Труд в экономике определение. Понятие «труд», характерные свойства труда и его виды

ТРУД

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека, общества; это "...прежде всего , совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует между собой и природой. Веществу природы он противостоит как природы. Для того чтобы присвоить природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 188–189). Т. привлекал к себе со времен древности и рассматривался в самых различных аспектах (см. Практика). Последовательно науч. Т. как определяющей силы обществ. развития – заслуга марксизма (см. Исторический материализм), рассматривающего Т. как осн. форму жизнедеятельности человеч. общества, исходное условие его бытия, определяющий способ отношения человека к миру. "...В с я и с т о р и я есть не что иное, как образование человека человеческим трудом..." (Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, 1929, с. 632). Т. обусловил выделение общества из природы. Он лежит в основе всех др. сторон обществ. жизни, в т.ч. и различных духовной жизни.

Всякий процесс Т. включает в себя три момента: целесообразную деятельность человека, Т. и орудия Т. Труд есть сознательно осуществляемый процесс воздействия человека на предмет Т. с помощью заранее созданных орудий, в результате к-рого предмет Т. преобразуется в продукт Т. Результат процесса Т. обусловлен исходным материалом предмета Т., характером орудий Т., а также заранее поставленной целью и способом ее реализации. Целенаправленность человеческого Т. отличает его от инстинктивных действий животных. Цель предваряет во времени и регулирует сам процесс Т. "В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189).

Т. сыграл определяющую роль в происхождении человека. Рассматривая роль Т. в процессе перехода от человекообразной обезьяны к человеку, Энгельс подчеркивал, что человек обязан Т. в разделении функций передних и задних конечностей, в формировании специфически человеческих органов речи и мозга, в развитии всех познават. способностей. Преобразуя предметы в процессе Т., человек постигал их внутр. , осваивал логику их бытия. Познание и Т. т.о. изначально связаны между собой. Сознание – это неотъемлемый идеальный Т.: в нем зарождается и развивается, в нем же оно воплощается и объективируется (см. Идеальное). То, что в сознании выступает как , в Т. объективируется как материализованная форма. Характеризуя взаимоотношение субъекта и объекта в процессе Т., произ-ва, Маркс отмечал, что если , с одной стороны, "...является присвоением объектов субъектами, то, с – оно в такой же мере есть формирование объектов, подчинение объектов субъективной цели, превращение объектов в результаты и воплощения субъективной деятельности..." (Маркс К., там же, т. 46, ч. 1, с. 478).

Как целесообразная деятельность человека Т. начался с изготовлением орудий Т., произ-во и употребление к-рых составляет "...специфически характерную черту человеческого процесса труда..." (Маркс К., там же, т. 23, с. 191). В опосредствовании целей Т. применением все более разветвленной системы средств орудия являются моментом непосредств. отношения между человеком и предметом Т., они представляют собой искусств. органы субъекта, через к-рые он взаимодействует с объектом. В форме и функции орудий воплощены исторически выработанные обобщенные способы трудовых действий людей. Наличие этого социального и вместе с тем идеального содержания отличает орудия человеческого Т. от "орудий" животных. Определ. орудия диктуют человеку способ их применения, форму воздействия на предмет Т.: чем выше уровень развития орудий, тем больше их "требования" к человеку. От каменного рубила и до совр. логич. автоматов – таков орудий Т. Овладение навыками пользования орудиями Т. представляет собой процесс приобщения индивида к нормам культуры.

Т. в совр. условиях характеризуется значительно возросшим опосредованием взаимодействия человека с предметом Т. (широкое проникновение науки в процесс произ-ва – см. Научно-техническая революция), насыщением произ-ва механизмами и такими орудиями, как, напр., информационные управляющие устройства. Если раньше орудия Т. являлись как бы продолжением и усилением рук человека, то теперь кибернетич. устройства продолжают и усиливают работу человеческого мозга (см. Кибернетика). Трудовые функции человека все больше трансформируются в сторону творчества, управления и контроля.

В процессе Т. люди вступают в определ. связи и отношения между собой – производственные отношения, от характера к-рых зависит и характер Т. Труд является деятельностью изначально общественной, основанной на сотрудничестве людей (см. Разделение труда). Т. связывает между собой его участников, опосредует их взаимное . В истории человеческого общества существенным образом менялись характер Т., его стимулы, обществ. его осуществления, отношение к нему со стороны различных социальных групп и классов. Возникнув в своей первонач. форме в условиях первобытного человеческого стада, Т. в процессе своей истории поднялся до коммунистич. форм, где он выступает как первейшая и определяющая потребность каждого человека (см. Коммунистический труд).

Будучи решающей формой самоутверждения человека в мире, Т. имеет и нравственно-эстетич. . Т. как характеризует осн. бытия человека в мире. Эстетич. Т. выражается в чувстве радости, в наслаждении игрой физических и умственных сил человека, покоряющего природу и общество.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, гл. 5; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Плеханов Г., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, М., 1949; Нуаре Л., Орудие труда и его значение в истории развития человечества, пер. с нем., X., 1925; Ладыгина-Котс Η. Η., Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе), М., 1959; Бахта К., К вопросу о структуре первобытного производства, "Вопр. истории", 1960. No 7; Огурцов А. П., Проблема Т. в филосефии Гегеля, "Научн. труды Моск. технол. ин-та легкой пром-сти", 1960, сб. 15; Семенов Ю. И., Возникновение человеческого общества, Красноярск, 1962; Ρогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963; Гурьев Д. В., Предшествовал труд сознанию?, "ВФ", 1967, No 2.

А. Спиркин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ТРУД - целесообразная деятельность человека, рассмотренная 1) под углом зрения обмена человека с природой - в таком случае в труде человек при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей; 2) под углом зрения социально-исторической ее формы. В таком случае он предстает в социальных утопиях как преходящая форма деятельности. Труд есть “...вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам” {Маркс К; Энгельс Ф. Соч., τ. 23, с. 195).

