Занятия с подростками по формированию ценности жизни. «Тренинговое занятие на тему «Жизненные ценности, или искусство жить достойно

Мастер-класс

на тему:

«Ценности. Их роль

в жизни человека»

Составитель: Попова Татьяна Николаевна,

педагог-психолог МБОУ Наро-Фоминской сош №9

Т ема : «Ценности. Их роль в жизни человека».

Цели: - осознание участниками собственных жизненных ценностей; повышение уровня коммуникативной компетенции; формирование умения сотрудничать; сплочение коллектива.

Задачи:

- создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия;

Формирование представления о различных способах и средствах общения;

Активизация процесса познания себя и окружающих.

Оборудование: распечатка к упражнению «Моя Вселенная», набор карточек для игры «Цена и ценность», ленточки для браслета дружбы, цветочки 2-х цветов, шарик-трансформер, записки-пожелания.

Технологии: коммуникативно-диалоговые технологии, ИКТ.

Ход занятия.

  1. Знакомство. Разминка.
  1. Упражнение «Пропой свое имя». (слайд 1)

Цель: создание эмоционального положительного настроя.

Я рада приветствовать вас. Сейчас мы с вами познакомимся, пропев свое имя, и, передавая по кругу шарик. А теперь я прошу вас выбрать цветочек того цвета, который вам нравится. (Участники распределяются на группы)

2. Повторение правил. (слайд2)

Давайте оговорим правила, по которым мы сегодня будем работать:

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. Искренность.

5. Безоценочность суждений.

6. Активность.

7. Правило «стоп».

  1. Упражнение «Моя Вселенная»

Цель: дать возможность участникам посмотреть на свою жизнь со стороны и одновременно изнутри.

Инструкция. Каждый участник на отдельном листе бумаги рисует «галактику своей жизни» со всеми ее «планетами» и «звездами».

Посмотрите, когда мячик вернулся ко мне, он поменял свой цвет. Так и в нашей жизни мы видим других снаружи, не всегда вспоминая про внутренний мир.

Перед вами «ваша вселенная». Каждый из вас – центр этой вселенной. Закончите предложения и расскажите о вашей вселенной».

Комментарий. По желанию участники, выбрав роль астронома могут рассказать всем о «планетах» своей «жизненной галактики». (по одному участнику от каждой команды)

II. Основная часть. (слайд 3)

Тема нашей встречи «Ценности. Их роль в жизни человека».

Увидев ваши работы, можно сказать, что вселенная у каждого получилась своя.

1. «Эпиграф».

Обсуждения ключевой фразы, которая записывается на доске: «Каждый человек движется по жизни, опираясь на свои ценности. Каждый человек – центр мира, но именно каждый, и мир только тем и ценен, что полон таких центров. Э. Канетти»

  1. Упражнение «Жизненные ценности».

Цель: повышение уровня саморегуляции, самоконтроля, определение своих жизненных ценностей, соотнесение их с жизненными ценностями подростков.

Работа с таблицей:

Инструкция: Ведущий зачитывает основные ценности взрослых. (работа в подгруппах)

А сейчас давайте посмотрим, какие же ценности существуют, для начала мы познакомимся с ценностями взрослых (слайд 4)

Давайте же подумаем, как мы можем обозначить эти ценности для подростков (работа в группах).

Ценности взрослых

Подросток

Слава, успех

Старается выделиться хорошим или плохим

Деньги

Стремится иметь много денег, дорогих вещей

Дружба

Имеет много друзей

Любовь

Дорожит отношениями с родственниками

Творчество

Любит придумывать, создавать новое

Спорт

Занимается спортом

Искусство

Любит слушать музыку, рисовать и т.п.

Природа

Любит бывать среди природы, путешествовать

Польза

Стремится приносить пользу, радость окружающим

  1. Упражнение «Список ценностей». (слайд 5)

Цель: определение своих жизненных ценностей.

Сейчас я предлагаю вам немного подумать и решить, какие ценности для вас очень важны, а какие можно отодвинуть на второй план. И поставить рядом с каждой ценностью, указанной в вашем листочке ее номер в порядке убывания по значимости.

Предлагается список ценностей, из которого необходимо выбрать важные для себя и записать, расставить номера значимости рядом:

Комментарий. По желанию участники, могут познакомить окружающих со списком ценностей. (по одному участнику от каждой команды)

  • Интересная учёба;
  • Признание со стороны других;
  • Материальный достаток;
  • Семья;
  • Друзья;
  • Удовольствие и развлечение;
  • Здоровье;
  • Доброта;
  • Честность;
  • Творчество.
  1. Упражнение «Цена и ценность»

Цель: показать принципиальное отличие того, что имеет цену, от того, что принято называть ценностью.

Фабула: идут торги между владельцем и покупателем, покупатель готов дать самую высокую цену за то, что в руках у владельца. Он говорит: «Продай мне, я дам тебе хорошую цену». В ответ он услышит либо «Продаю», либо «Нет, я не могу продать даже за самую высокую цену».

(работа в подгруппах)

Я предлагаю вам продать ту вещь или предмет, который обозначен на карточке. Подумайте, сможете ли вы продать ее мне и за какую цену?

