Е. В

Управление финансово-промышленной группой. Правовой статус центральной компании

Высшим органом управления ФПГ является совет управляющих, в состав которого входят представители всех участников группы.

Формирование совета управляющих происходит по типу организационно-правовой формы, в которой создается центральная компания. Например, в большинстве случаев центральная компания создается в организационно-правовой форме акционерного общества. В этом случае совет управляющих будет действовать по типу общего собрания акционеров.

Центральная компания - это ЮЛ, которое может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза. Центральная компания подлежит гос. регистрации в порядке, установленном для регистрации юридических лиц. Следовательно, при создании ФПГ гос. регистрация осуществляется дважды:

регистрируется центральная компания ФПГ в реестре юридических лиц;

регистрируется сама группа в реестре ФПГ, который ведет Минэкономразвития России.

После регистрации ФПГ центральная компания вносит в свое фирменное наименование слова "центральная компания ФПГ", о чем направляет уведомление в регистрирующий орган (Федеральную налоговую службу России).

В России многие центральные компании являются банками или кредитными организациями. Создание центральных компаний в форме таких организаций действительно эффективно, т.к. помимо финансирования деятельности ФПГ банк может выступать промежуточным заемщиком, привлекая инвестиции. Зачастую центральные компании - банки претендуют на право управления финансами всех участников ФПГ. В этом случае реализуется принцип самоинвестирования в рамках ФПГ, чего нельзя сделать, если центральная компания создана в форме ассоциации (союза). Согласно ст. 121 ГК РФ ассоциация (союз) юридических лиц является единственной формой некоммерческой организации, которая ни при каких условиях не вправе проводить самостоятельную ПД.

Центральная компания ФПГ:

выступает от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью группы;

ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс группы.

готовит ежегодный отчет о деятельности группы. Этот отчет рассылается всем участникам группы, уполномоченному государственному органу (Минэкономразвития) и публикуется в срок не позднее 90 дней после окончания финансового года. Отчет составляется после проверки деятельности ФПГ независимым аудитором. Аудиторскую проверку оплачивает центральная компания ФПГ;

выполняет в интересах участников отдельные банковские операции в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

ФПГ не пользуется правами юридического лица, поэтому в правоотношениях она выступает через свою центральную компанию. Участники ФПГ несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате деятельности центральной компании.

Специальные нормы о правовом статусе центральной компании не соответствуют законодательству о хозяйственных обществах и ассоциациях юридических лиц, что отражено в таблице:

Центральная компания - хозяйственное общество Центральная компания - ассоциация (союз) юридических лиц
Коммерческая организация, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли Некоммерческая организация, которой вопреки общим правилам ст. 50 ГК РФ запрещено самостоятельно заниматься предпринимательской деятельности (ст. 121 ГК РФ)
Участники хозяйственного общества не несут ответственности по его обязатель- ствам и рискуют только потерей оплаченных ими вкладов в уставный капитал Члены ассоциации (союза) несут по ее (его) обязательствам субсидиарную ответственность Участники центральной компании несут солидарную ответственность по ее обязатель- ствам

5. Правовое положение субъектов малого предпринимательства (ФЗ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О го­сударственной поддержке малого предпринимательства в РФ»).

Субъект малого предпринимательства - ком­мерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общест­венных и религиозных организаций (объединений), благотворитель­ных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одно­му или нескольким ЮЛ, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых сред­няя численность работников за отчетный период не превышает сле­дующих предельных уровней:

· в промышленности - 100 человек;

· в строительстве - 100 человек;

· в сельском хозяйстве - 60 человек;

· в оптовой торговле - 50 человек;

· в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 че­ловек;

· в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятель­ности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также ФЛ, занимающиеся ПД без образования ЮЛ (Ст. 3 ФЗ«О гос. поддержке малого предпринимательства в РФ»).

Законами субъектов РФ устанавливаются дополнительные условия деятельности субъектов малого предпринимательства. Так, в соответствии с Законом г. Москвы от 28 июня 1995 г. № 14 «Об основах малого предпринимательства в Москве», к субъектам малого предпринимательства Москвы, имеющим право на получение поддержки со стороны органов власти г. Москвы, предъявляются следующие дополнительные требования:

· регистрация на территории Москвы в качестве ЮЛ или предпринимателей без образования ЮЛ;

· включение в Реестр субъектов малого предпринимательства г. Москвы;

· субъекты малого предпринимательства не должны относиться к категориям дочерних или зависимых хозяйственных обществ, фон­довых бирж, брокерских фирм, банков и иных кредитных организа­ций, страховых организаций, а также организаций, созданных для проведения игр и заключения пари;

· субъекты малого предпринимательства - ЮЛ не должны иметь филиалов (обособленных подразделений), находя­щихся за пределами границ Москвы и Московской области.

Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение гос. поддержки . Ст. 6 ФЗ «О гос. поддержке малого предприниматель­ства в РФ» определены меры такой поддержки, среди которых:

· создание льготных условий использования гос. фи­нансовых, материально-технических и информационных ресурсов;

· установление упрощенного порядка регистрации, лицензиро­вания, сертификации, представления гос. статистической и бухгалтерской отчетности (субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую провер­ку, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денеж­ных средств, Приложения к бухгалтерскому балансу, пояснительную записку. Утверждены специальные формы статистической отчетности для малых предприятий)



· установление налоговых льгот (НК РФ предусматривает условия и порядок перехода на специаль­ные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения и сис­тема налогообложения в виде единого налога на вмененный доход). В со­ответствии со ст. 4 ФЗ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бух­галтерского учета, они ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Для субъ­ектов малого предпринимательства, не перешедших на упрощенную систему налогового учета, льготный порядок бухгалтерского учета пре­дусмотрен Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н, кото­рым утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтер­ского учета для субъектов малого предпринимательства).

· поддержка внешнеэкономической деятельности и др.

· в силу ст. 7 ФЗ от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав ЮЛ и ИП при проведении гос. контроля (надзора)», в отно­шении субъекта малого предпринимательства плановое мероприя­тие по контролю м. б. проведено не ранее чем через три года с момента его гос. регистрации.

· для субъектов малого предпринимательства предусматривается резервирование определенной доли заказов (в размере 15% общего объема поставок) на производство и поставку отдельных видов про­дукции и товаров (услуг) для гос. нужд.

· предусматриваются меры по поддержке субъектов малого предпри­нимательства, действующих в определенных сферах или занимаю­щихся видами деятельности, в развитии которых заинтересовано государство (Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1460 «О комплексе мер по развитию и гос. поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности»). В качестве дополнительных мер такой поддержки в г. Москве можно отметить: создание общегородских систем центров развития предприни­мательства в г. Москве; финансирование проектов и программ развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве; обеспечение субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями, создание целевого фонда нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры малого бизнеса в г. Москве; предоставление льгот в области арендных отношений.

· информационная поддержка малого предпринимательства (Закон г. Москвы от 16 июня 1999 г. № 25 «О ремесленной деятельности в г. Москве»).

