Саморегулируемыми организациями российского рынка ценных бумаг являются. Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг

Саморегулирование как свойство системы. Принципы саморегулирования. СРО в США. Отечественная модель СРО. Функции СРО. Две идеи СРО. Достоинства и недостатки СРО.

Свойством системы является способность к саморегулированию (сравним: признак организационного единства и органы управления юридического лица). Основная идея саморегулирования - выполнение лицами, действующими на определенном рынке, правил и стандартов, которые исходят не от государства, а от самих этих лиц и ими же утверждаются. В целях сокращения организационных издержек создается статутное образование для осуществления надзора за выполнением правил и стандартов и для применения санкций к нарушителям. Такие организации получили название "саморегулируемые".

Зачатки саморегулирования мы найдем в гильдиях и цехах как предвестниках корпораций, в праве купцов. Но с усилением государственности верховная власть берет на себя задачу устроения частных отношений членов общества и государственное регулирование постепенно заменяет саморегулирование <41>.

Идея саморегулирования субъектов гражданских правоотношений получила глубокое развитие в науке советского гражданского права <42>. "Гражданско-правовые организационные отношения представляют собой правоотношения, основанные на равенстве их участников, выражающие совершаемую в пределах закона деятельность граждан и организаций по упорядочению своих взаимосвязей и координации усилий в процессе реализации государственной или собственной инициативы" <43>.

Применительно к акционерным обществам и рынку ценных бумаг исторически первым возникло саморегулирование, которое осуществлялось фондовыми биржами. Впервые термины "саморегулирование" и "саморегулируемая организация" (selfregulatory organization) появились в США и в Великобритании. Более того, до 1998 г. Великобритания при регулировании фондового рынка опиралась только на органы саморегулирования (справедливости ради отметим, что это уникальный случай и сейчас в этой стране происходят прямо противоположные процессы).

В качестве принципов саморегулирования ИОСКО называет: 1) включение в систему регулирования саморегулируемых организаций (СРО) в той мере, в какой этого требуют размеры и степень развития рынков; 2) контроль за СРО со стороны государственного регулирующего органа; 3) соблюдение СРО этических норм и стандартов при осуществлении своих функций.

В США саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг представлены фондовыми биржами, Национальной ассоциацией фондовых дилеров (НАСД), создание которой было предусмотрено Законом Мэлони 1938 г., Советом по торговле муниципальными ценными бумагами. На них возложена обязанность по контролю за исполнением законодательства о ценных бумагах. СРО требуют от своих членов представления ежемесячной финансовой отчетности, проводят проверки деятельности фирм (в НАСД до 14 тыс. в год), занимаются аттестацией специалистов фирм-членов <44>. Фондовые биржи Конгресс рассматривает как квазиправительственные организации. Членство в НАСД является для брокеров/дилеров обязательным условием допуска к совершению сделок с клиентами, что позволяет некоторым авторам проводить аналогию между участием в СРО и лицензированием <45>. Все фондовые биржи и НАСД создали электронные системы контроля за рынком (Stock Watch) в целях выявления аномальной активности на рынке, которая может быть связана с манипулированием или торговлей с использованием инсайдерской информации. Получив сигнал о подозрительной сделке, органы контроля могут приостановить на время торговлю данной бумагой до выяснения обстоятельств, повлекших резкое изменение цен или объема торговли. К нарушителям законодательства и правил СРО применяются штрафы, исключение из членов организации или приостановка членства, отзыв аттестата специалиста или приостановка его действия. Все дисциплинарные санкции, налагаемые СРО, доводятся до сведения Комиссии по ценным бумагам и биржам и могут дополнительно рассматриваться по инициативе КЦББ или одной из сторон.

Отечественная модель СРО разрабатывалась с учетом зарубежного опыта, где они входят в регулятивное ядро фондового рынка и играют значительную роль. Первые СРО возникли и существовали только на рынке ценных бумаг, и сам термин использовался применительно к фондовому рынку. Это были Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

В настоящее время саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг в России - это добровольное объединение не менее чем 10 профессиональных участников рынка ценных бумаг, учреждаемое ими в основанной на членстве, но без распределения доходов организационно-правовой форме некоммерческой организации в целях:

а) развития и совершенствования системы функционального регулирования рынка ценных бумаг;

б) обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг;

в) осуществления контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг;

г) соблюдения и повышения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг;

д) защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами СРО;

е) установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус СРО на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (лицензируемая деятельность). Уже для получения соответствующей лицензии СРО среди прочих документов обязана представить правила и положения, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми ее членами. Эти правила и положения должны содержать требования, предъявляемые к СРО и к ее членам и:

