Конкуренция на рынке финансовых услуг. Список использованной литературы

Оренбургский институт

Московской государственной юридической академии

Кафедра предпринимательского

права

Защита конкуренции на рынке финансовых услуг.

Выполнила студентка 41 группы

Устимова Юлия.

Оренбург

ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ.

ПЛАН ДОКЛАДА

Вводная часть………………………………………………………………………………….……...2

Различие отношений на рынке финансовых услуг и на товарных рынках….….2

Доминирующее положение………………………………………………………..3

Соглашения на рынке финансовых услуг……………………………………..….4

Создание объединений финансовых организаций……………………………....4

Нормативные акты государственных органов…………………………….…..…5

Недобросовестная конкуренция……………………………………………...……6

Государственный контроль за концентрацией капитала…………………..…….6

Государственное регулирование деятельности по защите конкуренции на

рынке финансовых услуг……………………………………………………….....7

Ответственность за нарушение законодательства на рынке финансовых

услуг………………………………………………………………………….……..8

список используемой литературы………………………………………………...8

С

татья 10 Гражданского Кодекса содержит запрет использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. Но в силу особенностей разных видов рынков требуется специфический подход в регулировании каждого из них. В этих целях принимаются законы о защите конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг.

1. Чем отличены отношения на рынках финансовых услуг от отношений на товарных рынках. Во-первых, спецификой объекта, по поводу которого они возникают. На рынке товаров обращаются продукты деятельности, предназначенные для продажи или обмена, в том числе работы, услуги. Объектом отношений на рынке финансовых услуг являются финансовые услуги. Они представляют собой деятельность, связанную с привлечением и использованием денежных средств. К финансовым услугам относятся банковские услуги, страховые услуги, услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Во-вторых, спецификой субъекта. На товарном рынке участниками выступают хозяйствующие субъекты, то есть коммерческие организации и их объединения, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Участником на рынке финансовых услуг являются финансовые организации. По сравнению с участниками товарного рынка они обладают специальной правоспособностью. Свою деятельность финансовая организация осуществляет на основании лицензии. К этим организациям относятся банки, страховые организации, лизинговые компании, кредитные организации, осуществляющие операции и сделки на рынке ценных бумаг.

Исходя из описанных особенностей необходимо существование различных законов, регулирующих конкуренцию на этих рынках. Закон “ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” и закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” не могут соотноситься как общий и особенный, но некоторые признаки этого можно выделить. В обоих актах сохранен одинаковый подход к определениям конкуренции, рынка, недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением. Закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” копирует некоторые положения закона “О конкуренции ”. В определении группы лиц и аффилированных лиц он отсылает к законодательству РФ, а закон “О конкуренции” такие определения содержит.

На мой взгляд, в сфере предоставления финансовых услуг можно применять норму закона ”О конкуренции” о недопустимости участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления (ст. 9).

В остальных случаях закон “ О конкуренции ” может регулировать отношения по защите конкуренции на рынке финансовых услуг только в тех случаях, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках. Например, если банк приобретает пакет акций предприятия, доля которого на рынке составляет больше 35 процентов.

2. В соответствии с законом “ О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” Министерство по антимонопольной политике (МАП) приобрело полномочия в финансовой сфере. Так МАП определяет доминирующее положение на рынке финансовых услуг.

Доминирующее положение определяется как объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией (несколькими организациями) на рынке финансовых услуг, дающей ей (им) возможность оказывать влияние на общие условия предоставления финансовых услуг или затруднить доступ на этот рынок другим финансовым организациям. Конкретно доля финансовой организации на рынке не указывается, определен только порядок ее определения и органы которые его определяют.

Методика определения доминирующего положения разрабатывается МАП по каждому рынку в отдельности совместно с ФКЦБ, Центральным Банком РФ, Министерством финансов.

Доля отдельной организации на рынке определяется как отношение суммы ее оборота к общей сумме оборота финансовых организаций. Доля рассчитывается по каждому виду финансовых услуг и в установленных границах рынка.

Само доминирующее положение не является предосудительным, но злоупотребление им запрещено.

3 .Соглашения. Закон различает два вида соглашений: 1) между финансовыми организациями; 2) между финансовыми организациями с одной стороны и государственными органами с другой.

Установлены соглашения, которые разрешены и которые запрещены. Статья 6 запрещает соглашения или согласованные действия финансовых организаций, ограничивающих конкуренцию. Критерий оценки противоправности соглашения тот же что и в законе “О конкуренции ”.

