Особенности управления качеством образования на различных уровнях. Управление качеством образования в образовательном учреждении Понятия, цели, инструментарий Московский центр качества образования Иванов Д.А

Сколько стоит труд? Шапиро Сергей Александрович

Глава 4. Что представлял собой труд в средние века?

Глава 4. Что представлял собой труд в средние века?

Средневековье – эпоха феодализма, пришедшая на смену рабовладельческому строю, – занимает период более тысячи лет со времени падения Римской империи в V веке нашей эры до Великой Французской Буржуазной революции 1789– 94 годов.

Экономические воззрения средневековых ученых носили ярко выраженный богословский характер и опирались на религиозно-этические нормы. Основой общественного устройства служили натуральнохозяйственные отношения и труд крепостных крестьян (смердов), которые имели не намного больше прав, чем рабы в период Древнего Мира. Взгляды ученых разных стран средневекового мира, особенно в период раннего средневековья, объединяло неприятие основополагающих принципов рыночных отношений.10

Основным из источников экономической мысли средневекового востока для нас является Коран – священное писание мусульманских народов, распространенное в начале VII века, пророком Мухаммедом (Магометом) – основателем ислама, который в обычной жизни был купцом из Мекки, хорошо искушенным в экономических вопросах. Коран, является не только сборником проповедей и молитв, но и сводом законов, освещающих для мусульман правовые и экономические аспекты их жизни.

Коран излагает следующие взгляды на роль труда:

– возвышенное отношение к труду;

– богоугодность торговли;

– сложившееся социальное неравенство, т.е. деление общества на богатых и бедных.

Другим источником экономической мысли арабского Востока являются труды мыслителя Ибн-Хальдуна (1332–1406), жившего в северо-восточных странах Африки (Магрибе). Ученый выдвинул концепцию «социальной физики», не отвергавшую провозглашаемые Кораном принципы. Основным достижением его учения является дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации». Он считал, что цивилизация прибавила к традиционным хозяйственным занятиям людей – земледелию и скотоводству – такие прогрессивные формы трудовой деятельности, как ремесло и торговля. Успешное развитие всех отраслей экономики, приводит, по его мнению, к многократному увеличению богатства народа, дающего возможность сделать роскошь достоянием каждого человека, однако переход к цивилизации с ее возможностями для избыточного производства материальных благ не означает, что наступит всеобщее равенство и благоденствие. Характеризуя «стоимость труда», т.е. заработную плату, Ибн-Хальдун утверждает, что ее размер зависит, во-первых, от «количества труда человека», во-вторых, от «его мест среди других трудов» и, в третьих, «от потребности людей в нем» (труде).

Отражение отношения к труду в экономической мысли средних веков в западно-европейских странах.

Наиболее значимыми авторами этого периода времени считаются один из основателей школы раннего канонизма Августин Блаженный и основатель средневековой схоластики Фома Аквинский. Августин Блаженный (настоящее имя Аврелий Августин) – христианский епископ во владениях Римской империи в Северной Африке, (353–430 годы н.э.) заложил принципы религиозноэтического подхода к экономическим проблемам, остававшиеся незыблемыми до конца XI века.

Фома Аквинский (1225–1274), итальянский монах бывший с 1257 доктором парижского университета, был достойным продолжателем Августина Блаженного и канонистов. Однако, в связи с тем, что он жил в период позднего феодализма, то его взгляды носили экономически выраженный характер и учитывали развитие товарно-денежных отношений.

Авторы церковных законов (канонов) выступали против свойственного идеологам античного мира презрительного отношения к физическому труду. Августин Блаженный, жил при рабовладельческом строе Древнего Рима, но так как он выступал с позиций христианской церкви, то экономическая наука относит его взгляды к периоду средневековья. Он не видел различия между умственным и физическим трудом исходя из их божественного (естественного) происхождения и, учитывая их влияние на достоинство человека в связи с занимаемым им положением в обществе, не отделял их друг от друга.. Августин считал необходимым сочетание духовной деятельности с физическим трудом, повторяя христианский принцип, провозглашенный апостолом Павлом, но более известный как принцип социалистического общества «Кто не работает, тот не ест». Так же как философы Древнего Мира особо важным он считал труд по обработке земли. В то же время он оправдывал рабство и эксплуатацию труда. Происхождение рабства он объяснял правом войны, так как победитель имеет право убить побежденных или сделать их рабами. Состояние рабства предназначено Богом грешникам, они должны с полной готовностью служить своим господам. За это после смерти они получат спасение от грехов и вечную жизнь.

Фома Аквинский в своих воззрениях также исходил из учения о разделении труда (как у пчел, славящихся своим трудолюбием). По сравнению с Августином он уточнял это обстоятельство в пользу сословного деления общества. Он писал: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям. Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям…»11

Августин рассматривал богатство, как совокупность материальных благ в натуральной форме. Признавалось грехом, если богатство было создано иными средствами, чем прилагаемым для этого трудом. Экономическая мысль ранних канонистов категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический процент как грех, характеризуя их как результат присвоения чужого труда. Натурально-хозяйственные отношения сменились товарно-денежными, стали процветать ремесло, промыслы, торговля и ростовщичество. Фома Аквинский с определенными оговорками и уточнениями также «осуждал» нетрудовые формы приобретения богатства, но при этом заявлял, что торговая прибыль и процент за ссуду все же должны присваиваться торговцем и ростовщиком, если при этом, очевидно, что они совершают благопристойные деяния. Таким образом, он оправдывал первые формы предпринимательства, считая, что такого рода доходы являются не самоцелью, а заслуженной платой и вознаграждением, за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и материальные издержки, а также риск.

А что же происходило в реальной жизни? В средние века в Европе целые города и области выкашивались эпидемией бубонной чумы, называемой «Черной смертью». В Англии в 1349–1350 годах чума унесла около одной трети населения, опустошив Шотландию и Ирландию. Сельское хозяйство приходило в полный упадок. Поля не засевали и не убирали, цены повысились вдвое за один только год. Повышение цен вызвало требования более высокой оплаты труда и к лету 1349 года цена на рабочие руки увеличилась до полного соответствия с общим подъемом цен. Работники имели возможность диктовать свои условия лордам и добивались увеличения реальной заработной платы. В 1350 году парламент, состоявший из землевладельцев, сделал попытку приостановить рост заработной платы, издав статут о работниках, по которому: «Каждый здоровый человек, не старше 60 лет, не имевший средств к существованию, должен идти в найм к тому, кто его потребует, в противном случае он будет заключен в тюрьму… Если кто-либо … станет брать жалованье больше положенного то будет заключен в тюрьму… Продовольствие работникам будет продаваться по сходной цене».12Статут не исполнялся, в 1357 и 1360 годах он переиздавался, новые законы увеличивали строгость наказаний, однако когда у лордов на корню гнил урожай, они первые нарушали эти законы и шли на соглашение с теми, кто хотел работать на их условиях. Таким образом, «Черная смерть», принесла людям неисчислимые бедствия, но в то же время и более высокое жалованье, и большую свободу наемным работникам, а крестьянам, возделывавшим землю, – преимущества, так как подъем цен вдвое снизил фиксированную денежную ренту, которую они платили феодалам.

Во Франции и Западной Германии крестьяне разделились на два разряда. Меньшую часть составляли вилланы (свободные люди). Это были потомки исконных жителей страны, которые во время набегов отдали себя под покровительство феодалов, или пришлые, поселившиеся на землях, отданных людям военного класса. Вилланы платили ценз (оброк) и могли свободно уйти с занимаемого участка земли, если находили заместителя. Они не считались собственниками земли, а были ее пользователями, причем пользование могло быть вечным, наследственным и временным, пожизненным или срочным. Вторую группу сельского населения составляли сервы, являвшиеся собственностью господина. Сервы покупались или переходили по наследству, большинство из них работало на земле, исполняя земледельческие и другие сельские работы. Посаженный на землю серв, не только не имел права покинуть землю, но и не мог взять замуж женщину за пределами границ владений своего господина. После смерти серва его имущество мог полностью забрать владелец серва, и избежать этого наследники умершего серва могли лишь заплатив выкуп.

В средние века в Европе большую силу и влияние приобретали города. Там появились новые разряды ремесленников, каких не было в деревне: башмачники, портные, мясники, пекаря, меховщики, горшечники. Работа ремесленников в новых производствах требовала нового уклада жизни, непохожего на быт крестьян. Их работа была сплошной на весь год, они не ходили в поле и пропитание для них должны были добывать другие люди. Многие работы, например, шерстяное производство, требовали разделения труда, поэтому ремесленники объединялись в цеха, которые часто совпадали с разделением города на кварталы и улицы. Над каждым цехом городские власти ставили начальника, подчиненные ему ремесленники составляли особый отряд в городском ополчении. Всякий кто хотел заняться каким-либо ремеслом, должен был примкнуть к цеху, однако перед вступлением в него мастера требовали от новичка «пробной работы». Города средневековой Европы не были похожи на города «Нового времени». Город в 10000 жителей считался большим. Горожане помимо торговли и ремесла вели свое домашнее хозяйство: иногда работали на полях, но главным образом держали скот.

