Таможенное право. Обращения товаров в федеральную собственность, либо распоряжения ими иным способом

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.
Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Таможенное право».

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (п. 2 ст. 1 ТК). Согласно норме ст. 7 ТК в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства РФ о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное.

Применение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, зависит от страны происхождения товаров. Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференцианальных мер торговой политики.

Таможенный тариф как элемент таможенного дела помогает определить объем таможенных платежей, подлежащих уплате субъектами внешнеэкономической деятельности. Для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. ТН ВЭД представляет собой многоуровневый классификатор товаров, находящихся во внешнеторговом обороте, и разрабатывается на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, применяемой в соответствии с Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

Оглавление
Принятые сокращения
I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема 1. ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Таможенное регулирование и организация таможенного дела в Российской Федерации
1.2. Таможенные органы Российской Федерации
1.3. Функции и права таможенных органов Российской Федерации
1.4. Виды деятельности таможенных органов Российской Федерации
1.5. Понятие и нормы таможенного права
1.6. Принципы таможенного права
1.7. Таможенная политика Российской Федерации
Тема 2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
2.1. Физические и юридические лица как субъекты таможенного права
2.2. Объект и предмет таможенного правоотношения
Тема 3. ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
3.1. Основы таможенного оформления
3.2. Начало и завершение таможенного оформления
3.3. Место и время проведения таможенного оформления
3.4. Льготы, предоставляемые при таможенном оформлении
3.5. Таможенные операции и процедуры, предшествующие таможенному декларированию товаров
3.6. Лица, осуществляющие временное хранение товаров
3.7. Таможенное декларирование
Тема 4. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
4.1. Основы таможенного контроля
4.2. Формы таможенного контроля
4.3. Способы и средства проведения таможенного контроля
4.4. Контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
4.5. Валютный контроль в области таможенного дела
Тема 5. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ
5.1. Виды таможенных платежей
5.2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
5.3. Порядок исчисления таможенных платежей
5.4. Налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные сборы
5.5. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины
II. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Тема 6. ОСНОВНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ

6.1. Общий порядок применения таможенных режимов. Виды таможенных режимов
6.2. Основные таможенные режимы
Тема 7. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ
7.1. Таможенные режимы переработки товаров
7.2. Таможенные режимы временного ввоза и таможенного склада
7.3. Свободная таможенная зона (свободный склад)
Тема 8. ЗАВЕРШАЮЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ
8.1. Реимпорт и реэкспорт
8.2. Уничтожение и отказ в пользу государства
8.3. Временный вывоз и беспошлинная торговля
8.4. Перемещение припасов и иные специальные таможенные режимы
Тема 9. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
9.1. Перемещение транспортных средств
9.2. Перемещение товаров физическими лицами
9.3. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
9.4. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
9.5. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
Тема 10. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
10.1. Административная ответственность за нарушения таможенных правил. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
10.2. Понятие и состав нарушения таможенных правил
10.3. Виды административных правонарушений в области таможенного дела
10.4. Производство по делам о нарушениях таможенных правил
10.5. Участники производства по делу о нарушении таможенных правил
10.6. Виды экономических преступлений в области таможенного дела.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Таможенное право, Конспект лекций, Богомолова А.А., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Гуманитарный Университет

1.Понятие, цели, содержание таможенного дела.

Н. б. раскрыть содержание и соотношение понятий таможенное право и таможенное дело – в экономической сфере.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Термин "таможенное дело" (таможенная деятельность) происходит от слова "тамга" (тюрск. - монг.), которое употреблялось в России в XIII - XV вв. применительно к сбору с торговых сделок. От слова "тамга" в дальнейшем образовался глагол "тамжить", т. е. облагать товар пошлиной.
В современном понимании "таможенное дело" - это сложное комплексное понятие, непосредственно связанное с внешней и внутренней политикой российского государства. В рамках государственной политики государственная таможенная деятельность имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению многочисленных интересов и потребностей.
В нормативных правовых актах содержались различные определения понятия таможенного дела. По таможенному Уставу СССР 1924 года (ст. 2) существо таможенного дела исчерпывалось "...борьбой с контрабандой на территории страны". В Таможенном кодексе СССР 1928 года (ст<*> таможенное дело определялось как выполнение таможенными органами постановлений о государственной монополии внешней торговли . В Таможенном кодексе СССР 1964 года (ст. 2) <**> определение таможенного дела включало в себя следующие элементы: "...контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, выполнение таможенных операций и борьба с нарушением таможенных правил и контрабандой".

<*> СЗ СССР. 1929. N 1. Ст
<**> ВВС СССР. 1964. N 20. Ст. 242.
В Таможенном кодексе СССР 1991 года содержалось более полное определение таможенного дела, соответствовавшее своему времени - перестройке, для которого были характерны расширение внешней торговли и либерализация внешнеэкономической деятельности . Таможенное дело рассматривалось в нем в качестве средства осуществления таможенной политики. В контексте статьи 1 указанного Кодекса понятием таможенного дела охватывалось: "Порядок перемещения через таможенную границу СССР товаров и иных предметов, таможенное обложение, оформление, контроль и другие средства проведения в жизнь таможенной политики...". Характерная особенность данного определения таможенного дела состоит в том, что оно не включает в него таможенную политику.
Под таможенным делом в Таможенном кодексе РФ 1993 года (ст. 1) понимается сама таможенная политика, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Такое определение таможенного дела признается удачным. Оно достаточно полно отражает содержание таможенной деятельности и соответствует структуре ТК РФ <*>.

