Объединение людей по интересам примеры. Объединение людей по интересам

Будучи добровольным любительским досуговым объедине­нием, основанным на зрительском интересе к киноискусству, киноклуб представляет собой эффективную форму организации социально-культурной деятельности, реализующей в рамках своих базовых целей и задач широкий спектр культурно-досуговых, социально-психологических и социально-педагоги-


ческих функций. Отметим, в частности, такие важные задачи со­циокультурной работы, как сохранение и приращение культур­ного пространства жизни общества путем организации просвети­тельной, образовательно-воспитательной работы, стимулирова­ния и поддержки культуротворческих инициатив населения; удовлетворение и возвышение социальных и духовных потреб­ностей людей; защита права личности на доступ к культурным ценностям, их освоение и реализацию своей культурной само­бытности; создание условий для полноценного, развивающего, творческого досуга.

Специфика киноклуба полностью отвечает таким общим принципам социокультурной деятельности, как добровольность (свобода выбора, соответствующая индивидуальным потребно­стям и запросам человека); самодеятельность, понимаемая не как любительское художественное творчество, а как активность, инициатива, личная заинтересованность в успешности общего дела и его практическое самообеспечение; совместная деятель­ность, основанная на общности интересов ее участников; не­коммерческий (бесприбыльный) характер досуговой деятельно­сти и, наконец, относительная самоцельность последней.

Киноклуб относится к разряду клубов по интересам, являет­ся разновидностью этого типа досуговых объединений, полу­чивших достаточно широкое распространение в последние не­сколько десятилетий.



Что же все-таки такое киноклуб и каковы его специфика и возможности как формы социокультурной работы? Чтобы отве­тить на этот вопрос, нужно хотя бы пунктирно проследить гене­зис киноклубных объединений, осмыслить их современный ста­тус и оценить перспективы.

Как уже было ранее сказано, киноклуб - это инициативное объединение зрителей с целью удовлетворения своих, прежде всего эстетических потребностей, самодеятельная общест­венная организация любителей киноискусства, или, как сего­дня говорят, арт-кино. Это особенно принципиально, потому что потребителям массовой культуры нет никакой необходимости объединяться, их запросы удовлетворяются с избытком. Именно на них в первую очередь и работает практически вся современная


кинотелевидеоиндустрия. И только приверженцам истинного киноискусства, его энтузиастам и знатокам приходится взять за­боту о себе в собственные руки. Впрочем, у данного обстоятель­ства есть и позитивная сторона: сходство интересов помогло им встретиться, узнать друг в друге единомышленников и сообща реализовать потребность не только в кинематографе высокого класса, но и в столь необходимом общении по поводу предмета своего увлечения.

Киноклубы как форма социально-культурной деятельности -явление международное, они существуют во многих странах ми­ра и имеют тенденцию к дальнейшему распространению. Про­слеживая динамику киноклубного движения, убеждаешься, что среди любительских объединений по интересам киноклубы вы­деляются своей жизнестойкостью, способностью гибко адапти­роваться к новым условиям, не изменяя при этом своей сути.

Киноклубы как самодеятельные зрительские объединения стали возникать еще в двадцатые годы, первым из которых при­нято считать созданный во Франции в 1920 году клуб «Друзья седьмого искусства». В 1925 году был открыт Лондонский кино­клуб, а уже в 1932 - учреждена Британская Федерация киноклу­бов. В двадцатые годы киноклубные объединения появились в других европейских странах, а также в США. Особенно попу­лярны киноклубы были в послевоенной Франции, где из них вышло немало выдающихся деятелей киноискусства (Франсуа Трюффо, Андре Базен и другие). В 1947 году создается Между­народная Федерация киноклубов, объединившая несколько де­сятков национальных киносообществ. В 1989 году в нее была принята Федерация киноклубов СССР, чему предшествовал дол­гий и трудный процесс становления и развития киноклубного движения, берущий начало в ячейках и кружках Общества Дру­зей Советской Кинематографии (ОДСК), которое просущество­вало с 1925 по 1934 годы. Целью ОДСК было кинопросвещение массового зрителя, пропаганда советского кино и усиление его воспитательного воздействия. Но уже в тридцатые годы, когда возобладало мнение об автоматическом успехе хорошего совет­ского фильма, оно оказалось ненужным.


Своим вторым рождением киноклубное движение обязано хрущевской «оттепели». Тогда, во второй половине пятидесятых, отечественный кинематограф сделал мощный рывок вперед, появились яркие, проблемные, необыкновенно искренние филь­мы, отличавшиеся к тому же непривычным, новаторским кино­языком. Они провоцировали полемику, споры, столкновение мнений. И зрители отреагировали на это созданием любитель­ских объединений дискуссионного характера.

Киноклубы стали очагами культуры в социуме. Многие из них вели, помимо внутриклубной, и внеклубную культурно-просветительную работу, направленную на приобщение населе­ния к ценностям киноискусства. В то же время они противостоя­ли, с одной стороны, насаждаемой официозом идеологически безупречной серости и конъюнктуре, а с другой - столь любез­ной сердцу прокатчиков бездумной «развлекаловке», коммерче­ским поделкам, дававшим львиную долю плана.

В правовом отношении киноклубы были абсолютно неза-щищены и зависели от интеллектуального уровня и настроения любого чиновника, который мог запросто запретить киноклуб как «идейно вредный», чему, увы, в те времена примеров было немало. Такого рода эксцессы усиливали стремление киноклубов обрести статус Всесоюзной общественной организации и объе­динить свои силы, чтобы успешнее противостоять давлению и невежеству и активнее влиять на культурную жизнь страны.

Эту заветную цель киноклубное движение смогло реализо­вать лишь на волне общественного подъема «перестроечных» восьмидесятых. В 1988 году было создано Общество друзей кино СССР, а в его составе - Федерация киноклубов СССР.

Создание Федерации стало триумфом киноклубного движе­ния, получившего, наконец, долгожданный статус, который от­крывал перед ним, казалось, небывалые возможности и перспек­тивы: создать альтернативный кинопрокат, стать влиятельным участником современного кинопроцесса в качестве авангарда кинозрителей, войти в мировое сообщество киноклубов и так далее. Это был романтический, по-своему прекрасный, но, к со­жалению, недолгий период в истории киноклубного движения. Хроника последующих событий драматична. Распад СССР и со-


ответственно Общества друзей кино и Федерации киноклубов СССР. Развал государственной системы проката и появление множества прокатных фирм, заполонивших экраны американ­ской киномакулатурой. Практически полное вытеснение отече­ственного кино из репертуаров кинотеатров. Экономические ка­таклизмы, вызвавшие подорожание в числе прочего кинокопий, транспортировки фильмов, кинобилетов. Наивная попытка кино­клубов развернуть коммерческую деятельность в надежде «зара­ботать на хорошее кино». Окончательный крах идеи специали­зированного киноклубного проката. Невозможность влиять на ситуацию, на кинопроцесс. И в результате - кризис киноклубно­го движения. Значительное сокращение числа клубов. Утрата ими ощущения своей востребованности и перспективы.

