Внешнеторговая политика государства: свободная торговля и протекционизм. Свободная торговля или протекционизм? Вывоз капитала из россии

Развал единого народнохозяйственного комплекса страны, нарушение традиционных экономических связей привели к параличу всей производственной сферы бывших советских республик, а необходимость поиска новых деловых партнеров и редко - перепрофилирование имеющихся производственных мощностей потребует немалого времени и чревато непредсказуемыми последствиями. Если же учесть и неконкурентоспособность (в силу объективных причин, порожденных бывшей политической системой и экономическим порядком) абсолютного большинства выпускаемой предприятиями продукции, а также значительные издержки в проведении неизбежных реформ, то становится очевидным, что "стартовые условия" перехода экономики Азербайджана на рыночные отношения можно квалифицировать как весьма и весьма тяжелые. Республика переживает в настоящее время сложный и болезненный процесс становления национальной экономики, вхождения в мировое экономическое сообщество, формирования глубоких и устойчивых внешних экономических связей со странами как ближнего, так и дальнего зарубежья. Как видим, международная торговля оказывает решающее влияние на процессы экономического развития государств. Не подлежит сомнению, что центральное место в экономической жизни АР занимает ВЭД, включая внешнюю торговлю, экономическое, научно-техническое сотрудничество, специализацию и кооперацию в области производства и т. д. Ее экономика в значительной степени зависит от международной экономической и политической среды.

В нашей повседневной жизни торговля имеет большое значение, так как мы постоянно что-то приобретаем или предлагаем. Этот нескончаемый оборот свидетельствует о постоянном движении.

Международная торговля-сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров- экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом.

По принятым в мире стандартам статистики международной торговли ключевым элементом для признания торговли международной, продажи товара- экспортом, а покупки- импортом является факт пересечения товаром таможенной границы государства и фиксации этого в соответствующей таможенной отчетности. При этом меняет товар собственника или нет-значения не имеет. Например, если компьютер продан (а, по сути, передан) американским подразделением IBM своему азербайджанскому подразделению, он считается экспортом США и импортом Азербайджана, даже, несмотря на то, что собственником товара осталась американская компания IBM. В теории платежного баланса, напротив, определяющим является смена товаром собственника, и продажа азербайджанского сырья филиалу американского предприятия, находящемуся в Азербайджане, будет считаться азербайджанским экспортом, хотя сырье не пересекало границу.

Любое изменение условий торговли означает какое-либо движение экспортных или импортных цен. В результате доходы торгующей страны либо увеличиваются, если условия торговли улучшаются, либо сокращаются, если условия торговли ухудшаются.

Начиная с Адама Смита и по настоящее время в экономической науке центральный вопрос международной торговли с завидным постоянством формулируется так: фритредерство (свободная торговля) или протекционизм?

Свобода торговли (free trade) -политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм- (рrotectionism) -государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Наиболее полное обобщение теории протекционизма связано с именем австралийского ученого Макса Кордена. Существование противодействующих друг другу государств, ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер.

Роль государства в международной торговле ограничивается преимущественно разработкой и осуществлением мер торговой политики, направленных на достижение определенных приоритетов. Сегодня аксиомой является бесперспективность изолированного, автаркичного курса развития для любой страны. Экономическая жизнь даже в самых отдаленных уголках планеты, так или иначе, вплетается в ткань мировой экономики. Самыми очевидными проявлениями этого процесса являются возросшие международные потоки товаров и услуг и существенно либерализированный режим для межстрановой миграции капиталов. И все же во все времена существовал и существует целый ряд причин, побуждающих национальные государства принимать меры, идущие вразрез с логикой максимальной открытости. Этими причинами могут быть и обязательства по защите интересов части собственных товаропроизводителей, проигрывающих от развития международной торговли, и приверженность национальным традициям, и идеологические установки на ограничение внешнего влияния, неизбежного при широких обменах (бывшие страны плановой экономики), и опасения конкуренции, в том числе недобросовестной, и некоторые постулаты национальных стратегий развития, ориентированных, например, на импортозамещение, и религиозные догматы, и множество других причин. Протекционизм всегда многолик. Его сторонники не менее изобретательны в поиске аргументов за ограничения в национальной внешнеэкономической политике, чем сторонники свободных обменов. И, тем не менее, общая тенденция состоит во все большей приверженности национальных государств принципам активного участия в мирохозяйственных связях и включения национальных экономик в глобальную систему мирового хозяйства.