<*> Таможенное право. / Отв. ред. . - С. 3; Бахрах право как институт административного права .
Структура таможенного дела по Таможенному кодексу
Российской Федерации
- Таможенная политика; перемещение через таможенную границу товаров, транспортных средств; таможенные режимы; таможенно - тарифное регулирование; таможенные платежи; таможенное оформление; таможенный контроль; валютный контроль ; предоставление таможенных льгот; ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД); борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела.
- Дознание и оперативно - розыскная деятельность таможенных органов; борьба с нарушениями таможенных правил и применение мер ответственности за эти нарушения.
- Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение; информирование и консультирование; принятие, аннулирование, изменение или отзыв предварительных решений; обращение в собственность государства и распоряжение товарами и транспортными средствами; обжалование и рассмотрение решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц; регулирование прохождения службы в таможенных органах.
Приведенная система отражает лишь современную структуру российского таможенного дела. Но таможенное дело не является неизменным. Новые задачи таможенной политики могут потребовать новых средств ее осуществления, их изменения и дополнения, что получит адекватное отражение и в содержании таможенной деятельности. Но каким бы ни был набор компонентов таможенного дела в каждый данный момент, в своей совокупности они всегда направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей государства.
Экономические цели таможенной деятельности достигаются посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость , акцизов, сборов - за таможенное оформление, за хранение товаров, за таможенное сопровождение и других платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации.
Регулятивные цели таможенной деятельности достигаются посредством установления ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, а также запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, квотирования экспорта и импорта; выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и др. Регулятивная таможенная деятельность осуществляется исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономической основы собственного суверенитета; защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям. Установление любых протекционистских мер производится таможенными органами при условии соблюдения требований, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации.
Правоохранительные цели таможенной деятельности заключаются в защите: государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений, окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в применении мер пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д. На достижение правоохранительных целей направлена деятельность всей системы таможенных органов, на которые возложены функции таможенного и валютного контроля, борьбы с контрабандой и другими нарушениями таможенных правил, оперативно - розыскной деятельности, производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил, а также применения мер административной ответственности .
Таможенное дело - монополия государства
Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики и ее осуществление. Государству принадлежат функции по управлению таможенным делом через специально создаваемые таможенные органы. Главный смысл государственной монополии таможенного дела состоит в обеспечении централизованного регулирования внешнеторгового обмена. Монополия таможенного дела решает две задачи: всемерное использование внешнеэкономических связей , для решения вопросов развития экономики страны и ограждения ее от неблагоприятного воздействия внешнеэкономических факторов - спекулятивных, монопольных, конъюнктурных и т. д.
Таможенное дело - предмет ведения Российской Федерации
Конституция РФ (п. "ж" ст. 71) относит к ведению Российской Федерации таможенное регулирование. В свою очередь, ТК РФ (ст. 1) таможенное дело в целом относит к ведению федеральных органов государственной власти.
Отнесение таможенного дела к федеральной компетенции обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране. В статье 8 Конституции РФ установлено: "В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства , свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности". На территории Российской Федерации "...не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств" (ч. 1 ст. 74 Конституции РФ). Для обеспечения единства экономического пространства и единства таможенного дела в стране в Конституции РФ предусмотрены соответствующие ограничения в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления , правовой статус которых содержит полномочия по установлению таможенных границ, таможенных пошлин и сборов (п. "ж", "з" ст. 71; ч. 1 п. "н" ст. 72; ст. 73; ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).
Единство таможенного дела гарантируется и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования: согласно пункту "в" статьи 106 Конституции РФ такого рода нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания.
Основное направление дальнейшего развития таможенного дела в Российской Федерации - гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой (ст. 2 ТК РФ).
В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции ТК РФ (ст. 4) устанавливает, что Российская Федерация создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли , заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права . Таможенное дело тесно связано с внешними связями, с международными отношениями . Оно зависит от международных договоров Российской Федерации и способствует их реализации. В ТК РФ (ст. 6) установлено, что при осуществлении таможенного дела применяется принцип приоритета международного договора Российской Федерации, если в ТК РФ и в других актах законодательства Российской Федерации по таможенному делу содержатся другие правила.

2.Понятие, предмет, метод, принципы и источники таможенного права.

6.Система таможенного права. Источники таможенного права, понятие, виды, краткая характеристика.

Таможенное право – это отрасль права, представляющая собой систему правовых норм , регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Указанное определение дано через категории: род и вид. Родовым является понятие отрасль права. Т. е. таможенное право является одной из отраслей права наряду с гражданским правом, уголовным, финансовым и др. При этом, обладает видовыми отличиями, позволяющими отграничить его от др. отраслей права, а именно, оно (и только оно) связано с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Например: перемещение автомобиля через таможенную границу, ввоз и вывоз денежных средств .

Среди ученых нет единого мнения о месте таможенного права в системе российского права. Например, : ТП – это самостоятельная отрасль права. , – несамостоятельная отрасль права – подотрасль административного права, – это институт АП.

Аргумент ученых 2 точки зрения: в таможенном праве господствует административно-правовой метод регулирования. Гражданско-правовому методу нет места. Следовательно, если метод административно-правовой, то и место ТП в АП.

Вместе с тем, критерием отграничения самостоятельности наук являются наличие самостоятельного предмета и метода правового регулирования (есть дополнительные критерии: собственные источники права, терминология, круг субъектов).

ТП является самостоятельной отраслью права, т. к. имеет свой предмет регулирования - общественные отношения, которые возникают в связи с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу. В таможенном праве ключевым словом является словосочетание "перемещение товара и транспортных средств через таможенную границу", т. е. все, что связано с перемещением товара через таможенную границу, изучается отраслью таможенного права.

Отсюда следует и специфика метода правового регулирования - основным для таможенного права является административно-правовой метод - метод властных предписаний, который основан на отношениях власти и подчинения сторон. Здесь существуют отношения неравных сторон, одна из которых подчиняется другой. Специфика таможенного дела весьма существенна, установлен жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу. Таможенные органы в своей деятельности используют способы дозволения, обязывания и запрета, присущие любому правовому регулированию.

Альтернатива действий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных параметрах. Эти альтернативные действия как раз и дают возможность регулировать их с помощью гражданско-правового метода, который предполагает равенство сторон правоотношения.

Например, 1) участник ВЭД обращается за помощью в таможенном оформлении к таможенному брокеру и заключает с ним договор об оказании услуг, или заключается договор об оказании услуг по перевозке товара; 2.) лица, перемещающие товары через таможенную границу, сами определяют, какой таможенный режим избрать для своих товаров.

Другой особенностью таможенного права является его комплексность. Это означает, что нормы таможенного права носят характер иных отраслей права: административно-правовой (например, отношения по поводу применения к товарам и транспортным средствами различных ограничений - лицензирование) и финансово-правовой (например, отношения по поводу взыскания таможенных налогов и сборов).

Принципы ТП:

Общеправовые принципы: 1.) законности, 2.) демократизма

Специальные принципы: 1.) полного и четкого таможенного регулирования 2.) обеспечение эффективности таможенно-правовых средств и инструментов.

Система ТП: делится на 1.) Общую и 2.) Особенную части. Общая часть изучает понятие, особенности, методы и предмет таможенного права; правовой статус таможенных органов и их должностных лиц; источники таможенного права. Особенная часть таможенного права посвящена правовым основам перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и содержит такие институты, как производство таможенного оформления, помещение товаров под определенный таможенный режим, виды таможенных процедур, порядок уплаты таможенных платежей, формы таможенного контроля.

Источники ТП – это НПА, содержащие нормы ТП Особенность источников: законодательство в сфере ТП представлено только актами федерального уровня, т. к. Конституцией РФ таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственных органов.

Виды источников:

1. Конституция РФ – устанавливает основные начала и принципы таможенной деятельности в РФ. п. «ж» ст.71 - там. регулирование носит исключительно федеральный х-р, ч.1 ст.74 – запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. п. «в» ст.106 - федеральные законы по вопросам таможенного регулирования, принятые ГД, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Другие статьи Конституции: ч.1,2 ст.8, ч.3 ст.15, ст.21, ч.2 ст.24, ч.2 ст.27

2.Международдные договоры РФ в таможенной сфере – конституция закрепила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. РФ участвует в следующих договорах: Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1979 г., Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г., Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990 г., Таможенная конвенция о контейнерах 1972 г., двусторонние договоры с иностранными государствами в области таможенного дела.

3. Федеральные законы РФ – занимают значительное место. Например, Закон РФ «О таможенном тарифе» 1993 г., ФЗ РФ «О службе в таможенных органах РФ» 1997 г., ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.03,ФЗ РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенасационных мерах при импорте товаров» от 08.12.03, Закон РФ «О ввозе и вывозе культурных ценностей» 1993 г., Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2001 г.,

4. Таможенный кодекс РФ - принят в 2003 г. Кодекс направлен на защиту экономических интересов российских товаропроизводителей и существенно облегчает деятельность законопослушных экспортеров и импортеров товаров. Добавить про ТК РФ.

УК РФ – контрабанда (ст.188), ст.189, ст.194

Указы Президента РФ: согласно п.3 ст.3 ТК РФ 2003 г. отношения в таможенной сфере могут регулироваться также Указами Президента РФ. Например, Указ Президента РФ от 21.06.01 № 000 «О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней ».