Забегая вперед, заметим, что киноклубное движение все же выжило и, преодолев период растерянности, стало приспосабли­ваться к новым условиям. В самое последнее время в разных ре­гионах страны появилось несколько новых клубов. Однако многое пришлось переосмыслить, переоценить, уточнить. В частности, роль и функции киноклубов в современной социокультурной ситуации. Подчеркнем такую существенную ее особенность, как самоизживание публичной формы кинопросмотров (это особенно заметно в провинции) и вытеснение кино в сферу домашнего по­требления (ТВ, видео), что происходит на фоне общего спада ин­тереса к кино, снижения его социального престижа.

В новых условиях не только число клубов значительно со­кратилось, но и количество членов каждого из них резко умень­шилось. Если в семидесятые-восьмидесятые годы киноклуб, как правило, насчитывал несколько сотен участников, то в середине девяностых этот показатель снизился до нескольких десятков. Однако не стоит спешить с негативной оценкой данного факта. Ведь и в гигантских киноклубах прошлых лет собственно клу­бом было лишь его ядро (сорок-пятьдесят человек) - те, кто ор­ганизовывал работу клуба и принимал в ней активное, деятель­ное участие. Для большинства же членов киноклуба он был ско­рее разновидностью лектория по абонементу. Сегодняшние не­большие киноклубы даже в большей мере отвечают сути кино­клубного объединения как сообщества единомышленников, хо-


рошо знающих друг друга и регулярно общающихся на почве общих интересов и связанной с ними совместной деятельности.

Кто же составляет основу киноклубной аудитории в наши дни? Прежде всего это та, все более сужающаяся прослойка лю­дей, которые и в современных условиях стараются сохранить достоинство, приверженность высокому искусству, культурным традициям. Без регулярного общения с искусством, без постоян­ной духовной подпитки они не мыслят полноценной жизни. Для одних это литература, для других - музыка, для третьих, помимо названных, а также не названных, - искусство кино.

Те, кто постарше, открыли его для себя в далекие шестиде­сятые, когда наряду с такими отечественными шедеврами, как «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Иваново детство», «Те­ни забытых предков», они увидели «Дорогу» и «Ночи Кабирии», «Земляничную поляну» и «Пепел и алмаз». Позже таким филь­мом-открытием кинематографа как искусства, «входным биле­том» в него стал для кого-то «Сталкер», а для кого-то «Полет над гнездом кукушки».

За прошедшие годы киноклуб сформировал и закрепил у этих людей потребность в киноискусстве такого класса, привыч­ку следить за тем, что происходит в сфере кино, интерес к его истории, классическому наследию. А главное - потребность в той эмоциональной встряске, в том душевном очищении и эсте­тическом наслаждении, которое дает общение с подлинным ис­кусством. Для них киноклуб - это средство социальной защиты их художественных интересов, их права на доступ к ценностям кинематографической культуры.

Так уж получилось, что если зарубежные киноклубы чаще носят молодежный характер, то в наших большинство составля­ют люди зрелого и пожилого возраста. Поэтому одной из важ­нейших социокультурных задач является привлечение в уже су­ществующие киноклубы молодежи, приобщение к киноискусст­ву нового поколения зрителей, без чего невозможно сохранение культурной преемственности. Другой путь - создание молодеж­ных киноклубов в школьной и студенческой среде.

Но киноклуб - не просто кинотеатр, где можно посмотреть неординарный или «дефицитный» фильм. Это, прежде всего, со-


общество близких по духу людей, которые создали свой не­большой социум, со своими особыми отношениями, атмосферой, критериями оценок, пространством общения. Очень точно опре­делил в свое время социальное значение киноклубов итальян­ский кинорежиссер Карло Лидзани; «Телевидение разъединяет людей, а киноклубы объединяют». Чувство же принадлежности к культурному сообществу, где всех объединяют общие интересы, радости, открытия и переживания, в условиях социальной неста­бильности и растущей разобщенности людей многого стоит.

Клубы по интересам, и в частности киноклубы, являются од­ной из форм реализации этих прав и потребностей. Вот почему нельзя согласиться с установившимся в восьмидесятые годы мнением, что клуб по интересам - это низший тип киноклуба, и только пропагандистский, ориентирующийся на массовую рабо­ту киноклуб является подлинным. Скромная, не имеющая гром­кого общественного резонанса деятельность киноклуба, объеди­нившая на основе общего увлечения небольшую группу цените­лей хорошего кино и помогающая им интересно и творчески проводить свой досуг, получая радость от общения с искусством и друг с другом, является по-своему не менее важной и социаль­но значимой, чем массовые культурные акции. Именно в этом заключается ценность и перспективность киноклубных объеди­нений как формы организации социокультурной работы.

Контрольные вопросы

1. Что такое киноклуб?

2. В чем специфика киноклуба?

3. Дайте характеристику аудиторных киноклубов.

1. Воспитание увлечением: Формирование и деятельность клубных объ­единений / Сост. В.Е. Триодин. М.: Профюдат, 1987.

2. ГнатюкН.П. Под парусом любительского клуба. М: Знание, 1989.

3. Левшина И.С. Что такое киноклуб / Кино и зритель. Информация № 6. М.: Союзинформкино, 1987.

4. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические про­блемы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987.

5. Смирнова Е. И.


3.9. Технология самодеятельного художественного творчества

Технология художественного самодеятельного творче­ства представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художествен-но-творче-ской, художественно-педагогической, художест-венно-коммуни-кативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование лично­сти и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любителей искусства.

Организация самодеятельного художественного творчества. Энциклопедический словарь трактует организацию (от лат. organise - сообщая стройный вид, устраиваю) в трех значениях:

1. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимо­действие более или менее дифференцированных автономных частей целого, обусловленные его строением;

2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образо­ванию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3. Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и про­цедур.

Таким образом, понятием «организация» могут обозначать­ся: различные общности людей (бригада, школьный класс, какая-либо партия, добровольное общество, коллектив художествен­ной самодеятельности и т.п.), организаторская деятельность и характеристика степени организованности деятельности отдель­ной личности и общности.

Под любительскими художественными организациями мы будем понимать любые формы объединения любителей искусства для реализации в условиях их досуга общей художе­ственной цели на основе принятой ими программы распреде­ления функций (ролей) при наличии руководства.

Ключевой характеристикой организации является общая для всех участников цель. Любая цель представляет собой мысленно предвосхищаемый, как бы моделируемый результат деятельно-


сти. Она неразрывно связана с объективными потребностями, благодаря чему выступает как «идеальный, внутренне побуж­дающий мотив...» действий человека и «как закон определяет их способ и характер».

