Главные инструменты реализации таможенной политики. Таможенная политика

Подсистема - это часть автоматизированной системы управления, выделенная для решения конкретных задач управления по функциональному и организационному признакам. В соответствии с функциональным признаком выделяются подсистемы планирования, оперативного регулирования, учета и т. д., организационным-подсистемы главного механика, главного энергетика, капитального строительства. Подсистемы взаимосвязаны, так как их функционирование основано на единстве первичной информации и нормативно-справочной базы, выходная информация одной подсистемы является входной для другой.

ПОДСИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ (SUPPORT SUBSYSTEM) - подразделение организации, которое выполняет функции, необходимые для работы производственной подсистемы.

ПОДСИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ (PLANNING AND CONTROL SUBSYSTEM) - подразделение, которое получает информацию из производственной подсистемы о состоянии системы и незавершенном производстве. На основе комплексной информации, полученной из внешней и внутренней среды, подсистема планирования и контроля принимает решения по перспективным целям и функциям.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ - система, в которой реализуются функции управления организацией. В С.у.о. однородные, близкие по содержанию функции управления объединяются в подсистемы: подсистема общего и линейного руководства; функциональные подсистемы: управления конструкторской подготовкой производства; управления технологической подготовкой производства; управления инструментальной подготовкой производства; управления ремонтным обслуживанием производства; управления энергетическим обслуживанием производства; управления стандартизацией; управления метрологическим обеспечением производства; управления транспортным обслуживанием производства; управления рационализацией, изобретательством и патентоведением; управления механизацией и автоматизацией производства; управления техническим контролем и испытанием; управления капитальным строительством; оперативное планирование производства; оперативное регулирование и деспетчи-рование производства; управления перспективным и текущим технико-экон. планированием; управления трудом и заработной платой; управления нормированием; управления трудовой мотивацией; управления финансовой деятельностью; управления учетом и отчетностью; управления экон. анализом; управления материально-техническим снабжением; управления внешней кооперацией и комплектованием; управления сбытовой деятельностью; управления работой с персоналом; управления подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации персонала; обеспечивающие подсистемы: правовое обеспечение управления, информационное обеспечение управления, обеспечение управления техническими средствами, обеспечение управления регламентирующей документацией, нормативное обеспечение управления, хозяйственное обеспечение управления, делопроизводственное обеспечение управления; целевые подсистемы: маркетинг, управления выполнением плана производства и поставок продукци; управления обеспечением качества продук-

Подсистема - это часть автоматизированной системы управления, выделенная для решения конкретных задач управления по функциональному и организационному признакам. В соответствии с функциональным признаком выделяются подсистемы планирования, оперативного регулирования, учета и т. д., организационным -- подсистемы главного механика, главного энергетика, капитального строительства. Подсистемы взаимосвязаны, так как их функционирование основано на единстве первичной информации и нормативно-справочной базы, выходная информация одной подсистемы является входной для другой.

ствля.ются в отдельных блоках, комплексах задач и задачах функциональной подсистемы. В то же время в каждой функциональной подсистеме на основе методов и средств, создаваемых в обеспечивающих подсистемах, разрабатываются обеспечивающие методы и средства, учитывающие специфику данной подсистемы.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ - система, в которой реализуются функции управлении организацией. В С.у.о. однородные, близкие по содержанию функции управлении объединяются в подсистемы: подсистема линейного руководства; функциональные подсистемы - управление конструкторской подготовкой производства; управление технологической подготовкой производства; управление инструментальной подготовкой производства; управление ремонтным обслуживанием производства; управление энергетическим обслуживанием производства; управление стандартизацией; управление метрологическим обеспечецием_ производства; управление транспортным обслуживанием производства; управление рационализацией, изобретательством и патентоведением; управление механизацией и автоматизацией производства; управление техническим контролем и испытанием; управление капитальным строительством; управление оперативным планированием производством; управление оперативным регулированием (диспетчированием) производства; управление перспективным и текущим технико-экон. планированием; управление трудом и заработной платой; нормированием; управление трудовой мотивацией; управление финансовой деятельностью; учетом и отчетностью;

Подсистема общего и линейного руководства осуществляет: управление предприятием в целом, управление отдельными функциональными подразделениями, управление отдельными производственными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют: руководитель предприятия, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.

