Социальный контроль корректирует поведение индивидов тем самым. Социальный контроль

В средствах массовой информации были представлены различ@ ные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) опи@ рается на информацию, содержащуюся в диаграмме?

1) Наиболее приоритетным направлением социальной политики государства в стране Н. должно стать обеспечение охраны труда и здоровья людей.

2) Государству необходимо в первую очередь решить вопрос об установлении государственных пенсий и пособий в качестве приори@ тетного направления социальной политики в стране Н.

3) За установление гарантированного минимума размера оплаты труда в качестве приоритетного направления социальной политики высказалось столько же опрошенных, сколько за обеспечение охра@ ны труда и здоровья людей и установление государственных пенсий и пособий вместе взятых.

4) Население страны Н. в одинаковой степени обеспокоено не@ достаточной государственной поддержкой семьи, материнства и дет@ ства, инвалидов и пожилых граждан и отсутствием государственных пенсий и пособий, обозначая решение этих проблем в качестве при@ оритетных направлений социальной политики государства.

5. (3.8.) Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах.

Б. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государ@ ства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В 1. (3.1.) Запишите слово, пропущенное в схеме.

Социальная мобильность

восходящая мобильность

нисходящая мобильность

2. (3.1.) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исклю@

чением двух, относятся к понятию «социальное взаимодействие».

1) Престиж; 2) сотрудничество; 3) соперничество;

4) конфликт; 5) страта; 6) партнёрство.

Найдите два термина, относящихся к другому понятию, и запи@ шите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

3. (3.9.) Найдите в приведённом ниже списке формальные пози@ тивные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пожалованный титул

2) недоброжелательный отзыв

3) присуждённая учёная степень

4) признание лидерских качеств

5) почётная грамота

6) отлучение от церкви

4. (3.9.) Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу@ щен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный контроль корректирует поведение индивидов, тем самым создавая условия для сохранения социальной

(А). Методы контроля зависят от применяемых

(Б) и подразделяются на жёсткие и мягкие, пря@ мые и косвенные. (В) или самоконтроль индивид осуществляет сам, самостоятельно регулируя своё поведение, согла@ совывая его с общепринятыми (Г). В процессе

(Д) они усваиваются настолько прочно, что, на@ рушая их, человек испытывает чувство вины. Некоторые поступки человек совершает, исходя не из личных эмоций или представлений, а на основе чувства (Е). Индивид как бы застав@ ляет себя действовать согласно предписанным нормам, зачастую поступая вопреки своим желаниям, интересам и целям».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно за@ полняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) внутренний контроль

2) обязанность

3) стабильность

4) социальная стратификация

5) социализация

6) внешний контроль

7) санкция

8) социальная норма

9) долг

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропу@ щенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер вы@ бранного вами слова.

С 1. (3.1.) Назовите любые два условия (фактора), влияющие

на процесс социальной мобильности, и проиллюстрируйте каждое из них примером.

2. (*) В стране В. социологической службой был проведён в 2006 г., 2009 г. опрос 40@летних мужчин и женщин. Был задан воп@ рос: «Кто, по Вашему мнению, в первую очередь должен заботиться о будущих пенсиях работников?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в гистограмме.

7% 3%

Государство

Сами граждане

Работодатели

Профсоюзы

Затруднились ответить

Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. При@ ведите обоснование одного из сделанных выводов.

3. (3.9.) Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

4. ПОЛИТИКА

Тематические элементы содержания: краткая характеристика

4.1. Понятие власти

Основные понятия: власть, политическая власть, разновид" ности политической власти, традиционное господство, легаль" ное (рационально"правовое) господство, харизматическое гос" подство, государственная власть

Смысловые значения понятия «власть»

Волевое воздей"

Способность одной

Механизм органи"

ствие на поведение

стороны (индивида

зации и регулиро"

людей со стороны

или группы) влиять

вания совместной

субъекта власти

на поведение другой

деятельности

стороны вне зависи"

мости от того, го"

това ли эта послед"

няя к сотрудничест"

ву или нет

Политическая (от гр. politike - искусство управления госу@ дарством)власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политичес" кие взгляды, установки и цели .

Признаки политической власти

Распространяетсяна всё общество , на всех проживающих на территории данного государства.