В самодеятельной (любительской) художественной организа­ции существует два вида целей: индивидуальные и коллективные. Создание организации имеет смысл лишь тогда, когда реализация индивидуальных целей участников или когда частные цели ока­зываются достижимыми только через выдвижение и осуществле­ние общей цели. Реальные цели всякой организации представляют собой результат сложного взаимодействия общественных целей с индивидуальными и групповыми. Цели, задаваемые самодеятель­ной художественной организации извне (от руководства культур-но-досугового учреждения, от органов управления культурой и т.д.) представляют собой цели - задания. В качестве таких целей могут выдвигаться: подготовка к определенному сроку концерт­ной программы, выступление на определенной администрацией площадке, участие коллектива в художественно-массовом и бла­готворительном мероприятии и другие.

Если цели любительской художественной организации воз­никают как бы изнутри группы, на основе интеграции интересов и потребностей участников, то это цели-ориентиры. Все цели делятся на художественные (непосредственно связанные с ис­кусством, с художественной деятельностью) и на внехудожест-венные (не связанные с искусством, но достижимые в условиях самодеятельной художественной организации).

Художественные цели могут быть нескольких видов:

художественно-образовательные, связанные с приобре­тением знаний об искусстве, умений и навыков в художествен­ной деятельности;

художественно-творческие, предполагающие создание или исполнение произведений искусства;

художественно-коммуникативные, содержание которых является обмен информацией об искусстве, мнениями, суждениями, оценками тех или иных художественных произведений, а также продвижение продуктов художественно-творческой деятельности (произведений искусства) от авторов и исполнителей к зрителям;


художественно-воспитательные - наиболее общие це­ли, реализуемые обычно через какие-либо из названных выше видов или их сочетание. Они предполагают формирование и раз­витие художественных потребностей, интересов, вкусов, моти­вов художественной деятельности, определяющих избиратель­ное поведение личности в среде художественной жизни общест­ва и степени активности ее включения в эту жизнь.

Как мы уже отмечали в предыдущих параграфах, в зависимо­сти от ведущей цели все любительские художественные организа­ции можно разделить на учебные (кружки по обучению игре на музыкальных инструментах, театральные и хоровые студии, шко­лы бальных танцев и т.п.), художественно-творческие, включая авторские (коллективы изобразительного, декоративно-приклад­ного, киноискусства, авторской песни, объединения самодеятель­ных поэтов, товарищества художников-любителей и т.п.) и ис­полнительские (самодеятельные хоры, ансамбли, хореографиче­ские группы, народные филармонии, театры, цирки и т.п.); худо­жественно-коммуникативные (дискуссионные клубы любите­лей искусства, клубы творческих встреч, зрительские киноклубы, клубы коллекционеров грампластинок, дискоклубы, клубы люби­телей и собирателей фольклора и т.д.) и комплексные, в которых трудно выделить доминирующую цель (театры-студии, комплекс­ные центры эстетического воспитания и т.п.).

В своем развитии каждый самодеятельный творческий кол­лектив проходит несколько этапов.

Формированию творческого коллектива предшествует этап изучения социально-культурных условий его создания в конкретном регионе и на базе конкретного социально-культур­ного института. Следующим этапом в развитии коллектива явля­ется выявление его потенциальных участников. Этот этап харак­теризуется сложным процессом проведения социологических ис­следований, организации приемных испытаний, комплектования


коллектива и штата организаторов художественного творчества, формирования первоначальной организационной структуры.

Следующим этапом в развитии художественного коллектива является период поиска и определения целей и ориентиров дея­тельности и соответственно основных направлений работы, жанровой, репертуарной политики. В этот период под воздействием различных социально-психологических факторов складываются внутренняя формальная и неформальная структура организации, происходит взаимодействие общественных и личностных художе­ственных и внехудожественных установок. Дальнейшее соотноше­ние организационных и самоорганизационных процессов внутри и вне коллектива приводит к этапу окончательного организационного оформления коллектива художественной самодеятельности.

Правовую и нормативную основу деятельности художест­венных самодеятельных организаций составляет система законо­дательных актов, нормативных документов, федеральных и ре­гиональных программ развития художественного творчества. К законодательным актам, регулирующим развитие художествен­ного самодеятельного творчества, можно отнести Основы зако­нодательства Российской Федерации о культуре, Закон об обще­ственных объединениях. Закон об образовании, некоторые раз­делы Гражданского кодекса Российской Федерации.

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые в 1992 году, отражают гарантии государст­ва относительно прав человека в области культурной деятельно­сти: создания художественных произведений, художественного образования, организационной и хозяйственной деятельности и прав интеллектуальной собственности.

«Закон об общественных объединениях», принятый в 1995 го­ду дает четкую характеристику общественного объединения, цели, принципы и условия его создания, особенности финансирования и функционирования. Закон устанавливает правовые нормы, свя­занные с регистрацией объединений граждан и формированием внутренней организационной структуры.

«Закон об образовании» регламентирует деятельность структур дополнительного образования, в рамках которых могут функционировать кружки и студии художественного творчества.


Наконец, раздел о правах интеллектуальной собственности Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует отношения по поводу авторских прав в сфере художественного творчества.

Деятельность самодеятельных художественных организаций регламентируется также рядом специальных Положений. Т.И. Бакланова предполагает следующую их классификацию. К первой группе относятся положения, непосредственно ка­сающиеся самодеятельного творчества и определяющие по­рядок работы творческих коллективов вне зависимости от их вида или жанра. К ним относятся:

Примерное положение о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества;

Положение о народных самодеятельных коллективах;

Положение о любительском объединении, клубе по инте­ресам;

Положение об организации культурно-просветительными учреждениями выставок-продаж произведений художников-любителей и народных мастеров;

Положение об организации Всероссийского фестиваля народного творчества.

К этой группе также можно отнести ряд примерных положений, разработанных конкретными авторами и не по­лучивших официального утверждения. Тем не менее, они мо­гут быть использованы в качестве методического пособия при разработке соответствующих документов. К ним можно отнести:

Примерное положение о художественном самодеятель­ном коллективе-спутнике и

Примерное положение об уставе самодеятельной органи­зации народного творчества.

Ко второй группе положений можно отнести докумен­ты, раскрывающие особенности функционирования отдель­ных видов самодеятельных организаций - кружков и студий, работающих на основе самоокупаемости, самодеятельных вокально-инструментальных ансамблях, дискотеках.


К третьей группе нормативных документов можно от­нести положения о различных типах культурно-досуговых учреждений (клубах, центрах досуга, молодежных кафе, до­мах ремесел и т.д.) и их хозяйственной деятельности.

Все эти положения были утверждены в 80-х годах XX века и к настоящему времени подверглись моральному старению, а по­тому нуждаются в некоторых корректировках.