1) носящие общий для юридических лиц характер (например, в отношении минимальной величины собственных средств);

2) характеризующие СРО как организацию, основанную на членстве (например, в отношении правил вступления в организацию профессионального участника рынка ценных бумаг и выхода или исключения из нее);

3) характеризующие СРО как организацию в сфере профессиональной деятельности (например, в отношении правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности);

4) касающиеся антимонопольного регулирования и регулирования конкуренции (например, в отношении правил, ограничивающих манипулирование ценами);

5) носящие гарантийный для клиентов характер (например, в отношении профессиональной квалификации персонала, обязательств членов СРО по отношению к клиентам и другим лицам по возмещению ущерба из-за ошибок или упущений при осуществлении членом организации его профессиональной деятельности, а также неправомерных действий члена организации или его должностных лиц и (или) персонала) и др.

СРО наделены властными полномочиями по отношению к участникам. Этим организациям предоставлено право издавать акты (внутренние правила и стандарты), обязательные для участников; создавать контрольный орган; проводить проверки соблюдения членами организации установленных правил и стандартов и знакомить с результатами проверок других членов организации, применять санкции и иные меры в отношении членов организации, их должностных лиц и (или) персонала. Санкции в основном направлены на пресечение противоправной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, так как косвенно осуществляется защита прав акционеров. Механизмы принуждения к исполнению актов СРО тяготеют к административным. Наконец, эти организации вправе разрешать во внесудебном порядке споры как между клиентами и своими членами, так и между членами.

Уровень стандартов и требований, предъявляемых СРО к деятельности ее членов, закрепленных в ее внутренних документах, должен быть не ниже уровня стандартов и требований, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти на рынке ценных бумаг.

СРО действуют в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" <46>. Функции СРО можно классифицировать на: 1) нормотворческие; 2) организационно-обеспечительные; 3) контрольные; 4) пресекательные.

При осуществлении любой из них большое внимание уделяется требованиям по обеспечению открытости информации. В рамках второй группы особо отметим просветительские и образовательные функции <47>, а также тяготеющие к функциям государственного регулирования. В первом случае СРО вправе в соответствии с квалификационными требованиями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты. Во втором - выдает ходатайства для получения в лицензирующих органах лицензий на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

В целях реализации контрольных и пресекательных функций СРО:

1) осуществляет контроль за соблюдением ее членами финансовых, организационно-технических, специальных и иных требований, установленных государственными органами регулирования и самой организацией, включая нормативы достаточности их собственных средств;

2) осуществляет контроль за соблюдением квалификационных требований, предъявляемых к руководителям и специалистам членов СРО;

3) по собственной инициативе или по поручению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг проводит проверки деятельности своих членов, а также лиц, подавших заявления на вступление в СРО;

4) назначает и отзывает инспекторов для осуществления контроля за деятельностью членов;

5) проводит проверки жалоб и заявлений граждан и юридических лиц, содержащих информацию о нарушении их прав членами СРО;

6) запрашивает у своих членов документы и информацию, необходимые для установления фактов нарушения устава и внутренних документов СРО, законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и иных правовых актов;

7) осуществляет контроль за участием своих членов в специальных гарантийных и страховых фондах, создаваемых в целях компенсации рисков, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

8) направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (и - при необходимости - в Центральный банк Российской Федерации) информацию о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и отчеты о результатах проведенных проверок;

9) направляет своим членам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и ликвидации их последствий;

10) применяет к нарушителям штрафные и иные санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, уставом и внутренними документами СРО;

11) направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг представления о применении санкций по отношению к ее членам, допускающим нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, о приостановлении или аннулировании лицензий, выданных членам СРО (в отношении кредитных организаций указанная информация направляется также в Центральный банк Российской Федерации).

Особо отметим, что СРО налагает санкции и применяет меры воздействия к своим членам, нарушающим не только устав и внутренние документы организации, но и требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, иных правовых актов государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль на рынке ценных бумаг.

Анализ действовавших и действующих правовых актов, а также доктринальных исследований приводит к выделению на современном этапе двух идей СРО:

2) СРО создаются для обеспечения саморегулирования участников гражданских правоотношений. Основная задача СРО - способствовать самоорганизации отношений между ее участниками. Саморегулирование не выступает продолжением государственного регулирования, а противопоставляется ему. СРО разрабатывают стандарты и правила для своих членов, следят только за их соблюдением и не могут наделяться государственно-властными полномочиями.