Разрешены соглашения направленные на позитивное регулирование рынка финансовых услуг. Их целью должно быть унификация стандартов деятельности, проведение совместных научных исследований, совместную закупку технических средств для осуществления основной деятельности, использование единых программных и технических средств обработки информации и баз данных. Кроме того, Правительство может предусмотреть и другие, не подлежащие запрету условия соглашений.

Обо всех заключаемых соглашениях требуется уведомить федеральный антимонопольный орган. Исключение составляют соглашения организаций, доля на рынке финансовых услуг которых составляет менее установленного норматива.

Федеральный антимонопольный орган, рассмотрев представленные вместе с уведомлением документы выносит решение. Решение носит обязательный характер для участников соглашения они обязаны выполнить указанные требования.

Соглашения, приводящие к ограничению конкуренции могут быть признаны судам недействительными по иску антимонопольного органа. В соответствии с Гражданским Кодексом возмещаются все убытки, причиненные заключением соглашения.

4. Создание объединений финансовых организаций может осуществляться только после получения предварительного согласия антимонопольного органа. Закон, не дает каких либо исключений, для которых такое согласие не обязательно.

Участники или один из них обязаны направить в антимонопольный орган ходатайство о получении такого согласия в срок 30 дней со дня принятия решения о создании объединения.

Антимонопольный орган должен принять в течение 30 дней одно из следующих решений: о признании объединения правомерным либо ограничивающим конкуренцию. В последнем решении могут содержаться обязательные требования о восстановлении необходимых условий конкуренции на рынке финансовых услуг.

5. Нормативные акты государственных органов. Требования, предъявляемые данным актам общие: они не должны быть направлены на ограничение конкуренции, создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемляющих интересы других финансовых организаций. Исключения устанавливаются законодательством РФ.

Своеобразное исключение содержится в рассматриваемом законе. Это привлечение финансовых организаций для осуществления отдельных операций со средствами бюджетов. Перечень таких организаций определяется путем проведения открытого конкурса.

Такой конкурс должен проводится во всех случаях не зависимо от уровня бюджета, со средствами которого предполагается осуществлять операции. Определены единые требования к порядку проведения конкурса, который определяется органом власти соответствующего уровня согласованно с антимонопольным органом.

Для проведения конкурса необходимо утвердить порядок его проведения, порядок организации и деятельности конкурсной комиссии, единые требования к участникам, являющиеся предпосылкой справедливого проведения конкурса. Участники конкурса должны быть ознакомлены с правилами его проведения в приемлемый срок. Ограничения, прекращение доступа, исключение из состава участников допускается только в случае нарушения ими правил проведения конкурса.

Для обеспечения равного доступа к участию в конкурсе ни одному из участников не могут быть созданы преимущественные условия, например доступ к конфиденциальной информации, уменьшение платы за участие в конкурсе. Афилированные лица рассматриваются как один участник.

В целях объективного проведения конкурса и оценки его результатов запрещено совмещать деятельность по организации конкурса с деятельностью по участию в нем в любом качестве.

Открытый конкурс проводится на альтернативной основе, то есть число его участников не может быть менее двух.

6. Недобросовестная конкуренция. В законе “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг ” сохранен традиционный подход к определению недобросовестности конкуренции.

7. Государственный контроль за концентрацией капитала.

Законом введен термин концентрации капитала. Под концентрацией капитала понимается слияние, присоединение финансовых организаций, приобретение ими активов или акций (долей в уставном капитале) друг друга, а также приобретение третьими лицами активов или акций (долей в уставном капитале) финансовой организации.

Государственный контроль осуществляется в случаях:1) приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20 процентов акций (долей в уставном капитале), активов, величина активов превышает величину, установленную Правительством. Приобретение может быть результатом одной или нескольких сделок. 2) приобретение прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее предпринимательской деятельности или осуществлять функции ее исполнительного органа. Основанием приобретения могут быть договор о доверительном управлении, договор о совместной деятельности, договор поручения и т.п.

3) создание финансовой, изменение уставного капитала, слияние, присоединение финансовых организаций.

В зависимости от того превышает ли размер уставного капитала, активы, акции размер, установленный Правительством, различается порядок контроля за названными сделками. При превышении размера требуется предварительное согласие антимонопольного органа, то есть осуществляется предварительный контроль. Если размер не превышает установленный, то антимонопольный орган уведомляется после совершения сделки, в течение 30 дней.

