Узнать свою предрасположенность к профессии. Методы определения профессиональной склонности

ПРИЗВАНИЕ

ПРИЗВАНИЕ

ПРИЗВА́НИЕ , призвания, ср. (книжн.).

2. Склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии (при обладании или при убеждении, что обладаешь нужными для того способностями). Чувствовать призвание к науке. Призвание к музыке. Следовать своему призванию. Художник по призванию.

|| Роль, задача, предназначение. «Ты благородно поняла призвание актрисы.» Некрасов . «О, кто ж теперь напомнит человеку высокое призвание его?» Некрасов . Историческое призвание пролетариата - построить социалистическое общество.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПРИЗВАНИЕ" в других словарях:

    Количество славянизмов, испытавших семантическое воздействие западноевропейских языков, очень велико. Семантическая история слова призвание может служить ярким примером органического объединения народно русских, старославянских и… … История слов

    См. обязанность … Словарь синонимов

    ПРИЗВАНИЕ, я, ср. 1. Склонность к тому или иному делу, профессии. П. к науке. Врач по призванию. 2. Дело жизни, назначение. Воспитывать детей стало её призванием. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    См. Специальность (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

    Англ. vocation/ colling/mission; нем. Berufung. Склонность к тому или иному делу; предназначение. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ПРИЗВАНИЕ - (англ. vocation) см. Склонность. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    Сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? призвания, чему? призванию, (вижу) что? призвание, чем? призванием, о чём? о призвании; мн. что? призвания, (нет) чего? призваний, чему? призваниям, (вижу) что? призвания, чем? призваниями, о… … Толковый словарь Дмитриева

    Призвание - (нем. – призыв Бога) – высокие профессиональные способности, обеспечивающие радостный и эффективный труд человека. Когда то слово «призвание» обозначало «призыв Бога к людям». В христианстве призвание трактуется как проявление Божией благодати,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    призвание - ▲ одаренность в (направлении), некоторый, поприще призвание склонность к тому или иному делу, профессии (у него #. его # музыка). находить призвание в чем. в нем умер [пропадает] кто л (# артист). попробовать себя в к л. области. искать себя.… … Идеографический словарь русского языка

    Призвание - 1) ♦ (ENG vocation) (лат. зов; от vocare звать) Божественный призыв к людям стать христианами. В более узком смысле воззрение, согласно к рому Бог призывает людей выполнять определенные профессиональные обязанности или следовать образу… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Книги

  • Призвание , Антон Дельвиг. Антон Антонович Дельвиг принадлежал к кругу самых близких Пушкину людей, был почитаем гением российской словесности за своеобразие поэтического языка. В сборникепредставлены все стихотворные…

Инструкция

Подлинная склонность к определенной профессии подразумевает не только удовольствие от достижений (это приятно в любой карьере), а еще и радость во время процесса ее выполнения. Признание и польза, которую приносит какой-то вид деятельности, может нравиться, но этого недостаточно, если сам процесс не привлекает и не радует вас. Это первое, что следует запомнить при выборе профессии. Именно поэтому, как только вы составите предварительный список из нескольких специальностей, следует постараться попробовать заняться ими на практике, хотя бы в роли стажера.

Чтобы , можно вспомнить, что нравилось вам, когда вы были еще ребенком. Даже маленькие дети хорошо чувствуют свои предпочтения. Если вспомнить, в какие игры вы были склонны играть и где проявляли способности, можно уже примерно наметить направления деятельности во взрослой жизни. Например, один ребенок начинает читать раньше, чем все остальные, другой расспрашивает об устройстве мира, третий умеет концентрироваться, четвертый отлично рисует, а пятый любит разбирать и собирать конструктор, порой удивляя всех своими решениями. Все это свидетельствует об определенных склонностях.

Тесты на профориентацию могут помочь выявить свои склонности к конкретной профессии. Обычно в них включены не только те вопросы, которые демонстрируют явный интерес к нужной области знания, но и те, которые показывают, достаточно у человека ли нужных качеств для определенной профессии. Могут задаваться вопросы об одном и том же занятии, описанном с разных сторон. Если испытуемый демонстрирует постоянное желание заниматься чем-то, вне зависимости от того, с какой стороны это описано, такое явно говорит о склонности к конкретной профессии. Бывает так, что сам школьник не может определиться со своими склонностями, но тесты показывают их очень явно.

Полезно обратить внимание на свои личностные качества. Если вы легко вступаете в контакт с другими людьми и быстро становитесь своим в любой компании, то вы можете очень успешно работать с людьми. Те, кто умеет, помимо прочего, выявлять тенденции в поведении окружающих и управлять своими чувствами, может проявить себя на лидирующих позициях.

Такие качества, как склонность к концентрации, развитое воображение и умение выстраивать логические связи обычно очень полезны для занятия техническими науками, они нужны во всех компьютерных специальностях. А вот для исследователей и ученых очень пригодится способность предвидеть на основе образного и логического мышления развитие интересующих событий, умение работать над проектом даже в трудных условиях.

Существуют распространенные ошибки, из-за которых немало людей неправильно выбирает профессию. Во-первых, это специальность, которую навязывает окружение, например, семейная профессия. Исследования показывают, что склонности не передаются по наследству, это просто бытовое заблуждение. Вторая ошибка – выбирать ту же специальность, что и друзья или окружение. Нужно определить, что получается именно у вас, а не выбирать успешные для других направления.

Еще одна ошибка, которая нередко делает людей несчастными – это выбор «денежной» профессии. Без нужного старания, способностей и усилий больших денег обычно не бывает, но и удовольствие от работы тоже не появляется. Также не стоит выбирать профессию, овеянную романтическим ореолом, о действительности в которой вы ничего не знаете.

Нередко можно услышать фразу: «Счастлив тот, кто нашел свое призвание!». С этим позитивным утверждением сложно поспорить, но не все понимают его правильно. Что такое призвание - это дело жизни или совокупность талантов?

Определение термина

Если обратиться к толковым словарям, значение слова «призвание» расшифровывается как способность или склонность к какому-то определенному виду деятельности. Нередко этот же термин используется для обозначения дела жизни, не являющегося основной профессией. В психологии призвание - это сочетание способности и желания заниматься чем-либо. Данное определение может быть использовано для обозначения того, что приносит человеку радость и удовлетворение. При этом приобретение новых навыков в рамках призвания обычно не вызывает трудностей и происходит естественным путем. Зачастую этот термин связывают так же с вдохновением и наличием внутренней мотивации к какому-то виду деятельности.

Почему полезно найти свое призвание?

Вести достойный образ жизни в современном мире без денег практически невозможно. А это значит, что работа занимает значительное место в жизни каждого человека. При этом настоящее удовольствие от своей профессиональной деятельности получают далеко не все наши современники. А ведь это истинное счастье и гарантия жизненного успеха - получение положительных эмоций от собственной работы. Выбранная профессия должна приносить не только стабильный доход, но и моральное удовлетворение. При этом оценивать следует не перспективы карьерного роста или творческую составляющую рабочего процесса, а непосредственно личное отношение человека к конкретному виду деятельности. Что такое призвание? Это работа в радость. Испытывая удовольствие от выбранной профессии, совсем несложно быть счастливым человеком.

