Что необходимо знать, чтобы сформулировать миссию компании? в) признание проблемы. О периодизации истории менеджмента

-школа научного управления – (1885-1920), основоположники Ф.Тейлор(20.03.1856-21.03.1915), Ф и Л. Гилберт, Г. Гантт

Ф. Тейлор впервые предложил концепцию научной организации труда:

Отбор первоклассных работников

Распределение обязанностей м/у администрацией (четкий инструктаж, четкая система контроля) и работником (качественное выполнение своих обязанностей)

Благоприятное отношение м/у работниками и администрацией

Ф. и Л. Гилберт – развивали концепцию Тейлора в области более эффективной организации рабочего пространства и формировании процесса выполнения трудовой операции.

Гаррингтон Эмерсон – 12 принципов производительности – книга,

Точно поставленные идеалы или цели

Здравый смысл (разумное планирование осознавая свои возможности)

Компетентная консультация

Дисциплина

Справедливое отношение к персоналу(система вознаграждения)

Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет

Диспетчирование

Нормы и расписания

Нормализация условий

Нормирование операций

Писанные стандартные инструкции

Вознаграждение за производительность

Макс Вебер – классическая концепция бюрократии, полагал что существует 3 формы власти: принудительная, харизматическая (основанная на эталоне, примере подражания), легитимная. Полагал что управление в организации д.б. основано на легитимной власти, при этом работник должен четко выполнять свои обязанности по возможности д.б. заменимым для обеспечения бесперебойной работы производства. Руководитель должен давать четки инструктаж, абсолютно лишен субъективизма и не должен допускать властных полномочий

-административная (классическая) школа – (1929-1950), основоположник А.Файоль

Анри Файоль -выделил 5 видов деятельности на предприятии:

Технический процесс

Коммерческая деятельность

Финансовая деятельность

Бухгалтерская деятельность

Административная деятельность, связанная с управлением

Сформулировал универсальные принципы управления:

Разделение труда

Полномочия и ответственность

Дисциплина

Единоначалие – у каждого работника д.б. только один непосредственный начальник

Единство направления

Подчиненность личностных интересов общим

Вознаграждение персонала

Централизация – все команды спускаются сверху

Иерархия – цепь команд, количество уровней управления

Постоянство состава персонала

Справедливость – вознаграждение которое должно удовлетворять и работника и руководителя

Корпоративный дух

Инициатива – инициатива должна поощряться.

-школа человеческих отношений –(1930-1950), основоположники Элтон Мейо(1880-1949)

Элтон Мейо – создатель Хоторнских экспериментов (1927-1932).Результат эксперимента: помимо условий труда и вознаграждения одним из ключевых факторов, влияющих на производительность труда является социальный и психологический фактор(благоприятная атмосфера в коллективе)



ТО впервые в развитии менеджмента личность работника была вынесена на первый план

- школа поведенческих наук – бихевиаризм, основоположники: Д.Магрегор, Р.Лайкерт

Основная идея – повышение эффективности организации, за чсет использования ее человеческих ресурсов. Были разработаны различные стимулы. Была предложена концепция «Х и У». Магрегор делил работников на 2 класса: Х – нелюбовь к работе, нежелание ответственности.(материальное вознаграждение, угроза наказания); У-противоположность типу Х (мотивация – карьерный рост, возможность развития за счет сложных проектов, похвала)

В рамках данной концепции все сотрудники были классифицированы на 2 типа: Х и У.

Х – унаследованная нелюбовь к работе, избегание ответственности, отсутствие амбиций. Основные методы мотивации: материальное вознаграждение и угроза наказания.

У – стремятся максимально реализовать себя в профессиональном и личностном плане, избегают рутинной работы, крайне амбициозны. Основные методы стимулирования – продвижение по карьерной лестнице, материальное вознаграждение и возможность самореализации

Системный подход к управлению -

Организация, как открытая социально-экономическая система (берет ресурсы, отдает готовый продукт, услугу)

Причины неспособности изменения в организации

-«Моя профессия - есть я» - люди замыкаются в рамках своих узких обязанностей.

-«Враг во вне» - поиск причин, неудач ищут со стороны.

Активная позиция борьбы с врагами

Принцип вареной лягушки - люди не чувствуют наступления проблемы

Предел роста – бесконечно улучшаться невозможно, люди устают от бесконечной гонки

Подмена проблемы

Компания Wonder Tech – производила компьютеры для госучреждений. Изначально спрос возрос. Руководство принимает решение увеличить поставки. Существуют задержки по поставкам.Для сокращения задержек строят 2 завод, и на 3 год спрос начинает падать. Привлекают маркетологов – спрос возрастает..После 5 года спрос начинает падать более быстрыми темпами..меняют маркетолога, увольняют неэффективный персонал.Через 2 года спрос начинает падать неуклонно, через 9 лет компания закрывается.

Проблема –

Не удовлетворяет потребностям, стимулировали спрос когда непроизводили.

«People express airlines»

В 1980 начала, в 1986 – ее со всеми долгами купила другая компания

Все сотрудники становились акционерами компании – каждый человек заинтересован в успешной работе компании. Цена билета ниже, чем у конкурентов. Все сотрудники проходили 3хмесячное обучение – для взаимозаменяемости сотрудников. Компания быстро набирала темпы. В первые 3 года расширился парк самолетов и поток клиентов. Покупают компанию банкрота, набирают новый штат. Пассажиры жалуются на качество оказания услуг. Конкуренты вводят бронь билетов по телефону.

