Влияние глобализации на менеджмент. Глобализация и управление человеческими ресурсами

«Ангел» в переводе с греческого языка означает "посланник, вестник". Его задача - доносить до людей Божью волю. Ангел-Хранитель - защитник и помощник человека в преодолении трудностей. Он способствует духовному росту и успешному прохождению жизненного пути.

Не всегда Ангелу-Хранителю удается положительно воздействовать на человека. Отказ от веры, склонность к агрессии и злобе губит духовное начало. В жизни человека начинают происходить изменения в худшую сторону - беды, болезни, неудачи.

Икона Ангела-Хранителяспособствует визуализации образа. Помогает начать общение со своим светлым духом. Через молитвы человек способен восстановить утерянную связь со своим защитником, встать на путь добра и очищения.

Для чего нужен Ангел-Хранитель?

Ангел-Хранитель - посредник между человеком и Богом. Он вестник добрых мыслей и общается посредством внутреннего голоса. Для христиан Ангел-Хранитель является духом-защитником. Священнослужители утверждают, что только прошедший обряд крещения получает Ангела-Хранителя. Поэтому окрестить новорожденного стараются как можно раньше, чтоб у него появился свой защитник.

Ангел-Хранитель предупреждает об опасностях, помогает избежать искушения. Чудесное спасение людей, уцелевших в катастрофах, интуитивные озарения или пророческие сны - так Ангел-Хранитель оберегает своего подопечного. Он никогда не причинит вред человеку. Ежедневнаямолитва Ангелу-Хранителюпоможет найти с ним общий язык, преодолеть жизненные сложности. Святые отцы советуют разговаривать со своим светлым духом, просить у него совета или помощи.

Чем больше веры в человеке, тем ближе к нему Ангел-Хранитель. Если христианин не прислушивается к своему внутреннему голосу, то светлый дух может покинуть его. Тогда в жизни человека появляются беды и болезни. Христианин лишается своего личного духа-защитника.

Икона Ангела-Хранителя

В православии светлый дух приставлен к человеку, чтоб опекать его, помогать духовному развитию. Ангел-Хранитель посредством внутреннего голоса и интуиции общается со своим подопечным. Предупреждает его о возникшей опасности, вдохновляет на добрые поступки.

Никогда Ангел-Хранитель не передает Божью волю через третьих лиц. Только путем непосредственного общения, в молитве или внутреннем диалоге, возможен контакт со светлым духом.

Икона Ангела-Хранителяможет быть нательной или находиться в домашнем иконостасе. Она оберегает человека днем и ночью. Домашняя икона защитит дом, будет способствовать миру в семье. Прислушиваться к себе, избегать неприятностей поможет Ангел-Хранитель. Нательная иконаоградит от несчастий, случайных аварий.Защитник не вмешивается в основной жизненный путь человека.

Особенности иконы Ангела-Хранителя

Икона Ангела-Хранителяимеет символические особенности. В иконографии каждый предмет или жест несет свое значение. Особенностью иконы с Ангелом-Хранителем является «око во лбу». Третий глаз - символ ясновидения и интуиции. Существуют и другие элементы, необходимые при написании ангелов-хранителей.

  • Крылья символизируют быстроту Ангела, его возможность перемещаться из реального мира в мир духов.
  • Посох означает посланца Божьего, его духовную миссию на земле.
  • Зерцало и жезл - шар с крестом - в руке Ангела помогают видеть опасность и предупредить о ней человека.
  • Тороки - золотые ленты в волосах - символизируют общение с Богом и послушание его воле.

Невидимую защиту дарует икона «Ангел-Хранитель». Значение ее заключается в благостном наставлении, творческом озарении. Она помогает пройти духовный путь в гармонии с собой и окружающим миром.

Ангел-Хранитель и святой покровитель

Следует различать Ангела-Хранителя и святого покровителя. Последний выбирается по имени и дате рождения. Святой покровитель - реальный человек, пошедший свой жизненный путь и причисленный к лику святых (например, Александр Невский, Серафим Саровский).

Имена при крещении выбирают в честь святого, чье рождение приходится на тот же период, что и у новорожденного. В православных святцах отмечены все дни почитания святых покровителей. Дни рождения человека и его покровителя, идентичного по имени, располагаются рядом (в период до 8 дней).

Тем не менее святого покровителя тоже именуют Ангелом-Хранителем. А его день рождения - днем ангела. Для святого покровителя существуют свои молитвы, иконы, акафисты. Икона Ангела-Хранителя по именизащищает и других людей с аналогичным именем и датой рождения. Святого покровителя человек может выбрать сам или получить его защиту после крещения.

Ангел-Хранитель не является реально жившим человеком. Это светлый дух, не имеющий имени и гендерной принадлежности, но обладающий личностными качествами. К каждому человеку приставлен один Ангел-Хранитель. На иконах он изображается с белыми крыльями. Существует иерархия бесплотных духов. Она включает в себя серафимов, херувимов, архангелов, ангелов. Для Ангела-Хранителя написаны свои утренние и вечерние молитвы, каноны.

Как молиться Ангелу-Хранителю

Молитва перед иконой помогает визуализировать светлый дух, настроиться на духовное общение с ним. Священнослужители рекомендуют прислушиваться к своему внутреннему голосу, потому что именно в этот момент светлый дух разговаривает с человеком.

Молитвенное правило для христианина содержит ежедневные молитвы ангелу-хранителю. Они небольшие, их легко запомнить. Молитва Ангелу-Хранителюпроизносится вдумчиво, с любовью. Ее можно написать на листке бумаги и носить при себе как талисман.

Утренняя молитва защитит на целый день от негативных влияний, поможет избежать конфликтов, настроит на добрые дела.

Вечерняя молитва оградит спящего от вторжения нечистых сил. Будет способствовать пророческим снам или предупреждениям.

Существуют разные молитвы ангелу-хранителю. Их можно произносить в любой жизненной ситуации, требующей совета или помощи светлого духа.

  • Молитва для успеха в делах.
  • Для обретения счастья.
  • Для защиты от непонимания.
  • Об изобилии на столе.
  • О достатке в доме.
  • Для защиты от врагов, недоброжелателей.
  • Об исцелении.
  • Для защиты от несчастных случаев.
  • Благодарственная молитва.

