, обязанности и права, а также ответственность сторон. Кроме этого, в документе определяется срок, порядок и размер оплаты.

  • 20.06.2016

Тип образовательного учреждения определяется в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих типов образовательных учреждений:

Дошкольные;

Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

Начального профессионального образования;

Среднего профессионального образования;

Высшего профессионального образования;

Послевузовского профессионального образования;

Дополнительного образования взрослых;

Дополнительного образования детей;

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

Специальные (коррекционные) (для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии);

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Первые пять типов образовательных учреждений являются основными и наиболее распространенными, в связи с этим кратко рассмотрим их некоторые особенности.

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) – это тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Основными задачами дошкольных образовательных учреждений являются: обеспечение воспитания и раннего образования детей; обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; обеспечение развития индивидуальных способностей детей; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии детей; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.



Традиционно дошкольные образовательные учреждения отвечают запросам детей в возрасте 3 – 7 лет. Ясли-сад предназначены для посещения детьми 1 – 3 лет, а в отдельных случаях – от 2 месяцев до года. Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на пять основных видов

Детский сад общеразвивающего вида– с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развитиявоспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

Детские сады и детские сады общеразвивающего вида – это традиционные дошкольные образовательные учреждения, в которых реализуются основные программы дошкольного образования в соответствии с установленными государственными стандартами. Основной целью реализации данных образовательных программ является интеллектуальное, художественное, эстетическое, нравственное и физическое развитие детей раннего возраста. В зависимости от возможностей того или иного дошкольного учреждения (материально-технической оснащенности, воспитательно-педагогического состава и пр.) в них могут осуществляться не только традиционные образовательные программы воспитания и обучения, но, и выбраны какие-либо иные приоритетные образовательные направления (обучение рисованию, музыке, хореографии, языковым навыкам, иностранным языкам).

Детский сад компенсирующего вида – с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Детские сады данного вида являются специализированными и создаются для детей, имеющих различные нарушения в физическом и (или) психическом развитии (в том числе глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии). Дети с отклонениями в развитии могут приниматься и в дошкольные образовательные учреждения любого другого вида при наличии условий для коррекционной работы. При этом прием осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. Обучающие программы, методики (технологии) воспитания, коррекции и лечения в ДОУ данного вида разрабатываются с учетом конкретной специфики имеющихся у детей отклонений. Материально-техническое оснащение таких детских садов несколько отличается от обычных, поскольку указанные дети нуждаются в особом уходе. Для детей создаются физиотерапевтические, массажные, логопедические и иные кабинеты; бассейны; фитобары и диетические столовые; специальные приспособления и оборудование в группах и т.д.Количество коррекционных групп и их наполняемость в детских сада как компенсирующего, так и обычного вида определяются уставом ДОУ в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления процесса воспитания, обучения и коррекции. Как правило, предельная наполняемость группы (в зависимости от конкретного вида) не должна превышать 6-15 человек.

Детский сад присмотра и оздоровления – с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

Такие детские сады преимущественно рассчитаны на детей в возрасте до трех лет. Основное внимание уделяется санитарным и гигиеническим условиям, предупреждению и профилактике заболеваний детей. Проводятся оздоровительно-укрепляющие и основные воспитательно-обучающие мероприятия.

Детский сад комбинированного вида. В детские образовательные учреждения подобного вида могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании.

Центр развития ребенка– детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

В центрах развития ребенка основное внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку. Приоритетными направлениями являются интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей: развитие мотивации личности к познанию и творчеству; укрепление здоровья и удовлетворение потребности детей в занятиях физкультурой и спортом. Для реализации учебно-воспитательного процесса и укрепления здоровья в настоящих образовательных учреждениях создаются игровые, физкультурно-оздоровительные комплексы; бассейны; компьютерные классы. Могут быть организованы художественные студии, детские театры, различные кружки, секции – и все это в рамках одного центра развития ребенка. Помимо воспитателей с детьми занимаются психологи, логопеды, иные специалисты. В таком учреждении ребенок может находиться как целый день, так и определенное количество часов (посещать какие-либо отдельные занятия) – по усмотрению родителей.

Большинство детских садов являются муниципальными и (или) государственными образовательными учреждениями. Однако за последние годы появилось много частных (негосударственных) дошкольных образовательных учреждений.