Структурными частями САПР являются подсистемы. Подсистема - выделяемая часть системы, с помощью которой можно получить законченные результаты. Каждая подсистема содержит элементы обеспечения. Предусматриваются следующие виды обеспечения, входящие в состав САПР.

Функциональные подсистемы Подсистема линейного руководства
Второй способ классификации видов анализа, предложенный в табл. 1.2, основан на типе анализируемых подсистем предприятия. Подробнее подсистемы предприятия будут рассмотрены в разделе 5.1. Здесь же можно отметить, что наибольшую значимость и информативность для принятия управленческих решений имеет анализ производственной и финансовой подсистем.

На втором этапе вырабатывается система показателей, наилучшим образом характеризующая различные функции и подсистемы предприятия, а также критерии оценки и пороговые величины, позволяющие относить полученные значения показателей к успешным или неудачным.

Чем ближе значение коэффициента реализации к единице и чем устойчивее эта тенденция, тем более синхронно и ритмично действуют сбытовая и производственная подсистемы предприятия. Обеспечение постоянного сбыта продукции является свидетельством успешной деятельности маркетинговых подразделений предприятия.

характер внешней среды и ее взаимодействие с предприятием; характеристика управляющей подсистемы предприятия (аппарата управления); источник саморазвития, самоорганизации предприятия.

9. Сокращение и модификация кадровой подсистемы предприятия, начиная с аппарата управления и заканчивая рядовыми работниками.

Сокращение и реорганизация кадровой подсистемы предприятия;

Предприятие состоит из структурных подразделений, в которых осуществляется производство и управление. Их следует рассматривать как элементы (подсистемы) предприятия. В состав предприятия входят производственные подразделения: филиалы, производства, цеха, участки, бригады; подразделения инфраструктуры - ремонтное, транспортное, складские хозяйства, инструментальное производство; отделы и службы заводоуправления, научно-технические подразделения и т. д.

Деление на подсистемы органически возникает из существа протекающих на предприятии процессов. Ввиду меньшей сложности и большей наглядности подсистемы являются более доступными пониманию, чем все предприятие в целом. Вместе с тем необходимо уметь видеть не только отдельные подсистемы предприятия, но и суперсистемные, синерге-тические эффекты, объединяющие подсистемы в нечто большее, чем набор отдельных подсистем - в предприятие.

чае подсистемы предприятия становятся внутренне противоречивыми, что приводит к ухудшению эффективности работы и финансовых показателей предприятия.

Техническая, политическая и культурная подсистемы предприятия не являются неизменными: они подвержены флуктуациям, или циклам. Периодически каждая подсистема (или какая-либо их комбинация) становится разбалансированной. Возникает потребность в проведении корректирующих действий.

Характеристика подсистемы:

1. Базовые процессы, за которые подсистема отвечает.

2. Механизмы, нормы и правила выполнения процессов.

3. Сектор архивов необходимый для функционирования подсистемы.

4. Сектор рабочих мест, сектор ролевых функций подсистемы.

Вопрос 15. Организационно – управленческая подсистема организации.

ОУП – организацинно-управленческая подсистема.

Базовые процессы:

а. отвечающие за организованность

б. отвечающие за управленческие механизмы, нормы и правила.

Линейно – иерархическое построение организации. Иерархия управления.

Линейная иерархия предполагает иерархическое построение. Линейные взаимосвязи: управленческое задание подотчетности и отчетности.

Депортаментализация организации. Организация подразделяется на подразделения, соответствующие иерархии подразделения. В организации не может быть больше 6 ровней организации управления. Заключается в принятии решений, контроле и исполнении решений, отчетности, показании и и стимулировании по факту исполнения.

Вопрос 16. Маркетинго – логистическая подсистема организации.

МЛП – Маркетингово-логистическая подсистема.

Маркетинг (маркет – рынок) – правила работы с рынком.

1) Организация приобретает на рынке необходимые для её функционирования ресурсы в виде товаров и услуг.

Ресурсы: сырье, материалы, комплектация, рабочая сила.

Всякие товары характеризуются по:

а) качеству

2) Объём и номенклатура

Особенности современной организации:

· множество рынков

· множественность номенклатуры

· Организация существует, пока цена обеспечивает компенсацию затрат.

