Кризис профессионального самоопределения. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни

В одной из советских газет была опубликована замечательная карикатура: стоит на распутье богатырь и с озадаченным видом чешет в затылке. Как и полагается, перед ним лежит камень, а на камне высечено: "Направо пойдешь, налево пойдешь, прямо пойдешь - надо работать!" Это утверждение не потеряло актуальности и в наши дни. Не менее важны и вопросы о том, где и кем работать.

Смена места работы - явление очень распространенное. Специалисты переходили и переходят из одной организации в другую в поисках какой-либо выгоды (чаще всего материальной), при этом их профессиональные обязанности и методы остаются неизменными. Однако перемещение по организациям без смены рода деятельности не всегда безоговорочно полезно.

Психологи доказали, что человек добьется большего успеха, если с периодичностью в пять-семь лет будет менять специальность, получать новые знания и встречать в своей профессиональной жизни совершенно новые, необычные для него задачи. Ведь даже в случае планомерного построения карьеры от рядового работника до старшего менеджера в конкретной компании новые обязанности не заменяют старые, а добавляются к ним. Другими словами, суть деятельности не меняется - увеличивается только сфера ответственности. Человек продолжает работать в той же профессиональной области.

Как ни парадоксально это звучит, но по прошествии нескольких лет работник скорее теряет квалификацию, чем приобретает ее. Накапливается усталость от привычного круга трудовых обязанностей, человек выполняет их автоматически, без интереса. Поэтому психологи считают, что любому профессионалу необходимо время от времени менять не место работы, а ее содержание. Рональд Рейган, как известно, был в свое время уволен с киностудии "Уорнер Бразерс". Вряд ли он стал бы великим актером, если бы продолжал там работать, и совершенно точно мир не узнал бы 40-го президента Соединенных Штатов Америки.

Обычно руководители компаний и их кадровики совершают одну и ту же ошибку: ищут на вакантные места специалистов "с опытом работы в аналогичной должности не менее года", практически не рассматривая переквалифицировавшихся или вовсе не работавших ранее претендентов. Они не учитывают, что у неопытных кандидатов есть значительные преимущества перед теми, кто уже съел собаку в том или ином деле: отсутствие профессиональных штампов, готовность к самосовершенствованию, интерес к новой работе и др.

Тем не менее, в наше время на российском рынке труда наметилась позитивная тенденция: все чаще люди стали менять не место работы, а саму профессию. Массовая переквалификация началась в период экономического кризиса 90-х годов, когда успешно приспособились к изменениям только те, кто не боялся учиться, приобретать новые знания и начинать свою профессиональную жизнь с нуля.

Юлия Ведмеденко, специалист кафедры социальной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, считает: "Сегодня все больше людей добровольно меняют специальность. Это явление в социальной психологии принято называть "профессиональной реориентацией". Современный человек свободен во взглядах и поступках (по сравнению с человеком советской эпохи), он стремится к высокому уровню жизни и готов нести личную ответственность за события собственной жизни, за ее качество. Однако профессиональная реориентация наиболее характерна для молодежи. Мышление зрелых людей менее гибкое - на их профессиональную жизнь влияют уже сложившиеся стереотипы, требования к себе слишком высоки. Зрелые люди боятся рисковать".

Действительно, люди старше 35 лет менее активны, чем молодежь. Даже в случае разочарования в своей деятельности они редко меняют профессию. Мысль о кардинальной переквалификации кажется зрелым людям бессмысленной и даже опасной. У большинства из них нет возможности или желания тратить время и деньги на получение дополнительного образования. Исключение составляют только две категории граждан: домохозяйки, у которых уже выросли дети, и появилась возможность заниматься карьерой, и военные, уволенные в запас. И те и другие сталкиваются с массой трудностей как объективных (нежелание работодателей предоставлять место неопытному человеку, ограничения по возрасту при поступлении в высшие учебные заведения и т. п.), так и психологических (боязнь сделать ошибку, неверие в свои силы, отсутствие поддержки со стороны близких и т. п.).

Специалисты разных профилей (социологи, психологи, экономисты) считают страх смены профессии одним из самых вредных заблуждений российских граждан. Многие люди ощущают, что полностью потеряли интерес и творческий подход к своей деятельности, но боятся перемен из-за возможности потерпеть неудачу. Наталья Самоукина, кандидат психологических наук, бизнес-тренер, отмечает: "К сожалению, говоря о карьере, люди чаще всего имеют в виду ее вертикальную составляющую - повышение в должности или рост заработной платы. Но существует еще и горизонтальная динамика. Сотрудник, исчерпав содержательные возможности в решении задач, которыми он давно занимался, начинает осваивать новое направление профессиональной деятельности - стремится получить новые знания, налаживает новые контакты, накапливает опыт решения новых задач. Возраст не помеха для переквалификации. Доказано: стремление человека после пятидесяти лет получить новую профессию активизирует его интеллект, способствует здоровью и долголетию".

Психологи признают, что решиться на резкое изменение своей профессиональной жизни способны только люди с определенным складом характера. Согласно так называемому термометру стрессов американского психиатра Томаса, вынужденная смена профессии лежит приблизительно на том же уровне, что и , - около 73 градусов (для сравнения: смерть одного из супругов - 100 градусов).

Способность пойти на разумный риск в своей профессиональной жизни - важнейший фактор успеха. И наоборот - страх перед изменениями или боязнь провала часто не дают человеку достичь хороших результатов. Тот, кто научится смотреть на учебу и смену профессии как на естественную часть трудовой биографии, никогда не останется без дела. Более того, современный уровень развития экономики фактически вынуждает людей к переквалификации. Недаром даже в благополучной Швеции практически каждый человек в течение своей жизни два-три раза меняет профессию.

Положительной особенностью нашего времени является наличие консультационных центров, в которых желающим сменить профессию помогают компетентные специалисты. Но это не единственный способ найти себе новое предназначение. Один из методов предписывает не кардинально менять квалификацию, а расширить круг своей деятельности. Для этого необязательно оставлять работу, приносящую деньги, просто нужно найти себе дополнительное занятие, как говорится, по душе. Это может быть репетиторство, написание статей, шитье, столярничество и др. Часто новое дело становится впоследствии не только любимым, но и основным.

Например, Д. Р. Толкиен, автор легендарной книги "Властелин колец", был профессором в области англосаксонского языка и литературы. Для своих четверых детей он начал сочинять сказку про хоббитов. Сперва он рассказывал им ее на ночь, позже записал и опубликовал, а издательство, оценив, насколько хорошо произведение приняли читатели, заказало продолжение. Так была создана трилогия "Властелин колец", которая имела колоссальный успех. В 62 года к скромному профессору пришли слава и богатство. И он наконец смог отказаться от многолетней необходимости вести списки расходов.

