Совершенствование таможенного регулирования в еаэс. Правовой статус еаэс

и нетарифное регулирование

Единый таможенный тариф

Евразийского экономического союза

1. На таможенной территории Союза применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, утверждаемые Комиссией и являющиеся инструментами торговой политики Союза.

2. Основными целями применения Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза являются:

1) обеспечение условий для эффективной интеграции Союза в мировую экономику;

2) рационализация товарной структуры ввоза товаров на таможенную территорию Союза;

3) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на таможенной территории Союза;

4) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Союзе;

5) поддержка отраслей экономики Союза.

3. В Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:

1) адвалорные, устанавливаемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров;

2) специфические, устанавливаемые в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении облагаемых товаров (количества, массы, объема или иных характеристик);

3) комбинированные, сочетающие оба вида, указанные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.

4. Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Союза, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных статьями 35, 36 и 43 настоящего Договора.

5. Для оперативного регулирования ввоза товаров на таможенную территорию Союза при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году и которые применяются вместо ввозных таможенных пошлин, предусмотренных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.

6. Государство, присоединившееся к Союзу, вправе применять ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, в соответствии с перечнем товаров и ставок, утверждаемым Комиссией на основании международного договора о присоединении такого государства к Союзу.

Государство, присоединившееся к Союзу, обязано обеспечить использование товаров, в отношении которых применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению с Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, только в пределах своей территории и принять меры по недопущению вывоза таких товаров в другие государства-члены без доплаты ввозных таможенных пошлин в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров.

Тарифные льготы

1. В отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

2. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров.

3. Предоставление тарифных льгот осуществляется согласно приложению № 6 к настоящему Договору.

Тарифные квоты

1. В отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, допускается установление тарифных квот, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на таможенной территории Союза.

2. К товарам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, ввозимым на таможенную территорию Союза в пределах установленного объема тарифной квоты, применяются соответствующие ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

3. Установление тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, и распределение объемов тарифных квот осуществляются в порядке, предусмотренном приложением № 6 к настоящему Договору.

Полномочия Комиссии по вопросам

таможенно-тарифного регулирования

1. Комиссия:

осуществляет ведение единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза;

устанавливает ставки ввозных таможенных пошлин, включая сезонные;

устанавливает случаи и условия предоставления тарифных льгот;

определяет порядок применения тарифных льгот;

определяет условия и порядок применения единой системы тарифных преференций Союза, в том числе утверждает:

перечень развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза;

перечень наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза;

перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Союза предоставляются тарифные преференции;

устанавливает тарифные квоты, распределяет объем тарифной квоты между государствами-членами, определяет метод и порядок распределения объема тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности, а при необходимости распределяет объем тарифной квоты между третьими странами либо принимает акт, в соответствии с которым государства-члены определяют метод и порядок распределения объема тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности, а при необходимости распределяют объем тарифной квоты между третьими странами.

    Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается Советом Комиссии, утверждается Высшим советом.

Меры нетарифного регулирования

1. В торговле с третьими странами Союзом применяются следующие единые меры нетарифного регулирования:

2) количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;

3) исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;

4) автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;

5) разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

2. Меры нетарифного регулирования вводятся и применяются на основе принципов гласности и недискриминации в порядке согласно приложению № 7 к настоящему Договору.

Введение мер нетарифного регулирования

в одностороннем порядке

Государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования в порядке, предусмотренном приложением № 7 к настоящему Договору.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках евразийского экономического союза

1.1 Понятие таможенного регулирования в Таможенном союзе

1.2 Этапы и сроки формирования Единой таможенной территории Таможенного союза

1.3 Таможенное законодательство Таможенного союза

Глава 2. Основные тенденции развития таможенного регулирования в условиях формирования единого экономического пространства

2.1 Единое экономическое пространство: тенденции развития и правовое регулирование

2.2 Система таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в рамках Таможенного союза ЕАЭС

2.3 Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2017-2018 годы

Глава 3. Перспективы развития таможенного регулирования в рамках ЕАЭС и единого экономического пространства

3.1 Институциональные условия модернизации таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе

3.2 Возможности адаптации зарубежного опыта таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС

3.3 Перспективы и проблемы развития Евразийского экономического союза

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется тем, что доминантой современного периода развития мировой экономики является активизация региональных интеграционных процессов, основанная на углубленном развитии финансово-экономического и инвестиционного сотрудничества, научно-производственной кооперации, современных информационных технологиях. Мировой опыт показывает, что реализация эффективной интеграционной политики позволяет участникам интеграционного процесса успешнее отстаивать общие интересы на мировых рынка, способствует росту взаимной торговли и объемов регионального рынка. Среди множества факторов, которые влияют на перспективы дальнейшего развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, в немалой степени влияет таможенное регулирование. Это ставки таможенных платежей, существующие льготы по уплате таможенных платежей, а также качество таможенного администрирования. Таможенное регулирование в рамках Евразийского экономического союза и Единого экономического пространства становится особенно актуальным в условиях развития интеграционного процесса и все более глубокой интеграции России в мировое хозяйство. Евразийский экономический союз представляет собой новое, динамично развивающееся международное объединение, настроенное на взаимовыгодное сотрудничество, которое, в перспективе, возможно, станет главной движущей силой евразийской интеграции.

К настоящему моменту сформирована договорно-правовая база, необходимая для функционирования Единой таможенной территории, а также действующий Таможенный кодекс Таможенного союз. В результате для государств-членов ЕАЭС: Белоруссии, Казахстана, Российской Федерации, Кыргызстана и Армении была создана единая система таможенного регулирования, регулирования внешней торговли, а также санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Тем самым обеспечены необходимые условия формирования общего рынка товаров.

В рамках формирования Таможенного союза ЕАЭС и Единого экономического пространства с 1 июля 2012 года Евразийской экономической комиссией уже исполняются делегированные ей полномочия в сфере тарифного и нетарифного регулирования, используются Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС) и Единый таможенный тариф ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС).

Основной задачей становится глубокий анализ и детальная проработка вопросов совершения таможенного регулирования в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Объектом исследования является современная система таможенного регулирования как важнейший инструмент развития мирового хозяйства.

Предметом являются теоретические аспекты таможенного регулирования в условиях развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и Единого экономического пространства.

Целью данного исследования является комплексный анализ перспективы развития таможенного регулирования в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Для достижения этой цели были поставлены и решались следующие задачи : таможенный правовой регулирование союз

Изучить общие положения таможенного регулирования в рамках ЕАЭС и Единого экономического пространства;

Этапы формирования Единой таможенной территории;

Изучить нормативно-правовую базу ЕАЭС;

Определить основные цели Единого экономического пространства;

Изучить систему таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в рамках ЕАЭС;

Раскрыть проблемные вопросы таможенного законодательства и предложенные пути решения;

Сформулировать перспективы таможенного регулирования в условиях формирования Единого экономического пространств;

Определить основные направления развития в рамках Единого экономического пространства.

