Виды торгов в России: понятие, классификация и формы. Требования к участникам электронного аукциона

Тендер (торги)

Тендер (tender - предложение) - конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Термин «тендер», используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или аукцион, так и других конкурентных процедур, например запрос котировок, запрос предложений. Торги в Российской Федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа проводятся только в один этап.

Законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») предусматривает и другие способы закупок, которые не являются торгами - это запрос ценовых котировок - которые могут применяться при небольших объемах закупок (менее 500 000 рублей), а также закупки у единственного источника применяющиеся в случаях особо оговоренных в российском законодательстве.

Российское законодательство

21 июля 2005 года вышел федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в действие с 1 января 2006 года. Этот закон регламентирует все государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации, а также вводит ряд обязательных требований по публикации информации о проводимых закупках в сети Интернет.

В законе 94-ФЗ отсутствует термин «тендер», поскольку является заимствованным из английского языка путем калькирования (заимствования структуры элемента чужого языка) без его перевода и отражения истинного смысла слова. Вместо него используется более правильный термин, присутствующий в законодательстве РФ - открытый конкурс. Также закон определяет такие типы закупок как запрос котировок, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме, предварительный отбор, биржевые торги.

24 июля 2007 года был принят федеральный закон № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законом внесены значительные изменения в процедуры размещения государственных заказов, расширен перечень оснований для закупки по способу «у единственного поставщика», изменен порядок исчисления сроков (с календарных дней на рабочие), и др. В дальнейшем были приняты Федеральные законы № 257-ФЗ от 08.11.2007, № 160-ФЗ от 23.07.2008, № 225-ФЗ от 01.12.2008, № 308-ФЗ от 30.12.2008, № 323-ФЗ от 30.12.2008, № 68-ФЗ от 28.04.2009, № 93-ФЗ от 08.05.2009 и № 144-ФЗ от 01.07.2009, № 147-ФЗ от 17.07.2009, № 155-ФЗ от 17.07.2009 и № 164-ФЗ от 17.07.2009 вносящие многочисленные уточнения и поправки к закону. Актуальная редакция содержит поправки, вступившие в силу 17 июля 2009 г. с выходом закона № 164-ФЗ (Ст. 7). По материалам ru.wikipedia.org

Типы госзакупок

  • С проведением торгов
    • Конкурсы
      • Открытый конкурс
      • Закрытый конкурс
    • Аукционы
      • Открытый аукцион
      • Закрытый аукцион
      • Электронный аукцион

Открытый конкурс

Самым распространенным способом конкурентных закупок является открытый конкурс, в котором может принять участие любой поставщик. Извещение об открытом конкурсе публикуется в специализированных изданиях, на сайте заказчика, в СМИ. Процедура открытого конкурса длится не менее месяца и требует больших ресурсов (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).

Конкурс проводит заказчик или его уполномоченный. Все требования к предмету закупки и поставщикам, а также критерии выбора победителя и процедура конкурса излагаются в конкурсной документации. Участники конкурса подают заявки, оформленные согласно требованиям. Если на конкурс подана только одна заявка, он считается несостоявшимся.

На публичной процедуре вскрытия предложений оглашаются участники конкурса и их ценовые предложения. Конкурсная комиссия оценивает все заявки и определяет победителя – участника, подавшего самое выгодное предложение. С ним проводятся переговоры о заключении контракта.

Если переговоры заходят в тупик, организатор конкурса проводит их с поставщиком, сделавшим следующее по выгодности предложение.

Закрытый конкурс

Правила закрытого конкурса такие же, как и в открытом конкурсе. Отличие состоит в выборе участников. Если в открытом конкурсе может принять участие любой правомочный поставщик, то приглашение к участию в закрытом конкурсе не публикуется. В нем могут участвовать только те поставщики, которых пригласил заказчик. Информация о результатах закрытого конкурса тоже не публикуется.

Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

  • продукция есть только у ограниченного числа поставщиков или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;
  • продукция закупается для нужд безопасности или закупка носит конфиденциальный характер;
  • ремя и расходы, которые потребуются для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, несоизмеримы со стоимостью закупаемой продукции.

