Кем устанавливается система оплаты труда работников образования. Организация оплаты труда в образовательном учреждении

Должностная инструкция инженера-конструктора (конструктора)


1. Общие положения

1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность инженера-конструктора (конструктора).

2. На должность инженера-конструктора (конструктора) I категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера конструктора II категории не менее 3 лет. На должность инженера-конструктора (конструктора) II категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера конструктора или других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет. На должность инженера-конструктора (конструктора) III категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и опыт работы по специальности, приобретенный в период обучения, или стаж работы на инженерно технических должностях без квалификационной категории. На должность инженера-конструктора (конструктора) назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника-конструктора I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет.

3. Инженер-конструктор (конструктор) должен знать постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы, касающиеся конструкторской подготовки производства; системы и методы проектирования; принципы работы, условия монтажа и технической эксплуатации проектируемых конструкций, технологию их производства; перспективы технического развития предприятия; оборудование предприятия, применяемую оснастку и инструмент; технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов изделий, аналогичных проектируемым; стандарты, методики и инструкции по разработке и оформлению чертежей и другой конструкторской документации; технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, порядок их сертификации; средства автоматизации проектирования; современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; методы проведения технических расчетов при конструировании; применяемые в конструкциях материалы и их свойства; порядок и методы проведения патентных исследований; основы изобретательства; методы анализа технического уровня объектов техники и технологии; основные требования организации труда при проектировании и конструировании; основы технической эстетики и художественного конструирования; основы систем автоматизированного проектирования; передовой отечественный и зарубежный опыт конструирования аналогичной продукции; основы экономики; организации труда и управления; основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда.

4. Инженер-конструктор (конструктор) назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения (предприятия, организации) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Инженер-конструктор (конструктор) непосредственно подчиняется руководителю структурного подразделения, или главному инженеру, или главному конструктору.

2. Должностные обязанности

Разрабатывает эскизные, технические и рабочие проекты особо сложных, сложных и средней сложности изделий, используя средства автоматизации проектирования, передовой опыт разработки конкурентоспособных изделий, обеспечивает при этом соответствие разрабатываемых конструкций техническим заданиям, стандартам, нормам охраны труда, требованиям наиболее экономичной технологии производства, а также использование в них стандартизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц. Проводит патентные исследования и определяет показатели технического уровня проектируемых изделий. Составляет кинематические схемы, общие компоновки и теоретические увязки отдельных элементов конструкций на основании принципиальных схем и эскизных проектов, проверяет рабочие проекты и осуществляет контроль чертежей по специальности или профилю работы, снимает эскизы сложных деталей с натуры и выполняет сложные деталировки. Проводит технические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проектируемых конструкций, а также расчет рисков при разработке новых изделий, составляет инструкции по эксплуатации конструкций, пояснительные записки к ним, карты технического уровня, паспорта (в том числе патентные и лицензионные), программы испытаний, технические условия, извещения об изменениях в ранее разработанных чертежах и другую техническую документацию. Изучает и анализирует поступающую от других предприятий конструкторскую документацию в целях ее использования при проектировании и конструировании. Согласовывает разрабатываемые проекты с другими подразделениями предприятия, представителями заказчиков и органов надзора, экономически обосновывает разрабатываемые конструкции. Участвует в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов изделий, узлов, систем и деталей новых и модернизированных конструкций выпускаемой предприятием продукции, в составлении заявок на изобретения и промышленные образцы, а также в работах по совершенствованию, модернизации, унификации конструируемых изделий, их элементов и в разработке проектов стандартов и сертификатов. Дает отзывы и заключения на проекты стандартов, рационализаторские предложения и изобретения, касающиеся отдельных элементов и сборочных единиц.

3. Права

Инженер-конструктор имеет право:

1. вносить предложения руководству по вопросам организации и условий труда;

2. пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;

3. проходить в установленном порядке аттестацию с правом на получение соответствующего квалификационного разряда;

4. повышать свою квалификацию.