"Есть экспресс-способ для определения того, в какой профессиональной сфере лежат истинные интересы человека, - говорит психолог Алена Скалкина. - Представьте себя молодым, здоровым и сказочно состоятельным человеком. У вас есть все материальные блага, какие только можно выдумать, и нет сложностей с приобретением новых вещей или услуг. Свое богатство вы получили по наследству, поэтому тащить на себе бремя семейного бизнеса от вас не требуется. Отбросив все реалистичные возражения, которые подкидывает воображение, представьте себе главное: работать необязательно . Чем вы стали бы заниматься? Конечно, несколько месяцев или даже лет можно потратить на курорты, бассейны, казино и прочий активный отдых. А потом, устав отдыхать? Как вы будете бороться с неизбежным чувством бессмысленности жизни, скуки и безысходности? Какое дело увлекло бы вас по-настоящему? Честно и обдуманно ответив на этот вопрос, вы поймете, какой профессиональный путь - ваш".

Необходимо заниматься тем делом, которое будет приносить не только финансовое благополучие, но и внутреннее удовлетворение, а также признание со стороны окружающих. Отлично сформулировал эту мысль известный американский предприниматель Харви Маккей, автор нескольких книг по психологии бизнеса: "Человек, который непрерывно учится, найдет нечто такое, что ему по душе, и добьется того, что оно станет на него работать (даже если на первый взгляд это не имело отношения к его роду занятий). Не стоит всю жизнь работать на одном месте ради того, чтобы вас наградили золотыми часами при выходе на пенсию".

Обсуждение

Абсолютно согласен с Кити Щербацкой, что необходимы практические рекомендации.Тем более, что именно сменой профессии я и собираюсь заняться в ближайшее время. Работать в системе образования стало совсем уж тяжело...

01.04.2005 15:31:44, павел

Цены б не было этой статье, если бы были даны практические рекомендации как сменить профессию человеку, полностью отвественному за свою семью. Не отправив ее при этом жить на вокзал или в долговую яму.
А то и правда, засиделись...

Я бы, наверно, если бы была наследницей фамильного бизнеса и о деньгах могла бы не думать вообще, все время бы только училась:-) Работать мне нравится только пока я в стадии активного обучения - много нового, сама чувствуешь как растешь. Как только общие контуры становятся более-менее ясны, интерес угасает. К деталям не тянет. Плохо это:-(Интересно, это лечится?

Надо же, даже не зная о выводах психологов, я на практике убедилась, что пять лет для меня как раз тот период, за который интерес к деятельности совершенно угасает и требуется смена.

Комментировать статью "Смена профессии в зрелом возрасте, или как стать президентом"

Это семейные занятия для детей от 4 до 11 лет по десяти различным профессиям в течение учебного года. Мороженщик, Спортсмен, Строитель, Искусствовед, Декоратор, Ветеринар, Судья, Диктор, Часовщик, Астроном станут гостями Школы в 2016/2017 учебном году. Школа Профессий - это живое общение с уникальными профессионалами, которые нашли своё призвание, возможность сделать что-то своими руками, проверить себя во взрослом деле, почитать детские книги по теме и поиграть с детскими психологами. В...

Смена профессии. Скажите честно.. Серьезный вопрос. Образование взрослых. Для смены сферы деятельности в возрасте, когда главное преимущество - опыт, нужно именно этот опыт конвертировать. Правда, сейчас всего меньше стало, но все же.

Обсуждение

Есть специальность, освоив которую можно и за 60+ лет отлично зарабатывать и жить активной жизнью, а уж в 40 лет жизнь вообще только начинается;)
Главное - было бы желание обучаться новому.
Я точно знаю.
Всего Вам наилучшего!

Я считаю, если хотите то все получится.

Дорогие родители старшеклассников! Идет сбор заявок на участие в уникальном проекте для школьников «Всероссийский Ломоносовский Конкурс», успейте к нему присоединиться! «Мы ищем юных «Ломоносовых», талантливых ребят, где бы они ни жили, - говорит один из основателей Международного Ломоносовского Клуба Дмитрий Пунин, - и готовы дать тем, кто пройдет все этапы конкурса, прямую дорогу в научную и интеллектуальную элиту страны. Для этого мы организуем подготовку в лучших московских школах, что...

Первый раз ушла из юридической профессии в журналистско-издательское дело, второй Во втором, честно говоря, вступать на этот путь лучше в чуть зрелом возрасте, а не в совсем это физически тяжелая работа с ночными сменами. я вот как-то стала понимать, что хочу спать...

Обсуждение

я вас понимаю и поддерживаю:) по теме могу сказать только, что имею образование в одной сфере, огромный успешный опыт работы в другой, и сейчас тоже рассмтриваю вопрос об обучении ремеслу.

Я дважды начинала с нуля. Первый раз ушла из юридической профессии в журналистско-издательское дело, второй раз - в преподаватели вуза.
В первом случаев я уходила, имея 4 года опыта работы журналистом-фрилансером. Во втором, честно говоря, вступать на этот путь лучше в чуть зрелом возрасте, а не в совсем юном, особенно в наше время. С журналистикой, кстати, полностью и не порвала, продолжаю работать фрилансером, но это уже подработка в дополнение к основной профессии.
Правда, оба этих раза были, когда мне не было еще 30-ти и не было ребенка, так что условия не такие, как у вас.

Кто сказал, что возможности человека ограничены? Стать настоящим Президентом детской республики? Создать свой собственный бизнес? Стать олимпийским чемпионом? Сняться в главной роли в фильме? Защитить научную работу и получить степень магистра Академии наук? Выйти в открытый космос или спуститься на дно затонувшей Атлантиды? Все это и не только возможно за одну только смену в нашем лагере! Невозможное возможно! Программы Детского творческого лагеря «СОЗВЕЗДИЯ» летом 2015 года будут проходить...

Поговорим о выборе профессии: когда есть смысл задумываться об этом? Являются ли кружки раннего развития и секции по интересам подготовкой ребёнка к будущей профориентации? На что стоит опираться подростку, выбирая вуз? Что имеет значение при выборе профессии? Как грамотно поменять профессию во взрослом возрасте? Попытаемся ответить на эти вопросы вместе со специалистом-профконсультантом. С МЛАДЫХ НОГТЕЙ Едва только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются прогнозы - кем же...

Существует распространенный стереотип, что с возрастом наши профессиональные способности снижаются. Это неправда. Сегодня многие научные исследования подтверждают обратное - с годами профессиональные способности только растут, обогащаясь приобретенным опытом. По современным меркам, именно после 50 наступает самое плодотворное, профессионально успешное время в жизни. Начать новую карьеру, с нуля запустить бизнес, найти работу своей мечты, освоить незнакомую профессию - все это более чем...

Вопрос профориентации остро стоит для многих родителей детей подросткового возраста. Чем будет заниматься ребенок в будущем, как найти профессию именно его мечты? Предлагаем вам рассмотреть возможность поездки в детский профориентационный лагерь. О работе с детьми рассказывает профориентационный лагерь "Нить Ариадны" [ссылка-1] "Многие родители интересуются, дает ли эффект профориентационная направленность нашего лагеря, часто нас просят рассказать о том, какие выводы дети делают в конце...

Кризис середины жизни, кризис 40-летия, получил наибольшую известность и одновременно наиболее противоречивые оценки. Первые признаки кризиса, разлада внутреннего мира – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. Один из моментов кризиса связан с проблемой убывающих физических сил, привлекательности. Открытие убывающих...