Открытый аукцион

Открытый аукцион позволяет реализовать госзаказ посредством подачи заявки через Интернет. Контракт на госзаказ, предусматривающий предоставление товаров, работ или услуг, называется лотом. Основным критерием определения победителя любого аукциона является цена. Поэтому победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.

Извещение о проведении открытого аукциона публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В определенных законом случаях извещение о проведении открытого аукциона может быть сокращено до семи рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.

Ставки на аукционе могут быть дискретными (с определенным шагом)и непрерывными. Аукцион может состоять из нескольких раундов, на каждом из которых участники имеют возможность делать новую ставку. Если по завершению раунда новые ставки не сделаны, аукцион завершается.

Для подтверждения серьезности намерений участников аукциона, обычно с них берется невозвратный денежный взнос, залог или иное обеспечение заявок.

Закрытый аукцион

Как и конкурсы, аукционы бывают открытые и закрытые. Однако если в закрытых конкурсах правила точно такие же, как и в открытых, но к участию допускается ограниченный круг поставщиков, то в закрытых аукционах таких ограничений нет. Отличие закрытых аукционов состоит лишь в том, что аукционеры не знают заявок других участников, так как они подаются в запечатанных конвертах, тогда как в открытых аукционах каждая заявка становится известной всем участникам.

Извещение о проведении закрытого аукциона, документация об аукционе, изменения, внесенные в нее, а также разъяснения документации об аукционе не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете. Заказчик, уполномоченный орган не позднее чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе направляют в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые удовлетворяют требованиям закона, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.

Закрытые аукционы чаще всего используются для снижения рисков заказчика, в первую очередь связанных с возможным сговором участников. Однако платой за это является снижение эффективности.

Электронный аукцион

Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) - это аукцион в электронной форме на сайте электронных торговых площадках, аккредитованных Министерством экономического развития РФ. Его порядок регулируется главой 3.1. Федерального закона № 94-ФЗ и постановлениями правительства.

Извещение о проведении аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.

С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года - заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона неизвестно, кто участвует в торгах, что обеспечивает конкуренцию и уменьшает возможность коррупции.

Аккредитованные электронные торговые площадки (ЭТП) для госзаказов

Согласно решению Минэкономразвития России, к 1 января 2010 года были выбраны пять электронных торговых площадок:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ»;
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа»;
  • ООО «РТС-тендер».
Отличия электронных аукционов от других видов торгов

Характеристики

Электронный аукцион

Запрос котировок

Подача предложений

Многократная/в электронной форме

Однократная/на бумажных носителях

Обязательства заказчика и победителя торгов

Юридически закреплены (на основе электронной цифровой подписи)

Отсутствуют

Юридически закреплены

Относительный объем документооборота

Минимальный, подается единоразово

Небольшой

Преимущества электронных аукционов

Помимо экономии бюджетных средств и снижения риска коррупции, ОАЭФ обеспечивают широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг. В числе преимуществ электронных аукционов, по сравнению с обычными аукционами и конкурсами, можно назвать следующие:

  • Короткие сроки проведения;
  • Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;
  • Прозрачность и открытость процесса закупок;
  • Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
  • Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
  • Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;
  • Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;
  • Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти область государственных закупок.
Регламент проведения открытых аукционов в электронной форме:
  • Для участия в аукционе нужно зарегистрироваться на электронной торговой площадке и в день проведения аукциона зайти на сайт аукциона используя средства идентификации или ЭЦП.
  • Аукцион проходит на понижение цены. Если цена опускается до нуля - то на повышение.
  • В момент начала аукциона участник может сделать ценовое предложение в рамках текущего шага аукциона, не превышающее начальную (максимальную) цену контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.
  • Участник может неоднократно подавать ценовые предложения.
  • Торги считаются завершенными, если через 10 минут с момента начала торгов или последнего ценового предложения от участника не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену.
  • Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.
  • Выявляется также участник, сделавший следующее после победителя лучшее предложение по цене.
  • Система в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов.
  • Без проведения торгов
    • Запрос котировок цен
      • ограничение по сумме: до 500 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам
      • ограничение по товарам: должен быть существующий рынок товаров/работ/услуг, требования заказчика должны быть достаточно общими
      • ограничение по сумме: до 100 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам

Запрос котировок

Запрос котировок - это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Порядок проведения запроса котировок регламентируется главой 4 федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.