В связи с тем, что существуют такие полярные мнения, началась разработка Федерального закона "О саморегулируемых организациях", в котором, по мнению разработчиков, предполагается закрепить понятия "саморегулирование" и "саморегулируемая организация". В октябре 2003 г. внесенный Правительством РФ в Государственную Думу соответствующий законопроект <48> был принят в первом чтении. Однако до сих пор нет единого мнения относительного того, каким должен быть Закон о СРО.

Обе выявленные позиции легализованы за рубежом и при их грамотном сочетании не возникает серьезных проблем. Но в отечественной модели регулирования на уровне правовых актов предпринимались попытки сделать участие в СРО на рынке ценных бумаг - добровольном объединении - обязательным. После того как от этой мысли отказались в законодательстве о рынке ценных бумаг, этот подход легализован в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Представляется, что мы имеем дело не с недостатками, имманентно присущими СРО, а с искажениями в правотворчестве и правоприменительной практике.

Сами же СРО обладают рядом достоинств: 1) процессы объединения предпринимателей и профессионалов на взаимовыгодной и правомерной основе; 2) наличие подчас более достоверной, чем у органов государственного регулирования, информации; 3) возможность оперативного реагирования на происходящие изменения внутри определенного профессионального сообщества; 4) снижение бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности участников СРО.

К недостаткам относится то, что при всей значимости деятельности СРО они могут защищать права только своих клиентов. Однако наряду с ними действуют общественные организации по защите прав вкладчиков и акционеров (иногда их относят к организациям по защите прав потребителей). Не останавливаясь на собственной оценке этих организаций, отметим, что они создаются, как правило, для защиты определенной группы лиц, понесших убытки от конкретной компании.

В целом создание и деятельность СРО являются объективной тенденцией развития социально-экономических отношений и акционерного права. Во всех развитых странах сочетаются государственное регулирование и саморегулирование. При этом они преследуют схожие цели.

Подведем итоги.

Свойством системы является способность к саморегулированию, основной идеей которого выступает выполнение лицами, действующими на определенном рынке, правил и стандартов, которые исходят не от государства, а от самих этих лиц и ими же утверждаются.

Применительно к акционерным обществам и рынку ценных бумаг исторически первым возникло саморегулирование, которое осуществлялось фондовыми биржами.

Предложена классификация функций СРО: 1) нормотворческие; 2) организационно-обеспечительные; 3) контрольные; 4) пресекательные.

На основе анализа правовых актов и доктринальных исследований выделены две идеи СРО:

1) СРО выражают собой продолжение государственного регулирования и частично заменяют его, так как им передаются некоторые государственно-властные полномочия. В отношении субъектов предпринимательской деятельности, являющихся членами СРО, такая организация осуществляет функции контроля за соблюдением ими не только внутренних правил и стандартов СРО, но и законодательства в целом;

2) СРО создаются для обеспечения саморегулирования участников гражданских правоотношений. Основная задача СРО - способствовать самоорганизации отношений между ее участниками. Саморегулирование не выступает продолжением государственного регулирования, а противопоставляется ему. СРО разрабатывают стандарты и правила для своих членов, следят только за их соблюдением и не могут наделяться государственно-властными полномочиями.

Обе выявленные позиции легализованы за рубежом и при их грамотном сочетании не возникает серьезных проблем.

Выделены достоинства и недостатки СРО. К первым относятся: 1) процессы объединения предпринимателей и профессионалов на взаимовыгодной и правомерной основе; 2) наличие подчас более достоверной, чем у органов государственного регулирования, информации; 3) возможность оперативного реагирования на происходящие изменения внутри определенного профессионального сообщества; 4) снижение бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности участников СРО. Ко вторым - ограничение функций (в первую очередь, охраны и защиты) составом участников.

Создание и деятельность СРО являются объективной тенденцией развития социально-экономических отношений и акционерного права. Во всех развитых странах сочетаются государственное регулирование и саморегулирование, которые преследуют схожие цели. В целом в развитых странах складывается "смешанная система", которую характеризует то, что в ней экономический контроль осуществляется со стороны общества, государства и частных институтов.

Определенное место в регулировании деятельности профессиональных участников РЦБ призваны сыграть саморегулируемые организации профессиональных участников РЦБ (СРО), которые могут образовываться с одобрения ФСФР. Они являются добровольными объединениями профессиональных участников РЦБ. Для своих членов СРО устанавливают правила деятельности на РЦБ и контролируют их соблюдение. Цель их создания: обеспечить условия деятельности профессиональных участников, соблюдение ими этики на РЦБ, зашита интересов инвесторов.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг - это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг в форме некоммерческой организации, создаваемое с целью участия в процессе регулирования рынка ценных бумаг наряду с государственными органами регулирования.

