Как развить уверенность в себе. Проявления независимости в повседневной жизни

Речь об эмоциональной независимости, когда мы не нуждаемся остро в поддержке или одобрении окружающих, не нуждаемся в том, чтобы всё шло «как надо» для нашего хорошего самочувствия, нас не ранит критика или чужое недовольство, и т.д.

В какой-то степени человек (существо социальное) всегда будет зависим – и от других людей, и от обстоятельств, дискомфорт причиняет не зависимость сама по себе, а её слишком большая степень. Поэтому «независимостью» будем считать незначительную, комфортную степень зависимости.

В вопросе независимости есть два основных момента.
Первый – насколько мы можем видеть и брать свою ответственность, не перекладывая её на других (и не беря чужое на себя, конечно). Чем больше эта наша способность, тем менее зависимы мы будем. Объясню, почему. Когда мы берём чужую ответственность, т.е., пытаемся решать чужие проблемы, позволяем залезть кому-то себе на шею, не уважаем свои личные границы , чем-то жертвуем ради других, от чего-то важного для себя отказываемся, через такие действия мы стараемся получить любовь и одобрение окружающих. Т.е., мы ставим своё эмоциональное самочувствие в зависимость от того, что другие скажут или сделают. Это высокая степень зависимости, и тут важно сбалансировать позиции «я – другие» так, чтобы ни мы, ни они не были ниже или выше. Наши интересы ничуть не менее важны, чем интересы другого человека. Если мы идём на жертву и делаем что-то для него в ущерб себе, важна мотивация – почему мы это делаем? Потому что мы его любим, и поступаем так с лёгким сердцем, бескорыстно, только из любви, или внутри себя мы будем считать его нам обязанным, будем осознавать свой поступок именно как жертву, будем стремиться получить «обратку»? Первое может происходить сколько угодно и с кем угодно, главное – чистые намерения, ну и, конечно, реализация своих желаний, это обязательно. Второе – признак недостаточной любви к себе и высокой степени зависимости от других людей.

Вторая ситуация – мы, наоборот, перекладываем свою ответственность на других людей. К примеру, делаем что-то вместе с другом, строим личные планы, имеем ожидания. Раз – ожидания не сбываются, мы считаем, что друг виноват (сделал что-то не так, как мы считали правильным, не то сказал, не так посмотрел, т.д.). Это – яркий пример перекладывания своей ответственности, когда мы обижаемся на человека за то, что он не такой, как мы хотим, или поступает не так, как мы считали, он будет поступать. Наши мысли, наши планы и прогнозы – только наша ответственность, больше ничья, перекладывая её на других, мы тоже оказываемся в зависимости от людей, которые должны оправдывать наши ожидания. И в этом тоже очень мало любви к себе. Как брать свою ответственность, я писала в статье «Как взять свою ответственность и не перекладывать её на других» .

Второй основной момент в вопросе независимости – наше отношение к себе. При хорошем, стабильно добром, адекватном отношении к себе мы мало зависим от мнения окружающих (зависим, конечно, но в безопасной дозе), не обижаемся, нас не задевает критика, пренебрежение, мы не общаемся с кем-то только потому, что больше не с кем общаться, мы не дружим с некомфортными, несозвучными для нас людьми, мы не считаем свои интересы и желания менее значимыми, чем мнения и желания других людей. Кроме этого, когда мы себя любим, то обустраиваем свою жизнь так, как нам на самом деле этого хочется – не следуя стереотипам или мнению окружающих или модным трендам, а так, как по-настоящему этого хочется именно нам (и пусть весь мир повертит пальцем у виска)). Любя себя, мы окружаем себя теми людьми, с которыми нам по-настоящему хорошо, мы находимся в тех местах, где действительно хотим находиться (и да, сначала мы учимся понимать, чего хотим на самом-то деле), занимаемся тем, что нам на самом деле интересно. Я не говорю – бросить всё, уехать куда глаза глядят, жить впроголодь, т.д. Когда мы начинаем любить себя, в рамках одной жизни происходит постепенная перестройка всего – всех сфер. Переход к жизни в любви – это длительный процесс, что-то мы решаем изменить сами, к чему-то нас активно подталкивают, иногда это довольно больно и неприятно. Но перемены происходят неминуемо, и всего-то от обретения двух важных навыков – брать свою ответственность и любить себя.

