Рациональные мотивы в рекламе примеры. Эмоциональные и нравственные мотивы в социальной рекламе

Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Юрчак Е. В. Эмоции, мотив и цель как элементы содержания вины // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1046–1050..htm.

Аннотация. В статье анализируются подходы к содержанию вины. Автор приходит к выводу, что в содержание вины следует включать интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты. Эмоциональный компонент содержания вины составляют эмоции, мотив и цель. Приводятся точки зрения на сущность мотива и цели, характеризуется механизм возникновения преступных мотива и цели, дается их классификация. Автор подчеркивает значимость установления мотива, цели, эмоциональной характеристики соответствующих целенаправленных действий в исследовании вины в следственной и судебной практике.

Текст статьи

Юрчак Екатерина Валерьевна,Преподаватель кафедры государственноправовых дисциплин СевероЗападного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина, аспирант кафедры теориигосударства и права Университета имени О.Е. Кутафина, г. Вологда[email protected]

Эмоции, мотив и цель как элементы содержания вины

Аннотация. В статье анализируются подходы к содержанию вины. Автор приходит к выводу, что в содержание вины следует включать интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты. Эмоциональный компонент содержания вины составляют эмоции, мотив и цель.Приводятся точки зрения на сущность мотива и цели, характеризуется механизм возникновения преступных мотива и цели, дается их классификация.Автор подчеркивает значимость установления мотива, цели, эмоциональной характеристики соответствующих целенаправленных действий в исследовании вины в следственной и судебной практике. Ключевые слова:правонарушение, вина, содержание вины, эмоциональный компонент, мотив,мотивация, цель, эмоции.

Подходы к определению содержания вины в юриспруденции разнообразны и зависят от взглядов ученых на иные вопросы учения о вине.Обычно в содержание вины включают ряд психологических компонентов: либо только сознание и волю (интеллектуальный и волевой компонент вины), либо сознание, волю, мотив и цель. По мнению П.С. Дагеля, в содержание вины следует включать три компонента: интеллектуальный (познавательный), волевой и эмоциональный. В реальной жизни эти компоненты тесно связаны между собой, взаимообусловливают друг друга, являются разными сторонами единого психического отношения.Как отметил Рубинштейн С.Л., всякое действие человека исходит из тех или иныхмотивови направлено на определеннуюцель и выражает определенное отношение человекак окружающему. Поэтому мотив и цель также следует включать в содержание вины.Следует отметить подход, согласно которому в общем содержании вины выделяются отдельные его стороны. Так, выделяют психологическую, социальную и предметную стороны содержаниявины.Психические процессы, образующие психическое отношение виновного к совершенному деянию составляют психологическую сторону содержания вины. Социальные установки лица относительно ценностей общества относят к социальной стороне. Отражение в психике виновного конкретных характеристик состава совершенного деяния –к предметной стороне.По моему мнению, в содержание вины следует включать интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты.Эмоциональный компонент содержания вины составляют эмоции, мотив и цель. Эмоции играют в совершении преступления различную роль. Вопервых, они могут выступать в роли мотива совершения преступления (чувство любви, ненависти, страха, жестокости и т. д.). Вовторых, они могут быть фоном протекания интеллектуальных и волевых процессов, там самым, оказывая на них влияние. Эмоциональное состояние –это причина возникновения мотива преступления. Втретьих, они могут спровоцировать совершение преступления (аффект). На практике обязательно выясняется эмоциональная составляющая соответствующих действий или бездействия. Эмоции, по мнению законодателя, не являются существенными обстоятельствами, необходимыми для установления вины. Исключением является аффект и в некоторых случаях другие эмоциональные состояния. Но выяснение характера субъективного переживания, отношения к ситуации совершения преступления (в широком смысле слова), безусловно, значимо для оценки вины в любом случае. Хладнокровное заказное убийство или убийство сыномподростком отцаалкоголика, тиранившего семью; кража ради корысти или ради необходимости помочь больному –примеры значимости эмоционального отношения виновного для индивидуализации ответственности и наказания.Как отметил В.В. Лунеев, «только исследуя действительное хотение субъекта, можно понять его фактическое отношение к своим действиям и их возможным последствиям, то есть установить его реальную вину, не нарушая принципа субъективного вменения».Уголовноправовое понятие мотива исходит из понятия мотива, которое дается в общей психологии. Психологи, непосредственно занимающиеся исследованием мотивации поведения, в понятие «мотив» вкладывают различные явления, в связи с чем имеется несколько точек зрения на сущность мотива. Практически все психологи едины в том, что мотив как побуждение –это источник действия, порождающий действие. Но относительно того, что же является этим источником, мнения ученых расходятся. Одни считают, что мотив –это осознанные потребности субъекта, то есть нужда, которую он испытывает в той или иной ситуации. Другие, помимо потребностей, допускают существование и других побуждений (влечений, эмоций, интересов). Некоторые авторы считают, что эмоции и чувства субъекта имеют решающее значение в мотивации поведения , следовательно, мотив –это особое эмоциональное состояние лица. В психологии выделяют осознанные и неосознанные мотивы. Например, такой мотив, как ревность, может не отражаться в сознании субъекта, не формулироваться сознательно, а находиться на бессознательном уровне. Он не осознает конкретный мотив, а значит, не ставит и цель. Часто человек действует, не думая, а потом уже пытается понять мотивы, которые побудили его к действию (совершение преступления в состоянии аффекта). Также человек может не осознавать подлинные мотивы своего поведения всилу определенной психологической самозащиты, вытесняя из своего сознания нежелательные факторы, побуждающие совершить преступление. Скрытые неосознанные мотивы являются способствующими возникновению осознанных мотивов факторами. Кроме разделения мотивовна осознанные и неосознанные, в криминологической литературе существует несколько классификаций мотивов. Приведу некоторые из них. 1.Низменные, общественнонейтральные, общественнополезные .2.Политические, корыстные, насильственноэгоистические, анархическииндивидуалистические, легкомысленнобезотчетные, трусливомалодушные.3.Общественнополитические, социальноэкономические, насильственноэгоистические, легкомысленнобезответственные.Большинство противоправных деяний совершаются с несколькими мотивами. При этом один из мотивов может являться основным, доминирующим, но чаще невозможно определить, какой именно мотив подтолкнул субъекта к совершению правонарушения. Чтобы стать источником действия, мотив должен сформироваться как побуждение, характерное для определенной деятельности, в зависимости от того, как человек оценивает обстоятельства, в которых находится и как видит встающую перед ним цель. На формирование преступных мотивов оказывают влияние неблагоприятные условия формирования личности. Непосредственное влияние также оказывает внутреннее психическое состояние субъекта, которое также сильно зависит от внешних обстоятельств. Все криминальные поведенческие решения основаны на мотивационном их обосновании, но понятие мотивации шире, чем понятие мотива. В основе общей мотивационной направленности преступника лежат типовые негативные личностные особенности преступника –беспринципность, корыстолюбие, цинизм, эгоцентризм, аморальность и многие другие негативные личностные качества. Но эти негативные качества личности преступника нельзя назвать мотивами преступления. Указанные личностные качества могут лежать в основе и правомерного поведения. Однако в юридической доктрине и практике судопроизводства сформировался определенный перечень преступных мотивов. При этом понятие конкретного мотива деяния часто смешивается с понятием общей мотивационной направленности личности преступника. Выявляя мотивы определенного поведения, необходимо выяснять, на какие конкретныепреступные цели и каким образом накладываются указанные негативные качества личности. Механизм возникновения и воплощения преступного мотива может выглядеть следующим образом: 1.возникает определенная потребность, которую невозможно беспрепятственно удовлетворить в силу какихлибо внешних причин (к примеру, желание иметь определенную вещь);2.появляется стремление (мотив) выйти из создавшейся неблагоприятной ситуации;3.этот мотив взаимодействует с негативными свойствами личности человека, образуя криминальную цель (получить желаемую вещь преступным путем);4.цель достигается путем совершения общественноопасного деяния (в результате совершенного хищения лицо получило вещь во владение и пользование);5.цель достигнута, мотив воплощен (реализован).Из данной схемы видно, что цель и мотив всегда опосредованы друг другом. Таким образом, мотив противоправного поведения –это внутреннее побуждение, обусловленное эмоциональным состоянием, выражающееся в стремлении субъекта к желаемому результату (цели) путем совершения общественновредного деяния.Исходя из сказанного, можно выделить основные признаки мотива:1.он носит волевой и, чаще всего, осознанный характер;2.в основе возникновения мотива лежат потребности человека, при этом физические и материальные потребности чаще преобладают над духовными;3.мотив поведения постоянно изменяется под влиянием внутренних и внешних факторов. В юридической литературе и судебной практике часто можно встретить указание на так называемые «безмотивные преступления». К ним, как правило, относят деяния, мотивы которых не соответствуют поводу или не связаны с поведением потерпевшего.Правоприменителем используется практически закрытый перечень мотивов: корысть, месть, ревность и некоторые другие. При столкновении с совершением преступления по мотиву, который не входит в общераспространенный перечень низменных мотивов, у правоприменителя возникает мнение о безмотивности деяния. В каждом конкретном случае, когда мотив неочевиден, надо исходить из того, что он существует и может быть обнаружен при психологическом исследовании.Преступление всегда имеет мотив, независимо от того, какие обстоятельства предшествовали совершению преступления, значимые или незначимые в глазах следователя или суда. Выявление неочевидного мотива каждого конкретного преступления требует применения психологических знаний на профессиональном уровне.Можно выделитьнесколько групп случаев, когда для установления мотивов деяния используются психологические знания. 1) Когда деяние (чаще всего насильственное или нарушающее общественный порядок) связано с мотивом самореализации при ослаблении самоконтроля. Лицу при этом не требуется конкретный повод, оно действует по внутреннему сценарию, характер действий субъекта не изменяется в зависимости от поведения жертвы. Так, подросток совершает убийство лица без определенного места жительства, чтобы самоутвердиться или утвердить свое положение в компании сверстников. С первого взгляда, преступление совершено без какоголибо видимого мотива, личность жертвы не имеет значения для преступника.2) когда потребность в самореализации сочетается с уже имеющимся у субъекта опытом аналогичного безнаказанного поведения, самоконтроль утрачивается, субъект совершает противоправные действия даже в неблагоприятной ситуации; 3) когда преступление тщательно планируется, реализация преступного намерения может быть никак не связана с предшествовавшим совершению преступления поведением потерпевшего.При назначении судебнопсихологической экспертизы эксперту ставится следующий вопрос: «Каковы психологические мотивы данного преступного деяния, исходя из особенностей личности и ситуации совершения преступления?». Эксперт будет оценивать психологическую характеристику мотива, но не будет оценивать мотив с правовой или нравственной точки зрения. То, что исследуется преступное деяние, эксперт просто принимает к сведению.Цель правонарушения –это обусловленный мотивом воображаемый и желаемый результат, к достижению которого стремится лицо, совершая противоправное общественно вредное деяние. Она не возникает сама по себе, а появляется благодаря появлению мотива. Определить мотив практически сложнее, чем цель, так как мотив –это внутреннее побуждение, которое не направлено на конкретный объект, способный удовлетворить потребности субъекта. Цель указывает на то, какой результат должен быть достигнут для удовлетворения мотива.Цель формируется на стадии принятия решения о совершении преступления. При этом определяются время, место, способ, средства, необходимые и достаточные для осуществления задуманного. Цель правонарушения всегда конкретна, но действительный результат деятельности может отличаться от поставленной цели в большую или меньшую сторону, выступая как недовыполненная цель или перевыполненная цель. Выяснив соотношение первоначальной цели с фактически достигнутым результатом, можно сделать вывод о направленности умысла правонарушителя и степени его реализации. Изложенное позволяет выделить следующие признаки цели правонарушения:1.цель основана на антисоциальных и антиобщественных ценностях правонарушителя;2.цель появляется благодаря появлению мотива;3.цель основана на представлении правонарушителя о будущем вредоносном результате, является конкретной, но не всегда в полной мере реализуется субъектом. Мотив и цель являются идеологически окрашенными понятиями. Ранее действовавшее уголовное законодательство в качестве квалифицирующих признаков ряда составов указывало на такие цели, как «антисоветская агитация», «ослабление Советской власти». Используемые в современном праве мотивы, такие как, например, «личный интерес», «личная заинтересованность», «низменные побуждения», также являются расплывчатыми, общими, что влечет опасность их слишком широкого толкования. В исследовании вины в следственной и судебной практике обязательно установление мотива, цели, наличия волевого компонента, эмоциональной характеристики соответствующих целенаправленных действий. Не выяснив мотивов и целей совершения правонарушения, невозможно определить направленность умысла, причины его возникновения, является ли он заранее обдуманным или внезапно возникшим. В ряде случае отсутствие определенного мотива или цели влечет отсутствие состава правонарушения в целом. Эмоциональное состояние, мотив и цель в совокупности являются составляющими причины противоправного поведения.

