Тренинг познание себя и других. Психологический тренинг для педагогов «Я познаю себя

50 упражнений, чтобы научиться отказывать Брекар Франс

Упражнение 46 Познай себя

Упражнение 46

Познай себя

Благодаря упражнениям, представленным в этой книге, вы разобрались в том, как взаимодействуете с другими людьми. Но очень важно ясно понять, кем же являемся мы сами, что мы любим, а что не любим. Тогда мы будем правдивы в своих ответах.

Заполните приведенную ниже таблицу.

Комментарий

Эта таблица показывает, разумеется, далеко не полно, одну из сторон вашей личности. С ее помощью вы можете узнать, на что вы не готовы, если это касается досуга или дружбы. Зная, кто вы есть на самом деле, вы, отвечая отказом, будете чувствовать себя увереннее.

Другая сторона вашей личности касается принципов и моральных ценностей; выполнив следующее упражнение, вы сможете прояснить их.

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

"Познай себя" Мужчине-Гефесту нужно всем сердцем принять наставление Аполлона "Познай себя". Начать можно с того, чтобы осознать, насколько много в нем черт Гефеста, и понять, что это для него означает. Ему следует разобраться, насколько он соответствует или не

Из книги Эмоциональный интеллект автора Гоулман Дэниел

Глава 4 ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ Один воинственный самурай, говорится в старинной японской сказке, как-то раз потребовал от учителя дзэн, чтобы тот объяснил ему, что такое рай и ад. Но монах презрительно ответил: «Ты всего лишь неотесанный мужлан, я не могу попусту тратить время

Из книги Я привлекаю деньги - 2 автора Правдина Наталия Борисовна

Закон 3 Познай себя! Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, – вот цель разумной жизни. А. Платен Нужно, чтобы человек понял, что он – творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастия земли и что ему же принадлежит слава за

Из книги Застенчивость и как с ней бороться автора Вемъ Александр

Закон 3. Познай себя! Лучший способ достичь благосостояния – это поверить в свою Божественную природу и жить по духовным законам. Чем ближе ваше сознание к Божественному, тем меньше возможность возникновения любых проблем, в том числе и финансовых. Поверьте в свою силу, и

Из книги Секс [Учебник для школьников. Начальный уровень] автора Смилянская Александра

Глава 2 Познай себя Завтра будет тоже, что вчера «Ну вот еще! – фыркнут некоторые читатели. – Мне ли не знать самого себя!» И будут не правы. Чаще всего мы, подобно планете, вращаемся по орбите, повторяя день за днем одни и те же действия. Этот процесс не способствует

Из книги Основы самопознания автора Бенджамин Гарри

Глава восьмая, которая рассказывает о том, что на самом деле означает античная мудрость «Познай себя» У тебя бывает так, что ты откладываешь на завтра то, что тебе ужасно не хочется делать сегодня? А завтра ты откладываешь это на послезавтра и так далее? У меня тоже так

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

1 глава. Человек, познай себя В течение всей мировой истории религия всегда имела экзотерическую (внешнюю) и эзотерическую (тайную, скрытую) стороны. Религии древнего Египта, Индии, Китая, Иудеи, Персии, Аравии и т. п., - все они подтверждают эту двойную традицию, ибо так

Из книги Разум и природа автора Бейтсон Грегори

Познай себя Познай себя - этот великий принцип Сократа, столь же важный сегодня, как и в древней Греции, еще один показа­тель зрелости. Ребенок не знает себя, не знает своих способ­ностей и ограничений. Первые годы жизни он постоянно получает синяки, кровоподтеки и иногда

Из книги Счастье без границ. Поиски настоящего смысла жизни. Беседы с теми, кто его нашел автора Блект Рами

Из книги Как добиваться своего с помощью НЛП. 49 простых правил автора Бергер Ева

Познай себя, и ты познаешь мир В данном контексте подразумевается свое Высшее трансцендентное Я. На этом уровне человек понимает, что знания открываются изнутри и спускаются через Учителей.Для того чтобы это произошло, нужно смирение, уважение своих Учителей, служение

Из книги Все виды манипуляций и методы их обезвреживания автора Большакова Лариса

Познай себя! Начнем с небольшого забавного мини-теста. Ответь на один вопрос очень быстро и не задумываясь: кто ты? Охарактеризуй себя десятью словами, которые первыми придут тебе в голову. Когда в вашем списке наберется десять определений, обратите особое внимание на

Из книги Как лучше узнать себя [сборник] автора Гусман Делия Стейнберг

«Познай себя» Как утверждали древнегреческие философы: «Познай себя – и ты познаешь космос и богов».Мы часто действуем по шаблону просто потому, что много раз проходили по этому пути. Для того чтобы разорвать порочный круг, могут понадобиться тренировки. Представьте

Из книги Книга о вкусных и здоровых отношениях [Как приготовить дружбу, любовь и взаимопонимание] автора Маттео Майкл

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

Познай себя «Познай себя» – так часто формулируется способ обретения смысла жизни. Эта фраза уходит корнями в Древнюю Грецию. Нет лучше способа познать себя, чем самоанализ.Жизнь – это бесконечная череда вопросов и ответов. Каждому из нас крайне важно отыскать верные

Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.

