Финансово хозяйственный механизм доу. Анализ состояния и структуры материально-технической базы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Факультет педагогики и психологии детства

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Экономика и финансовая деятельность доу

Учебно-методический комплекс курса

для специальности

050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология»

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – подготовить студентов к организации финансово-хозяйственной деятельности дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях.

Задачи дисциплины:

    ознакомить с нормативно-правовыми документами по организации финансово-хозяйственной деятельности и научить ориентироваться в них;

    сформировать систему знаний о финансово-хозяйственной деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ);

    научить анализировать конкретные ситуации и материалы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность дошкольных образовательных учреждений.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:

Государственную политику в области организации экономической деятельности дошкольных образовательных учреждений;

Источники финансирования дошкольных образовательных учреждений;

Экономические методы управления дошкольных образовательных учреждений;

Организационные условия оказания платных образовательных услуг;

Права дошкольного учреждения на ведение самостоятельной финансово-экономической деятельности;

Требования к учету финансовых и материально-технических средств дошкольных образовательных учреждений;

Перспективные направления развития финансово-хозяйственной деятельности;

Планировать, организовывать и контролировать финансово-хозяйственную деятельность;

Составлять смету расходов на содержание и развитие дошкольных образовательных учреждений;

Использовать методы экономического стимулирования в зависимости от поставленной цели;

Оформлять документацию дошкольных образовательных учреждений, связанную с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности;

Выполнять маркетинговые исследования с целью сохранения и развития деятельности образовательного учреждения.

Извлечение из ГОС ВПО по специальности

Основы организации экономической деятельности дошкольных образовательных учреждений. Хозяйственный механизм. Приемы и методы хозяйствования. Формы и структуры организации экономической деятельности. Сметное финансирование и бюджетное нормирование расходов на дошкольное образовательное учреждение. Смета расходов как финансовый план дошкольного образовательного учреждения. Сметное планирование. Нормативы, расчет нормативов. Внебюджетные средства дошкольного образовательного учреждения. Виды внебюджетных средств. Источники поступления. Предпринимательство в образовании. Предпринимательская деятельность. Бизнес–план. Формы организации предпринимательской деятельности. Организация труда и заработной платы в образовательном учреждении. Единая тарифная сетка. Бухгалтерский учет.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения очная

Вид учебной работы

Номера семестров

Аудиторные занятия:

самостоятельная работа

Всего часов на дисциплину

Текущий контроль

Курсовая работа

(№ семестра)

Виды промежуточного контроля

Форма обучения заочная

Вид учебной работы

Количество часов по специальности050703.65 «Дошкольная педагогика и психология

Номера семестров

Аудиторные занятия:

практические и семинарские занятия

лабораторные работы (лабораторный практикум)

самостоятельная работа

Всего часов на дисциплину

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, № семестров)

Курсовая работа

(№ семестра)

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) – № семестров

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Факультет педагогики и психологии детства

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Организация финансово-хозяйственной деятельности дошкольных образовательных учреждений

Учебно-методический комплекс курса

для специальности

050707.65 – «Педагогика и методика дошкольного образования»

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – подготовить студентов к организации финансово-хозяйственной деятельности дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях.

Задачи дисциплины:

    ознакомить с нормативно-правовыми документами по организации финансово-хозяйственной деятельности и научить ориентироваться в них;

    сформировать систему знаний о финансово-хозяйственной деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ);

    научить анализировать конкретные ситуации и материалы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность дошкольных образовательных учреждений.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:

Государственную политику в области организации экономической деятельности дошкольных образовательных учреждений;

Источники финансирования дошкольных образовательных учреждений;

Экономические методы управления дошкольных образовательных учреждений;

Организационные условия оказания платных образовательных услуг;

Права дошкольного учреждения на ведение самостоятельной финансово-экономической деятельности;

Требования к учету финансовых и материально-технических средств дошкольных образовательных учреждений;

Перспективные направления развития финансово-хозяйственной деятельности;

Планировать, организовывать и контролировать финансово-хозяйственную деятельность;

Составлять смету расходов на содержание и развитие дошкольных образовательных учреждений;

Использовать методы экономического стимулирования в зависимости от поставленной цели;

Оформлять документацию дошкольных образовательных учреждений, связанную с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности;

Выполнять маркетинговые исследования с целью сохранения и развития деятельности образовательного учреждения.