В «Примерном положении о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества» отмечается, что они могут создаваться при учреждениях культуры, промышленных предприятиях и образовательных учреждениях и финансируются как за счет средств профессиональных организаций, так и за счет специальных средств, выделяемых на эти цели предприятиями и организациями. Положение регламентирует регулярность и про­должительность проведения занятий и репетиций творческих кол­лективов. Кроме того, в Положении рассматриваются нормативы концертно-зрелищной и выставочной деятельности творческих коллективов. В частности, театральные коллективы выпускают в год один многоактный или два одноактных спектакля; музыкаль­ные, хореографические и цирковые коллективы готовят концерт­ную программу из одного отделения, ежегодно обновляя не менее третьей части текущего репертуара; коллективы фотолюбителей, любителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства готовят в год одну выставку работ, а кружок кинолюбителей созда­ет один короткометражный фильм. В целом выступления люби­тельских коллективов должны проходить не реже одного-двух раз в месяц. В Положении также определяются функциональные обязан­ности руководителя коллектива и даются рекомендации по органи­зационной структуре художественного объединения.

В «Положении о народных самодеятельных коллективах» определяются условия и порядок присвоения звания народного самодеятельного коллектива, содержание работы таких коллек­тивов, порядок подтверждения ими звания «народный», особен­ности руководства и поощрения народных самодеятельных кол­лективов, их штаты и финансирование.

Положение о любительском объединении, клубе по инте­ресам (1986 г.) распространяется на все виды самодеятельного


творчества и применительно к художественному творчеству мо­жет регламентировать деятельность клубов любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, песни, танца, фотоис­кусства, декоративно-прикладного творчества и т.д. Такие объе­динения любителей не ставят в качестве главной цели совмест­ной деятельности исполнение или создание художественных произведений, а ориентируются на познание, пропаганду худо­жественных ценностей и выработку в процессе общения своего отношения к тому или иному виду искусства. Положение, таким образом, регламентирует финансовые вопросы функционирова­ния объединений; проблемы их создания, регистрации, реорга­низации и ликвидации. В положении отражены вопросы органи­зационной структуры любительских объединений и полномочия выборных органов; разработки программы и плана их деятельно­сти; принципы финансово-хозяйственной деятельности.

Еще одним видом документов нормативного характера являются инструктивные письма и инструкции вышестоя­щих органов. К ним можно отнести должностные инструкции художественного руководителя Дома культуры; руководителя кружка (коллектива) самодеятельного творчества; методиста по художественной самодеятельности Дома культуры, а также раз­нообразные инструктивные письма, регламентирующие кон­кретные виды деятельности творческого коллектива, например, инструктивное письмо Министерства культуры «Об органи­зации платных концертов и спектаклей художественных самодеятельных коллективов и исполнителей» (1988 г.).

Отказ от нормативных подходов к финансированию учреж­дений культуры предопределил разработку социально-культур­ных программ и проектов, которые также регламентируют рабо­ту любительских творческих коллективов. По масштабу меро­приятий различают международные, федеральные, региональные и локальные проекты и программы. Начиная, с 1991 года Мини­стерством культуры Российской Федерации разработаны и осу­ществляются, такие программы как:

«Наследие»;

«Жилье и социальное обустройство»;

«Межнациональное культурное сотрудничество»;


«Народное творчество, промыслы и ремесла»;

«Юные дарования» («Новые имена»);

«Духовное возрождение России средствами музыкально­го и театрального искусства»;

«Информатизация и техническое переоснащение отрасли культуры»;

«Наука и культурная политика»;

«Фонд инновационных идей и культурных инициатив» и ряд других.

Приоритетными направлениями разработки и реализации этих программ являются сохранение и использование историко-культурного наследия, поддержка классических видов художест­венной культуры, возрождение национальных культур народов и этнических групп России, поддержка образования в области культуры и искусства.

Согласно концепции Т.И. Баклановой основными принци­пами педагогического руководства художественным коллекти­вом любителей в современных условиях становятся:

Принцип идейно-художественного плюрализма (много­образие идейного содержания, свобода выражения и столкнове­ние различных идей);

Принцип взаимосвязи элитарного и массового самодея­тельного искусства;

Принцип преемственности отечественных художествен­но-исторических традиций;

Принцип связи с общечеловеческими художественными ценностями через сохранение и развитие национальных особен­ностей искусства;

Принцип художественности и художественной самобытности.
В современном развитии художественного самодеятельного

творчества можно выделить ряд новых тенденций. К ним относятся:

Расширение идейно-художественного многообразия са­модеятельного искусства и дифференциация его идейного худо­жественного содержания;

Гуманизация художественного творчества любителей, обращение к личностным проблема современного человека;


Расширение палитры художественных методов и стилей творчества;

Модернизация самодеятельного искусства (обращение к формалистическим, постмодернистическим, гиперреалистиче­ским художественным принципам);

Фольклоризация самодеятельного искусства;

Расширение импровизационных начал;

Обращение к традициям религиозного искусства;

Тяготение к синтезу видов, форм и жанров художествен­ного творчества.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные этапы развития самодеятельного коллектива?

2. Что составляет правовую и нормативную основу деятельности само­деятельных организаций?

3. Какие положения, на Ваш взгляд, регламентируют деятельность само­деятельных организаций?

1. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое руководство са­модеятельным художественным творчеством М,1992

2. Бакланова Т. И. Народная художественная культура. Программа курса. М, 1995.

3. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. М., 1992.

4. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных тради­ций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

5. ГипъбухЮ.З. Внимание: одаренные дети. М: Знание, 1991, №9.

6. Громов Е.С. Природа художественного творчества М., 1986.

7. Исследование проблем психологии творчества. М, 1983.

8. Смирнова Е. И. Клубные объединения. М.: Просвещение, 1977.

9. Смирнова ЕМ. Теория и методика организации самодеятельного твор­чества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. М., 1983.

10. Калошин И.П. Структура и механизм творческой деятельности. М., 1983.


Любительские объединения и клубы по интересам имеют различные направления: спортивно-оздоровительное, патриотическое, естественнонаучное, ветеранское , художественное, семейное, женское, общей проблематики. Объединения проводят учебные занятия, репетиции, тренировки, походы, обсуждения своей деятельности; организуют творческие отчеты; участвуют в подготовке и проведении выставок, тематических вечеров, устных журналов, вечеров вопросов и ответов, викторин, используют другие формы общественно-полезной любительской деятельности и проведения культурного досуга.

С каждым годом возрастает роль физической культуры и спорта во многих сферах жизни нашей страны. В учреждениях культуры существуют и появляются новые клубы и кружки по интересам спортивно-оздоровительной направленности.

