Урок швейного дела. Тема: Изготовление изделий с пооперационным разделением труда

Цель урока: Учить приёмам изготовления изделий промышленным способом.
Задачи:
1. образовательные:
- ознакомить учащихся и дать сведения о пооперационном разделении труда
- развивать качественные и скоростные показатели при выполнении
определённой операции;
- закрепить навык выполнения шва вподгибку с закрытым срезом;
- закрепить навык выполнения задания по образцу изделия;
- учить самостоятельному применению знаний по теме.

2. коррекционно-развивающие:
- развивать зрительный и глазомерный контроль;
- развивать связную устную речь при анализе выполненной работы
с использованием специальной терминологии;
- развивать мелкую моторику пальцев рук при выполнении
- операции;

3. воспитательные:
- воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении задания;
- воспитывать чувство коллективизма и товарищеской
взаимопомощи, взаимовыручки.

Материально – техническое оснащение: оборудование учебной мастерской, инструменты, образец изделия (полотенце).

Тип урока: комбинированный.
Ход урока.

1.Организационный момент.

Сдача рапорта;
проверка готовности учащихся к уроку.

2. Вводный инструктаж.
Сообщение темы урока.
Сегодняшний урок – урок практического повторения. А как вы знаете, на этих уроках мы выполняем заказы школы. Поступил заказ следующего характера: наша задача – пришить на полотенце метку из ткани в виде треугольника. Но прежде чем выполнять его, необходимо вспомнить все, что знаем о полотенце:

3.Повторение:
1. Из какой ткани шьют полотенце?
(х.б., лен).
2.Почему полотенце шьют из хлопчатобумажных и льняных тканей?
(хорошо впитывают влагу).
3.Из скольких деталей состоит полотенце?
(одна).
4.Какую форму может иметь полотенце?
(прямоугольник).
5.Какие срезы есть у полотенца?
(поперечные, долевые).
каким швом обрабатывают срезы полотенце?
(шов вподгибку с закрытым срезом).

Очень скоро перед вами будет стоять задача выбора профессии.
Некоторые из вас думаете, что вам этот урок не нужен. Потому что вы не будете швеей.
Но в жизни всем пригодятся полученные вами знания, хотя бы при обработке мелких деталей.
Вы должны знать, где можно заказать нужное вам изделие.

По пройденным темам мы знаем, что есть пошив массовый и индивидуальный.

Какие предприятия выполняют массовый пошив изделий?
Массовый пошив изделий выполняют на крупных швейных предприятиях.

Какие предприятия занимаются индивидуальным производством одежды?
Индивидуальным пошивом и ремонтом одежды населения занимаются ателье и швейные мастерские службы быта.

Чем отличается массовый пошив изделия от индивидуального?
При массовом пошиве изделия одинакового фасона шьют большими партиями, а при индивидуальном пошиве фасон выбирает заказчик, с заказчика снимают мерки, изделие шьют с примерками.
При массовом пошиве изделия кроят по лекалам, а при индивидуальном пошиве выкройку выполняют по меркам заказчика.
Что такое пооперационное разделение труда?
Пооперационное разделение труда это когда швея выполняет одну технологическую операцию.

4. Работа с карточками.
Необходимо собрать схему пошива изделия при массовом и индивидуальном пошиве.
Массовый пошив.
Индивидуальный пошив.

Раскрой деталей изделия по лекалам.

Соединение деталей по надсечкам.
Построение выкройки.

Подготовка изделия к примерке.

Проведение одной или двух примерок.

Исправление дефектов после примерки.

А есть между ними сходство?
И на фабриках и в ателье занимаются пошивом одежды.

5.Изложение нового материала.
Учитель предлагает рассмотреть образец изделия. Учащиеся определяют, каким швом обработаны срезы полотенца и где необходимо вшить заготовленную деталь наметки. Учитель сообщает, что для обработки срезов применяют шов вподгибку с закрытым срезом. Преподаватель объявляет, что сегодня будем работать пооперационным разделением труда.

Разбор по инструкционной карте технологии вшивание заготовленной детали в готовое изделие.
1. Вырезать квадрат из ткани 7 на 7 см.
2. Заутюжить квадрат сложив его по диагонали дважды, придав ему форму треугольника.
3. Приметать заготовленную деталь метки
4. Прострочить по смётки
5. Убрать смётку, сложить

Представим, что наша мастерская является одним из цехов швейной фабрики, где каждая швея-мотористка выполняет определенную операцию по пошиву изделия. (Учитель распределяет виды операций между членами бригады.) У нас одна бригада, в каждой бригаде свой бригадир, который отвечает за качество и количество изготовленных изделий. Но выполнение всей работы зависит от каждого из вас, от того с какой ответственностью, вы отнесетесь к порученному вам делу.

6.Физкультминутка.
Учащиеся выполняют упражнения со словами:
Мы, девчонки, все умеем: чертим, шьем, рисуем, клеем.
К нам, друзья, спешите смело, здесь всегда найдется дело.

7.Практическая работа. Пришить на полотенце метку из ткани в виде треугольника.
Перед работой повторим правила безопасной работы с иглой, ножницами, на швейной машине и электрическим утюгом.
Контроль за выполнением работы.
Оказание индивидуальной помощи.
Оценивание практической работы.
Закрепление пройденной темы.