Симптомы предела роста – качество снижается..

Причина подмены проблемы – не сосредоточились на качестве, но увеличили предложение

Питер Сенге – «Пятая дисциплина»

Ситуационный подход – адаптивность к изменениям внутренней среды. Сущность заключается в анализе внешних и внутренних переменных, влияющих в данный момент на деятельность организации.

Процессный подход – управление рассматривается как процесс (серия непрерывных взаимосвязанных действий)

Каждая функция менеджмента рассматривается как отдельный процесс. Кроме этого каждая функция связана с другой 2 процессами – ключевыми: коммуникации и принятия решений

Количественный подход – связан с введением различного рода программных продуктов в целях повышения эффективности повышения процесса управления.

Самостоятельное изучение – современные синтетические теории

1. С чем было связано возникновение

практики управления?

в) с разделением и кооперацией труда

2. Когда менеджмент выделился в

самостоятельную область знаний?

в) на рубеже XIX и XX вв.

3. Чье учение стало основным теоретическим

источником современных концепций менеджмента?

б) Ф. Тейлора

4. Какое государство является родиной менеджмента?

б) США

5. Представители какой научной школы в качестве

основного объекта исследования имели

эффективное использование человеческих ресурсов?

г) школы поведенческих наук

6. Представители какой научной школы

впервые описали принцип управления -

единоначалие?

а) классической или административной школы

7. Где преимущественно следует

использовать понятие "менеджмент"?

б) в предпринимательских, корпоративных структурах

8. Кто стоял у истоков школы научного

управления?

г) Ф. Тейлор

9. Кто из ученых внес наибольший вклад

в развитие классической, или

административной школы управления?

а) А. Файоль

10. Что такое менеджмент?

а) теория и практика управления

11. Представители какой научной школы

ратовали за повышение заботы

руководителей о подчиненных?

б) школы человеческих отношений

12. Исследования ученых какой школы

базировались на использовании данных

точных наук?

в) школы науки управления и количественный подход

13. Сколько существует основных

подходов в развитии управленческой науки?

а) четыре

14. Каково соотношение понятий "управление"

и "менеджмент"?

б) понятие "управление" шире

15. Какие подсистемы можно выделить

в системе управления организацией?

г) структурно-информационную, информационно-

поведенческую и саморазвития

16. На чем основываются экономические

методы управления?

а) на материальных интересах объектов управления

17. Что такое принципы управления?

в) основные правила управления

18. Что такое управление?

а) специфическое взаимодействие

субъекта и объекта управления

19. Каковы общие методы управления?

а) административные, экономические и

социально-психологические

20. Что включает в себя система управления

в элементарном виде?

в) субъект, объект управления и связи

21. Что такое субъект управления?

а) орган, осуществляющий управленческие

воздействия

22. На чем основываются социально-

психологические методы управления?

г) на воздействии на сознание и социальные

условия

23. Что такое методы управления?

г) способы воздействия субъекта на объект

24. На чем основываются административные

методы управления?

а) на законодательных и нормативных актах

25. Кто впервые ввел понятие "принципы

менеджмента"?

б) Ф. Тейлор

26. Какие методы управления получили

у нас в последние годы наибольшее развитие?

б) экономические

27. Что такое процесс управления?

б) совокупность непрерывных,

взаимосвязанных функций

28. Что такое функция управления?

б) обособленный вид управленческой деятельности

29. Каковы основные содержательные

теории мотивации?

а) А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Мак Клелланда

30. Какова роль координации в

процессе управления?

в) обеспечивать взаимодействие и

согласованность звеньев

31. Какую информацию называют невербальной?

в) бессловесную

32. Какой этап является первым в процессе

принятия и реализации управленческих решений?

в) признание проблемы

33. Назовите первую функцию процесса управления?

в) планирование

34. Каковы основные процессуальные теории мотивации?

б) ожидания, справедливости, Портера-Лоурера

35. Какова высшая потребность в пирамиде

потребностей А. Маслоу?

г) самовыражения

36. Какая функция управления обеспечивает

согласование и взаимодействие всех остальных?

в) координация

37. Какие функции управления называют общими?

б) планирование, организация, мотивация,

контроль, координация

38. Каковы основные условия рациональной

организации управленческих процессов?

а) пропорциональность, непрерывность, параллельность

39. Что такое коммуникационные сети?

а) соединение участников коммуникационного процесса

40. Какая из перечисленных коммуникационных сетей

характеризуется наибольшей централизацией власти?

в) "колесо"

41. Каковы основные составляющие любой

организации?

в) люди, задачи, управление

42. К чему следует отнести организационную культуру?

а) к факторам внутренней среды организации

43. Что характеризует норма управляемости?

г) количество подчиненных сотрудников

44. Каково основное свойство предприятия,

имеющего органический тип управления?

а) гибкость

45. Как изменяются нормы управляемости при

повышении уровня управления организации?

в) снижаются

46. Какие существуют виды разделения труда

в организации?

г) вертикальное и горизонтальное

47. В какой организации автономная рабочая группа

выполняет одновременно три задачи - обеспечение

производства ресурсами, производство товара,

обслуживание потребителей этого товара?

б) в многомерной

48. Какой основной недостаток характерен

для линейно-функциональных организационных

структур управления предприятиями?

г) отсутствие единства действия

49. В чем состоит основное отличие линейно-штабной

организационной структуры управления организацией

от линейно-функциональной?