Ссылки на источники1.Дагель П.С., Котов Д.П. Субъективная сторона преступления и ее установление. Воронеж: издательство Воронежского университета, 1974. С. 4041.2.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.М., 1946. С. 14.3.Паньков В.И. Основные теоретические характеристики вины в уголовном мире // ИзвестияРоссийскогогосударственногопедагогическогоуниверситетаим.А.И.Герцена. 2008. №631. С. 249255.4.Ситковская О.Д. Уголовный кодекс Российской Федерации: психологический комментарий. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 31.5.Лунеев В.В. Субъективное вменение. М., 2000. С. 63. 6.Краткий философский словарь // под ред. Алексеева А.П. 2е изд.. М., 2004. С. 435. 7.См., например, Чхартишвили Ш.Ш. Место потребности и воли в психологии личности // Вопросы психологии. 1952. № 2. С. 116.8.См., например, Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 564.9.См., например, Харазишвили Б.В. Вопросы мотива поведения преступника в советском праве. Тбилиси, 1963. С. 44.10.Дагель П.С. Проблема вины в советском уголовном праве. Владивосток: Учен. Зап. ДВГУ, 1988. С. 158159.11.Лунеев В.В. Преступное поведение, мотивация, прогнозирование, профилактика. М., 1980, С.5171.12.Опыт криминологического изучения личности преступника // под ред. Долговой А.И. М., 1981. С. 2831 .13.Маслова Е. В. Философскологический аспект факультативных признаков субъективной сторонысостава преступления // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. №4 (20). С. 94100. 14.Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М, 1998. С. 101.15.Закон РСФСР от 27.10.1960 года «Об утверждении Уголовного кодекса РСФСР» (вместе с «Уголовным кодексом РСФСР») // Свод законов РСФСР.

УДК 159.942

Пырьев Е.А.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ МОТИВЫ

В статье обозначены мотивационные характеристики эмоций. Доказывается, что поведение человека детерминируется не только осознанной необходимостью, но и бессознательными процессами. Проведено сравнение мотивационных возможностей осознаваемых смыслообразую-щих мотивов в концепции А.Н. Леонтьева и неосознаваемых мотивов в концепции Л.И. Божович. Сравнительный анализ двух подходов позволяет с нашей точки обозначить место эмоций в мотивации личности. Также в статье доказывается возможность использования термина «эмоциональная мотивация».

Ключевые слова: эмоции, мотивация, эмоциональные действия, побуждение, потребности, эмоциональные мотивы.

Введение. В психологии вопросы «мотива» и «мотивации» считаются самыми разработанными, но неоднозначными в исследовательском плане. Так, мотивация конкурирует со способностями в вопросах детерминации эффективности деятельности человека. Однако если наука обратит внимание на бессознательные процессы и эмоции, детерминирующие поведение человека, то откроются новые перспективные пути исследования мотивации.