Организация существует при условии, что цена на производство товара обеспечит компенсацию затрат и прибыль.

Механизм согласования цены – элемент МЛП.

1) Продукт

Особенности МЛП заключается в том, что на её функционирование оказывает влияние исследование рынка.

РИСУНОК!!!

Логистика – это механизмы формирования и управления материальными потоками организации.

Характеристика потока:

Выходящий

2) Интенсивность (измеряется объемом в ед. времени)

3) Качественная характеристика

4) Стоимость потока

Система логистики – сбыт товаров, продукции и услуг

Вопрос 17. Финансово – экономическая подсистема организации.

Модель формирования капитала организации

Процесс формирования активов

Основных активов

Текущих активов

Модель денежных потоков организации:

Система входящих денежных потоков организации

Система исходящих денежных потоков организации

Механизм формирования рентабельности активов и собственного капитала

Механизм формирования рентабельности продаж

Механизм формирования финансовой зависимости

Механизм формирования издержек.

Вопрос 18. Производственно – технологическая подсистема организации.

Производственно – технологическая подсистема (ПТП).

Базируется на системе технологического производства.

Технология – набор технических процессов, обеспеченных средствами производства и рабочей силы, направленной на создание конечной продукции.

1) Отраслевая:

· сельское хозяйство: Животные, растительность

· металлургия: Цветная, черная

· машиностроение

· транспорт

2) По стадии передела

3) Производство труда

Вопрос 19. Информационно – коммуникационная подсистема организации.

ИКП. Состоит из двух частей информационной и коммуникационной.

Типы информации.

1. Формализационная

2. Неформализационная

Инновации – нововведения продуктов или процессов.

В организации осуществляется процесс координирования подсистем, обеспечивающих их сбалансированность.

Вопрос 20. Инновационная подсистема развития организации.

Вопрос 21. Прикладные исторические модели организации: огранизационно – управленческие.

Вопрос 22. Линейно иерархическая модель организационно – управленческой подсистемы организации.

Вопрос 23. Штабная модель организационно – управленческой подсистемы

организации

Линейно-штабная структура. При руководителе создается штаб, задачейкоторого является подготовка предварительных решений группойспециалистов, профессионалов по разным сферам деятельности организации(руководитель не обязан быть «глубоким» специалистом в отдельных вопросах).Пример - военная структура.Одной из особенностей данной структуры является отсутствие ответственностисотрудников штаба за подготовленное решение.Дополнительное достоинство данной структуры - более высокий уровень качестваподготовки и принятия управленческого решения.Недостатки: увеличение согласований, времени принятия управленческих решений;при развитой линейной структуре возникает проблема согласованияпроцессов подготовки и принятия решения между различными штабами.В организации м.б. несколько различных ячеек линейных структур. Поэтому,чтобы принять какое- то решение, в штаб должны придти документы из различныхячеек, эти документы должны быть обработаны, переданы руководителю, он долженпринять решение, а это решение как правило связано в с другими видамидеятельности, отсюда бесконечный бюрократический поток перемещений из одногозвена в другое.

Вопрос 24. Девизиональная модель организационно – управленческой подсистемы организации

Вопрос 25. Матричная модель организационно – управленческой подсистемы

организации

Матричная структура управления . Наиболее связана с инновационными,маркетинговыми требованиями внешней среды. Особенное распространение даннаяструктура получила в научно-исследовательских организациях и венчурныхорганизациях. Результатом внедрения таких структур стало выделение в составеорганизации полуавтономных групп, каждая из которых концентрируется навыполнении определенного задания. (Из каждого отдела взяли по несколько нужныхлюдей для какого-то нового проекта. Формально они подчинены старомуначальнику). Особенностью данной структуры является двойное подчинениеработника (руководителю проекта и руководителю функциональной службы).Достоинства:- высокая направленность конечного продукта, конечной деятельности) напотребителя, удовлетворение его запросам;- целостный характер деятельности (делаем конкретный костюм для конкретногочеловека, чтобы он его удовлетворял);- участие в трудовом процессе различных специалистов, между которымиустанавливаются отношения кооперации;- высокий уровень социально-психологических отношений, совместимости членовтрудового коллектива, участие всех работников не только в подготовке крешению, но и в его результате- справедливое распределение стимулирующих факторов между сотрудниками;- высокая эффективность в соотношении времени и ресурсов, выделяемых длядостижения конечных целей (набираю сам сотрудников для своего проекта,эффективность достижения конечного результата).Недостатки:- возможные конфликты между руководителями функциональнойгруппы иматричной структуры;- возможная дисквалификация привлеченных сотрудников по отношению ксвоей основной профессиональной деятельности;- отсутствие контроля между распределением заданийфункциональных и матричных структур;- отсутствие контроля за поведением исполнителей;- отсутствие социально-экономических критериев в оценке конечнойдеятельности данных структур;- ослабление действующих функциональных служб за счетотбора наиболее квалифицированных специалистов.

