Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг создаются. Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг

Помимо федерального и регионального уровней регулирования РЦБ, важным элементом системы регулирования должны стать саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО).

Их роль заключается в том, чтобы на основании опыта, накопленного непосредственно участниками рынка, вырабатывать более детальные, чем ФКЦБ нормы и требования, контролировать их соблюдение и тем самым приближать регулятора рынка к его участнику.

В то же время и сами участники заинтересованы в определенных общих нормах: стандартах деятельности, документов и форм, в ряде случаев - в контроле деятельности партнеров. Эти функции лучше выполняет орган, расположенный ближе к непосредственным участникам рынка, чем государственный регулирующий орган. Таким органом и является СРО.

Таким образом, эффективная деятельность СРО основана на следующих предпосылках:

* участники рынка лучше всех знают, какие механизмы контроля и правила необходимы на практике;

* они обязаны финансировать контроль своей деятельности;

* их положение позволяет им лучше всех судить о нарушениях;

* они заинтересованы в выполнении высоких этических норм их коллегами.

Права СРО

СРО имеет следующие права:

* получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых в порядке, установленном ФКЦБ (региональным отделением ФКЦБ);

* разрабатывать в соответствии с законом правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;

* контролировать соблюдение своими членами принятых СРО правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;

* в соответствии с квалификационными требованиями ФКЦБ разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.

Основной задачей ФКЦБ является разработка правил и стандартов, в со-

ответствии с которыми должно будет осуществляться дополнительное к госу-

дарственному регулированию саморегулирование рынка ценных бумаг, т. е.

подготовка правовой базы для саморегулирования участников рынка.

Организационно-правовая форма СРО

Согласно ФЗ «О саморегулируемых организациях», саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Исходя из смысла ст. 6 ФЗ «О саморегулируемых организациях», у саморегулируемой организации может быть только та цель, которая предусмотрена указанным Законом и другими федеральными законами, посвященными саморегулированию. Говоря другими словами, целью деятельности саморегулируемых организаций является разработка и установление стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
В то же время отдельные цели саморегулируемых организаций указаны в иных федеральных законах. Так, в соответствии со ст. 55.1 ГрК РФ [Парламентская газета, 2005, N 5-6], основными целями саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства являются:
- предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
- повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Статья 34 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" [Российская газета, 2007, N 165] предусматривает, в том числе, специфические цели саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности. Так, кадастровые инженеры вправе создавать на добровольной основе некоммерческие объединения в форме некоммерческого партнерства, основанного на членстве кадастровых инженеров, в целях обеспечения условий для профессиональной деятельности кадастровых инженеров, установления обязательных для членов таких объединений правил осуществления ими кадастровой деятельности, правил поведения при осуществлении этой деятельности, правил деловой и профессиональной этики кадастровых инженеров, а также в целях осуществления контроля за соблюдением данных правил, повышения квалификации кадастровых инженеров.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Особенность деятельности профессиональных участников в том, что она требует лицензирования со стороны государства. Лицензии выдаются Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) или уполномоченными ею организациями. Существуют три вида лицензий: профессионального участника, на осуществление деятельности по ведению реестра, фондовой биржи. Физические лица, работающие в организациях - профессиональных участниках РЦБ, связанные с осуществлением сделок с ценными бумагами, должны иметь аттестат ФКЦБ, дающий им право заниматься этим видом деятельности.

Для того чтобы реализовать указанные цели, необходимо создание стройной системы регулирования фондового рынка, которая должна включать в себя следующие основные элементы:

Создание нормативно-правовой базы;

Аттестация специалистов фондового рынка;

Лицензирование деятельности профессиональных участников фондового рынка;

Контроль за деятельностью на рынке ценных бумаг и применение санкций за нарушения порядка работы на фондовом рынке.

17. Основными профессионалами рынка ценных бумаг являются: брокеры (посредники при заключении сделок, сами в них не участвующие); дилеры (посредники, участвующие в сделках своим капиталом); управляющие (лица, распоряжающиеся переданными им в доверительное управление ценными бумагами); клиринги (организации, занимающиеся определением взаимных обязательств); депозитарии (оказывают услуги по хранению ценных бумаг и учету прав на них); регистраторы (ведут реестры ценных бумаг); организаторы торговли на рынке ценных бумаг (оказывают услуги, способствующие заключению сделок с ценными бумагами) и джобберы (специалисты по конъюнктуре рынка ценных бумаг).

В зависимости от проф-ой принадлежности: проф-ые и непроф-ые. Проф участники: брокеры,дилеры,депозитарии,регистраторы,доверительные управляющие,расчетно-клиринговые орг, орг-ры торгов

Брокерская деятельность

Брокерская деятельность – это деятельность по заключению сделок с ценными бумагами на основе договоров комиссии или поручения. Брокер выступает в качестве посредника или агента инвестора, который действует от имени клиента и по его поручению и получает вознаграждение в виде комиссионных. Следует отметить, что брокер обязан лично исполнять поручения клиентов, за исключением случая передоверия совершения сделок другому брокеру, если эта возможность предусмотрена в договоре с клиентом или брокер вынужден к этому силой обстоятельств для охраны интересов своего клиента с уведомлением последнего.

Брокеры обязаны исполнять следующие действия:

1. Доводить до сведения клиентов всю информацию, связанную с поручениями клиентов и исполнением обязательств по договору купли-продажи ценных бумаг, принимать меры для того, чтобы клиент мог понять характер рисков по рекомендуемой сделке.

2. Запрещается манипулировать ценами на рынке ценных бумаг и понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах ценных бумаг и ценах на ценные бумаги, включая информацию, предоставленную в рекламе.

3. В случае возникновения конфликта интересов, в том числе связанного с осуществлением брокером дилерской деятельности, немедленно уведомить клиента о возникновении такого конфликта и принять все необходимые меры для его разрешения в пользу клиента.

4. Совершать сделки купли-продажи ценных бумаг по поручению клиентов в первоочередном порядке по отношению к дилерским операциям самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера.

5. Исполнять поручения клиентов в порядке их поступления с учетом существенных условий этих поручений.

Брокерские конторы существенно отличаются как спектром услуг, которые они предоставляют своим клиентам, так и размером комиссионных. Существуют брокерские конторы, которые предоставляют ограниченное количество услуг по более низкой цене. Так, например, инвесторы, которым не нужны консультации или другие дополнительные услуги, обращаясь к таким брокерским фирмам, могут сэкономить свои средства. В большинстве случаев брокерские фирмы представляют из себя довольно большие организации. В таких фирмах институционных и индивидуальных инвесторов обслуживают разные специалисты фирмы. Следует отметить, что для каждого клиента брокерская фирма открывает клиентский счет, движение средств на котором отражает операции покупки и продажи по заказу клиента тех или иных ценных бумаг. Заказ клиента оформляется в виде клиентской заявки. Основной информацией, которая содержится в клиентской заявке, есть: название брокерской фирмы, вид ценной бумаги, размер заявки, максимальный срок исполнения, тип заявки.

Размер заявки может быть выражен в полных лотах, равняться неполному лоту или быть комбинацией полного и неполного лота. В зависимости от срока исполнения различают однодневные, на определенный срок и открытые заявки.

Однодневная заявка должна быть исполнена на протяжении дня. Если на конец дня заявка осталась невыполненной – ее аннулируют.

Заявка на определенный срок (неделю, месяц)- действует на протяжении установленного в ней срока, по окончании которого она автоматически аннулируется.

Открытая заявка – действительна до ее исполнения или отмены клиентом. Часто такие заявки требуют от инвестора регулярного подтверждения того, остается ли заявка действительной. Инвестор может дать такое подтверждение на неделю или месяц, тогда брокер несет ответственность за отмену заявки по окончанию указанного времени.