Этот способ обычно используется в тех случаях, когда речь идет о серийной, стандартной продукции, например, о компьютерах, канцелярских товарах, горюче-смазочные материалах, некоторых видах строительных работ, аренде помещений и т. д. Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.

Граница размещения заказа путем запроса котировок по максимальной цене контракта не должна превышать 500 000 рублей.

Способ запроса котировок - самый простой и быстрый из конкурентных процедур. В этом случае не нужно разрабатывать конкурсную документацию и критерии оценки заявок, а поскольку чаще всего закупается серийная продукция, оценка котировочных заявок, с учетом всех согласований, происходит примерно за 1-7 дней.

Недостатком способа запроса котировок является возможность заинтересованных лиц влиять на исход закупки, т.к. все предложенные цены известны организаторам до окончания срока приема заявок.

Размещение заказа у единственного поставщика

При закупке из единственного источника заказчик направляет предложение о заключении контракта и ведет переговоры только с одним поставщиком.

Закупка у одного поставщика используется в следующих случаях:

  • когда продукция предоставляется только одним поставщиком или оборудование запатентовано и может быть приобретено только из единственного источника, а равноценной замены нет;
  • при продлении заключенного контракта, если он предусматривал такую возможность;
  • если подрядчик нуждается в закупке ключевых позиций у конкретного поставщика в качестве гарантии выполнения контракта;
  • при чрезвычайных обстоятельствах (ликвидация последствий стихийных бедствий);
  • если при проведении закупки конкурентным методом подходящих предложений не было.
У одного поставщика целесообразно закупать продукцию при незначительных суммах закупок, когда расходы заказчика на поиск и отбор поставщиков гораздо больше, чем цена приобретаемой продукции.

Что такое электронные торги, аукционы, тендеры? С чего начать, какую площадку выбрать? Как проходят государственные электронные торги, и как получить контракт? В этой статье – ответы на эти и другие важные вопросы для начинающих свой путь в электронных торгах.

Читайте ответы на распространенные вопросы участников торгов:

1. Что такое электронные торги?

Электронные торги — это современный способ выбора поставщика (или покупателя), при котором процесс покупки и продажи совершается на специализированных сайтах — электронных торговых площадках в Интернете. Покупать и продавать можно товары, работы или услуги. Например, электронные аукционы на право получения госзаказа проходят на пяти федеральных площадках: «Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗРТ», «РТС-тендер» и ЭТП ММВБ «Госзакупки». В форме электронных торгов также могут проводить свои закупки заказчики, которые работают по 223-ФЗ.

2. Чем торгуют на ЭТП?

На различных площадках присутствуют совершенно разные лоты. Теоретически номенклатура лотов, которые можно размещать на ЭТП, ничем не ограничена. Можно продавать (и, соответственно, покупать) товары, предлагать выполнение работ, оказание различных услуг.

Для государственных заказчиков существует утвержденный правительством перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки которых для федеральных и муниципальных нужд осуществляется только путем проведения открытого электронного аукциона.

Для отдельных видов юридических лиц (субъектов 223-ФЗ: госкомпании, госкорпорации, естественные монополии, общества с государственным участием) Правительство также утвердило перечень товаров, закупаемых в электронной форме. Такие электронные торги (не обязательно в форме аукциона) также проводятся на электронной торговой площадке.

3. Зачем и как участвовать в электронных торгах?

Участие в электронных торгах — это единственный способ продажи вашей продукции или услуг бюджетным, государственным организациям, а также другим крупным компаниям, которые по разным причинам решили закупать товары и услуги посредством электронных торгов.

Государственные заказчики по закону должны закупать большую часть номенклатуры товаров/работ/услуг только на открытых электронных аукционах. Причем, это касается государственных заказчиков всех уровней: федерального, регионального, муниципального. Таким образом, если вы хотите заключить госконтракт, нужно выходить на федеральные ЭТП («Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗРТ», «РТС-тендер», ЭТП ММВБ «Госзакупки») и торговаться на аукционах.

