Возникновение научного менеджмента. Понятие и сущность менеджмента

Понятие «менеджмент» возникло от английского слова «to manage» – управлять, которое связано с латинским «manus» - рука, т.е. в буквальном смысле «управлять руками» или «руководить».

Понятие «менеджмент» не тождественно термину «управление», употребляемому в русском языке. Управление предполагает возможность оказания действия на неодушевленные предметы (управление оборудование, управление автомобилем). Менеджмент, в свою очередь, всегда связан с управлением людьми.

В современной теоретической мысли и практической деятельности под «менеджментом» следует понимать, прежде всего, процесс руководства отдельным работником, рабочей группой, рабочими коллективами. Также менеджмент – это особый тип профессиональной деятельности, осуществляемый одним лицом или группой лиц, обладающими необходимыми званиями, и направленный на достижение целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

Таким образом, можно вывести следующее понятие «менеджмента» – это процесс руководства одного лица или группы лиц (менеджеров) над отдельным работником, рабочей группой, рабочими коллективами, направленный на достижение целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов и при принятии ответственности за результативность своей деятельности.

Понятие менеджмента. Менеджмента можно определить, исходя из нескольких точек зрения. Менеджмент это сложная система, которую можно рассматривать в нескольких плоскостях, таких как:

Явление (непосредственное воздействие субъекта управления на объект управления);

Процесс (динамика управленческой деятельности или действия, которые осуществляет руководитель для воздействия на работников);

Система (постоянная взаимосвязь отдельных элементов, благодаря которым возможно осуществлять управление);

Самостоятельная область научных знаний или «управленческая мысль» (междисциплинарная область, сочетающая в себе науку, опыт, управленческие практики, инновационные подходы в менеджменте);

Профессиональную деятельность людей, чей труд направлен на реализацию целей организации;

Аппарат управления (специально созданный орган, деятельность которого направлена на организацию и координацию всех подразделений предприятия).

Сущность менеджмента можно определить со следующих точек зрения:

Организационной (создание аппарата управления, регулирования процесса и системы управления, определение порядка взаимодействия участников управления);

Технологической (делопроизводство, порядок хранения информации и др.).

По своей сути, сущность менеджмента сводится к управлению организацией. По мнению Г.Я. Гольдштейн кольцо управления схематично можно изобразить так:

Рис. 1. Кольцо управления

Управление включает три аспекта:

- «Кто» управляет «кем» (институциональный аспект)

-«Как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

-«Чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).

Безусловно, любой менеджер должен четко и ясно понимать свое место в управлении, а также обладать необходимым набором компетенций. В современном и динамично меняющемся мире менеджер должен обладать способностью принимать оперативные и стратегические решения, т.е. обладать знаниями о деятельности всей организации в целом, частные компетенции ключевых сотрудников и их взаимозависимости, рационально использовать имеющиеся ресурсные ограничения, понимать риски, связанные со своей деятельности и быть готовым нести ответственность за свои решения.

Сущность менеджмента заключается в определении основных целей и ограничений в деятельности предприятия. Они выполняют главные управленческие задачи:

Соотношение действительного положения с желаемым («Где мы?» и «Куда идем?»);

Создания стратегии действий («Что надо сделать?»);

Методики оценки принятия решения («Какой путь лучший?»);

Инструментов контроля («Куда мы в действительности пришли и что из этого следует?» (рис.2).

Рис. 2. Сущность менеджмента

Понятие и сущность менеджмента

Менеджмент - английский термин, означает в дословном переводе управление, заведование, организация. Менеджмент - это система управления производством или коммерцией на основе использования совокупности принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности предприятия и повышения прибыли. Менеджмент - совокупность действий и процедур, направленных на обеспечение целенаправленного и эффективного использования ресурсов организации.

Основными функциями менеджмента являются:

планирование,

организация,

мотивация (стимулирование),

координация,

контроль.