Тренинг «Познай себя. Приобрети уверенность во взаимоотношениях с другими» (для подростков) Пояснительная запискаДля большинства подростков, испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками, характерно отсутствие знаний о себе, о том, как он общается с другими,

Из книги автора

Познай себя Чтобы помочь человеку, который значительно отличается от нас, мы должны прежде всего осознать собственные установки, ценности и поведение. Понимание и приятие своих культурных и социальных истоков – первый важный шаг на пути к пониманию тех, кто живет и

Елизавета Строкина
Занятие «Познай себя». Тренинг для педагогов, психологов и социальных работников

Задачи :

1. Создание благоприятного социального психологического климата .

2. Углубление процесса самопознания .

3. Познание себя при помощи группы .

4. Получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных мотивов.

Ресурсное обеспечение : коробка с бусинками, цветные карандаши, краски, магнитофон.

Методы реализации : микро-лекция, релаксация с элементами арттерапии, проблемные упражнения, упражнение – размышления.

Вводная часть.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Подари бусинку» .

Психолог предлагает участникам взять из коробки по одной или две бусинки и подарить тому, кому они захотят, но обязательно со словами : «Я дарю тебе бусинку потому, что ты самый…» .

Тем педагогам , которым ничего не осталось, дарит психолог , обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого, которому он делает подарок.

Упражнение «Заключение контракта» .

Ознакомление с темой тренинга , его целями, режимом работы .

Выработка правил группы производится с помощью мозгового штурма, следует записать все выбранные правила на листе ватмана.

Говорить от своего лица.

Говорить о происходящем здесь и сейчас.

Избегать оценок.

Все активны.

Слушать, не перебивая.

Конфиденциальность.

Право на личное мнение.

Ко всем обращаться по имени.

Точность начала и конца занятия .

Информационный блок

Психолог . Что мы считаем неуверенной в себе личностью? Особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности такой человек стремиться избегать любых форм личного самопроявления (боится, испытывает чувство вины или страха; не имеет определенных навыков, любое проявление не имеет смысла в рамках его системы ценностей и представлений).

Существуют также вполне очевидные и простые наблюдения для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей. Уверенные в себе люди говорят громко, но не кричат. Часто смотрят в глаза собеседнику, всегда выдерживают определенную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. Уверенные в себе люди говорят открыто о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «Я» , не бояться выражения личного мнения. От уверенных в себе людей редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения. Все претензии к окружающим они высказывают от собственного лица. Человек не рождается уверенным в себе. Уверенность в себе формируется в взаимодействии с социальным окружением .

Сегодня у нас занятие , тема которого «Познай себя » . Мы будем исследовать – познавать себя . Узнаем, как стать уверенными, преодолеем неуверенность. Уверенное поведение – оптимальный способ обоснования своей позиции.

Основная часть.

Упражнение «Я и мое восприятие» .

А. Одному из участников предлагается рассадить всех остальных по цвету глаз : от светлоглазых до темноглазых. В ходе выполнения задания никто не имеет права корректировать его мнение.

После того, как задание выполнено, кому-нибудь предлагается скорректировать полученную комбинацию по- своему и т. д.

Б. Одному из участников предлагается пересадить всех в соответствии с тембром голоса. Каждый участник произносит свое имя. Послушав голоса, водящий должен рассадить всех по голосам – от самого высокого до самого низкого. Другой участник корректирует расстановку участников по тембру голоса. И так, всем очевидно, что каждый слышит по- своему. Таким образом, демонстрируется индивидуальность не только зрительного, но и слухового восприятия.

В. Далее проверяется еще один канал восприятия – прикосновение. Предлагается расположить участников по теплоте рук (в качестве «эксперта» и «корректора» выбираются самые стеснительные члены группы). Первый поочередно пожимает руки в виде приветствия, а затем рассаживает всех по порядку : от «самого теплого» до «самого холодного» . Второй корректирует расположение участников в ряду.

В заключение всем предлагается пересесть на любые места, на котором им хочется сидеть в данный момент. Проводится обсуждение : как при наличии индивидуального восприятия людям удается решать проблему общения? Нужно подвести группу к принципам взаимодействия с другими людьми.

Принципы взаимодействия :

1. Каждый имеет право чувствовать. Видеть, слышать, думать по-своему.

2. Каждый обязан признать это право за окружающими.

Рефлексия :

Что такое уважение к чувствам другого человека?

Как вы считаете,почему нельзя убедить человека, что он не должен испытывать тех чувств, которые он в действительности испытывает?

Упражнение «Без маски» .

Психолог . Мы уже убедились, что в данной группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем поведать друг другу о себе без всякой предварительной подготовки. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будите по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано на вашей карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Присутствующие будут внимательно слушать вас, и, если они почувствуют фальшь в ваших словах, придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать ответить еще раз. Кто хочет первый?

Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня …

Мне очень трудно забыть, но я …

Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это …

Мне бывает скучно, когда я …

Особенно меня раздражает то, что я …

Мне особенно приятно, когда меня …

Иногда люди не понимают меня. Потому что я …

Верно, что я еще …

Думаю, что самое важное для меня …

Мои друзья редко …

Я горжусь тем, что …

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности …

У меня возникает чувство сомнения, когда …

Упражнение «Танцуй вместе со мной» .

Участники объединяются в группы по цвету бусинок. В каждой группе выбирается ведущий, который становиться впереди своей группы и показывает танцевальное движение, остальные дружно его повторяют. Затем ведущий становится в конец, а следующий участник становится ведущим, показывает свое движение, и так до тех пор, пока каждый участник не побывает в роли ведущего.