Шиморский РДК:

«Выходного дня»

«Здоровье»

«Спарта»

«Шашечный»

«Шахматно-шашечный»

«Танцевальная аэробика»

Лесозаводской ДТ:

«Культура тела»

«Красотка»

«Теннис без границ»

Тамболесский ДТ:

Клуб «ЗОЖ»

Верхне-Верейский ДТ:

Кружок настольного тенниса

Досчатинский ДТ:

Кружок настольного тенниса

Новодмитриевский ДТ :

Клуб «Азарт»

Вильский ДТ :

Клуб здоровья «Для милых дам»

Клуб «МЕН»

В клубах проходят такие мероприятия как: веселые старты, комбинированные эстафеты, игровые программы, велосипедные гонки, матчи по футболу, хоккею, волейболу баскетболу .

В объединениях проходят встречи со спортсменами, знакомства с оригинальными методиками здорового образа жизни, различными методиками здорового питания, а также лыжные прогулки, походы.

Работа кружков декоративно-прикладного творчества, изобразительного искусства, работа с мастерами. Большое внимание уделяется возрождению и развитию декоративно-прикладного творчества на базе сельских домов культуры . Основная цель работы кружков - научить детей элементарным навыкам, развивая их творческие способности, побуждая к творчеству и самостоятельности, учитывая их индивидуальность и вовлекая их в творческий процесс. Руководители клубов тесно сотрудничают с народными умельцами, привлекая их знания и умения в работу кружков.

Новодмитриевский ДТ:

«Мастерица»- в кружке занимаются таким видом искусства как «квилинг»-это плетение изделий из тонкой цветной бумаги.

«Узоры»- дети изучают историю искусства макраме, знакомятся с приборами и материалами для плетения, видами узлов и декоративным оформлением изделия.

Нижневерейский ДТ:

«Мастерица»- занимаются шитьем, изготавливают своими руками мягкие игрушки, кукол для кукольных спектаклей. Девочки постарше вышивают картины, которые дарят своим родным и знакомым к праздникам.

Досчатинский ДК:

«Мастерилки»- здесь можно научиться делать поделки из бумаги, ткани и природного материала.

ДТ п. Дружба:

«Рукодельница»- кружок вязания.

Досчатинский ДТ:

«Умелые руки»

Грязновский ДТ:

«Умелые руки»

Новский ДД:

«Умелые руки»- кружок вязания.

Сноведской ДТ:

«Умелые руки»- ребята занимаются изготовлением аппликаций на цветном картоне из ткани, готовят поделки из природного материала: шишек, листьев, желудей.

Вильский ДТ:

«Очумелые ручки»


В. Верейского ДТ:

«Чудесница»- кружок декоративно- прикладного творчества. Здесь дети могут освоить различные техники изготовления поделок из различных материалов (соленое тесто, салфетки, лоскутная мозаика, подручные материалы, «оригами»). Участники кружка принимают участие в различных выставках и конкурсах.

Ведется работа по патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи. Целью работы клубов является сохранение истории своей родины, воспитание чувства патриотизма, любви к своему краю.

Шиморский РДК:

«Интересных встреч»

Досчатинский ДК:

«Русичи»

Тамболесский ДТ:

«Память» - За большое время работы у клуба сложились свои устои и традиции, а главное открыли свою музейную комнату, в которой собираются и пополняются материалы об участниках войны, участниках ликвидаций последствий аварии на Чернобыльской АЭС , знаменитых людях деревни. Большое количество собранного материала позволяет проводить множество мероприятий на местном материале.

В учреждениях культуры работают клубы семейного направления .

Вильский ДТ:

«Встреча»- Клуб «Встреча» является самым старшим Вильского ДТ, он существует шестнадцать лет. Количество участников клуба растет с каждым годом, и нет предела творчеству и возрасту участников. Это один из самых любимых клубов Вильского ДТ, его знают и любят не только жители поселка, но и гости. Дети вместе с родителями с удовольствием принимают участие в различных мероприятиях, конкурсах, играх, викторинах, спортивных состязаниях: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Калейдоскоп семейного досуга», «Семейный праздник пирога», «Пока есть хлеб да вода, все не беда», «И крови родной, и души одной».

Шиморский РДК:

«Очаг»

Работают клубы художественного направления.

Вильский ДТ:

«Веселые девчата»

Шиморский РДК:

«Тальяночка»

«Вдохновение»

Н.- Дмитриевский ДТ:

«Лира»

ДТ п. Дружба:

«Фабрика»

Досчатинский ДК:

«Вдохновение»

«Радуга»

«Буратино»

Н. Верейский ДТ:

«Солнышко»

Также в учреждениях культуры работают вокальные и музыкальные кружки и кружки сольного пения .

Грязновский ДТ:

«Сударушка»

Досчатинский ДТ:

«Мелодия»

В. Верейский ДТ:

«Дебют»

Тамболесский ДТ:

«Город детства»

«Тамболесочка»

Н. Верейский ДТ:

«Лучик»- дети вокального кружка «Лучик» Н. Верейского ДТ с увлечением поют фольклорные и современные песни.

«Сударушка»

Досчатинский ДК:

«Колокольчики»

«Эдельвейс»

«Приволье»

Н.- Дмитриевский ДТ:

«Сувенир» - в кружке проходят беседы на темы: «Происхождение русской народной пени», «Народный фольклор и народные музыканты-сказители», «Русский народный и национальный костюм». Участники кружка за год разучили песни: «Перевоз Дуня держала», «Как у наших у ворот», «На горе-то калина», «Посею лебеду на берегу».

«Сюрприз»- в вокальном кружке «Сюрприз» дети исполняют современные мелодии и ритмы.

«Соловушка» - кружок сольного пения для девочек 6-12 лет. На занятиях участники вокально-хоровых коллективов не только учатся правильно петь, формировать звуки, правильно дышать, но и понимать мир музыки, узнают много нового о певцах и композиторах.

Шиморский РДК:

«Шиморяночка»

«Подарок»

ВИА «Экипаж»- уже более 10 лет при Шиморском РДК существует вокально-инструментальная группа «Экипаж» под руководством. Коллектив группы активно участвует в культурной жизни не только своего поселка, но и всего Выксунского городского округа , и даже за его пределами.

Вильский ДТ:

«Маэстро»


Районный организационно-методический центр:

«Созвучие»- в окальный ансамбль «Созвучие» был организован в марте 2008 года. Ансамбль является постоянным участником творческих мероприятий, концертов, конкурсов как городских, так и областных.

Каждую субботу и воскресенье в семи учреждениях культуры открываются клубы выходного дня досугово - развлекательного направления.

Вильского ДТ:

«Фантазеры»

Бл. Песоченского ДТ:

«Выходного дня школьника»

ДТ п. Дружба:

«Непоседы»

Грязновского ДТ:

«Почемучка»

Тамболесского ДТ:

«Выходного дня школьника»

Шиморский РДК:

«Клоир»

«Светелка»

Большой популярностью пользуются у детей и подростков танцевальные кружки .

