Какие телефоны должны быть в уголке потребителя. Что такое уголок потребителя? Обязательные документы для "Уголка потребителя"

В текущей статье рассматриваются вопросы, касающиеся оформления уголка потребителя. Иногда даже четко установленные законодательные нормы вызывают множество вопросов и сомнений со стороны ИП и компаний, оказывающих услуги населению.

В обязанности таких субъектов входит и обеспечение наличия потребительского уголка.

Уголок потребителя понадобится при:

Кто обязан иметь стенд Уголок потребителя?

Когда флаг висит горизонтально - белый пояс всегда наверху. Тогда правило состоит в том, что белая полоса должна быть слева. Если он находится на мачте, белый ремень всегда будет на мачте. Проблемы возникают, когда есть несколько флагов, например, перед отелем или в церквях.

Как определить приоритет флагов?

Принцип прост, - говорит Мариуш Цейла, менеджер Вроцлавского Арсенала. - Польский флаг имеет приоритет, и мы всегда вешаем его перед флагом другой страны, церкви, Ватикана, Европейского Союза или корпоративного флага. Когда их два, польский флаг должен быть показан слева, глядя в сторону здания. Они должны быть одного размера и мачты одинаковой высоты, - объясняет Мариуш Цьела.

1. Законодательные аспекты оформления уголка покупателя

Все и компании, которые оказывают населению услуги, обязаны иметь такой уголок . Данная обязанность установлена 9-й статьей Закона РФ № 2300-1, датированным 07.02.1992 г. (далее называемым просто Закон).

Причем название «уголок потребителя» не является жестко закрепленным . Его можно назвать «информация для покупателей», «уголок покупателя», «информационный стенд» или как-нибудь по-другому (на свое усмотрение). Главное – чтобы была размещена необходимая информация.

  • Когда их три, наиболее важным является внутреннее и белое и красное.
  • Второй приоритет - слева.
  • В четырех наиболее важных - крайний справа.
  • В случае пяти - польский флаг должен быть посередине.
  • Когда их шесть или более, польский флаг должен занимать правую и левую стороны.
Флаг один: белый и красный. С орлом - флаг, - подчеркивает Мариуш Цьела.

Таким образом, немецкий герб зарезервирован для некоторых учреждений, таких как морские порты и аэропорты. Он используется польскими государственными учреждениями за рубежом. Если мы уже знаем, какой флаг висит, важно - где. И здесь примечание, обычный гражданин не может повесить флаг на крыше, это место зарезервировано для правительственных учреждений - например, провинциальных офисов. И, наконец, имейте в виду, что государственный флаг всегда должен быть чистым и иметь ненарушенные цвета. У него не может быть никаких рисунков и надписей.

Вышеуказанная статья З акона требует довести до покупателя информацию о названии регистрирующего органа и наличии государственной регистрации продавца, данные об аккредитации и имеющихся лицензиях (если осуществляемая бизнес-деятельность подлежит аккредитации и/или лицензированию).

Десятый пункт правил продажи некоторых разновидностей товаров, утвержденных правительственным постановлением № 55 от 19.01.1998 г. (далее – просто Правила), дублирует требование о размещении перечисленной информации. Кроме этого, в потребительском уголке размещаются и сами Правила (п. 9 данного документа).

Если вы встанете или опустите, сжечь его. Как с любой чрезвычайно влиятельной вещью, люди должны заботиться о том, какую информацию они предоставляют каждому через эти социальные сети. Адреса веб-сайтов и адреса электронной почты автоматически превращаются в ссылки.

  • Строки и параграфы разбиваются автоматически.
  • Используйте это для создания разрывов страниц.
Специальный доклад о демократизации в Румынии.

«Судебная система, подвергшаяся нападению в Румынии». Одна из трех ранее упомянутых статей называется «Европейский Союз в опасности». Судебная система, подвергшаяся нападению в Румынии. Исследование подписывают исследователи Пьеркамило Фаласка, Лоренцо Кастеллани и Радько Хоковский.