Вспомните, кем вы хотели стать в детстве…

Работать по призванию - это истинное счастье, но как найти свое место в жизни? Прежде всего, стоит постараться разобраться в собственных чувствах и эмоциях. Действительно ли вам не нравится именно профессия? Зачастую работа не приносит радости из-за специфики организации рабочего процесса в конкретной компании. Кардинальная смена профессии и/или сферы деятельности в зрелом возрасте - это ответственный шаг. Если вы готовы его сделать, самое время подумать о том, как найти свое призвание. Постарайтесь вспомнить, что вам нравилось в детстве. В раннем возрасте многие дети выбирают профессии, следуя примеру родителей или прочих авторитетных взрослых. Серьезно относиться к своей детсадовской мечте «стать актрисой или космонавтом» необязательно. А вот если в школе вам больше всего нравились точные науки, и вы мечтали быть инженером, а стали экономистом - вспомнить эту мечту полезно. Запишите одним списком все занятия и научные дисциплины, которые в наибольшей мере интересовали вас в детстве. Внимательно изучив получившийся перечень, можно выделить несколько наиболее привлекательных для себя профессий.

Задавайте себе правильные вопросы

Каждому из нас нравится заниматься тем, что получается без чрезмерных усилий. Понять, в чем призвание заключается непосредственно для вас, можно, пристально рассмотрев природные таланты. Под этим словом чаще понимают какие-то творческие способности. Но на самом деле талантом так же может являться природная грамотность, умение быстро считать в уме, развитое логическое мышление. Значение слова "призвание" нередко истолковывают и как «занятие, которое больше всего нравится человеку». Так почему бы не посвятить некоторое время исследованию собственной личности? Постарайтесь понять свои сильные и слабые стороны. Призвание - это страсть человека, то занятие, во время которого его душа по-настоящему радуется и раскрывается. Найти свое место в жизни можно, определив самые важные для себя вещи. Какие жизненные достижения имеют значения лично для вас? Чего вам хотелось бы добиться больше всего? Ответы на эти вопросы могут помочь в поиске личного жизненного пути.

Формула поиска

Некоторые специалисты по личностному развитию предлагают своим клиентам использовать универсальную формулу поиска призвания. На самом деле вычислить род деятельности, в которой вы имеете все шансы достичь успеха, совсем несложно. Секрет в том, что призвание каждого из нас находится на стыке его талантов и страсти. Искать «свое» дело следует среди тех видов деятельности, к которым имеются видимые способности. Важно так же, чтобы выбранное занятие приносило безусловное удовольствие. Если вам сложно самостоятельно рационально оценить собственные таланты, прислушайтесь к мнению окружающих. Спросите близких друзей и родственников, в каких сферах, по их мнению, вы можете считаться максимально эффективным человеком. Будьте готовы к тому, что ответы могут вас поразить. Но пристально рассмотреть имеет смысл все озвученные варианты.

Метод проб и ошибок работает!

Как найти свое призвание, если вы выявили собственные таланты и склонности? Самое время понять, как все это может помочь самореализоваться в профессиональной среде. Выделив одну или несколько наиболее интересных для себя специальностей, самое время попробовать собственные силы. Если вам не хватает опыта или квалификации для трудоустройства на работу своей мечты, можно попробовать устроиться на приближенную вакансию с менее жесткими требованиями. Параллельно можно пройти курсы повышения квалификации или интенсивно заняться саморазвитием. Сложно однозначно сформулировать ответ на вопрос: «Что такое призвание?». Но как только вы найдете свое «дело жизни», вы обязательно испытаете особые чувства. Если же при работе в рамках подобранной по формуле призвания специальности никаких особых эмоций вы не испытываете, имеет смысл попробовать все изменить еще раз. Не стоит бояться перемен, бойтесь прожить жизнь в окружении того, что не приносит радости.

Все ли призвания должны быть реализованы?

Действительно ли у каждого из нас только одно призвание и жизненный путь? Психологи и специалисты по личностному развитию сходятся во мнении, что каждый человек имеет несколько талантов, многие из которых так и остаются нераскрытыми. Так что же есть истинное призвание? Это занятие, которое приносит полноценное удовлетворение и не заставляет сомневаться в правильности выбранного жизненного пути. При этом один человек может испытывать интерес и иметь склонность сразу к нескольким видам деятельности. Речь идет о счастливых людях, работающих на любимой работе и успевающих уделять немало времени собственному хобби. Призванием может быть так же воспитание детей или благотворительность. Непроста ситуация, когда человек имеет ряд талантов, сложно сочетающихся друг с другом. Это тот случай, когда необходимо взвесить все плюсы и минусы и сделать выбор в пользу чего-то одного. Зная, что такое призвание человека, - совсем несложно найти главное дело в собственной жизни.


Выбор профессии, по сути, сводится к ответу на вопрос: «Как сделать счастливыми 1/3 суток моей жизни?». Еще в XVI в. Френсис Бэкон говорил, что счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями. Если же Вы будете заниматься нелюбимым делом, то будете несчастны как минимум 8 часов в день.

Как отмечает К. М. Гуревич (1974), каждый человек может овладеть любой профессией, но все дело в том, сколько на это понадобится времени и сил.

Период трудовой активности в жизни субъекта ограничен, а непродуктивная безрадостная деятельность оборачивается не только личным несчастьем, она отражается и на всем обществе. Поэтому задача профессионального самоопределения найти кратчайшие и наиболее эффективные пути формирования профессионального мастерства, а также предотвратить возможные ошибки в выборе профессионального занятия.

Неправильные выборы являются следствием недостаточной осведомленности по трем направлениям: I) Незнание мира профессий - профессий существующих и актуальных в перспективе; II) Незнание правил выбора профессий, то есть то, каким образом соотнести себя с существующими профессиями; III) Незнание самого себя - с точки зрения своего здоровья, своих способностей, «чего я хочу добиться» и «от чего я получаю удовольствие».

I. Мир профессий

Согласно «Единому тарифно - квалификационному справочнику» в мире более 50 000 профессий. В России насчитывается более 7 000 профессий. Это означает, что около 43 000 профессий в России пока не существует. Это может быть связанно с климатическими, общественно-экономическими условиями или с отсутствием востребованности в каком-то виде деятельности или же просто это еще не стало для нас актуальным.

Это говорит о том, что решения по выбору профессии не должен быть тривиальными, все зависит от ваших пожеланий, способностей и идей.

Таким образом, знание мира профессий сводится к постоянной аналитике и способности прогнозировать ситуацию развития экономики и технического процесса.

II. Правила выбора профессии

Неверное представление о характере деятельности приводит к выбору, не соответствующему имеющимся у человека задаткам и типологическим особенностям.