В таблице 15.1 презентации представлена классификация саморегулируемых организаций на срочном рынке России .


На российском рынке ценных бумаг имеются следующие основные саморегулируемые организации:

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);

Профессиональная организация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

В состав участников указанных организаций, кроме профессиональных участников фондового рынка, обычно еще входят коммерческие банки, инвестиционные компании, организации, специализирующиеся на разработке компьютерного обеспечения, и т.п.

Также на рынке имеются и другие добровольные объединения профессиональных участников различного рода. К такого рода организациям, прямо связанным с рынком ценных бумаг, относится, например, Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР).

Саморегулируемая организация «Национальная фондовая ассоциация» (НФА) учреждена крупнейшими операторами российского рынка ценных бумаг при участии Министерства финансов РФ и Банка России в январе 1996 года (первоначально как Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг – НАУРаГ).

В состав ассоциации (на 01.01.2007 г.) входит более 240 кредитных организаций и инвестиционных компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг из 25 регионов России и всех 7 федеральных округов, операции которых составляют более 60% объема российского рынка ценных бумаг.

Национальная лига управляющих (НЛУ) - саморегулируемая организация, объединяющая компании, управляющие активами паевых инвестиционных фондов (ПИФ), акционерных инвестиционных фондов (АИФ), а также пенсионными резервами, пенсионными накоплениями и другими активами.

Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР).



Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) учреждена в целях обеспечения благоприятных условий деятельности членов Партнерства, защиты интересов членов Партнерства, вкладчиков, участников и застрахованных лиц, установления правил и стандартов деятельности, обеспечивающих эффективность работы членов Партнерства.

Ассоциация учреждена 22 марта 2000 года следующими негосударственными пенсионными фондами: НПФ «Газфонд», НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», НПФ «Уголь», НПФ электроэнергетики, НПФ Сбербанка, НПФ «Сургутнефтегаз», НПФ «Семейный». Государственная регистрация произведена 21 июня 2009 года.

Саморегулируемые организации совместно с государственными органами регулирования вырабатывают этические правила работы на рынке, которые добровольно обязуются соблюдать профессиональные участники рынка. Эти правила имеют важное значение для постепенного формирования современной высокой рыночной культуры у всех профессионалов рынка.


Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007.

Боди З., Мертон Р. Финансы. – Изд-во Вильямс, 2007.

Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 379 с.

Http://www.euro-trust.ru/broker/ipo.html

http://www.micex.ru/markets/stock/emitents/guide

Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 379 с. - (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова). с.134

Стародубцева Е. Б. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006.

Http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономический%20словарь/Ваучер/

Http://www.micex.ru/markets/state/bonds/profile

Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 379 с. - (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова). с.145

Http://government.ru/gov/results/12602/

http://www.fcsm.ru/document.asp?ob_no=232512

Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие - М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998. -352 с.

Царихин К.С. Практикум по курсу «Рынок ценных бумаг» / Учебное пособие. Часть II. – М., 2001.

Http://www.rcb.ru/dep/2008-03/13622/

Галочкин М.И. Рынок производных ценных бумаг: регулирование и развитие в России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Йошкар-Ола, 2010

Саморегулируемые организации на РЦБ

Определенное место в регулировании деятельности профессиональных участников РЦБ призваны сыграть саморегулируемые организации профессиональных участников РЦБ (СРО), которые могут образовываться с одобрения ФСФР. Они являются добровольными объединениями профессиональных участников РЦБ. Для своих членов СРО устанавливают правила деятельности на РЦБ и контролируют их соблюдение. Цель их создания: обеспечить условия деятельности профессиональных участников, соблюдение ими этики на РЦБ, зашита интересов инвесторов.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг - это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг в форме некоммерческой организации, создаваемое с целью участия в процессе регулирования рынка ценных бумаг наряду с государственными органами регулирования.

В таблице 15.1 презентации представлена классификация саморегулируемых организаций на срочном рынке России .


На российском рынке ценных бумаг имеются следующие основные саморегулируемые организации:

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);

Профессиональная организация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

В состав участников указанных организаций, кроме профессиональных участников фондового рынка, обычно еще входят коммерческие банки, инвестиционные компании, организации, специализирующиеся на разработке компьютерного обеспечения, и т.п.

Также на рынке имеются и другие добровольные объединения профессиональных участников различного рода. К такого рода организациям, прямо связанным с рынком ценных бумаг, относится, например, Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР).

