Социальная работа с молодежью понятие цели технологии. До сих пор данный законопроект не был принят и сейчас он является хронологически последним документом, определяющим молодежную политику

Основными целями социальной работы с молодежью являются:

создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;

выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;

оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;

увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненных кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).

Неотъемлемой частью социальной работы с молодежью являются методы и технологии.

Методы и технологии социальной работы с молодежью можно разделить на:

  • 1. Индивидуальная социальная работа - вид практики, применяемой при работе с индивидами и семьями в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом (основной формой является консультирование). В ходе индивидуальной работы оказывается помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами (врачи, юристы, социальные службы).
  • 2. Групповая социальная работа - метод работы, используемый с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта. Групповая работа может реализовываться в формах клубной и кружковой работы, что предполагает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства и фиксированного времени.
  • 3. Общинная социальная работа - данное направление призвано максимально содействовать установлению и поддержанию социальных связей, вовлечению жителей и учреждений конкретной территории в решении острых молодежных проблем.

Наряду с традиционными методами социальной работы с молодежью, формируются и новые к которым относится "мобильная социальная работа". Появление данного метода связано с необходимостью влияния и контроля за той частью молодежи, которая несклонна обращаться ни в молодежные центры, ни в органы социальной защиты и вместе с тем предрасположена к проявлению девиантного поведения и агрессивности. Как правило, к этой категории относятся представители различных субкультур. Принцип и цель социальной работы состоит в установлении доверительных взаимоотношений и солидарного взаимодействия с целью активного проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям. Своим происхождением мобильная социальная работа обязана энтузиастам из США, которые на улицах крупных городов и местах "тусовок" молодежных группировок осуществляли поисковую деятельность по социальной помощи и адаптации данной категории молодежи. Таким образом, социальная работа переместилась из различных ведомств, центров непосредственно на улицы. Увеличение числа бездомных среди молодежи, склонной к противоправному поведению обусловило быстрое распространение социальной работы на улицах практически на всем европейском пространстве. Одной из форм мобильной социальной работы является "уличная социальная работа", которая предполагает общение с молодежью не в стенах различных ведомств и учреждений, молодежных центров и консультативных пунктов, а непосредственно в среде обитания молодежи. Уличная социальная работа может встречаться в различных формах: предоставление различных альтернативных способов проведения свободного времени, организация спортивных мероприятия, работа автобусов, где собираются проститутки, наркоманы.

К технологиям социальной работы с молодежью относят:

1. Социальная терапия - это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.

Центр социально-психологической помощи молодежи, предназначенный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро - и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категория населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов: отдел социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация, и отдел психолого-медико-педагогической помощи, в который входят диагностико-психологическнй пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга;

2. Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;

Консультационный центр для подростков и молодежи, предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи Центра;

обеспечение доступности и современности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и места жительства;

помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;

информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.);

выявление настроений, конфликтных ситуаций и "болевых точек" в молодежной среде, актуальных тенденций в молодежной среде, молодежной субкультуре;

Арт-терапия - "терапия искусством" через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений;

Несмотря на то, что арт-терапия как направление еще довольно молодое, не говоря уже о групповой арт-терапии, на данный момент эти виды работы с клиентом являются очень популярными. Происходит это вследствие множества причин (доступность метода каждому человеку, работа с бессознательным и т.д.) и, можно сказать, что в современном мире арт-терапия - одно из ведущих направлений психотерапии. Изобразительная деятельность в условиях группы не только предоставляет ее участникам дополнительные возможности для самовыражения, но и определенным образом влияет на внутригрупповую коммуникацию.

Как мы видим из плана занятий, Арт-студия направлена на создание пространства для самопознания и самовыражения. В ходе занятий происходила проработка психологических проблем через художественную экспрессию, диагностику и коррекцию психологической травмы. В процессе работы у подростков развились навыки коммуникации, глубинного общения. А так же, такой важный аспект, как развитие художественного восприятия, являющегося жизненным ресурсом.

На наших занятиях в арт-студии, мы используем такие методы и технологии как рисование, лепка из глины и пластилина, аппликация, конструирование, изготовление коллажей, создание скульптур, прослушивание музыки, беседы, самопрезентации. Ниже предоставляется план занятий, по которому мы проводим свою деятельность.

Работа направлена на развитие процесса восприятия, активизацию творческих процессов и самовыражения, развитие системы саморегуляции, коммуникативных навыков.

В плане заявлено часть занятий посвященных отдельно цвету ("Фиолетовый цвет", "Белый цвет", "Желтый цвет" и т. д), занятия, которые предполагают работу с цветом, с целью использования ресурса цветотерапии - это метод, учитывающий, что воздействие цветом способно восстановить душевное равновесие.

Так же дети рисуют свои эмоциональные состояния, делятся страхами, грустью, рассказывают о своем гневе на тематических занятиях ("Любимая сказка", "Моя семья", "Мой самый страшный страх").

Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

Кроме групповых форм работы коррекция психологической травмы предполагает индивидуальные встречи.

социальная работа молодежь терапия

3. Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиций;

Музыкотерапия используется в социальной реабилитации лиц, обладающих наркозависимостью (алкоголь, табакокурение и пр.), лиц с ограниченными возможностями здоровья (имеющих проблемы со зрением, слухом, развитием интеллекта, опорно-двигательным аппаратом и др.), а также оказавшихся в сложных жизненных ситуациях (сиротство, лишение жилья, тюремное заключение и т.п.).

Существуют две основные формы музыкотерапии: активная и пассивная (рецептивная). Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически - психотерапевтически направленную, активную музыкальную деятельность, заключающуюся в воспроизведении музыкального материала с помощью собственного голоса или каких-либо музыкальных инструментов. Пассивная - предполагает процесс восприятия (слушания) музыки с психотерапевтической целью . Вместе с тем музыкотерапия выступает в двух видах: индивидуальной и групповой. Индивидуальная музыкотерапия применяется в рамках интимно-доверительных отношений между клиентом и психотерапевтом. Групповая музыкотерапия используется тогда, когда в центре внимания находятся особенности коммуникативного поведения клиента и его переживаний, связанных с этим поведением.