Список документов предъявляемых при уведомлении и для получения предварительного согласия, одинаковый. Предоставления иных документов антимонопольный орган требовать не вправе. В случае не предоставления достоверных документов в ходатайстве о получении предварительного согласия отказывается.

Предоставленные документы рассматриваются в течение 30 дней, о результатах рассмотрения сообщается участникам сделок. Антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: об отклонении либо удовлетворении ходатайства о получении предварительного согласия на совершения сделок, решение о признании сделок правомерными либо ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг.

Отклонение ходатайства о получении предварительного согласия возможно, если его удовлетворения может привести к усилению, возникновению доминирующего положения либо ограничению конкуренции. В таком решении могут быть указаны требования, при исполнении которых такое ходатайство удовлетворяется. Ходатайства также могут быть удовлетворены, если несмотря на ограничение конкуренции на финансовом рынке участники сделки докажут, что положительный эффект превысит негативные последствия, или если они докажут, что владение акциями связано исключительно с получением дохода по ним, а не управлением организацией или иным воздействием на ее деятельность.

Сделки, приводящие к ограничению конкуренции, возникновению или усилению доминирующего положения на финансовом рынке, совершенные без соблюдения установленного порядка, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

8. Государственное регулирование деятельности по защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию осуществляется МАП совместно с соответствующим органом в зависимости от вида рынка. Это Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Центральный банк, Министерством финансов. МАП и названные органы координируют свою деятельность на основе функционального распределения обязанностей, соответствующей специализации, разграничения ответственности.

Закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг ”подтвердил полномочия права и обязанности, указанные в законе “О конкуренции ” и в отношении финансового рынка.

9. Ответственность за нарушение законодательства на рынке финансовых услуг.

Ответственность возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов, местного самоуправления (их руководителей), финансовые организации (их руководителей), граждан, индивидуальных предпринимателей. Кроме обязанности выполнить законные требования антимонопольного органа на них могут быть наложены штрафы.

Размеры штрафов закон не определяет. По-видимому, конкретные суммы должны быть определены Кодексом об административных правонарушениях.

Кроме гражданско-правовой и административной ответственности предусмотрена уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

© Устимова Ю. 1999 г.

Финансовая услуга - деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц: осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.

Рынок финансовых услуг - сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям. Включает: рынок ценных бумаг, рынок банковских услуг, рынок страховых услуг, рынок иных финансовых услуг.

Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции, регулируются Законом о конкуренции на финансовых рынках, иными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также нормативными актами федерального антимонопольного органа, нормативными актами ЦБ РФ ц нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные антимонопольным законодательством РФ, то применяются правила международного договора.

§ 12.5.1. Доминирующее положение финансовой организации

Финансовая организация - юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг, аффилированное лицо и группа лиц финансовых организаций, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основе соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг.

Доминирующее положение финансовой организации - объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией (несколькими финансовыми организациями) на рынке финансовых услуг, дающий ей (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг или затруднять доступ на этот рынок другим финансовым организациям.

Доминирующее положение финансовой организации на рынке финансовых услуг определяется федеральным антимонопольным органом по согласованию с другими федеральными органами, осуществляющими соответственно регулирование на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг, рынках иных финансовых услуг.

Доля финансовой организации на рынке финансовых услуг - сумма оборота по виду финансовых услуг, общая сумма финансовых услуг в определенных границах рынка.

Закон о конкуренции на финансовых рынках запрещает злоупотребление финансовой организацией доминирующим положением, в том числе такие ее действия, как:

Включение в договор дискриминационных условий, которые ставят финансовую организацию - партнера по договору в неравное положение по сравнению с другими финансовыми организациями;

Согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, в которых финансовая организация - партнер не заинтересована;

Установление при заключении договора необоснованно высокой (низкой) цены на предоставляемую финансовую услугу.

§ 12.5.2. Правовые меры преодоления ограничений в конкуренции и недобросовестной конкуренции

Антимонопольное законодательство запрещает:

Неправомерные соглашения или согласованные действия финансовых организаций, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг;

Создание объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций, ограничивающих конкуренцию на рынке финансовых услуг;

Принятие федеральными органами исполнительной власти. Центральным банком РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативных правовых актов и совершение ими действий, направленных на ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг;

Недобросовестную конкуренцию.

Закон о конкуренции на финансовых рынках вводит в целях преодоления ограничений в конкуренции:

Контроль за правомерностью соглашений и согласованных действий финансовых организаций на рынке финансовых услуг;

Конкурсный отбор финансовых организаций, привлекаемых для осуществления операций со средствами соответствующего бюджета.