Икона духовного защитника для ребенка

Одной из наиболее почитаемых считается икона Ангела-Хранителя для ребенка. Она поможет справиться со страхом, убережет от бед, защитит от опасности. Икону можно поставить рядом с кроватью малыша во избежание болезней, сглаза. Ребенку можно объяснить, что у него есть небесный защитник, который поможет в бедах и неудачах.

Именно в доме должна находиться икона. Ангел-Хранитель, значение которого для ребенка состоит в недопущении негатива, спасет от многих бед. Энергетическая защита детей слаба, поэтому злой взгляд или недоброе слово могут нанести вред. Ангел-Хранитель оберегает малыша от неприятностей.

Икона святого покровителя для ребенка

Если в православных святцах отмечено несколько святых покровителей с датой, приближенной ко дню рождения ребенка, то можно самостоятельно выбрать понравившегося покровителя. Следует ознакомиться с его жизнью. Узнать, почему и за что он причислен к лику святых.

Например, икона святого Кирилла (Ангела-Хранителя)имеет в иконографии несколько вариантов. На ней может быть изображен Кирилл Радонежский или Кирилл Александрийский.

Существуют и другие святые покровители с таким именем. Их дни празднованияприходятся на 31 января, 8, 17, 27 февраля, 22, 31 марта, 3, 11 апреля, 11, 17, 24 мая, 22 июня, 22 июля, 20 ноября, 21 декабря.

Икона «Ангел-Хранитель Кирилл»поможет мальчикам и мужчинам с идентичным именем. При выборе святого покровителя можно отталкиваться от даты рождения или от его жизнеописания. В православии больше ценится духовное родство. Если жизнеописание святого покровителя импонирует, то необязательно придерживаться определенной даты рождения.

Икона-заступница

Помимо ангелов-хранителей и святых покровителей, существует и икона-заступница. Ее также можно выбрать по дате рождения. Однако у каждого образа есть свое значение, и тогда большую ценность приобретает заступница в конкретной жизненной ситуации.

Икона-заступница и Ангел-Хранительпризваны защищать дом, семью, конкретных людей. К ним обращаются в горе, болезнях. Просят уберечь родных и близких от несчастий, сохранить семью, не допустить гнева или ненависти других людей.

Удобнее всего подобрать по гороскопу икону-заступницу и святого покровителя. Не следует забывать, что не только помощи следует просить у небесных сил. Но и благодарить их за удачное завершение дел, невидимую помощь, защиту.

Овен

Помогут святой Георгий Исповедник, Софроний и Иннокентий Иркутские. Икона Казанской Божьей матери. Молитва перед ней защитит от видимых и невидимых врагов, придаст сил, поможет при заболевании глаз.

Телец

Святые покровители - Иоанн Богослов, Стефан и Тамара. Икона Иверской Божьей матери и «Сподручница грешных» помогут в исцелении от заболеваний, даруют прощение и покаяние. Несут утешение в унынии и горе, скорби и болезни. Святые покровители даруют понимание супругам.

Близнецы

Следует просить защиты у иконы Владимирской Божьей матери, образы «Неопалимая купина», «Взыскание погибших». Святые покровители - Алексей Московский и Константин. Можно молить о здоровье детей, сохранности брака. Об исцелении при лихорадке, зубной боли. Иконы-заступницы помогут вразумить пьющих и отрекшихся от веры людей.

Рак

Поможет икона святого Кирилла (ангела-хранителя),«Всех Скорбящих Радость», Казанская Божья матерь. Чудотворные образы даруют физическое и духовное исцеление. Избавят от гордыни и греха неверия. В скорби и бедах поможет святой покровитель.

Лев

Илья-Пророк, Николай Угодник защитят в житейских трудностях. Икона-заступница «Покров Пресвятой Богородицы» дарует силу, терпение. Поможет в осознании греховных дел, наставит на путь истины и добра.

Дева

Святые покровители - Александр, Павел, Иоанн. Икона-заступница - «Страстная», «Неопалимая купина». Помогут в горе, несчастье. Даруют исцеление, утешение. Помогут в познании себя, своего духовного пути.

Весы

Святой покровитель - Сергий Радонежский. Охраняет икона Почаевской Божьей матери, «Воздвижение Креста Господня», «Неопалимая купина». Защитят дом от пожаров, недобрых людей. Принесут духовное возрождение, радость покаяния.

Скорпион

Защитит и поможет святой Павел, Ангел-Хранитель. Икона- заступница Иерусалимской Божьей матери, «Скоропослушница». Исцелят от онкологических заболеваний, принесут утешение и прощение. Помогут беременным женщинам, защитят маленьких детей. Укажут путь в растерянности и недоумении.

Стрелец

Оберегают Николай Угодник, святая Варвара. Икона Тихвинской Божьей матери «Знамение» укрепляет отношения родителей и детей. Защитят от болезней, не допустят сглаза малыша. Даруют долгожданного младенца отчаявшимся родителям.

Козерог

Святой Сильвестр, Серафим Саровский - небесные покровители. Икона-заступница «Державная» поможет обрести правду и любовь, исцелит от болезней. Дарует мир и спокойствие в семье, стране. Примирит врагов, укрепит родственные связи.

Водолей

Оберегают святые Кирилл, Афанасий. Икона Владимирской Божьей матери, «Неопалимая купина». Помогут в исцелении при сердечно-сосудистых заболеваниях, защитят от врагов и клеветы. Сохранят дом, избавят от ссор и ругани.

Рыбы

Милентий Антиохский, Алексий - святые покровители. Икона Иверской Божьей матери поможет в заступничестве перед Богом, дарует утешение в скорби и бедах. Поможет в тяжелых жизненных обстоятельствах, приумножит плодородие земли.

Ангел – святой бесплотный дух, возвещающий и исполняющий волю Божию.

Ангелы – (греч. а́нгелой – "вестники"; ед. ч. а́нгелос – "вестник"; от глагола анге́лло – "извещать", "возвещать") – созданные Богом бесплотные сверхъестественные существа, сотворенные прежде видимого мира.

Слово ангел означает вестник. Такое наименование имеют бесплотные духи потому, что они возвещают людям волю Божию. Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и который в точности исполнит то поручение.

Ангелы обитают везде. Но преимущественно на небе, вокруг Престола Божия. Там, где Бог наиболее открывает им Свою славу, а через них и Свою волю в отношении людей.

Святые отцы Церкви называют их вторыми светами, как бы отблеском Божественного света.

Они – светы вторые! Как это нам понять?! С чем сравнить, чтобы было доступно нашему уму?..