8.Итог урока.
Анализ работ.

Выставление оценок.

Урок швейного дела.

Класс 10.

Учитель трудового обучения Дейнекина И.А.

Тема: Изготовление изделий с пооперационным разделением труда.

Цели:

    Продолжить знакомство со структурой и организацией работы цехов швейной фабрики, с профессиями швейного производства. Закрепление знаний и умений при изготовлении наволочки.

Дидактический материал:

Наглядные пособия, раздаточный материал, инструкционно- технологические карты, пооперационно - технологические карты с образцами, карточки.

Швейные машины, ножницы, нитки, ткань, детали кроя, полуфабрикат – задел.

Ход работы:

I Оргмомент

    Контроль посещаемости.

II Повторение

    Какие существуют виды производства?

    Какие предприятия выполняют массовый пошив изделий?

    Какие предприятия занимаются индивидуальным производством одежды?

    Вспомним, какие цеха имеются на швейной фабрике? (карточка №1) Самооценка.

    С помощью эскизов составьте поочерёдность процесса изготовления одежды на швейном предприятии, и назвать название цеха.

    Давайте вспомним, какие специалисты работают в этих цехах.

    Ваша задача – выбрать те специальности, которые соответствуют данному цеху. (карточка №2) Самооценка.

III Беседа о предстоящей работе

Сегодня нам предстоит остановиться на работе экспериментального и швёйного цехов.

При выполнении конкретного заказа составляется техническая документация на конкретную модель.

Представим, что художник нарисовал эскиз модели (в данном случае – наволочка с клапаном)

Ваша задача, как технолога, состоит в следующем: с помощью эскиза модели составить техническую документацию: определить размер, ткань для пошива, технологическую обработку. (карточка №3)Самооценка.

Теперь у нас есть техническое описание на конкретную модель.

Так как мы будем изготавливать изделие с пооперационным разделением труда (а на фабрике именно так шьют изделия), необходимо разделить этапы изготовления изделия на операции.

Для этого составим план работы по пошиву наволочки.

Ваша задача: Восстановить последовательность обработки наволочки с клапаном. (карточка №4) Самооценка.

    Распределение операций (М.,Р.,У)

    Изучение инструкционно - технологических карт

IV Практическая работа

Вводный инструктаж .

Прежде чем приступить к работе мы должны:

    Организовать каждый своё рабочее место.

    Повторить ТБ на конкретном рабочем месте.

Задание:

С помощью инструкционно- технологической карты выполнить конкретную операцию.

Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Текущий инструктаж. Контроль качества.

    М . Шов вподгибку с закрытым срезом.

1. Ширина шва вподгибку равна 1 см.

2.Строчка выполнена на расстоянии 1-2 мм от края.

    Р . 1. Длина клапана- 25 см.

2.Детали сложены лицевой стороной.

    М. Двойной шов.

    Ширина шва 7 мм.

    Строчка ровная по всей длине шва.

    Закрепка выполнена в начале и в конце строчки, не более 1 см.

    У . Влажно –тепловая обработка выполнена качественно.

    Р. Наволочка сложена по стандарту.

Заключительный инструктаж.

    Для чего нужны карты учёта?

    Что в них фиксируется?

    Доклад бригадира о количестве сделанного и насколько качественно, был ли брак в работе?

Анализ образца.

Разбор допущенных ошибок.

VI Подведение итогов.

Оценка работы.

Г(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат YIII вида №3

Открытый урок

по предмету УТП «ШВЕЙНОЕ ДЕЛО» на тему: «Практическое повторение. Изготовление фартука с нагрудником с пооперационным разделением труда»,

проведённый в 11 «А» классе.

Учитель: Дейнекина И.А.

14.02.2009

Тема: Практическое повторение. Изготовление фартука с нагрудником с пооперационным разделением труда

Цели:

    Продолжить знакомство с организацией работы швёйного цеха фабрики.

Закрепление знаний и умений при изготовлении фартука с нагрудником.

    Развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составлении целого как способ развития логического мышления.

    Воспитание мотивации к учению через самооценку, самостоятельности и чувства ответственности за порученную работу перед коллективом, умение трудиться в коллективе.

Дидактический материал:

Наглядные пособия, образец изделия, инструкционно – технологическая карта, пооперационно- технологические карты с образцами, карточки.

Инструменты и принадлежности:

Швейные машины, ножницы, нитки, ткань, детали кроя, полуфабрикаты – задел.

Ход работы:

I Оргмомент

    Контроль посещаемости.

    Проверка спецодежды и готовности к уроку

II Повторение

1.Карточка №1.

Задание. Подпишите название деталей кроя фартука с нагрудником.

Самооценка.

2.Карточка№2

Задание. Восстановить последовательность изготовления фартука с нагрудником. Самооценка.

3.Какие существуют виды работ? Самооценка.

4. Вспомним, какие операции вы выполняли при изготовлении фартука?

5. Вспомним терминологию машинных, ручных и утюжильных и соответствие их конкретной операции.

6. Какие швы применяли при пошиве фартука?

Выбрать из представленных швов. Самооценка.