6. Правовое положение кредитных организаций (ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Кредитная организация - ЮЛ, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основе специально­го разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуще­ствлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках (Ст. 1 ФЗ)

Кредитные организации могут образовываться на базе любой формы собственности как хозяйственное общество. Законом о банках предусмотрено создание кредитных организа­ций двух видов: банков и небанковских кредитных организаций.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное пра­во осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физ. и ЮЛ; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и веде­ние банковских счетов физ. и ЮЛ (Ст. 1)

В отличие от банка, небанковская кредитная организация имеет право осуществлять отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. К небанков­ским кредитным организациям относятся организации, созданные для осуществления расчетов на рынке ценных бумаг, а также клиринговые учреждения.

Фирменное наименование кредитной организации должно содер­жать указание на характер деятельности этого ЮЛ посредством использования слов «банк» или «небанковская кредит­ная организация», а также указание на его организационно-право­вую форму.

Банк России обязан при рассмотрении заявления о гос. регистрации кредитной организации запретить использование на­именования кредитной организации, если предполагаемое наименова­ние уже содержится в Книге гос. регистрации кредитных организаций. Использование в наименовании кредитной организации слов «Россия», «РФ», «государственный», «феде­ральный» и «центральный», производных от них слов и словосочета­ний допускается в порядке, устанавливаемом законодательными акта­ми РФ.

Кредитные организации являются одним из элементов банков­ской системы РФ, в которую входят также Банк России, филиалы и представительства иностранных банков.

Являясь одним из видов ПД, банковская деятельность представляет собой систему постоянно осуществляемых сделок и операций, направленных на извлечение прибыли. Перечень банковских операций и других сделок, которые имеют право осуществлять кредитные организации, определен ст. 5 Закона о банках. К банковским операциям относятся:

· привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

· размещение указанных привлеченных средств от своего имении за свой счет;

· открытие и ведение банковских счетов физических и юридиче­ских лиц;

· осуществление расчетов по поручению физических и юридиче­ских лиц;

· инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

· купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме;

· выдача банковских гарантий;

· осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Помимо перечисленных банковских операций, кредитная орга­низация вправе осуществлять следующие сделки:

· выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

· приобретение права требования от третьих лиц исполнения обя­зательств в денежной форме;

· доверительное управление денежными средствами и иным иму­ществом по договору с физическими и юридическими лицами;

· осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценны­ ми камнями в соответствии с законодательством РФ;

· предоставление в аренду физическим и ЮЛ специальных помещений или находящихся в них сейфов для хране­ния документов и ценностей;

· лизинговые операции;

· оказание консультационных и информационных услуг.
Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (исключительная хо­зяйственная компетенция).

Государственная регистрация кредитных организаций и лицен­зирование банковской деятельности осуществляются в порядке, ус­тановленном Законом о регистрации, Законом о банках, Инструк­цией ЦБ РФ от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о гос. регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских опе­раций».

В Банк России учредители кредитной организации представляют документы, перечень которых приведен в ст. 14 Закона о банках. На основании этих документов Банк России принимает решение о гос. регистрации кредитной организации и выдаче ей ли­цензии или об отказе в этом. Законом установлен срок для принятия решения - не более 6 месяцев с даты представления документов.

После принятия решения о гос. регистрации Банк России направляет в уполномоченный регистрирующий орган (ФНС России) сведения и документы, необходимые для регистрации. На основании принятого Банком России решения и представленных документов уполномоченный орган в срок не более чем 5 рабочих дней вносит в Единый гос. реестр соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения со­ответствующей записи, сообщает об этом Банку России.

Не позднее 3 рабочих дней со дня получения данной информа­ции Банк России уведомляет об этом учредителей кредитной организации с требованием произвести в месячный срок оплату 100 про­центов объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения за­писи в ЕГР ЮЛ.

Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установлен­ный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 про­центов объявленного уставного капитала этой организации, Банк Рос­сии в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковской деятельности. Срок действия лицензии не ограничен. Кредитная организация имеет право осуществлять бан­ковские операции с момента получения лицензии.

Банк России определяет рублевый эквивалент минимального раз­мера уставного капитала создаваемых банков и небанковских кредит­ных организаций, рублевый эквивалент собственных средств для дей­ствующих кредитных организаций, устанавливает предельный размер его неденежной части (в настоящее время он равен 20 процентам).

Законом также определены меры контроля и надзора за деятель­ностью кредитных организаций, осуществляемые Банком России, средства обеспечения стабильности банковской системы, защиты прав и интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций. Так, в целях обеспечения финансовой надежности кредитная органи­зация обязана:

· создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг;

· осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков;

· соблюдать обязательные нормативы, численные значения которых устанавливаются Банком России (ст. 62 ФЗ «О ЦБ РФ »);

· организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надле­жащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций;

· депонировать обязательные резервы в Банке России.

Кредитные организации обязаны публиковать бухгалтерскую отчет­ность, иную финансовую отчетность о своей деятельности, и представ­лять ее в территориальные учреждения ЦБРФ. Бухгалтерская отчетность кредитной организации подлежит ежегодной аудиторской проверке.

7. Правовое положение страховщиков ( Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организа­ции страхового дела в РФ»).

Страхование - отношения по защите интересов физических и юри­дических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федера­ции и муниципальных: образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых стра­ховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков (Ст. 6)

Страховщики - юридические лица, созданные в соответствии с за­конодательством РФ для осуществления страхо­вания, перестрахования, взаимного страхования и получившие ли­цензии в установленном настоящим Законом порядке (Ст. 6)

Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резер­вы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с ис­полнением обязательств по договору страхования действия. Данные субъекты обладают исключительной хозяйственной компетенцией.

Законом о страховании (ст. 6) предусмотрены правила совмеще­ния страховщиками разных объектов страхования; ограничения на осуществление страховой деятельности в отношении страховых ор­ганизаций, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам либо имеющих долю иностранных инвес­торов в своем уставном капитале более 49 %

Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страхо­вые резервы, достаточные для исполнения обязательств по догово­рам; наличие оплаченного уставного капитала, а также система пе­рестрахования.

Перестрахование - деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятым последним по договору страхования (основному договору) обязательств по страховой выплате

Минимальный размер уставного капитала страховщика опреде­ляется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 млн рублей, и коэффициентов, размер которых определен Законом о страховании в зависимости от объектов страхования.

Страховщики обязаны соблюдать установленные Законом о стра­ховании и нормативными правовыми актами органа страхового регули­рования требования финансовой устойчивости в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обяза­тельств, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, а также выдачи банковских гаран­тий. В случаях, установленных Законом о страховании, страховщик может передать обязательства, принятые им по договорам страхования (страховой портфель), одному страховщику или нескольким страхов­щикам (замена страховщика), имеющим лицензии на осуществление тех видов страхования, по которым передается страховой портфель, и располагающим достаточными собственными средствами, то есть соот­ветствующим требованиям платежеспособности с учетом вновь приня­тых обязательств. Передача страхового портфеля осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.

Годовая бухгалтерская отчетность страховых организаций явля­ется публичной. Ее достоверность должна быть подтверждена ауди­торским заключением. Помимо страховых организаций, субъектами страхового дела яв­ляются общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии.