Находясь в непосредственной близи к Богу, Ангелы наполняются восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и величайшей любовью Творца вселенной к своему творению.

Некий Божественный свет широкой рекой свободно льётся через них.

В этом образ подлинной святости. Небесные Силы восприняли в себя свет Божий. Преломили его в себе и, отразив и раздробив на множество прекрасных лучей, распространили вокруг себя, отдав людям, способным к его восприятию. И вот в этом отражённом сиянии Божественного света, сиянии неуменьшенном, непотемнённом, но сиянии приумноженном и радостнотворном, приносящем жизнь, мы познаём Бога!

Если бы не Ангелы, мы никогда даже в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и воспринимать Божественный свет.

Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию – нам нужны посредники, которые так преобразуют её, что она становится доступной и нам.

И вот Ангелы являются для нас этими посредниками.

Ангелы отличаются друг от друга как просвещённостью, так и различной степенью благодати.

Высшую иерархию непосредственно близко стоящих к Богу составляют Ангелы, носящие имена: Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовью к Богу, и возбуждают и других пламенно любить своего Создателя. Серафим – значит пламенный.

Херувимы имеют полноту знания и обилие премудрости. Они озарены обильными лучами света Божия. Им дано знать всё в той степени, в какой могут познавать созданные существа.

Престолы – эти Ангелы столь возвышены и столь озарены благодатию, что Господь обитает в них и через них проявляет Своё правосудие.

Вторая, средняя иерархия состоит из Ангелов, носящих имена: Господства, Силы и Власти. Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей, быть выше всякого искушения, а также противостоять тем злым духам, которые поклялись погубить человека. Силы – это Ангелы, исполненные божественной крепости. Это те духи, через которых Господь совершает свои чудеса. Им дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса. Власти – Ангелы, имеющие власть укрощать силу бесовскую, отражать вражий искушения. Кроме того, они укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах.

Третья, низшая иерархия включает в себя тоже три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала – чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной, охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Это Ангелы Народоправители. Их достоинство выше, чем Ангелов Хранителей отдельных людей. Из книги пророка Даниила мы узнаём, что попечение о иудейском народе было вверено Архистратигу Михаилу (см. Дан.10:21). Архангелы – великие благовестники тайн Божиих, всего великого и преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию и разумению воли Божией.

Ангелы (последний, девятый чин иерархии) – светлые духовные существа, ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение. Более подробно я скажу о них несколько позже. А сейчас кратко об Архангелах.

Из Священного Писания нам известно, что Архангелов, то есть старших Ангелов, начальствующих над всеми остальными, – семь.

В книге Товита (Тов.12:15) мы читаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: «Я – Рафаил, один из семи Ангелов». И в Откровении Иоанна Богослова говорится о семи духах, которые пред престолом Божиим (см. Откр.1:4). К ним Святая Церковь относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.

1. Архангел Михаил – первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копнем в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия – диавола.

Так он изображается в память о том, что некогда на небесах было великое противостояние между Ангелами – служителями Божиими и злыми духами – ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны.

Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю.

2. Архангел Гавриил – провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью или с фонарём, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зеркалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божий бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зеркало своей совести и слова Божия.

3. Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Имя Рафаил означает милосердие, помощь всем страждущим.

4. Уриил – Архангел света и огня Божия – изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряет огнём пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нём можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам.

5. Селафиил – Архангел молитвы. Изображается или с чётками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками.

6. Иегудиил – хвала Божия. Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом из трёх шнуров в другой. Венец – для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов.

7. Варахиил – Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений.

Таковы Архангелы.

А теперь об Ангелах.

Среди сонма Ангелов находится и Ангел Хранитель каждого из нас. И вот все мы, дорогие мои, должны стремиться к тому, чтобы как можно лучше познать своего Ангела Хранителя, познать настолько, чтобы чувствовать его присутствие близ себя. А для этого необходимо знать нам о нём как можно больше.

Церковь наша учит, что Ангелов Бог создал по Своему образу. Это бесплотные, разумные, чистейшие существа, подобные духу. Они щедро наделены Богом естественными дарованиями: умом, способностью познавать и любить как своего Творца, так и людей, и быть живым образцом Божиих совершенств. Они верные служители Божий, исполнители Его воли. Они не только способны понимать и беседовать друг с другом, но они также понимают и язык наших душ, и поэтому мы можем обращаться к ним в наших молитвах. И в этом залог доступного для каждого из нас тесного непосредственного общения со своим Ангелом Хранителем.

Как говорится в Святом Евангелии, Сын Божий пришёл на землю, чтобы послужить людям, спасти их. И Ангелы посылаются на землю с той же целью – служения людям.

По мнению учителей Церкви, человек создан для того, чтобы восполнить число отпавших ангелов. Следовательно, мы должны войти в Собор Ангелов. А для этого, подумайте, дорогие мои, как чиста и свята должна быть наша жизнь. Как ещё здесь, на земле, мы должны заблаговременно подготавливать себя к сожитию с Ангелами, к вхождению в их светлое и святое собрание. В тот их собор, который мы с вами ныне так торжественно празднуем!

Но для этого мы должны приобрести и мысли, и чувства ангельские. От нас требуется очистить место для любви, приготовить своё сердце для принятия в себя любви сверхъестественной, той любви, которой от нас ждёт Бог.

И это несложно! Живи по евангельским заповедям – и достигнешь необходимого. А они не являются невыполнимыми. И в этом деле опять помогают нам Ангелы, просвещая наш ум познанием Святого Евангелия. Сознавая важность нашего тесного союза с Ангелами, поставим себе, други мои, цель, чтобы каждый прожитый день не разъединял нас, а сближал с Ангелами, особенно с нашим Ангелом-Хранителем.



Хэллоуин многие любят за возможность примерить на себя самые неожиданные костюмы и сделать самый невероятный макияж.

Одним из популярных образов этого праздника является ангел. Это может быть и классический ангел – невинный, чистый и нежный образ. И ангел падший – порочный, но невероятно притягательный.

В зависимости от выбранного образа выполняется и макияж ангела на Хэллоуин. Фото различных вариантов образа данного персонажа помогут почерпнуть идеи для выполнения мэйкапа.

