Должностная инструкция начальника отдела тендерных продаж. Должностная инструкция специалиста по тендерам

Налоги от предпринимательской деятельности поступают в казну государства и направляются им, в том числе, на оплату работ, выполняемых в рамках государственных заказов или товаров, необходимых для государственных нужд. И, поскольку, экономика давно перестала быть плановой, стоимость этих работ и товаров зависит, в том числе, и от конъюнктуры рынка, т.е. она может быть совершенно разной. Поскольку экономия и рациональное использование средств, выделяемых из бюджета, является основной задачей финансовых , среди предприятий, желающих поставлять необходимый товар или выполнить определенную работу, объявляется . По сути это конкурс, где выбирают победителя, товары, услуги или работы которого имеют самое оптимальное соотношение по цене и качеству.

Объявление о предстоящих тендерных заказчик – муниципальная или государственная организация размещает на специализированном сайте государственных закупок в интернете и на некоторых других порталах. Объявление содержит конкурсную документацию, в которой перечисляются предъявляемые требования к предмету торгов, сроки его поставки или выполнения, критерии, по которым будет выбираться победитель торгов. Участники объявленного обязаны подать свои заявки до определенного срока, при необходимости, к заявке может быть приложена банковская гарантия или договор поручительства в качестве гарантийного обеспечения.

Для чего нужен тендерный отдел на предприятии

Выполнение государственного заказа может быть и не очень выгодное в коммерческом плане, является престижной работой, повышающей деловой имидж любой компании. Поэтому предприятия, даже, порою, несколько занижают стоимость своих, услуг, товаров и работ. Чтобы мониторить проведение , успевать подавать заявки и участвовать в них, в компаниях работают выделенные для этого специалисты и даже создаются целые тендерные отделы, если компания достаточно крупная и является постоянным участников таких конкурсных торгов.

Специалисты, работающие в тендерных отделах, проводят мониторинг интернет-порталов, специализированных сайтов и торговых площадок, где размешаются объявления по проведению государственных тендеров. Они также должны проанализировать конкурсную документацию и решить, насколько экономически целесообразно участие компании в том или ином тендере, и на основании этого принимать решения об участии в них. Они оперативно готовят заявки на участие и весь необходимый пакет документов, оговоренный в конкурсной документации в качестве обязательного приложения.

В обязанности сотрудников этих отделов входят также консультации с менеджерами и руководителями других подразделений по специфике и ценообразованию предлагаемой продукции и технической части заявок, ведение деловой переписки с заказчиком, своевременное предоставление по его запросам всей необходимой информации об условиях поставки, гарантиях, имеющихся сертификатах.

Утверждаю [организационно-правовая [подпись] [Ф. И. О., должность форма, наименование руководителя или иного организации, предприятия, должностного лица, учреждения] уполномоченного утверждать должностную инструкцию] [число, месяц, год] М. П. Должностная инструкция начальника отдела тендеров и государственных поставок [наименование организации, предприятия, учреждения] Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с начальником отдела тендеров и государственных поставок, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения. 1. Общие положения 1.1. Начальник отдела тендеров и государственных поставок относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности]. 1.2.


Запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам его деятельности. 3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
3.3.

Внимание


3.5.

Инфо

Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции. 3.6. Привлекать специалистов всех структурных подразделений [организации, учреждения] к решению возложенных на него задач.


3.7.

Охрана труда

Основные принципы и методы продвижения представляемой продукции на муниципальном и бюджетном рынках; § Специфику продвижения продукции на коммерческом рынке; § Площадки для проведения тендеров, открытых конкурсных торгов, электронных аукционов; § Правила ответов на запросы котировок, предложений § Методы работы со средствами массовой информации; § Основные технологические и конструктивные характеристики и потребительские свойства реализуемой продукции; § Основы ценообразования и ценовой политики; § Условия поставки, хранения и транспортировки продукции; § способы организации учета и составления отчетности о выполнении планов сбыта и реализации продукции; § Порядок предоставления организационно-распорядительных и иных документов для участия в конкурсах; § Правила внутреннего трудового распорядка; § Правила и нормы охраны труда; § Этику делового общения. 1.5.

Должностная инструкция начальника отдела тендеров и государственных поставок

УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ООО «Феникс» « » 20 г. № Должностная инструкция специалиста по тендерной работе отдела развития 1.1. Специалист по тендерной работе относится к категории специалистов.
1.2. В своей деятельности специалист по тендерной работе руководствуется: § уставом предприятия; § положением об отделе развития; § законодательными документами, нормативными правовыми актами РФ, а также методическими материалами, регламентирующими вопросы выполняемой работы в области тендерной деятельности; § приказами, распоряжениями и указаниями руководства предприятия, начальника отдела развития; § правилами внутреннего трудового распорядка; § настоящей должностной инструкцией. 1.3. Специалист по тендерной работе непосредственно подчиняется начальнику отдела развития. 1.4.