Сущность менеджмента: управлять всем: производством,финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации к улучшению результатов. Менеджмент связан с реализацией конкретных функций, например, управление запасами, управление товарооборотом, управление кадрами и т.д. В упрощенном виде менеджмент можно представить как систему управления предприятием в условиях свободного предпринимательства.

Эволюция менеджмента как наука. Роль и место научных подходов и школ в развитие менеджмента

менеджмент планирование файоль

Предпосылки возникновения научного управления

Предпосылки развития менеджмента как научной дисциплины были связаны с общим прогрессом науки и техники на рубеже XIX - XX вв. Заметно возросли масштабы и концентрация производства, появились крупные предприятия, на которых были заняты тысячи или даже десятки тысяч рабочих и инженеров. Применялись дорогостоящее оборудование, сложнейшие технологические процессы, основанные на последних достижениях научно-технического прогресса. Для обслуживания таких предприятий уже требовались образованные и грамотные люди, заинтересованно относящиеся к своему труду и его результатам.

В настоящее время исторические процессы менеджмента выделяют по этапам развития управленческой мысли, определяя научные школы, которые следуют друг за другом и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами управления.

1. Школа научного управления (1885-1920 гг.).

Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Фредерик Уинслоу Тейлора (1856-1915, США), Фрэнка и Лилиан Гилбрет, Генри Лоуренс Гантта, Гаррингтон Эмерсона, Генри Форда.

Первый научный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф.Тейлором, который возглавил движения научного управления.Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.

Гилбреты провели исследования в области трудовых движений, разработали научные принципы организации рабочего места.

Заслуга представителей школы научного управления заключается в утверждении следующих принципов:

  • 1. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи.
  • 2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач, и их обучение.
  • 3. Обеспечение работников ресурсами.
  • 4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
  • 5. Выделение планирования и анализа в отдельный процесс.
  • 6. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки. Формирования функций менеджмента.

Классическая (административная) школа управления (1920-1950 гг.).

Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик (1891 - 1983), Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Альфред П. Слоун, Г.Черч.

Файоль разделил весь процесс управления на 5 основных функций. Которые мы до сих пор используем в управлении организации: планирование, организация, координация, мотивация, контроль.

А. Файоль, кроме того, разработал ряд универсальных принципов управления.

Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность.

Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большого масштаба.

Вознаграждение персонала. Работники должны получать справедливую зарплату за свою службу.

Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие результаты.

Скалярная цепь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без необходимости, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

Порядок. Место - для всего, и все на своем месте.

Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.

Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации, это придает организации силу и энергию.

Корпоративный дух. Союз - это сила, которая является результатом гармонии персонала.

Таким образом, по мнению А. Файоля, управление является универсальным процессом, состоящим из нескольких взаимосвязанных функций. Реализация же основных принципов управления способствует повышению эффективности управления производством.

Существуют различные определения понятия «менеджмент», под данным термином обычно понимается:

1. Научная дисциплина, изучающая особую разновидность организационных отношений между людьми имеющих форму информационного обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами в рыночной экономике.

2. Вид профессиональной деятельности и тип управления организацией как открытой, сложной социально- экономической системы, функционирующей в рыночной среде, основанной на методах повышения эффективности деятельности организации.

Первые попытки научного обобщения накопленного опыта и формирования теоретических основ менеджмента зафиксированы на рубеже XIX–XX вв. Именно тогда появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью. Это стало ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, усложнение производственных процессов. В результате началось становление и развитие современного менеджмента.

Особенность развития менеджмента как научной дисциплины состоит в том, что оно представляет собой не серию последовательно сменяющих друг друга этапов, а совокупность взаимосуществующих подходов. Обычно выделяют четыре таких подхода:

1) подход на основе выделения различных школ менеджмента;

2) процессный подход, рассматривающий управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций;

3) системный подход, подчеркивающий необходимость рассмотрения организации как совокупности взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях изменчивости внешней среды;

4) ситуационный подход, акцентирующий внимание на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Согласно подходу на основе выделения различных школ менеджмента в первой половине ХХ века получили развитие четыре четко различимых школы управленческой мысли:

1) школа научного управления;

2) классическая или административная школа;

3) школа человеческих отношений и поведенческих наук;

4) школа науки управления (или количественная школа).