Внешнеторговая политика - это комплекс мер, позволяющих осуществлять торговлю и с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.

Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговля.

Торговая политика всегда привлекала внимание людей. Их интересовало, почему одни государства, обладавшие большим количеством ресурсов, оставались бедными, в то время как другие государства, обладавшие лишь человеческими ресурсами, быстро богатели. Это, а также поиск оптимальных путей развития внешней торговли составляют одну из наиболее сложных, но и интересных проблем экономической науки. Этим вопросом занимается целый ее раздел -- международная экономика. Со временем внутри него сформировались два больших научных направления -- свобода торговли (основатели А. Смит., Д. Рикардо) и протекционизм (основатели -- А. Гамильтон и Ф. Лист).

Внешнеторговая политика государства: свободная торговля и протекционизм

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов наоборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

В условиях развития международных экономических отношений огромное значение имеет оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Грамотно построенная система таможенных тарифов способствует развитию внутреннего рынка страны, а поскольку внешняя торговля является одной из важнейших форм международных связей, от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место на мировом рынке.

Основные виды внешнеторговой политики.

Традиционными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство (свободная торговля).

Протекционизм как теория внешнеэкономического поведения утвердилась в 19 веке в соперничестве с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли).

Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. ptotectio -- защита, покровительство) - политика, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков. Это система государственного регулирования внешнеторговых связей, направленных на создание благоприятных условий фирмам-резидентам. Инструменты протекционизма: таможенные пошлины, тарифы (делятся на адвалорные, т.е. пошлина с цены товара; специальные (в виде определенной суммы денег, взимаемые с веса, объема или штуки товара); автономные; договорные) и субсидии.

Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу госбюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими:

Экспортными (он применяются в промышленно развитых странах, в РФ применяются только на бензин и мазут); - импортные; - транзитные;

Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.

Относительно открытым признается режим страны, у которой средний уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями охвачено не более 25% импорта и при этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно регистрационный характер.

Протекционизм может быть агрессивным, если его применяют более развитые государства по отношению к менее развитым, либо монополии, имеющие более развитое производство. В этом случае он реакционен, поскольку затрудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике.

Он также может быть прогрессивным, если его применяют менее развитые государства по отношению к более развитым, если защищаются менее развитые и младенческие отрасли.

Страна сама формирует концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики, обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и экономических интересов.

В ведении страны находятся государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.

В реальной международной экономической ситуации существует несколько видов протекционистской политики:

  • - селективный протекционизм, применяемый против отдельных стран или отдельных товаров;
  • - отраслевой протекционизм - это политика, которая защищает определенные отрасли, к примеру, сельское хозяйство;
  • - коллективный протекционизм, т.е. такая протекционистская политика, которая осуществляется методами внутренних экономических мер.

У протекционизма есть свои плюсы и минусы. Преимущества протекционизма:

Сдерживание импорта помогает уравновесить торговый баланс; защита национальной экономики от демпинга; « защита молодых отраслей, которые еще неконкурентоспособны и нуждаются в государственной поддержке; торговые барьеры на пути иностранных товаров стимулируют собственное производство.

Недостатки политики протекционизма заключаются в следующем:

Ослабляется конкуренция в экономике; снижается эффективность производства; в достаточной степени не используются преимущества международного разделения труда; подрываются возможности экспорта, так как ограничение импорта сдерживает и будущий экспорт.

Политика свободной торговли (или фритреда -- от англ. free trade) как явление экономической жизни возникла во второй половине XVIII в. Решающее значение для ее теоретического обоснования имел выход в свет известного сочинения А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов

Фритредерство - это политика весьма ограниченного государственного вмешательства во внешнюю торговлю страны, которая осуществляется на основе игры свободных рыночных сил спроса и предложения.

Это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.

На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левых партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.

Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

Свободная торговля обладает следующими преимуществами:

  • -стимулирует конкуренцию, ограничивая монополизм; » повышает эффективность производства, снижает цены;
  • -расширяет выбор товаров для потребителей;
  • -позволяет полностью использовать преимущества международного разделения труда.

Сторонники фритредерства считают, что аргументы в пользу протекционизма дискуссионны, поскольку цели, которую он ставит перед собой, можно достичь с меньшими издержками.