С любовью, Юлия Соломонова

Конец сентября - особое время в истории Сирии. Сто лет назад, в последних числах сентября 1918 года, Дамаск был освобожден арабскими повстанцами от власти Османской империи, страна на несколько лет обрела долгожданный суверенитет, но вмешательство европейских держав помешало обрести ей свободу. И лишь 27 сентября 1941 года Сирия действительно получила независимость, пусть на ее территории еще оставались французские войска. «Известия» вспомнили о тернистом пути Сирии к государственному суверенитету, в котором кроются многие сегодняшние проблемы многострадальной страны.

Шлейф великих культур

Но прежде чем говорить о ХХ веке, необходимо, хотя бы вкратце, вспомнить о более ранних временах.

Перекресток трех континентов, где смешивались, обогащая друг друга представители разных культур, с древнейших времен был в авангарде прогресса человечества. Считается, что именно здесь ранее всего был приручен скот - согласно последним данным, всё поголовье современных европейских буренок имеет гены, схожие с теми, которые обнаружены в костях особей, найденных при раскопках в Сирии. Здесь же обнаружены самые ранние на сегодня следы культурного земледелия, а глиняные клинописные таблички из знаменитой библиотеки Эблы считаются одними из древнейших в мире письменных памятников.

Уже в IV тысячелетии до н.э. здесь существуют огромные дворцово-храмовые хозяйства - предтеча современных государств. За эти земли хетты воевали с египтянами, их захватывали арамеи, вавилоняне, ассирийцы, персы, эллины с македонянами, римляне. Каждый из завоевателей приносил что-то свое, дополняя традиции более ранних цивилизаций.

В многолюдных сирийских городах процветали ремесла, через них шла бурная торговля, особенно в эллинистическое и римское время. На рубеже новой эры Антиохия считалась третьим городом Средиземноморья после Рима и Александрии. Важными центрами были Селевкия, Лаодикея, Ороп, Апамея, Пальмира и т.д. Считается, что только Селевк I Никатор основал здесь 75 новых городов. Население Сирии этнически было достаточно разнообразным - от кочевников-семитов, живших здесь еще с IV тысячелетия и даже ранее, до финикийцев и эллинизованных городских слоев государства Селевкидов.

В это время, в первых веках до н.э., греческий язык и культура стали преобладающими в городской торговой среде, не изменилась эта ситуация в римское, а потом и в византийское время. Кстати, и само название «Сирия» имеет греческое происхождение и, видимо, связано с некогда существовавшей Ассирийской державой. Постепенно эти термины смешались, но в римское время снова происходит разделение понятий - Северная Месопотамия, населенная персами, именуется Ассирией, а вся область к западу, то есть не только современная Сирия, но и современные Палестина, Иордания, Ливан, Израиль и часть Турции, именуется Великой Сирией, или Левантом. Никакого деления между странами внутри этой общности до XX века не существовало.

В начале первых веков нашей эры на землях Сирии распространилось христианство, постепенно потеснившее эллинское язычество, митраизм, зороастризм и другие распространенные культы. В Антиохии даже был учрежден свой патриархат, согласно диптиху поныне почитаемый третьим в православном мире, после Константинопольского и Александрийского.

Как часть Византийской империи Сирия жила до VII века - времени появления здесь кочевников-арабов. В 636 году их войско сошлось в отчаянной битве у реки Ярмук с императорской армией, состоявшей из греков, армян и сирийских кочевников-бедуинов. Византийцы потерпели поражение.

Захватчики были так впечатлены богатством и красотой сирийских городов, что сделали Дамаск столицей халифата, простиравшегося от пиренейских гор на западе до Тибета на востоке. Официальным языком стал арабский, но большая часть населения по-прежнему использовала арамейский и греческий. Жизнь людей, торговые и промышленные связи, ремесло и культура практически не изменились, особенно в городах. Многие жители региона по-прежнему исповедовали христианство и другие традиционные для этих земель религии.

Кстати, именно в это время за счет смешения с местными культами в исламе появляется много ответвлений и течений, некоторые из них существуют по сей день, например, исмаилиты, алавиты, друзы и т.д.

В XII веке Сирия была захвачена крестоносцами, здесь возникло несколько католических государств. На два столетия страна превратилась в арену боев христианских рыцарей с воинами ислама. Кстати, знаменитый полководец и основатель египетской династии Аюбидов Саладдин (правильнее Салах-ад-Дин Юсуф Ибн Айюб) был курдом, а элиту его войска составляли соплеменники. Именно при Аюбидах воинам-курдам были предоставлены земли в районе Дамаска и северной Анатолии, где они жили на условиях самоуправления. До XV века Сирия будет находиться под властью египетских правителей - Аюбидов, а потом мамлюков. В начале XVI века Сирия, а потом и Египет были завоеваны турками и вошли в состав Османской империи.