  1. Кошка, живущая у вас десять лет;
  2. Килограмм шоколадных конфет;
  3. Семейный фотоальбом;
  4. Ручка, которую подарил лучший друг;
  5. Красный шерстяной шарф;
  6. Пишущая машинка, доставшаяся от дедушки.

Дискуссия.

- Почему одно продается легко и спокойно, а другое владелец не может продать, как бы его ни упрашивали? (слайд 6)

Вывод: оказывается, есть понятие «цены» и «ценности», отмечаются их сущностные признаки:

Цена - все то, что имеет денежную стоимость.

Ценность - все то, что значимо для жизни человека.

В чем же заключается самая важная ценность?

(это наша ЖИЗНЬ) (слайд 7)

  1. Подведение итогов.

Подходит к концу наше занятие. За это время мы узнали друг друга, научились многим способам правильного общения. Мне бы очень хотелось, чтобы своими новыми познаниями вы поделились со своими друзьями.

1. Упражнение «Браслет дружбы». (слайд 8)

Цель: способствовать формированию дружеских отношений с участниками через включение в совместную творческую деятельность.

Инструкция:

Перед вами лежат ленточки. Возьмите их со своего стола и подарите любому человеку с пожеланием чего-то доброго, хорошего.

Итог: Пока мы вместе, рядом, чувствуем плечо и поддержку друзей, мы будем делать добрые дела и помогать друг другу. И это тоже очень ценно.

2. Упражнение «Мне сегодня …..» (слайд 9)

Спасибо вам за вашу откровенность!

Но время приближается к завершению нашей встречи, и я предлагаю её закончить так:

Каждый участник продолжает фразу, высказывая своё отношение к занятию, тому, что понравилось или вызвало чувство дискомфорта.

Анкета «Обратная связь»

1. Имя участника _____________________________________________

2. Дата занятия _______________________________________________

3. Степень включенности: 012345678910

4. Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения:___________________________________________________________________________________________________________________

5.Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.):__________________________________________________________________________________________________________________________

Литература.

  1. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. (Программа уроков психологии для младших подростков) С.-Пб., РЕЧЬ, 2007.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (Психологические игры и упражнения, часть1-4 ) М., ГЕНЕЗИС, 2010.
  3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. (Уроки психологии в средней школе) М., ГЕНЕЗИС, 2012.
  4. Щуркова Н.Е. Игровые методики: классное руководство. М., ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ, 2002.

Пономаренко Л.Н.

Криворожская общеобразовательная школа І-ІІІ степени №22, г.Кривой Рог

Учитель – тренинг КОШ №22

Цели . Сформировать у учащихся понятие о ценности жизни и здоровье человека, показать какое место занимает здоровье в иерархии жизненных ценностей;

Умение выражать свою мысль, свои убеждения, собственное отношение к поступкам и действиям других.

Воспитание и формирование уважительного отношения к самому себе и окружающим, способность к побуждению гражданских и патриотических чувств, к милосердию и любви окружающего мира.

Вступления.

Добрый день уважаемые мои ученики! Я рада приветствовать Вас сегодня в стенах нашего кабинета. Вижу ваши улыбающиеся лица, ваше хорошее настроения и надеюсь, что наша с вами встреча пройдёт в тёплой, дружеской обстановке.

Но перед тем, как начать нашу с вами встречу, я хочу спросить: “ Любите ли вы комплименты и как часто вам их дарят?”

Вот давайте и порадуем друг друга, сказав хорошие, добрые слова рядом сидящему вам человеку, ведь это немаловажное значение имеет в дальнейшей нашей с вами работе.

(Дети говорят друг другу комплименты).

Уч. И, последнее слово за мной. Вы по весеннему очень красивы, доброжелательны и надеюсь, что сегодня вы будите по – настоящему искренне в своих рассуждениях в такой непростой, серьёзной теме, как “ Жизненные ценности”.

А как вы думаете,почему сегодня мы сели в круг? (ответы учащихся).

Уч. Потому что в кругу нет ведущей фигуры, все равны. И мне хочется, чтобы вы на сегодняшнем тренинге чувствовали себя легко и непринуждённо.

Идя сегодня на урок, урок тренинга, каждый из вас, наверное, ожидает получить какую-то новую информацию.

4 И, поэтому я предлагаю Вам на вырезанных сердечках написать свои ожидания и пожелание.

В конце тренинга, если ваши ожидания сбудутся, вы прикрепите свои юные сердца к большому сердцу, которое нарисовано у нас на доске под названием: «Сердце друга»

(Дети зачитывают свои ожидание).

Уч. Давайте установим правила работы, которыми мы будем пользоваться в течении следующих 45 минут. (Дети зачитывают правила).

Искренность

Активность

Доброжелательность

Рассудительность

Мотивация учебной деятельности.

