Что такое социальное управление. Социальное управление как система

Административное право регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е. осуществляется от имени общества, государства.

Управление, по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению, является: функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.

Объекты социального управления

а) Вещи (управление вещами)
б) Явления и процессы (управление процессами)
в) Люди (управление людьми)

Субъектом социального управления выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т.д.) или коллективное образование - администрация (дирекция, руководство, командование и т.д.).

Социальное управление - это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.

Процессом социального управления выступает власть . Относительно Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства выделяют три основных, связанных с административно-правовым регулированием разновидности социального управления:

а) общественное
б) муниципальное
в) государственное

Основной сферой действия и применения норм административного права выступает государственное управление реализуя прерогативы государства его органами и должностными лицами в общей системе социального управления.

В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений.

В узком , организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

Виды социального управления:

1. Государственное управление, т. е. управление касающиеся дел государства, осуществление происходит государственными органами исполнительной власти и государственными служащими.

2. Местное самоуправление - осуществляется органами муниципальных образований и муниципальными служащими.

3. Общественное управление - внутриорганизационное управление делами общественных объединений, в том числе кооперативов.

4. Негосударственное управление делами частных организаций (акционерных обществ, компаний, концернов, холдингов и т. п.).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

социальный управление психология

Актуальность данной темы заключается в том, что социальное управление как наука специально не исследует экономические, юридические, политические и другие стороны управления, предмет изучения -- теория и методология их взаимодействия, основанные на системной связи всех общественных явлений в процессе их взаимодействия и взаимовлияния.

Поэтому задача социального управления -- обеспечение целостного представления о взаимодействии сложных социальных систем, их структуре, внешних и внутренних связях, саморазвитии и воздействии одной на другую, о специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.

Назрела необходимость формирования науки социального управления как единой, общей отрасли научного знания и учебной дисциплины. Она обусловлена, во-первых, всевозрастающей потребностью в целостном освоении окружающего мира, во-вторых, необходимостью системного воздействия на все сферы общественной жизни в их интегральном качестве.

Социальное управление -- предмет изучения многих наук, прежде всего социологии, психологии, социальной психологии, политологии, философии, юриспруденции, культурологии, педагогики, кибернетики, синергетики, эргономики и экономики под углом зрения их управленческих возможностей.

Объект исследования: социальное управление;

Предмет исследования: функции и принципы социального управления;

Цель: изучить функции и принципы социального управления;

Раскрыть понятия социальная сущность управления;

Рассмотреть функции управления;

Изучить принципы социального управления;

1 . Понятие социальное управления

Феномен управления известен еще с античных времен и изучался многими общественными науками (философией, правоведением, социологией, политологией и др.), призванными изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.

Расплывчатость понятия «управление» создает значительные трудности для субъектов управления при выборе того или иного подхода при выборе социальных технологий управления. Органы управления нередко вынуждены руководствоваться собственным прошлым опытом или сложившимися в организациях традициями управления, что является недостаточным, а часто и ущербным.

В настоящее время все острее осознается необходимость разработки современной теории управления. Для этого необходимы, как минимум, во-первых, наличие достаточно четкого представления о предмете науки как самостоятельной отрасли научного знания, не относящейся ни к экономике, ни к политологии, ни к психологии, не растворяющейся ни в какой другой науке, во-вторых, выработка достаточно универсального определения социального управления.

Социальное управление - предмет изучения многих наук, прежде всего социологии, психологии, социальной психологии, политологии, философии, юриспруденции, культурологии, педагогики, кибернетики, синергетики, эргономики и экономики под углом зрения их управленческих возможностей. Поэтому структура науки, как считают некоторые исследователи, включает в себя разделы: социологии управления, философии управления, психологии управления, политики как искусства управления, экономики, культуры и права в аспектах управления.

Социальная сущность управления в первую очередь заключается в том, что общество, а также все его подсистемы (экономическая, социальная, политическая, духовная) есть ни что иное как самоуправляемые социальные системы, т.е. они нуждаются в осуществлении управления изнутри.

Управленческая деятельность не ограничивается областью преобразования внешнего мира или самого человека, но нацелена, прежде всего, на развитие самой практической деятельности, в том числе и в социальной сфере. Социальный аспект не требует дополнительных капитальных вложений, а лишь стимулирует деятельность на предприятии с помощью научных теорий (социальные соревнования, доска почета).

Управление собственным развитием, как в отношении единичной личности, так и социальной группы, общества в целом включает в себя формирование идеала будущего, идей образования, стандартов действий, воплощение которых в жизнь совпадает с теоретическим и практическим разрешением проблемы. Управление должно содержать идеал победы, к которому стремятся все сотрудники предприятия. Исходный пункт управленческой деятельности - это решения. Они направлены на осуществление низшей формы управления - регулирования.

Сущность регулирования заключается в том, что оно представляет собой процесс, посредством которого обеспечивается упорядоченное состояние и заданный уровень организованности данной системы. Высшие формы управления включают в себя процессы, посредством которых данная система переводится из одного организационного состояния в другое. Сущность управления определена американским социологом и экономистом Питером Друккером.

Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление является элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен.

Современный управляющий выполняет несколько взаимосвязанных социальных ролей:

Роль главного руководителя (официальный лидер, управление носит социально-правовой характер);

Роль лидера, ответственного за мотивацию и активизацию подчиненных (работает с людьми);

Роль приемника информации из внешней и внутренней среды и выступает распространителем информации среди сотрудников;

Роль представителя (на договорах, совещаниях);

Роль распределителя ресурсов;

Роль главного лица, ответственного за устранение недостатков и нарушений (получает выговор сверху и распространяет его на персонал);

Роль ответственного представителя организации на всех ответственных и важных переговорах.