Успешность социально-реабилитационной работы на основе музыкотерапии обеспечивается гармонизующим, социально-адаптационным воздействием музыки на человека. Возможность такого воздействия обусловлена организационным подобием человека - как единства телесного, душевного и духовного его проявлений и музыки, представленной единством трёх её звуковых слоёв: физико-акустического (ритм, темп, тембр, динамика), коммуникативно-интонационного (интонация) и духовно-ценностного (лад, тональность, мелодия, гармония, форма, жанр)

4. Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;

Библиотерапия, как правило, достаточно эффективна при работе с любыми возрастными категориями людей, испытывающих самые разные эмоциональные состояния в жизненных обстоятельствах и желающих использовать литературу как средство личного развития и совершенствования. При использовании библиотерапии с подростками библиотерапевт развивает их способность проникать в суть проблемы и искать пути ее разрешения.

Поэтому библиотерапию наиболее эффективно можно проводить с детьми и подростками, когда только формируется личность.

Методику библиотерапии можно использовать для коррекции у детей и подростков:

отношения к себе, своему "Я" (развитие способности к объективной самооценке, укрепление адаптивности, развитие самостоятельности, достижение уверенности в себе, коррекция системы ценностей, принятие адекватной роли);

отношения к другим (развитие способности к пониманию переживаний, критического и доброжелательного восприятия достоинств и недостатков других людей, навыков адекватного и равноправного общения, способности к разрешению межличностных конфликтов);

адаптации среди других (умение устанавливать деловые контакты, приобретение организаторских навыков и умений, достижение уважения сверстников и взрослых);

отношения к окружающей жизни в целом (приобретение навыков выбора и принятия решения, мобилизации и самоорганизации в экстремальных ситуациях, приобретение и укрепление волевых качеств, развитие оптимизма в отношении к реальности).

Библиотерапия в работе с подростками используется для того:

  • 1) чтобы проявить индивидуальное самосознание;
  • 2) чтобы улучшить понимание подростком своего поведения или мотиваций;
  • 3) чтобы способствовать формированию адекватной самооценки;
  • 4) чтобы помочь определить подростку свои интересы и склонности;
  • 5) чтобы облегчить последствия стресса;
  • 6) чтобы показать личности, что он или она - не первый человек, столкнувшийся с такой проблемой;
  • 7) чтобы показать подростку, что есть более чем одно решение данной проблемы;
  • 8) чтобы помочь подростку обсудить проблему более свободно;
  • 9) чтобы помочь подростку спланировать правильный путь действий в решении проблемы;
  • 10) чтобы выйти на путь самопознания, самореализации и, в коночном итоге, самоактуализации (A. Mаслоу), достичь психологической зрелости.
  • 5. Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;
  • 6. Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;
  • 7. Логотерапия - (от греч. logos - слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.

Для того чтобы помочь человеку в решении его проблемах, Франкл предлагает два основных метода:

  • 1. метод дерефлексии;
  • 2. метод парадоксальной интенции (СНОСКА: Интенция - намерение).
  • 1. Метод дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышление о собственных сложностях - то, что в обиходе называют самокопанием. Так, в ряде исследований было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мысли о том, что у нее есть комплексы, чем от самих комплексов.
  • 2. Метод парадоксальной интенции предполагает, что психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются различные проявления юмора.

В. Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение. Собственный опыт В. Франкла в качестве заключенного концентрационного лагеря подтверждает правомерность его позиций. Именно там В. Франкл убедился, что даже в нечеловеческих условиях возможно оставаться человеком, возвышаться над обстоятельствами. Для этого нужно сохранять смысл жизни. Свой опыт он описал в книге "Психолог в концлагере" (1946). В концентрационном лагере в большей степени были способны к выживанию те люди, у которых была задача, ожидавшая своего решения и воплощения. Когда Франкла забрали в Освенцим, у него конфисковали почти готовую к публикации рукопись, и "только глубокое стремление написать эту рукопись заново помогло выдержать зверства лагерной жизни".

Метод парадоксальной интенции используется в коррекционной работе со страхами. Например, если человек испытывает страх закрытых помещений, ему предлагается заставить себя находиться в таком помещении. И в результате длительного нахождения, как правило, страх исчезает, а человек обретает уверенность в себе, перестает бояться того, чего раньше избегал.

В логотерапии также используются следующие приемы персональное осмысление жизни; "сократовский диалог".

3. Персональное осмысление жизни.

Прием заключается в том, чтобы человеку, утратившему смысл жизни, сказать, показать, что он нужен другому человеку, что жизнь без него теряет для этого человека смысл. Для матери, потерявшей взрослого ребенка, смыслом жизни может стать воспитание внуков. Женщина, потерявшая ребенка в результате онкозаболевания, учреждает благотворительный фонд и находит смысл жизни в том, что помогает другим матерям, оказавшимся в подобной ситуации. Таким образом, смысл своей жизни человек приобретает через осознание того, что он нужен и полезен другим, близким ему людям. Это один из способов превращения жизни, лишенной смысла, в осмысленную, осознание своей уникальности, незаменимости, по крайне мере, хотя бы еще для одного человека. Человек может найти смысл своей жизни в творчестве, в том, что он делает добро для других, в поисках истины, в общении с другим человеком. Самое главное, чтобы он мог получать удовлетворение от всех этих дел и видов деятельности. По Франклу, проблема заключается не в том, в каком положении оказался человек, а в том, как он относится к своему положению.

4. "Сократовский диалог". Задача данного приема - вовлечение клиента в сотрудничество и расширение сферы его сознания. "Сократовский диалог" - своего рода интеллектуальный поединок между психологом и клиентом, в ходе которого корректируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения клиента.

Психолог постепенно, шаг за шагом, подводит клиента к запланированному выводу. В основе данного процесса лежит логическая аргументация, составляющая ядро приема. Во время беседы психолог формулирует вопросы таким образом, чтобы клиент давал максимальное количество положительных ответов. Таким образом клиент подводится к принятию суждения, которое ранее не принималось, было мало понятным или неизвестным.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Нижегородский государственный педагогический

университет им. Козьмы Минина

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород, 2012
ББК

Социальные технологии работы с молодежью : Учебно-методическое пособие – Н. Новгород, 2012. – 180 с.
Рецензенты:

Целью учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с молодежью.