Труд сыграл решающую роль в процессе формирования человека. Благодаря ему развились функции рук и органов речи, произошло постепенное превращение мозга животного в развитый человеческий мозг, усовершенствовались органы чувств человека, расширился круг его восприятий и представлений. Как целесообразная деятельность труд начался с изготовления орудий, становился из-за разделения труда частным, односторонним, отчужденным и монотонным. Обязательными моментами процесса труда являются целесообразная деятельность, или собственно труд, предметы труда и средства труда. В процессе труда люди вступают в определенные отношения между собой - производственные отношения, характер которых определяет социальный характер труда, ибо с изменением форм собственности происходит изменение способов соединения рабочей силы со средствами производства. В условиях товарного производства труд имеет двойственный характер. С одной стороны, он является трудом конкретным (напр., слесаря, портного и т. д.) и создает потребительную стоимость товара. Вместе с тем в каждом товаре воплощен человеческий труд вообще, независимо от его качественных различий многообразных видов, абстрактный труд, создающий стоимость товара. Двойственный характер труда отражает объективно существующее

Труд

целесообразная материальная общественная орудийная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе Т. человек опосредует, регулирует и контролирует обмен между собой и природой. Изменяя в процессе Т. природные условия своей жизни, человек изменяет и свою собственную природу, развивает свои творческие силы и способности. Т. представляет собой как способ отчуждения человека от природы, так и форму связи человеческого общества с природой. В историческом материализме Т. рассматривается как своеобразная субстанция истории, как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект Т.) с помощью созданных им орудий Т. преобразует предмет Т. в необходимый ему Продукт. Продукт Т. обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления. В цели продукт Т. существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс Т., подчиняя волю действующего субъекта, однако главным критерием развитости Т являются орудия Т. В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения Т. Кроме того, в процессе Т. возникают особые отношения между людьми - производственные отношения. Поскольку Т. - деятельность общественная, коллективная, возникает потребность в средствах ее организации. Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь, язык. Дальнейшее развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий Т. и производственных отношений. Эти характеристики Т. существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Марксу и Энгельсу рассмотреть Т. в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества (антропосоциогенез). Проблема возникновения человека, мыслящего, говорящего, способного к трудовой деятельности совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом в работах «Диалектика природы», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; искать защиту от холода при изменении климата. Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки. Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом Т. Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию, что создало условия для совершенствования ее неспециализированных навыков, для расширения круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу. Все это приводит к тому, что человек смог действовать «по мерке любого вида» (Маркс). Развитие общества и человека теперь напрямую связано с совершенствованием орудий Т. Производство орудий Т. - процесс коллективный, который является его важнейшим определяющим признаком. Животные могут использовать природные предметы в собственных действиях, но никогда не изготавливают орудия Т. с помощью орудий Т. Даже самые примитивные орудия Т. закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакрепленные «схемы деятельности». В орудиях Т., их форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщенные способы трудовой деятельности. Орудия Т. заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы Т. В процессе обучения овладение орудиями Т. становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия Т. были первыми предметными, материальными «абстракциями», что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления. В процессе коллективной деятельности у людей возникает и «потребность что-то сказать друг другу», и предмет «разговора», т. е. появилось, что сказать другому. Потребность создала свой орган. Гортань обезьяны изменила свою структуру - это и стало биологической предпосылкой возникновения речи. Маятникообразное движение от биологического к социальному, от социального к биологическому убыстряется. Причины практически невозможно отделить от следствий. В результате природнобиологические закономерности отходят на второй план, человек приобретает социальную форму, биологическая эволюция закончена и отныне человек живет по новым, общественным законам, он даже ест и пьет «по-человечески». В силу вступает социальный отбор, что проявляется в совершенствовании процесса Т., в передаче трудовых навыков последующим поколениям. Т. становится регулятором отношений человека с природой, процессом, отделяющим человека от природы и связывающим его с ней. Усложняющиеся в процессе Т. формы общения, речь и мышление приводят к появлению нового типа организации жизни - к обществу. Язык не просто фиксирует (для запоминания) определенные смыслы предметов, он активно участвует в процессе порождения этих смыслов. Таким образом возникает новая, надбиологическая, протосоциальная целостность. Т. связывает участников совместной деятельности в общность, опосредует их общение. Дальнейшее развитие человека представлено развитием общественных отношений и культурных форм их сохранения и развития. В процессе создания форм культуры, культурных способов саморегуляции общественной жизни человек и себя создает как ее субъекта и творца, т. е. как общественного человека. В Т. и посредством Т. удовлетворяются все потребности человека. Т. становится основным способом самоутверждения человека в мире. Производство, таким образом, есть основополагающий, сущностный признак человека и общества. В Т. совершенствуются физические и духовные качества человека, формируются собственно человеческие культурные потребности. Таким образом, в Т. создаются не только продукты потребления, но и сам деятель, субъект Т. - человек. В этом плане с полным основанием можно сказать: «Труд создал человека». Животное лишь пользуется природой и производит в ней изменения только в силу своего присутствия. Человек заставляет природу служить своим целям и тем самым господствует над ней. В развитии форм Т. от примитивных, навязанных внешней необходимостью, до свободнотворческих нашел свое отражение процесс прогрессивного развития человечества. Хотя «трудовая» гипотеза объясняет многие аспекты антропосоциогенеза, современными учеными, в том числе и отечественными, она признается недостаточной. Одним из существенных аргументов является то, что генетика отрицает наследование приобретенных признаков. Эта ситуация стимулирует ученых к поиску новых версий возникновения человека.

Отличное определение

Неполное определение ↓

«Терпение и труд - всё перетрут», - гласит известная пословица. Труд сопровождает нас всю жизнь. Трудолюбие во все времена ценилось как одно из важных качеств человека. И конечно, без труда не может функционировать экономика.

Что такое труд и каким он бывает?

Труд бывает физическим и умственным.

Физический труд - преимущественно ручной труд, который осуществляется главным образом с помощью физической силы (труд шахтёра, хлебороба, сталевара, токаря и др.).

Умственный труд - преимущественно интеллектуальный труд, который осуществляется главным образом с помощью умственных усилий человека (труд врача, учителя, инженера, менеджера, учёного и др.).

Объясните, представители какого труда изображены на фотографиях? Свой ответ обоснуйте

В большинстве современных профессий соединяются умственный и физический труд, например работа парикмахера.