Самое краткое и самое общее определение социального управления можно сформулировать так: управление системой - это целенаправленное воздействие на нее, переводящее систему из одного состояния в другое.

Существуют и развернутые определения управления, подробно излагающие содержание этого процесса, например: «Управление есть выработка управляющим органом управляющей информации, соответствующей программе управления, передача ее объекту управления, получение и анализ осведомительной информации от объекта управления о его фактическом поведении, а также соответствующая результатам этого анализа корректировка или выработка новой управляющей информации с целью оптимизации функционирования объекта управления». Или, иными словами, управление есть функция системы, направленная либо на сохранение ее основного качества (совокупности свойств, утрата которых приводит к разрушению системы), либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устойчивость функционирования и достижение определенной цели.

Существуют два основных типа управления, которые обычно сочетаются, но при преобладании одного из них.

Первый тип управления - это прямое управление, которое осуществляется непосредственным воздействием на саму управляемую систему. Объектом управления является только сама управляемая система, на которую действуют либо убеждением, либо принуждением, либо иными методами и средствами. Примером такого управления может служить «командно-административный стиль» управления. Он ни хорош и ни плох сам по себе. В одних условиях он является единственно возможным, незаменимым (в вооруженных силах, например), в других-допустимым или недопустимым, вредным. В разумных пределах он во многих случаях оправдан, а потому всегда существовал и будет существовать.

Второй тип управления - косвенное управление, т. е. воздействие не на саму управляемую систему, а на те внешние (для нее) условия, в которых она находится и функционирует. Изменяя в нужном направлении эту среду, эту обстановку, можно создать такие условия, при которых в том же направлении будут развиваться и сама управляемая система, и ее деятельность. Примером могут служить экономические методы управления, которые и состоят в изменении экономических условий, в создании наиболее благоприятной обстановки для движения в желаемом направлении.

2 . Функции социального управления

Функция (в переводе с латинского означает "деятельность") управления - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект и субъект управления.

Управление и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Управленческие функции - очень тесно взаимосвязанные подсистемы в системе функций, где одна из них как бы вытекает из другой, одна является продолжением другой, а все они образуют замкнутый цикл, который многократно периодически повторяется.

Перечень управленческих функций таков: планирование - организация - работа с кадрами - оперативное руководство - координирование - контроль и далее все снова, начиная с планирования. Рассмотрим эти шесть функций.

Планирование - наиболее существенная из управленческих функций, ибо она прежде всего состоит в выборе цели и стратегии деятельности, а также существенно влияет на все остальные функции, поскольку они выполняются «в соответствии с планом».

Кроме выбора цели и стратегии ее достижения из всех возможных альтернатив эта функция включает в себя разработку плана осуществления избранной стратегии. При этом определяются конечные, промежуточные и частные задачи и предусматривается, кто, когда и как их будет решать.

Таким образом, функция планирования главным образом заключается в подготовке и принятии управленческих решений. Естественно, что в ходе изучения всех возможных вариантов решения, как правило, применяется прогнозирование возможных последствий по каждому из рассматриваемых вариантов. При подготовке ответственных решений в наше время уже нельзя опираться только на интуицию, здравый смысл или субъективные мнения; необходимы анализы и прогнозы с использованием современных научных методов и технических средств (ЭВМ). Планирование логически предшествует выполнению остальных функций, которые тоже предусматриваются в плане или программе деятельности. Кто не планирует, тот не управляет. В частности, потому, что планирование и контроль неразрывно связаны. Незапланированные действия нельзя контролировать и координировать, ибо координация - это исправление отступлений от плана. Контроль без плана теряет всякий смысл, а эффективность планирования измеряется тем, насколько план способствует достижению цели при минимальных затратах сил, средств, времени и прочих ресурсов и при высоком качестве результата.

Планирование предполагает ряд этапов: оценка ситуации и обстановки; определение цели и задач; прогнозирование возможных последствий; определение наиболее целесообразных альтернатив; сравнение альтернатив; выбор оптимальной альтернативы, т. е. принятие решения; формулирование плана деятельности; детализация и уточнение (математизация) плана деятельности.

Организация - это деятельность (организация-функция), направленная на создание необходимой структуры управляемого объекта (организации-структуры).

Создание работоспособной организации - нелегкая творческая задача. Но организация неизбежно со временем меняется, и не всегда в лучшую сторону. Многие организации деградируют, что приводит к противоречию между формой и содержанием, структурой и функциями, наконец, к противоречиям между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. Возникает революционная ситуация, требующая перестройки (реорганизации).

Работа с кадрами - это так называемая кадровая функция, состоящая в определении потребности в кадрах; в подборе, оценке и расстановке кадров; в их профессиональной подготовке и переподготовке. Некоторые специалисты называют эту функцию комплектованием (штатов). Оперативное руководство - функция, выполняемая в основном непосредственными начальниками по отношению к своим подчиненным.

Состоит в профессиональном обучении и воспитании, в инструктаже, уточнении служебных заданий, даче указаний, создании благоприятных условий для работы. Именно при выполнении этой функции главное значение имеет так называемый «человеческий фактор», суть которого состоит в отношении к работникам не только как к производительной силе) но и как к коллективу полноправных граждан и членов организации, как к личностям, наделенным всем богатством чувств и мыслей, желаний и потребностей, способностей и возможностей. Искусство руководства состоит в умелом использовании всего этого человеческого богатства в интересах дела, а интересах всего коллектива. Чем эффективнее руководство, тем больше люди понимают, что их личные цели находятся в гармонии с целями организации.

Координирование - функция, которую многие специалисты считают основой управления. Это деятельность, направленная на синхронизацию действий всех элементов управляемой системы, на согласование и регулирование поведения всех работников (своеобразное дирижирование).