Федер. органом исп. власти, осуществляю­щим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельнос­ти, является Федеральная служба страхового надзора (принятие решений о выдаче или отказе в выда­че лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, вос­становлении действия и отзыве лицензий; выдача и отзыв квалифи­кационных аттестатов; ведение ЕГР субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхово­го дела; осуществление контроля за соблюдением субъектами страхо­вого дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности; выдача предписаний субъектам страхово­го дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства; обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом дея­тельности в качестве ИП). Федеральная служба страхового надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

8. Правовое положение инвестиционных фондов (ФЗ от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестицион­ных фондах»). Он регу­лирует отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения догово­ров доверительного управления в целях их объединения и последу­ющего инвестирования в объекты, определяемые в соответствии с Законом об инвестиционных фондах, а также связанные с управле­нием (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранением имущества инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом.

Субъектом предпринимательской деятельности является акцио­нерный инвестиционный фонд (в отличие от паевого инвестиционно­го фонда, являющегося объектом права).

Акционерный инвестиционный фонд (АИФ)- открытое акционерное обще­ство, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, преду­смотренные настоящим Федеральным законом, и фирменное наиме­нование которого содержит слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд» (Ст. 2) Для АИФ предусмотрена исклю­чительная компетенция, т.к. в соответствии с Законом они не вправе осуществлять иные виды ПД. АИФ осуществляет деятельность на основании лицензии.

Инвестиционная декларация АИФ должна содержать описание целей инвестиционной политики; перечень объектов инвестирования; описание рисков, связанных с инвестированием; требования к структуре активов.

Имущество АИФ подразделяет­ся на имущество, предназначенное для инвестирования (инвестици­онные резервы), и имущество, предназначенное для обеспечения де­ятельности его органов управления и иных органов АИФ. Инвестиционные резервы передаются в до­верительное управление управляющей компании. В состав активов фонда могут входить денежные средства, гос. и муни­ц. ц/б, акции и облигации российских ОАО, акции и облигации иностранных субъектов и иные ц/б.

Управляющая компания создается в форме хозяйственного обще­ства. Закон определяет права, обязанности и ограничения деятельности управляющей компании. Управляющая компания обязана: передавать имущество, принадлежащее АИФ, для учета и (или) хранения специализированному депо­зитарию; передавать депозитарию копии всех первичных документов в отношении имущества фонда, а также подлинные экземпляры доку­ментов, подтверждающих права на недвижимое имущество. Управляю­щая компания не вправе распоряжаться активами фонда без согла­сия специализированного депозитария (за исключением распоряжения ценными бумагами в целях исполнения сделок, совершенных через ор­ганизаторов торговли); приобретать за счет активов фонда объекты, не предусмотренные декларацией; безвозмездно отчуждать имущество фонда; предоставлять займы за счет имущества фонда и др.

Имущество, принадлежащее акционерному фонду, учитывается и хранится в специализированном депозитарии, который осуществляет контроль за соблюдением управляющей компанией норма­тивных правовых актов и договора с инвестиционным фондом. Он не имеет права давать согласие на распоряжение управляющей компа­нией активами, если это противоречит нормативным правовым ак­там и договору. Деятельность специализированного депозитария яв­ляется лицензируемой. Специализированный депозитарий осуществляет свои функции на основании договора с АИФ. За­коном, Положением о деятельности специализированных депозита­риев АИФ, паевых инвестицион­ных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также договором, предусмотрены его права и обязанности.

Деятельность акционерного инвестиционного фонда подлежит ежегодной аудиторской проверке. Гос. регулирование и контроль деятельности АИФ, уп­равляющих компаний и специализированных депозитариев осуще­ствляет Федеральная служба по финансовым рынках.

9. Правовое положение товарных бирж (Зако­н РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и бир­жевой торговле»), др. нпа, а также локальными н.а., принимаемыми самой биржей- Устав биржи (ст. 17 Закона о биржах), Правила биржевой торговли (ст. 18), Положение о биржевой арбитражной комиссии и о порядке рассмотрения споров (ст. 30).

Товарная биржа - организация с правами ЮЛ, формирующая оптовый рынок путем организации и ре­гулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в оп­ределенное время по установленным ею правилам (Ст. 2).

Основные цели деятельности товарной биржи - организация и регулирование биржевой торговли. Являясь носителем исключи­тельной хозяйственной компетенции, товарная биржа не вправе заниматься деятельностью, непосредственно не связанной с органи­зацией биржевой торговли, в том числе торговой, торгово-посреднической, осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции орга­низаций, не имеющих цели ведения биржевой деятельности.

Законодательство не определяет, в какой организационно-правовой форме должны создаваться товарные биржи. Большинство товарных бирж создаются в форме АО, ООО и некоммерческих партнерств. Биржи можно считать специальными субъектами ПД, они лишь содействуют торговым операциям, обеспечивают встречу продавца и покупателя в определенном месте. Сами по себе биржи участия в торговле не принимают. Законодательство устанавливает особые требования к фирменному наименованию товарных бирж, т.к. слова "биржа" и "товарная биржа" запрещено использовать в наименованиях организаций, не отвечающих признакам товарной биржи. Нарушение данного требования влечет ответственность в виде административного штрафа в размере 400 - 500 минимальных размеров оплаты труда (ст. 14.24 КоАП РФ).

Биржевая деятельность представляет собой систему осуществ­ляемых биржевых сделок.

Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в от­ношении биржевого товара в ходе биржевых торгов (Ст. 7)

Под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном по­рядке биржей к биржевой торговле (Ст. 6)

Биржевая деятельность представляет собой исключительный вид деятельности, поэтому биржа не вправе заниматься торговой и иной деятельностью, не связанной с биржевой торговлей. Биржа не вправе участвовать в создании организаций, не связанных с биржевой торговлей. Деятельность биржи подлежит лицензированию. Лицензия выдается Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам после оплаты 50% уставного капитала биржи. Комис­сия наделена рядом полномочий , среди которых право:

отказать бирже в выдаче лицензии, отложить выдачу лицензии, аннулировать выданную бирже лицензию или приостановить ее действие, направить бирже обязательное для исполнения предписание об отмене или изменении положений учредительных документов, пра­вил биржевой торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей, или прекращении деятельнос­ти, которая противоречит законодательству, направить биржевому посреднику обязательное для исполне­ния предписание о прекращении деятельности, которая противоре­чит законодательству, применять к бирже или биржевому посреднику соответствую­щие санкции в случае нарушения ими законодательства, неисполне­ния или несвоевременного исполнения предписаний Комиссии, назначать гос. комиссара на биржу, организовывать по согласованию с органами финансового контроля РФ аудиторские проверки деятельности бирж и биржевых посредников, требовать от бирж, расчетных учреждений (клиринговых цент­ров) и биржевых посредников представления учетной документации, направлять в суд или АС материалы для приме­нения предусмотренных законом санкций к биржам и их членам, на­рушившим законодательство, а в случае обнаружения признаков преступления передавать материалы в соответствующие правоо­хранительные органы.

Непосредственный контроль за соблюдением биржей и биржевы­ми посредниками законодательства осуществляет Государственный комиссар , назначаемый Комиссией по товарным биржам, который вправе: присутствовать на биржевых торгах, участвовать в общих собраниях членов биржи и членов секций с правом совещательного голоса, знакомиться с информацией о деятельности биржи.

Государственный комиссар не вправе принимать самостоятель­ные решения, обязательные к исполнению, однако он может вносить предложения и делать представления руководству биржи, вносить предложения в Комиссию по товарным биржам и осуществлять кон­троль за исполнением решений Комиссии.