Наличие городов состояло по большей части из бывших крестьян, которые отвоевали или откупили себе волю у своих прежних господ. Эта освободившаяся часть трудового населения вместе с сохранившимися мелкими землевладельцами основали новый – средний между крестьянами и военными слой общества. Освобождение крестьян было делом не государей, а отдельных сеньоров, которым либо требовались денежные средства, получаемые в качестве выкупа от зажиточных сервов, либо труд свободных людей для освоения земельных пустошей, где подневольный труд сервов был неэффективен. Именно экономические причины, и в первую очередь увеличение количества денег в обращении за счет торговли, обусловили освобождение части крестьянства в средние века.

А как обстояло дело с трудовым населением Руси в этот период? В качестве примера можно рассмотреть общественные отношения в Киевской Руси Х–ХI веков. Основным занятием населения было земледелие. Время появления частной собственности на землю в бассейне Волхова – Днепра датируется уже IX веком

Княжеская, боярская и церковная вотчины являются организованными сельскими хозяйствами, базирующимися на эксплуатации крепостного и рабского труда, причем рабство очень заметно уступает место более прогрессивному феодальному способу производства (крепостной труд). Огромную массу населения составляют свободные крестьяне-общинники, систематически закрепощаемые в ходе развития феодализма. В процессе феодализации побеждающей силой является землевладелец, осваивающий землю и подчиняющий себе путем экономического и внеэкономического принуждения свободного общинника-смерда. В итоге этого процесса появились различные группы населения – закупы, изгои, рядовичи, сироты, попавшие в непосредственную зависимость от феодалов, смерды, нищие, бедные люди, привлекаемые на работу к хозяевам через выдачу им вперед денег и хлеба. Все эти категории зависимого населения выхватывались из рядов свободного крестьянства или рекрутировались из вольноотпущенников. Несмотря на то, что в это время в Киевской Руси имелось значительное количество рабов, рабство имело тенденцию к исчезновению. Церковь, первая избавилась от него в своем хозяйственном обиходе, в боярских вотчинах оно доживает примерно до XV века, после чего исчезнет окончательно. Найм рабочей силы распространен сравнительно мало. Он отмечался в городах, где среди массы ремесленниковрабов, несомненно, имелись и ремесленники, многие из которых, будучи людьми свободными работали на заказ или по найму. Вполне понятно, почему в Киевской Руси редко применялся наемный труд. В обществе того времени на смену первичной форме эксплуатации человека человеком – рабству – пришло крепостничество– эксплуатация, основанная на присвоении господствующим классом одного из важнейших условий труда – земли. Население Киевской Руси, так привыкло к внеэкономической феодальной эксплуатации со стороны сильных мира сего, что не верило в возможность оплаты своего труда, даже, когда эта плата, несомненно, предполагалась.13

С. М. Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен» приводит пример, что когда князь Ярослав узнал, что киевляне не идут на постройку храма св. Георгия, так как боятся, что им не заплатят за труд, то приказал возить куны на телегах под своды Золотых ворот и объявить на торгу, чтобы каждый брал за труд по ногате на день, т.е. по 35 копеек серебром на деньги конца XIX века. Эта плата считалась в XI веке выгодной и люди явились на работу в большом количестве.14

Из книги Дорога в будущее автора Гейтс Билл

ГЛАВА 2 НАЧАЛО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЕКА Впервые услышав выражение «информационный век», я основательно призадумался. Я знал о железном и бронзовом веках – исторических периодах, названных так по тем новым материалам, из которых тогда делали инструменты и оружие. Тут все

Из книги Продвижение бизнеса в Интернет. Все о PR и рекламе в сети автора Гуров Филипп

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

Средние школы и профессиональные училища Организации, интересующиеся подбором сотрудников на канцелярские и прочие производственные должности, часто во многом зависят от средних школ и профессиональных училищ. Многие из этих учебных заведений имеют особые программы

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

Из книги Бизнес с русскими или без? автора Бутомо Никита

Глава 1 Как нам работать с самими собой? Мы начинаем новую часть, посвященную тому, как русским работать с русскими и людьми разных национальностей. По сути, это и есть тема нашей книги. Но для того, чтобы мы смогли раскрыть ее, воспользуемся уже знакомым нам инструментом

Из книги Влияние и власть. Беспроигрышные техники автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Глава вторая Замкнутый круг, или как стать победителем в схватке с самим

Из книги Управление на основе ценностей. Корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в XXI веке автора Гарсия Сальвадор

Из книги Бизнес-копирайтинг. Как писать серьезные тексты для серьезных людей автора Каплунов Денис Александрович

Средние показатели – полная чушь Каждый из нас в текстах встречал различные якобы фактические сведения, которые используются компаниями с приставками «в среднем», «средняя» и т. д.1. Среднестатистический сайт…2. В среднем наши пользователи зарабатывают…3. Средний

Из книги Результативность. Секреты эффективного поведения автора Стюарт-Котце Робин

Из книги Сколько стоит труд? автора Шапиро Сергей Александрович

Глава 3. Как регулировался труд человека в Древнем мире? Колыбелью мировой цивилизации считается Древний Восток, именно там появились первые государственные образования и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой. Основной

Из книги автора

Глава 6. Труд в ХХ веке ХХ век отмечен множеством крупномасштабных социальных и экономических явлений. Это и две мировые войны, и революции, изменившие социальное устройство мира, и мировые экономические кризисы (тридцатых и семидесятых годов). Все эти события не могли не

Из книги автора

Глава 2. Где продать свой труд и как это сделать в современных условиях? Как уже стало понятно из предыдущих глав сфера труда – одна из важнейших и многоплановых областей экономической и социальной жизни общества. К ней относятся и рынок рабочей силы вообще и

Из книги автора

Глава 4. Как мотивируется труд современных людей Существует множество теорий, объясняющих поведение человека в процессе труда.За вторую половину ХХ века разработано много теорий мотивации личности, в которых показано, что истинные причины, заставляющие человека

Из книги автора

Глава 5. Какими способами можно вознаградить людей за труд? Из материала предыдущей главы становится очевидным, что люди работают для удовлетворения своих потребностей и ожидая вознаграждения за свой труд. Вознаграждение может дать как сам процесс труда, т.е.

Из книги автора

Глава 1 Что такое «Право на труд»? Мы часто слышим выражения «Труд – это почетная обязанность», «Труд дело чести», «Каждый имеет право на труд» и даже «Труд делает свободным», хотя эта надпись висела над воротами гитлеровского концентрационного лагеря смерти Бухенвальд.

Из книги автора

Глава 3. «Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя» Отражение роли труда нашло свое место не только в народном творчестве, но и в прозе и поэзии самых различных авторов. Многие произведения, прославляющие труд мы проходили в школе, но многие нам неизвестны.