Крупные коммерческие заказчики (ОАО «Газпром», Роснано, ОАО «МТС», ГК «Росатом»и т.д.) также давно перевели свои закупки в электронную форму. Наиболее известные площадки, где проходят такие торги — B2B-Center, «Фабрикант», «ТЗС Электра», «Аукционный Конкурсный Дом».

Законом также предусмотрена реализация имущества предприятий-банкротов. Если вы заинтересованы в выгодном приобретении имущества — без электронных торгов также не обойтись. Электронные торги по банкротству проходят на специально аккредитованных площадках, среди них «Российский аукционный дом», «Сбербанк-АСТ», «СЭлТ», uTender и др.

Онлайн-курс « ». Начните выигрывать в электронных торгах.

4. Какие преимущества получаешь при участии в электронных торгах?

Став участником электронных аукционов, вы открываете для себя новые рынки сбыта, в т.ч. региональные (находясь в Москве, вы можете осуществить продажу заказчику, находящемуся в любом другом городе на территории России) и получаете доступ к широкой базе предложений по интересующим вас позициям.

Вы взаимодействуете с участниками торгов без посредников, и таким образом экономите время и деньги.

Благодаря современным IT-технологиям, вы оперативно получаете уведомления о появлении новых лотов, а значит, не пропустите интересных предложений.

Если говорить о государственных закупках, то участие в электронных аукционах — это возможность заработать свою долю от 13 трлн рублей. Именно в такую сумму оценивается общий объем государственного и муниципального заказа с учетом госкорпораций и естественных монополий. Государство — надежный и крупный заказчик.

5. Какие типы электронных аукционов встречаются?

Аукционы:

  • Открытый электронный аукцион : все процедуры проводятся полностью на электронной торговой площадке. Участники в процессе торгов подают ценовые предложения. Побеждает участник, предложивший лучшую цену.
  • Аукцион на понижение (иногда его называют «редукцион»): заказчиком объявляется объем необходимых услуг и начальная максимальная цена, участники подают предложения и обязуются оказать весь объем услуг за меньшие деньги. Побеждает участник, предложивший наименьшую цену. Аукцион на понижение является единственной формой проведения электронных торгов по государственным заказам.
  • Аукцион на повышение : побеждает участник, предложивший наивысшую цену. Такие аукционы объявляются, например, при сдаче в аренду помещений, при распродажах имущества.

Что кроме аукциона?

Не стоит забывать, что в электронном виде можно провести практически любую закупку, не только аукцион. Это могут быть:

  • электронный конкурс;
  • электронный запрос предложений;
  • электронный запрос котировок и так далее.

Правила для таких процедур оговариваются регламентами электронных площадок. Современные электронные площадки предлагают организаторам и участникам торгов множество способов закупок.

Выбирайте то, что вам больше подходит!

В Школе электронных торгов - это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

6. Что такое портал zakupki.gov.ru и для чего он нужен? Как работает Единая Информационная система с 2016 года?

С 1 января 2011 года информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд размещалась на едином Общероссийском официальном сайте (часто используют сокращение ООС).

В то время ООС был единственным официальным источником для представления информации о размещении заказов, до 01.01.2014 — в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», после этой даты — в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С 1 января 2016 года основой информационного обеспечения Контрактной системы является Единая информационная система.

Состав информации в ЕИС комментирует эксперт по торгам Роман Чибисов:

С 1 октября 2012 года в своей отдельной секции zakupki.gov.ru/223 информацию о своих закупках также должны были публиковать отдельные виды юридических лиц — субъекты 223 Федерального Закона. Среди них госкомпании, госкорпорации, унитарные предприятия, естественные монополии и компании с государственным участием. Информацию о закупаемых ими товарах/работах/услугах также можно найти на Общероссийском официальном сайте.

7. Как получить ?

Сертификат ЭП для участия в электронных торгах можно получить в Удостоверяющем центре СКБ Контур. Задать любые вопросы о получении сертификата ЭП можно по бесплатному телефону 8-800-5000-508.

Получить или продлить сертификат электронной подписи в Удостоверяющем центре СКБ Контур.

8. Я хочу участвовать в электронных аукционах. Что мне делать?