Инженер-конструктор пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Современный мир невозможно представить без сотен тысяч разнообразных вещей и приборов, которые окружают нас на каждом шагу. Во всех отраслях производства нужны люди, занимающиеся разработкой новых конструкций — от товаров повседневного спроса до сложных вычислительных машин и космических ракет. Любая вещь, ставшая сегодня привычной, была когда-то впервые придумана определенным человеком. Профессия инженера-конструктора позволяет заниматься интересным и востребованным творческим трудом по созданию новой или модернизации существующей продукции.

Зачем нужен такой специалист

Для выпуска товара необходимы унифицированные чертежи, по которым будет произведен опытный образец и в дальнейшем запущено серийное или массовое производство. На основании исходного документа на проектирование объекта создается эскизный проект, представляющий изделие в общем виде. На следующем этапе в рамках технического проекта конструкция уточняется и полностью детализируется в рабочей конструкторской документации (РКД). На всех стадиях выполнения проекта – от эскиза до испытания и сопровождения готового продукта – требуется создание чертежей и моделей . Этим и занимается конструктор.

Должностная инструкция определят права и обязанности работника, требования к квалификации и уровень ответственности.

Общие положения

Данный раздел регулирует рабочие отношения между нанимателем и сотрудником. Прежде всего, это касается приема и увольнения, подчинения. Также установлено тут, что инженер-конструктор разрабатывает составные части изделия на основании технического задания, обеспечивает выпуск РКД, сопровождает документацию в процессе изготовления и испытаний опытного образца.

Участвует в проведении мероприятий авторского надзора. По сути, это контроль разработчика за изготовлением продукции. Целью авторского надзора является реализация в процессе производства проектных решений в том виде, в котором они были задуманы изначально, и своевременное исправление ошибок.

Инженер-конструктор приказами и указаниями генерального директора и непосредственного начальника. Соблюдает регламенты компании, например, устав, коллективный договор, положение предприятия, правила внутреннего распорядка.

Подчинение сотрудника определяется структурной схемой предприятия.

Диплом о высшем техническом образовании и профессиональный опытнеобходимые требования для приема на работу. Выпускники без стажа могут попробовать устроиться на должность 3 категории.

Задачи инженера-конструктора

Несмотря на то, что эта должность встречается в самых разных фирмах, от мебельной фабрики до военно-промышленного комплекса, список обязанностей имеет общие черты. В зависимости от профиля компании и категории сотрудника в его задачи могут входить:

  1. Анализ технического задания на предмет возможного производства конкретным предприятием.
  2. Разработка чертежа продукции со спецификациями в соответствии с полученным заданием.
  3. Компоновка конструктивной схемы (под этим подразумевается схема взаимного расположения основных элементов и их функционального взаимодействия).
  4. Снятие эскизов с существующих деталей и построение чертежа.
  5. Конструкторский контроль.
  6. Проведение технических расчетов.
  7. Экономический анализ проектируемых конструкций.
  8. Проведение изменений в уже выпущенных чертежах.
  9. Согласование документов с заинтересованными службами.
  10. Авторский надзор за изготовлением и эксплуатацией изделия.
  11. Участие в конструкторском сопровождении изготовления и отработки опытного образца.
  12. Участие в монтаже, наладке и сдаче изделия в эксплуатацию.
  13. Соблюдение требований нормативной документации.
  14. Реализация политики предприятия в области качества на уровне своей компетенции.
  15. Соблюдение сроков исполнения документов, заданий и служебных поручений.
  16. Соблюдение правил внутреннего распорядка, пропускного режима, техники безопасности и пожарной безопасности.

Требования к специалисту

Чтобы овладеть этой профессией, потребуется не только грамотность во многих областях, но и умение интегрировать в уме большое количество информации . Пространственное воображение, аналитическое мышление, творческий подход, отличная логика, высокая концентрация – далеко не полный список важных личных качеств.