В качестве основного мотива традиционно признаются потребности. Также мотивацион-ную или побудительную функцию выполняют интересы, влечения и эмоции. Наряду с тем, что за эмоциями в научной литературе закреплена мотивационная функция, исследовательских работ на эту тему сведено к минимуму. Представляется, что причина этого имеет методологический характер. Известно, что сегодня в психологии доминирует концепция «сознательного отражения реальности». Данная концепция исключает бессознательное в качестве регулятора и побудителя поведения человека. Однако эмоции в этом качестве преимущественно принадлежат бессознательному. Кроме этого, существует взгляд на эмоции как на явление изменчивое, временное, импульсивное, ситуативное и т. д. Безусловно, с такими характеристиками эмоциям трудно конкурировать с потребностями или другими побудителями поведения человека.

Вопросы мотива и мотивации считаются запутанными в терминологическом смысле, поэтому обозначим видение терминов, не вступающее в противоречие с официальной позицией науки. Итак, мотив - это напряжение, которое в качестве побудителя приводит поведение человека к активности в адрес предметов, вещей и

явлений. Достижение цели (или предмета) является главной задачей мотива, так как происходит его разрядка (погашение напряжения). В свою очередь, мотивация - это система побудителей (или мотивов) активности человека.

Постановка проблемы. В настоящей работе преследуется цель обозначить мотивацион-ные характеристики эмоций. Для этого будет проведено сравнение мотивационных возможностей неосознаваемых мотивов в концепции Л.И. Божович и осознаваемых смыслообразу-ющих мотивов в концепции А.Н. Леонтьева , . Сравнительный анализ двух подходов позволит с нашей точки зрения обозначить место эмоций в мотивации личности. Также предполагается выделить эмоции в отдельную моти-вационную категорию.

Веской причиной сравнительного анализа двух подходов к мотивации является позиция А.Н. Леонтьева, где он отказывает эмоциям в мотивации деятельности человека. Эмоция с его точки зрения является отражением значения предмета для человека, но мотивом не является . Полемизируя по этому вопросу, мы приводим доводы в пользу существования мотиваци-онных эмоций. Далее мы будем пользоваться термином «эмоциональный мотив» - если речь идет о конкретной эмоции в качестве побудителя поведения человека и «эмоциональная мотивация» - если в качестве побудителя рассматриваются несколько эмоций.

Теоретическое осмысление вопросов мотивации. Рассмотрение проблемы мотивации важно начать с научной позиции А.Н. Леонтьева. Мотив - это то к чему человек стремится, что наполняет его жизнь содержанием, что является для него смысловым ориентиром. В ка-

честве такого ориентира могут выступать осознанные социально одобряемые и личностно значимые объекты, идеи, явления. Такой мотив А.Н. Леонтьев назвал «смыслообразующим» или «истинным мотивом» .

Другая точка зрения на мотив принадлежит школе Л.И. Божович: мотив - это источник активности, направляющий поведение человека на овладение предметом, явлением, ситуацией. В качестве такого источника могут выступать потребности, влечения, интересы, намерения, желания. Данные мотивы человеком могут осознаваться, так и не осознаваться .

Отличие двух концепций в том, что по Леонтьеву мотив обнаруживается в процессе побудительных действий посредством сознательных интеллектуальных усилий, а у Божович -мотив дан изначально, например, в потребности. Соответственно, поведение человека разворачивается в сторону предметов, отвечающих потребности.

Эмоции в качестве мотива можно рассмотреть через призму двух представленных концепций. Например, видение эмоционального мотива применительно к теории Л.И. Божович выглядит следующим образом. Переживание эмоции радости, печали, злости.... создает напряжение, которое реализуется в действиях, направленных в сторону предмета, с которым у эмоции установлена длительная эмпирическая связь. В адрес предмета, в зависимости от своей модальности, эмоция детерминирует действия, направленные на укрепление, разрушение, совершенствование.... связи с предметом (явлением). Реализация действий, направленных в сторону предмета, приводит к разрядке (погашению) эмоции. Особенностью данной схемы является обнаружение противоположных эмоций в конце действий, т. е. с их завершением. В этом смысле эмоция как мотив стремится к своей противоположности. Соответственно погашение мотивационной эмоции происходит не только в действиях, направленных в сторону предмета, но и в появлении новых эмоций.

Представление о мотиве А.Н. Леонтьева включает в себя наличие смыслообразующих вопросов: «Зачем я живу?», «Чего я хочу в данной ситуации», «Зачем я совершаю действия?». Если рассматривать в качестве мотива эмоции, то ответ может быть таким: «Действия я совершаю, чтобы достичь покоя», «... достичь радос-

ти», «... переживать удовольствие». Соответственно смысловым мотивом поступков человека является желание переживать эмоции «покоя», «радости», «любви», «удовольствия». Достижение искомых эмоций приводит к разрядке напряжения. В данной мотивационной схеме отсутствует эмоциональный источник, но есть прогнозирование переживания эмоций, которые ориентируют и направляют поведение человека.

Различие двух концепций можно представить в примере Р. Zimbardo, который приводит рассказ сержанта американской разведки во Вьетнаме: «Сначала бъешь, чтобы прийти в ярость, потом бьешь, потому что уже разъярен» . Соответственно в мотивационной концепции А.Н. Леонтьева человек совершает действия, чтобы достичь «переживания ярости», а в концепции Л.И. Божович, человек совершает действия, «потому, что разъярен».

Прежде чем подробно рассмотреть мотива-ционную функцию эмоций на примере «смыслового» мотива А.Н. Леонтьева, напомним основные положения его теории. Итак, ключевым содержанием концепции выступают категории -«потребность», «цель» и «мотив». Активность начинается с потребности, которая выполняет побудительную функцию. Создается напряжение, которое проявляется в неосознаваемых поисковых формах поведения. Потребность запускает интеллектуальный процесс поиска предмета. С его обнаружением поведение человека становится целенаправленным. Однако появление в психике цели или образа конечного результата еще не говорит о наличии мотива. А.Н. Леонтьев считал, что, мотивы, в отличие от целей, субъектом должны только еще осознаться: «обнаружение мотива составляет специальную задачу -задачу осознания мотива» . Процесс осознания мотива превращается в поиск смысла жизни или личностного смысла, который скрыт глубоко в психике. В результате мыслительного анализа из глубин психики «достается» «истинный мотив», например, долженствования (я должен), достижения (хочу успеха), власти (хочу контролировать людей), патриотизма (хочу успеха для страны) и т. д. С обнаружением мотива поведение человека становится избирательным и направленным. Найденные таким образом явления отвечают личностному смыслу человека, т.е. имеют для него важное значение.

Решение задачи. Надо сказать, что жизнь и практика человека совершенно не согласуются с идеями концепции «смыслообразующих мотивов». Единицы людей ориентированы на социально значимые мотивы чести, долга и патриотизма. Большинство людей живут «здесь и сейчас» и не планируют свои действия на многие годы вперед. С другой стороны, для совершения многих действий и поступков совершенно не обязательно обращаться к масштабному социально ориентированному личностному смыслу. За поступками большинства людей проступают личностные и узко эгоистичные сиюминутные мотивы - «хочется покоя, любви и удовольствий».

В своих поступках человек часто ориентируется на сиюминутные цели. Но даже в его перспективных планах просматриваются эмоциональные мотивы, которые по своему характеру являются смысловыми. Например, человек уходит от конфликта для достижения внутрилич-ностного комфорта, а не для создания благоприятного климата в трудовом коллективе; студент учится потому, что это доставляет ему удовольствие, а не потому, что хочет стать «крупным специалистом»; сотрудник работает сверхурочно потому, что это нравится руководителю, от которого зависит будущее сотрудника и переживаемое им чувство покоя и т. д.

Таким образом, человек стремится к эмоциям. За его перспективными социально ориентированными далеко идущими смыслообра-зующими мотивами скрываются эгоистические эмоции: стремление к комфорту, удовольствию, покою, иногда - к злости, ярости, в редких случаях - к печали, страданию. Подобную мотивацию исследовал Б.И. Додонов и экспериментально доказал стремление человека к таким эмоциям .