1. общие положения

При необходимости запрашивать разъяснения и учитывать изменения в конкурсной документации. 1.11. Оперативно подготавливать полный пакет документов. 1.12.

Взаимодействовать с менеджерами и руководителями отделов по специфике и ценообразованию предлагаемой продукции и технической части заявок. 1.13. Анализировать техническую часть заявок на соответствие действующему законодательству (ФЗ-94).

1.14. Оформлять конкурсные заявки. 1.15. Вести переговоры и переписку с организаторами конкурсов. 1.16. Одновременно вести несколько проектов. 1.17. Своевременно предоставлять всю необходимую информацию об условиях поставки, гарантии, сертификатах.


1.18. Заключать договоры, контракты. 1.19.

Резюме руководителя тендерного отдела в москве

Представляет руководству [организации, учреждения] предложения об улучшении качества работы сотрудников отдела. 3. Права работника Начальник отдела тендеров и государственных закупок имеет право: 3.1.

Запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам его деятельности. 3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
3.3. Давать распоряжения подчиненным работникам и котролировать их исполнение. 3.4. Вносить руководству представления о поощрении или наказании работников, находящихся в его подчинении.


3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции. 3.6. Привлекать специалистов всех структурных подразделений [организации, учреждения] к решению возложенных на него задач.
3.7.

Начальник тендерного отдела должностная инструкция

Представляет руководству [организации, учреждения] предложения об улучшении качества работы сотрудников отдела. 3. Права работника Начальник отдела тендеров и государственных закупок имеет право: 3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам его деятельности. 3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
3.3.

Давать распоряжения подчиненным работникам и котролировать их исполнение. 3.4. Вносить руководству представления о поощрении или наказании работников, находящихся в его подчинении.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции. 3.6. Привлекать специалистов всех структурных подразделений [организации, учреждения] к решению возложенных на него задач. 3.7.

Должностная инструкция начальника тендерного отдела

На должность специалиста по тендерной работе назначается лицо, имеющее высшее профессиональное юридическое или экономическое образование и дополнительную подготовку или стаж работы в области тендерной деятельности не менее 2 лет. 1.5. Специалист по тендерной работе назначается и освобождается от занимаемой должности приказом по предприятию по представлению начальника отдела развития в соответствии с требованиями трудового кодекса РФ.

На время отсутствия специалиста по тендерной работе его обязанности выполняет лицо, назначенное приказом Генерального директора. Это лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность согласно настоящей инструкции.

1.7. При реструктуризации (реорганизации) предприятия, изменении бизнеса и т. п. в настоящую должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения и дополнения. 2. Требования к знаниям и квалификации: 2.1.

Должностная инструкция начальника отдела тендеров и государственных поставок [наименование организации, предприятия, учреждения] Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с начальником отдела тендеров и государственных поставок, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения. 1. Общие положения 1.1. Начальник отдела тендеров и государственных поставок относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности].

1.2. На должность начальника отдела тендеров и государственных поставок принимается лицо, имеющее высшее образование и сдавшее квалификационный экзамен по специальной программе [вписать нужное] и стаж работы по специальности, соответствующий профилю отдела, не менее [значение] лет. 1.3.

Вносит предложения по совершенствованию рабочего процесса и управления отделом тендеров и государственных поставок. 2.5. Участвует в подборе и расстановке кадров отдела, в организации повышения их квалификации и профессионального мастерства.

Принимает участие в подготовке и проведении аттестации работников отдела. 2.7. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации.

Осуществляет мониторинг тендеров, конкурсов, аукционов в средствах массовой информации и в сети Интернет. 2.9. Участвует в подготовке конкурсной документации. 2.10.

Представляет интересы [организации, учреждения] при осуществлении конкурсных процедур. 2.11. Участвует в разработке положений регламентов и методических указаний по электронным тендерам и государственным поставкам. 2.12.
Вносит предложения по совершенствованию рабочего процесса и управления отделом тендеров и государственных поставок. 2.5. Участвует в подборе и расстановке кадров отдела, в организации повышения их квалификации и профессионального мастерства. 2.6. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации работников отдела. 2.7. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации. 2.8. Осуществляет мониторинг тендеров, конкурсов, аукционов в средствах массовой информации и в сети Интернет. 2.9. Участвует в подготовке конкурсной документации. 2.10. Представляет интересы [организации, учреждения] при осуществлении конкурсных процедур. 2.11. Участвует в разработке положений регламентов и методических указаний по электронным тендерам и государственным поставкам. 2.12.

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных в разделе 3 настоящей должностной инструкции — в пределах, определённых действующим трудовым законодательством Российской Федерации. 6.2. За нарушение правил и положений, регламентирующих деятельность предприятия.

6.3. За надлежащую и своевременную сдачу дел при переходе на другую работу, освобождении от должности лицу, вступающему в настоящую должность, а в случае отсутствия такового, лицу его заменяющему или непосредственно начальнику отдела развития. 6.4. За правонарушения, совершённые в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определённых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. 6.5.