Очень давно древние греки на стенах одного из своих храмов написали «Познай самого себя»- и недаром. Ведь познания самого себя – это понимание своей уникальности, неповторимости своей души, своего внутреннего мира. Познать и понять самого себя – это означает сделать очень много в своей жизни. Достичь этого удаётся не каждому. Часто даже опытные и умные люди не могут адекватно оценить свои чувства, потребности, эмоции, настоящие мотивы своих поступков. Познать самого себя – это осмыслить себя как личность, узнать свои сильные и слабые стороны. Каждый из вас, наверное, знает свои и сильные и слабые стороны. Мне бы очень хотелось, что бы вы сейчас продолжили такую фразу:

Я горжусь собой, потому что… Назовите те качества, которые присутствуют у Вас и вы считаете что это достоинство и гордость вашей личности. (Дети называют свои положительные стороны).

Учит. Молодежь, обычно, не задумывается над ценностями своей жизни. Она спешит жить, иногда даже вредя своему здоровью и жизни. Но нужно думать и о том, что жизнь двигается лишь вперед, вернуться назад невозможно. Как ни странно, настоящей ценностью является то, что не замечаешь, пока не потеряешь.

Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его поведение, решение и то, как он воспринимает себя, окружающий мир и других людей. Я думаю, что у вас тоже есть уже свои какие-то приоритеты в жизни, вы, наверняка, определили и важные для вас ценности. Сегодня я выбрала самые значимые в жизни ценности. У вас есть эти ценности – их 10. Ваша задача, в течении одной минуты выбрать из 10-5, которые вы считаете наиболее важными.

(Дети выбирают, звучит медленная музыка)

А теперь, зачитывайте, какие вы выбрали для себя ценности. (Зачитывают)

Учит . Следующее задание

Откройте учебник на странице 108 и прочитайте, что означает термин – иерархия.

Иерархия (греческое слово – священный) – расположение частей или элементов целого в определённом порядке от высшего к низшему.

Ваша задача – 5 важных ценностей выставить по методу иерархии, то есть самые важные на первые места, по убыванию.

(дается 1 минута)

А теперь зачитывайте, пожалуйста. (Дети зачитывают)

Скажите, с каким заданием было легче справиться- с первым или вторым, и почему?

Уч. Почти у каждого из Вас здоровье стоит на 1 -ом месте, то есть в строке важнейших ценностей. На протяжении разных периодов существования человеческого общества человек и здоровье имели разную ценность.

Давайте мы в этом убедимся, прочитав информацию в учебнике на странице 109 (последний абзац).

Учит. Ребята, а что для вас означает «здоровье», с чем оно ассоциируется?

(посмотрите на экран после ответов)

Перечислите факторы, мешающие современному человеку сохранить здоровье.

(Вредные привычки, переедание, алкоголь, наркотики, длинные игры с компьютером)

Учит. А сейчас, давайте немножко подвигаемся.

Любите ли вы животных? А растения?

У меня здесь фотографии животных и растений. Каждый подойдите и выберете то, чем он хочет стать на несколько минут, то есть преображаемся в живые организмы, которые нас окружают.

А теперь, растения-поднимите руки, животные- поднимите руки.

У нас получилось 2 группы. У каждой группы есть 2 минуты, чтобы выполнить задание. Предлагаю вам побывать в роли стилиста.

Задание 1 группа- выработать стиль жизни для своего героя:

а) безопасное поведение;

в) благоприятные условия труда;

г) полноценное питание;

ж) двигательная активность;

з) нормальные бытовые условия.

Задание 2-ой группы;

Здоровый образ жизни – это:

а) активное, осознанное отношения к своему здоровью;

б) отсутствие вредных привычек;

г) аккумулирование позитивных и нейтрализация негативных факторов.

Уч. У каждого в жизни бывают ситуации, когда нужно сказать «нет». Всегда ли человек может сказать «нет», сказать так чтобы окружающие поняли, что вас действительно нельзя уговорить.

Речь сейчас пойдёт, а впрочем, прослушайте внимательно стихотворение, обращая внимание в каждой строчке на первую букву.

Н ажимаю кнопку стоп

А бсолютно сходится в точке

Р аспадается полет

К илометры лягут в строчки

О скалится душа

М икрокосмос свой теряя

А я буду умирать

Н а осколках псевдо рая

И теперь с объятий рая

Я прошу тебя не надо.

Так о чём здесь шла речь? (О наркомании)

Все вы очень хорошо знаете о вреде наркомании, мы об этом много говорили и на уроках биологии, основ здоровья. Скажу лишь, что 91% ВИЧ инфицированных – наркоманы, к окончанию школы – 40% пробовали наркотики, 1 наркоман за год в течении втягивает в «порочный круг» до 4 человек. (Просмотр слайдов)

Как же найти силы воли, сказать «нет»?

Давайте мы сейчас обыграем одну ситуацию. Мне нужно 2 участника – мальчик и девочка.

Участники должны исп. слова только приведенного диалога, ничего не добавляя.

Разыгрывая ситуацию несколько раз, используя разные подходы, изменяя тон или тембр голоса, жесты, мимику.

Мальчик: Чего мы боимся, давай попробуем.

Девочка: Нет, не хочу.

Ситуация 1. Пойти вместе на вечеринку.

2. Вместе попробовать наркотики.

Учит. Пока игроки готовятся, предлагаю вам пройти круг «нет» Каждый из вас должен произнести свое твёрдое «нет».

Ребята, вот сегодня каждый из вас на 1 место из жизненных ценностей поставил здоровье.