Если родители полагаете, что для ребенка достаточно стандартного набора предлагаемых образовательных услуг, а также в случае затруднительного материального семьи либо по иным причинам (например, выбор ДОУ ограничен), то имеет смысл определить ребенка в государственное или муниципальное дошкольное учреждение. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем. В бюджетные дошкольные образовательные учреждения в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп; дети из многодетных семей; дети, находящиеся под опекой; дети, родители (один из родителей) которых находятся на военной службе; дети безработных и вынужденных переселенцев, студентов. Количество групп в таких ДОУ определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования. Как правило, в группах (в зависимости от вида группы) не должно содержаться более 8-20 детей.

В том случае, когда родители располагают денежными средствами, и предъявляют повышенные требования к организации учебно-воспитательного и оздоровительного процесса в детском саду и индивидуальному подходу к ребенку, стоит остановить свой выбор на негосударственном (частном) дошкольном учреждении. Подобные ДОУ имеют в своем распоряжении бассейны, иногда – сауны, большие игровые комнаты, дорогостоящий учебно-игровой материал, спальные комнаты повышенной комфортности, наиболее качественный и предельно разнообразный рацион питания, а также другие блага, на обеспечение которых, разумеется, требуются значительные материальные затраты. Наполняемость групп обычно не превышает 10 человек, а реализуемые образовательные программы ориентированы на более углубленное и вариативное обучение детей.

Однако все перечисленные выше удобства, равно как и дополнительные образовательные и воспитательные программы, в настоящее время могут предложить на платной основе государственные и муниципальные дошкольные учреждения, которые имеют право оказывать дополнительные платные образовательные и иные услуги при условии их лицензирования. Что касается процесса воспитания и обучения, то практически в любом дошкольном учреждении за основу берется установленная законодательством основная комплексная образовательная программа. Дошкольных образовательных программ и технологий в настоящее время существует немало, это программы: «Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Детский сад-дом радости», «Золотой ключик» и другие. Все они ориентированы на должное обеспечение воспитания и раннего образования детей, развития их индивидуальных особенностей. Таким образом, совсем не обязательно искать частный детский сад, а можно воспользоваться услугами, предоставляемыми государственным или муниципальным дошкольным образовательным учреждением за отдельную дополнительную плату. В любом случае при выборе дошкольного учреждения следует заботиться об интересах ребенка, учитывая его желания, а не об удовлетворении собственных амбиций в престижности обеспечиваемого ему образовательного уровня.. Тем родителям, которые предпочитают воспитывать и обучать ребенка на дому (лично или с помощью гувернеров, приходящих педагогов), стоит всерьез задуматься о том, насколько верно они поступают, принимая подобное решение.. Чтобы в дальнейшем, при адаптации такого ребенка к школьной жизни, не возникло проблем, рекомендуется хотя бы непродолжительное посещение детского сада. Ведь именно в дошкольном учреждении ребенок получает навыки общения со сверстниками, учится ориентироваться в группе, сопоставлять коллективные интересы со своими собственными. Все это происходит под непосредственным контролем воспитателей и педагогов. Каким бы качественным не было домашнее образование, оно не может в полной мере дать всего того, что ребенок мог бы получить, посещая детский сад.

Помимо собственно дошкольных образовательных учреждений существуют и образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В таких учреждениях реализуются как общеобразовательные программы дошкольного образования, так и программы начального общего образования. Такие образовательные учреждения создаются для детей в возрасте с 3 – 10 лет, а в исключительных случаях – с более раннего возраста. Это могут быть:

Детский сад – начальная школа;

Детский сад компенсирующего вида (с осуществлением квалифицированной корекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся) – начальная школа;

Прогимназия (с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.)). В прогимназиях детей подготавливают к поступлению в гимназию

Общеобразовательные учреждения в зависимости от уровней реализуемых образовательных программ подразделяются на следующие виды.