Школа научного управления (1885–1920 гг.). Основатели – Ф. У. Тейлор, Ф. и Л. Гилберты, Г. Гантт.

Ключевая идея: для более эффективного выполнения работ многие операции ручного труда можно усовершенствовать на основе использования наблюдений, замеров, логики и анализа. Тейлор считал, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. Он указал, что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Суть своих идей Ф. Тейлор сформулировал в виде принципов «научного управления»:

· разработка оптимальных методов выполнения работы на базе научного изучения затрат времени, движений и усилий работников;

· абсолютное следование разработанным на научной основе стандартам и правилам;

· подбор и обучение сотрудников, предоставление им таких рабочих мест, на которых они могут принести наибольшую пользу;

· оплата по результатам труда;

· использование функциональных менеджеров, анализирующих работу предприятия и осуществляющих контроль по специализированным направлениям;

· поддержка дружеских отношений между рабочими и менеджерами (администрацией).

Практическое применение идей Ф. Тейлора доказало их важность, обеспечило значительный рост производительности труда.

Возникновение и развитие «классической теории научного менеджмента» (начало XX века - конец 20-х годов). Классический менеджмент основывался на жестком рационализме в управлении. Наиболее полное выражение суть этого этапа была выражена в концепциях «научного управления» Ф.Тейлора, «идеальной бюрократии» М.Вебера и «науки администрирования» А. Файоля. Анри Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Кроме того, им были сформулированы 14 принципов управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента:

· разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);

· полномочия и ответственность, или принцип власти (право давать команды и нести ответственность за результаты);

· дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации);

· единство распорядительства, или единоначалие (выполнение распоряжений только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);

· единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели);

· подчиненность личных интересов общим;

· вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать работу персонала);

· централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации, и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты);

· скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным);

· порядок (каждый должен знать свое место в организации);

· справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);

· стабильность рабочего места для персонала или стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации, поскольку высокая текучесть кадров снижает эффективность организации);

· инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными, это способствует обеспечению успешной реализации планов развития организации, придает ей силу и энергию);

· корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив).

Школа человеческих отношений (1930–1950 гг.) и школа поведенческих наук (1950 г. – по настоящее время). Основатели – Э. Мэйо, М.П. Фоллетт, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг и др.

Ключевая идея: перенесение центра внимания в управлении с его задач на человека. Школы опираются на достижения наук о человеческом поведении (социологии, психологии).

Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желание руководства и на материальные стимулы. Позднее исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, показали, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Исследователи этой школы исходили из того, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности у работников возрастает, что естественно ведет к увеличению производительности. И в самом деле, "только человеческие ресурсы способны производить экономические результаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно лучше использовать, но их выход никогда не будет больше, чем сумма входов".

Отметим основные теоретические положения школы человеческих отношений и поведенческих наук:

· управление – это социально-психологический, а не экономический процесс;

· в основе управления находится человек, неповторимая личность с его интересами, потребностями и мотивами;

· человек – социальное существо, подчиняющееся законам коллектива; с природой человека несовместимы жесткая иерархия подчиненности и формализации организационных процессов, поэтому необходимо создать такие методы управления, которые регулировали бы поведение людей в группе, организации, могли бы полнее использовать психологические и эмоциональные особенности работника;

· на производительность труда исполнителя влияют не столько материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные;

· менеджеры должны устанавливать и поддерживать лояльные отношения с неформальными рабочими группами и их лидерами.

Школа науки управления или количественная школа (подход) (1950 г. – по настоящее время). Представители – Р. Аккоф, С. Бир, Д. Экман, А. Голдберг и др.

Ключевая идея: рассмотрение управления как логического процесса, который может быть выражен математически. Эта школа явилась развитием количественных методов обоснования управленческих решений и предусматривает использование в управлении математики, кибернетики, теории вероятностей, статистики и компьютерных технологий.