Скажите мне, всё ли вы делаете для того, чтобы быть здоровым и сохранить здоровье на долгие годы?

Ответы неуверенные, потому что мы осознаем ценность здоровья тогда, когда возникает серьёзная угроза для здоровья или оно уже утрачено, тогда хочется его вернуть. Идёт молодая мама маленьким ребёнком и с сигаретой в руке – думает она о том, какой вред она наносит не только себе, но и своему ребёнку, а спросите её, какая из жизненных ценностей для неё важнее – конечно же она ответит, как вы думаете, что.. .здоровье.

Получается парадокс – почему же людей желания не совпадают с действительностью?

Так какие же принципы лежат в основе здорового образа жизни? (Ответы уч-ся)

Сейчас каждая группа выполнит своё задание

Признаки физически здорового человека

Положительные Отрицательные

а. здоровый цвет лиц блеклое лицо

б. блестящие волосы тусклые глаза

в. Красивые белые зубы желтые зубы

г. стройная осанка нарушение осанки

д. улыбка на лице отирание ж. блестящие глаза

Итак, ребята, вырисовалась фигурка здорового человека и нездорового.

Какую фигуру выбрали вы?

А теперь у вас есть стеклянный кувшинчик и я попросила, чтобы вы принесли 3 сост.: камень, песок и горох. Положите сейчас в свой кувшин один из сост., потому что одну ценность мы уже разобрали.

Ребята, скажите, а сможет ли наша с вами жизнь стать благополучной, если вокруг нас не будет добрых, отзывчивых людей? Доброта и милосердия – это 2 понятия, которые не разделимы.

Давайте сейчас мы вспомним с вами Мать Терезу, с которой познакомились ещё в 5 классе. Так кто же такая Мать Тереза? (чтение о М.Т.)

И с помощью слайдов давайте посмотрим.

Напутствия Матери Терезы.

Как видите, добро творит чудеса.

Зажжем свечу и представим, что она магическая и отныне все, кто возьмет её в руки, превращается в волшебника. Включайте свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником, чтобы вы сделали доброго и хорошего в этом мире.

Начните со слов:«Если бы я стал волшебником…»

Учит. Слушая вас, я поняла, какие вы добрые и недаром говорят, что доброта живёт в душе каждого человека. И именно поэтому душа бессмертна.

Ребята! У меня в руке яблоко. Давайте представим, что это не яблоко, а наша планета Земля. Посмотрите, какая она красивая и гладкая, светлая. Но всегда ли она так выглядит?

А когда она выглядит по-другому? (Когда совершаются плохие поступки)

Какие именно? Какие слова противоречат слову «доброта»? (Ненависть, грубость, хамство, жадность, обман).

(Учитель, накалывает зубочистки в яблоко)

Вот примерно такой она выглядит с плохими привычками и хамством.

Даже если мы уберем эти привычки, что останется – следы, которые ничем не залечиваются.

Какой вывод мы можем сделать? (Быть всегда добрыми, терпеливыми и отвечать за свои поступки)

Учит. Поэтому поводу, у меня есть стихотворение о доброте. (Слушаем стих)

Учит. Давайте снова заполним наш сосуд ещё одной из ценностей нашей жизни.

Учит. Ценности формируют характер человека его личные качества, мораль и отношения к миру, а именно -определяют его судьбу. А для того, чтобы вам было более понятней, я зачитаю одну притчу « Ценности времени», которая и послужит как бы видом наших ценностей. (Обсуждения притчи).

Учит. Поэтому, ребята, поверьте, прислушиваясь к своему сердцу, все ли вещи, которые вас окружают, соответствуют настоящим ценностям.

Давайте, сейчас вместе с вами выработаем правила жизни, выполнение которых приведет к взаимопониманию.

Правила

  1. Умение прощать.
  2. Быть верным и надежным другом.
  3. Уважать других людей и себя тоже.
  4. Воспринимай людей такими, какими они есть.
  5. Научись сочувствовать другим.
  6. Проявления добродушия.
  7. Будь уверен в себе и в своих силах.
  8. Умей контролировать свои поступки.
  9. Уверенно иди к своей цели, мечте, победив все преграды.

Учит. Скажите, благодаря какому чувству человеческой души, мы сможем достичь этих правил в жизни?(Благодаря любви)

Учит. В наше сложное время, когда всеобщий духовный и культурный мир становится все ниже и ниже, когда мы задыхаемся от духовной жажды, именно любовь всех нас сможет спасти от гибели, ведь «Миром правит любовь».

Любовь стояла и стоит возле истоков жизни делает добро, освобождает от злости. Согласны ли вы со мной?

Ученица. Вот вы говорите, что любовь стояла и стоит возле истоков жизни. А если влюбленные, прожив много лет, устали друг от друга. Можно временную усталость любви приняты за смерть любви?

Ученик. Я думаю, что от любви не устают. Человек в любви подобен скульптору творящий из куска мраморной глыбы прекрасный цветок, одухотворенный внутренней человеческой красотой и талантом. Вот эта рукотворная красота и есть человеческая любовь. Кто не понял этой работы любви, тот представляется ему первобытным существом, одетым в звериную шкуру.