Каковы штрафы за нарушение оформления уголка потребителя?

Не предоставление вышеуказанной информации считается нарушением Правил продажи некоторых разновидностей товаров и карается административными мерами, указанными в ст. 14.15 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф для организаций составляет 10-30 тыс. руб., для ИП – 1-3 тыс. руб.

Контроль над судебными институтами и подчинение верховенства права исполнительной властью и ее институтами по-прежнему является серьезной проблемой для попыток реформ. Одной из наиболее серьезных проблем остается использование системой правосудия румынской исполнительной властью и ее структурами для уничтожения ее политических противников.

Требования к уголку клиента

Под его администрацией часто возникали политические проблемы в судебных решениях, работа Конституционного суда была подорвана, были свергнуты стабильные процедуры, ликвидирована институциональная система для взаимного контроля и балансирования государственных полномочий и предприняты попытки манипулировать некоторыми членами судебной системы, через угрозы и запугивание.

Санкции можно попытаться оспорить , сославшись на то, что нарушение является малозначительным. Но только при условии, что в компании нет других нарушений, кроме отсутствия определенной информации на потребительском стенде. Также необходимо своевременно дополнить уголок необходимыми данными.

В 10-й статье Закона и 10-м пункте Правил нет прямой формулировки «уголок потребителя». Указанные документы устанавливают требования в целом. То есть, указывают, какая именно информация должна быть на вывеске и стенде. Согласно требованиям, информация, необходимая потребителям, должна размещаться в месте, доступном для ознакомления .

В последние годы Румыния стала свидетелем злоупотребления правосудием со стороны исполнительной власти, в том числе путем применения законодательства о национальной безопасности, чтобы подавить свободу слова и преследовать журналистов не только в стране, но и за рубежом.

Прокуроры больше не должны угрожать судьям. Ни правительство, ни разведывательная служба не должны пытаться изменить или диктовать исход судебного разбирательства. Влияние судебной власти со стороны правительства должно быть прекращено путем исключения министра юстиции из всех судебных решений.

Что подразумевается под местом, удобном для ознакомления?

В контексте судебной практики такое место отвечает 2-м критериям: доступность и удобство расположения покупательского уголка с точки зрения самого покупателя. Этот вывод подтвержден реальной судебной практикой. Но конкретных условий, которые определяют удобство и доступность, не существует. Поэтому выполнение указанных критериев придется оценивать самостоятельно.

Прокуроры должны уважать независимость судебных органов и воздерживаться от неоправданного влияния на судей, а не угрожать им открытием уголовных дел, если они объявят оправдательный приговор. Пространство, выделенное для рекомендаций, расширено. Необходимо предпринять усилия по значительному улучшению открытого управления, т.е. обеспечению большей прозрачности для граждан.

Образование для правосудия, императив. Другие рекомендации нацелены на представителей законодательной власти и уменьшают коррупцию: Румыния должна принять объективные критерии для обеспечения того, чтобы иммунитет законодателей не использовался для предотвращения расследований и уголовного преследования за коррупцию, а как инструмент укрепления независимости государственных полномочий - Коррупция должна быть сокращена как на правительственном уровне, так и в правосудии, поскольку она представляет собой серьезную нагрузку на румынскую экономику и администрацию.

Кроме обязательной информации, в потребительском уголке также размещаются дополнительные данные , имеющие значение при оказании услуг из сферы розничной торговли или бытового обслуживания. Законодательно наличие такой информации на потребительском стенде не установлено. Но это не значит, что Роспотребнадзор не будет проверять присутствие таких данных. Составим перечень подобной информации.