Тендерный отдел - это эффективный инструмент тендерных продаж и особенно в условиях нестабильной экономической ситуации. Кроме того, любая компания, рано или поздно сталкивается с необходимостью расширения возможностей для сбыта своей продукции / услуг. Эффективным инструментом для расширения каналов сбыта является развитие тендерного направления. Участие в тендерах и в случае победы заключение контрактов с государственными и коммерческими поставщиками.

Особенного актуально развитие тендерного направления и тендерного отдела в частности в период кризиса, когда коммерческие компании значительно сокращают свои бюджеты или вовсе отказываются от заключения контрактов по ряду не жизненно важных направлений. Государство даже в период кризиса закупает и будет закупать работы, товары, услуги необходимые для нормального функционирования всей страны. Кроме того, государство является надежным клиентом, который платит по счетам.

Тендерный отдел: задачи

Основные задачи тендерного отдела, которые стоит выделить особо это:
обеспечение участия компании в тендерах
участие в создании и поддержание имиджа компании
привлечение новых контрактов через систему тендеров и привлечение новых клиентов, а также удержание / возвращение старых клиентов

Обязательным условием для эффективной деятельности в этом направлении является создание тендерного отдела с квалифицированными специалистами, замотивированными на результат. Об этом и пойдет речь в статье.

Типовая организационная структура тендерного отдела

Давайте с Вами рассмотрим типовую структуру тендерного отдела. Сразу оговорюсь, о том, что структура которую мы с Вами рассмотрим типовая. В крупных компаниях обязанности могут быть закреплены за отдельным специалистом, в небольших компаниях обязанности всего тендерного отдела могут быть перераспределены между одним-двумя сотрудниками.
Руководитель тендерного отдела
Заместитель руководителя / главный специалист
Менеджер /
Помощник менеджера / секретарь

Схема подчиненности выглядит следующим образом:

Распределение обязанностей сотрудников тендерного отдела и типовые должностные инструкции

Одна из стандартных ошибок, которую допускают при создании и развитии тендерного направления это перераспределение функций и обязанностей по подготовке тендеров между специалистами, которые этим ранее не занимались и не имеют достаточных знаний в этой сфере.

Например в дополнение к основных функциям юристу дают и развитие направления по тендерам. Это может быть и не юрист, в некоторых компаниях функции по подготовке тендеров передают секретарю, помощнику руководителя или бухгалтеру. Это неэффективный подход, который в итоге сказывается на результатах работы в тендерах.

Для эффективного участия в тендерах необходимы знания в этой сфере, а также опыт. Наиболее рациональный и результативный подход заключается в создании тендерного отдела, который на начальном этапе может состоять и из одного специалиста. Но этот специалист должен пройти обучение в сфере тендеров и иметь соответствующий практический опыт. Деятельность тендерного отдела должна быть направлена только на достижение одной цели это результативное участия компании в тендерах и получение новых контрактов для компании через систему торгов.

Распределение обязанностей внутри тендерного отдела, которые мы с Вами рассмотрим, также являются типовыми и могут отличаться в конкретной организации.

Руководитель тендерного отдела:
2.1. Проводит мониторинг объявлений о торгах в различных источниках.
2.2. Согласует участие в торгах с директором Компании или руководителями отделов, исходя из специфики деятельности подразделений.
2.3. Анализирует участие в торгах конкурентов и представляет информацию руководству отделов, необходимую для формирования финансовых предложений.
2.4. Совместно с юридическим отделом принимает участие в составлении запросов на разъяснение закупочной документации;
2.5. Отвечает на текущие вопросы по подготовке документации для участия в торгах представителям подразделений и организаторам тендера.
2.6. Планирует деятельность сотрудников отдела.
2.7. Контролирует подготовку предложений (финансовых и технических) по тендерам, смет и графиков выполнения работ специалистами Компании и определяет сроки предоставления документации специалистами Компании, назначенными руководителями подразделений, в тендерный отдел;
2.8. Контролирует подготовку пакетов документов на тендеры сотрудниками отдела.
2.9. Участвует в заполнении форм документов, в соответствии с закупочной документацией;
2.10. Готовит пакет документов по стратегически важным торгам в соответствии с требованиями закупочной документации.
2.11. Контролирует отправку документов на тендеры;
2.12. Составляет отчетную документацию и предоставляет ее директору компании.
2.13. В случае победы в торгах предоставляет необходимую информацию для заключения договора сотрудникам Компании. Ответственность за изменения в календарных планах, технических предложениях и др., необходимых для заключения договора, возлагается на специалистов подразделений, выигравших торги.
2.14. Информирует юридический отдел о необходимости оформления банковских гарантий и о сроках предоставления документов.
2.15. Предоставляет сведения в бухгалтерию, необходимую для оплаты обеспечений заявок на участие в тендерах и информацию о сроках предоставления платежных поручений в тендерный отдел.
2.16. Отслеживает изменения в Законодательстве, правовой базе по подготовке тендерной документации, проведении государственных закупок и знакомит сотрудников отдела с этой информацией.
2.17. Руководит деятельностью подчиненных, принимает меры по соблюдению ими правил внутреннего трудового распорядка.
2.18. Представляет предложения о поощрении или наложении взысканий на сотрудников отдела, содействует повышению их квалификации.