Основные типы заявок определяются из требований инвесторов относительно ограничения цен купли-продажи ценных бумаг и классифицируются так:

Рыночная – заявка на покупку или продажу определенного вида ценной бумаги по наиболее выгодной текущей цене. Как правило, такая заявка – однодневная. Большинство сделок на биржах заключаются именно на основе рыночных заявок;

Лимитная – заявка с ограничением цены. В этом случае инвестор определяет конечную цену, то есть минимальную цену продажи или максимальную цену покупки ценной бумаги. Если этот лимит не был достигнут, то есть текущая цена продажи ниже чем конечная или текущая цена покупки выше конечной, то в таком случае заявка брокером не исполняется;

- «стоп»-заявка – заявка брокеру осуществить покупку или продажу акций в тот момент, когда цена достигнет обусловленного в заявке уровня, то есть купить акции, когда цена повысится до обозначенного в заявке уровня или продать, когда цена упадет до обозначенного уровня. Как правило, назначение таких заявок – это страховка от возможных убытков и обеспечение минимального уровня прибыли;

Лимитная «стоп»-заявка – заявка, которая автоматически превращается в лимитную по достижении какой-либо буферной цены. При предоставлении такой заявки инвестор определяет две цены: буферную или «стоп»- цену и конечную цену исполнения. Если лимитная заявка может быть исполнена по необозначенной цене по достижению ценой определенного уровня, то лимитная «стоп»-заявка может быть не выполнена вообще, поскольку по достижении буферной цены может сразу стать недостижимой конечная цена исполнения.

Заявки могут содержать различные предостережения, а именно:

1) о праве брокера действовать на свое усмотрение. Такое предостережение дает возможность брокеру самостоятельно устанавливать специфику заявки – полностью все ее параметры или только срок и цену исполнения. Чаще всего такое предостережение встречается в лимитных заявках, реже – в рыночных;

2) «исполнить или отменить» означает, что заявку нужно срочно исполнить в полном объеме или отменить.

3) «срочно исполнить или отменить» отличается от предыдущей тем, что заявка может быть исполнена частично, а неисполненная часть аннулирована;

4) «только в полном объеме», как правило, включается в заявку при осуществлении операции с большой партией ценных бумаг. В отличие от двух предыдущих случаев тут не предусматривается срочное исполнение заявки;

5) «в момент открытия или закрытия» предусматривает, что заявка должна быть исполнена в числе первых, сразу после открытия биржи или в числе последних перед закрытием;

6) «цену не повышать и не понижать» означает, что цена, обозначенная в заявке, не может корректироваться.

При проведении операций на фондовом рынке через посредничество брокерской фирмы инвестор может открывать в фирме или обычный клиентский счет, или счет с использованием маржи. Маржа открывает перед инвестором и брокерской фирмой больше возможностей по управлению денежными потоками и ценными бумагами клиента. Счет с использованием маржи дает возможность инвестору осуществлять маржинальные сделки и получать в кредит ценные бумаги.

Маржинальная сделка заключается в том, что когда у инвестора не хватает средств для покупки ценных бумаг, он может превысить лимит по счету. Таким образом, клиент получает взаймы в брокерской фирме, а она, в свою очередь – брокерский кредит в банке. Как обеспечение брокерского кредита используются ценные бумаги инвестора, которые хранятся в брокерской фирме.

Маржинальные сделки заключаются в тех случаях, когда ожидается повышения курса ценных бумаг. При этом прибыль инвестора превысит прибыль, полученную им с использования обычного счета. Однако при падении рыночных цен на ценные бумаги использование счета с маржей приведет к большем убыткам, чем использование обычного счета.

Дилерская деятельность

Дилерская деятельность- это деятельность по заключению сделок от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки или продажи ценных бумаг с обязательством покупки и продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам.

Основным доходом дилеров является разница между ценами продажи и покупки ценных бумаг. Разница в ценах купли-продажи есть оплатой дилерам за срочность и уравновешивание временного дисбаланса между спросом и предложением на определенные виды ценных бумаг, находящихся в обороте на рынке.

Кроме того, что дилеры дают возможность инвестору в какое-либо время купить или продать ценные бумаги, способствуют ценовой стабилизации и обеспечивают ликвидность рынка, они также предоставляют информационные услуги участникам рынка, а на некоторых рынках выступают в роли ведущих аукционов на биржах.

Дилеры могут формировать и осуществлять на рынке как простые, так и сложные спекулятивные стратегии. Простые стратегии базируются на прогнозе повышения или падения цен на актив, с которым хотят осуществить спекулятивную операцию.

Кроме спекулятивных операций дилеры осуществляют на рынке различные виды рискованного и безрискового арбитража. Осуществление арбитража приводит к выравниванию цен на активы на разных рынках и к установлению паритетных цен на взаимосвязанные активы. Арбитраж во многих случаях дает возможность дилерам получить прибыль без риска и не нуждается в начальных инвестициях.

Примером безрискового арбитража может быть покупка акций межнациональной корпорации в одном регионе по низкой и продажа в другом регионе по более высокой цене.

Рискованный арбитраж преимущественно связан с трансформациями акционерного капитала: банкротством, слиянием, реорганизацией и присоединением.

В зависимости от того, какую стратегию реализуют дилеры на рынке, их разделяют на «быков», те, которые играют на повышение цен и «медведей», которые играют на понижение цен. «Игра» на повышение заключается в покупке ценных бумаг и в будущем их продажа. При правильном прогнозе относительно повышения цен это покупка по низкой цене, продажа по более высокой и получение прибыли. При неправильном прогнозе это покупка по высокой цене, продажа по более низкой и получение убытков.

В зависимости от того, на каком промежутке времени дилеры проводят свои операции, их разделяют на: скальперов, однодневных и позиционных трэйдеров.

Скальперами – называют профессиональных торговцев, которые «играют» на минимальных колебаниях цен и получают доход за счет большого количества сделок. Как правило, скальперы реализуют биржевые контракты через несколько минут или часов после их покупки. Чаще всего это оптовые торговцы, которые заключают сделки с другими брокерами. Скальперы редко переносят свое предложение на следующий день и играют на колебаниях цен на протяжении одной торговой сессии.

Однодневный трэйдер, как и скальпер, удерживает рыночную позицию на протяжении торговой сессии и редко оставляет позицию до следующего рабочего дня. Большинство однодневных торговцев – члены биржи. Однако удерживать позицию на протяжении дня могут и инвесторы, которые не принимают непосредственное участие в торгах, а осуществляют операции через финансовых посредников.

Позиционный трэйдер- занимает позицию по срочной сделке и потом удерживает ее на протяжении нескольких дней, недель или месяцев. В случае правильного прогноза движения цен на рынке может получать значительную прибыль.

Тех, кто строит свои стратегии на основе временных изменений цен на активы, называют спредэрами. Спредэры изучают закономерности и взаимосвязь цен на активы в разные периоды года и прогнозируют их на будущие периоды. С помощью анализа и прогноза спредэры отмечают максимальную разницу в ценах и в случае повышения этой разницы вступают в биржевую игру. Примерами стратегий, которые реализуются спредэрами на рынке, могут быть купля-продажа контрактов на один актив, но на разные сроки поставки.

Это 18 и 19

Деят-сть по управлению ЦБ

Деятельностью по управлению ценными бумагами признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим .

Наличие лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами не требуется в случае, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам. Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются законодательством Российской Федерации и договорами. Управляющий при осуществлении своей деятельности обязан указывать, что он действует в качестве управляющего.

В случае если конфликт интересов управляющего и его клиента или разных клиентов привел к действиям управляющего, нанесшим ущерб интересам клиента, управляющий обязан за свой счет возместить убытки.

Управляющий вправе совершать сделки с ценными бумагами и заключать договоры, только при условии, что клиент является квалифицированным инвестором.

Иск о нарушениях управляющего может быть предъявлен клиентом в течение одного года с даты получения им соответствующего отчета управляющего.

Характерными чертами доверительного управления являются следующие:

· активы, которыми оперирует доверительный управляющий, ему не принадлежат;

· активы переданы ему в доверительное управление на определенный срок;

· доверительное управление осуществляется на основе договора;

· доверительный управляющий проводит операции с активами за вознаграждение в интересах указанных в договоре лиц, размер %% определяется правилами статьи 395 ГК РФ

· возложение на управляющего обязанности по требованию клиента или по предписанию федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг продать ценные бумаги и прекратить договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами;

· возмещение управляющим клиенту убытков, причиненных в результате продажи ценных бумаг и прекращения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 2. С. 142-147.

УДК 336.762: 336.761.6

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

RF SECURITY MARKET: SELF-CONTROLLED BODIES

А.В. Меньшенина, Е.В. Люц A.V. Menshenina, E.V. Lyuts

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Регулирование рынка ценных бумаг является важным фактором, определяющим уровень развития рынка. В мире существует две основных модели регулирования рынка, отличающиеся ролью саморегули-руемых организаций. В данной статье описывается функционирование саморегулируемых организаций на российском рынке ценных бумаг в рамках подсистемы саморегулирования, а также проблемы и перспективы развития данного института.