Вопрос 26. Сетевая модель организационно – управленческой подсистемы

организации

Вопрос 27. Модель денежных потоков финансово – экономической подсистемы экономической организации.

Модель – это представление объекта в описательной, математической форме, имитирующей реальный объект.

В денежном потоке деньги существуют в двух формах: в форме запасов и в виде потока

Денежные потоки имеют следующие характеристики:

1. Интенсивность (количество единиц за период).

3. Номинал измерения (валюта).

4. Период.

5. Продолжительность денежных потоков.

Задача соизмерения денежных потоков во времени:

Принцип рационального инвестора

Метод соизмерения денежных потоков – метод дисконтирования.

PV – текущая стоимость

FV – будущая стоимость

Формула дисконтирования:

PV=FVn*Kn,

где n – коэффициент перевода

Kn=1/(1+i) n -1 ,

i – коэффициент дисконтирования (отражает реальное состояние конъектуры рынка и используется рациональными инвесторами для оцени денежных потоков)

Существует 2 метода расчета i:

1. Аналитический: i=i 1 +i 2 +i 3 , где i 1 – безрисковая ставка, i 2 – годовой темп инфляции, i 3 – оценка риска.

2. Статистический – по данным реальной статистики рассчитывается темп роста доходности (инвестиций)

Модель денежных потоков в организации – матричная.

Строки матрицы:

Выделяются 3 группы данных денежных потоков, структурированных по видам деятельности на: операционные, финансовые, инвестиционные.

Расчетная часть денежных потоков включает:

1. Итоговый чистый денежный поток.

2. Дисконтированный чистый денежный поток.

3. Кумулятивный дисконтированный чистый денежный поток (суммарный или накопленный)

4.2 и 4.3 – основа для расчета финансово-экономической системы, позволяющей оценить эффективность организации.

Вывод: матрица денежных потоков, построенная по данной схеме, позволяет обеспечить финансово-экономическое управление.

Вопрос 28. Операционная деятельностьденежные потоки экономической организации.

Операционная деятельность:

1) Входящие денежные потоки

Валовый доход от основной деятельности;

Другие доходы от основной деятельности;

Итого входящие денежные потоки.

2) Исходящие денежные потоки

Переменные затраты;

Постоянные затраты;

Итого постоянные затраты;

Чистый поток по операционной (основной) деятельности.

Вопрос 29. Финансовая деятельность – денежные потоки экономической организации.

Финансовая деятельность:

1) Входящие денежные потоки

Кредитные заемные средства;

Валовый доход от финансовой деятельности;

Другие доходы от финансовой деятельности.

2) Исходящие денежные потоки

Погашение кредитов;

Процентные платежи;

Налог на прибыль;

Налог на имущество;

Чистый итоговый денежный поток по финансовой деятельности.

Вопрос 30. Инвестиционная деятельность – денежные потоки экономической организации.


Похожая информация.


Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная политика является неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства. Так, протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).

Одной из задач таможенной политики Российской Федерации является рационализация товарной структуры российского импорта. В этих целях, как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.

В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации ставок таможенных пошлин, т. е. их повышения в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится беспошлинно или по крайне низким ставкам; полуфабрикаты – по небольшим ставкам; готовые изделия облагаются по высоким ставкам таможенных пошлин.

Таможенная политика нацелена на поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов. Таможенно-тарифное регулирование оказывает воздействие на состояние расчетного и платежного баланса России. Превышение российского экспорта над импортом обеспечивает приток в страну валютных ресурсов.