Конечно, древние цивилизации ушли в прошлое, но они оставили явственный шлейф из культурных традиций, торговых связей и ремесленных навыков. Особенно если речь идет о городах, население которых менялось незначительно. Великая Сирия (или Левант) всегда входила в круг средиземноморской культуры, и даже когда эти земли были захвачены арабами, а потом турками-османами, регион не терял привычных связей, оставаясь связующим звеном между востоком и западом.

Еще одним важным наследием сложной истории стало религиозное и этническое разнообразие региона. В Сирии живут православные и ариане, сохранившие самобытность со времен Византии, католики марониты как память об эпохе крестоносцев и, конечно, представители разных ветвей ислама от традиционных суннитов, до довольно экзотических шиитских течений - исмаилитов, алавитов и друзов. Поселившиеся в этих местах еще в Средние века курды и турки-огузы (торкоманы) дополняют пеструю картину.

Казус Версаля

В османское время Сирия довольно быстро снова становится центром ремесла и торговли. Города процветают, особенно Бейрут и Халеп (Алеппо), через Сирию идет бурная торговля между Азией и Европой. С XIX века в городах всё сильнее проявляется европейское влияние, возникают фактории, а потом филиалы сначала английских, а потом в основном французских фирм. Британские интересы в Восточном Средиземноморье были сосредоточены вокруг Суэцкого канала и Египта, посему Сирию они были готовы «уступить» союзнику.

После Крымской войны, когда французы и англичане буквально спасли султана, положение европейских стран в Восточном Средиземноморье укрепилось. К тому же французские банки предоставили Османской империи крупные займы. Французские компании получили многочисленные концессии, стали вкладывать средства в сирийские порты, железные и автомобильные дороги, в городах возникла французская диаспора. Многие обеспеченные сирийские семьи стали отправлять своих детей на учебу в европейские университеты.

Пожалуй, городское население Великой Сирии (Леванта) было наиболее европеизированным на Ближнем Востоке или «цивилизованным» с точки зрения традиционного тогда европоцентризма. Сельские же регионы, где главенствовал ортодоксальный ислам, жили более патриархально, что приводило и к существенному политическому разделению. В городах в начале ХХ века стали возникать кружки интеллектуалов, ратовавших за отделение сирийского региона от отсталой Османской империи и создание государства на европейский манер, а арабская деревня и кочевники-бедуины, тоже тяготившиеся турецким владычеством, мечтали о восстановлении арабского халифата в его средневековом облике.

Во время Первой мировой войны этими сепаратистскими настроениями попытались воспользоваться англичане, стремившиеся оторвать арабский мир от Турции и нанести османам удар в спину. Для этого на восток был отправлен ученый-археолог, а заодно офицер британской разведки Томас Эдвард Лоуренс, больше известный как Лоуренс Аравийский. Ему удалось сплотить разрозненные и враждовавшие между собой племена и поднять мятеж, вошедший в историю как Великое арабское восстание.

Политическим лидером объявленного джихада («священной войны») стал шериф Мекки Хуссейн бен Али, а войсками повстанцев командовал его сын Фейсал. При помощи английских и австралийских войск и авиации арабы на верблюдах прошли вдоль Красного моря, вытесняя турок из городов и оазисов Аравии. Вдоль Средиземного моря со стороны Египта двигались англичане.

Освободив восточную часть Леванта, 30 сентября 1918 года армия Фейсала вошла в Дамаск, где была с восторгом встречена горожанами. Через несколько дней сирийские и аравийские части изгнали турок из Хомса, Хамы, Халеба. 30 октября Турция капитулировала. Командующий английскими войсками генерал Эдмунд Алленби официально уведомил Фейсала, что британцы готовы признать арабскую администрацию на отвоеванных у османов территориях, и она была немедленно сформирована. Впервые в своей истории Сирия стала де-факто самостоятельной страной.