7.Дайте отчёт о предстоящей работе поузловой обработки фартука с нагрудником.

IV Практическая работа

Вводный инструктаж .

    ТБ при работе конкретной операции.

    Организация рабочего места.

    Какие неполадки могут возникнуть в результате работы на швейной машине?

Задание:

С помощью инструкционно - технологической карты выполнить конкретную операцию.

Текущий инструктаж.

Особое внимание уделить расположению контрольного знака.

Самоконтроль.

Заключительный инструктаж.

    Доклад бригадира о качестве и количестве сделанного.

    Был ли брак в работе?

V Анализ выполненной работы.

Анализ образца.

Сравнение, разбор допущенных ошибок.

VI Подведение итогов. Оценка.

20 марта 2012

Трудовые операции можно разделить на основные и вспомогательные.

Основная трудовая операция является частью технологического процесса по изготовлению отдельных деталей или сборки из них изделий (например, сверление одним и тем же отверстий в заготовке).

Технологической операцией называется отдельная законченная часть процесса обработки или сборки, выполняемая на одном рабочем месте одним или несколькими рабочими.

Вспомогательные трудовые операции представляют собой главным образом предварительную ориентировку в работе, организацию рабочего места, настройку и наладку станков, инструментов.

Чтобы научиться выполнять трудовые операции так, как выполняют их слесари на заводах, надо иметь знания, умения и навыки в работе.

При изготовлении металлических изделий слесарю приходится размечать, рубить, опиливать заготовки, резать ножовкой, клепать, нарезать резьбу, сверлить и выполнять другие операции.

В школьных мастерских каждый ученик в основном изготовляет изделие от начала до конца. При этом у школьников вырабатываются навыки в выполнении многих операций.

Окончив школу, такие учащиеся работают на металлообрабатывающих заводах, заводах по ремонту автомобилей, тракторов, троллейбусов, в мастерских по ремонту бытовых металлических изделий.

Работая в школьной мастерской, вы замечали, что много времени затрачивается на вспомогательные трудовые операции. Так, чтобы выполнить отверстие для ручки в заготовке молотка, надо подобрать сверло нужного диаметра, проверить и наладить станок, крепежное приспособление, затратив на сверление двух отверстий 15 — 20 минут.

На заводах изготовляют детали по операциям. Один рабочий на станке выполняет операцию сверления многих одинаковых деталей, другой снимает на них фаски и т. д.

Таким образом, технологический процесс — от заготовки до готового изделия — осуществляется на нескольких станках и не одним рабочим. Так, при изготовлении крепежных болтов один токарь протачивает заготовки до заданного размера; другой — обрабатывает головку болта; третий —нарезает резьбу на стержне. Такая пооперационная организация труда позволяет изготовлять больше изделий, быстрее и лучшего качества.

Каждый рабочий должен хорошо управлять станком, на котором он работает, уметь быстро налаживать инструмент, контролировать качество выпускаемой продукции.

При операционной работе ошибка, допущенная одним рабочим, отражается на работе других.

Невнимательность, неточность приводят к браку и к невыполнению плана бригадой, цехом.

На заводах выполнение плана, а следовательно, и заработок рабочих зависят от слаженности, умения рабочих быстро и качественно работать. Руководит работой в бригаде бригадир. Он помогает молодым рабочим осваивать профессию, контролирует работу каждого, распределяет работы. Бригада в цехе работает по принципу: «Один за всех, и все за одного».

Подробнее об операционной работе вы узнаете, когда будете проходить производственную практику на заводе.

Вопросы

  1. Что значит пооперационное изготовление изделий?
  2. Что называется технологической операцией?
  3. Как понимать слова: «Один за всех, и все за одного»?


«Слесарное дело», И.Г.Спиридонов,
Г.П.Буфетов, В.Г.Копелевич

Изготовляя несколько одинаковых деталей, ученик быстрее овладевает операциями. На этих занятиях работают напряженнее, чем на обычных занятиях. Действовать быстро, четко, организованно необходимо каждому работающему в коллективе. Перед началом работы надо познакомиться с техническими требованиями, предъявляемыми к изделию, а по технологической карте и чертежу проверить себя, понятно ли задание. Не забывайте, что при выполнении отдельных операций…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра менеджмента

«Формы организации труда на промышленном предприятии»

МИНСК, 2008

Современному производству свойственно обособление отдельных процессов и работ, что позволяет специализировать орудия труда и работников, сокращать производственный цикл, повышать производительность труда. С другой стороны, труд всех работающих на предприятиях является трудом коллективным. Его результаты зависят от того, в какой степени обеспечено соблюдение необходимых количественных и качественных пропорций в распределении труда по отдельным звеньям производства и рабочим местам, кооперация труда отдельных исполнителей и первичных производственных коллективов.

Обособление отдельных процессов и работ предполагает, в первую очередь, разделение труда. Под разделением труда на предприятии, понимается разграничение деятельности работающих в процессе совместного труда, их специализация на выполнении определенной части совместной работы.

По мере развития техники и технологии производственные процессы у сложняются, что вызывает развитие и углубление разделения труда на предприятиях. Это связано с тем, что формы разделения труда существенно влияют на специализацию, планировку и оснащение рабочих мест, их обслуживание, методы и приемы труда, его нормирование. Путем рационализации форм разделения и кооперации труда, обеспечивается полная и равномерная загрузка исполнителей, координация и синхронность их работы.