Ну а сейчас мы с Вами разберем типовые обязанности тендерного специалиста.

Тендерный специалист:
2.1. Участвует в проведении мониторинга объявлений о торгах в различных источниках
2.2. Отвечает на текущие вопросы по подготовке документации для участия в торгах представителям подразделений и организаторам тендера.
2.3. Готовит пакет документов в соответствии с требованиями тендерной документации:
 оформляет предложения (финансовые и технические), предоставленные специалистами подразделений в соответствии со стандартами документации;
 запрашивает в бухгалтерии финансовые данные и документы по Компании;
 запрашивает (в зависимости от требований закупочной документации) справки в различных государственных структурах в рамках подготовки документов по тендеру в зоне своей ответственности;
 по поручению руководителя отдела заполняет формы документов в соответствии с закупочной документацией;
 по поручению руководителя отдела осуществляет сбор документов (учредительных документов, лицензий, дипломов, аттестатов специалистов, копий договоров, актов и др.)
 сканирует, ксерокопирует документы, необходимые для подготовки заявки на тендер.
 организует нотариальное заверение документов, необходимых для подготовки пакета документов на тендер
2.4. Тендерный специалист формирует пакет документов, входящих в тендерную заявку в порядке, определенном организатором закупки и в соответствии с требованиями к документации.
2.5. Организует отправку документов на тендеры и контролирует получение их Заказчиками;
2.6. В случае производственной необходимости выполняет курьерские функции.
2.7. Структурирует информацию о торгах на электронных и бумажных носителях.
2.8. По поручению руководителя отдела составляет письма, запросы, другие документы.
2.9. Готовит ответы на письма и запросы в сфере своей компетенции
2.10. Выполняет поручения руководителя отдела в сфере своей компетенции.

Тендерный отдел и управление процессом

Руководитель (начальник) тендерного отдела осуществляет управление процессом, выполняя планирование, мониторинг, контроль, анализ и принятие управленческих решений. В различных компаниях тендерная работа и процесс управления может быть организован различными вариантами. Но мы рассмотрим стандартный вариант, когда функции руководства тендерного отдела осуществляет руководитель тендерного отдела.

Руководитель тендерного отдела планирует ход процесса в соответствии с количеством согласованных тендеров, используя следующую информацию:
информация об объявленных тендерах,
требования организатора закупки, изложенные в закупочной документации,
информация о результатах участия в торгах

Руководитель тендерного отдела фиксирует результаты планирования во внутренних документах отдела. На практике планировать подготовку тендеров можно используя Excel. То есть вести таблицу с информацией по заказчику, предмету закупки, начальной (максимальной) цене, цене участника, сроках окончания приема документов, сроках подведения итогах и прочей информацией, которая может быть полезна в работе. Данную таблицу можно использовать для отчетности руководству.

Как альтернатива данному варианту, отчетность можно вести в специализированных сервисах и программах.

Тендерный отдел и его технология работы

Давайте с Вами разберем сам процесс работы тендерного отдела в компании поставщика и схему взаимодействия внутри компании.

Тендерная работа начинается с получения информации о проводимых торгах в соответствии с данными о потребности в оказании услуги, полученными от руководства компании. То есть тендерный специалист или руководитель тендерного отдела сначала находит торги с учетом критериев отбора: цена, регион, предмет торгов или иной информации, которая поступает от руководства компании.

Процесс завершается при следующих условиях:
получение информации о результатах торгов
доведение информации до заинтересованных лиц внутри компании.

Информация о результатах публикуется в Единой информационной системе или если это коммерческий тендер, то информация может быть получена устно от заказчика или с сайта заказчика. Далее полученная информация передается в профильный отдел через CRM систему, либо по электронной почте или устно. В случае выигрыша дополнительно передается информация о дате размещения результатов торгов, сумме обеспечения контракта и сроках заключения контракта. Далее ответственный специалист за заключения контракта занимается оформлением банковской гарантии и заключением контракта. На практике зачастую функции по заключению контрактов возлагают на юриста компании или специалиста в тендерном отделе. В случае, если заключением контрактов занимается специалист тендерного отдела, то процесс завершается в момент заключения договора с заказчиком.

Необходимыми условиями для продолжения бизнес-процесса тендерного отдела является своевременное согласование участия в торгах с руководством, которое включает в себя первичный отбор, вторичный отбор и окончательный отбор торгов. На этапе первичного отбора руководитель отбирает торги с учетом критериев цена, регион, предмет закупки. На вторичном отборе отобранные закупки анализируются руководителем тендерного отдела и руководителями профильных отделов на предмет целесообразности участия. Анализируется критерии оценки заявки, определяется целесооборазность участия с учетом расходов на командировки и с учетом возможного снижения цены конкурентов.