The article deals with security market regulation, a key factor to determine market development level. There are two major regulation patterns which differ in the role of the self-controlled bodies. The article describes the self-controlled agencies operating at the RF security market within the self-regulation subsystem and issues and prospects of these ones.

Ключевые слова: саморегулирование, саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроль, добровольное и обязательное членство, стандарты деятельности.

Key words: self-regulation, self-controlled agencies of security market traders, control, voluntary and obligatory membership, operation standards.

Понятие «саморегулирование», равно как и понятие «саморегулируемая организация», является новыми для российской экономической мысли, поскольку в эпоху господства социалистического способа хозяйствования потребность в регуляторах иных, нежели государство, не существовала. В период становления рыночных отношений встал вопрос нахождения альтернативного субъекта регулирования. Причинами этого является, во-первых, несовершенство государственных структур, их громоздкость и чрезмерная бюрократизация, а также проблемы коррупции, во-вторых, разнообразие форм собственности и видов предпринимательской деятельности, возникших с переходом к рыночной экономике, в-третьих, государственное устройство и размеры РФ, затрудняющие всеобъемлющее и всеохватывающее регулирование. Кроме того, имеют значение и традиции мировых рынков, процессы глобализации на финансовых рынках. Альтернативным и дополняющим механизм государственного регулирования стало саморегулирование.

© А.В. Меньшенина, Е.В. Люц, 2010

Следует отметить, что в других странах саморегулирование на рынке ценных бумаг предшествовало государственному регулированию. Прообразом саморегулируемых организаций (далее СРО) стали фондовые биржи, которые осуществляли регулирующие действия путем установления условий участия в биржевых торгах, правил совершения сделок с ценными бумагами на бирже. Наиболее развитым саморегулирование считается в США. В этой стране существует два типа саморегули-руемых организаций: NASD (Национальная ассоциация фондовых дилеров) и инфраструктурные организации NYSE, NASDAQ, DTC, NSCC, oCc и другие. Примечателен тот факт, что NASD является в принципе первой саморегулируемой организацией на фондовом рынке в мире, при этом в настоящее время членство в данной организации стало обязательным условием работы на американском рынке ценных бумаг.

Исторически сложились две модели регулирования фондового рынка в зависимости от участия в нем саморегулируемых организаций. Первая модель подразумевает наличие широкого круга полномочий у СРО, в то время как

за государственным регулятором закреплены в основном надзорные функции. Примером такой модели служат США, Канада, Япония, до недавнего времени была им Великобритания. Во второй же модели роль основного регулятора играет государство, а СРО либо вообще отсутствуют, либо им переданы незначительные функции. Такая система регулирования складывается во Франции, Германии, Италии, Австрии и ряде других стран. Различия в моделях регулирования рынка определяются ролью государства в экономике, а также особенностями возникновения фондовых бирж (как публичных институтов, как частных организаций).

В нашей стране саморегулируемые организации появились сравнительно недавно, одними из первых саморегулируемых организаций на российском рынке ценных бумаг стали две федерации фондовых бирж, преобразовавшиеся впоследствии в Союз фондовых бирж (1992-1994 гг.), Профессиональная ассоциация участников фондового рынка - ПАУФОР (конец 1994 г.), Совет крупнейших регистраторов и депозитариев - СКРО (1992-1994 гг.) .

Саморегулирование можно рассматривать как подсистему в системе регулирования фондового рынка, в которой выделяются отдельные элементы и функции.

Субъектом саморегулирования на российском рынке ценных бумаг являются саморегу-лируемые организации, которые в федеральном законодательстве определяются как добровольные объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с федеральным законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации .

В настоящее время в России Федеральной службой по финансовым рынкам, а именно она контролирует СРО, выдает и отзывает у них разрешения на осуществление деятельности, зарегистрировано шесть саморегулируемых организаций :

1. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). Объединяет около 400 компаний брокеров, дилеров, управляющих ценными бумагами, и депозитариев.

2. Некоммерческое партнерство «Национальная лига управляющих» (НП «НЛУ»). Состоит из примерно 70 управляющих компаний инвестиционных фондов.

3. «Национальная фондовая ассоциация (саморегулируемая некоммерческая организация)» (НФА). Включает около 250 организаций, осуществляющих брокерскую, дилерскую, де-

позитарную деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами, большинство из которых кредитные организации.

4. Профессиональная Ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД). Объединяет почти 90 компаний регистраторов, депозитариев, клиринговых организаций и специальных депозитариев.

5. Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР). Включает профессиональных участников различного типа, по территориальному признаку объединяет около 20 организаций.

6. Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» (НП «НАПФ»). Состоит из порядка 110 членов - негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев.

К объектам саморегулирования можно отнести профессиональных участников рынка ценных бумаг, их деятельность на фондовом рынке (профессиональную инвестиционную и спекулятивную), а также операции, совершаемые ими (посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые).

К принципам, на которых функционируют в настоящее время российские СРО на рынке ценных бумаг, относятся:

Добровольный характер: вступление в СРО не является обязательным условием для осуществления профессиональной деятельности;

Законодательное регулирование: основные положения, касающиеся саморегулируе-мых организаций, их права и обязанности, а также требования, к ним предъявляемые, прописаны в федеральном законодательстве и иных подзаконных актах;

Некоммерческий характер: СРО преследуют цели иные, чем получение прибыли и к ней применимы нормы законодательства, касающиеся некоммерческих организаций;

Права на установление правил и стандартов для своих участников: члены саморегули-руемой организации де-факто действуют с учетом норм, которые, как правило, являются более жесткими по сравнению с действующим законодательством и дополняют его;

Применение контроля: СРО на рынке ценных бумаг вправе осуществлять контроль за деятельностью своих членов и применять к ним санкции в случае несоблюдения законодательства или норм самой СРО.

В процессе осуществления своей деятельности СРО выполняют следующие функции:

Контрольную - осуществление контрольных полномочий и наложение санкций и принятие мер воздействия к своим членам, нарушающим законодательство РФ, а также устав и внутренние документы СРО;

Нормативную - установление стандартов и правил осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и операций с ценными бумагами для своих членов; направление в ФСФР предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг;

Кадровую - разработка в соответствии с квалификационными требованиями ФСФР учебных программ и планов, подготовка руководителей и сотрудников организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определение квалификации указанных лиц и выдача им квалификационных аттестатов;

Уполномочивающую - выдача ходатайства для получения в лицензирующих органах лицензий на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Перечень методов, применяемых российскими СРО в своей деятельности, включает:

Стандартизацию - СРО разрабатывают стандарты деятельности для своих членов, которые являются обязательными для соблюдения профессиональными участниками организации;

Аттестацию специалистов финансового рынка - с конца 2006 г. СРО в качестве аккредитованных организаций имеют право осуществлять аттестацию, а также подготовку к прохождению экзамена;

Страхование инвесторов - реализация данного метода предусмотрена в рамках федерального законодательства и именуется компенсационным фондом, но в настоящее время данные фонды на рынке ценных бумаг не функционируют. Компенсационный фонд создается с целью возмещения убытков физическим лицам, не являющимся квалифицированными инвесторами, причиненных им в результате несостоятельности (банкротства) профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний ;

Контроль - реализация данного метода предполагает осуществление контроля за соблюдением профессиональными участниками действующего законодательства, проведение проверок, контроль и анализ деятельности профессионального участника при вступлении в СРО, а также аудиторского и рейтингового кон-

троля за финансовым состоянием членов СРО, осуществляемого в качестве функции анализа деятельности членов организации;

Информирование инвесторов - раскрытие информации на сайтах СРО в Интернете, выступления в средствах массовой информации, проведение конференций и круглых столов с участием населения;

Консультирование - разъяснение профессиональным участникам положений законодательства и помощь в решении спорных вопросов.

Процесс саморегулирования можно представить как последовательность этапов:

1. Установление внутренних правил и стандартов с учетом требований законодательства и обычаев, сложившихся на рынке ценных бумаг.

2. Принятие членов, согласных с правилами СРО и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к ним.

3. Контроль за участниками СРО и применение к ним установленных санкций в случае нарушения законодательства или правил и внутренних документов организации.