Во-первых, надо определиться, какие именно заказы вас интересуют, государственные или коммерческие. От этого зависит, какой сертификат электронной подписи понадобится в торгах, и где будут проводиться электронные аукционы. Государственные заказчики размещают электронные аукционы на пяти федеральных площадках. Коммерческие компании и корпорации торгуются на специализированных, в том числе на своих собственных электронных ресурсах.

Во-вторых, для того чтобы стать участником электронных аукционов, организация должна приобрести подходящий сертификат электронной подписи , принимаемый на нужной электронной торговой площадке (ЭТП), и пройти на этой ЭТП аккредитацию. Участником торгов может стать не только юр.лицо, но и физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель. Правила — те же.

В-третьих, нужно найти на площадке интересующий вас аукцион, изучить документацию и требования заказчика. И если вы готовы выполнить все требования - можно подавать заявку на участие.

Онлайн-курс « ». Начните выигрывать в электронных торгах.

9. У меня есть ЭЦП и Рутокен. Что делать дальше?

Если у вас уже есть сертификат электронной подписи для госзакупок, необходимо найти аукцион на общероссийском официальном сайте, узнать, где будут проходить торги (площадка указана в извещении), пройти аккредитацию на этой электронной площадке, перечислить средства для обеспечения заявки и подать заявку на участие.

Процедуры аккредитации и перечисления обеспечения займут какое-то время (по приблизительным оценкам, в совокупности не менее семи рабочих дней). Поэтому рекомендуем заранее пройти аккредитацию на тех площадках, где потенциально Заказчики могут разместить интересные вам аукционы.

Если вы приобрели ЭЦП для участия в коммерческих аукционах, которые проходят на специализированных площадках, уточните правила аккредитации на этих площадках.

10. Какую электронную торговую площадку выбрать?

Это зависит от ваших целей. Если вы хотите получить госзаказ, необходимо аккредитоваться на федеральных ЭТП: «Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗРТ», «РТС-тендер», ЭТП ММВБ «Госзакупки».

Если вы хотите стать поставщиком крупных коммерческих заказчиков (ОАО «Газпром», Роснано, ОАО «МТС», ГК «Росатом»и т.д.), то следует выбирать площадки, где проходят данные торги (это, например, B2B-Center, «Фабрикант», «ТЗС Электра», «Аукционный Конкурсный Дом» и др.)

Если вы заинтересованы в выгодном приобретении имущества предприятий-банкротов, то вам нужны площадки, аккредитованные на проведение торгов по реализации имущества предприятий-банкротов. Среди них «Российский аукционный дом», «Сбербанк-АСТ», «СЭлТ», uTender и др.

Юрий Майский, ведущий вебинара , комментирует, где искать контрактную информацию.

11. Какова процедура государственных электронных торгов и получения государственного контракта?

Для компаний-поставщиков можно условно выделить несколько этапов, которые им предстоит пройти, чтобы заключить государственный контракт:

  • Получение сертификата электронной подписи для госторгов в удостоверяющем центре.
  • Получение . Для этого на сайте электронной торговой площадки необходимо заполнить аккредитационную форму и заявление на открытие счета, а также приложить ряд документов. После этого нужно в течение пяти дней получить подтверждение аккредитации от площадки.
  • Подготовка к торгам. Организация выбирает аукцион, перечисляет на счет площадки сумму в размере обеспечения заявки и подает заявку на участие.
  • Торги. Далее следует процедура торгов, в рамках которой участники подают ценовые предложения. Победителем признается тот, кто предложил наименьшую цену, а также чья заявка полностью соответствует требованиям заказчика.
  • . Компания, ставшая победителем, обязана заключить контракт. Контракт заключают в электронном виде на ЭТП. Сначала проект контракта своей ЭП подписывает победитель аукциона, затем контракт своей ЭП подписывает заказчик. После этого контракт считается заключенным. Осталось его исполнить!
  • 117 981 просмотр

Все аукционы, проводимые в рамках законодательства о государственных закупках, можно разделить на три основные категории, встречающиеся чаще остальных. Это просто открытые, открытые в электронной форме или ОАЭФ, и закрытые.