В нем раскрываются сущность социальных технологий работы с данной категорией населения, анализируется содержание деятельности государства по социальной поддержке молодежи, характеризуются работа по профилактике асоциальных явлений в данной среде, комплексная поддержка молодой семьи. Особое внимание уделено социальной помощи уязвимым категориям молодежи, а также молодым мигрантам и переселенцам, анализу организации досуговой деятельности и отдыха молодых людей. Большое место отводится педагогическим и правовым основам работы с молодежью.

Данное пособие направлено на повышение интеллектуальной и профессиональной компетентности, выработка стратегии социальной адаптации и интеграции, формирование навыков профессиональной деятельности через систематизирование и соединение теоретического содержания с вопросами практической работы с различными категориями молодежи для формирования модели системы социальной работы с молодежью.

Пособие предназначено для подготовки студентов высших учебных заведений по профилям «Организация работы с молодежью» и «Психология и социальная педагогика», преподавателей высших и средних учебных заведений, педагогов образовательных учреждений, практикующих социальных педагогов и социальных работников.


С о д е р ж а н и е

Введение………………………………………………

В в е д е н и е

С пецифические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.

Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи . Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.

Сегодня мировой опыт свидетельствует о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение,

предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения и др.

Некоторые социальные технологии, применяемые за рубежом, уже применяются в России, другие являются перспективными, третьи вызывают сомнение в применении тех или иных способов, методов, приемов, а часть совершенно неприменимы в нашей стране. Это имеет много причин: разный уровень экономического развития, условия жизни, культурные традиций и др. Требуется постоянный анализ критериев, по которым зарубежные технологии следует относить к той или иной категории, поскольку на разных этапах функционирования и развития российского общества и в различных регионах неприемлемое может оказаться насущным и наоборот. Это может значительно повысить возможности решения социальных проблем, позволит использовать лучший опыт социальной работы, багаж которого весьма велик.

Молодым присущи такие возрастные черты, как дух экспериментаторства, максимализма, сумасбродства. Этот период жизни, относительно свободный от общественных и семейных обязанностей, они стараются творчески наполнить приключениями. Сильно развитая потребность в соперничестве выражается в изобретении все более экстремальных, авантюрных видов спорта, в создании новых музыкальных и танцевальных направлений. Все это свидетельствует о необходимости применения социальных технологий в работе с молодежными категориями населения.

С егодня социологи не могут прийти к единому мнению относительно того, как определить понятия молодости, подростковости и молодежной культуры. И это несмотря на то, что молодежь и молодость находились в центре внимания исследователей на протяжении всего ХХ века, да еще и наибольшее количество публикаций появилось в последние 40 лет. Обычно молодежь понимают как социальную категорию для обозначения определенной возрастной группы, имеющей определенные социокультурные особенности, а также ценностные и поколенческие характеристики, отличающие эту группу от младших (дети) и старших (взрослые) возрастных групп.

Синонимом понятия молодежь часто выступает подростковый период, но этот термин связан с более узкими возрастными границами, и определяется по аналогии с английским словом "тинейджер" как возраст от 13 до 19 лет.

Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.

Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории в разных странах под ней понимались различные группы общества. Например, Пифагор делил жизнь человека по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 –

это и есть молодёжь. Жан-Жак Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 лет, 12-15, 15-20, 20-25. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 год, во Франции – 25).

В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст , без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние (инициация). В Киевской Руси 10-летний человек рассматривался как юридическое лицо и формально мог занимать определённые государственные мосты, а 12-летние княжичи, к тому времени заканчивавшие обучение, подвергались обряду посвящения в воины с официальным присвоением статуса – «Воин-ратник Дружины».

Молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития в связи с рядом условий:

1) Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.

2) Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования.

3) Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура.

На пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. Молодёжь как социальная группа охватывает людей в возрасте от 16 до 25 лет. Подростковым чаще всего считается возраст 11-15 лет, а ранним юношеским – 16-18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии пришёл термин тинейджер, охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т.е. в возрасте , обозначенным числительными, заканчивающимися на «teen» 1 .

Завершение молодёжного возраста связано с: окончание обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение политических прав, чёткое формирование системы ценностей.

Трудности социализации в молодёжном возрасте связаны с:

1) несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом;

2) несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, связанных с психофизиологическим повзрослением;

3) противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

Молодёжь в российском обществе находится в пограничном состоянии. Российское общество является переходным. Проблемы общества проецируются и на молодёжь. Т. к. молодёжь является наименее защищенной социальной группой, эти проблемы ещё более усиливаются.

В Европе молодостью в настоящее время считают период от 15 до 29 лет- время между окончанием обязательного обучения и устройством на работу, началом жизни в собственном (в смысле отдельном от родителей) жилище, стабилизацией личной жизни, и т.д.

Молодежь является объектом молодежной политики и государственных программ, что предполагает стимулирование государственных мер в сфере образования, семейной и демографической политики, срочной службы, ипотечного кредитования, а также в некоторых других сферах. Повышенное внимание уделяется молодежи в связи с правонарушениями, злоупотреблением алкоголем и наркотиками, субкультурной активностью. Этот дискурс часто называют "моральными паниками" в отношении молодежи, которая конструируется как маргинальная или даже девиантная группа, мешающая размеренному существованию "взрослого" общества.

Когда именно происходит переход от детства к молодости, и от молодости к взрослому состоянию - это дискуссионный вопрос . Как правило, это моменты связываются


  • с институциональными переходами (от школы к университету, от университета к работе; от родительской семьи к собственной нуклеарной);

  • с культурными и психологическими трансформациями (от беззаботного времяпровождения к обязанностям, от учебы или непостоянной работы к постоянной занятости, от зависимости и инфантильности к независимости и активности);

  • с физиологическими изменениями (изменение телесных параметров, включая гормональный фон, влияющий на общее психоэмоциональное состояние человека, и пробуждение сексуальности, что связывается с появлением репродуктивной функции - или, наоборот, с "усмирением" сексуальности и введением ее, в "по-настоящему" взрослом возрасте, в более спокойное русло).
Сегодня молодёжь России - это около 39 миллионов молодых граждан - 27% от общей численности населения страны
Задания для самопроверки:

Формируем компетенции:

О тношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Оно вбирало в себя освоение новыми поколениями достигнутого уровня развития общества и государства и выражалось в связи с этим в том, во-первых, насколько молодежь воспринимает жизнь данного общества и функционирование данного государства; во-вторых, что нового вносит молодое поколение в общественное развитие и деятельность государства, и, в связи с этим, какова реакция предшествующих поколений на молодежь; в-третьих, в какой степени молодежь становится фактором развития или фактором, затрудняющим развитие общества и государства.

Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями. Молодой человек в соответствии с этим несет в себе прошлое, настоящее и будущее.

Особо остро проблемы молодежи проявляются во время переломов, смены направленности и темпов социального развития, изменения общественного и государственного устройства. В этих условиях наиболее остро проявляются изменения в характере межпоколенческих взаимодействий, в содержании внутрисемейных, внутригрупповых отношений, в существе норм, регулирующих ценностные ориентации, жизненные планы, поведение молодых людей. По-новому встают вопросы воспитания, социализации, становления и развития молодого поколения.

Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую

часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.

Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и в силу своего специфического положения нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т.д. Она сразу воспринимает как данность новое, выработанное предшественниками в науке, технике и производстве, в образовании и культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека. Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем был у современных для нее взрослых и пожилых.

Вместе с тем, молодежь только вступает в трудовую и общественную жизнь, она еще не полностью включена, менее интегрирована в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы. Ей легче воспринимать переломные эпохи, но именно они не позволяют ей ощутить всю полноту общественных взаимодействий и ограничивают ее потенциал.

Молодежь выступает главным субъектом образования семьи и демографических процессов.

Это создает возможности для выбора темпа и направленности вхождения молодежи в государственную и общественную жизнь . Именно это обстоятельство является основой ее инновационной деятельности, ее творческого вклада в развитие общества.

Молодое поколение несет ответственность за настоящее и будущее своего государства. Ответственность молодого поколения реализуется на основе освоения и преобразования им системы ценностей и норм и реализации их в деятельности, содействующей возрождению России.

Условиями формирования ответственности молодежи за будущее государства являются: расширение демократического участия молодежи в развитии общества; искоренение нищеты и значительного социально-экономического неравенства; расширение прав детей и молодых граждан в политической и экономической областях и обеспечение их представительства на всех уровнях принятия решений; оказание поддержки информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах управления, а также при принятии решений по экономическим и социальным вопросам.

Вероятность реализации той или иной концепции развития России в значительной степени зависит от того, насколько она поддерживается молодым поколением, его созидательной активностью, каков образ мыслей и жизни молодых людей. Уменьшение численности населения, а значит молодежи в связи с ухудшением генофонда и распространением негативных явлений порождает необходимость анализа порога этих проявлений, после которых возникает невозможность стабилизации и развития. Уменьшение численности населения в связи с размерами территории , характером экономического развития в последнее десятилетие, социально-экономических процессов в молодежной среде, содержанием занятости трудоспособного населения в обозримом будущем порождает необходимость анализа места России в мировом экономическом хозяйстве, в распределении экономических ролей. Это уже проблемы не молодежи, а проблемы национальной, государственной безопасности.

Такое положение усугубляется разительным и все возрастающим контрастом характеристик и проблем молодежи по регионам, категориям и группам, порожденным непоследовательностью, незавершенностью социально-экономических и политических преобразований. Структурные сдвиги в экономической и социальной сфере привели к усилению значимости регионального компонента в государственной и общественной жизни . Но это в малой степени влияет на становление молодых людей.

На этом фоне особенно тревожным становится широкое распространение среди российской молодежи комплекса гражданской неполноценности. Новым явлением стала актуализация национальной идентичности как фактора напряженности.

Вместе с тем, решение проблем молодежи как приоритетное направление функционирования российского общества находится в стадии формирования. Наряду с этим в общественной жизни и государственной политике ошибочно присутствует надежда на то, что все само по себе устроится в связи с развитием макроэкономических процессов.

Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях, следует отдавать себе отчет в том, что молодежь может явить собой не только потенциал позитивных перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности.

Именно поэтому государственная молодежная политика - главный элемент молодежной политики, осуществляемой в стране, и поэтому за контроль над ее формированием и осуществлением идет конкурентная борьба партий, общественно-политических движений и других организованных общественных сил.

Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле, молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.

Концепция государственной молодежной политики направлена на определение содержания деятельности органов исполнительной власти по разработке и реализации ГМП.

Политика по отношению к молодежи формируется на уровне общества и государства. Государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодежной политики. “Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека” (“Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации” Постановление ВС РФ, 1993 г.).

Государственная молодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности.

Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации (далее – Концепция) – система определений важнейших целей, задач, приоритетов и мер государственной политики, направленной на обеспечение стратегии государства в формировании условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения.

Разработка данной Концепции вызвана необходимостью создания унифицированного подхода к осуществлению молодежной политики в целом в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и формулированию основных перспектив развития, признанных на общегосударственном уровне.

Концепция опирается на реалии политического, социально-экономического и культурного положения Российской Федерации, учитывает динамику развития как позитивных, так и негативных тенденций в молодежной среде, а также происходящую в современном мире глобализацию различных сфер жизнедеятельности населения.

Реализация Концепции рассчитана на последующее устойчивое социально-экономическое развитие России, поскольку молодежь признается важнейшим социальным стратегическим ресурсом общества.

Настоящая Концепция опирается на положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Российской Федерации, национальное законодательство и подзаконные акты, учитывает опыт государственного регулирования и проведения молодежной политики в субъектах Российской Федерации, а также международные нормативно-правовые акты в отношении молодежи .

Концепция государственной молодежной политики является важным направлением федеральной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития России.

Государственная молодежная политика призвана обеспечить:

стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;

формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;

разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;

формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;

освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества , его информатизации, роста динамичности изменений.