Законодательной основой функционирования СРО стал Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». В развитие и дополнение данного закона были приняты другие законы и нормативные акты, иерархия которых может быть представлены следующим образом:

1-й уровень: Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» дает определение и регламентирует порядок создания СРО, их права и требования, к ним предъявляемые;

2-й уровень: федеральные законы, освещающие отдельные аспекты функционирования СРО на рынке ценных бумаг: закон от 5 марта

1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (о предоставлении информации инвесторам и создании компенсационного фонда) и закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (о создании СРО управляющих компаний, их прав и требований, предъявляемых к ним);

3-й уровень: Подзаконные акты регулирующего органа, которым в настоящее время является Федеральная служба по финансовым рынкам. В развитие закона о рынке ценных бумаг принято Постановление ФКЦБ от 1 июля 1997 г. № 24 «Об утверждении Положения

о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг», регламентирующее основные права и обязанности СРО, их организационную структуру, права и обязанности членов организации. Иные

подзаконные акты Федеральной службы закрепляют за СРО право на получение статуса аккредитованной организации, осуществляющей аттестацию специалистов финансового рынка, права и обязанности СРО в ходе проведения совместных проверок профессиональных участников рынка ценных бумаг, за СРО закрепляется функция приема отчетности, они также принимают участие в лицензировании профессиональных участников рынка ценных бумаг путем подачи ходатайств, что ускоряет данную процедуру и др.;

4-й уровень: Внутренние регламенты и положения СРО, в которых раскрываются как вопросы их функционирования в статусе юридического лица, так и порядок взаимоотношений со своими членами.

Что касается постановки целей и задач СРО, то в законодательстве понятие «задачи саморегулирования» вообще отсутствует, но при этом выделяется большое количество целей. По нашему мнению, можно выделить основную цель СРО - обеспечение условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Исходя из этого, к задачам СРО можно отнести:

1. Развитие и совершенствование системы функционального регулирования рынка ценных бумаг.

2. Установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

3. Осуществление контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.

4. Защита интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами СРО.

5. Повышение стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты профессиональной этики на нем .

Саморегулирование содержит в себе определенные противоречия, связанные с тем, что, с одной стороны, это все-таки регулирование, подразумевающее контроль и определенное управление «сверху», но, с другой стороны, субъектами этого управления, являются сами профессиональные участники рынка, а точнее СРО. Данное противоречие является предпосылкой возникновения дискуссий по вопросам, касающимся правового статуса и основ функционирования СРО на рынке ценных бумаг в России. За почти пятнадцатилетнюю историю существования данного института на

Одним из основных вопросов, касающихся функционирования СРО на рынке ценных бумаг является обязательность членства в них. Наша страна имеет опыт как обязательного членства в СРО на фондовом рынке (с 1998 по

2000 г.), так и добровольного.

Противники обязательного членства в СРО апеллируют к тому, что добровольность - это ключевой смысл саморегулирования (что представляется достаточно спорным, поскольку ключевым в саморегулировании является упорядочение деятельности профессиональных участников на основе особых стандартов и правил, дополняющих и развивающих законодательные нормы). Сторонники добровольного членства опасаются, что СРО станут дополнительным барьером для осуществления профессиональной деятельности на рынке: «членство в само-регулируемых организациях... не должно быть обязательным, в противном случае участие в саморегулируемых организациях превращается в допуск к профессиональной деятельности» .

Также спорным является в большой степени правовой вопрос о том, может ли существовать юридическое лицо, участие в котором является обязательным.

По нашему мнению, в настоящее время необходим переход к обязательному членству СРО. Аргументами в поддержку этого мнения являются:

1. Только при условии обязательного членства в СРО может быть реализован такой механизм, как компенсационные фонды.

2. Обязательное членство в СРО позволит снизить в целом издержки по содержанию объединений, поскольку в настоящее время для профессиональных участников рынка достаточно весомым аргументом против членства в СРО является величина взносов, которая превышает 100 000 рублей в год.

3. Обязательное членство позволит в дальнейшем передать от регулятора к СРО больше полномочий по контролю, в том числе и по лицензированию. По мнению И. Морякова, «принцип обязательного членства профучастников в СРО неизбежно приведет к передаче функций по лицензированию от регулятора в СРО, оставляя за регулятором исключительные функции надзора» .

4. Обязательное членство в СРО не только снизит издержки профессиональных участников, вступающих в СРО, основанных на дан-

ном принципе, но и при передаче части полномочий регулятора позволит сократить бюрократический аппарат и расходы государства на регулирование фондового рынка.

5. Обязательность членства приведет к тому, что все профессиональные участники будут приведены к общим стандартам качества, кстати сказать, более высоким, нежели государственные, что повысит уровень оказываемых ими услуг в целом.

6. Важно отметить, что обязательное членство в СРО является одним из условий внедрения мегарегулятора на российском финансовом рынке, поскольку данный механизм подразумевает передачу части полномочий по регулированию рынка. При этом без обязательного членства получится ситуация, в которой часть профессиональных участников - членов СРО будет регулироваться, а другая часть профессиональных участников, не являющихся членами СРО, фактически выпадет из системы регулирования.

7. Можно также отметить тот факт, что в других видах деятельности, таких как оценочный бизнес, арбитражное управление и аудиторская деятельность, обязательность членства в СРО уже является состоявшимся фактом и представляет собой действующую систему.

8. Опыт развитых стран показал, что данный принцип функционирования СРО на рынке ценных бумаг является эффективным и жизнеспособным.

9. Если допуск на фондовый рынок будут осуществлять СРО, то это станет более надежным механизмом, нежели государственное лицензирование. Во-первых, потому что СРО невыгодно устанавливать слишком высокие барьеры для выхода на рынок, так как это будет ограничивать число их членов. Во-вторых, СРО не могут и снизить требования к профессиональным участникам, поскольку низкий уровень качества оказываемых услуг или недобросовестность членов СРО может сказаться на репутации самой организации, что приведет к снижению доверия со стороны государственного регулятора и, как следствие, отзыву разрешения на осуществление деятельности СРО.

Еще одним обсуждаемым вопросом является множественность СРО. В настоящее время на российском фондовом рынке функционируют шесть СРО профессиональных участников, при этом одна из организаций действует лишь номинально (ПУФРУР), а остальные являются монополистами в своей сфере (ПАРТАД, НЛУ, НАПФ) или ограниченно конкурируют (НФА и НАУФОР). Множественность СРО действи-

тельно является важным условием функционирования их на отечественном рынке ценных бумаг и должна обязательно соблюдаться при введении обязательного членства в СРО, чтобы у участников рынка был выбор, в какую организацию вступить, чтобы она наиболее полно соответствовала осуществляемым видам деятельности и могла представлять интересы организации.

В пользу множественности СРО выступает, в частности, такой ведущий специалист в области рынка ценных бумаг, как профессор Я. Миркин. По его мнению, «те, кто защищают единственность саморегулируемых организаций не указывают на опасность монопольного положения на рынке, которое занимает такая саморегулируемая организация; на превращение смысла понятия «саморегулируемая организация» в формальность или свою противоположность; на исчезновение самой сути саморегулирования, добровольности и инициативности; на риски для рынка, возникающие в том случае, если единственная саморегулируемая организация будет преследовать политику, наносящую вред рынку (неправильные концепции его развития, предпочтение одних участников рынка другим, установление монопольно высоких цен на услуги СРО и др.)» .

Одной из ключевых проблем является соотнесение саморегулирования и государственного регулирования на фондовом рынке. Несмотря на то, что профессиональное сообщество практически однозначно пришло к мнению, что роль СРО должна повышаться, а их полномочия расширяться, на практике особых изменений в положении данных институтов не происходит. К примеру, последняя редакция Положения о СРО относится к 2002 г., внесенные изменения лишь отменили лицензирование данных организаций и не изменили их функций. По мнению ряда экономистов, в настоящее время можно говорить о том, что к институтам саморегулирования относятся «как к клубам по интересам, а не как к субъектам регулирования» . Другие авторы полагают, что «нынешние СРО превратились в собственные «призраки» и реально играют роль «ассоциаций элит», держащихся на плаву лишь благодаря защите интересов своих членов .

Таким образом, подчеркивается отстраненность СРО от реального регулирования на рынке ценных бумаг и неполноценность данной подсистемы в силу ограничения со стороны регулирующих органов. Можно также говорить о том, что спорным моментом является полнота функций, передаваемых государствен-

ным регулятором СРО, этот вопрос не рассматривается отдельно, но при этом требует особого внимания, в силу того что контроль в настоящее время является основной функцией СРО.