    Различны взгляды экономистов и философов на разделение труда.
    Виды и формы разделения труда
    Углубление в разделении труда в условиях научно-технического прогресса.
    Заключение
    Список литературы
    Введение
    В производстве необходимых средств существования люди воздействуют на природу. Производство поэтому есть отношение людей к природе. Однако, воздействуя на природу, они оказывают соответствующее воздействие друг на друга, вступая в определенное отношения. Те отношения, которые обусловлены требованиями хозяйственной практики, принято называть производственными, то есть экономическими отношениями, именно эти отношения изучает экономическая теория, наука политическая экономия. В центре любого производственного процесса стоит труд. Само производство можно характеризовать как систему трудовых процессов, необходимых для изготовления данного рода материальных благ или услуг, предоставленных отдельными лицами или организациям.
    Даже самый примитивный труд первобытного человека всегда протекал при поддержке, взаимодействии с другими людьми. Поэтому уже в этом скрывалось общественное содержание трудовой деятельности. Все это говорит о том, что процесс труда и сам труд является экономической категорией, т.е. в нем всегда присутствует элемент экономических, производственных отношений. Человек является социальным существом благодаря тому, что труд делает его органически спаянным в отношении с другими людьми не только настоящего, но и прошлого (когда опыт предшественников взят на вооружение) и будущего, когда его результаты труда будут служить в будущем и т.д.
    В процессе производства происходит взаимодействие не только со средствами производства, но и со своими коллегами, сослуживцами в совместной работе.
    Совместная работа имеет свое экономическое значение, поскольку она позволяет осуществлять обмен не только деятельностью, но и обменом опытом, навыками, волей к достижению поставленных задач перед работающими. Труд отдельного работника, как бы обособленным он не казался, является частицей совокупного общественного труда. Этому способствует не только сама технология производства, но и постоянное не только человеческое, но и производственное обучение участников производства, поскольку совместная производственная и производительная деятельность людей осуществляется в форме разделения труда и кооперации. Но сейчас нас более интересует тема разделение труда. Само разделение труда заключается в специализации работника на осуществление какой-либо, работы, операций, производстве отдельного продукта.
    Различные взгляды экономистов и философов на разделение труда.
    История развития общества позволяет выделить две главные формы общественного хозяйства: натуральную и товарную.
    Натуральная форма хозяйства – это такая форма хозяйствования, в которой производство материальных благ и услуг осуществляется, для собственного потребления для потребления внутри хозяйственной единицы. Материальной основы натурального хозяйства является слабое, низкое развитие общественного разделения труда. Натуральной форме хозяйства присущ самовладеющий, замкнутый, локальный характер производства ограниченный рамками данного хозяйства, его единицы.
    Товарная форма хозяйства зарождается как противоположность натурального хозяйства, сначала в отношениях между общинами, а затем проникает и внутрь их, постепенно превращая, натуральное хозяйство в подчиненный и отмирающий элемент экономической жизни общества.
    Смена натурального хозяйства, товарным – длительный, сложный и разнокачественный процесс, это в значительной степени определяется спецификой условий, функционированием натуральной формы хозяйства, её консерватизмом, инерцией, застойностью.
    Товарное (рыночное) хозяйство – это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие производства и потребителе посредством рынка. Товарное же производство предполагает, что продукты создаются отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого – либо продукта. Такое понимание товарного производства определяет его сущность как производства продуктов на рынок для обмена, но одновременно и указывает на условие возникновения товарного производства.
    Первое необходимое условие возникновения товарного производства связано с общественным разделением труда. В процессе развития общественного разделения труда происходит специализация производителей по выработке, какого – либо одного продукта. Это обуславливает необходимость обмена. В истории общественного разделения труда выделяют три этапа. На первом отделилось скотоводство от земледелия, что создало условия для регулярного обмена между племенами. На втором отделилось ремесло от земледелия, что и означало зарождение товарного производства. На третьем этапе произошло обособление торговли от производства и выделение купечества. В этот период рыночные связи стали регулярными.
    Общественное разделение труда - это исторический процесс обособления, закрепления, видоизменения отдельных видов деятельности, которые протекают в общественных формах дифференциации.
    Общественное разделение труда – это материальное условие существования товарного производства, характеризуемое определенным уровнем развития производительных сил. Причиной товарного производства следует считать экономическое обособление различных собственников. Именно экономическое обособление товаропроизводителей необходимое и достаточное условие для превращения обмена в товарный обмен. Только в результате обмена между различными собственниками продукт становится товаром. Экономическое обособление возможно как в условиях частной собственности, так и в условиях коллективной, общиной, корпоративной собственности. В зависимости от характера развития, указанных условий формируются и различные модели товарного производства.
    Исторически изначальной моделью рыночной экономики были отношения абсолютного господства экономической и политической власти централизованного государства, которая при всех негативных последствиях для развития экономической системы в целом обладала достойной устойчивостью и живучестью. Модель рыночной экономики, в центре системы которой находится человек, в своём развитии проходит несколько стадий. Первой стадией является простое, или неразвитое, товарное производство.
    Его существенные черты следующие:
    Общественное разделение труда как материальное условие существования товарного производства.
    Частичная собственность на средства производства и продукта труда.
    Личный труд собственника на средства производства.
    Удовлетворение общественных потребностей осуществляется посредством купли – продажи продуктов труда.
    Экономическая связь между людьми осуществляется через рынок, т.е носит общественный характер.
Давайте теперь поконкретней поговорим о том, что такое разделение труда в вообще. В истории экономики и экономической мысли разделение труда занимает значительное место. В общепринятом устоявшемся представлении разделение труда – это дифференциация различных видов труда. Обособление их друг от друга; распределение совокупного труда общества на сферы, роды и виды занятий между участниками хозяйственной жизни.
    Разделение труда развивалась параллельно с общественным производством. Именно об основных положениях общественного производства было написано немного выше, первые упоминания общественного разделения труда связаны с общественным производством.
    В античную эпоху разделение труда рассматривалось как естественное проявление общих законов природы и воспринималось как нечто, установленное от изначальной сущности самого человека. Некоторые мыслители подчёркивали значение раздела труда для повышения его производительности путём естественного распределения жизненных функций между представителями разных социальных слоёв и классов – это слова древнегреческих философов Сократа и Ксенофонта. Платон видел в разделение труда основу существования различных сословий, главной причину иерархического строя общества.
    В его модели идеального государства проводится строгое разделения труда и социальных функций между основными классами гражданского общества: философами, правителями, учёными, военными и, наконец, крестьянами, торговцами, и ремесленниками. Вместе с теми во взглядах мыслителей античного периода и в общественном сознании того времени проводиться мысль о всесторонне развитой личности, что, по их мнению, не противоречит преимуществам разделения труда.
    Во взглядах мыслителей и политиков Древнего Востока (Китай, Индия) мы встречаем иные оценки социальной сущности разделения труда, основанные на патриархальном строе общества. Так в рассуждениях философа Конфуция содержится характеристика разделение труда, закрепленная в соответствии с законами и обычаями Китая. Государство у Конфуция – это одна большая семья, основанная на распределении обязанностей по социальному статусу, по возрасту и т.д.
    Государство должно устанавливать социальные ранги и границы между бедными и богатыми. Люди разных рангов должны носить разные одежды. Для высших слоёв допустимыми видами занятий являются ритуалы и музыка; для простых людей – законы и физический труд. Государство должно регламентировать производство, распределение и даже потребление продуктов согласно социальным рангам.
    Эволюция форм и видов разделения труда в обществе и смена приоритетов определяющих их причины менялась и изменяется в связи с прогрессом производительных сил общества. В представлениях самых предпринимателей и во взглядах учёных – экономистов разделение труда объективно рассматривалось как могучий фактор повышения эффективности производства и совершенствования организаций самого труда, что было вполне объективно в условиях отсутствия машин. В этой ситуации огромный вклад в разработку проблем разделения труда внёс выдающийся представитель классической политэкономии второй половины XVIII века А. Смит (1723 – 1790)
    В 1773 – 1776 г. А. Смит написал своё главное произведение « Исследование о природе и причинах богатства народов». В нём он обобщил столетнее развитие классической школы политической экономии. Он обосновал представление о товарном производстве и обмене как о сфере человеческой деятельности, которая развивается по объективным законом, а потому не нуждаемся в государственном регулировании.
    Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умение и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по – видимому, следствием разделения труда. Значение о разделение труда для хозяйственной жизни общества в целом легче всего уяснить себе, если ознакомиться с тем, как оно действует на каком – либо отдельном производстве. Для примера возьмём производство булавок. При организации, которую имеет теперь это производство, не только оно само в целом представляет собой особую профессию, но и подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая в свою очередь является отдельным специальным занятием. Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет её, третий отрезает, четвёртый заостряет конец, пятый обтягивает один конец для насаживания головки; изготовление головки требует двух или трёх самостоятельных операций: насадка её составляет особую операцию, полировка булавки – другую; самостоятельной операцией является даже завёртывание готовых булавок в пакетики.
    Здесь занято десять рабочих, эти десять человек вырабатывали свыше сорока восьми тысяч булавок в день. Следовательно, один рабочий вырабатывает более четырёх тысяч булавок в день. Следовательно, один рабочий вырабатывал более четырёх тысяч булавок в день. Но если бы они все работали в одиночку и независимо друг от друга и не были бы приучены к этой специальной работе, то, несомненно, ни один из них не смог бы сработать двадцати, а, может быть, даже и одной булавки в день.
    Такое значительное увеличенные количества работы, которые может выполнить в результате разделения труда одно и тоже число рабочих, зависит от трёх различных условий: во-первых, от увеличения ловкости каждого отдельного рабочего; во- вторых, от экономии времени, которое обыкновенно теряется на переход от одного вида труда к другому: и, наконец, от изобретения большого количества машин, облегчающих и сокращающих труд и позволяющий одному человеку выполнить работу нескольких.
    Получающееся в результате разделения труда значительное увеличение производства всякого рода предметов приводит в обществе, надлежащим образом управляемом, к тому всеобщему благосостоянию, которое распространяется и на самые низшие слои народа. Каждый работник может располагать значительным количеством продуктов своего труда сверх того количества, которое необходимо для удовлетворения его собственных потребностей; и поскольку все остальные работники находятся точно в таком же положении, он оказывается в состоянии обменивать большое количество своих продуктов на большое количество изготавливаемых ими продуктов или, что то же самое, на цену этих продуктов. Он с избытком доставляет им, то в чём они нуждаются, а они в той же мере снабжают его тем, в чём он нуждается, и таким образом достигается общее благосостояние во всех слоях общества.
    У Смита людей сплачивает, прежде всего, разделения труда, которое в его исследовании является исходным пунктом всей экономической системы. Поскольку каждый индивидуум специализируется на определенном виде деятельности, в ней люди тесно связаны и зависят друг от друга. Труд связывает людей в единое целое, и по образному выражению Смита экономика страны – это «одна большая мануфактура». К сожалению, в этой крылатой метафоре Смит допускает серьёзную ошибку, смешивает общее и единичное разделение труда.