Начальная общеобразовательная школа – реализует общеобразовательную программу начального общего образования (нормативный срок освоения 4 года). Начальная школа – это первая (начальная) ступень школьного образования, на которой дети приобретают основные (фундаментальные) знания для дальнейшего образования – получения основного общего образования. Основными задачами учреждений начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

В настоящее время начальная общеобразовательная школа представлена тремя основными государственными системами обучения: традиционной, системой развивающего обучения Л. В. Занкова и системой развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. В образовательных учреждениях начального уровня реализуются и такие экспериментальные программы как «Гармония», «Начальная школа ХХI века», «Перспектива», «Школа России» и др. Все они направлены на углубленное изучение учебных предметов и расширенное интеллектуальное и нравственное развитие учащихся.

Основная общеобразовательная школа – реализует общеобразовательные программы основного общего образования (нормативный срок освоения 5 лет – вторая (основная) ступень общего образования). Задачами основного общего образования являются создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. В основной общеобразовательной школе могут реализовываться программы начального общего образования.

Средняя общеобразовательная школа.– реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (нормативный срок освоения 2 года – третья (старшая) ступень общего образования). Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р, на третьей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, реализуемое путем создания профильных школ. Профильное обучение– это средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса наиболее полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильная школа– это основная институциональная форма реализации цели профильного обучения. В перспективе предусматриваются и иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения. Для наиболее эффективного осуществление процесса профильного обучения предусматривается непосредственный контакт профильной школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Предварительным этапом введения профильного обучения является начало перехода на предпрофильное обучение в последнем (9-ом) классе основной ступени общего образования.

В средних общеобразовательных школах также могут реализовываться образовательные программы начального общего и основного общего образования.

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов – реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам. Может реализовывать образовательные программы начального общего и основного общего образования. Основной задачей таких школ (иногда их именуют спецшколы) является преподавание (помимо основных образовательных учебных предметов) в рамках узкой специализации по отдельному предмету (предметам). Это существенно отличает спецшколы от гимназий и лицеев, реализующих широкий спектр дополнительных учебных дисциплин. В своем большинстве это – спортивные спецшколы, школы с углубленным изучением иностранных языков и физико-математические школы.

Гимназия – реализуются общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся, как правило, по предметам гуманитарного профиля. Существенное внимание уделяется изучению иностранных языков, культурологическим, а также философским дисциплинам. Гимназии могут реализовывать общеобразовательные программы начального общего образования. В большинстве случаев в гимназиях учатся дети с повышенной мотивацией к обучению. Гимназические классы могут организовываться и в обычных общеобразовательных школах.

Лицей – образовательное учреждение, реализующие общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. В лицеях организуется углубленное изучение группы учебных предметов по определенному профилю (техническому, естественнонаучному, эстетическому, физико-математическому и др.). Лицеи, как и гимназии, могут реализовывать общеобразовательные программы начального общего образования. Лицеи призваны создать оптимальные условия для нравственного, эстетического, физического развития учащихся со сформировавшимися интересами в выборе профессии и дальнейшего образования. В лицеях широко практикуются индивидуализированные учебные программы и планы. Лицеи могут создаваться как самостоятельные образовательные учреждения, а могут функционировать и как лицейские классы обычных общеобразовательных школ, сотрудничая с высшими учебными заведениями и производственными предприятиями. В настоящее время некоторые лицеи имеют статус экспериментальных образовательных учреждений с авторскими моделями и технологиями обучения.

Учреждения начального профессионального образования. Еще совсем недавно в нашей стране нерадивых учеников пугали: «Будешь плохо учиться, не возьмешься за ум – пойдешь в ПТУ!». При этом данная «страшилка» была более чем реальна. После окончания основной школы подростки из неблагополучных семей (неуспевающие и подобные им) прямиком «шли» в профессиональные технические училища (ПТУ), где им прививали трудовые навыки и пытались воспитать «педагогически запущенных» детей достойными гражданами нашего общества. Поскольку «путевку» в ПТУ выпускники школ получали, зачастую, не по своей воле, то и учились они спустя рукава – лишь небольшая часть учащихся ПТУ после окончания училища трудоустраивалась по специальности. Из-за этого данные образовательные учреждения имели не самую лучшую репутацию, а процент закрепления на рабочих местах выпускников ПТУ едва превышал 50%. Однако время не стоит на месте, и, как свидетельствует статистика, в настоящее время процент трудоустройства на рабочие специальности этой группы молодежи приближается к 80%. И если учесть, что безработица в России по-прежнему очень высока, то стоит задуматься над тем, что же лучше: высшее образование с нуля (сразу после окончания средней школы) и возможный статус безработного по завершении обучения в ВУЗе или диплом выпускника ПТУ, гарантированный заработок, опыт работы и возможность дальнейшего обучения? Рабочие специальности были нужны всегда, а в наши дни, когда значительная часть подрастающего поколения мечтает стать бизнесменами и менеджерами, ищет легкие пути заработка, потребность в квалифицированных рабочих кадрах только возрастает.