Контроль - сопоставление промежуточных и конечных результатов деятельности с целями и планами деятельности, оценка деятельности и ее результатов, выявление нежелательных отклонений.

В соответствии с этим контроль бывает промежуточный и конечный (итоговый). Все виды самоуправляемых систем контролируют себя сами посредством информационной обратной связи. В кибернетических системах на базе ЭВМ для целей контроля за управляемым объектом переводят ЭВМ в «режим реального времени». Однако во многих случаях удастся лишь получать информацию об отклонениях в режиме реального времени. Что же касается анализа причин отклонений и разработки программы коррекции» то они требуют значительного времени. Значит, контроль «в реальном времени» (в то время, когда события происходят) не всегда достижим даже при условии использования ЭВМ. Именно поэтому нужны методы, которые обеспечивали бы «опережающий» контроль, заблаговременное предупреждение о неблагополучии. Простой обратной связи для этого недостаточно.

С этой целью используют методы прогнозирования, методы сетевого планирования И управления (СПУ), но существуют и старые, традиционные виды учета, в частности бухгалтерский учет. К таким же традиционным методам контроля относятся статистическая отчетность, различные разновидности проверок и ревизий, а также личное наблюдение руководителей за ходом работ.

Эти управленческие функции характерны (в том виде, в котором они здесь изложены) только для организационного управления. Всякое организационное управление, а особенно государственное управление,-управление правовое, основанное на правовых нормативных актах. Право-главное средство управления. Поэтому автоматизация социального управления есть автоматизация правовых процессов и отношений. Другими словами, в традиционную сферу правоотношений вводится новый «субъект» - ЭВМ, который становится посредником между людьми, и игнорировать этот факт невозможно.

Автоматизация не только производства, но и управления им - объективная необходимость, появившаяся еще в первой половине нашего века и лишь во второй половине века (после изобретения компьютеров) получившая возможность для реализации.

3 . Принципы социального управления

Принципы управления - это наиболее важные закономерности, фундаментальные правила, на которых основаны организация, функционирование или развитие систем управления.

Принципы составляют основополагающее начало управления. Они отражают сущность реальных процессов управления, подчиняющихся определенным законам. Они так же объективны, как и законы, которые в них отражаются.

Принципы управления отличаются высокой стабильностью во времени. Однако это не исключает гибкости их применения в различных конкретных условиях.

Экономика общества, организации в своем развитии проходит различные этапы, отягчающиеся масштабами и структурой, технической оснащенностью и формами организации, уровнем образования и культуры работающих. Учет этого динамизма в изменении значимости отдельных принципов управления - показатель экономической культуры, эрудиции и квалификации специалистов, руководителей производства.

Принципы управления - наиболее сознательная форма использования объективных законов общества в практике управления. Поскольку управление складывается из двух основных факторов - стихийного и сознательного управления - научный уровень управления достигается за счет сокращения действий стихийного фактора. Сократить действие стихийного фактора можно путем постоянного социологического изучения тенденций и закономерностей прохождения общественных процессов и их влияния на социальное управление. Владение информацией о действии внешних социальных условий и факторов на систему управления позволит выработать научный подход к управлению, основанный на объективных закономерностях.

Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности.

Следовательно, принципы социального управления -- это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития - социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития - законы и закономерности социального управления - принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают -- им следуют.

К основным принципам социального управления относят :

* принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;

* единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;

* сочетания отраслевого и территориального управления;

* приоритетности в достижении стратегических целей;

* научности социального управления;

* прогнозирования социального управления;

* мотивации (стимулирования) труда;

* ответственности за результаты социального управления;

* рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;

* экономичности и эффективности управления;

* системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);

* иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы;

при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);

* необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);

* обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);

* сочетания единоначалия и коллегиальности;

* ситуационного управления по прогнозированию возмущений;

* программно-целевой;

* делегирования полномочий;

* гуманизма и нравственности в управлении;

* гласности в принятии решения.

Принцип позволяет формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального управления должны:

* основываться на законах развития общества, на законах управления;

* соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;

* учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;

* в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

Системы принципов управления изменяются в процессе развития и социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

Социологический подход к принципам управления предполагает выделение среди них четырех основных типов принципов:

общие методологические принципы управления социальными процессами;

специфические методологические принципы управления, выведенные из социологии; организационные принципы социального управления;

частные принципы управления.

Рассмотрим отдельно каждый из выделенных типов принципов управления.

Общими методологическими принципами научного управления мы называем принципы, в соответствии с которыми можно рассматривать все социальные процессы управления вне зависимости от общественного строя, социальной системы.

К общим методологическим принципам мы отнесли:

конкретно-исторический подход; системность; комплексность;

сочетание общечеловеческих ценностей, потребностей и интересов с государственными и групповыми; социальный детерминизм;

взаимосвязь и взаимообусловленность управленческого воздействия и управляемых процессов; самодвижение, саморазвитие, саморегулирование управляющей и управляемых систем;

Принципы системности и комплексности требуют тесной увязки решения экономических, социально-политических и духовных проблем в управлении.

Конкретно-исторический подход требует реализации тех принципов, которые отвечают требованиям исторического периода развития общества.

Принцип социального детерминизма определяет первичность решения задач, связанных с социальным положением, социальной защищенностью и т.п. людей в управлении процессами.

Управленческая система, если в ней не действует принцип саморазвития и саморегулирования, обречена, т. к. в нем не работают источники и движущие силы. Успешно функционирующей может быть лишь самосовершенствующаяся система, ориентированная на социальный прогресс.

Если общие методологические принципы научного управления социальными процессами отражают больше междисциплинарный подход, то специфические методологические принципы связаны с социологическим аспектом выделения принципов. К ним можно отнести: объективность; адресность и конкретность; преемственность; единство социальных целей, задач и средств; научность.