Учредителями биржи могут быть ЮЛ и физические лица, за исключением:

органов гос. власти;

банков и кредитных организаций;

страховых и инвестиционных компаний и фондов;

общественных, религиозных, благотворительных организаций и фондов;

ФЛ, не являющихся ИП.

Максимальный размер доли одного учредителя составляет 10% уставного капитала биржи. Исходя из, этого товарная биржа должна иметь как минимум 10 учредителей. Максимальное число учредителей Законом не устанавливается, оно должно быть предусмотрено в уставе самой биржи. За нарушение этого установленного уставом биржи предела возможно наступление административной ответственности в виде штрафа в размере 200 - 400 МРОТ (ст. 14.24 КоАП РФ). Товарная биржа имеет единственный учредительный документ - устав . Высшим органом управления является общее собрание членов биржи.

Члены товарной биржи - это учредители биржи или лица, которые вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи. Учредители вправе пользоваться особыми правами и обязанностями в биржевой торговле по сравнению с другими членами биржи. Срок действия особых прав учредителей составляет не более трех лет с момента гос. регистрации биржи.

Члены биржи могут сдавать в аренду свое право участия в биржевой торговле с регистрацией такого договора на бирже. Субаренда права на участие в биржевой торговле не допускается.

Не могут быть членами биржи те лица, которые не имеют права быть ее учредителями, а также служащие данной или любой другой биржи и организации, если их руководители (заместители руководителей, руководители филиалов) являются служащими данной биржи. Банки и кредитные организации могут быть членами фондовых и валютных отделов товарных бирж..

Товарная биржа разделяется на секции (отделы) в зависимости от вида торгуемого товара (пшеница, сахар, мясо, черные или цветные металлы и т.п.). В связи с этим Законом установлено две категории членов товарной биржи.

1. Полные члены - с правом участия в биржевых торгах во всех секциях (отделах) биржи.

2. Неполные члены - с правом участия в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе) биржи.

Организация биржевой торговли:

Участники биржевой торговли:

1) Члены биржи - это лица, участвующие в формировании ее уставного капитала (учредители) либо внесшие членские или иные целевые взносы в ее имущество. Членство в бир­же возникает в порядке и на условиях, установленных учредитель­ными документами. Членство в бирже дает право участвовать в бир­жевой торговле, в принятии решений на общих собраниях, а также в работе других органов управления; получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами, и др. Члены биржи, являющиеся учредителями, могут иметь особые пра­ва и обязанности вне сферы биржевой торговли, предоставляемые не более чем на три года с момента гос. регистрации биржи.

полные члены - с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учредительны­ми документами биржи число голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи;

неполные члены - с правом на участие в биржевых торгах в соот­ветствующей секции (отделе, отделении) и на определенное учреди­тельными документами биржи число голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции (отдела, отделения) биржи.

2) Посетители биржевых торгов - это лица, не являющиеся члена­ми биржи, но имеющие в соответствии с учредительными докумен­тами биржи право на совершение биржевых сделок. Они приоб­ретают право на участие в биржевой торговле на определенный срок за установленную плату.

Постоянные посетители не участвуют в формировании уставного капитала и управлении биржей. Они вносят плату за участие в биржевых торгах. Право на участие в торгах предоставляется на срок не более трех лет. Их число не должно превышать 30% общего числа членов биржи.

Разовые посетители совершают сделки только с реальным товаром, от своего имени и за свой счет.

В зависимости от объема правомочий можно расположить всех участников биржевой торговли в следующем порядке.

│ Учредители биржи │

┌───────────────────────────────┐

│ Полные члены биржи │

└───────────────┬───────────────┘

┌───────────────────────────────┐

│ Неполные члены биржи │

└───────────────┬───────────────┘

┌───────────────────────────────┐

│ Постоянные посетители │

│ биржевых торгов │

└───────────────┬───────────────┘

┌───────────────────────────────┐

│ Разовые посетители │

│ биржевых торгов │

└───────────────────────────────┘

Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки:

· непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;

· через организуемые ими брокерские конторы;

· на договорной основе с брокерскими фирмами и конторами, не­ зависимыми брокерами, т.е. биржевыми посредниками;

· непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество.

Биржевые сделки совершаются в ходе биржевых торгов через биржевых посредников и биржевых брокеров, осуществляющих фьючерсные и опционные сделки. Их деятельность является лицензируемой.

1) брокеры - действуют:

от имени клиента и за его счет;

от имени клиента и за свой счет;

от своего имени и за счет клиента;

2) дилеры - действуют от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи товара на биржи.

1) Виды биржевых брокеров:

1) брокерская фирма (самостоятельное ЮЛ);

2) брокерская контора (филиал брокерской фирмы);

3) независимый брокер (ИП).

Биржевые сделки заключаются только через биржевых брокеров, которые ведут учет заключенных сделок и хранят информацию о них в течение 5 лет. Единственное исключение - это сделки с реальным товаром (имеющимся в наличии на бирже), которые участники биржевых торгов могут заключать от своего имени. Но иностранные ЮЛ и ФЛ участвуют в торговле только через биржевых посредников, включая заключение сделок с реальным товаром.

Взаимоотношения брокера и клиента могут оформляться не только одним из посреднических договоров, предусмотренных в ГК РФ (поручение, комиссия, агентирование), но и специальным договором на брокерское обслуживание, условия которого могут регламентироваться самой биржей.

Брокеров следует отличать от биржевых маклеров , которые являются служащими биржи, их деятельность определяется должностными инструкциями и они не вправе совершать сделки для себя или для клиентов.

2)Биржевые дилеры, их можно охарактеризовать как биржевых "спекулянтов", т.к. в биржевой торговле они представляют только свои собственные интересы. В дилерской деятельности преобладает не посредничество, а самостоятельная торговля с целью перепродажи товаров.

Биржевая сделка - это зарегистрированный биржей договор, заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Биржевые сделки

никогда не совершаются от имени и за счет биржи, поэтому ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение биржевой сделки несет сторона по сделке, а не биржа или биржевой посредник.

Биржевой товар - это не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт или коносамент на товар. Биржевым товаром не могут быть недвижимость и объекты интеллектуальной собственности. Поскольку биржевым товаром считается и коносамент на товар, то предметом биржевой сделки может быть "товар в пути". Нет препятствий к тому, чтобы считать предметом биржевой сделки и "товар на складе". Поэтому биржевым товаром могут быть помимо коносамента складские свидетельства, удостоверяющие права владельца на получение товара со склада. Складские свидетельства, как и коносаменты, имеют двойственную правовую природу, поскольку являются одновременно и товарораспорядительными документами, и ценными бумагами (ст. ст. 912 - 917 ГК РФ)

Законодательство выделяет четыре разновидности биржевых сделок: простые, форвардные, фьючерсные и опционные. Виды биржевых сделок

Сделки, предметом которых является товар, имеющийся в наличии Сделки, предметом которых являются имущественные права
Простые биржевые сделки Форвардные сделки Фьючерсные сделки Опционные сделки
"Кассовая" сделка, т.е. с немедленным исполнением обязательств. Немедленное означает Небольшой промежуток Времени между заключением и исполнением сделки, не более 14 календарных дней. "Срочная" сделка, т.е. связанная с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсрочкой исполнения обязательств Предметом сделки является стандартный фьючерсный контракт - документ, определяющий права и обязанности на получение (передачу) имущества (включая деньги, ц/б) или информации с указанием порядка такого получения (передачи)- стандартный контракт на поставку биржевого товара. Предметом сделки являются права на будущую передачу прав и обязанностей в отношении реального товара и стандартного контракта

Форвардные, фьючерсные и опционные сделки образуют группу срочных сделок, именуемых также деривативами или производными инструментами.