Но большая политика делается не на полях сражений, а в тишине кабинетов. Еще несколькими годами ранее в Лондоне, втайне от арабских союзников, начались переговоры о послевоенной судьбе земель Османской империи. Вели их советник британского премьер-министра по Ближнему Востоку Марк Сайкс и генеральный консул Франции в Бейруте Франсуа Жорж-Пико, поэтому в дипломатическую историю они вошли как соглашение Сайкса–Пико. Русская сторона в переговорах очно представлена не была, но свои предложения Сайкс и Пико через послов согласовывали с министром иностранных дел Сергеем Сазоновым.

По договору Османская империя должна была быть разделена на три оккупационные зоны - французскую, британскую и российскую. Порядок устройства внутри зон и выделение отдельных территорий «туземным», как сказано в тексте, союзникам - арабам, сирийцам, евреям, армянам, курдам и т.д. - оставались на усмотрение каждой стороны. В 1917 году Россия по понятным причинам из договора была исключена, но в него вошли Италия и Греция. Впрочем, на судьбу Великой Сирии (Леванта) это не влияло - ей суждено было быть разделенной между Британией и Францией. Об обещанной сирийцам независимости решили забыть.

В ноябре 1918 года Фейсал отбыл в Европу. Его встречал Лоуренс, ставший советником принца. Полковник тяжело переживал, что невольно стал клятвопреступником, и старался найти выход из создавшейся ситуации. Но предложения Фейсала и Лоуренса по инициативе французской стороны были отвергнуты. По Парижскому договору территория Сирии делилась между Британией и Францией, а арабские представители уже с ними должны были оговаривать свою роль в новом государственном устройстве.

Решение конгресса повергло сирийцев в шок. Получалось, что они с оружием в руках завоевали свободу, чтобы их страну просто передали другому хозяину, который даже не участвовал в освобождении их земли! В Дамаске срочно был собран «Сирийский национальный конгресс», который наотрез отказался признать какое-либо право Франции на любую часть сирийской территории и объявил Сирию независимым государством в ее «естественных границах», то есть включая Палестину, Ливан, Иорданию и часть Северной Месопотамии. Принц Фейсал был объявлен главой государства (в европейской традиции его называют королем), а его брат принц Зейд - регентом Месопотамии.

«Условная независимость»

Европа должна была реагировать, ведь действия Сирии могли вызвать цепную реакцию. На сей раз заседание Верховного совета держав Антанты и присоединившихся к ним государств проходило в Сан-Ремо. Присутствовали представители Британии, Франции, Италии, США, Японии, Греции и Бельгии. Король Фейсал хотел приехать, но «Сирийский конгресс» попросил его не рисковать и отправить дипломатическую делегацию.

Решения были приняты жесткие и вполне в колониальном духе. Великую Сирию европейские державы отнесли к категории государств, «уровень развития которых позволяет стать им независимыми государствами при предоставлении мандатарием административной помощи». То есть на словах союзники выразили готовность признать «условную независимость» Сирии и Месопотамии, но лишь после того, как «они станут способны стать самостоятельными государствами».

Пока же они должны оставаться в рамках выданных ранее Британии и Франции мандатов. Великобритания получила мандат на Палестину, Иорданию и Ирак, а Франция - на Сирию, включая современный Ливан. Границы зон были проведены на карте по линейке, без учета местной специфики.

Отдельно была оговорена «декларация Бельфура», легализовавшая права еврейских поселенцев в Палестине. В случае неповиновения местного населения обладатели мандата могли легитимно применять силу, ссылаясь на решение Лиги Наций.

Раздел страны и лишение ее уже несколько лет реально существовавшей независимости вызвали закономерный гнев всего сирийского народа. Еврейский вопрос подлил масла в огонь. Фактически низложенный король Фейсал, понимая неравенство сил, старался урезонить соотечественников и решать проблемы путем переговоров. Он надеялся на помощь США и недавних союзников англичан, но Лондон предпочел не ссориться с Парижем и отдал приказ о выводе своих войск из Сирии на подмандатную Британии территорию.

Командующий французскими силами на Ближнем Востоке генерал Анри Гуро предъявил королю Фейсалу ультиматум, который был принят. Однако часть молодой армии Сирии под руководством военного министра Юсуфа аль-Азма отказалась сложить оружие и перекрыла ведущее к Дамаску ущелье Майсалун. В жестоком бою с превосходящими и лучше вооруженными французскими частями патриоты были разбиты, министр Азма погиб. В других районах сопротивление тоже было подавлено. Сирия оказалась под властью Франции. Фейсал покинул страну, а вскоре англичане предложили ему стать королем Ирака.