2. Что должно быть в уголке потребителя

  • Закон РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г., который регламентирует защиту прав потребителей. Обратите внимание, что вариант данного документа, распечатанный самостоятельно из Интернета или прочих источников, проверяющие не всегда принимают в качестве надлежащей информации. Инспектор может потребовать размещение печатной версии данного Закона, аргументируя это тем, что покупатели должны иметь правильную информацию. А Интернет-версия не всегда может быть достоверной.
  • Книга предложений и отзывов.
  • План эвакуации при возникновении пожара.
  • Правила пожарной безопасности.
  • Правила предоставления бытовых услуг (для тех, кто оказывает таковые).
  • Прейскурант на предоставляемые услуги (если субъект предпринимательской деятельности их оказывает).
  • Телефоны контролирующих органов и экстренных служб.
  • Данные о внеочередном обслуживании некоторых категорий населения.
  • Информация о запрете реализации определенных видов продукции (табачные изделия, спиртное) несовершеннолетним лицам.
  • Для общепита и торговли – санитарно-эпидемиологические правила.
  • Прочие правила, которые регулируют осуществляемую деятельность.

3. Фото готовых уголков потребителя

Вот несколько покупательских уголков, для примера:


4. Классификация для потребительского стенда

Документы, подлежащие к размещению на потребительском стенде, условно делятся на несколько категорий:

Санитарные правила. Если вы осуществляете реализацию продуктов питания или деятельность в сфере общепита, необходимо разместить на стенде соответствующие правила. Это СП 2.3.6. 1066-01 и 2. 3. 6.1079-01, утвержденные постановлениями главного санврача РФ № 31, датированного 08.11.2001 г., и № 23 от 07.09.2001 г.

Нормативные акты. Это Закон № 2300-1, регламентирующий права потребителей, и правительственное постановление №55, датированное 19.01.1998 г., которое устанавливает правила реализации некоторых категорий товаров. Также на стенде могут быть размещены разноплановые спецправила, регулирующие определенные направления бизнес-деятельности (например, бытовое обслуживание или продажу медикаментов).

Данные о продавце. Это копия регистрационного свидетельства, лицензии (при необходимости лицензировать вид деятельности). Иногда местные власти устанавливают собственные правила. Например, в столичных торговых точках нужно размещать на потребительском стенде санэпидемзаключение о том, что данный объект отвечает санитарным требованиям, с приложениями списка предоставляемых услуг либо выполняемых работ, ассортиментного перечня выпускаемой/продаваемой продукции. Эти требования утверждены распоряжением № 31 отдела потребрынка Правительства Москвы, датированным 30.05.2003 г.

Книга отзывов. Согласно 8-му пункту Правил, книгу необходимо предоставлять по требованию покупателя. Ее удобно расположить на стенде, но это не является обязательным.

Контрольные измерители. Если вы работаете с мерной продукцией, в потребительском уголке нужно разместить контрольный метр либо весы.

Прочая информация. Это телефоны/адреса контролирующих инстанций и экстренных служб. К первым относится районное УВД, департамент по защите потребительских прав, управление Госторгинспекции, остальные компетентные организации. Если вы реализуете спиртное/табак, на стенде должно быть сообщение о запрете продажи подобной продукции несовершеннолетним лицам.

Правила пожарной безопасности , а также эвакуационный план магазина.

Касательно других документов (ассортиментный перечень, сертификаты качества, используемые формы обслуживания) жестких требований не существует. Исключение представляют случаи, когда размещать подобную документацию на стенде требуют местные власти. Но подобная документация должна находиться в месте продажи или предоставления услуг. Она предъявляется при проверках либо по запросу клиентов.

Наполняемость потребительского уголка зависит и от вида . Так, в аптеках стенды могут содержать нормативную документацию, касающуюся отпуска жизненно необходимых медикаментов. Это установлено правительственным постановлением №393, датированным 08.04.1999 г. В нужно разместить информацию о санитарных правилах, выдвигаемых к помещению/оборудованию.

Не размещение дополнительной информации на потребительском стенде не влечет за собой административного наказания. Это не значит, что ИП или юридическое лицо не должны иметь такую информацию. Ведь региональное законодательство может закреплять свои требования/правила, касающиеся наличия у субъектов, осуществляющих бытовое обслуживание либо розничную торговлю, определенных нормативных документов. Как и потребительский стенд, подобная информация должна находиться в месте, доступном и удобном для ознакомления.