В школе науки управления различают два главных направления. В первом направлении производство рассматривается как «социальная система», а также используются системный и ситуационный анализ с применением математических методов и ЭВМ. Среди новых подходов данного направления: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент. Вторым направлением является выведение общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии (принципов нелинейности, самоорганизации, неравновесности экономических процессов). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент».

Благодаря школе науки управления появились новые элементы внутрифирменного планирования: имитационное моделирование решений, методы анализа в неопределенных условиях, математическое обеспечение управленческих решений и т. д. Вклад в управление представителей этой школы состоит в углублении понимания сложности управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, а также в развитии количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Г. Форд, дополняя друг друга, создали теорию научного менеджмента. Ее основатели пришли к созданию теории на основе своей практической деятельности, работая в качестве инженеров и администраторов на промышленных предприятиях. Затем опробированные эмпирическим путем, принципы привели к созданию теории.

Ф. Тейлор сосредоточивал свое внимание на цеховом управлении. Г. Эмерсон и Г. Форд - на всем производственном процессе, А. Файоль занимался организацией управленческого труда на высших его ступенях. Все они работали в одном направлении и каждый из них привнес в научный менеджмент что-то новое.

Свои взгляды Тейлор изложил в книгах: «Управление предприятием» (1903 г.) и «Принципы научного управления» (1911 г.). В его трудах прослеживается мысль о создании научного менеджмента как интеллектуальной революции, которая положила конец устаревшим авторитарным методам управления. Он развил научный менеджмент в трех основных направлениях: это нормирование труда; систематический отбор и обучение персонала; денежные стимулы, как вознаграждение за конечный результат. Все они были нацелены на снижение числа ошибок при осуществлении стандартных операций и мобилизацию потенциала работника для выполнения стоящих перед ним задач.

Сущность рационального управления, в понимании Ф. Тейлора, сводилась к возможности максимально упорядочить и регламентировать организацию, все проконтролировать, отделить управленческую деятельность от исполнительной, добиться стабильной и устойчивой деятельности хозяйственных единиц с помощью непоколебимой веры менеджеров в аналитические приемы планирования и разработки бюджетов, контрольные цифры и эффективность административных команд в иерархических структурах.

Рациональная организация труда требовала замены традиционных методов работы правилами, которые сформулированы на основе анализа работы и последующей правильной расстановки работников, обучение их оптимальных приемов работы. Такая организация труда должна превратить каждого работника в органический элемент системы. Вместе с тем эта организация предусматривала четкое разграничение исполнительных и управленческих функций, в результате чего формировались основы формальной структуры организации, происходило обособление управленческих функций от фактического выполнения работы.

Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты представителями классической, или административной, школы Управление в менеджменте, основателем которой был француз Анри Файоль. Как и Тейлор, Файоль придерживался рационалистических взглядов, но объектом своих интересов он избрал организацию в целом, а не отдельные направления ее деятельности, и, что самое главное, он изучал и описывал управленческую деятельность. В работе "Общее и промышленное управление" (1916) функционирование любой организации Файоль сводил к следующим основным видам деятельности: технической, коммерческой, финансовой, бухгалтерской, административной, защиты личности и собственности людей.

Каждый из этих видов деятельности требует управления, следовательно, предусматривает осуществление функций планирования, организации, координации, мотивации, контролю.

Логическим завершением административной школы менеджмента стала концепция "рациональной бюрократии" великого немецкого ученого - юриста, экономиста, социолога, историка Макса Вебера. В значительной мере она сформировалась под влиянием опыта Первой мировой войны, во время которой еще раз было продемонстрировано роль четкой организации управления войсками и обеспечение надежного взаимодействия в деле достижения перемоги.