Методы исследования:

Обработка и анализ научных источников и материалов;

Изучение и сравнение зарубежной практики;

Системный анализ и выявление результатов.

Теоретической и информа ционной базой исследования послужили международные конвенции, законопроекты Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза и положения Федеральной таможенной службы, работы российских академиков наук: А.Я. Капустин, Д.В. Волков, аналитиков: А.Н. Козырин, И.Б. Новокшонов, С.В. Халипов, С.А. Хапилин и другие, авторов книг и статей, посвященные данной теме, аналитические материалы, материалы журналов по данной теме, «Российский экономический журнал», «Журнал российского права», «Журнал Таможня». Наиболее полно отражающие сегодняшнее и дальнейшее состояние таможенного законодательства и таможенного регулирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Информационную базу работы также составили официальные документы: вложения действующей нормативно-правовой базы ЕАЭС, а также международное законодательство в области внешнеторгового и таможенного регулирования, документы и аналитические материалы, обширный периодический материал и Интернет-сайты.

Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

1.1 Понятие таможенного регулирования в Таможенном союзе

Через понятие таможенного регулирования определяется объект правового регулирования таможенных отношений, содержание самого Таможенного кодекса и иных актов таможенного законодательства Таможенного союза.

Отношения, регулируемые на уровне Таможенного союза, связаны с:

Перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, то есть с ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза или с вывозом товаров с этой территории;

Перевозкой товаров по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем;

Временным хранением, под которым понимается хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин и налогов.

Таможенным декларированием, то есть заявлением декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;

Выпуском товаров - действием таможенных органов, разрешающим заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиям, установленными для отдельных категорий товаров, не попадающих под таможенные процедуры;

Использованием товаров в соответствии с таможенными процедурами;

Проведением таможенного контроля, то есть осуществлением таможенными органами совокупности мер, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза;

Уплатой таможенных платежей (ввозной и вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и акциза, взимаемых с товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, таможенных сборов) Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Право Евразийского Экономического союза: учебник/ отв. ред. С.Ю. Кашкин - Москва: Проспект, 2016-192с. ;

Властными отношениями между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС.

Каждому из направлений таможенного регулирования в Таможенном союзе, перечисленному в п. 1 ст. 1 таможенного кодекса, соответствует один или несколько разделов (глав) таможенного кодекса.

Понятие таможенного регулирования в Таможенном союзе учитывает факт распределения отдельных аспектов таможенного дела между наднациональном уровнем регулирования (уровень Таможенного союза) и национальным уровнем (уровень таможенного регулирования государства - члена).

В п. 2 ст. 1 таможенного кодекса закреплен один из важнейших принципов таможенного права Таможенного союза, установивший соотношение между наднациональным и национальным уровнями таможенного регулирования. Протоколом от 16 апреля 2010 года был внесен ряд изменений и дополнений года, одним из которых стало усиление принципа приоритета наднационального регулирования.

Если в прежней редакции п. 2 ст. 1 таможенного кодекса предусматривалось, что таможенное регулирование в Таможенном союзе должно осуществляться в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза, то в новой редакции эта норма получила важное добавление. Теперь национальное регулирование в рамках Таможенного союза возможно только до тех пор, пока не будут установлены соответствующие правоотношения на уровне таможенного законодательства Таможенного союза. Таким образом, был определен вектор развития союзного таможенного законодательства, направленный на охват наднациональным регулированием всех основных областей таможенного дела, а регулирование таможенных отношений на национальном уровне оставалось в качестве “юридического переживания”. Оно осуществляется национальными регуляторами до тех пор, пока на национальном (союзном) уровне не появятся соответствующие нормы 22 Козыркин А.Н. Международное право // Молодой ученый. - 2014. № 20.- 20с. .

Национальное регулирование осуществляется законодательством государств - членов ЕАЭС, которое формируется в Республике Беларусь на базе Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 года N 204-3, в Республике Казахстан - Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан», в Российской Федерации - Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в Республике Кыргызстан - Закона от 31 декабря 2014 года № 184 «О таможенном регулировании в Кыргызской Республике», в Республике Армения - Закона от 30 декабря 2014 года № 3Р-241 «О таможенном регулировании в Республике Армения.

Основные принципы действия Таможенного союза:

Соблюдение суверенных прав и равенства Сторон союза;

Обеспечение экономической безопасности каждой Стороны союза;

Соблюдение основных принципов, заложенных в международных нормах права, принятых на себя Сторонами союза;

Обеспечение экономической целесообразности участия каждой Стороны союза в реализации единой системы таможенного регулирования;

Сохранение, развитие и эффективное использование положительного опыта деятельности таможенных служб Сторон союза;

Соблюдение норм международного права при разработке и применение единой системы таможенного регулирования.

В мире существуют два основных вида таможенной политики: протекционизм и свободная торговля. Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок иностранных товаров. Государство ставит барьеры на пути свободного проникновения импорта на внутренний рынок, тем самым, защищая интересы отечественного производителя.

Различают жесткий, умеренный и мягкий протекционизм. Для жесткого протекционизма характерны высокие пошлины, почти полный запрет ввоза, стимулирование вывоза. Его недостаток состоит в том, что другие страны вводят аналогичные меры. Умеренный, или промышленный, протекционизм предполагает допуск на внутренний рынок иностранных товаров, уменьшение размеров таможенных пошлин, упрощение порядка прохождения грузов через границу, заключение двусторонних договоров по предоставлению льгот. Мягкий протекционизм состоит в том, что страна ставит участников в особые условия, позволяя ввозить по низкой пошлине товары, которые, как правило, из-за невысокого качества заранее неконкурентоспособны.

Политика свободной торговлинаправлена на поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны, путем установления минимального уровня таможенных пошлин либо вообще их отсутствия. Такая политика временная, часто просто вынужденная.

Таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и таможенного дела. В Конституции РФ содержится понятие «таможенное регулирование». Согласно ч.1 ст.1 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенное регулирование заключается в правовом регулировании отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами.

В результате таможенного регулирования создавались таможенные правила, при соблюдении которых лица реализовывали свои права на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Таким образом, таможенное регулирование - это не сами таможенные правила, а деятельность, связанная с их установлением, изменением, внесением необходимых дополнений либо отменой отдельных из них.

Таможенные правила - понятие лишь отчасти официальное. На законодательном уровне о таможенных правилах упоминается только в КоАП (гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)»).

Как теоретически, так и практически под таможенными правилами понимается вся совокупность требований, условий, запретов, ограничений, дозволений и льгот, обусловленных перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В теории таможенные правила являются предметом изучения таможенного права.