Шиморский РДК:

«Мари»


«Непоседы»


«Родничок»

«Блэк Кэт»

В. Верейский ДТ:

«БЭМС»

«Забава»

Грязновский ДТ:

«Каблучок»



ДТ п. Дружба:

«Девчата»

Вильский ДТ:

«Солнышко»


Тамболесский ДТ:

«Техно»

Досчатинский ДК:

«Сюрприз»

«Волшебная сказка»

«Грация»

Лесозаводской ДТ:

«Созвездие»

Театр -это искусство, искусство преображения, искусство маски. Все мы немного актеры в жизни, каждому приходится применять на себя те или иные роли в разных жизненных ситуациях. Но далеко не каждый может выйти на сцену и преобразиться в другого человека с этой целью, и были созданы театральные кружки .

Вильский ДТ:

«Арлекин»- театральный кружок «Арлекин» Вильского ДТ любят взрослые и дети. Сказочные персонажи оживают при помощи таланта и творческого участия детей. Особое внимание руководитель уделяет творческой активности подростков, где они проявляют себя с положительной стороны, и даже стали любимцами публики.

Шиморский РДК:

«Контакт»- кружок «Контакт» Шиморского РДК работает три года, который посещают 20 человек. Члены кружка активно участвуют в жизни РДК. Ни одно крупное мероприятие не обходится без помощи «Контакта». Члены кружка «Контакт» являются участниками театрализованных представлений и фольклорных праздников.

Н. Дмитриевский ДТ:

«Теремок»

ДТ п. Дружба:

«Юнона»

«Белоснежка и семь гномов»

Досчатинский ДК:

«Арлекин»

«Виктория»

Тамболесский ДТ:

«МОМУС»

Грязновский ДТ:

«Лицедеи»

Досчатинский ДТ:

«Созвездие»

Если клубы по интересам создаются «сверху», то любительские объединения «снизу» и возникновение их зависит от наличия группы людей с одинаковыми личными интересами.

Любительские объединения в клубных учреждениях – это все творческие союзы, объединяющие начинающих поэтов, прозаиков, иллюстраторов; объединения любителей поэзии, музыки, искусства и т.п.

По своих характеристикам и значению любительские объединения отличаются от клубов по интересам.

В основе создания любительских объединений лежит также дифференцированный подход. Их состав, как правило, самый разнообразный; в одном объединении можно встретить людей разного пола и возраста, с разным уровнем образования.

Нередко в любительские объединения приходят лица не только проявляющие интерес к какой-то проблеме или роду занятий, но и имеющие определенный запас знаний, то есть люди увлеченные. В отличии от клуба по интересам, где в силу подвижности объекта воздействия, состав может быстро обновляться, любительские объединения имеют довольно стабильный состав членов и представляют собой малую социальную группу.

Структура любительского объединения, таким образом, отличается от структуры клуба по интересам и организационно и функционально.

Функциональная структура любительского объединения состоит из двух частей, но здесь все - руководитель, члены Совета, члены клуба равноправные участники.

В любительском объединении человек надеется получить квалифицированные советы, что-то узнать, чему-то научиться.

Основное значение любительского объединения – интеллектуальное, духовное развитие личности, удовлетворение личного интереса, личных потребностей отдельных членов общества. Объединение помогает в самообразовании, представляет возможности для творческого самовыражения.

Любительские объединения и клубы по интересам удовлетворяют самые разнообразные вкусы.

Особенность клубов и объединений в том, что они основывают свою работу на общественных началах. Поэтому их организация и деятельность не требуют значительных материальных затрат, штатных руководителей и специальных помещений.

В отличие от кружков, которые, как правило, уже имеют готовые программы и профессиональных руководителей, инициативные клубы и любительские объединения сами устанавливают, чем и как они будут заниматься. Вот почему клубным работникам надо вовремя прийти им на помощь, подсказать цели и пути их деятельности, предостеречь их от возможных ошибок.

  1. Классификация любительских объединений по направлениям деятельности

Своеобразие работы клубных объединений состоит в том, что они представляют коллективную деятельность, но являются самостоятельными и имеют свою программу.

Клубы по виду деятельности могут быть:

Поисково-исследовательские;

Познавательные;

Дискуссионные;

Творческие;

Организационно-пропагандистские;

Досугово-развлекательные.

По внутренней структуре :

Однопрофильные (объединяющие своих членов по одному общему интересу);

Многопрофильные (включающие несколько направлений деятельности: объединения подростков, женщин, молодежи, семейные клубы, клубы творческой интеллигенции).

В зависимости от содержания деятельности согласно «Примерному положению о клубах по интересам и любительских объединениях», клубные объединения классифицируются следующим образом:

Историко-краеведческие (клубы любителей всемирной истории, родного края, рыцарские);

Традиционной народной культуры (клубы любителей фольклора, декоративно-прикладного творчества, клубы мастеров и т.д.);

Художественные (клубы любителей музыки, театра, кино, литературы, книги, творческой интеллигенции, самодеятельных поэтов, композиторов, любителей фотоискусства, бардовской песни);

Природоведческие (садоводов, огородников, цветоводов, аквариумистов, клубы любителей кошек и собак, экологические клубы);

Спортивные и физкультурно-оздоровительные (клубы путешествий и туризма, клубы архитектуры тела, аэробики, клуб «моржей», шахматно-шашечный клуб, аквалангистов, клубы болельщиков и др.);

Научно-технические (клубы новаторов и изобретателей, рационализаторов, любителей моделирования, конструирования, компьютерной и другой техники);

Коллекционно-собирательские (клубы коллекционеров: нумизматов (собирателей монет) экслибрисов (книжного знака) фалеристов (значков), филофонистов (грампластинок), банистов (бумажных и деревянных значков), филателистов (марок), клубы любителей антиквариата;

Семейно-бытовые (клубы любителей кулинарии, вязания, рукоделия, клуб молодой семьи, клуб многодетных матерей и т.д.).

ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И КОЛЛЕКТИВЫ ВИШНЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО КЛУБА

Любительское объединение

«Академия домашних волшебников»

Кружок «Академия домашних волшебников» был создан в 2003 году.

Участники кружка это дети 8-14 лет, в количестве 12 человек.

Цель программы кружка - сформировать у детей практические навыки ведения домашнего хозяйства, сформировать основы поведения в семье, изучить правила этикета.

На примере кулинарных работ у детей формируется учтивое отношение к женщине, как к хозяйке дома, уважение к старшим, навыки поведения за столом, обхождение с гостями, правила сервировки стола и уборки дома. Все продукты и материалы участники кружка приносят из дома, предварительно договариваясь между собой.

Любительское объединение

Фитнес-клуб «Грация»


Фитнес-клуб «Грация» существует с 2000 года.

В клубе 10 участников в возрасте 27-48 лет.

Женщины поселка Вишневка, почувствовав необходимость в физической культуре и ее социальную значимость, объединились для самореализации. В клубе собираются женщины разного возраста, но они все предъявляют повышенные требования к своей фигуре и внешности. Современные спортивно-оздоровительные занятия, позволяют привести в порядок свое тело; избавиться от лишних килограммов, улучшить фигуру, осанку, походку.