Принципы научности, объективности и конкретности требуют учета в управлении объективных закономерностей и их специфического проявления в конкретных условиях. Без принципа преемственности пришлось бы при любом отклонении, перестройке, коррекции работы системы каждый раз формировать новое системообразующее интегральное звено системы, восстанавливать взаимосвязь с ним всех других звеньев, а так же связи с внешней социальной средой и т.п.

Каждая цель в системах управления очерчена своим кругом задач, для решения которых требуются вполне определенные средства. Любое несоответствие и этой цепочке приведет к отклонению от запрограммированного результата, неэффективности и ненадежности работы системы.

Организационными мы назвали принципы потому, что они определяют организационный аспект управления, управленческой деятельности субъекта.

Единоначалие предполагает также установление и поддержание строгой дисциплины в организации. Коллегиальность проявляется не только в принятии решений с участием широких масс трудящихся в управлении организацией, но и в четком их исполнении.

Важнейшая задача любого управления - обеспечение, наиболее полное удовлетворение потребностей, субъекта при наименьших затратах ресурсов: людских, материальных, энергетических, духовных. И тогда источник противоречия и развития системы управления смещается в сторону оптимальности взаимодействия между субъектом и объектом, либо в сторону преобладающего социального аффекта - сохранения человеческих ресурсов, их более полного воспроизводства, совершенствования, защищенности, оздоровления труда, отношений по поводу управления.

Суть принципа - выбор наиболее эффективного и данных конкретных условиях управленческого решения на основе всестороннего анализа и изучения информации, рассмотрения множества вариантов решений и т.п.;

принцип иерархичности и субординации. Иерархичность в системе управления определяет расположение элементов, частей в порядке от высшего к низшему. Субординация рассматривается как подчинение нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим, использование правил служебной дисциплины.

Все подсистемы управления, любые сферы деятельности создаются, функционируют и развиваются в соответствии не только с общими, специфическими и организационными, но и с частными принципами. Частных принципов много. Все они формулируются в виде правил или требований. Назовем некоторые из них: принципы хозяйственного расчета; принципы формирования потоков информации; принципы организации заработной платы; принципы создания производственных бригад (добровольности, компетентности, профессионализма, оперативности и т.д.); принципы формирования управленческих штатов и др.

Заключение

Социальное управление -это процесс целенаправленного воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их организации и деятельности, повышения уровня развития всей социальной системы. Функция (в переводе с латинского означает "деятельность") управления - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект и субъект управления. Управление и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Управленческие функции - очень тесно взаимосвязанные подсистемы в системе функций, где одна из них как бы вытекает из другой, одна является продолжением другой, а все они образуют замкнутый цикл, который многократно периодически повторяется. Перечень управленческих функций таков: планирование - организация - работа с кадрами - оперативное руководство - координирование - контроль и далее все снова, начиная с планирования.

Говоря о принципах социального управления то они должны:

основываться на законах развития общества, на законах управления;

соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления; учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления; в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

1. Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу

2. Управление системой - это целенаправленное воздействие на нее, переводящее систему из одного состояния в другое.

3. Социальное управление -это процесс целенаправленного воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их организации и деятельности.

4. Функция (в переводе с латинского означает "деятельность") управления - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект и субъект управления.

5. Планирование - наиболее существенная из управленческих функций, ибо она прежде всего состоит в выборе цели и стратегии деятельности.

6. Организация - это деятельность (организация-функция), направленная на создание необходимой структуры управляемого объекта (организации-структуры).

7. Работа с кадрами - это так называемая кадровая функция, состоящая в определении потребности в кадрах; в подборе, оценке и расстановке кадров; в их профессиональной подготовке и переподготовке.

8. Оперативное руководство - функция, выполняемая в основном непосредственными начальниками по отношению к своим подчиненным

9. Координирование - деятельность, направленная на синхронизацию действий всех элементов управляемой системы, на согласование и регулирование поведения всех работников (своеобразное дирижирование).

10. Принципы управления - это наиболее важные закономерности, фундаментальные правила, на которых основаны организация, функционирование или развитие систем управления.

Список литературы

1.Атаманчук Г.В. Теория государственного управлення [Текст]:- М.: Юр. лит., 2010. - с. 98

2.Волков Ю.Г. Социология[ Текст]. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - С. 379.

3.Галкина, Т.П. Социология управления: от группы к команде [Текст] / Учебное пособие / Т.П. Галкина. М.: Финансы и статистика, 2011.-224с.

4.Егоршин А. П. Управление персоналом: учебник для вузов [Текст] / А. П. Егоршин. - 6-е изд., доп. и перераб. - М.:Академия, 2009. - 1100 с.

5.Зборовский Г. Е. Социология управления- М. : Гардарики, 2010. - 272 с.

6.Клементьев Д. С. Социология управления[Текст]. М.: Изд. МГУ, 2010. -240 с.

7.Коротков, Э.М. Исследование систем управления [ Текст] / Э.М. Коротков. - М.: Изд. «ДеКА», 2010.-336 с.

8.Кравченко, С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения [Текст] / С.А. Кравченко. - М., 2012.-511с.

9.Основы социального управления [Текст] / Учебное пособие / А.Г. Гладышев. - М.: Высшая школа, 2011. -327с.

10.Социальный менеджмент [Текст]: Учебник / под ред. Д.В. Валового. - М.:Академия, 2009. - 384с.

11.Тощенко Ж.Т. Социология управления[ Текст]. Учебник.-М.: Академия, 2011. -300с.

12.Удальцова М.В. Социология управления [Текст]: - М.: ИНФРА - М, 2010. - 144 с.