Четыре ошибки выбора профессии

  1. 1. Романтичная или интеллигентная профессия. Например: кинорежиссер, актер, геолог.
  2. 2. Модная профессия. Например: менеджер, юрист.
  3. 3. Профессия, обещающая большие деньги. Например: риэлтор, моряк, работа на бирже.
  4. 4. Профессия по наследству или «трудовые династии». На сегодняшний день отсутствуют научные подтверждения того, что профессиональная направленность передается генами.

Следование правилам выбора профессии, позволит этот выбор сделать более осознанным и аргументированным.

Правила выбора профессии

  1. 1. Выявить какие профессии сегодня нужны для того чтобы правильно спланировать что будет через 2-3 года.
  2. 2. Узнать какие заведения осуществляют подготовку по данным специальностям.
  3. 3. Найти возможность практически попробовать свои силы в этой среде, обсудить свой выбор с близкими.
  4. 4. Оценить реальную возможность трудоустройства.
  5. 5. Не поддаваться косвенному или прямому влиянию друзей.

III. Незнание самого себя

Склонности и предпочтения

Работа является притягательной лишь тогда, которая встречает внутренний отклик, а значит, отвечает нашим склонностям. Нередко деятельность может нравиться своими результатами, приносимой пользой, признанием в обществе, социальным статусом и другими благами, которые она дает.

Но подлинная склонность всегда означает расположенность и к самому процессу деятельности, когда работа не просто средство достижения каких-нибудь целей, но и сама по себе становится привлекательной.

Склонность выступает как безотчетное стремление к занятиям того или иного рода, как потребности в активности определенного вида, т.е. как латентное состояния напряжения, нуждающееся в соответствующей разрядке.

На первых порах, «тяга» к чему – либо вызывает безотчетное стремление - человек до конца не понимают истинную причину своего положительного отношения к деятельности, мотивируя свой выбор фразой «Мне нравится».

Затем, по мере получения удовлетворения (удовольствия) от процесса выполнения избранной деятельности, она становится более осознаваемой, и обрастает другими мотиваторами, которые в сознании человека превращаются в действующие мотивы и объяснениями, почему он выбрал для занятий именно данный вид деятельности.

При этом, не значит, что деятельность по склонности всегда легка и приятна. Часто человек вынужден проявлять силу воли, готовность пожертвовать чем-нибудь ради успеха деятельности и самой возможности заниматься ею. Деятельность по склонности – это тот же труд, но труд в удовольствие себе и другим.

Нередко склонность отождествляется с предпочтением определенного рода занятий. Может показаться, что профессия выбрана по склонности, но быстро наступающее разочарование говорит об обратном. Предпочтение - это социально обусловленный выбор профессии, который может основываться на том, что модно, престижно, гарантирует высокий доход или статусность.

Если процесс обучения неправильно построен (вследствие например его монотонности, чрезмерных требований, предъявляемых к ученику) или предпочтение социально-желательной деятельности перевешивает факт природных склонностей, то происходит утрата склонности и предназначения.

Некоторые профессии требуют совпадения нескольких видов склонностей, т. е. направленности личности. Это создает трудности в определении своего истинного призвания. Например, профессия врача-педиатра требует склонности к медицине и к работе с маленькими детьми. Профессия учителя требует склонности к преподаванию и профильному предмету.

Поэтому при выборе профессии должны учитываться все факторы: склонности, умения, желания, особенности выбранной сферы деятельности ее востребованность и актуальность.

Методы определения профессиональной склонности

Чтобы познать самого себя необходимо изучать:

  1. 1. Свое здоровье - например, сможете ли вы работать полицейским в уголовном розыске или вам лучше подойдет работа с документами без лишнего риска.
  2. 2. Интересы и склонности – то к чему лежит душа.
  3. 3. Способности, знания и умения.

Одним из методов познания себя и своих способностей является психологическая диагностика с помощью тестовых методик.

Наиболее известная методика, предназначенная для выявления склонности человека к определенным типам профессий является Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова. Автор выделил 5 типов профессиональной направленности ():

  1. 1. Человек – природа (профессии связанные с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой природе: биофизики, химики, экологи и т.д.)
  2. 2. Человек – техника (инженеры, крановщики, автослесари)
  3. 3. Человек – знаковая система (операционисты, бухгалтеры – то есть профессии, требующие разнообразных форм обработки информации)
  4. 4. Человек – художественный образ (актеры, дизайнеры, искусствоведы)
  5. 5. Человек – человек (юристы, психологи, переводчики – профессии, где необходимо устанавливать и поддерживать контакт).

Не менее известна и психологическая теория профессионального выбора психолога Дж. Холланда . Автор полагает, что все люди делятся на шесть типов, каждый из который характеризируется: определенными чертами характера и складом ума, способностями к определенным видам деятельности, предпочтениями определенного рода занятий, содержанием увлечений и профессиональными возможностями. Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий:

    1. Реалистический тип (Р-тип) - несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием.

    Профессии Р-типа : механик, электрик, плотник, картограф, фермер, инженер, пилот, ветеринар, водитель, сварщик.

    2. Исследовательский тип - отсутствие направленности на общение, интерес к абстрактным проблемам и интеллектуальной деятельности, исследовательской работе, познанию нового.

    Профессии И-типа: профессиональный выбор обычно касается математических и естественно-научных дисциплин - физик, астроном, программист.

    3. Артистический тип (А-тип) - женственный, чувствительный, испытывающий потребность в самовыражении, избегающий однообразной и физической работы.

    Профессии А-типа: профессиональный выбор ориентирован на деятельность в области искусства и культуры - музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т. д.

    4. Социальный тип (С-тип) - социально активный, испытывающий потребность во взаимодействии с другими людьми, социально ответственный, обладающий вербальными способностями.

    Профессии С-типа: в профессиональном выборе ориентирован на работу с людьми - врач, педагог, психолог, социальный работник.

    5. Предпринимательский тип (П-тип) - уверенный в себе, конкурентный, избегающий однозначных ситуаций и монотонной умственной работы, стремящийся руководить и организовывать.

    Профессии П-типа: разные виды предпринимательской деятельности, бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т. д.

    6. Конвенциональный тип (К-тип) - предпочитающий структурированную деятельность, работу со знаками, избегающий неопределенных и напряженных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, консервативные ценности.

    Профессии К-типа: банковские служащие, бухгалтеры, финансисты, экономисты.

Другим методом является аудит своих способностей, целей и желаний. Данную услугу предоставляют специалисты по профессиональному консультированию.

Практическое задание

  1. 1. Выпишите 5 профессий, с которыми вы себя ассоциируете, и которые вам нравятся. Отметьте в каждой профессии то, что вас наиболее привлекает.
  2. 2. Оцените свои сильные стороны (способности) на основе выбранных профессий по 5-ти балльной шкале (1-невыраженность, 5-яркая выраженность, средние значения - соответственно).