В сфере эффективности государственной молодежной политики основным противоречием предстает замедленность позитивных изменений положения большинства молодых россиян по отношению к активизации мер, предпринимаемых обществом и государством. В условиях системного социально-экономического, социально-политического, духовно-нравственного кризиса, переживаемого российским обществом (невыплата заработной платы, социальных пособий, невыполнения предусмотренных законом гарантий охраны здоровья, безопасности, гарантий прав и свобод личности, ее образования, трудоустройства, социальной защиты) молодые люди более уверены в том, что могут следовать своим убеждениям и свободно высказывать свои взгляды, и практически не уверены в возможности влияния на принятие социально значимых научных решений, получение качественного образования, трудоустройства по специальности, получения судебной защиты, реализации творческих способностей.

Условием становления ответственности молодых за будущее страны является расширение участия молодежи в демократическом развитии общества, искоренение нищеты и углубляющейся социальной дифференциации, расширение прав молодых граждан в политической и экономической областях и обеспечение их представительства на всех уровнях принятия решений, оказание поддержки информатизации, прозрачности в вопросах управления, а также при принятии решений по экономическим и социальным вопросам.

Для укрепления позитивных тенденций в молодежной среде государственная молодежная политика должна быть сориентирована на поддержку и содействие реализации гражданских инициатив, участие в общественно значимой и социально полезной деятельности в сочетании с необходимыми мерами социальной защиты, содействия адаптации и современным социально-экономическим условиям, корректным взаимодействием в случае проявления отклоняющегося поведения.

Государственная молодежная политика проводится в отношении:

граждан Российском Федерации, включая лиц с двойным гражданством в возрасте от 14 до 30 лет;

иностранных граждан, лиц без гражданств в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов;

молодых семей – семей, в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;

молодежных объединений.
Задания для самопроверки:

Формируем компетенции:

Молодежь как специфическая социально-демографическая группа общества характеризуется не только возрастными признаками, но и местом, которое она занимает в социальной структуре общества, особенностями социального становления, своим общественным назначением. Именно молодежь выступает проводником демографического, социально-экономического, политического и духовного развития, определяющим фактором преобразований, адекватных назревшим потребностям и вызовам времени. От того, насколько будет молодое поколение готово взять на себя ответственность за развитие государства, как активно и конструктивно присоединится к общественным процессам, насколько инициативно оно будет участвовать в решении насущных задач, в значительной степени зависит судьба страны, завтрашний день которой принадлежит именно молодежи. Все это предопределяет необходимость осуществления эффективной молодежной политики .

Под государственной молодежной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив. Основы государственной молодежной политики в независимой Украине был заложен принятием Верховной Радой Украины Декларации "Об общих началах государственной молодежной политики в Украине" (15 декабря 1992) и Закона Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" (5 февраля 1993 г. .).

Декларация "Об общих началах государственной молодежной политики в Украине" определила место государственной молодежной политики в деятельности государства, главные задачи и принципы ее осуществления. Главными направлениями государственной молодежной политики были названы следующие:

Развитие и защиту интеллектуального потенциала молодежи,

Улучшение условий и создание гарантий для получения молодежью образования, специальной профессиональной подготовки и переподготовки;

Обеспечение занятости молодежи, ее правовой защиты с учетом экономических интересов, профессиональных и социальных возможностей общества;

Создание условий для овладения духовными и культурными ценностями украинского народа и для непосредственного участия молодых людей в их возрождении и развитии, охране и воспроизводстве окружающей среды;

Формирование у молодежи чувства национальной гордости, патриотизма, готовности защищать суверенитет Украины;

Охрана здоровья молодежи, формирование у нее глубокой потребности в духовном и физическом развитии, принятия других мер, обеспечивающих сохранение и укрепление генофонда Украины.

Декларация стала основой для дальнейшего развития молодежной политики, ее правовой базы и практической деятельности. Законом Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" определены общие принципы создания организационных, социально-экономических, политико-правовых условий социального становления и развития молодых граждан в интересах личности, общества и государства. Важным шагом в развитии нормативно-правовой базы молодежной политики стало принятие 1 декабря 1998 Закона Украины "О молодежных и детских общественных организациях". Им были определены особенности организационных и правовых основ образования и деятельности объединений молодых граждан и государственные гарантии обеспечения их деятельности.

21 июня 2001 принят Закон Украины "О социальной работе с детьми и молодежью", которым регламентировалась деятельность уполномоченных органов, предприятий, организаций и учреждений независимо от их подчинения и формы собственности и отдельных граждан, направленная на создание специальных условий жизнедеятельности, гармоничного и разностороннего развития детей и молодежи, защита их конституционных прав, свобод и законных интересов, удовлетворение культурных и духовных потребностей. В этом законодательном акте определено, что субъектами социальной работы являются уполномоченные органы (органы исполнительной упади и местного самоуправления, службы по делам несовершеннолетних, центры социальных служб для молодежи, предприятия, учреждения и организации) и специалисты социальной работы.

Центры социальных служб для молодежи и их специализированные службы являются главными уполномоченными государством органами, осуществляющими социальную работу с детьми и молодежью. Объектами этой деятельности выступают дети, молодежь и члены их семей, профессиональные и другие коллективы, социальные группы. Сферами осуществления социальной работы признаны следующие: общественная, экономическая, образовательная, воспитательная, культурная, оздоровительная .

За годы независимости было принято более 700 законов Украины, около 800 подзаконных нормативно-правовых актов, которые в той или иной степени направлены на решение молодежных проблем. В стране проведена значительная работа по созданию нормативно-правовой базы для молодежной политики, которая является сейчас одной из лучших среди тех, что действуют во всех странах постсоветского пространства.

Одним из главных направлений деятельности социальных работников в рамках работы с молодежью является решение вопросов социальной помощи, предоставления социальных услуг, профилактики и реабилитации молодежи.

Основной задачей социальной работы является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получить навыки самостоятельной жизни и участвовать в общественной самоуправлении. Субъект этого вида деятельности - социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив.

На государственном уровне функционирует Украинский государственный центр социальных служб для молодежи. На региональном уровне в Украине действуют 27 региональных центров социальных служб для семьи, детей и молодежи (ЦССМ). На местном уровне в каждом регионе действуют районные, городские и районные в городах центры ССМ.