Заноза во французском сапоге

Колониализм в ХХ веке был уже явным анахронизмом, наследием прошлой эпохи. А посему ничего, кроме головной боли, англичане и французы на Ближнем Востоке не получили - никакие барыши от нефтепровода, построенного из иракского Киркука в Триполи и Хайфу, не могли окупить усилий на удержание в подчинении многомиллионной страны. А сирийцы не собирались мириться с оккупацией и на сотрудничество с европейцами шли неохотно. Постоянно вспыхивали восстания.

Захватчики старались использовать национальное и конфессиональное разнообразие Сирии, посему делали ставку не на арабов-суннитов, составлявших большинство населения, а на более лояльных к европейцам сирийцев-христиан, курдов, торкоманов, алавитов. Из них формировалась колониальная администрация, они занимали высшие посты в создаваемой по европейским лекалам сирийской армии. Для курдов и алавитов, например, служба в колониальной армии оказалась едва ли не единственным возможным социальным лифтом, поэтому они с охотой поступали в созданное французами военное училище.

Но волнения не прекращались, временами дело доходило до кровопролития. В 1928 году, чтобы снизить накал страстей, французские власти попытались созвать учредительное собрание, предполагавшее скорое создание нового демократического сирийского государства. Однако, когда выяснилось, что подготовленный делегатами проект конституции предусматривает независимость и единство Сирии, установление республиканского строя и создание национального правительства, французы объявили его незаконным.

В 1930-е годы это будет повторяться еще не раз - французские власти перманентно вели переговоры с сирийскими политиками о независимости, но как только дело доходило до реальных шагов, марионеточное правительство сменялось и переговоры начинались снова. Но, с другой стороны, даже такая ограниченная «подмандатная» демократия помогла развитию сирийского гражданского общества.

В Дамаске и других городах открывались высшие учебные заведения и университеты, издавалось более полусотни газет, существовали и активно работали профсоюзы и десятки политических партий. С точки зрения приближения Сирии к европейским стандартам время французского мандата оказалось полезным, хотя в условиях независимости эти процессы могли пройти даже быстрее.

Вместе с Францией Сирия оказалась втянута во Вторую мировую войну и, сама того не подозревая, в июне 1940 года потерпела в ней поражение. Теперь Сирия оказалась в орбите коллаборационистов из Виши и стран фашистского блока, а торговые связи с оказавшимися под британским мандатом соседями оказались разорванными. Это было уж совсем абсурдно, и, естественно, оказавшиеся по разные стороны «границы» сирийцы не горели желанием воевать друг против друга за непонятные европейские интересы.

8 июня 1941 года на территорию Сирии со стороны Палестины вступили британские (точнее, индийские и австралийские) войска и части «Свободной Франции» генерала Де Голля, а 21 июня они уже заняли Дамаск. 27 сентября 1941 года командующий генерал Жорж Катру от имени «Свободной Франции» и генерала Де Голля объявил, что Сирии предоставляется независимость и суверенитет, но французские войска останутся до окончания войны. Было очевидно, что стоит французам и англичанам уйти, как их место немедленно займут итальянцы и немцы.

Лишь после войны, когда ООН отменила действие мандатов и утвердила создание независимых государств на бывших подмандатных территориях, Сирия смогла заявить о своей полной независимости. Поэтому День независимости празднуется 17 апреля, когда в 1946 году из Сирии был эвакуирован последний французский солдат. Долгий путь к свободе завершился победой сирийского народа.

Недавно мне попалось исследование, в котором говорилось о том, что жители Северной Америки очень высоко ценят независимость. Мы все хотим, чтобы наши дети стали взрослыми и твердо стояли на ногах. Кому же хочется, чтобы их дети в свои 30 лет все ещё жили вместе с ними? Но проблема в том, что, как говорит Гордон Ньюфелд, наши дети не птенцы, чтобы выталкивать их из гнезда. На самом деле, чем больше мы подталкиваем детей к независимости, тем больше они цепляются за нас, отчаиваются или начинают искать кого-то еще, кто бы помог им. Если мы хотим углубить привязанность и развить в детях независимость, сначала нужно пригласить их .