Контроль за неправомерными соглашениями и согласованными действиями финансовых организаций (схема 12.6). Не допускаются и признаются полностью или частично недействительными достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия финансовых организаций между собой либо с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг, с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и с любыми юридическими лицами (за исключением соглашений или согласованных действий финансовых организаций с ЦБ РФ), если такие соглашения или согласованные действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг, в том числе если они прямо или косвенно направлены на:

Установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок, доплат, наценок, процентных ставок;

Повышение, снижение или поддержание цен на торгах;

Раздел рынка финансовых услуг по территориальному принципу, по видам предоставляемых услуг либо потребителям;

Ограничение доступа на рынок или устранение с него других финансовых организаций;

Установление необоснованных критериев членства, являющихся барьерами при вступлении в платежные и иные системы, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут предоставить своим потребителям необходимые финансовые услуги, чтобы конкурировать на рынке финансовых услуг.

Обо всех соглашениях или принятых решениях о согласованных действиях финансовые организации направляют уведомления в федеральный антимонопольный орган, за исключением соглашений или согласованных действий, имеющих либо могущих иметь в совокупности долю на рынке финансовых услуг менее норматива, установленного Правительством РФ.

Схема 12.6. Алгоритм контроля за соглашениями, согласованными действиями финансовых организаций, ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг

ФАО - федеральный антимонопольный орган.

В скобках - статья Федерального закона «О защите

конкуренции на рынке финансовых услуг»

По результатам рассмотрения уведомления федеральный антимонопольный орган принимает мотивированное решение о признании соглашения или согласованных действий финансовых организаций правомерными либо ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг.

При необходимости может быть назначена дополнительная проверка уведомления.

В случае признания соглашения или согласованных действий неправильным, его участники обязаны по требованию федерального антимонопольного органа либо расторгнуть заключенное соглашение, либо прекратить совершение указанных согласованных действий, а также выполнить иные законные требования, предусмотренные решением федерального антимонопольного органа о восстановлении необходимых условий конкуренции на рынке финансовых услуг.

Федеральный антимонопольный орган может изменить свое решение по уведомлению или назначить дополнительную проверку в случаях, если:

Произошли изменения в фактах, послуживших основанием для принятия решения;

Участники соглашения или согласованных действий нарушают предъявленные к ним требования;

Принятое решение основывается на недостоверной информации, полученной от участников соглашения или согласованных действий.

Соглашения или сделки, совершенные в результате согласованных действий финансовых организаций, приводящие к ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг, могут быть признаны недействительными полностью или частично в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа.

Убытки, причиненные в результате заключения соглашения или ведения согласованных действий, ограничивающих конкуренцию и (или) ущемляющих интересы потребителей на рынке финансовых услуг, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за созданием объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций. Создание объединений финансовых организаций осуществляется только после получения по их ходатайству предварительного согласия федерального антимонопольного органа.

В случае, если при рассмотрении ходатайства и всей необходимой для принятия решения информации будет признано, что создание объединения (ассоциации, союза) ограничивает конкуренцию на рынке финансовых услуг, финансовые организации, участвующие в указанном объединении (ассоциации, союзе), обязаны по требованию федерального антимонопольного органа изменить условия его создания, а также выполнить иные законные требования федерального антимонопольного органа о восстановлении необходимых условий конкуренции на рынке финансовых услуг.

Действия финансовых организаций по созданию объединений (ассоциаций, союзов), приводящие к ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг, могут быть признаны недействительными полностью или частично в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа. Убытки, причиненные в результате таких действий, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством.

Неправовые действия органов исполнительной власти и управления. Не допускается принятие нормативных правовых актов органов исполнительной власти, ЦБ РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг.

Им также запрещается:

Необоснованно препятствовать созданию новых финансовых организаций на рынке финансовых услуг;

Ограничивать иначе, как на основании федерального закона, доступ финансовых организаций на рынок финансовых услуг или устранять с него финансовые организации;

Препятствовать деятельности финансовых организаций на рынке финансовых услуг;

Устанавливать нормы, ограничивающие потребителям финансовых услуг выбор финансовых организаций, которые их представляют;

Предоставлять одной или нескольким финансовым организациям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном и том же рынке финансовых услуг.