На окончательном этапе специалистами профильного отдела анализируется технические требования закупки, сроки выполнения. Руководителем тендерного отдела проводится анализ прошедших закупок заказчика по аналогичным закупкам, анализируются цены конкурентов и расчитывается прогноз по возможному снижению по цене. С учетом этих факторов руководством профильного отдела и в случае необходимости, руководством компании принимается окончательное решение о целесообразности участия в торгах.

Тендерный отдел: основные этапы и принципы работы

С точки зрения структурного построения тендерная работа представляет собой систему последовательных действий, направленных на удовлетворение определенных заранее требований и потребностей Компании, включая ограничения по срокам, стоимости, ресурсам с учетом характера и специфики работ по конкретной услуге.

Основные этапы процесса

  • Мониторинг объявлений о торгах в различных источниках.
  • Согласование с руководителями Компании, руководителями департаментов участия в торгах в соответствии с политикой Компании и спецификой деятельности подразделений.
  • Планирование подготовки документации для участия в торгах в соответствии со сроками подачи документов.
  • Формирование пакета документации в соответствии с требованиями и в порядке, определенном организаторами торгов.
  • Проверка документации на соответствие требованиям.
  • Корректировка документации, в случае необходимости.
  • Проверка внесения корректив до отправки документации.
  • Подготовка пакета к отправке и отправка документации.
  • Контроль отправки документации организаторам торгов.
  • Контроль результатов участия в торгах.
  • Доведение информации о результатах торгов до заинтересованных лиц внутри компании.

Основные принципы выполнения тендерных работ:
Системность – работы организуются и выполняются в соответствии с внутренними стандартами оформления документации Компании и с учетом всей совокупности требований документации.
Последовательность – планирование и выполнение работ происходит в строгой последовательности, при которой последующие задачи используют результаты предыдущих.
Актуальность – работы должны соответствовать актуальным тенденциям и требованиям, изложенным в закупочной документации и законодательных актах.
Результативность – любой пункт работ направлен на достижение конкретного результата, который, в свою очередь, является обязательной компонентой конечного результата.
Конфиденциальность – все полученные внутри компании в рамках выполнения работ материалы, все промежуточные и конечные результаты в любом формате представления являются собственностью компании и их распространение или дальнейшее использование в любой форме не допускается без особого на то разрешения.

Примечание : В тех случаях, когда у Вас возникает подозрение о добропорядочности сотрудников организатора тендера, например когда есть основания предполагать, что конфиденциальная информация с Вашим ценовым предложением может быть разглашена другим участникам тендера рекомендуем Вам обеспечить доставку предложений в последний момент. В последний момент это подача заявки за несколько часов до окончания приема заявок или же подавать заявку непосредственно на вскрытии конвертов.

Источники информации, используемые при оказании услуги

  • исходная информация, полученная от Организаторов тендеров (объявление на сайте, извещение об изменении условий проведения торгов; документация для участия в торгах, план закупок, протокол рассмотрения и оценки)
  • исходная информация, полученная от Заказчика (в зависимости от условий закупочной документации: методика, методология, концепция, техническое предложение, список специалистов, сведения об опыте, календарный план, финансовое предложение)
  • собственная информационная база (образцы документов Компании, формы)

Тендерная работа и документирование результатов

Документирование работы по подготовке документации участника торгов и ее результатов осуществляется с использованием шаблонов документов установленного образца (формата отчета). В компании в качестве отчетного документа может быть принята форма, например подготавливаемая в Excel. Также информация о подготовленных тендерах, о результатах работы тендерного отдела может фиксироваться в CRM системе или иных специализированных программах или сервисах, например в сервисе Тендерплан.

Система оплаты и мотивации

Наиболее популярные системы оплаты в области тендеров следующие:
1) оплата за результат
2) фиксированная оплата

В первом случае компания мотивирует сотрудников тендерного отдела на получение результата, т.е. получение новых контрактов для компании. Во втором случае такая мотивация фактически отсутствует.

Возможные вариации системы «Оплата за результат»:
1. Оклад + процент от выигранных тендеров
2. Оклад + фиксированная премия по итогам работы
3. Процент от выигранных тендеров
4. Оплата за каждую допущенную заявку.
Наиболее часто встречающийся вариант оплаты труда для тендерных специалистов в штате – первый и второй, для специалистов на удаленке вариант 3 и 4. Возможны также и вариации, например когда фрилансер готовит только первую часть заявки для аукциона и в случае допуска заявки по первой части получает фиксированную оплату. Вторую часть заявки готовят специалисты заказчика, которые получают оклад и процент от выигранных тендеров или оклад и фиксированную премию.
Несомненный плюс данной системы оплаты труда это мотивация на конечный результат. Заинтересованность и результат при такой системы оплаты труда выше, чем при фиксированной оплате. При условии конечно, что окладная часть не мизерная, а рыночная.