Основной целью учреждений начального профессионального образования является подготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Следует заметить, что такая формулировка основной цели начального профессионального образования несколько устарела. В настоящее время ее можно сформулировать по-новому – максимальное удовлетворение потребностей всех отраслей отечественной экономики квалифицированными профессиональными рабочими и специалистами.

Начальное профессиональное образование – неплохой старт для продолжения обучения по выбранной специальности либо получения новой с уже имеющимся багажом профессиональных знаний и трудовых практических навыков.

К учреждениям начального профессионального образования относятся:

Профессиональное училище;

Профессиональный лицей;

Учебно-курсовой комбинат (пункт);

Учебно-производственный центр;

Техническая школа;

Вечерняя (сменная) школа.

Профессиональные училища (строительные, швейные, электротехнические, связи и т.п.) – основной вид учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных профессиональных рабочих и специалистов. Нормативные сроки обучения составляют 2-3 года (в зависимости от уровня образования при поступлении, выбранной специальности, профессии). На базе профессиональных училищ могут разрабатываться и внедряться инновационные методики в сфере начального профессионального образования по соответствующему профилю подготовки квалифицированных кадров, обеспечивающих высокий уровень профессионального образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих запросы личности и производства.

Профессиональные лицеи (технические, строительные, коммерческие и т.п.) – центр непрерывного профессионального образования, в котором осуществляется, как правило, межотраслевая, и межрегиональная подготовка квалифицированных специалистов и рабочих по сложным, наукоемким профессиям. В профессиональных лицеях можно получить не только конкретную профессию повышенного уровня квалификации и завершить среднее (полное) общее образование, но и в некоторых случаях приобрести среднее профессиональное образование. Данный тип учреждения является своего рода опорным центром развития начального профессионального образования, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.

Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа(горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечерняя (сменная) школаосуществляют реализацию образовательных программ переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовки рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения.

Помимо того что обучение в бюджетных (государственных и муниципальных) учреждениях начального профессионального образования является бесплатным, их обучающимся гарантируется обеспечение стипендиями, местами в общежитиях, льготным или бесплатным питанием, а также иными видами льгот и материальной помощи в соответствии с компетенцией образовательного учреждения и действующими нормативами.

Образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения). Основными целями и задачами деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования являются:

Подготовка специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования;

Удовлетворение потребностей рынка труда (с учетом отраслевых запросов экономического сектора) в специалистах со средним профессиональным образованием;

При наличии соответствующей лицензии образовательные учреждения среднего профессионального образования могут реализовывать образовательные программы начального профессионального образования и дополнительные профессиональные образовательные программы среднего профессионального и начального профессионального образования.

К средним специальным учебным заведениям относятся техникум и колледж.

Техникум (училище) (сельскохозяйственный, гидромелиоративный техникум; речное, педагогическое училище и др.) – реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня.

Колледж (медицинский, экономический и др.) – реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.

В техникумах и колледжах осуществляется профессиональная подготовка более сложного уровня, чем в учреждениях начального профессионального образования, и поступить в них, соответственно, значительно труднее. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования могут осваиваться по различным формам обучения, отличающимся объемом аудиторных занятий и организацией образовательного процесса: очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах или в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм обучения. Нормативные сроки обучения по образовательным программам среднего профессионального образования устанавливаются государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Как правило, обучение продолжается 3 – 4 года. В необходимых случаях сроки обучения по конкретным образовательным программам среднего профессионального образования могут быть увеличены по сравнению с нормативными сроками обучения. Решение об увеличении сроков обучения принимает орган государственной власти или орган местного самоуправления, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение. Для лиц, имеющих начальное профессиональное образование соответствующего профиля, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование или иной достаточный уровень предшествующей подготовки и (или) способностей, допускается обучение по сокращенным или ускоренным образовательным программам среднего профессионального образования, порядок реализации которых устанавливается федеральным органом управления образованием.