Недобросовестная конкуренция. Недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг - это действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота, причиняющие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям-конкурентам на рынке финансовых услуг либо наносящие ущерб их деловой репутации. Такими действиями в том числе признаются:

Распространение ложных, неточных или искаженных сведений;

Некорректном сравнение своих услуг с услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями;

Получение, использование и разглашение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством.

Закон о конкуренции на финансовых рынках запрещает недобросовестную конкуренцию.

Органы исполнительной власти и управления привлекают финансовые организации для участия в проведении открытого конкурса для осуществления отдельных операций со средствами федерального, регионального, местного бюджета. Порядок проведения такого конкурса соответствующие органы исполнительной власти и управления согласовывают с федеральным антимонопольным органом. Этот порядок должен, в частности, предусматривать, что.

Оренбургский институт

Московской государственной юридической академии

Кафедра предпринимательского

Доклад

Защита конкуренции на рынке финансовых услуг.

Выполнила студентка 41 группы

Устимова Юлия.

Оренбург

ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ.

ПЛАН ДОКЛАДА

Вводная часть………………………………………………………………………………….……...2

Различие отношений на рынке финансовых услуг и на товарных рынках….….2

Доминирующее положение………………………………………………………..3

Соглашения на рынке финансовых услуг……………………………………..….4

Создание объединений финансовых организаций……………………………....4

Нормативные акты государственных органов…………………………….…..…5

Недобросовестная конкуренция……………………………………………...……6

Государственный контроль за концентрацией капитала…………………..…….6

Государственное регулирование деятельности по защите конкуренции на

рынке финансовых услуг……………………………………………………….....7

Ответственность за нарушение законодательства на рынке финансовых

услуг………………………………………………………………………….……..8

список используемой литературы………………………………………………...8

С

татья 10 Гражданского Кодекса содержит запрет использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. Но в силу особенностей разных видов рынков требуется специфический подход в регулировании каждого из них. В этих целях принимаются законы о защите конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг.

1. Чем отличены отношения на рынках финансовых услуг от отношений на товарных рынках. Во-первых, спецификой объекта, по поводу которого они возникают. На рынке товаров обращаются продукты деятельности, предназначенные для продажи или обмена, в том числе работы, услуги. Объектом отношений на рынке финансовых услуг являются финансовые услуги. Они представляют собой деятельность, связанную с привлечением и использованием денежных средств. К финансовым услугам относятся банковские услуги, страховые услуги, услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Во-вторых, спецификой субъекта. На товарном рынке участниками выступают хозяйствующие субъекты, то есть коммерческие организации и их объединения, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Участником на рынке финансовых услуг являются финансовые организации. По сравнению с участниками товарного рынка они обладают специальной правоспособностью. Свою деятельность финансовая организация осуществляет на основании лицензии. К этим организациям относятся банки, страховые организации, лизинговые компании, кредитные организации, осуществляющие операции и сделки на рынке ценных бумаг.

Исходя из описанных особенностей необходимо существование различных законов, регулирующих конкуренцию на этих рынках. Закон “ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” и закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” не могут соотноситься как общий и особенный, но некоторые признаки этого можно выделить. В обоих актах сохранен одинаковый подход к определениям конкуренции, рынка, недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением. Закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” копирует некоторые положения закона “О конкуренции ”. В определении группы лиц и аффилированных лиц он отсылает к законодательству РФ, а закон “О конкуренции” такие определения содержит.

На мой взгляд, в сфере предоставления финансовых услуг можно применять норму закона ”О конкуренции” о недопустимости участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления (ст. 9).

В остальных случаях закон “ О конкуренции ” может регулировать отношения по защите конкуренции на рынке финансовых услуг только в тех случаях, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках. Например, если банк приобретает пакет акций предприятия, доля которого на рынке составляет больше 35 процентов.

2. В соответствии с законом “ О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” Министерство по антимонопольной политике (МАП) приобрело полномочия в финансовой сфере. Так МАП определяет доминирующее положение на рынке финансовых услуг.

Доминирующее положение определяется как объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией (несколькими организациями) на рынке финансовых услуг, дающей ей (им) возможность оказывать влияние на общие условия предоставления финансовых услуг или затруднить доступ на этот рынок другим финансовым организациям. Конкретно доля финансовой организации на рынке не указывается, определен только порядок ее определения и органы которые его определяют.

Методика определения доминирующего положения разрабатывается МАП по каждому рынку в отдельности совместно с ФКЦБ, Центральным Банком РФ, Министерством финансов.