Постановления Правительства РФ: издает постановления и распоряжения в области таможенного права. Например, Правительство РФ регулярно принимает постановления об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении разных видов товаров.

Постановления Министерства экономического развития и торговли РФ: Согласно Положения о Минэкономразвития и торговли, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.08.04 № 000 является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в таможенном деле.

3. Таможенно-правовые нормы: понятие, структура, виды. Действие таможенно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Нормы ТП – это нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере таможенного дела. Понятие НП дается в науке ТГП. Отсюда, нормы ТП – это установленные и гарантированные государством, общеобязательные, формально-определенные правила поведения, выступающие регулятором общественных отношений в сфере таможенного дела.

Признаки норм ТП: 1.) общеобязательность, 2.) формальная определенность, 3) установлены специальным субъектом – государством, 4.) выступают регулятором общественных отношений (за неисполнение наступает юридическая ответственность.

Структура: состоят из 3-х частей: 1.) гипотеза, 2.) диспозиция, 3.) санкция.

Гипотеза – определяется при каких условиях применяется конкретное таможенное правило. Согласно п.1 ст.72 ТК РФ при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка (т. е. если один вид транспорта, к нему одни документы; если другой, то другие).

Диспозиция – это само правило поведения. Согласно п.1 ст.72 ТК РФ перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные ст.73-76 ТК РФ.

Санкция – это ответственность, наступающая за нарушение соответствующей нормы. Санкций в ТК РФ нет, они сосредоточены в КоАПе и УК РФ.

Особенность норм ТК РФ: разработаны на основе норм международных договоров, участницей которых является Россия, т. е. они имеют широкую международно-правовую основу.

Виды таможенных норм:

1. по характеру правил поведение участников таможенных правоотношений:

а.) материальные – отвечают на вопрос «что?», закрепляют права и обязанности участников таможенных правоотношений

б.) процессуальные – отвечают на вопрос «как?», «каким образом?», регламентируют порядок и действие норм материального права. Их довольно много, т. к. необходимо четко регламентировать порядок перемещения товаров через границу.

2. по направленности поведения участников таможенных отношений:

а.) обязывающие – предписывают участникам таможенных правоотношений совершать определенные действия или воздержаться от их совершения. Например, согласно п.1 ст.63 ТК РФ, при производстве таможенного оформления лица, определенные ТК РФ, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.

б.) запрещающие – согласно п.6 ст.63 ТК РФ таможенные органы не вправе отказать в принятии документов из-за наличия в них неточностей, не влияющих на определение размера подлежащих уплате таможенных платежей

в.) управомочивающие – закрепляют за участниками таможенных правоотношений право совершать альтернативные действия. В соответствии с п.2 ст.62 ТК РФ по мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции по таможенному оформлению могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов.

3. по степени определенности выражения в них правил поведения участников таможенных оформлений:

а.) определенные, б.) неопределенные (бланкетные) – п.1 ст.341 ТК РФ.

Толкование и применение норм таможенного права.

Для точного и правильного применения норм ТП необходимо четко усвоить их смысл и содержание в законе.

Виды толкования

По объему: 1.) ограничительное, 2.) расширительное.

По субъектам: 1.) официальное – толкование их уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами, закрепляется в законодательстве. Точка зрения: судебное. 2.) научное – основано на научных исследованиях – отражается в учебниках, монографиях (,).

Применение норм ТП: реализуется в практической деятельности участников таможенных правоотношений. Участники ТП должны придерживаться норм ТП путем действия и бездействия, в случаях предусмотренных в законе.

Подобно всем правовым нормам – нормы ТП применяются на определенном территориальном пространстве, в течение определенного времени и по отношению к конкретным лицам.

Действие ТП во времени: Общее правило: нормы ТП применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, кроме случаев предусмотренных п.2 ст.4 ТК РФ (п.1 ст.4 ТК РФ). Исключения (п.2 ст.4 ТК РФ): имеют обратную силу, если: 1.) улучшают положение лиц и прямо предусматривают обратную силу. 2.) в иных случаях, если это предусмотрено ФЗ-нами и международными договорами РФ.

Общее правило вступления в силу: Акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Исключения: п.4 ст.4 ТК РФ. Например, когда установлен специальный порядок введения в действие , например, в более короткие сроки.

Действие ТП в пространстве: действие таможенных правовых норм распространяется на таможенную территорию РФ и ограничено ее таможенной границей (п.1 ст.2 ТК РФ).

Что такое таможенная территория, отличается ли это понятие по содержанию от термина территория России? Да, отличается, т. к. это понятие – юридическая фикция. Понятие таможенная территория России дано в п.1-3 ст.2 ТК РФ: оно включает территорию РФ + искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию. Кроме того, отличие от территории РФ выражено в том, что товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ для целей таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера. Т. о., территория РФ и таможенная территория РФ – это разные по объему понятия.

Таможенная граница – это пределы таможенной территории, следовательно, она в основном совпадает с территорией РФ, кроме территорий, указанных в п.2, 3 ст.2 ТК РФ.

Действие ТП по кругу лиц: Общее правило: действие норм ТП распространяется на всех лиц, находящихся на таможенной территории РФ. Исключения: ст.298 ТК РФ – применяются в отношении товаров, перемещаемых специальными субъектами, предусмотренных гл.25 ТК РФ (дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств и т. д.) и товаров, предназначенных для личного и семейного пользования.

4.Таможенные правоотношения: понятие, содержание.

Таможенные правоотношения – это общественные отношения, регламентированные нормами таможенного права.

Необходимо отграничивать таможенные отношения от отношений, не регламентированных правом и от иных видов правоотношений. Например, ссора мужа и жены на таможенном посту не является правоотношениями, приобретение воды на таможенном посту также не является таможенным правоотношением.

Специфика таможенных правоотношений:

1.) всегда индивидуализированы, т. к. в них вступают конкретные субъекты - носители юридических прав и обязанностей

2.) носят имущественный характер, т. к. предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств (вопрос: а если перемещается книга?)

3.) особое положение одного из субъектов таможенного правоотношения - таможенного органа. Это специальный субъект таможенного права, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела.

4.) в ТПотношениях взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположны. Задача Торгана – обеспечить полную и своевременную уплату таможенных пошлин. У лиц, уплачивающих пошлину, как правило, задача уклониться от ее уплаты.

ТПотношения имеют внутреннюю структуру:

1. Субъект, 2.Объект, 3. Содержание правоотношения.

Субъект – это участники таможенных правоотношений, наделенными правами и обязанностями в таможенной сфере. Виды субъектов: 1) Таможенные органы, 2.) их должностные лица, 3.) ЮЛ, 4.) ФЛ

Объект – те материальные блага, на достижение которых направлены интересы субъектов правоотношения. В соответствии с п.1 ст.12 ТК РФ все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. Дефиниции понятий товары и транспортные средства даны в пп.1, 5 ст.11 ТК РФ.

Основание возникновения ТПотношения – это юридический факт. А именно, такой вид юридического факта как действие, но иногда и события – нахождение товаров под определенным режимом прекращается по истечении определенного времени.

5.Субъекты таможенных правоотношений. Декларант, брокер, перевозчик, владельцы складов хранения.

7.Понятие и правовой статус таможенных органов. Функции, компетенция таможенных органов и формы ее реализации.