Здравствуйте мои дорогие читательницы сайта «Мамина карьера» . Итак, мы продолжаем разбирать шаги, позволяющие найти любимую работу. И в этой статье будут рассмотрены методы работы с ограничивающими убеждениями, страхами и недостаточной уверенностью по поводу смены профессии и работы. 5 шаг. Сменить установки и убеждения Начнем мы с из изменений своих мыслей, в частности тех, что ограничивают нас. Их называют «ограничивающие убеждения». Например « женщинам платят меньше, чем мужчинам за ту...

Из этой статьи вы узнаете о том, как меньше сомневаться и научиться принимать даже самые сложные и судьбоносные решения. В том числе и том, какую любимую работу выбрать, выходить после декрета на работу или нет, звонить подруге, которую вы вчера обидели или нет. Прежде чем, перейти непосредственно к приемам помогающим принять решение, поговорим о том, что не все решения одинаково важны и, в связи с этим, подходить к ним можно по-разному. Судьбоносные, важные и рутинные решения Все ситуации...

Бытует мнение, что девочке нужна профессия, работать независимо от мужа, а то мол У меня вот был случай - в соц. сети чисто случайно "задружилась" с вице- президентом одной оч. крупной да-да...нет не могу- есть не хочу. я вот в более зрелом возрасте решила, что это...

Обсуждение

но у Вас хоть стаж есть, профессиональный опыт, представления о коллективах на работе и т.п. А если бы Вы с 20 лет дома сидели, то вероятность устроиться была бы в десятки раз меньше. Считаю, что полезно девушке поработать, не в ущерб всему остальному. Муж может и не уйти, но сам остаться на длительный срок без работы, заболеть сильно, мало ли.

А я все же на стороне бытующего мнения! Лучше все же дать шанс девочке самореализоваться. Конечно толк может быть, а может и не быть, как в любом другом жизненном аспекте. И тут не важно девочка или мальчик. А вот, если воспитывать исключительно в девочке сиди смирно - муж обеспечит,вот тут шансы как раз и увеличиваются в сторону варианта "в 40 лет никому ненужная" ибо не привыкла работать, ибо не умеет, ибо образования нет, ибо... ибо...ибо...

8-й с выраженной УО, но там тоже стараются профессию получить. Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие Пошли в 6-ку для того, что опека направила в связи со сменой формы семейного устройства с опеки на приемную семью.

Обсуждение

Я сначала почему-то подумала, что девочка в 11 классе. Пропустила, что ей 6 лет. Для 6-летки, нормальный ребенок. Если она в 11 классе будет делать такие ошибки, тогда задумаеетесь.

Кстати, мой двоюродных брат имеет УО, на том уровне, когда человек понимает сложение, но умножение понять не может. Ничего, стал водителем, и очень хорошим, кстати. Он высокий, представительный, не пьет, очень исполнителен...короче пресональный водитель мечты. А что тупой - так это начальству даже нравится. Москву он выучил наизусть, память хорошая..в церковь ходит. Очень помогает, потому что он не понимает многообразия законов. А так легче - 10 заповедей, он освоил. Жену себе нашел в церкви...ладно, она знала, кого в музья берет.

21.03.2012 02:23:56, masha__usa

У меня приемный ребенок из 8го вида, забрала после 2го класса, отдала в третий массовую школу, пытались не взять, но я настояла, по закону обязаны. Программу он толком не освоил, но зато компанию имел поприличнее, чем в 8м виде. Так что решать этот вопрос будете вы сами, а не комиссия. Другое дело, что я не уверена, что для ребенка благо быть всегда отстающим.

Раздел: Серьезный вопрос (как стать логопедом в 40 лет). Продолжая про смену профессии в 40-50 лет. -) Да, еще xотела сказать про методики - я, наверно в силу возраста, больше доверяю классическим методикам.

Обсуждение

Мне сейчас 38 лет, первый диплом о высшем образовании-социальный педагог, повышение квалификации-управление персоналом. 10 лет работаю в отделе кадров, и уже надоело не то слово. Мне уже работать в этой сфере не интересно, хотя на сегодняшний день работаю в очень хорошей организации. Буду поступать учиться на логопеда. Считаю что смена деятельности раз в 10 лет -это неплохо, а очень даже хорошо.Сейчас в наше время повышают пенсионный возраст до 63 лет. Задаю я себе вопрос-а смогу ли я продолжать работать в кадрах в таком случае еще 25 лет? , а не 17 лет, что тоже очень много надо сказать. И говорит моя душа-25 лет, однозначно нет! Учиться и развиваться никогда не поздно! Что-то менять, чем старше мы становимся -страшно. Но и дальше так долго продолжаться не может. Будет трудно, но развиваться и получать новые знания-это интересно!

20.07.2018 10:13:14, будущий логопед

Чтобы стать логопедом - не совсем гммм.. достаточно на него выучиться. Но если получится - то о материальныx проблемаx можно будет забыть:-)
У меня занятия расписаны на 5-6 месяцев вперед минимум, беру дополнительно только если очень жалко ребенка. Ученики приxодят домой, только по рекомендации, расценки высокие, моя репутация - еще выше:-), результаты занятий родителей радуют очень.
НО - я действительно люблю и детей и свою работу. Абы как и не от души, как банально это не звучит, получаться xорошо не будет. Подумайте.

06.06.2011 00:58:49, Бабулька - практик

Я вообще не знаю ни одного маркетолога, проект- и продукт-менеджера.Ни разу не видела реально.Они существуют или это фантастика? 3) После 8 класса наш "сборный" спортивный класс разогнали по своим районным школам. Я боялась идти в незнакомый 9 класс, и решила поступить в техникум. Листая справочник "Куда пойти учиться", наткнулась на интересную профессию "Программирование для быстродействующих математических машин" в Московском приборостроительном техникуме. Очень заинтересовалась новизной специальности, туда и поступила. В группе было только 2 парня, остальные девчонки:)
Закончив техникум, пошла работать, училась на вечернем в МЭИ.
4) Работаю уже 12 лет по специальности - одна из нашей техникумовской группы:))) Обожаю свою работу.

Мне очень понравилось все то, что там, внизу...Приятно...
О себе добавлю..
1. то, что не физик и не математик - в средней школе, хотя с математикой все было нормально, а с физикой - полнейший ноль. Русский не любила(училка - сволочь жуткая,очень непорядочный человек была -хотя про умерших так нельзя) Французский нравился всегда.
2. Дрессировщицей, наездницей, певицей...Переводчицей.
3. 9-10 - все родственники-учителя решили, что это только пед. Ин.яз. Обломались. тк иняз сдавался на 5, а вот за сочинение - неоднократные 2-3... Поработала 2 года, попала на репетиторшу - осилила литературу - легко сдала на 5, но пошла уже на начальные классы - так было вернее... Возлюбила русский язык, благодаря гениальной русачке...Закончила...
И - пошла работать кассиром - тк наступил 91 год - а кушать хотелось. и дочке - тоже.
4. Прошло 100 лет. И вдруг из закоренелой домохозяйки произрос репетитор французского. Ну надо же! я очень рада. Очень, очень, очень!