Особое внимание здесь уделяют такой задачей, как предоставление различных социальных услуг, социально-медицинской, психолого-педагогической, правовой, информационной и других видов социальной помощи, консультирование детей и молодежи. При этом все эти виды социальной помощи молодежи могут осуществляться в различных формах: глазных, заочных, стационарных, комплексных. Ведется также разработка и осуществляются мероприятия по созданию условий, достаточных для комфортной и успешной жизнедеятельности различных категорий детей и молодежи; социально-профилактическая работа среди детей и молодежи; применяется комплекс мер, направленных на преодоление негативных явлений; разрабатываются и внедряются реабилитационные программы, содержанием которых является восстановление социальных функций, морального, психического и физического состояния молодежи, приспособление к безопасных социальных и семейных условий жизнедеятельности, а также оказывается помощь детям, молодежи, подвергшихся жестокости и насилия от других попали в экстремальные ситуации; осуществляется международное сотрудничество, изучается и распространяется международный опыт работы по вопросам социальной поддержки, помощи и защиты детей и молодежи; ведется сотрудничество с центральными и местными органами самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, физическими лицами в решении вопросов социальной поддержки и социального развития детей и молодежи; осуществляется содействие детским, молодежным организациям и отдельным гражданам в их образовательно-культурном и физическом развитии, участия в трудовой и общественно-полезной деятельности .

Важна региональная молодежная политика. Основные формы и методы производства государственной молодежной политики на местах в основном являются общими для всех регионов. Фестивали, конкурсы, викторины, олимпиады, наставничество и многие другие формы содействия социальному становлению и развитию молодежи прошли апробацию и зарекомендовали себя еще с советских времен, другие (молодежные биржи и центры труда, молодежные бизнес-инкубаторы, центры развития, службы "Телефона доверия" и др.) получили распространение в Украине нового времени.

В то же время региональный и административно-территориальное деление Украины, специфика отдельных регионов требуют определенных особенностей в подходе к социальной работе с молодежью. Прежде всего они заключаются в выделении приоритетных направлений деятельности ее субъектов, их активности, что, в свою очередь, основывается на различии местных условий, в частности, таких из них, как демографическая ситуация; региональные этнические и культурные традиции; структура народного хозяйства и финансово-экономическое положение региона; природно-географические условия; исторические и т.д., то есть зависят от факторов, в большей или меньшей степени определяющих в конкретной местности.

Вообще, под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельной молодому человеку, так и группам молодых людей с целью улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию.

Можно определить две модели социальной работы с молодежью - интегративной и дефицитную.

Интегративная модель - это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика. Реализация данной модели возможна только через причинение государственно-общественного затратного механизма, использования значительных финансовых, а также человеческих и материальных ресурсов. Поэтому большинство стран с рыночной экономикой выбирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную, в первую очередь, на социально пораженные слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

Главным в социальной работе с молодежью является ее социальную защиту. Исследователями он рассматривается как минимум в четырех направлениях.

1. Социальная защита процесса формирования и развития личности молодого человека. В основе этого направления лежит положение о том, что личность молодого человека формируется и развивается в соответствии с объективными законами, произведенных в процессе эволюции человека, и последовательности этапов развития. Поэтому социальная защита процесса развития направлен прежде всего на максимально возможное обеспечение благоприятного для всех молодых людей прохождения через каждый из этапов развития, в котором решается определенный комплекс задач, а также благоприятное прохождение критических уровней.

2. Социальная защита среды формирования и развития личности. В этом направлении внимание государственных институтов должно быть сосредоточено на среде обитания молодого человека и тех его элементах, которые способствуют или препятствуют процессу формирования и развития личности в самом широком диапазоне - от экологических проблем среды к социальным, экономическим и моральным.

3. Защита прав молодого человека. Это специальное направление деятельности государственных институтов, нацелен на правовое обеспечение и регулирования как воздействий среды, так и самого процесса формирования и развития личности.

4. Целевой социальной защите. В рамках этого направления речь идет как минимум о двух важнейших моментах. Во-первых, о целевой помощи молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, для решения конкретных задач, без чего успешная жизнедеятельность очень проблематичной. Иными словами, речь идет о краткосрочной целевой программе, когда сам молодой человек не в состоянии решить задачу, или когда усилия, затраченные на достижение результата, ставят под сомнение сам результат. Во-вторых, о постоянную помощь тем, кто не может без нее обходиться, существует на грани бедности. В условиях общей жизненного кризиса это направление становится особенно важным и актуальным.

В работе с молодежью в условиях современной Украины актуален является использование новейших зарубежных технологий в области социальной работы с молодежью, которые получили обобщающее название "мобильная социальная работа с молодежью".

Сущность мобильной социальной работы - контроль за той частью молодежи, которая не подвержена обращаться ни в молодежные центры, ни в консультационные пункты, проявляя склонность к девиантному поведению и агрессивность. Принцип мобильной социальной работы - установление взаимоотношений и взаимодействий с целью проникновения в мир молодых людей, склонных к правонарушениям.

В социальной работе с молодежью необходимо учитывать особенности мужской социализации, связанной с проявлением агрессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности социальных работников с "сублимации" агрессивности в молодежной среде, то есть превращение ее в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь возможны различные решения - организация секций американского футбола, бокса, восточных единоборств и тому подобное.

Социальная работа с молодежью является одним из ее важнейших направлений. Она нуждается в научной обоснованности, творчества, инициативности, настойчивости, системности, координации усилий различных ведомств, занимающихся проблемами молодежи.

В XXI в. человечество вступило с осознанием того, что при решении любых проблем человеку всегда придется считаться с «внешними пределами» среды обитания, «внутренними пределами» самого человека, полученным им культурным наследием, которое он обязан передать тем, кто придет после него . Новое время диктует новые формы мышления, поведения и сотрудничества людей. Соответственно по-новому должен быть развит и организован субъективный фактор. Время, в которое мы живем, – это время динамичных перемен. Все процессы развиваются быстро и очень противоречиво. Подобную ситуацию американцы называют словом «вызов» (‘challenge’), которое таит в себе как определенные возможности, так и угрозы.

Разрушение связей человека с обществом, оскудение его духовности и культуры – одна из коренных причин разбалансированности мира, таящая в себе возрастание возможностей различного рода взрывов и катастроф. Видимо, от решения этой кардинальной проблемы, стоящей перед миром, во многом зависят темпы социального прогресса, его ценностные ориентиры и духовные принципы.