Субъект – это участники таможенных правоотношений, наделенными правами и обязанностями в таможенной сфере.

Субъектов делят на виды: 1.) специальные – а.) таможенные органы, б.) государственные служащие таможенных органов, 2.) иные: а.) физические лица, б.) юридические лица.

Таможенные органы – это государственные органы, которые осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Они являются органами исполнительной власти. Действующим законодательством они отнесены к правоохранительным органам . Т. е. они не только осуществляют функции в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, взимание таможенных платежей, но и ведут борьбу с преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела.

Правовой статус таможенных органов закреплен в разделе 5 ТК РФ (ст.401-436).

Согласно п.1 ст.401 ТК РФ Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Это значит, что Торганы имеют внутреннюю структуру, иерархическую подчиненность между органами, в систему органов не могут входить частные органы, органы государственной власти субъектов, местного самоуправления и др.

Виды таможенных органов:

1.) Федеральная таможенная служба (ФТС), с 1991 по 2004 годы им был Государственный таможенный комитет, с 2004 года – ФТС РФ

2.) региональные таможенные управления

3.) таможни

4.) таможенные посты

Функции Торганов закреплены в ст.403 ТК РФ, их можно разделить на 3 группы:

1.) осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, взимание таможенных пошлин, налогов и сборов, обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств ч-з таможенную границу.

2.) ведение борьбы с контрабандой и др. преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации

3.) обеспечение выполнения международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями.

Компетенция (права) таможенных органов закреплены в ст.408 ТК РФ:

1.) требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом; проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность

2.) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности

3.) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации

4.) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления: о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов.

Виды таможенных органов:

1. Министерство экономического развития и торговли РФ – является ФОИВЛ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и НПрегулированию в сфере ВЭД, таможенного дела, торговли.

МЭРТ осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении ФТС. Принимает НПА, определяющие: порядок ведения реестров: лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; перечни, форму и порядок заполнения и использования различных актов и документов в сфере таможенного дела.

2. ФТС – является ФОИВЛ, осуществляющим функции по конрлою и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, др. преступлениями и административными правонарушениями. А именно, ФТС осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов и сборов; таможенное оформление и таможенный контроль; производство по делам об адм. правонарушениях и рассмотрение таких дел; дознание и производство неотложных действий в соответствии с УПК РФ.

ФТС находится в ведении Минэкономразвития России. ФТС по общему правилу не осуществляет НП регулирование (в исключительных случаях – да, стр.43 учебника).

3. Региональные таможенные управления – является Торганом, входящим в систему Торганов РФ и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ. Регион деятельности определяется ФТС по согласовнию с Минэкономразвития РФ. В РФ создано 7 РТУ по числу федеральных округов: Уральский, Центральный, Южный и т. д.

РТУ осуществляет руководство деятельностью таможен и таможенных постов, находящихся в регионе и является вышестоящим органом, за исключением таможен, непосредственно подчиненных ФТС.

Компетенция РТУ определена в Общем положении о РТУ: 3 группы полномочий: 1.) организационные, контролирующие, 2.) осуществляемые самостоятельно в сфере таможенного дела, 3.) направленные на повышение эффективности деятельности таможенных органов, включая собственную.

4. Таможни - это таможенный орган, входящий в систему таможенных органов РФ, и осуще­ствляет свою деятельность под общим руководством ФТС и непосредст­венным руководством РТУ. Регион деятельности таможни определяется ФТС России по согла­сованию с Минэкономразвития России. Таможня осуществляет руково­дство деятельностью таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Компетенция: 1) производство таможенного оформления товаров и транспортных средств; 2) обеспечение правильности ис­числения и своевременной уплаты таможенных платежей; 3) проведение таможенного контроля; 4) контроль за фактическим вывозом и подтверждением фактического вывоза товаров за пределы таможенной границы Россий­ской Федерации; 5) произ­водство по делам об административных правонарушениях и рассмотре­ние таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях..

5.Таможенные посты – это Торган, входящий в систему таможенных органов РФ и осуществляющий свою деятельность под общим руководством ФТС России, руководством РТУ и непосредственным ру­ководством таможни. В отличие от других таможенных органов таможенный пост не явля­йся юридическим лицом. Однако таможенный пост может быть образо­ван и как юридическое лицо решением ФТС России.

Компетенция: таможенное оформление и таможенный контроль, борьба с административными правонарушениями в таможенной сфере.

Иные (неспециальные) субъекты ТПотношений: ФЛ и ЮЛ, перемещающие товары через таможенную границу - это право часть экономической деятельности лиц, предоставленное Конституцией РФ. Монополии государства на экономическую деятельность не существует. Ограничение на ввоз и вывоз может быть только в предусмотренных законом случаях.

Для ЮЛ в установленных законом случаях требуется лицензия. Для ФЛ – дееспособность, установленная ТК РФ (=ГК РФ).

Понятия декларант, брокер, перевозчик – даны в пп.15-17 ст.11 ТК РФ, владелец склада временного хранения – ст.108 ТК РФ.

8.Таможенная служба: понятие, принципы прохождения.

Таможенная служба - это особый вид государственной службы граждан РФ.

Правовая основа: Конституция РФ, ТК РФ, ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» от 18.06.97.

Принципы ТС: 1.) законности, 2.) равный доступ граждан к государственной службе в Торганах, 3.) единство требований, предъявляемых к государственной службе, 5.) ответственности, 6.) внепартийности, 7.) стабильности кадров.

Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане Россий­ской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, способные па своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоро­вья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы (Смотри Методические рекомендации по организации работы по приему граждан РФ на службу (работу) в таможенные органы РФ, по назначению на должность, по увольнению должностных лиц таможенных органов РФ и учреждений ГТК РФ, утвер­жденные распоряжением ГТК РФ от 01.01.01 г. .