С практической точки зрения на таможенных правилах основана любая коммерческая и иная операция, связанная с ввозом (вывозом) товаров (транспортных средств) в Россию (за ее пределы).

Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Отсюда компетенцией в данной области наделены только федеральные органы государственной власти.

К таким федеральным органам относятся:

Президент РФ;

Федеральное Собрание РФ;

Правительство РФ;

ФТС России;

Минфин «России (в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости).

Последняя особенность таможенного регулирования не такая уж и ограничительная для национального таможенного регулирования, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, из п. 2 ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что национальное таможенное нормотворчество возможно в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза в части реализации отсылочных норм ТК ТС, международных договоров государств - членов таможенного союза и Решений комиссии. Во-вторых, ориентир типа «в части, не урегулированной» предоставляет уполномоченным органам государства - члена таможенного союза возможности принимать нормативные правовые акты в сфере таможенного дела при отсутствии соответствующих отсылочных норм правовых актов, имеющих высшую юридическую силу.

1.2 Этапы и сроки формирования Единой таможенной территории Таможенного союза

29 мая 2014 г. был подписан договор о Евразийском экономическом союзе (далее - «Договор о ЕАЭС»), который вступил в силу с 1 января 2015 года. Евразийский экономический союз (далее - «ЕАЭС») - это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью. В ЕАЭС обеспечивается свобода передвижения товаров, работ, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза. Заложенные экономические и правовые основы данного интеграционного объединения позволят в ближайшей перспективе повысить уровень экономик, а также благосостояние граждан государств -- участников ЕАЭС.

В г. Астане (Казахстан) на заседании Высшего Евразийского экономического совета Президентами России, Беларуси и Казахстана (В.В. Путиным, А.Г. Лукашенко и Н.А. Назарбаевым) был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который подвел итог более чем 20-летней истории формирования интеграционного объединения новых независимых государств, образовавшихся в 1991 году на месте прекратившего свое существование Союза Советских Социалистических Республик. Союз ССР, будучи федеративным государством, распался на отдельные государства в результате острейшего социально-политического и экономического кризиса, который обострился на рубеже 80 - 90-х гг. XX в 33 Дроздова С.А. Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз: историко-правовой аспект этапов интеграции // Таможенное дело. 2013. № 1. С. .

Сразу после распада СССР среди его бывших субъектов обозначился вектор дальнейшего геополитического развития. Так, прибалтийские республики заявили о своем стремлении интегрироваться в западные военно- политические и экономические структуры и за истекший период реализовали его в полной мере. Оставшаяся часть некогда союзных республик единой федерации в конце 1991 года объединилась в новое межгосударственное объединение - Содружество Независимых Государств (далее - «СНГ»), которое по своей юридической природе весьма близко напоминает традиционную международную межправительственную организацию, хотя четкого определения международно-правового статуса СНГ в его учредительных документах не зафиксировано 44 Дроздова С.А. Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз: историко-правовой аспект этапов интеграции // Таможенное дело. 2013. № 1. С. 3. .

Несколько соглашений, заключенных между государствами СНГ, имели целью содействовать развитию интеграционных процессов между ними. Так, основы формирования и функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федераци были сформулированы 6 января 1995 года, когда главы государств подписали в г. Минске Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, 20 января того же года к данному Соглашению присоединилась Республика Казахстан, в 1996 г. присоединилась Кыргызская Республика, а в 1999 г. - Республика Таджикистан. В дальнейшем правовая база Таможенного союза была дополнена такими соглашениями, как Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (1996 г.), Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (1999 г.), и рядом иных.

10 октября 2000 года международно-правовая и институциональная основа Таможенного союза была усилена подписанием в Астане Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (далее - «ЕврАзЭС»). Использование понятия «сообщество» наводило на мысль о наличии параллелей с Европейскими сообществами - предшественниками нынешнего Европейского союза. Существенной характерной особенностью Европейских сообществ признавался наднациональный характер, проявляющийся как в их институциональной основе (наднациональные органы, наднациональные полномочия), так и в международно-правовой основе (формирование оригинальной наднациональной правовой системы - «коммунитарного права») 55 Белов В.А. Евразийский экономический союз: история и современность // Законодательство и экономика. 2015. № 8. С. 67. .

Однако ничего подобного нельзя было сказать про ЕврАзЭС, который по своим институционально-правовым характеристикам не выделялся среди других межправительственных организаций по сотрудничеству, что, возможно, объяснялось следующим: он не ставил своей задачей формирование какого-либо интеграционного сообщества, а преследовал более скромную цель - «продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства» 66 Капустин А.Я. Договор о Евразийском экономическом союзе - новая страница правового развития евразийской интеграции // Журнал российского права. 2014. № 12. С. 99. .

Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года стал учредительным международно-правовым актом, устанавливающим основы взаимодействия государств- участников - Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан - в процессе формирования Таможенного союза. В этот же день был подписан Договор о Комиссии Таможенного союза, которым был учрежден единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза. Создание данного органа явилось важной вехой в развитии институциональной структуры Таможенного союза, поскольку порядок его формирования и закрепленные за ним полномочия уже можно было признать имеющими наднациональный характер 77 Аубакирова И.У. От Таможенного союза к Евразийскому экономическому союзу: некоторые правовые вопросы региональной интеграции // Финансовое право. 2015. № 9. С. 12. . В последующем был принят еще ряд международных договоров, формирующих международно-правовую основу Таможенного союза. В частности, пакет соглашений был подписан 25 января 2008 года (например, Соглашение о едином таможенном тарифном регулировании и др.). 27 ноября 2009 года участники Таможенного союза подписали Договор "О Таможенном кодексе Таможенного союза".

9 декабря 2010 года три государства - члена Таможенного союза подписали 17 документов по созданию Единого экономического пространства. Наконец, 18 ноября 2011 года тремя государствами - членами Таможенного союза был заключен Договор о Евразийской экономической комиссии (далее - «ЕЭК»), которая сменила Комиссию Таможенного союза. ЕЭК учреждена как единый, постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. Ее основные задачи - обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках данных образований. Решения Комиссии входили в договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства. Такие решения на территориях сторон применялись непосредственно.

Констатируя успешность функционирования единой таможенной политики среди государств - членов Таможенного союза, а также выражая нацеленность на дальнейшее продолжение интеграционной политики применительно к переходу на новый этап строительства Единого экономического пространства, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией была подписана Декларация «О евразийской экономической интеграции». Учитывая, что во многом деятельность ЕврАзЭс была если не дублирующей, то схожей с деятельностью Союза, участниками ЕврАзЭс было принято решение о его ликвидации, что было подкреплено заключением Договора «О прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества».