Биржевая торговля осуществляется по внутренним правилам биржевой торговли. Все споры на бирже разрешаются Биржевой арбитражной комиссией, которая выполняет функции третейского суда на бирже. Государственный контроль за проведением биржевых торгов осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам. Непосредственный государственный контроль на товарной бирже проводит Государственный комиссар. Сравнительная характеристика гражданско-правовых и биржевых сделок

Гражданско-правовая сделка Биржевая сделка
Может быть односторонней либо двух- и многосторонней (договором) Может быть только двухсторонней, т.е. договором
Законодательство предусматривает около 30 видов сделок; стороны могут также заключать сделки, не предусмотренные законом (ст. 421 ГК) Может быть только оптовой куплей- продажей, которая выступает в четырех формах: простая биржевая, форвардная, фьючерсная и опционная сделка
Для некоторых сделок регистрация имеет правоустанавливающее значение (сделки с недвижимостью) или учетное значение (учетная регистрация гос. контрактов) Биржа (биржевой брокер) в обязательном порядке проводит учетную регистрацию всех заключенных сделок
Сторонами сделки могут быть любые дееспособные лица Сторонами сделки могут быть только участники биржевых торгов
Предметом сделки могут быть вещи, не изъятые из оборота, работы, услуги, имущественные права, объекты исключительных прав и т.д. Предметом сделки м.б. только не изъятые из оборота товары определенного рода и качества, коносаменты на товар
Место заключения сделки стороны определяют самостоятельно Местом заключения сделки может быть только помещение биржи
Третейское разрешение споров по сделке возможно по специальному соглашению сторон Третейское разрешение споров предполагается изначально. Функции третейского суда выполняет Биржевая арбитражная комиссия

Деятельность по организации торговли на рынке ц/б- предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ц/б меж­ду участниками РЦБ (ст. 9). Деятельность по организации торговли в качестве фондовой биржи является лицензируемой.

(ст. 11) фондовая биржа - организатор торговли на РЦБ, отвечающий требованиям, установленным законом. Фондовая биржа имеет исключительную хозяйственную компе­тенцию. Она не вправе совмещать деятельность в качестве фондо­вой биржи с иными видами деятельности, за исключением деятель­ности валютной и товарной бирж; клиринговой деятельности клиринг- определение взаимных обязательств(связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бу­магами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов); деятельности по распространению информации; издательской дея­тельности; деятельности по сдаче имущества в аренду. При этом, ес­ли фондовая биржа совмещает свою деятельность, для осуществления каждого из указанных видов деятельности д.б. создано отдельное структурное подразделение.

Фондовая биржа должна утвердить и зарегистрировать в ФКЦБ: правила допуска к участию в торгах на фондовой бирже; правила проведения торгов, включая правила совершения и регист­рации сделок, а также меры по предотвращению манипулирования ценами и использования служебной информации; правила листинга (включение ц/б в котировальный список) и делистинга (исключение ц/б из котировального списка) или правила допуска ц/б к торгам без прохождения процедуры лис­тинга;

Фондовая биржа может существо­вать в форме некоммерческого партнерства или АО. Фондовые биржи, являющиеся некоммерческими партнерствами, м.б. преобразованы в АО (решение о принимается большинством в 3/4 голо­сов всех членов биржи). Членами фондовой биржи - некоммер­ческого партнерства могут быть только профессиональные участни­ки рынка ц/б.

Организационно-правовые формы

фондовой биржи

Фондовая биржа - акционерное общество Фондовая биржа - некоммерческое партнерство
Одному акционеру и его аффилированным лицам не может принадлежать 20 и более % акций каждой категории Одному члену партнерства не может принадлежать 20 и более % голосов на общем собрании членов
Если акционер (член партнерства) является фондовой биржей вышеназванные ограничения не действуют
Акционерами биржи могут быть любые лица Членами биржи могут быть только профессиональные участники рынка ц/б
Фондовая биржа - некоммерческое партнерство может преобразоваться в фондовую биржу - АО по решению своих членов, принятому на общем собрании квалифицированным большинством в 3/4 голосов
Участниками торгов могут быть доверительные управляющие, брокеры и дилеры Участниками торгов могут быть только члены биржи

Профессиональные участники рынка ценных бумаг:

1. Брокеры совершают гражданско-правовые сделки с ц/б в качестве поверенного или комиссионера и действуют, как правило, на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера. Передоверие допускается только в случаях, когда это разрешено договором, и только другим брокерам

2. Дилеры совершают сделки купли-продажи ц/б от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ц/б с обязательством покупки и (или) продажи этих ц/б по объявленным лицом, осуществляющим дилерскую деятельность, ценам. Дилером может быть только коммерческая организация.

Брокеры и дилеры могут также выступать финансовыми консультантами по подготовке проспекта эмиссии ц/б клиента.

2. Доверительные управляющие осуществляют управление ц/б и денежными средствами клиентов от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока. В соответствии со ст. 1013 ГК РФ денежные средства не м. б. самостоятельным объектом доверительного управления.

Поэтому следует уточнить, что речь здесь идет только о денежных средствах, предназначенных для инвестирования в ц/б и полученных в процессе управления ц/б. Согласно ст. 5 ФЗ управляющими могут быть ЮЛ, за исключением унитарных предприятий; их деятельность, права и обязанности регулируются законодательством РФ. Договор доверительного управления м.б. быть заключен на срок не более 5 лет (ст. 1016 ГК РФ).

4. Клиринговые организации определяют взаимные обязательства участников сделок с ц/б (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам, подготовка бухгалтерских документов), проводят зачеты по поставкам ц/б и расчеты по ним, формируют специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок.

5. Депозитарии оказывают услуги по хранению сертификатов ц/б и (или) учету и переходу прав на ц/б. Депозитарием м.б. только ЮЛ, которое действует на основании депозитарного договора с клиентом. Депозитарий может выступать как номинальный держатель ц/б клиента при размещении их в другом депозитарии или у другого регистратора

6. Регистраторы собирают, фиксируют, обрабатывают, хранят и предоставляют данные, составляющие систему ведения реестра владельцев ц/б. Регистратором м.б. только ЮЛ. Система ведения реестра предназначена для учета именных ц/б. Деятельность по ведению реестра является исключительным видом деятельности и не может совмещаться с другими видами профессиональной деятельности на рынке ц/б.

Основная цель деятельности фондовой биржи - организация глас­ных и публичных торгов. Гласность и публичность торгов обеспечивается выполнением биржей обязанности оповещения ее членов о месте и време­ни проведения торгов, о списке и котировке ценных бумаг, допускаемых к обращению на данной бирже, о результатах работы торговых секций, предоставления иной информации, предусмотренной Законом о РЦБ. Биржа вправе самостоятельно устанавливать размеры и порядок взимания с участников торгов взносов, сборов и других плате­жей за оказываемые ею услуги, а также размер и порядок взимания штрафов за нарушение установленных ею правил. Биржа не впра­ве устанавливать размер вознаграждения, взимаемого участникамиторгов за совершение биржевых сделок.

