Рисунки гжельской росписи для детей старшей группы. Техника рисования элементов росписи Гжель, Хохлома, Жостово Воспитатель: Перерва Валентина Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 000» г. Новокузнецк, Кемеровской области

«Небесная лазурь Гжели»

Детский творческо-познавательный проект

Воспитатель:

Первый этап. Целеполагание

Сегодня в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно принять его историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, активному освоению пространства, используя наследие своего народа.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Цель - формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.

Задачи:

· Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель»

· Формировать умение различать особенности цвета, узора, материала и передавать это в работах

· Развивать умение составлять декоративные композиции по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капельки, листики, розы, веточки, завитки, спирали, решетку, волнистые линии)

· Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике), русской лирической музыкой

· Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.

· Воспитывать чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.

Второй этап. Разработка проекта

· Родители были ознакомлены с темой проекта, целью, задачами

· Донесли до участников важность данной темы.

· Создали творческую группу (музыкальный руководитель, воспитатели, родители)

· Наметили и обсудили план по проекту

· Установили срок реализации проекта – 2 месяца

· Подобрали методическую литературу, наглядно – дидактический, музыкальный материал, подготовили слайды, фильмы

· Разработали конспекты непосредственной образовательной области и праздника.

· Разработали планирование основных мероприятий и сроки реализации каждого этапа

· Разработали и утвердили ресурсное обеспечение проекта (наглядного материала, пособий и атрибутов, изготовления костюмов, росписи шарфиков)

Третий этап. Выполнение проекта

Непосредственная

образовательная область

Формы и методы работы

Познание

Чтение рассказов, сказок

«Небесная лазурь Гжели», М. Боброва

«Небесная Гжель»,

(рассказ о промысле)

Чтение стихов

«Сине-белая посуда», С. Вахрушева

«Гжель», П. Синявский

«Взял мастер в руки кисть», Н. Савченко

«Гжель», М. Шапиро

«Гжель», С. Ледкова

«Незатейливый узор», Н. Радченко

«Гжель», Н. Радченко

«Гжель лелеял мастер»

просмотр художественных альбомов

«Небесная гжель»,

«Гжель», С. Вохринцева

«Гжель», А. Н Дорофеева

просмотр слайдов

Изделия гжельских мастеров

Чудо на фарфоре

просмотр видеофильмов

«Этапы гжельской росписи»

учебный фильм для детей

«Ода Гжели»

мастер-класс для детей

Художественное

творчество

Декоративное рисование

«Знакомство с гжельским узором»

« Расписывание тарелочки»

« Расписывание чайника»

Лепка

«Гжельский сервиз для Гоши»

Аппликация

« Сказочная посуда»

«Сказочный цветок»

Детское творчество

«Украшение тарелочки»

Эстетическая развивающая среда

Оформление выставки для родителей из детских работ

данной тематики

Музыка

Восприятие музыки

Русские лирические мелодии:

«Лебедушка», «Сударушка», «Прялица»

П. Синявский, «Незабудковая гжель»

М. Кузьмичева «Лазури хоровод»

Пение

«Лазури хоровод» М. Кузьмичева

«Россия, Россия» М. Кузьмичева

«На Руси умельцев много», муз. Иванова

Танцевальное творчество

«Лазури хоровод» М. Кузьмичевой

Танец с гжельскими шарфиками

«Красный сарафан», оркестр П. Мориа

Музыкально-игровое творчество

«Матушка Гжель»

«Найди гжельский узор»

«Сложи узор»

«Укрась тарелочку

Работа с родителями

Раскрашивание совместно с детьми альбома

«Гжельская посуда»

Изготовление гжельских костюмов

(сарафанов, кокошников, блузок)

Расписывание шарфиков для танца

Участие в празднике «В гости к мастерам Гжели»

Четвертый этап. Презентация проекта.

1. Интегрированная непосредственно образовательная деятельность «Небесная лазурь Гжели»

2. Праздник совместно с родителями « В гости к мастерам Гжели»

Пятый этап. Подведение итогов

В процессе реализации проекта, дети познакомились искусством гжели, научились передавать простейшие элементы узора (розу, листики, завитки, волнистые линии, решетку, точки, спираль). Дети научились самостоятельно выбирать цвет, материал. У них повысился интерес к декоративно – прикладному виду деятельности , появилось желание использовать гжельскую роспись в свободном рисовании, раскрылись творческие способности, появилось чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим участвовать в творчестве.

Шестой этап. Определение задач для новых проектов

Продолжать развивать творческие стремления детей

Познакомить с городецким искусством

Создать новый творческий проект «В гости к мастерам Городца»

Конспекты занятий и развлечений

I. «Голубая гжель»

Продуктивная деятельность по декоративному рисованию

Цель -

Задачи:

· Учить выделять середину композиции цветком-розой

· Закрепить умение рисовать концом кисти, всем ворсом, примакиванием

· Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, на примере декоративно-прикладного искусства гжель

· Дать детям возможность почувствовать себя народными мастерами, используя художественную деятельность

· Развивать творческие способности, стремление своими руками создавать красоту

Материалы и оборудование:

Иллюстрационный материал по теме «Гжель». Предметы, украшенные гжельской росписью. Изделия для росписи. Гуашь белого и синего цветов, баночки с водой, кисти, салфетки. Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель», музыка Ю. Чичкова.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята! А вы любите сказки? Ответы детей

Воспитатель . Сегодня я хочу вас пригласить в одну из сказок.

«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревушка Гжель. Давным-давно жили там смелые, да умелые мастера. Собрались они однажды стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской разных оттенков. Сами жители любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Рисовали умельцы на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки курочки, а на крышке петушок красуется. Другой сделал масленку в виде кита. На спине вылепил сказочный город с башенками и церквушками. Третий мастер слепил сахарницу в виде сказочной рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные - фигурные. Лепили мастера животных и птиц: петуха с пышным хвостом, кошку – задиру, мышку – норушку. А еще любили в этой деревушке делать часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они цветами, а на макушке петушок. Кажется, сейчас прокукарекает «Пора спать!» У каждого мастера был свой любимый узор, которым он всех радовал. А красочка у них была одна…голубая».