«Человек, который непрерывно учится,
найдет нечто такое, что ему по душе,
и добьется того, что оно станет на него работать.
Не стоит всю жизнь работать на одном месте ради того,
чтобы вас наградили золотыми часами при выходе на пенсию»
Харви Маккей (американский предприниматель)

Очень много людей работают на нелюбимой работе, и поэтому частенько чувствуют себя несчастливыми. По словам психологов, человек способен достичь успеха, если будет менять свою специальность раз в 6-7 лет.

Если Вам не нравится то, чем Вы занимаетесь, то пришло время что-то поменять в жизни. Чтобы обрести профессиональную гармонию специалисты советуют сменить направление своей карьеры и устроиться на работу, на которой Вы будете забывать о времени и чувствовать максимальный подъем энергии и вдохновения.

Решение о смене направления деятельности

На протяжении всей жизни немало людей решаются сменить сферу своей деятельности, несмотря на потраченные силы и деньги на получение образования. И причины на то самые разные. Смена отрасли деятельности является серьезным шагом. Такое решение человек может принять как в молодом, так и в зрелом возрасте.

Задумываются о смене направления своей карьеры люди, которые считают, что заслуживают на более высокую заработную плату и желающие улучшить качество своей жизни. Нестабильность финансового положения заставляет в корне менять род занятий. Если Вы убеждены в том, что Ваша работа не даст Вам возможности получать высокую зарплату, то смело ищите другое место.

Потеря интереса к работе и симптомы профессионального выгорания также способны подвигнуть человека к принятию решения о смене отрасли своей деятельности. Прежде чем принять радикальное решение, Вам стоит отдохнуть и взять отпуск. Вы сможете обдумать все и понять, что именно Вас не устраивает. Возможно, Вы устали или же разочаровались в коллективе либо в руководстве.

Невозможность карьерного и профессионального роста является одной из наиболее веских и частых причин, по которым человек решается сменить род своей деятельности. Бывает так, что новая отрасль способна обеспечить продвижение по карьерной лестнице и хорошие перспективы. Не стоит сразу же кардинально менять свою специализацию, возможно, смежные отрасли помогут Вам полностью раскрыться и достичь максимальных высот на карьерном поприще.

Новая профессия зачастую позволяет кандидату раскрыться, реализовать творческий потенциал и получить моральное удовлетворение.

При поиске новой профессии необходимо психологически подготовиться. При смене сфере деятельности необходимо освоить новые знания и навыки.

Поиск новой сферы деятельности

Прежде, чем сменить профессию, необходимо проанализировать ситуацию на рынке труда. Новая работа должна не только вызывать интерес, но и по возможности пересекаться с уже имеющимся профессиональным опытом. Необходимо оценить вероятность трудоустройства, определить перспективы новой работы, уровень зарплаты и конкуренцию среди кандидатов.

Как правило, новая профессия нуждается в получении новых знаний и самосовершенствовании. В зависимости от возраста, возможностей и выбора, Вам придется получить высшее образование, переквалифицироваться или пройти курсы профессиональной подготовки. Получение дополнительного образования повышает востребованность специалиста на рынке труда.

Приняв решение о смене направления своей карьеры, непременно заявите об этом своему работодателю и как можно тактичней аргументируйте причину ухода. Будет хорошо, если о смене профессии Ваш бывший работодатель узнает от вас, а не со слов коллег. Постарайтесь сохранить хорошие отношения с руководством, возможно, придется вернуться на старое место работы.

Реакция работодателя на кандидата, решившего сменить отрасль деятельности

Как свидетельствует статистика, работодатели с некоторой настороженностью относятся к людям, которые решили сменить род своей деятельности. Особенно это касается кандидатов среднего возраста. Как правило, работодатель хочет узнать, какие причины смены отрасли карьеры и почему кандидату не удалось реализоваться на прошлом месте работы. Чаще всего работодатели отдают предпочтение молодым и энергичным кандидатам, которые способны предложить новые интересные идеи, способные внести вклад в развитие компании.

Если Вы хотите устроиться на новую работу, то должны своими словами и действия доказать работодателю, что именно Вы подходите для новых карьерных подвигов и сможете справиться с новыми функциональными обязанностями.

При смене профессии кандидату стоит приготовиться к более низким должностям и небольшой заработной плате. Часто люди не выдерживают таких перемен и со временем решаются вернуться в свою прежнюю профессиональную среду. Согласитесь, что тяжело бывшему руководителю работать на должности подчинённого или помощника.

Если сравнивать периодизации, предлагаемые различными авторами, анализирующими взрослые периоды жизни человека, то нередко в качестве главного критерия перехода от одной стадии к другой выступает готовность человека пересматривать смыслы своей жизни и профессиональной деятельности, а также готовность перестраивать свою систему ценностей. Для многих людей взрослые периоды жизни - это периоды максимальной самореализации именно в профессиональной и трудовой деятельности.

«Профессиональное самоопределение» уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда.

В последнее время все чаще высказывается мнение, что и профессиональное самоопределение, и профессиональное самосознание формируются много позже подросткового возраста. Частично с этим можно согласиться, но важно понять и то, что сами по себе профессиональное самоопределение и профессиональное сознание проходят разные этапы в своем развитии, и, естественно, более зрелые уровни развития мы можем наблюдать лишь во взрослой жизни человека.

Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга: в современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением (с «главным делом» жизни). Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у человека будет все больше появляться свободного от работы времени для личного развития. И тогда, возможно, именно жизненное самоопределение (за рамками рутинных видов профессиональной деятельности) станет для многих людей основой их личностного самоопределения.

Переживаемый людьми среднего возраста переход середины жизни оказывается одним из факторов, который может вынуждать их резко изменить свое отношение к работе, да и саму работу. После 40 лет у взрослых людей могут измениться ценности и цели, что заставляет их думать об изменении направления своей профессиональной карьеры. Эти изменения объясняются возвращением мечты - стремлений, идеалов и целей молодости. Некоторые исследователи полагают, что взрослые лучше всего справляются с этим периодом переоценки, если они систематически оценивают свои способности, а также плюсы и минусы их текущего профессионального положения.

Лишь малая часть людей резко изменяет свою профессиональную карьеру в середине жизни. Это делают, как правило, те, кто чувствует, что их способности не используются полностью в той работе, которая у них есть. Причиной этого могут быть изменения характера работы или снижение трудности задач за счет достигнутого человеком высокого уровня профессионализма.

Э.Ф Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления:

Сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом;

Социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд);

Возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального сгорания»);

Вступление в новую должность (а также участие в конкурсах на замещение, в аттестациях);

Полная поглощенность профессиональной деятельностью («трудоголики» характеризуются как специалисты, одержимые работой как средством достижения успеха и признания; специалисты, которые иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными; специалисты, которые нередко проявляют жестокость во взаимоотношениях);

Изменения в жизнедеятельности (смена места жительства, перерыв в работе, «служебный роман»).

Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.

Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова в числе факторов, обусловивших кризис социально-профессиональной актуализации (38-42 года) выделяют:

Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации;

Коррекция «Я-концепции», связанная часто с изменением ценностно-смысловой сферы;

Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом;

Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья;

Профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы.

Способы преодоления кризиса:

Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). К этому времени работник еще полон сил, у него накопился определенный опыт, а его отношения с коллегами и начальством нередко позволяют ему экспериментировать и рисковать без сильного ущерба делу.

Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность, переход на новую должность или работу. Если в этом возрасте (наиболее плодотворном для многих профессий) работник не осмелится реализовать свои основные замыслы, то всю последующую жизнь он будет сожалеть об этом.

Смена профессиональной позиции, сексуальное увлечение, создание новой семьи. Как ни парадоксально, но иногда старая семья, уже привыкшая к тому, что работник является надежным «кормильцем», может сопротивляться выходу такого «кормильца» на уровень творчества и риска. Семья может начать опасаться, что творчество отразится на зарплате и отношениях с начальством. При этом семья часто не учитывает стремление своего «кормильца» к самореализации в труде. И тогда на стороне может найтись человек (или другая семья), которые с большим пониманием отнесутся к таким стремлениям. В данном возрасте это серьезная причина многих разводов.

Несообразности в субъективной картине профессионального жизненного пути, дисбаланс представлений о прошлом, настоящем и будущем могут выражаться в более или менее тяжелых кризисных переживаниях, существенно отражающихся на реализации, построении жизненного пути. В связи с этим требуется, в частности, компетентный самоанализ кризисных ситуаций и поиск исхода из них, что в итоге дает эффекты развития профессионала.

В частности, Р.А. Ахмеров приводит варианты так называемых «биографических кризисов»:

Кризис нереализованности . Он возникает, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены реализованные связи событий жизни. Возникают переживания такого содержания, что жизненная программа не выполнена, «не удалась», «не повезло»; человек не видит или недооценивает свои достижения, успехи, и в своем прошлом не усматривает существенных событий, достаточно полезных с точки зрения настоящего и предстоящего.

Одной из причин этого рода кризиса может быть новая социальная среда, в которую человека «забросило», с которой он считается, и которая может не ценить его специфический опыт, подготовленность, квалификацию.

Здесь хорошо бы или сменить среду, или хотя бы найти в ее рамках приемлемую «субкультуру» - кружок понимающих тебя людей, или (и) не слишком близко принимать навязываемы средой ценностные представления, расходящиеся с общечеловеческими, или вносить лепту в облагораживание данной малокультурной среды, или «приналечь» на работу во имя дальнейших очевидных достижений («бегство в работу»).

Кризис опустошенности . Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. И несмотря на то, что человек сознает наличие у себя к данному времени важных, значимых достижений, у него доминирует переживание, что он - «уже выкуренная сигарета», и у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей.

Одной из причин может быть некоторая душевная усталость после длительного периода самозабвенной и упорной работы, «штурма высот» в жизни, профессии. В этом случае оправданны существенная передышка, отстройка от утомившего образа жизни и деятельности. Другой вариант - при резкой смене социальной, производственной ситуации, жизненных обстоятельств у всякого возможна затрудненность ориентировки в сложном потоке внешних явлений, переживание большой неопределенности, непредсказуемости будущего. Здесь полезна ориентация на общечеловеческие, а не ситуативные ценности, поиск единомышленников, «родственных душ» и обсуждение с ними действительно непростых проблем существования в неопределенном мире.

Кризис бесперспективности . Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены потенциальные связи событий, проекты, планы, мечты о будущем. Дело здесь не в самой по себе неопределенности будущего (оно может казаться и вполне определенным - картина «безнадежного застоя», «гарантированной скуки» впереди или отсутствия перспектив профессионального роста, утверждения себя в основных жизненных ролях, уместных для данного возраста), а в переживании, обозначаемом словами «впереди ничего не светит». У человека есть и достижения, и активность, и ценные личностные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самоопределения, совершенствования, реализации в тех или иных возможных ролях.

Компетентные люди, друзья должны помогать друг другу в ситуациях кризисов, исходы из которых одновременно означают и дальнейшее развитие человека как личности и как профессионала.

Нет смысла строго «привязывать» типы кризисов к календарному возрасту, их возникновение и протекание очень индивидуально.

Горбунова Галина Алексеевна 2007

МОТИВАЦИЯ СМЕНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

© Г. А. Горбунова

Горбунова Галина Алексеевна

кандидат

педагогических наук, доцент декан психологического факультета Самарский филиал Восточного института экономики,

гуманитарных наук, управления и права

Развитие профессиональной мотивации зависит от внешних факторов. Неуловлетворенность материальных и жизненных потребностей работника приволят к изменению профессиональной леятельности. Исслелование показало, что чаше социальные причины являются летер-минантами профессиональной переполтотовки.

Ключевые слова: работа и профессиональная мотивация, факторы развития профессиональной мотивации, смена профессиональной деятельности, причины профессиональной переподготовки, неудовлетворенность материальных и жизненных потребностей.

Вопросы профессиональной специфики мотивации труда, ее структурные характеристики, адекватность мотивов и целей содержанию и условиям деятельности рассматривались в психологии В. А. Бодровым, В. Я. Орловым, В.

A. Ядовым, А. Г. Здравомысловым и др. . Учеными выявлены существенные отличия мотивации в разных видах деятельности.

В рамках теории деятельности А. Н. Леонтьев и

B. И. Ковалев обосновали необходимость разграничения понятий «общетрудовая мотивациям «профессиональная мотивация». Первая обусловливает побудительную активность личности, ее отношение к трудовой деятельности, вторая определяет направленность на конкретную профессиональную деятельность. Таким образом, различие общетрудовой и профессиональной мотивации состоит в том, что мотивация конкретной трудовой деятельности обусловлена ее задачами и особенностями профессиональных целей .

С. Рубинштейн, В. Асеев, М. Магомед-Эминов рассматривают мотивацию как многомерную по содержанию подсистему личности, единство соподчиненных компонетов. Такой подход позволяет наиболее полно раскрыть сущность мотивационной сферы специалиста с учетом особенностей отдельных компонентов внутри подсистемы. Ведущие мотивы побуждают к деятельности, в которой возникают новые мотивы и цели в процессе развития мотивации. Т. Л. Бадоев, В. А. Толочек, Ю. К. Стрелков, рассматривая данные о динамике мотивов у представителей разных профессий, подчеркивают, что различия в изменении отдельных мотивов обусловлены спецификой содержания трудовой деятельности. Условия и способы развития трудовой мотивации могут быть различными: усиление структурированности мотивов, увеличение количества ведущих побуждений, изменение силы отдельных мотивов, повышение адекватности мотивации профессиональной деятельности . А. Маслоу выделял следующие основные мотивы деятельности: стремление к профессиональному успеху, к обеспечению безопасности и сохранения здоровья, к материальному благополучию, к познанию, к общению, к социальным достижениям, к самоопределению.