Вне зависимости от выбранного образа, сначала нужно подготовить кожу и выровнять тон. И ангел классический, и темный антипод этого персонажа должны иметь идеальную кожу с ровным тоном. Поэтому начать следует с наложения тональной основы и маскировки дефектов, если таковые имеются. Необходимо:

  • наложить основу под макияж (можно использовать свой обычный дневной крем);
  • нанести тональное средство плотной текстуры, подобранное к оттенку кожи;
  • используя консилеры замаскировать затемнения под глазами, а также различные дефекты;
  • припудрить лицо рассыпчатой пудрой.

Макияж классического образа

Если выбран классический вариант образа, то можно сделать макияж в нюдовых оттенках, то есть, в этом случае лицо будет выглядеть естественно, будто косметика не использовалась совсем. Следует избегать использования черного цвета, даже тушь для ресниц лучше взять цветную. Придется обойтись и без яркой помады, следует применять естественный оттенок помады или бесцветный блеск.

Читайте также: Макияж кошки на Хеллоуин своими руками: оригинально, просто, соблазнительно!

Желательно использовать пудру с мерцающими вкраплениями, эти средством можно припудрить не только лицо и шею, но и руки, чтобы кожа немного поблескивала. Если такой пудры нет, то моно использовать обычные блестки, но их не должно быть слишком много.

Однако макияж на Хэллоуин для ангела можно сделать более карнавальным, все-таки это необычный праздник, на котором даже ангелы выглядят оригинально. Например, можно у внешних уголков глаз нарисовать ангельские крылышки. Рассмотрим, как можно сделать такой мейкап своими руками.

Необходимо:

  • нанести базу под тени на нижнее и верхнее веко, чтобы нанесенный макияж хорошо держался и не размазывался, ведь нам предстоит веселиться до утра;
  • берем белый карандаш и у внешнего угла каждого глаза рисуем фигуру напоминающую крыло ангела, вытягивая ее по направлению к виску. Закрашиваем полученный контур белым карандашом;
  • начинаем работать с тенями, накладывая их на верхнее веко. Следует использовать светлые холодные оттенки – голубовато-серый, серебристый, жемчужный. Можно взять тени с блестками или добавить немного блесток отдельно;
  • используя белые тени с сатиновым блеском, заполняем ими весь наш рисунок крыла. Нужно действовать аккуратно, поэтому стоит использовать тонкую кисточку;
  • на края «перышек» нашего крыла кладем немного теней с блестками или просто блесток;
  • теперь берем более темный оттенок и растушевываем его во внутренней складке, это сделает взгляд более выразительным;
  • далее берем гелевую подводку черного цвета, этим средство подводим верхнее веко, а также аккуратно обводит контур рисунка. Соединяем линии рисунка и подводки так, чтобы они выглядели единым целым;
  • у внешнего угла выводим стрелку по направлению, эта линия станет верхней границей небольшого внутреннего крылышка, состоящего из нескольких «перышек»;
  • белым карандашом закрашиваем слизистую нижнего века, а потом темным оттенком, который использовали для выделения складки верхнего века, подчеркиваем линию роста ресниц на нижнем веке;
  • теперь нужно подкрасить ресницы, можно использовать пучки накладных, их наклеивают у внешнего уголка;
  • можно украсить макияж стразами, наклев нескольку штук по контуру нарисованного крылышка;
  • на щеки кладем румяна нежно розового цвета;
  • губы покрываем бесцветным или розовым блеском.

«Иконография ангелов» – уже в самом этом словосочетании есть некое противоречие. Иконография – это ведь начертание образа. «Воспроизведение» образа Господа Иисуса Христа, согласно мысли святых отцов, обусловлено и оправдано тем, что Спаситель воистину воплотился, имел земной образ и, соответственно, был изобразим. Но как можно воспроизвести в художественном образе бесплотного невидимого Ангела?

Собор Архангелов. Миниатюра рукописи. Византия. XI век. Греция. Афон. Дионисиат

Символы

Конечно, в Священном Писании упоминаются явления Ангелов в некоем образе. Так, Иисус Навин видел Архангела Михаила как воина с мечом (Нав. 5:15), жены-мироносицы после Воскресения Христова на Гробе Господнем увидели юношу, облеченного в белую одежду (Мк. 16:5) и т. д. Но эти явления индивидуального характера (хотя и они тоже так или иначе отражены в иконографии) были именно видениями, каждый человек их видел по-своему. С помощью таких явлений нельзя решить проблему изобразимости невидимого ангельского мира. Так как же воспроизвести невидимое?

И здесь на помощь художнику приходят символы. Как пишет Дионисий Ареопагит в своем труде «О небесной иерархии»: «Все действия, принадлежащие небесным существам, по самой их природе, нам преданы в символах» . Потому что наш земной ум может подняться к созерцанию небесных иерархий только посредством символа.

В первохристианские времена Ангелов изображали в основном участниками Священной истории и так же, как прочих персонажей, т. е. как людей. Понять, что перед нами именно Ангел, можно лишь из контекста самого изображения.

Явление Ангела Валааму. Роспись римских катакомб на Виа Латина. IV век

Нимб и крылья

По всей видимости, для первохристианских времен такие ныне привычные и общепринятые атрибуты, как нимб и крылья, вызывали негативную ассоциацию с языческими культовыми изображениями (а ведь нимб присутствовал как в античной эллинистической языческой традиции, так и в зороастризме, индуизме и других религиях). И лишь спустя некоторое время образ Ангелов в христианском искусстве принял привычный для нас облик.

Символика нимба и крыльев для большинства христиан понятна. Впрочем, можно напомнить. «Что же касается до сияния в виде кружка, которое делается на иконах святых, то оно указывает на благодать, сияние и действенность в них безначального и бесконечного Бога», – пишет свт. Симеон Солунский . Крылья же символизируют полет и скорость, что в контексте служения Ангелов как вестников воли Божьей тоже довольно ясно.

Ангельские одежды

Касательно одежды и предметов – все несколько сложнее.

Нужно отметить, что символика иконописи всегда основывалась на реалиях культуры, в которой создавалась (в данном случае на реалиях позднеримской и византийской культуры). Например, предметами, связанными с императором и его двором, проще всего символизировать такие понятия, как власть и могущество. Любой человек в Византийской империи сразу улавливал ассоциацию, и риск неверной трактовки символа сводился к минимуму. Такая проблема возникла намного позже, когда значение тех или иных предметов византийской культуры и быта стали забываться. Только тогда появляются альтернативные толкования (порой весьма нелепые), что мы можем наблюдать и в наше время.