В 2013-2014 годах Евразийская экономическая комиссия и уполномоченные органы Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по поручениям Президентов своих стран вели активную подготовку Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). С его принятием завершилась кодификация международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства.

10 октября 2014 года в Минске подписан Договор о присоединении Республики Армения к ЕАЭС. Документ был принят на заседании Высшего Евразийского экономического совета, в котором участвовали Главы входящих в него государств. 2 января 2015 года Республика Армения официально вступила в Евразийский экономический союз. 10 октября 2014 года Президенты Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин одобрили «дорожную карту» по присоединению к Единому экономическому пространству Кыргызской Республики.

23 декабря 2014 года в Москве на заседании Высшего Евразийского экономического совета Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

12 августа 2015 года, после реализации «дорожной карты» и завершения ратификационных процедур, Кыргызстан стал полноправным членом Союза

На данный момент участниками ЕАЭС являются:

Республика Беларусь;

Республика Казахстан;

Российская Федерация;

Республика Армения;

Кыргызская Республика.

Между тем в отношении Республики Армения и Кыргызской Республики (далее новые участники ЕАЭС) на протяжении продолжительного времени будут действовать особые условия торгового оборота. Основные особенности торгового оборота с новыми участниками ЕАЭС заключаются в установлении условий и переходных положений, регламентирующих постепенное включение новых участников в полноценную жизнь Евразийского экономического союза 88 Капустин А.Я. Договор о Евразийском экономическом союзе - новая страница правового развития евразийской интеграции // Журнал российского права. 2014. № 12. С. 103 .

Применительно к Республике Армения среди указанных особенностей можно выделить следующие:

Отложенное вступление в силу Технических регламентов Таможенного союза;

Положения раздела XX «Энергетика» Договора начинают применяться не позднее одного года с даты вступления Договора о присоединении Республики Армения к Договору;

Положения раздела V Протокола об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности применяются Республикой Армения по истечении трех лет с даты вступления Договора о присоединении Республики Армения к Договору и т.п.

Устанавливаются переходные ставки на уплачиваемые таможенные пошлины;

Отложенное вступление в силу Технических регламентов Таможенного союза и другие.

В области таможенного - тарифного регулирования Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54 были утверждены Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ЕТН ВЭД ЕАЭС) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС).

Применение Единого таможенного тарифа на таможенной территории

Союза является одним из основных принципов функционирования Таможенного союза.

Договором предусмотрено, что государство, присоединившееся к Союзу, вправе применять ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок ЕТТ ЕАЭС, в соответствии с перечнем товаров и ставок, утверждаемым Комиссией на основании международного договора о присоединении такого государства к Союзу (часть первая п. 6 ст. 42 Договора).

Таким образом, процесс интеграции новых участников ЕАЭС и их адаптация к устоявшимся правилам Таможенного союза будет постепенным, предусматривающим отдельные переходные положения, связанные с необходимостью приведения новыми участниками ЕАЭС своего внутреннего законодательства в соответствие с нормами международных договоров.

Подытоживая, следует отметить, что создание Евразийского экономического союза будет играть позитивную роль в международных отношениях между странами - участниками СНГ. Правовая регламентация деятельности данной организации имеет уже определенную сложившуюся практику, однако экономический прогресс не стоит на месте, кодекс Евразийского экономического союза, который привнесет еще больше нововведений, способных улучшить товарооборот между дружественными странами 99 Капустин А.Я. Договор о Евразийском экономическом союзе - новая страница правового развития евразийской интеграции // Журнал российского права. 2014. № 12. С. 104.. .

1.3 Таможенное законодательство Таможенного союза

Таможенное законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, формирующуюся вокруг Таможенного кодекса Таможенного союза, который является базовым "системообразующим" актом, обладающим высшей юридической силой.

Таможенное законодательство Таможенного союза состоит из трех частей:

1) Таможенного кодекса Таможенного союза;

2) международных договоров государств - членов Таможенного союза;

3) актов, принимаемых наднациональным регулятором.

Таможенное законодательство Таможенного союза действует на всей его территории, в отличие от национального законодательства о таможенном регулировании, которое применяется только на территории принявшего его государства. Иными словами, пространственные пределы действия таможенного законодательства Таможенного союза - это таможенная территория Таможенного союза, которую составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Кыргызской Республики и Республики Армении, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Одним из ключевых моментов в формировании Таможенного союза является принятие Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза, который подписан 27 ноября 2009 года в г. Минске на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств. Данным договором принят Таможенный кодекс Таможенного союза, являющийся его неотъемлемой частью.

Таможенный кодекс Таможенного союза - одна из составляющих частей формируемой в настоящее время нормативной правовой базы, на основании которой функционирует Таможенный союз. Таможенное регулирование на единой таможенной территории основывается на Таможенном кодексе Таможенного союза, который вступил в силу с 1 июля 2010 года.

Принятие Кодекса вызвано необходимостью единого таможенного регулирования на единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза, упрощения и гармонизация таможенных процедур с целью создания наиболее благоприятных условий для участников ВЭД. Нормы Таможенного кодекса Таможенного союза базируются на положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция). В нем определены и конкретизированы формы таможенного контроля, установлены основные требования к проведению таможенных операций участниками ВЭД и таможенными органами, определенно правовое содержание таможенных процедур.

Положения Таможенного кодекса Таможенного союза создают возможность широкого внедрения электронного декларирования товаров участниками ВЭД. В Кодексе предусмотрено взаимное признание решений таможенных органов на Таможенной территории Таможенного союза. Таможенный кодекс Таможенного союза является международным актом прямого действия территории всех пяти государств. На основе положений Киотской Конвенции в Таможенном кодексе Таможенного союза включена глава о взаимной административной помощи таможенных органов на Таможенной территории Таможенного союза, которая не имеет правовой аналогии в таможенном законодательстве государств - членов Таможенного союз. Весьма важным в Таможенном кодексе Таможенного союза является то, что под экспортом признается процедура, в соответствии с которой товары Таможенного союза вывозятся с его территории, т.е. перемещение товаров на примере из России в Казахстан к экспорту уже не относиться не будут. Это будет взаимная торговля.

Основным критерием правовой эффективности конкретных норм принятого документа является добросовестность их исполнения и применения на таможенной территории Таможенного союза, как участниками внешнеэкономической деятельности, так и таможенными органами. Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает:

Введение понятия единой таможенной территории Таможенного союза;

Создание единых условий таможенного транзита на всей территории Таможенного союза;

Отмена таможенного оформления во взаимной торговле поэтапно - таможенного контроля (на границе) товаров, происходящих с территории государств - членов Таможенного союза и товаров третьих стран, выпущенных в свободное обращение на единой таможенной территории. Кодексом предусмотрено взаимное признание мер обеспечения уплаты таможенных платежей на всей территории Таможенного союза. Также вводится институт уполномоченного экономического оператора - лица, которому предоставлено право, пользоваться, специальными упрощениями и осуществления таможенных процедур.

Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрено 17 таможенных процедур, из них:

14 определены посредственно в Кодексе;

Процедуры: свободная таможенная зона, свободный склад - должны быть установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза

Специальная таможенная процедура при необходимости может быть установлена национальным законодательством государств - членов Таможенного союза в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии Таможенного союза 110 Джабиев А.П. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

России: учебник / А.П. Джабиев. - М.: Экономик, 2012 - с 101-105 0 .

Вскоре на смену Таможенного кодекса Таможенного союза придет Таможенный кодекс ЕАЭС. 11 апреля 2017 года государства-члены Евразийского экономического союза подписали договор о Таможенном кодексе ЕАЭС. Таможенный кодекс принят в целях обеспечения единого таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе. Новый Кодекс затронет такую чувствительную для многих жителей стран ЕАЭС сферу, как покупки товаров в зарубежных интернет-магазинах.

ЕЭК по-новому будет определять верхние ценовые и физические объемы беспошлинной торговли зарубежными товарами, доставляемыми почтовыми службами, а на национальном уровне страны ЕАЭС смогут устанавливать более низкие нормы. При этом через год после вступления Кодекса в силу объемы беспошлинных покупок за рубежом начнут снижаться.

Проект Таможенного кодекса ЕАЭС состоит из 9 разделов и 61 главы, регулирующих таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, таможенные операции и лиц, их совершающих, таможенные процедуры, особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза отдельных категорий товаров. Кроме того, урегулированы вопросы электронного таможенного декларирования, Евразийская экономическая комиссия наделена правом устанавливать нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования.

Второй уровень структуры таможенного законодательства представлен международными договорами государств - членов Таможенного союза. Следует уточнить, что в систему таможенного законодательства входят только те международные договоры, которые регулируют таможенные отношения в рамках Таможенного союза.

Первые два уровня таможенного законодательства (Таможенный кодекс Таможенного союза и международные договоры государств-членов) составляют правовую базу стратегического управления в Таможенном союзе и регулируют наиболее важные отношения в таможенной сфере. Очевидно, что решения, принимаемые по стратегически важным вопросам, должны облекаться в форму международных договоров, принимаемых с учетом принципа суверенитета, которым обладают государства - члены Таможенного союза.

Акты наднационального регулятора (Евразийской экономической комиссии), регулирующие таможенные отношения в Таможенном союзе, принимаются в полном соответствии с актами, которые составляют два предыдущих уровня таможенного законодательства, - Таможенным кодексом и международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Развитие интеграционных процессов в ЕврАзЭС и курс на создание Единого экономического пространства ЕврАзЭС привели к реформированию институциональной структуры интеграционного объединения.

Первоначально в качестве наднационального регулятора выступала Комиссия Таможенного союза.

В 2012 г. постоянно действующим регулирующим органом Таможенного союза и Единого экономического пространства становится Евразийская экономическая комиссия. С этого же времени упраздняется Комиссия Таможенного союза.

Правовую основу деятельности наднационального регулятора составляют Договор о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года и решение Высшего Евразийского экономического совета от 18 ноября 2011 года "О Регламенте работы Евразийской экономической комиссии".

Органами управления ЕАЭС являются Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия.

Высший Евразийский экономический совет является высшим наднациональным органом ЕАЭС. В совет входят главы государств и правительств. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является одним постоянным регулирующим органом (наднациональным органом управления) в ЕАЭС. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также разработка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

Полномочия Евразийской экономической комиссии определены в статье 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2010 года. Все права и функции ранее существовавшей Комиссии Таможенного союза были делегированы Евразийской экономической комиссии.

В компетенцию Комиссии:

· таможенные тарифы и нетарифное регулирование;

· таможенное администрирование;

· техническое регулирование;

· санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;

· зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;

· установление торговых режимов с третьими странами;

· статистика внешней и внутренней торговли;

· макроэкономическая политика;

· политика в области конкуренции;

· промышленные и сельскохозяйственные субсидии;

· энергетическая политика;

· естественные монополии;

· государственные и муниципальные закупки;

· внутренняя торговля в сфере услуг и инвестиции;

· транспорт и перевозки;

· валютная политика;

· миграционная политика;

· финансовые рынки (банковский, страховой, валютный и фондовый рынки);

· и некоторые другие области.

Комиссия обеспечивает реализацию международных договоров, составляющих правовую базу Евразийского экономического союза.

Комиссия также является депозитарием международных договоров, составлявших правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, а теперь ЕАЭС, а также решений Высшего Евразийского экономического совета. В пределах своей компетенции, Комиссия принимает необязательные документы, например рекомендации, а также может принимать решения, обязательные для исполнения в странах-членах ЕАЭС.

Бюджет Комиссии составляется из взносов государств-членов и утверждается главами государств-членов ЕАЭС.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

2.1 Единое экономическое пространство: тенденции развития и правовое регулирование

Создание Таможенного союза и его эффективная работа подготовила почву для перехода к Единому экономическому пространству. Благодаря этому 18 ноября 2011 года президенты России, Казахстана и Беларуси подписали Декларацию о евразийской интеграции, договор о Евразийской экономической комиссии и утвердили регламент ее работы. Главами государств было заявлено о переходе к следующему этапу интеграционного объединения - Единому экономическому пространству. В методологическом плане важно разобраться с сущностью и содержанием категорий «таможенный союз» и «единое экономическое пространство»

Таможенный союз- это торгово-экономическое объединение государств, основывающееся на принципах единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза:

· отмены таможенных пошлин и количественных ограничений;

· установления и применения в отношении третьих стран одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли.

Единое экономическое пространство - пространство, объединяющее территорию государств - участников договора, на которой функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

В таблице 2.1. рассмотрим краткую характеристику стран - участниц Таможенного союза.

Таблица 2.1. Краткая характеристика стран - участниц Таможенного союза

Правовой статус ЕАЭС

Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью, созданная в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Следует обратить внимание на трактовку понятия «международная правосубъектность». Международная правосубъектность – это способность субъекта международного права быть участником международных правоотношений, в частности заключать и выполнять международные договоры. Правосубъектность международной межправительственной организации ограничена учредительным документом этой организации. Таким образом, их международная правосубъектность носит функциональный характер, поскольку ограничена целями и задачами международной организации закреплёнными в её учредительных документах.