Конкретным воплощением труда служит работа.

    Работа - занятость человека на том или ином рабочем месте (у станка, в офисе) за определённое вознаграждение при обязательном оформлении документов - заключении трудового договора.

Работодатель заключает с работником трудовой договор - письменный документ, в котором определены права и обязанности сторон. Заключение трудового договора предваряют переговоры работника с работодателем, касающиеся таких вопросов, как размер заработка, условия труда, нормы выработки, режим работы и др.

    Интересные факты

    Труд несовершеннолетних работников (тех, кому ещё не исполнилось 18 лет) должен быть лёгким, не причиняющим вреда здоровью и не нарушающим процесс обучения. Несовершеннолетние принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра. Подростков нельзя привлекать к тяжёлым, вредным для здоровья и опасным работам, к ночным и сверхурочным работам. Несовершеннолетние имеют право на отпуск в любое удобное для них время.

Поведение человека на работе определяется трудовой дисциплиной - выполнением правил внутреннего распорядка, режима работы предприятия (цеха, бригады). Её нарушениями считаются прогулы, опоздания, преждевременные уходы с работы и т.д.

За свою работу человек получает вознаграждение, которое чаще всего называется заработной платой. Размер вознаграждения зависит от квалификации (уровня подготовленности) и от профессии человека.

Разнообразный мир профессий

В современной экономике множество самых различных профессий. Одни профессии очень распространены (учитель, врач, повар), другие относятся к категории редких (модельер). Каждый человек может выбрать для себя любую профессию, а затем учиться, работать, всю жизнь совершенствуя своё мастерство и профессионализм. Профессиям токаря, электрика, бухгалтера и многим другим можно выучиться за два года в колледже. Врач или юрист обязаны закончить университет, пройти стажировку, а затем получить право на самостоятельную практику. У них за спиной будет 6-8 лет обучения.

    Профессия - деятельность, которой занимаются, получив соответствующую подготовку.

Выбор профессии - очень важный шаг. От этого будет зависеть ваш материальный достаток, жизненный настрой и образ жизни. В любом случае, если человек старается, ответственно подходит к выполнению своих профессиональных обязанностей, постоянно повышает свою квалификацию, расширяет теоретические знания, совершенствует практические навыки, его труд будет вознаграждён по достоинству.

    Дополнительное чтение

    Хети, египетский писец времён XII династии, описывает представителей различных профессий следующим образом:

    «Я видел кузнеца за его работой. Его пальцы покрыты морщинами, как крокодилова кожа... Каменщик постоянно борется с твёрдым камнем... Парикмахер бреет до самой ночи, и только когда садится есть, он может опереться на локти, чтобы отдохнуть... Лодочник плавает... чтобы получить плату за свой труд... Ткач коленями давит на свой желудок и не бывает на свежем воздухе... Посол завещает своё имущество детям, когда уезжает в дальние страны, потому что опасается встречи с дикими животными или разбойниками... Обувщик несчастен, всё время стонет, когда дубит кожу... Профессия же писца является самой важной, потому что на этом свете нет праздных слов. Кто с детства научится этому, станет уважаемым человеком».

    Согласны ли вы с выводами, сделанными древнеегипетским писцом Хети? Свой ответ объясните. Какие профессии, распространённые в Древнем Египте, продолжают существовать в современной России? Как вы думаете, почему?

Распространенными или редкими являются професии музыканта, повара, фрезеровщика? Где они могут работать? Подумайте, какой образ жизни характерен для представителей этих профессий.

Труд и образ жизни людей

Труд неразрывно связан с историей и традициями того общества, в котором живёт человек. Например, для земледельческого общества главным был труд пахаря, который с утра до вечера готовил борозды под посев зерна. Он же засевал поле, очищал от сорняков, поливал, убирал урожай. Песни и танцы, народные сказания, мифы и предания, праздники и застолья были посвящены в основном земледельческому труду. Если поленился в поле, хлеба на столе не жди. Таким образом, труд определяет образ жизни людей и уровень их материального благополучия.

    Образ жизни - вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения человека.

Люди, преданные своему делу, и на досуге думают о работе. Совсем иной образ жизни у тех, кто избегает или боится работы, кому она надоела, для кого работа не потребность души, а только средство заработать на жизнь.

«Зеркалом» работы является досуг.

Стиль досуговой деятельности человека тесно связан с характером и содержанием труда. Как выяснили учёные-социологи, чем выше уровень образования и квалифицированнее труд, будь то физический или умственный, тем насыщеннее досуг и более разнообразен.

Люди, занятые однообразно повторяющейся работой, в свободное время предпочитают бывать в людных местах - в парках, на концертах (чаще всего эстрадных), в компаниях, а занятые творческим трудом, например учёные, чаще бывают в местах, где меньше шума и суеты, где можно сосредоточиться и подумать о вечных ценностях.

    Интересные факты

    Важное место в досуге современных россиян занимает музыка. По данным социологических исследований 40% опрошенных ежедневно слушают музыку. Но при этом только 2% регулярно (один-три раза в месяц) ходят на концерты.

Ценности «трудового общества» покоятся на том, что центральным жизненным интересом человек считает труд, а не досуг. Человек отдаёт работе все свои силы и всё время. В ней он видит смысл и цель своей жизни.

    Подведём итоги

    Труд - основа деятельности человека, необходимое условие функционирования всех сфер жизни общества. Труд делится на две категории - физический и умственный. Трудовая деятельность человека находит выражение в его профессии, определяет образ жизни.

Основные термины и понятия

Труд, работа, профессия, образ жизни.

Проверьте свои знания


Практикум

  1. Существует много пословиц о труде и лености: «Лентяй да шалопай - два родных брата», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи», «Труд человека кормит, а лень портит». О каком отношении общества к труду говорят эти пословицы? Какие ещё пословицы о труде вы знаете?
  2. Верно ли утверждение: «Труд не связан с историей и традициями того общества, в котором живёт человек»? Аргументируйте свой ответ.
  3. Подготовьте сообщение для устного журнала «В мире профессий» об одной из профессий, связанных с экономикой.
  4. Выбор профессии - очень важный шаг на жизненном пути. Расспросите у своих родителей, как у них он проходил.
  5. Сделайте компьютерную презентацию «Моя будущая профессия». В ней должно содержаться название, описание профессии и объяснение, почему вы её выбрали.