Итак, Ангелы – это посланники, служители и вестники Царя Небесного, и чтобы передать все величие их чина, позднеримские/византийские художники, как мы уже отметили, обращались к образам земного царства. Таким образом, пышный придворный церемониал византийского двора нашел свое отражение в христианской иконографии, и вот Ангелы уже предстают пред нами в ризах ромейских придворных сановников и военачальников. Конечно, времена меняются, и сейчас было бы неразумно изображать ангельский чин в костюмах госчиновников или в парадной форме представителей Министерства обороны (хотя это и являлось бы наиболее адекватным «переводом» византийской иконографии на современный язык). Но отношение к правителям и госслужащим в наше время разительно отличается от отношения к власть имущим в древности. Вот для античного и средневекового сознания «осовременивание» реалий Священной истории и духовного мира – вещь вполне обыденная (даже в эпоху Ренессанса в Западной Европе допускалось в религиозной живописи использовать современные для художника костюмы).

Ангелы в хитонах и гиматиях. Фрагмент византийской мозаики VI века из базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Италия

Основной ангельской «униформой» были одежды античной аристократии – хитон , гиматий и хламида . Нелишним будет напомнить, что хитон – это нижняя одежда наподобие подрясников духовенства, гиматий – это плащ, в который заворачивались поверх хитона (у римлян аналогом гиматия была тога ), а хламида – по сути, тоже плащ, но в него не заворачивались, а носили на плечах, застегнув пряжкой (или просто завязав концы) на плече или груди. Это сочетание нижней и верхней одежды в античном мире сохранялось довольно долго, хотя фасон этих элементов мог меняться до неузнаваемости.

Архангел Михаил в хитоне и хламиде. Византийская мозаика XII века из монастыря Дафни. Греция

Так, хитон, в зависимости от своей длины, наличия разрезов, рукавов – широких или узких, коротких или длинных, нашивок и других деталей, мог называться по-разному: далматика, скарамангий, дивитисий, коловий и т. д. На определенном этапе развития византийской культуры одновременно могли одевать два хитона различных фасонов (что, кстати, сохранилось до сих пор в ношении богослужебных одеяний: епископы надевают саккос поверх стихаря, хотя и то и другое одеяние происходит от хитона).

Хламида, как уже говорилась, – это род плаща в виде накидки на плечах. Она была довольно широкой. На хламиду в районе груди нашивался четырехугольник ткани, который по цвету отличался от самой хламиды – т. н. тавлион . Цвет хламиды и тавлиона мог указывать на место его носителя в придворной иерархии. Наиболее почетным цветом тавлиона был золотой. Хламиду же пурпурного цвета с золотым тавлионом мог носить только император.

Для военных был предусмотрен похожий плащ, который назывался сагий . Он отличался от хламиды только легкостью и меньшими размерами. На него тоже у высших чинов нашивался тавлион. Сагий более характерен для икон Архангела Михаила, который как Архистратиг (главнокомандующий) Небесного воинства изображался двояко – либо в наряде служителя Царя Небесного (об этом мы говорили выше), либо в доспехах византийского полководца, с сагием на плечах.

Явление Архангела Михаила Иисусу Навину. Архангел в доспехах с накинутым на плечи сагием. Миниатюра византийской рукописи X века. Ватиканские библиотеки

Следующим интересным атрибутом одеяний Ангелов является лор – парадное облачение византийских императоров и самых высших придворных (не случайно этот атрибут присутствует в изображениях высших ангельских сил). Аксессуар представлял собой длинную широкую полосу ткани, замысловато задрапированную на фигуре. В особо торжественных церемониях его надевали вместо хламиды.

Архангел Михаил в хитоне и лоре. Византийский мраморный рельеф XIII века. Германия. Берлин. Музей Боде

Лор происходит от одежд римских консулов. Консулы, как и все граждане Рима, носили тогу, но, в отличие от других римлян, их тога украшалась широкой пурпурной каймой. Драпировка тоги была целым искусством, но со временем неудобная тога уменьшилась в размере, и драпировали ее более простым способом (хоть при этом украшения были значительно пышнее). Этот вариант консульской тоги стал называться трабеей . Она уже целиком была пурпурной и расшивалась различными орнаментами.

Консул, облаченный в трабею. Римский рельеф VI века. Великобритания. Лондон. Музей Виктории и Альберта

С течением времени и сама трабея сузилась и эволюционировала в некое подобие шитого золотом и украшенного драгоценными камнями шарфа, тогда же и стала называться лором (λωρος – по-гречески означает «лента»). Драпировался лор, как уже говорилось выше, довольно сложно: его передний конец свешивался с груди вниз почти до подола, а верхний крестообразно оплетал грудь и спину, выходил из-за спины и перебрасывался через левую руку. Это чисто историческое римское одеяние удачно вписалось в систему ангельской иконографии еще и потому, что в Писании можно встретить такое видение Небесных Сил: «И вышли из храма семь Ангелов… облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами» (Откр. 15: 5–6).

Архангел в хитоне и лоре упращенного образца. Византийская мозаика XII века из Палатинской капеллы. Италия. Палермо

В Византии на этом варианте не остановились, и лор эволюционировал дальше в направлении упрощения. В конце концов он стал представлять собой несколько частей: оплечье (в виде широкого воротника), полосу, свисающую с груди, и более длинную, свисающую со спины, также огибающую талию и переброшенную через левую руку.
Иногда в одной и той же композиции переходного периода можно наблюдать Ангелов в разных вариантах лора. Самый характерный и интересный пример – мозаика XII века в куполе Палатинской капеллы – дворцового храма сицилийских королей, выполненная византийскими мастерами.

Символы власти

Головы Ангелов увенчаны диадемой . В своем изначальном античном значении диадема – это не женское украшение из бриллиантов, каким мы ее знаем, а всего лишь лента, повязанная вокруг головы. Собственно, белая лента в эллинистическое время считалась одной из царских регалий. К тому же она была одним из атрибутов жрецов.

Эллинистическая монета с изображением царя Антиоха III в диадеме. III-II век до Р.Х. Британский музей

В позднеримскую эпоху императоры также стали носить диадему, которая расшивалась жемчугом и драгоценными камнями.
При этом в центре диадемы надо лбом обычно размещался самый крупный камень. Именно эту диадему с развивающимися концами лент (называемых в русской традиции тороками (тороки-ремни)) мы и видим в иконографии Ангелов.