В концепции смыслообразующих мотивов источником активности выступают биологические потребности - голод, жажда, воспроизводство. Они создают напряжение, которое в конечном итоге приводит к появлению и осознанию смыслового мотива. Аналогичную схему можно представить на примере эмоций. Так, по аналогии с биологическими потребностями науке известны биологически обусловленные эмоции. Авторитетный исследователь эмоций К. Изард врожденные эмоции называет «базовыми» , а Г. Бреслав - «базальными» , фран-

цузский исследователь XIX века Т. Рибо называл их «первичными» или «до-сознательной чувствительностью» . По словам К. Изарда базовых эмоций от трех до семи. Он, в частности, выделяет их семь: страх, радость, удивление, гнев, обида, отвращение, презрение. Особенностью этих эмоций является сходство с потребностями в содержательном и энергетическом плане. На эту тему нами была опубликована статья, где подробно раскрываются черты сходства и различия побудительных возможностей потребностей и эмоций, поэтому специально останавливаться на этом не будем .

Итак, эмоции разной модальности создают напряжение, которое проявляется в ориентировочных действиях, далее активируется мыслительный процесс, направленный на поиск смысловых эмоций, т. е. эмоций, которые человеку важны и необходимы для жизнедеятельности. В процессе интеллектуального поиска обнаруживаются прикрытые социальными нормами эмоции. Как правило, они противоположны базовым эмоциям. Например, если активность начинается с отрицательных эмоций (печали, страдания), то «смысловыми» обнаруживаются положительные эмоции радости и удовольствия. Наоборот, отрицательные эмоции в качестве мотива отвечают положительным эмоциям, с которых активность началась. Таким образом, переживание отрицательной эмоции печали всегда стремится к своей противоположности, т. е. переживанию удовольствия, а переживание радости стремится к переживанию печали или страдания.

Следует отметить, что переход положительных эмоций на отрицательные можно признать «сбоем мотивационной программы». Известно, что человек ориентирован на позитивные эмоции, а когда переживает негативные, то инстинктивно уходит от них.

Следует подчеркнуть, что в настоящей статье не отрицается наличие социально ориентированных мотивов, но за каждым истинным осознаваемым мотивом стоит мотив эмоциональный. Специфика его в том, что он скрыт глубоко в психике, поэтому причина многих поступков не осознается человеком, а если осознается и он обнаруживает эмоциональное содержание, то отказывается от него. Люди «не соглашаются» осознавать за своими поступками узколичностные эгоистичные эмоции. Стремление человека к пере-

живанию удовольствия, покоя и комфорта прикрываются, так называемыми, «истинными мотивами», имеющими социально одобряемый характер. По этому поводу неоднократно высказывался З. Фрейд, отмечая, что в психике человека постоянно происходит конфликт между принципом удовольствия и принципом реальности, т. е. социальными норами .

Сознание в отличие от бессознательного, преимущественно имеет социализированные программы, в соответствии с которыми открывает в психике «истинные мотивы». Эти социализированные программы не только занимаются поиском мотивов, но и переделывают их, приспосабливая к социальным ожиданиям. Поэтому проституцией занимаются потому, что нужно помогать больным родителям; учатся потому, что хотят получать профессиональные знания, а работают для обеспечения благосостояния страны и народа. Однако истинными мотивами следует признать эмоции, которые располагаются глубоко в бессознательном. Открытие этих латентных эмоций позволяет признать, что причина проституции в удовлетворении субъектом гедонистических потребностей; «отмазки» от армии организуют, потому что уходят от страха; боязнь остаться без работы заставляет человека соглашаться на сверхурочные часы; человек интенсивно работает для того, чтобы продвижение по службе позволило переживать эмоции, сопряженные с контролем над людьми.

Итак, переживание эмоции создает напряжение, которое реализуется в ориентировочном поведении. Включается мыслительный процесс по поиску настоящего мотива. В качестве такого мотива обнаруживается искомая эмоция. Человек осознает, что главная его цель, это переживание покоя, равновесия, умиротворения, комфорта, удовольствия. Для обнаружения этих эмоций человек совершает массу поступков, действий, напрягает силы, тратит энергию. Часто так и происходит. Например, трудоголик совершает массу усилий только с одной целью - получить удовольствие. В свою очередь, достижение эмоции превращается в организацию сложных, часто замысловатых действий. Попутно человек решает массу задач: улучшает работу, себя, окружающую обстановку. Т. е. эмоции, рассмотренные через призму смыслообра-зующих мотивов, «работают», они действенны и могут приносить пользу человеку и его окру-

жению. Правда трудно увидеть «пользу» в действиях человека, когда смыслом жизни является «месть» и «ненависть». Но даже в этом случае активность бывает позитивной. Например, если эмоциональный мотив ненависти к человеку, вплетен в контекст производственной деятельности, то это часто с обеих сторон приводит к повышению производительности их труда.

Недостатки мотивации на примере «смысловых» эмоций. Прежде всего, в моти-вационной схеме с участием значимых эмоций нет предметного содержания. Человек стремится к переживанию эмоции и попутно овладевает предметным миром. В данной схеме активность направлена не на преобразование предмета, а на достижение эмоции.

Эмоциональные мотивы находятся под социальным запретом, что заставляет людей вытеснять их в бессознательное. Поэтому при озвучивании истинных мотивов человек всегда отдаст приоритет социально значимым мотивам, что противоречит реальности, но не противоречит социальным ожиданиям.

«Запрет» на эмоциональные мотивы меняет реальную картину побудительной схемы. Можно наблюдать следующую ситуацию: мотив социально одобряемый, а действия отвечают эмоциональному мотиву. Например, на словах студент учится, чтобы стать профессионалом, а в реальности учиться ему не нравится, поэтому пропускает занятия, учебники открывает «через раз», не работает на лекциях и семинарах.

Эмоциональный мотив социально принижает человека. Активность, разворачиваемая с целью получения, например, гедонистических эмоций, конечно, принижает человека, лишает его общественно значимых масштабных ориентиров. Человека принижает осознание, что его мотивы узколичностные и эгоистичные. Однако общественная ситуация меняется и сегодня человек соглашается свою активность объяснять эмоциями.

Существует некоторая однобокость в стремлении к положительным эмоциям и игнорирование отрицательных. Например, очень мало людей, которые могут сказать, что «гнев» или «печаль» стали смыслом их жизни. Также единицы видят «смысл жизни в ненависти, мести...». Однако вполне реально наблюдать, когда поведение разворачивается «для получения ра-

дости», а также «ради удовольствия, покоя, комфорта, любви».

Мы придерживаемся мотивационной схемы Л.И. Божович, но в качестве мотива рассматриваем эмоции, с которых начинается активность человека. Мотивационная схема в этом случае имеет следующий вид. Эмоции разной модальности создают напряжение и организуют в адрес объектов (явлений), с которыми связаны, определенные действия. Такие действия часто носят автоматизированный характер и разворачиваются по определенной схеме, которая обусловлена модальностью переживаемой эмоции.

Под воздействием эмоций активность человека происходит на разных уровнях, в частности, на нейрофизиологическом, физиологическом, психологическом и поведенческом. На нейрофизиологическом уровне можно наблюдать активацию нервных процессов и создание в них господствующего очага возбуждения: на физиологическом уровне под влиянием эмоций происходит изменение частоты сердечных сокращений, дыхания и тоники мышц; психологический уровень отражается в специфических переживаниях, а также в изменении восприятия и мышления; на уровне поведения происходят действия, направленные в сторону предмета, с которым у человека установлена эмпирическая связь.

Эмоции связаны со всем многообразием сторон жизни человека - с вещами, объектами, работой, учебой и людьми. В адрес этих сторон жизни человек переживает определенные эмоции, которые закрепляются и сохраняются в психике на многие годы. Существует такая связь в форме аффективных образов. Случайное или намеренное появление в психике образа предмета (явления) инициирует появление, связанной с ним эмоции. Переживание злости, радости, печали, связанные с учебой будут выступать для студента причиной его учебной активности. Эмоция создает напряжение и организует в адрес учебы побудительные схемы. Одни эмоции работают на разрыв связей с учебой, другие на укрепление связей, третьи - на совершенствование, четвертые - на уход от настоящих связей и образование новых и т. д. Подробно на эту тему в нашей работе «Оценка мотивационных возможностей эмоций» .