Рефлексия :

Что вы испытывали после выполнения этого упражнения?

Упражнение – релаксация с элементами арттерапии «Образ королевства» .

«Образ внутреннего мира » проводится на одном занятии тренинга развития профессионального педагогического самосознания в блоке, посвященном осознанию личностных особенностей.

Психолог . Мы – педагоги . Мы умеем общаться и взаимодействовать с детьми мы умеем строить взаимоотношения с ними и пытаемся понять их. Мы имеем навыки взаимодействия со своими коллегами и постоянно заботимся о том, чтобы результат такого взаимодействия был максимально полезным и для них и для нас.

Что помогает нам в этом? Чему мы обязаны тем, что у нас получается это взаимодействие? В чем причины того, что порой у нас возникают трудности и проблемы с детьми и коллегами?

Может быть дело в том, сто основой и важнейшим источником наших слов и поступков является наш внутренний мир ? Ведь у каждого из нас есть то загадочное ядро, наша сердцевина, скрытая от всех других людей, которое называется внутренним миром . Именно там. Во внутреннем мире , сосредоточены все наши психологические богатства , все наши возможности и все наши ограничения.

Очень важно узнать, как выглядит наш внутренний мир . Однако сделать это очень непросто. Ведь он недоступен прямому наблюдению. Какой же он – наш внутренний мир ?

Может быть, он похож на огромную страну, на территории которой есть и высокие горы, взметнувшие вершины к облакам, и моря, скрывающие в своих глубинах удивительные тайны, и леса, наполненные диковинными существами, и луга, поросшие чудесными цветами и травами. Может быть, там есть города, в которых живут люди и звери, и короли, и волшебники, и ученые, мудрецы и легкомысленные паяцы …

А может быть, наш внутренний мир просто похож на какой-то предмет? Например, на волшебный сосуд или хрустальный шар? Я может быть, это просто музыка и танец, или водопад с разноцветными струями? Давайте некоторое время посидим в тишине, и пусть появиться у каждого из вас тот образ внутреннего мира , который будет только вашим собственным и будет отражать то, каким захочет предстать веред вами ваш уникальный и единственный, но такой многоликий внутренний мир…

(Примерно минуту участники группы сидят в тишине, после чего ведущий снижает громкость музыки, а затем полностью выключает ее.)

Психолог . А теперь откройте глаза. Не делайте резких движений не торопясь, медленно смените позу. Можно потянуться.

На столах лежат листы бумаги и краски. Не разговаривая и не мешая друг другу, подойдите к столам. Попробуйте отразить в рисунках тот образ вашего внутреннего мира , который родился в процессе выполнении только что проведенного упражнения. Время на рисование пятнадцать минут.

На время рисования ведущий снова включает музыку. За минуту до конца отведенного времени ведущий просит участников завершить свои работы . Впрочем, если позволяет время, предпочтительней дать каждому завершить свой рисунок, уделив ему, столько времени, сколько участник сочтет нужным. Остальные, вернувшись со своими рисунками в круг, ожидают завершения работы своих коллег . Обсуждение рисунков не следует превращать в их интерпретацию и оценку. Лучше сразу предупредить об этом участников. Все «художники» , держа свои рисунки в руках, молча, предъявляют их другим членам группы. Ведущий просит участников выбрать среди рисунков своих коллег те, которые кажутся в чем-то похожими нм их собственные или просто созвучными по тематике, по настроению. Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить правильно ли понят образ на рисунке. По желанию участники комментируют свои рисунки и рассказывают о своих ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения – во время медитации-визуализации и во время рисования. В большой группе, видимо, не является необходимым настаивать на высказываниях всех членов группы. Пусть выскажутся те, кто посчитает это- нужным. Сам процесс выполнения описанной работы имеет больное развивающее для участников тренинга .

Заключительная часть.

Рефлексия по результатам занятия .

Упражнение «Закончи предложение» .

Во время занятия я поняла …

Самым полезным для меня было …

На занятии мне понравилось …

На следующем занятии я хотела бы …

Используемая литература :

1. Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы . Актуализация творческого потенциала – СПб; Речь,2003.

2. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям; практическая психология на каждый день – М ; Новая школа, 1993.

3. Малкина - Пых И. Г. Возрастные кризисы; Справочник практического психолога ; М; Эксмо, 2004.

4. Прутченков А. С. Тренинг личностного роста ; М; Новая школа,1993.

5. Прутченков А. С. Тренинг коммуникативных умений; М; Новая школа, 1993.

Цель: Развитие потенциальных возможностей учащихся в процессе общения, совершенствование навыков общения, необходимых для осуществления совместной интеллектуальной деятельности. Формирование ключевых компетенций(ценностно-смысловой ориентации в мире, гражданственности, самосовершенствования,

саморазвития, в общении, социального взаимодействия; познавательной деятельности, компетентности деятельности; информационных технологий.)

Исследование своих личностных качеств, своих .

Совершенствование навыков межличностного взаимодействия.

Развитие рефлексивных возможностей учащихся и навыков подачи и приема обратной связи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя образовательная школа п. Знаменский Ивантеевского района Саратовской области»

Практикум с элементами тренинга

« ПОЗНАЙ СЕБЯ»

социальный педагог- психолог

Терновенко В.Н.