Значение разделения труда, как с экономической, так и с социальной стороны, чрезвычайно велико. Благодаря ему, все усложняющиеся трудовые процессы распадаются на менее сложные элементы, выполняемые определенными профессиональными и квалификационными группами работников. Это, с одной стороны, повышает мастерство и трудовые навыки исполнителей и сокращает сроки их профессиональной подготовки, а с другой - за счет обособления и относительного упрощения отдельных операций создает основу для механизации и автоматизации выполнения операций, что многократно повышает производительность труда.

Внутрипроизводственное разделение труда заключается в выделении различных видов работ, представляющих собой частичные производственные процессы, и закрепление их за определенными работниками с целью повышения производительности труда на основе ускорения усвоения рабочими трудовых навыков, специализации орудий труда и рабочих мест, параллельности выполнения операций. Число частичных процессов (видов работ) определяется организационно-техническими особенностями предприятия. Разделения труда на предприятии одновременно производятся в следующих основных формах:

технологическое;

функциональное;

профессиональное;

квалификационное.

Технологическое разделение труда осуществляется на основе расчленения процесса производства на стадии (заготовительную, обрабатывающую, сборочную), переделы, фазы, частичные технологические процессы и операции. В рамках технологического разделения труда применительно к отдельным видам работ, в зависимости от степени дифференциации трудовых процессов различается пооперационное, предметное и подетальное разделение труда.

Пооперационное разделение труда предусматривает распределение и закрепление операций технологического процесса за отдельными работниками, расстановку работающих, обеспечивающую их рациональную занятость и оптимальную загрузку оборудования.

Это достигается углублением специализации работников, что способствует высокому уровню производительности труда, формированию стойкого динамического стереотипа выполнения трудовых приемов, применению специализированной оснастки и инструмента, механизации трудовых процессов.

Предметное разделение труда предусматривает закрепление за конкретным исполнителем комплекса работ, позволяющих полностью изготовить изделие. Например, сборка электровыключателя, электророзетки.

Подетальное разделение предполагает закрепление за исполнителем изготовление законченной части изделия или детали.

Функциональное разделение труда предусматривает обособление различных видов трудовой деятельности и выполнение конкретных работ соответствующими группами работников, специализирующихся на выполнении различных по содержанию и экономическому значению производственных или иных функций. Согласно функциональному разделению труда, существует разделение всех рабочих на основных , занятых непосредственным выпуском продукции или выполнением основных работ; вспомогательных , которые сами непосредственно товарной продукции не производят, но обеспечивают своим трудом работу основных рабочих; обслуживающих , которые своим трудом создают условия для производительной работы как основных, так и вспомогательных рабочих.

В отдельные функциональные группы выделяют руководителей, специалистов и служащих.

Таким образом, функциональное разделение труда предполагает деление работников на группы в зависимости от их специализации по выполняемым функциям. Установление рациональных пропорций между этими группами и лежит в основе рационализации разделения труда.

В рамках функционального разделения труда выделяются професси о нальное и квалификационное разделение труда. Первое осуществляется в зависимости от профессиональной специализации работающих и предполагает выполнение на рабочих местах работ в рамках той или иной профессии. Исходя из объемов каждого вида этих работ, можно определить потребность в работниках по профессиям как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям.

Квалификационное разделение труда вызывается различной сложностью работ, требующей определенного уровня знаний и опыта работников. Для каждой профессии рабочих устанавливается состав операций или работ различной степени сложности, которые группируются согласно присвоенным тарифным разрядам или квалификационным категориям. На этой основе определяется численность работников по каждой профессии, квалификационным разрядам и категориям.

Выбор наиболее рациональных форм разделения зависит от типа производства, объема выпускаемой продукции, ее сложности и др. Поэтому их поиск предполагает обязательный анализ этих факторов и обоснование оптимальной границы разделения труда. Каждое разделение труда имеет свои разумные пределы. С социальной точки зрения чрезмерное разделение труда обедняет его содержание, превращает работников в узких специалистов. С физиологической точки зрения чрезмерное разделение труда приводит к его монотонности, вызывает повышенную утомляемость и, как следствие, высокую текучесть работников, занятых на таких работах. В связи с этим возникают большие сложности в организации производственных процессов. Требуются более детальные расчеты и тщательная подготовка для эффективного соединения в едином процессе узкоспециализированных работников.

Из этих особенностей разделения труда вытекают определенные ограничения. Существуют технологическая, экономическая, психофизиологическая и социальная границы разделения труда.

Технологическая граница разделения труда определяется существующей технологией, которая делит производственный процесс на операции. Нижней границей формирования содержания операции является трудовой прием, состоящий не менее чем из трех трудовых действий, непрерывно следующих друг за другом и имеющих конкретное целевое назначение. Верхней границей разделения труда будет изготовление на одном рабочем месте всего изделия целиком.