Под расчетным балансом понимается соотношение денежных требований и обязательств данной страны применительно к зарубежным странам, возникшее в результате осуществления внешнеэкономической деятельности. Расчетный баланс охватывает требования и обязательства в денежном выражении независимо от того, когда по ним наступают платежи. Этим он отличается от платежного баланса, который включает только произведенные в течение определенного периода платежи.

Использование таможенных инструментов призвано содействовать прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации. Одна из основных задач развития российского экспортного потенциала – повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

Задачей таможенной политики является также защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим и ценовым параметрам значительно превосходят отечественных производителей.

Таможенная политика выполняет также фискальную функцию: уплачиваемые таможенными органами таможенные платежи (таможенные пошлины, НДС, акцизы, таможенные сборы и др.) являются важным источником государственных доходов. О значении этой задачи таможенного регулирования говорят бюджетные задания по таможенной пошлине и иным таможенным платежам.

Наконец, еще одной задачей таможенной политики является обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. При этом у стран – участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран – участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Лекция 2. Таможенная политика государства.

План лекции.

    Понятие и значение таможенной политики государства.

    Задачи и функции таможенной политики.

    Понятие и значение таможенной политики государства.

Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

Таможенная политика нашей страны имеет свою историю, свои характерные этапы развития. Если в 20-х - начале 30-х годов Советский Союз проводил активную таможенную политику с целью увязки внутренних цен с мировыми, то в дальнейшем она перестала воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, поскольку таможенные пошлины на импортируемые товары покрывались из госбюджета и не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок. Важными элементами активной таможенной политики СССР в 20-е годы явились таможенные тарифы 1922, 1924 и 1927 гг., которые не только защищали советскую промышленность от конкуренции иностранных товаров, но и стимулировали развитие советского экспорта за счет снижения или отмены вывозной пошлины на значительную часть товаров. Таможенные тарифы 1930, 1961 и 1981 гг., которые действовали в период командно-административного управления внешнеэкономическими связями, оказались по сути рутинными правовыми актами. Так, таможенный тариф 1981 г. не являлся и не мог являться по ряду причин инструментом экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Указанный тариф насчитывал всего триста с небольшим позиций, в то время как в таможенных тарифах большинства промышленно развитых стран число отдельных товарных позиций, подпозиций и т.д. насчитывает от 5 до 7 тысяч, а в тарифах таких стран, как США и Япония - 10 - 12 тысяч. Тарифу образца 1981 г. было присуще несоответствие уровня таможенных пошлин ценам на товары, сложившимся на внутреннем и внешних рынках. Так, на большинство видов машин и оборудования минимальные ставки составляли только 5-10% на топливо - 10-12% , металлы - до 15%, химические продукты -5-10% . И, наконец, действовавший порядок исчисления таможенных пошлин и их внесения в союзный бюджет. Понятие "таможенная пошлина" было подменено термином "таможенные доходы", в результате чего организации, импортирующие товары, перечисляли в бюджет не пошлину, а разницу между стоимостью товара на внешнем и внутреннем рынках. Такое положение считалось вполне нормальным в эпоху жесткой централизации внешней торговли, отрыва процесса ее осуществления от непосредственных производителей или потребителей товаров, господства административно-командных методов управления этой деятельностью. В условиях демократизации внешнеэкономических связей, вовлечения в экспортно-импортные операции практически всех предприятий, организаций, совместных предприятий и производственных кооперативов требуется разработка эффективной таможенной политики и принятие нового таможенного тарифа, которые бы учитывали изменения, происходящие в этой важной сфере хозяйственной деятельности.

Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства. Целями таможенной политики России являются :

а) интеграция хозяйства страны в мировую экономику;

б) защита и стимулирование экономического развития России;

в) создание условий для функционирования российского рынка и рынка стран СНГ;

г) укрепление торгового и платежного баланса страны;

д) рост доходов государственного бюджета;

е) упрочение торгово-политических позиций России;

ж) противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;

з) расширение культурных и информационных обменов между Россией и зарубежными странами, контактов между людьми;

и) охрана жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранение окружающей среды;

к) защита государственной и общественной безопасности;

л) защита прав и законных интересов граждан, предприятий, объединений и организаций, культурного и исторического наследия народов России.