Методика Дж. Холланда (1985)

Методика предназначена для определения типов личности, предпочитающих те или иные профессии. Она расчитана на людей, имеющих достаточно высокий образовательный уровень.

На основании предпочитаемых занятий Дж. Холланд описал шесть типов личности, присущих западной культуре:

1) Р-тип - реалистический;

2) И-тип - исследовательский;

3) А-тип - артистический;

4) С-тип - социальный;

5) П-тип - предпринимательский;

6) К-тип - конвенциональный.

Взаимоотношения этих типов описываются Дж. Холландом в виде гексагона - шестиугольника, на вершинах которого расположены типы личности в определенном порядке: Р-И-А-С-П-К. Чем ближе друг к другу расположены типы, тем больше сходства между ними.

Реалистический тип

Виды деятельности: любая деятельность, которая дает ощутимый результат; люди этого типа предпочитают действие мышлению, конкретные задачи - трудным и абстрактным проблемам; управление большими машинами, тяжелым оборудованием, механизмами и использование инструментов, требующих точности, ловкости, координированности (сверлильный, токарный станки, бор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты); строительство, ремонт, военное дело, конструкторские работы.

Способности: физическая сила, ручная ловкость, психомоторные навыки; механические способности, изобретательность; математические способности.

эмоциональная стабильность; практичность, бережливость; упорство, настойчивость, уверенность в себе, склонность к риску; скромность, застенчивость, откровенность, искренность, естественность; независимость, консервативность, склонность к поддержке традиционных ценностей; ригидность, медленное принятие новых идей, подчиняемость, конформность; аккуратность, тщательность систематичность при выполнении работы; склонность к регламентации работы (что, как и когда надо делать); не склонны к лишним разговорам, обсуждениям и переговорам.

Межличностные отношения: взаимодействие с С-типом может вызывать недружелюбие, непонимание, резкость; наиболее близок к И- и К-типам, предпочитает работать с ними.

Предпочитаемое окружение: природа, сельская местность; наименьшее взаимодействие с другими людьми; ситуации, требующие небрежной одежды; организации, имеющие жесткую иерархическую подчиненность и авторитарность (ВС, МВД и т. п.); фирмы, производящие конкретные, ощутимые продукты; транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия.

Типичные хобби: реставрация старых механизмов (автомобили, часы и т. п.), ремонт, конструирование, сборка различных устройств; строительные и восстановительные работы; фермерство, обустройство дачи, огородничество, садоводство; охота, рыболовство, туризм; управление моторными видами транспорта; физически опасные виды спорта, спорт на открытом воздухе.

Профессии Р-типа: ветеринар, водитель, инженер, картограф, лесничий, полицейский, пилот, плотник, сварщик, фермер.

Исследовательский тип

Виды деятельности: предпочитают размышления действиям; сбор информации, ее систематизацию, анализ; выполнение сложных или абстрактных заданий; решение проблем через размышления, анализ гипотез и теорий; независимая, самостоятельная работа с опорой на самого себя; выполнение научной или лабораторной работы.

Способности: математические; склонность к анализу; рациональность, эрудированность; навыки письменного изложения мысли; склонность к рациональному логическому анализу.

Личностные качества и ценности: независимость, самостоятельность, самомотивация, ориентированность на задачу, погруженность в работу; сдержанность, интроспективность, склонность к анализу, рациональность, методичность; любознательность, креативность; уверенность в себе, ориентированность на нетрадиционные ценности и установки; склонность к выяснению множества деталей, чтобы сделать заключение, поиску причин, стоящих за тем или иным явлением; склонность к излишнему фокусированию на деталях, что мешает увидеть проблему целиком; склонность к пересмотру информации заново перед принятием решения.

Межличностные отношения: взаимоотношения с П-типом порождают много проблем и вопросов; наиболее схож с типами Р и А.

Предпочитаемое окружение: слабоструктурированные организации, предоставляющие свободу в рабочих действиях; организации, ориентированные на достижение, исследовательские и проектные лаборатории и фирмы, университеты и институты; ограниченность общения с другими людьми.

Типичные хобби: работа (зачастую полностью поглощен своей работой и работает много часов в день); сложные виды деятельности, которые требуют освоения многих фактов, деталей (парусный спорт, подводное плавание, альпинизм, астрономия и т. п.); компьютеры (оценка, программирование, чтение литературы, обсуждение проблем); чтение научной литературы.

Артистический тип

Виды деятельности: художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество и т. п.); игра на музыкальных инструментах; исполнительская актерская деятельность.

Способности: воображение, креативность; музыкальные способности; артистические способности; вербально-лингвистические способности; чувство гармонии, вкуса.

независимость, самостоятельность, нонконформизм; импульсивность, экспрессивность, эмоциональность, чувствительность; непрактичность, беспорядочность; интуитивность, ориентированность на ценности красоты и эстетичности, образность мышления; стремление к самовыражению, демонстративность; оригинальность, открытость, свобода от условностей; допускает альтернативные варианты решения проблем.

Межличностные отношения: более всего несхож с К-типом; близок к И- и С-типам.

Предпочитаемое окружение: неструктурированные, гибкие организации, дающие возможность для самовыражения (артистические студии, театры, концертные залы и т. п.); организации, обучающие артистическим навыкам (музыкальные и художественные школы, институты искусств и т. п.); музеи, библиотеки, галереи, рекламные и дизайнерские фирмы.

Типичные хобби: фотография, рисование, живопись; посещение танцевальных и музыкальных концертов, театров, музеев; сочинение поэм, рассказов, художественное коллекционирование; игра на музыкальных инструментах, занятие танцами. Профессии А-типа: артист, дирижер, директор музея, архитектор, фотограф, скульптор, учитель музыки.

Социальный тип

Виды деятельности: ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами; обучение, объяснение, разъяснение; оказание помощи, консультирование; организация групповых мероприятий, ведение дискуссий.

Способности: вербальные способности; навыки общения и взаимодействия с людьми; преподавательские, ораторские способности; навыки слушания.

Личностные характеристики и ценности: гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность; кооперативность, настроенность на других, понимание других; тактичные, эмоционально теплые, дружеские, жизнерадостные, оптимистичные люди.

Межличностные отношения: более всего несхож с P-типом; близок к А- и П-типам.

Предпочитаемое окружение: социальные организации, школы, религиозные организации, учреждения по отбору персонала; медицинские учреждения, психиат-рические, психотерапевтические, психологические консультативные службы; агентства социальной защиты.

Типичные хобби: организация развлечения других; посещение общественных мероприятий, собраний; добровольное выполнение благотворительной и социальной работы. Профессии С-типа: учитель, воспитатель, работник сферы здравоохранения, социальный работник, психолог, священнослужитель.

Предпринимательский тип

Виды деятельности: работа с людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха; финансовый и межличностный риск, участие в соревновательной деятельности; продажа, покупка, коммерция, предпринимательство; проведение собраний групп, руководство организациями, компаниями, управление людьми и проектами; проведение политических кампаний, выборов, презентаций и т. п.