Задачи объединения - повышение физической привлекательности и оздоровление.

Принцип - красота, как непременный атрибут совершенства, как процесс его формирования, как единая совокупность содержания и формы. Девиз - "От здоровой, красивой личности - к счастливому обществу". Результат - исчезают психологические комплексы, появляется уверенность в себе и привлекательность.

Участники клуба охотно посещают занятия.

Любительское объединение

"Избиратель"

Клуб «Избиратель» существует с 2001 года.

В клубе 5 участников в возрасте 39-48 лет.

Клуб «Избиратель» - общественное объединение, не имеющие формального членства, существующее на принципах добровольного участия.

Миссия клуба «Избиратель» - помощь в становлении гражданских позиций личности, приобретении правовых знаний.

Программа клуба включает множество мероприятий, предусматривающих большие творческие усилия. Она построена так, чтобы участники клуба были не пассивными слушателями, а могли проявлять себя как личности, высказывать свое отношение к рассматриваемым вопросам, открыто выражать личное мнение.

Любительское объединение

«Досуг»

Клубное любительское объединение «Досуг» существует с 2003 года и является добровольным объединением жителей поселка, увлеченных, творческих людей. Руководит объединением с 2009 года Радченко Нина Владимировна уборщик служебных помещений. В коллективе 15 человек в возрасте 27-54 лет.

Цель работы клуба - организация интересного содержательного досуга людей.

Вовлечение людей в активную культурно-творческую деятельность.

Это любительское объединение, в котором люди чувствуют себя членами большого и дружного творческого коллектива, ведь именно здесь за чашечкой чая рождаются новые идеи, устраиваются тёплые посиделки, обсуждаются свежие новости и вспоминаются былые года.

Занятия проводятся по различным творческим направлениям: хоровое и сольное пение, декламация стихов и прозы, рукоделие, садоводство. Участники клуба постоянно задействованы в праздничных мероприятиях и концертах. Своим заводным настроение и шумными

песнями эти люди создают праздник в любой день! Они рады каждому пришедшему на огонёк клуба «Досуг»!

Награждены дипломом за II- место в отборочном туре районного проекта «Я живу на Донщине» , благодарственным письмом за участие в районном мероприятии «Грековское лето».

Любительское объединение

Клуб любителей настольных игр


Клуб любителей настольных игр был создан в 2011 году.

В клубе 15 участников от 18 до 45 лет. Это клуб единомышленников - любителей настольных игр. Репертуар клуба разнообразен; шашки, шахматы, теннис, бильярд.

Цель клуба: активное содействие физическому, духовному и гражданско-

патриотическому воспитанию граждан России, внедрение физической

культуры и спорта в повседневную их жизнь.

В клубе проходят вечера настольных игр. На этих вечерах, люди, объединенные страстным увлечением - настольными играми, собираются вместе, чтобы пообщаться, поиграть в хорошей компании. Кроме того в клубе проходят турниры по настольным играм.

Клуб любителей настольных игр - это один из вариантов, как с пользой провести вечер в кругу друзей.

ДТС -«Закулисье»

Детская театральная студия «Закулисье» была создана в 2000 году.

Детский театральный коллектив проявляет себя на тематических программах, театрализованных представлениях, календарно-обрядовых праздниках таких как «Масленица», а так же других детских праздниках, изображая самых разных персонажей: Карлсона, Бабу-Ягу, Лешего, Кикимору, Василису Премудрую и др.

Активное участие в жизни коллектива принимают родители детей, оказывая помощь не только в пошиве костюмов, изготовлении декораций, но и принимая непосредственное участие в мероприятиях: в новогодних программах в роли Зимы, Бабы -Яги, Деда Мороза, Снегурочки и др.

Участники коллектива награждены грамотой за участие в районной игре «Веселый аукцион творчества» и дипломом за III -место в четвертом туре игры «Азарт» Морозовского района.

Коллектив самодеятельного народного творчества

ИЗО-студия

Детский кружок «ИЗО-студия» был создан в 2000 году. Участники кружка, это дети 8-12 лет, увлеченные изобразительным искусством.

Программа кружка имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании

детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления,

колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала

личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребѐнка, его

эмоциональной отзывчивости.

Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств,

развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное.

Выставки рисунков участников кружка всегда вызывают живой интерес зрителей.

В коллективе 10 человек.

Коллектив самодеятельного народного творчества

«Умелые Ручки»

Кружок «Умелые ручки» был создан в 2001 году.

Участники кружка, это дети 8-14 лет, в количестве 13 человек.

Основные цели кружка:

Вызвать у детей интерес к творчеству;

Пробудить желание творить самостоятельно;

На занятиях кружка ребята занимаются изготовлением плоских игрушек, аппликаций из бумаги и ткани, изделиями из соленого теста, пластилина.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов.

Программа кружка вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Целью программы кружка является развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка в процессе мастерства по лепке, изо и оригами и аппликации, раскрытие творческого потенциала ребёнка художественными средствами.

Коллектив самодеятельного народного творчества

Кружок художественного чтения

Кружок Художественного чтения был создан в 2003 году.

Участники кружка, это дети 8-13 лет, в количестве 15 человек.

Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого - превратить слово, написанное в слово звучащее. На занятиях ребята постоянно «дышат» воздухом творчества: они хотят играть на сцене, петь, сочинять, читать стихи… Дети учатся рифме и ритму стихотворных произведений, умению к сочинительству. Только в речевой практике учащиеся поймут, что «с помощью родного языка можно творить чудеса». (К.Г. Паустовский)

Цель программы кружка: вооружение детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;

формирование подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности

В целом работа направлена на привитие навыков культурного общения, поддержание интереса выдумывать, проявлять оригинальность, нешаблонность. Добиваться развития навыков выразительного художественного чтения со сцены.Участники кружка участвуют в праздничных программах; ко дню пожилого человека, ко дню семьи, на день матери и др. В литературно-музыкальных программах посвященных памятным датам; день Победы, день памяти и скорби, и др.

Коллектив самодеятельного народного творчества

ДТС -«Радуга»

Детская творческая студия «Радуга» была создана в 2000 году.

Участники кружка это дети 9-13 лет, в количестве 9 человек.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.

Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей.

Все участники кружка с удовольствием посещают занятия.

Разные авторы по-своему трактуют такие понятия, как «любительские объединения», «клубы по интересам», «любитель­ское творчество», «любительская деятельность». Эти понятия исследуются с разных позиций, но речь идет об одном и том же явлении - «творчестве любителей» в самодеятельных формах его проявления. Вместе с тем в Положении о любительском объеди­нении и клубе по интересам принятом в 1986 году было сказано, что любительское объединение, клуб по интересам являются организованной формой общественной самодеятельности населения, создаваемой на основе добровольности, общих творческих интересов и индивидуального членства участников, с целью удовлетворения многообразных духовных запро­сов и интересов людей в сфере свободного времени.

