Научные учреждения и организации рф. Сущность и виды научных организаций

Научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации". Н.о. подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность. Свидетельство о государственной аккредитации выдается И.о., научная и (или) научно-техническая деятельность которой составляет не менее 70% общего объема выполняемых ею работ и уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ" в других словарях:

    НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - юридическое лицо независимо от организационно правовой формы и формы собственности, а тж. общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно техническую деятельность, подготовку научных… … Юридическая энциклопедия

    НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Словарь терминов по социальной статистике

    НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - – организация (учреждение, предприятие или их подразделение), основной деятельностью которой является выполнение научных исследований и разработок, независимо от ее принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно правовой формы и… … Социальная статистика. Словарь

    научная организация - по определению ФЗ О науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. юридическое лицо независимо от организационно правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в… … Большой юридический словарь

    Юридическое лицо независимо от организационно правовой формы и формы собственности, а т.ж. общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно техническую деятельность, подготовку научных… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Научная организация - 1. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно техническую… … Официальная терминология

    Научная организация - Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно техническую… … Словарь юридических понятий

    Научная организация труда - – организация труда, основанная на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство, которая позволяет наиболее эффективно соединить технику и людей в едином производственном процессе и обеспечивает повышение… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    научная организация труда - (научная организация труда НОТ) дисциплина управления производственным процессом на базе анализа системного, основные положения которой сформулировал американский инженер Ф. У. Тейлор. К задачам, решаемым в ее рамках, относятся; 1)… …

    научная организация труда (НОТ) - Автор. Ф.У.Тейлор. Категория. Управление производственным процессом на основе системного анализа. Специфика. К задачам, которые решаются в рамках НОТ, относятся: совершенствование форм разделения труда; улучшение организации рабочих мест; … … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Научная организация управленческого труда в исполнительных органах гос. и муницип. власти России , Казанник А. И.. Научно-практическое пособие охватывает все элементы системы организации управленческого труда в исполнительных органах государственной и муниципальной власти России. На основе новейших…
  • Научная организация управленческого труда в исполнительных органах государственной и муниципальной власти России. Научно-практическое пособие , А. И. Казанник. Научно-практическое пособие охватывает все элементы системы организации управленческого труда в исполнительных органах государственной и муниципальной власти России. На основе новейших…

Научная организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную или научно-техническую деятельность и подготовку научных работников. Это научно-исследовательские организации; научные организации вузов; опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации. Учреждаются они на основе государственной аккредитации и выдачи соответствующих свидетельств.

Управление научными организациями осуществляется на базе сочетания государственного регулирования и самоуправления, т.е. в пределах, не нарушающих свободу научного творчества. При учреждении научных организаций утверждаются их уставы. Руководители государственных научных организаций назначаются либо избираются в соответствии с их уставами. Органы исполнительной власти, учреждающие их, осуществляют контроль за эффективным использованием ими государственного имущества.

Центральное место в системе научных организаций принадлежит Российской академии наук (РАН). Она является высшим научным учреждением России и представляет собой общероссийскую самоуправляемую организацию, действующую на основе российского законодательства и собственного устава.

РАН объединяет действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов академии, а также других научных сотрудников академических учреждений (институты, лаборатории и т.д.). Все имущество, используемое РАН, передано в ее собственность.

РАН действует на основе устава, утвержденного общим собранием академии - ее высшим органом, решающим все основные вопросы ее деятельности. В период между общими собраниями действует в качестве исполнительного органа Президиум РАН в составе президента и вице-президентов, главного ученого секретаря, академиков - секретарей отделений, избираемых отделениями и утверждаемых общим собранием.

Отделения РАН - творческие и организационные центры, объединяющие членов академии по одной или нескольким специальностям по соответствующему направлению деятельности. Например, отделение философии и права. В составе отделений действуют научно-исследовательские институты. Например, Институт государства и права.

РАН имеет свои региональные отделения. Например, Уральское, Сибирское, Дальневосточное.

РАН и ее отделения и филиалы, институты обеспечивают исследования по основным направлениям фундаментальной науки, а также научные исследования прикладного характера.

В стране существует немало отраслевых академий наук. Например, Российская академия архитектуры, Российская академия медицинских наук и т.д. Это либо государственные научные учреждения, действующие в системе соответствующих федеральных органов исполнительной власти, либо самоуправляемые научные сообщества, не финансируемые государством. Например, Российская академия естественных наук (РАЕН).