    Характеризуя разделение труда, Смит допускает определенное противоречие. С одной стороны, он указывает, что разделение труда есть материально – экономическая и социальная основа обмена, и чем глубже разделён труд в обществе, тем интенсивнее происходит обмен между участниками хозяйственной жизни. Однако с другой стороны, Смит делает образный вывод, выдвигая на первый план обмен. По его мнению, стремление к личной выгоде склонность к обмену является причиной разделения труда в обществе. В его представлениях обмен есть вечная социальная категория и свойство людей. Каждый человек является торговцем, а всё общество – это единый торговый союз. В этой противоположенной характеристике причинно – следственной зависимости разделения труда и обмена Смит допускает ошибку, которая впоследствии будет исправлена в других экономических учениях.
    Наконец, несомненной заслугой Смита в его трактовке сущности общественного разделения труда является то, что он подчёркивал и возможные отрицательные последствие разделения труда, если оно доведено до логического абсурда. Речь идёт о том, что слишком дробное разделение трудовых функций и закрепление их за человеком на протяжении всей его трудовой деятельности превращает человека в ограниченного, частичного работника. В этой связи Смит образно говорил, что пропасть между грузчиком и философом не так велика.
    Эту пропасть между ними вырыло общественное разделение труда. По мысли Смита этим отрицательным последствиям чрезмерного разделения труда может способствовать образование, развивающее в человеке те качества, которое подавляются тяжелым однообразным трудом.
    Большой вклад в разработку теории развития труда внёс К. Маркс. Взяв за основу многие позитивные положение по этой проблеме у А. Смита Маркс дополнил учение Смита о разделении труда законом перемены труда, открытие которого по праву принадлежит Марксу. Вот что он имеет по этому поводу: По мнению Маркса, перемена труда – это особая форма движения рабочей силы, обусловленная развитием средств производства и труда. НТП постоянно приводит к переворотам в трудовых функциях, появляются новые виды трудовой деятельности, отмирают и изменяются старые, требуются новые профессии и специальности.
    Приступая к ближайшему анализу, мы должны, прежде всего, констатировать тот очевидный факт, что рабочий, выполняющий всю жизнь одну и ту же простую операцию, превращает всё свое тело в ее автоматически односторонний орган и потому употребляет на нее меньше времени, чем ремесленник, который совершает попеременно целый ряд операций.
    Лишь накопленная из поколения в поколение и передаваемая по наследству от отца к сыну специальная сноровка сообщает индийцу, как и пауку, его виртуозность.
    Ремесленник, совершающий один за другим различные частичные процессы при производстве продукта, должен то переходить с места на место, то переменять инструменты. Переходы от одной операции к другой прерывают течение его труда и образуют своего рода поры в его рабочем дне. Эти поры сужаются, если он в течение целого дня непрерывно выполняет одну и ту же операцию, они исчезают в той же мере, в какой уменьшается сменяемость операций.
    С другой стороны, непрерывное однообразие работы ослабляет напряженность внимания и подъем жизненной энергии, так как лишает рабочего того отдыха, и возбуждения, которые создаются самым фактом перемены деятельности.
    Однако производительность труда зависит не только от виртуозности работника, но также и от совершенства его орудий. Орудия одного и того же рода, например инструменты режущие, сверлильные, долбежные, ударные и т. д., употребляются в различных процессах труда, и, с другой стороны, в одном и том же процессе труда один и тот же инструмент служит для различных действий. Но как только различные операции процесса труда, обособились, друг от друга и каждая частичная операция в руках частичного рабочего приняла, максимально соответствующую и потому исключительную форму, - того момента возникает необходимость изменений в орудиях, живших ранее для различных целей.
    Виды и формы разделения труда.
    Для общего представления системы разделения труда дадим характеристику различных его видов.
    Исторически первым появилось естественное разделение труда. Естественное разделение труда - это процесс обособления видов трудовой деятельности по половозрастному признаку. Это разделение труда играло решающую роль на заре становления человеческого общества: между мужчинами и женщинами, между подростками, взрослыми и стариками.
    Данное разделение труда потому и называется естественным, что его характер проистекает из самой природы человека, из разграничения функций, которые предстоит выполнять каждому из нас в силу своих физических, интеллектуальных и духовных достоинств.
    Ни одна социально-экономическая система, какого бы прогресса она ни достигла, не может - и не должна отказываться от естественного разделения труда, особенно в отношении женского труда. Он не может быть связан с теми видами трудовой деятельности, которые могут повредить здоровью женщины и сказаться на новом поколении людей. В противном случае общество понесет в будущем не только колоссальные экономические, но и моральные и нравственные потери, ухудшение генетического фонда нации.
    Другим видом разделения труда является его техническое разделение. Техническое разделение труда - это такая дифференциация трудовой деятельности людей, которая предопределяется самой природой используемых средств производства, прежде всего техники и технологии. Рассмотрим элементарный пример, иллюстрирующий развитие такого типа разделения труда. Когда человек для шитья имел простую иголку с ниткой, то данный инструмент навязывал определенную систему организации труда и требовал большого числа занятых работников. Когда же на смену игле пришла швейная машинка, потребовалась иная организация труда, вследствие чего была высвобождена значительная масса людей, занятых этим видом деятельности. В результате они вынуждены были искать другие сферы приложения своего труда. Здесь сама замена ручного инструмента (иглы) механизмом (швейной машинкой) потребовала изменений в сложившейся системе разделения труда.
    Следовательно, появление новых видов техники, технологий, сырья, материалов и их использование в процессе производства диктует новое разделение труда. Точно так же, как естественное разделение труда изначально уже навязывается самой природой человека, так и техническое разделение труда навязывается самой природой появившихся новых технических средств, средств производства.
    Наконец, необходимо остановиться на общественном разделении труда, представляющем собой естественное и техническое разделение труда, взятые в их взаимодействии и в единстве с экономическими факторами (издержками, ценами, прибылью, спросом, предложением, налогами и т.п.), под воздействием которых происходит обособление, дифференциация разнообразных видов трудовой деятельности. Понятие общественного разделения труда включает в себя естественное и техническое разделение труда в связи с тем, что любые виды деятельности не могут осуществляться вне человека (естественное разделение труда) и вне материально-технических средств (техническое разделение труда), которые используются людьми в процессе производства. В производственной деятельности люди используют либо устаревшую, либо новую технику, но в том и другом случае ею будет навязываться соответствующая система технического разделения труда.
    Что касается общественного разделения труда, то можно сказать, что оно представляется социально – экономическими условиями производства. Например, фермеры, располагая определёнными земельными участками, занимаются одновременно и растениеводством и животноводством. Однако накопленный опыт и экономические расчёты подсказывают, что если одни из них будут специализироваться в основном на выращивании и приготовлении кормов, а другие займутся только откормом животных, то издержки производства существенно сократятся тех и, и у других. С течением времени выясняется, что экономии на издержках производства можно добиться путем обособленного занятия мясным и молочным животноводством. Таким образом, происходит обособление растениеводства от животноводства, а затем внутри животноводства происходит разделение труда на мясное и молочное направления.
    В рамках общественного разделения труда следует выделить отраслевое и территориальное разделение труда. Отраслевое разделение труда предопределяется условиями производства, характером используемого сырья, технологии, техники и выпускаемого продукта. Территориальное разделение труда характеризуется пространственным размещением различных видов трудовой деятельности. Его развитие предопределяется как различиями в природно-климатических условиях, так и факторами экономического порядка. С развитием производительных сил, транспорта, коммуникаций превалирующую роль играют экономические факторы. Однако развитие отраслей добывающей промышленности и сельского хозяйства диктуется природными факторами. Разновидностями территориального разделения труда являются районное, региональное и международное разделение труда. Но ни отраслевое, ни территориальное разделение труда не могут существовать вне друг друга.
    С точки зрения охвата, степени самостоятельности, а также технико-технологических и организационно-экономических взаимосвязей между различными видами производства в общественном разделении труда важно выделить три его формы: общее, частное и единичное . Общее разделение труда характеризуется обособлением крупных родов (сфер) деятельности, которые отличаются друг от друга формообразованием продукта. К нему относятся выделение пастушеских племен, т.е. отделение животноводства от земледелия, ремесла от земледелия (в последующем - промышленности и сельского хозяйства), обособление торговли от промышленности. В XX в. произошло выделение и обособление таких крупных родов деятельности, как услуги, научное производство, коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс, кредитно-финансовая сфера.
    Частное разделение труда - это процесс обособления отдельных отраслей в рамках крупных родов производства. Ему присущ выпуск готовых однородных или однотипных продуктов, объединенных технико-технологическим единством. К частному разделению труда относятся как отдельные отрасли, так и подотрасли и отдельные производства. Например, можно назвать в рамках промышленности такие отрасли, как машиностроение, металлургия, добывающая, которые в свою очередь включают в себя целый ряд подотраслей. Так, в машиностроении насчитывается более семидесяти подотраслей и производств, в том числе такие, как станкостроение, транспортное машиностроение, электротехническая, электронная промышленность. Такое выделение характерно и для всех остальных вышеперечисленных крупных родов производства.
    Единичное разделение труда характеризует обособление производства отдельных составных компонентов готовых продуктов, а также выделение отдельных технологических операций. К нему относятся подетальное, поузловое (выпуск деталей, узлов, комплектующих изделий) и пооперационное (технологические операции по физической, электрофизической, электрохимической обработке) разделение труда. Единичное разделение труда, как правило, имеет место в рамках отдельных предприятий.
    В историческом плане тенденция развития общественного разделения труда определялась переходом от общего разделения к частному и от частного к единичному разделению труда. В этом плане можно сказать, что в своем развитии общественное разделение труда прошло три этапа, на каждом из которых определяющим было то общее разделение труда, то частное, то единичное. Однако, по-видимому, не стоит абсолютизировать эту схему развития общественного разделения труда. Ниже будет показано, что каждый последующий вид разделения труда может стать исходной основой для развертывания исторически предшествующих видов его разделения.
Важной составной частью процесса развития и углубления общественного разделения труда является его деление на умственный и физический . Такое деление также имеет давнюю историю, и сложилось ещё в период зарождения первых государств, классов и различных форм собственности.
К. Маркс справедливо отмечал, что разделение труда становиться действительным разделением лишь с того момента, когда появляется разделение материального и духовного труда.
В античном обществе, как известно, физический труд рассматривается как не достойное занятие свободного человека, как удел рабов. Развивая далее мысль о неполноценности физического труда, представитель средневекового утопического социализма Томас Мор, говоря о непрестижности физического труда, предлагал в своём утопическом государстве поручать эти занятия рабам и преступникам. Другой французский социалист-утопист Шарль Фурье считал, что физическим трудом должны первоначально заниматься подростки, которые ещё не успели получить образование. Поэтому,
негативно оценивая деление труда на умственный и физический как особые виды занятий, постоянно закреплённые за определёнными категориями людей и сословиями, представители утопического социализма выдвигали в качестве альтернативы очень полезную идею о сочетании общего и профессионального образования, о попеременном занятии различными видами труда. В их представлении идеал будущего справедливого общества - всесторонне развитая гармоническая личность.
и т.д.................