Доля отдельной организации на рынке определяется как отношение суммы ее оборота к общей сумме оборота финансовых организаций. Доля рассчитывается по каждому виду финансовых услуг и в установленных границах рынка.

Само доминирующее положение не является предосудительным, но злоупотребление им запрещено.

3.Соглашения. Закон различает два вида соглашений: 1) между финансовыми организациями; 2) между финансовыми организациями с одной стороны и государственными органами с другой.

Установлены соглашения, которые разрешены и которые запрещены. Статья 6 запрещает соглашения или согласованные действия финансовых организаций, ограничивающих конкуренцию. Критерий оценки противоправности соглашения тот же что и в законе “О конкуренции ”.

Разрешены соглашения направленные на позитивное регулирование рынка финансовых услуг. Их целью должно быть унификация стандартов деятельности, проведение совместных научных исследований, совместную закупку технических средств для осуществления основной деятельности, использование единых программных и технических средств обработки информации и баз данных. Кроме того, Правительство может предусмотреть и другие, не подлежащие запрету условия соглашений.

Обо всех заключаемых соглашениях требуется уведомить федеральный антимонопольный орган. Исключение составляют соглашения организаций, доля на рынке финансовых услуг которых составляет менее установленного норматива.

Федеральный антимонопольный орган, рассмотрев представленные вместе с уведомлением документы выносит решение. Решение носит обязательный характер для участников соглашения они обязаны выполнить указанные требования.

Соглашения, приводящие к ограничению конкуренции могут быть признаны судам недействительными по иску антимонопольного органа. В соответствии с Гражданским Кодексом возмещаются все убытки, причиненные заключением соглашения.

4. Создание объединений финансовых организаций может осуществляться только после получения предварительного согласия антимонопольного органа. Закон, не дает каких либо исключений, для которых такое согласие не обязательно.

Участники или один из них обязаны направить в антимонопольный орган ходатайство о получении такого согласия в срок 30 дней со дня принятия решения о создании объединения.

Антимонопольный орган должен принять в течение 30 дней одно из следующих решений: о признании объединения правомерным либо ограничивающим конкуренцию. В последнем решении могут содержаться обязательные требования о восстановлении необходимых условий конкуренции на рынке финансовых услуг.

5. Нормативные акты государственных органов. Требования, предъявляемые данным актам общие: они не должны быть направлены на ограничение конкуренции, создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемляющих интересы других финансовых организаций. Исключения устанавливаются законодательством РФ.

Своеобразное исключение содержится в рассматриваемом законе. Это привлечение финансовых организаций для осуществления отдельных операций со средствами бюджетов. Перечень таких организаций определяется путем проведения открытого конкурса.

Такой конкурс должен проводится во всех случаях не зависимо от уровня бюджета, со средствами которого предполагается осуществлять операции. Определены единые требования к порядку проведения конкурса, который определяется органом власти соответствующего уровня согласованно с антимонопольным органом.

Для проведения конкурса необходимо утвердить порядок его проведения, порядок организации и деятельности конкурсной комиссии, единые требования к участникам, являющиеся предпосылкой справедливого проведения конкурса. Участники конкурса должны быть ознакомлены с правилами его проведения в приемлемый срок. Ограничения, прекращение доступа, исключение из состава участников допускается только в случае нарушения ими правил проведения конкурса.

Для обеспечения равного доступа к участию в конкурсе ни одному из участников не могут быть созданы преимущественные условия, например доступ к конфиденциальной информации, уменьшение платы за участие в конкурсе. Афилированные лица рассматриваются как один участник.

В целях объективного проведения конкурса и оценки его результатов запрещено совмещать деятельность по организации конкурса с деятельностью по участию в нем в любом качестве.

Открытый конкурс проводится на альтернативной основе, то есть число его участников не может быть менее двух.

6. Недобросовестная конкуренция. В законе “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг ” сохранен традиционный подход к определению недобросовестности конкуренции.

7. Государственный контроль за концентрацией капитала.

Законом введен термин концентрации капитала. Под концентрацией капитала понимается слияние, присоединение финансовых организаций, приобретение ими активов или акций (долей в уставном капитале) друг друга, а также приобретение третьими лицами активов или акций (долей в уставном капитале) финансовой организации.

Государственный контроль осуществляется в случаях:1) приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20 процентов акций (долей в уставном капитале), активов, величина активов превышает величину, установленную Правительством. Приобретение может быть результатом одной или нескольких сделок. 2) приобретение прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее предпринимательской деятельности или осуществлять функции ее исполнительного органа. Основанием приобретения могут быть договор о доверительном управлении, договор о совместной деятельности, договор поручения и т.п.