По мнению С. В. Бажановой, проблема формирования профессиональной деятельности не может решаться без учета акмеологических факторов, способствующих успешному становлению профессионализма. Автор предлагает рассматривать развитие профессиональной мотивации в системе двух групп факторов: внешних и внутренних. К внешним факторам относятся макросредовые (факторы социально-экономического развития общества; факторы, характеризующие современное состояние системы той или иной отрасли экономики, народного хозяйства, образования и т. д.), микросредовые (факторы функционирования трудового коллектива). Внутренние факторы включают в себя относительно постоянные факторы: характерологические и индивидуально-типологические особенности личности, а также динамические особенности: удовлетворенность профессией, профессиональная направленность, социально-психологические установки на саморазвитие и самосовершенствование, профессионально важные качества. Как показывает практика, влияние данных факторов на развитие профессиональной деятельности возможно в двух направлениях: положительном и отрицательном .

Целью нашего экспериментального исследования явилось изучение процесса развития мотивации профессиональной деятельности с учетом влияния на нее внешних и внутренних факторов. Были изучены те стороны, которые повлекли за собой разрушение положительной профессиональной мотивации в одном виде деятельности, так называемое «разочарование» в выбранной в молодые годы профессии, и мотивы, побудившие сменить профиль трудовой деятельности, т. е. мотивы профессионального переобучения. Разработанная и апробированная на практике программа экспериментальнопсихологического исследования включала в себя анкетирование, диагностику мотивационной структуры личности и структуры мотивов трудовой деятельности, а также выявление смысложизненных и ценностных ориентаций личности. Реципиентами выступили люди зрелого периода жизни, возрастной диапазон составил от 25 до 45 лет. Непременным условием

явилось наличие у испытуемых первого профессионального образования и получение ими второго профессионального образования иного профиля. Вид деятельности не играл особой роли, профессии могли быть как технической направленности, так и гуманитарной. Последнее условие связано с тем (здесь мы солидарны с мнением В. А. Бодрова и Ю. В. Бессоновой), что методический аппарат исследования мотивации, имеющийся сегодня в психологии, не позволяет изучить особенности мотивации профессиональной деятельности. Существующие методики предназначены лишь для определения общей направленности личности или уровня выраженности отдельных мотивов, потребностей. Они не предусматривают возможность оценки специфики мотивации конкретной деятельности (в качестве примера можно привести только оценку мотивации деятельности педагогов). Довольно часто методы исследования не выявляют развития профессиональной мотивации, проявления качеств субъекта в связи с профессионализацией деятельности, становлением личности профессионала, изменением самой деятельности, ее содержания и требований к личности на различных этапах профессионального пути. Слабая разработка оценки специфики конкретных видов деятельности в психологической практике побудила нас не акцентировать внимание на какой-либо конкретной профессии .

Для изучения смены профессионального профиля взрослыми людьми в городах Самара, Уфа было осуществлено экспериментальное исследование. В нем приняли участие 232 человека - медицинскиех работники, техники, учителя начальных классов, бухгалтеры, менеджеры, коренным образом меняющие свой профессиональный профиль. Изучение структуры мотивов трудовой деятельности в период осуществления работы по первоначальной профессии показало, что большинство людей, меняющих в зрелом возрасте вид деятельности, недовольны размерами своей заработной платы (81%), примерно половина (44%) не удовлетворена отношением администрации к труду, отдыху и быту работников. Однако у 38% опрошенных смена профессии связана с потребностью реализации своих индивидуальных особенностей, причем 50% респондентов в основном удовлетворяют эту потребность в своей первой профессии. 74% испытуемых стремятся с помощью новой профессии получить более высокий социальный статус, самосовершенствоваться в развитии личности хотят 68% людей, немало и тех, которые желают расширить свой кругозор и повысить эрудицию.

Все участники исследования отметили достаточно большую общественную полезность своего труда. 51% определили свое стремление к продвижению по службе очень большим, 33% - средним, 16% не стремятся занять руководящую должность в своей организации. В целом потребность в реализации индивидуальных особенностей не удовлетворяется у одной трети испытуемых, занятых в сфере медицинского обслуживания; у воспитателей и учителей удовлетворенность либо средняя, либо высокая. Возможности творчества в работе лишены одна треть медсестер и одна треть воспитателей, учителя имеют высокие или средние возможности развития творчества в работе. Удовлетворенности работой в целом не испытывают 33% медицинских сестер и воспитателей, однако вид трудовой деятельности удовлетворяет практически всех участников эксперимента. Совершенно

справедливо возникает вопрос, какова же причина смены вида деятельности? Определяющими в этом вопросе оказались социальные мотивы: непрестижной свою профессию назвали 45% участников, средний престиж - 15%, высоким престижем обладает профессия для 40% испытуемых. Вывод: неудовлетворенность материальных и жизненных потребностей работника приводят к изменению профессиональной деятельности .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бажанова£. В. Акмеологические факторы развития мотивации профессиональнопедагогической деятельности преподавателей высшей школы // Акмеология: личностное и профессиональное развитие. М., 2004.

2. Бодров, В. А. Психология и надежность: человек в системах управления техникой / В. А. Бодров, В. Я. Орлов. М. : ИП РАН, 1998.

3. Бодров Д. А. Развитие профессиональной мотивации спасателей / В. А. Бодров, Ю. В. Бессонова // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 2. С. 45-56.

4. Горбунова, Г. А. Мотивы переоценки профессиональной карьеры личностью на ступени зрелого возраста // Акмеология: развитие личности и профессионала. Самара: Новая техника, 2005. С. 69-76.

5. Горбунова, Г. А. Когнитивная теория мотивации в учебном процессе // Философско-методологические проблемы науки и техники. Самара: СамИИТ, 2000. С. 40-48.

6. Деркач, А. А. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы) / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. М. : МААА, 1998.

7. Ядов,В. А. Человек и его работа / В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов. М. : Наука,

The Motivation of Professional Profile Shift

The development of professional motivation depends on both exterior and interior factors. Unsatisfaction in material and life demands of a working person leads to the change of the sphere of working activity. The research showed that most social motives frequently serve as determiners for professional retraining.

Key words: worki ng and professional motivation, interior and exterior factors of development of professional motivation, the change of professional activity, the motives for professional retraining, unsatisfaction in material and life demands.

Каждый человек, у которого нет работы или он ею недоволен, в итоге задумывается и начинает пересматривать свои возможности на рынке труда. Смена рода деятельности - серьезное решение, которое не возникает на пустом месте. Каковы причины переквалификации людей и в чем ее польза, как выбрать новую профессию и где ей обручиться, расскажем в статье.

Если на первый взгляд смена профессии кажется вам необдуманным поступком, не будьте самоуверенны. У многих людей на то есть веские причины:

Желание сменить деятельность. Оно возникает у людей, стремящихся к более высокому социальному положению, дающему уважение окружающих, материальные блага в виде высокой зарплаты, превосходный, относительно других, статус.

Острая нехватка денег и необходимость иметь доход, достаточный для поддержания нормального уровня жизни.

Частая причина смены деятельности – отсутствие возможностей для карьерного роста, профессиональной реализации, удовлетворения амбиций.