Термин “управление” означает руководить, направлять деятельность кого-либо или чего-либо; направлять ход, движение кого-либо или чего-либо. Успешно направлять деятельность кого-либо или чего-либо (то есть управлять) значит, по мнению В.А. Сарапулова, воздействовать на определённый объект с определёнными, реально существующими качествами с целью изменения этого объекта, то есть придание ему других (изменённых или новых) качеств и сохранение тех, которые органично входят в наше представление о новом качестве объекта. Но это возможно, если разработана оптимальная организационная структура управления качеством образования (далее – КО), отлажен и имеет соответствующий инструментарий мониторинг, ориентированный на информационное обеспечение и обеспечивающий как оперативное управление качеством, так и возможность прогноза развития системы.

Что послужило мотивацией для создания системы управления качеством образования (УКО) в нашей школе? Безусловно, неудовлетворенность существующей организационной структурой этой системы, больше представляющей даже не систему, а некоторое “нагромождение” (И. Макдермотт, Дж. О"Коннор). Нас не устраивала также система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе нашей школы и отдельных ее элементах, о путях коррекции и развития. При этом предстояло разработать единую измерительную системы оценки КО и ее инструментария, необходимого в управлении качеством. Таким образом, возникла очевидная потребность создания эффективной системы УКО, в которой матричные организационные структуры стали бы ведущими. Такая их роль объясняется просто: такого рода структуры, как правило, создаются тогда, когда предстоит решать новые задачи. Создание системы УКО относится как раз к такому классу задач.

В существующей линейно-функциональной структуре управления есть безусловные достоинства: хорошо отлажены вертикальные связи и четко разграничены функциональные обязанности, которые конкретизируют функции управления каждого подразделения. Но функциональная дифференциация приводит к утере общей цели, и она (цель) оказывается вне поля зрения структурных подразделений. В результате каждый заместитель директора и структурные подразделения видят лишь свою часть работы. При решении нестандартных задач и постоянно возникающих проблем вся тяжесть выполнения функции координации ложится на директора и его заместителей, в результате появляются перегрузки в работе и некачественное решение таких проблем. Частичное делегирование полномочий приводит к формальным горизонтальным связям из-за слабо развитых коллегиальных органов (педсовет, МО, Совет учреждения). Дело в том, что эти органы, юридически наделенные полномочиями в решении важных вопросов школьной жизни, на деле существуют формально. Все это, в конечном итоге, побудило нас искать пути обновления системы и механизмов управления. Так в нашей школе возникла идея перехода на матричную структуру управления.

Важнейшей особенностью такой структуры управления является то, что один и тот же работник может в одной структуре быть подчиненным или руководителем, а в другой – играть другие роли: быть руководителем группы, в которой традиционный его начальник может быть его подчиненным. На переходном этапе основными подразделениями матричной структуры стали творческие лаборатории, общее руководство которыми осуществляет Совет по развитию школы, возглавляемый заместителем по научно-методической и опытно-экспериментальной работе. Каждой творческой лабораторией руководит координатор (педагог либо руководитель школы), заинтересованный в качественных изменениях в содержании учебно-воспитательной работы школы. На базе нашей школы создано пять творческих лабораторий, которые работают над следующими проблемами:

  1. Воспитание гражданской позиции школьников на основе гуманизации образовательного процесса.
  2. Формирование ключевых компетенций школьников на основе современных образовательных технологий в условиях школы самоопределения.
  3. Формирование ключевых компетенций педагогов как условие повышения качества образования.
  4. Формирование способов умственной деятельности в системе личностно-ориентированного обучения.
  5. Создание системы стимулирования познавательной деятельности учащихся.

Благодаря механизму делегирования полномочий, характерному для матричной структуры, в школе создается внутришкольная система подготовки руководящих кадров и профессионального роста педагогов по конкретным проблемам. И одним из первых шагов в организации новой структуры управления стала разработка нормативно-правового обеспечения. В частности, были разработаны положения: “ Положение о творческой лаборатории”, “ О педагоге исследователе”. Для качественной работы заместителей директора разработана должностная инструкция ЗНМР и перерабатываются должностные инструкции ЗУВР и ЗВР. Вместо Совета учреждения на стратегическом уровне (уровне директора) появляется новый общественный совет – Учредительный Совет. В него входят учителя, родители, учащиеся, а также глава администрации городского поселения, депутаты районной Думы, другие представители. Его задачами являются разработка образовательной политики школы и создание условий для развития государственно-общественного управления в сфере образования.

Таким образом, матричная структура управления сочетает хорошо развитые вертикальные и горизонтальные связи управления. Чтобы обеспечить организованность работы школы, необходим целый комплекс специальных действий, выполнение которых сохранило ведущую роль среди главных функций системы управления. Но эта роль сегодня наполняется новым содержанием. Все большее значение приобретает процесс сбора, хранения, обработки и передачи информации, на основе которой осуществляются функции выработки стратегии УКО, функции реализации этой стратегии и функции изучения объектов УКО (по В.П. Панасюку).

При этом на каждом уровне управления появляется своя система, каждый из элементов которой является то объектом, то субъектом управления. Например, учитель воздействует на ученика, чтобы изменить его качественные характеристики, и в этой ситуации ученик является объектом управления со стороны учителя. В то же время по отношению к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению ученик является субъектом управления. Поэтому нормативное обеспечение предстояло разрабатывать по каждому уровню управления, учитывая особенности субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. На уровне ученика разработали “Положение о Портфолио”, разрабатывается “ Положение о порядке проведения текущего и итогового контроля и оценки уровня учебных достижений учащихся”. На уровне учителя разработано “ Положение о Портфолио учителя”, “Положение о рабочей (образовательной) программе”, “Положение о стимулирующей надбавке учителям”. С 2008/09 учебного года планируется переход двух МО в статус кафедр: иностранных языков и технологии. Поэтому на уровне МО разработано “Положение о кафедре”, “Критерии оценки результативности деятельности МО (кафедр)”.

Ведущей задачей МО (кафедры) стало выявление профессиональных пробелов каждого учителя и определение необходимых условий, без которых эти пробелы нельзя ликвидировать. Для этого используем следующий алгоритм работы:

  • на основе наблюдений, диагностики выявляем реальное положение дел у каждого учителя;
  • на основе полученных данных определяем расхождение между реальным положением дел и прогнозируемым образом желаемого будущего;
  • формулируем проблемы результатов.

Благодаря такому подходу формируется проблемно ориентированная информационная база для создания персонифицированных программ повышения квалификации педагогов в рамках МО (кафедры).

Безусловно, система УКО была бы неполной без мониторинга, который осуществляется по трем группам процессов. Основные процессы включают учебно-воспитательный, методический, инновационный (экспериментальный). Управленческие процессы – управление персоналом, измерения удовлетворенности, стратегию развития; поддерживающие процессы – управление документацией, управление данными и информацией, управление безопасностью. Благодаря системному подходу, управление качеством образования, само являясь новшеством, создает необходимые предпосылки для создания и внедрения целой группы управленческих нововведений: матричной структуры управления, матрицы ответственности, формирования системы УКО, в том числе критериев оценки качества труда, на всех уровнях организации и управления, перехода на кафедральную систему научно-методической работы, организации системного (комплексного) мониторинга. В нашей школе это планируется в следующей форме:

Перечень новшеств

Назначение (для чего создается данное новшество)

Кто и в какие сроки разрабатывает

Где и кем проводится экспертиза новшества

Каких и сколько ресурсов потребуется для введения новшества

Что изменится от введения новшества (прогноз результатов)

Матричная структура управления

Матрица ответственности

Сформированность системы КО на всех этажах управления

Переход на кафедры

Критерии и показатели оценки КО на уровне учителя, МО, заместителей директора

Системный (комплексный) мониторинг

Литература:

  1. Панасюк В.П. Школа и качество. – СПб., 2001.
  2. Поташник М.М и др. Управление качеством образования на муниципальном и региональном уровнях. – М, 2000.
  3. Сарапулов В.А. Теория и практика управления качеством. Выпуск 3. – Чита, 2008.

Чем отличается администратор от управленца? АдминистраторУправленец Контролирует выполнение сотрудниками своих обязанностей Контролирует соответствие действий существующей норме Руководит людьми и поддерживает существующее функционирование Соблюдает установленную схему финансирования Создает видение будущего продукта, результата Определяет назначение, цели и задачи организации Создает организационную структуру, для достижения целей организации Мотивирует персонал и т.д. Определяет стратегию, управляет процессами и их изменениями Распределяет ресурсы для поддержания эффективного функционирования Поддерживает требуемый документооборот


Управление это: Управление это вид профессиональной деятельности. Управление это вид профессиональной деятельности. Назначение этой деятельности состоит в организации, преобразовании и координации деятельностей специалистов, ради достижения целей организации Назначение этой деятельности состоит в организации, преобразовании и координации деятельностей специалистов, ради достижения целей организации Объекты управления – процессы - деятельность. Объекты управления – процессы - деятельность.