целесообразная деятельность человека, в процессе к-рой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Т. представляет собой единство трех моментов: 1) целенаправленной, целесообразной деятельности человека или собственно труда; 2) предметов; 3) средств труда.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТРУД

целесообразная, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий Т. осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы. Т. как обмен веществ между человеком и природой означает, что человек использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. При этом, трудовой деятельности присущи, как отмечал Маркс, опосредствующая, регулирующая и контролирующая функции, изменяющиеся по мере развития науки и техники.

Используя ручную, ремесленную технику и эмпирические познания, человек устанавливал новые взаимосвязи между предметами природы и ее процессами и таким образом осуществлял обмен веществ с природой (опосредствующая функция). Машинная техника и естественно-научные познания позволили человеку оказывать влияние на взаимодействие между различными природными явлениями и предметами (регулирующая функция). И наконец, современная научно-техническая революция дает ему возможность овладевать, контролировать внутренний механизм явлений и предметов природы (контролирующая функция). В этом случае, содержание Т. выявляется в конкретной определенности трудовых функций, обусловленных техникой, технологией, организацией производства и мастерством работника. Оно отражает способ соединения производителя со средствами производства, определяемый уровнем развития производительных сил, центральное звено которых - человек. Будучи естественным условием жизни, Т. всегда осуществлялся в рамках исторически определенных общественных отношений, накладывающих отпечаток на его характер.

Характер Т. отражает способ соединения производителя со средствами производства, обусловленный господствующими в данном обществе отношениями собственности. Например, в рабовладельческом обществе раб и средства Т. соединились как собственность рабовладельца, и это порождало личную зависимость трудящегося от того, кто присваивал результаты его Т. В обществе, основанном на частной собственности на средства производства, работник может соединяться с ними, продавая свою рабочую силу. Поэтому характер Т. в таком обществе отражает условия найма рабочей силы. Характер Т. отражает его социально-экономическую природу в обществе, находящемся на определенной ступени развития. С этой точки зрения как качественно различные могут рассматриваться такие исторические формы Т., как рабовладельческий, феодальный и различные формы наемного Т.

Характер Т. обусловливает цели общественного производства в широком диапазоне (от простого увеличения прибыли до возведения во главу угла роста материального и духовного благосостояния трудящихся), а в сфере распределения - продукции, в которых общественное богатство распределяется между различными стратами в обществе. Что же касается количества этого богатства, то оно зависит от уровня развития производительных сил.

Содержание и характер Т. представляют собой единство двух сторон одного и того же явления, сущность и форму общественного Т. и определяются как парные категории. Общее, что их объединяет, - это способ связи производителя со средствами производства; различие же их состоит в том, что содержание Т. развивается в зависимости от уровня развития производительных сил, а характер Т. - от состояния экономических отношений в обществе. Для феодального общества был характерен ремесленный Т., основанный на применении ручного инструмента и эмпирической технологии. Квалификация ремесленника непосредственно зависела от сложности предмета Т., а следовательно, и функций по его обработке. Кто желал быть мастером, вынужден был овладеть ремеслом во всей его полноте. Особенности Т. ремесленника обусловливали и специфику его подготовки, которая фактически исключала теоретическое обучение и приобрела характер практического ученичества, растянутого на долгие годы. Универсальность трудовых функций влекла за собой высокую ремесленную квалификацию. Однако эта квалификация сочеталась с низким культурным уровнем работника, обусловленным низким уровнем тогдашних знаний о мире, а также тем, что общее образование для большинства ремесленников было непродолжительными или вовсе отсутствовало. Успех дела в ремесленном производстве зависел прежде всего от таланта ремесленника, его личностных качеств и способностей. Приобретая высокую профессиональную культуру путем многолетней выучки, являясь производителем и предпринимателем, производящим и продающим свой товар, ремесленник выступал субъектом, творцом культуры, но на той низкой культурной и технической основе, которая обусловила чрезвычайно медленное организационно-техническое развитие.

Переход к машинному производству вызвал развитие капиталистических отношений, связанных с использованием наемного Т., в содержании Т. рабочего произошли глубокие качественные изменения, в которых реализуется важнейшая закономерность технического прогресса, - а именно, передача опосредствующих функций от человека к машине. Машинное производство знаменует собой начало превращения науки в непосредственную производительную силу и приобщение рабочего к научно-техническим достижениям, необходимым для управления машиной. Эмпирический опыт в Т. продолжает играть значительную роль, но ограничиться им рабочий уже не может. От него требуется известный уровень общего и специального образования, определенный объем профессиональных знаний, а наряду с этим, владение достаточно сложными навыками физического Т.

В современных условиях, когда значительно больше прибыли "выжимается" из квалификации, нежели из физической силы, целесообразно формировать универсальную рабочую силы с высоким уровнем образования. Технический уклад отечественного производства в нынешних условиях неоднороден. В технике, технологии и организации Т. сосуществуют и переплетаются, во-первых, остатки прошлого - значительные объемы ручного неквалифицированного и тяжелого физического Т.; во-вторых, основа нынешнего производства - комплексно-механизированный Т.; в-третьих, генеральная цель научно-технического прогресса - автоматизированный Т. Это обусловливает разнотипность Т. совокупного работника с точки зрения его содержания и вместе с тем сохранение в современном производстве тех типов Т., которые исторически сменили друг друга. Если в основе смены типов Т. лежит технический прогресс, то главная причина их сосуществования - его неравномерность, переплетение в техническом базисе производства техники прошлого, настоящего и элементов техники будущего. Неравномерность развития техники, технологии и организации производства в разных отраслях, на различных промышленных предприятиях обусловливает сохранение массовости неквалифицированного ручного и тяжелого физического Т., не способствующего социальному и профессиональному развитию трудящихся.