На наш взгляд, для более успешного функционирования института, исходя из опыта СРО за рубежом, а также существующих СРО в нашей стране, законодательно необходимо закрепить следующие положения:

Обязательное членство в СРО, причем должен быть обязательно период, в течение которого профессиональные участники смогут выбрать СРО, членами которых они хотят быть, а также при условии, что будет соблюден принцип множественности объединений;

Необходима передача части полномочий по контролю от регулятора к СРО, что должно закрепляться в федеральном законодательстве. В силу того что значимость СРО будет возрастать, по-нашему мнению, целесообразно повысить требования к ним, в частности, прописать возможность лицензирования объединений и условия отзыва лицензий, обозначить полномочия регулятора по контролю за СРО и лишь в исключительных случаях за их членами, а также определить основные положения, касающиеся создания и функционирования компенсационного фонда.

Подводя итог, можно сказать, что становление института саморегулирования в мире насчитывает более сотни лет, при этом в разных государствах отличалось временем, темпами этого процесса. В одних странах саморегулирование превалировало над государственным, в других государство почти монопольно осуществляло регулирование рынка ценных бумаг. В нашей стране за достаточно небольшой промежуток времени были созданы правовая база саморегулирования, определены основные права и обязанности СРО, их функции. В настоящее время вопросы, касающиеся функционирования СРО вызывают определенные дискуссии в научных кругах и имеют неоднозначную трактовку.

Полагаем, в России нужно создавать модель регулирования, при которой членство в СРО станет обязательным (при условии множественности данных организаций), функция допуска профессиональных участников и контроля за ними будет передана на уровень СРО, в то время как государственный регулятор будет решать вопросы нормативного обеспече-

ния функционирования всех участников рынка ценных бумаг и осуществлять надзор за СРО лишь в исключительных случаях. Такая модель позволит более качественно осуществлять регулирование рынка ценных бумаг, что, в свою очередь, скажется на уровне функционирования самого рынка.

1. Белов В.А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг: учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 2005. - 350 с.

2. Андрианов В. Механизмы саморегуляции рыночной экономики на микроэкономическом уровне // Общество и экономика. - 2008.

- № 2. - С. 10-35.

3. Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг. -СПб.: Питер, 2005. - 320 с.

4. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2009 г.) // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

5. Саморегулируемые организации. - ИКЬ: Ьйр://^^"Л".!:с8т.т/са1а^.а8р?оЬ_по=35884.

6. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и иные законодательные акты Российской Федерации». - ИКЬ: Ьйр://^^^ &8т.гиМоситеп1а8р?оЬ_по=211363

7. Об утверждении Положения о саморе-гулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг: Приказ Федеральной комиссии по ценным бумагам от

1 июля 1997 г. № 24 (в редакции от 14 августа 2002 г.) // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

8. Павлодский Е. Саморегулируемые организации: мода или тенденции // Право и экономика. - 2003. - № 3. - С. 46-49.

9. Моряков И. Пора саморегулирования // Рынок ценных бумаг. - 2005. - № 21(300). -С.74-75.

10. Миркин Я. Множественность СРО // Рынок ценных бумаг. - 2000. - № 13(172). -С. 8-10.

11. Плескачевский В. Новая модель регулирования // Рынок ценных бумаг. - 2005. -№ 21(300). - С. 77-79.

12. Лансков П.М. Призрак саморегулирования // Рынок ценных бумаг. - 2002. - № 22 (229). - С. 32-34.

Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг в РФ


ВВЕДЕНИЕ


Экономическая ситуация в России во многом определяется формулой «экономика переходного периода», оправдывающей недочеты и ошибки. Наблюдения позволяют утверждать, что страна все более склонна принять модель смешанной рыночной экономики с достаточно развитым государственным сектором и возможностями государственного вмешательства в экономические отношения в определенных законом случаях.

Экономика - самостоятельный феномен со значительной долей саморегулирования, и субъекты экономической деятельности используют различные возможности подобной регуляции. Часто они объединяются в производственных и управленческих целях, образуя финансово-промышленные группы и холдинги. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) как некоммерческие организации с правами юридического лица могут координировать деятельность своих участников, выполняя тем самым и регулирующие функции.

В рамках проводимой в стране административной реформы предполагается к регулированию в области экономики "допустить" и частный сектор. В результате некоторые функции планируется передать так называемым саморегулируемым организациям. Суть в том, что дополнительно к государственному регулированию в той или иной сфере деятельности (не всегда экономической) допускается саморегулирование, осуществляемое саморегулируемыми организациями профессиональных участников этой сферы.

Саморегулируемые организации, как свидетельствует их название, образуются самостоятельно профессионалами в той или иной сфере для решения вопросов их сообщества. Их профессиональные нормы и правила, безусловно, важны и для государственного регулирования, которое подчас на них и основано. Более того, либеральная экономическая политика и реформы государственного аппарата исходят из того, что саморегулируемые организации могут наряду с государственными органами участвовать и в регулировании экономики.

Саморегулируемые организации в России возникли не в одночасье, но государственная политика в их отношении формировалась фрагментарно. Государство допускало их к регулированию экономики постепенно.

Итак, что же такое саморегулируемая организация профессиональный участников рынка ценных бумаг.

Саморегулируемая организация профессиональный участников рынка ценных бумаг (далее - саморегулируемая организация) именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (ред. от 27.08.2004 г. № 89-ФЗ) и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Все доходы саморегулируемой организации используются ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями осуществления профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Саморегулируемая организация имеет следующие права:

· получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (региональным отделением федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг);

· разрабатывать в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;

· контролировать соблюдение своими членами принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;

· в соответствии с квалификационными требованиями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.

Рассмотрим следующие саморегулируемые организации, которые действуют на рынке ценных бумаг в РФ.


1. Национальная ассоциация участников фондового рынка


История создания НАУФОР началась после нескольких лет стихийного развития российского рынка ценных бумаг. Его участники пришли к выводу, что дальнейшая работа без принятия единых правил поведения на фондовом рынке невозможна. Но это могло стать реальностью только после объединения брокеров в профессиональную ассоциацию, которая установила бы правила и следила за их выполнением.

Наконец 15 мая 1994 года в Москве представителями 15-ти ведущих компаний была официально учреждена Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПАУФОР), которая стала прообразом будущей саморегулируемой организации - НАУФОР. Первоначальными задачами ПАУФОР были разработка стандартов торговли ценными бумагами и комплекса мер дисциплинарного воздействия на их нарушителей, а также создание для участников ассоциации внебиржевой компьютерной торговой системы. Уже в сентябре 1994 года был принят первый вариант правил ПАУФОР, что позволило сразу перейти к активному созданию системы торговли.

Единственной возможностью создать торговую систему оказалась организация внебиржевой торговли между членами ассоциации, которые добровольно обязались придерживаться взаимных договоренностей, правил информационной открытости и единого документооборота.

Для обслуживания внебиржевого рынка акций из двух систем – Программбанка и американской ПОРТАЛ решили выбрать вторую, поскольку она уже успела хорошо зарекомендовать себя на американском рынке. В конце 1994 года систему установили в брокерских фирмах - членах ПАУФОР и были проведены пробные торги.

Летом 1995 года на смену ПОРТАЛ пришла Российская торговая система (РТС). Система позволяет ее участникам в режиме реального времени выставлять котировки, получать оперативную информацию о состоянии рынка и заключать сделки.

Первоначально РТС связывала в единую сеть четыре крупных внебиржевых рынка страны: Московский, Санкт-Петербургский, Новосибирский и Екатеринбургский. Затем терминалы системы появились в других регионах.

Совместная работа на фондовом рынке по схожим правилам со временем сблизила позиции ПАУФОР и независимых региональных организаций брокеров. Осенью 1995 года стало окончательно ясно, что объединение всех брокерских ассоциаций в единую общероссийскую организацию не только не ущемит их права, а наоборот, позволит лучше координировать усилия и более согласованно отстаивать свои интересы.

В результате многочисленных переговоров, консультаций и поисков взаимных компромиссов за основу способа построения будущей ассоциации и российского рынка ценных бумаг в целом была принята американская модель фондового рынка, которая подразумевала управление им при помощи саморегулируемых организаций.

И вот в ноябре 1995 года компаниями – профессиональными участниками рынка ценных бумаг из различных регионов России была учреждена саморегулируемая организация, которая получила название Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). Основными целями нового общественного объединения стали:

Обеспечение благоприятных условий для профессиональной деятельности участников фондового рынка;

Выработка стандартов профессиональной этики и контроль за их соблюдением;

Защита интересов инвесторов;

Установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами;

Разработка программ обучения и повышения профессионального уровня сотрудников организаций - членов ассоциации и других участников рынка ценных бумаг.