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые предметы создавали мастера. Всего два цвета, а как красиво! Обратите внимание, ребята, почти на всех работах присутствует элемент росписи - роза, завиток в виде петельных линий, цветок из дугообразных линий. Красиво, правда! А хотите и вы попробовать себя в роли мастеров? ответы

Воспитатель . Давайте сначала разомнемся.

Физминутка

Чудо – птицы прилетели (взмах, руки вверх),

Прилетели к нам из Гжели (опустить руки).

На ветвях они присели (присели),

Вдруг вспорхнули, улетели (встать и улететь).

Воспитатель. Отдохнули немного, а теперь за работу. Я вам принесла белые тарелочки. Давайте их украсим гжельскими узорами.

Воспитатель. Каким узором мы украсим середину тарелочки? Ответы

Воспитатель. А давайте в центре нарисуем синюю розу (воспитатель показывает последовательность рисования розы ). Не забудьте сделать узор и по краю тарелочки. А чтобы работа у вас ладилась да спорилась, я вам включу музыку.

Воспитатель. Посмотрите, какая красота у вас получилась! Вы настоящие умельцы!

Воспитатель . Скажите, ребята, с какой росписью мы сегодня познакомились?

Воспитатель. А какие вы запомнили основные элементы этой росписи?

Воспитатель . Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки. А закончить хочу такими строчками:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе ее названье – Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения!

II. «Гжельский сервиз»

Продуктивная деятельность «Лепка»

Цель - ознакомление детей с искусством гжельских мастеров

Задачи:

· Учить выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форму)

· Побуждать детей к созданию декоративной композиции по мотивам гжельской росписи.

· Закреплять умение лепить разными способами, развивая мелкую моторику рук.

· Закреплять представления детей о гжельском промысле, труде народных умельцев.

· Воспитывать любовь к народному творчеству, чувство уважения и гордости за свой народ.

Материалы и оборудование:

Письмо от клоуна Гоши. Дидактическая игра «Собери разбитый сервиз». Пластилин белого и синего цветов, салфетки, доски, стеки.

Ход занятия:

Стук в дверь. Воспитатель вносит посылку.

Воспитатель : Посмотрите, ребята, к нам в детский сад пришла посылка. Как вы думаете, от кого она? Ответы детей

Воспитатель: Давайте посмотрим (открывает). Ребята, а здесь письмо. Интересно, от кого оно? (читает письмо).

«Дорогие ребята! Я знаменитый клоун Гоша Форточкин. Хочу просить вас о помощи. Мой друг жонглер - Кнопа попросил у меня мой любимый сервиз, чтобы напоить чаем своих друзей. Сервиз ему так понравился, что он решил сделать с ним номер. Еще бы, ведь сервиз был такой красивый - белый, с синим орнаментом. Просто заглядение! На репетиции у Кнопы что-то пошло не так. У него разбилась вся моя посуда. Уцелела только лишь одна кружечка.

Милые дети, помогите. Я знаю, вы все умеете. Сделайте мне такой же сервиз, пожалуйста. Вот только от волнения я забыл, как он назывался. Помню только загадку про роспись:

Сине – голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится!

Чудо на фарфоре – синяя купель.

Это называется просто роспись…Гжель.

Высылаю вам кусочки моего любимого сервиза. Надеюсь, вы мне поможете.

Клоун Гоша».

Воспитатель: Посмотрите, друзья, здесь еще один конверт. В нем разбитая посуда. Давайте ее соберем и посмотрим, какой же был сервиз у Гоши?

Дидактическая игра «Собери разбитый сервиз».

Воспитатель: Ребята, какой же сервиз красивый! А как называется роспись, которой он украшен? Ответы

Воспитатель : Из чего гжельские мастера делают свои изделия? Ответы

Воспитатель : Какие изделия делают мастера из глины? Ответы

Воспитатель: Каким узором украшают свои изделия умельцы? Ответы

Воспитатель : Ну что, ребята, вы готовы стать мастерами – умельцами?

Ответы

Воспитатель: Давайте сначала разомнемся.

Физминутка

«Раз – два – спит цветок.

Три – раскрыли лепесток.

Раз – сомкнулись,

Два – проснулись,

Дружно к солнцу потянулись!»

Воспитатель: Садитесь по - удобней и начнем работу. Обратите внимание, узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Давайте рассмотрим разбитую посуду. Какие узоры вы видите на ней (цветок и бордюр)? Где расположен цветок (В середине)? А из каких элементов состоит цветок (серединка – это шарик, лепестки – шарики, расплющенные и с одной стороны прищипнутые)? На что похожи лепестки (на капельки)? А что расположено по краю изделия (бордюр – скатываем шарики и выкладываем по краю)? Не забудьте, работу начинаем с цветка. А чтобы работа быстрее спорилась, включу вам музыку.

Звучат русские лирические мелодии в исполнении оркестра русских народных инструментов

Воспитатель : Какие вы у меня молодцы! Такой красивый сервиз сделали. Настоящие мастера – умельцы. В старину люди говорили: «Умелец себе и людям радость приносит». Это про вас. Вы и себя порадовали и Гоше помогли. Он очень будет рад.

Скажите, чем мы сегодня занимались? А о каком промысле мы разговаривали? Какие цвета используют в этом промысле? А как вы думаете, понравится Гоше наш сервиз? Ответы детей

Конечно, понравится, ведь мы сделали его с любовью! А закончить наше занятие я хочу вот такими замечательными словами:

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой.

Не встретите на свете вы

Красоты такой!

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла.

III. «Сказочный цветок»

Продуктивная деятельность: Аппликация

Цель - ознакомление детей с искусством гжельских мастеров.

Задачи:

· Учить выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форму)

· Продолжать учить детей создавать композицию, используя аппликацию из бумаги голубого и белого цвета

· Развивать цветоощущение и цветовосприятие при подборе материала для выполнения аппликации.

· Использовать метод обрывания для обогащения впечатлений и развития мелкой моторики рук

· Закреплять умения видеть и выделять элементы узора: точки, прямые и волнистые линии, цветы, листья, птицы.