в) в полномочиях функциональных подразделений

50. Какова основная современная тенденция

в развитии организаций?

а) снижение значимости иерархий

51. Какой процесс является исходным в

стратегическом управлении организацией?

в) анализ среды

52. Что лежит в основе функционирования организации?

г) синергический эффект

53. К чему следует отнести потребителей продукции?

б) к факторам непосредственного окружения организации

54. Какой уровень управления организацией должен

вырабатывать и проводить политику взаимодействия

с внешней средой?

б) высший

55. Каковы основные составляющие организационной

культуры?

г) философия, ценности, нормы поведения

56. Какой тип управления характерен для организаций,

сопротивляющихся изменениям и имеющих негибкие

орг. структуры и устойчивые задачи?

в) механистический

57. Что дает горизонтальное разделение труда?

г) рост производительности труда

58. Какая существует норма управляемости

для руководителей высшего уровня?

д) седьмая

59. Какой из указанных факторов оказывает

наибольшее влияние на нормы управляемости

руководителей низового уровня?

в) специфика деятельности предприятия

60. Какой тип оргструктуры имеют многие

малые предприятия?

б) линейный

61. Какая оргструктура позволяет наилучшим

образом учитывать особенности производимых

или реализуемых товаров?

д) продуктовая

62. Какие существуют типы дивизиональных

оргструктур?

г) потребительские, региональные и продуктовые

63. Какой основной недостаток имеют

региональные оргструктуры?

а) большая численность аппарата управления

64. В какой организационной структуре

функциональные подразделения лишены

властных полномочий?

б) в линейно-штабной

65. Какой уровень управления комбинированной

организационной структуры отражает

особенности конкретной организации?

в) средний

66. Какая современная организация основана

на участии работников в управлении?

д) партисипативная

67. На каком уровне находится высшее

руководство на схеме предпринимательской

организации?

в) на низовом

68. Кто такой менеджер?

а) профессиональный управляющий в условиях рынка

69. На сколько уровней подразделяют менеджеров?

б) на три

70. Что такое стиль управления?

г) устойчивые способы решения задач

71. Какой из перечидленных факторов

в наибольшей мере определяет стиль

деятельности менеджера?

б) специфика деятельности предприятия

72. Что такое самоменеджмент?

б) организация личной работы руководителя

73. На чем основывается научная организация труда?

а) на использовании исследований и передового опыта

74. Что означает профессионализм менеджера?

а) управленческую подготовку

75. Каковы основные составляющие

"организаторских способностей"?

б) контактность, стрессоустойчивость, доминантность

76. Кем прежде всего должен быть менеджер?

в) специалистом по управлению

77. Какое утверждение правомерно для лидера?

а) он ведет за собой

78. Руководители какого уровня основную часть

рабочего времени должны заниматься решением

оперативных задач?

г) низового уровня

79. Какой стиль деятельности менеджера должен

преобладать в начальный период формирования

80. Какой стиль следует использовать менеджеру,

чтобы достичь результатов в экстремальных условиях?

81. С какой функции должна начинаться организация

личной работы (самоменеджмент) руководителя?

в) с постановки целей

82. Какая функция находится в центре круга

самоменеджмента?

д) работа с информацией

83. Какие существуют виды самоконтроля менеджера?

б) промежуточный и конечный

84. Что изучают при фотографии рабочего дня?

а) структуру затрат времени

85. Какие коллективы называются формальными?

в) созданные руководством

86. Что такое власть?

а) возможность влиять на других

87. На чем основана законная власть?

б) на вере в права руководителя

88. Какие существуют формы влияния

менеджеров на подчиненных?

а) убеждение, участие

89. С помощью чего можно определить

микроклимат в трудовом коллективе?

б) социограммы и социоматрицы

90. Какие конфликты называются

дисфункциональными?

г) снижающие групповое сотрудничество

91. Какой из межличностных методов

наиболее эффективным?

г) метод решения проблемы

92. На какой ступени развития неформальный

коллектив организационно сплачивается

для борьбы с внешней опасностью?

б) на третьей

93. Использование какой формы власти является

наиболее затратным?

д) основанной на вознаграждении

94. Для какой формы власти весьма нежелательны

ошибочные решения менеджера?

г) для экспертной власти

95. Что такое харизма?

а) власть примера

96. Какая власть наименее гуманна?

б) основанная на принуждении

97. Что такое убеждение исполнителя?

б) передача точки зрения

98. Какой метод разрешения конфликтов

предусматривает принятие точки зрения

другой стороны?

б) метод компромисса

99. Какой метод разрешения конфликтов

требует использование власти, подавления

инициативы подчиненных?

в) метод принуждения

100. Как называют конфликт, при котором

два руководителя предъявляют к одному

работнику противоречивые требования?

а) внутриличностным

Задания по тестам курса «Основы менеджмента»

Вопросы к экзамену по курсу – в конце тестов. Вопросы читать внимательно.

ТЕСТ 1

1.1. Впервые менеджмент был определен как обес­печение выполнения работы с помощью других лиц:

а) Э. Мэйо;

б) М. Фоллет;

в) Л. Файоль.

1.2. У. Тейлор подчеркивал важность:

а) рационализации производственного процесса;

б) социальных гарантий для работников;

в) процесса обучения в организации.

1.3. Основоположником школы «человеческих отно­шений» является:

а) Ф. Тейлор;

б) Э. Мэйо;

в) А. Файоль.