С течением времени, совершенствовались методы работы Ассоциации, росло число ее членов как в Москве, так и в регионах, расширялась сеть региональных филиалов.

В настоящее время НАУФОР объединяет порядка 600 компаний, расположенных по всей России. Филиалы и представительства Ассоциации успешно действуют в 15 крупных городах России. Национальной ассоциацией участников фондового рынка проделан значительный объем работы по достижению целей, для которых она создавалась. Разработаны и действуют документы, регулирующие профессиональную деятельность членов ассоциации и направленные на защиту интересов клиентов и инвесторов. Организовано профессиональное обучение и аттестация сотрудников организаций - членов НАУФОР.

Задачами НАУФОР являются:

· Способствовать стандартизации принципов и практики деятельности участников рынка ценных бумаг, внедрению норм профессиональной этики и обеспечению соблюдения членами НАУФОР законодательства Российской Федерации в области рынка ценных бумаг;

· выработать и внедрить правила, направленные на предупреждение недобросовестных действий со стороны участников фондового рынка и обеспечение справедливых и равных принципов торговли в интересах инвесторов;

· представлять интересы инвесторов и иных участников рынка ценных бумаг во взаимоотношениях с органами государственной власти и управления;

· способствовать повышению самодисциплины членов НАУФОР, исследовать факты нарушения установленных правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами и выступать арбитром в разрешении споров между членами НАУФОР, между членами НАУФОР и третьими лицами;

· оказывать информационную, методическую, техническую и правовую поддержку деятельности членов НАУФОР.

В НАУФОР образуются и действуют следующие органы управления:

Совет НАУФОР – общее собрание членов НАУФОР, являющееся высшим органом управления НАУФОР;

Совет директоров НАУФОР – коллегиальный орган управления, осуществляющий общее руководство деятельностью НАУФОР;

Правление НАУФОР – коллегиальный исполнительный орган НАУФОР;

Председатель Правления НАУФОР – единоличный исполнительный орган НАУФОР.


2. Национальная фондовая ассоциация


Саморегулируемая организация «Национальная фондовая ассоциация» (НФА) учреждена крупнейшими операторами российского рынка ценных бумаг при участии Министерства финансов РФ и Банка России в январе 1996 года (первоначально как Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг - НАУРаГ).

В состав ассоциации (на 13.09.2004 г.) входит более 220 кредитных организаций и инвестиционных компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг из 23 регионов России и всех 7 федеральных округов, операции которых составляют более 60% объема российского рынка ценных бумаг.

Управляющими органами ассоциации являются Общее собрание ее членов и Совет Ассоциации. В состав Совета НФА входят представители организаций-членов НФА, а также Банка России и ФСФР России. Стратегию Ассоциации определяет Наблюдательный Совет, который сформирован из уважаемых на российском фондовом рынке деятелей, задающих стратегию развития фондового рынка. Рабочие органы Ассоциации - комитеты (комиссии), а также рабочие группы по важнейшим направлениям деятельности организаций – профессиональных участников на рынке ценных бумаг.(Приложение 2).

В 2000г. НФА получила лицензию ФКЦБ России как саморегулируемая организация (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг по брокерской, дилерской деятельности, доверительному управлению и депозитарной деятельности. Таким образом, в настоящее время НФА имеет максимальный на российском фондовом рынке набор лицензий как СРО, охватывающих всю деятельность банков и инвестиционных компаний на рынке ценных бумаг.

НФА эффективно выполняет функции СРО как в части лицензирования профессиональных участников (помощь в подготовке документов, экспертиза, рассмотрение и выдача ходатайств, сопровождение), так и участия в системе контроля ФСФР России за деятельностью профучастников (сбор, анализ и представление в ФСФР России отчетности профучастников, осуществление контроля за их деятельностью и др.).

В апреле 2002 года подписано Генеральное Соглашение НФА с Банком России о сотрудничестве и взаимодействии, в том числе при осуществлении контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках.

В НФА разработаны и действуют с 1997 года первые на российском рынке ценных бумаг стандарты профессиональной деятельности, включающие в себя «Кодекс добросовестного ведения бизнеса на фондовом рынке» с приложениями – «Требования к профессиональному участнику РЦБ» и «Правила клиентского обслуживания на РЦБ», Положение «О запрете манипулирования ценами», «Положение о депозитарной деятельности» и др. Разработан и утвержден Советом НФА в 2001г. первый профессиональный Стандарт по управлению рисками на рынке ценных бумаг, а в настоящее время действует редакция №3 этого Стандарта.

Для осуществления контроля за деятельностью членов ассоциации на рынке ценных бумаг и выполнением требований, определяемых нормативными актами и стандартами деятельности на рынке ценных бумаг, в Ассоциации разработан и действует Кодекс дисциплинарных мер и ответственности. С целью разрешения споров, возникающих в процессе работы членов Ассоциации, создан Третейский суд НФА, состав которого сформирован на паритетной основе из российских и зарубежных специалистов и уникален для российской арбитражной практики.

Приоритетом НФА является развитие рынка ценных бумаг как отрасли хозяйства и сферы бизнеса и обеспечение благоприятных условий деятельности на нем для организаций – членов ассоциации. В первую очередь - через расширение и развитие инструментария российского фондового рынка, а также объединение государственных регулирующих органов и фондового сообщества с целью восстановления и развития рынка.

Ассоциация взаимодействует с законодателями и органами регулирования по подготовке законодательно-нормативной базы по новым финансовым инструментам и операциям, принимает участие в разработке и продвижении на рынок новых финансовых инструментов, проводит рабочие совещания по профдеятельности с участием представителей Министерства финансов РФ, Банка России, ФСФР России, других государственных ведомств и заинтересованных организаций (облигации Банка России, обмен ОФЗ, операции РЕПО, еврооблигации, индексные фонды, доверительное управление, ОФБУ и прочие формы коллективных инвестиций).

НФА активно участвует в работе Экспертного Совета по фондовому рынку при Государственной Думе РФ, Совета саморегулируемых организаций при ФСФР России, рабочих групп Банка России и ФСФР России, а также ведет самостоятельную работу по совершенствованию вопросов законодательства, касающихся финансового рынка.

В деятельности НФА важное место занимает создание условий для взаимодействия банков с реальным сектором. В целях развития российского фондового рынка с опорой его на реальное производство, снижения спекулятивной составляющей рынка, активизации новых отечественных эмитентов (в том числе «компаний роста»), а также в связи с тем, что для региональных участников рынка ценных бумаг чрезвычайно важна деловая активность их основных клиентов – региональных предприятий – НФА в течение 1999 - 2004г.г. ведет активную работу по привлечению отечественных предприятий на рынок ценных бумаг, защите их прав на рынке ценных бумаг и оказанию им помощи со стороны профессиональных участников рынка в подготовке и выведении ценных бумаг этих предприятий на фондовый рынок.

Для этой работы в НФА с 2002г. действует Клуб андеррайтеров, в рамках которого в 2004г. разработан Стандарт деятельности по андеррайтингу и предоставления других услуг, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг и подготовлено первое в России Руководство по организации эмиссии и обращения корпоративных облигаций.

В 2003г. разработана совместная программа Советом Федерации РФ и СРО НФА по развитию российского финансового рынка (региональный аспект). Эта программа направлена членам Совета Федерации РФ, а также региональным администрациям с целью развития экономики регионов России, и использования многими регионами для разработки своих инвестиционных программ.

Текущими задачами НФА являются развитие системы отчетности участников рынка ценных бумаг, подготовка соответствующей системы программного обеспечения сбора отчетности, стандартов по управлению рисками профессиональной деятельности кредитных организаций и др.

Партнерами НФА в ее работе являются крупнейшие общественные объединения российского бизнеса - Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ, Ассоциация российских банков, Ассоциация региональных банков «Россия», Национальная валютная ассоциация, Ассоциация региональных валютных бирж, Ассоциация участников вексельного рынка, а также международные профессиональные объединения - Международная ассоциация дилеров рынка ценных бумаг (ISMA), Казахстанская фондовая биржа, Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Ассоциация финансистов Казахстана, Ассоциация банков Республики Казахстан, ИК "Инконбел" (Республика Беларусь) и др.

Важнейшие этапы деятельности НФА:

· обеспечение полноценного (без ограничений) ведения кредитными организациями и инвестиционными компаниями всех видов профессиональной деятельности на российском фондовом рынке – брокерско-дилерской, по доверительному управлению, депозитарной (включая специализированные депозитарии), клиринговой, финансового консультанта.