Общественная ситуация такова, что на нынешнем этапе отечественное производство пока что нуждается в 70% носителей преимущественно физического и в 30% преимущественно умственного Т. Деление на эти роды Т. при современном уровне развития производительных сил пока что имеет место, и различие по роли в общественной организации Т. работников, занятых указанными родами Т., выступает в нынешних условиях как различие социальное и культурное. Социальность различий проявляется в том, что физический и умственный, квалифицированный и неквалифицированный Т. диктуют различные требования к уровню общего и специального образования и профессиональной подготовки работников, их профессиональной культуре, и создают различные возможности для реализации профессиональных и личностных способностей в процессе трудовой деятельности.

Основными законами, управляющими развитием общественного Т., являются законы разделения и перемены Т. и усиливающий их взаимодействие закон конкуренции. Содержание закона разделения Т. состоит в том, что общественные формации порождают свои способы разделения Т. и каждая новая формация добавляет присущие лишь ей новые виды разделения Т., вытекающие из уровня развития производительных сил и природы экономических отношений. Прокладывая себе дорогу стихийно и в то же время как объективная необходимость, данный закон определяет динамику разделения Т. на его различные виды (физический и умственный, промышленный и сельскохозяйственный, квалифицированный и неквалифицированный, исполнительский и управленческий и др.) и одновременно - основу деления общества на социальные группы занятых названными видами Т. и отношения между группами в зависимости от их социального статуса и престижа Т. С законом разделения Т. связан закон перемены Т., возникший в процессе замены мануфактурного производства машинным, когда возникла необходимость формирования гибкой, универсальной, многосторонне развитой рабочей силы, способной к перманентному обучению и переобучению в ходе изменения производственных процессов. Непреложное требование закона перемены Т. - ускоряющаяся подвижность трудовых функций. Объективным законом, влияющим через отношения субъектов собственности на взаимодействие законов разделения и перемены Т., выступает закон конкуренции, принуждающий капитал, по выражению Маркса, напрягать производительные силы Т., потому что он напрягал их раньше. Ареной закона конкуренции становится все общественное производство в процессе его перманентной революционизации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Министерство образования России

Дальневосточный Государственный Технический Университет

Институт экономики и управления

Реферат

Тема: Труд и трудовая деятельность людей. Экономика труда

Выполнил: студентка

группы У-220

Шатина Любовь

Проверил: старший

преподаватель кафедры

экономической теории

Чиповская И. С.

Владивосток, 2002

Введение…………………………………………………………………….……3

1. Основные понятия о труде.………………………..…………………...4

2. Виды и границы разделения труда...…………………………………...6

3. Условия труда……………………………………………………………9

4. Предмет экономики труда……………………………………………...12

5. Связь экономики труда с другими науками…………………………..16

4. Заключение………………………………………………………………20

5. Список литературы……………………………………………………...21

Введение

Труд - это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуще­ствляемый и (или) управляемый человеком, либо по принуж­дению (административному, экономическому), либо по внут­реннему побуждению, либо по тому и другому.

Трудовая деятельность людей предполагает их организацию. Под организациейтруда - установление связей и отношений участников производства, обеспечивающих достижение его це­лей на основе наиболее эффективного использования коллектив­ного труда.

Экономика труда как наука изучает закономерности общественной организации труда в связи с его технической организацией и проявление эконо­мических законов в области общественной органи­зации труда.

1. Основные понятия о труде

Труд играет огромную роль в развитии человеческого обще­ства и человека. По утверждению Ф. Энгельса, труд создал самого человека. Исключительное и многостороннее значение труда непреходяще: оно обращено не только в далекое прошлое человечества, его истинная природа и роль с особой силой рас­крываются при социализме с освобождением труда от эксплу­атации и ещё в большей степени проявятся при коммунизме, когда труд станет первой жизненной потребностью каждого человека.

Труд представляет собой целесообразную деятельность чело­века по созданию материальных и духовных благ, необходимых для его жизни.Природа дает для этого исходный материал, который в процессе труда превращается в пригодное для удов­летворения потребностей людей благо. Для такого преобразова­ния веществ природы человек создает и употребляет орудия труда, определяет способ их действия.

В конкретной трудовой деятельности выражается отношение людей к природе, степень господства их над силами природы. Необходимо различать труд как созидатель материальных благ и общественную форму труда.

В процессе производства люди по необходимости вступают в определенные отношения не только с природой, но и друг с другом. Отношения между людьми, которые складываются по поводу их участия в общественном труде, и представляют собой общественнуюформу труда.

Целесообразная планомерная трудовая деятельность людей предполагает их организацию. Под организациейтруда в общем виде понимают установление рациональных связей и отношений участников производства, обеспечивающих достижение его це­лей на основе наиболее эффективного использования коллектив­ного труда. Причем те связи и отношения, которые склады­ваются между участниками производства под воздействием техники и технологии, выражают собой техническую сторону организации труда. Труд организуется и разделяется различно, в зависимости от того, какими орудиями он располагает.

Те связи и отношения участников производства, которые обу­словлены совместным участием и общественном труде, выра­жают социальную сторону организации труда. Отношения между людьми в процессе труда или общественное устройство труда определяются господствующими производственным отно­шениями.

Общественная форма организации труда не существует вне отношении человека к природе, вне определенных техниче­ских условий труда. Вместе с тем и техническая организация труда испытывает на себе решающее влияние общественных условий.

Техническая организация труда и общественная его форма в реальной действительности тесно связаны и взаимообуслов­лены и представляют отдельные стороны единого целого. Лишь в теоретическом анализе их можно выделить и рассматривать порознь, учитывая некоторую специфику их самостоятельного развития.

2. Виды и границы разделения труда

Экономические системы основаны на разделении труда, т. е. на относительном разграничении видов деятельности. В той или иной форме разделение труда существует на всех уров­нях: от мирового хозяйства до рабочего места. Разграничение видов деятельности в экономике страны осуществляется по группам отраслей: сельское и лесное хозяйство, добывающая промышленность, строительство, обрабатывающая промышленность, транспорт, связь, торговля и т. д. Дальнейшая дифференциация происходит по отдельным отраслям и подотраслям. Так, в обрабатывающей промышленности выделяется машиностроение, которое, в свою очередь, структуризируется по видам изготовляемых машин, приборов и аппаратов. Современные предприятия могут быть как диверсифицированными, т. е. выпускать широкий спектр продукции, так и специализированными на отдельных изделиях или услугах. Крупные предприятия имеют сложную структуру, характеризующуюся разделением труда между производственными подразделениями и группами персонала.