Экономическая граница разделения труда обуславливается уровнем загрузки рабочих и длительностью производственного цикла. Разделение труда приводит к сокращению производственного цикла за счет параллельного выполнения операции, к повышению производительности труда за счет специализации орудий труда и рабочих мест, ускорения освоения рабочими трудовых приемов и методов труда.

Однако чрезмерное разделение труда на основе дробления отдельных технологических операций, приводит к нарушению пропорций в структуре затрат времени. При этом, с одной стороны, снижается время обработки, а с другой - увеличиваются такие элементы затрат как: время на установку и снятие деталей, межоперационную транспортировку предмета труда, межоперационный контроль и подготовительно-заключительное время. Таким образом, оптимальным может быть вариант, когда общее влияние факторов, снижающих длительность производственного цикла, больше общего влияния противоположных факторов.

Другим экономическим критерием является полнота занятости рабочего. Закрепление за рабочими узкоспециализированных функций не всегда обеспечивает его полную занятость. Поэтому, необходимо находить такие варианты формирования производственных операций, при которых рабочие не будут простаивать в ожидании работы или во время автоматического цикла работы оборудования. Особое значение это замечание приобретает в настоящее время, когда под влиянием научно-технического прогресса идет процесс перераспределения функций между рабочими и исполнительным органам оборудования. В составе рабочего времени растет доля времени наблюдения за работой оборудования. В этих условиях система операционного разделения труда не позволяет обеспечить полную занятость рабочих в течение смены. Необходимо расширение зон обслуживания и производственных функций рабочих.

Психофизиологическая граница разделения труда определяется допустимыми физическими и психологическими нагрузками. Длительность операций должна находиться в допустимых пределах, и содержать разнообразные трудовые приемы, выполнение которых обеспечивает чередование нагрузок на различные органы и части тела работающего. Монотонность трудового процесса, связанная с длительностью и повторяемостью однообразных приемов, действий исполнителей в течение оперативного периода, зависит от числа элементов в операции, продолжительности повторяющихся элементов, повторяемости однообразных приемов и действий.

Социальная граница разделения труда определяется минимально необходимым разнообразием выполняемых функций, обеспечивающим содержательность и привлекательность труда. Работник должен не только видеть результаты своего труда, но и получать от него определенное моральное удовлетворение. Труд, представляющий собой набор простейших движений и действий, снижает интерес к нему. Он лишен творчества, не способствует росту и квалификации работников.

Разделение труда неразрывно связано с кооперацией труда. Чем глубже разделение труда, тем большее значение приобретает кооперация. Коллективный труд - не простая сумма частичных трудовых процессов. Только правильное соотношение между частичными трудовыми процессами вместе с правильной расстановкой работников, обеспечивающей их рациональную занятость, приводит к высокой производительности труда. Поэтомукооперация труда на предприятии существует как объединение работников в ходе совместного выполнения единого процесса либо группы взаимосвязанных процессов труда.

Конкретные формы кооперации труда на предприятии многообразны, так как неразрывно связаны с организационно-техническими особенностями предприятия. Однако, несмотря на многообразие, их принято сводить к трем основным формам - межцеховой, внутрицеховой и внутриучастковой кооперации труда.

Межцеховая кооперация связана с разделением производственного процесса между цехами и заключается в участии коллективов цехов в общем для предприятия процессе труда по изготовлению продукции.

Внутрицеховая кооперация заключается во взаимодействии отдельных структурных подразделений цехов (участков, поточных линий).

Внутриучастковая кооперация заключается во взаимодействии отдельных работников в процессе совместного труда, или организации коллективного труда рабочих, объединенных в бригады.

Кооперация труда лимитируется, главным образом, организационными и экономическими границами. Организационная граница кооперации труда определяется тем, что с одной стороны нельзя объединить для выполнения любой работы менее двух человек, а с другой - существует норма управляемости, превышение которой приводит к несогласованности действий и значительным потерям рабочего времени. Экономическая граница кооперации труда определяется возможностью максимального снижения затрат живого и овеществленного труда на единицу выпускаемой продукции.

Выбор оптимального варианта разделения и кооперации труда в условиях противодействия различных факторов, характерных для каждого производственного процесса, должен основываться на достижении оптимального равновесия их влияния, обеспечивающего наиболее эффективное достижение поставленной цели. В каждом конкретном случае выбор должен осуществляться на основе всестороннего анализа специфики производства, характера выполняемых работ, требований к их качеству, степени загруженности работников и ряда других факторов.

Задача состоит в том, чтобы разумно расчленить всю совокупность операций производственного процесса, определить оптимальный их набор для каждого рабочего места, соответственно расставить исполнителей и установить наилучшую взаимосвязь между ними путем рациональной кооперации их труда. Правильное решение перечисленных задач позволяет более эффективно использовать живой и овеществленный труд, существенно сократить потери рабочего времени и простои оборудования, повысить эффективность производства.

Наиболее тесная кооперация членов трудового коллектива достигается при бригадной форме организации труда. Производственная бригада представляет собой первичный трудовой коллектив рабочих одинаковых или различных профессий, специальностей, квалификации, совместно выполняющих единое производственное задание и объединенных общей экономической оценкой результатов своего труда. Объективной предпосылкой такого объединения служат организационно-технические условия производства, т.е. такие условия, когда вне бригадной формы ведение производственного процесса либо невозможно, либо неэффективно.