Саморегулируемая организация «Национальная фондовая ассоциация» (НФА) учреждена крупнейшими операторами российского рынка ценных бумаг при участии Министерства финансов РФ и Банка России в январе 1996 года (первоначально как Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг – НАУРаГ).

В состав ассоциации (на 01.01.2007 г.) входит более 240 кредитных организаций и инвестиционных компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг из 25 регионов России и всех 7 федеральных округов, операции которых составляют более 60% объема российского рынка ценных бумаг.

Национальная лига управляющих (НЛУ) - саморегулируемая организация, объединяющая компании, управляющие активами паевых инвестиционных фондов (ПИФ), акционерных инвестиционных фондов (АИФ), а также пенсионными резервами, пенсионными накоплениями и другими активами.

Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР).

Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) учреждена в целях обеспечения благоприятных условий деятельности членов Партнерства, защиты интересов членов Партнерства, вкладчиков, участников и застрахованных лиц, установления правил и стандартов деятельности, обеспечивающих эффективность работы членов Партнерства.

Ассоциация учреждена 22 марта 2000 года следующими негосударственными пенсионными фондами: НПФ «Газфонд», НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», НПФ «Уголь», НПФ электроэнергетики, НПФ Сбербанка, НПФ «Сургутнефтегаз», НПФ «Семейный». Государственная регистрация произведена 21 июня 2009 года.

Саморегулируемые организации совместно с государственными органами регулирования вырабатывают этические правила работы на рынке, которые добровольно обязуются соблюдать профессиональные участники рынка. Эти правила имеют важное значение для постепенного формирования современной высокой рыночной культуры у всех профессионалов рынка.


Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007.

Боди З., Мертон Р. Финансы. – Изд-во Вильямс, 2007.

Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 379 с.

Http://www.euro-trust.ru/broker/ipo.html

http://www.micex.ru/markets/stock/emitents/guide

Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 379 с. - (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова). с.134

Стародубцева Е. Б. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006.

Http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономический%20словарь/Ваучер/

Http://www.micex.ru/markets/state/bonds/profile

1.3 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками РЦБ на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

Задачи саморегулируемой организации:

A. Обеспечение благоприятных условий профессиональной деятельности на рынке.

B. Соблюдение стандартов профессиональной этики на рынке.

C. Защита интересов профессиональных участников в государственных органах регулирования.

D. Защита интересов клиентов профессиональных участников.

E. Установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами и контроль за их выполнением.

Права саморегулируемой организации:

1) разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;

2) осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;

3) контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;

4) информационная деятельность на рынке;

5) обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников.

Положительные стороны саморегулирования:

1. Разработка стандартов поведения самими профессиональными участниками РЦБ, реально представляющими его особенности.

2. Экономия государственных средств, сокращение аппарата управления рынком ценных бумаг.

3. Участники РЦБ больше заинтересованы в нормальном регулировании, чем правительственные чиновники. Контроль общественных структур более требовательный, чем со стороны чиновников.

4. Проще ввести этические нормы поведения профессиональных участников РЦБ.

1.4 Система управления рынком ценных бумаг в России

Принципы регулирования российского РЦБ во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Основные принципы:

I. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками.

II. Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка.

III. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке.

IV. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия.

V. При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом.

VI. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность.

VII. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования РЦБ, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и все растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка “с центра поля”, необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка.

VIII. Оптимальное распределение функций регулирования РЦБ между государственными и негосударственными органами управления.

Как любая система управления, система управления РЦБ строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами и включает 2 подсистемы: управляющую и управляемую, которые обслуживает организационная, функциональная и техническая инфраструктура. Первая подсистема выступает в роли субъекта, а вторая – объекта управления.

Управляющая подсистема включает:

1. Государственные органы и саморегулируемые организации, осуществляющие на рынке ценных бумаг законодательную, регистрационную, лицензионную и надзорную деятельность.

2. Законодательную инфраструктуру (нормативно-правовые документы, действующие на РЦБ, 90% которых – законодательные акты).

3. Этику фондового рынка (правила ведения бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями).

4. Традиции и обычаи.

Управляемая и управляющая подсистемы выполняют соответствующие функции. К функциям объекта управления относятся:

® организация движения финансовых ресурсов;

® обеспечение качества ценных бумаг;

® информационное обеспечение рынка.

Субъект управления выполняет такие функции:

® координация;

® регулирование;

® прогнозирование;

® стимулирование;

® организация

® контроль процессов, происходящих на рынке.