Архангел Гавриил в диадеме. Фрагмент византийской иконы XII века. Египет. Монастырь св. Екатерины на Синае

Когда же античное значение этого аксессуара забылось, на Руси появились наивные попытки его вольного истолкования. Но даже сейчас в популярной литературе по «богословию иконы» можно прочесть такое: «Тороки (слухи) – ленты в волосах Ангелов, символизирующие слушание ими Бога».
Трудно понять, почему ленты на голове должны символизировать «слушание», тем более что это никак не отражено в византийской письменности. Да и нелогично сводить функции одного из древнейших символов власти к антенным, принимающим сигнал.

Случается и другое: центральный камень в диадеме (обычно ромбовидной формы, который можно встретить на некоторых иконах) называется «третьим глазом» и символизирует уже не «слышание», но «видение». Это явно влияние восточных мистических практик. Ещё приходилось слышать, что концы лент – это почему-то молнии…
Но все же диадема – символ власти и священного служения (поскольку, помимо царей, в древности диадему имели и жрецы).
В руках Ангелов мы часто видим жезл – еще один из символов власти. Он также имеет место среди регалий византийского двора. Жезлы той или иной конфигурации имели не только императоры, но и придворные чины, например, силенциарии (церемонимейстеры).

Ангел с жезлом в сцене поклонения волхвов. Византийская мозаика XII века из монастыря Дафни. Греция

Жезл мог быть как в виде скипетра – длинной трости с богато украшенным навершием, так и в виде лабарума . Лабарум – древний римский воинский штандарт. Он представлял собой древко с поперечной перекладиной, с которой свисал прямоугольный кусок ткани. На лабарумах Ангелов часто изображается троекратное: «агиос» – «свят» (что напоминает нам о непрестанном ангельском славословии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3).
Как и в случае с диадемой, смысл жезла постепенно забывается, и уже в поздних русских «иконописных подлинниках» жезл именуется мерилом, что иногда трактуется как «символы измерения чистоты человеческих душ, отошедших в вечность».

Архангел с лабарумом и державой. Византийская мозаика XI века из Софийского собора. Киев

Третий символ власти, присутствующий в иконографии Ангелов, держава – шар, который у римских императоров означал власть над Вселенной. Часто держава в руках Ангелов украшена крестом или монограммой Христа, тем самым напоминая, что сила и могущество Ангелов даны Господом.

И этот символ на средневековой отечественной почве, после падения Византии и потери связи с древним античным наследием, утратил свой изначальный смысл, в некоторых поздних источниках стал именоваться «зерцалом» (зеркалом) и получил очередное произвольное толкование: «В византийской и древнерусской иконографии изображение прозрачной сферы в руках архангела; символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом» . Как видим, если диадема внезапно стала «играть роль» антенны, то держава теперь выступает чуть ли не хрустальным шаром для гадания. Есть еще одно странное толкование: оказывается, «зерцало» – это «прозрачный шар-сфера, посредством которого ангелы могут созерцать отражение Бога, не смея взирать на Него»…

В греческой мифологии встречается известный аналог – зеркальный щит Персея, которым он пользовался, чтобы, сражаясь с горгоной Медузой, уберечься от ее смертоносного взгляда. Вот только причем здесь Ангелы и Господь?

Стоит напомнить, что символы иконы создавались с целью облегчить понимание простому человеческому разуму реалий невидимого земным взором Царства Небесного, а не для того, чтобы окутать все мистическим туманом.

Отметим, что для «расшифровки» символики иконы фантазии не нужны, следует всего лишь понимать контекст эпохи, в которую то или иное символическое значение ей приписывалось. Такое знание не оставляет места досужим псевдоблагочестивым вымыслам.

Дмитрий Марченко

Примечания:

1. Святой Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Гл. 1, 3. СПб.: Сатисъ, 1995.

2. Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. III. СПб, 1857.

3. Языкова И. К. Богословие иконы. М.: Общедоступный Православный Университет, 1995.

С точки зрения стратегического управления глобализация представляет собой иерархическую финансово-экономическую и геополитическую пирамиду, наверху которой находятся ведущие страны и международные организации, реально управляющие миром . Национальные и транснациональные информационные сети разных уровней компетенции интегрированы в общую сеть глобального управления. Объем и интенсивность постоянного обмена информацией обеспечивают интеграцию разнообразных активов и потенциалов развития её участников. Такая система требует внедрения актуальных систем управления, обратных связей, контроля и моделирования сценариев развития событий. Стратегические субъекты принимают и реализуют решения мирового уровня управления. Для принятия решений в экономической сфере источниками информации могут быть данные национальных статистик.

Глобализация изменила мобильность квалифицированного человека. Научные идеи и специалисты востребованы в развитых странах, где значительно лучше условия жизни. Квалификация стала капитализацией человека, превращённого в международный рыночный продукт. Ввоз интеллекта стал выгодной статьёй дохода для лидеров, ударом по странам со средним уровнем развития, откуда выезжают специалисты, а приезжают мигранты с низким образовательным и профессиональным уровнем. Отъезд высококвалифицированных специалистов и переселение низкоквалифицированных трудовых ресурсов ставит под сомнение возможность проведения в России научно-технической и инновационной политики.

Глобальное экономическое развитие определяется подчинением мировой экономики интересам транснационального капитала и конкуренцией национальных экономических систем. Стратегии капитала оказывают давление на государства. Растет доля зарубежного финансирования научных исследований, создаются исследовательские подразделения ТНК в странах, благоприятных для такой деятельности. Глобализация в области образования и научной деятельности связана с унификацией систем образования и учёных степеней, перетоками информации и специалистов. Мировые ТНК усиливают своё влияние на систему национальных научных исследований и образования. Это создаёт в каждой стране уникальное сочетание внешних и внутренних факторов научного, образовательного и делового климата.

В связи с распространением информационно-коммуникационных технологий, созданием горизонтально-сетевых структур, открытых инноваций, развитием международного научно-технического сотрудничества активизируется деятельность транснациональных корпораций и отдельных государств в направлении научно-технической разведки с целью получения, анализа, структурирования и практического использования достоверной релевантной информации по технологиям двойного применения.