Если А. Файоль исследовал функциональный аспект менеджмента, то М. Вебер развивал его институциональный аспект. Модель рациональной бюрократической организации, какой ее видел Вебер, характеризуется следующими основными признаками: глубоким разделением труда по функциональному принципу, т.е. по отдельным направлениям деятельности; четким построением по иерархическому принципу, который предусматривает ступенчатую подчиненность и взаимодействие, зависимость числа уровней иерархии и руководителей от общего количества подчиненных; системой правил, норм, формальных процедур, определяющих права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях и которые являются основой административного управления и контроля; устройством внутренней системы отношений на формальных началах - как взаимодействия между должностями, а не личностями; подбором кадров по формальным признакам на конкурентной основе с последующим продвижением работников по старшинству, стажем работы и достигнутыми результатами, что должно было обеспечить продвижение вверх наиболее квалифицированных работников. Заметим, что подобный принцип работы с кадрами перекликается с основными принципами известной японской системы пожизненного найму.

Характерной чертой этой школы является то, что объектом научного Исследование становится управление, я предметом - методы и способы организации этого процесса в статике и динамике. Административная школа управления возникла, когда на смену эпохе производства пришла эпоха сбыта. Спрос на основные потребительские товары стал близок к насыщению, для разработки программы деятельности фирмы необходимо было изучать рынки, их состояние и возможные изменения. Ориентация на рынок в организации управления фирмами расширила и усложнила задачу управления, что привело к разделению труда в самой системе управления производством. Формирование научного менеджмента осуществлялось путем теоретической и эмпирической проверки гипотез, теорий, концепций.

С усложнением задач управления фирмами, насыщения рынков, усиления конкурентного соперничества росли требования к качеству товаров, усложнялась технология производства, обновлялась продукция. Это требовало и изменения роли работника в производстве и управлении. Возникла необходимость использования творческого потенциала работника. Стали обязательными такие методы управленческого воздействия, которые обеспечивали бы использование способностей.

Конечно, все это не означает, что рационалистическая модель утратила свое значение. Речь идет о ее развитии, модификации с учетом условий предпринимательской деятельности, существенном изменении.

Не стоит забывать, что рационализм остается и будет оставаться методологической основой формирования организационных структур, планирования, проведения экономических расчетов, обоснование хозяйственных действий. Важнейшие принципы и элементы администрирования, разработаны и апробированы основоположниками научного управления, имеют общеметодологические значение для организации и осуществления коллективной, совместной деятельности как таковой. Однако догматическое использование традиционных принципов организации предпринимательской деятельности сегодня не может обеспечить долгосрочного коммерческого успеха.

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

В результате освоения материалов, изложенных в главе 1, у обучающихся формируются:

Общекультурные компетенции (ОК): ОК-8, ОК-14, ОК-16 Профессиональные компетенции (ПК): ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-7, ПК-12, ПК-13, ПК-20, ПК-29, ПК-34, ПК-39, ПК-40, ПК-48

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

  • ? Изучение и усвоение материалов, излагаемых в главе 1, позволит: знать:
  • ? сущность и содержание системы управления;
  • ? цели, задачи и принципы современного менеджмента;
  • ? содержание функций управления производством;
  • ? существующие подходы к оценке эффективности управления;
  • ? идентифицировать элементы системы управления;
  • ? систематизировать методы и принципы управления;
  • ? организовать осуществление функций управления;
  • ? оценить содержание процессов функционирования системы управления и их эффективность;
  • ? современными методами осуществления процессов управления и анализа состояния системы менеджмента фирмы;
  • ? навыками применения теории информации для целей управления.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ

Система знаний об управлении общественным производством называется научными основами управления. Науку управления условно можно разделить на три части: методологические принципы управления, теоретические основы управления и системы конкретных управленческих наук об элементах, функциях и методах управления.

Теория управления общественным производством возникла на стыке общественных и прикладных областей знаний и в отличие от других наук исследует и разрабатывает пути их комплексного воздействия на общественное производство. Если экономические науки, имея своим предметом производственные отношения, рассматривают все явления общественной жизни, исходя из законов общественного воспроизводства, то прикладные науки изучают формы и методы управления производством, его цели и средства, а они определяются уровнем развития экономики. Изучая науку управления производством, следует исходить из сущности управления как функции общественного труда.