При разработке конструкции нужно учитывать много факторов – имеющееся оборудование, наличие конкретных материалов, рентабельность производства, внешний вид изделия, эргономику. Знание типов оборудования, оснастки, инструмента вместе с технологией изготовления позволят специалисту эффективно выполнить поставленную задачу.

Инженеру-конструктору необходимо в нужной степени владеть методами проектирования и ведения расчетов .

Сегодня конструкторскую деятельность нельзя представить без профессиональных программ САПР (систем автоматизированного проектирования). Двухмерное и трехмерное моделирование с помощью компьютера позволяет упростить рутинную часть работы и больше внимания уделить непосредственно созданию объекта. К наиболее популярным системам можно отнести Autocad, SolidWorks, Inventor, KOMPAS 3D, 3ds Max, CATIA. Обязательным требованием будет владение нужным программным обеспечением.

Проектирование – динамично развивающееся направление, поэтому инженер-конструктор должен постоянно повышать квалификацию, узнавать последние новости о достижениях науки и техники по своей тематике, применять передовые технологии.

В то же время, профессия требует унификации и следования стандартам , практика применения которых все же консервативна. Особенно стоит отметить ГОСТы Единой системы конструкторской документации и систему менеджмента качества. Монтаж и сдача конструкций в эксплуатацию выполняются в соответствии с техническими требованиями.

Для понимания процессов внутри предприятия и обеспечения безопасности нужно знать основы экономики и организации производства, трудового законодательства, правила и нормы охраны труда.

Права

Изготовление продукции требует согласованных действий нескольких подразделений, и не всегда поставленную задачу можно выполнить, имея доступ только к части целого. Чтобы получить необходимые данные, инженер имеет право:

  • запрашивать и получать от руководителей и специалистов требуемую информацию и взаимодействовать с ними от имени своего отдела;
  • подписывать документы в рамках своей компетенции;
  • участвовать в обсуждении вопросов относительно выполняемых им обязанностей, а также вносить на рассмотрение начальника предложения по совершенствованию методов работы;
  • иметь нормальные условия труда в соответствии с законодательством.

Ответственность

Дисциплинарная ответственность начинается с нарушений какого-либо рода, например, контрольно-пропускного режима или правил техники безопасности. Законодательство Российской Федерации и требования нормативной документации подлежат строгому соблюдению.

Разглашение конфиденциальных сведений, секретной информации, ноу-хау обязательно указывается особым пунктом.

Ненадлежащее качество и несвоевременность выполнения обязанностей также может привести к наказанию.

За причинение материального ущерба работодателю сотрудник несет ответственность в соответствии с законом Российской Федерации.

За проступки, которые попадают в после уголовного кодекса, инженер-конструктор может нести даже уголовную ответственность. Степень тяжести проступка определяется на основании законодательства.

Категории инженера-конструктора

В зависимости от сложности выполняемых задач и квалификации выделяют несколько уровней:

Плюсы и минусы профессии

Такой специалист как конструктор неизменно востребован на рынке труда и никогда не останется без работы. Да, на этапе обучения нужно приложить немало сил и терпения, чтобы успешно закончить профильный университет, но, если вы действительно заинтересованы в проектировании, результат того стоит.

Возможно, бюджетные и государственные организации и не смогут сразу предложить высокую зарплату, зато они позволят получить опыт работы, после которого выбор работодателя будет уже гораздо интереснее.

В наш век, когда постоянно появляются новые технологии и материалы, у профессии инженера-конструктора огромный потенциал. Уходят в прошлое бумажные чертежи, кульманы, толстые справочники – их заменяют компьютерные программы, позволяющие сконцентрироваться на самом творческом процессе.

Летающие машины, экзоскелет, печать вещей на 3D-принтере, полет на Марс – лишь несколько примеров из нашего недалекого будущего. Валерий Смекалов в своем видео тоже считает эту профессию весьма перспективной.