Только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны.

Осуществляется через единый общегосударственный центр принятия политических решений.

Использует самыеразнообразные средства (принудитель@

ные, экономические, социальные, культурно@информационные).

Действует на основе праваот имени всего общества.

Разновидности политической власти

Законодательная, исполнительная, судебная .

Центральная, региональная, местная .

Монархическая, республиканская .

Существует классификация видов политической власти в зависи@ мости от типов политического господства1 , которые с ней связаны.

Типы (системы) политического господства

Легальное (рацио

Харизматическое

Традиционное

(от гр. charisme -

Линии сравнения

нально правовое)

господство

милость, Божий

господство

дар) господство

Правила (нор@

Патриархаль@

Рационально раз@

мы), лежащие в

ные или сослов@

работанные пра@

основе господ@

ные нормы

Глава системы

Монарх или ре@

Избранное долж@

Пророк, воена@

господства (тип

лигиозный со@

ностное лицо или

чальник, дема@

«господина»)

коллегиальный

гог, лидер

Источник авто@

Традиция или

Делегирование на

Эмоциональное

ритета главы

передача по на@

основе принципа

доверие «свиты»

системы гос@

следству

большинства

Форма легитим@

Вера в установ@

Целерациональ@

Аффективная

ности (от лат.

ленный поря@

ная вера в кор@

или эмоциональ@

legitimus - за@

док вещей

ректность пред@

ная вера в экс@

конный) систе@

писанной систе@

траординарные

мы господства

качества лидера

и в его идеи

Доминирующий

Традиционное

Инструменталь@

Эмоциональное

тип социального

ное или целера@

поведения

циональное

Эти три идеальных типа господства практически нигде не пред@ ставлены в абсолютном виде.

1 Создана немецким социологом, философом и историком М. Вебером (1864–1920).

Основные принципы устойчивости политической власти

Легитимность власти

Процедура общественного при@ знания власти, политических решений, лидеров, партий, организаций и движений

Результативность власти

Степень выполнения властью тех функций и ожиданий, кото@ рые возлагает на неё население

Государственная власть - один из видов власти в обще" стве, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти - население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).

Признаки государственной власти

Носитпубличный характер т. е. выступает от имени обще@

Имеетсуверенный (от фр. souverainete - верховная власть)характер , т. е. верховенство по отношению ко всем другим физи@

ческим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внут" ренний суверенитет ) и независимость в решении всех вопросов

своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет ).

Ограниченатерриторией (базовое условие существования государства).

Понятие «политическая власть» шире понятия «государствен@ ная власть». Политическая власть осуществляется не только в рам@ ках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем по@ литической власти.

4.2. Государство, его функции

Основные понятия: государство, признаки государства, форма государства, форма правления, монархия, республика, фор" ма государственно"территориального устройства, унитарное государство, федерация, конфедерация, политический режим, функции государства

Государство - политико"территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным

аппаратом в целях осуществления управленческо"обеспечи" тельной, охранительной функций и способная делать свои ве" ления обязательными для населения всей страны.

Основные признаки государства

Территориальная организация власти(институт граждан@

ства, государственная граница).

Публичный характер власти (несовпадение государства и

общества, особый аппарат власти и управления).

Суверенный характер власти(верховенство государства

внутри страны и его независимость во внешних отношениях).

Принудительный характер власти(применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений).

Исключительные права на взимание налогов и сборовс на@ селения, эмиссию денег.

Обязательность членства в государстве.

Претензии на представительство обществакак целого и защиту общих интересови общего блага.

Наличие государственной символики (гимн, герб, флаг).

Дополнительные признаки государства

Язык как средство общения на территории того или иного государства.

Единая оборонная и внешняя политика .

Единые транспортная, информационная, энергетическая системы и др .