1.4. Основоположником школы научного управленияявляется:

а) Э. Мэйо;

б) Ф. Тейлор;

в) Г. Герцберг.

1.5. Известные научные подходы в менеджменте хронологически расположены так:

а) поведенческий, ситуационный, количественный, системный;

б) количественный, ситуационный, поведенческий, системный;

в) поведенческий, количественный, системный,
ситуационный.

1.6. В административной функции А. Файоль выделил пять ее элементов:

а) предвидение, планирование, организация, координация, контроль;

б) предвидение, планирование, мотивация, организация, контроль;

в) предвидение, организация, мотивация, координирование, контроль.

1.7. Установление расценок должно основываться на
точном знании, а не на догадках. Это утверждение
принадлежит:

а) А. Файолю;

б) Ф. Тейлору;

в) Э. Мэйо.

1.8. Эффект Хоторна берет свое начало эксперимента:

а) Ф. Тейлора;

б) Г. Герцберга;

в) Э. Мэйо.

1.9. Улучшение условий труда и повышение зарплаты не приводят автоматически к повышению произ­водительности труда, а требуется сплоченность людей, хорошие человеческие отношения членов коллекти­ва - это позиция:

а) Э. Мэйо;

б) Т. Лайкерта;

в) Г. Эмерсона.

1.10. Двенадцать принципов производительности:
точно поставленные цели, здравый смысл, компетентная консультация, дисциплина, справедливое отноше­ние к персоналу, оперативный и постоянный учет, диспетчирование, нормы и расписание, нормализация
условий, нормирование операций, стандартные инструкции, вознаграждение за производительный труд принадлежит:

а) А. Файолю;

б) Г. Эмерсону;

в) Т. Лайкерту.

1.11. Главная задача каждого руководителя высшего
звена - отнюдь не получение в ближайшее время
высоких прибылей, чтобы добиться расположения акционеров, а обеспечение стабильного перспективно­
го развития фирмы на много лет вперед - это то, что
отличает:

а) западноевропейскую модель управления пред­
приятием;

б) североамериканскую модель;

в) японскую модель.

1.12. В истории менеджмента какой школы не существует:

а) классической;

в) школы человеческих отношений.

б/ адаптивной

1.13. Э. Мэйо пришел к выводу, что:

а) в качестве стимулов можно использовать не только деньги, но и социальные, психологичес­кие мотиваторы;

б) административный метод является наиболее эф­фективным;

в) для достижения целей организации необходи­мо работников стимулировать посредством эко­номического метода.

1.14. Основатель менеджмента Ф. Тейлор относится:

а) к классической школе;

б) к школе «человеческих отношений»;

в) к научной школе.

1.15. В японской модели менеджмента кружки ка­чества - это:

а) курсы, позволяющие повысить профессиональ­ные навыки сотрудников;

б) графический способ учета показателей предпри­ятия;

в) группа рабочих, собирающихся регулярно во внерабочее время для решения производствен­ных проблем, обмена опытом.

1.16. Какого подхода в истории менеджмента не су­ществует:

а) количественного;

б) системного;

в) качественного.

1.17. Среди различных подходов в истории менедж­мента наиболее молодым является:

а) ситуационный;

б) основанный на поведении человека;

в) системный.

1.18. Система «пожизненного найма» при приеме на работу присутствует:

а) в американской модели менеджмента;

б) в японской модели менеджмента;

ч) в западноевропейской модели менеджмента.

1.19. Важность управленческой роли администрато­ра подчеркивал:

а) Ф. Тейлор;

б) А. Файоль;

в) Э. Мэйо.

1.20. Продвижение по службе с учетом выслуги лет, оплата труда в зависимости от возраста и стажа рабо­ты в фирме, переподготовка и обучение внутри фир­мы, эволюционный характер инноваций - это черты:

а) североамериканской национальной модели ме­неджмента;

б) японской;

в) западноевропейской.


1.19. Английское слово «менеджмент» употребляет­ся, когда мы говорим:

а) управление;

б) управление в сфере услуг;

в) управление в рыночных условиях.

1.20. Менеджмент как наука появляется:

а) с появлением первых фабрик, заводов;

б) в конце XIX в.;

в) в начале XX в.

1.21. Какого принципа не существует:

а) плановости;

б) научной обоснованности;

в) предвидения.

1.22. Наиболее эффективное управление персоналом достигается, если:

а) применять экономический метод стимулиро­вания;

б) применять различные методы стимулирования;

в) применять административный метод.

1.23. Менеджмент - это:

а) наука и искусство;

б) наука, практика и искусство;

в) практика.

1.24. К административным методам управления мож­но отнести:

а) просьбу;

б) взыскание;

в) заботу о здоровом психологическом климате в
коллективе.

1.25. Насколько обязательно строить управление пред­приятием на принципах плановости, научной обосно­ванности, демократизации управления:

а) обязательно, так как управление, основанное на перечисленных принципах, основа для
процветания предприятия;

б) желательно учитывать принципы управления при руководстве фирмой;

в) необязательно, так как их использование неиз­бежно приведет фирму к бюрократизации, а возможно, и к краху.

1.26. Какого метода управления не существует?

а) социально-психологического;

б) материального;

в) либерального.

1.27. Принципы менеджмента- это идеи, которые следует принимать во внимание при управлении:

а) бюджетными организациями и учреждениями;

б) коммерческими организациями;

в) любой организацией.