Теперь мы с Вами рассмотрим варианты при фиксированной оплате:
1. Фиксированный оклад
2. Фиксированная оплата за каждую подготовленную заявку
В первом варианте возможны также различные вариации, например когда к окладной части добавляется оплата за переработки. В случаях, когда объем подготовленных тендерных заявок большой и переработок много, то и сумма оплаты переработок может быть также значительной.

Тендерное сопровождение плюсы и минусы

Компании и предприниматели, которые только выходят на рынок госзаказа допускают одну распространённую ошибку. Все тендерное направление компании полностью отдается на аутсорсинг, компании которая занимается сопровождением в сфере тендеров. Основная и главная ошибка заключается в том, что никакая компания, кроме вашей и никакой специалист, кроме Вашего сотрудника не будет так сильно заинтересованы в результате.

Первый минус привлечения аутсорсинговой компании по тендерам это:
- слабая заинтересованность в результате сотрудника, который будет готовить для Вас заявку. Даже, если Вы заплатите приличный гонорар аутсорсинговой компании, то скорее на оплате конкретного сотрудника, который будет готовить Вашу заявку, это особо не скажется.
Второй минус это не всегда высокая грамотность в Вашей тематике, тех сотрудников аутсорсинговой компании, которые будут готовить заявку.
Третий минус это слабый контроль за деятельностью сотрудников, подготавливающих заявки на тендер. Вы не всегда можете точно знать и понимать, работает сотрудник аутсорсинговой компании над вашим тендером и на какой стадии находится проект.

В итоге оплатив за работу приличные деньги Вы можете получить ситуацию при которой нет заинтересованности в результате работ, не высокий профессионализм исполнителе в ваше тематике и отсутствие контроля.

Поэтому отдавать полностью все направление по тендерам на аутсорсинг крайне не рекомендуется. Привлекать аутсорсинговые компании по сопровождению тендеров и фрилансеров можно и нужно, но делегировать нужно только какую то часть задач и контролировать процесс подготовки заявок.

То есть нужен тендерный специалист в компании, который был бы мотивирован на результаты в тендерах, часть функций выполнял сам лично, часть делегировал. Например, подготовку первых частей по аукционам можно делегировать тендерной компании по сопровождению или фрилансеру. Главное, чтобы по вашей тематике у специалистов был достаточный практический опыт.

Делегировать функции по поиску тендеров крайне не рекомендуется, так как для того, чтобы отобрать действительно перспективные и интересные закупки по вашей тематике необходимо глубоко в этой тематике разбираться и уметь анализировать и просчитывать перспективы участия. Специалист, который не разбирается в Вашей тематике, сделать это качественно не сможет.

Основной плюс привлечения фрилансера или компании по сопровождению тендеров это сокращение времени на рутинные операции. Сэкономленное время можно использовать более рационально для получения лучших результатов. Например, отводить больше времени на аналитику. А также возможно увеличить количество обработанных и подготовленных тендеров.

Должностная инструкция начальника отдела тендеров и государственных поставок [наименование организации, предприятия, учреждения] Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с начальником отдела тендеров и государственных поставок, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.