В истории МЭО известны два полярно противоположных типа внешнеэкономической политики: свободная торговля (фритред) и протекционизм; на протяжении XX в. наблюдались колебания в предпочтениях государств по отношению к тому или иному типу внешнеэкономической политики: начало столетия, 20-е и 50-е гг. характеризовались всплеском фритредерских настроений, а 30-е и 70-е -- возрождением интереса к протекционизму; оба варианта экономической политики обладают позитивом и негативом, что позволяет в современных условиях говорить о необходимости разумного синтеза свободной торговли и протекционизма при сохранении магистральной тенденции к либерализации мировой экономики; введение протекционистских мер способствует временному повышению доходов производителей и государства при снижении уровня жизни подавляющей части населения, а в долгосрочной перспективе -- к общему сокращению национального благосостояния и ослаблению позиций страны в МЭО.

Список использованной литературы

  • 1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  • 2. Мировая экономика: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. проф. И.П.Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  • 3. Мировая экономика: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. проф. И.П.Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  • 4. Международные экономические отношения: Учебник //под ред. А.И Евдокимова. Москва, 2006г.
  • Вопрос 8. Основные изменения и тенденции развития в международной торговле на современном этапе.
  • Вопрос 9. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли.
  • Вопрос 10. Протекционизм и свободная торговля: сущность, основные достоинства и недостатки.
  • Вопрос 12. Что представляют собой прямые и портфельные зарубежные инвестиции.
  • Вопрос 13. Что такое тнк, их роль в мировой экономике.
  • Вопрос 14. Причины экспорта капитала?
  • Вопрос 15. Что представляет собой мэи (международная экономическая интеграция). Европейский союз и его состав. Назвать примеры международных интеграционных обьединений.
  • Вопрос 16.Что такое валютный курс. Как влияет на курс национальной денежной единицы страны состояние ее торгового баланса страны?
  • Вопрос 17. Механизм влияния понижения курса валюты на ее экспорт и импорт?
  • Вопрос 18. Механизм влияния повышения курса национальной валюты на ее экспорт и импорт. Как изменяется конкурентоспособность импортируемых и экспортируемых товаров.
  • Вопрос 19. Что такое нтр, ее черты?
  • Вопрос 20. Что такое апк?
  • Вопрос 21. Как сказывается на внедрении достижений нтр в стране наличие в ней дорогой и дешевой рабочей силы
  • Вопрос 22. Первичный, вторичный и третичный сектора экономики. Перечислите отрасли, которые входят в них.
  • Вопрос 23. Последствия нтр для мирового хозяйства.
  • Вопрос 24. Какие страны выступают в мировом хозяйстве в качестве поставщиков и потребителей энергетических ресурсов.
  • Вопрос 25. Назовите главные регионы в мире, выступающие крупнейшими производителями продукции машиностроения.
  • Вопрос 26. Чем отличается сельское хозяйство в промышленно развитых странах от сельского хозяйства в развивающихся странах?
  • Вопрос 27. Основные тенденции в развитии транспорта в современном мире.
  • Вопрос 28. Перечислите основные тенденции в развитии мирового хозяйства на рубеже 20 и 21 вв.
  • I. Постиндустриализация.
  • II. Преодоление разрыва в экономическом развитии между странами
  • III. Изменение позиций отдельных стран в мировой экономике
  • IV. Глобализация.
  • V. Интеграция и регионализация.
  • VI. Либерализация и дерегулирование.
  • Вопрос 29. Понятие постиндустриализации и ее основные черты.
  • Вопрос 30. Что представляет собой вто/цели, принципы, численный состав.
  • Основные принципы:
  • Членство.
  • Вопрос 31. «За» и «против» присоединения России к вто.
  • Вопрос 32. Что представляют собой мвф и Всемирный банк.
  • Вопрос 33. Перечислите основные направления влияния нтр на мировое хозяйство.
  • Вопрос 34. Как изменились позиции в мировом хозяйстве к концу 20 в. Отдельных групп стран (прс,рс, стан с переходной экономикой)?
  • Вопрос 35. Причины экономической отсталости развивающихся стран.
  • Вопрос 36. Что такое глобализация и каковы ее последствия.
  • Вопрос 37. Что такое глобальные проблемы человечества? Перечислите их.
  • Вопрос 38. Как можно классифицировать отрасли хозяйства России в зависимости от их конкурентоспособности на международном рынке?Лена
  • Вопрос 39. Почему России необходимо интегрироваться в мировую экономику. Какие проблемы у нее возникают в этой связи?Лена
  • Вопрос 40. Товарная и географическая структура внешней торговли России. Лена
  • Вопрос 40. Товарная и географическая структура внешней торговли России. Я
  • Вопрос 10. Протекционизм и свободная торговля: сущность, основные достоинства и недостатки.