11.28. Принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности означает, что:

а) при выработке управленческих решений при­нимают участие не только руководители, но и специалисты, чьи знания могут оказаться по­лезными;

б) ответственность в организации строго распределена;

в) руководитель должен быть не только хорошим координатором, но и профессионально разбираться в тонкостях работы своих подчиненных.

1.29. Пренебрежение принципами менеджмента может привести предприятие:

а) к штрафам и другим экономическим санкциям;

б) к разумной экономии;

в) к угрозе существования.

1.30. Принцип демократизации управления предполагает:

а) обязательное участие работников организации в демократических выборах страны;

б) создание атмосферы партнерства и доверия,

по­вышение самооценки работника;

в) доверие и отсутствие контроля над деятельностью некоторых опытных специалистов.

1.31. Умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.
Это определение:

а) менеджмента;

б) маркетинга;

в) бухгалтерского учета.

1.32. Приказ относится:

а) к административным методам управления;

б) к экономическим методам управления;

в) к психологическим методам управления

1.33. Какого типа экономики не существует?

а) планового;

б) рыночного;

в) адаптивного.

1.34. Какого менеджмента не существует?
б) финансового;

в) стабилизационного.

1.3. Менеджер как профессия появляется в мире:

а) в 30-е гг. XX в.;

б) во второй половине XX в.;

в) в 20-е гг. XX в.

1.36. В современных рыночных условиях успех пред­приятия в большей степени зависит от:

а) количества произведенного товара;

б) качества маркетинговой деятельности;

в) работы планового отдела.

1.37. Как соотносятся понятия «риск» и «менеджер»?

а) риск- неотъемлемая часть деятельности менеджера;

б) понятия «риск» и «менеджер» не соприкасаются;

в) в деятельности менеджера нет места риску, поскольку он распоряжается, как правило, чужим имуществом.

1.38. Если государство оказывает помощь предпринимательству, осуществляет контроль над монополия­ми и само участвует в бизнесе, то такая экономика называется:

а) рыночная;

б) смешанная;

в) плановая.

а) руководителя производственного отдела;

б) администратора торгового зала;

в) верны ответы а) и б).

1.40. Действие единых цен, установление прейскуранта говорит:

а) о развитой рыночной экономики в современной Европе;

б) о процветании монополий;

в) о плановой экономике.

Тема 2 Тенденции

2.1. В классической школе научного управления рассматривалась деятельность

А. - топ-менеджеров

Б. акционеров

В.руководителей цехов

Г. бригадиров

2.2.Классическая школа не рассматривала вопросы

(отметьте не менее 2-х)

А. работы с кадрами

Б. мотивация работников

В. построения организации

Г.разрешения социальных проблем

Д. принципов менеджмента

2.3. К ученым, работавшим в административной школе управления не было

(отметьте не менее 2-х)

А. - А.Файоля

Б. М.Вебера

В. Ф.Тейлора

Г. супругов Гилбертов

2.4. В административной школе не рассматривались процессы

(отметьте не менее 2-х)

А. разрешения социальных проблем

Б. основных функций управления

В. психологической совместимости сотрудников

Г.процессного подхода к управлению

2.5. «бихевиористическая» школа изучала

А. методы налаживания межчеловеческих отношений

Б. отношений руководителя и подчиненного

В. поведения самого человека

2.6. Кого называют «отцом» школы человеческих отношений

А.Фоллетт

В.Мак-Грегора

Г. Саймона

2.7. Какие вопросы не рассматривались в теории школы человеческих отношений

А.конфликты

Б. формальные и неформальные организации

В. централизация и децентрализация власти

2.8. школа социальных систем не изучала

А. социальное взаимодействие внутри коллектива

Б. разделение труда

В. статус и роли сотрудников в организации

Г. неформальные структур

2.9. «новая школа управления»сформировалась под воздействием

(отметьте не менее 2-х)

А. экономико-математических методов

Б. развития вычислительной техники

В. глобализации

Г. развития миграционных процессов

2.10. Цель системного анализа

А. оценка внешней среды организации

Б.оценка эффективности деятельности организации

В. оценка эффективности деятельности организации при минимуме затраченных ею ресурсов

2.11. Учения об управлении можно разделить на

(отметьте не менее 2-х)

А. эффективные

Б. одномерный

В. синтетические

2.12. Управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление изучают учения

А. эффективные

Б. одномерный

В. синтетические

2.13. Какого элемента нет в теории «7-S»

А.стратегия управления

Б. структура организации

Г. процесс организации

Д. контроль

Е. стиль управления

Ё. Квалификация персонала

2.14. Теория «Z» Уильяма Оучи не включает в себя такие компоненты как

А.долгосрочный наем кадров

Б.групповое принятие решений

В. централизация управления

Г. оценка кадров и «ступенчатое» продвижение по карьере

2.15. Принцип _________________ означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношения прав и ответственности между руководителем и коллективом

А. баланса власти

Б. научности

В. системности и комплексности

Г.демократического централизма

Д. единоначалия и коллегиальности

2.16. Дракер предложил как одну из задач решаемых в процессе управления управление по________________________необходимо не только реагировать на негативную ситуацию задним числом, но и разрабатывать ряд мер по недопущению такой ситуации)

А. по результатам

Б. антикризисное управление

В.по целям

Тема 3 Организация как система

3.1. Организация конгломеративного типа представляет собой:

а) организацию с функциональной структурой;

б) организацию с дивизиональной структурой;

в) организацию, в структуре которой совмещены
элементы различных структур.