Форма государства - это устройство политической органи"

зации общества, призванное обеспечить её стабильность и нор"

мальное функционирование

Форма правления - это способ организации верховной госу"

дарственной власти

Монархия (от гр. monarchia - единовластие) -

Абсолютная

форма правления, при которой верховная госу"

(неограничен"

дарственная власть полностью или частично

принадлежит (реально или формально) едино"

Конституци"

личному главе государства - монарху (коро"

онная (парла"

лю, царю, императору, шаху, султану), обыч"

ментская, ог"

но получающему эту власть и передающему её

раниченная)

в порядке наследования

Окончание схемы

Республика (от лат. res - дело и public - об@

Президентская

щественный, всенародный) - форма правления,

Полупрези"

при которой высшие органы государственной

дентская

власти либо избираются, либо формируются

(смешанная)

общенациональными представительными уч"

Парламент"

реждениями

Форма государственно территориального устройства -

это способ взаимосвязи территориальных образований госу" дарства, закреплённый конституцией

Унитарное (от лат. unitas - единство)государство - единая политически однородная организация, состоящая из админист" ративно"территориальных единиц, не обладающих собствен"

ной государственностью.

Федерация (от лат. foedus - союз, объединение) -устойчивый

союз государств, самостоятельных в пределах распределённых между ними и центром полномочий, имеющих собственные орга" ны государственной власти и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство.

Конфедерация (от лат. confoederatio - союз, объединение) -

форма межгосударственного объединения, при которой госу" дарства - субъекты конфедерации образуют постоянный со" юз в целях координации своей деятельности в тех или иных фор" мах, полностью сохраняя свою независимость

Политический режим 1 - это совокупность методов и спосо" бов осуществления в стране государственной власти и управле" ния

Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущ" ность и социальное назначение

Внутренние

Политическая : поддержание по@

Оборонная : защита границ, тер@

литического господства, обеспече@

ритории страны от внешней угрозы

ние политической стабильности, ре@

и интервенции (вооружённые силы,

гулирование политической жизни

разведка и контрразведка, погра@

(президенты, парламенты, прави@

Организационно"правовая:

Дипломатическая: поддержа@

нормотворчество, организация ис@

ние и развитие межгосударственных

полнения решений и законов, конт@

отношений, координация деятель@

роль, координация деятельности

ности с другими государствами,

субъектов политической системы

международными организациями

(парламент, правительство, конт@

(министерство иностранных дел,

рольные органы, экспертные

посольства, консульства, предста@

вительства в международных орга@

низациях).

Социально"экономическая: оп@

Внешнеэкономическая: осуще@

ствление внешней торговли, под@

ление экономической, социальной,

держка отечественного производи@

бюджетно@налоговой (фискальной),

теля, использование передового

денежно@кредитной (монетарной)

экономического и научно@техничес@

политики, долгосрочное планирова@

кого опыта (министерства, внешне@

ние и программирование, социаль@

экономические органы, представи@

ная защита (финансово@налоговый

тельства).

аппарат, органы связи, коммуналь@

ной службы, транспорта и т. д.).

Культурная : выработка и осу@

Силовая : осуществление вмеша@

ществление политики в области об@

тельства в дела других государств,

разования и культуры (учреждения

навязывание собственной воли (во@

образования, культуры, органы ин@

оружённые силы, разведка)

формации и т. д.)

4.3. Политическая система

Основные понятия: политическая система, институцио" нальная подсистема, нормативная подсистема, функциональная подсистема, коммуникативная подсистема, культурно"идеоло" гическая подсистема, политическая психология, политическая идеология, политическая культура, функции политической сис" темы

Политическая система - многофункциональный меха" низм, включающий государственные и негосударственные со" циальные институты, которые осуществляют политические функции.

Под социальным контролем понимается вся совокупность норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми. Выше мы уже говорили о том, что социальный контроль представляет собой особый социальный институт, который обеспечивает следование нормам.

Ряд исследователей подчеркивает, что социальный контроль включает в себя способы, при помощи которых общество приводит граждан к нормальному поведению.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1) принуждение;

2) влияние общественного мнения;

3) регламентация в социальных институтах;

4) групповое давление.

Насколько действенны приведенные формы? Как показывает практика, далеко не всегда принуждение, жесткие полицейские меры, применяемые к нарушителю, способствуют исправлению поведения. Гораздо более эффективным становится самостоятельный осознанный выбор человеком поведения, соответствующего нормам и принятие на себя ответственности за него.

Социологи подчеркивают, что социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственности за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей и стабильности общества.