3) создание финансовой, изменение уставного капитала, слияние, присоединение финансовых организаций.

В зависимости от того превышает ли размер уставного капитала, активы, акции размер, установленный Правительством, различается порядок контроля за названными сделками. При превышении размера требуется предварительное согласие антимонопольного органа, то есть осуществляется предварительный контроль. Если размер не превышает установленный, то антимонопольный орган уведомляется после совершения сделки, в течение 30 дней.

Список документов предъявляемых при уведомлении и для получения предварительного согласия, одинаковый. Предоставления иных документов антимонопольный орган требовать не вправе. В случае не предоставления достоверных документов в ходатайстве о получении предварительного согласия отказывается.

Предоставленные документы рассматриваются в течение 30 дней, о результатах рассмотрения сообщается участникам сделок. Антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: об отклонении либо удовлетворении ходатайства о получении предварительного согласия на совершения сделок, решение о признании сделок правомерными либо ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг.

Отклонение ходатайства о получении предварительного согласия возможно, если его удовлетворения может привести к усилению, возникновению доминирующего положения либо ограничению конкуренции. В таком решении могут быть указаны требования, при исполнении которых такое ходатайство удовлетворяется. Ходатайства также могут быть удовлетворены, если несмотря на ограничение конкуренции на финансовом рынке участники сделки докажут, что положительный эффект превысит негативные последствия, или если они докажут, что владение акциями связано исключительно с получением дохода по ним, а не управлением организацией или иным воздействием на ее деятельность.

Сделки, приводящие к ограничению конкуренции, возникновению или усилению доминирующего положения на финансовом рынке, совершенные без соблюдения установленного порядка, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

8. Государственное регулирование деятельности по защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию осуществляется МАП совместно с соответствующим органом в зависимости от вида рынка. Это Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Центральный банк, Министерством финансов. МАП и названные органы координируют свою деятельность на основе функционального распределения обязанностей, соответствующей специализации, разграничения ответственности.

Закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг ”подтвердил полномочия права и обязанности, указанные в законе “О конкуренции ” и в отношении финансового рынка.

9. Ответственность за нарушение законодательства на рынке финансовых услуг.

Ответственность возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов, местного самоуправления (их руководителей), финансовые организации (их руководителей), граждан, индивидуальных предпринимателей. Кроме обязанности выполнить законные требования антимонопольного органа на них могут быть наложены штрафы.

Размеры штрафов закон не определяет. По-видимому, конкретные суммы должны быть определены Кодексом об административных правонарушениях.

Кроме гражданско-правовой и административной ответственности предусмотрена уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

© Устимова Ю. 1999 г.

Другие материалы

    Возможной экономической, фискальной и монетарной политики, - расчетов валового внутреннего продукта и др. Статистика: Развитие международных финансовых отношений и международных сопоставлений потребовало унификации методов составления платежных балансов в различных странах и согласования их с...



  • Разработка системы управления продвижения изделий фирмы на рынок
  • Достижения нормальной цели рыночной деятельности: процветания, т.е. коммерческого успеха. Темой данного дипломного проекта является «Разработка системы управления продвижения изделий фирмы на рынок», понятие которой включает в себя маркетинг. В условиях рыночных отношений эта тема занимает особое...


    ... (или труда). Это самый сложный и деликатный вопрос в наших условиях. В самом деле, десятки лет утверждалось, что в СССР нет и не может быть рынка труда, так как считалось, что рабочая сила не отделена от средств производства, но теперь его создание становится императивом. Эта проблема становится...


  • Развитие конкурентной среды потребительского рынка муниципального образования
  • Количеству и качеству товаров и услуг выступает необходимой составляющей оценки качества жизни населения. Развитие конкурентной среды потребительского рынка в муниципальном образовании способствует созданию эффективных условий для лучшего обеспечения населения услуг торговли и общественного...


    Этапы формирования, структура и тенденции развития. Стратегия развития банковского сектора экономики. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ - совокупность национальных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. Включает в себя два уровня: Центральный...


  • Современный этап развития рынка ценных бумаг в России и задачи регулирования
  • Юридических лиц. В России отсутствует процедура государственного лицензирования деятельности страховых брокеров, которая довольно широко используется за рубежом. Нет также процедуры аккредитации страховых брокеров при тех или иных субъектах отечественного страхового рынка. Страховые брокеры...