13.Харченко К.В. Социология управления: от теории к технологии[ Текст]. - Белгород, 2009. - 160с.

14.Чупров В. И., Осипова М. А. Социология управления. [ Текст]. М.: Изд. Академия, 2011. -176с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социальное управление: понятие, объект, функции. Методологические подходы к социальному управлению. Политический уровень социального управления. Основные пути реализации социальной политики КНР. Сравнение практики социального управления России и КНР.

    дипломная работа , добавлен 24.07.2012

    Понятие, структура и типология социальной организации. Образования институционального характера, которые выполняют определенную общественную функцию. Социальное управление как вид управления в обществе, уровни, функции и система социального управления.

    реферат , добавлен 21.05.2010

    Теория социальной работы: объект, предмет, закономерности и принципы. Социальная психология как раздел психологии, посвящённый поведению человека в группе. Взаимодействие социальной работы и психологии в практической деятельности социального работника.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Значение и содержание дисциплины социальное управление, его основные принципы. Особенности организации социального управления в России, направления общего вектора разработки современной социальной доктрины российского общества, принципы корпоратизма.

    лекция , добавлен 20.08.2010

    Понятие и сущность социального управления, управление общественными отношениями и процессами в обществе, поведением людей, коллективами и организациями. Содержание воздействия в социальных системах, государство как главный субъект социального управления.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2010

    Возникновение двух принципов действия механизма управления: стихийного и сознательного. Понятие социальной информации и управления. Типы управления, влияние на социальное развитие. Совершенствование системы управления государственных учреждений.

    курсовая работа , добавлен 31.07.2010

    Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Понятие, виды и содержание социального управления. Закономерности управления различными системами, их описание. Методологические основы социального управления их описание и особенности.

    реферат , добавлен 03.02.2009

    Социальное управление как особая разновидность управления. Проблема использования методов социального управления в управлении образованием, в кадровой работе и в мотивации трудовой деятельности. Модернизация социальной сферы и социального управления.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2015

    Социология организаций и ее место в современной социологии. Возникновение концепции организационной экологии, анализ популяции организаций. Социальное управление как объект научного изучения. Особенности подготовки управленческого персонала за рубежом.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2010

    Изучение особенностей социального менеджмента как одного из видов управления. Разработка классификации информационного обеспечения. Рассмотрение информационного обеспечения управления на примере "Управления соцзащиты Администрации Гафурийского района".

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Признаки управления:

Обязательно качество целостной организованной системы;

Наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

Определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

Служит интересам взаимодействия основных элементов;

Обеспечивается системой определенных средств.

Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

1.2. Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;

2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

7) реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

Стадии процесса управления:

Анализ управленческой ситуации;

Выработка и принятие решения;

Организация и исполнение решения;

Контроль выполнения решения;

Подведение итогов, внесение корректив.

1.3. Функции социального управления: понятие и виды

Функции социального управления – обусловленные социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам.

Признаки функций социального управления:

Обусловлены социальным назначением управления;

Характеризуются определенной направленностью и стабильностью;

Представляют собой внешнее проявление свойств системы управления;

Представляют собой направление его активного действия;

Предопределяются поставленными целями и задачами.

В зависимости от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).

В зависимости от направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции.

В зависимости от времени действия существуют функции постоянные и временные.

Общие функции управления:

Информационное обеспечение – сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности;

Прогнозирование – предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем;

Моделирование – создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения управленческих задач в будущем;

Планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе управления;

Организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;

Координация – согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления;

Распорядительство – оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям;

Регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;

Контроль – установление соответствия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;

Учет– фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.

1.4. Государственное управление: понятие, принципы, цели

Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Признаки государственного управления:

Это вид государственной управленческой деятельности;

Деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

Деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

Характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

Обеспечивается посредством системы гарантий;

Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:

1) социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

4) организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

Общие (социально-правовые) принципы:

Демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

Законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

Объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

Научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;

Конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

Разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

Федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

Эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

Организационные принципы:

Отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

Территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

Линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

Функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

Двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;

Сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

1.5. Исполнительная власть: понятие и признаки

Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

Признаки исполнительной власти:

Является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

Выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

Осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

Обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

Обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

Организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

Ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

Носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

Имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

1.6. Цели, функции и уровни исполнительной власти

Цели исполнительной власти:

1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;

2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;

3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;

4) защита человека от противоправных посягательств. Функции исполнительной власти:

1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;

2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;

6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;

7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.

Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления, в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.
Управление – это целеполагающее, т.е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которая может быть осуществлена как непосредственно, так и через специально созданные органы и структуры. Процесс управления – это сложная динамическая система неразрывно связанная с информацией и имеющая обратную связь.
Следует отметить, что сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной. Определяя понятие «управление», классик менеджмента А. Файоль приводит шесть следующих функций (операций):
1) технические операции;
2) коммерческие операции;
3) финансовые операции;
4) страховые операции;
5) учетные операции;
6) административные операции.
Любому управленческому процессу свойственны сле-дующие характерные черты:
1) необходимость создания и функционирования закон-ченной системы;
2) целенаправленное воздействие на систему, ре-зультатом которого становится достижение упорядоченности отношений и связей, способных выполнять поставленные задачи;
3) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления;
4) информация как главное связующее звено между участниками управления;
5) наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области);
6) использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых используются различные приемы, формы, способы, методы и средства управления.
Социальное управление является одним из видов об-щего управления, представляющего собой воздействие одних людей на других, главным образом с помощью информации в целях упорядочивания социально значимых процессов, обеспечения устойчивости, развития социальных систем. Различают следующие особенности социального управления:
1) управление людьми;
2) действия человека носят сознательный, волевой ха-рактер;
3) высокая степень автономии и самостоятельности управляемых;
4) управление людьми осуществляется сознатель-но;
5) способность к быстрой передаче информации.
По пределам воздействия различают следующие виды управления:
1) управление государством;
2) управление городом;
3) сферой социальной жизни;
4) предприятием;
5) и т.п.
По признаку собственности управление бывает:
1) государственным;
2) муниципальным;
3) частным некоммерческим;
4) частным коммерческим.