Усугубление этого противоречия ведет к деградации личности, к усилению апатии и отчаяния человека, к утверждению ложных духовных ценностей, что, в конечном счете, порождает антисоциальное поведение, нарастающую агрессивность, возникновение военных конфликтов, межнациональной розни, терроризма и т.п.

В своем извечном стремлении к господству над природой, над социальностью человечество (его бюрократические структуры) так деформировало социальный и природный мир, что многие люди сегодня не чувствуют удовлетворения от прожитой жизни, не нашли своего места в ней, испытали много несправедливостей, но не в силах ничего изменить, хотели бы реализовать себя в творческой профессии, но постоянно вынуждены только зарабатывать деньги на жизнь. Таковы совокупные данные многих научных исследований, которые свидетельствуют, что создать новую культуру XXI в. и новый тип социального управления на такой основе невозможно.

В этих условиях требуются принципиально иные методы познания и преобразования социальной реальности – социально-технологические , которые «осваивают новые методы, способы достижения социального результата в соответствии с целями общества по более полному использованию человеческих ресурсов, воспроизводству жизненных сил» . Эта область социальных наук отвечает на вопрос, как с наименьшими издержками добиться более высоких результатов совместной жизнедеятельности людей.

Технологический способ освоения социального пространства впервые был проведен К.Марксом в «Капитале» при анализе уровня развития производительных сил и социальной детерминации. При этом он связывает технологию не только с разложением производственного процесса на соответствующие операции и элементы, но и определяет ее как объективный процесс формирования самих социальных явлений .

Большой вклад в разработку данной проблемы внесли болгарские философы Н. Стефанов и М. Марков. Рассматривая социальную технологию многоаспектно, Н.Стефанов приходит к следующему выводу: «В самом общем виде можно принять: социальная технология – это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности … Социальная технология – это предварительно определенный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели или задачи» . Чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности, поэтому автор предлагает выделить в процессах социальной технологии несколько процедур:

1. Определение цели, которая должна быть реализована в результате применения данной технологии.
2. Построение системы критериев для выбора возможных вариантов.
3. Обозначение круга возможных вариантов.
4. Выбор оптимального варианта.
5. Внедрение избранного варианта.

М.Марков предлагает рассматривать технологию социальной деятельности в двух аспектах: как систему знаний об организации действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов, действий и т.п. по формированию общественных явлений, и как технологизацию этих знаний в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных, специфических социальных структур .

Российский академик В.Г. Афанасьев, отмечает, что социальная технология – это своеобразный механизм соединения знаний с условиями их реализации в управлении .

Социально-технологический подход развивается не только в рамках общей методологии, но и специальных социологических теориях, в том числе и социологии молодежи, и социологии социальной работы с молодежью.

Социальной работы с молодежью не менее актуален, чем проблема проектирования и внедрения новых технологий в материальное производство. Значение технологии в социальной работе с молодежью заключается, прежде всего, в том, что она делает эту сферу человеческую деятельность более рациональной, включая в нее только те процессы и операции, которые необходимы для достижения поставленной цели.

Первым признаком технологизации является разграничение, разделение, расчленение данного процесса, деятельности на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции. Смысл указанной процедуры заключается в точном определении требований, предъявленных к субъекту, действующему по данной технологии; в обеспечении нормативной (или близкой к оптимальной) меры развития процесса. Чем точнее степень соответствия описания процесса его объективной логике, тем реальнее возможность достижения высокого эффекта деятельности. В силу этого жизнеспособными становятся те технологии, которые учитывают требования объективных законов и на этой основе ориентируют социальный субъект на целесообразные действия, на оптимальные решения с учетом достижений науки, сочетания традиционного и инновационного опыта.

Второй признак любой технологии - поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Последовательность и порядок исполнения действий должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса. Однако реализация указанного признака технологии отнюдь не означает, что субъект будет «скован» установленной последовательностью. У него всегда остается возможность «вмешаться» в объективный ход процессов, изменить их порядок, установить ту или иную последовательность и темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся обстоятельств.

Некоторые современные технологии (например, в производстве кристаллов) позволяют в течение нескольких дней или часов получить материалы, которые природа создавала годами и столетиями. Аналогичными возможностями в неменьшей степени обладают социальные технологии, которые позволяют «сжать» социальное время. Появление технологии – наглядный пример умения личности диалектически сочетать объективное и субъективное в достижении могущества человека, овладевшего законами природы и общественного развития.

И, наконец, третий, довольно существенный признак. Каждая технология предусматривает однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Это решающее, непременное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Чем значительнее отклонения в действиях субъекта от параметров, предписанных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому. Для технологии социальной деятельности возможен гораздо больший диапазон отклонений, чем для технологий производственных, но и в первом, и во втором случаях отклонения возможны только до определенных границ, за которыми вместо творчества начинается уже субъективизм, приводящий к снижению эффективности управления.

В условиях кризиса духовности и культуры особое значение приобретает механизм и технология аксиологического анализа в системе социальной работы с молодежью (рис. 1.), суть которого заключается в следующем:

  • определение социальных ценностей в общей структуре социального бытия и социальной культуры молодежи;
  • характеристике структуры ценностей и системы ценностного отношения молодежи ко всем объектам реального мира;
  • разработке критериев оценок социальных фактов, явлений, мыслительных и предметных действий молодежи как особой социально-демографической группы;
  • разработке механизма формирования и реализации ценностных ориентации молодежи с учетом их направленности на все социальные объекты и процессы;
  • установлении характера связи между социальными ценностями молодежи разного порядка, различного уровня и масштаба;
  • оценке функционирования социальных систем, структур, различных объектов в аспекте соответствия общечеловеческим и локальным ценностям;
  • определении эффективности той или иной деятельности молодежи, и для молодежи с гуманистических позиций, определении псевдоэффективности или антиэффективности по тому же критерию;
  • характеристике (в том числе оценочной) антиценностей (негативных ценностей), разрушения ценностного мира личности, определении тенденций в этом направлении;
  • определении возможностей регуляции ценностного отношения молодых людей к миру, в котором они живут, формировании системы ценностей в процессе прогрессивного развития общества и других социальных объектов (в том числе на микроуровне).