Извлечение из ГОС ВПО по специальности «Организация финансово-хозяйственной деятельности дошкольных образовательных учреждений»

Основы организации экономической деятельности дошкольных образовательных учреждений. Хозяйственный механизм. Приемы и методы хозяйствования. Формы и структуры организации экономической деятельности. Сметное финансирование и бюджетное нормирование расходов на дошкольное образовательное учреждение. Смета расходов как финансовый план дошкольного образовательного учреждения. Сметное планирование. Нормативы, расчет нормативов. Внебюджетные средства дошкольного образовательного учреждения. Виды внебюджетных средств. Источники поступления. Предпринимательство в образовании. Предпринимательская деятельность. Бизнес–план. Формы организации предпринимательской деятельности. Организация труда и заработной платы в образовательном учреждении. Единая тарифная сетка. Бухгалтерский учет.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения заочная

Вид учебной работы

Количество часов по специальности 050707.65 – «Педагогика и методика дошкольного образования»

Номера семестров

Аудиторные занятия:

практические и семинарские занятия

лабораторные работы (лабораторный практикум)

самостоятельная работа

Всего часов на дисциплину

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, № семестров)

Курсовая работа

(№ семестра)

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) – № семестров

Финансовая и хозяйственная деятельность ДОУ.

7.1.ДОУ финансируется учредителем в соответствии с договором между ДОУ и учредителем.

7.2.Финансовые средства образуются из бюджетных ассигнований в расчете нормативного финансирования на одного ребенка и родительской оплаты.

7.3. Должностные оклады работников ДОУ определяются по итогам аттестации на основе ЕТС оплаты труда.

7.4. Устав принимается общим собранием ДОУ.

7.5. В Устав могут вноситься изменения и дополнения, которые подлежат регистрации в качестве дополнений к Уставу.

7.6. Перечень локальных актов: приказы; распоряжения директора детского сада; правила внутреннего распорядка ДОУ; положение о премировании; договор между учредителями и ДОУ (или общий между учредителями и школой); договор между ДОУ и каждым ребенком.

8. Ликвидация и реорганизация ДОУ:

1. по инициативе учредителя;

2. автоматически при невозобновлении в течение 12 месяцев изъятой лицензии;

3. по решению органа, осуществляющего регистрацию ДОУ, в случае невыполнения уставных целевых задач.

Толерантность.

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

1. в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

2. во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

3. в китайском – быть по отношению к другим великодушным;

4. в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

5. в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Толерантность - это милосердие;

Толерантность - это сострадание;

Толерантность - это уважение;

Толерантность - это доброта души;

Толерантность - это дружба.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Есть два пути развития личности:

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Правила толерантного общения:

1. Уважай собеседника

2. Старайся понять то, о чем говорят другие

3. Отстаивай свое мнение тактично

4. Ищи лучшие аргументы

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого

6. Стремись учитывать интересы других

Сплочённый коллектив - чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами, нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все люди были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, вкусы, темперамент и т. д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т. е. быть толерантными.

Важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть. В связи с этими задачами ребенок должен освоить общечеловеческие ценности - культурные, социальные, моральные, лежащие в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребенка к истории, традициям, обычаям своего народа мы вводим его в мир богатой народной культуры.

Присутствие в обществе людей разных национальностей требует особого внимания к вопросу формирования национального самосознания, толерантных отношений. В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Дошкольное детство - это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.

А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо для начала необходимо самим относиться к детям толерантно. Во-первых, не обижать его. Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним. В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости. В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием "разрушительный конфликт" подразумевается противостояние, которое наносит "противнику" ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений. В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т. п. В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.



В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также - это огромная каждодневная работа воспитателей. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие с родителями детей. Воспитатели вряд ли смогут перевоспитать родителей, но могут повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия по отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;

2) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

3) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

4) русские народные подвижные игры, такие как "Гори, гори ясно", "Бояре" и другие; подвижные игры других народов: "Медный пень", "Палка- кидалка", "Смелый всадник" и другие;

5) проведение русских народных праздников, например таких как Масленица, Рождество в соответствии с народным календарем;

6) изучение народных праздников ближайших стран-соседей;

7) знакомство детей с традициями народов разных стран;

9) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

10) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок;

11) встречи с родителями, на которых детям рассказывают о традициях, обычаях своего народа;

12) создание мини-музея "Русская изба";

13) анкетирование родителей - разработка системы занятий, тренингов, семинаров по обучению основам конструктивного общения, по ненасильственному взаимодействию с детьми, воспитанию толерантности.

Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями проводится следующая работа:

Создание ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям (организация поздравления с праздниками, днем рождения) ;

Организация совместной деятельности родителей и детей (проведение совместных дел, праздников, походов в лес, подготовка к проектам) ;

Выполнение творческих семейных заданий (докладов, рассказов о семье, о доме, о профессиях родителей) ;

Традиционные совместные чаепития по пятницам (изготовление салатов, накрывание столов, совместные беседы) .

Наиболее эффективными формами работы с семьей являются индивидуальные беседы, консультирование, проведение тренингов по общению и родительские собрания.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ И НЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ

«Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учрежде­нии» (п. 3. ст. 47 Закона «Об образовании»).

К предпринимательской деятельности ДОУ относится:

Сдача в аренду помещений и оборудования;

Торговля (например, через маленький магазин, лавку или киоск, продающий товары детского ассортимента, или отдел комиссионных товаров);

Оказание посреднических услуг;

Получение доходов (дивидендов, процентов) от акций, облигаций и других ценных бумаг;

Проведение мероприятий, сделок, работ и услуг, приносящих доход.

Например, сельские ДОУ могут заключать договора с родителями на выращивание зелени и овощей в счет родительской платы.

В предпринимательскую деятельность , которая осуществляется на базе ДОУ его сотрудниками, входит также «индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов» (ст. 48). Она подлежит регистрации в соответствии с законодательством РФ. Чаще всего в этом случае речь идет об оказании дополнительных услуг. Они относятся к непредпринимательской деятельности ДОУ (это некоммерческая деятельность ДОУ).

«Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятию, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными об­разовательными стандартами» (п. 1. ст. 45). Поэтому оказание ДОУ дополнительных образовательных услуг, «привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет учредителя» (п. 9 ст. 41). Однако «платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет» (п. 3, ст. 45). Между тем, по статистике, каждым пятым образовательным учреждением допускается привлечение средств родителей на дополнительные услуги, оказываемые в рамках основных образовательных программ, что недопустимо. Если образовательные услуги предоставляются детям, не посещающим ДОУ, то это возможно. Стоимость и условия их оплаты при этом будут иными.


Платные дополнительные образовательные услуги являются частью хозяйственной деятельности ДОУ и регулируются Законом Российской Федерации «Об образовании» и Уставом ОУ. Информация об оказании таких услуг содержится в следующих документах:

Приказ Министерства образования РФ от 21.07.95 г. № 52-М4;

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования»;

Приказ МО РФ № 864 от 15.03.02 г. «Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования».

Для организации платных дополнительных образовательных услуг образовательным учреждениям необходимо:

1. Изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент воспитанников.

Все платные дополнительные образовательные услуги ДОУ делятся на:

Оздоровительные услуги: услуги, направленные на охрану и укрепление здоровья детей: закаливание, гигиенические процедуры, использование воздушных и водных процедур, занятия аэробикой, плавание, лечебное питание, изменение технологии приготовления блюд для отдельных детей и т. д.

Медицинские услуги: профилактические и лечебные мероприятия и процедуры (в том числе коррекция физического развития). Данная сфера интересует родителей детей с ослабленным здоровьем, часто болеющих, а также имеющих те или иные проблемы в психофизическом развитии. Детям предлагается медицинская помощь врачей-специалистов, ЛФК и массаж, дыхательная гимнастика, ингаляции, физиотерапевтические процедуры (под руководством медицинских работников), стоматологическое обслуживание, психотерапия и т. д.;

Развивающие услуги: различные формы и методы специального обучения (в том числе коррекция психического развития). Родителей воспитанников ДОУ привлекают такие услуги, как занятия по развитию изобразительного творчества детей, обучение иностранному языку, занятия в танцевальной или хореографической студии, ритмикой, обучение игре на музыкальных инструментах, занятия сценическим искусством и др.;

Организационные услуги: улучшение условий пребывания и питания (в том числе лечебное питание и т. д.), специальное оснащение. Например, выдача на дом блюд детской кухни, оснащение групповых помещений Монтессори-материалом или оборудованием ЛЕГО, организация автобусных экскурсий, обслуживание тревожной кнопки и дежурство по пропускному режиму и т. д.

Например, существует перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых дошкольными государственными и муниципальными учреждениями Московской области на платной основе.



Поделиться