В общем случае теория управления изучает общие принципы управления вне зависимости от объекта, общие законы управления в живой и неживой природе, в технике и экономике.

Теория управления исходит из единой схемы управления, характерной для всех ее форм и видов (рис. 1.1).

Согласно этой схеме, субъект управления вырабатывает управляющее воздействие в виде команд, сигналов, которые передаются объекту управления. Объект управления, принимая управляющее воздействие, изменяет свой образ действий в соответствии с полученным сигналом. О том, что объект принял и отработал команду (отреагировал на управляющее воздействие), субъект управления узнает по обратной связи. В зависимости от этой информации субъект вырабатывает новые управляющие воздействия либо признает первоначально выданный сигнал удачным.

Особенностью схемы управления в экономике (как и в других областях) является необходимость ее эффективной организации.

Системный подход применительно к описанию системы «управление» оперирует понятиями «вход», «процесс», «выход», «обратная связь». В качестве примера процесс производства представлен в виде такой системной модели управления (рис. 1.2). В ней - две составляющие:

  • производство - как объект управления (ОУ);
  • управление процессом - субъект управления (СУ).

Управляющая подсистема (субъект управления СУ) - совокупность подразделений, образующих в соответствии с иерархией объекта управления управляющие подсистемы, наделенные определенными правами для решения задач и выполнения конкретных функций. Эти подразделения составляют службы планирования, маркетинга, контроля качества, управления материально-производственными запасами и др.

Рис. 1.1.


Рис. 1.2.

Управляемая подсистема (объект управления ОУ): рабочие группы, функциональные подразделения, организации, фирмы, корпорации и т.п.

Связь управляющей подсистемы с управляемой называется прямой связью. Это - входы в систему управления, они представлены в виде вектора входных переменных (совокупность всех видов ресурсов) на каждый момент времени:

Противоположная по направлению действия связь называется обратной - вектор выходных переменных (виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг)

Параметры управляющих воздействий (приказы, распоряжения, технические и экономические условия производственных процессов, нормы, стандарты) описывает вектор:

Параметры характеризуют условия протекания процесса и могут стабилизировать и дестабилизировать процесс.

Управляющая система должна обрабатывать всю информацию, поступающую из внешней среды (через входы и выходы управляемой подсистемы) и объекта управления, и вырабатывать решения в области планирования, маркетинга, контроля качества, управления запасами, управления производительностью и др.

Есть несколько основных особенностей управления организацией. Первая - необходимость достоверной информации о предшествующих и текущих внешних воздействиях, в том числе о наличии всех видов ресурсов, процессах реализации продукции и услуг, состоянии внешней среды. Вторая - наличие определенной структуры, отражающей контуры управления, отделяющей ее от внешней среды, но позволяющей на нее реагировать. Наконец, процесс функционирования систем характеризуется целенаправленностью. Если цель не определена, управление не имеет смысла.

Организационная система может быть представлена как модель общей теории систем (рис. 1.3). Она характеризуется сегментами и связями между ними. Организационная система приобретает затрачиваемые потом факторы (Q "/ - натуральное количество фактора, i - номер фактора) по известным ценам (Pf - цена или стоимость фактора): основные виды (энергия, капитал, информация, материалы и др.) и подвиды (труд рабочих, управленческий труд, нефть, газ, электричество, сталь, дерево, бумага) ресурсов.

«Черный ящик» и «белый ящик» имитируют наличие и достоверность информации в процессе управления, т.е. то, что менеджеры знают и чего они не знают о деятельности своей фирмы. Иными словами, «черный ящик» - объект, который воспринимает входные сигналы и генерирует выходные сигналы, предварительно ассоциируя их с входом по некоторому закону. «Белый ящик» - система, состоящая из известных компонентов, соединенных известным образом и преобразующих сигналы по известным алгоритмам или за-


Рис. 1.3. Схема-модель управления производством на фирме конам. И чем «прозрачнее» механизм хозяйствования, тем эффективнее управление, результативнее деятельность фирмы, выше уровень ее культуры, комфортнее работникам фирмы (см. рис. 1.3).