Способности: организаторские, ораторские, вербальные способности, способность убеждения; руководящие и лидерские; социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия; склонность к предпринимательской деятельности.

Личностные качества и ценности: стремление к власти, к позиции лидера, к высокому статусу; амбициозность, азартность, соревновательность, доминантность, самоуверенность, агрессивность, авантюризм; экстравертированность, социабельность, коммуникабельность; ориентация на деньги, власть, материальное благополучие; оптимистичность, энергичность, любовь к популярности.

Межличностные отношения: более всего затруднено взаимодействие с И-типом; лучше всего срабатывается с С- и К-типами.

Предпочитаемое окружение: государственные и политические организации (власть, распоряжение крупными финансами); промышленные фирмы, компании по розничной и оптовой продаже, агентства по продаже земельных участков, домов, недвижимости, брокерские фирмы.

Типичные хобби: членство в клубах и организациях, посещение собраний; спортивные состязания в качестве зрителя или участника, богатый отдых; развлечения, организация вечеринок, увеселений; политическая деятельность. Профессии П-типа: коммерсант, адвокат, предприниматель, страховой агент, биржевой брокер, менеджер.

Конвенциональный тип

Виды деятельности: работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности; управление офисным оборудованием; ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг; написание деловых отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм.

Способности: математические; канцелярские; тонкая ручная моторика; организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность.

Личностные качества и ценности: сознательность, упорство, практичность, честность; самоконтроль, консервативность, осторожность, плановитость, конформность; бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии; для эффективного выполнения работы нуждается в четком плане, удобен для групповой работы.

Межличностные отношения: наиболее несхож с типом А; ближе всего к типам Р и П.

Предпочитаемое окружение: хорошо работает в организациях, но предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль; большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы; отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции; хорошо структурированные организаций со строгой иерархией.

Типичные хобби: коллекционирование (марки, монеты и т. п.); постройка моделей; проекты улучшения жилища; участие в гражданских и общественных организациях; игры с ясными и четкими правилами. Профессии К-типа: бухгалтер, кассир, банкир, секретарь, счетовод.


Опросник профессиональных предпочтений (ОПП)

Цель применения. Данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет вам соотнести ваши склонности, способности и интересы с конкретными профессиями, более точно определить круг ваших запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании вашей профессиональной карьеры.

Если вы уже размышляли о выборе профессии или о ее смене, то данный тест поможет вам обосновать свои решения, а также подсказать другие возможные варианты разрешения этих вопросов. Вы получите гораздо более ощутимый результат, если будете вдумчиво работать с данной методикой.

Область применения. Методика используется в крупных организациях, на предприятиях, в учебных заведениях и рассчитана на людей, имеющих достаточно высокий образовательный и профессиональный уровень подготовки. Тестируемые должны быть не моложе 17 лет и иметь (или получать) как минимум среднее образование.

Способ применения. Ценность методики проявляется при ее периодическом использовании через 2–3 года, что позволяет изучить развитие личности и изменения в окружающей профессиональной среде.

Форма тестирования. ОПП можно проводить как индивидуально, так и в группе любой величины.

Общая инструкция. Внимательно читайте инструкции к субтестам и отмечайте свои ответы на специльном бланке ответов.

Деятельности

Ниже приводятся различные виды деятельностей, которые отражают широкий круг интересов и установок. Обведите букву «Д» в бланке ответов, если вид деятельности под соответствующим номером вам подходит, нравится или вы считаете, что он вам подойдет. Если тот или иной вид деятельности вам не нравится, не подходит или вы от него не в восторге, то обведите букву «Н».

Р-деятельности

1. Пройти курс обучения работам по дереву.

2. Работать на легковом автомобиле.

3. Ремонтировать хозяйственные постройки.

4. Ремонтировать электроприборы.

5. Настраивать музыкальную стереосистему.

6. Мастерить по дому.

7. Работать на дачном участке.

8. Пройти курс обучения на автомеханика.

9. Самостоятельно ремонтировать квартиру.

10. Решать технические проблемы.

11. Реставрировать, ремонтировать старые приборы, механические устройства (часы, швейные, пишущие машинки и т. п.).

И-деятельности

1. Работать в научно-исследовательской лаборатории.

2. Применять математику для решения практических проблем.

3. Изучать научные теории.

4. Анализировать информацию для разработки новых предложений и рекомендаций.

6. Находить решения сложных проблем.

7. Посещать научные музеи.

8. Систематизировать и классифицировать данные по различным проблемам.

9. Пройти курс математической статистики.

10. Размышлять над научными проблемами.

11. Освоить новую научную дисциплину.

А-деятельности

1. Играть на музыкальном инструменте.

2. Писать для журнала или газеты.

3. Воплощать рассказ в драматическое произведение.

4. Играть в ансамбле, группе или оркестре.

5. Конструировать мебель или одежду.

6. Писать портреты или заниматься фотографией.

7. Пройти курсы по дизайну.

8. Выпускать журнал или газету.

9. Заниматься рисунком или живописью.

11. Создавать декоративные изделия (чеканка, резьба, выжигание).

С-деятельности

1. Работать в сфере социальной поддержки и защиты.

2. Обучаться на курсах по психологии человеческих взаимоотношений.

3. Изучать факты нарушения закона несовершеннолетними.

4. Дискутировать по вопросам отношений между людьми.

5. Обучать других выполнять какую-либо работу.

7. Помогать людям, страдающим физическими недостатками.

8. Помогать советом в трудных ситуациях.

9. Преподавать в учебных заведениях.

10. Заботиться о детях или помогать пожилым людям.

11. Обучаться на курсах гидов или экскурсоводов.

П-деятельности

1. Быть руководителем проекта или какого-либо мероприятия.

2. Пройти курсы или семинар для руководителей.

4. Участвовать в политических кампаниях.

5. Организовать собственное дело и руководить им.

6. Принимать решения в важных и ответственных делах.

7. Оказывать влияние на других людей.

8. Присутствовать на аукционах, торгах.

9. Руководить работой других.

10. Следить за конъюнктурой рынка.

11. Организовывать и проводить выборные кампании.

К-деятельности

2. Работать с микрокалькулятором.

3. Провести инвентаризацию материальных ресурсов.

4. Записывать свои расходы.

5. Проводить проверку документации на предмет выявления ошибки или пропажи.

6. Производить математические расчеты в бухгалтерии или бизнесе.

7. Вести деловую переписку.

8. Управлять оргтехникой, вычислительными машинами в учреждении.

9. Заполнять стандартные формы, подробные анкеты.

10. Обучаться на бухгалтерских курсах.

11. Оформлять и печатать деловые бумаги.

Способности

Обведите «Д» для тех видов умений, которыми вы обладаете и которые вы можете применять грамотно и компетентно. Обведите «Н» для тех видов умений и способностей, которыми вы никогда не обладали, и соответствующую деятельность, которую вы никогда не осуществляли или осуществляли плохо.