Учредительным документом ЕАЭС является Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015). Договор состоит из IV глав и XXVIII разделов, а также 33-х приложений. В документе в части первой «Учреждение Евразийского экономического союза» изложены основные принципы, цели, компетенция и право Союза; Органы Союза; Бюджет Союза. Во второй – «Таможенный союз» изложены Информационное взаимодействие и статистика; Функционирование таможенного союза; Регулирование обращения лекарственных средств и медицинских изделий; Таможенное регулирование; Внешнеторговая политика; Техническое регулирование; Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры; Защита прав потребителей. Третья часть, которая называется «Единое экономическое пространство» раскрывает сущность макроэкономической и валютной политики союза; в ней определены принципы торговли услугами, деятельности и осуществления инвестиций, регулирования финансовых рынков, налогов и налогообложения; даны общие принципы и правила конкуренции, а также установлена единая согласованная политика в области энергетики, транспорта, государственных (муниципальных) закупок, промышленности, агропромышленного комплекса и трудовой миграции. Даны понятия, объекты и субъекты, правовой режим естественных монополий и интеллектуальной собственности. И, наконец, в четвёртой части изложены переходные и заключительные положения(Социальные гарантии, привилегии и иммунитеты, вступление в Союз, государства-наблюдатели, оговорки и т.д).

Таким образом, договором о Евразийском экономическом союзе, а также Таможенным Кодексом Таможенного Союза установлено, что в ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, т.е единой макроэкономической политики.

Если говорить об уполномоченных руководящих наднациональныхорганах ЕАЭС и Единого пространства (ЕП), то особо следует выделить работу Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК). ЕЭК создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии» и «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии» . Имеет статус органа управления, подчинённого Высшему Евразийскому экономическому совету (высший наднациональный орган ЕАЭС; сюда входят главы государств — членов ЕАЭС — С.А. Саргсян; А.Г. Лукашенко; Н.А. Назарбаев; А.Ш. Атамбаев; В.В. Путин). Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории государств-участников ЕАЭС.

Таким образом, ЕЭК контролирует около ста семидесяти функций экономического союза (таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; таможенное администрирование; техническое регулирование; санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры; зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин; установление торговых режимов в отношении третьих стран; статистика внешней и взаимной торговли и т.д).

ЕЭК состоит из совета и коллегии, в совет входит по одному вице-премьеру от правительства каждой страны, в состав коллегии - по три представителя каждой стороны. Совет Комиссии осуществляет общее регулирование интеграционных процессов в Союзе, а также общее руководство деятельностью Комиссии. Совет Комиссии осуществляет различные функции и полномочия: организует работу по совершенствованию правового регулирования деятельности Союза; вносит на утверждение Высшего совета основные направления интеграции в рамках Союза;одобряет проект бюджета Союза; утверждает план по созданию и развитию интегрированной информационной системы Союза и т.д. Коллегия Комиссии обеспечивает реализацию таких функций и полномочий: исполняет решения, принятые Высшим советом и Советом Комиссии;Осуществляет разработку и реализацию основных направлений интеграции;осуществляет мониторинг исполнения международных договоров, входящих в право Союза, и решений Комиссии; оказывает содействие государствам-членам в урегулировании споров в рамках Союза до обращения в Суд Союза и др. Также ЕЭК предусмотрены полномочия по созданию департаментов, которые готовят решения и занимаются мониторингом в подведомственных отраслях, и консультативных органах.

Нормативно-правовые акты ЕЭК в 2015 г.

Теперь, изучив структуру ЕЭК, можно перейти к результатам её работы за 2015 и другие года, а именно законотворческой деятельности. НПА ЕЭК подразделяются на: Акты Высшего Евразийского экономического совета; Акты Евразийского межправительственного совета; Акты Евразийской экономической комиссии; Акты Суда Евразийского экономического союза; Документы ТС и ЕЭП; Международные договоры; Меморандумы, заявления; Официальные сообщения Евразийской экономической комиссии.

2015 год является наиболее продуктивным. Как известно, с 1 января 2015 года вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза ЕАЭС – союза России, Белоруссии и Казахстана. 2 января 2015 года в ЕАЭС официально вступила Армения, а в августе 2015 года завершилась процедура вступления Киргизии в Евразийский экономический союз.

К основным актам Высшего Евразийского экономического совета за 2015 год можно отнести:

1. Решение ВЕЭС Об утверждении размера пошлины, уплачиваемой хозяйствующим субъектом при обращении в Суд Евразийского экономического союза (39 368 рублей).

2. Решение ВЕЭС О проекте Соглашения между Евразийским экономическим союзом и Республикой Беларусь об условиях пребывания Суда Евразийского экономического союза на территории Республики Беларусь.

3. Решение ВЕЭС О начале переговоров с Государством Израиль о заключении соглашения о зоне свободной торговли (на сегодняшний день Израиль экспортирует в страны ТС лишь 2% от общего объема продукции продаваемой за рубеж, а львинная доля экспорта в страны ТС приходится на Россию и в денежном объеме составляет более 1 млрд долларов; после подписания соглашения о ЗСТ, Израиль сможет увеличить свой экспорт в эти страны более чем в два раза).

4. Решение ВЕЭС Об Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза (обеспечение макроэкономической устойчивости; создание условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности; инновационное развитие и модернизация экономики; обеспечение доступности финансовых ресурсов и формирование эффективного финансового рынка Союза; инфраструктурное развитие и реализация транзитного потенциала; развитие кадрового потенциала; ресурсосбережение и повышение энергоэффективности; региональное развитие, т.е межрегиональное и приграничное сотрудничество; реализация внешнеторгового потенциала.

5. Решение ВЕЭС Об утверждении перечня секторов услуг, по которым формирование единого рынка услуг в рамках Евразийского экономического союза будет осуществлено в соответствии с планами либерализации (общие строительные работы по сооружению объектов гражданского строительства (тоннели, мосты, трубопроводы, линии электропередачи, автомагистрали, железные дороги) и услуги в инженерных областях в отношении особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства и сохранения объектов культурного наследия).

6. Решение ВЕЭС О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации (Утверждён перечень товаров, в отношении которых государством-членом в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия его присоединения к ВТО после вступления в силу Договора о Евразийском Экономическом Союзе, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого Таможенного тарифа Евразийского Экономического Союза. А Республике Казахстан установлено обеспечить использование товаров, ввезённых на территорию Республики с территории третьих стран только в пределах своей территории и принять меры по недопущению вывоза таких товаров на территории других государств-членов)

7. Распоряжение ЕЭК О проекте распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза (Проект Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза (ЕАЭС) регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков Евразийского экономического союза и наименований мест происхождения товаров Союза. Проектом Договора предусматривается: — введение «товарного знака Союза» и «наименования места происхождения товара Союза» (товарным знаком Союза является обозначение, которое охраняется одновременно на территориях всех государств-членов и позволяет отличать товары одних физических и юридических лиц от товаров других лиц); — подача одной заявки на товарный знак Союза (заявки на НМПТ Союза) в любое из патентных ведомств государств-членов;- получение единого охранного документа на территории Союза; — взаимодействие заявителя только с одним ведомством (принцип «одного окна»); — ведение Единого реестра товарных знаков Союза и Единого реестра НМПТ Союза, размещаемых на официальном сайте Союза; — утверждение Советом Комиссии юридически значимых действий при регистрации товарных знаков Союза и НМПТ Союза, предусмотренных Договором, а также ставок пошлин).