    Типы торговой политики: протекционизм и свободная торговля.

    Протекционизм:

    Суть политики в сдержании ввоза в страну высоко конкурентной иностранной продукции и стимулирование экспорта национальной продукции.

    Плюсы:

    Защита национального производства от конкуренции со стороны зарубежных производителей (демпинг);+развитие производства; +защита молодых отраслей национальной экономики; +стимулирует рост собственного производства;

    Уравновешивание внешнеторгового баланса.

    Минусы:

    Ослабление конкуренции в экономике; стимулы совершенствования производства;

    Сужаются возможности выбора для потребителей;

    Лишение возможности использования международного разделения труда;

    Подрывает возможности для экспорта товаров.

    Свободная торговля:

    Открытая внешнеторговая политика, предполагающая свободное движение товаров между странами без торговых барьеров.

    Плюсы:

    Стимуляция конкуренции; +производители вынуждены вводить новшества, повышают качество продукции и снижают ее себестоимость и цену; +расширение предложения товаров, больший выбор; +более эффективное размещение ресурсов в мировой торговле.

    Минусы:

    Лишает защиты национальную экономику от иностранного бизнеса;

    Наводнение отечественного рынка иностранными товарами;

    Навязывание потребителю чуждых вкусов.

    Освобождение мировой торговли от ограничений (либерализм).

    Вопрос 11. Основные теории внешней торговли: теория абсолютных и сравнительных преимуществ, теория Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева, теория жизненного цикла товара, теория конкурентных преимуществ М. Портера .

    Теория абсолютных преимуществ А.Смита.

    Адам Смит доказал, что благосостояние наций зависит не столько от количества накопленного золота, сколько от способности производить ими те или иные товары или услуги.

    Согласно теории абсолютных преимуществ А.Смита страны экспортируют те товары, производство которых требует меньших издержек (абсолютное преимущество) и импортирует те товары, производство которых в других странах также требует меньших издержек (абсолютное преимущество у других стран).

    Тогда международная торговля станет выгодна в том случае, если две страны будут торговать теми товарами, которые они производят с меньшим издержками, чем их партнер, т.е. в производстве которых они будут иметь абсолютное преимущество.

    Рассмотрим следующий пример:

    Допустим, что страны А и Bпроизводят только два товара:CиD. В стране А для производства одной единицы товара С требует 2 единицы затрат, а для производства одной единицы товараD–6 единиц. В стране В для производства одной единицы товара С требуется 12 единиц затрат, а для производства одной единицы товараD– 4 единицы.

    Страна А имеет абсолютное преимущество в производстве товара С, поскольку для производства одной единицы требуется лишь 2 единицы затрат по сравнению с 12 в стране В. производители страны В также имеют абсолютное преимущество в производстве товара D, поскольку всего 4 единицы затрат идет на производство одной единицы товараDпо сравнению с 6 в стране А.

    Товар/страна

    Предположим, что производителям товара С в стране А надо купить товар D, а производителям товараDв стране В – товар С. Существет два варианта: купить этот товар у себя в стране либо купить его за границей.

    Производитель товара С страны А при покупке товара Dу себя в стране сможет обменять одну единицу товара С на 2/6=1/3 единицы товараD. Если же он покупает этот товар в стране В, от он сможет получить уже 2/4=1/2 единицы товараD.

    Производитель товара Dстраны В, покупая товар С в стране В, получит одну единицу своего товара 4/12=1/3 единицы товара С. В случае импорта товара С из страны А он получает значительно больше – 4/2=2 единицы товара С.

    Поэтому, производителям товара С страны А выгоднее купить товар Dв стране В, а производителям товараDстраны В выгоднее купить товар С в стране А, чем покупать эти товары у отечественных производителей.

    Преимущество теории: теория абсолютных преимуществ основана на трудовой теории стоимости и показывает явные преимущества разделения труда уже на международном уровне.

    Недостаток теории: теория абсолютных преимуществ не дает ответа на вопрос – почему страны торгуют между собой даже при отсутствии абсолютного преимущества в производстве тех или иных товаров.

    Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо.