Р-способности

1. Я могу выполнять простой ремонт телевизора или радиоприемника.

2. Я могу ремонтировать мебель.

3. Я могу использовать электромеханические инструменты (пилу, дрель, токарный или шлифовальный станки) для работ по дереву.

5. Я могу сделать простой электрический ремонт.

6. Я могу заменить масло или резину в легковой машине.

7. Я могу сделать масштабный чертеж.

8. Я могу пользоваться большинством столярных инструментов.

9. Я могу производить простой слесарный ремонт.

11. Я могу использовать электроизмерительные приборы.

И-способности

1. Я могу использовать компьютер при изучении научной проблемы.

2. Я могу разобраться в физических свойствах многих веществ.

3. Я могу расшифровать простые химические формулы.

4. Я могу использовать калькулятор или логарифмическую линейку для научных исследований.

5. Я могу применять микроскоп для решения научных задач.

6. Я могу использовать математическую статистику для решения научных проблем.

7. Я могу описать основные функции человеческого организма.

8. Я могу применять логарифмические таблицы.

9. Я могу написать реферат по проблеме.

10. Я могу назвать три блюда с высоким содержанием белка.

11. Я могу кратко и четко изложить какую-либо научную теорию.

А-способности

1. Я могу написать рассказ.

3. Я могу писать красками, акварелью, лепить скульптуру.

4. Я могу обрисовать или описать человека так, что его можно узнать.

5. Я могу создать сценическое воплощение идеи или сюжета.

7. Я могу разрабатывать дизайн для упаковки продуктов.

8. Я могу декорировать рабочие помещения учреждений.

9. Я могу играть в пьесе.

10. Я могу сам изготовить простые украшения для дома.

11. Я могу выполнить художественный фотоснимок, слайд.

С-способности

1. Я могу хорошо принять гостей.

2. Мне легко помогать другим в принятии решений.

3. Я участвовал в акциях благотворительности.

4. Мне легко объяснять какие-либо вещи другим.

5. Я могу возглавить групповую дискуссию.

6. Мне легко удается создавать людям хорошее настроение.

7. Мне легко разговаривать с любыми людьми.

8. Мне легко удается помогать людям планировать их будущее.

9. Мне легко тренировать других.

10. Мне легко учить других.

11. Я хорошо разбираюсь в людях.

П-способности

1. Я могу организовать работу других.

2. Я легко оцениваю собственные достоинства.

3. Я легко могу заинтересовать других.

4. Я могу организовать и управлять кампанией по продаже.

5. Я хороший продавец.

6. Я легко планирую стратегию для достижения цели.

7. Я хороший публичный оратор.

8. Я знаю, как стать лидером, добивающимся успехов.

9. Я могу отстаивать свою точку зрения.

10. Я могу начать свое собственное дело.

11. Я могу развить в себе желаемые качества.

К-способности

1. Я могу обрабатывать корреспонденцию и другие документы.

2. Я могу легко получить необходимую информацию по телефону.

3. Я могу вести учет доходов и расходов.

4. Я могу использовать компьютер для анализа данных бизнеса.

5. Я могу печатать на машинке достаточно быстро.

6. Я могу составлять деловые письма.

7. Я могу управлять редактором текстов на компьютере.

8. Я могу создавать обстановку для деловых встреч.

9. Я могу работать на копировальной машине.

10. Я могу быстро замечать ошибки в расчетах, текстах.

11. Я могу успешно пользоваться каталогами.

Карьеры

Ниже приводится перечень карьер в бизнесе, промышленности, государственных учреждениях, различных видах искусства и науки. Обведите «Д» для тех видов карьер, которые вас интересуют или нравятся вам. Обведите «Н» для тех видов карьер, которые вам не нравятся или которые вы находите неинтересными.

Р-карьеры

1. Плотник.

2. Фермер.

3. Автомеханик.

4. Специалист по электронной аппаратуре.

5. Лесник.

7. Сварщик.

8. Радиоинженер.

9. Инженер-механик.

10. Гравировщик, изготовитель печатей, штампов.

11. Экономист - плановик производства.

12. Инженер - конструктор по разработке инструментов.

13. Ювелир, специалист по обработке драгоценных камней.

14. Оператор энергетической установки.

И-карьеры

1. Инженер-конструктор.

2. Техник медицинской лаборатории.

5. Издатель научного или научно-популярного журнала.

6. Ботаник.

7. Хирург.

8. Антрополог.

9. Семейный врач.

10. Метеоролог.

11. Научный работник в области социальных наук.

12. Биолог.

13. Научный работник исследовательской лаборатории.

А-карьеры

1. Писатель.

2. Фотограф.

3. Музыкант-аранжировщик.

7. Музыкант-исполнитель.

8. Эксперт по живописи.

9. Журналист.

10. Художник по копиям (копиист).

11. Издатель газеты.

13. Архитектор.

14. Дизайнер.

С-карьеры

1. Преподаватель высшей школы.

2. Работник в социальной области.

3. Логопед.

4. Учитель школы.

5. Психолог.

6. Специалист по семейному консультированию.

7. Преподаватель общественных и социальных наук.

8. Сотрудник службы социальной поддержки.

9. Инструктор молодежного лагеря.

10. Консультант по выбору профессии.

11. Социолог.

12. Инспектор по делам несовершеннолетних.

13. Сотрудник службы «телефон доверия».

14. Священнослужитель.

П-карьеры

1. Управляющий фирмой.

2. Управляющий гостиницей.

3. Директор на радио и телевидении.

4. Агент по продаже недвижимости (домов, земельных участков).

5. Управляющий распродажей.

6. Заведующий отделом маркетинга.

7. Управляющий магазином.

10. Посредник в торговых операциях.

11. Продавец, торговый работник.

13. Брокер на бирже.

14. Начальник спортивной команды.

К-карьеры

1. Экономист.

2. Счетовод.

3. Секретарь-машинистка.

4. Кассир в банке.

5. Инспектор в банке.

6. Налоговый инспектор.

7. Ревизор.

8. Контролер кредитов.

9. Оператор ЭВМ.

10. Судебный исполнитель.

11. Архивариус.

12. Бухгалтер.

13. Нотариус.

14. Библиотекарь.

Бланк ответов ОПП

Фамилия, имя, отчество______________________

Пол М/Ж_Возраст_____ (лет) Образование_______

Профессия______ Стаж работы по профессии_____

Должность на данный момент__________________

Обработка результатов

Необходимо подсчитать количество положительных ответов (да) для шкалы Р субтеста «Деятельности» и записать это число под данной шкалой в соответствующей графе бланка ответов. То же самое следует проделать и с остальными шкалами: И, А, С, П, К.

Аналогичным образом обрабатываются ответы по субтесту «Способности» и «Карьеры».

Необходимо сложить все три числа, относящихся к шкале Р, и полученную сумму записать в графе «Сумма Д по трем субтестам» бланка ответов. То же самое сделать и по остальным шкалам: И, А, С, П, К.