1. Общие положения 1.1. Начальник отдела тендеров и государственных поставок относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности]. 1.2. На должность начальника отдела тендеров и государственных поставок принимается лицо, имеющее высшее образование и сдавшее квалификационный экзамен по специальной программе [вписать нужное] и стаж работы по специальности, соответствующий профилю отдела, не менее [значение] лет. 1.3. На должность начальник отдела тендеров и государственных поставок назначается и освобождается от должности приказом [наименование должности руководителя]. 1.4. Начальник отдела тендеров и государственных поставок должен знать: - общие принципы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд; - основные принципы и понятия системы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд; - основные процессы и ресурсы системы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд; - систему размещения государственных и муниципальных заказов в контексте социальных, политических, экономических процессов Российской Федерации; - нормативную правовую базу размещения государственных и муниципальных заказов; - Конституцию Российской Федерации; - международные нормы размещения государственных заказов; - российское законодательство об организации размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; - региональные нормативные правовые акты, связанные с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд; - антимонопольное законодательство Российской Федерации; - процедуру размещения государственных и муниципальных заказов; - планирование размещения государственных и муниципальных заказов; - процедуры размещения государственных и муниципальных заказов способом открытого и закрытого конкурсов; - порядок извещения, конкурсную документацию, порядок подачи заявок на участие в конкурсе, вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов, рассмотрение заявок, оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, последствия признания конкурса несостоявшимся; - критерии оценки заявок на участие в тендере, сравнительный анализ методов оценки заявок на участие в тендере; - процедуру размещения государственных и муниципальных заказов; - порядок извещения, документацию тендера, порядок подачи заявок, рассмотрение заявок, проведение, подведение итогов, последствия признания несостоявшимся; - особенности проведения тендеров и государственных поставок в электронной форме; - размещение заказа путем запроса котировок, в том числе в целях оказания гуманитарной помощи, либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) биржевых товаров на товарных биржах; - эффективность размещения заказов для государственных и муниципальных нужд; - контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении государственных и муниципальных заказов. Ответственность за нарушения при размещении и исполнении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; - обеспечение защиты прав и интересов участников размещения заказов, процедуру обжалования; - информационное обеспечение государственных и муниципальных заказов; - структуру и особенности государственных и муниципальных контрактов; - управление исполнением государственных и муниципальных контрактов, учет контрактов; - специфику размещения заказов для государственных и муниципальных нужд; - особенности размещения государственных и муниципальных заказов на поставку товаров; - особенности размещения государственных и муниципальных заказов на услуги; - особенности размещения государственных и муниципальных заказов на различные виды работ; - гражданское, административное, трудовое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности [организации, учреждения]; - основы менеджмента, управления персоналом; - основы управления проектами; - правила внутреннего трудового распорядка [организации, учреждения]; - правила по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии. 1.5. Профессионально важные качества: [перечислить качества]. 1.6. Должностные обязанности начальника отдела тендеров и государственных поставок в его отсутствие выполняет [вписать нужное]. 2. Должностные обязанности На начальника отдела тендеров и государственных поставок возлагаются следующие должностные обязанности: 2.1. Осуществляет руководство деятельностью отдела тендеров и государственных поставок. 2.2. Организует текущее и перспективное планирование деятельности отдела с учетом целей, задач и направлений, для реализации которых он создан, обеспечивает контроль за выполнением плановых заданий, координирует работу сотрудников отдела. 2.3. Оказывает методическую и практическую помощь сотрудникам отдела по вопросам подготовки и участия в тендерах и государственных поставках. 2.4. Вносит предложения по совершенствованию рабочего процесса и управления отделом тендеров и государственных поставок. 2.5. Участвует в подборе и расстановке кадров отдела, в организации повышения их квалификации и профессионального мастерства. 2.6. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации работников отдела. 2.7. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации. 2.8. Осуществляет мониторинг тендеров, конкурсов, аукционов в средствах массовой информации и в сети Интернет. 2.9. Участвует в подготовке конкурсной документации. 2.10. Представляет интересы [организации, учреждения] при осуществлении конкурсных процедур. 2.11. Участвует в разработке положений регламентов и методических указаний по электронным тендерам и государственным поставкам. 2.12. Представляет руководству [организации, учреждения] предложения об улучшении качества работы сотрудников отдела. 3. Права работника Начальник отдела тендеров и государственных закупок имеет право: 3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам его деятельности. 3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями. 3.3. Давать распоряжения подчиненным работникам и котролировать их исполнение. 3.4. Вносить руководству представления о поощрении или наказании работников, находящихся в его подчинении. 3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции. 3.6. Привлекать специалистов всех структурных подразделений [организации, учреждения] к решению возложенных на него задач. 3.7. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав. 3.8. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии. 3.9. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством. 4. Ответственность работника Начальник отдела тендеров и государственных поставок несет ответственность: 4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ. 4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ. 4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ..

Поиск новых возможностей сбыта товаров/услуг в период нестабильной экономики остро стоит для всех организаций, как для крупных корпораций, так и для представителей среднего и малого бизнеса.

В настоящее время сохраняется тенденция развития экономического кризиса. Остро стоит проблема продажи товаров и услуг. В период экономии урезается бюджет, ряд компаний и вовсе отказывается от заключения жизненно необходимых контрактов. Все государственные организации, а также все большее количество частных компаний и ИП активно используют бесплатные тендеры в режиме острой экономии.

Новичкам в тендерных закупках, можно воспользоваться услугами аутсорсинговой компании, специализирующейся на сопровождении тендеров, либо попробовать создать тендерный отдел самостоятельно.

Плюсы аутсорсинга:

Быстрый результат с минимальным вложение финансов - возможен, когда участие в тендерах не носит системного характера.

Минусы аутсорсинга:

Ни одна аутсорсинговая компания не знает специфику вашей работы так, как знаете ее Вы.

Повышение гонорара за услуги аутсорсинга служит слабым аргументом для человека, непосредственно курирующего Вашу организацию.

Слабый контроль за сотрудником аутсорсинговой компании. Вы не можете оценить ситуацию - насколько точно удаленный работник, ведущий Ваш проект, понимает поставленную задачу, и на каком этапе разработки находится проект.

Хочешь сделать работу хорошо, сделай ее сам. Вы заинтересованы в 100% результате. Вы настроены на победу. При проигрыше Вы теряете гораздо больше, чем специалист аутсорсинга.