В обязанности фондовой биржи входит контроль за совершаемыми набирже сделками. Для этого участники торгов обязаны предоставлять; фондовой бирже по ее требованию необходимую информацию.

1. Нормативное регулирование деятельности ФПГ........................................ 2

2. Основные принципы функционирования ФПГ.......................................... 6

3. Финансовые аспекты деятельности ФПГ.................................................. 10

Заключение....................................................................................................... 13

Список литературы.......................................................................................... 14

Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы, либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем).

В состав участников финансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.

Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы.

В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы.

Для участников межгосударственной финансово-промышленной группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников.

Направление участником финансово-промышленной группы представителя в состав совета управляющих финансово-промышленной группы осуществляется решением компетентного органа управления участника финансово-промышленной группы.

Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы.

Центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.

Центральная компания финансово-промышленной группы в случаях, установленных законом или учредительным договором группы:

Þ выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленной группы;

Þ ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы;

Þ готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы;

Þ выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с Законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

Иные виды деятельности центральной компании финансово-промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной группы устанавливаются ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы.

В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах, договором о создании финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы.

По обязательствам центральной компании финансово-промышленной группы, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность.

Особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы.

Мерами государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемыми по решению Правительства Российской Федерации, являются:

Þ зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же финансово-промышленной группы;

Þ предоставление участникам финансово-промышленной группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность финансово-промышленной группы;

Þ передача в доверительное управление центральной компании финансово-промышленной группы временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы;

Þ предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;

Þ предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы.

Þ Центральным банком Российской Федерации могут быть предоставлены банкам - участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

Не позднее 90 дней после окончания финансового года центральная компания финансово-промышленной группы представляет всем участникам финансово-промышленной группы, полномочному государственному органу отчет о деятельности финансово-промышленной группы по форме, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет. Отчет составляется по результатам проверки деятельности финансово-промышленной группы независимым аудитором. Аудиторская проверка проводится за счет средств центральной компании финансово-промышленной группы.



2. Основные принципы функционирования ФПГ

В общем случае ФПГ могут быть трех видов: вертикально интегрированные, горизонтально интегрированные и конгломератного ти па. Так же подразделяются одно-банковые структуры и много банковые структуры.

Так же можно выделить и следующую тенденцию. Ныне ФПГ в России формируются в двух направлениях: товарном и отраслевом. Под первым понимается объединение с целью производства преимущественно одного определенного товара, под вторым - формирование по типу диверсифицированной отрасли (пол-отрасли) . Первое объединение обладает неоспоримым минусом - его успех зависит от спроса на данный товар или однородную группу товаров. Вторая организация более устойчива в долгосрочной перспективе, однако возникают дополнительные трудности с оптимизацией аллокации ресурсов.

С точки зрения структурной организа­ции ФПГ цели и способ ее формирования опре­деляют то, каким образом должны быть объе­динены активы участников и (как следствие) ка­ким должен быть консолидированный баланс участников группы.

С исторической точки зрения инициатором создания ФПГ не всегда выступали банки. Часто причиной их создания является местное законодательство, запрещающее небанковским структурам заниматься некоторыми банковскими операциями.

Банки альянса в ФПГ должны выполнять сле­дующие функции :

Þ расчетно-кассовое обслуживание промышлен­ных предприятий-участников группы: депозитарное обслуживание; гаранти рование эмиссии ценных бумаг, вы­пускаемых ФПГ, и дилерские функции по их ре­ализации; финансовый консалтинг: обеспечение реализации внешнеэкономичес­ких контрактов; проектное финансирование: трастовые операции:

Þ лизинговые операции в интересах участни­ков группы:

Þ добровольность делегирования части управ­ленческих функций центральной компании или холдингу;

Þ сохранение автономности каждого из членов объединения;

Þ обязательность проведения единой стратеги­ческой политики;

Þ наличие расчетных счетов предприятий толь­ко в банках, входящих в ФПГ:

Þ приоритетная ориентация банков альянса на обслуживание предприятий ФПГ и достижение целей ФПГ.

Использование ФПГ как формы сотрудничества финансовых и промышленных учреждений позволяет:

Þ восстановить разорванные ранее технологи­ческие связи в промышленности ;

Þ создать финансовый механизм для развития производства;

Þ увеличить размеры (валюту баланса) банков альянса за счет привлечения в них дополнитель­ной клиентуры;

Þ увеличить устойчивость как промышленных предприятий, так и банковской коалиции;

Þ повысить конкурентоспособность в ыпускаемой продукции;

Þ проводить инновационную деятельность, но­вейшие научные разработки, внедрение которых повысит качество выходного продукта;

Þ аккумулировать получаемые финансовые сред­ства только в банках ФПГ, предотвратив их рас­пыление по другим кредитным учреждениям, что позволит организовать их работу исключительно в интересах целевых программ:

Þ получать иностранные инвестиции под гаран­тию правительства, что предусмотрено законом о ФПГ;

Þ всем членам ФПГ, включая банки, получать дополнительную прибыль от реализации продук­ции:

Þ использовать механизм внутренних цен и тем самым избегать многократного налогооб­ложения;

Не следует, однако, рассматривать ФПГ как способ минимизации налогов. Консолидированный баланс и сокращение налогооблагаемой базы всего лишь исправляет в некоторой степени закрепившуюся в процессе приватизации практику дробления взаимозависимых финансово-хозяйственных структур на независимые хозяйствующие субъекты. Независимость хозяйствующих субъектов для целей налогообложения определяется формально по признаку обособления собственности, что приводит к увеличению налогооблагаемой базы внутри фактически неделимых производственных цепей. Вне этих производственных цепей производственные стадии продукта зачастую могут не иметь самостоятельного значения и ценности, но с точки зрения налогообложения они соответствуют формально независимым юридическим лицам. Это многократно увеличивает конечную цену реализации продукта, большая часть из которой взыскивается в бюджет, чтобы впоследствии возвратиться в производство в виде государственных дотаций и прочих льгот.

Поэтому с полной уверенностью можно говорить о том, что в настоящее время формирование налогооблагаемой базы в российской экономике происходит за счет ее многократного умножения в производственных цепях, а не в результате увеличения собственно производства. Тем самым мы имеем дело с ситуацией налоговой инфляции. В этой связи, в контексте отклонения Госдумой Налогового кодекса и его замены на ряд налоговых законов, связанных с исполнением бюджета, хотелось бы отметить, что России требуется не введение тех или иных налогов и пересмотр отдельных ставок, а комплексное формирование налоговой системы, существенной структурообразующей частью которой могло бы стать законодательство об ФПГ.

Заключение

На основе всего вышеизложенного можно заключить, что ФПГ - бурно развивающаяся форма взаимодействия финансовых и промышленных структур, позволяющая финансовым учреждениям наиболее эффективно не только распределять свои ресурсы, но и некоторым образом управлять их использованием заемщиком. С другой стороны, промышленные структуры получают надежного и постоянного контрагента, осуществляющего гибкое и всестороннее финансирование и финансовое обслуживание его нужд.