Букву с самым большим количеством баллов вносят в первую клетку графы «Код». Во вторую клетку этой графы нужно вписать букву со следующим по величине количеством баллов и т. д. Если двум буквам соответствует одинаковое количество баллов, то они обе заносятся в графу «Код» в любом порядке.

Интерпретация результатов

Полученный код испытуемого показывает степень его соответствия каждому из шести типов. Чем выше количество баллов по какой-либо шкале, тем больше соответствие испытуемого данному типу и сильнее его интересы в этой области. Типы, обозначения которых не вошли в код, - это типы, которым обследуемый практически не соответствует.

Используя гексагон Дж. Холланда, можно определить однородность личности испытуемого. Если в код испытуемого входят буквы, расположенные рядом друг с другом в шестиугольнике, то можно говорить об однородности личности. Чем дальше друг от друга расположены буквы кода в шестиугольнике, тем ниже однородность личности.

Индивиды высокой и средней однородности легче найдут удовлетворение в профессии, если их код соответствует коду профессии. Испытуемые с кодом низкой однородности труднее находят удовлетворение в профессии, даже если их код хорошо подходит к коду профессии.

Одним из путей помощи людям с низкой однородностью кода является подбор профессии или карьеры по первой букве кода. Интересы же, относящиеся к противоположному типу, могут удовлетворяться вне сферы работы в хобби, досуговых формах деятельности.

Для определения дифференцированности интересов личности необходимо определить разность между баллами по методике ОПП. Если разность между баллами по шкалам, вошедшим в код, менее 8 баллов, то область интересов испытуемого определяется как слабо дифференцированная. Такой же вывод делается, если разность между высшим и низшим баллами из показателей шести шкал составляет менее 15. Это означает, что интересы испытуемого примерно одинаковы во всех шести типах.

Индивиды с плохо дифференцированным кругом интересов часто встречают трудности в составлении списка профессий, плохо осознают, чего они хотят от своей профессиональной карьеры, и требуют длительной консультативной работы.

Вывод о принадлежности к определенному типу личности можно сделать только в том случае, если оценка этого типа на несколько баллов выше, чем оценки других типов. Более точный вывод о профессиональной принадлежности личности можно сделать, не учитывая максимальную оценку по одному из типов, а определяя три типа, имеющих наибольшие оценки. Дело в том, что в соответствии с теорией Дж. Холланда шесть типов личности размещено на шестиграннике друг с другом по степени сходства. Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности. Порядок их расположения по часовой стрелке таков: реалистичный, интеллектуальный, артистический, предприимчивый, социальный, конвенциальный. Следовательно, реалистичный тип более схож с интеллектуальным и конвенциальным, артистический - с интеллектуальным и предприимчивым и т. д.

В том случае, если три типа, получившие наибольшие оценки, являются смежными, то профессиональный выбор для этого человека будет наиболее обоснованным. При этом можно отдать предпочтение не только типу, имеющему максимальную оценку, но также тому типу, который находится посредине между двумя остальными.

Если же три наиболее предпочитаемых типа находятся по разные стороны шестиугольника, то сделать выбор гораздо сложнее. В этом случае будет разумным привлечь для принятия решения другие основания, дополнительную информацию и т. п.

Методика Д. Кейерси

Методика предназначена для выявления типа темперамента - одной из наиболее устойчивых личностных характеристик. Опросник разработан в 1956 г. профессором Калифорнийского университета Д. Кейерси. Создан на основе известного варианта методики Майерс-Бриггс (МВТ1) как форма, более удобная для проведения массовых психодиагностических исследований.

Методика позволяет определить относительную выраженность следующих параметров, психических свойств:

Экстраверсии - интроверсии (шкала Е-1);

Интуиции - здравого смысла (шкала N-8);

Мышления - чувства (шкала Т-Р);

(шкала 1-Р).

Методика Д. Кейерси широко распространена в технологиях профориентации, психологическом консультировании.

Возможности методики: определяет устойчивые личностные черты, связанные, с точки зрения авторов, с темпераментом; позволяет составить целостный типологический функциональный портрет личности.

Наиболее целесообразно использовать при отборе на должности с высоким уровнем неопределенности алгоритма труда, т. е. такие, где велика роль личности работника (например, позиции руководителей разных уровней, должности, связанные с работой в экстремальных физических или социальных условиях).

Описания типов личности в методике достаточно конкретны и понятны человеку без психологической подготовки, что позволяет испытуемым довольно быстро получить результаты тестирования.

Ограничения методики: выявляет скорее ценностные регуляторы профессионального самоопределения, чем реальные возможности осуществить сделанный профессиональный выбор; отсутствуют сведения о валидности и надежности результатов тестирования.

Опросник Д. Кейерси

Инструкция. Вам предлагается ответить на 70 вопросов. На каждый из них существует два варианта ответа («а» или «б»). Все ответы равноценны, правильных или неправильных ответов нет. Необходимо выбрать тот, который вам подходит более всего, и в соответствующей графе ответного бланка поставить «+». Если вы сомневаетесь, какой ответ выбрать, постарайтесь сделать выбор, вспомнив наиболее характерное для вас поведение в подобных ситуациях. Работайте быстро, подолгу не задумываясь над ответом, не пропуская вопросов. Не забудьте вписать в бланк необходимые сведения о себе (фамилию и т. д.).

Вопросы

1. В компании (на вечеринке) вы:

а) общаетесь со многими, включая и незнакомцев;

б) общаетесь с немногими - вашими знакомыми.

2. Вы человек скорее:

а) реалистичный, чем склонный теоретизировать;

б) склонный теоретизировать, чем реалистичный.

3. Как, по-вашему, что хуже:

а) витать в облаках;

б) придерживаться проторенной дорожки.

4. Вы более подвержены влиянию:

а) принципов, законов;

б) эмоций, чувств.

5. Вы более склонны:

а) убеждать;

б) затрагивать чувства.

6. Вы предпочитаете работать:

а) исполняя все точно в срок;

б) не связывая себя определенными сроками.

7. Вы склонны делать выбор:

а) довольно осторожно;

б) внезапно, импульсивно.

8. В компании (на вечеринке) вы:

а) остаетесь допоздна, не чувствуя усталости;

б) быстро утомляетесь и предпочитаете уйти пораньше.

9. Вас более привлекают:

а) здравомыслящие люди;

б) люди с богатым воображением.

10. Вам интереснее:

а) то, что происходит в действительности;

б) те события, которые могут произойти.

11. Оценивая поступки людей, вы больше учитываете:

а) требования закона, чем обстоятельства;

б) обстоятельства, чем требования закона.

12. Обращаясь к другим, вы склонны:

а) соблюдать формальности, этикет;

б) проявлять свои личные, индивидуальные качества.

13. Вы человек скорее:

а) точный, пунктуальный;

б) неторопливый, медлительный.