Задача Генри Форда

Если хотите проверить, смогли бы вы стать инженером, попробуйте решить головоломку Генри Форда. При приеме на работу Форд хотел быстро определить, умеет ли кандидат мыслить логически. Для этого он придумал пример, который нужно было решить за 15 минут:

Известно, что D=5. Нужно определить соответствие букв и цифр, чтобы равенство было верным. Засекайте время и дерзайте!

Новая редакция Ст. 144 ТК РФ

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Статье 144 ТК РФ

Статья 144 Трудового кодекса РФ отдельно регулирует оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

В федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

В государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

В муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, предусмотрели возможность установления Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов) или базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Эти базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы являются тем минимумом, который в любом случае должен выплачиваться соответствующей категории работников.

Основная идея введения базовых окладов состоит в следующем. В настоящее время при разработке системы оплаты труда необходимо, чтобы тарифная часть заработной платы была не меньше минимального размера оплаты труда, который с 1 мая 2006 года установлен в сумме 1100 рублей. При этом речь идет о минимальной месячной зарплате за труд неквалифицированного работника при выполнении простых работ в нормальных условиях. Базовые оклады по своей сути будут МРОТами для работников более высокой квалификации. Размер заработной платы учителя, так же как и врача, зависит от множества факторов, но даже если речь идет об обычной городской школе, где по каким-то причинам учится один ученик, все равно учитель не может получать меньше базовой ставки как в федеральных, так и в региональных и муниципальных учреждениях. Предполагается, что базовые оклады и ставки будут утверждаться правительством уже в нынешнем году.

При этом под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам должны утверждаться Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Как предполагается, все профессии и должности будут разделены на пять укрупненных квалификационных групп в зависимости от квалификации. Первая группа: профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования. Вторая группа: профессии рабочих и должности служащих, требующие наличия начального или среднего профессионального образования, а также руководители структурных подразделений, требующие наличия начального профобразования. Третья: должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования по квалификации "бакалавр", и должности руководителей структурных подразделений, требующие наличия среднего профобразования. Четвертая группа: должности служащих, требующие наличия высшего профобразования по квалификации "дипломированный специалист" или квалификации "магистр", а также руководители структурных подразделений с высшим профессиональным образованием. Пятая группа: уникальные работники, а также работники, для которых требуется наличие научной степени или научного звания.

Укрупненные квалификационные группы подразделяются на профессиональные квалификационные группы. Это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований квалификации к уровню профессионального образования и профессиональной подготовки. К примеру, будут созданы профессионально-квалификационные группы работников здравоохранения, педагогических работников, работников культуры, гражданского персонала практически по каждой отрасли. Затем профессии и должности, отнесенные к профессионально-квалификационной группе, в зависимости от сложности будут подразделяться по квалификационным уровням. Чем выше сложность, тем более высокий квалификационный уровень. Это определяется подготовкой, необходимой для работы по профессии или должности с учетом наличия сертификатов, квалификационной категории, стажа и так далее.

Для каждого квалификационного уровня будет установлен диапазон окладов, и в пределах этих диапазонов по квалификационным уровням будут устанавливаться оклады тарифной ставки в учреждениях. Установление окладов отнесено к компетенции руководителя учреждения.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, обеспечиваются:

Федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;

Государственными учреждениями субъектов РФ - за счет средств бюджетов субъектов РФ;

Муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Оплата труда некоторых категорий работников бюджетной сферы осуществляется на основе специальных нормативно-правовых актов. Так, например, оплата труда работников высших учебных заведений регулируется Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

1) сорок процентов за должность доцента;

2) шестьдесят процентов за должность профессора;

3) 900 рублей за ученую степень кандидата наук;

4) 1500 рублей за ученую степень доктора наук.