Большое количество выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования получают достаточно высокий теоретический уровень знаний, умений и навыков, что позволяет им в дальнейшем на протяжении нескольких лет работать по специальности и без получения высшего профессионального образования. В некоторых случаях диплом о средне-специальном образования дает право на получение высшего профессионального образования (как правило, по той же специальности, но уже более высокого уровня) в сокращенные сроки (до трех лет). Студенты средних профессиональных учреждений могут совмещать работу с обучением, и, если образование данного уровня приобретается впервые, а учебное заведение имеет государственную аккредитацию, пользоваться установленными трудовым законодательством РФ льготами (учебный отпуск, бесплатный проезд к месту учебы и др.).

Кстати, данное правило распространяется и на учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования. Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств, в установленном порядке обеспечиваются стипендиями. Среднее специальное учебное заведение в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств самостоятельно в соответствии с законодательством РФ разрабатывает и реализует меры социальной поддержки студентов, в том числе устанавливает в зависимости от их материального положения и академических успехов стипендии и иные социальные пособия и льготы. За успехи в освоении образовательных программ, в экспериментально-конструкторской и другой работе для студентов устанавливаются различные формы морального и материального поощрения. Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда среднего специального учебного заведения.

Образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения). Особо говорить о приоритете высшего образования не имеет смысла, так как он был, есть и всегда будет. Развитие рыночной экономики, научно-технический прогресс диктуют новые требования, соответствовать которым невозможно без высокого уровня образования. В последние годы стало нормой иметь два и более высших образования.

Проблема в получении высшего образования решаема, вопрос остается только за его качеством. Диплом об окончании того или иного вуза, конечно, купить можно, такие услуги сейчас, к сожалению, имеют место, но вот приобрести за плату истинные знания без должного на то желания самого обучающегося и соответствующих усилий высшего образовательного учреждения нельзя.

Целями и задачами образовательных учреждений высшего профессионального образования являются:

Подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования;

Удовлетворение потребностей государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;

Организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования;

Удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

В соответствии с законодательством РФ об образовании устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: институт, университет, академия. Данные высшие учебные заведения (каждое в соответствии со своей спецификой) реализуют образовательные программы высшего профессионального образования; образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной, научной и научно-педагогической деятельности. На базе университетови академиймогут создаваться университетские и академические комплексы, объединяющие образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения. Высшие учебные заведение любого вида (в т.ч. их филиалы) могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии.


КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) УНИВЕРСТИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ

Контрольная работа

На тему: «Нормативно-правовое обеспечение образования»

Выполнила: студентка 1 курса зз

гр. 17-2301 Кашапова Диана длоо

Проверил: к.п.н. доцент кафедры

менеджмент в образовании ршлшг

Назмутдинов Валерий Якфарович

Казань-2012

Тема: « Нормативно-правовое обеспечение образования»

План:

Введение………………………………………………………............................3-4

Глава 1. Общие характеристики образовательных учреждений……………… 4

1.1. Типы и виды образовательных учреждений……………………………..4-8

Глава 2. Нормативно-правовые документы, используемые образовательными учреждениями при работе………………………………………………………..8

2.1. Конституция Российской Федерации……………………………………8-10

2.2. Закон Российской Федерации «Об образовании»……………………..10-19

2.3. Гражданский кодекс Российской Федерации………...……...………...19-22

Заключение……………………………………………………………..….…22-23

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы: общество никогда не будет существовать без образования. Люди с древних времен работали над тем, как лучше передать приобретенный опыт из одного поколения в другое. Так появилось образование. Любое цивилизованное общество наряду с функциями производства должно создавать образовательную систему для своего прогрессивного развития. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; системы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Любая система образования – это комплекс институтов образования. Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и реализующие одну или несколько образовательных программ.

Образовательные учреждения РФ бывают разных типов, от детский садов до высший учебных заведений, но все они используют в своей работе специальные нормативно – правовые документы, разработанные государством для регулирования самого процесса воспитания и образования.

Цель работы - изучить общую характеристику образовательных учреждений и охарактеризовать все нормативно-правовые документы, используемые в системе образования.