Ученица. А мне хочется вспомнить бельгийского поэта Эмиля Верхане. Мало сказать, что он воспел в стыках свою любимую жену Марту. В этом нет ничего удивительного, так поступают все любящие поэты. Но он сумел до преклонных лет сохранить юношескую святость, чувств к своей уже немолодой жене и даже в могилу хотел унести этот неугасимый пламень.

Уч. Но от любви бывает много зла. Сколько обвинений, сколько проклятий любви с тех пор, как свет стоит. Наверное не зря говорят, что от любви до ненависти один шаг.

Уч. Нет! Я не согласна с тобой. Потому что любовь не может быть источником зла, она несет не злодеяние, а наоборот благодеяние. Нет и не может быть безнравственной любви и не она повинна в преступлении человеческих.

Уч. Обратимся к более близкой нам реальности. Разве любовь виновата в том, что отец покидает своих детей, а мать отрекается от новорожденного даже если они действительно любят и хотят устроить свою личную жизнь. Нет! А скорее эгоизм и безответственность и духовная незрелость.

Уч. Не любовь – причина преступлений

Не любовь безнравственна, а человек с его недостатками, эгоизмом и корыстолюбием, ненавистью и завистью, злобой и ревностью и без -_духовностью.

Учит. Итак, мы пришла к мнению, что любовь не убивает, а спасает народ! (Можно прочитать стих)

Учит. Поэзия, которая сегодня прозвучала – это маленькая часть того огромного количества жемчужин интимной лирики, которую сделали поэты в разные времена. А сколько ещё будет сделано.

Любовь каждого человека – это отдельная история. Творите историю, юные мои друзья своей любви. А я желаю, чтобы она была у вас нежной, верной, вечной. Чтобы душа ваша поднялась выше всех будней, потому что любовь – души высокий взлет! И не только любовь к близкому человеку, а любовь к окружающему миру сделает вас добрее и счастливей.

Учит. Итак, снова наполняем свой сосуд ещё одной из важных ценности в своей жизни. (Дети наполняют)

Скажите, почему вы наполнили именно этим?

Притча

Как-то юноша пришел к мудрецу и спросил: « В чём смысл жизни и как сделать жизнь успешной и счастливой?» И мудрец проделал то, что я сейчас и вы. Банка – это наша жизнь.

Камни – фундамент, самые важные значения ценности жизни – семья, работа, здоровье, любовь, дети.

Горох – это события, явления, вещи, которые не так значимы в жизни.

А песок – это вообще мелочи жизни, те препятствия, которые мешают нам жить. Если я сначала засыпала в песок, то в него нельзя было поместить камни и горох.

Какой вывод можно сделать?

Уч. Никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая глаза на более важные события.

И мне бы очень хотелось, чтобы вы сейчас продолжили фразу:

Я начинаю понимать…(чего я хочу, чего не хочу)

Я начинаю создавать … (мир вокруг себя, исходя из своих ценностей своей миссии)

Учит. Я надеюсь, что каждый из вас, выйдет из стен этого кабинета, задумается над тем, как он живёт, хотя ваша жизнь только начинается, но от неё нужно взять только все хорошее, чтобы на закате лет вас не грызла совесть – не доучил, не досмотрел, упустил.

А теперь, возьмите листочки – дом моей мечты и в течение 2 минут заполните его своими желаниями, которые я, надеюсь, у вас есть. (Дети заполняют – звучит музыка, и зачитать несколько своих желаний).

Уч. Ребята! Сегодня урок у нас волшебный. Сегодня, всё то,что вы загадали, обязательно сбудется, только нужно очень захотеть и к этому стремится.

Учит. А теперь у каждого из вас на столе лежат смайлики, на которых изображены контуры человеческого лица.

Дорисуйте, пожалуйста, контур рта, который соответствует вашему настроению после нашего тренинга.

- Хорошее настроение

- Нормальное

- Плохое

А теперь, покажите эти лица мне

Я очень рада, что вы от сегодняшнего урока получили отличный заряд бодрости.

Учит. Сегодня мы говорили о жизни, о жизненных ценностях, давайте все вместе встанем, возьмёмся за руки и сделаем круг и вместе скажем:

Здійсню бажання, набуду мудрість, відчую радість життя.

Тренинговое занятие с подростками

на тему: «Мои ценности»

Цели:

    выявление ценностных ориентаций и осознание значимости потери идентичности для человека.

    соотношение жизненных ценностей и смысла жизни;

    раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию;

    развитие внимательного отношения друг к другу, уважительного отношения к уникальности другого.

Материал: карточки со списком ценностей (по количеству участников), ножницы, листы, ручки, карандаши, камень, перо.

Упражнение 1. « Имя с прилагательным».

Цель: знакомство участников группы и тренера

Процедура проведения: Все участники поочередно называют свое имя с эпитетом перед ним. Эпитет-прилагательное должно начинаться на ту же букву, что и имя. Например, Мудрая Марина, Доблестный Денис. Прилагательные должны быть только позитивные.

Анализ: Это упражнение позволило нам не только познакомиться друг с другом, но и узнать некоторые особенности характера каждого из вас.

Упражнение 2. «Общий ритм».

Цель: повышение сплоченности группы, снятие напряжения и скованности.