Российское законодательство уже довольно четко определило механизм и правила функционирования ФПГ. Единственным крупным недостатком данного нормативного участка является запрещение банкам участвовать более чем в одной ФПГ. Данный вопрос спорен, но большинство экономистов не видят в участии банка в нескольких ФПГ ничего дурного .

Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Но нельзя забывать о горьком опыте международных финансово-промышленных групп, которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться перестройкой как общей организационной структуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента. Многие мега корпорации сейчас следуют общей тенденции, давая дочерним предприятиям большую свободу деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т.д.

Итак, объединение и укрупнение - это хорошо, но во всем надо знать меру.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации “О финансово-промышленных группах”от 30.11.95 г. № 190 - ФЗ

2. А. Г. Мовсесян "Интеграция банковского капитала - необходимое условие развития современной экономики России", председатель правления коммерческого банка "Паритет"

3. Рожков М., Балабаева Н., Международные финансово-промышленные группы в СНГ: проблемы создания. // Финансовая газета. Региональный выпуск. № 32, 1996 г

4. Рожков М., Попов И., Проблемы самофинансирования финансово-промышленнных групп и консолидированный баланс. // Финансовая газета. Региональный выпуск. №21, 1996 г

6. O.Fisher "Transnational corporations. Eastern Europe" Internet resources .


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Полномочия органов управления финансово-промышленной группы не распространяются на всю коммерческую деятельность ее участников. Управляющее воздействие органов ФПГ касается только общей деятельности участников в составе группы. Эта общая деятельность ограничена целями создания ФПГ, частью объединенных для достижения этих целей активов.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих, в который входят представители всех участников ФПГ. Формирование совета управляющих происходит по типу той организационно-правовой формы, в которой создается центральная компания. Например, в большинстве случаев центральная компания создается в организационно-правовой форме акционерного общества. В этом случае совет управляющих будет действовать как общее собрание акционеров. Проводя аналогию между управлением акционерным обществом и финансово-промышленной группой, можно сказать, что совет управляющих ФПГ является аналогом общего собрания акционеров, а центральная компания играет роль исполнительного органа.

Центральная компания - юридическое лицо, которое может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза. Центральная компания, как правило, является инвестиционным институтом, поэтому исходя из задач формирования ФПГ трудно представить, чтобы она не осуществляла предпринимательскую деятельность. В этой связи создание центральной компании в организационно-правовой форме ассоциации вряд ли целесообразно. Согласно ст. 121 ГК РФ ассоциация (союз) юридических лиц является единственной формой некоммерческой организации, которая ни при каких условиях не вправе проводить самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Центральная компания подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации юридических лиц. Следовательно, при создании ФПГ государственная регистрация может осуществляться дважды: сначала регистрируется центральная компания в Едином государственном реестре юридических лиц, а затем - сама финансово-промышленная группа в государственном реестре ФПГ, который ведет Минэкономразвития России.

Надо сказать, что участники будущей финансово-промышленной группы могут специально не создавать центральную компанию, а поручить выполнение ее функций уже существующей организации, в которой имеется доля участия каждого из них.

После регистрации ФПГ центральная компания вносит в свое фирменное наименование слова «центральная компания финансово-промышленной группы», о чем направляет уведомление в регистрирующий орган (соответствующую инспекцию Федеральной налоговой службы). Изменения в учредительных документах юридических лиц регистрируются в уведомительном порядке в случаях, предусмотренных законодательством.

На сегодняшний день уведомительная процедура регистрации используется только для изменений в уставе хозяйственного общества, связанных с созданием филиалов и представительств. Формуляры документов, используемых в процессе государственной регистрации юридических лиц, также не предусматривают уведомлений для регистрации изменений фирменного наименования организации. Поэтому в свете действующего законодательства правильнее говорить, что центральная компания должна зарегистрировать изменение своего фирменного наименования, а не просто уведомить об этом регистрирующий орган.

В России многие центральные компании являются банками или кредитными организациями. И это действительно эффективно в связи с тем, что помимо финансирования деятельности ФПГ, банк может выступать промежуточным заемщиком, привлекая инвестиции. Зачастую центральные компании - банки претендуют на право управления финансами всех участников группы, в этом случае реализуется принцип самоинвестирования в рамках ФПГ, что невозможно, если центральная компания создана в форме ассоциации (союза). Если центральная компания является банком или кредитной организацией, она может выполнять в интересах участников группы отдельные банковские операции.

Центральная компания выступает от имени всех участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью группы, ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс группы и отвечает за правильность ведения консолидированной отчетности. Центральная компания готовит ежегодный отчет о деятельности группы, который рассылается всем участникам группы, уполномоченному государственному органу (Минэкономразвития России), а также публикуется в срок не позднее 90 дней по окончании финансового года. Отчет составляется после независимой аудиторской проверки деятельности финансово-промышленной группы, которую оплачивает центральная компания ФПГ.

Поскольку финансово-промышленная группа не пользуется правами юридического лица, в гражданских правоотношениях она выступает через свою центральную компанию, учрежденную всеми участниками или являющуюся по отношению к ним основным обществом. Участники группы несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате деятельности центральной компании. Это правило корреспондирует с положениями п. 2 ст. 1047 ГК РФ о том, что участники договора о совместной деятельности (простого товарищества) отвечают солидарно по всем общим обязательствам. Здесь следует обратить внимание на понятие «общие обязательства», означающее, что повлечь солидарную ответственность участников ФПГ могут не все обязательства центральной компании, а только непосредственно связанные с деятельностью финансово-промышленной группы.

Надо сказать, что специальные нормы о правовом статусе центральной компании не соответствуют законодательству о хозяйственных обществах и ассоциациях (союзах) юридических лиц.

Так, участники хозяйственного общества не отвечают по его обязательствам и рискуют в предпринимательской деятельности только потерей оплаченных ими вкладов в уставном капитале. Члены ассоциации (союза) юридических лиц отвечают по обязательствам созданной организации субсидиарно. Если же ассоциация (союз) или хозяйственное общество выполняют функции центральной компании финансово-промышленной группы, то все участники ФПГ (учредители центральной компании) отвечают по ее обязательствам солидарно.

Еще одно несоответствие можно отметить в структуре холдинговой модели финансово-промышленной группы. В такой ФПГ центральная компания как отдельное юридическое лицо не создается, ее функции выполняет основное общество. В соответствии с п. 2 ст. 105 ГК РФ дочернее общество не отвечает по долгам основного общества, а в финансово-промышленной группе дочерние компании солидарно отвечают по обязательствам своего основного общества.

Несмотря на отмеченные противоречия, следует сказать, что законодательство о финансово-промышленных группах носит специальный характер и поэтому имеет приоритет перед общими нормами Гражданского кодекса РФ.

Изначально предполагалось, что финансово-промышленным группам будут оказываться меры государственной поддержки.

Среди этих мер законодательство называет: зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями торгов инвестиций для покупателя - центральной компании той же ФПГ; предоставление участникам группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность группы; передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой группы; предоставление государственных гарантий для привлечения инвестиций и др.

Однако на практике эти льготы не предоставляются, и можно сказать, что отсутствие государственного протекционизма - одна из причин, не позволивших ФПГ стать более распространенными и влиятельными формами предпринимательских объединений.