3.2. Синонимом бригадной формы организации тру­да является:

а) функциональная форма организации труда;

б) ячеистая форма организации труда;

в) венчурная структура.

3.3. В каком случае структура фирмы станет линейно-штабной?

а) если будет создана рабочая группа для решения какой-то проблемы;

б) если будут созданы при руководителе подразделения для консультирования его по некото­рым вопросам;

в) если произойдет деление фирмы на несколько
филиалов.

3.4. При какой структуре руководитель в большей степени загружен?

а) линейной;

б) матричной;

в) проектной.

3.5. Штабными полномочиями на промышленном предприятии обладает:

а) технолог;

б) руководитель предприятия;

в) психолог.

3.6. Предложения штабных подразделений в организации носят:

а) обязательный характер для основной части работников;

в) обязательный характер для всех работников.

3.7. Какой тип организационной структуры способствует развитию у работников фирмы предприимчи­вости и инициативы:

а) матричная;

б) функциональная;

в) дивизиональная.

3.8. Наличие в организации матричной структуры говорит о том, что:

а) работники не могут самостоятельно осуществлять свои функции;

б) организация существует в постоянно изменяющейся среде и должна оперативно реагировать
на изменения;

в) руководитель старается максимально переложить ответственность на своих подчиненных

3.9. Какого этапа планирования организационных структур не существует?

а) деление организации по горизонтали на подразделения, соответствующие важнейшим направ­лениям деятельности предприятия;

б) установление соотношения полномочий различных должностей;

в) плановое повышение квалификации работников.

3.10. Дивизиональная структура ориентирована на:

а) регион, потребителя, товар;

б) рынок, потребителя, товар;

в) рынок, регион, товар.

3.11. Дивизиональная структура является разновидностью:

а) адаптивных структур;

б) бюрократических;

в) штабных.

3.12. Организационная структура предприятия:

а) выбирается советом директоров и не подлежит
изменению;

б) может претерпевать изменения, чтобы лучше
адаптироваться к внешней среде, строить успешные коммуникации;

в) может быть изменена по настоянию профсоюза.

3.13. Изменения в организационной структуре не­посредственно приводят:

а) к повышению заработной платы некоторых работников;

б) к перераспределению обязанностей и полномочий;

в) к сокращению персонала.


3.14. Матричная организационная структура имеет
наибольшее сходство:

а) с проектной структурой;

б) с функциональной структурой;

в) с региональной.

3.15. Недостатком матричной структуры является:

а) ее высокая вертикаль;

б) подрыв принципа единоначалия;

в) высокие издержки, связанные с управлением.

3.16. Функциональная структура наиболее подходит
для:

а) предприятий, функционирующих в условиях
неопределенности;

б) предприятий, выпускающих товары первой необ­ходимости либо не имеющих себе заменителей;

в) предприятий, относящихся к малому или сред­нему бизнесу.

3.17. Проектная организационная структура - это:

а) временные структуры, создаваемые для реше­ния конкретной задачи;

б) постоянно работающая целевая группа в функ­циональной структуре;

в) синоним матричной организационной структуры.

3.18. Можно выделить основные структуры управ­ления:

а) линейная, матричная;

б) линейная, линейно-функциональная, матричная;

в) линейная, штабная.

3.19. Наилучшая организационная структура:

а) функциональная, так как достигается четкое раз­деление труда, исполнительность, дисциплина;

б/ матричная, так как способна быстро адаптиро­ваться к изменениям в окружающей среде;

в) это структура, выбираемая в соответствии с це­лями, стратегией организации, корпоративной
культурой.

3.20. Организация должна состоять из:

а) хотя бы двух человек;

б) трех или более человек;

в) более десяти человек.

3.21. Какой организации не существует:

а) формальной;

б) неформальной;

в) адаптивной.

3.22. Выберите верное определение организации:

а) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения совместных целей;

б) группа людей, совместно определяющая цели;

в) группа вместе работающих людей.

3.23. Внешняя среда характеризуется:

а) сложностью, непредсказуемостью, подвижностью;

б) сложностью, масштабностью, предсказуемостью;

в) стабильностью, предсказуемостью, управляемостью.

3.24. Как называется наиболее общая цель

организации?

а) задача;

в) миссия.

3.25. Выберите верное определение цели:

а) цель - это задача, которая стоит перед рабочим коллективом;

б) цель - это конечный результат, к которому стремятся работники;

в) цель - норма, установленная руководством фирмы.

3.26. Социальная ответственность организации - это отклик организации на проблемы общества и оказание помощи в их разрешении. Что может быть приме­ром социальной ответственности?

а) оказание посильной финансовой помощи обществу;

б) ответственность, гуманность в поведении организации по отношению к членам общества, лю­бая помощь;

в) соблюдение законов работниками организации.

3.27. Какую цель обычно организация перед собой не ставит?

а) выживание;

б) приумножение прибыли;

в) сокращение производства.

3.28. Четкое разделение труда:

а) желательно для любой организации;

б) необходимо для любой организации;

в) не всегда обязательно для организации.

3.29. Наличие в организации должностных инструкций позволяет:

а) четко распределить полномочия и зоны ответственности;

б) расширить предприятие, открыть филиал;

в) повысить квалификацию работников.

3.30. Какие качества должны быть развиты у менеджера?

а) коммуникабельность, решительность, ответственность;

б) терпение, усидчивость, пунктуальность;

в) медлительность, осторожность, исполнительность.