В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу « Нормативно-правовое обеспечение образования»;

2. Сказать об актуальности проблемы «Нормативно-правовое обеспечение образования» в современных условиях;

3. Изложить возможности решения тематики «Нормативно-правовое обеспечение образования»;

4. обозначить тенденции развития тематики «Нормативно-правовое обеспечение образования»;

Над этой проблемой работали российские ученые, разработавшие фундаментальные категории общей теории государства и права: С.С. Алексеева, В. К. Бабаева, В. И. Кудрявцева, В. В. Лазарев, А. В. Малько, М.Н. Марченко, Н. И. Матузова, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомирова.

Глава 1. Общие характеристики образовательных учреждений

Типы и виды образовательных учреждений

В России к образовательным институтам относятся учреждения следующих типов:

Дошкольные;

Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

Специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии;

Учреждения дополнительного образования;

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс;

Профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования).

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Одной из целей дошкольного образовательного учреждения является подготовка детей к обучению в школе.

Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями – гимназиями и лицеями.

Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени:

I ступень - начальная школа (3-4 года);

II ступень - основная школа (5 лет);

III ступень - средняя школа (2 - 3 года).

Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Задачами начального образования является воспитание и развитие обучающихся, обучение их чтению, письму, счету, основным навыкам учебной деятельности, элементами творческого мышления, простейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, а также основам личной гигиены и здорового образа жизни. Основное общее образование должно создать условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также для начального и среднего профессионального образования. Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах. Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества.

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени. В этих школах учащиеся могут получить интересующее их профильно-дифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную образовательную подготовку другой.

Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера , обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Для подростков с общественно опасным девиантным поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование обеспечивает подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного или полного общего образования.

Среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Базой для его получения могут быть основное или полное общее и начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование может быть осуществлено на двух образовательных уровнях - базовом и повышенном. Срок обучения на базе основного общего образования составляет не менее трех лет.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) - университетах, академиях, институтах, колледжах. Основные образовательные программы высшего образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. Установлены следующие ступени высшего образования: неполное высшее образование; бакалавриат; подготовка дипломированных специалистов; магистратура.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. Послевузовское профессиональное образование также можно условно разделить на две ступени: подготовка и защита диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук по специальности.

Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования - учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и др.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Сеть детских домов в России включает:

-дошкольные детские дома (для детей 3-7 лет);

-смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста);

-детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет).[ 2, 15-16]

Рассмотрев все типы образовательных учреждений, можно сделать вывод, что государство предусматривает равнодоступное и качественное образование для всех своих граждан. Нет ни одного человека, который был бы лишен права на получение основного среднего образования. Для граждан, желающих продолжать свое обучение, существуют профессиональные образовательные учреждения. Но, несмотря на существующее особенности и разнообразие учреждений образования, государством предусмотрены единые нормативно-правовые документы, на которые должны опираться все участники процесса воспитания и образования.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

В статье 23 Федерального Закона «Об образовании в РФ» указаны все типы образовательных организаций, их особенности, цели и задачи. Далее мы проанализируем данную статью и уточним ее детали.

Критерии для деления учебных заведений на отдельные типы

При подразделении всех учебных заведений на типы, учитываются общеобразовательные программы, выбранные для их деятельности. Кроме того, деление осуществляется и с учетом вида программ. Это может быть:

  1. Основные образовательные программы.
  2. Программы дополнительного обучения.

Общеобразовательные программы подразумевают профессиональное и общее обучение. В Законе предусмотрено шесть различных типов образовательных организаций: четыре, предполагающих реализацию основных образовательных программ, и два вида, направленных на дополнительное развитие школьников.

Все учреждения, которые реализуют образовательные программы, дополнительно подразделяют на 4 типа:

  • 2 типа заведений общего образования (общеобразовательные организации и организации дошкольного воспитания);
  • два типа организаций, предоставляющих профессиональное обучение (образовательная организация высшего образования и образовательная профессиональная организация).

По Закону РФ от 10 июля 1992 г. предполагалось всего два типа учреждений образования, причем они не были четко указаны в статье. Специальное образование в Законе отводилось учреждениям коррекционного типа, именно в их обязанности входило обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Отдельно выделялись и учреждения для воспитания и обучения детей сирот.