По выполняемым функциям обычно выделяют четыре основные группы персонала: руководители, специалисты (инженеры, экономисты, юристы и т. д.), рабочие и ученики.

Основными видами разделения труда на предприятии являются: функциональное, технологическое, и предметное .

Технологическое разделение труда обусловлено выделением стадий производственного процесса и видов работ. В соответствии с особенностями технологии могут создаваться цеха и участки предприятия (литейные, штамповочные, сварочные и др.).

Предметное разделение труда предполагает специализацию производственных подразделений и сотрудников на изготовлении определенных видов продукции (изделия, узлы, детали).

Исходя из функционального, технологического и предметного разделения труда формируются профессии и уровни квалификации.

Профессия характеризуется знаниями и навыками, необ­ходимыми для выполнения определенного вида работ. Состав профессий определяется объектами производства и технологи­ей. В результате технического прогресса происходит постоян­ное изменение перечня и структуры профессий. За последние 20-30 лет наибольшее влияние на профессиональную струк­туру персонала оказало применение компьютерной техники и новых физико-химических методов обработки.

Квалификационное разделение труда определяется раз­личием работ по их сложности. Это, в свою очередь, обуслов­ливает и разные сроки подготовки персонала к выполнению соответствующих функций. Сложность выполняемых работ яв­ляется важнейшим фактором дифференциации оплаты труда. Для количественной оценки квалификации персонала обычно используются разряды единой тарифной сетки, включающей в различных странах 17-25 разрядов.

Профессии и группы квалификации можно рассматривать как виды разделения труда (профессиональное и квалифика­ционное).

Выбор форм разделения труда определяется прежде всего типом производства. Чем ближе производство к массовому, тем больше возможностей для специализаций оборудования и персо­нала на выполнение отдельных видов работ. При выборе наибо­лее эффективного уровня дифференциации производственного процесса должны учитываться технические, психологические, социальные и экономические границы разделения труда .

Технические границы обусловлены возможностями обору­дования, инструмента, приспособлений, требованиями к по­требительским качествам продукции.

Психологические границы определяются возможностями человеческого организма, требованиями сохранения здоровья и работоспособности. Необходимость учета психофизиологических границ связана с тем, что высокая степень специализации вызывает монотонность труда, которая приводит к неблагоприятным последствиям для работающих. В результате исследований установлено, что длительность многократно повторяющихся элементов работ не должна быть меньше 45 с; работу необходимо спроектировать так, чтобы обеспечивалось участие не менее пяти-шести групп мышц человека.

Социальные границы обусловлены требованиями к содержанию труда, его необходимому разнообразию, возможностям развития профессиональных знаний и навыков.

Экономические границы характеризуют влияние разделения труда на экономические результаты производства, в частности, на суммарные затраты трудовых и материальных ресурсов.

Разделение труда предполагает, его кооперацию . Она осуществляется на всех уровнях: от рабочего места, где могут трудиться несколько работников, до экономики страны и мирового хозяйства в целом. На предприятии наиболее существенные проблемы кооперации труда связаны с организацией бригад .

По отношению к режиму работы бригады могут быть смешанными и сквозными (суточными) .

В зависимости от профессионально-квалификационного состава различают специализированные и комплексные бригады. В первом случае объединяются работники одной профессии (токари, слесари и т. д.); во втором - разных профессий и уровней квалификации. Комплексные бригады обеспечивают больше возможностей для развития каждого работника. Kaк правило, этот вид бригад обеспечивает и лучшие экономические показатели.

3. Условия труда

Условиями труда называются характеристики производ­ственного процесса и производственной среды, воздействую­щие на сотрудника предприятия.

Характеристики производственного процесса определяются применяемым оборудованием, предметами и продуктами тру­да, технологией, системой обслуживания рабочих мест.

Производственная среда прежде всего характеризуется са­нитарно-гигиеническими условиями труда (температура, шум, освещенность, запыленность, загазованность, вибрация и т. д.), безопасностью трудовой деятельности, режимом труда и отдыха, а также взаимоотношениями между сотрудниками предприятия.

Таким образом, условия труда могут рассматриваться в технических, организационных, психофизиологических, соци­альных, правовых и других аспектах.

Проектирование условий труда должно осуществляться с учетом различий сотрудников предприятия по полу, возрас­ту, состоянию здоровья, квалификации, психологическим и социальным характеристикам. Разработаны системы рекомен­даций и нормативных материалов различной степени общности и обязательности (рекомендации Международной организации труда, общегосударственные, отраслевые, региональные, за­водские нормы), которые должны использоваться при проек­тировании условий труда.

В частности, необходимо учитывать ограничения по учас­тию женщин в ряде производств с вредными условиями труда (металлургические, химические, горно-рудные предприятия), по максимальной массе перемещаемых грузов (для мужчин и женщин), по допустимым уровням радиоактивности, запылен­ности, загазованности, шума, вибрации и т. д.

Основными директивными документами, регламентирую­щими условия труда, являются санитарные нормы проектиро­вания предприятий, строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТы, требования техники безопасности и охраны труда.

В санитарных нормах проектирования промышленных пред­приятий установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) содержания вредных веществ в рабочей зоне. Для обес­печения нормальных условий труда необходимо совершенство­вание технологии, герметизация и автоматизация оборудова­ния, вентиляция производственных помещений.

Интенсивность труда характеризует количество труда, затрачиваемого в единицу рабочего времени, и является важнейшей компонентой тяжести труда, определяющей суммарное воздействие всех факторов трудового процесса на организм работающих. Соотношение понятий интенсивности и тяжести труда является предметом дискуссий.

К основным факторам, влияющим на интенсивность труда, относятся:

Степень занятости работника в течение рабочего дня;

Темп труда, т. е. количество рабочих движений в единицу времени;

Усилия, необходимые при выполнении работы, которые зависят от массы перемещаемых предметов, особенностей оборудования, организации труда;

Количество обслуживаемых объектов (станков, рабочих мест и т. д.);

Размеры предметов труда;

Величина партий заготовок;

Специализация рабочего места;

Санитарно-гигиенические условия труда;

Формы взаимоотношений в производственных коллективах.