Следует иметь в виду, что академиями сейчас называются многие высшие учебные заведения. Например, Московская государственная юридическая академия.

Отраслевая (ведомственная) наука сосредоточена в научно-исследовательских учреждениях системы соответствующих министерств, государственных комитетов и иных органов исполнительной власти РФ и ее субъектов. В основном в них проводятся исследования по прикладным направлениям науки, что не исключает и фундаментальные научные работы. Руководство ими осуществляется по линии названных ранее государственных органов преимущественно на госбюджетной основе. Например, Всероссийский научно-исследовательский институт глазных болезней, подведомственный Министерству здравоохранения РФ, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД РФ и т.д.

Вузовская наука - проявление эффективного использования научного потенциала вузов параллельно с решением образовательных и воспитательных задач. Государственная и финансовая дисциплина при проведении научных исследований обеспечивается руководителями вузов. Исполнители: профессорско-преподавательский состав, докторанты, аспиранты, стажеры. К научной работе привлекаются студенты.

В последние годы появилась новая форма научных организаций - государственные научные центры. Они создаются на базе существующих академических, ведомственных и вузовских научных коллективов в интересах сохранения и развития ведущих научных школ мирового уровня. Создаются также федеральные научно-производственные центры (связь науки и оборонного производства).

Министерство науки и технологий Российской Федерации (Миннауки России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями

Органы управления в области науки

Правительства, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Оно имеет подведомственные государственные унитарные предприятия, научные учреждения и иные организации.

Миннауки России осуществляет свою работу во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус, сотрудничает с научными, инновационными и инвестиционными организациями, общественными объединениями, образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

Основными задачами Министерства, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 30 декабря 1998 г., являются:

формирование и обеспечение реализации государственной научно-технической политики;

определение приоритетных направлений развития науки и техники и перечня критических технологий федерального уровня, имеющих гражданское значение, разработка и осуществление мер по применению этих критических технологий;

обеспечение решения важнейших межотраслевых научно-технических проблем;

развитию научно-технического потенциала России, его рациональному размещению на территории страны, адаптации научно-технической сферы к условиям рыночной экономики;

формирование механизмов государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, рынка наукоемкой продукции и услуг, объектов промышленной собственности, содействие привлечению частных инвестиций для коммерческого использования результатов научных исследований и разработок, развитию конкуренции и инновационного предпринимательства в научно-технической сфере;

ресурсное обеспечение науки и эффективное использование средств федерального бюджета, выделяемых на развитие фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;

разработка и осуществление мер по сохранению и организация работы по формированию и использованию государственных и иных ресурсов научно-технической информации;

содействие развитию научно-технического сотрудничества с зарубежными странами и осуществление во взаимодействии с Министерством иностранных дел регулирования этого сотрудничества;

разработка и осуществление мер по социальной защите научных работников, специалистов научных организаций и работников сферы научного обслуживания.

В соответствии с возложенными на него задачами Миннауки России:

осуществляет межотраслевую и межрегиональную координацию деятельности по формированию государственной научно-технической политики;

подготавливает предложения по перечню важнейших строек и объектов науки, опытных и промышленных производств, использующих результаты законченных научных исследований и разработок, для включения их в федеральную инвестиционную программу;

осуществляет меры по проведению конверсии научных организаций, выполняющих оборонные исследования и опытно-конструкторские работы, и расширению гражданского использования технологий двойного назначения;

определяет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти исполнителей и объекты финансирования по приоритетным направлениям развития науки и технологий; распределяет в установленном порядке ассигнования на их текущее финансирование из средств федерального бюджета независимо от организаци­онно-правовой формы организаций-исполнителей;

организует конкурсы по решению важнейших научно-технических программ, созданию новых технологий и новой техники;

утверждает номенклатуру специальностей научных работников и т.д.

Во взаимодействии с Министерством науки и технологий России управление осуществляют и другие федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых имеются отраслевые научные учреждения и организации. Ряд задач в этой сфере решают министерства экономики, финансов, иностранных дел, по делам СНГ.

В целях совершенствования государственной научно-технической политики в области защиты информации в соответствии с Указом Президента от 24 июня 1999 г. образовано Главное научно-техническое управление при Государственной технической комиссии при Президенте. Оно является органом, осуществляющим единую государственную на­учно-техническую политику, планирование и заказы научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, поставок и иных работ в интересах выполнения задач и функций, возложенных на Государственно-техническую комиссию при Президенте. Основными задачами Главного управления являются:

межведомственная координация и научно-методическое руководство в области технической защиты информации;

определение приоритетных направлений развития науки и техники в области защиты (некриптографическими методами) информации и обеспечения информационной безопасности;

организация и обеспечение исследований и разработок по решению важнейших межведомственных проблем информационной безопасности;

руководство организацией и проведением научных исследований в подчиненных ему научно-исследовательских организациях.