    Давид Рикардо развил теорию Адама Смита и объяснил, почему страны торгуют между собой при отсутствии абсолютных преимуществ в производстве тех или иных товаров.

    Теория сравнительных преимуществ использует понятия альтернативной цены - рабочее время, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара.

    Теория сравнительных (относительных) преимуществ заключается в том, что если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками в сравнении с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран независимо от того, имеют они или нет абсолютное преимущество в производстве этих товаров.

    Рассмотрим следующий пример:

    Допустим, что страны А и В производят только два товара С и D. В стране А для производства одной единицы товара С требуется 2 единицы затрат, а для производства одной единицы товараD– 6 единиц. В стране В для производства одной единицы товара С требует 12 единиц затрат, а для производства одной единицы товараD–10единиц.

    Страна А имеет абсолютное преимущество при производстве обоих видов товаров. Согласно теории абсолютных преимуществ страна А должна экспортировать эти товары в страну В, а страна В может только импортировать – для экспорта у нее нет возможности. Если же страна А не может торговать со страной В, то на единицу затрат в стране А будет приходиться 1/6 единиц товараDи 1/2 единиц товара С. В стране же В на единицу затрат будет приходится 1/10 единиц товараDи 1/12 единицы товара С.

    Товар/страна

    Относительная цена единицы товара Dв стране А, выраженная через стоимость единицы товара С, составляет 6/2 =3 единицы товара С, а в стране В меньше – 10/12 единицы товара С. Это означает, что производителю товара С страны А покупать товарDна внутреннем рынке не выгодно, поскольку за единицу товараDон будет должен отдать 3 единицы своего товара, в то время как в стране В – только 10/12 единиц товара С. Выигрыш составит: 3-10/12=26/12 единиц товара С. Поэтому страна А будет импортировать товарDиз страны В, поскольку это относительно дешевле.

    Относительная цена единицы товара С в стране В, выраженная через стоимость единицы товара D, составляет 12/10=6/5 единицы товараD, а в стране А меньше – 2/6=1/3 единицы товараD. Это означает, что производителю товараDстраны В покупать товар С на внутреннем рынке не выгодно, поскольку за единицу товара С он будет долен отдать 6/5 единицы своего товара, в то время как в стране А только 1/3 единицы товараD. Выигрыш составит: 6/5-1/3=13/158 единиц товараD. Поэтому страна В будет импортировать товар С из страны А, поскольку это относительно дешевле.

    Следует отметить, что если на мировой рынок выходят страны, равные по уровню экономического развития, то выгоды у них будут равными; если же на мировой рынок выходят страны с неравным уровнем экономического развития, то более развитая страна не может полностью удовлетворить потребности более развитой и мировая цена всегда будет близкой к автаркической цене более развитой страны.

    Условия внешней торговли – это отношение экспортных цен данной страны к ее импортным ценам.

    Чаще всего, когда речь идет о более широкой номенклатуре товаров, используются индексы экспортных и импортных цен.

      Индекс, отражающий движение экспортных цен для данной страны: р х =х i p i

    где,x i – доляi

    p i i -го товара в базовом году.

      Индекс, отражающий движение импортных цен для данной страны: P m =m i p i

    где m i – доляi -го товара в суммарном экспорте в базовом году;

    p i – отношение текущей цены на данный товар к ценеi -го товара в базовом году.

      Условия внешней торговли: T=P x /P m

    Динамика этих показателей указывает на улучшение или ухудшение условий торговли для данной страны.

    Теория сравнительной обеспеченности факторами Э. Хекшера-Б. Олина. Теорема Рыбчинского. «Парадокс В.Леонтьева»

    Последователи основателей классической школы – экономисты- неоклассики – стали объяснять международную торговлю через теорию факторов производства.

    Каждая страна обладает факторами производства в различной степени насыщенности или наделенности. В одной стране существует относительно избыточное количество капитала, в другой- трудовых ресурсов, в третьей – земель.

    Суть теории Хекшера-Олина заключается в том, что каждая из стран должна специализироваться в производстве тех товаров, создание которых требует относительно больше факторов производства, которыми она располагает.

    Избыток ресурса всегда означает дешевизну.

    Если в стране большое количество земель, то эта страна специализируется на земледелии; если в стране относительный избыток рабочей силы- страна специализируется в трудоемких отраслях и т. д.