Измерение интенсивности и тяжести труда представляет весьма сложную проблему, которая до сих пор не имеет удовлетворительного решения.

Методы оценки интенсивности и тяжести труда учитывают:

· затраты энергии работников;

· темп работы;

· мнения работников о степени утомления;

· психофизиологические характеристики утомления.

Эти показатели должны применяться с учетом особенностей анализируемой работы. В частности, измерение затрат энергии и темпа работы нельзя использовать для оценки интенсивности умственного труда. При анализе тяжести труда целесообразно ис ходить из степени утомления работников, оцениваемой как субъективно (на основе опросов персонала), так, и объективно (на основе анализа психофизиологических характеристик). Необходимо учитывать также факторы, влияние которых проявляется не сразу (радиоактивное излучение, канцерогены и т. п.).

4. Предмет экономики труда

Экономика труда как наука изучает не отношения человека к природе сами по себе, не материально-вещественную сторону конкретного труда, а закономерности общественной организации труда в связи с его технической организацией.

На каждой ступени развития человеческого общества созда­ется своя специфическая общественная форма труда. Хотя обще­ственная организация труда изменяется под воздействием соци­альных условий, в ней можно обнаружить некоторые постоянные общие элементы, обусловленные самой природой человеческого труда.

Для того чтобы процесс труда мог совершаться, необходимо соединить рабочую силу со средствами труда. Способы соеди­нения рабочей силы со средствами труда меняются под воздей­ствием производственных отношений. Но как бы эти способы ни изменялись, привлечение, людей к труду остается совершенно необходимым элементом организации общественного труда.

Для того чтобы производить материальные блага, люди всту­пают в определенные общественно-трудовые связи. Эти связи (разделение, кооперация труда, трудовая дисциплина и т. д.) осуществляются своими особыми методами в каждой социально-экономической формации, но как бы ни менялись эти методы, всегда сохраняется необходимость во взаимном сотрудничестве людей в той или иной форме.

Для того чтобы производство, в основе которого лежит труд, могло совершаться постоянно, необходимо непрерывное воспро­изводство рабочей силы. Речь здесь идет как о воспроизводстве отдельного работника - носителя рабочей силы, так и о вос­производстве коллективной рабочей силы, С этим связаны и определенный характер, и формы распределения общественного продукта. Как бы ни изменялись формы и методы воспроиз­водства рабочей силы и распределения общественного продукта, они постоянно остаются моментом общественной организации труда. Каждая социально-экономическая формация характери­зуется своими методами осуществления этих требований обще­ственной организации труда, а сами эти методы определяются действием объективных экономических законов.

Таким образом, экономика труда изучает проявление эконо­мических законов в области общественной органи­зации труда, распределения общественного продукта, воспро­изводства рабочей силы и определяет методы их использования в практической деятельности для обеспечения неуклонного роста производительности общественного труда с целью повы­шения уровня жизни трудящихся и всестороннего развития человека.

Выделение экономики труда в самостоятельную научную ди­сциплину обусловлено потребностями теории и хозяйственной практики. Ведение хозяйства невозможно без познания и использования законов, определяющих научно обо­снованную организацию н планирование труда как в масштабе народного хозяйства, так н на отдельном предприятии. Эконо­мика труда призвана теоретически обобщать явления и про­цессы в области общественного труда и вооружать практику научными методами использования экономических законов и преимуществ социализма в конкретных условиях хозяйственной деятельности.

Экономика труда изучает вопросы общественной орга­низации труда как особое явление в системе единого сложного общественного организма. Поэтому исследуемые экономикой труда закономерности могут быть поняты только в связи с по­знанием общего механизма действия законов общественного производства, который раскрывается политической экономней. Именно политическая экономия даст наиболее обобщенное и полное понимание экономических закономерностей. Вместе с тем обособленное исследование вопросов обществен­ной организации труда помогает глубже познать связи и зако­номерности общественного производства в целом.

Методологической основой экономики труда как науки является диалектический материализм. Это означает, что все изучаемые явления и процессы в области общественной органи­зации труда должны рассматриваться исторически, т. е. в раз­витии, с учетом изменяющихся общественно-производственных условии. Такой подход прежде всего позволяет правильно уста­новить существенные различия в организации труда, определить преимущества в этой области.

Рассматривая общественную организацию труда в развитии, легко обнаружить остатки прошлого, черты настоящего и ростки будущего. Исторический подход к изучению развития форм труда предполагает учет особенностей в орга­низации труда. Только при этом условии возможно понять и объяснить историческую обуслов­ленность отдельных явлений в области общественной организа­ции труда.

Вместе с тем изучение процессов, происходящих в области общественной организации труда, не может проходить вне учета и связи с другими явлениями и процессами экономической жизни. Так, например, изменения в разделении труда нельзя понять вне связи с развитием техники и организации произ­водства.

Все это позволяет правильно оценивать те или иные явле­ния и делать обоснованные выводи для практической деятель­ности на будущее.

Эти методологические требования научного исследования осуществляются с помощью ряда средств и методов, которые являются общими для экономических наук. К ним можно от­нести методы качественного и количественного анализа, сравни­тельного анализа и оценки, балансовый метод. В последнее время начинает всё шире применяться экспериментальный ме­тод, позволяющий на ограниченном круге хозяйственных объек­тов проверить правильность тех или иных теоретических выво­дов и научных рекомендаций.

5. Связь экономики труда с другими науками

В силу своего важного значения и многосторонности труд изучается многими науками. Разумеется, каждая из них имеет спой специфический предмет изучения. Все науки о труде могут быть с известной степенью условности классифицированы сле­дующим образом: социально-экономические - экономика труда, социология труда, статистика труда, нормирование труда; био­логические - физиология труда, гигиена труда, психология труда; правовые - трудовое право, охрана труда.

Между экономикой труда и названными науками существует определенная связь, в основе которой лежит единый объект изучения - труд.