Однако технические условия производства не определяют однозначного выбора организационной формы труда. На отдельных видах работ при одних и тех же технических условиях возможно применение как бригадных, так и индивидуальных форм. В этих условиях необходимо иметь в виду, что бригадная форма создает экономические предпосылки для высокопроизводительного труда на основе внутрибригадной кооперации труда, приводящей к уменьшению потерь рабочего времени, увеличению времени использования оборудования.

Целесообразность коллективного труда обусловливаются и психофизиологическими факторами. Бригады создают условия, позволяющие снизить монотонность труда за счет периодического перемещения рабочих с одних рабочих мест на другие, выполнения разнообразных технологических операций, сочетания различных функций.

Социальные предпосылки создания бригад выражаются в увеличении заинтересованности каждого их члена в конечном результате труда, сплочении коллектива на основе производственных интересов, развитии взаимопомощи и взаимного контроля.

Кооперация труда внутри бригад, которая базируется не на формальной расстановке работников по рабочим местам мастером или начальником участка, а на участии самих рабочих в данном процессе, способствует формированию позитивного социального климата в коллективе. Кроме того, в первичных коллективах легче решаются внутренние проблемы и конфликтные ситуации.

При принятии решения об организации бригад, следует иметь в виду, что они наиболее эффективны в следующих случаях:

Если определенная законченная часть технологического процесса не может быть выполнена одним исполнителем и требует параллельной работы группы рабочих;

Если группа рабочих мест связана общим ритмом работы (например, на поточных линиях и сборочных конвейерах);

При обслуживании крупных агрегатов и автоматических линий, гибких производственных систем (ГПС);

При выполнении ремонтных и монтажных работ, требующих одновременного участия нескольких исполнителей;

В настоящее время на предприятиях получили распространение бригады следующих форм: специализированные сменные и сквозные, комплексные сменные и сквозные.

Специализированные бригады организуются из рабочих одной профессии или специальности для выполнения однородных технологических операций, чаще всего для слесарно-сборочных, монтажных, наладочных, погрузо-разгрузочных операций. Их преимущество по сравнению с индивидуальной организацией труда состоит в том, что в этих коллективах сокращаются внутрисменные потери рабочего времени путем более организованного обеспечения инструментом, приспособлениями, заготовками, органического сочетания высококвалифицированных рабочих с рабочими более низкой квалификацией, обмена опытом и усиления дисциплины труда.

Комплексные бригады организуют из рабочих различных профессий и специальностей для выполнения комплекса технологически разнородных, но взаимосвязанных работ. Преимуществом такие бригад является возможность оптимальной кооперации труда основных и вспомогательных рабочих, применения принципа совмещения профессий и специальностей, гибкости в решении вопросов расстановки рабочих. Поэтому они создаются при обслуживании сложных агрегатов, на поточных линиях и предметно-замкнутых участках.

Специализированные и комплексные бригады могут быть сменными, объединяющими рабочих одной смены, и сквозными (суточными ), включающими в себя рабочих, занятых в нескольких сменах. Опыт работы сменных специализированных и комплексных бригад, то есть бригад, которые действуют только в течение смены и затем уступают рабочее место другой бригаде, свидетельствует о возможности неполной загрузки оборудования и неритмичной работы. Это, как правило, связано с необходимостью передачи смены. Например, при обработке деталей значительной трудоемкости и на операциях с большим временем наладки оборудования, когда станочник, не успевший до конца смены обработать деталь, снимает ее со станка, а сменщик устанавливает на станок другую деталь, потери весьма существенны. Организация сквозных бригад с передачей смены «на ходу», способствует сокращению потерь рабочего времени рабочих, простоев оборудования, повышает коллективную ответственность и материальную заинтересованность в конечных результатах труда.

Во всех типах бригад коллективный характер труда сочетается с разделением труда между их членами. Формы такого разделения зависят от многих факторов, в том числе от специализации рабочих мест, степени механизации и автоматизации производственных процессов, технологических особенностей операции. Работа между членами специализированных бригад распределяется в основном в соответствии с квалификацией. Однако полного соответствия между квалификацией рабочих и квалификационным уровнем работ добиться весьма сложно, поэтому отдельные работники выполняют работу, не соответствующую их квалификации. При этом разряд работы может быть и выше и ниже разряда рабочего.

Не всегда удается укомплектовать бригаду в точном соответствии с объемами работ по отдельным специальностям, так как они значительно меняются с течением времени. Поэтому практикуется частичная загрузка отдельных челнов бригады работой по другой специальности, т.е. частичное или полное совмещение профессий. Полная взаимозаменяемость между членами бригады достигается тогда, когда каждый член бригады осваивает все операции, входящие в данный технологический процесс.

Степень разделения труда, объем совмещаемых по другим профессиям, специальностям работ позволяют выделить бригады:

С полным разделением труда, где каждый рабочий выполняет только свою операцию;

С частичным разделением труда, где отдельные работники периодически выполняют работы, не соответствующие их основной специальности;

С полной взаимозаменяемостью, где каждый член бригады осваивает операции, входящие в часть производственного процесса, закрепленного за бригадой.