Рисунок 1 – Механизм и технология аксиологического анализа социальной работы с молодежью

Не трудно заметить, что в данном контексте социальная работа с молодежью может быть рассмотрена как технологический механизм социализации. Социально-экономические и политические трансформации в постсоветском обществе вносят свои коррективы в процесс первичной социализации молодого поколения. Произошла резкая дифференциация доходов семей: обнищание их большинства, не сумевшего приспособиться к рыночным условиям, и обогащение меньшинства, выработавших четкие защитные реакции и механизмы жизненного успеха. В этих условиях, как показывают социологические исследования последних лет, социальную работу с молодежью необходимо строить на принципах подвижности и дифференцированного подхода, управляемости и самоуправления .

Дифференцированный подход в социальной работе с молодежью дает возможность более целенаправленно анализировать особенности отдельных социокультурных и возрастных групп молодого поколения, вникать в специфику их жизненных проблем. На практике это требует осознание социальным работником многообразия позиций и ориентаций молодых людей и групп, и использование (а при необходимости и разработки) специальных технологий социальной работы, учитывающих специфику конкретной категории молодых людей.

Технология социальной работы с конкретными группами молодежи должны учитывать три уровня дифференцированного подхода: категориальный (безработная молодежь, беспризорные подростки, молодые наркоманы и т.д.), групповой (неформальные объединения молодежи, дворовые «команды», группы «фанатов» и т.д.), индивидуальный (личность молодого безработного, наркомана и др., с их биографией, образованием, характером и т.д.), каждый из которых требует от социального работника соответствующих знаний и умений.

Увы, но условиях глобализации и модернизации общественной жизни многие традиционные социальные технологии уже не работают. Время требует социальных инноваций, нетрадиционных подходов к решению нарождающихся проблем «эпохи перемен». Одной из таких технологий может служить технология «мобильной социальной работы» или «социальной работы на улице». Социальная работа на улице (street work ) современная форма («открытой») социальной помощи молодежи, ориентированная на проблемы улицы; ее цель не только предотвращение различного рода негативных процессов среди «уличной» молодежи, но и стремление всеми средствами способствовать развитию личной ответственности детей и молодежи, их самоопределения через организацию полуоткрытой, но созданной на особых дидактических установках клубной работы. Данная форма работы с молодежью неоценимы для профилактики разнообразных форм девиантного поведения, молодежной агрессивности, асоциальных субкультур. Основной принцип технологии – внедрение социального работника в «тусовку», установление дружеских взаимодействий с ее участниками с целью проникновения в мир их интересов и социальных установок, и на этой основе положительная переориентация деятельности асоциальной группировки, способствующая ее социальной интеграции и адаптации к общественным нормам.

Именно в среде креативной молодежи была наиболее полно осмыслена идея самоорганизации и самоуправления, именно любительство явилось той социальной лабораторией, где зародилось неформальное движение молодежи – многообразные общественные субкультурные и инициативные группы, объединения, целью которых является – построение гражданского общества. Поясним, что развитие субкультур, сам факт их наличия, возможен только в социально-мобильном обществе со сложившимися демократическими традициями в культуре: свободное творческое развитие личности и равноправие интересов и потребностей личности независимо от социальной принадлежности.

Ко всему вышесказанному необходимо добавить и другие принципы организации социальной работы с молодежью :

  • организационный подход характеризуется ориентацией на многообразие форм работы, проектов, которые рассматриваются и примаются центральными и местными административными органами преимущественно на конкурсной основе, с последующим выделением необходимых средств, контролем за их использованием и результативностью;
  • поэтапный подход предусматривает разделение работы условно на два основных этапа. Первый преимущественно связан глубоким изучением ситуации, сложившейся вокруг объекта избранной технологии – определенной группы молодежи или отдельной личности (клиента). На этом этапе определяются наиболее значимые проблемы, требующие срочного решения. Завершающий этап – составление социальным работником или социальной службой совместно с клиентом плана решения проблем. Второй этап связан с работой по выполнению намеченного плана, предусматривающего психокоррекционную и/или другую необходимую социальную помощь, создание у клиента положительной мотивации, выход из создавшейся ситуации;
  • кадровое обеспечение выбранной технологии специалистами, имеющими соответствующую квалификацию – психологами, социальными педагогами, медиками и т.д. Ключевой фигурой при этом является социальный работник как профессионал, имеющий специальную подготовку для работы с молодежью, который обеспечивает установление доверительного контакта с клиентом.

Таким образом, в основу формирования и развития социальной работы с молодежью должна лечь концепция реформирования, обновления всех сторон общественной жизни и ее последовательная реализация. А государственная молодежная политика должна носить интегративный характер, с максимальным привлечением молодежи к участию в реформировании, обновлении общества и своего микроссоциума.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Молодежь как особая группа в социальной структуре общества. Основные задачи государственной молодежной политики. Определение роли и места социальных служб в решении молодежных проблем. Принципы социальной работы с различными категориями молодежи в России.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2014

    Общая характеристика молодежи как социальной группы. Проблемы молодежной деятельности, состав социальной работы с молодежью и содержание государственной молодежной политики. Оценка состава современной социальной работы с молодежью в Республике Бурятия.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2014

    Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости. Функция оживляющего посредника социальной жизни общества. Уровень безработицы среди молодых людей. Роль социальных служб в решении молодежных проблем.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Молодежь: понятие, концепции и направления в изучении молодежных проблем. Принципы и задачи социальной работы с молодежью. Основные цели государственной молодежной политики, методика ее реализации на современном этапе развития Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2014

    Молодежь - особая социальная группа населения, принципы реализации и содержание социальной работы как базового компонента молодежной политики государства, состояние и перспективы развития. Опыт, направления развития системы социальных служб для молодежи.

    дипломная работа , добавлен 09.12.2014

    Историческое развитие социальной работы с молодежью, нормативно-правовые основы. Социальные проблемы и потребности молодежи. Социальные службы в решении молодежных проблем. Структура и задачи социальной службы для молодежи. Технологии социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2009

    Особенности социально-демографической группы молодежи в современных условиях. Объекты, цели и принципы реализации государственной молодежной политики. Концепции в изучении молодежных проблем. Нормативно-правовая база социальной работы с молодежью.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014



Поделиться