Управление (продолжение): Цели управления (миссия, стратегия) формулируются высшим звеном управленцев, которые с их помощью задают свое видение назначения организации, содержание ее деятельности, в том числе и будущих результатов. Цели управления (миссия, стратегия) формулируются высшим звеном управленцев, которые с их помощью задают свое видение назначения организации, содержание ее деятельности, в том числе и будущих результатов. Основные функции управления: планирование (разработка программы развития организации), организация (разработка организационной структуры), мотивация персонала и контроль. Выделяют еще и дополнительные функции: руководство (управляют процессами, руководят людьми), принятие решений и организация коммуникации (обмен информацией). Основные функции управления: планирование (разработка программы развития организации), организация (разработка организационной структуры), мотивация персонала и контроль. Выделяют еще и дополнительные функции: руководство (управляют процессами, руководят людьми), принятие решений и организация коммуникации (обмен информацией). На сегодня, такое понимание деятельности управления получило в мире наибольшее распространение.


Эволюция понятия качества в экономике соответствие результата стандарту выработанного производителем внешний контроль (инспекция) параметров результата Недостатки модели: 1.Инспекция враг производителя 2.Удовлетворяет ли стандарт (продукт) ожиданиям потребителя?? Модель 1 Соответствие применению (ожиданиям, потребностям потребителя) Постоянное улучшение и самоконтрол ь каждого процесса Обратная связь от потребителя Модель 2 Соответствие скрытым потребностям - удовлетворени е нужд потребителя прежде, чем он осознает эти нужды Модель 3


Качество это: Ориентация на потребителя (продукции, услуг, результатов) Ориентация на потребителя (продукции, услуг, результатов) Справедливость – равенство в доступе к образованию Справедливость – равенство в доступе к образованию Лидирующая роль руководства (стратегия развития качества) Лидирующая роль руководства (стратегия развития качества) Постоянное совершенствование продукции, услуг результатов необходимых потребителю Постоянное совершенствование продукции, услуг результатов необходимых потребителю Вовлечение всех сотрудников в достижение целей в соответствии со стратегией развития Вовлечение всех сотрудников в достижение целей в соответствии со стратегией развития Постоянное совершенствование деятельности сотрудников для достижения целей организации Постоянное совершенствование деятельности сотрудников для достижения целей организации Процессный подход (определение всех процессов необходимых для достижения цели организации, обеспечение их ресурсами и создание условий для их эффективного функционирования) Процессный подход (определение всех процессов необходимых для достижения цели организации, обеспечение их ресурсами и создание условий для их эффективного функционирования) Не внешний контроль, а внутренняя экспертиза деятельности организации (самообследование) с целью выявления проблем и определения способов их решения Не внешний контроль, а внутренняя экспертиза деятельности организации (самообследование) с целью выявления проблем и определения способов их решения


Качество-резюме: Качество не равно стандарту Качество не равно стандарту Качество = самосовершенствованию и созданию организационных условий Качество = самосовершенствованию и созданию организационных условий Качество – свойство организации достигать результат необходимый потребителю (обществу) Качество – свойство организации достигать результат необходимый потребителю (обществу) Качество – способность организации определять тенденцию развития и отвечать на еще не сформулированный запрос потребителей Качество – способность организации определять тенденцию развития и отвечать на еще не сформулированный запрос потребителей


В чем специфика качества в образовании? Кто и как определяет результат? В каком виде должен быть сформулирован результат, чтобы он смог удовлетворить потребителя? Кто является потребителями образовательного результата? Как определить, что необходимо потребителям? В каких областях потребитель может использовать результат? Имеет ли значение какими способами достигать результат? В представлении и применении образовательного результата (продукта)


Качество образования это: Социальный заказ: Договоренность относительно требований к образовательны м результатам (в том числе, по результатам исследований) между: Правительством Обществом Работодателями Академическим сообществом ВУЗов Учащимися Родителями Программ а Развития Трансформа ция данных требований в миссию, цели и задачи образовате льного учреждения Организация условий Создание условий и их совершенствов ание для достижения образовательн ых результатов определенных в соответствии с социальным заказом – реализация Программы Внутренняя и внешняя экспертиза внутришкол ьной системы управления качеством, образовате льных условий (удовлетво ренность родителей, учащихся и учителей) и образовате льных результатов


Вызовы образованию человека со стороны современного общества Соответствовать динамизму (постоянные изменения) и многообразию жизни и деятельности в современном обществе Соответствовать динамизму (постоянные изменения) и многообразию жизни и деятельности в современном обществе Ориентированность на базовые демократические ценности Ориентированность на базовые демократические ценности Самостоятельность в решении проблем, инициативность, ответственность за результат Самостоятельность в решении проблем, инициативность, ответственность за результат Толерантное поведение в поликультурном, плюралистическом обществе Толерантное поведение в поликультурном, плюралистическом обществе


Управление качеством образования – обеспечение и развитие качества (государственный уровень) На уровне государственной политики – определение основных приоритетов в области достижения требуемых образовательных результатов На уровне государственной политики – определение основных приоритетов в области достижения требуемых образовательных результатов Самостоятельность школ (бюджет, изменения содержания образования, использование средств его достижения, общественно- государственное управление, отсутствие государственной инспекции) Самостоятельность школ (бюджет, изменения содержания образования, использование средств его достижения, общественно- государственное управление, отсутствие государственной инспекции) Определение ключевых компетенций необходимых молодому человеку для его успешной социализации в данном обществе (компетентностная модель выпускника) Определение ключевых компетенций необходимых молодому человеку для его успешной социализации в данном обществе (компетентностная модель выпускника) определяется результатом переговоров всех заинтересованных сторон относительно требований к образовательным результатам, которые отражаются в формулировке образовательных целей и задач. определяется результатом переговоров всех заинтересованных сторон относительно требований к образовательным результатам, которые отражаются в формулировке образовательных целей и задач.


Образовательная политика США 1.Доступность образования для большинства граждан вне зависимости от их социального положения, принадлежности к расовой или этнической группе. 2.Образование должно способствовать реформе общества. 3.Образование должно способствовать подготовке политической, академической и научной элиты. 4.Образование должно способствовать самосовершенствованию и нахождению человеком своего жизненного пути. (Гуннар Мирдаль Образование. В книге: Америка: народ и страна. М., ППП (проза, поэзия, публицистика), 1993)


Развитие качества образования в ОУ Качество образования в ОУ Анализ исходного состояния в области качества образования. Решение о преобразованиях Разработка философии, миссии в соответствии с социальным заказом Согласование в целях образования и приоритетах (учителя, родители, учащиеся) Разработка программы реализации и критериев оценки результатов Создание условий для реализации миссии и целей (уклад, пед. технологии, организация образовательного процесса и т.д.) Внутренняя экспертиза деятельности по развитию качества образования


Система качества образования в ОУ Общая стратегия реализации социального заказа Общественно- государственное управление Миссия и цели (образовательные результаты) Педагогические принципы Педагогические технологии Способы и процедуры оценивания результатов Подходы к обучению разных категорий детей Школьный уклад (школа и класс – жизненное пространство Совершенствование педагогической компетентности Сотрудничество с родителями Социальное партнерство Внутренняя и внешняя экспертиза


Что обеспечивает образовательный результат школьника в системе управления качеством образования? Миссия, цели (компетентностная модель ученика) Общие педагогически е принципы Образовательный результат Преподавание, деятельность учителя (методы) Организация образовательног о процесса Оценка образовательных результатов Формирован ие социального заказа Внутренняя и внешняя экспертиза Совершенствовани е компетентности педагогического коллектива Школа, класс как жизненное пространство Общественное управление (самостоятельност ь, автономия школ) Сотрудничество с родителями Вовлеченность всех в деятельность по реализации целей Социальное партнерство (отношения с внешней средой)


Общественно-государственное управление ОУ Школа самостоятельная организация на «рынке образовательных услуг» (исключены инспекторские проверки) Школа самостоятельная организация на «рынке образовательных услуг» (исключены инспекторские проверки) Управляющие советы (администрация, родители, представители муниципалитетов, учителя, «люди из внешнего окружения», старшеклассники) Управляющие советы (администрация, родители, представители муниципалитетов, учителя, «люди из внешнего окружения», старшеклассники) Участие в принятии решений по ключевым вопросам организации образовательного процесса Участие в принятии решений по ключевым вопросам организации образовательного процесса Идея самостоятельной, ответственной и активной школы (любой организации образования) является ядром и стратегическим направлением развития систем обеспечения качества образования в развитых странах.