Особенности коррекционных учреждений

По поводу специальных учреждений отметим, что нынешнее переименование их в общеобразовательные организации не предполагает их ликвидации.

Закон предусматривает образование государственными органами субъектов РФ такие образовательные организации, в которых обучение бы велось по специальным программам, адаптированным для слепых, слабослышащих, умственно отсталых или глухих детей, а также для учеников с проблемами опорно-двигательного аппарата, нарушениями речи, аутизмом и иными дефектами здоровья.

Профессиональное обучение детей, имеющих ограничения по физическому состоянию, также выполняется на базе специальных программ, которые адаптированы для этих категорий школьников.

О порядке осуществления образовательной деятельности

По статье 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено существование четырех вариантов образовательных учреждений, которые имеют право на реализацию основных образовательных программ.

Первой из них называется образовательная дошкольная организация - учреждение, основной целью деятельности которого является уход и присмотр за детьми, а также реализация обучения и воспитания по образовательным программам для дошкольников.

30 августа 2013 года Приказом Министерства науки РФ (№1014) был утвержден специальный Порядок, согласно которому организуется и осуществляется вся образовательная работа по основным программам. Их варианты для дошкольного образования разработаны для тех организаций, что осуществляют уход за малышами, включая и частные детские сады, и группы дневного пребывания.

Дошкольное воспитание

Важно помнить о том, что рассчитывать на дошкольное образование, малыши могут не только в специализированных детских учреждениях, но и в семье. В п.6 указано, что в организации уход, присмотр, дошкольное обучение, осуществляются от 2 месяцев до полного прекращения отношений (в случае достижения воспитанником 6-7 летнего возраста). Группы, создаваемые для реализации данной цели, могут быть оздоровительной, компенсирующей, общеразвивающей и комбинированной направленности.

Приказ Минобрнауки от 27 октября 2011 года был признан утратившим свою юридическую силу. Письмо от 8 августа 2013 года Минобрнауки содержало Рекомендации Департамента гос. политики относительно комплектования тех учреждений образования, которые занимаются реализацией основных общеобразовательных программ дошкольного воспитания и обучения. Причем в письме шла речь о создании единых подходов к количеству детей, которые нуждаются в посещении дошкольных образовательных учреждений.

Имелись в письме и рекомендации муниципальным органам власти о создании единого информационного ресурса «электронной очереди» в детские сады. Были определены и сроки предоставления информации о количестве заявлений (движения) на текущий учебный год. Для постановки на учет в реестре, родители либо законные представители дошкольника заполняют в Интернете форму, представленную в свободном доступе, или же пользуются консультацией специалиста из УО муниципалитета. Также можно лично обратиться в уполномоченный орган с письменным заявлением о предоставлении места в детском дошкольном учреждении.

Школьное образование

Общеобразовательная организация является учреждением, которое своей основной целью ставит выполнение программы начального, среднего и Их функционирование подчинено постановлению Правительства РФ от 2001 года. Несмотря на то что документ был издан давно, периодически модернизируется и переиздается, он не утратил своей силы и используется в настоящее время.

По этому документу к общеобразовательным организациям причисляют:

  • начальную общеобразовательную школу;
  • основную общеобразовательную школу;
  • среднюю общеобразовательную школу;
  • учреждения среднего звена с углубленным изучением определенных предметов;
  • гимназии, осуществляющие подготовку школьников по естественнонаучному, техническому, гуманитарному направлению;
  • лицеи, реализующие программы среднего и основного образования по профилям (направлениям).

Специфика ст. 23 закона РФ «Об образовании»

Описываемый Закон не предполагает отдельного деления на типы образовательных организаций, которые обеспечивают углублённую (дополнительную) подготовку школьников, как лицей либо гимназия, поэтому и появились вопросы еще до его введения в действие.

Были опасения, что он не предусматривает развитие одаренных (талантливых) детей. Но на самом деле все не так, данный закон об образовании в Российской Федерации направлен именно на формирование талантливой молодежи. Независимо от статуса образовательного учреждения, педагогический состав создает для школьников благоприятные условия.

Разные типы образовательных организаций предполагают отличия не только в статусе, но и в особых условиях финансирования. По новому Закону предусматривался переход и классического варианта финансирования на финансирование по итогам выполнения муниципального (государственного) заказа. Все требования к выпускнику школы прописаны в стандартах нового поколения: воспитание гражданственности, патриотизма, способности к саморазвитию, самосовершенствованию.