14. Вас больше беспокоит необходимость:

а) оставлять дела незаконченными;

б) непременно доводить дела до конца.

15. В кругу знакомых вы, как правило:

а) в курсе происходящих там событий;

б) узнаете о новостях с опозданием.

16. Повседневные дела вам нравится делать:

а) общепринятым способом;

б) своим оригинальным способом.

17. Вы предпочитаете таких писателей, которые:

а) выражаются буквально, напрямую;

б) пользуются аналогиями, иносказаниями.

18. Что вас больше привлекает:

а) стройность мысли;

б) гармония человеческих отношений.

19. Вы чувствуете себя увереннее:

а) в логических умозаключениях;

б) в практических оценках ситуации.

20. Вы предпочитаете, когда дела:

а) решены и устроены;

б) не решены и пока не улажены.

21. Как, по-вашему, вы человек скорее:

а) серьезный, определенный;

б) беззаботный, беспечный.

22. При телефонных разговорах вы:

а) не продумываете заранее то, что будет сказано;

б) мысленно репетируете то, что нужно сказать.

23. Как вы считаете, факты:

а) важны сами по себе;

б) есть проявление общих закономерностей.

24. Фантазеры, мечтатели обычно:

а) раздражают вас;

б) довольно симпатичны вам.

25. Вы чаще действуете как человек:

а) хладнокровный;

б) вспыльчивый, горячий.

26. Каким, по-вашему, хуже быть:

а) несправедливым;

б) беспощадным.

27. Обычно вы предпочитаете действовать:

а) тщательно оценив все возможности;

б) полагаясь на волю случая.

28. Вам приятнее:

а) покупать что-либо;

б) иметь возможность купить.

29. В компании вы, как правило:

а) первым заводите беседу;

б) ждете, когда с вами заговорят.

30. В поиске здравого смысла вы:

а) редко ошибаетесь;

б) часто попадаете впросак.

31. Детям часто не хватает:

а) практичности;

б) воображения.

32. В принятии решений вы руководствуетесь скорее:

а) принятыми нормами;

б) своими чувствами, ощущениями.

33. Вы человек скорее:

а) твердый, чем мягкий;

б) мягкий, чем твердый.

34. Что, по-вашему, больше впечатляет:

а) умение методично организовывать;

б) умение приспособиться и довольствоваться достигнутым.

35. Вы больше цените:

а) определенность, законченность;

б) открытость, многовариантность.

36. Новые и нестандартные отношения с людьми:

а) стимулируют, придают вам энергии;

б) утомляют вас.

37. Вы чаще действуете как:

а) человек практического склада;

б) человек оригинальный, необычный.

38. Вы более склонны:

а) находить пользу в отношениях с людьми.

б) понимать мысли и чувства других.

39. Что приносит вам большее удовлетворение:

а) тщательное и всестороннее обсуждение спорного вопроса;

б) достижение соглашения по поводу спорного вопроса.

40. Вы руководствуетесь более:

а) рассудком;

б) велениями сердца.

41. Вам удобнее выполнить работу:

а) по предварительной договоренности;

б) которая подвернулась случайно.

42. Вы обычно полагаетесь на:

а) организованность, порядок;

б) случайность, неожиданность.

43. Вы предпочитаете иметь:

а) много друзей на непродолжительный срок;

б) несколько старых друзей.

44. Вы руководствуетесь в большей степени:

а) фактами, обстоятельствами;

б) общими положениями, принципами.

45. Вас больше интересуют:

а) производство и сбыт продукции;

б) проектирование и исследования.

46. Что вы скорее сочтете за комплимент:

а) «Вот очень логичный человек»;

б) «Вот тонко чувствующий человек».

47. Вы более цените в себе:

а) невозмутимость;

б) увлеченность.

48. Вы предпочитаете высказывать:

а) окончательные и определенные утверждения;

б) предварительные и неоднозначные утверждения.

49. Вы лучше чувствуете себя:

а) после принятия решения;

б) не ограничивая себя решениями.

50. Общаясь с незнакомыми, вы:

а) легко завязываете продолжительные беседы;

б) не всегда находите общие темы для разговора.

51. Вы больше доверяете:

а) своему опыту;

б) своим предчувствиям.

52. Вы чувствуете себя человеком:

а) более практичным, чем изобретательным;

б) более изобретательным, чем практичным.

53. Кто заслуживает большего одобрения:

а) рассудительный, здравомыслящий человек;

б) человек, сильно переживающий.

54. Вы более склонны:

а) быть прямым и беспристрастным;

б) сочувствовать людям.

55. Что, по-вашему, предпочтительней:

а) удостовериться, что все подготовлено и улажено;

б) предоставить событиям идти своим чередом.

56. Отношения между людьми должны строиться:

а) на предварительной взаимной договоренности;

б) в зависимости от обстоятельств.

57. Когда звонит телефон:

а) вы торопитесь подойти первым;

б) вы надеетесь, что подойдет кто-нибудь другой.

58. Что вы цените в себе больше:

а) развитое чувство реальности;

б) пылкое воображение.

59. Вы больше придаете значение тому:

а) что сказано;

б) как сказано.

60. Что выглядит большим заблуждением:

а) излишняя пылкость, горячность;

б) чрезмерная объективность, беспристрастность.

61. Вы в основном считаете себя:

а) трезвым и практичным;

б) сердечным и отзывчивым.

62. Какие ситуации привлекают вас больше:

а) регламентированные и упорядоченные;

б) неупорядоченные и нерегламентированные.

63. Вы человек скорее:

а) педантичный, чем капризный;

б) капризный, чем педантичный.

64. Вы чаще склонны:

а) быть открытым, доступным людям;

б) быть сдержанным, скрытным.

65. В литературных произведениях вы предпочитаете:

а) буквальность, конкретность;

б) образность, аллюзии.

66. Что для вас труднее:

а) находить общий язык с другими;

б) использовать других в своих интересах.

67. Чего бы вы себе больше пожелали:

а) ясности размышлений;

б) умения сочувствовать.

68. Что хуже:

а) быть неприхотливым;

б) быть излишне привередливым.

69. Вы предпочитаете:

а) запланированные события;

б) незапланированные события.

70. Вы склонны поступать скорее:

а) обдуманно, чем импульсивно;

б) импульсивно, чем обдуманно.

Регистрационный лист к опроснику Д. Кейерси Ф. И. О. _________________________________

Обработка результатов

Подсчет баллов производится простым суммированием количества знаков «+» во всех вертикальных столбцах регистрационного листа.

В пустые ячейки внизу каждого столбца записывается количество зачеркнутых ответов по вариантам «а» и «б». Для первого столбца первичная обработка на этом заканчивается. Данные шести других столбцов попарно складываются, а результаты записываются в нижние пустые ячейки.

Нужно обвести ту букву, которой соответствует большее число из пары.

Возможны следующие комбинации:

В результате получился четырехбуквенный код, который обозначает функциональный тип испытуемого.

Интерпретация результатов


Похожая информация.




Поделиться