Побудительные схемы эмоций реализуются в действиях или поведении. Поведение может быть сознательным и интеллектуальным, а может быть

бессознательным и непосредственным. Эмоциональный мотив виден в непосредственных действиях. Однако проблема эмоционального мотива в вычленении непосредственных действий, находящихся под постоянным сознательным и интеллектуальным контролем человека.

Сиюминутность, изменчивость и непостоянство эмоций является ложным впечатлением. Ненависть, злость, печаль или радость в адрес предмета переживаются годами. Также годами происходит «привязка» эмоции к предмету. Например, эмоциональное отношение к учебе в школе формируется в течение нескольких лет. Завершается этот процесс с окончанием общеобразовательной школы. Конечно, существуют индивидуальные особенности, как по скорости связывания, так и разрыва эмоции с предметом.

Особенностью эмоциональной мотивации является бессознательный характер побуждения. Человек не осознает побудительных эмоций, действий, а также предмета, на который направленны эмоции. Безусловно, при желании все эти мотивационные элементы могут осознаваться, но как только они становятся актом сознания, то подвергаются изменению. Привнесение когнитивных элементов в переживание приводит как к смене эмоции, так и действий, им соответствующих. Такой исход объясняется социальными нормами и запретами, существующими в адрес отдельных эмоций. Так, негласно запрещено в адрес общественно значимых объектов: людей, работы, учебы... переживать отрицательные эмоции злости, ярости и негодования; не приветствуется также открыто переживать печаль и страдание. Также негласно не приветствуется переживание положительных эмоций на работе - радости и удовольствия. Во всяком случае, такие нормативы существуют в адрес чрезмерно переживаемых эмоций.

Известно, что эмоция очень тесно связана с познавательными процессами. Эмоциональной регуляции подвергаются внимание, восприятие и мышление. В частности, эмоции направляют познавательные процессы на объекты, с которыми у человека существует длительная эмпирическая связь. В этом смысле эмоция является фильтром, пропускающим на уровень сознания информацию, которая нужна только эмоциям. Особенностью эмоциональной регуляции познавательных процессов является бессознательный характер влияния.

Эмоции, являющиеся источником поведения человека, принадлежат явлениям личностной мотивации. В отличие от внешней ситуативной мотивации, побуждение, основанное на эмоциях, достаточно устойчиво, продолжительно по времени, проходит длительный путь формирования. Поэтому аффективный образ, сформированный в психике человека, можно представить в виде известных психологической науке явлений. Например, данный психический феномен можно представить неосознаваемой «установкой», разрабатываемой в научной школе Д.Н. Узнадзе , «диспозицией» - Г. Олл-порта , «эмоционального очага» - в работах Ю.Б. Гиппенрейтер . Предполагается, что аффективный образ - это готовая мотивационная установка. При стимуляции образным продуктом такая установка активизируется и начинает побуждать поведение человека. Например, эмоции, связанные с учебой, начинают мотивировать поведение человека, как только он попадает в ситуацию учебы.

Таким образом, концепция эмоциональной мотивации может быть признана работающей, если она осуществляется (т. е. действует) на неосознаваемом уровне. С ростом осознания побуждения некоторые эмоции, находящиеся под социальным или личностным контролем, подвергаются изменению, что искажает мотивацион-ную картину.

Особенностью мотивационной схемы с участием эмоций является неосознанное стремление к противоположным эмоциям. В этом смысле эмоция стремится к своей противоположности. Если от учебы человек переживает злость, то стремится к покою, удовольствию и комфорту. Человек переживает злость от учебы и бессознательно разворачивает внутренние (интеллектуальные) и внешние (поведенческие) действия с ориентацией на предмет связи с целью ее преобразования. По завершению интеллектуальных и поведенческих действий человека происходит погашение моти-вационной эмоции на противоположную (или другую).

Предварительные итоги по теории эмоциональной мотивации:

Эмоции являются источником активности, так как создают напряжение, определяющее внутреннюю и внешнюю активность человека;

Эмоциональная детерминация разворачивается на нейрофизиологическом, психофизиологическом и поведенческом уровнях;

Эмоция связана с предметным миром долгосрочными и крепкими узами и представляет собой аффективный образ;

Эмоция включается автоматически, как только человек попадает в ситуацию, с которой установлена длительная эмпирическая связь;

Эмоции в зависимости от модальности организуют в отношении явлений, с которыми связаны, определенные действия;

Эмоции, являясь источником активности, разворачивают свои действия бессознательно, т.е. непреднамеренно;

Осознание побудительной активности, исходящей от эмоций, может привести к остановке или смене побудительных схем;

Эмоция - один из побудителей активности человека, поэтому возможно разногласие сознательных и бессознательных действий.

Осознание эмоциональных мотивов приводит к отказу от них, так как большинство из таких мотивов находится под социальным запретом;

Погашение эмоции происходит в процессе реализации действий, которые заканчиваются появлением противоположных эмоций, т.е. эмоция неосознанно стремится к своей противоположности;

Эмоциональную мотивацию можно формировать. На различном этапе формирования эмоционального отношения человека к явлению можно вмешиваться в этот процесс, изменяя его и совершенствуя.

Рабочее определение мотивации человека, основанной на его эмоциях, будет следующим. Эмоциональный мотив - это эмоциональное напряжение определенной модальности, преобразованное в неосознанные побудительные действия человека в адрес предметов, вещей, явлений, с которыми у человека существует длительная эмпирическая связь. Модальность эмоции определяет ее направленность, поэтому одни ориентированы на укрепление связи с предметом, другие на ее совершенствование, третьи - на разрушение и т. д. Разворачивание действий в адрес предмета постепенно приводит к погашению мотивационной эмоции.

Список литературы:

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.; Воронеж, 1995.

2. Бреслав, Г. Психология эмоций / Г. Бреслав. - М.: Смысл. Изд-во «Академия», 2004. - 544 с.

3. Вилюнас, В.К. Основные проблемы психологии эмоций / В.К. Вилюнас // Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007. -С. 8-42.

4. Гиппенрейтр, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтр. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 320 с.

5. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

6. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2002. - 464 с.

7. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев // Психология мотивации и эмоций: под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, М.В. Фаликман. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - С. 47-66.

8. Липер, Р. У. Мотивационная теория эмоций / Р.У. Липер // Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007. - С. 210-224.

Взаимосвязь эмоций и мотивации

2. Эмоции как мотивация. Аргументы «за» и «против»

Участие эмоций в управлении поведением и деятельностью человека обсуждалось еще мыслителями Древней Греции. Например, Аристотель, рассматривая причины познания, пришел к выводу, что ее побудителем является чувство удивления: «Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивляются тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь далее, они задавались вопросом о более значительном, например, о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении вселенной».

Роль эмоции удивления в управлении познавательной деятельностью рассмотрена и Р. Декартом. Вообще он рассматривал значение эмоций в более широком аспекте.

Так, он отмечал роль «страсти» в запоминании: «Сколько бы раз неизвестный нам предмет не появлялся в поле нашего зрения, мы совершенно не храним его в нашей памяти, если только представление о нем не укрепилось в нашем мозгу какой-нибудь страстью». Декарт, а затем и Спиноза создали учение об аффектах как побудителях активности человека. «…Главное действие всех людских страстей заключается в том, что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготавливают его тело».

Голландский философ Б. Спиноза в середине XVII века тоже считал главной побудительной силой поведения аффекты, к которым он относил в первую очередь влечение. Он писал: «Желание, возникающее вследствие неудовольствия или удовольствия, ненависти или любви, тем сильнее, чем больше эти аффекты». Спиноза также отметил двойственный характер эмоций, которые могут благоприятствовать способности тела к действию или ограничивать ее.

Позднее 3. Фрейд приравнивал аффекты к психической энергии как источнику мотивации.

Несколько иной аспект роли эмоций (чувствований) в управлении поведением отметили Н. Я. Грот (1879-1880) и Г. Мюнстерберг (1997).