Внедрение бригадной формы организации труда требует предварительной работы, заключающейся в тщательном изучении производственных условий и характера производственных связей. При этом формирование и функционирование бригад должно основываться на следующих принципах:

Технологическая или предметно-замкнутая специализация бригады с закреплением за ней операций, номенклатуры деталей и узлов;

Закрепление за бригадой определенной производственной площади, оборудования и т.д.;

Доведения до бригады производственного задания, отражающего конечные результаты коллективного труда, на которое ориентированы экономические показатель и система организации оплаты и стимулирования труда.

Указанных принципы могут быть реализованы наилучшим образом, если при организации бригад разрабатывается организационный проект, в котором находят решения вопросы регламентации труда и его оплаты, оптимизации численности, планирования, учета и хозрасчета.

Рациональное внутрипроизводственное разделение труда предполагает выполнение среди прочих и таких условий, как обеспечение полной загрузки работников, устранение монотонности труда, повышение его содержательности, обеспечение роста квалификации и расширения трудового профиля рабочих. Для выполнения перечисленных условий, в ряде случаев, необходимо отступать от строгого разделения работ по функциональному и технологическому признакам. Преодолеть отрицательные последствия узкоспециализированного труда позволяет совмещение профессий и функций, а также многостаночное обслуживание.

Совмещение профессий вызвано механизацией и автоматизацией производственных процессов, приводящих к увеличению доли свободного времени у рабочих. Оно позволяет решить важную для общества социальную задачу - повысить содержательность и привлекательность труда, снизить его монотонность, повысить профессиональный уровень рабочих. В общем виде, совмещение профессий представляет собой выполнение одним рабочим функций и работ, относящихся к различным профессиям. Оно может быть полным, если рабочий выполняет все трудовые функции рабочего другой специальности и частичным, если рабочему передается только часть функций, выполняемых рабочими других специальностей, профессии. В результате сокращается общая численность рабочих, растет производительность их труда.

Совмещение профессий и расширение на этой основе производственного профиля рабочих возможно путем овладения рабочими смежными и вторыми профессиями. Под смежной понимается профессия, для которой характерны технологическая или организационная общность с основной профессией, а также выполнение функции смежных профессий на рабочем месте основной профессии. Освоение вторых профессий - это такой вид совмещения, при котором трудовые функции по второй профессии не имеют общих признаков с функциями по основной профессии.

Основными условиями, при которых возможно и экономически оправдано совмещение профессий, являются:

неполная занятость рабочего по основной профессии, обусловленная технологией производства или применяемым оборудованием;

разновременность выполнения совмещаемых функций;

отсутствие отрицательного влияния совмещения работ на точность, качество и производительность труда;

достаточный для овладения второй профессией (специальностью) квалификационный уровень рабочего.

Совмещение профессий наиболее эффективно, когда совмещаются пр офессии или специальности, взаимосвязанные ходом технологического процесса, единством обрабатываемых предметов труда, выполнением основного и вспомогательного процесса.

Возможность совмещения профессий выявляется на основе данных фотографии рабочего времени, моментных и других наблюдений. На основе анализа полученных при этом затрат рабочего времени определяются наиболее целесообразные формы совмещения профессий.

На первом этапе, выявляют и устанавливают возможные границы такого совмещения исходя из функционального направления работ. Возможные варианты выбираются в следующей последовательности: определяется возможность совмещения профессий у основных рабочих, затем основными и вспомогательными и лишь после этого - у вспомогательных рабочих.

На втором этапе по выбранной форме совмещения определяется состав и объем совмещаемых работ. Критерием для оценки выбранного варианта совмещения профессий может служить коэффициент занятости рабочего К з , рассчитываемый по формуле

К з = ,

где Т з.о - занятость рабочего выполнением основной работы в течение смены, мин;

Т з.св - занятость рабочего выполнением работы по совмещаемой профессии в течение смены, мин;

Т см - продолжительность смены, мин.

Общая трудоемкость работ по основной и совмещаемой профессии не должна превышать длительности сменного времени, то есть коэффициент занятости не должен быть больше единицы.

На третьем этапе производится регламентация труда совмещающего профессии. Она может быть реализована в виде схем, графиков, расписаний, определяющих порядок и периодичность выполнения работ, способы и время выполнения.

ЛИТЕРАТУРА

Типовое положение об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест. М.: ВНМЦ, 2006.

Фильев В.И. Организация, нормирование и оплата труда в развитых странах. М.: ИнтелСинтез, 1996.

Фильев В.Н. Нормирование труда на современном предприятии. М.: 2002.