Федеральное агентство по образованию Краткий курс лекций по дисциплине « Таможенное право» Государственное образовательное учреждение высшего (для студентов специальности 030501- Юриспруденция). Улан- профессионального образования Удэ: РИО ВСГТУ, 2007- 34с. Восточно-Сибирский государственный технологический университет (ГОУ ВПО ВСГТУ) Институт экономики и права Юридический факультет Кафедра государственно - правовых дисциплин Краткий курс лекций предназначен для студентов дневного Краткий курс лекций по таможенному праву обучения специальности 030501-«Юриспруденция». В нем рас- cпециальности 030501 «Юриспруденция», крывается основное содержание курса «Таможенное право». Ключевые слова: таможенное право, таможенная служба, таможенные режимы. Составитель:Баяндуева Б.Б. Издательство ВСГТУ Улан-Удэ, 2007 1 2 До 1917г. таможенное дело особенно не менялось, изменя- Тема 1. Таможенное дело и таможенное право лись лишь таможенные тарифы, льготы иностранцам, разрешение или запреты на ввоз или вывоз отдельных товаров. Вопросы: С 1918г. начался новый этап в таможенной службе, она пе- 1. Исторический путь Российской таможни. решла из Министерства финансов в Министерство внешней тор- 2. Понятие, экономические и иные цели таможенного дела. говли (наркомат), т.е., в подчинение и только в 1986г. таможенная 3. Таможенное дело как часть государственной деятельно- служба была преобразована в самостоятельное ведомство. Глав- сти. ное управление государственного таможенного контроля при Со- 4. Таможенное право как комплексная отрасль права вете министров СССР. 5. Источники таможенного права. I-й Советский таможенный Устав появился в 1924г., а в 1928г. – I-й Таможенный кодекс, который был заменен на новый в 1.Исторический путь Российской таможни. 1964г. без каких – либо существенных изменений. В 1991г. в свя- Таможенное дело в России существует не менее 1000 лет с зи с преобразованиями в СССР был принят новый Таможенный возникновения кодекс, который просуществовал около 2-х лет т.е. до 1993г. Киевской Руси, в других государствах оно появилось еще раньше, С распада СССР начался новый период развития Российско- когда специально поставленные лица взимали плату за ввоз и вы- го таможенного дела в условиях коренных политических, эконо- воз товаров через границы или провоз по территории этих госу- мических реформ, укрепления международного сотрудничества. дарств. На 1995г. в Российской Федерации было 15 Таможенных управ- Во время татаро-монгольского ига на Руси стало употреб- лений (региональных), 150 таможен и более 500 таможенных по- ляться слово «тамга». Тамга - это своеобразный сбор за получение стов с численностью более 40 тысяч человек. ханских ярлыков, дающих право на определенную деятельность. Появились внутренние таможни, новые таможенные грани- Отсюда и слова – тамжить, т.е. облагать тамгой, таможня – место цы, расширились экономические методы воздействия на внеш- тамжения, где служилый человек взыскивал пошлину - тамгу или нюю экономическую деятельность, укрепление связей с другими ставил пятно (печать), раньше тамги таможенный сборы называ- государствами. За короткий период были подготовлены и приня- лись еще осмничее. ты (в 1993г.) Таможенный Кодекс РФ, Закон о таможенном тари- В Московском государстве с его сложной и запутанной фи- фе и многие другие подзаконные акты, создавшие современную нансовой системой, множеством податей и сборов управление основу таможенного дела. таможнями было в руках «таможенных голов», которым помогали 2. Понятие, экономические и иные цели таможенного дела. целовальники (помощники). Таким образом, таможенное дело появилось, существует и В середине 17 века таможенная политика России претерпела будет существовать, потому что существуют государства, их гра- серьезные изменения, причина – нарастание самодержавно – бю- ницы, через которые перемещаются различные виды товаров и рократической тенденции становления централизованного Рос- транспортных средств. И чем больше перемещается товаров через сийского государства. границы государств, тем больше При Петре I принципиальной новизны в таможенном деле не было. Увеличилось только количество внутренних платежей, привальные и отвальные пошлины с речных судов и другие сбо- ры. Были учреждены Комерц-коллегия и институт Таможенного бурмистра, управлявшего таможней и избираемого из купцов. 3 4 повышается значение таможенного дела. Ибо оно является дела. В ст.8 Конституции РФ сказано: «В РФ гарантируется един- составной частью государственного механизма, его внутренней и ство экономического пространства, свободное перемещение това- внешней политики. ров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобо- Сущность любой деятельности раскрывается через выявле- да экономической деятельности.», а ст.74 запрещает устанавли- ние целей. вать на территории РФ таможенные границы. Однозначно тракту- Таможенное дело преследует две группы целей: ет ст.71 Конституции РФ, что таможенное регулирование отно- Экономические, которые состоят из фискальных функций и сится только к ведению органов власти. регулятивных. Фискальные функции – это пополнение доходной части го- 4. Таможенное право как комплексная отрасль права. сударственного бюджета. Таможенное право –комплексная отрасль российского зако- Регулятивные функции. нодательства, представляющая собой систему правовых норм, Свое регулирующее воздействие на экономику таможенный регулирующих общественные отношения,связанные с перемеще- механизм оказывает таможенными тарифами, а также запретами, нием товаров и транспортных средств через таможенную границу. ограничениями, лицензированием, квотированием. В тоже время, таможенное право тесно примыкает к отдельным Регулирование призвано: вопросам, которые регулируется международным правом. Если а) стимулировать развитие национальной экономики. таможенная служба представляет собой часть аппарата государст- б) защищать российский рынок. венного управления, то ее деятельность относится к исполнитель- в) привлечь иностранные инвестиции. ной власти. Поэтому, система таможенных органов – это админи- г) выполнять обязательства перед другими государствами, стративное ведомство, которое осуществляет не только админи- международными союзами. стративный надзор за участниками ВЭД, а в отдельных случаях и Защитные цели (функции). административное принуждение со всеми вытекающими послед- Обеспечение экономической, санитарной безопасности ствиями. страны, общественного порядка, здоровья населения, культурных Предметом таможенного права являются общественные от- ценностей. ношения, которые возникают в связи с перемещением товара и Предупреждение и выявление контрабанды, уклонение от транспортных средств через таможенную границу. оплаты таможенных пошлин, других правонарушений. Преду- Основным методом для таможенного права является адми- преждение ввоза на территорию РФ товаров, вредных для здоро- нистративно-правовой метод. вья и экологии, ввоз наркотических, ядовитых, взрывчатых ве- ществ, радиоактивных материалов. Вывоз предметов старины, 5. Источники таможенного права. представляющих историческую и культурную ценность для стра- Источниками таможенного права являются акты федераль- ны. ных законодательных и исполнительных органов государственной власти. По содержанию их можно разделить на 2 группы. 1) чис- 3. Таможенное дело как составная часть государственной тые источники права 2) смешанные источники права. Например, к деятельности. первой группе относятся Конституция РФ, ТК РФ и «Закон о та- Таможенное дело – составная часть системы исполнитель- моженном тарифе», «Закон о службе в таможенных органах РФ». ной власти, которой присущи следующие принципы: целесооб- В смешанных источниках могут быть нормы различных разность, законность, оперативность, демократизм, обязатель- правовых институтов (или отраслей), например, Законы РФ «О ность. К числу принципов можно отнести единство таможенного ввозе и вывозе культурных ценностей», «О валютном регулиро- 5 6 вании и валютном контроле», «Об акцизах», «О госгранице» и РФ 1993 г., законодатель не предусмотрел нормы, в соответствии многие другие.. с которой таможенные органы были бы отнесены к правоохрани- тельным (как мы уже указали, это вытекает из выполняемых ими Тема 2. Таможенные органы и обеспечение их деятель- функций). На наш взгляд, это является серьезной недоработкой ности законодателя. Таможенные органы, составляя единую систему, представ- Вопросы: ляют собой подсистему общей системы органов исполнительной 1. Место таможенных органов в системе государственных власти. Координацию и взаимодействие таможенных органов и органов Российской Федерации? иных органов исполнительной власти в целях эффективного та- 2. Обязанности, правомочия и ответственность таможенных моженного регулирования обеспечивает Правительство РФ, осу- органов ществляющее общее руководство таможенным делом в Россий- 3. Применение должностными лицами таможенных органов ской Федерации (п. 3 ст. 1 ТК РФ). физической силы, специальных средств и оружия Органы государственной власти субъектов Российской Фе- 4. Обеспечение деятельности таможенных органов дерации, органы местного самоуправления, общественные объе- динения не могут вмешиваться в деятельность таможенных орга- нов при осуществлении ими своих функций (п. 2 ст. 401 ТК РФ). 1. Место таможенных органов в системе государственных Таможенные операции по таможенному оформлению това- органов Российской Федерации. ров и транспортных средств совершаются непосредственно в мес- Таможенные органы составляют единую федеральную цен- тах нахождения таможенных органов и их структурных подразде- трализованную систему (п. 1 ст. 401 ТК РФ). Данное единство лений (ст. 406 ТК РФ). Разрешение на проведение таможенных системы таможенных органов обусловлено следующими факто- операций вне мест нахождения таможенных органов и их струк- рами: единством цели и задач таможенных органов, единством турных подразделений дается в письменной форме начальником таможенной территории, единством выполняемых функций. таможенного органа или уполномоченным им лицом. Таможенные органы являются правоохранительными орга- Совершение таможенных операций по таможенному оформ- нами. Правоохранительный характер деятельности таможенных лению за пределами мест нахождения таможенных органов может органов вытекает из выполняемых ими функций (например, та- рассматриваться как предоставление декларанту особой услуги со моженные органы ведут борьбу с контрабандой и иными престу- стороны таможенного органа и может стать основанием, напри- плениями, административными правонарушениями в сфере тамо- мер, для повышения ставки таможенного сбора за таможенное женного дела; пресекают незаконный оборот через таможенную оформление. границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, других товаров и предметов, а также 2. Обязанности, правомочия и ответственность тамо- оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и женных органов в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Россий- Правомочие таможенных органов осуществлять неот- ской Федерации в деятельность международной гражданской ложные следственные действия и дознание в пределах своей ком- авиации), а также из закрепляемых за ними полномочий (право петенции закреплено в ст. 408 ТК РФ (подпункт 6)*(203). должностных лиц таможенных органов применять физическую В УПК РФ пунктом 3 ст. 151 установлено, что дознавателя- силу, специальные средства и оружие). Перечисленные функции ми таможенных органов производится дознание*(204) по уголов- законодатель закрепил в п. 6 ст. 403 ТК РФ, но, в отличие от ТК ным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 ст. 188 7 8 ("Контрабанда") и статьей 194 ("Уклонение от уплаты таможен- стрельного оружия; специальную подготовку владения стрелко- ных платежей, взимаемых с организации или физического лица") вым оружием и т.