· Формировать интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию.

Материалы и оборудование:

Предметы, украшенные гжельской росписью. Дидактическая игра «Найди похожую посуду». Игровое упражнение «Назови элемент гжельской росписи и покажи его на посуде». Листы бумаги с силуэтами посуды, на которых изображены карандашные наброски гжельских цветов. Цветная бумага (синяя и голубая), кисть для клея, клей, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! На прошлых занятиях мы с вами познакомились с новым видом росписи. С каким, кто мне скажет? (гжельская роспись). А какие изделия расписывали мастера? (посуду) Какие слова можно подобрать, говоря об этой посуде? (нежная, тонкая, изящная, нежно-голубая ). Вся посуда разная, а что в ней общего? (украшена сине-голубым узором, на белом фоне) Из чего делали мастера такую посуду? (из глины).

Посмотрите вокруг. В нашей группе есть гжельская посуда?

Дидактическая игра «Найди похожую посуду».

Воспитатель. А давайте рассмотрим посуду. Какими узорами украшают мастера свои изделия? (растительными - цветы, трава ). А какие элементы гжельской росписи вы знаете? Давайте будем называть элемент и показывать его на посуде.

Дидактическое упражнение «Назови и покажи элемент росписи».

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда, так и светят на столе!

Из расписанной посуды есть вкусней и веселей!

Воспитатель. Какие вы у меня молодцы, ребята. Как много уже знаете. Каким же узором украшают мастера серединку своих изделий?(гжельской розой). А в жизни разве роза бывает синей? (ответы). Наверное, эта роза сказочная. Старые люди говорят так:

Звучит русская лирическая мелодия

В далекой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В ее саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь ее: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя! - сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать ее на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую росписную посуду с синей розой.

Давайте и мы, ребята, сделаем посуду с красивой синей розой. Но сначала разомнемся.

Физминутка

Вот большой стеклянный чайник, (надуть живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник (другая рука изогнутая, как носик).

Вот фарфоровые чашки (присесть, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг),

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки (потянуться, руки сомкнуть над головой),

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес (сделать большой круг).

Теперь можно и приступить к работе. Каждый лепесток нашей сказочной розы будем делать из отдельного кусочка бумаги, обрывая его. Но помните, каждый синий лепесток имеет голубой оттенок.

Воспитатель. Какая красивая посуда у вас получилась. Понравилось вам быть в роли мастеров? Люди говорят: «Хорошая работа два века живет».

Напомните мне, о какой росписи мы сегодня говорили? Какие у этой росписи основные элементы? Как еще называют эту роспись?

Воспитатель. Вы у меня большие молодцы. Спасибо вам за работу.

IV. « Небесная лазурь Гжели».

Интегрированное занятие

Цель: Знакомство с творчеством гжельских мастеров, с историей возникновения промысла, воспитание патриотических чувств: любви и гордости за свой народ, свою Родину, умельцев России.

Задачи:

1. Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.

2. Учить рисовать простейшие узоры (розы, бутоны , листики, решетку, волнистые линии, спираль), используя синий цвет.

3. Усилить восприятие материала, звучанием и исполнением народной лирической музыки и песен, соответствующей тематики современных композиторов, художественным словом.

4. Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявить себя в нем.

Материалы к занятию: несколько видов изделий, расписанных гжелью (блюдце с чашечкой, декоративное панно, подсвечник, лошадка, дед на печи, чайник, вазочка), кисти, краски, бумага, мольберт, образец рисунка.

Предварительная работа:

· Рассматривание альбомов «Небесная Гжель» , «Гжель» С. Вохринцевой, изделий, расписанных гжелью.

· Слушание рассказа педагога об истории происхождения промысла

· Рассматривание особенностей орнамента и цвета.

· Просмотр учебного фильма «Этапы гжельской росписи» и слайдов «Посуда Гжели»

· рисование узора (розаны, колокольчики, листочки, волнистые линии, точки, сеточка).

· разучивание песен, стихов данной тематики

· Активизировать словарь: декоративное панно, орнамент, оживка, сеточка, спираль, подсвечник, промысел, сувениры.

Ход занятия:

Под русскую народную мелодию дети входят в музыкальный зал и

рассаживаются на стульчики.

Ведущая: Сегодня мы отправимся с вами в гости к Гжельским мастерам.

Есть в Подмосковье такое местечко –

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра сильней,

Расцветает гжель васильковая,

Незабудковая гжель! П. Синявский

Вот такими удивительными стихами мне хочется начать наше путешествие. В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой, даже в самом названии этой деревушки слышится слово «жечь». Послушайте, какую легенду хранят жители этой деревни:

« История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось делать горшки из глины, которой в этих местах было много. Она обжигала их в печи и продавала на рынке, так и жили. Да и дочка Настенька умница была: печь затопит, пол подметёт, за водой сходит.

Наступила зима, да такая суровая, с ветром сильным, с морозами лютыми. И надобно же было, так случится - простудилась Настенька и заболела. Лежит в постели, встать не может. Какие только доктора

не смотрели Настеньку, а вылечить не смогли.

Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах,

снежинки весело кружились, поблёскивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника: с каждым часом ей становилось всё хуже. Матушка не знала, чем радовать дочку, как облегчить её страдания. «Настенька, скоро праздник придёт, веселье принесёт. Может это тебе силы придаст?» - говорит матушка. « Не до праздника мне матушка, не до веселья. А вот есть у меня одно заветное желание: хочется мне голубые васильки и колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться» - отвечает Настя. « Да где же мне среди зимы васильков тебе найти? Вот подожди, весна скоро придёт». Ничего не ответила Настя, только еще грустнее стала. Этот разговор услышала юная звездочка, которая только что зажглась на небе. Стало жалко ей Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более, что под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Чего там только не было: и васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась она за помощью к солнышку ясному: «Солнышко - батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить, помоги мне: надели силой волшебной узоры сказочные, ты же всё можешь».