Особенности снабжения и реализации в разных организациях могут отличаться, но все они выполняют примерно одинаковые функции.

С позиции анализа, измерения, разработки системы управления эффективностью производства необходимо определить контуры системы управления, или границы организационной системы. Границы определяются теми пунктами, где элементы вне системы обмениваются ресурсами с элементами внутри системы. Когда установлены границы, можно установить единицу анализа, или рамки системы измерения (на рис. 1.3 границы обозначены пунктирной линией). Если границы не определены, процесс измерения становится запутанным и неэффективным. Большая часть трудностей в процессе измерения эффективности связана с неудовлетворительным определением единиц измерения.

Рост экономических показателей производства зависит от многих факторов: степени развития, разделения и кооперации труда, использования результатов НТП, экономических ресурсов, форм стимулирования высокопроизводительного труда и т.д., но в первую очередь - от степени интегрирования указанных факторов при их использовании и нацеленной на повышение продуктивности функционирования фирмы. Следует заметить, что применение того или иного фактора вне связи с другими еще не обеспечивает оптимального экономического развития производства.

Указанные функции выполняет функция управления. Управление в строгом смысле слова - организация и воздействие на работников с целью достижения целей, стоящих перед фирмой и ее субъектами. Оно базируется, с одной стороны, на многих областях знаний: экономике и политологии, социологии и психологии, инженерных дисциплинах, статистике, а с другой - на непосредственном обобщении опыта управления различными предприятиями, организациями и компаниями в ходе длительной истории развития человеческой деятельности, т.е. используются результаты эволюционного пути ее развития.

В XXI в. требования к управлению укладываются в следующую последовательность: «Знать - иметь возможность - хотеть - уметь - успевать», где отсутствие хотя бы одного элемента ведет к тому, что система не работает. Дело в том, что в условиях динамично развивающегося рынка конкуренцию выдерживает тот, кто наиболее целесообразно использует ресурсы, кто вовремя улавливает «пульс» развития спроса и предложения, изменяет характер и направление производства.

Задача управления - обеспечить эффективное и прибыльное развитие производства товаров, оказания услуг и их реализации во времени, а это предполагает необходимость создания соответствующей системы управления как внешними факторами, влияющими на бизнес, так и внутренними факторами при производстве продукции. При этом, когда говорится о внешней среде, то в этом случае точнее говорить не об управлении факторами внешней среды, а скорее об управлении действиями, сявзанными с учетом при ведении бизнеса фирмы. Обусловливается это тем, что внешняя среда, во-первых, является источником приобретения факторов производства: рабочей силы, технологий, оборудования, сырья; во-вторых, потребляет товары, производимые фирмой; в-третьих, включает те структуры (институты), которые реализуют и воздействуют на деловую активность фирмы: государство, правительство, законодательные органы, профсоюзы, объединения, фонды, банки и т.д.

Отсюда следует, что управление фирмой должно постоянно отслеживать хозяйственную среду, складывающуюся во вне, так как она непрерывно изменяется. И действительно, деловая среда может изменяться в результате общего спада производства, роста конкуренции (особенно со стороны зарубежных производителей), технологических нововведений, отсутствия продуманного государственного регулирования, неплатежей и т.д. Поэтому нужны новые навыки, разработка стратегии развития фирмы. Кроме того, процесс интеграции экономики страны в международную экономическую систему (присоединение к ВТО) требует новых организационных структур управления, более современных подходов к маркетингу, иной кадровой политики и т.п.

Внутренняя среда - все то, что связано с организацией эффективного производства и реализации продукции. Важно добавить, что к идеям повышения производительности труда - делай так, как надо - прибавилось требование - делай то, что надо.