Гражданская школа « Только граждански понятая школа, в которой родители и учителя на основе общих основных убеждений в рамках обязательных для всего общества целевых установлений формируют определенную педагогическую программу, в состоянии соответствовать требованиям образования, ориентированного на ценности и учебные достижения в условиях плюралистического общества». Франк Рюдигер Йах


Стратегическая схема управления изменениями в рамках управления качеством образования Достижения ученика Что мы собой представляем? К чему мы стремимся? Что мы еще должны попытаться достичь? Мы начали меняться? Каковы результат ы? Что нам удалось достичь? Каковы наши новые действия? Что мы должны для этого сделать? Основные вопросы внутренней экспертизы (эвалюации)






Концепция – стратегия развития: Ключевая идея (миссия)– указывает на конечный результат образовательной деятельности и условия его достижения (в обобщенной форме) Ключевая идея (миссия)– указывает на конечный результат образовательной деятельности и условия его достижения (в обобщенной форме) Ценности (педагогическая философия) – основание выбора данного конечного продукта Ценности (педагогическая философия) – основание выбора данного конечного продукта Проблема – раскрывает социальное противоречие Проблема – раскрывает социальное противоречие Цели – конкретные новые образовательные результаты учащихся Цели – конкретные новые образовательные результаты учащихся Средства – педагогические способы, приемы, техники, система оценивания результатов, условия необходимые для достижения требуемых образовательных результатов Средства – педагогические способы, приемы, техники, система оценивания результатов, условия необходимые для достижения требуемых образовательных результатов


Программа реализации Анализ исходного состояния (сильные и слабые стороны в деятельности педагогического коллектива относительно достижения заявленных целей) Анализ исходного состояния (сильные и слабые стороны в деятельности педагогического коллектива относительно достижения заявленных целей) Задачи – действия и промежуточные результаты необходимые для эффективного достижения поставленных целей: Задачи – действия и промежуточные результаты необходимые для эффективного достижения поставленных целей: изменение педагогических принципов и технологий, форм организации образовательного процесса, системы мотивации, компетентности педагогического коллектива, уклада школьной жизни изменение педагогических принципов и технологий, форм организации образовательного процесса, системы мотивации, компетентности педагогического коллектива, уклада школьной жизни изменения в управляющей системе школы (новая структура управления; новые механизмы и методы управления; новые функционалы; новые способы получения информации и т.п.); изменения в управляющей системе школы (новая структура управления; новые механизмы и методы управления; новые функционалы; новые способы получения информации и т.п.); Оценка результативности – экспертные оценки деятельности учащихся по заданным критериям и тестовые материалы PISA и ЕГЭ Оценка результативности – экспертные оценки деятельности учащихся по заданным критериям и тестовые материалы PISA и ЕГЭ Этапы достижения целей со своими результатами Этапы достижения целей со своими результатами Оценка рисков (кадровые, экономические и т.д.) Оценка рисков (кадровые, экономические и т.д.) Первый шаг в реализации концепции Первый шаг в реализации концепции


Формирование социального заказа: Формирование механизма определения социального заказа: Формирование механизма определения социального заказа: Определение тенденций развития социально- экономической системы Определение тенденций развития социально- экономической системы Учет мировых тенденций развития образования Учет мировых тенденций развития образования Определение потребностей потребителей в результатах обучения Определение потребностей потребителей в результатах обучения Определение качеств и умений (компетенций), обеспечивающих эти потребности – результаты национальных и международных исследований (PISA) Определение качеств и умений (компетенций), обеспечивающих эти потребности – результаты национальных и международных исследований (PISA) «Договоренность» между всеми заинтересованными сторонами относительно требований к образовательным результатам: учащиеся и их родители, учителя, работодатели, академическое сообщество, гражданские институты «Договоренность» между всеми заинтересованными сторонами относительно требований к образовательным результатам: учащиеся и их родители, учителя, работодатели, академическое сообщество, гражданские институты


Миссия, ключевая идея Примеры – как не надо формулировать: Креативное обучение на основе методологии системной динамики, как новая образовательная практика, … Креативное обучение на основе методологии системной динамики, как новая образовательная практика, … Как следует формулировать: Как следует формулировать: Обеспечить получение учащимися качественного лингвистического образования, путем овладения коммуникативной компетентностью (работа с информацией, участие в дискуссии, понимание текста, написание разных текстов) Обеспечить получение учащимися качественного лингвистического образования, путем овладения коммуникативной компетентностью (работа с информацией, участие в дискуссии, понимание текста, написание разных текстов) Обеспечить овладение коммуникативными, исследовательскими, проектными компетенциями и умением решать проблемы необходимыми для успешной социализации учащихся в современном обществе Обеспечить овладение коммуникативными, исследовательскими, проектными компетенциями и умением решать проблемы необходимыми для успешной социализации учащихся в современном обществе Создание образовательной развивающей среды, обеспечивающей самостоятельный выбор, поиск информации, решение проблем, порождения знаний, ответственность за результат, постановку личностно значимых целей Создание образовательной развивающей среды, обеспечивающей самостоятельный выбор, поиск информации, решение проблем, порождения знаний, ответственность за результат, постановку личностно значимых целей Формирование естественно-научного мышления как методологии научного объяснения Формирование естественно-научного мышления как методологии научного объяснения


Образовательные цели Как правильно формулировать цели? Информатизация образовательной среды Построение новой модели Построение новой модели образовательной среды образовательной среды Стимулировать мотивацию Стимулировать мотивацию учащихся учащихся Часто употребляемые глаголы: развить, активизировать, подготовить, обеспечить, увеличить, продолжать, организовать, совершенствовать и т.п. Умение выделять в тексте факты, оценки, интерпретации Объяснять причины физического явления (описывать, выдвигать гипотезы, использовать модели и т.д.) Анализировать и обобщать информацию Ставить цели и формулировать задачи (правильно) Гармоничная личность Развивающийся тип личности Учить физике Развивать логику Независимый интеллектуал Как средства: Неконкретный образовательный результат: Как конкретный образовательный диагносцируемый результат: (не правильно)


Педагогические принципы и подходы к обучению: Образование для жизни (личной, профессиональной, общественной) Образование для жизни (личной, профессиональной, общественной) Учение на основе собственной мотивации и ответственности Учение на основе собственной мотивации и ответственности Не передача знания, а его порождение учащимся на основе своего опыта и осмысленного действия Не передача знания, а его порождение учащимся на основе своего опыта и осмысленного действия Создание развивающей среды, побуждающей учащихся к поиску, исследованию, решению проблем, коммуникации и самоопределению Создание развивающей среды, побуждающей учащихся к поиску, исследованию, решению проблем, коммуникации и самоопределению Включение в самостоятельную деятельность, удовлетворяющую интересам учащихся Включение в самостоятельную деятельность, удовлетворяющую интересам учащихся Учет индивидуальных интересов, способностей и особенностей учащихся Учет индивидуальных интересов, способностей и особенностей учащихся Постоянная поддержка слабых и помощь в достижении ими максимально высокого уровня Постоянная поддержка слабых и помощь в достижении ими максимально высокого уровня


Позиции взрослого в учебном процессе Учитель Учитель Куратор (решение социальных проблем) Куратор (решение социальных проблем) Тьютор Тьютор Психолог Психолог Специальный учитель (работа с отстающими) Специальный учитель (работа с отстающими) Ассистент (работает в классе вместе с учителем) Ассистент (работает в классе вместе с учителем) Мастер Мастер Медицинская сестра (профилактика здоровья) Медицинская сестра (профилактика здоровья)


Совершенствование компетентности учителя для достижения заявленных образовательных результатов Организация условий профессиональной коммуникации учителей в рамках методической работы в ОУ: Организация условий профессиональной коммуникации учителей в рамках методической работы в ОУ: Коллективные и групповые формы: Научный семинар, педагогический консилиум, экспертный совет, открытый урок, круглый стол, творческие группы,взаимопосещение уроков, предметные и межпредметные семинары, методический совет, Научный семинар, педагогический консилиум, экспертный совет, открытый урок, круглый стол, творческие группы, взаимопосещение уроков, предметные и межпредметные семинары, методический совет, школа мастерства, практическая конференция, методическая выставка, методический марафон, методическое объединение, панорама педагогических идей, педагогическая ярмарка, деловая игра, конкурс мастерства, конференция учителей, опытно- экспериментальные группы, школа молодого мастера Индивидуальные формы: Собеседование, самоанализ, консультация, самообразование, курсовая подготовка, авторская работа, творческий портрет, исследовательская работа, тренинг, презентация авторской педагогической технологии, авторская школа, наставничество, аспирантура, стажировка


Ключевые компетентности Компетентный – обладающий способностью силой, властью, умением, знанием и т.п. (чтобы сделать то, что требуется) Компетентный – достаточный, адекватный (Оксфордский словарь) Компетентность –Способность Умение Знание Необходимые для достижения требуемого результата Ключевые компетентности – качества, способности, умения необходимые каждому человеку в его профессиональной, личной и общественной жизни в современном обществе Ключевые компетентности – это такие умения, которые можно применять в ситуациях, которые невозможно спрогнозировать заранее относительно будущих задач и необходимых для их решения знаний и навыков.