Еще по теме 1. Общее понятие управления. Социальное управление. Его особенности и виды.:

  1. 1.2. Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы
  2. Тема 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: понятие, сущность и МЕСТО В СИСТЕМЕ социальных отношений
  3. 1.1. понятие и сущность государственного управления в системе социальных отношений
  4. 14.1. Понятие, основные черты и виды методов государственного управления
Лекция 3. Социальное управление как особый вид управленческой

деятельности.


1. Понятие социального управления.

Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три компонента - неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его основным классам:

Процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами , что является областью изучения преимущественно технических наук;

Процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;

Процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением , что относится преимущественно к области социальных наук.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ? В настоящее время на этот вопрос вряд ли можно получить однозначный ответ. Все зависит от позиции исследователя, его профессии и научных интересов.

1. С позиции классического менеджмента, « управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цель (цели) организации».

2. С позиции системного анализа, управление – это наука и искусство принятия решений. «Процесс управления – это последовательное осуществление выработки и принятия решений, организации выполнения принятых решений, координации хода работы по выполнению принятого решения, контроля за ходом выполнения принятого решения».

3. С позиции кибернетики, управление – это процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого он переходит в требуемое (целевое) состояние.

4. С позиции правоведения , управление – это государственное правовое регулирование с помощью законов.

5. С позиции политологии управление – это управление обществом, страной, государством. Заметим, что слово «политика» означало в древнегреческом языке «искусство управлять гражданами, государством. Родственным ему было слово «полис», означавшее город-государство.

6. Ф.Тейлор - основатель школы научного управления, определял управление как «искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом».

7. Питер Дракер, которого считают ведущим теоретиком в области управления и организации в мире, предлагает такое определение: «Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу».


В «Социологическом энциклопедическом словаре» социальное управление определяется как один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем; в формировании критериев и показателей социального развития объекта, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов».
Несмотря на различие трактовок социального управления (правления), в них есть одна общая особенность : каждая из них предполагает добровольное или насильственное подчинение человека неким внешним факторам, будь то бог, царь, законы или обычаи. Указанные внешние факторы относятся к разряду так называемых «социальных фактов» (по Э.Дюркгейму),

Социальное управление (широкое) - это сложный вид деятельности, связанный с добровольным или насильственным подчинением людей общим интересам, обеспечивающий существование социальных организаций и решение сложных социальных проблем».

Социальное управление (узкое) - это вид интеллектуальной человеческой деятельности, связанный с выявлением и решением проблем социальной организации, благодаря чему обеспечивается ее продолжительное существование как социальной целостности и достижение ее целей».

В английском языке вообще нет общего термина «управление», а в каждой области деятельности используется своя терминология: управлять армией, предприятием, производством – control (direction); управлять страной – rule; управлять делами – manage; управлять машиной – operate, run; управлять автомобилем – drive; управлять оркестром – conduct; руководить – govern и т.д. В отличии от менеджмента (management),связанного с с управлением фирмой,социальное управление (social administration,public administration) обычно связывают с управлением социальной системой,под которой понимается «сложноорганизованное упорядоченное целое,включающее отдельных индивидов и социальные общности,объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями»/ /. Часто вместо слова «управление» используются в качестве слов-заменителей: регулирование, руководство, администрирование, менеджмент, организовывание, оперирование, упорядочение, контролирование.

В России понятие «управление» применяется и ко многим другим объектам управления (управление финансами, маркетингом, персоналом, ресурсами, инвестициями, инновациями, качеством, здоровьем, окружающей средой и т.п.).

В научной литературе принято различать следующие понятия: управление и административная система и менеджмент. Эти понятия 6yдут рассматриваться как находящиеся в следующей зависимо друг от друга (рис. 1):

УПРАВЛЕНИЕ

Менеджмент

Административная система

Рис. 1 Соотношение понятий "управление", "административная система " и "менеджмент "

Административная система - это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в нерыночном обществе.

Менеджмент - это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в рыночном обществе.

Управленческая деятельность существует в двух направлениях:

Как управление производством;

Так и управление государством.

Социальное управление имеет множественные применения. Оно используется для: обеспечения устойчивого развития социальных организаций (включая общество), выпуска определенной продукции, получения высокой прибыли, предотвращения или ликвидация социальных конфликтов, повышения уровня жизни людей, снижения заболеваемости и смертности населения, решения глобальных проблем человечества. Несмотря на разнообразие применений, можно условно выделить два основных направления: как средство выживания социальных организаций и как средство решения сложных социальных проблем.

2. Особенности социального управления.

1. Социальное управление (или, просто, управление), в отличии от технического и биологического, - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, управление является неотъемлемым атрибутом любой социальной организации, обеспечивающим ее существование. Примерами социальных организаций являются семьи, первобытные общины, поселения, города, нации, фирмы, партии, общества (цивилизации), мировые сообщества, человечество в целом.

2. Управленческая деятельность – вид социальной деятельности, присущий всем другим видам, т.к. все виды деятельности нуждаются в управлении.

3. Наличие двух осей – управляющая и управляемая подсистемы; Управление в обществе это всегда воздействие одних субъектов на другие, с целью побуждения их к деятельности.

4. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством.