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль . Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальный и неформальный. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, нормативных актах; неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплен в официальной форме.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и самостоятельность при принятии решений. Более того, если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать свое поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль или самоконтроль.

Внутренний социальный контроль осуществляется самим человеком и представляет собой самоконтроль, направленный на согласование своего поведения с принятыми нормами. Регуляция осуществляется при помощи чувства вины, стыда. Законом для человека становится его собственная совесть.

Признаки социального контроля:

1) упорядоченность, категоричность и формализованность: социальные нормы нередко применяются к человеку без учета его личных особенностей, иными словами человек должен принять нормы только потому, что он является членом данного общества;

2) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

3) коллективное осуществление социального контроля (система социального контроля просто невозможна без существования социальной группы и отдельной личности в качестве ее члена).

В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной интеграции (1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во- вторых, служат своеобразными эталонами (2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных групп (3). В-третьих, способствуют контролю (4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают стабильность (5) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы-требования. Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных санкций(6), например, уголовных или административных

Социальный контроль (1)корректирует поведение индивидов в обществе, тем са­мым принуждая их соблюдать социальные нормы (2), Именно этот фак­тор позволяет не только сохранить социальную стабильность в об­ществе, но и способствует общественному прогрессу (3). Социальный контроль основан на применении санкций (4), которые могут быть пря­мыми и косвенными, жесткими или мягкими, юридическими или морально-нравственными. В процессе социализации (5) нормы усваиваются достаточно прочно, настолько, что личность четко знает, когда она идет против устоявшихся в обществе правил. Важным регулятором поведения человека в обществе является внутренний контроль или самоконтроль (6) человека.

Социологи подчёркивают, что социальный контроль (1) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственностью (2) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности общества (3). Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных механизмов (4), которые регулируют деятельность людей. Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и самостоятельность (5) при принятии решений. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или самоконтроль (6).



Социальный конфликт (1) - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов людей, участвующих в социальном взаимодей­ствии. Ему всегда предшествует осознание отличия (2) своих интересов от интере­сов других групп и стремление (3) защитить свои интересы. Распространенность социальных конфликтов побудила ученых к внимательному изучению этого явления в рамках особой науки - конфликтологии (4). По мне­нию большинства ученых, избежать конфликтов невозможно (5). По мнению Г. Зиммеля, конфликт является способом саморазвития (6) общества.

Важнейшим условием социального взаимодействия и эффектив­ного функционирования социальной системы является предсказуемость в действиях и поведении людей. Отсутствие предсказуемости ведет общество (социальную общность) к дезорганизации и распаду.

Поэтому общество создает различные механизмы социального контроля для того, чтобы координировать поведение своих членов.

В качестве механизмов социального контроля выступают раз­личные социальные институты. Например, институт семьи осуществляет первичный социальный контроль и регулирует поведение людей в брачно-семейной сфере общества; политические институты регулируют социальный контроль политическими методами и т. д.

Чтобы поведение людей соответствовало социальным ожидани­ям, в обществе создаются (формируются) определенные стандарты поведения - социальные нормы.

Социальные нормы - это социально одобряемые и/или законо­дательно закрепленные правила, образцы, стандарты, регулирующие поведение людей. Их (нормы) можно разделить на два основных вида:

1) правовые нормы - нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах, например Конституции, Уголовном кодексе, Правилах дорожного движения и др. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания;

2) нормы морали - неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание (осуждение) или общественное одобрение.

Чтобы люди всегда вели себя в соответствии с существующими в обществе нормами, необходимо, во-первых, обучать их соответствующему поведению, во-вторых, осуществлять контроль за соблюдением норм. Рассмотрим эти условия подробнее.

1. Определенные стандарты социального поведения прививаются индивиду уже в раннем детстве. В период первичной социализа­ции в семье и дошкольных учреждениях ребенок получает первые представления о том, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. В ходе дальнейшей социализации индивид усваивает различные социальные роли, учится различать в какой социальной среде какое поведение является наиболее предпочтительным, определяет свое отношение к тем или иным социальным ожиданиям и нормам поведения, стремится вести себя в соответствии с существующими нормами или, напротив, нарушает их.