5. Вопросы на тему оформления потребительского уголка

Можно ли необходимую информацию разместить не на отдельном стенде, а в папке, которая будет находиться рядом с прилавком?

Внешний вид потребительского уголка, как и место его нахождения в торговой точке, законодательством не установлены. Единственное условие: все данные должны предоставляться в доступной и наглядной форме.

Важно, чтобы потребитель мог самостоятельно ознакомиться со всеми документами. Поэтому не рекомендуется размещать их в стеклянных витринах закрытого типа, ведь требование доступности будет нарушено. Обычно потребительский уголок – это стенд с прозрачными кармашками для бумажных листов.

Вариант с папкой тоже имеет право на существование. Главное – поместить ее на виду и обеспечить покупателям свободный доступ к документам. На такой папке следует разборчиво написать: «Информация для потребителей».

Считается ли нарушением размещение Закона о защите потребительских прав на стенде в распечатанном виде?

На этот счет не установлено особых требований. Следовательно, и санкций не будет. Но инспекторам больше нравится, когда на стенде помещают типографские версии документов. К тому же, такой стенд выгляди более внушительно.

Но если речь идет о распечатке из правовых официальных баз (это указывается на всех страницах автоматически), претензий и вопросов тоже не возникнет. Распечатки, сделанные из сетевых ресурсов, выглядят сомнительно.

Нужно ли размещать на потребительском стенде журнал, в котором отмечаются ревизии и контрольные проверки?

Данный журнал должен быть в торговой точке, но на стенде его размещать не обязательно. Указанный журнал содержит информацию о выполненных проверках: название контролирующей инстанции, даты начала/завершения проверки, суммарное количество времени, подписи инспекторов. Конечно, его можно поместить на стенде. Но потребителям не обязательно знать о проведенных ревизиях.

Какие документы должны располагаться на стенде потребителя?
Каковы штрафы за нарушение оформления уголка потребителя?
От чего зависит наполняемость информационного стенда?

В данной статье мы рассмотрим вопросы, связанные с уголком потребителей. Порой даже четко установленные нормы законодательства вызывают ряд сомнений и вопросов со стороны организаций и индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги населению, в чьи обязанности, собственно, и входит оформление уголка потребителя.

Наличие уголка потребителя – это обязанность организации или индивидуального предпринимателя при оказании услуг населению. Не обязательно должна соблюдаться формулировка «уголок потребителя», можно назвать как угодно: «Информационный стенд» или просто «Информация для потребителя». Важно, чтобы необходимая информация была размещена. Данная обязанность вменена статьей 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

Данная статья требует довести до потребителя информацию о государственной регистрации продавца и названии регистрирующего органа, а также сведения о лицензиях и аккредитации, в случае если осуществляемые виды деятельности подлежат лицензированию и (или) аккредитации.

Требование по размещению названной информации дублируются в пункте 10 правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (далее – Правила). Помимо этого сами Правила также должны быть размещены в уголке потребителя (п. 9 Правил).

Непредоставление данной информации является нарушением установленных правил продажи отдельных видов товаров и влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 14.15 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф за нарушение Правил для предпринимателей составит от 1 тыс. до 3 тыс. руб., для организаций – от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июня 2009 г. № Ф03-2673/2009).

Можно попытаться оспорить санкции, сославшись на малозначительность нарушения. Конечно, при условии, если иных нарушений, кроме как отсутствие какой-либо информации на стенде потребителя не выявлено. А стенд с информацией своевременно дополнен необходимыми сведениями.

Пример

В ходе проверки магазина установлено, что до сведения покупателей не доведена информация о сроке действия лицензии, об органе, выдавшем данную лицензию, кроме того Правила отсутствовали на информационном стенде. Суд пришел к выводу о наличии в действиях продавца состава вменяемого правонарушения. Вместе с тем, оценив характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения, суд применил статью 2.9 КоАП РФ, которая предусматривает возможность освобождения от ответственности при малозначительности правонарушения.