5.Социальное управление включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей

6. Управление субъективное;

7. Целенаправленное, сознательное воздействие на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе реализации стоящих перед обществом целей и задач;

8. Система социального управления включает разных специалистов, объединенных в органах управления; исполь­зует целую совокупность методик управления , в том числе и совокупность средств поддержки принятия решений в виде вычислительной и организационной техни­ки; использует различные виды экономической, социальной, политической, организационной и другой информации, которая по­зволяет установить взаимосвязь; между субъектом и объектом управления, учесть все изменения внутренней и внешней среды.

9. Основными механизмами социального управления являются: взаимодействие и воздействие. Взаимодействие - процесс воздействия различных объектов друг на друга, определяющий взаимную связь и обусловленность, характер изменений их состояния. В результате процесса взаимодействия происходит объединение отдельных элементов в систему, формирование ее целостности. Взаимодействие служит основополагающим понятием теории социального управления при анализе системообразующих типов связей, определении содержания и направленности управленческого воздействия.

Социальное взаимодействие - процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов. Чтобы данная социальная система сохраняла свое существование, взаимодействие интересов должно быть устойчивым. Содержательно социальное взаимодействие выступает как обмен деятельностью. При этом социальные образования могут выступать объектами взаимных интересов как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае выбор индивидами, социальными группами или общностями обусловлен непосредственно их качествами; во втором - содержанием и результатами их деятельности как средствами реализации своих потребностей. Социальное взаимодействие носит противоречивый характер ввиду различий в направленности особых интересов индивидов, социальных групп и общностей. Социальное управление, регулируя их положение в системе социальных отношений, обеспечивает разрешение противоречий в процессе социального взаимодействия, в результате достигаются согласование особых интересов отдельных социальных образований, удовлетворение потребностей, развитие социальных качеств.

Управленческое воздействие - действие, вызывающее изменение состояния (параметров, свойств) объекта (системы) управления. Социальное управленческое воздействие связано с изменением содержания и реализацией интересов и потребностей социальных объектов (общностей, социальных групп, индивидов), имеет целью регулирование поведения, направленности деятельности социального объекта.10. В этом отражается фундаментальная закономерность всех социальных процессов: чтобы быть реализованным, любой из них должен
«очеловечиться», то есть воплотиться в действиях конкретных людей.

11.Возникнув в рамках социальной организации , управление уже давно стало самостоятельным институтом и используется не только как средство выживания организации, но и для решения сложных социальных проблем.

12.Управление – одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной жизни. Его значение постоянно возрастает. В течение всего ХХ века мы сталкиваемся с попытками его рационализации и «онаучивания».

13. Система управления, в которой реализуются функции управления, включает: специалистов, объединенных в органы управления; организационную и вычислительную технику, связи между органами управления, используемый комплекс методов управления, связи объекта с внешней средой, потоки управленческой информации, материально-финансовые ресурсы для достижения постоянных целей и т. п. В нее входят также и социальные организации, органы которых в процессе управленческой и организационной деятельности принимают управленческие решения, организуют контроль за их исполнением и постоянно совершенствуют этот процесс, осуществляя обратную связь.

14. Уровни социального управления:

1) Государственное управление – главная функция это регламентация деятельности объектов управления, разработка норм, основополагающих направлений регулирования отношений в обществе. Управление осуществляется по следующим направлениям:

Внутренние экономические и социальные процессы;

Охрана правопорядка внутри государства;

Обеспечение безопасности;

Выработка основных принципов и направлений в социальной политике.

2) Муниципальное управление. Субъекты – организации, службы, контролирующие деятельность исполнителей.

3) Менеджмент. Связан с организацией производства, осуществление деятельности с целью получения прибыли.

Иными словами, классификация видов социального управления соответствует классификации основных сфер организации общества : политическая - область отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп; культурная - область духовного производства, распределения и потребления духовных благ; экономическая - область материального производства, распределения и потребления материальных благ.

Каждый вид социального управления включает соответствующие уровни (организация - регион - отрасль - государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь - соответствующие подвиды управления.

3. Объект и субъект социального управления.
Субъект социального управления – это источник воздействия, управляющая система или носители реальной публичной власти, организационно оформленные общности людей, наделенные функциями, полномочиями, правами и ответственностью по осуществлению управленческого воздействия. Субъекты управления составляют в совокупности аппарат управления.

Это муниципальные органы, государственный органы и организации, общественные организации; индивиды, способные вырабатывать программную деятельность и реализовывать данную способность; должностные лица, организации и социальные институты, которые занимаются разработкой решений, направленных на реализацию основных направлений социальной политики и организацией управляемых субъектов в целях осуществления принятых решений.

В конечном счете, управленческие решения фактически принимают реальные личности, которые облечены соответствующей властью, предполагающей ответственность. К субъекту управления предъявляются повышенные требования: компетентность, наличие именно управленческого склада ума, который, с одной стороны, готовится всей системой воспитательных и образовательных средств, а с другой - предполагает и природную одаренность. Необходимым условием принятия субъектом эффективного управленческого решения и осуществления разумного контроля за его исполнением является, как уже говорилось, высокое качество информации, ее полнота, своевременность и оперативность, а также переработки. Все это предполагает глубокие и всесторонние знания субъектом существенных свойств, состояний, тенденций движения управляемого им объекта, а также условий его существования. В этом и заключается компетентность управляющего органа или лица.

Задача субъекта социального управления состоит в согласовании, гармонизации интересов отдельных общностей, социальных групп, индивидов в процессе жизнедеятельности общества, реализации их целей.

Известно, что развитие мирового менеджмента в ХХ столетии проходило ряд стадий . Сначала высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры , стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство; на смену им пришли экономисты и финансисты , видевшие главную задачу в получении максимума прибыли за счет правильного использования экономических законов и эффективного управления капиталом. Затем наступил период, когда высшее звено управления начало рекрутировать юристов , считая, что главное в менеджменте и бизнесе - соблюдение установленных предписаний, инструкций, других нормативных актов и законности в целом.