· развитие рынка государственных ценных бумаг (как федеральных, так и региональных), в том числе участие в реструктуризации государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ, ОВГВЗ) после кризиса 1998 года;

· разработка по запросу Центра стратегических разработок под руководством Г. Грефа «Программы восстановления и развития рынка ценных бумаг»;

· утверждение нового налогового режима Государственной Думой, Советом Федерации, Президентом РФ (в части поправок по рынку ценных бумаг и срочному рынку в 25 Главу II части Налогового Кодекса, курируемых НФА), являющегося качественно новым для налогового законодательства России;

· развитие рынка Облигаций Банка России и операций РЕПО с государственными ценными бумагами;

· формирование стимулирующего операции РЕПО налогового режима;

· развитие рынка корпоративных облигаций и еврооблигаций и др.

3. Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев


Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД), созданная в 1994 году, является c 1997 года саморегулируемой организацией регистраторов, депозитариев, а с 2000 года, - и клиринговых организаций, а также объединяет специализированных депозитариев. Высшим органом Ассоциации является Общее собрание ее членов. Общее руководство деятельностью ПАРТАД осуществляет Совет директоров. Его возглавляет Председатель Комитета по собственности Государственной Думы Российской Федерации В.С. Плескачевский. Правление ПАРТАД является коллегиальным исполнительным органом и осуществляет руководство текущей деятельностью организации.

На сегодняшний день членами Ассоциации являются ведущие регистраторы, депозитарии и специализированные депозитарии. Основу деятельности ПАРТАД составляет работа профильных Комитетов Ассоциации, членами которых являются представители ведущих компаний на рынке ценных бумаг. В ПАРТАД созданы и активно работают Комитет депозитариев, Комитет регистраторов, Комитет по стандартизации и сертификации. При Комитетах создаются Рабочие группы, целью деятельности которых является разработка документов, необходимых на данном этапе развития рынка ценных бумаг.

В ПАРТАД создан Комитет Специализированных депозитариев, единственный орган на финансовом рынке, занимающийся проблемами специализированных депозитариев, выполняющих функции контроля за размещением средств ПИФ, пенсионных резервов и накоплений.

Основными преимуществами членства в ПАРТАД является следующее.

Организации, являющиеся членами ПАРТАД имеют реальную возможность оказывать влияние на развитие и совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг. Мнение членов ПАРТАД, обобщаемое Комитетами и Советом директоров ПАРТАД, доводятся до сведения регулирующих органов. ПАРТАД взаимодействует с законодательными органами по подготовке и совершенствованию законодательной и нормативной базы, в первую очередь законов "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах".

ПАРТАД устанавливает правила и стандарты деятельности по учету прав собственности на ценные бумаги, соблюдение которых обеспечивает качество работы членов Ассоциации на рынке ценных бумаг. Стандарты профессиональной деятельности регистраторов, депозитариев и клиринговых организаций регулярно обновляются.

В качестве реальной помощи профессиональным участникам рынка ценных бумаг и в целях стандартизации их деятельности, экспертами ПАРТАД разрабатываются методические рекомендации, направленные на повышение надежности и эффективности функционирования учетного сектора фондового рынка, а также поднятия технологического уровня проведения операций профессиональными участниками и на защиту прав и законных интересов инвесторов. Члены ПАРТАД могут воспользоваться Методическими рекомендациями по ведению реестра, по составлению Правил осуществления депозитарной деятельности, Инструкции о внутреннем контроле, по процедуре документооборота между Специализированным депозитарием и НПФ и др.

ПАРТАД осуществляет поддержку внедряемых технологических процессов согласно принятым ПАРТАД целевым программам управления рисками, раскрытия информации, сертификации программного обеспечения, гарантии подписи и аттестации специалистов.

Среди саморегулируемых организаций, объединяющих профессиональных участников рынка ценных бумаг, ПАРТАД обладает наибольшим авторитетом и практическим опытом в области управления рисками деятельности учётных институтов. В рамках осуществляемой с 1998 года Программы разработки и внедрения системы мер снижения рисков, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ПАРТАД формулирует рекомендации по управлению рисками, а также требования к договорам страхования и страховым организациям, осуществляющим страхование регистраторов и депозитариев.

В соответствии с утвержденными Советом директоров ПАРТАД Требованиями к программному обеспечению, проводится сертификация обеспечения, используемого в своей деятельности регистраторами, депозитариями и специализированными депозитариями, путем тестирования предоставляемых разработчиками программных продуктов.

В 2004 году в ПАРТАД были разработаны и утверждены "Форматы электронного взаимодействия регистраторов и депозитариев", подготовленные рабочей группой, в деятельности которой принимали участие представители крупнейших регистраторов и депозитариев. Советом директоров ПАРТАД рекомендовано использование Форматов регистраторами и депозитариям при электронном взаимодействии и планируется придание им статуса обязательных к использованию не позднее 01 июня 2005 года. Единые стандарты передачи информации позволят снизить издержки профессиональных участников рынка ценных бумаг и повысить его ликвидность.

ПАРТАД защищает интересы своих членов, в случае неправомерных действий по отношению к ним государственных органов, а также интересы владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами ПАРТАД.

ПАРТАД предоставляет консультационные услуги членам ПАРТАД, проводит бесплатные конференции и круглые столы для членов ПАРТАД, а также организует встречи профессиональных участников с представителями законодательных и регулирующих органов.

В соответствии с потребностями членов ПАРТАД, других участников фондового рынка, в ПАРТАД созданы единственные в своем роде информационные базы данных: "Депозитарии России", "Регистраторы России" и "РЭТАН" - база данных по регистраторам, эмитентам, трансфер-агентам и номинальным держателям. Размещение сведений в Базах данных ПАРТАД позволяет членам ПАРТАД представить информацию о себе в наглядной и эффективной форме, обеспечивающей оперативный и круглосуточный доступ к ней всех заинтересованных пользователей. Поддержка и своевременное обновление информации в базах данных для членов ПАРТАД осуществляется бесплатно.

На основе сведений аккумулируемых в базах данных ПАРТАД, научно-исследовательское и обучающее подразделение ассоциации, - Инфраструктурный институт ПАРТАД (ИНФИ),- осуществляет ведение рейтингов регистраторов, депозитариев и специализируемых депозитариев, публикуемые ведущими печатными изданиями и информационными агентствами.

ИНФИ подготавливает и выпускает учебно-методические пособия, информационные проспекты, различные виды научно-технической документации, организовывает публикацию научных трудов и проводит обучение по различным аспектам деятельности учетных институтов.

ПАРТАД также является уполномоченной организацией для проведения квалификационных экзаменов ФСФР России для специалистов регистраторов и депозитариев.


4. Ассоциация участников вексельного рынка


Ассоциации участников вексельного рынка - АУВЕР была основана 141-й организацией при поддержке Центрального Банка РФ 15 октября 1996 года. Структура АУВЕР представлена в приложении 4. В состав АУВЕР входили в основном банки. Целью создания ассоциации является обеспечение условий деятельности участников вексельного обращения, соблюдение профессиональной этики на вексельном рынке, становление правил и стандартов проведения операций с векселями, обеспечивающих эффективную деятельность на вексельном рынке, и контроль за их соблюдением, защита прав членов Ассоциации, а также координация их деятельности. Ассоциация не является участником вексельного рынка. Она ищет и отзывается на предложения из разных регионов от организаторов торговли векселями, от клиринговых, расчетных центров с тем, чтобы договориться с ними о взаимодействии в организации вексельного обращения.

В настоящее время АУВЕР объединяет 124 организации. Из них: 98 - банки, 4 - биржи, 6 -финансово-инвестиционные компании, 16 - предприятий Российской Федерации.

Предметом деятельности Ассоциации является:

Разработка и утверждение правил и стандартов осуществления деятельности и проведения операций с векселями, обязательных для членов Ассоциации;

Контроль за соблюдением правил и стандартов, установленных Ассоциацией для осуществления деятельности и проведения операций с векселями;

Сбор, обработка, анализ и распространение информации о рынке векселей и об его участниках (векселедателях, авалистах, акцептантах и индоссантах);

Осуществление научно-исследовательских, методических и программных разработок по вопросам вексельного обращения в интересах членов Ассоциации;

Осуществление зарубежных связей в интересах членов Ассоциации;

Представительство интересов членов Ассоциации в органах государственного управления;

Создание постоянно действующего Третейского суда при Ассоциации;

Профессиональная подготовка и повышение квалификации сотрудников членов ассоциации;

Организация торговли векселями среди членов Ассоциации;

Экспертиза проектов, связанных с выдачей, передачей и погашением векселей;

Консультирование по вопросам правового регулирования вексельных правоотношений и другие.