Тема: «Познай себя»

Цель: Развитие потенциальных возможностей учащихся в процессе общения, совершенствование навыков общения, необходимых для осуществления совместной интеллектуальной деятельности. Формирование ключевых компетенций(ценностно-смысловой ориентации в мире, гражданственности, самосовершенствования,

саморазвития, в общении, социального взаимодействия; познавательной деятельности, компетентности деятельности; информационных технологий.)

Задачи:

Исследование своих личностных качеств, своих интеллектуальных возможностей .

Совершенствование навыков межличностного взаимодействия.

Развитие рефлексивных возможностей учащихся и навыков подачи и приема обратной связи.

Форма проведения: практикум, с элементами тренинга.

Подготовительная работа: использование ТСО(презентация),бланки, магнитофон, краски, плакат, график, бланки с именами, подарки.

Ход занятия

  1. Здравствуйте! Я рада вас видеть на нашем занятии. Вы видите, что наше занятие немного необычное. И проходить оно будет в виде игр, психогимнастических упражнений, тестирования и дискуссий.

Наше занятие направлено на познание самого себя, на исследование и развитие личностных качеств человека, на развитие рефлексивных ваших возможностей.

Для человека, нет ничего более интересного, чем люди./В.Гумбольт/

А к своей личности он испытывает повышенный интерес. Кто я? Что я?- задаем мы себе вопрос.Зачем, для кого и для чего я в этом мире, что я могу, на что я способен, как изменить себя? Такие вопросы все чаще и чаще возникают в нашей голове.

1. Упражнение « Цветопись» (2 мин) (Развитие компетентности саморазвития, самосовершенствования, личностной рефлексии)

И сегодняшнее самопознание мы начнем с упражнения

« Цветопись». Вам нужно при помощи цвета определить ваше эмоциональное состояние в данный момент

При помощи этой цветовой матрицы вы заполняете таблицу. Напротив своего имени поставьте соответствующий цветной кружок.

Стимульный материал.

Цвет

Символ настроения

Красный(к)

Восторженное, активное

Оранжевый(о)

Радостное, теплое

Желтый (ж)

Светлое. приятное.

Зеленый (з)

Спокойное, уравновешенное

Синий(с)

Грустное, печальное

Фиолетовый(ф)

Тревожное, неудовлетворенное

Черный (ч)

Унылое, упадочническое

Белый (б)

Трудно сказать.

Обработкой результатов займутся два эксперта.

  1. - Что же такое личностные качества?(2 мин )(Развитие компетенции в общении)

Это взгляды, убеждения, и такие черты характера, которые отражают отношение человека к жизни и оказывают влияние на его поведение в обществе.

Например, если ты человек сильной воли, это твоя черта характера. Если у тебя есть собственное мнение, и ты всегда поступаешь честно и этично - это твой стиль жизни.

Что же представляют собой личностные качества.

3. Результаты экспертов.

Давайте заслушаем наших экспертов, какое эмоциональное состояние в нашей группе на данный момент.

4 . Вы знаете, что бы начать общаться с человеком, нужно с ним познакомиться.

2 Упражнение « Знакомство» (5 мин).(Развитие компетенции познавательной деятельности, самосовершенствования, компетентности деятельности)

Перед вами бланки знакомства.

Обсуждение бланков ответов.

Прочитайте визитки ваших друзей. Теперь вы прекрасно понимаете,какие личностные качества вы хотите развить в себе./ Обсуждение. /

3.Эксперимент « Моя самооценка »(Компетенции сарегулирования, ценностно-смысловой ориентации в мире)

Никто не знает о нас столько дурного, как мы сами,

И никто так хорошо не думает о нас, как мы сами.

Знаете ли вы о своих достоинствах и недостатках.

Как вы думаете у вас больше положительных или отрицательных качеств?

Внимательно прочтите помещенные в рамочки слова,

Характеризующие определенные черты характера.

Заполните таблицу, поместив в первый столбик качества, характеризующие идеального человека: во второй, те качества, которыми идеальный человек обладать не должен.

Обработка результатов.

Обработка результатов и выводы:

К « 1» - заниженная,

К « 0.5» - нормальная

Обсуждение тестирования.

Давайте сделаем выводы.: Что показало тестирование.?

/Тестирование показало, что в нашей группе есть люди как с завышенной самооценкой, так и с заниженной /.

Люди с заниженной самооценкой склонны сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди чаще всего не уверены в себе, им трудно дается принятие решения. Сравнивая себя с другими, видят в себе больше недостатков, чем достоинств.

Если вы искренне отвечали и у вас идеальное «Я» мало чем отличается от вашего «Я», то у вас завышенная самооценка, т.е такие люди уверены в своей непогрешимости, с ними очень сложно взаимодействовать. так, как они не готовы « слышать других».

Жизнь- это не то. что происходит с нами, это то. что мы можем сделать с ней, Вместо того, чтобы принимать жизнь такой какая она есть, почему бы не начать жить так как хочешь ты. Начни с небольшого, но главного - измени отношения к себе.

И изменение мы начнем с нашего физического состояния.

4.Упражнение « Сохраняем силы».(Компетенции здоровьесбережения)

Делая выдох спокойно, не торопясь, сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите это 5 раз, с закрытыми глазами, встаньте и сделайте выдох,слегка потрясите руками, сбросьте все напряжение.

Что вы почувствовали?