Суд установил, что продажа алкогольной продукции осуществлялась легально, документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции, у продавца имелись. При проверке в магазине недоброкачественного товара не обнаружилось, ценники оформлены верно. Нарушения в виде отсутствия в уголке покупателя правил продажи отдельных видов товаров, а также информации о номере и сроке действия лицензии в наглядной форме устранены в день проведения проверки, других нарушений не выявлено, ранее продавец к административной ответственности не привлекался (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 мая 2009 г. № А65-940/2009).

Статья 10 Закона и пункт 10 Правил не содержат прямой формулировки «уголок потребителя» и рассматривают в целом требования, размещаемые не только на стенде потребителя, но и на вывеске. Требования сводятся к тому, что необходимая потребителю информация должна быть размещена в доступном для ознакомления месте.

Что считать удобным местом для ознакомления? С точки зрения судебной практики данное место должно отвечать двум критериям: «удобство и доступность» расположения уголка потребителя с точки зрения потребителя. Данный вывод подтверждается судебной практикой (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 января 2010 г. № А56-37254/2009, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 марта 2011 г. № А81-2251/2010). Конкретных условий, определяющих эти факторы, нет, так что придется самостоятельно оценивать, насколько удобно расположен стенд.

Помимо обязательной информации, которая должна быть размещена в уголке потребителя, есть еще и дополнительная информация, немаловажная при оказании услуг населению в сфере бытового обслуживания или розничной торговли. Наличие ее на информационном стенде законодательством не установлено, что не мешает Роспотребнадзору это наличие проверять.

Попробуем сформировать перечень данной информации:

1. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О за щите прав потребителей». Обратите внимание, что распечатанный вариант данного Закона из интернета или других источников не всегда принимается проверяющими, как надлежащая информация. Инспекторы требуют размещение печатного издания Закона, ссылаясь на то, что потребители должны иметь достоверную информацию, что не всегда могут предоставить источники из интернета;

2. Книга отзывов и предложений;

3. Правила пожарной безопасности;

4. План эвакуации в случае пожара;

5. Для коммерсантов, оказывающих бытовые услуги, – правила оказания бытовых услуг;

6. Для коммерсантов, оказывающих бытовые услуги, – прейскурант на предоставляемые услуги;

7. Телефоны экстренных служб и контролирующих органов;

8. Информация о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан;

9. Информация о запрете продажи отдельных видов товара несовершеннолетним покупателям (алкогольная продукция, табачные изделия);

10. Санитарно-эпидемиологические правила (для торговли и общепита);

11. Иные правила, регулирующие осуществляемый вид деятельности.

юридическая консультация

Классификация для стенда потребителя

Ольга Мищенко , эксперт журнала

Все документы, которые должны быть расположены на стенде потребителя, можно условно разделить на несколько групп.

Нормативные акты. Закон о защите прав потребителей от 7 февраля 1992 г. № 2300-1, Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. Различные специальные правила, регламентирующие отдельные направления деятельности (продажа лекарств, бытовое обслуживание и др.).

Санитарные правила. В сфере общепита,а также при торговлепищевыми продуктаминеобходимо позаботиться о наличии соответствующих санитарно-эпидемиологическихправил СП 2.3.6.1079-01,СП 2.3.6.1066-01 (утверждены постановлениямиглавного государственногосанитарного врача РФот 8 ноября 2001 г. № 31,от 7 сентября 2001 г. № 23).

Сведения о продавце. Копии свидетельствао регистрации, лицензии (если деятельностьлицензируется). Отметим,иногда региональныевласти устанавливаютсвои правила. К примеру,в Москве в торговых точкахдолжно быть санитарно-эпидемиологическоезаключение о соответствии санитарным правилам с приложениями перечня видов выполняемых работ и (или) оказываемых услуг, ассортиментного перечня реализуемой (изготавливаемой) продукции (указания, утвержденные распоряжением департамента потребрынка Правительства Москвы от 30 мая 2003 г. № 31).