Солнышко согласилось, осветило своими волшебными лучами узоры дивные и заиграли они весело на солнышке. Да и Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно – голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись. И расцвели нежно–голубые цветы и на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках. И Настенька, глядя на такую красоту сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась и вскоре совсем выздоровела.

С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют

«Небесно– голубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя Гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.» [ 3 ]

Ведущая: Почему же гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет! Он всегда бело – синий, яркий и прямо какой – то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь - дзинь! дзинь – дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде.

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной

единственной синей краской. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижер целым оркестром управляет. Палочка дирижера помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам.

Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется гжельской. Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи – бутоны, а в четвёртых, целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

показывает несколько готовых изделий из Гжели. Дети

рассматривают форму, рисунок, цвет

Ведущая: Многие поэты восхищались Гжелью и сложили свои прекрасные стихи о замечательном и чудесном промысле. Давайте, послушаем.

Рассказывание стихов

1 ребёнок: Сине - белая посуда,

Расскажи – ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать,

Ах, какая благодать.

С. Вахрушев.

2 ребёнок: Здесь рисуют девицы

Белые картинки,

Голубой узор на них,

Словно паутинка.

Эти синие цветы

Мы в узоры заплели.

Синих красок карусель

Называют всюду Гжель! П. Синявский

3 ребёнок: Рядом с осинками в синих косынках

Синие гроздья на синих рябинках

Синие зори и синие птицы –

С этой красою ничто не сравнится

Звонкими волнами кружатся краски,

Чтобы блестели анютины глазки.

Льётся узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не мог повториться!

П. Синявский.

4 ребёнок: Взял мастер в руки кисть

И в синь небес макнул.

Взамен холста – взял белизну

Просторов наших русских

Вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель,

Явилось чудо русской нам зимы,

С таким же звонким званьем – Гжель!

Ведущая: Спасибо за замечательные стихи, ребята. А сколько музыкантов написало удивительные песни, вдохновленные красотой Гжели. Давайте, споем одну из песен о Гжели?!

Исполняют песню. « Гжель»

Ведущая: Гжель, Гжель,

Праздничная Гжель!

Белою метелью закружила

Гжель, гжель!

Праздничная Гжель,

Синие цветы запорошила!

В. Стеклова.

Ведущая: А сейчас, ребята, мы тоже попробуем стать мастерами и будем расписывать посуду в гжельском стиле.

Посмотрите, у меня на мольберте рисунок чайника. Посмотрите, какой он красивый. Изящный носик, красивая гнутая ручка, крышечка. Давайте рассмотрим его.

а) рассматривают и называют форму

б) рассматривают узор и называют элементы, которыми они украшены

(розы, листочки, сеточка, точки, волнистые линии)

в) называют цвет фона, узора, оживки.

Ведущая: А теперь возьмите листочек с контуром. Сейчас мы приступим к самому интересному - таинству создания волшебного узора. Вы можете нарисовать узор, который изображен на чайнике, а можете придумать свой. Использовать можно только нужный нам цвет и узор, узор, который характерен для гжели.

г) дети называют элементы орнамента

д) воспитатель напоминает детям правила пользования кистью и гуашью, последовательность нанесения узора, аккуратности.

Звучат русские лирические мелодии, дети расписывают чайники. По окончании расписывания, ведущая выставляет готовые работы на стенд и рассматривает их с детьми. Дети рассматривают работы, говорят, чьи работы понравились больше всего.

Ведущая: Вот и подошло к концу наше замечательно занятие. Я думаю, что вы почувствовали себя мастерами и получили удовольствие от творчества. Из наших работ мы сделаем выставку для родителей. А сейчас, давайте споем замечательную песню о русских умельцах.

Пение песни «На Руси умельцев много»,

слова М. Кузьмичевой, музыка А. Иванова.

Под звучание русской народной мелодии дети выходят.

V. « В гости к мастерам Гжели»

познавательно - творческое развлечение

Под русскую народную мелодию дети входят в музыкальный зал и

становятся полукругом.

Ведущая : Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где–то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем есть!

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах –

На весь мир молва идет!

Исполняют песню « Россия, Россия », музыка и слова М. Кузьмичевой

после исполнения дети садятся

Ведущая: Сегодня мы отправимся с вами в гости к мастерам Гжели.

В Подмосковье, на русской сторонке,

Где березки ведут хоровод,

Где поляны колокольцев звонких,

Васильков лазурных, да синий лён цветет.

Расцветает Гжель, над землей плывет,

Наша чудо - гжель лазури хоровод!

Вот такими удивительными стихами мне хочется начать наше путешествие. На занятиях мы с вами много говорили об искусстве Гжель. Помните, одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.

А кто мне скажет, откуда произошло название деревни? (в названии этой деревушки слышится слово «жечь») Да, правильно! Жители деревушки с радостью называют себя Гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Почему же гжель так полюбилась людям? (потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет)

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Ведущая: Гжельская посуда хороша необыкновенно!

показывает образцы посуды на стенде

Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине – белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.

Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется гжельской. Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи – бутоны, а в четвёртые, целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.

показывает несколько готовых изделий из Гжели.

Рассматривают форму, рисунок, цвет

Ведущая: Многие поэты восхищались Гжелью и сложили свои прекрасные стихи о замечательном и чудесном промысле. Давайте, послушаем

Рассказывание стихов.

1 ребёнок : Поверить трудно: неужели,

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны,

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

2 ребёнок : Чудо с синими цветками,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка,

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

3 ребёнок : Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка-

Глазам загляденье,

Словно, весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье-

Русская, звонкая Гжель!

4 ребёнок: Из глубины веков до наших дней.

Стараньем мастеров умелых,

Русь украшает чудо - гжель

Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро

Чудесной гжели нежные букеты,

И легким ветерком как будто,

На нас подует жарким летом.

Порой осенней в ярких красках

Природы милого творенья,

К нам гжель приходит снежной сказкой,

Зимы предвидя приближенье.

Ну, а зимой, холодной, вьюжной,

Согреет нас огнем камин,

В котором жаркий пламень дружит

С узором сине-голубым! С. Ледкова

5 ребёнок: За столом сидели бабушка и дед,

Пили чай из Гжели часто, много лет.