В качестве примера можно рассчитать заработанную плату преподавателя вуза. Допустим, на работу в государственный вуз принят кандидат юридических наук на должность доцента. При поступлении на работу ему установлена оплата по 15-му разряду ЕТС. В таком случае его заработная плата может быть рассчитана по формуле:

ЗП = МРОТ x МТК + НДД + НКН, где

ЗП - заработная плата;

МТК - межразрядный тарифный коэффициент;

МРОТ - минимальный размер оплаты труда;

НДД - надбавка за должность доцента;

НКН - надбавка за ученую степень кандидата наук.

Таким образом, зарплата доцента вуза составит:

1100 x 3,036 + 1100 x 3,036 x 0,4 + 900 = 3339,6 + 1335,84 + 900 = 5575,44 руб.

Оплата труда государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом Российской Федерации "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. Данный Закон закрепляет две возможные схемы оплаты труда гражданских служащих. Первая - традиционная - основывается на занимаемой гражданским служащим должности, присвоенном ему классном чине, а также праве служащего на дополнительные выплаты в зависимости от стажа, сложности работы и т.п. Вторая - предусматривает оплату труда гражданских служащих в зависимости от эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные частями 1 - 13 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. (то есть не выплачиваются должностной оклад и оклад за классный чин, различные надбавки, районные коэффициенты и пр.). В то же время для данной категории гражданских служащих сохраняются все гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные иными статьями Закона.

По традиционной схеме денежное содержание гражданского служащего состоит из трех основных частей:

Должностного оклада;

Оклада за классный чин;

Дополнительных выплат.

1. Должностной оклад является главным элементом денежного содержания любого служащего. Он представляет собой вознаграждение за профессиональную квалификацию служащего. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин для всех федеральных гражданских служащих должны быть установлены указом Президента РФ о денежном содержании федеральных государственных служащих, принятым по представлению Правительства РФ.

На уровне субъектов РФ размеры должностных окладов гражданских служащих субъектов РФ устанавливаются нормативными актами субъектов различного уровня. При этом используются различные подходы. Так, должностные оклады могут быть установлены в твердой денежной сумме (Пензенская область); в сумме, кратной какому-либо базовому показателю (Смоленская область, г. Санкт-Петербург); в сумме кратной минимальному (Омская область) или максимальному (Читинская область) должностному окладу государственного служащего.

2. Что касается окладов за классный чин, то анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что на практике обычно используется один из следующих подходов к определению этого оклада:

установление размера оклада за классный чин в твердой денежной сумме (Ханты-Мансийский АО, Пензенская и Тамбовская области);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к должностному окладу (Омская, Смоленская, Сахалинская области);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к окладу по иной должности (Московская область);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к иной сумме (Орловская область, г. Санкт-Петербург).

При наличии у государственного служащего квалификационного разряда и классного чина (дипломатического ранга) ему производится выплата только одной ежемесячной надбавки к должностному окладу, установленной для федеральных государственных служащих государственного органа, в котором он проходит службу.

Должностной оклад и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Оклад месячного денежного содержания составляет минимальную сумму, которую будет получать за свою службу любой гражданский служащий, которому присвоен классный чин.

3. Дополнительные выплаты зависят от наличия у служащего определенной выслуги лет, сложности выполняемой им работы, успешности выполнения служащим поставленных перед ним задач и т.д.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе. Она установлена федеральным законодательством для всех без исключения гражданских служащих в размерах:

при стаже гражданской службы в процентах

от 1 года до 5 лет - 10;

от 5 до 10 лет - 15;

от 10 до 15 лет - 20;

свыше 15 лет - 30.

В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, помимо собственно периода работы на государственной службе, включаются и некоторые другие периоды трудовой деятельности. Перечень таких периодов для федеральных государственных служащих установлен Указом Президента РФ "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет" от 3 сентября 1997 г., для служащих субъектов РФ - нормативными актами субъектов РФ.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Максимальный размер этой надбавки не может превышать 200% должностного оклада. Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

В настоящее время Указ Президента РФ "О денежном содержании федеральных государственных служащих" от 9 апреля 1997 г. дифференцирует размер ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, определяя, что она может устанавливаться:

По высшим государственным должностям - в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;

По главным государственным должностям - в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;

По ведущим государственным должностям - в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;

По старшим государственным должностям - в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;

По младшим государственным должностям - в размере до 60 процентов должностного оклада.