3.31. Делегирование полномочий - это:

а) отказ от полномочий;

б) передача полномочий;

в) превышение полномочий.

3.32. Первоначальное значение слова «стратегия»:
а) искусство ведения боя;

б) искусство вести переговоры;

в) искусство убеждать.

3.33. Поставщики, конкуренты, потребители, местные органы управления - это:

а) факторы внутренней среды;

б) факторы внешней среды прямого воздействия;

в) факторы внешней среды косвенного воздействия.

3.34. Анализ внешней среды организации производится с целью:

а) определить угрозы и возможности, с которыми
сталкиваются организации;

б) определить сильные и слабые стороны организации;

в) определить ресурсный потенциал организации

3.35. Какие из перечисленных ниже факторов относятся к факторам внутренней среды организации:

б) цели, задачи, технология, структура, персонал;

в) потребители, поставщики, местные органы управления.

3.36. Множество соподчиненных целей в организации называется:

а) вереницей целей;

б) системой целей;

в) деревом целей.

3.37. Считается, что организация добилась успеха, если:

а) получила дополнительную прибыль;

б) достигла своей цели;

в) выпущенный ею товар пользуется спросом у потребителей.

3.38. Идеальная модель организации менеджмента
на предприятии с позиции Лайкерта включает:

а) доверие и уверенность в подчиненных;

б) контроль и мотивацию работников;

в) умелую организацию работы.

3.39. Как соотносятся понятия «менеджер» и «предприниматель » ?

а) слова-синонимы;

б) не пересекаются;

в) предприниматель может быть менеджером.

3.40. Производительность труда в организации имеет:

а) денежное выражение;

б) количественное выражение;

в) верны оба ответа.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19

a. А. Файоль;

b. Д. Гетти;

c. М. Фоллетт;

d. Э. Мейо.

e. Ф. Тейлор;

    Исследования ученых какой школы базировались на использовании данных точных наук?

a. школы научного управления;

b. классической или административной школы;

c. школы науки управления и количественный подход;

d. школы поведенческих наук.

e. школы человеческих отношений;

    Какой тип управления характерен для организаций, сопротивляющихся изменениям и

имеющих негибкие оргструктуры и устойчивые задачи?

a. эдхократический;

b. иерархический;

e. механистический;

    Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций

менеджмента?

a. М. Фоллетт;

b. А. Файоля;

c. Д. Гетти;

d. Ф. Тейлора;

    Какую цель обычно организация перед собой не ставит:

a. выживание;

b. сокращение производства.

c. приумножение прибыли;

    Какова основная современная тенденция в развитии организаций?

a. разукрупнение организаций;

b. снижение значимости иерархий;

c. ускорение в развитии организаций.

d. снижение организованности;

    К чему следует отнести потребителей продукции?

a. к факторам непосредственного окружения организации;

b. к факторам общего внешнего окружения организации.

c. к факторам внутренней среды организации;

    Представители какой научной школы впервые описали принцип управления -

единоначалие?

a. школы человеческих отношений.

b. школы научного управления;

c. классической или административной школы;

d. школы науки управления или количественный подход;

e. школы поведенческих наук;

    Какой уровень управления организацией должен вырабатывать и проводить политику взаимодействия с внешней средой?

a. все уровни.

b. низовой;

c. высший;

d. средний;

    Представители какой научной школы ратовали за по¬вышение заботы руководителей и подчиненных?

a. административной школы;

b. школы науки управления или количественный подход.

c. школы поведенческих наук;

d. школы человеческих отношений;

e. школы научного управления;

    Какое государство является родиной менеджмента?

a. Германия.

b. Франция;

d. Россия;

e. Англия;

    Известные научные подходы в менеджменте хронологически расположены так:

a. поведенческий, ситуационный, количественный, системный;

b. поведенческий, количественный, системный, ситуационный;

c. количественный, ситуационный, поведенческий, системный;

    Менеджмент-это:

a. наука, практика и искусство;

b. наука и искусство;

c. практика и управление.

    Какие подсистемы можно выделить в системе управления организацией?

a. структурно-информационную, информационно-поведенческую и саморазвития.

b. формальную и неформальную;

c. нормативную и маркетинговую;

d. административную и производственную;

    Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие классической, или административной школы управления?

a. Э. Мейо.

b. Ф. Тейлор;

c. М. Фоллетт;

d. А. Файоль;

e. Д. Гетти;

    Когда менеджмент выделился в самостоятельную об¬ласть знаний?

a. в средние века.

b. в середине XX в. ;

c. в XVIII в. ;

e. на рубеже XIX и XX вв. ;

    Сколько существует основных подходов в развитии управленческой науки?

d. четыре;

    Что такое менеджмент?

a. главный принцип управления;

b. теория и практика управления;

c. исключительно теория управления;

d. исключительно практика управления.

    Кто из данных представителей был родоначальником «школы человеческих отношений»?

a. А.Маслоу.

c. М.П.Фоллет;

d. Э.Мэйо;

    Какое из утверждений, верно характеризует понятие менеджмент:

a. менеджмент - это управление хозяйственной деятельностью;

b. менеджмент - это государственное управление;

c. менеджмент - это общественное управление;

d. менеджмент - это управление предприятием по найму;

    Какими методами управления характеризуется период

a. анархическими;

b. административно-командными;

c. бюрократическими;

d. «военного коммунизма»?