8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02 февраля 2016 года О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса «Обеспечение обмена сведениями между таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза в процессе учета и контроля временно ввезенных на территорию государства – члена Евразийского экономического союза и временно вывезенных с такой территории транспортных средств международной перевозки».

9. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 января 2016 года О проекте Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза (закреплены равные права трудящихся, равенство территорий и экспорт пенсий, реализация права на пенсию, сотрудничество государств-членов)

10. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 декабря 2015 годаО проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии «О Порядке взаимодействия государств – членов Евразийского экономического союза по выявлению фальсифицированных, контрафактных и (или) недоброкачественных лекарственных средств» (единые принципы и правила обращения лекарственных средств; единая информационная база данных запрещённых лекарственных средств и единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Союза).

_ Антон Железняк, Оренбургский институт (филиал) Московский государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, руководитель Оренбургского отделения ЕДРФ . Оренбург, 2017 г.*

Современные интеграционные процессы представляют собой важнейший глобальный тренд. Растет количество и видовое разнообразие экономических блоков, выдвигаются новые интеграционные программы, ширится круг концепций построения интеграционных и протоинтеграционных сообществ различной институциональной формы .

Евразийский экономический союз начинает свою деятельность с 1 января 2015 года, когда вступает в действие Договор о Евразийском экономическом союзе. И хотя экономические, правовые и гуманитарные сферы трёх стран-учредителей данного союза унифицировались и проходили процесс интеграции, только с данной даты можно говорить о полноценном начале деятельности ЕАЭС. 2 января 2015 г. к ЕАЭС присоединилась Армения, а 12 августа 2015 г. — Киргизия. В 1961 г. была изложена пятичленная схема американского теоретика венгерского происхождения Балаши о последовательной эволюции от зоны свободной торговли через таможенный союз и общий рынок к полной экономической и политической интеграции .

Таким образом, ЕАЭС сегодня представляет крупный международный экономический союз, который продолжает развиваться и расширять перечень «классических свобод» внутри интеграционного образования. В данное время это экономические свободы, благодаря которым развитие предпринимательства, секторальное развитие экономик стран-членов ЕАЭС, а также развитие внутренней и внешней торговли становится менее проблемным с точки зрения унификации нормативно-правового регулирования и снятия различных административных барьеров.

Это делает вопрос внешнеэкономической деятельности ЕАЭС актуальным с точки зрения формирования общего экономического рынка, обеспечения экономического суверенитета стран-участниц, поиска траектории экономического роста, решения внутренних проблем путём расширения внешнеторговой деятельности и привлечения инвестиций в ЕАЭС, поддержка экспорта продуктов ЕАЭС и в конечном итоге экономическое развитие всего евразийского региона в целом.

Так, первичной нормой, регламентирующей основные цели и задачи внешнеторговой политики ЕАЭС, является ст. 33 Договора о Евразийском экономическом союзе, которая закрепляет такие цели и задачи, как содействие устойчивому экономическому развитию государств-членов, диверсификацию экономик, инновационное развитие, повышение объемов и улучшение структуры торговли и инвестиций, ускорение интеграционных процессов, а также создание конкурентоспособной организации в рамках глобальной экономики . Внешнеторговая деятельность ЕАЭС опирается на принципы создания режима наибольшего благоприятствования, свободной торговли и тарифные преференции в отношении менее развитых стран . Данные принципы соответствуют Генеральному соглашению по тарифам и торговле 1994 г. . Кроме того, ст. 33 определяет основные нормативно-правовые формы осуществления внешнеторговой деятельности, а именно принятие решений и заключение международно-правовых договоров с третьими странами.

Сегодня действует ряд нормативных и декларативных документов в сфере внешнеторговой деятельности и сотрудничества с третьими странами. Ко второй категории можно отнести Меморандумы в сфере торговли ЕАЭС и третьих стран. На данный момент заключены следующие: Меморандум о сотрудничестве по вопросам торговли между Евразийской экономической комиссией и Кабинетом министров Украины , Меморандум о сотрудничестве по вопросам торговли между Евразийской экономической комиссией и Министерством коммерции Китайской Народной Республики , Меморандум о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Европейской экономической комиссией ООН . Подписание подобных совместных международных меморандумов способствует запуску процессов переговоров, обмену информацией и первым шагам к полноценной работе над созданием зон свободной торговли или просто к снятию торговых барьеров.

Наибольший успех в сфере внешнеторговых отношений ЕАЭС можно зафиксировать в форме Соглашения «О свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами — членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны» . Это наиболее полноценный и проработанный международный договор, подписанный с момента создания ЕАЭС. Данное соглашение было подписано 29 мая 2015 г. в Бурабае и предполагает либерализацию и содействие торговле товарами между сторонами путем снижения тарифных и нетарифных барьеров и упрощения таможенных процедур; либерализации торговли услугами и содействия торговле услугами между сторонами; поддержки экономического и торгового сотрудничества между сторонами, а также создания основ для дальнейшего развития более тесного сотрудничества в областях, предусмотренных настоящим Соглашением.

Кроме Меморандумов торгового характера и единственного договора о зоне свободной торговли с Вьетнамом, внешнеторговая деятельность ЕАЭС в рамках ВТО регламентируется Договором от 19 мая 2011 г. «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» , а согласно Решению Коллегии Комиссии от 31 мая 2012 г. № 54 был принят План мероприятий по адаптации договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства к условиям функционирования в рамках многосторонней торговой системы .

Кроме того, необходимо отметить, что во внешнеторговой деятельности действует большое количество нормативных актов в форме решений и распоряжений Департамента торговой политики ЕЭК, которые регулируют доступ на внешние рынки, урегулирование торговых споров, тарифные преференции развивающимся и менее развитым странам, а также правила определения страны происхождения товара. Для практического анализа указанных актов необходимо проанализировать статистические данные за 2015 год, а также их реализацию, рассмотрев правоприменительную деятельность ЕЭК и его структурных подразделений за период с 1 января 2016 г. по 10 ноября 2016 г., тем самым показав практическую значимость нормативных решений для внешнеторговой деятельности и развития предпринимательства в странах ЕАЭС.