В субъектах РФ используются различные подходы к установлению надбавки за особые условия государственной службы. Так, в некоторых субъектах также устанавливаются различные размеры надбавок в зависимости от группы должностей гражданской службы (Ульяновская область, Еврейская АО, Ханты-Мансийский АО); в других - единые для всех групп должностей (Смоленская и Воронежская области).

Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Размеры и порядок выплаты государственным служащим ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определены Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны". В соответствии с этим Постановлением должностным лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах:

За работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности" 50 - 75%;

За работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно" - 30 - 50%;

За работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий - 10 - 15%;

За работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий - 5 - 10%.

Указанная надбавка выплачивается должностным лицам и гражданам, имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации постоянно работающим с указанными сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей.

Кроме того, для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций дополнительно к ежемесячной процентной надбавке, указанной выше, предусмотрена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях в следующих размерах:

при стаже работы от 1 до 5 лет - 10%;

при стаже работы от 5 до 10 лет - 15%;

при стаже работы от 10 лет и выше - 20%.

Ежемесячное денежное поощрение. Ежемесячные денежные поощрения, как следует из названия, должны выплачиваться служащему регулярно в размерах, установленных по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации, а по органам государственной власти субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами соответствующего субъекта. Таким образом, ежемесячное денежное поощрение выступает формой материального стимулирования успешного выполнения служебных обязанностей по замещаемой должности.

Премии. Премии являются иной формой поощрения гражданских служащих. В отличие от ежемесячного денежного поощрения они выплачиваются не за сам факт добросовестного выполнения служащим своих обязанностей, а лишь за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты премий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Максимальный размер премий законом не ограничен, однако в фонде оплаты труда федеральных гражданских служащих в расчете на год предусматриваются средства для выплаты премий в размере двух окладов денежного содержания.

Единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. На их выплату в фонде оплаты труда для федерального государственного органа предусматриваются средства в расчете на год в размере 3 должностных окладов. При этом данные выплаты входят в денежное содержание государственного гражданского служащего. В качестве примеров случаев оказания материальной помощи гражданскому служащему обычно указываются: бракосочетание, рождение ребенка, смерть близкого родственника, несчастный случай, стихийные бедствия, другие чрезвычайные обстоятельства и пр.

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. предусматривает возможность установления и иных выплат государственным гражданским служащим. В законодательстве субъектов Российской Федерации можно встретить надбавки служащим субъекта за ученую степень (Омская и Пермская области, Ямало-Ненецкий АО); за почетное звание (Псковская область, Ямало-Ненецкий АО); за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (Саратовская область); за работу с шифрами, применяемыми в сетях шифровальной связи и за почетное звание Российской Федерации (Воронежская область); за особо сложные условия прохождения службы (Псковская область, Ханты-Мансийский АО) и т.д.

Для отдельных должностей гражданской службы может быть установлено денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учитываются все ежемесячные выплаты, кроме выплат, зависящих от эффективности работы служащего (премии и ежемесячное денежное поощрение). В настоящее время такое денежное содержание установлено для руководителя администрации Президента РФ, управляющего делами Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и т.д.

Специальные нормы, регулирующие оплату труда отдельных категорий работников, содержатся в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. N 3132-1, в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1 и других.

Судьям установлены доплаты за квалификационный класс, выслугу лет, пятидесятипроцентная доплата к должностному окладу за особые условия труда, надбавка за ученую степень или ученое звание, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год.