Ответ на эти потребности требует тесного взаимодействия с внешней средой: с одной стороны, она определяет, что надо обществу (количество и качество продукции и услуг, их ассортимент), т.е. она выдает социальный заказ фирмам и создает правовые и экономические условия их успешного функционирования, а с другой стороны, внутренняя среда фирм влияет на формирование характера развития внешней среды. Балансирование этмх процессов является уделом управления внутренними производственными процессами и организацией производства и труда на фирме. Управление фирмой представляет собой сложную динамически развивающуюся систему, обеспечивающую эффективное взаимодействие этих сред путем учета требований внешней среды и адаптации к ним возможностей фирмы.

Это воздействие обеспечивается соответствующей организацией менеджмента на фирме как предпринимательской структуры, а также с помощью применения соответствующих технологий управления . Оно построено на использовании таких принципов, как нормативное использование ресурсов, экономия времени, управление по целям и результатам, интеграция различных технологий.

  • Технология управления - набор средств и методов для осуществления целенаправленного управленческого воздействия.

Менеджмент - это самостоятельная отрасль знаний, которая требует вдумчивого освоения. Это отдельная дисциплина, а точнее междисциплинарная отрасль, которую правильнее назвать "управленческим мнением", сочетающую в себе науку, опыт, "ноу-хау", которые приумножены управленческим искусством. На управленческое мнение влияют достижения многих наук, и эволюция управления как раз и заключается в использовании этих достижений для решения главной проблемы - как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, которые производят продукцию и используют самые разнообразные ресурсы.

Под научными основами управления понимают систему научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, а точнее, обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями.

Первым этапом методологии научного управления был анализ содержания работы и определение её основных компонентов. Потом была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересованности работников в повышении производительности труда и росте объёма производства.

В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это теория научного управления, теория административного управления, теория управления с позиций психологии и человеческих отношений, теория управления с позиции науки о поведении.

Концепция научного управления получила развитие в США, её основоположником был Ф. Тейлор, книгу которого "Принципы научного управления" считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Благодаря разработке этой концепции менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Было доказано, что методы, которые используются в науке и технике, могут эффективно использоваться в практической деятельности организации для достижения намеченных целей.

Концепция административного управления была направлена на разработку решения общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, которые имеют определённую иерархию. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать её целей.

Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы при помощи других людей". Исследования, проведённые психологом А. Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономичные силы, а различные потребности, которые не могут удовлетвориться деньгами.

Концепция управления с позиций науки о поведении - это современная теория. Её основное кредо - повышение эффективности организации в результате повышения эффективности человеческих ресурсов. Отсюда - исследования различных аспектов социального взаимодействия: мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства. Основная цель этой концепции - это попытка помочь рабочему создать собственные возможности на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.

Много проблем и спорных вопросов менеджмента можно решить рациональным, логическим, объективным и систематическим способами. Пусть менеджеры пытаются насколько это возможно быть учёными, но они часто должны решать проблемы на основании интуиции, опыта, интеллекта и личной проницательности. Полагаясь на концептуальные, межличностные и коммуникативные навыки, менеджер вынужден выбрать между разными вариантами действий, который имеют одинаково привлекательный вид. Поэтому менеджеры должны соединять элементы интуиции и личную проницательность с подтверждёнными данными и объективными фактами.

Умение ставить и реализовывать цели, точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим способом является искусством. Этим искусством должна обладать определённая категория людей - именно менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей.

Известные всем признаки и характерные особенности искусства прямо показывают, что менеджмент - это не только сфера практической деятельности, но и исключительно важная самостоятельная область знаний, диалектика развития науки управления напрямую связана с жизнью общества, производственными достижениями и прогрессом материального производства.

Наука управления ищет наиболее эффективные формы ведения бизнеса, которые учитывают интересы не только производителя, но и интересы общества в целом, работников производства, потребителей. Реагирование на ситуации, которые преподносит менеджеру практическая деятельность всегда творчество, продуцирование идеи, которая затем воплощается в элементах материального производства.



Поделиться