Подобные документы

    Сущность, задачи и значение организации нормирования труда. Анализ организационной структуры управления КБТЭМ-ОМО и место нормирования проектного труда в этой структуре. Анализ технико-экономических показателей. Нормирование труда инженера-проектировщика.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2008

    Процесс ректификации. Технологическая схема ректификационной установки для разделения смеси диоксан–толуол. Расчет параметров дополнительных аппаратов для тарельчатой колонны. Выбор конструкционных материалов, расчет теплового и материального баланса.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Обоснование выбора основных режимов, методов обработки, оборудования, приспособлений. Составление технологической последовательности изготовления изделия. Предварительный расчет швейного потока. Технологическая схема разделения труда и ее анализ.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2010

    Многообразные формы организации производства потоков, применяемые на швейных предприятиях. Распределение швейных салонов (ателье) по категориям. Особенности сдельной системы оплаты труда. Расчет стоимости, прибыли и рентабельности изготовления изделия.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2011

    Сущность и разновидности многостаночного обслуживания. Методы нормирования и виды норм труда. Характеристика ОАО "Промтрактор". Анализ фотографии рабочего времени фрезеровщика. Мероприятия по совершенствованию нормирования труда. Баланс рабочего времени.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2013

    Ректификация как один из наиболее важных методов разделения жидких смесей, сфера ее применения. Основные типы и конструкции, схемы ректификационных аппаратов. Установки для разделения многокомпонентных смесей. Технология работы ректификационной колонны.

    презентация , добавлен 18.03.2014

    История стоматологического материаловедения, предмет, задачи, методы исследования. Охрана труда и техника безопасности в стоматологии, оборудование рабочего места зубного техника. Свойств зуботехнических материалов. Требования гигиены при протезировании.

    шпаргалка , добавлен 09.02.2011

    Предварительный расчет потоков цеха, выбор его типа. Технологическая схема разделения труда. Технико-экономические показатели проектируемого потока, сводка оборудования. Организация качества швейных изделий, построение графа изготовления женского костюма.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2010

    Виды назначения устройства приспособления, применяемых при монтаже наружных трубопроводов. Перспективные виды сварки. Методы, повышающие производительность труда. Способы сварки, повышающие производительность труда. Охрана труда. Электробезопасность.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2008

    Нормативные материалы для нормирования труда, их применение. Сущность, разновидность, требования, разработка нормативных материалов. Методические положения по разработке нормативных материалов. Отраслевые нормативы. Классификация нормативов по труду.

Для процессов, рассчитанных на условное изделие с выделением усложняющих элементов, технологическую схему составляют в два этапа. На первом этапе технологическую схему составляют по форме 6.1.

В технологическую схему кроме операций по обработке изделий включают установочные операции по контролю наиболее ответственных узлов одежды, операции запуска и работы, выполняемые бригадиром.

Организационные операции нумеруют по порядку их выполнения, при этом сначала выделяют операции, скомплектованные из технологически неделимых операций изготовления изделия Исходной (минимальной) сложности, а затем операции, скомплектованные из технологически неделимых операций выполнения усложняющих элементов, которым присваивается тот же номер, но с индексом «У», или номера присваивают, начиная с числа, соответствующего порядковому номеру за последней организационной операцией по изделию исходной (минимальной) сложности.

Рис. 6.1. Движение деталей в технологическом процессе

Если повторяемость усложняющих элементов в изделии составляет 70...80%, то его относят к изделиям исходной (минимальной) сложности.

На втором этапе составляют краткую схему разделения труда с расчетом нормы выработки и расценки (форма 6.2).

Расценка организационной операции состоит из средневзвешенной расценки операций изготовления изделия исходной (минимальной) сложности и полной расценки операций выполнения усложняющих элементов, учитываемой только при наличии этих элементов в заказанном изделии.

Анализ комплектования операций выполняют расчетным и графическим методами так же, как и при расчете потоков (см. главу 5).

Расчетным путем определяют коэффициент согласования. Коэффициент согласования определяется по формуле

где Т - затраты времени на изготовление изделия, мин; k - фактическое число рабочих; т - такт потока, мин.

Графическим путем показывают загруженность операций потока и движение деталей. Загруженность операций потока определяют с помощью графика синхронности операций (синхронного графика).

Вместо синхронного графика можно построить диаграмму синхронности выполнения операций процесса, в которой наряду с загруженностью операций процесса относительно такта будет видно ее содержание по специализации работ.

По технологической схеме составляют сводку рабочей силы, оборудования и рабочих мест процесса.

РАСЧЕТ ПЛОЩАДЕЙ

Площади раскройного участка, швейного цеха и участка окончательной влажно-тепловой обработки рассчитывают, исходя из числа рабочих в смену, работающих в этом цехе и на этом участке, и санитарной нормы площади на одного рабочего: 12 м 2 для раскройного участка, 7м 2 для швейного цеха, 9 м 2 для участка окончательной влажно-тепловой обработки.

Площадь приемного салона определяют, исходя из площади занятой оборудованием, а также предусмотренной для заказчиков и работающих. Одним из элементов оборудования салона являются примерочные кабины, число которых зависит от пропускной способности салона проектируемого предприятия. Пример ее расчета дан в табл. 6.12.

Число кабин определяют, исходя из того, что одной кабиной в час могут воспользоваться четыре заказчика при условии их неодновременного прихода.

Число кабин равно числу заказчиков в час, пользующихся кабинами, умноженному на коэффициент неравномерности прихода заказчиков (К= 1,5), т.е. 17,9- 1,5/4 = 6,7, т.е. 7.

Число кабин можно определить по числу закройщиков, одновременно работающих в салоне. При этом учитывается, что закройщики работают в салоне по графику (один день на раскрое, один день в салоне на приеме заказов). Например, при расчете число закройщиков получилось равным 12. В салоне могут одновременно



Поделиться