Чайник, чашки, кружки согревали нас,

Милые зверушки радовали глаз.

Но пришел с подружкой внук к себе домой.

Ходики с кукушкой, скатерть с бахрамой…

Может, и дичают где-то там вдали,

Только в Гжель он чаю для неё налил.

Сколько б ни летели миллионы дней,

Мы без нашей Гжели, словно без корней.

Белизны и сини нежные цветы,

Это всё Россия – мама, папа, ты!

Ведущая: Спасибо, за замечательные стихи, ребята. А сколько музыкантов написало удивительных песен, вдохновленных красотой Гжели. Давайте, споем одну из песен о Гжели.

Исполняют песню « Гжель», муз. З. Роот.

Ведущая : Гжель, Гжель,

Праздничная Гжель!

Белою метелью закружила

Гжель, гжель!

Праздничная Гжель,

Синие цветы запорошила!

В. Стеклова.

Ведущая: А девочки сейчас станцуют танец с Гжельским шарфиками, которые мы расписывали вместе с родителями.

Танец с Гжельскими шарфиками, музыка «Красный сарафан»

(кас. ритмика Бурениной)

Ведущая: Ребята, на занятиях мы с вами знакомились с гжельской росписью и я думаю, что вы хорошо запомнили её особенности. Чем же характерна Гжельская роспись? (рисуется всеми оттенками синего на белом фоне; цветочный орнамент: розаны, колокольчики, васильки, маки, завитки, спирали, решеточки; расписывается посуда, подсвечники, игрушки)

Ведущая: Молодцы! Вот сейчас мы с вами поиграем и все про вас мы разузнаем!

Игра « Найди Гжельскую роспись»

Ход игры: Дети строятся в 2 команды. На двух столиках лежат плоскостные силуэты Гжельской и Дымковской росписи. По команде ведущей первые дети берут Гжельский силуэт и несут его к своему мольберту и расставляют. Затем возвращаются назад, передавая эстафету следующему ребенку. Чья команда быстрее перенесет Гжель и не допустит ошибок?

Ведущая: Молодцы, хорошо справились с заданием! А сейчас творческое задание. Мы сейчас представим себя мастерами и попробуем создать свой Гжельский волшебный узор. Хотите стать художниками?

Игра «Создай волшебный узор на тарелочке»

Ход игры: Дети стоят в 2 командах. На мольбертах перед каждой командой контур тарелочки без узора. Из готовых элементов гжельской росписи дети выкладывают узор и закрепляют его клеевым карандашом. Какая команда быстрее справится с заданием? Чей узор больше понравился гостям?

Ведущая: Разлилася Гжель, над Землей плывет,

Наша чудо Гжель - лазури хоровод!

Эти синие цветы мы в узоры заплели,

Выходи, честной народ, танцуй Гжельский хоровод!

«Лазури хоровод», музыка и слова М. Кузьмичевой

после исполнения дети продолжают стоять в кругу

Ведущая: Есть еще одна игра, сейчас играть мы будем?

Дети: Да!

Игра «Матушка Гжель»

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий - матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:

Матушка Гжель по полю гуляла,

Ленточку синюю потеряла,

Кто ленту найдет, тот талант обретёт!

С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь. (3 раза)

после игры предлагают детям сесть на места

Ведущая : Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах –

На весь мир молва идет!

Гордимся мы тобой Россия,

Таких умельцев - нет нигде!

И Хохлома, и Гжель, и Дымка –

Весь мир завидует тебе!

дети выходят и становятся полукругом лицом к гостям

Песня « На Руси умельцев много »,

слова М. Кузьмичевой

Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие к мастерам гжели!

Понравилось вам, ребята? А сейчас пригласите своих родителей и по-

кажите зрителям свои работы, которые вы выполняли дома.

Звучит музыка Ю. Чичкова «Незабудковая Гжель», дети идут перед гостями, показывая свои работы

Ведущая: А в память о нашем празднике мы подарим вам платочки, с гжельской росписью, чтобы вы надолго запомнили удивительных мастеров Гжели.

Звучит лирическая музыка, воспитатели раздают детям платочки.

Методическая литература:

1. Веракса, М.А. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / , . М.:Мозаика-Синтез,2011.-336с.

2. Мишакова,В. Родное подмосковье [ Текст] В. Мишакова // Ребенок в детском саду. СПб.: 2003№5.- с63.

3. Боброва, М. А Небесная лазурь: [ Текст ] М. А Боброва// авторская сказка/

Дошкольное воспитание. СПб.:2006.№ 2.- с20.

Наглядно - дидактический материал

4. Вохринцева, С.Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ /-Е.:Издательство Страна фантазий, 2005.- 8с.

5. Лыкова, И.А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / .-М.:Издательский дом Карапуз,2008.-10с.

6. Чижкова, Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет/ Т. Н Чижкова, Т.Н. .-М. Мозаика-Синтез, 2003.-10с.

Музыкальный материал

7. Буренина, А.И. Ритмическая пластика для дошкольников: учебно-методическое музыкальное пособие// Красный сарафан – оркестр П. Мориа.- СПб.: ЛОИРО 2002.

8. Зарецкая, Н.В Роот, З.Я Гжель// Праздники в детском саду: праздники, песни, танцы// М.:Айрис-пресс,2006.-152с.

10. Лебедушка, Прялица, Сударушка // русские лирические мелодии в исполнении квартета баянистов// аудио запись М.: Издательство детских образовательных программ .- весть –ТДА,2005.

11 Чичков, Ю.М. Синявский, П Незабудковая гжель: сборник Ромашковая Русь: песни для детей и юношества.- М.: Издательство Советский композитор,1990.- с74-77.

Интернет ресурсы

12. Ода Гжели //Учебный фильм//www. u *****/pages/video/12708

13. Сказочная гжель: [Текст] Занятие в старшей группе c4 //«*****»

Данное методическое пособие познакомит Вашего ребенка с историей и традициями искусства Гжели. Изучая особенности данного вида искусства, ребенок освоит основные принципы построения орнамента и законы композиции. Уроки на страницах альбома научат Вашего ребенка воспроизводить традиционные для Гжели элементы узора: сеточки и линии, точки, мазки и бордюры, а также чувствовать игру света, тени и оттенки красок.