Процедура проведения: участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним следующий и т.д. Должно создаваться ощущение как - будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. В завершении возможно одновременное отбивание ритма всей группой

Упражнение 3. «Кто Я?»

Цель: формирование более полного представления о себе, своих особенностях.

Инструкция: Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и напишите 20 ответов на вопрос «Кто Я?». Старайтесь отвечать, не задумываясь, и писать первое, что придет в голову. А теперь можете посмотреть все, что вы написали (например, мальчик, ученик, друг, сын и т.д.).

Обсуждение: Трудно было писать о себе? Какие характеристики вы поставили на первое место? С каких позиций вы рассматриваете себя в данном самоописании и почему? (ученик, сын, спортсмен и т.д.). С какими трудностями вы столкнулись, выполняя данное задание?

Упражнение 4. «Мои ценности»

Цель: Формирование представлений об общечеловеческих ценностях и чувствах человека, которого вынуждают отказаться от чего-то важного для него; осознание значимости потери идентичности для человека.

Инструментарий: набор карточек (каждая ценность написана на отдельной карточке 16 шт.).

Ход упражнения: Попросить каждого участника обратиться к списку ценностей и разрезать их на карточки (см. приложение 1)

Индивидуальная работа участников.

1 этап. Прочитать карточки с ценностями

2 этап. Выполнив первое задание участнику необходимо разложить ценности по значимости для себя лично: от наиболее важных к наименее важным.

3 этап. Участникам предлагается убрать в сторону 10 нижних ценностей (наименее важные) и еще раз просмотреть список.

4 этап. Далее они должны представить себе, что кто-то очень могущественный вошел в их жизнь и решил, что он должен чего-то лишиться в своей жизни. Необходимо убрать ценность, с которой ты на данный момент готов расстаться.

5 этап. Участник снова должны исключить из ценностей еще что-то, т.к. могущественный человек снова пришел в их жизнь. На этот раз у них нет никакого выбора, и они должны отложить пункт, обозначенный словом «Друзья».

6 этап. С помощью образа «могущественного человека» убрать еще 1-2 ценности.

Обсуждение.

1. «Что вы чувствовали, когда приходилось расставаться с какой либо ценностью? Какие чувства испытываете сейчас, когда у вас осталось не так много ценностей?».

2. Подчеркните, что сопротивление покушению на ценности, на идентичность является естественной реакцией нормального человека.

3. Подчеркните, что люди отличаются между собой тем, что для них является важным. Например, у некоторых людей нет никаких религиозных убеждений, и они чувствуют, что мало потеряют, отказавшись от них. А для другого человека это было бы ужасной потерей.

4. Как вы думаете, существуют ли ситуации, когда ваши ценности могут измениться? От чего это зависит? Это хорошо или плохо?

5. Влияют ли наши ценности на наши действия и поступки, события повседневной жизни? Как?

6. Влияют ли наши ценности на жизнь людей вокруг нас? Почему?

7. Сообщите группе, что в их жизни ничего не изменилось, и все ценности возвращаются к ним. Можно взять отложенные карточки, соединить их с оставшимися.

8. Спросите, изменились ли ощущения после того, как ценности вернулись. Обратите внимание на физиологическую реакцию на происходящее «Что теперь чувствует ваше тело – руки, ноги, голова? Изменились ли ощущения?». Как правило, все участники отмечают облегчение.

Вывод: ценности неразрывно связаны со смыслом жизни. Смысл жизни – это глубинное чувство удовлетворенности собственной жизнью, связанное с удовлетворением основных подлинных потребностей человека.

Упражнение 5. «Я - уникальный».

Цель: формирование представления о собственной уникальности.

Инструкция: Вот мы с вами поприветствовали друг друга, а теперь я предлагаю выполнить следующее упражнение, которое называется «Я - уникальный». Как все мы знаем, на планете нет ни одного человека, подобного нам. Каждый человек неповторим. Но иногда мы об этом забываем. Сейчас я дам вам два мяча разного цвета. Один передам налево, другой - направо. Учащийся слева, получив мяч, продолжает высказывание «Я, как все...». Учащиеся, получившие второй мяч, продолжают высказывание «Я, не как все...». Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать.

Обсуждение : В конце упражнения психолог подводит учащихся к выводу, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.

Упражнение 6. «Герб своего «Я»».

Цель: раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.

Инструкция: На листах бумаги с помощью фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб. Материал для вашего герба у вас уже есть. В идеале человек, увидевший ваш герб, смог бы понять, с кем он имеет дело. Нарисуйте контур герба, в любой форме, но при этом соблюдайте одно правило: контур должен быть разделен на несколько областей.

Обсуждение: замечательно, а теперь давай попробуем проанализировать то, что вас получилось. Легко или трудно было рисовать свой герб? Насколько полно, по вашему мнению, вам удалось отразить свои особенности? Как вы думаете, смогли бы ваши близкие и друзья понять, что это именно ваш герб? Какие трудности возникли при создании герба? Что вы пытались отразить в первую очередь? Представлены ли в гербе недостатки? Почему?

Упражнение 7.«Камень и перо».

Цель: показать, что каждый участник имеет ряд преимуществ и трудностей.

Материал: камень, перо.