Общество в ходе своего функционирования не только форми­рует социальные нормы, но и создает механизмы контроля за их исполнением, например такие, как общественное мнение, средства массовой информации, органы внутренних дел, суды и т. д. Оно также заранее определяет базовую типологию социальных ролей и следит за их надлежащим соблюдением. Индивид, качественно исполняющий свою роль, как правило, удостаивается определенного вознаграждения, а «нарушитель» - наказания. Социальная структура, социальные отношения и обезличенные социальные статусы предписывают индивидам определенные стандарты социального поведения. Например, популярный артист эстрады, победив на губернаторских выборах и получив статус губернатора, вынужден отказаться от своей прежней роли и играть роль солидного политического лидера; вчерашний курсант, получив звание и статус офицера, должен играть роль строгого командира.

Методы контроля весьма многообразны и их применение варьи­руется в зависимости от конкретных условий и поставленных целей. Так, проявление трусости в обычных условиях может быть наказано презрительным отношением окружающих; аналогичный поступок, совершенный солдатом в военное время, нередко приравнивается к предательству и наказывается публичным расстрелом.

Старейший и наиболее простой способ социального контроля - физическое насилие. Оно может применяться как один из методов воспитания в семье, как способ борьбы с

преступностью, как одно из средств для наведения порядка в общественных местах и др.

Политический контроль является прерогативой государственных органов власти и общественно-политических институтов граж­данского общества. Однако и само общество, если оно обладает достаточной гражданской культурой, может использовать механизмы политического контроля для защиты своих интересов. Политические методы социального контроля наиболее эффективны, так как они опираются на государственную власть и могут использовать в своих целях легитимное насилие.

Не менее эффективны экономические методы социального контроля. Суть их заключается в экономическом давлении (экономической выгоде или принуждении), оказываемом на индивида или социальные группы. Например, лояльный по отношению к своим нанимателям работник может быть поощрен дополнительным материальным вознаграждением, а работник, не проявляющий должной лояльности, может лишиться части своего заработка и даже своего места работы.

Существуют и другие методы социального контроля, например идеологические, религиозные, социокультурные, морально­этические и т. д.

Значительное место в социальном контроле занимает такой фе­номен, как самоконтроль. Этот сформировавшийся в процессе социализации и внутренних психических процессов механизм внутренней саморегуляции индивида. Ключевым понятием в формировании механизмов самоконтроля является интериоризация. Это процесс формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению социальных реалий внешнего мира. Интериоризируя социальный мир, индивид обретает свою идентичность с определенной социальной группой, этносом, культурой. Социальные ценности и нормы становятся своими внутренними нормами, а социальный контроль превращается в самоконтроль. Основными элементами самоконтроля являются сознание, совесть и воля.

Сознание дает возможность оценивать ту или иную ситуацию с точки зрения чувственных и умственных образов.

Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения.

Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсоз­нательные желания и потребности и поступать в соответствии со своими убеждениями.

А1. (3.9.) Доброжелательное расположение – это пример применения санкций

1) формальных позитивных, 2) формальных негативных, 3) неформальных позитивных,

4) неформальных негативных.

А2. (3.1.) Гражданин К. сменил свою профессию педагога на работу продавца. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что гражданин К. был включён в групповую мобильность?

1) произошло движение вниз по социально-экономической шкале, 2) он изменил свой социальный статус, 3) он поменял работу, следуя примеру своего друга, 4) многие педагоги в стране потеряли работу.

А3. (*) В стране Р. социологической службой был проведён в 1998 г., 2008 г. опрос совершеннолетних граждан. Был задан вопрос: «Приходилось ли Вам, Вашей семье отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денежных средств?».

Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.

Варианты ответа 1998 г. 2008 г.
Постоянно
Время от времени
Очень редко
Никогда

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Доля тех респондентов, которым никогда не приходилось отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денежных средств, не изменилась.

2) Процент тех, кому постоянно приходилось отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денежных средств, уменьшился.

3) Процент тех, кому очень редко приходилось отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денежных средств, уменьшился.

4) Доля тех респондентов, которым время от времени приходилось отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денежных средств, уменьшилась.