5.Упражнение « Умей ответить НЕТ»(Компетенции здоровье сбережения, социального взаимодействия, деятельности, гражданственности, познавательной деятельности)

Вам нужно, разбиться на группы. И обыграть данные ситуации при этом одни должны убедить согласиться других. А другие должны отказаться.

1.ситуация

2.ситуация

3.Ситуация

Идет обсуждение.

Кому было трудно выполнять это, почему?

Кто из ребят был больше уверен в себе, почему вы так считаете?

Кто был не уверен?. В чем это проявлялось.

Кто был агрессивен? Как это проявилось.

Какие ощущения вызывают в вас эти три качества?/ уверенность - вызывает ощущение надежности. Агрессия-неприятие; неуверенность- жалость/ . В психологии существует алгоритм двух «ОО» , Оптимальный Отказ.(Я-сообщение,+ отказ+ аргумент + встречное предложение) Например: Мне приятно, что ты меня пригласил на вечеринку, но я не могу пойти, так как мне нужно выполнить просьбу мамы, давай я приду в следующий раз.

6 Упражнение « Комплимент»(Компетенция социального взаимодействия, общения)

Умение увидеть и развить в себе сильную сторону возможно только через доброжелательные взаимоотношения. И сейчас мы попробуем проверить насколько вы можете видеть хорошее,друг в друге.

Посмотрите внимательно на рядом сидящего друга и скажите какая черта характера, привычка вам нравится в этом человеке, при этом подарите подарок с пожеланием, если он есть, а сидящий должен поблагодарить и так по кругу.

7.Проектный рисунок(Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, самопознание. самосовершенствование)

Перед вами плакат, вам нужно молча при помощи краски и кисти вылить ваше эмоциональное состояние нарисовав картину. После чего вы подходите и отмечаете цветными фишками свое состояние у экспертов.

7. Рефлексия.

Вот и закончилось наше занятие.

Расскажите о своих впечатлениях, (понравилось вам занятие?)

Какая работа вам понравилась больше всего, Почему, именно этот момент?

В чем была трудность.

Что вы для себя открыли нового?

Что ощущаете вы сейчас. Какими чувствами вы наполнены?

(Если устали- то вы не раскрылись, если вам хорошо-то для вас одного занятия достаточно, все зависит от вашего желания познать себя)

Спасибо за работу! Чтобы познать мир, надо сначала познать себя, дерзайте и будьте счастливы!

Приложение к тренингу.

  1. Работа для экспертов.

Упражнение « Цветопись»

Обработка результатов. Каждый цветовой показатель имеет свое цифровое обозначение:

Красный – +3; оранжевый-+2; желтый-+1; зеленый-0; синий -минус 1; фиолетовый -минус2; черный – минус 3, белый не принимается в вычислениях. Строится график эмоционального состояния. На начало занятия и конец занятия.

Приложение №2

Заполните таблицу, поместив в первый столбик качества, характеризующие идеального человека: во второй, те качества, которыми идеальный человек обладать не должен

Из первых и вторых столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми тебе кажется, обладаешь ты.

Обработка результатов.

Из первых и вторых столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми тебе кажется, обладаешь ты.

Число положительных черт, которыми ты себя наделил, подели на число слов, помещенных в столбце № 1.

Если результат близок к « единице» , скорее всего, ты себя переоцениваешь.

Если результат близок к « нулю» - это свидетельство недооценки и повышенной самокритичности.

При результате, близким к « 0, 5» , ты можешь сделать вывод, что у тебя нормальная самооценка.

Аналогично сравни отрицательные качества со столбцом №2 .

Результат, близкий к « 0»- завышенная самооценка,

К « 1» - заниженная, -к « 0.5» - нормальная

Упражнение « Умей ответить « Нет»

1.ситуация .Тебе предлагают сбежать с урока, погулять с друзьями, но у тебя другие планы.

2.ситуация Твои друзья просят тебя выпить пива, поддержать их.

3.Ситуация . Незнакомые тебе люди просят тебя помочь им показать дорогу, приглашая тебя сесть в машину, вам не хочется выглядеть невежливым, но вы опасаетесь.


Интерактивное занятие «Познай себя»

Цель: помочь учащимся лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, формирование позитивного самоотношения.

1. Расширение знаний, представлений подростков о себе.

2. Формирование способности адекватно оценить себя на основе внутренней системы ценностей, взглядов.

3. Формирование уверенности в себе, ощущения ценности, значимости собственной личности.

4. Формирование стремления к самопознанию и саморазвитию.

Оптимальное число участников занятия - 10-15 подростков. Продолжительность занятия - от 60 до 90 минут. Занятие рассчитано на работу с подростками 13-15 лет.

Вводная часть.

Цель: знакомство, создание положительного эмоционального фона. Здравствуйте, меня зовут Ирина Валерьевна, я педагог-психолог. Я проведу с вами интерактивное занятие, направленное на самопознание, совершенствование ваших представлений о себе. Занятие проходит в группе, поэтому для начала я предлагаю определить правила, которыми мы будем руководствоваться в совместной работе. Я предлагаю следующие правила (они отражены на плакате):

1. Правило активности. В групповой работе участвуют все.

2. Правило искренности. Каждый участник искренен, что способствует установлению доверительных отношений в группе.

3. Правило равноценности. В группе все равны.

4. Правило «здесь и теперь». Обсуждению в группе подлежит только то, что происходит непосредственно в ходе тренинга.

5. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за ее пределы.