Подготовка: участники стоят в кругу. У ведущего в одной руке камень, в другой – перо.

Инструкция: «В нашей жизни много трудного и неприятного, но, конечно же, есть моменты, когда нам легко и радостно на сердце. (Демонстрируются символы в руках).

Я предлагаю вам взять по очереди эти символы в руки и рассказать, когда же вам бывает тяжело с вашими ценностями, а когда легко и приятно».

Все участники по очереди выполняют задание .

Упражнение 8. «Пишу тебе».

Цель: развитие эмпатии, внимательного отношения друг к другу.

Процедура проведения: каждому участнику раздается лист бумаги. Сверху подписывается имя. По сигналу ведущего участники передают листы своему соседу слева. На полученных листках снизу пишут свои пожелания или мысли, относительно того человека, чье имя написано на листке. По второму сигналу ведущего участники подворачивают нижний край листа на ширину написанного послания и передают налево. Таким образом, в конечном итоге каждый получает «групповое письмо».

Анализ: дается время на чтение полученных писем.

Приложение 1

-быть привлекательным для другого пола, любовь

Закончить успешно школу, получить знания

Деньги, личное имущество, финансовые накопления

Статус, уважение, признание

Добиться личных успехов

Полноценная интересная жизнь

Иметь честных, преданных друзей

- здоровье, спорт, красота

Свобода – жить так, как хочу

Прекрасный дом

Совершить что-то хорошее для всех, помочь людям с проблемами

Продолжить учебу, успех в карьере

Увлечение, развлечение и отдых

Семейные традиции, жизнь с родителями

Вера в Бога или убеждения

Дети, своя собственная будущая семья

Конспект тренингового занятия с младшими подростками на тему "Семейные ценности"

Описание материала: предлагаю конспект занятия для младших подростков на тему "Семейные ценности" Данное занятие проводится в тренинговой форме. Происходит формирование у учащихся представления о семейных ценностях в современных семьях. Конспект будет интересным не только для педагогов-психологов, но и для учителей среднего звена, классных руководителей, родителям и конечно, молодым специалистам.

Цель: формирование у учащихся представления о семейных ценностях в современных семьях.
Задачи: обсуждение с учащимися что такое семья, семейные ценности;обучение учащихся способам взаимодействия в семье; воспитание любви к семье; сплочение класса; создание благоприятного психологического климата.

I. Вступление
Приветствие участников. Сообщение о цели и содержании данного занятия.
Разминка для тренинга “Зоопарк”
Ведущий выдает участникам тренинга карточки с названиями животных: собака, ворона, лев, кошка, баран, гусь, змея и т.д. Должно быть по 2 одинаковые карточки на 1 одного животного. Задание для участников: Сейчас каждый из вас получил карточку с названием животного, и через минуту вам предстоит изобразить этого животного - звуками, жестами, движениями. У каждого животного есть своя пара - найдите свою пару.

II.Основная часть:
Обсудить с учащимися что такое семья, семейные ценности. Учимся искать компромисс. Обучение социально-приемлемому способу взаимодействия в семье. Выражение позитивных и негативных семейных воспоминаний; отреагирование болезненных воспоминаний.

Упражнение «Мозговой штурм».
Ведущий на доске записывает ассоциации. Вызывающие словом «семья». затем идет индивидуальная работа, учащиеся выбирают для себя пять самых важных слов, характеризующих «семью», записывают на листочках бумаги свои мысли, что они подразумевают под словом семья. Затем работа продолжается в группах.
Упражнение «Скульптура семьи».
Каждый участник по очереди превращается в скульптора. Он воссоздает свою семью в виде живой скульптуры, выбирая других участников группы на роли ее членов и располагая их в комнате так, чтобы они символизировали обстановку в семье.
Можно привести примеры: силу и контроль можно выразить, поместив властных членов семьи выше слабых. Если мама обладает властью, ее можно попросить встать на стол. Члены семьи, лежащие на полу, изображают бессилие. Близкие или холодные отношения можно отразить при помощи расстояния между членами семьи. В идеале, скульптор выбирает кого-то, кто занимает в скульптуре его собственное место. Это не всегда возможно, когда число членов семьи превышает число членов группы.
Завершив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою работу, объясняя, почему члены семьи расположены именно так.
После этого ведущий предлагает скульптору перестроить скульптуру, придав ей такой вид, какой бы он хотел видеть свою семью.
Упражнение «Семейные истории».
Материалы: листы бумаги для рисования и цветные фломастеры
Участникам раздаются бумага и маркеры.
Лист бумаги делится пополам темной линией, которая символизирует границу между счастьем и несчастьем, которое происходит на листе, то есть в семье.
Ребятам говорится, что в каждой семье случаются как хорошие события, так и плохие, и их просят нарисовать на одной половине листа счастливое воспоминание, связанное с их семьей, а на другой - несчастливое воспоминание.
Когда группа закончит рисовать, предложите каждому участнику по кругу представить свою историю, изображенную на картинке.

III.Заключительная часть.
Упражнение «Дерево семейных ценностей»
Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться). Задача участников – ранжировать ценности: – в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях. - в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться. - в крону – желаемые, но не обязательные ценности.Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.
Перечень возможных семейных ценностей: Уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, магистратура, верность, карьерный рост, доверие.