А4. (*) В стране Н. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Был задан вопрос: «Какое направление социальной политики государства, по Вашему мнению, должно быть приоритетным?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

– установление государственных пенсий и пособий, – обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, – установление гарантированного минимума размера оплаты труда, – обеспечение охраны труда и здоровья людей.

В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) опирается на информацию, содержащуюся в диаграмме?

1) Наиболее приоритетным направлением социальной политики государства в стране Н. должно стать обеспечение охраны труда и здоровья людей.

2) Государству необходимо в первую очередь решить вопрос об установлении государственных пенсий и пособий в качестве приоритетного направления социальной политики в стране Н.

3) За установление гарантированного минимума размера оплаты труда в качестве приоритетного направления социальной политики высказалось столько же опрошенных, сколько за обеспечение охраны труда и здоровья людей и установление государственных пенсий и пособий вместе взятых.

4) Население страны Н. в одинаковой степени обеспокоено недостаточной государственной поддержкой семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан и отсутствием государственных пенсий и пособий, обозначая решение этих проблем в качестве приоритетных направлений социальной политики государства.

А5. (3.8.) Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А) Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах.

Б) Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государства.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.

В1. (3.1.) Запишите слово, пропущенное в схеме.

В2. (3.1.) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальное взаимодействие».

1) Престиж; 2) сотрудничество; 3) соперничество; 4) конфликт; 5) страта; 6) партнёрство.

Найдите два термина, относящихся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В3. (3.9.) Найдите в приведённом ниже списке формальные позитивные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пожалованный титул, 2) недоброжелательный отзыв, 3) присуждённая учёная степень, 4) признание лидерских качеств, 5) почётная грамота, 6) отлучение от церкви.

В4. (3.9.) Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный контроль корректирует поведение индивидов, тем самым создавая условия для сохранения социальной __ (А). Методы контроля зависят от применяемых __ (Б) и подразделяются на жёсткие и мягкие, прямые и косвенные. __ (В) или самоконтроль индивид осуществляет сам, самостоятельно регулируя своё поведение, согласовывая его с общепринятыми __ (Г). В процессе __ (Д) они усваиваются настолько прочно, что, нарушая их, человек испытывает чувство вины. Некоторые поступки человек совершает, исходя не из личных эмоций или представлений, а на основе чувства __ (Е). Индивид как бы заставляет себя действовать согласно предписанным нормам, зачастую поступая вопреки своим желаниям, интересам и целям».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов : 1) внутренний контроль, 2) обязанность, 3) стабильность, 4) социальная стратификация, 5) социализация, 6) внешний контроль, 7) санкция, 8) социальная норма, 9) долг.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

С1. (3.1.) Назовите любые два условия (фактора), влияющие на процесс социальной мобильности, и проиллюстрируйте каждое из них примером.

С2. (*) В стране В. социологической службой был проведён в 2006 г., 2009 г. опрос 40-летних мужчин и женщин. Был задан вопрос: «Кто, по Вашему мнению, в первую очередь должен заботиться о будущих пенсиях работников?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в гистограмме. Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.

– государство, – сами граждане, – работодатели, – профсоюзы, – затруднились ответить

С3. (3.9.) Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Социальные отношения.

Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания. Ответы

А1-3 \\ А2-4 \\ А3-2 \\ А4-3 \\ А5-4 \\\\ В1-Вертикальная \\ В2-15 \\ В3-135 \\ В4-371859.

С1. Условия (факторы), влияющих на процесс социальной мобильности, и иллюстрирующие их примеры: 1) образование (пример: Сергею, закончившему университет и получившему высшее образование, открылась возможность претендовать на занятие должности креативного менеджера в солидной фирме); 2) заключение брака (пример: Олег, будучи простым шофёром, женился на дочери вице-мэра, что позволило ему заняться бизнесом, открыть свою авторемонтную мастерскую, что привело к изменению его социального статуса).

Могут быть названы другие условия и приведены иные иллюстрирующие их примеры.

