Цитаты о семье и детях. Подростковый возраст и неврозы

"Известно, в мире все лишь суета сует: Будь весел, не горюй, стоит на этом свет. Что было, то прошло, что будет - неизвестно, - Так не тужи о том, чего сегодня нет. " Рубаи Омара Хайяма

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: Стремление повысить уровень собственной педагогической культуры, овладеть знаниями, умениями и навыками в этой сфере. Желание применять собственный педагогический опыт для воспитания детей, для развития их творческих, умственных и социальных способностей.

Увлечения: отдых на море, рыбалка

Регион: Москва

Место работы: Гимназия 1591 СП 1693

Код для вставки ссылки на мой сайт на другие сайты:
Мой У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. (Ж.-Ж. Руссо)

Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в самом ребенке, с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «Я» и отделил себя от окружающего мира.

(Д.И.Писарев)

Дети - не только счастье наше,
Дети - не только заразительный смех,
Они и природные учителя наши,
Что преподносят нам большой успех.

Они наши пытливые почемучки -
Их интересует всё в жизни этой.
Задают нам вопросы, разводя ручки,
Почему сейчас зима, а не тёплое лето?

Почему слон такой большой и серый,
А собачка маленькая и лает?
Почему сахар у нас такой белый,
Почему так, в нашей жизни бывает?

Мы объясним им доходчиво, грамотно,
Если есть что у нас за душой,
Обсуждаем их вопросы многогранно,
Вкладывая в них свой опыт большой.

О себе

Я – любящий человек! Я люблю детей. У меня прекрасная миссия – дарить свою Любовь детям! И я с большим удовольствием воплощаю её в жизнь, одновременно обучая детей этому прекрасному в мире чувству. «Любить - значит жить жизнью того, кого любишь.» (Л. Н. Толстой). В этих словах и заключается смысл того, зачем ты ежедневно идёшь к детям.

Я – созидатель! Не зря ведь детей называют «цветами жизни», а воспитателей – «садовницами». Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии». Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ. Мне дана возможность «сеять» разумное, доброе, вечное в маленькие души самых прекрасных сокровищ на Земле!

Я – Воспитатель!!! Я горжусь этим! Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии. А что значит для меня быть воспитателем? Не возможность чему-то учить детей, воспитывая их каждый момент, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе сними. Мне нравиться рассуждать об окружающем мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Для меня воспитатель не профессия, не общественное положение, не работа. Быть воспитателем для меня – это значит жить. Каждое утро приходя на работу я вижу глаза своих детей. В одних – настороженность, в других – интерес, в других – надежда, в чьих-то - пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА

Жан Жак Руссо

Бернард Шоу

диалогического сообщества

Описание проекта:

Цель проекта

Задачи:

Целевая аудитория:

Представители организаций:

Сроки реализации проекта:

Новые виды энергии.

БИОЭНЕРГИЯ.

Энергия Растений + + (50%)

Энергия Животных + + + (75%)

Как очистить Северную Двину?

Сети (50%)

Магнит (50%)

Водолазы (50%)

Живая планета.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

Экология

Энергетика

Строительство

Инфраструктура

Нравственность

____________________

____________________

Презентация проектов

Ожидаемые результаты:

Расписание по месяцам

сент. окт. ноябрь дек. янв. февр. март. апр. май
+
+ +
Сбор и обработка вопросов + +
2 октября общий сбор «Четыре моря» + * + + +
Он-лайн «мозговой штурм» +
Создание моделей + +
+
+

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА

У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.

Жан Жак Руссо

Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи.

Бернард Шоу

Рябиновая гроздь – символ единства. Ягоды растут на одной ветке, где нет главной или второстепенной ягоды.

Все ягодки питаются из одной ножки грозди и получают равное количество питательных веществ.

Созревая, ягода падает на землю, дает начало новому дереву, которое снова создает множество таких же гроздьев.

Этот символ мы положили в основу названия и объяснения сути нашего проекта.

У детей еще не сложились жесткие стереотипы отношения к окружающему миру, их сознание открыто для инноваций и генерации идей, объясняющих те явления, которые происходят вокруг них. Они готовы впитывать новое и отдавать свое творчество, не задумываясь о том, что расточают его для других. Сознание ребенка не отягчено житейскими условностями, поэтому он может позволить себе сказать правду там, где взрослый промолчит или солжет. «Устами младенца глаголет истина», – эта библейская мудрость тысячелетиями характеризовала безграничные возможности ребенка. Именно плод творения и создается в символе нашего проекта при создании особых условий в работе с детьми.