Положением о Главном управлении определены его функции и полномочия по осуществлению указанных задач.

промышленность наука управление ответственность

Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и(или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации (институты), научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и(или) научно-техническую деятельность. Они функционируют в системе Российской академии наук, органов исполнительной власти, вузов.

Академия наук - Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования. Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правами управления своими деятельностью и имуществом, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, на утверждение их уставов и назначение руководителей. Академии наук создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента или Правительства. В академии входят научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы. Структура академий, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав организаций определяются уставами академий наук.

Российская академия наук (РАН) является самоуправляемой организацией, действующей на основе законодательства РФ и своего устава. РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством РФ источников.

Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации этих научных исследований.

Перечень предприятий, учреждений и организаций, подведомственных РАН, утвержден постановлением Правительства от 17 июля 1996 г.*

* СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3947.

Правительство принимает меры, направленные на улучшение работы Российской академии наук. Общее число ее членов составляет 1350 (академиков и членов-корреспондентов). 21 февраля 1998 г. Правительством приняты постановления об упорядочении условий оплаты труда членов президиума и работников аппаратов РАН, отраслевых академий наук, что создает для них более прочные социальные гарантии.*

* СЗ РФ. 1998. № 9. Ст. 1117, 1118.

В целях обеспечения условий повышения конкурентоспособности российской экономики в XXI в. на основе производства наукоемкой продукции и использования высоких технологий в реальном секторе экономики 18 июня 1999 г. Правительством принято постановление «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий»*. Статус такого центра присваивается Правительством научным организациям, осуществляющим научно-технологическое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологических отраслей реального сектора экономики. Присвоение статуса центра означает предоставление государственного обеспечения его научно-технологической и образовательной деятельности при условии выполнения им обязательств по решению конкретных задач. При представлении заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской академией наук и отраслевыми академиями наук предложений о порядке и условиях присвоения научным организациям статуса центра, а также о мерах государственного обеспечения его деятельности должны учитываться их опыт по фактической кооперации с промышленными предприятиями, финансово-кредитными структурами и высшими учебными заведениями, по введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, в том числе их использованию в промышленном производстве, по подготовке и переподготовке высококвалифицированных научных и инженерных кадров, сертификации товаров, работ и услуг.

* СЗ РФ. 1999. №25. Ст. 3127; 2000.

№6. Ст. 785.

7 апреля 1999 г. принят Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации»*. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом по представлению Правительства на срок до двадцати пяти лет. При этом утверждаются приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, а также программа развития наукограда, в которой определяются меры государственной поддержки данного наукограда с учетом его специфики. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда не изменяет формы собственности и организационно-правовой формы организаций научно-производственного комплекса наукограда.

* СЗ РФ. 1999. № 15. Ст. 1750.

Критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и Порядок рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса утверждены постановлением Правительства от 22 сентября 1999г.*

* СЗ РФ. 1999. № 40. Ст. 4858.

Город Обнинск Калужской области Указом Президента от 7 ноября 1997 г.* был определен для проведения в 1997 - 2003 гг. эксперимента по отработке механизмов перехода наукоградов к бездотационному развитию и форм государственной поддержки наукоградов в Российской Федерации.

* СЗ РФ. 1997. № 45. Ст. 5167.

Существенную роль в развитии науки играют высшие учебные заведения. Вузовские ученые руководят подготовкой научных кадров, пишут учебники, учебные пособия, научные статьи. Кроме того, они выполняют научную работу по договорам с министерствами и ведомствами, участвуют в подготовке проектов нормативных документов, работают в качестве экспертов и научных консультантов в органах государственной власти.

Особое значение имеет участие вузовской науки в формировании инновационной среды. Сегодня в стадии освоения находятся свыше 2 тыс. инновационных проектов, соответствующих лучшим зарубежным аналогам, а в ряде случаев превосходящих их. В системе высшей школы создано 60 технопарков - преобладающая часть технопарковых структур России. При вузах создаются учебные центры, предназначенные для подготовки и переподготовки менеджеров и других специалистов в области наукоемкого предпринимательства. В качестве примеров технопарков можно назвать технопарк Московского государственного университета, инженерно-технологический парк «Новосибирск», продвигающие ряд перспективных технологий и продуктов в области медицины, экологии, информатики, быта и в иных областях.