Так, суммарный объем внешней торговли товарами государств — членов Евразийского экономического союза с третьими странами за 2015 год составил 579,5 млрд. долл. США, в том числе экспорт товаров — 374,1 млрд. долл., импорт — 205,4 млрд. долл. По сравнению с 2014 годом объем внешнеторгового оборота сократился на 33,6%, или на 293,6 млрд. долл., экспорт — на 32,7% (на 181,5 млрд. долл.), импорт — на 35,3% (на 112,1 млрд. долл.). Профицит внешней торговли составил 168,7 млрд. долл. против 238,1 млрд. долл. в 2014 году . Данная статистика, безусловно, не впечатляет, но в условиях экономического кризиса и резкого спада цен на углеводороды она не столь ужасает. Для того, чтобы рассмотреть реальные изменения во внешнеторговой деятельности ЕАЭС, необходимо проанализировать новые экспортные группы товаров, которые не являются нефтегазовыми и в будущем могут стать драйвером роста экономики ЕАЭС. Так, например, экспорт мяса и пищевых мясных субпродуктов вырос в 2,7 раз, овощей — на 43,9%, экстрактов дубильных или красильных, таннинов и их производных, красителей, пигментов и прочих красящих веществ, красок и лаков, шпатлевок и прочих мастик, полиграфической краски, чернил, туши — в 2,1 раз, шелка — в 3,8 раз, трикотажных изделий — на 38%, алюминия — на 13%, средств наземного транспорта, летательных аппаратов, плавучих средств и относящихся к транспорту устройств и оборудования — на 13% . Таким образом, отдельные группы товаров демонстрируют отличный рост и выход на новые внешние рынки, что на фоне общего экономического спала — хороший результат. Кроме данной статистики за 2015 год, необходимо рассмотреть меры, которые были приняты в 2016 году в сфере внешнеторгового регулирования.

Так, 24 февраля 2016 г. Коллегия Евразийской экономической комиссии приняла решение снизить ставку ввозной таможенной пошлины на какао-продукты с 3-5% до 0% от таможенной стоимости до 31 декабря 2017 г. , 1 марта 2016 г. на заседании Коллегия Евразийской экономической комиссии продлила нулевые ставки ввозной таможенной пошлины на лесоматериалы и листы для облицовки из тропических пород дерева — макоре, анергии, кото, ипе, имбайи, тика, цедро — толщиной не более 1 мм, а также Коллегия ЕЭК приняла решение продлить действие нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на части для газовых турбин мощностью от 5000 кВт до 50 000 кВт до конца 2021 года . 2 июня 2016 г. на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии по итогам повторного антидемпингового расследования принято решение продлить действие антидемпинговой меры на обсадные, насосно-компрессорные, нефтегазопроводные трубы и трубы общего назначения из Украины еще на пять лет . Эти и многие другие решения правоприменения в сфере внешнеторговой деятельности ЕАЭС способствуют стабилизации рынка внутри Союза и позволяет развивать импорт и экспорт с третьими странами наиболее сбалансировано.

Может сложиться мнение, что нормативно-правовая база ЕАЭС скудна, и единственный договор о зоне свободной торговли не внушает доверия, но это далеко не так. На наш взгляд, необходимо рассмотреть перспективы развития ЕАЭС и отношений с его внешнеторговыми партнерами, а также сложности и объем текущей и будущей нормативно-правовой работы, чтобы оценить колоссальный объем уже проделанной работы и перспективы такого рода сотрудничества.

Во-первых, необходимо рассмотреть переговорные треки о свободной торговле с третьими странами. Так, согласно официальной информации 16 октября 2015 г. Высший Евразийский экономический совет принял решение № 29 «О начале переговоров с Государством Израиль о заключении соглашения о зоне свободной торговли» , а 31 мая 2016 г. Высший Евразийский экономический совет принял решение № 6 «О начале переговоров с Республикой Сербией об унификации Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами торгового режима с Республикой Сербией» .

Кроме того, начался процесс изучения перспектив для начала переговоров по заключению соглашений о свободной торговле с Арабской Республикой Египет, Республикой Индия, Исламской Республикой Иран, также работает группа по определению оптимальных подходов по развитию торгово-экономических отношений между ЕАЭС и Республики Корея.

Во-вторых, не стоит забывать инициативу, которую поддержали лидеры ЕАЭС и Китая по сопряжению Экономического Пояса Шелкового Пути и ЕАЭС. «Для нас сопряжение реализации проекта ЭПШП с функционированием единого рынка в рамках ЕАЭС и развитием его связей с внешними партнерами в Евразии, такими как Индия, Иран, Пакистан, — это шанс выстроить широкую взаимосвязанную зону соразвития Евразии, которая обладала бы значимым потенциалом и экономическим весом в мировой экономике» — отметила Министр по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина в рамках Астанинского экономического форума .

Таким образом, стоит сделать вывод, что перспективы внешней торговли у ЕАЭС огромные, поскольку кроме указанных выше стран более 40 государств интересуется торговлей с ЕАЭС и либерализацией торговых условий. Кроме того, существует план долгосрочного развития до 2030 г., в котором исходя из исследований ЕЭК, наибольшим потенциалом развития в рамках Союза обладают в сфере товаров — производство фармацевтической продукции и товаров химической промышленности, а в сфере услуг — поездки (охватывают товары и услуги, приобретаемые в какой-либо стране во время ее посещения нерезидентами этой страны для собственного потребления или последующей передачи третьей стороне) и транспортные услуги .

В связи с данными предпосылками в скором будущем нормативная база, связанная с данными отраслями производства и торговли будет более подробно регламентироваться, а нормативно-правовая база расширяться, что позволит снизить издержки для государств ЕАЭС и частного предпринимательства в торговле с третьими странами. Уже сейчас стоит активно следить за решениями ЕЭК в сфере внешней торговли и использовать конкурентные преимуществами деятельности ЕАЭС в тех сферах торговли, которые ставятся относительно льготными, занимать торговые ниши в группах товаров, которые не облагаются торговыми пошлинами, а также с теми странами, с которыми сняты административные и иные барьеры в торговле.

Библиографический список:

  1. Шаклеина Т.А., Байкова А.А. Мегатренды: Основные траектории эволюции мирового порядка в XXI веке. — М. 2013.
  2. BalassaB. TheTheoryofEconomicIntegration.Boston, MA: Irwin, 1961.
  3. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 08.05.2015) // URL: Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org (Дата обращения: 26.10.16)
  4. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ/GATT) (Вместе с Договоренностями в отношении положений о платежном балансе, освобождения от обязательств, о толковании статей II:1 «b», XVII, XXIV, XXVIII, «Марракешским протоколом…») (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // URL: http://treaties.un.org/ (Дата обращения: 26.10.16)


Поделиться