Цель. Знакомство с традиционным русским художе­ственным промыслом — «Гжельская керамика» и освое­ние простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки и сеточки).

Организация занятия.

Это вводное занятие, на ко­тором дети получают самое общее представление о дан­ном виде народного промысла, его истории и этапах раз­вития. Прежде чем приступать непосредственно к рисованию, следует рассказать детям о промысле, пока­зать иллюстрации или изделия гжельских мастеров, вос­пользоваться материалами из ов, слайдов, плака­тов, открыток. Хорошо, если есть возможность сводить детей в музей прикладного искусства.

Выполнение задания.

Сначала дети на отдельном листке бумаги учатся получать различные оттенки си­него цвета, разбавляя краску водой и белилами. Затем выполняют задание в тетради - учатся проводить пря­мые параллельные линии, рисовать точки и кружочки, повторяя и дорисовывая предложенные узоры. Для этой работы лучше воспользоваться тонкой кистью (№ 20-4).

Цель. Освоение простого гжельского орнамента-се­точки.

Организация занятия.

Детям следует рассказать, чем отличается большое красивое блюдо для праздничных застолий от повседневной посуды, которой люди пользу­ются каждый день. Затем дети внимательно рассматрива­ют узор на блюде и пытаются уловить закономерность расположения орнамента.

Выполнение задания.

Дети должны, уловив законо­мерность расположения орнамента, закончить оформле­ние блюда. Все элементы орнамента рисуются сразу кис­тью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя паль­цами перпендикулярно поверхности листа. Лист () можно смело вращать так, чтобы рука с кистью находи­лась в естественном и удобном положении.

Цель. Освоение традиционных гжельских орнамен­тов и бордюров.

Организация занятия.

Дети внимательно рассмат­ривают представленные образцы орнаментов, слушают рассказ педагога о принципах построения орнамента в на­родном искусстве.

Выполнение задания.

Дети выполняют упражнения на повтор главных элементов гжельской росписи. Все эле­менты орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом.

Цель. Освоение традиционных форм гжельской рос­писи в полосе.

Организация занятия.

Практическое занятие предва­ряет короткий рассказ педагога, в котором он акцентирует внимание детей на том, что именно в гармоничном сочетании посудной формы и скульптуры заключается прелесть гжель­ской художественной майолики.

Гжельские мастера всегда искали какую-нибудь интересную форму для посуды, и еще они очень любили делать из глины маленькие фигурки лю­дей, животных и птиц. Довольно часто они объединяли два своих увлечения, и тогда получались такие изделия, как мас­ленка, изображенная в тетради. Рядом приведены орнамен­ты, какими часто украшали посуду.

Выполнение задания.

Это упражнение на импрови­зацию - детям предлагается самостоятельно расписать масленку, используя или не используя полученные навы­ки и приведенные примеры.

Цель. Знакомство с традиционным элементом гжель­ской росписи - «капелькой».

Организация занятия.

Учитель объясняет значение данного мазка в росписи. Этот мазок лежит в основе мно­гих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Ка­пелькой» изображают листочки, веточки и лепестки мно­гих цветов. Очень красиво смотрятся «капельки» распо­ложенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется от больших в основании стебля до совсем мелких на верхушке.

Выполнение задания.

Дети рисуют в тетради по об­разцам простейшие элементы росписи. Для воспроизведе­ния мазка необходим определенный навык, который по­явится в процессе работы над ом.

Цель. Освоение простейших видов растительных ор­наментов.

Организация занятия.

Дети знакомятся с варианта­ми построения простых орнаментов в розетке с использо­ванием мазков «капелька».

Выполнение задания.

Дети украшают центральную часть блюдца, избрав произвольно любой из трех приме­ров для подражания, или придумывают свой узор.

Цель. Знакомство с традиционной техникой гжель­ского мазка - мазок с тенью.

Организация занятия.

Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определен­ных навыков. Мазок с тенями - это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для полу­чения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти - к краю ее должно быть больше, а к се­редине меньше.

Выполнение задания.

Дети стараются воспроизвести предложенные образцы линий, обращая особое внимание на переход тона внутри мазка. Для этой работы лучше всего брать толстые кисти (№8, № 10) с тупыми за­кругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть акку­ратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным дви­жением руки наносится соответствующая линия.

Цель. Освоение техники гжельского письма - мазок с тенями.

Организация занятия.

Очень часто гжельские мас­тера использовали посуду для того, чтобы писать настоя­щие картины на излюбленные темы. А любили они изоб­ражать наряду с животными и птицами различные архитектурные сооружения. Не составляет большого тру­да найти на изделиях мастеров самые разные здания, мос­ты, дворцы, избы, храмы.

Выполнение задания.

В данном случае художник на­рисовал сказочный терем, причем левая его половинка зеркально похожа на правую. Дети должны дорисовать рисунок и восстановить сказочный терем.

Цель. Освоение мазковой техники гжельской роспи­си. Традиционное изображение цветка.

Организация занятия.

Синяя роза - один из глав­ных мотивов гжельской керамики. Дети внимательно рас­сматривают изображения различных типов цветов в изде­лиях гжельских мастеров. Основой их изображения служит, как правило, мазок с тенью или тонированный мазок, по-другому - «агашка».

Выполнение задания.

Для мазковой росписи исполь­зуется кисть среднего размера (№6-№8). Дети учатся наносить мазок сначала в одну сторону, потом в другую. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа, при работе можно вращать так, чтобы удобно было на­носить мазки.


Цель. Освоение традиционного мотива гжельской мазковой росписи - цветка.

Выполнение задания.

Дети, используя в качестве примера изображенные в правой части листа расписанные чашку и сахарницу, аналогичным образом расписывают чайник. Изображение гжельской розы наносится с ис­пользованием традиционной техники, изученной на пре­дыдущем занятии.

Цель. Знакомство с традиционной техникой декора­тивного изображения гжельских птиц.

Организация занятия.