Прокурорским работникам устанавливаются доплаты за классный чин, выслугу лет, особые условия труда, процентные надбавки за ученую степень, денежное поощрение (премии) по итогам работы за квартал и год.

Другой комментарий к Ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 144 введена в настоящей редакции Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. В прежней редакции Трудового кодекса подобной статьи не было, а особенности установления систем оплаты труда работников бюджетных учреждений закреплялись ст. 143.

2. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений, так же как и системы оплаты труда работников иных организаций, устанавливаются на локальном уровне коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений может быть как тарифной, так и иной, т.е. не основанной на тарифах. При этом на федеральном уровне должны учитываться положения нормативных правовых актов Российской Федерации, на уровне субъектов Федерации - также и нормативные правовые акты субъектов Федерации, а на муниципальном уровне - еще и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

3. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом тарифно-квалификационных справочников (см. п. 3 комментария к ст. 143 ТК РФ), государственных гарантий по оплате труда (см. ст. 130 ТК РФ и комментарий к ней), рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ч. 3 ст. 135 ТК РФ и комментарий к ней), а также мнения соответствующих профсоюзов и их объединений и объединений работодателей.

4. Часть 2 ст. 144 вводит понятие "базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников". Базовые оклады (ставки) играют роль дополнительной гарантии для работников бюджетной сферы, поскольку их заработная плата не может быть ниже не только минимального размера оплаты труда, но и установленных Правительством РФ базовых окладов (ставок). При этом установленные правительством базовые оклады (ставки) распространяются не только на федеральные государственные учреждения, но и на государственные учреждения субъектов Федерации и муниципальные учреждения.

Понятие "профессиональные квалификационные группы" сформулировано в ч. 6 ст. 144 - это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для соответствующей профессиональной деятельности. Критерии отнесения к этим группам должны быть утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, т.е. Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

5. До принятия Минздравсоцразвития России правил формирования профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих и установления Правительством РФ базовых окладов (ставок) сохраняет силу установленный Правительством РФ размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. С 1 октября 2006 г. он составляет 1221 руб. (Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2006 г. N 590 "О повышении с 1 октября 2006 года тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (СЗ РФ. 2006. N 41. Ст. 4249)).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Система мотивации труда. Социально-экономическое содержание заработной платы и ее функции. Государственные минимальные социальные стандарты, связанные с оплатой труда. Способы и элементы организации и материального стимулирования труда на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2011

    Экономическое содержание оплаты труда и его организации. Формы и системы заработной платы. Оценка финансового состояния ООО "М. Егорова", анализ труда и заработной платы на предприятии. Пути совершенствования оплаты и стимулирования труда на предприятии.

    дипломная работа , добавлен 11.03.2012

    Экономическое содержание, роль и функции заработной платы. Система организации оплаты труда на предприятии. Пути совершенствования организации и повышения стимулирующей роли оплаты труда на сельскохозяйственном предприятии ТОО "Чунджинский ПАТП".

    дипломная работа , добавлен 03.05.2013

    Экономическое и социальное назначение важнейших элементов оплаты труда на предприятии. Организация заработной платы, методы материального и морального стимулирования. Организация труда работников литейного производства РУП "МАЗ", система премирования.

    дипломная работа , добавлен 29.01.2012

    Современные условия и организация оплаты труда. Сущность организации оплаты труда. Механизм регулирования оплаты и стимулирования труда. Разработка собственных тарифных условий оплаты труда. Методология построения тарифного варианта оплаты труда.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2009

    Сущность, принципы организации оплаты труда на предприятии. Характеристика тарифной системы оплаты труда. Оценка состава и структуры фонда заработной платы на предприятии. Факторы, влияющие на изменение постоянной и переменной части заработной платы.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2010

    Формы и системы оплаты труда. Организация оплаты труда на предприятии "Контактор", учет затрат. Расчеты среднемесячной заработной платы. Принципы создания эффективной системы стимулирования на предприятии, меры по совершенствованию социальной политики.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2011



Поделиться