Парадоксально, но факт: когда мы даём нашим детям понять, что позаботимся о них, что они могут рассчитывать и положиться на нас, это помогает им расслабиться и почувствовать, что они окружены заботой. И вот, о чудо! Они сами отваживаются на что-то новое, пробуют делать что-то самостоятельно. Я знаю об этом из собственного опыта, когда сталкиваюсь с какими-то трудностями. К примеру, если у меня случается какая-то проблема с компьютером, а муж медлит с помощью, я начинаю чувствовать себя всё более беспомощной и всё сильней мне хочется всё бросить и сдаться. Но когда он приходит и говорит: «Ну, давай я тебе помогу», я чувствую огромную признательность и благодарность. Я расслабляюсь, моя энергия обновляется, и вновь приходит уверенность, что я умею справляться с трудностями сама. Для того чтобы твёрдо стоять на ногах, людям в первую очередь необходимо чувствовать, что о них есть кому позаботиться.

Как-то я работала у одного замечательного директора, который знал этот секрет. Он щедро предлагал нам свою помощь, всегда поддерживал свой персонал. Учителя любили его, и он пробуждал в нас всё самое лучшее. На самом деле мы работали на него намного усердней, чем на кого-либо другого. Он был непревзойденным лидером, на которого легко было опереться. Все фильмы о великих учителях именно об этом. приглашает ученика зависеть от себя до тех пор, пока ученик не окрепнет настолько, чтобы отправиться в самостоятельный полёт. Великий учитель никогда не бывает скупым на помощь, он никогда не скажет: «Не обращайся ко мне за помощью. Ты уже самостоятельный!» Вместо этого они приглашают нас в свой кабинет, тем самым сообщая нам: «Если тебе понадобится помощь, ты всегда найдешь меня здесь» .

Эту парадоксальную истину я каждый раз вновь и вновь открываю со своими детьми. Когда я говорю своей дочери: «Ты так стараешься справиться с этим ботинком. Давай я помогу завязать тебе шнурки», у неё возникает желание научиться делать это самой. Когда я говорю своему сыну, который учится писать: «Я помогу тебе. Я напишу за тебя все эти строчки» , он не только благодарен, но и начинает стремиться пробовать делать это сам, вместо того чтобы поддаться чувствам и сдаться. Я не говорю о том, что никогда не нужно подталкивать или говорить: «Нет, я не могу помочь тебе прямо сейчас» . Это также не означает, что нужно каждый раз бросаться и всё исправлять или не давать возможности делать что-то самим. Но в целом, наша щедрость в желании заботиться о детях играет огромную роль в их взрослении.

Вера в процесс развития и в то, что мы самые лучшие родители для своих детей, поможет им полностью реализовать свой . И однажды, если мы проживём достаточно долгую жизнь, они могут предложить и нам свою заботу.

Колин Дробо (Colleen Drobot)

Перевод Твердохлебовой Юлии

Развитие независимости

Когда молодой человек развивает в себе самостоятельность, как мы только что рекомендовали, к моменту достижения подрост­кового возраста он захочет все делать сам и выработает в себе чувство независимости. Как уже говорилось в десятой главе, в подростковый период стремление к независимости становится очень сильным. Родители могут помочь молодым людям почув­ствовать себя самостоятельными и развить в себе больше неза­висимости следующим образом:

1. Избегайте командного тона . Чтобы помочь молодому чело­веку почувствовать себя независимым, не разговаривайте с ним командным голосом и не говорите, например, так: «Ты должен это сделать» или «Ты сделаешь это немедленно». Не тычьте в него пальцем и не повышайте голоса. Это допустимо в обращении с маленькими детьми, но не с подростками. Не ждите, что он будет стоять рядом, заглядывая вам в рот и ожидая от вас распоряже­ний. Уважайте его время и то, чем он может заниматься в данный момент. Обращайтесь с ним так, как вы обращаетесь с другими взрослыми людьми.

2. Контроль должен быть незаметным . Вы способны помочь подростку почувствовать себя независимым, в сущности, не де­монстрируя свое право контроля над ним. Для этого ваш конт­роль должен быть незаметным. Например, если подросток не хо­чет делать того, о чем вы просите, не пытайтесь быть жестким и требовательным. Вместо этого спросите, что он предлагает и чего вы, по его мнению, вправе ожидать от него. Затем предложите альтернативные варианты. Его противление следует признать не в качестве упрямства, но в качестве стремления к независимости. Если вы проявите уважение к его ранимому стремлению к неза­висимости и дадите ему больше свободы в выполнении тех или иных дел, он успокоится и с ним будет легче договориться.