Воздействие субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления рынком предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. Решение этой задачи основано на применении современной вычислительной техники и технологии, развитии телекоммуникационных систем, обслуживающих локальные РЦБ. Создание общенациональной телекоммуникационной системы, объединяющей региональные рынки, даст возможность координировать функционирование и развитие рынка ценных бумаг в целом, соблюдать единые правила проведения фондовых операций, регистрации ценных бумаг, торговли ими, составления отчетности, существенно облегчит и ускорит процесс совершения сделок.

Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФСФР России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников РЦБ (ПАРТАД, НАУФОР), с другой стороны. В России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков). В нашей стране пока отсутствуют общественные организации регулирования РЦБ, но на стихийной основе время от времени они возникают, когда имеют место какие-то кризисные ситуации в обществе, как, например, в период прекращения существования “билетов МММ” в первой половине 1990-х гг.

В соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” государственное регулирование данного рынка осуществляется на основе:

A. установления обязательных требований к деятельности на РЦБ:

Q эмитентов ценных бумаг;

Q профессиональных участников;

Q саморегулируемых организаций

B. установления стандартов эмиссии ценных бумаг

C. государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг

D. государственной системы контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств по эмитированным ценным бумагам

E. лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

F. запрещения и пресечения предпринимательской деятельности на РЦБ без соответствующей лицензии

G. создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг

H. установления предельных объемов эмиссии ценных бумаг органами государственной власти и местного самоуправления

Государство на российском РЦБ выступает в качестве:

ü эмитента при выпуске государственных ценных бумаг

ü инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий

ü профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов

ü регулятора при написании законодательства и подзаконных актов

ü верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов

Структура органов государственного регулирования российского РЦБ:

I. Высшие органы государственной власти:

1. Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг.

2. Президент издает указы.

3. Правительство выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

II. Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:

1. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) осуществляет всестороннее регулирование рынка корпоративных ценных бумаг, является федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Она представляет собой совокупность центрального органа и территориальных организаций, охватывающих все основные регионы России.

Основные функции ФСФР:

Æ Обеспечение динамичного развития РЦБ в соответствии с национальными интересами России;

Æ координирует деятельность всех других федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования данного рынка;

Æ утверждает стандарты эмиссий ценных бумаг и стандарты проспектов ценных бумаг;

Æ утверждает порядок государственной регистрации проспектов ценных бумаг, выпусков ценных бумаг и отчетов об их итогах;

Æ разрабатывает и утверждает требования к правилам осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

Æ устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, в том числе операциям размещения, обращения, расчетно-депозитарным операциям, порядку ведения реестра;

Æ устанавливает порядок, осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на РЦБ и ведет реестр этих лицензий;

Æ устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников РЦБ;

Æ определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

Æ обеспечивает создание системы раскрытия информации на РЦБ;

Æ утверждает квалификационные требования, предъявляемые к персоналу профессиональных участников рынка ценных бумаг, и осуществляет их аттестацию в форме приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационного аттестата;

Æ создание и развитие системы нормативных актов, необходимых для регулирования РЦБ;

Æ устанавливает порядок допуска российских ценных бумаг к размещению и обращению вне территории РФ.

2. Министерство финансов РФ (Минфин) регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

3. Центральный банк РФ (ЦБ) регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.

4. Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Основополагающими документами по государственному регулированию рынка ценных бумаг являются:

1. Гражданский кодекс РФ, части I и II

В данном нормативно-правовом акте описываются основные положения всей системы рынка ценных бумаг: дается определение ценной бумаги, ее виды, требования к ней, операции, производимые с ценной бумагой.

2. Федеральный закон “Об акционерных обществах”

Вышеуказанный закон разъясняет порядок создания, реорганизации и ликвидации акционерных обществ, порядок выпуска ими ценных бумаг, управление акционерным обществом, распределение его прибыли, контроль за деятельностью акционерного общество и т.п.

3. Закон “О рынке ценных бумаг”

Данный закон регулирует виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, эмиссию ценных бумаг, обращение эмиссионных ценных бумаг, помещение информации о последних и их рекламу, а также государственное регулирование РЦБ и деятельность саморегулируемых организаций.

4. Федеральный закон “О банках и банковской деятельности

В статье 6 данного законодательного акта описываются возможные виды деятельности кредитной организации, при учете, что она получила соответствующую лицензию.

5. Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации”

Статьи 22 и 46 описывают все возможные виды деятельности Банка России, касающиеся ценных бумаг (в основном, это эмиссия и обращение государственных облигаций).