Создание АУВЕР явилось катализатором для процесса самоорганизации участников вексельного рынка и обобщения правил делового оборота в самом начале в виде стандартов, обязательных для членов ассоциации и рекомендательных для принятия всем российским вексельным рынком. АУВЕР можно назвать элементом инфраструктуры, осуществляющим определенный мониторинг развития вексельного рынка, определяющим назревшие проблемы, высвечивающим, фиксирующим и инициирующим их решение в рамках тех или иных организаций или инстанций.



Вексель номинальной стоимостью 3 млн.руб. со сроком погашения 6.07.2002г учтен 6.04.2002г по ставке 6% годовых. Найти стоимость векселя по которой он был принят к учету.



Доходность купли-продажи векселей. Вексель может быть продан через какое-то время после покупки до наступления срока погашения. Эффективность данной операции может быть также измерена процентной ставкой наращения.


Цена покупки векселя В = Н*(1- r*t/100*360)


1. Найдем количество дней до погашения в момент покупки векселя
Куплен вексель 6.04.2002г

Погашен 6.07.2002г.

2. Найдем стоимость векселя по которой он был принят к учету


Р = 3 000 000 * (1-91*6%/100*360) = 3 000 000 * (1-0,015) = 3 000 000 * 0,985 = 2 955 000 руб. - стоимость векселя по которой он был принят к учету


Список используемой литературы


1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ (ред. от 28.07.2004 г.) // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1918.

2. Силкина Н.В., Силкин С.В., Ботвина Е.Н. Современный российский рынок ценных бумаг: Курс лекций. - Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1999.

3. Талапина Э.В. «О правовом статусе саморегулируемых организаций»// Право и экономика, № 11, 2003 г.

4. Повлодский Е.А. «Саморегулируемые организации: мода и тенденции»// Право и экономика, № 3, 2003 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

1. Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг создают …
эмитенты
инвесторы
профессиональные участники рынка ценных бумаг

2. Выберите правильные положения, характеризующие дилерскую деятельность.
Дилер осуществляет сделки с ценными бумагами за свой счёт и в собственных интересах
Дилер публично объявляет цены покупки и продажи ценных бумаг и обязан заключать договора по объявленным ценам
Дилер не может осуществлять брокерскую деятельность.
При объявлении цен дилер может вводить ограничения по количеству ценных бумаг и продолжительности действия указанных цен
При сочетании брокерской и дилерской деятельности посредник соблюдает в первую очередь собственные интересы
При сочетании брокерской и дилерской деятельности посредник соблюдает в первую очередь интересы клиента
Дилер имеет право отказаться от объявленных им условий сделок

3. Положения, характеризующие брокерскую деятельность.
Брокер осуществляет сделки с ценными бумагами по распоряжению клиента за его счёт
Вознаграждение брокера зависит от доходности операции клиента
Брокеру законодательно не запрещено использовать денежные средства клиента в своих интересах
Брокер вправе предоставлять клиенту в заем денежные средства и/или ценные бумаги
Для экономии на комиссионных инвестор может отказаться от посредничества брокера на фондовой бирже
Брокер не несёт ответственности за убытки клиента, связанные с неблагоприятным изменением рыночных цен

4. Эмитенты на рынке ценных бумаг …
привлекают денежные средства с помощью выпуска ценных бумаг
получаю деньги за счет продажи ценных бумаг
вкладывают в ценные бумаги временно свободные денежные средства

5. Положения, характеризующие деятельность по управлению ценными бумагами.
В состав управляемого имущества входят денежные средства и ценные бумаги, полученные в доверительное управление, а также в результате управления
Имущество, переданное в доверительное управление, находится в собственности управляющего до окончания срока действия договора управления
Имущество, переданное в доверительное управление, находится в собственности клиента

6. Положения, характеризующие деятельность СРО
Организации создаются в соответствии с ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг», должны включать не менее 10 участников и защищают интересы клиентов профучастников
Организации создаются в соответствии с ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг», должны включать не менее 10 участников и защищают интересы только профессиональных участников РЦБ
Организации обеспечивают условия профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг
Организации устанавливают правила и стандарты проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающие эффективную деятельность на рынке ценных бумаг, оформленные в виде федеральных законов
Организации вправе применить к нарушителю санкции, установленные правилами и стандартами деятельности этой организации

7. Саморегулируемые организации действую как …
коммерческие организации
некоммерческие организации
добровольные объединения
общества с ограниченной ответственностью

8. Контроль и регулирование на фондовом рынке России осуществляются со стороны …
государства
саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка
общества инвесторов – физических лиц
международных финансовых организаций

Определенное место в регулировании деятельности профессиональных участников РЦБ призваны сыграть саморегулируемые организации профессиональных участников РЦБ (СРО), которые могут образовываться с одобрения ФСФР. Они являются добровольными объединениями профессиональных участников РЦБ. Для своих членов СРО устанавливают правила деятельности на РЦБ и контролируют их соблюдение. Цель их создания: обеспечить условия деятельности профессиональных участников, соблюдение ими этики на РЦБ, зашита интересов инвесторов.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг - это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг в форме некоммерческой организации, создаваемое с целью участия в процессе регулирования рынка ценных бумаг наряду с государственными органами регулирования.

В таблице 15.1 презентации представлена классификация саморегулируемых организаций на срочном рынке России .


На российском рынке ценных бумаг имеются следующие основные саморегулируемые организации:

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);

Профессиональная организация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

В состав участников указанных организаций, кроме профессиональных участников фондового рынка, обычно еще входят коммерческие банки, инвестиционные компании, организации, специализирующиеся на разработке компьютерного обеспечения, и т.п.

Также на рынке имеются и другие добровольные объединения профессиональных участников различного рода. К такого рода организациям, прямо связанным с рынком ценных бумаг, относится, например, Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР).

Саморегулируемая организация «Национальная фондовая ассоциация» (НФА) учреждена крупнейшими операторами российского рынка ценных бумаг при участии Министерства финансов РФ и Банка России в январе 1996 года (первоначально как Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг – НАУРаГ).

В состав ассоциации (на 01.01.2007 г.) входит более 240 кредитных организаций и инвестиционных компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг из 25 регионов России и всех 7 федеральных округов, операции которых составляют более 60% объема российского рынка ценных бумаг.

Национальная лига управляющих (НЛУ) - саморегулируемая организация, объединяющая компании, управляющие активами паевых инвестиционных фондов (ПИФ), акционерных инвестиционных фондов (АИФ), а также пенсионными резервами, пенсионными накоплениями и другими активами.

Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР).



Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) учреждена в целях обеспечения благоприятных условий деятельности членов Партнерства, защиты интересов членов Партнерства, вкладчиков, участников и застрахованных лиц, установления правил и стандартов деятельности, обеспечивающих эффективность работы членов Партнерства.

Ассоциация учреждена 22 марта 2000 года следующими негосударственными пенсионными фондами: НПФ «Газфонд», НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», НПФ «Уголь», НПФ электроэнергетики, НПФ Сбербанка, НПФ «Сургутнефтегаз», НПФ «Семейный». Государственная регистрация произведена 21 июня 2009 года.

Саморегулируемые организации совместно с государственными органами регулирования вырабатывают этические правила работы на рынке, которые добровольно обязуются соблюдать профессиональные участники рынка. Эти правила имеют важное значение для постепенного формирования современной высокой рыночной культуры у всех профессионалов рынка.


Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007.

Боди З., Мертон Р. Финансы. – Изд-во Вильямс, 2007.

Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 379 с.

Http://www.euro-trust.ru/broker/ipo.html

http://www.micex.ru/markets/stock/emitents/guide

Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 379 с. - (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова). с.134

Стародубцева Е. Б. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006.

Http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономический%20словарь/Ваучер/

Http://www.micex.ru/markets/state/bonds/profile

Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 379 с. - (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова). с.145

Http://government.ru/gov/results/12602/

http://www.fcsm.ru/document.asp?ob_no=232512

Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие - М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998. -352 с.

Царихин К.С. Практикум по курсу «Рынок ценных бумаг» / Учебное пособие. Часть II. – М., 2001.

Http://www.rcb.ru/dep/2008-03/13622/

Галочкин М.И. Рынок производных ценных бумаг: регулирование и развитие в России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Йошкар-Ола, 2010



Поделиться