    Какие существуют виды самоконтроля менеджера?

a. административный, производственный, финансовый;

b. предварительный, функциональный, стоимостной;

c. формальный и неформальный.

d. промежуточный и конечный;

    Каковы основные составляющие "организаторских способностей"?

a. умение работать с людьми, воздействовать на них.

b. контактность, стрессоустойчивость, доминантность;

c. лидерство, способность вести за собой;

d. способность влиять на людей, разрешать конфликты;

    Что включает в себя система управления в элементар¬ном виде?

a. принципы, методы и функции управления;

b. субъект, объект управления и связи;

c. совокупность объектов управления.

d. совокупность органов управления;

    Что изучают при фотографии рабочего дня?

a. потери рабочего времени;

b. способы выполнения задач.

c. методы работы руководителя;

d. структуру затрат времени;

    Какого метода менеджмента не существует:

a. материального и административного;

b. социально психологического и экономического;

c. либерального и морального.

    Группа экономических методов менеджмента включает в себя методы:

a. трудовые нормативы;

b. нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом;

c. финансирование и кредитование;

d. внутрифирменного планирования;

e. экономического стимулирования;

    Какие методы управления направлены на организацию процесса производства и

управления и основываются на правовом обеспечении управления:

a. организационно- распорядительные;

b. экономические;

c. социально- психологические.

    Что означает профессионализм менеджера?

a. знание технологии отрасли;

b. опыт практической работы в отрасли;

c. работу на постоянной профессиональной основе.

d. управленческую подготовку;

    Основные формы воздействия на коллектив:

a. убеждение, как метод воспитания и формирования личности;

b. повышение и активизация творческой инициативы членов коллектива;

c. установление в коллективе благоприятного морального климата;

d. использование критики и самокритики.

e. планирование социального развития коллектива;

f. развитие и сохранение различных методов, традиций и ритуалов, сформировавшихся внутри коллектива;

    Какая функция находится в центре круга самоменеджмента?

a. постановка целей;

b. планирование;

c. самоконтроль;

d. работа с информацией.

e. организация трудового процесса;

    Кем прежде всего должен быть менеджер?

a. экономистом.

b. специалистом данной отрасли;

c. специалистом по управлению;

d. социологом;

e. психологом;

    На чем основываются административные методы уп¬равления?

a. на штрафных санкциях.

b. на законодательных и нормативных актах;

c. на экономических интересах объектов управления;

d. на воздействии на социально-бытовые условия работа¬ющих;

    Каковы общие методы управления?

a. воспроизводственные и маркетинговые;

b. законодательные и нормативные.

c. административные, экономические и социально-психо логические;

d. сетевые и балансовые;

    Что такое самоменеджмент?

a. организация личной работы руководителя;

b. способность и возможность системы планировать и организовывать свою деятельность;

c. самостоятельность в деятельности менеджера.

    На чем основываются социально-психологические ме¬тоды управления?

a. на воздействии на сознание и социальные условия.

b. на морально-психологическом климате;

c. на законодательных и нормативных актах;

d. на материальном интересе работников;

Основам менеджмента ... с помощью формул проверки (тестов ) читабельности сообщений, используемых в... необходимо отметить, что тесты читабельности учитывают лишь...

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления (2.1.).

Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

ПОДХОДЫ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ. Наша цель - помочь вам оценить эволюционный характер управленческой мысли и признать, что приемы, которые оказывались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. Следует понять, что школы пересекаются в вопросах теории и практики, и что в рамках одной организации вы найдете элементы всех этих подходов.

Научное управление (1885 -1920)

Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Гилбреты изобрели прибор и назвали его микрохронометром. Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждое из них. Об этом написано в Примере 2.1. Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы. Тейлор, например, обнаружил, что максимальное количество железной руды и угля может быть переброшено, если рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью до 21 фунта (ок. 8,6 кг - прим. ред.). По сравнению с более ранней системой это дало поистине феноменальный выигрыш.

Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.

Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и

его современники фактически признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами плакировали свою работу.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.

Классическая, или административная школа в управлении (1920 -1950)

Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Тейлор и Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управлении организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля3.Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии4. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А.К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс»5. Следовательно, их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова - применительно к работе всей организации.

Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.

Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией6. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. В следующем разделе данной главы мы более подробно рассмотрим собственно функции управления.

Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Пример 2.2. представляет собой сжатое изложение 14 принципов управления Анри Файоля, многие из них до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.

Принципы управления Анри Файоля

1. Разделение труда. Специализация является есте

ственным порядком вещей. Целью разделений

труда является выполнение работы, большей по

объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях.

Это достигается за счет сокращения числа целей,

на которые должны быть направлены внимание и

2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавай, приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия - там возникает ответственнее!?».

3. Дисщтлина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрия. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

4. Единонанате. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Edw-icmeo направления. Каждая груяпа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов обиам. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

8. Централизащии Как и разделение труда, централизация валяется естественным порядком вещей. Одяако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрали-задней. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

9. Скалярная ипь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы езде большей ошибкой поддерживать зту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок. Место - для всего и все на своем месте.

11. Справедливость. Справедливость-это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который дзржится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит н не держится за свое место.

13. Ишщшвгшва. Иниц5!атива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух. Союз - это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Поведенческие науки (1950 - го настоящее время)

Школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Многие в начале XX века серьезно ставили под сомнение тогда новую фрейдовскую концепцию подсознательного. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Следовательно, хотя авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фахтор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой.



Поделиться