3. Возложите на него больше ответственности . Насколько это возможно, позвольте своему подростку самому распоряжать­ся своим временем и отвечать за свою работу. Сюда входит ра­бота по дому, занятия в школе, ответственность вне дома и, воз­можно, работа по найму. Когда он работает с вами, поручите ему всю работу, конкретную ее часть или составьте список того, что он должен сделать, и предупредите его об этом заранее. Затем позвольте ему самому распланировать свое время и усилия для выполнения заданий. Не переживайте, если работа у него накап­ливается, и в результате ему приходится сидеть ночами, чтобы все успеть вовремя. Пусть учится на собственном опыте. Так он достигнет самостоятельности и почувствует себя более незави­симым.

4. Уважайте его право на собственное мнение . Подросток в своем стремлении к независимости отчасти желает получить пра­во на собственное мнение о себе, на возможность самому форму­лировать свои идеи и убеждения. Когда он выражает свои мысли, даже если вы считаете его абсолютно неправым, не спорьте и не пытайтесь его переубедить. Необязательно соглашаться с его иде­ями, но нужно непременно предоставить ему право на их выра­жение. Как однажды сказал Вольтер: «Я не согласен со всем, что вы сказали, но буду сражаться до смерти за ваше право высказать свое мнение».

Не тревожьтесь, если идеи вашего подростка сильно отлича­ются от ваших убеждений. Молодые люди, выражающие крайние взгляды, часто делают это в доказательство своей независимо­сти, а не ради утверждения самих идей. Чем более радикальны их идеи, тем более независимыми они себя чувствуют. Когда вы по­читаете независимость мыслей молодых людей, они будут склон­ны к более рациональным рассуждениям. Вступайте с ними в спо­ры, но избегайте конфликтов и раздоров и не пытайтесь подавить их своим авторитетом. Иначе они решат, что их независимости что-то угрожает.

Если молодой человек представляет ложные, безнравственные или постыдные идеи, не показывайте своей тревоги. Продолжай­те демонстрировать свое уважение к нему как к человеку достой­ному. После этого приложите все усилия, чтобы изложить пра­вильный взгляд на обсуждаемые темы. Избегайте нравоучений, чтобы он не почувствовал осуждения.

5. Его интересы и цели . Подростку следует дать право пре­следовать собственные интересы и ставить перед собой цели в пределах его возможностей. Родителям следует направлять и ру­ководить молодым человеком, постараться расширить границы его выбора и предложить полезные советы. Во всем должна быть разумная мера, нельзя позволять подростку стремиться к легкой жизни, нужно воодушевить его на высокие цели и на стремление к лучшему. Если у него есть какие-то особые склонности, следует позволить ему следовать в этом направлении в пределах его воз­можностей. Вероятно, дух внутри него подсказывает ему направ­ление его предназначения. Кроме того, позвольте ему двигаться с подходящей для него скоростью, продвигаясь к цели так быстро, как ему удобно, или так медленно, как ему нужно.

6. Помогите подростку самому установить собственные нор­мы поведения . Помогите ему самому решить, как вести себя и в чем себя ограничивать. Если он примет участие в определении этих правил, то с большей готовностью будет им подчиняться. Однако в этих правилах должны быть четкие границы, которые нарушать нельзя. Эти границы нужны ему самому. Они помогут ему определить курс, по которому он пойдет по жизни.

7. Свобода внешности . Молодые люди достигают возраста, ко­гда они одеваются и ухаживают за собой «по-своему». Они счита­ют это очень важным, и это, похоже, помогает им почувствовать себя независимыми. Как уже говорилось ранее, советуйте под­ростку, как следует одеваться и следить за собой, настаивайте на чистоте, скромности и разумной пристойности, но помимо этого дайте ему определенную долю свободы.

8. Не потворствуйте его прихотям . В подростковые годы в особенной степени не потворствуйте своему чаду и не балуйте, обслуживая его и делая за него то, что он должен делать сам. Сле­по любящие родители тормозят развитие детей и делают их зави­симыми от себя. Все это плохо скажется в будущем, когда взрос­лые дети будут непрестанно обращаться к родителям за поддерж­кой и помощью, как об этом рассказывается в истории, которую прислала Энн Ландерс.