Стоит сразу отметить, что в большинстве случаев заказчик потребует

Открытый аукцион – торги, проще говоря, открытые для каждого желающего принять в них участие. Чтобы стать победителем, достаточно предоставить самую низкую цену исполнения государственного или муниципального заказа.

ОАЭФ (Открытый аукцион в электронной форме) – соответственно торги в открытой форме, только проводимые исключительно в электронном виде на специальных площадках, с доступом к ним через интернет. Благодаря новым достижениям в компьютерных технологиях, этот способ размещения заказа является самым популярным сегодня. Развитие в этом направлении, упростило документооборот между участниками.

Закрытый аукцион – это вид непубличных торгов, «закрытых» от большинства, с ограничениями. Например, участники не могут знать о предложениях остальных, а данные об аукционе, изменениях и прочем не подлежат публикации.

Федеральный закон №94-ФЗ главой 3.1 регламентирует открытый аукцион в электронной форме. Согласно ему, и другим актам, имеется также список товаров и услуг, для которых обязательно проведение ОАЭФ. Его не так давно утвердило Правительство РФ. ОАЭФ позволяют каждому, в открытой и свободной форме ознакомится с условиями предоставления государственного и муниципального контракта. Кроме того, такой вид аукциона позволяет наиболее эффективно подобрать оптимального исполнителя, а также бороться с коррупцией.


На данный момент, выделены пять специальных торговых площадок ля проведения электронных аукционов – это:

  1. ОАО «Единая электронная торговая площадка»,
  2. ООО «Индексное агентство РТС»,
  3. ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»,
  4. ФГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»,
  5. ЗАО «ММВБ - Информационные технологии».

В основном эти площадки созданы с целью размещения только государственных заказов, кроме них есть довольно большой список площадок для коммерческих закупок, не чем особенно не отличающихся.

Стоит отметить, что в свою очередь ОАЭФ можно представить в 2-х разновидностях.

Аукцион на понижение - вид торгов, когда его победитель определяется за счет предложения им наименьшей цены исполнения. Как правило, только в таком формате проводятся электронные аукционы государственных и муниципальных заказов.

Аукцион на повышение - вид торгов, когда его победитель определяется за счет предложения им наивысшей цены за товар/услугу. В таком формате аукционы можно встретить в электронных аукционах на частных сайтах.

Гражданское законодательство России определяет возможность заключения договоров путем осуществления торгов. Суть торгов сводится к заранее установленным условиям осуществления обязательств, по которым участники торгов на принципах состязательности и равноправия предлагают свои условия. Организатор торгов осуществляет выявление победителя среди таких участников и заключает с ним сделку на предложенных и заранее определенных условиях. Часть 4 статьи 447 ГК РФ устанавливает основные виды торгов и относит к ним аукцион и конкурс, которые могут быть как открытые, так и закрытые. Но так же уточняется, что законодательно могут устанавливаться и иные виды и формы торгов. Учитывая, что удовлетворение государственных и муниципальных нужд неизбежно связано с расходованием бюджетных средств, Законом 44-ФЗ установлены дополнительные виды торгов, которые позволяют заказчикам максимально эффективно осуществлять государственные и муниципальные закупки. Естественно, что не все закупки возможно осуществлять путем проведения торгов, в таких случаях закупка производится у единственного поставщика напрямую. Во всех остальных же случаях заказчиками применяются различная классификация и виды торгов, которые мы подробно рассмотрим в данной статье.

Закон о контрактной системе предусматривает такие виды торгов, как:

  • конкурс, который в свою очередь подразделяется на открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс;
  • аукционы, которые бывают двух видов: электронный аукцион и закрытый аукцион;
  • запрос котировок,
  • запрос предложений.

Из приведенного хотелось бы отметить, что в настоящее время виды электронных торгов представлены только электронным аукционом. В ближайшем будущем планируется перевести большинство видов торгов в электронный вид.

Такая классификация и виды торгов значительно расширяют возможности заказчика по осуществлению закупок, поскольку в зависимости от объекта закупки, заказчик выбирает такой форму торгов, которая позволит максимально полно удовлетворить государственные или муниципальные нужды. Например, закупку организации отдыха детей и их оздоровления возможно осуществить в форме открытого конкурса, где основным критерием участника будет не цена им предложенная, а его квалификация. Таким образом, снижаются риски по определению недобросовестного победителя, который может привнести больше вреда, нежели пользы.