    Свое развитие теория Хекшера-Олина получила в теореме Рыбчинского: если при неизменных ценах и наличии только двух факторов производства происходит рост одного из факторов производства, то это неизбежно ведет к увеличению производства того товара, который является более емким по отношению к избыточному фактору и, соответственно, сокращается производство в отрасли, менее емкой к данному фактору.

    «Парадокс В.Леонтьева»

    В. Леонтьев путем нескольких эмпирических исследовании доказал, что условия теории Хекшера-Олина на практике не соблюдаются.

    В 50-е гг. он изучил внешнюю торговлю США. В то время США обладали избыточным капиталом по отношению к трудовым ресурсам.

    Согласно теории Хекшера-Олина, в США должна была быть следующая структура: США – импортер трудоемких изделий и экспортер капиталоемких. Однако в США все было наоборот: США – экспортер трудоемких изделий и импортер капиталоемких.

    Появился новый фактор – наукоемкость, который и сыграл решающую роль. Это объяснило тем, что труд американских работников являлся более сложным, чем труд работников в других стран, и они экспортировали товары более высокой степени сложности – высокотехнологичные товары.

    Парадокс Леонтьева – трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные – трудоемкую.

    Теория конкурентных преимуществ М.Портера

    Конкурентное преимущество – системный подход, основанный на многостороннем анализе, включающий и маркетинговые исследования.

    Факторы, обусловившие появление теории конкурентных преимуществ:

    1)Произошли реальные изменения в мировой экономике и международной конкуренции, в силу чего прежняя классическая теория не способна была охарактеризовать конкурентные преимущества;2)Произошли изменения в технологиях; 3)Появились новые индустриальные страны;4)Произошла интернационализация производства (фирмы стали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются, но и тех стран, где находятся их финансы).

    Во главу угла Майкл Портер ставит фирму, а не страну. По его мнению, необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное имущество, что бы уяснить роль страны в этом процессе.

    Основные принципы конкурентной стратегии.

    Разрабатывая конкурентную стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли.

    Выбор конкурентной стратегии определяют два главных момента.

    Первый – структура отрасли, в которой действует фирма. Второй –позиция, которую фирма занимает в пределах отрасли.

    Структурный анализ отраслей

    Конкурентная стратегия должна основывать на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения.

    Суть конкуренции выражается пятью силами: 1) угрозой появления новых конкурентов; 2) угрозой появления товаров или услуг –заменителей; 3) способностью поставщиков торговаться; 4) способностью покупателей торговаться; 5) соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

    Естественно, что значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли т.е. ее основными экономическими и технологическими характеристиками.

    М. Портер выделяет следующие причины, исходя их которых структура отрасли важна для международной конкуренции:

    Учитывая разную структуру в различных отраслях, для успешной конкуренции надо выполнять разные требования;

    Зачастую отрасли, важные для высокого уровня жизни, - это как раз те, которые имеют привлекательную структуру; уровень жизни в немалой степени зависит от способности фирм страны успешно внедриться в отрасли с выгодной структурой;

    Изменение структуры создает реальные возможности для страны внедриться в новые отрасли.

    Создание конкурентного преимущества.

    Фирмы добиваются конкурентного преимущества с помощью нововведений.

    Согласно теории М. Портера, существуют несколько типичных причин новаций, дающих конкурентное преимущество:

    1)новые технологии;2) новые или изменившиеся запросы покупателей;3) появление нового сегмента отрасли;4) изменение стоимости или наличия компонентов производства;5) изменение государственного регулирования.

    Как уже указывалось в предыдущей лекции, существуют две системы внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля (в более позднем определении – либерализация торговли).

    Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Характеризуется введением высоких таможенных пошлин на иностранные товары.

    Свободная торговля предполагает свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными пошлинами ввоз товаров.

    Обоснование протекционизма связано с учением меркантилистов, которое зародилось на стадии заката феодализма и зарождения капиталистических отношений (15-18 вв).

    Меркантилисты считали, что богатство страны заключается во владении ценностями, прежде всего в виде золота и драгоценных металлов.

    Представители меркантилизма - Т.Мэн, А. Монкретьен - полагали, что умножение золотых запасов – важнейшая задача государства, и, следовательно, внешняя торговля, должна прежде всего обеспечивать получение золота. Это достигается за счет превышения экспорта товаров над импортом, активным торговым балансом. Тем самым предполагалось разнообразное вмешательство государственной власти во внешнюю торговлю, установление жестокого контроля над этой сферой. Торговая политика ориентировалась на всемерное поощрение вывоза и ограничение ввоза путем установления таможенных пошлин на иностранные товары.