Птица- один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими или сидящими, клюющими и порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы. Мастера живо схватывали и передавали позы и повадки пернатых.

Выполнение задания.

Дети берут чистый лист бума­ги и пробуют на нем воспроизвести гжельскую птицу.

Цель. Освоение главного мотива гжельского народ­ного промысла - птицы.

Организация занятия.

«Синяя птица» - птица счастья. Педагог рассказывает детям о роли птиц в рус­ской мифологии, о символике и суевериях, связанных с птицами.

Выполнение задания.

Детям предлагается рамка, в которой каждый из них может нарисовать свою птицу счастья. Готовый рисунок можно подарить маме или ба­бушке.

Цель. Используя ранее полученные знания и навыки, самостоятельно выбрать композицию и красиво расписать кумган.

Организация занятия.

На этом занятии применяют­ся все ранее полученные навыки и знания. Детям предла­гается самостоятельно расписать кумган. Кумган - это сосуд для питья с носиком, ручкой и крышкой.

Тюнтяева Оксана Анатольевна

Цель: научить детей расписывать чайник по мотивам гжельской росписи, приобщать к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Познакомить с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме;

Учить детей рисовать узоры на форме чайника по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи («бордюры» - волнистые линии с точками, «веточки», «капельки» и др.);

Учить красиво располагать узор на предлагаемой форме;

Закреплять умение рисовать гуашью, учить рисовать концом кисти, передавая изящество и тонкость выполненных узоров;

Учить закрашивать поверхность изделия сначала по краю, потом в середине слева направо, сверху вниз слитными линиями;

Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на прекрасное;

Материалы: изделия гжельских мастеров, наглядный материал, листы для рисования, гуашь, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель:

1. Знакомство с историей гжели, гжельской росписи.

Сегодня, ребята, мы познакомимся со старинным народным промыслом – гжелью. Существует мнение, что слово «гжель» является искаженным словом «жгель». Керамическую посуду обжигали, жгли в печах. То, что получалось, называли «жгель» или «гжель». Местность, в которой производили керамику, тоже называли Гжелью. Недалеко от Москвы на берегу реки Гжелки находится это знаменитое своими мастерами село Гжель.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса.

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова

Посмотрите, ребята, какие изделия расписывают гжельские мастера



«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси изделия из керамики: посуду, сувениры, игрушки. Это уникальные и самобытные произведения искусства.

Но не всегда гжель имела такую гамму оттенков.

Изначально Гжель была разноцветной. Посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие, а желтые, красные, зеленые.

Спустя некоторое время в Гжели стали производить тонкую фарфоровую посуду, а для ее росписи выбрали синий кобальт. Золотые обводки дополняли роспись. Это стало выделять гжель среди других промыслов.

Если в Гжели вы бывали,

То посуду там видали.

Что за синие просторы!

И картины, и узоры.

(русский народный фольклор – потешка)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о каких «синих просторах» говорится в потешке?

Дети (ответы детей)

Воспитатель: Как произошло слово «гжель»? Какие цвета используются для создания гжели в наше время?

Дети (ответы детей)

Физкультурная минутка

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Н. Нищева

Воспитатель:

Ребята, отгадайте загадку:

Я пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

Дети: чайник

Воспитатель: Молодцы, правильно, чайник.

2. Показ детям простых элементов гжельской росписи.

3. Роспись чайника в стиле гжель. Продуктивная деятельность.

4. Выставка детских работ.





Публикации по теме:

Конспект НОД по рисованию в средней группе детского сада «Моя любимая игрушка Мишутка» Программное содержание: 1.1. Учить детей рисовать с натуры мягкую игрушку: располагать рисунок в центре листа; Формировать умение передавать.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Уральская роспись. Прялка» Цели. Образовательная. Продолжать знакомить детей с уральской росписью. Познакомить с этапами выполнения элементов росписи (подмалёвок,.

Конспект НОД в подготовительной группе. Рисование узора в круге по мотивам гжельской росписи Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Рисование узора в круге по мотивам гжельской росписи. Цель: развитие творческих способностей,.

Конспект образовательной ситуации по рисованию в старшей группе детского сада «Масленица» Цель: Продолжать знакомить детей с жанровой живописью, создание рисунков по замыслу на тему: «масленица» Задачи: 1. Учить изображать самого.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное азвитие», «Речевое развитие». Интеграция образовательных.

натали корюгина

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель » .

Программные задачи :

1. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работугжельский сервиз .

2. Продолжить знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики .

3. Учить оформлять объёмную плоскость элементами узора гжельской росписи .

4. Закреплять представления детей о народных промыслах : Дымково, Хохлома.

5. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объёмной плоскости.

6. Учить выполнять орнамент с применением элемента «капелька» , наносить кайму на изделие и добиваться «растяжения цвета» .

7. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.

8. Развивать речь и мелкую моторику рук детей.

Оборудование :

Слайдовая презентация «Сказочная гжель » , изделия народных промыслов, белый сервиз из папье-маше, гуашь синяя, кисть.

Предварительная работа :

Знакомство с гжельским промыслом .

Ход НОД

Воспитатель :

Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами. Сегодня рано утром почтальон принёс нам посылку. Здесь написан адрес : г. Торжок, детский сад «Солнышко» , детям старшей группы . Посмотрите, какая она необычная. (на посылке наклеены предметы разных промыслов)

Кто же нам её прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения )

Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.

Здесь игрушки. Какие они весёлые, яркие, нарядные.

Как хороша эта девица-душа :

Щёчки алые горят, удивительный наряд!

Этоигрушка каких умельцев? –(дымковская игрушка)

А вот индюк нарядный,

Весь такой он складный,

У красавца индюка

Все расписаны бока!

Это игрушка каких умельцев?

Вот ложки расписные, деревянные. Как называется эта роспись? (хохломская роспись)

Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нём говорится.

Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка - глазам загляденье ,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель !

(дети находят в посылке предметы Гжели )

Ребята, а у вас дома есть изделия с такими синими узорами?

(ответы детей)

Воспитатель :

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку . А почему она так называется, вы поймёте сами.