В настоящее время управляющими высшего ранга и разработчиками глобальных проблем социального управления становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, т.е. персоналоведы , ставящие в центр современной концепции управления Человека. По оценкам ведущих западных исследователей, именно персоналоведы будут занимать лидирующие позиции в управлении современным миром. Иными совами, современный директор - это директор по кадрам, каждый управляющий - это управляющий персоналом.

Объект социального управления - управляемая социальная система, элементами которой являются общества, социальные группы, взаимодействующие между собой по поводу реализации общих и особых интересов. Это деятельность, поведение человека и социальных групп (люди (персонально), организации, территориальные общности, социальные, этнические и другие группы). Например, мы можем управлять исполнителями, отделами и службами, целыми подразделениями организации. Мы можем также управлять технологическим процессом, финансовыми потоками, потоками информации и т. д.

Объектами же управления выступают такие элементы как социальные отношения, социальные процессы, социальные организации, ресурсы и сам человек.

Главным объектом социального управления являются общественные процессы.

Общественным процессам можно дать следующую классификацию:

По формам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая и др.)

По общественному содержанию, вызванные по различным аномалиям (эпидемии, землетрясения и т. д.).

По характеру: массовый, системный, эпизодический.

По направлению развития общественных связей (конструктивные, деструктивные).

По уровню организации общества (личностные, внутригрупповые и т.д.)

Ещё одним компонентом объекта управления являются ресурсы, которые представляют собой запасы, источники, средства чего-либо, используемые при необходимости, а также представляют собой предельную роль определённого средства.

Кроме понятия «ресурсы» используют тождественные понятия «резервы» и «потенциал».

Социальные ресурсы представляют собой творческий потенциал личностей, социальных групп, организаций, их возможностей, творческой энергии.

Социальные ресурсы являются основой всех ресурсов. Поэтому перед социальным управлением стоит задача более продуктивно использовать социальные ресурсы для эффективного достижения поставленных целей.

В связи с этим социальные ресурсы можно разделить на такие ресурсы: - мотивационные; интеллектуальные; информационные; коммуникативные; социально-психологические; соревновательные; демографические; социально-экологические; деятельностные; инновационные; стратегические; кадровые; организационные; управленческие; научные.

Социальные ресурсы имеют ряд своих особенностей: они практически неисчерпаемы; целиком возобновляемы, но в результате своей невостребованности могут прийти к вырождению, обладают многообразием и взаимозаменяемостью.

Следует заметить, что объекты социального управления являются и субъектами управления. После своего создания они сами оказывают большое влияние на развитие общественных процессов, использование ресурсов. Например, социальные организации создаются и проектируются в процессе управленческого труда, но, возникнув, оказывают обратное влияние на объект управления.


4. Модели социального управления.

Под "моделью управления" следует понимать теоретически выстроенную целостную совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы управления , стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия её элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль, движущие силы развития и мотивационную политику.

Три модели социального управления: субординация, координация, реординация

Единство централизма и самостоятельности в практической деятельности участников управленческого процесса достигается через установление отношений субординации и координации. В их основе лежит взаимосвязь отдельных видов деятельности, их положение по отношению друг к другу при реализации субъектами общей цели управления.

Отношения субординации – это такие отношения между субъектами управленческой деятельности, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом. субординация (от лат.- сопдчинение) Такая модель соц. управления при которой осуществляется вертикальное упорядочение одним из элементов явл. ведущим, определяющим начало деятельности остальных. Вместо сорасполажения здесь действует соподчинения. Такая модель в основном применима гос.службе, гос.органа. Она сущ-ет опред. период времени. Отношения субординации имеют место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне – между руководителями и исполнителями. В государственной службе субординация - это система должностного подчинения, основанная на правилах служебной дисциплины. Данные правила определяются ведомственными положениями, инструкциями, другими нормативными актами. При субординации каждый служащий подчиняется не только своему непосредственному, но и последовательно всем вышестоящим руководителям данного ведомства. Субординация вызвана необходимостью осуществления общих интересов, общих целей, их взаимосвязи с особыми интересами посредством определенной соподчиненности. То есть вышестоящие субъекты управления задают цели нижестоящим, которые призваны реализовывать их с учетом своего индивидуального интереса. Отношениям субординации присущи соответствующие, обеспечивающие их реализацию организационные формы управления. Это линейные управленческие структуры, в которых подчиненность организационных звеньев устанавливается по цепочке снизу вверх, имеет характер однозначной связи, когда каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственный органов управления. Для субординации характерно использование прямых властных методов управленческого воздействия. Например, административное управление, суть которого состоит в том, что на основе приказов и распоряжений задаются конкретные рабочие цели и задачи деятельности подчиненных. Однако чрезмерная субординация ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности , недоиспользованию их творческого потенциала.

Отношения координации характеризуют взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Такая модель управления при кот.осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны части и элементы одной и той же социальной общности характеризуется тождеством между собой и равноликостью. Пример: взаимоот.людей в составе семьи - > взаимоот.семей в составе наций. Отношения координации – это и есть проявление самостоятельности субъектов управления. Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные специфические функции и входящими в различные линии субординации. Например, органы управления предприятий, цехов – в экономической сфере; общественных организаций – в политической сфере. Координация предоставляет участникам управленческого процесса необходимую самостоятельность, широкую возможность для выражения и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы.

Реординация – упорядочение снизу вверх. реординация (с лат. - переподчинение) Такая модель соц.управления, при кот. осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали.



Поделиться