Конкурс

Из вышеуказанного уже можно определить, что конкурс является такой формой закупок, которая применяется в отношении сложных и общественно важных объектов закупки. И неспроста именно в данном виде торгов содержится столько разновидностей. Но суть их примерно одинакова, победитель выявляется по нескольким критериям, разной степени важности. Групп таких критериев две, это стоимостные и не стоимостные критерии. И в свою очередь если в группу стоимостных критериев входит только цена контракта, то в группу не стоимостных критериев входят расходы на эксплуатацию и ремонт, функциональные, качественные, и экологические характеристики, а также квалификация предполагаемых участников закупки. Заказчик по своему усмотрению устанавливает как минимум два критерия (можно больше) одним из которых обязательно должна быть цена контракта. При этом для некоторых видов закупок Правительством в постановлении №1085 установлены предельные величины значимости таких критериев для оценки заявок участников. В этом же постановлении также установлен порядок оценки заявок участников.

Аукцион

В отличие от конкурса в аукционе определение победителя осуществляется только по критерию цены, предложенной таким участником. По общему правилу победителем признается тот участник, который предложил наименьшую цену, если аукцион изначально был на понижение. Но есть и исключения. Так если участники доторговались до 0,5% от НМЦК, то в таком случае по Закону 44-ФЗ происходит изменение типа аукциона, на повышение за право заключения контракта. Победителем в таком случае является участник который напротив предложил наибольшую цену. И контракт с таким участником заключается только после того, как он оплатит эту цену. Так же, в случае если два участника предложили одинаковую цену, победителем является участник, который сделал свое предложение раньше. Преимущество аукциона перед конкурсом заключается в том, что определение победителя осуществляется значительно легче, за счет этого сама процедура получается более быстрой. Немаловажным фактором популярности аукционов по Закону 44-ФЗ в современной России является проведение открытых аукционов только в электронном виде. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что значительную частью функций по проведению такой закупки переходит от заказчика к оператору электронной площадки, на которой происходит сбор заявок участников и непосредственно сама процедура торгов. Это, в совокупности с выше обозначенными факторами, делает виды электронных торгов наиболее популярными среди заказчиков.

Запрос котировок

Данный вид торгов собрал в себе элементы и от конкурса и от аукциона. Так, победителем становится тот участник, который предложил, как и в аукционе, наименьшую цену. Но в отличие от аукциона, форма и способ подачи заявок более похож на конкурс. Заявки участниками подаются в конвертах и содержат в себе предложение о цене. В отличие от аукциона участники торгуются не в режиме реального времени, и не оценивают свое предложение относительно конкурентов. Особенностью запроса котировок также являются установленные Законом 44-ФЗ ограничения. Заказчик не может провести запрос котировок с НМЦК выше пятиста тысяч рублей. Так же общая сумма таких закупок не должна превышать десяти процентов от общего объема закупок заказчика в год.

Запрос предложений

Запрос предложений это нововведение Закона о контрактной системе, которое отличается от других видов торгов тем, что участники предлагает свои предложения, которые в обозначенное время разглашаются заказчиком. После этого участники вправе в течение одного дня подать свое окончательное предложение. Таким образом, этот способ закупки очень схож с запросом котировок, только в нем участники видят предложения своих конкурентов и могут изменить свое окончательное предложение с учетом данной информации. При этом у запроса предложений отсутствуют ограничения запроса котировок, но проводиться данный вид торгов может только в строго определенных законом случаях.

Иные виды торгов

Не только государственный и муниципальные заказчики осуществляют свои закупки путем проведения торгов. Данный способ заключения договора также очень распространён и среди коммерческих организаций, поскольку позволяет выявлять наиболее удачных бизнес-партнеров. Так же, заказчики которые осуществляет свои закупки в соответствии с Законом 223-ФЗ вольны самостоятельно определять виды и формы торгов, что породило совершенно разные виды торгов, порой очень экзотические. Но общие требования к видам торгов в первую очередь определены Гражданским кодексом РФ, где закреплено, что торги могут быть открытые и закрытые. Данная классификация определяется по степени допуска участников к ним. И если в открытых торгах может принять участие любой желающий, соответствующий установленным требованиям, то к закрытым привлекаются только определенные заказчиком участники.