Сказка (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя и просматривают слайды)

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель . Давным- давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить , что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись.

Воспитатель :

Понравилась вам сине-голубая сказка ?

(ответы детей)

Беседа по сказке .

О каком промысле эта сказка ?

Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

(из глины)

Какую краску используют мастера в гжельской росписи ? (синюю)

Каким узором украшают мастера свои изделия?-показ демонстрационных изображений элементов Гжели

(широкая и узкая полоса, точка, волна,кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)

Какие изделия делали мастера из глины?

(посуда, различные фигурки)

Физкультминутка

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают.

Воспитатель :

А сейчас я приглашаю вас посетить выставку «Сказочная гжель » . Рассмотрим изделия гжельских мастеров , полюбуемся на это голубое чудо.

(рассматривание изделий народного промысла)

Для чего нужны гжельские изделия ?

Почему Гжель называют сине-голубой?

Воспитатель :

Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Посмотрите на него, только чайник и чашки украшены гжельским цветком , а блюдца сервиза белые. Сегодня я предлагаю и вам стать народными умельцами и украсить блюдца гжельским узором . Расписывать посуду мы будем красками.

(дети выбирают посуду и садятся за столы)

Узор на всех предметах должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.

Каким узором украшен чайник? (цветком и бордюром)

Где расположен цветок? (в середине, наодной стороне посуды)

Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки)

На что похожи лепестки цветка? (на капельку)

Рассмотрите кайму, которая украшает всю посуду – это тонкая волнистая линия с точками.

Капелька – один из любимых элементов Гжели .

Разбор этапов выполнения работы

Серединка цветка.

Лепестки-капельки.

Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок? (равномерно)

Бордюр. (волнистая линия с точками)

Особый приём, отличающий гжельскую роспись , «растяжение цвета» , от тёмно-синего до бледно-голубого. Работая гуашью, «растяжение цвета» можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с внутренней стороны лепестка.

(уточнить приёмы рисования – сначала нарисовать цветок синей краской, потом промыть кисть, вытереть её салфеткой и, пока краска не высохла, провести мазки с внутренней стороны кистью, получится голубой оттенок)

Воспитатель

С чего вы начнёте работу?

Приступаем к работе.

(воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям)

В конце НОД дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.

Подведение итогов

Воспитатель :

Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый сервиз. Вам нравится? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит» .

О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)

Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? (используется только синяя краска на белом фоне и особый приём росписи «растяжение цвета» )

Что вы можете сказать о своих работах ? Всё ли удалось, почему?

Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное-вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи !

Художественная деятельность. Тема: Гжель. Сказочная гжель.

Задачи:

1. Познакомить детей с декоративно - прикладным искусством «Гжель», способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии.

2. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту, при этом использовать нетрадиционную технику в оборудование.

3. Формировать практические умения и навыки рисования с образца.

Цели:

1 .Взаимопомощь воспитателя детям в составлении узора по мотивам гжельской росписи.

2. Совершенствовать навыки работы с красками, с кистями, ватными палочками.

3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.

4. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

5 .Смешивание двух красок на палитре: белой с синей.

Оборудование:

  1. Для детей:
  1. силуэты посуды из бумаги
  2. гуашь: синяя, белая
  3. кисти
  4. палитра
  5. ватные палочки
  6. баночки для воды
  7. салфетки
  1. Для воспитателя:

Предметы, декоративно-прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, альбом «Гжель», презентации «Гжель».

Дидактические игры: «Продолжи узор», «Собери посуду», приветствие «Данилы Мастера»

  1. Организационный момент.
  2. Проверка готовности к занятию.
  3. Теоретическая часть.
  4. Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи, презентаций.
  5. Объяснение последовательности росписи.
  6. Практическая часть.
  7. Самостоятельная роспись силуэта для раскрашивания..
  8. Заключительная часть. Подведение итогов.

Сказочная гжель

Организационный момент:

Воспитатель:

Ребята, сегодня хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад. Как вы думаете, из чего она была сделана? Из чего бывает сделана посуда? Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? Конечно, нет, только бы роспись пострадала. А из металла? (показ) Такая, как у нас дома? Эта уж точно осталась бы, цела. А пластиковая посуда? А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот - одни осколочки остались, (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось. Дидактическая игра: « Собери - посуду».

Теоретическая часть :

Воспитатель:

Сегодня, ребята, мы поговорим о «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке - курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Приветствие «Данилы мастер»:-

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней:

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Воспитатель: - И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

(Показ презентации «Гжель», воспитатель обращает внимание на особенности гжельской росписи)

Русский живописец Б. М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне - исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова.

Пожалуй, самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написанная тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

Используются завитки, дуги, сеточки, поло сочки, травинки, точки (работа с кистью, ватными палочки).

Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название - Гжель.

Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель.

Вопрос воспитателя: Что украшают гжельскими узорами?

Ответ детей: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.

Практическая часть:

Воспитатель:

- А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Но сначала мы немножко отдохнём.

Динамическая пауза: «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, («Надуть» живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. (вторая изогнута, как носик.) Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе.) Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, (Кружиться, рисуя руками круг.) Только стукни - разобьются. Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой) Вот пластмассовый поднос - Он посуду нам принес. (Сделать большой круг)

Есть у меня набор гжельской посуды (называет имеющиеся модели для раскрашивания), но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их? А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия устраивается выставка. Дети устанавливают свою посуду на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы. Воспитатель не забывает похвалить каждого ребёнка, отметить в посуде то, что лучше всего удалось.

Воспитатель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!

Использованная литература :

1. Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в МБДОУ: сценарии интегрированных занятий в подготовительных к школе группах / Авт. - сост. А. Н. Чусовская. - М.: АРКТИ,2011.

2. Белопеевская Г. В. Знакомим детей с народным декоративно-прикладным искусством./ из журнала Творчество в детском саду.№2/2010

3. Волочкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

4. Изобразительная деятельность. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий./ Сост. Штейле Н.Ф. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 2006.

5. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

6. Дорошин Ю. Г. Сказочная гжель. - М. «Мозаика-Синтез». - 2000.




Поделиться