Грот разработал четырехзвенную классификацию психической деятельности, в которой чувствование и эмоции поставил на второе место как следствие ощущений и представлений и как один из этапов управления жизнедеятельностью организма. «Чувствования, -- пишет он, -- как продукт субъективной оценки ощущений, очевидно, отвечают на вопрос: какое значение в экономии целого организма имеет это нечто, происходящее в каком-нибудь нашем органе и открытое нами при содействии ощущения? Ответом на этот вопрос служат чувствования удовольствия и страдания. Отсюда мы можем уже с полною достоверностью утверждать, что чувствования служат продуктом оценки внутренних отношений».

Г. Мюнстерберг, отмечая побудительную и усиливающую (энергетическую) роль эмоций, писал: «…Эмоция должна направлять весь организм к действию какого-нибудь одного определенного рода. Подобно тому, как внимание дает концентрацию представления против всех мешающих, соперничающих представлений, точно так же эмоция дает концентрацию реакции и задерживает все остальные возможные деятельности. …Эмоция -- это органическая волна, которая проходит через всю центральную нервную систему, подавляя и устраняя все, что не имеет отношения к источнику эмоционального возбуждения». Нетрудно заметить, что, по существу, речь идет об участии эмоций в создании доминантного очага, направляющего поведение человека и животного.

Надо отметить, что в истории изучения эмоций был и другой период, когда эмоции рассматривались, как отметил Л. С. Выготский, «как побочные явления, никак не участвующие в реальной жизни человека, как простое осознание периферических изменений». Так, У. Мак-Дугалл определил эмоции как аффективный аспект инстинкта, а Г. Спенсер и Т. Рибо объявили эмоциональные состояния человека пережитками его животного прошлого. Ж.-П. Сартр считает, что эмоции приводят к «деградации сознания». Была высказана и противоположная точка зрения, что под натиском прогрессирующего интеллекта деградируют эмоции (Т. Рибо).

Эта позиция ряда английских и французских ученых была отвергнута. Участие эмоций в управлении поведением и деятельностью человека было признано большинством психологов, что нашло отражение в «мотивационной» теории эмоций, которая отстаивает функциональное единство эмоциональных и мотивационных процессов. Из отечественных ученых еще в начале XX века этой позиции придерживался Петражицкий. Во второй половине XX века эта теория окончательно оформилась и получила широкое распространение среди западных психологов (Липер,; Arnold, Gasson; Юнг; Bindra; Томкинс).

Признается она и отечественными учеными, притом часто даже излишне категорично. Так, С. Л. Рубинштейн (1946) писал, что эмоции являются субъективной формой существования мотивации (потребностей): «Выступая в качестве проявления потребности, -- в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности. Возникая в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности». То же пишет и Г. X. Шингаров.: «…Эмоции можно рассматривать в качестве конкретной психологической формы существования потребностей». В. К. Вилюнас, говоря о биологической мотивации, доказывает близость понятий «мотивация» и «эмоции» и чуть ли не отождествляет их. Вслед за С. Л. Рубинштейном он определяет эмоции как субъективную форму существования мотивации. Практически, отождествление эмоциональных и мотивационных феноменов имеет место у Г. М. Бреслава, когда он пишет об «эмоциональной децентрации», понимая под ней способность представить желания другого человека. В словаре «Психология» говорится, что «эмоции -- субъективная форма выражения потребностей», которые предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Близка к этому и позиция В. В. Бойко, который считает, что «эмоции -- это генетические программы поведения, обладающие энергетическими свойствами -- способностью воспроизведения, трансформации, динамикой, интенсивностью, побуждающим влиянием». Эмоции в качестве первичной движущей силы -- мотивационной системы, лежащей в основе структурализации инстинктивных влечений, рассматриваются Г. Ловальдом и О. Кернбергом. Конечно, нельзя отрицать связь эмоций с потребностями и мотивацией, но нельзя их и отождествлять и связывать неразрывными узами. Во-первых, субъективной формой биологических потребностей является эмоциональный тон ощущений, а не эмоции. Во-вторых, не каждый мотивационный процесс сопровождается возникновением эмоции (в стереотипных ситуациях).

Чувства тоже связывают с потребностями и мотивами. Так, Р. С. Немов полагает, что количество и качество потребностей человека, в целом, соответствует числу и разнообразию эмоциональных переживаний и чувств, причем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее соответствующее чувство. Получается, что к каждой потребности «прикреплена» специфическая эмоция или какое-либо из чувств.

Связи мотивации с эмоциями уделяли внимание многие психологи. Давая общий обзор их работ В. К. Вилюнас отмечает, что решение этого вопроса во многом определяется тем, что включают авторы в класс эмоциональных явлений, входят ли в него специфические переживания, имеющие побуждающий характер -- влечения, желания, стремления и т. п. Вилюнас указывает на наличие мотивационной теории эмоций, начало которой положил еще Б. Спиноза. В соответствии с одной из рассматриваемых позиций, желания являются разновидностью эмоций, а эмоции выполняют побуждающую поведение функцию. Вилюнас полагает, что такая позиция сформировалась потому, что человеку трудно распознать подлинные причины своего поведения, в то время как эмоции, сопровождающие процесс мотивации, отчетливо переживаются и именно ими человек реально руководствуется в жизни. Эта позиция единой интерпретации эмоциональных и мотивационных процессов была определяющей вплоть до конца XIX -- начала XX века, но не утратила своих сторонников и по настоящее время (Липер; Даффи; Arnold, Gasson; Юнг; Bindra; Томкинс).

Действительно, подчас бывает довольно трудно выделить эмоциональное в мотиве. Поэтому одно и то же явление разные авторы рассматривают то как проявление воли, то как мотивацию, то как эмоцию. Такое произошло, например, с изучением влияния соревновательного мотива (личного и командного) на успешность деятельности человека. Для Ю. Ю. Палайма соревновательный мотив является силой воли, а для А. В. Ильина-- эмоциональным состоянием. И оба они правы. Соревновательный мотив усиливает эмоциональные переживания человека, а последние усиливают энергетику мотива и волевого усилия.

Другие психологи, вслед за Н. Гротом и В. Вундтом, отделяют побуждающие переживания от эмоциональных. В результате мотивация и эмоции рассматриваются современной классической психологией как две самостоятельные проблемы, связи между которыми, как полагает В. К. Вилюнас, сопоставимы, например, со связями между восприятием и вниманием или памятью и мышлением. Р. Лазарус выступил с критикой теорий, трактующих эмоцию как мотивацию, мотиватор или побуждение (драйв). Он считает, что этим теориям свойствен ряд общих недостатков.

Эмоции не рассматриваются как реально существующие явления со своей качественной спецификой. Исследуются приспособительные последствия эмоций, а сами они трактуются как быстро исчезающая промежуточная мотивационная переменная.

Не исследуются предшествующие причины и условия возникновения эмоций. Этот недостаток проистекает из первого, поскольку недооценка эмоций как самостоятельных реакций делает не обязательным выяснение причин их появления.

Эти теории включают ограниченный круг эмоций -- тревогу, страх, реже -- гнев. В то же время включение в них других отрицательных эмоций, не говоря уже о положительных, вызывает большие затруднения.

В критикуемых теориях эмоции изолируются от приспособительных форм поведения, следующих за ними и ими побуждаемых. Лазарус же считает это поведение фундаментальным компонентом целостного эмоционального события.

Теории, рассматривающие эмоцию как мотивацию, являются, по мнению Р. Лазаруса, не «предсказывающими», а описательными. Эмоция и поведенческая реакция связаны между собой в этих теориях случайным образом, в зависимости от той или иной истории научения и подкрепления индивида, а так как эта история не подконтрольна исследователю, то предсказать различные формы поведения становится невозможным.