Открывая новые возможности, глобализация подрывает основы принятия решений новыми рисками, например, публично инициированными кризисами доверия к государству, организованными массовыми протестными движениями социума и т.д. Вертикально интегрированные национальные сообщества замещаются подвижными горизонтально-сетевыми транснациональными сообществами, а флэш-моб-технологии позволяют быстро собирать и провоцировать маргиналов в целях манипулирования через масс-медиа настроениями и поступками миллионов телезрителей и пользователей Интернета. Это приводит к новым вызовам и проблемам. Многократно возросли неопределённости и риски.

Конфликт парадигм, способов и практик решения задач мирового развития, внедрение ценностей иной внешней среды, приводят к радикальному сдвигу в разных странах. В элитах, а затем в массовом сознании активной части населения этих стран происходит изменение мировоззрения, затем происходит лавинообразное разрушение общественно-политических систем. Обломки восстанавливают, после чего многие из них переходят под управление внешней средой. Арабские «революции», нарастающая напряжённость в ряде других стран порождены не только внутренней борьбой с коррумпированными режимами, но и внешним воздействием новых информационных технологий манипулирования социальными сетями.

В теории систем показано, что невозможно одновременно обеспечить целостность (устойчивость экономики, безопасность и другие общесистемные свойства) страны и беспредельную свободу её граждан. Любая организация, целое подавляет (!) свойства её частей. В тех регионах мира, где неограниченно возрастает свобода, увеличивается число конфликтов, приводящих к локальным войнам. Чрезмерное государственное регулирование неизбежно приводит к снижению эффективности экономики и отставанию. Государство и общество стоят перед выбором степени регулирования целостности. Эти выводы актуальны, как в связи с необходимостью модернизации, так и сохранения целостности России.

Разоблачения Э. Сноудена в июне 2013 года относительно секретных программ массовой слежки за переговорами различных людей через интернет и мобильную связь (американская программа PRISM, британская программы слежения Tempora) вызвали грандиозный скандал в мире. Подобная слежка может быть увязана с тестированием новых информационных технологий манипулирования социальными сетями под различным флагом (борьба с коррупцией, экстремизмом и т.д.) и перспективой их эскалации во всем мире.

Современный мир становится все более сложным, нелинейным и агрессивным, в будущем эти факторы ещё более усилятся. Понятие «рефлексивное управление» стало применимо к финансово-экономической и социальной системам управления обществом и государством. Классический подход уже не отражает современной финансовой реальности.

Приспосабливаясь к быстроменяющейся в условиях глобализации практике, финансовые институты непрерывно реформируются, финансовое законодательство изменяется, не успевая институализироваться в сознании даже профессионалов. Практически ежегодно реформируются традиционные финансовые институты: «налоги», «бюджет» и т.п. По мнению Дж. Сороса финансы стали относиться к одной из самых рефлективных форм деятельности. Это означает, что финансовые игроки, работающие на мировых финансовых рынках, должны скрывать свои намерения, чтобы не оказаться в проигрыше из-за контригры конкурентов.

К понятию «финансы» теперь относят управление денежными потоками, организацию сложных финансовых операций, замещение денег финансовыми инструментами и конструирование новых финансовых инструментов, создание новых финансовых бизнесов и другие сложные явления современной жизни, принципиально несводимые к отношениям «по поводу формирования и использования денежных фондов». У современных финансов появились новые направления их использования, которые ничего общего не имеют с распределительными и контрольными функциями. Можно назвать инвестиционную, управленческую, организующую, инновационную, инструментальную и другие функции. Например, конструирование мошеннических финансовых схем, которое играет важную роль в современной жизни.

Речь идёт о разработке и осуществлении сложных финансовых операций (схем) разной целевой направленности, против которых нет абсолютной защиты в правовом поле. Их разработчиков и исполнителей сложно привлечь к ответственности по суду за ущерб обществу и государству. Это безнаказанное перераспределение общественного богатства «инженерами финансовых душ» развивается, втягивая в воронку активных людей. Приглашение к следователю нередко приводит к эмиграции такого «инженера» или быстро рождает «политического деятеля». Это придаёт следственному и судебному действию политический колорит. Использование нескольких десятков активных прикормленных сторонников, социальных сетей и сетевых технологий управления позволяет такому «герою» пугать власть призраками разноцветных революций, заставляя её отступать. Целенаправленное манипулирование информацией может привести к быстро нарастающей напряжённости. Подобные явления стали обыденными в современной России.

Психологическое, пропагандистское и организационное влияние на население глобальных социальных сетей стало важнейшим фактором устойчивого развития и управления страной. Государство обязано предвидеть, опережать и противодействовать негативным последствиям информационной открытости. Актуальность информационной защиты общества и государства от целенаправленного воздействия с разных сторон подтверждается быстрым ростом экономической, научно-технической, военной и других видов информации. Руководители государства, принимающие ответственные решения, обязаны своевременно владеть достоверной информацией.

Основой решения государственных и межгосударственных задач является концептуальное моделирование, в рамках которого создаются модели общего уровня, и проводится оценки среды и системы в целом. Ошибки в управлении на концептуальном уровне трудно устранимы последующими действиями и могут быть источником угрозы существованию самой управляемой системы (страны).

Отметим лишь некоторые аспекты , в которую вовлечена Россия. Внутри страны Россия ведёт информационную борьбу с терроризмом и экстремизмом (молодёжным, религиозным и т.д.). Учитывая быстрый рост сетевых информационных ресурсов, находящихся в управлении террористических и экстремистских структур, можно сказать, что ежедневная информационная война происходит во всех сферах и на всех уровнях за сохранение целостности государства. Внутрироссийские антироссийские идеологии и практики, этнорелигиозные и политические угрозы, такие как ваххабизм, национал-сепаратизм и исламский фундаментализм пустили достаточно глубокие корни в ряде регионов России (Северный Кавказ, Поволжье и др.). Особое внимание уделяется их лидерами обучению и воспитанию радикальных имамов с целью формирования из них новой генерации духовных наставников. Вербовка сторонников сопровождается многотысячными тиражами и бесплатным распространением экстремистской литературы, насыщением русскоязычного сегмента Интернета и социальных сетей экстремистскими сайтами, активным использованием сервисов типа YouTube, активной миссионерской деятельностью. Их изучение, анализ и оценка, выработка и реализация стратегии противодействия представляют самостоятельный интерес и являются предметом специальных исследований.

С учётом региональных театров «военных действий» и часовых поясов России можно предположить круглосуточное протекание информационных боестолкновений. Можно выделить некоторые признаки сетецентрической войны, которая ведётся международным терроризмом против России. Во-первых, это наличие информационно-коммутационной сети, объединяющей источники сведений. Во-вторых, это доведение до участников операций достоверной и полной информации. В-третьих, это органы управления, исполнительные механизмы и средства непрерывного воздействия.