Социология труда рассматривает процесс труда в его вза­имосвязи с социальными условиями и факторами. Трудовая деятельность работников, их производственная активность зави­сит не только от конкретных производственно-технических усло­вий, но и во многом от взаимоотношений членов производствен­ного коллектива, руководителей и подчиненных, и ряда других факторов, лежащих вне производственно-технических отношений. Учет этих факторов является необходимым условием пра­вильной организации труда и постепенного его превращения в первую жизненную потребность.

В своих исследованиях экономика труда широко использует статистические данные, характеризующие массовые явления и процессы в области общественной организации труда, а также статистические приемы и способы исследования экономических явлений: группировки, средние, индексы и т. п. Понятно, что и сама статистика труда использует выводы экономики труда о закономерностях развития общественной организации труда. Тесная взаимосвязь этих наук особенно наглядно обнаружи­вается при планировании труда. В этом случае статистические группировки отчетных данных широко используются в плани­ровании производительности труда, численности работающих, заработной платы и т. п. В свою очередь, разработанные эко­номикой труда показатели задании плана по труду определяют и круг соответствующих показателей статистической отчетности по труду.

Экономика труда тесно связана с нормированием труда как научной дисциплиной и практической деятельностью. Объективная необходимость нормирования труда вытекает из потреб­ностей социалистического планового хозяйства и обусловлена требованиями организации труда и социалистическим принци­пом оплаты по количеству и качеству труда. Нормы труда явля­ются исходной базой при планировании производительности труда, численности работающих, совершенствовании форм орга­низации труда на предприятии, а также при определении меры вознаграждения за труд. Вместе с тем и работники нормирова­ния при установлении норм труда и вознаграждения опираются на выводы экономики труда, определяющие экономическую обоснованность и целесообразность мероприятий по нормирова­нию.

Несмотря на решающее значение социально-экономического фактора в организации труда, нельзя недооценивать биологи­ческую, естественную сторону трудовой деятельности н ее роль в организации труда. Процесс труда, взятый как психофизиоло­гический процесс воздействия на силы природы, изучается се­рией биологических наук: гигиеной, физиологией, психологией. Эти науки вооружают экономиста естественнонаучными мето­дами оценки и совершенствования организации труда и трудового процесса. Естественно, что и сами они согласуют свои выводы и предложения с требованиями экономики труда.

Особое место занимают правовые мероприятия, объединяе­мые общим термином «охрана труда». Они направлены на обеспечение нормальной и безопасной обстановки в процессе труда. Соблюдение норм и требований охраны труда и техники безопасности, определяемых специальными государственными органами, является обязательным условием правильной орга­низации и повышения эффективности труда.

Все названные общественные и естественные науки изучают отдельные стороны труда. Экономика труда синтезирует и использует выводы этих наук для выработки конкретных мето­дов хозяйственной политики к области труда.

Экономика труда тесно связана с рядом экономических наук. Общее у экономики труда и этих наук - общий объект изучения - расширенное воспроизводство и единая теоретическая основа - политическая экономия. Функци­ональные и отраслевые экономические науки также занимаются вопросами труда, но лишь в связи с главными вопросами своих наук.

Экономика труда, используя и обобщая опыт отдельных отраслей народного хозяйства, раскрывает общие моменты и своеобразие механизма действия и формы проявления законо­мерностей общественной организации труда. В планомерно орга­низованном хозяйстве должен быть единый методологический подход при решении вопросов труда, который и вырабатывается на основе научных и практических рекомендаций экономики труда. Однако экономика труда не только «обслуживает» другие экономические науки в своей специфической области, но и сама пользуется их выводами. Так, например, при планировании труда пользуются общими методологическими рекомендациями, которые устанавливает такая наука, как планирование народ­ного хозяйства.

Чрезвычайно важно при изучении проблем труда использо­вать выводы наук, определяющих пути технического прогресса в народном хозяйстве. Только хорошо представляя себе основ­ные тенденции в развитии техники производства, предвидя и правильно оценивая перспективы технического прогресса, можно найти верное решение важнейших вопросов труда (производи­тельности труда, организации труда и заработной платы, под­готовки квалифицированных кадров).

Таким образом, изучение общих закономерностей обществен­ной организации труда и разработка научных рекомендаций по проблемам труда не могут быть успешными на базе одной эко­номики труда. Для этого требуются широкие универсальные знания, ибо труд - чрезвычайно сложное многогранное явление, труд неотделим от человека, а проблема человека в обществе - важнейшая и центральная проблема как социальных, так и естественных наук.

Заключение

Теперь, зная, что такое труд, какие бывают виды труда, что изучает экономика труда, какую связь она имеет с другими науками, можно определить какое место в жизни одного человека и всего государства занимает экономика труда.

Главная задача «Экономики труда» - познание эконо­мических законов, определяющих развитие организации труда. Экономические законы, которые организуют труд миллионов трудящихся, сознательно применяются государством. Из экономической политики государства, творческого опыта трудящихся экономика труда черпает богатейшие материалы для своих ис­следований и научных разработок. Вместе с тем экономика труда как наука вооружает практику научно обоснованными рекомендациями по совершенствованию организации и повыше­нию эффективности общественного труда. Огромное идейно-те­оретическое и практическое значение имеют решения, которые обобщают трудовые успехи народа и определяют задачи и пути соци­ального и экономического развития страны.

Одной из важнейших задач экономики труда является выяв­ление и показ преимуществ организации труда, с целью наилучшего использо­вания этих преимуществ.

Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, то оно существенно зависит от доли творче­ства в данном виде деятельности, ее целей, условий осуще­ствления, а также от индивидуальных особенностей человека. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию и обществу.

Список литературы:

1) Автоматов В.С. Модуль человека в экономической науке 1998.

2) Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.

3) Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. М., 1994.

4) Самуэльсон П. Экономика. М., 1989.

5) Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., 1997.

6) Милль ДЖ. С. Основы политической экономики. М. 1980.

7) Управление персоналом организации: Учебник под редакцией А.Я. Кибанова. М., 1997.

8) Гусев А.А. Экономические и математические методы.

9) Бобков В. Качество жизни. // Человек и труд. 1996.

10) Шмидт П. Человек и труд. 1993.

11) Экономика труда. Под ред. Н. А. Иванова и

Г. И. Мечковского. Учебное пособие для вузов. М. 1976.



Поделиться