п. УК РФ. В ст. 414 ТК РФ перечислены и закреплены обязательные УПК РФ (п. 2 ст. 157) закрепил норму, согласно которой та- действия должностного лица таможенного органа при примене- моженные органы производят неотложные следственные дейст- нии физической силы, специальных средств и огнестрельного вия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных час- оружия. тями 2-4 ст. 188 ("Контрабанда"), статьей 189 ("Незаконный экс- порт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, 4. Обеспечение деятельности таможенных органов научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы для создания В ТК РФ 1993 г. блок вопросов по осуществлению матери- оружия массового поражения, вооружения и военной техники"), ально-технического обеспечения регулировался нормами, содер- статьей 190 ("Невозвращение на территорию Российской Федера- жащимися в главе 62 (ст. 430, 431), а теперь эти вопросы и соци- ции предметов художественного, исторического и археологиче- альные гарантии должностных лиц таможенных органов регули- ского достояния народов Российской Федерации и зарубежных руются нормами ст. 418 ТК РФ 2003 г., Федерального закона от стран") и статьей 193 ("Невозвращение из-за границы средств в 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Рос- иностранной валюте") УК РФ. сийской Федерации" (глава V "Условия службы в таможенных Для успешного выполнения таможенными органами поста- органах") и Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О новленных задач и возложенных функций они должны обладать денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных ор- информацией, необходимой для принятия административных ре- ганов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам шений. и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федераль- Нормы ТК РФ закрепили за многими лицами обязанность ных органов налоговой полиции и таможенных органов Россий- предоставлять таможенным органам информацию, необходимую ской Федерации на иные условия службы (работы)", но в свою для таможенных целей. Информация может поступать таможен- очередь нормы названных законов имеют бланкетный, отсылоч- ным органам и от государственных органов, с которыми ГТК Рос- ный характер. сии организовал межведомственное взаимодействие. Любая информация, полученная таможенными органами, может использоваться только в таможенных целях (ст. 10 ТК РФ). Тема 3. Таможенные режимы 3. Применение должностными лицами таможенных орга- нов физической силы, специальных средств и оружия Вопросы: 1. Понятия о таможенных режимах. Должностные лица таможенных органов имеют право при- 2. Виды таможенных режимов. менять физическую силу, специальные средства и огнестрельное 3. Характеристика таможенных режимов. оружие в случаях и порядке, предусмотренных статьями 414-417 ТК РФ. Наличие данных прав порождает у должностных лиц та- 1.Понятия о таможенных режимах. моженных органов обязанности, например, проходить периодиче- Режим – это система правил, мероприятий, необходимых скую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных для той или иной цели; или точно установленный распорядок с применением физической силы, специальных средств и огне- жизни человека, обществ, государства. 9 10 Под правовым режимом понимается совокупность правил, В целях таможенного регулирования в отношении товаров закрепленных в юридических нормах и регулирующих опреде- устанавливаются следующие виды таможенных режимов: ленную деятельность. 1) основные таможенные режимы: По времени действия бывают режимы постоянные и вре- выпуск для внутреннего потребления; менные. экспорт; Таможенный режим – совокупность положений, опреде- международный таможенный транзит; ляющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых 2) экономические таможенные режимы: через таможенную границу РФ для таможенных целей. Он явля- переработка на таможенной территории; ется постоянным, общегосударственным. Его можно понимать переработка для внутреннего потребления; как совокупность правил, регулирующих деятельность, связан- переработка вне таможенной территории; ную с перемещением товаров и транспортных средств через гра- временный ввоз; ницу таможенный склад; Важнейшими компонентами таможенных режимов являют- свободная таможенная зона (свободный склад); ся: 3) завершающие таможенные режимы: 1) меры экономической политики, т.е., административное реимпорт; воздействие на их ввоз и вывоз путем запретов или ограничения реэкспорт; (лицензирование, квотирование и применение иных мер админи- уничтожение; стративных рычагов регулирования экономических процессов) отказ в пользу государства; 2) таможенное оформление 4) специальные таможенные режимы: 3) таможенные платежи временный вывоз; 4) таможенный контроль беспошлинная торговля; 5) правила пользования и распоряжения «затаможенными» перемещение припасов; товарами и транспортными средствами. иные специальные таможенные режимы. В зависимости от этих компонентов можно различать раз- новидность общего таможенного режима: 3. Характеристика таможенных режимов. 1) льготный (перемещение физическими лицами товаров не 1. Выпуск для внутреннего потребления - таможенный ре- для коммерческих целей, экспортно – импортные операции на жим, при котором ввезенные на таможенную территорию Россий- основе международных договоров) и др. ской Федерации товары остаются на этой территории без обяза- 2) обычный тельства об их вывозе с этой территории. 3) усиленный (стратегические товары, культурные ценно- 2. Экспорт - таможенный режим, при котором товары, нахо- сти, валюта и т.д.) дящиеся в свободном обращении на таможенной территории Рос- Общий таможенный режим по признакам объектов делится сийской Федерации, вывозятся с этой территории без обязатель- на 3 вида режимов: ства об обратном ввозе 1) режим товаров 3.Международный таможенный транзит - таможенный ре- 2) режим транспортных средств жим, при котором иностранные товары перемещаются по тамо- 3) режим валюты и валютных ценностей. женной территории Российской Федерации под таможенным кон- тролем между местом их прибытия на таможенную территорию 2. Виды таможенных режимов. Российской Федерации и местом их убытия с этой территории 11 12 (если это является частью их пути, который начинается и закан- женных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам перера- чивается за пределами таможенной территории Российской Феде- ботки. рации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без 3. Переработка вне таможенной территории - таможенный применения к товарам запретов и ограничений экономического режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации для целей проведения операций по пере- Российской Федерации о государственном регулировании внеш- работке товаров в течение установленного срока (срока перера- неторговой деятельности.ранзит товаров – таможенный режим, ботки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с при котором товары перемещаются под таможенным контролем полным или частичным освобождением от уплаты ввозных тамо- между двумя таможенными органами РФ, в том числе через тер- женных пошлин, налогов риторию иностранного государства, без взимания таможенных 4.Временный ввоз - таможенный режим, при котором ино- пошлин, налогов, а также без применения мер экономической по- странные товары используются в течение определенного срока литики. (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской 4. Переработка на таможенной территории - таможенный Федерации с полным или частичным условным освобождением от режим, при котором ввезенные товары используются на таможен- уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим ной территории Российской Федерации в течение установленного товарам запретов и ограничений экономического характера, уста- срока (срока переработки товаров) для целей проведения опера- новленных в соответствии с законодательством Российской Фе- ций по переработке товаров с полным условным освобождением дерации о государственном регулировании внешнеторговой дея- от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза про- тельности. дуктов переработки с таможенной территории Российской Феде- рации в определенный срок. 5.Таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации Режимы переработки товаров. товары хранятся под таможенным контролем без уплаты тамо- 1. Переработка на таможенной территории - таможенный женных пошлин, налогов и без применения запретов и ограниче- режим, при котором ввезенные товары используются на таможен- ний экономического характера, установленных в соответствии с ной территории Российской Федерации в течение установленного законодательством Российской Федерации о государственном ре- срока (срока переработки товаров) для целей проведения опера- гулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназна- ций по переработке товаров с полным условным освобождением ченные для вывоза, хранятся под таможенным контролем на ус- от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза про- ловиях, предусмотренных настоящим параграфом. дуктов переработки с таможенной территории Российской Феде- 6. Свободная таможенная зона (СТЗ) и свободный склад рации в определенный срок. (СС). 2. Переработка для внутреннего потребления - таможенный В ст.3 ТК РФ говорится, что на территории РФ могут нахо- режим, при котором ввезенные товары используются на таможен- диться СТЗ и СС. Их территория рассматривается, как вне терри- ной территории Российской Федерации в течение установленного тории РФ, а их периметры являются ее границей. Режимы СТЗ и срока (срока переработки товаров) для целей проведения опера- СС очень похожи. СТЗ создаются на основании Постановления ций по переработке товаров с полным условным освобождением Правительства РФ, а СС – после получения ГТК РФ. Товары в от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском про- них могут находиться без ограничения сроков или до их ликвида- дуктов переработки для свободного обращения с уплатой тамо- ции. При ввозе в них любых товаров иностранных и российских, таможенные пошлины и налоги не взимаются, а при вывозе взи- 13 14 маются. Однако, на СТЗ имеются отдельные ограничения. (на от- - при уничтожении которых может быть причинен вред ок- дельные операции и товары). И, все – таки, общий таможенный ружающей среде и т.