«Я вырастила пятерых, самых испорченных детей в истории человечества. У них было все, начиная от выгравированных аль­бомов с детскими фотографиями, заканчивая дипломами коллед­жей. Мы покупали им слишком много дорогих игрушек, слишком много одежды, тратились на дорогие каникулы и лучшие школы. У них было все. Эти дети женились и выходили замуж один за другим, а потом друг за другом переехали к нам со своими семь­ями. В последнее Рождество мой мир раскололся на куски. Муж после тридцати двух лет супружеской жизни ушел от меня. Он не смог больше выносить постоянный шум бегающих и кричащих детей и внуков. Хелен, вы правы, когда говорите, что самое луч­шее, что родители могут дать своим детям, это чувство собствен­ного достоинства и независимость. У моих детей никогда этого не было и не будет. И если мое письмо сможет помочь хотя бы одной семье, то я не зря раскрыла свою душу всему миру».

1. Окружите себя позитивом


Общение с негативными людьми может повлиять не только на настроение, но и испортить весь день. Даже если вы положительны, какие-нибудь пессимистические слова могут заставить вас потерять радость и вдохновение. Поэтому избегайте таких людей, общение с которыми принесут вам только печаль и разочарование. Вместо этого окружите себя позитивностью, общаясь с теми, кто заставляет вас чувствовать себя комфортно и расслабленно. Такие люди будут поддерживать вас в ваших попытках стать более независимыми.


2. Игнорируйте чужие мнения


Каждый раз, когда вам нужно принять ответственное решение, полагайтесь только на себя. Подумайте обо всех своих достижениях, безусловно, вы можете гордиться собой, как много уже вы сделали или достигли. Независимо от того, одобряют ли другие ваши решения или нет, ваш успех зависит только от вас. Для того чтобы стать независимой личностью, вы не должны следовать идеалам и мыслям большинства.


3. Повысьте уверенность в себе


Несомненно, уверенность в себе в значительной степени способствует вашему успеху, и это определяет отношения с людьми, которые нас окружают. Будучи сомневающимся, вам придется столкнуться с многочисленными проблемами, прилагая дополнительные усилия по достижению своей цели. Просто расслабьтесь и идите к своей цели уверенно. Таким образом вы будете продемонстрировать другим, что вы тверды в том, что вы говорите и делаете. Но это абсолютно не значит, что нужно вести себя высокомерно. Это довольно разные вещи. Уверенность в себе является лишь способом показать людям, что вы довольны и счастливы.


4. Принимайте свои собственные решения


Принятие решений - нелегкая работа. Иногда это может занять у вас много времени, чтобы сделать окончательный выбор без колебаний. В таких ситуациях большинство из нас, как правило, обращаются к близким людям за советом. Но все же последнее слово должно быть за вами, потому что у вас есть своя собственныя точка зрения, интересы и личные качества, которые будут влиять на ваше решение.


5. Сосредоточьтесь на достижении цели


Для достижения определенной цели надо четко взвешивать свои возможности и прилагать все усилия, чтобы улучшить свои навыки и способности. Сосредоточьтесь на тех аспектах, которые являются наиболее значимыми для вас и не отвлекайтесь на всякие мелочи, которые могут разрушить все ваши планы. Если вы посвящаете себя тому, в чем вы уверены, то вы всегда достигнете успеха, пускай и не сразу. Самомотивация также является неотъемлемой частью ваших достижений, так как это даст вам вдохновение, даже когда на пути к цели встречаются трудности.


6. Создайте свою модель поведения


Конечно, это хорошо, если у вас есть человек, который может быть для вас образцом. Тем не менее вы не должны пытаться повторить победы других людей. У вас есть свои личностные характеристики, которые делают вас уникальным и необходимо придерживаться их, когда вы хотите достигнуть своей цели. Как правило, мы постоянно сравниваем себя с кем-то еще и склонны думать, что они намного лучше, чем мы. Это одна из самых больших ошибок, которой вы должны избегать, если вы хотите стать более независимым.


7. Станьте финансово ответственным


Есть определенные периоды в жизни, когда мы финансово зависим, например, от наших родителей. Для большинства из нас, это прекрасное время, ведь мы могли получить деньги, когда нам это нужно, более того, мы не должны были ничего для этого делать. В связи с этим мы должны ценить каждую минуту нашего детства и быть благодарны нашим родителям за все, что они сделали для нас. Рано или поздно мы взрослыми и начинаем зарабатывать деньги сами. Поэтому дети должны научиться ценить деньги с самого раннего возраста, чтобы затем они смогли повысить свою независимость и свободу. В тот самый момент, когда вы начинаете быть материально ответственным, вы получите прекрасное чувство самоудовлетворения и финансовую независимость.



Поделиться