Указом Президента от 13 июня 1996 г.* в целях развития фундаментальных научных исследований, выполняемых совместно с учеными высшей школы, Российской академии наук, отраслевых академий наук, государственных центров науки, научно-исследовательских организаций, и повышения качества фундаментального образования одобрены основные направления государственной поддержки высшего образования и фундаментальной науки. Сюда относятся такие направления, как:

* СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 3008.

развитие совместных фундаментальных исследований, проводимых в вузах, Российской академии наук, отраслевых академиях наук и государственных научных центрах Российской Федерации;

обеспечение взаимодействия академической науки с образовательным процессом в вузах;

формирование информационной базы фундаментальных исследований в целях совершенствования учебного процесса в вузах;

развитие опытно-экспериментальной и приборной базы фундаментальных исследований для совместного использования научными сотрудниками, преподавателями, студентами и аспирантами вузов и научно-исследовательских институтов;

поддержание проведения экспедиционных и полевых исследований, проводимых научными сотрудниками, преподавателями и студентами вузов совместно с учеными РАН;

создание условий для повышения престижности изучения фундаментальных наук в вузах.

В соответствии с постановлением Правительства от 26 сентября 1995 г. «О государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации»* осуществляется программа целевой поддержки ведущих научных школ. Ее основные задачи: сохранение научного потенциала и предотвращение миграции ведущих ученых за рубеж; повышение уровня научных исследований и подготовка специалистов высшей научной квалификации; стимулирование развития фундаментальных и прикладных исследований; повышение престижа научного труда, создание достойных условий для жизни и работы ученых.

Еще по теме § 3. Научные учреждения и организации:

  1. § 5. Экспертные и научные криминалистические учреждения
  2. 9.4. Специализированные учреждения ООН и другие организации
  3. 6.4. Правовой статус организаций и учреждений в информационной сфере
  4. 3.1.2. Классификация научнотехнических (инновационных) организаций
  5. § 4. Краткая история учреждения, организации и деятельности прокуратуры.

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран -

Исследования ведутся в научных организациях, среди которых могут быть выделены:

– научно-исследовательские институты (НИИ), входящие в состав Национальной Академии наук Украины;

– высшие учебные заведения (ВУЗы);

– отраслевые НИИ, подчиненные отраслевым министерствам.

Наряду с этим научные исследования и разработки могут выполняться в проектно-конструкторских и технологических институтах (ГИПРОШАХТ – государственный институт по проектированию шахт), лабораториях, бюро и других учреждениях, подчиненных различным ведомствам. Ряд научно-исследовательских организаций являются головными. Помимо общих задач они осуществляют координацию научных исследований и контролируют выполнение исследований другими учреждениями.

Высшим научным учреждением страны является Национальная Академия наук Украины. Она осуществляет общее руководство исследованиями по важнейшим проблемам, проводимым в подведомственных НИИ, и координирует работу других научно-исследовательских учреждений по стратегическим, фундаментальным исследованиям.

Над решением проблем горной науки в Украине работают следующие академические институты: (ИГТМ НАНУ, г. Днепропетровск); Донецкий институт физики горных процессов (ДонНТИ НАНУ, г. Донецк); Украинский государственный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт горной геологии, геомеханики и маркшейдерского дела (УкрНИМИ, г. Донецк). В России решением этих проблем заняты: институт проблем комплексного освоения недр (ИПКОН РАН, г. Москва), институт горного дела Сибирского отделения РАН (ИГД СО РАН, г. Новосибирск) и др.

Разнообразные фундаментальные и прикладные исследования выполняются в высших учебных заведениях, где работает основная часть научных работников. Подготовка специалистов и проведение научных исследований – это две неразрывные функции вуза.

Среди высших учебных заведений выделяют:

– университеты, которые готовят специалистов и проводят исследования в области естественных и гуманитарных наук;

– технические университеты и политехнические институты, которые готовят специалистов и ведут научную работу по различным техническим отраслям;

– специализированные учебные заведения, готовящие специалистов для отдельных отраслей и ведущие научную работу в соответствующей области знаний.

Специалистов горного профиля в Украине выпускают Национальный горный университет (НГУ, г. Днепропетровск), Донецкий национальный технический университет (ДонНТУ, г. Донецк); Донбасский государственный технический университет (ДонГТУ, г. Алчевск), Криворожский технический университет (КТУ, г. Кривой Рог).