Иногда разочарование в профессии подталкивает работников к решительным действиям. Выбор профессии, сделанный в юности по «наводке» родителей или из соображений престижа специальности, уровня оплаты труда, в некоторый момент перестает казаться правильным. На первый план выходят интересы и склонности человека.

Поиски своего «я» и желание раскрыться – еще одна причина. Реализуя свой творческий потенциал, развиваясь, человек получает моральное удовлетворение, соразмерное затраченным усилиям.

Иные меняют профессию, пытаясь угнаться за модой, изменениями спроса на рынке труда. Часто это импульсивные, легко увлекающиеся натуры с высокой способностью к обучению (особенно на начальном этапе), быстро теряющие интерес к изучаемой специальности.

Появление новых возможностей, благоприятно сложившаяся жизненная ситуация являются стимулом к смене профессии. Возросший уровень дохода позволяет человеку переквалифицироваться и заняться любимым делом, реализовать юношескую мечту.

Профессиональное выгорание, усталость, раздражение, предпосылками которых являются дискомфортные условия в коллективе, неграмотное руководство, нездоровая конкуренция, постоянные трудности и авралы, когда работа начинает занимать слишком много времени и требовать чрезмерной затраты сил. Причинами раздражения и недовольства работой могут быть не только «рабочие» вопросы, но и неудачи в личной жизни, отсутствие у человека качеств, необходимых для достижения высокого результата в профессии.

Наконец, самая естественная причина переквалификации – полная реализация в текущем виде деятельности, существенные профессиональные успехи, отсутствие потребности в более высоких достижениях. Когда человек «перерос» профессию, он уходит на волне признания, что дает ему силы на освоение новой сферы деятельности.

Современный рынок труда динамичен, профессии модифицируются, возникают новые, изменяется рабочий ритм. Все это порождает необходимость переквалификации у самых разных категорий людей. Столкнувшихся с необходимостью сменить профессию можно объединить в следующие группы:

1.Сокращенные (по разным причинам - от финансовых затруднений конкретного предприятия до полного «обвала» отрасли).

2.Люди без специальности. Из-за отсутствия квалификации некоторым гражданам действительно трудно подобрать работу, отвечающую профессиональным навыкам.

3.Выпускники невостребованных специальностей. Рынок труда не дает рабочие места людям, потребность в профессии которых низка, в то время как вузы готовят больше специалистов, чем необходимо рынку.

4.Утратившие способность к работе по прежней профессии из-за травм на предприятии, проблем со здоровьем.

5.Женщины, находящиеся в декретном отпуске, домохозяйки, у которых дети выросли.

6.Переживающие кризис среднего возраста. Осмысляя прожитую жизнь, люди расставляют приоритеты по-новому, у них возникают иные цели. Одни после сорока желают реализоваться, считая, что возраст поджимает. Другие хотят избавиться от чрезмерной ответственности и нагрузок на работе, посвятив больше времени семье.

7. Уволенные с военной службы.

8.Творческие люди меняют профессии по разным причинам, превращая хобби в основную работу, приносящую доход, или просто по зову души.

Говорим – карьера, имеем в виду повышение в должности или рост зарплаты. Это вертикальная динамика. В таком случае старые обязанности работника не заменяются новыми, а просто прибавляются к ним, увеличивая сферу ответственности. Но есть и горизонтальная динамика карьеры, когда человек переходит на аналогичную по статусу позицию, но в другой профессиональной области.

Большинство людей, даже потеряв интерес к выполняемой работе, продолжают трудиться из страха перемен или боязни потерпеть неудачу, выполняют работу автоматически, не выходя за рамки привычных обязанностей. В то же время, психологи считают, что смена специальности раз в пять-семь лет помогает добиться работнику большего успеха. Получая знания по новой профессии, стараясь решить нестандартные задачи, которые до этого решать не приходилось, накапливая контакты, человек осваивает неизвестную ранее деятельность.

Важно понять, что простая смена места работы в рамках своей профессии не принесет долгосрочного успеха. Необходимо изменить именно содержание работы. Такая смена специальности называется профессиональной реориентацией. Наиболее характерно данное явление для молодых людей до 35 лет. Люди старшего возраста не склонны рисковать, и мыслят иначе, в рамках сложившихся профессиональных стереотипов, высоких требований к себе. Однако именно взрослым людям после 50 показана переквалификация. Ведь освоение новой профессии стимулирует работу интеллекта, способствует укреплению здоровья и долголетию.

Несмотря на то, что кадровые службы всех времен и народов в большинстве вакансий старательно указывают «опыт работы не менее года в аналогичной должности» у неопытных кандидатов есть неоспоримые достоинства - отсутствие профессиональных штампов, желание совершенствоваться, интерес к новой работе. Поэтому шанс пробиться в новый мир есть у каждого, главное - хорошенько подготовиться.

Для начала выберите одну из двух альтернатив - получение дополнительной квалификации, которая позволяет на основе имеющейся специальности за короткий срок получить новую, или переквалификация, то есть обучиться кардинально другой профессии.

Обдумывая возможность переквалификации, стоит посетить места, где вам могут помочь сориентироваться. Во-первых, это ярмарки вакансий. Здесь учебные центры предлагают различные курсы, есть возможность пообщаться с работодателем напрямую. Кроме того, на ярмарках присутствуют специалисты центров занятости, у которых можно пройти тесты по профориентации.

Во-вторых, нужно встать на учет и проконсультироваться в центрах занятости. Они сотрудничают с предприятиями и готовят кадры по конкретным заявкам. Поэтому при обращении вам предложат на выбор несколько вакансий, а при необходимости можно будет пройти подготовку для организации собственного дела или овладеть востребованной на рынке труда профессией. Имейте в виду, что среди специальностей, лидирующих в Саратове по запросам работодателей, важное место занимают квалифи-цированные рабочие различных профессий (электрики, сантехники, сварщики, монтажники, токари), менеджеры по продажам, торговый персонал, программисты, инженеры.

В-третьих, пройти профконсультацию в специализированном центре, у индивидуального консультанта, в кадровом агентстве или в том же муниципальном центре занятости. В идеале такая консультация включает в себя интервью с психологом, тестирование и анкетирование, беседу со специалистом о предложениях на рынке труда, разработку плана профессионального совершенствования и его альтернативы. Также могут обсуждаться возможности получения специального образования или посещения курсов, финансовые и психологические проблемы, которые неизбежно возникают при смене деятельности, и возможности их решения.

Можно использовать и другой способ самодиагностики - пройти психологические тесты в интернете. Их результаты будут вполне надежными и серьезными, но, чтобы грамотно интерпретировать их, нужна помощь опытного специалиста. Тем более сложно самостоятельно справиться с выявленными проблемами. Специалисты советуют воспользоваться таким экспресс-способом для определения профессиональных интересов. Нужно представить себя состоятельным и здоровым молодым человеком, не испытывающим трудностей с приобретением материальных благ. Главное понять, что работать в этой ситуации необязательно. Обдуманно и честно ответьте на вопрос, чем бы вы стали заниматься. Возможно, сначала вам бы хватало одних развлечений, но, по прошествии времени, месяца, двух, года, наступило бы пресыщение. Ответьте себе, что позволило бы вам забыть скуку, почувствовать полноту жизни, какая работа наполнила бы жизнь смыслом, принесла бы не только финансовую стабильность, но и внутреннюю гармонию и удовлетворение.