д. режим упрощен, таможенное оформление также упрощено. Кон- Уничтожение производится путем механического, термиче- троль осуществляется только при наличии нарушений таможен- ского, химического либо другого воздействия с соблюдением за- ных правил. Практика СТЗ в мире значительная (около 800 СТЗ). конодательства РФ об охране окружающей среды. 4. Отказ в пользу государства - таможенный режим, при ко- Завершающие таможенные режимы тором товары безвозмездно передаются в федеральную собствен- 1. Реимпорт - таможенный режим, при котором товары, ра- ность без уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сбо- нее вывезенные с таможенной территории Российской Федера- ров за таможенное оформление, а также без применения к това- ции, ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации рам запретов и ограничений экономического характера, установ- в установленные сроки (подпункт 2 пункта 1 статьи 235) без уп- ленных в соответствии с законодательством Российской Федера- латы таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам ции о государственном регулировании внешнеторговой деятель- запретов и ограничений экономического характера, установлен- ности. ных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Специальные таможенные режимы 2. Реэкспорт - таможенный режим, при котором товары, ра- 1. Временный вывоз - таможенный режим, при котором то- нее ввезенные на таможенную территорию Российской Федера- вары, находящиеся в свободном обращении на таможенной тер- ции, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уп- ритории Российской Федерации, могут временно использоваться лаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без при- за пределами таможенной территории Российской Федерации с менения к товарам запретов и ограничений экономического ха- полным условным освобождением от уплаты вывозных таможен- рактера, установленных в соответствии с законодательством Рос- ных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений сийской Федерации о государственном регулировании внешне- экономического характера, установленных в соответствии с зако- торговой деятельности. нодательством Российской Федерации о государственном регули- ровании внешнеторговой деятельности. 3.Уничтожение - таможенный режим, при котором ино- 2. Беспошлинная торговля - таможенный режим, при кото- странные товары уничтожаются под таможенным контролем без ром иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к Российской Федерации, или российские товары продаются в роз- товарам запретов и ограничений экономического характера, уста- ницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной новленных в соответствии с законодательством Российской Фе- территории Российской Федерации, непосредственно в магазинах дерации о государственном регулировании внешнеторговой дея- беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, нало- тельности. гов, а также без применения к товарам запретов и ограничений Не допускается помещение под этот режим товаров: экономического характера, установленных в соответствии с зако- - запрещенных к ввозу; нодательством Российской Федерации о государственном регули- - принятых в качестве залога; ровании внешнеторговой деятельности. - товаров на которых наложен арест или изъятых по делам о 3. Перемещение припасов - таможенный режим, при кото- контрабанде и делам о нарушении таможенных правил; ром товары, предназначенные для использования на морских - предметов художественного и исторического достояния; (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для - животных и растений; платной международной перевозки пассажиров либо для платной 15 16 или бесплатной международной промышленной либо коммерче- Роль и значение таможенных режимов очень велики. Тамо- ской перевозки товаров, а также товары, предназначенные для женный режим устанавливает порядок перемещения товаров че- продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) рез таможенную границу, в зависимости от назначения, условий судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную гра- нахождения его на/вне таможенной территории РФ, устанавлива- ницу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения ет рамки, в которых используется этот товар, права и обязанности запретов и ограничений экономического характера, установлен- участников ВЭД, требование к товару, помещенному под данный ных в соответствии с законодательством Российской Федерации о режим. государственном регулировании внешнеторговой деятельности. 4. Иные специальные таможенные режимы устанавливаются Тема 4. Таможенное оформление в отношении следующих товаров, перемещаемых через таможен- ную границу: Вопросы: 1) товаров, вывозимых с таможенной территории Россий- 1. Понятия о таможенном оформлении. ской Федерации и предназначенных для обеспечения функциони- 2. Предварительные операции. рования посольств, консульств, представительств при междуна- 3. Временное хранение. родных организациях и иных официальных представительств 4. Декларирование. Виды декларирования. Российской Федерации за рубежом; 5. ГТД – краткая характеристика. 2) товаров, перемещаемых через таможенную границу меж- ду воинскими частями Российской Федерации, дислоцированны- 1.Понятия о таможенном оформлении. ми на таможенной территории Российской Федерации и за преде- Таможенное оформление – это основная стадия таможенно- лами этой территории; го производства, под которой понимается процедура помещения 3) товаров, перемещаемых через таможенную границу и товаров и транспортных средств под определенной процессуаль- предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных ной деятельности, предусмотренной юридическими нормами. бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, Таможенное оформление производится в порядке, который предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в регламентирует ТК, ст.58-154 и рядом норм, которые содержатся результате чрезвычайных ситуаций, и товаров, необходимых для в законах, указах и указаниях ГТК,ФТС. Главная цель таможенно- проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и го оформления – обеспечение условий для правильного взимания жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований; таможенных платежей и осуществления таможенного контроля, 4) товаров, вывозимых в государства - бывшие республики что немыслимо без выполнения экономических и других задач СССР и предназначенных для обеспечения деятельности распо- таможенной политики. На стадии оформления могут быть ис- ложенных на территориях этих государств лечебных, спортивно- пользованы услуги третьих лиц: таможенного брокера (посредни- оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имуще- ка); перевозчика – собственника СВХ, которые должны иметь ли- ство которых находится в собственности Российской Федерации цензии на право заниматься этим видом деятельности. Таможен- или субъектов Российской Федерации, а также для проведения на ный брокер действует только с нотариально удостоверенным до- территориях указанных государств российскими организациями говором. научно-исследовательских работ в интересах Российской Федера- Условно можно выделить 3 вида таможенного оформления: ции на некоммерческой основе; 1) обычное; 2) упрощенное (например, скоропорт, живые 5)) российских товаров, перемещаемых между таможенны- животные, стихийное бедствие); 3) особое, усложненное, связан- ми органами через территорию 17 18 ное с параллельным осуществлением ветеринарного, санитарного, 3.Временное хранение. экологического контроля. Временное хранение – это особый правовой режим товаров Таможенное оформление с точки зрения последовательно- и транспортных средств на стадии таможенного оформления. По сти действий можно разделить на следующие этапы: 1) предвари- таможенным правилам они автоматически попадают под этот ре- тельные операции; 2) временное хранение; 3) декларирование. жим с момента их представления таможенному органу. Исключе- ние для товаров, оформленных в течение 3- часов с момента пред- 2. Предварительные операции. ставления. Этот режим регулируется ст. 145-156 ТК. Предварительными операциями считаются все предшест- 2) Доставка товара разрешена в другие места, но при этом вующие действия, имеющие отношение к таможенному оформле- товары рассматриваются как находящиеся на СВХ. нию и помещению товаров под определенный таможенный ре- Склады временного хранения могут быть открытого и за- жим. Они производятся для ускорения последующих операций по крытого типа. Территория СВХ – зона таможенного контроля. таможенному оформлению. СВХ могут быть у таможенных органов и у российских лиц, по- При этом декларант или участник внешне – экономической лучивших лицензию. деятельности: 1) уведомляет таможенные органы о пересечении границы 4.Декларирование. Виды декларирования. или намерении вывезти товары из РФ; Декларирование – заявление по установленной форме точ- 2) доставить документы и товары в указанное место; ных сведений о товарах и транспортных средств, их таможенном 3) представить их в месте доставки; режиме и других сведений. Декларант – лицо, перемещающее то- 4) в установленных случаях подать краткую декларацию; вары через границу. Таможенный брокер – посредник, который обеспечить неизменность перевозимого товара. представляет и декларирует товары и транспортные средства от До помещения товара под определенный режим может в от- собственного имени. Им может быть только российское лицо, а в дельных случаях применяться краткая декларация. случаях перемещения товара через таможенную границу не для В представленных документах на груз должны быть сведе- коммерческих целей – любое лицо. ния: Особенности декларанта: - о наименовании российского отправителя, либо получате- 1) произвести декларирование в соответствии с законом; ля груза; 2) по требованию таможенного органа в установленной срок - сведения о транспортном средстве; предъявить товары, документы и необходимые сведения для та- - наименование и количество груза. моженных целей; Если в этих документах нет необходимых (мало) сведений, 3) уплатить таможенные платежи; лицо подает краткую декларацию. В ней должны быть сведения: 4) оказывать содействие в производстве таможенного - о стране отправителя или назначения; оформления. - о перевозчике; Исходя из вышесказанного можно разделить декларации на - о транспортном средстве; следующие виды по содержанию: - номера транспортных документов; 1) краткие; 2) обычные; 3) временные (неполные); 4) упро- - наименование и количество товаров (все); щенные; 5) периодические – при регулярном перемещении одних - средства идентификации; и тех же товаров одним лицом. - адрес отправителя. 5. ГТД – краткая характеристика. 19 20