    Инструменты рыночной политики; - чередование применения этих инструментов одними конкурентами и ответных мер других конкурентов. Аналогично банковская конкуренция - это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся...


  • Организация страхования в Украине в условиях перехода к рынку
  • В удостоверение заключенного договора страхователю вручается «страховой полис». 2.2 Классификация страхования по форме организации По форме организации страхование выступает как: Государственное страхование – представляет собой организационную форму, где в качестве страховщика выступает...


ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

1. Понятие финансовой услуги. Хозяйствующие субъекты на рынке финансовых услуг

3. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг

1. Понятие финансовой услуги.

Хозяйствующие субъекты на рынке финансовых услуг

Законодательство о конкуренции на товарных рынках появилось в нашей стране почти одновременно с началом рыночных реформ. Но специальный Федеральный закон о защите и регулировании конкуренции в финансовой сфере вступил в силу только в конце 1999 г.

К этому моменту монополизация финансовых рынков значительно усилилась, на многих из них постепенно сложилась олигополия. Олигополия характеризуется тем, что покупателей на рынке обслуживает небольшое число хозяйствующих субъектов. Если на рынке присутствует всего несколько господствующих субъектов, то каждый из них может воздействовать на рыночную цену, получать за счет этого более высокие прибыли и ущемлять интересы других участников рыночных отношений.

Типичным примером усиления монополистических тенденций в финансовой сфере является банковский сектор. Вот лишь несколько статистических данных. На долю пяти крупнейших банков приходится более 40% суммарных активов. Сберегательному банку России, в котором государство имеет контрольный пакет акций, принадлежит свыше 80% рынка вкладов населения. Частные коммерческие банки занимают всего 15% рынка банковских услуг.

Аналогичные тенденции наблюдаются и на страховых рынках. Здесь почти половина страховых взносов приходится на 10 компаний-лидеров, а 86% взносов - на первую сотню фирм.

Поэтому в таких условиях необходима правовая основа для антимонопольного контроля на финансовых рынках, которой стал Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

Закон распространяется на все финансовые рынки. Финансовой услугой признается деятельность по привлечению и использованию денежных средств физических и юридических лиц. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, приводится в Приказе МАП России от 21 июня 2000 г. N 467. К ним относятся:

1) банковские операции и сделки согласно ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности (привлечение денежных средств во вклады, размещение этих средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов и пр.);

2) страховые услуги:

обязательное страхование;

добровольное страхование жизни и иные виды личного страхования;

добровольное имущественное страхование;

добровольное страхование ответственности;

перестрахование;

взаимное страхование;

3) управление ценными бумагами и денежными средствами;

4) негосударственное пенсионное обеспечение;

5) приобретение имущества и передача его в аренду юридическим и физическим лицам (лизинг).

Вряд ли к финансовым услугам можно относить услуги по продаже валюты, включая проведение валютных торгов. Здесь необходимо воспользоваться критерием определения денежного обязательства. Согласно п. 1 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 "О практике применения положений ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами" не являются денежными обязательства, в которых валюта исполняет роль товара.

Хозяйствующими субъектами на финансовых рынках признаются: юридические лица, осуществляющие на основе лицензии банковские операции, предоставляющие услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию; негосударственные пенсионные фонды, их управляющие компании, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, лизинговые компании, кредитный потребительский союз.

Таким образом, хозяйствующими субъектами на финансовых рынках являются организации, обладающие специальной правоспособностью, зачастую осложненной необходимостью получения лицензии. Например, кредитные организации не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Страховщики, напротив, не могут осуществлять банковскую деятельность.

Важно подчеркнуть, что к финансовым организациям не относятся аудиторские компании. Они устанавливают достоверность проведенных финансовых операций, но саму их деятельность нельзя назвать финансовой услугой. Индивидуальные предприниматели также не могут быть признаны хозяйствующими субъектами на рынке финансовых услуг.

2. Особенности доминирования на финансовых рынках

Доминирующее положение финансовой организации - это объем финансовых услуг, которые она предоставляет на рынке, если этот объем услуг дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на данном рынке или затруднять доступ на этот рынок другим организациям. Такова качественная характеристика доминирования.

Доминирующее положение оценивается с учетом:

продуктовых (товарных) границ рынка, т.е. определяется вид финансовой услуги;

географических границ рынка. В данном случае критерием является место предоставления финансовой услуги потребителям. Согласно п. 2 Методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций (см. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194) место предоставления финансовой услуги - это место нахождения финансовой организации, указанное при регистрац



Поделиться