    Подобный протекционизм осложнял международную торговлю, создавая преимуществ для отдельных стран, особенно метрополий, ограждая барьерами колониальные территории. Во внешней торговле доминировали метрополии.

    Меркантилизм утратил свои позиции. Появляется тезис о свободной торговле.

    Тезис о «свободе торговле» был впервые выдвинут английским политэкономом Адамом Смитом работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Рассмотрим более подробно его взгляды по данному вопросу.

    Предметом изучения Смита была сфера производства без выделения каких-либо отраслей. В сфере методологии он был сторонником идеи «естественного порядка» в той ее форме, которая уже присутствовала в современной ему философии. В работах французского философа Гельвеция , с которым Смит был знаком, новая этика строилась на «естественном» стремлении человека к выгоде , которое он сравнивал с законом всемирного тяготения в неживой природе.



    Применительно к экономике Смит выдвинул абстракцию «экономический человек» , которая характеризует в чистом виде действия людей в экономике.

    «Экономический человек» руководствуется только выгодой, это человек-эгоист. Из природы человека-эгоиста рождается обмен, поскольку он не делает подарков и если что-то дает, то требует как минимум эквивалентного возмещения.

    Обмен заложен только в природе человека. Этим он и отличается от животных. «Никому не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой». Таким образом, обмен, рыночная экономика «естественны» для человека.

    Другая методологическая категория – «невидимая рука». Человек действует в своих личных интересах, но одновременно «невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения». Таким образом, «невидимая рука» - это объективные экономические законы, действующие независимо от сознания и воли людей.

    Соединяя понятия «экономический человек» и «невидимая рука», Смит отмечал, что человек, «преследуя свои собственные интересы… часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это», что «невидимая рука» рынка дает для общества лучшие результаты, чем «видимая рука» государственного управления. Это объясняется тем, что действуя в условиях «невидимой руки», человек удовлетворяет прежде всего свой личный интерес и поэтому работает хорошо (для себя, но одновременно и для общества). В условиях действия «видимой руки» государства человек получает приказ без учета его личного интереса и поэтому работает хуже». Таким образом, Смит обосновал концепцию свободы от государственного вмешательства в экономику, которая получила название «экономического либерализма».

    Она приобрела широкую популярность в начале ХIХ века и просуществовала в качестве господствующей и классической, а потом и неоклассической экономической теории до середины 30-х гг.

    Но бытует ошибочное мнение, что экономическая концепция Смита отрицает активную роль государства в экономике. Разберемся в этом вопросе.

    Смит задался вопросом: Что необходимо для нормального («естественного) функционирования рыночной системы? Отвечая на этот вопрос, он называет три основных условия.

    1. Твердые гарантии собственности граждан . Нельзя претендовать на чужую собственность. Собственность можно приобрести за деньги, но нельзя отнять или украсть. А поскольку собственность – основа стабильности общества, то на страже собственности граждан стоит государство (которое и само может быть собственником).

    2. Нужно честно выполнять взятые на себя обязательства , исполнять контракты, иначе разрушится самое главное сколь экономическое, столь же и этическое основание рыночных связей – взаимное доверие участников сделок. На страже этого принципа стоит государство.

    3. Каждый человек волен в своих хозяйственных и иных действиях. Никто не может приказать гражданину свободной страны поступать или иначе. Человек в принципе свободен. Но у свободы человека есть мощное ограничение. Это свобода других людей. И если свобода одного человека мешает свободе других людей, то в этом случае в действие вступают силы государства.

    Вот что, по мнению Смита, для начала нужно знать о рыночной системе.

    Таким образом, суть позиции Смита проста. Государство должно делать то, что невыгодно или невозможно для частных лиц; должно поддерживать режим естественной свободы; должно охранять жизнь, свободу и собственность граждан. Не могут нормально развиваться торговля и промышленность там, где население не чувствует уверенности в обладании своей собственностью, где сила договоров не поддерживается законом и где нет уверенности в том, что власть государства регулярно пускается в ход для вынуждения уплаты долгов всеми, кто в состоянии их уплатить. Торговля и промышленность не могут процветать в государстве, где нет известной степени доверия к правительству. Но этим и должны ограничиваться функции государства. Все остальные отношения регулируются «незримой рукой» рынка, конкуренции, в ходе которой каждый участник рыночного процесса преследует исключительно эгоистические цели. Но в том-то и проявляется нравственность и сила рынка, что, реализуя свои частные интересы, каждый товаропроизводитель и продавец невольно должен удовлетворять потребности других людей – потребителей и покупателей. В результате рыночное общество становится обществом взаимных услуг вполне эгоистичных людей.