С2 . Выводы по результатам опроса:

1) и в 2006, и в 2009 г. большинство опрошенных были уверены в том, что пенсионное обеспечение граждан в стране В.– обязанность государства;

2) менее 10% опрошенных в 2006 и в 2009 г. были уверены в том, что пенсионное обеспечение в стране В.–забота работодателей;

3) в 2006 г. было больше респондентов, которые считали, что о будущих пенсиях работников в стране В. должны заботиться сами граждане;

Обоснование вывода 1: А) то, что большинство опрошенных продолжает надеяться на государство, означает, что в стране «В». среди населения преобладает патерналистское сознание;

Б) можно говорить о том, что институты гражданского общества в стране В. (профсоюзы, инициативные организации граждан и др.) по защите прав граждан, ещё недостаточно развиты.

Могут быть сформулированы другие выводы и приведено обоснование иного вывода.

С3 . Вариант плана темы:

1. Понятие социального контроля: а) в широком смысле слова; б) в узком смысле слова.

2. Элементы социального контроля: а) социальные нормы; б) санкции.

3. Формы социального контроля: а) внутренний (самоконтроль); б) внешний.

4. Совесть – проявление внутреннего контроля.

5. Методы социального контроля.

6. Органы власти РФ, осуществляющие социальный контроль:

а) Прокуратура РФ; б) Счётная палата РФ; в) Федеральная служба безопасности и др.

7. Соотношение внешнего контроля и самоконтроля.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Социальные отношения. Примеры тематических заданий. Ответы

А11 (3.11.) – 3 \\ А11 (3.1.) – 2 \\ А11 (*) – 3 \\ А11 (*) – 3 \\ А12 (3.8.) – 1 \\\ В1 – рабство \\ В2 –25 \\ В4 – 135 \\ В6 – 752419.

С6 (3.12.). Примеры, иллюстрирующие разновидности ролевых конфликтов: 1) гражданин Н., будучи журналистом светской хроники, собирал «жареные» факты о звёздах шоу-бизнеса, подчас используя любые средства, что вступало в противоречие с его нравственными принципами, с пониманием недопустимости нарушать право на неприкосновенность частной жизни звезды (применительно к внутриролевому конфликту); 2) гражданин Л. являлся руководителем крупной фармацевтической фирмы, что заставляло его проводить значительное время на работе в ущерб выполнения ролей мужа и отца (применительно к межролевому конфликту); 3) гражданка К. обладала блестящими способностями драматической актрисы. Закончив театральный институт, она вышла замуж за состоятельного бизнесмена и сосредоточила все свои силы на ведении домашнего хозяйства, постоянно думая о том, что не может раскрыть и проявить свои актёрские способности (применительно к личностно-ролевому конфликту).

Совет : целесообразно нумеровать и подписывать элементы ответа, например:

Разновидности ролевых конфликтов. Иллюстрирующие их примеры.

1. Внутриролевой – Пример... 2. Межролевой – Пример... 3. Личностно-ролевой – Пример...

С7 (3.14.) Выводы по результатам опроса :

1) Большинство студентов и представителей работающей молодёжи предпочитают традиционную, юридически зарегистрированную форму брачных отношений.

2) Большее число опрошенных старшеклассников, чем студентов и представителей работающей молодёжи, на первое место среди основных видов брачных отношений поставило традиционный зарегистрированный брак.

3) Гражданский брак одинаково приемлем для студентов и для работающих молодых людей.

Обоснование вывода 2 : такой высокий результат, продемонстрированный старшеклассниками, обусловлен их следованием установкам, формируемым родителями, другими членами семей, школой и т. д. в рамках осуществления социализирующей, воспитательной деятельности, а также меняющимся к лучшему отношением общества к традиционным ценностям, среди которых семья и брак занимают первое место.

С8 (3.3.) План

1) Молодёжь как социологическое понятие.

2) Особенности социального положения молодёжи: а) переходность положения; б) высокий уровень мобильности; в) освоение новых социальных ролей; г) перспективы в профессиональном и карьерном плане.

3) Социально-психологические качества молодёжи: а) неустойчивость психики; б) внутренняя противоречивость; в) низкий уровень толерантности; г) стремление отличаться от остальных; д) специфическая молодёжная субкультура.

4) Типы самодеятельности молодёжи.

5) Неформальные молодёжные группы: а) хиппи; б) панки; в) рокеры; г) футбольные фаны и др.

6) Причины отклоняющегося поведения молодёжи.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15



Поделиться