6. Закон “О товарных биржах и биржевой торговле”

Оговариваются права государственных органов по регулированию товарных бирж, при этом учитывается неотъемлемость права биржи на самоуправление

7. Закон “О валютном регулировании и валютном контроле”

Описывается проведение операций с внешними ценными бумагами, отдельно оговариваются права резидентов и нерезидентов, а также возможность вывоза ценных бумаг за рубеж.

8. Федеральный закон “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг”

Описывается вся процедура выпуска ценных бумаг, характеризуется занятость в ней определенных органов государственной власти.

9. Федеральный закон “О переводном и простом векселе”

10. Закон “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР”

11. Федеральный закон “Об ипотеке”

12. Федеральный закон “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”

13. Федеральный закон “Об инвестиционных фондах”

14. Федеральный закон “Об инвестиционных ценных бумагах”

15. Постановление ФСФР России “Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии”

16. Постановление ФСФР России “Об утверждении стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций

17. Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг

18. Постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка. На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на РЦБ, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложении операций с ценными бумагами.

Регулирование процессов, происходящих на фондовом рынке, является одной из сфер деятельности региональных комиссий, образованных в соответствии с Указом Президента РФ “О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации”. Цель таких комиссий – обеспечить выполнение установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, а также практическую реализацию решений, принимаемых ФКЦБ России, и контролировать деятельность профессиональных участников РЦБ на территории региона.

В состав региональной комиссии входят представители администрации территорий (отдела или департамента управления государственным имуществом, финансового управления), территориальных подразделений фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции и налоговой полиции, управления Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства, Центрального банка и др. При региональной комиссии создается консультационно-совещательный орган – экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представители профессиональных участников РЦБ и их союзов, иных общественных объединений, фондовых бирж, а также независимые эксперты.

В сферу компетенции региональной комиссии входят следующие вопросы:

a) разработка основных направлений развития регионального рынка ценных бумаг и координация деятельности государственных органов по вопросам регулирования фондового рынка в пределах установленных полномочий;

b) регламентация порядка деятельности: 1) юридических и физических лиц на региональном РЦБ; 2) специализированных регистраторов, депозитариев, инвестиционных институтов, занимающихся деятельностью по ведению и хранению реестров акционеров;

c) определение обязательных требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению и обращению.

В соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” саморегулируемые организации имеют статус структур, вырабатывающих четкие стандартные требования к своим членам. Основные правила деятельности саморегулируемых организаций включают требования к размеру капитала и уровню кредитоспособности, этичного поведения членов организации, ведения дел и учета в соответствии с законодательными нормами, компетентности управляющих и специалистов, информационной открытости и т.д.

В конце 1994г. в России была создана “Профессиональная ассоциация участников фондового рынка” (ПАУФОР). 2 саморегулируемые организации – “Совет крупнейших регистраторов и депозитариев” (СКРО) и “Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферт-агентов и депозитариев” (ПАРТАД) – стали инициаторами разработки положения “О деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг” (принято 21 июня 1995г.), в соответствии с которым были введены единые стандарты по регламентации деятельности регистраторов. Активную работу на рынке ценных бумаг проводят самая крупная саморегулируемая организация – “Национальная ассоциация участников фондового рынка” (НАУФОР) и некоммерческое партнерство “Объединение по защите интересов акционеров предприятий и организаций” (ОПИАК).

НАУФОР объединяет преимущественно брокерские, дилерские и управляющие компании на РЦБ. Была создана в 1995г. Имеет региональные филиалы. Основные направления деятельности НАУФОР: разработка правил и стандартов профессиональной деятельности, разработка этических кодексов поведения профессиональных участников на рынке, осуществление мониторинга состояния рынка ценных бумаг, помощь в выходе на рынок вновь организуемым компаниям по торговле ценными бумагами, представление интересов сообщества профессиональных торговцев в соответствующих органах государственной власти.

ПАРТАД объединяет регистраторов и депозитариев. Учреждена в 1994г. Ее целью является развитие инфраструктуры РЦБ в области регистрационных и депозитарных услуг. Она активно разрабатывает правила и стандарты ведения регистрационной и депозитарной деятельности, участвует в работе по выдаче лицензий и квалификационных аттестатов.




Товарных бирж, постоянные фондовые аукционы), техническая (клиринго-расчетная, депозитарная, регистрационная сеть) и организационная подсистемы инфраструктуры обеспечивают нормальное функционирование рынка ценных бумаг. Вся деятельность российского рынка ценных бумаг сконцентрирована в Москве (90%) и Санкт-Петербурге. Региональный рынок ценных бумаг сосредоточен в таких городах, как Новосибирск, ...