М. Арнольд, подводя итог обсуждению вопроса о мотивирующей функции эмоций в зарубежной психологической литературе, пишет, что «отношение между эмоциями и мотивацией, изображаемое в теоретической литературе, остается совершенно не ясным. Хотя снова и снова утверждается, что эмоции мотивируют, едва ли кто-либо смог выступить и недвусмысленно объяснить, как именно это происходит». В. К. Вилюнас считает это обвинение психологов в неспособности дать такое объяснение несправедливым. При этом он ссылается на высказывание С. Л. Рубинштейна, что эмоции являются субъективной формой существования потребностей. «Это значит, -- пишет Вилюнас, -- что мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность. Эмоции и мотивационные процессы при этом не отождествляются: являясь субъективной формой существования мотивации, эмоциональные переживания представляют собой лишь итоговую, результативную форму ее существования, не отражающую всех тех процессов, которые подготавливают и определяют появление эмоциональных оценок и побуждений». В.К. Вилюнас приписывает эмоциям также и функцию организатора нестереотипного целенаправленного поведения. По мнению автора, эмоция обладает способностью к координации и сочетанию ряда единичных процессов чувствительности в целенаправленный поведенческий акт. Витт уделила понятию «эмоциональная регуляция» пристальное внимание, особенно в отношении регуляции речемыслительных процессов. Эмоциональную регуляцию она рассматривает в двух планах -- осознанном и неосознанном. Первый является результатом проявления стабильного эмоционального отношения человека к объектам и отражает индивидуальные особенности управления самим субъектом внешней выраженностью этого отношения и его флуктуации, вызываемых и ранее пережитыми, и актуальными эмоциональными состояниями. Неосознаваемый план эмоциональной регуляции, обусловленный первичной пристрастностью человека и его актуальными эмоциональными состояниями, получает непосредственную выраженность в эмоциональной окраске процесса и результатов деятельности.

Как справедливо отмечает К. Изард, эмоциональная система редко функционирует независимо от других систем. Некоторые эмоции или комплексы эмоций практически всегда проявляются во взаимодействии с перцептивной, когнитивной и двигательной системами. И эффективное функционирование личности зависит от того, насколько сбалансирована и интегрирована деятельность различных систем.

эмоциональное состояние мотивация личность

Влияние массовой культуры на подростка

Значительную часть досуга подростков заполняют электронные средства массовой информации - телевидение, радио, видео, сеть Интернет. Посредством их сегодня формируется внутренний мир школьников, их художественные предпочтения...

Воспитание способности самоуправления и самосовершенствования

Эмоциональные процессы, функцией которых выступает внутренняя регуляция деятельности, тесно связаны с потребностью человека и его мотивацией. Эмоциональная реакция возникает лишь на то, что входит в круг потребностей и интересов человека. То...

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология -- одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии...

Гуманистическая теория личностного развития А.Маслоу, путь к самоактуализации

В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста. Первые (также называемые дефицитарными, или Д-мотивами) заключают в себе чуть больше...

Закон Притяжения: все мы есть результат того, о чём мы думали!

По своей природе человек имеет такие чувства, как эмоции. Именно при их помощи можно легко контролировать свои мысли. Разделим эмоции на две группы: позитивные и негативные. Позитивные эмоции: радость, любовь, умиротворение, смех и т.п...

Информационные войны НАТО на восточноевропейском театре военных действий

При подготовке агрессии против Союзной Республики Югославии (СРЮ) НАТО придавало большое значение организации и ведению информационной войны. Военно-политическое руководство блока исходило из того...

Отличие эмоций человека от эмоций животного

Существует ряд нерешенных проблем в области изучения феномена цвета. Это становится очевидным, в частности, при попытке применить понятийный аппарат, принятый в физике цвета, физиологии и психофизиологии цветового зрения для осмысления фактов...

Роль жены в профессиональной успешности мужа в контексте его представлений о влиянии

Представлениям о потребности в достижениях служит источник понятия Ф. Хоппе «я-уровень», обозначающий стремление индивида удерживать самосознание с помощью высокой личной планки достижений или уровня притязаний...

Сравнение психики животных и человека

Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому...

Стресс и работоспособность

Так уж сложилось, что промышленная медицина больше занималась лечением и профилактикой профессиональных заболеваний, контролем за производственными вредностями, чем собственно медициной труда...

Технология работы с различными видами конфликтов (12 моделей конфликтов)

Это, пожалуй, наиболее распространенная модель конфликта, детерминированного групповыми факторами. Причина конфликта - в противоречии между личностью и группой, в которую она включена...

Используя классификацию Шварца, остановимся на девяти мотивах эмоционального характера: Чувство превосходства; Желание отличаться от других; Чувство комфорта; Страх; Удовольствие; Имитация; Семейное благосостояние; Желание торговаться; Желание потратить деньги.

Чувство превосходства.

Многими людьми движет чувство быть лучше, выше других. Людям хочется, чтобы они нравились, и чтобы ими восхищались. В связи с этим многие люди приобретают покупки именно с целью казаться выше и лучше остальных. Продавцы учитывают это желание людей. Например, фирма, торгующая мебелью, в рекламном проспекте укажет, что этот комплект мебели вызовет зависть у друзей потенциального покупателя. Продавцы женской одежды обязательно отметят, что именно эта одежда сделает её покупательниц самыми привлекательными в городе или даже мире. Руководители многих частных учебных заведений привлекают своих потенциальных слушателей, обещая, что окончание этих школ гарантирует успех в карьере.

Присмотритесь к себе, и вы увидите, что нередко именно чувство превосходства мотивирует многие наши покупки. Желание отличаться от других. Этот мотив связан с предыдущим. Сравните нашу одежду и прически сегодняшнего дня с 60-ми, 50-ми или 40-ми годами XX века. Богатые люди стремятся выделить себя среди других тем, что позволяют себе дорогостоящее хобби: разведение породистых лошадей или собак, владение роскошными яхтами и т.д.

Желание отличаться от других вполне очевидно выражается в стремлении покупать модные, оригинальные вещи. Все женщины мира не хотят носить то, что имеется у других женщин. Для того чтобы носить отличную от других одежду, женщины покупают более дорогие платья, костюмы, плащи, сшитые по индивидуальному заказу.

Чувство комфорта.

Как утверждают многие психологи, люди по своей сути ленивы. А те амбиции, которые нами движут, являются вторичными, приобретёнными. Потребители постоянно хотят приобрести что-то для облегчения их жизни. Этот мотив относится к эмоциональным и рациональным одновременно. Но он, пожалуй, все-таки эмоциональный, потому что часто люди относятся к идее улучшения своего комфорта достаточно эмоционально. Покупке какой-либо вещи нередко предшествуют эмоциональные процессы, а не рациональные расчёты.

Множество разных товаров продаётся для того, чтобы удовлетворить желание людей хорошо жить. Кондиционеры предназначены для того, чтобы жизненные условия летом были более комфортабельны. Посудомоечные и другие кухонные машины и принадлежности освобождают людей от занимающих много времени работ. Поэтому в рекламе частенько делается акцент на комфорт. Такие новшества в автомобилях, как автоматическое переключение скоростей, усилитель тормозов и другие, были разработаны исключительно в целях повышения уровня комфорта для водителей.

Этот мотив имеет разные формы (страх смерти, болезни, потери работы, несчастных случаев, социального дискомфорта и т.д.). Такие виды страха ещё больше усиливаются инстинктивными чувствами самосохранения. Они делают потребителей более отзывчивыми к рекламе, которая обещает избавление от страха. В рекламных проспектах страховых компаний подчёркивается, что страховка поможет ослабить страх перед финансовыми последствиями в случае смерти или болезни. Стремление избавиться от ощущения социально-бытового дискомфорта активно используется рекламными фирмами для популяризации дезодорантов, зубной пасты и других гигиенических средств. Многие люди охотно вкладывают средства в собственное обучение для гарантирования хорошей работы и освобождения, таким образом, от страха потерять работу. В условиях широкого распространения автомобилей усиленная реклама шин с шипами также предназначена для ослабления страха перед дорожными авариями.

Развлечение.