Рациональное решение для поиска новых путей сбыта товаров и услуг - создание тендерного отдела. Не стоит изначально раздувать большой штат сотрудников. Для начала достаточно начать с одного-двух работников, которые пройдут специальный курс обучения. Идея переложить организацию тендерных закупок на секретаря, бухгалтера или юриста плохая, так как основную работу никто не отменяет, а обработка информации по тендерам, подготовка документации, анализ прошлых продаж - серьезная работа, требующая ответственного, грамотного подхода. Несвоевременно обработанная информация о доступных лотах на бесплатных электронных площадках, неправильно проведенный мониторинг тендеров приведет к потере потенциально выгодного заказа. Внедрение специальной программы поиска тендеров значительно упростит работу.

Иерархия тендерного отдела

Итак, решение принято! Необходимость создания тендерного отдела очевидна. Возникает вопрос, как рационально упорядочить работу внутри отдела? Это зависит от размеров организации и масштабов ее деятельности. Как уже было сказано ранее, на первых этап раздувать штат сотрудников не имеет смысла. Принять на работу куда проще, чем потом уволить. Необходимо продумать четкую иерархию подчинения, разработать должностные инструкции. Это можно сделать самостоятельно, либо заключить договор с организацией, специализирующейся на планировании структуры отдела по тендерам. Если Вы не уверены, что сможете грамотно организовать структуру, продуманные должностные инструкции каждого участника отдела, то за определенную плату это сделают для вас специалисты. В Интернете не составит труда найти предложения по подобному виду услуг.

Существует несколько вариантов организации работы отдела по тендерам. Наиболее распространена следующая иерархия:

Руководитель тендерного отдела;

Заместитель тендерного отдела;

Менеджер по тендерам (тендерный специалист), их может быть несколько;

Помощник менеджера по тендерам (курьер);

Руководитель тендерного отдела является медиумом между руководящим составом организации и сотрудниками отдела, он контролирует работу всего отдела, проводит аналитику, согласовывает техническую и финансовую стороны процесса.

Заместитель руководителя - правая рука руководителя отдела, полностью способен заменить руководителя в его отсутствие на рабочем месте то тем или иным причинам.

Менеджер по тендерам осуществляет поиск тендеров, подготавливает документы, необходимые для участия в аукционе, при отсутствии помощника осуществляет доставку собранной документации на тендеры и контролирует получения их заказчиком, выполняет поручения руководителя в рамках своей компетенции, следит за своевременностью оформления/продления документации.

Юрист узкоспециализированной сферы обязан владеть правовой базой, досконально знать Федеральный закон № 44-ФЗ, а также другие законы, имеющие отношение к урегулированию процессов участия в тендерах, следить за поправками, вносимыми в законы, отставить интересы организации в УФАС.

Основные задачи тендерного отдела

  1. Расширять клиентскую базу, заключать новые контракты, сохранять наработанные пути сбыта, а также восстанавливать связи со старыми клиентами;
  2. Поддерживать имидж компании, создавать репутацию надежного, заказчика/поставщика;
  3. Подготавливать тендерную документацию, проводить поиск тендеров по всем площадкам, обеспечивать участие в тендерах;
  4. Отстаивать интересы в случае имеющих место нарушений, своевременно подавать жалобу в ФАС;
  5. Проводить анализ тендерных продаж/закупок.

Функциональные обязанности сотрудников

Разработка необходимой документации для участия в тендерах, проверка документов на соответствие требованиям;

Отслеживание актуальной информации о торгах из различных источников;

Согласование с руководителем компании участие в торгах, ценовой политики в соответствии со спецификой деятельности;

Планирование подготовки документов к предстоящим торгам, своевременная корректировка документации;

Подготовка документов к отправке и контроль за их отправкой;

Составление отчетной документации;

Анализ проведенных закупок/продаж;

Хранение документации, связанной с тендерными закупками в течение пяти лет.

Оплата труда и мотивация сотрудников тендерного отдела

Любому человеку для достижения результата нужна мотивация. Сотрудники тендерного отдела тому не исключение. Мотивировать сотрудников можно несколькими способами.

  1. Фиксированный оклад + премия за успешно проведенную сделку
  2. фиксированный оклад + процент от суммы выигранного тендера
  3. Фиксированная оплата за каждую подготовленную заявку - возможен в крупных структурах, например, таких, как Департамент Здравоохранения Москвы либо Лукойл закупки, когда количество заявок на участие в тендерах достигает значительных размеров.

Резюме

Для однократных побед на электронных площадках достаточно воспользоваться аутсорсинговыми компаниями по тендерам.

Принято решение о создании тендерного отдела - не нужно изначально раздувать штат сотрудников отдела.

Не стоит “навешивать” работу с тендерами юристу, бухгалтеру или секретарю. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Результативность будет нулевой.

Не стоит ожидать большой отдачи от работы нового отдела. Для начала нужно проанализировать направление развития организации, продумать функционал отдела, распределить обязанности между сотрудниками, определить цели и задачи, а также провести обучение сотрудников, на которых будут возлагаться задачи по участию в тендерах.

Вы настроены на результат - пополнить ряды победителей тендеров. Хороший мотиватор для достижения цели - премирование сотрудников за успешно завершенные сделки.



Поделиться