Рефлексия : Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Обратная связь. Ритуал прощания.

Волосова Анна
Психологический тренинг «Ценности жизни» для учащихся 8-х классов

Психологический тренинг для учащихся 8-х классов

«Ценности жизни или формирование ценности «Я» осознание своей жизни »

Педагог-психолог : Волосова А. В.

Цель : осознание ценности собственной жизни и жизни окружающих .

Задачи :

Способствовать пониманию значимости собственной личности;

Повышение самооценки.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очень важное занятие, на котором мы обсудим одну серьезную тему. Как вы думаете, что такое человеческие ценности ? Ценности для каждого разные , давайте сегодня узнаем, что является ценным для ребят вашего класса .

Упражнение «Свеча по кругу» .

Цели : включение в работу, осознание важных жизненных ценностей для себя .

Сейчас мы будем передавать зажжённую свечу по кругу, и каждый из вас поделится своими мыслями, тем, что является ценностями для вас . Начинать нужно со слов : «Для меня ценности – это… »

Обсуждение.

Игра «Узнай кто ты» .

Цели : обобщение знаний о ценностях жизни .

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Как вы понимаете тему нашего занятия? Чтобы не вести скучный разговор, я хочу предложить вам прочувствовать названные вами, и некоторые другие, понятия, которым, к сожалению, мы не всегда уделяем должное внимание, но которые волнуют человека всегда. Мы проведем небольшую ролевую игру, а значит, каждый из вас получит определенные роли : это будут разные ценности . Правила игры следующие : сейчас я некоторым из участников одену на голову обруч, на котором написано название его роли, но какая именно роль он пока не знает. Все будут видеть, какая роль кому досталась, кроме себя, и задача каждого - узнать себя, ответить на вопрос «кто Я?» . Отгадываем поочередно, по кругу, начиная справа. Все участники будут описывать данное понятие, не называя его прямо. Отгадывающий может задавать уточняющие вопросы. Когда участник угадал свою роль, следующий участник «узнает себя» и так далее, пока каждый не узнает свою роль при помощи объяснений класса . Если правила понятны, мы начинаем.

Ценности : любовь, счастье, дружба, верность, правда, семья, понимание, доброта, красота, жизнь , мир, здоровье, богатство, сила, нежность.

Обсуждение.

Игра «Записки с любовью»

Цели : создание благоприятной психологической атмосферы , повышение самооценки.

Сегодня я приготовила для вас сюрпризы. Для каждого из вас в классе спрятана подготовленная мной записка. Постарайтесь разыскать все записки. Как только вы что-нибудь найдете, сразу приносите мне. После того, как вы найдете все записки, вы сможете найти среди них ту, которая адресована именно вам.

Обсуждение.

Упражнение «Говорящие очки»

Цель : повышение самооценки.

Ребята, все без исключения и дети, и взрослые любят слушать что-нибудь приятное в собственный адрес. Я предлагаю поиграть вам в игу, в ходе которой вы сможете сказать друг другу много приятных и добрых слов. Олег, будь так добр, надень, пожалуйста, вот эти очки, они волшебные. А теперь повернись направо и посмотри на своего соседа. Он должен посмотреть в твои очки и произнести следующие слова : "Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?" Как только Олег услышит это заклинание, он тут же должен от имени волшебных очков сказать что-нибудь доброе и приятное в адрес своего соседа справа. После этого Олег снимает "волшебные" очки и передает их своему соседу слева. Когда его сосед наденет очки, уже Олег обращается к нему с заклинанием, которое я только что произнесла. В этой игре одно очень важное правило : «Приятные слова нужно найти для всех» .

Ну, что, давайте попробуем?

Обсуждение.

Упражнение «Выйди из круга»

Цели : определение участниками тренинга своей способности достигать поставленной цели, находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил, доверять людям.

Сейчас нужно всем встать в круг и взяться за руки. Несколько человек встают в середину круга. Задача круга не выпускать людей, а задача людей, находящихся в круге, вырваться любыми способами.

Круг выпустит только того, кто докажет свое желание выйти, кто будет использовать все свои возможности.

Обсуждение.

Упражнение «В лучах солнца» .

Цель : определение своих лучших качеств, использование их в качестве ресурса в преодолении трудных

ситуаций.

Сейчас ваша задача нарисовать солнце так, как рисуют его маленькие дети : с кружком посредине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Ваша задача - написать о себе как можно лучше. Носите этот листочек повсюду с собой, время

от времени добавляя лучи. А если вам станет грустно, достаньте это солнце, посмотрите на него и вспомните, почему вы написали о том или ином своем качестве.

Просмотр видеоролика «Ищи позитив» .

Рефлексия занятия.

Цель : подведение итогов.

Понравилось ли вам наше занятие?

Чем понравилось, чем не понравилось?

Что нового для себя узнали?

Публикации по теме:

Психологический тренинг для педагогов «Избавление от обид» Видео Цель: способствовать снятию эмоционального напряжения у педагогов; способствовать формированию желания и возможностей избавиться от негативных.

Психологический тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Тренинг для педагогов: «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление.



Поделиться