Важным преимуществом вузов в вопросах выполнения научной работы является наличие многопрофильных специалистов, что позволяет проводить широкий круг исследований.

В угольной промышленности работает целый ряд отраслевых научно-исследовательских институтов, среда которых следует назвать: Донецкий угольный институт (ДонУГИ, г. Донецк), Макеевский научно-исследовательский институт по безопасности работ в угольной промышленности (МакНИИ, г. Макеевка), научно-исследовательский институт по организации и механизации шахтного строительства (НИИОМШС, г. Харьков), институт горной механики (ИГМ им. М.М. Федорова, г. Донецк), Луганский институт струговой выемки угля (ЛИСВУ, г. Луганск), и др.

Большим авторитетом среди специалистов и ученых пользуются отраслевые институты России: институт горного дела (ИГД им. А.А. Скочинского, г. Люберцы), научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела, (НИМИ, г. Санкт-Петербург), Кузбасский научно-исследовательский институт по шахтному строительству (КузНИИШахтострой, г. Кемерово) и др.

Крупными научными силами располагают такие проектные и проектно-конструкторские институты как Южгипрошахт (г. Харьков), Донгипрошахт (г. Донецк), Луганскгипрошахт (г. Луганск) и др.

Научными кадрами являются высококвалифицированные работники, к числу которых относят лиц, имеющих высшее образование и ведущих научно-исследовательскую и научно-педагогическую работу в установленном законодательством порядке. Научным работникам, наиболее успешно выполняющим научную и педагогическую работу, присуждают ученые степени и присваиваются ученые звания.

В нашей стране (как и в бывшем СССР) установлены две ученые степени: кандидат наук и доктор наук. Они присуждаются Высшей аттестационной комиссией (ВАК) по результатам публичной защиты диссертаций в специализированных ученых советах. К компетенции ВАК относятся также присвоение ученого звания старшего научного сотрудника. Ученые звания (профессор, доцент) в Украине присваивает Министерство образования и науки (МОН), оно же выдает соответствующие аттестаты. Звания академика и члена-корреспондента присваивают соответствующие Академии, куда избираются действительными членами наиболее авторитетные ученые.

Подготовка кадров высшей квалификации (докторов наук и кандидатов наук) – одна из главных организационных задач науки. В нашей стране создана и успешно функционирует единая система подготовки научных и научно-педагогических кадров для работы в НИИ и вузах.

Основной формой подготовки научных кадров является аспирантура (очная и заочная). Подготовка в очной аспирантуре длится 3 года, а в заочной – 4 года, она осуществляется по индивидуальному плану, утвержденному на весь период обучения. За это время аспирант сдает экзамены кандидатского минимума (философию, иностранный язык и спецдисциплину), проводит самостоятельную научную работу и подготавливает к защите диссертацию. В вузе аспирант, кроме того, проходит и педагогическую подготовку. Для оказания помощи аспиранту в выполнении его исследования назначается научный руководитель, как правило, из числа докторов наук или профессоров. Тема исследования утверждается ученым советом и обычно является составной частью работ, выполняемых в научном учреждении.

Подготовка докторов наук осуществляется из числа наиболее активно ведущих научную деятельность кандидатов наук. Докторская диссертация представляет собой существенный шаг в науке, связанный с разработкой новых научных направлений и решением крупных научных проблем. Подготовка докторов наук, как правило, осуществляется без отрыва соискателя от основной работы. Одной из форм подготовки является докторантура, когда для завершения работы над диссертацией предоставляется до трех лет.

Защита кандидатских и докторских диссертаций осуществляется на специализированных ученых советах, создаваемых по решению ВАК в вузах и НИИ, которые проводят фундаментальные и прикладные исследования. Диссертация на соискание ученой степени является квалификационной научной работой, выполняется она лично автором в виде специально подготовленной рукописи или опубликованной монографии. Диссертация содержит представленные автором для публичной защиты научно обоснованные теоретические или экспериментальные результаты, научные положения, которые характерны единством содержания и свидетельствуют о личном вкладе соискателя в науку. Для оценки качества диссертаций назначаются официальные оппоненты из числа ведущих ученых в данной отрасли и ведущее предприятие, которые представляют официальные заключения по диссертации.