Под термином «любительство» сегодня мы понимаем такое состояние деятельности, благодаря которому увеличивается уверенность в себе, укрепляется вера в свою способ­ность «творить», стремиться к конкретной нравственной цели. Эта уверенность вовлекает в сферу художественного твор­чества многих талантливых людей, которые готовы отдать этой деятельности свое свободное время. Любительские занятия обогащают общество новыми творческими личностями. В результа­те ими создаются материальные и духовные ценности. По наше­му мнению, в процессе любительской деятельности человек создает свою микросреду, тем самым снимая напряжение, стрессы. Любительство - это своеобразный уход от однообразия реальности. Оно не связано с реализацией достижений в профессио­нальной деятельности. Однако любительство - это не только отдых, но и труд, так как индивид в результате рекреации занят трудом. Это активное расслабление, переключение на ту сферу, которая не затронута основным видом жизнедеятельности чело­века, его профессией. Любитель - творец - «сам себе хозяин», «сам себе режиссер», создающий свой собственный мир, прояв­ляющийся в индивидуальных и массовых формах. Создаваемый в процессе творчества мир связан с повседневной реальностью и внутренним субъективным миром человека. Творческая необходимость, представляющая внутреннее состояние человеческого познания, выражается в способности воображения и является одним из путей к художественному воспитанию.

Уже с XVIII века активно начинает развиваться любительское художественное творчество, в организованной деятельности которой отмечается активное участие интеллигенции. Вторая половина ХЕК века отмечается активизацией различных обществ любителей искусства, при которых создаются творческие мастер­ские, возникают литературные объединения, кружки, студии и т.д.

Широко распространенные сегодня термины «любительское творчество» и «художественная самодеятельность» впервые появились в конце XIX века и характеризовали значительный интерес различных слоев русского общества к художественному творчеству. Связано это было с массовым внедрением в культуру и быт русского общества организованных форм занятий различ­ными видами любительского искусства (театры, духовые орке­стры и оркестры народных инструментов, хоры, изобразительное искусство, прикладное творчество). Это была широко спланированная программа включения народных масс в различные виды творчества, так как именно в нем можно было найти пути выхода из кризиса в решении многих социальных проблем (борьба с пьянством, безработица). В рамках народного художественного творчества уже тогда появилось многообразие форм и жанров, таких, как массовые гуляния, ярмарки, театрализованные пред­ставления, частушки, народные пляски, народное инструмен­тальное исполнительство, камерные пьесы, куплетные песни и многое другое. Сюда же можно отнести организуемые праздники и выставки, где непосредственное участие принимали любители, выступавшие в качестве организаторов всевозможных направле­ний деятельности в культуре. Они оказывали влияние на различ­ные стороны жизни, как участников, так и зрителей. Богослуже­ния, обряды, «процессии дураков», «встречи поста и масленицы», ярмарки с балаганами, с выступлениями фокусников и жонглеров, кукольные представления на постоялых дворах и в тавернах, выступления ораторов, проповедников, застольные речи и песни - все это можно причислить к искусству средневековья, поскольку искусство тогда естественно и стихийно впле­талось в быт. Господствовала стихия ремесла и фольклора, фольклор - всегда прикладное искусство, ибо никогда не обо­собляет себя от повседневности».


Многие исследователи приходят к мнению, что именно фольклор является одной из начальных форм художественной культуры, существующей на профессиональном и любительском уровне творчества. Этой же точки зрения придерживается и Э.Е. Алексеев, который отмечает, что «самодеятельность в фор­ме фольклора и любительства выполняет важную культурно-творческую роль. В ее рамках рождаются новые художественные ценности, она вносит огромный вклад в социальную организа­цию общества: благодаря нормально развивающемуся художест­венному творчеству достигаются укрепление общественных свя­зей между людьми и упрочение целостности общества».

Любители - это те, кто «врастает» в сферу культурно-творческой деятельности, где существуют традиции народного художественного творчества. Усвоение культурных традиций и художественных форм деятельности, а именно любительских (пение, музицирование, занятие художественно-прикладным творчеством и т.д.) является ориентиром деятельности любителя. Самодеятельность в процессе познания преобразуется в эстетические убеждения, нормы и принципы поведения. Основным, неизменным ядром его является человеческая индивидуальность, побуждающая личность к движению, стремлению проявить себя в занятиях творчеством. Художественное творчество лю­бителей более всего тяготеет к индивидуальным формам куль-турно-досуговой деятельности, однако может включать и коллективные формы (самодеятельность). Чтобы «временное» любительство превратить в организованное любительское занятие, где состоявшиеся любители или желающие стать таковыми учатся управлять своей фантазией, необходима стабильная подготовительная работа всех социальных институтов, способствующих формированию самодеятельности. Так, в 60-70-е годы появляет­ся множество течений любительского творчества, среди которых можно отметить: «наивное творчество», спонтанную самодеятельность, оригинальную самодеятельность, традиционную, «подражательную» (культовое искусство), репродуктивное творчество, авторское и другие.

Самодеятельные организации, а именно любительские объединения и клубы по интересам, имеют более высокую форму внутри-клубных объединений. В их основе заложено удовлетворение нравственных, внутренних потребностей и способностей личности.

В любительских объединениях оцениваются желание, энтузиазм, включающие человека в организационную деятельность средствами художественного творчества. Увлечение художественным творчеством в таких коллективах формирует новые способности, так как там собираются группы людей, имеющие много общего, независимо от уровня одаренности. Именно «интерес», «страсть» в художественном творчестве могут дать значимый результат, который будет неповторим, оригинален и непосредственен. Его итоговым проявлением являются различные формы представления творчества на суд зрителей, слушателей.

Таким образом, на основании различных подходов к проблеме любительского творчества мы предлагаем собственное определение любительских объединений и клубов по интересам. Любительское объединение - это совокупность любительских знаний, увлечений, источник духовного обогащения личности, где происходит новое последовательное включение творческого аспекта деятельности любителей в процесс социального опыта, в том числе в форме индивидуального членства, при реализации саморазвития и самообразования каж­дого индивида в свободном временном пространстве.

Клубное объединение, или клуб по интересам - это форма совместного удовлетворения социальных и культурных потребностей (групп, близких по интересам; участие в круж­ках, студиях, клубах), при создании условий для духовного об­щения и побуждения к самодеятельному творчеству, где мо­гут самоорганизоваться множество различных любительских объединений.

Очень часто работники учреждений культуры и досуга подменяют любительские объединения и клубы по интересам объединениями кружкового типа.

1. Алексеева Э.Ф. Фольклор в контексте народной культуры. М, 1998.

2. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и " современность. М., 1971.

3. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных тради­ций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

4. Положение о любительских объединениях и клубе по интересам. М.: г - Политиздат, 1986.



Поделиться