6. Правило конструктивной обратной связи. Участники договариваются не давать общую оценку личности, а говорить о поведении, описывать происходящее

7. Правило «поднятой руки».

У кого-нибудь есть дополнения? Все согласны с предложенными правилами? А теперь давайте познакомимся.

Упражнение 1. «Круги».

Цель: знакомство с участниками занятия.

Участникам предлагается на листах формата А5 нарисовать три круга, в которых указать имя, позитивное качество на первую букву имени, увлечение (хобби). По окончании задания каждый представляется.

Упражнение 2. «Пересядьте те, кто…..»

Цель – пробуждение, активизация к работе, поднятие настроения.

В кругу ведущий, количество стульев на один меньше, чем участников. Ведущий называет определенный признак, те, кто имеют этот признак, пересаживаются, ведущему в это время необходимо занять стул. Кто остается без стула, тот будет ведущим.

Упражнение 3. «Я и мой внутренний мир».

Цель: формирование представления о внутреннем мире, создание мотивации к совместной деятельности.

Как я уже сказала, наши занятия будут посвящены самопознанию. Давайте попробуем определить, что такое самопознание? Как вы себе представляете? Зачем человеку познавать себя? Ответы учащихся записываются на доске.

В психологии самопознание определяется как сложный продолжительный процесс получения человеком знаний о самом себе. А как вы думаете, какими способами можно осуществлять самопознание? Что для этого нужно? (ответы учащихся). Действительно самопознание осуществляется посредством самонаблюдения, а также общения с другими людьми, так как, сравнивая себя с ними, мы получаем больше информации о своих особенностях, своей индивидуальности. Процесс самопознания очень тесно связан с самовоспитанием и самосовершенствованием. Только познав себя, мы можем начать работу по самосовершенствованию, достижению своего идеала. В результате самопознания у нас формируется система представлений о себе, которые регулируют всю нашу жизнь: общение с другими людьми, успешность в различных видах деятельность, цели, которые мы ставим перед собой. К сожалению, часто люди не могут адекватно оценить себя, свои возможности, их самоотношение искажено. Это приводит к возникновению различных трудностей.

Упражнение 4. «Интересные вопросы».

Цель: актуализация знаний о себе, осознание своего «Я».

В центре лежат таблички, на которых написаны вопросы. Сейчас по очереди каждый будет брать по одной табличке, и отвечать на вопрос, который там написан. Только необходимо помнить, что вопросы там необычные, прежде чем отвечать подумайте, возможно, придется использовать фантазию и воображение.

1. С каким цветком вы можете себя сравнить?

2. Каким предметом мебели вы можете себя представить?

3. Каким сказочным героем вы можете себя представить?

4. Каким животным вы ассоциируетесь?

5. С каким временем года вы можете себя сравнить?

6. Каким музыкальным инструментом вы можете себя представить?

7. Какой игрушкой вы могли бы быть?

8. С каким природным явлением вы могли бы себя сравнить?

9. Если бы были киногероем, то, каким?

10. Если бы вы были деревом, то, что это было бы за дерево?

11. Если бы были напитком, то каким?

12. Если бы были транспортом, то каким?

13. Если бы были цветом, то каким?

14. С какой одеждой вы себя ассоциируете?

15. Если бы вы были едой, то какой?

Обсуждение. Легко или сложно было выполнить задание? Какие сложности возникли? Данное упражнение помогло посмотреть на себя с другой стороны, посмотреть какой я без оценки, не просто плохой или хороший, красивый или не красивый, посмотреть на ваше внутреннее Я.

Основная часть.

Упражнение 5. Психогеометрический тест.

Инструкция. Посмотрите на пять фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг. Выберите из них ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами. Какую бы фигуру Вы не поместили на первое место, это Ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры – это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию Вашего поведения. Сила их влияния убывает с увеличением порядкового номера. Однако может оказаться, что ни одна фигура Вам полностью не подходит. Тогда Вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм. Важно также значение последней фигуры - она указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности.

Квадрат

Квадрат – неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации.

Квадраты – коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Мыслительный анализ – сильная сторона Квадрата.

Квадраты скорее "вычисляют" результат, чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Идеал Квадрата – распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе "сюрпризы" и изменения привычного хода событий. Он постоянно "упорядочивает", организует людей и вещи вокруг себя. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать (и становятся!) отличными администраторами, исполнителями, но,… увы, редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами.

Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации.

Жизненные ценности : традиции, стабильность, безопасность, надежность, прошлое.

Роли : Консерватор. Надёжа и опора. Педант. Хранитель традиций. Исполнитель.

«Сильные» качества : организованность, дисциплинированность, исполнительность, пунктуальность, аккуратность, чистоплотность, законопослушность, трудолюбие, терпеливость, упорство, настойчивость, верность слову, честность, осторожность, благоразумие, рациональность, бережливость, практичность.

«Слабые» качества : косность, негибкость, инерционность, педантизм, сухость, односторонность, нерешительность, упрямство, консерватизм, сопротивление новому, боязнь риска, бедная фантазия, замкнутость, скупость, мелочность, склонность к бюрократизму.

Подходящие профессии : Бухгалтер, аналитик, заместитель директора по общим или хозяйственным вопросам, участковый инспектор милиции, руководитель в бюрократической организации, «жесткий» секретарь.