Профессиональное образование

Профессиональной образовательной организацией считается учреждение, основной целью функционирования которого является образовательная деятельность по специальным программам профессионального среднего образования.

Постановление Правительства РФ №543 от 18 июля 2008 года регулирует эти виды образовательных организаций. В качестве основных задач учебного заведения выделяются:

  • реализация потребностей личности в культурном, интеллектуальном, нравственном развитии, путем получения профессионального среднего образования;
  • насыщение рынка специалистами, имеющими среднее профессиональное образование;
  • развитие у подрастающего поколения трудолюбия, гражданственности, ответственности, творческой активности, самостоятельности;
  • сохранение культурных и нравственных ценностей общества.

По данному закону предусмотрены такие типы образовательных организаций среднего звена:

  1. Техникум, в котором реализуется программы по базовой подготовке.
  2. Колледж, предлагающий подготовку по углубленным программам.

Наименование образовательных учреждений

Высшее образование

Рассматривая различные формы, типы образовательных организаций, нельзя обойти вниманием высшие учебные заведения. Основной целью их является образовательная и научная деятельность по специальным программам. По типовому положению о структуре высшего образования, постепенно вводятся стандарты к каждому направлению обучения и к специальностям высшего звена.

Дополнительное образование

Центры дополнительного образования созданы для организации внеурочной деятельности дошкольников и детей школьного возраста. В законе об образовании РФ даны разъяснения по поводу наполняемости групп, секций, кружков, нормативного и финансового обеспечения деятельности. В последнее время интерес к подобным учреждениям возрастает, в каждом районном центре есть как минимум одни центр дополнительного образования, причем большая часть секций, кружков, предлагаемых ребятам, бесплатные.

Образовательный процесс в ЦДО осуществляется на основе индивидуальных учебных планов. Группы создают по интересам, возрасту, направлению деятельности. Разнообразные лаборатории, секции, клубы, кружки, ансамбли, оркестры, студии, театры: все это предлагается ребятам вне школьных стен. Помимо групповых вариантов, дополнительное образование предлагает и индивидуальные формы работы.

Дополнительное профессиональное образование

Цель создания таких организаций - осуществление деятельности по специальным профессиональным программам. Они по «Закону об образовании» выполняют следующие функции:

  1. Помощь специалистам в овладении информацией о новейших достижениях в науке и технике, передовом зарубежном и отечественном опыте.
  2. Повышение квалификации и переподготовка специалистов учреждений, организаций, высвобождаемых работников, государственных служащих, безработных специалистов.
  3. Проведение научных исследований и экспериментов, осуществление консультационной деятельности.
  4. Полноценная научная экспертиза индивидуальных проектов, программ, иных документов по профилю организации

Заключение

В статье 23 Закона «Об образовании РФ» в полной мере объяснена вся классификация образовательных учреждений, их цели и задачи, особенности финансирования и правовая форма. Указаны в ней и виды образовательных программ. Кроме того, российское законодательство определет порядок создания учреждений государственного образования разного вида и типа.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - по законодательству РФ учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или нескольких образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и питание обучающихся, воспитанников. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ является юридическим лицом. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных или религиозных организаций). К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего общего образования); начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения до школьного образования; учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Закон об образовании

Управление образовательным учреждением осуществляется на основе соответствующей нормативно-правовой базы, которая в том числе определяет компетенцию, права, ответственность учредителей и самого образовательного учреждения.

Статья 12. Образовательные учреждения

1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

3. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций, объединений).

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения дополнительного образования;

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

7. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.

8. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

Статья 13. Устав образовательного учреждения

1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

2) учредитель;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) порядок приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и(или) их родителей (законных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением;

б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

в) источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения;

г) осуществления предпринимательской деятельности;

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б)структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем.

3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Статья 14. Общие требования к содержанию образования

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества;

укрепление и совершенствование правового государства.

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

7. Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и(или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.

8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин.

2. Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

5. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования обеспечиваются государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием, в соответствии с государственными образовательными стандартами.

6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения

1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной настоящим Законом, определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения.

Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и(или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

3. Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования производится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.



Поделиться