Исторически динамика государственного регулирования степени открытости или закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободной торговли к протекционизму и наоборот. Однако, как известно, протекционистские барьеры эффективны в краткосрочном периоде, они создают временный эффект, приводящий затем к существенным провалам, будь то таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции.

В настоящее время сложилось несколько форм протекционизма :

Селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или товаров;

Отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (например, сельское хозяйство);

Коллективный протекционизм – проводится союзами некоторых государств в отношении стран, в них не входящих;

Скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные (основаны на использовании тарифов) и нетарифные (все остальные методы). Нетарифные методы государственного регулирования выключают количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости ограничить импорт или форсировать экспорт.

Важная роль в защите национальных интересов отечественных товаропроизводителей принадлежит таможенным органам, которым эта задача вменена в обязанность действующим законодательством. Значительную роль в степени эффективности деятельности таможенных органов играет уровень сложности и разветвленности таможенной структуры, а также степень совершенства законодательной базы: чем органичнее структурирован аппарат таможенного регулирования и проще механизмы исполнения правовых норм, тем более эффективна работа таможни. Однако в нестабильных условиях достичь такого уровня деятельности таможенных органов практически невозможно, прежде всего, ввиду несформированности законодательства и недействующих механизмов обеспечения правовых норм.

Таким образом, в роли институционального обеспечения таможенной политики выступает Федеральная таможенная служба: именно им осуществляется протекционистская политика поощрения отечественного производства через льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования. Доводы в пользу свободной торговли основаны на экономическом анализе, демонстрирующем ее выгоды как для каждой из сторон, так и для всего мирового хозяйства.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.

    Задачи и функции таможенной политики.

Целями таможенной политики Российской Федерации, как они определены в Таможенном кодексе РФ (ст. 2), являются:

    участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

    содействие проведению структурной перестройки;

    обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства.

В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:

    участие в разработке и реализации таможенной политики; защита экономических интересов РФ;

    обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

    принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

    взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

    осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализация этих мер;

    осуществление контроли за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов; ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;

    проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Предусмотрен блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

Важнейшим экономическим рычагом реализации многих задач таможенной политики является система таможенных платежей.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности -- это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм -- это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.

Таможенный протекционизм впервые стал применяться в XVI веке в Англии во время промышленного переворота. Для защиты создаваемых в стране промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (прежде всего голландских и французских) были введены высокие ставки пошлин на товары, которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены количественные ограничения на ввоз товаров в Англию. Согласно установленному порядку иностранные товары разрешалось привозить только на английских судах или на судах страны происхождения товара, но при этом взимался дополнительный сбор. А колониальные товары везлись исключительно на британских судах, причем без заходов по пути в какие-либо порты, что строго контролировалось властями. Целью всех этих мероприятий было сокращение могущество Голландии в сфере внешней торговли и стимулирование развития собственного производства. Вскоре примеру Англии последовали другие государства -- Испания, Швеция, Франция.

Английский протекционизм имеет почти четырехсотлетнюю историю и является наиболее ярким примером позитивного влияния разумно проводимой в стране таможенной политики на ее экономику. Благодаря ему Англия к началу XIX века по своему экономическому развитию вышла на первое место в мире, когда технологический процесс в промышленности стал самым высоким, а себестоимость выпускаемой продукции -- самая низкая в мире. В этих условиях Англия перешла от политики протекционизма к фритредерству, то есть к свободной торговле.

Протекционизм и фритредерство имеют и свою российскую историю. Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тенденции в таможенной политике России, хотя в основном это происходило под влиянием тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений чисто экономического характера.

Таким образом, как развитые капиталистические страны, так и Россия в ее далеком прошлом проходили этапы, условно говоря «закрытого общественного развития», когда становление промышленности происходило в условиях внутригосударственной конкуренции. И лишь по мере развития национальной промышленности, формирования конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, происходил плавный переход от политики протекционизма во внешнеторговых отношениях к политике свободной торговли.

К сожалению, этот опыт слабо к современной российской таможенной политике. В условиях нестабильности экономики, ее сильной зависимости от кредитов международных финансовых организаций, преобладания на рынке импортных промышленных и продовольственных товаров таможенная политика не в состоянии осуществлять свои защитные функции экономическими средствами и вынуждена опираться на административные методы.

Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах -- торговых партнерах России.



Поделиться