Как общаться с квадратом . Выслушивать квадрата до конца, ни в коем случае не перебивать, если вы не его начальник. Быть в глазах квадрата более компетентным, более статусным, чем он. Знать все инструкции, законы, прецеденты. Аргументировать свою позицию, лучше всего фактами и цифрами; очень хорошо использовать таблицы. Делать комплименты – достаточно откровенные, чтобы квадрат их понял (он немного тугодум), но аккуратные, без панибратства и рискованных пассажей. Нововведения предлагать маленькими порциями. Воздерживаться от эмоциональных проявлений.

Треугольник

Это форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

Они, как родственники – Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются "левополушарными" мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредотачиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного (и часто эффектного) в данных условиях решения проблемы.

Треугольник – это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле – это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решений.

Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки, можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывают, категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступят по-своему. Однако они весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главных целей, и впитывают, как губка, полезную информацию.

Треугольники – честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполн6яемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря – сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело или принять решение, Треугольник сознательно или бессознательно ставит перед собой вопрос: "А что я буду с этого иметь?". Из Треугольников получаются великолепные менеджеры на самом "высоком" уровне управления. Они прекрасно умеют представить высшему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, за версту чувствуют выгодное дело и в борьбе за него могут "столкнуть лбами" своих противников.

Главное отрицательное качество "треугольной" формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для "завравшихся" Треугольников, которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы остроту.

Жизненные ценности : власть, лидерство, карьера, статус, победа, будущее.

Роли : Лидер. Пробивной. Воин. Пророк. Герой.

«Сильные» качества : рациональность, эффективность, лидерские качества, энергичность, харизматичность, высокая работоспособность, инициативность, смелость, решительность, независимость суждений.

«Слабые» качества : властность, самоуверенность, эгоизм, категоричность, резкость, язвительность, нетерпимость к инакомыслию, безаппеляционность («или по моему, или никак»), бесчеловечность («пройдет по трупам»).

Подходящие профессии . Руководители в иерархических организациях, в том числе, и высшие, лидеры проектов, врачи-хирурги, психотерапевты «звездного» типа, в особенности гипнотизеры.

Как общаться с треугольником . Говорить только по делу, четко, уверенно, но без «наездов». Договариваться, при этом договора записывать, помнить о том, что все спорные моменты треугольник трактует в свою пользу. Мотивировать выгодой. Можно показать свою власть, но при этом следует быть готовым к «проверке на прочность». Быть готовым со стороны треугольника к шантажу, к обману «ради интересов дела», к присваиванию общих результатов.

Прямоугольник

Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и поэтому заняты поиском лучшего положения.

Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно – значимость изменений для определенного человека. Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты Прямоугольников – непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня! Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиля жизни. Если внимательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он применяет в течение всего периода одежду других форм: "треугольную", "круглую" и т. д.

Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении. Прямоугольники обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с "человеком без стержня". Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.

Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и … смелость! Прямоугольники пытаются делать то, что никогда раньше не делали; задают вопросы, на что прежде у них не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей. Ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. "Прямоугольность" - всего лишь стадия. Она пройдет!

Жизненные ценности : в зависимости от внешних обстоятельств.

Роли : Размазня. Нерешительный. Козел отпущения. Неудачник. Растяпа.

«Сильные» качества : доверчивость, открытость, чувствительность, любознательность, готовность к изменениям, высокая обучаемость, «детскость», неамбициозность.

«Слабые» качества : наивность, бесхребетность, неуверенность, нерешительность, ненадежность, психическая неустойчивость, «проблемность».

Подходящие профессии . Поскольку прямоугольник – переходная, зачастую «кризисная» фигура, то лучше всего отправить его на какое-то время в отпуск или на учебу. Идеальное занятие для прямоугольника – это учиться или отдыхать. Прямоугольник может быть хорошим экспертом или консультантом, но только в тех вопросах, где он признанный авторитет.

Как общаться с прямоугольником . Понять, в каком амплуа он сейчас выступает. Переключить его в удобное для вас состояние. Постоянно поддерживать и направлять своим вниманием и влиянием.

Круг

Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди, их благополучие. Круг – самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.

Круги – самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Круги "болеют" за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.

Во-первых, Круги, в силу их направленности, скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать "твердую" позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым.

Во-вторых, Круги не отличаются решимостью, слабы в "политических играх" и часто не могут подать себя и свою "команду" должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх! Более сильные личности, например, Треугольники. Однако в одном Круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Круг – это нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с Кругом, скорее относятся к "правополушарным" мыслителям. Правополушарное мышление – более образное, интуитивное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами, с пропуском отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой, просто формализмы у них не получают приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты их стиля мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.Можно сказать, что Круг – прирожденный психолог. Однако, чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса, Кругу не хватает "левополушарных" организационных навыков своих "линейных братьев" - Треугольника и Квадрата.

Жизненные ценности : общение, комфорт, общее благополучие, помощь людям.

Роли : Миротворец. Душка. Хранитель уюта. Домосед.

«Сильные» качества : доброжелательность, мягкость, деликатность, бесконфликтность, терпимость, коммуникабельность, доброта.

«Слабые» качества : пассивность, конформизм, подверженность влияниям, склонность к компромиссам, неаккуратность, неорганизованность, непунктуальность, нерешительность, зависимость от мнения окружающих.

Подходящие профессии . «Мягкий» секретарь, HR-менеджер, педагог, врач-терапевт, семейный психолог, священник.