Научных и научно-педагогических работников избирают на вакантные должности, соответствующие их ученому званию, по конкурсу на совете научного учреждения путем тайного голосования на пять лет. Избрание по конкурсу является одной из форм аттестации научных и научно-педагогических кадров.


ЛЕКЦИЯ 4


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Страница 1

В Российской Федерации создана разветвленная сеть учреждений, занимающихся фундаментальными исследованиями в различных отраслях науки и производства. К ним относятся: Российская Академия наук (РАН) и ее филиалы, отраслевые академии министерств,

являющиеся высшими научными учреждениями отдельных отраслей науки, а также отраслевые научно-

исследовательские институты министерств и ведомств, вузы.

Деление науки на вузовскую, академическую и отраслевую во многом условно в силу возрастающего взаимодействия этих отраслей науки. Стираются и границы между фундаментальными и прикладными науками. Перед всеми учеными, независимо от сферы их деятельности, теперь ставится общая и ответственная задача: увеличить вклад науки в создание материально-

технической базы общества.

Российская академия наук (РАН) является высшим научным учреждением Российской Федерации, ведущим центром фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране. В РАН решаются основные, магистральные проблемы естественных,

технических и общественных наук, возникающие в процессе общественного развития; ведутся прикладные исследования, способствующие быстрейшему внедрению достижений науки и техники в производство.

Академия наук в России была основа в 1724 г. указом Петра I и первоначально называлась академией наук и художеств, с 1803 г. - Императорской академией наук, с 1836 г. - Императорской Санкт-

Петербургской академией наук. Ее действительными членами были М.

Ломоносов, Л. Эйлер, П.Л. Чебышев, А.

М. Бутлеров, И.Л.Павлов и другие видные ученые. В феврале 1917 г. она была преобразована в Российскую академию наук, июле 1925 г. - в Академию наук СССР и в 1991 г. -

в Российскую академию наук (РАН). Органами управления РАН являются Общее собрание РАН, Президиум РАН и президент РАН.

На протяжении почти трех столетий существования Академии наук менялись ее задачи, статус и структура.

В соответствии с исторически сложившимся статусом и задачами Академия построена по научно-

отраслевому и территориальному принципу, включает в себя, отделений РАН (по отраслям и направлениям науки: математики, истории и философии, общей физики и астрономии, ядерной физики, машиностроения, нанотехнологии, физико-

технических проблем энергетики и др.), 3 региональных отделении (Сибирское, Дальневосточное и Уральское), 14 региональных научных центров (объединение научно-

исследовательских институтов).

Отделение РАН (по областям и направлениям науки) объединяет членов Академии,

избранных по данному отделению, и научных сотрудников научных организаций, а также организаций научного обслуживания и социальной сферы, входящих в данное отделение.

Отделение РАН является основным научным и научно-

организационным центром, объединяющим в РАН ученых одной или нескольких смежных отраслей науки.

Отраслевые академии министерств концентрируют силы и материальные ресурсы на тех научных направлениях, где занимают или могут занять ведущее положение в стране или в мире. Они также развивают те научные направления, которые определяются потребностями экономики и культуры, что позволяет правильно распределять научные силы и избегать их распыления.

К отраслевым академиям министерств относятся такие академии как Академия медицинских наук, Академия педагогических наук, Академия наук строительства и архитектуры, Российская Академия сельскохозяйственных наук и др.

Основной научный потенциал агропромышленного комплекса Российской Федерации сосредоточен в системе Российской Академии сельскохозяйственных наук (РАСХН).

В соответствии с Уставом Российская академия сельскохозяйственных наук является высшей самоуправляемой научной организацией в системе Агропромышленного комплекса России и осуществляет научное обеспечение агропромышленного производства в Российской Федерации. Она объединяет действительных членов и членов-корреспондентов, иностранных членов, избранных общим собранием Академии, ученых научно-

Другая информация:

Метод проектов в преподавании технологии
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а та...

Тики, заикание энурез
Энурез – ночное недержание мочи или недержание мочи во сне, при котором, прежде всего необходим врачебный контроль. Несколько советов взрослым, которые могут помочь малышу: Никогда не ругайте ребенка за ночное недержание мочи! Не высказывайте ему свое раздражение – это только усилит заболевание. Н...

Организация работы по использованию наглядных пособий в процессе изучения чисел первого десятка
Одним из центральных понятий начального курса математики является понятие натурального числа. Оно трактуется как количественная характеристика класса эквивалентных множеств. Это понятие раскрывается на конкретной основе в результате практического оперирования множествами и величинами. При изучении...



Поделиться