Не проще складывается ситуация в межгосударственной сфере. Напомним хотя бы уровень накала и жестокость мировой информационной войны против России в рамках грузино-осетинского конфликта. Отметим информационные атаки и организованные протестные акции, в которых задействованы Интернет, мировые телевизионные сети, другие мощные источники целенаправленного воздействия.

Управление государством требует адекватной стратегии, основанной на системном анализе, прогнозировании, планировании, управлении и контроле с учётом положения внутри страны и влияния на неё извне. Если ранее территориально целостное государство было самостоятельно в собственном развитии, то в условиях высокой мобильности капитала его экономика зависит от транснациональных инвестиционных решений. В этом случае на неё влияет много факторов, в том числе, играют роль инфраструктура, потенциал рабочей силы, налоговое законодательство и другие институциональные условия.

Исключительное значение приобретает мониторинг и прогноз рисков, концептуальное моделирование, квалификация и мотивация власти, правильные управленческие решения высшего руководства страны. Задачи информационной защиты государства требуют постановки и решения, как минимум, трёх взаимосвязанных задач.

Во-первых , с точки зрения отражения и предотвращения угроз необходима информационная защита общества и государства, нужны силы и средства, разумная стратегия и оперативное искусство, современные технологии и специалисты, способные к информационной войне на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях.

Издан Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2013 г. № 31с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации». На ФСБ РФ возложены полномочия по созданию государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации. Указом определены её задачи и перечень необходимых работ по создаваемой системе.

Во-вторых , качество и эффективность информационных технологий определяет уровень научного прогнозирования, целевого планирования и скоординированной федерально-региональной политики социально-экономического развития и соответствующего программно-целевого управления России, её роль и место в мире.

Как обстоят дела с выполнением этих задач?

Разработка и координация отраслевых и межотраслевых концепций, стратегий и программ, отслеживание рисков и корректировка перекосов невозможна без современных информационных ресурсов высокого качества. Решение проблем «сопряжений» и «развилок» между территориальным и стратегическим планированием, реализуемость и результативность принимаемых стратегических управленческих решений зависит от конкурентоспособности обеспечивающих их информационных технологий.

Как свидетельствует мировой опыт, модернизация отдельных объектов инфраструктуры, оптимизация логистики или формирование отдельных кластеров не гарантируют экономической конкурентоспособности, востребованности их продуктовой линейки и долгосрочной ёмкости рынков. В современной России утерян советский опыт формирования и оценки региональных и отраслевых балансов, в соответствии с которыми рассчитывались плановые и фактические объёмы денежной массы применительно к каждому региону. Приоритетность обеспечения денежной массы внутриэкономическими возможностями сменилась транснациональной волатильностью к экспортно-импортным операциям. Транснациональные и корпоративные связи и их транзакционные издержки сегодня приобрели доминирующий характер. Это сильно осложняет корректное решение задач территориального планирования как самостоятельных элементов экономического развития. В России в виде информационного «спама» принято множество стратегических «концепций». Не сбалансированные по целям, задачам и ресурсам федеральные, региональные и отраслевые стратегии не стали комплексной моделью развития страны.

Президент США поставил перед своей администрацией и научным сообществом задачу перехода к сетецентрическим моделям. Они обеспечат конкурентные преимущества за счёт более точной и оперативной сборки единичных потенциалов для концентрации сил и средств в нужное время в нужном месте с целью создания цепочек добавленной стоимости и формирования конкурентных потенциалов долгосрочной доходности. По уровню планирования и управления портфелями проектов, контрактов и активов как целостным объектом, включая управление целями, архитектурой и технологиями отраслевого и регионального уровней Россия находится далеко не в первых рядах.

В-третьих , в условиях глобальной социально-экономической, политической и военной конкуренции уровень развития технологий стратегического управления и информационных сетей определяют возможности России к быстрой интеграции разнообразных активов и потенциалов развития на национальном и транснациональном уровнях для достижения соответствующих целей.

Как обстоят дела с выполнением этих задач?

Для идентификации прав и ответственности за активы необходимы адаптивные информационные технологии учёта и управления ими. Уровень наблюдаемости, качество и оперативность измерения социально-экономических процессов в России неконкурентоспособны по отношению к информационным возможностям развитых стран и международных институтов. Проблемой является идентификация наличия и прав собственности на ключевые активы. Недавнее обсуждение реформы РАН показало, что в ней на баланс поставлено менее 50% объектов государственного имущества и земель. И это далеко не самый худший показатель в стране. Громадное (в смысле числа чиновников) государство зачастую не знает, кому, на каких основаниях и с какими обременениями принадлежат права собственности. Не учтённые в реестрах и кадастрах объекты казны государства составляют основу коррупции. Не исключено, что и общероссийские финансовые потоки уже давно находятся под внешним контролем иностранных платёжных систем и клиринговых центров. Как справится с нарастающими кризисными явлениями в мире такое государство? Ведь не подкрепленные делами слова о модернизации и инновационном развитии уже превратились в заезженную лошадь.

В начале XXI века Россия вернулась в качестве важного субъекта в систему мировых отношений, которая сегодня дает серьёзный сбой. Демографические, экологические и экономические проблемы, аварии и катастрофы, военные конфликты не сходят с повестки дня, обостряются проблемы в различных регионах мира. Эти процессы угрожают суверенитету государства. Поэтому для многих стран важно участие России в создании стабильно функционирующей конструкции многополярного мира. Как минимум, выполнение трёх условий необходимо сегодня для дальнейшего развития России.

(1) Налицо потребность в принятой обществом общей стратегии развития, эффективности власти, которая была бы способна формулировать чёткие и ясные приоритеты, осуществлять стратегическое управление и эффективный контроль, отвечать за результат.

(2) Нужна государственная поддержка, а не чиновничье подавление инициатив, идущих от общества, в том числе, исследователей и разработчиков, создающих инновации.

(3) «При самых плохих законах, если у вас хороший чиновничий аппарат, можно управлять государством, если у вас плохие чиновники, не помогут самые лучшие законы», – сказал Отто фон Бисмарк, объединивший Германию в XIX веке.

Борис Алексеевич Виноградов,
доктор технических наук, профессор



Поделиться