    Центральный вопрос внешнеторговой политики: что выбирать для обеспечения экономического развития страны - свободу торговли или протекционизм?

    Почему это является главным?

    Хотя установлено, что развитие внешней торговли ускоряет экономический рост страны и выгодно для нас, зависимость от мирового рыынка порождает серьезные социально-экономические проблемы.

    Конкуренция иностранных товаров может ухудшить экономическое положение отраслей хозяйства, вызвать их разорение и увеличить безработицу.

    Зависимость от импорта может привести к нежелательной за-висимости от экспортера (в том числе к политической зависимости).

    Зависимость от внешней торговли в современных условиях увеличивает риски экономических потерь торговых партнеров от колебаний валютных курсов и цен на мировом рышке. Противоречивое влияние внешней торговли на экономику

    создало два противоположных подхода к ее развитию: протекционизм и защита свободы торговли.

    В борьбе этих двух подходов вырабатывались меры государственной внешнеторговой политики. Что такое протекционизм?

    Протекционизм - экономическая политика государства по защите внутреннего рынка. Заключается в системе мер по ограничению и контролю внешнеторговой деятельности, по стимулированию экспорта.

    Какие аргументы можно выдвинуть в защиту протекционизма?

    а) защита необходима для того, чтобы не дать исчезнуть только что появившимся отраслям промышленности, неспособным выдержать реальность международной конкуренции. Огражденные таким образом рынки могут привлечь капиталы, которые будут участвовать в развитии национальной промышленности;

    б) протекционизм полезен тем, что он может увеличить занятость населения, позволяя осуществлять программы развития. Но при условии, что меры протекционизма не вызовут ответную реакцию со стороны иностранных партнеров. В краткосрочном периоде он может улучшить условия торговли, заставляя иностранных производителей нести протекционистские издержки;

    в) в целом протекционизм можно рассматривать как способ защиты национальной независимости в секторах, важнейших с точки зрения безопасности (производство стали, химическая промышленность), способ защиты отдельных социальных слоев (фермеров) или некоторых депрессивных регионов (наблюдается отставание промышленных отраслей), как способ защиты уровня жизни (борьба с конкуренцией со стороны НИС с дешевой рабочей силой).

    Защита свободы торговли

    Свободная торговля - это движение товаров через границу без всяких ограничении.

    Главный аргумент в пользу свободы торговли - сравнительная эффективность создает больше выгод от свободы торговли, чем ее ограничения. Другие аргументы в защиту свободы торговли заключены в том, что она:

    а) способствует международной специализации страны;

    б) облегчает развитие конкуренции;

    в) расширяет товарные рынки;

    г) удешевляет товары для потребителей внутри страны. Исторически внешнеторговая политика склонялась то в сторону протекционизма, то к либерализации торговли. В конечном

    В период XVII-XVIII вв. преобладал протекционизм. Например, из Англии быпл запрещен экспорт золота и серебра. Иностранцы, продававшие товары в Англии, быгли обязаны, во-первых, израсходовать выыручку на покупку английских товаров, во-вторыых, обменять национальные деньги на английские. Основной целью внешнеторговой политики этого периода было создание национальной промышленности.

    В середине XIX в. Англия проводила политику свободной торговли - «фритредерства». Причина кроется в том, что Англия в этот период была полным экономическим лидером. И любые ограничения внешней торговли ей быыли невыгодны, поскольку ответные меры других стран препятствовали английскому экспорту. В других странах в силу их экономического отставания до конца XIX в. преобладал протекционизм. Это быгло необходимо для становления и укрепления молодой национальной промышленности. XX в. породил новые формы протекционизма. Они осуществлялись с целью про-никновения на пространные рынки, обеспечения конкурентных преимуществ национальной промышленности.

    Еще по теме 2.4. Регулирование внешней торговли. Протекционизм и свобода торговли:

    1. Выбор политики фритредерства (свободной торговли) или протекционизма во внешней торговле в их бескомпромиссном варианте


    Поделиться