Ещё одним эмоциональным мотивом, побуждающим людей делать определённые покупки, является желание освободиться от однообразного, монотонного образа жизни. Кинофильмы, театр, спортивные состязания и другие рекреационные формы "продаются" на основе именно этого мотива. При продаже телевизоров, компактных бань и бассейнов, видео- и музыкальной техники, спортивного снаряжения обращается внимание на то, что всё это необходимо для получения удовольствия клиентами. Желание избежать рутинного образа жизни является одним из наиболее важных моментов в рекламе туристических агентств, которые организуют различные турне. Основными факторами, определяющими, какой вид отвлечения от обыденной жизни нужен конкретному индивидууму, являются пол, возраст, образование, специальность, а также доходы. Стремление к развлечениям становится особенно важным мотивом при тенденции сокращения рабочей недели и увеличения доходов населения.

Имитация или подражание.

Сознательно или бессознательно, но многие люди, желая отличаться от других, вместе с тем имитируют тех, кто имеет известность и популярность. Этот момент часто используется, когда для рекламы продукта привлекаются кинозвёзды, известные спортсмены и другие знаменитости. Расчёт на то, что многочисленные поклонники этих знаменитостей предпочтут те продукты, которые рекламировали их кумиры.

Многие люди предпочитают что-то делать, как другие. Например, если соседи или жители какого-то района используют тот или иной продукт, это создаёт определённый социальный стереотип, благодаря которому человек, не испытывающий особого желания покупать, скажем, кухонный комбайн, при виде этого устройства у соседей задумывается, а не приобрести ли и ему то же самое. Этим пользуются продавцы, которые могут сказать своему клиенту, что такой кухонный комбайн купили уже несколько семей, живущих по соседству.

Благосостояние семьи.

Продавцы пользуются естественным желанием многих людей сделать максимум приятного для своей семьи. Например, продавец детской энциклопедии будет уверять родителей, что без этих книг их дети вряд ли смогут получить хорошее образование. Страховой агент покажет, как всего за несколько рублей в день страховых взносов обучение детей в вузе будет гарантировано. Этот же мотив лежит в основе при продаже новых домов, витаминов, рекреационных услуг, игрушек и т.д. Деловые люди в России также вполне могли бы, разумеется, учитывать мотив повышения благосостояния семьи, который свойствен не только американцам или европейцам, и его, очевидно, следует учитывать, как один из наиболее важных в мотивации поведения российского покупателя.

Желание, потребность просто "поторговаться".

Марк Твен приводил пример о том, насколько вкуснее кажется мальчику арбуз, который он украл. И у взрослых сохраняется желание получить хоть что-то "за так" или бесплатно. Коммерсанты должны знать это, и на этом, собственно, основаны такие приёмы привлечения клиентов, как различные процессы торговли со скидкой или же обещание дать что-то бесплатно, если покупатель что-то приобретёт на определённую сумму и т.д. Скажем, в магазине продаётся лампа, обычная цена которой 50 руб., но сегодня она продаётся со скидкой до 25 руб. Покупатель, которому лампа не нужна, задумывается и решает её купить, так как ему кажется, что он делает выгодную покупку. Решение принимается без рационального и логического анализа. Думается, владелец среднего магазина с карандашом в руках запросто докажет, что игра на желании людей купить что-то подешевле или же получить что-то бесплатно является весьма рентабельным предприятием.

Желание потратить деньги.

Говорят, что некая часть покупок делается лишь потому, что "деньги прожигают карманы". Трудно сказать, насколько этот мотив присущ российским покупателям, но, например, в США именно на него делается ставка во многих магазинах. Торговцы активно используют желание людей тратить деньги.

Так как на практике и рациональные, и эмоциональные мотивы одновременно влияют на принятие решения о покупке продукта, в рекламе учитывают различные мотивы с целью воздействия на различные типы потенциальных клиентов. Хотя обычно один рекламный ролик или материал делает акцент на какой-то один мотив покупателей, серии реклам, передаваемые в течение какого-то временного периода, направлены на стимулирование нескольких мотивов, связанных с предлагаемым продуктом. При персональной продаже можно целенаправленно обращать внимание на специфические мотивы.

Желаемая с точки зрения коммуникатора ответная реакция получателя рекламного обращения возможна только в том случае, если используемый в обращении мотив будет совпадать с нуждами получателя, вызывать у него определенный интерес. Мотив - внутреннее психологическое состояние, движущее личностью. В его основе лежит цель, достижение которой связано с удовлетворением определенных нужд и потребностей. В рекламном обращении используются следующие группы мотивов:

1) Рациональные мотивы:

Мотив прибыльности - по сути, это экономический мотив. Используется широко в рекламе, сопровождающей стимулирование сбыта, розничной рекламе, банковской рекламе и т.п.

Мотив надежности и гарантий. Используется в банковском и страховом деле, рекламе бытовой техники («Индезит» прослужит долго»), автомобилей.

Мотив удобств и дополнительных преимуществ. Предполагает обещание облегчения определенной работы, дополнительных удобств дома и на производстве, по лучение значительных преимуществ при проведении определенных преобразований и т.д. Примеры - реклама бритвенного станка с тройным подвижным лезвием Gillette, зубной щетки Reach с из меняющейся конфигурацией и др.

2) Эмоциональные мотивы:

Мотив свободы. Его использование в рекламе определяется стремлением человека к незави­симости. Поэтому данный мотив используется очень широко, например: реклама женских гигиенических средств (свобода движения), контактных линз (свобода взгляда на мир), светильников (свобода видеть), автомобилей (свобода передвижения) и т.д.

Мотив страха. Мотив следует использовать с большой осторожностью, так как вместо позитивной реакции он может вызвать и отторжение к рекламе. Может использоваться в рекламе противоугонных средств («Что, угнали? Надо было ставить "Клиффорд"!»); в борьбе с курением, потреблением наркотиков, алкоголизмом, СПИДом; в рекламе налоговой службы («Заплати налоги и спи спокойно!»), в социальной рекламе и т.д.

Мотив значимости и самореализации. Очень популярный в рекламе мотив. Может использоваться для рекламы самых разных товаров/услуг/организаций, например в банковской рекламе («Только для солидных клиентов»), в рекламе престижных моделей автомобилей; в рекламе парфюмерно-косметической продукции L"Oreal («L"Oreal. Ведь я этого достойна!»), в рекламе мехового магазина («Вы достойны новой шубы».

Мотив уподобления. Эксплуатирует желание человека быть по­хожим на своих кумиров. Это относится, прежде всего, к детям и подросткам, к молодым людям с несформировавшимся вкусом или же у людей с невысокой самооценкой (например, Дима Билан как персонифицированный посредник марки джинсов Gloria Jeans)

Мотив открытия. Мотив эксплуатирует свойственное потребителям любопытство и стремление к новизне, например «Попробуйте новый Dirol», «Почувствуйте разницу» и т.д.

Мотив гордости и патриотизма. В качестве значимого аргумента рекламного воздействия мотив выдвигает аппелирование к исторической памяти потребителей, стремление к национальному единению, гордость за исторические корни (например, сигареты «Петр Первый», «Россия - щедрая душа» и т.д.).

Мотив любви. Используется очень широко в рекламе подарков, игрушек, средств ухода за детьми, детских товаров, сувениров, продуктов питания, одежды и т.д.

Мотив сексуальной привлекательности. В настоящее время в отечественной рекламе ис­пользуется часто, но не всегда к месту. В итоге в ряде ситуаций нецелесообразное использование этого мотива приводит к формированию «рекламы-вампира».

Мотив радости и юмора. В качестве примера можно привести мятные таблетки Рондо («Наш тренер - Супер-Бизон!»), пива Толстяк («Где был? Пиво пил...») и т.д.

3) Нравственные и социальные мотивы.

Эти мотивы апеллируют к чувству спра­ведливости и порядочности - решение острых со­циальных проблем - таких, как защита окружающей среды, охрана правопорядка и т.п.:

Мотив справедливости. Может использоваться в рекламе благотворитель­ных, пенсионных фондов, социальных акций и т.д. (например, «Фонд «Чернобыль. Они спасли нас в 86-м, поможем им сейчас!»).

Мотив защиты окружающей среды. Видеоролики Межкомбанка об исчезающем уссурийском тигре и сибирском журавле.

Мотив порядочности. Может использоваться в рекламе благотворитель­ных, пенсионных фондов, социальных акций и т.д. (например, «Позвоните родителям»).



Поделиться