Надо четко разграничить функции казначейства, Центрального банка и МНС. Другой вариант организационного решения проблемы состоит в серьезном изменении и перераспределении функций отдельных ведомств. 2.3 Перспективы развития рынка ценных бумаг в России Как видно из предыдущих параграфов настоящей работы рынок ценных бумаг в России переживает сложный, неустойчивый период формирования. За...

Определœенное место в регулировании деятельности профессиональных участников РЦБ призваны сыграть саморегулируемые организации профессиональных участников РЦБ (СРО), которые могут образовываться с одобрения ФСФР. Οʜᴎ являются добровольными объединœениями профессиональных участников РЦБ. Важно заметить, что для своих членов СРО устанавливают правила деятельности на РЦБ и контролируют их соблюдение. Цель их создания: обеспечить условия деятельности профессиональных участников, соблюдение ими этики на РЦБ, зашита интересов инвесторов.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг - это добровольное объединœение профессиональных участников рынка ценных бумаг в форме некоммерческой организации, создаваемое с целью участия в процессе регулирования рынка ценных бумаг наряду с государственными органами регулирования.

В таблице 7 презентации представлена классификация саморегулируемых организаций на срочном рынке России .

На российском рынке ценных бумаг имеются следующие основные саморегулируемые организации:

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);

Профессиональная организация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

В состав участников указанных организаций, кроме профессиональных участников фондового рынка, обычно еще входят коммерческие банки, инвестиционные компании, организации, специализирующиеся на разработке компьютерного обеспечения, и т.п.

Также на рынке имеются и другие добровольные объединœения профессиональных участников различного рода. К такого рода организациям, прямо связанным с рынком ценных бумаг, относится, к примеру, Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР).

Саморегулируемая организация ʼʼНациональная фондовая ассоциацияʼʼ (НФА) учреждена крупнейшими операторами российского рынка ценных бумаг при участии Министерства финансов РФ и Банка России в январе 1996 года (первоначально как Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг – НАУРаГ).

В состав ассоциации (на 01.01.2007 ᴦ.) входит более 240 кредитных организаций и инвестиционных компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг из 25 регионов России и всœех 7 федеральных округов, операции которых составляют более 60% объёма российского рынка ценных бумаᴦ.

Национальная лига управляющих (НЛУ) - саморегулируемая организация, объединяющая компании, управляющие активами паевых инвестиционных фондов (ПИФ), акционерных инвестиционных фондов (АИФ), а также пенсионными резервами, пенсионными накоплениями и другими активами.

Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР).

Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) учреждена в целях обеспечения благоприятных условий деятельности членов Партнерства, защиты интересов членов Партнерства, вкладчиков, участников и застрахованных лиц, установления правил и стандартов деятельности, обеспечивающих эффективность работы членов Партнерства.

Ассоциация учреждена 22 марта 2000 года следующими негосударственными пенсионными фондами: НПФ ʼʼГазфондʼʼ, НПФ ʼʼЛУКОЙЛ-ГАРАНТʼʼ, НПФ ʼʼУгольʼʼ, НПФ электроэнергетики, НПФ Сбербанка, НПФ ʼʼСургутнефтегазʼʼ, НПФ ʼʼСемейныйʼʼ. Государственная регистрация произведена 21 июня 2009 года.

Саморегулируемые организации совместно с государственными органами регулирования вырабатывают этические правила работы на рынке, которые добровольно обязуются соблюдать профессиональные участники рынка. Эти правила имеют важное значение для постепенного формирования современной высокой рыночной культуры у всœех профессионалов рынка.

Вопросы для семинара:

1. Какую роль играет регулирование на фондовом рынке? Кто может осуществлять регулятивные функции?

2. С помощью каких методов может осуществляться регулирование? Какие из них по вашему мнению обеспечивают более эффективное управление рыночными процессами?

3. На базе изучения законодательства охарактеризуйте функции Федеральной службы по финансовым рынкам.

4. Какую роль играет саморегулирование на фондовом рынке? Как взаимодействуют между собой государственный регулятор и саморегулируемые организации? Как решается вопрос о саморегулируемых организациях за рубежом?

5. На базе данных официального сайта ФСФР охарактеризуйте основные направления деятельности регулятора в ближайшей перспективе. Достигнуты ли цели, продекларированные ФСФР ранее?

Важно заметить, что для самостоятельного изучения:

Добавить вопросы из УМП в соответствии с темой

Саморегулируемые организации на РЦБ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Саморегулируемые организации на РЦБ" 2017, 2018.



Поделиться