Статья 10. Совет управляющих финансово-промышленной группы

1. Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников.

2. Направление участником финансово-промышленной группы представителя в состав совета управляющих финансово-промышленной группы осуществляется решением компетентного органа управления участника финансово-промышленной группы.

3. Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Статья 11. Центральная компания финансово-промышленной группы

1. Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы. Регистрация вновь учрежденной центральной компании финансово-промышленной группы осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для регистрации юридических лиц.

2. Центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.

3. В наименование центральной компании финансово-промышленной группы после государственной регистрации финансово-промышленной группы включаются слова "центральная компания финансово - промышленной группы", о чем центральная компания финансово - промышленной группы уведомляет орган, осуществивший ее регистрацию.

4. Устав центральной компании финансово-промышленной группы должен определять предмет и цели ее деятельности и соответствовать условиям договора о создании финансово-промышленной группы. Орган, осуществивший регистрацию центральной компании финансово - промышленной группы, информирует полномочный государственный орган обо всех изменениях, внесенных в ее устав.

5. Центральная компания финансово-промышленной группы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими законодательными актами Российской Федерации, договором о создании финансово-промышленной группы:

выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово - промышленной группы;

ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы;

готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы;

выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

Иные виды деятельности центральной компании финансово - промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной группы устанавливаются ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы.

Полномочия органов управления финансово-промышленной группы не распространяются на всю коммерческую деятельность ее участников. Управляющее воздействие органов ФПГ касается только общей деятельности участников в составе группы. Эта общая деятельность ограничена целями создания ФПГ, частью объединенных для достижения этих целей активов.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих, в который входят представители всех участников ФПГ. Формирование совета управляющих происходит по типу той организационно-правовой формы, в которой создается центральная компания. Например, в большинстве случаев центральная компания создается в организационно-правовой форме акционерного общества. В этом случае совет управляющих будет действовать как общее собрание акционеров. Проводя аналогию между управлением акционерным обществом и финансово-промышленной группой, можно сказать, что совет управляющих ФПГ является аналогом общего собрания акционеров, а центральная компания играет роль исполнительного органа.

Центральная компания - юридическое лицо, которое может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза. Центральная компания, как правило, является инвестиционным институтом, поэтому исходя из задач формирования ФПГ трудно представить, чтобы она не осуществляла предпринимательскую деятельность. В этой связи создание центральной компании в организационно-правовой форме ассоциации вряд ли целесообразно. Согласно ст. 121 ГК РФ ассоциация (союз) юридических лиц является единственной формой некоммерческой организации, которая ни при каких условиях не вправе проводить самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Центральная компания подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации юридических лиц. Следовательно, при создании ФПГ государственная регистрация может осуществляться дважды: сначала регистрируется центральная компания в Едином государственном реестре юридических лиц, а затем - сама финансово-промышленная группа в государственном реестре ФПГ, который ведет Минэкономразвития России.

Надо сказать, что участники будущей финансово-промышленной группы могут специально не создавать центральную компанию, а поручить выполнение ее функций уже существующей организации, в которой имеется доля участия каждого из них.

После регистрации ФПГ центральная компания вносит в свое фирменное наименование слова "центральная компания финансово-промышленной группы", о чем направляет уведомление в регистрирующий орган (соответствующую инспекцию Федеральной налоговой службы). Изменения в учредительных документах юридических лиц регистрируются в уведомительном порядке в случаях, предусмотренных законодательством. На сегодняшний день уведомительная процедура регистрации используется только для изменений в уставе хозяйственного общества, связанных с созданием филиалов и представительств. Формуляры документов, используемых в процессе государственной регистрации юридических лиц, также не предусматривают уведомлений для регистрации изменений фирменного наименования организации*(67). Поэтому в свете действующего законодательства правильнее говорить, что центральная компания должна зарегистрировать изменение своего фирменного наименования, а не просто уведомить об этом регистрирующий орган.



В России многие центральные компании являются банками или кредитными организациями. И это действительно эффективно в связи с тем, что помимо финансирования деятельности ФПГ, банк может выступать промежуточным заемщиком, привлекая инвестиции. Зачастую центральные компании - банки претендуют на право управления финансами всех участников группы, в этом случае реализуется принцип самоинвестирования в рамках ФПГ, что невозможно, если центральная компания создана в форме ассоциации (союза). Если центральная компания является банком или кредитной организацией, она может выполнять в интересах участников группы отдельные банковские операции.

Центральная компания выступает от имени всех участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью группы, ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс группы и отвечает за правильность ведения консолидированной отчетности. Центральная компания готовит ежегодный отчет о деятельности группы, который рассылается всем участникам группы, уполномоченному государственному органу (Минэкономразвития России), а также публикуется в срок не позднее 90 дней по окончании финансового года. Отчет составляется после независимой аудиторской проверки деятельности финансово-промышленной группы, которую оплачивает центральная компания ФПГ.



Поскольку финансово-промышленная группа не пользуется правами юридического лица, в гражданских правоотношениях она выступает через свою центральную компанию, учрежденную всеми участниками или являющуюся по отношению к ним основным обществом. Участники группы несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате деятельности центральной компании. Это правило корреспондирует с положениями п. 2 ст. 1047 ГК РФ о том, что участники договора о совместной деятельности (простого товарищества) отвечают солидарно по всем общим обязательствам. Здесь следует обратить внимание на понятие "общие обязательства", означающее, что повлечь солидарную ответственность участников ФПГ могут не все обязательства центральной компании, а только непосредственно связанные с деятельностью финансово-промышленной группы.

Надо сказать, что специальные нормы о правовом статусе центральной компании не соответствуют законодательству о хозяйственных обществах и ассоциациях (союзах) юридических лиц. Так, участники хозяйственного общества не отвечают по его обязательствам и рискуют в предпринимательской деятельности только потерей оплаченных ими вкладов в уставном капитале. Члены ассоциации (союза) юридических лиц отвечают по обязательствам созданной организации субсидиарно. Если же ассоциация (союз) или хозяйственное общество выполняют функции центральной компании финансово-промышленной группы, то все участники ФПГ (учредители центральной компании) отвечают по ее обязательствам солидарно.

Еще одно несоответствие можно отметить в структуре холдинговой модели финансово-промышленной группы. В такой ФПГ центральная компания как отдельное юридическое лицо не создается, ее функции выполняет основное общество. В соответствии с п. 2 ст. 105 ГК РФ дочернее общество не отвечает по долгам основного общества, а в финансово-промышленной группе дочерние компании солидарно отвечают по обязательствам своего основного общества.

Несмотря на отмеченные противоречия, следует сказать, что законодательство о финансово-промышленных группах носит специальный характер и поэтому имеет приоритет перед общими нормами Гражданского кодекса РФ.

Изначально предполагалось, что финансово-промышленным группам будут оказываться меры государственной поддержки. Среди этих мер законодательство называет: зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями торгов инвестиций для покупателя - центральной компании той же ФПГ; предоставление участникам группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность группы; передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой группы; предоставление государственных гарантий для привлечения инвестиций и др.

Однако на практике эти льготы не предоставляются, и можно сказать, что отсутствие государственного протекционизма - одна из причин, не позволивших ФПГ стать более распространенными и влиятельными формами предпринимательских объединений.



Поделиться