Рассмотрев понятие и виды торгов хотелось бы дополнительно отметить, что их разнообразие не ограничивается рассмотренными в данной статьей, но основные и ключевые виды торгов в России мы осветили подробно.

Общим во всех представленных терминах является то, что все они:

–являются формами конкурентного, рыночного состязания между участниками за право заключения договора;

–осуществляются после сбора пакета документов, поступающих от потенциальных участников по заранее объявленным в документации условиям; в сроки, установленные комиссией; на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Тендер – это синоним слов «торги», «конкурс». Определение этого термина было заимствовано из английского языка. Термин используется в России с 90-х годов XX века. В 1994 г. на международном уровне был принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг. Типовой закон обобщил опыт в сфере государственных закупок за рубежом и предложил модель организации закупочной деятельности для национальных законодательств. В российской деловой практике, наряду с международными тендерами, в которых участвуют российские компании, выделяют государственные и коммерческие тендеры.

Тендер - это конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Понятие «тендер» применяют и по отношению к внеконкурсным (но конкурентным) процедурам, таким как запросы котировок, запросы цен, запросы предложений. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

В российском законодательстве понятие «тендер» отсутствует. Вместо него используются понятия «торги», «конкурс». Так, в статьях 447-449 Гражданского Кодекса РФ определяются особенности проведения в России публичных торгов. В ст.447 ГК РФ говорится о том, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Статья 448 определяет порядок проведения торгов, согласно которому «лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора». Статья 449. «Последствия нарушения правил проведения торгов» характеризует торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, как недействительные по судебному иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Чем тендер отличается от аукциона?

Аукцион - состязание участников торгов осуществляется только по одному критерию – цене. В аукционе доступны цены и предложения для всех участников. Отличается от тендера возможностью участников изменять поданное предложение. Каждый участник аукциона может изменять свои предложения, предлагая более выгодные условия, чем его конкуренты. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона». Шаг аукциона жестко задан и составляет 0,5% от максимальной цены контракта, указанной заказчиком. Побеждает поставщик, предложивший самую низкую цену.

Тендеры проводятся по обратному принципу. Каждый участник подает предложение в «закрытом конверте». Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь тендерной комиссии. Цель кандидатов – предоставить тендерной комиссии выгодные условия поставки. Контракт будет заключен с тем предприятием, которое предложило лучшие условия исполнения контракта. Лучшими условиями являются несколько критериев: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Немаловажную роль играет представленная предприятием тендерная документация. Она должна отвечать всем требованиям тендерной документации, то есть содержать техническую и коммерческую часть. В технической части нужно привести описание и общую информацию об объекте торгов, изложить инструкцию для поставщиков, предоставить информационную карту. В коммерческой части должны быть указаны цены, условия, графики платежа, источники финансирования контракта. Конкретное содержание тендерной документации определяет тендерный комитет.

Чем тендер отличается от конкурса?

По сути – это слова-синонимы. В отличие от «тендера», понятие «конкурс» определяется в главном документе, регулирующем имущественные отношения в России - Гражданском кодексе РФ. Понятие «тендер» широко используется в российской деловой практике и отсутствует в российском законодательстве.

Обобщая наш анализ, можно сделать следующие выводы:

–понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги» широко применяются в деловой практике как формы конкурентного состязания между участниками за право заключения договора;

– понятие «торги» применяется в российском законодательстве и подразделяется на два вида: аукцион и конкурс;

– понятие «аукцион» означает вид торгов, которые проводятся аукционистом, организующим непосредственное состязание участников торгов только по одному критерию – цене; отличаются возможностью участников изменять поданное предложение;

– понятие «конкурс» означает вид торгов, в котором состязание участников осуществляется по нескольким критериям: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь конкурсной комиссии, которая на закрытом заседании оценивает пакеты конкурсной документации участников торгов;

– понятие «тендер» означает конкурсную форму торгов и широко применяется в международном и российском деловом обороте.



Поделиться