1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ... 3

2. ПРИНЦИПЫ МТАП.. 3

3. ИСТОЧНИКИ МТАП.. 4

4. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА.. 4

5. ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА.. 5

6. ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА.. 6

7. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ И ТАМОЖЕННЫХ ГРАНИЦ.. 6

8. ОСНОВЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕС.. 8

9.СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ.. 12

10. ФОРМИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В РАМКАХ ЕВРАЗЭС И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЯТЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАХ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.. 14

11. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ САНИТАРНЫХ, ВЕТЕРИНАРНЫХ И ФИТОСАНИТАРНЫХ МЕР. 17

12. ИСПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ.. 20

13. ИСПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В ОТНОШЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СТАТИСТИКИ, А ТАКЖЕ РЕШЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА НА УРОВНЕ ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ ОТ 19 НОЯБРЯ 2010 Г. № 61 «О СРОЧНЫХ МЕРАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА МЕЖДУ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА». 21

14. РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЯТЫМ ПРОТОКОЛОМ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ДОГОВОР ОБ УЧРЕЖДЕНИИ 22

15. УНИФИКАЦИЯ ТОРГОВЫХ РЕЖИМОВ.. 22

16.ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ.. 23

17. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ СЕКРЕТАРИАТА КОМИССИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ПО ИСПОЛНЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ.. 24

18. БОЛИВАРИАНСКИЙ АЛЬЯНС ДЛЯ НАРОДОВ НАШЕЙ АМЕРИКИ (АЛБА) 24

19. АНДСКОЕ СООБЩЕСТВО.. 27

20. МЕРКОСУР. 31

21. СОЮЗ ЮЖНОАМЕРИКАНСКИХ НАЦИЙ.. 33

ТЕМЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННЫХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ: 36

1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ

Международное таможенное право (МТАП) - система принципов и норм, регулирующая отношения между государствами и иными субъектами МТАП в сфере таможенного дела и координирующая таможенные отношения по обеспечению экономической безопасности и суверенитета в мирохозяйственных связях, обусловленных развитием общих экономических всемирных отношений.
МТАП - составная часть Международного публичного права (МПП).

МПП - совокупность норм, которые являются общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм Международного права.
Субъекты МТАП :

1) государства;

2) международные организации, осуществляющие деятельность в области торговли и таможенного дела;

3) нации и народы, выступающие за определение своей государственности;



4) государствоподобные образования.

Действующие нормы МТАП распространяются на юридических и физических лиц государства, являющегося субъектом этого права (юридические и физические лица опосредованно (через государство) являются специфическими субъектами МТАП).
Указанные лица являются участниками международных таможенных отношений.
МТАП создается государствами и иными его субъектами в целях регулирования международных таможенных отношений (государства стремятся к тому, чтобы создать наилучшие условия для перемещения товаров, служащих объектом международной торговли; кроме того, в современных условиях МТАП призвано обеспечить надежную основу безопасной деятельности субъектов МТАП, юридических и физических лиц в таможенной сфере).



Поделиться