Прежде чем принимать судьбоносные решения о смене профессии, проанализируйте ситуацию, поймите, откуда возникло желание поменять род деятельности, в случае необходимости обратитесь к психологу. Может статься, что переквалификация не поможет делу и вам просто нужно сходить в отпуск, пообщаться с семьей и друзьями.

Кардинальные изменения нужны не всегда, может быть, достаточно расширить профиль приобретенной в вузе специальности, очертив круг вакансий, по которым пересекаются желаемые требования и ваши действительные навыки. Например, гуманитарий вряд ли может стать программистом без получения дополнительного технического образования, но работать в области интернет-проектов в качестве менеджера или веб-дизайнера, пройдя подготовку на курсах, будет вполне ему по силам. Выпускники гуманитарных специальностей умело убеждают, хорошо находят общий язык с клиентами, поэтому успешно могут реализовать себя и в области продаж. Журналист может переквалифицироваться в PR-менеджера, контент-менеджера или контент-редактора. Интернет-изданиям и сайтам крупных компаний часто требуются такие специалисты. Экономисты могут работать не только по специальности, но и в отделах продаж, маркетинга – аналитиками. Медиков часто берут специалистами по подбору кадров для фармацевтических компаний.

Большой ошибкой является чрезмерная поспешность в принятии решения. Радикальная смена деятельности рекомендуется только, если при выборе профессии была допущена ошибка.

Здраво подходите к решению задачи, учитывая не только требования профессии, но и навыки, полученные на предыдущих местах работы, свой темперамент, черты характера и другие свойства личности – внимание, умение концентрироваться, скорость реакции, память, интеллект. К 20 годам эти качества окончательно формируются и с течением жизни мало изменяются.

Когда переквалификация является единственным возможным выходом, нужно составить план действий. Для начала проведите мониторинг рынка, определите перспективы новой специальности, ее востребованность на рынке труда, поймите, какие теоретические знания необходимы, постарайтесь побольше узнать о желаемой профессии. Вам в помощь информация в интернете, специализированная литература, тематические форумы, где можно овладеть терминологией, пообщаться со специалистами, спросить совета. Затем стоит окончить курсы или пройти семинар. И, наконец, найти работу ассистента с перспективой роста до специалиста.

Если вам страшно уходить в неизвестность, начните пробовать себя в нескольких областях. Если мечтаете стать журналистом, задайте себе ежедневный объем и пишите на актуальные темы. Желающим стать переводчиком рекомендуется каждый день переводить определенный объем текста. Лучше всего выбирать разноплановые темы и тексты, а не только ваши любимые. Если занятие спустя время не надоело и по-прежнему доставляет удовольствие, стоит пуститься в большое плавание.

И вот, собрав волю в кулак, вы приняли решение сменить профессию. И столкнулись с необходимостью обучения. К вашим услугам различные семинары, тренинги, курсы переквалификации. Они бывают корпоративными или индивидуальными и длятся от часа до нескольких месяцев.

«Саратовский областной учебный центр», ул. Танкистов, 26а, тел.: 25-39-93, 25-62-19.

УЦ «Трайтек», ул. Слонова, 1, оф. 40, тел. 52-08-80.

Школа бизнеса «Диполь», ул. Большая Садовая, 239, тел. 45-95-59.

НОУ «Солярис-М», ул. Московская, 84, оф. 19, тел. 27-21-06, 27-22-86.

Учебный Центр Дополнительного Профессионального Образования «Николь-С», ул. Вавилова, 38\114, ДЦ «Ковчег», Тел.: 75-37-33, 75-30-47.

Саратовская школа индустрии красоты «Дива», ул. Вольская, 58, тел.: 26-10-08, 26-10-03.

Учебный центр «Дружина», ул. Мира, 13е, 47-26-27, 47-26-28.

Центр «Абсолют», ул. Московская, 55, оф. 805, 53-11-38, 53-47-58.

Кроме того, в Саратове есть профессиональные лицеи, которые готовят к работе в разных областях, в том числе по рабочим специальностям.

Бытует заблуждение о том, что для освоения новой профессии обязательно нужно получить диплом о высшем образовании. Его наличие для менеджеров по персоналу – скорее сигнал о том, что у человека достаточный общий уровень развития, он умеет анализировать информацию и учиться. Определенно, есть профессии, где без диплома – никуда (врачи, физики, пилоты). Но для большинства специальностей главное – наличие базовых знаний и последующая практика. При наличии желания и энтузиазма ваш сертификат об окончании станет большим плюсом при поиске работы.

Не без последствий

Работодатели с удовольствием делают выбор в пользу состоявшихся специалистов. К неопытным соискателям рекрутеры относятся с осторожностью. Поэтому нужно быть готовым к жертвам на начальном этапе карьеры. В основном речь идет о размере зарплаты. Сменивший профессию человек должен быть готов не задирать уровень мотивации выше рыночного, а иногда даже занижать его. Тогда шансы быть принятым на желаемую позицию реально увеличиваются.

Большую роль играет умение презентовать себя. Опрятный внешний вид, четкая речь, аргументированные ответы на вопросы, в том числе, почему было принято решение о смене рода деятельности, умение убеждать, показать свою заинтересованность – все это располагает работодателя к вам. И факт переква-лификации отходит на второй план. Интерес сосредотачивается на вас как на личности, на соответствии качеств конкретного человека должности, на которую он претендует. К тому же смена деятельности говорит о гибкости и готовности человека к саморазвитию, такие характеристики однозначно в пользу потенциального работника.

Неприятным последствием переквалификации обычно является стресс и болезненная потеря социальных контактов. Но небольшая встряска активирует силы организма и позволяет с достоинством выходить из трудных ситуаций, которые готовит вам новая работа. Постарайтесь только не менять все сразу – работу, спутника жизни, место жительства. В нашей жизни всегда должна присутствовать доля разумной стабильности.

Поскольку о ваших прежних заслугах на новой работе никому неизвестно, вы можете чувствовать себя незащищенным. Однако опыт прошлых побед и желание преуспеть в новой работе должны быть стимулами для новичка.

Помните, что привыкание к новой должности проходит в три этапа – первоначальная эйфория сменяется спадом и разочарованием, а затем вместе с третьим этапом наступает ремиссия – удовлетворенность собой и новой работой. Поэтому не стоит бояться сделать новый выбор. Он может оказаться удачней, чем ранее накопленный профессиональный опыт.

В действительности, сколько же раз можно переквалифицироваться? Психологи считают, что истинный профессионализм приходит после семи – десяти лет работы по одной специальности. А это значит, что люди, сменившие кардинальным образом больше трех профессий за всю жизнь, возможно, что-то упускают, не задумываются, что одна работа может стать логическим продолжением другой. Поэтому, решив сменить профессию, не спешите с радикальными решениями и не рубите с плеча. В первую очередь прислушайтесь к себе, только тогда вы сделаете верный выбор.



Поделиться