Виды ключевых компетентностей Коммуникация (участие в дискуссии, работа с информацией, понимание текстов, написание текстов, выступление) Коммуникация (участие в дискуссии, работа с информацией, понимание текстов, написание текстов, выступление) Операции с числами (Касается интерпретации численной информации, проведения вычислений и презентации выводов и заключений. Данные компетенции необходимы при проведении замеров, сборе информации, представленной в форме диаграмм и графиков, при расчетах объемов и размеров, при использовании таблиц для представления результатов расчетов). Операции с числами (Касается интерпретации численной информации, проведения вычислений и презентации выводов и заключений. Данные компетенции необходимы при проведении замеров, сборе информации, представленной в форме диаграмм и графиков, при расчетах объемов и размеров, при использовании таблиц для представления результатов расчетов). Информационные технологии (Данные компетенции потребуются при использовании компьютера для поиска необходимой клиенту информации или для реализации проекта, разработки способов решения проблемы, построения таблиц и графиков, написания писем или отчетов). Информационные технологии (Данные компетенции потребуются при использовании компьютера для поиска необходимой клиенту информации или для реализации проекта, разработки способов решения проблемы, построения таблиц и графиков, написания писем или отчетов). Работа с людьми (Касается того, как работать совместно с людьми при планировании и осуществлении деятельности, направленной на достижение общих целей). Работа с людьми (Касается того, как работать совместно с людьми при планировании и осуществлении деятельности, направленной на достижение общих целей). Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности (Имеет отношение к управлению персоналом, развитию карьеры и способности к обучению) Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности (Имеет отношение к управлению персоналом, развитию карьеры и способности к обучению) Разрешение проблем (Данные компетенции необходимы при разрешении проблем рабочего характера, при обучении или в личной жизни, когда используются различные методы поиска решений и проверяется результативность применения этих методов. (Cambridge and RSA Examinations 2000) Разрешение проблем (Данные компетенции необходимы при разрешении проблем рабочего характера, при обучении или в личной жизни, когда используются различные методы поиска решений и проверяется результативность применения этих методов. (Cambridge and RSA Examinations 2000) Оксфордско – Кембриджская модель ключевых компетенций (2000 г.):


Виды ключевых компетентностей (продолжение) Австрийская модель: Компетенции в определенных сферах деятельности – язык и коммуникация, творчество и дизайн, человек и общество, здоровье и движение, природа и техника. Социальные компетенции -способность и готовность брать на себя ответственность, способность к коммуникации, способность работать в команде, умение разрешать конфликты, способность к адаптации, способность понимать других, контактность и др. Личностная компетенция -развитие собственных способностей, знание своих сильных и слабых сторон, а также готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях. Немецкая модель: Предметные компетентности Компетентность методов (умение учиться) Личностные компетентности Социальные компетентности По типам деятельности: Научные (исследовательские) Педагогические Управленческие Экспертные Инженерные и т.д.


Новый дом учения (направленность инновационных программ, инновационных технологий на развитие компетентностей) Предметная компетентность Компетентность методов Социальная компетентность Личностная компетентность Работа и учение на основе собственной мотивации и ответственности Возможные учебные работы Организационные формы Работа по эпохам (в системе погружений) Работа в группах, по этапам Проекты, учебная исследовательская деятельность Работа по индивидуальному учебному плану Работа по недельному плану Изготовление учебных продуктов Доклады / Коммуникация Запрос и поиск информации из разных источников (узнавать и спрашивать) Тренинг методов ученияРабота в командеКоммуникативный тренинг Ключевые компетентности


Современные педагогические технологии Метод проектов – назначение - научить разным типам компетентностей: Предоставить учащимся возможность свободного выбора тем и задач, соответствующих их интересам и склонностям Предоставить учащимся возможность свободного выбора тем и задач, соответствующих их интересам и склонностям Научить школьника планировать и реализовывать работу (в соответствии с его возрастом) Научить школьника планировать и реализовывать работу (в соответствии с его возрастом) Научить школьника самостоятельно заниматься анализом содержания в соответствии с поставленными задачами Научить школьника самостоятельно заниматься анализом содержания в соответствии с поставленными задачами Научить самостоятельно искать способы достижения целей, реализовывать их и переносить этот опыт на другие ситуации Научить самостоятельно искать способы достижения целей, реализовывать их и переносить этот опыт на другие ситуации Научить развивать и испытывать свои возможности и понимать их пределы Научить развивать и испытывать свои возможности и понимать их пределы Научить выявлять имеющиеся напряжения и конфликты и искать пути их решения Научить выявлять имеющиеся напряжения и конфликты и искать пути их решения Научить собирать нужную информацию, систематизировать ее, критически ее оценивать и использовать Научить собирать нужную информацию, систематизировать ее, критически ее оценивать и использовать Научить ведению деловой дискуссии, чтобы уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения Научить ведению деловой дискуссии, чтобы уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения Научить целеустремленно индивидуально и в группе участвовать в событиях и решающим образом влиять на них Научить целеустремленно индивидуально и в группе участвовать в событиях и решающим образом влиять на них


Компетентность учителя Что должен уметь делать учитель, используя метод проектирования? 1.Уметь проектировать (знать методологию проектирования) 2.Уметь организовать самостоятельную проектировочную деятельность учащихся 3.Уметь организовать групповую работу 4.Уметь обучать разным умениям (коммуникативным, исследовательским, рефлексивным и т.д.) 5.Уметь быть партнером, консультантом, организатором деятельности учащегося 6.Уметь оценить вклад каждого в конечный продукт Учитель должен уметь делать все то, чему он учит учащихся


Компетентность учителя Что должен обеспечить учитель в проектной форме организации деятельности учащихся? Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.) Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.) Самостоятельную учебную работу, планирование своей деятельности (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений); Самостоятельную учебную работу, планирование своей деятельности (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений); Осознанность цели работы и ответственность за результат Осознанность цели работы и ответственность за результат Реализацию индивидуальных интересов учащихся Реализацию индивидуальных интересов учащихся Групповую работу (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов) Групповую работу (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов) Формирование понятий и организацию своих действий на их основе Формирование понятий и организацию своих действий на их основе Использование системы оценивания адекватной требуемым образовательным результатам (критериальное оценивание, портфолио, дневник достижений, карта успеха ученика и т.д.) Использование системы оценивания адекватной требуемым образовательным результатам (критериальное оценивание, портфолио, дневник достижений, карта успеха ученика и т.д.) Демонстрацию своего компетентного поведения Демонстрацию своего компетентного поведения


Оценка образовательных результатов - компетентностей Эссе (бальная оценка по уровням достижения – А,В,С,Д,Е требуемых показателей – аргументирование, оригинальность идеи, логическая связность и обоснованность, структурированность, использование источников, оформление и т.п.) Эссе (бальная оценка по уровням достижения – А,В,С,Д,Е требуемых показателей – аргументирование, оригинальность идеи, логическая связность и обоснованность, структурированность, использование источников, оформление и т.п.) Защита проекта – отчет – рефлексия результатов и процесса работы Защита проекта – отчет – рефлексия результатов и процесса работы Портфолио (собрание работ учащегося – его достижения – оцениваются в баллах) Портфолио (собрание работ учащегося – его достижения – оцениваются в баллах) Экспертные оценки конкретной деятельности и поведения по известным критериям путем наблюдения Экспертные оценки конкретной деятельности и поведения по известным критериям путем наблюдения Тестовые задания, позволяющие фиксировать уровень достижения умения (компетентности) Например, PISA Тестовые задания, позволяющие фиксировать уровень достижения умения (компетентности) Например, PISA Разные виды экзаменов Разные виды экзаменов


Экспертиза как: Экспертиза (франц. Expertise, от лат. Expertus – опытный) – исследование экспертами каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д. (БСЭ, 1978, т.30, с. 9). «Оценка представляет собой сравнение оцениваемого с эквивалентом как мерой оцениваемого. Наличие эквивалента как меры оцениваемого Является наиболее важным фактором, отличающим процесс оценки от процесса познания». (Горбунова Т.И. Экспертиза как оценка человеческой деятельности и ее результатов.) Исследование Оценка


Внутренняя экспертиза Осуществляется экспертной группой в составе: учителя, родители, учащиеся, администрация (на выборной основе) Анализируются следующие основные области жизнедеятельности школы: Анализируются следующие основные области жизнедеятельности школы: Управление – наличие идеи и стратегии, а также включенность в ее реализацию большинства членов педагогического коллектива Управление – наличие идеи и стратегии, а также включенность в ее реализацию большинства членов педагогического коллектива Содержание образования – результаты – социальный заказ Содержание образования – результаты – социальный заказ Система оценивания – соответствует результатам Система оценивания – соответствует результатам Организация образовательного процесса Организация образовательного процесса Повышение компетентности учителей – овладение новыми методами, формы профессиональной коммуникации Повышение компетентности учителей – овладение новыми методами, формы профессиональной коммуникации Работа с родителями Работа с родителями Уклад жизни школы Уклад жизни школы Социальное партнерство (взаимодействие с внешним окружением) Социальное партнерство (взаимодействие с внешним окружением)


Внутренняя экспертиза (продолжение) Анализируется удовлетворенность школьников своей жизнью в школе (организация учебного процесса, образовательные результаты, взаимоотношения с учителями, наличие свободного времени и т.п.) Анализируется удовлетворенность школьников своей жизнью в школе (организация учебного процесса, образовательные результаты, взаимоотношения с учителями, наличие свободного времени и т.п.) Анализируется удовлетворенность учителей организацией их профессиональной деятельности и жизни в школе Анализируется удовлетворенность учителей организацией их профессиональной деятельности и жизни в школе Анализируется удовлетворенность родителей тем, что происходит с их детьми в школе Анализируется удовлетворенность родителей тем, что происходит с их детьми в школе Инструменты: специально разработанные анкеты, интервью, наблюдение





Поделиться