Контрольные измерители. При работе с мерными товарами в уголкепотребителя необходимо разместить контрольныевесы, контрольный метр.

Книга отзывов. Книгу удобнее расположить на стенде потребителя, но, согласно пункту 8 Правил, книга предоставляется по требованию потребителя, так что выставлять ее на стенд не обязательно.

Иная информация. Адреса и телефоны экстренных служб и контролирующих организаций: управление Госторгинспекции, департамента по защите прав потребителей, телефон районного УВД и др. При торговле табачными изделиями и алкоголем – сообщение о том, что продажа товара лицам до 18 лет недопустима. Правила пожарной безопасности, план эвакуации. Жестких требований относительно иных доку ментов нет (сертификаты качества, ассортиментный перечень, при меняемые формы обслуживания), только если местные власти не обязывают размещать их на стенде. Однако бумаги должны находиться в торговой точке. По требованию клиентов, при проверках они предъявляются.

Наполняемость уголка потребителя может зависеть еще и от осуществляемой деятельности, например, в аптечных учреждениях могут быть размещены нормативные документы по отпуску жизненно необходимых лекарственных средств (постановление Правительства РФ от 8 апреля 1999 г. № 393 «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами...»).

А если ваша деятельность связана с оказанием парикмахерских услуг, то вам будут нужны санитарные нормы и правила к оборудованию и помещению.

Если в вашем уголке потребителей данная дополнительная информация размещена не будет, административную ответственность это не повлечет. Но это не значит, что данная информация не должна быть в наличии у организации или индивидуального предпринимателя, учитывая, что региональным законодательством могут быть закреплены правила и требования о наличии в организациях розничной торговли или бытового обслуживания тех или иных нормативных документов. Причем данная информация, также как и уголок потребителя, должна быть размещена в удобном и доступном для ознакомления месте. Данное мнение подтверждается судебной практикой (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 октября 2009 г. № А32-13376/2009 19/243-74АЖ).

обратная связь

Вопрос – ответ

Олег Евграфов , эксперт журнала

Можно ли документы, которые должны быть в уголке потребителя, разместить не на стенде, а сложить все в одну папку рядом с прилавком? Наталья, Пермский край

Внешний вид уголка потребителя, как и его расположение в торговой точке, не регламентированы. Существует лишь одно условие: информация должна быть представлена в наглядной и доступной форме. Важно, чтобы покупатель мог самостоятельно ознакомиться с документами. Не стоит размещать бумаги в закрытой стеклянной витрине, так как будет нарушено требование «доступности». Как правило «уголок» представляет собой стенд с прозрачными карманами для документов, но вполне возможен и вариант с папкой. Главное чтобы она находилась на виду, к ней был свободный доступ. На папке стоит крупно указать: «Информация для потребителя».

Нужно ли на стенде потребителя размещать журнал «Учета контрольных проверок и ревизий»? Андрей И., предприниматель

Нет. Журнал учета проверок(форма утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141) должен находиться в торговой точке, но вы не обязаны размещать его на стенде. В журнале содержится информация о проведенных проверках: наименование ведомства, проводившего контроль, дата начала и окончания проверки, общее время в часах, подписи должностных лиц, проводивших проверку. Журнал, конечно, можно расположить и на стенде, но покупателю информацию о своих ревизиях вы предоставлять не обязаны. Достаточно, что журнал будет находиться у должностного лица торговой точки.

Будет ли нарушением, если закон о защите прав потребителей на стенде потребителя будет в распечатанном виде? ИП Колобов, г. Рязань

Особых требований на этот счет не установлено, соответственно, санкций тоже нет. Контролерам больше нравится, когда в уголке потребителя размещается типографские издания документов, да и выглядит оно внушительнее. Но, думаем, если это будет распечатка из официальных правовых баз (при распечатке это автоматически указывается на каждой странице) никаких вопросов и претензий не возникнет. А вот распечатка «из интернета» будет выглядеть сомнительно.



Поделиться