Как общаться с кругом . Мягко, но настойчиво возвращать к сути дела, при этом ни в коем случае не кричать, не ругаться. Быть готовым к тому, что круг пообещает, но не сделает (ему легче согласиться с вами, а потом «как-нибудь все обойдется»).

Зигзаг

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то Вы, скорее всего истинный "правополушарный" мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные формы превосходят Вас численностью.

Итак, как и вашему ближайшему родственнику – Кругу, только еще в большей степени, Вам свойственна образованность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая последовательная дедукция – это не Ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки: от а… к… я! Поэтому многим линейным, "левополушарным" трудно понять Зигзагов. "Правополушарное" мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту.

Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот что нравится Зигзагам. В отличии от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот – заострением конфликта идей и построения новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, "снимается". Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, "открывая глаза другим" на возможность нового решения.

Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. По этой причине нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, статус-кво или люди, всегда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются. Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте.

Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Тогда Зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное назначение – генерировать новые идеи и методу работы. Зигзаги никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так реален, как мир вещей для основных.

Немалую часть жизни они проводят в этом идеальном мире, отсюда и берут начало такие черты, как непрактичность, нереалистичность и наивность. Зигзаг – самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги – неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень эспрессивны ("режут правду в глаза"), что наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

Жизненные ценности : творчество, новизна, риск, скорость, самовыражение.

Роли : Любитель эпатажа. Артист. Экстремал. Экстремист. Ветреный тип. Сердцеед.

«Сильные» качества : спонтанность, креативность, напор, остроумие, легкость на подъем.

«Слабые» качества : неуправляемость, непостоянство, непредсказуемость, несдержанность, эксцентричность, возбудимость, индивидуализм, ненадежность, бесшабашность и безбашенность.

Подходящие профессии . Креативщик, артист, свободный художник, страховой агент или продавец «на проценте».

Как общаться с зигзагом . Девиз: «Твердость, доброжелательность, бесконечное терпение». Повлиять на зигзаг практически невозможно. Иногда срабатывает прием «от противного» - предложить что-нибудь зигзагу, чтобы он захотел сделать наоборот. Главное в этом случае быстро с ним согласиться. Можно привлечь зигзага на свою сторону, восхищаясь его идеями, но это все равно ненадолго. Всегда следует быть готовым к резким сменам решений и тем разговора.

Упражнение 6.«Ладошка»

Цель: повышение самооценки, обучение учащихся умению находить в других людях положительные качества.

На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура пишет качество, которое нравиться в себе самом. Листики передаются по кругу, а остальные участники дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Листочки необходимо подписать. Когда ладошки вернуться к своему хозяину, все ребята благодарят друг друга. По окончанию можно обсудить полученные результаты, впечатления от проведения упражнения.

Заключительная часть.

Упражнение 7. «Вылепи себя»

Звучит спокойная музыка. Дается задание – взять кусочек пластилина, наиболее понравившегося цвета, сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза. Вы сегодня многое узнали о себе, открыли что-то новое, прикоснулись к своему Я. Почувствуйте сейчас себя, почувствуйте свое тело, что оно ощущает, прислушайтесь к своим эмоциям и чувствам, дайте свободу своим рукам, попытайтесь слепить образ своего Я. Пусть ваши руки сами начнут лепить, пусть это займет столько времени, сколько Вам необходимо. Вы сами почувствуете, когда получите, то что нужно.

После того как слепите, рассмотрите свое творение. Что вы чувствуете? Как эта фигурка связана с вами? О чем это в вашей жизни?

Теперь переходим к следующему этапу, если фигурка вызывает отрицательные чувства или эмоции. Необходимо преобразовать негатив в позитивные ощущения. Начинаем преобразовывать свое творение, чтобы оно вызывало положительные эмоции. Дайте волю свое фантазии, если хотите добавьте другой цвет, прилепите что-нибудь к ней, главное, чтобы фигурка дарила радость и чувство удовлетворения, чтобы она вам нравилась.

Запомните, главное в вашей фигурке не ее эстетическая и художественная значимость, а ее ценность в том, что она должна вам нравиться и вызывать положительные эмоции, будет просто отлично если вы рассмеялись! Так что не оценивайте ее с позиции художественного критика, и не в коем случае не сравнивайте с другими - это фигурка Ваша, она уникальна, и в этом ее истинная красота!

Эти подержите эти фигурки, это вы, это ваше внутреннее я, почувствуйте его, помечтайте, подумайте о хорошем, вложите в нее ваши положительные эмоции. Поставьте свое произведение на видное место и в минуты грусти, просто подойдите и полюбуйтесь им, зарядитесь его позитивной энергией.

Рефлексия.

Что узнал? Что понравилось? Что хотелось бы изменить, поменять в занятии?

С каким цветком вы можете себя сравнить?

Каким предметом мебели вы можете себя представить?

Каким сказочным героем вы можете себя представить?

Каким животным вы ассоциируетесь?

С каким временем года вы можете себя сравнить?

Каким музыкальным инструментом вы можете себя представить?

Какой игрушкой вы могли бы быть?

С каким природным явлением вы могли бы себя сравнить?

Если бы были киногероем, то каким?

Если бы вы были деревом, то, что это было бы за дерево?

Если бы были напитком, то каким?

Если бы были транспортом, то каким?

Если бы были цветом, то каким?

С какой одеждой вы себя ассоциируете?

Если бы вы были едой, то какой?



Поделиться