В ребячью группу (рябиновая ветвь) вбрасывается некая проблема, которая является вызовом для современного общества, с просьбой предложить ее решение. Нет никаких ограничений на ее разрешение. Сам заказ и процесс его выполнения питает каждого участника проекта, заставляя его развиваться… Поговорим, поспорим, поразмышляем, пофантазируем… предложим целый каскад идей, а может быть и целый механизм решения проблемы. Нарисуем, напишем, оформим в проект и отправим дальше на дозревание следующей грозди: студентам, профильным специалистам, ученым…

Таким образом, развитие идеи происходит с использованием коллективного творения через создание в детской группе отношений диалогического сообщества , которое позволило бы большинству детей сделать качественный скачок в социальном созревании. Отношения диалогического сообщества это отношения доверия, уважения мнения другого, заботы и сотрудничества. Качественный скачок в социальном созревании выражается, прежде всего, в том, что ребенок раскрывает в себе способности, о которых он раньше не знал, и видеть в ткани человеческих отношений те механизмы, которых он раньше не видел.

Описание проекта: в основу данного проекта положен комплексный подход, сочетающий технологии коллективно-творческого воспитания, исторически апробированные на протяжении 50 лет во Всероссийском детском центре «Орленок», и современные технологии групповой модерации. «От предложения каждого к общему делу», «Каждая выдвинутая идея является ценностью сама по себе, а ее автор бесценен для группы». Подобный подход позволяет решать задачи образования и воспитания ребят, их социального созревания, учит работать в группе, вычленять лучшее, закладывать навыки для творческой коммуникации и взаимодействия.

В современном обществе множество проблем, которые необходимо решать миром. От этого зависит развитие общества и каждого человека в нем. Это проблемы экологии культуры, сознания, природы, производства, национальной терпимости, социального неблагополучия и т.п. Проект позволит участникам стать сопричастными к решению этих проблем, а, следовательно, повысит уровень ответственности ребенка в их разрешении. Границ у проекта нет. В нем могут принять участие дети и молодежь всех регионов страны, главное, чтобы рядом с ними был умный и авторитетный педагог, который поможет вычленить проблему и поддержать ребенка во время ее осмысления и выдвижения идей. Только в этом случае, проблема может быть решена на уровне идей в детской группе. Любая фальшь и заигрывание чутко воспринимаются детьми.

Коллективно - творческое воспитание становится одним из условий воспитания у подростков норм коллективного взаимодействия и творческой самореализации в совместной деятельности, направленной на развитие лидерского потенциала, социального опыта, условием социально-педагогической поддержки развития лидерских и гуманитарных возможностей ребят и удовлетворяет целому комплексу потребностей современного подростка в саморазвитии:

Þ когнитивной (познавательная);

Þ креативной (творческая, освоение способов творчества);

Þ коммуникативной (общение со сверстниками и взрослыми, способы совместной деятельности);

Þ гностической (жизненное целеполагание в саморазвитии);

Þ в ценнностно-ориетированном самоопределении;

Þ в объективной самооценке в атмосфере заботы, защищенности и свободы выбора видов деятельности и общения в детском объединении.

При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль педагога. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему ребят – из «контролирующего органа» педагог превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с детьми. Растет доверие к взрослому наставнику, растет его авторитет и уважение. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки педагога по проектированию такой встречи с детьми в рамках Рябинового проекта, знания технологии модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников.

Цели применения модерации – эффективное управление детской группой в процессе обсуждения проблемы, максимально полное вовлечение всех участников в этот процесс, поддержание высокой творческой активности детей на протяжении всей встречи. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени, а также энергии и потенциала всех участников творческого процесса (педагога и детей).

Модерация имеет следующие характеристики:

Сосредоточена на конкретной проблеме;

Ориентирована не на конкуренцию, а на кооперацию;

Исключает формальный контроль и оценку;

Содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы;

Создает психологически комфортные условия для участников встречи.

Творческий продукт группы по обозначенной проблеме оформляется в своеобразный проект, оригинальные действенные модели решения проблем своих регионов в самых разнообразных сферах, которые передаются тем, кто готов его подхватить для дальнейшей детальной разработки: в профильные студенческие группы, группы специалистов, в органы государственной власти, научно-исследовательские институты, на предприятия …

Одной из идей данного проекта является объединение усилий детей и молодежи 4 морей, посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова, как продолжателей традиций великого исследователя с пытливым умом.

Цель проекта – вовлечение детей и молодежи в процессы социального развития общества, направленные на поиск возникающих проблем через творческую разработку проектов и моделей их разрешения

Задачи:

1) Развитие навыков работы в группе;

2) Развитие отношений между регионами;

3) Взаимодействие с предприятиями и организациями;

4) Вовлечение молодежи, не имеющей возможности в повседневной жизни реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал;

5) Дать людям, с ограниченными возможностями, реализовать себя;

Целевая аудитория:

Дети и молодежь 13-16 лет, чувствующие острую потребность в реализации собственного творческого потенциала, готовые взять ответственность за разрешение существующих проблем общества, дети и молодежь с ограниченными возможностями, которые хотят доказать, прежде всего себе то, что они могут быть полезными.

Представители организаций:

АГШШ, МСА, интеллектуальная молодежь (клуб «Что? Где? Когда?), КВНщики, флеш-моберы, воспитанники секций авиа- и судомоделирования.

Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2011 года – май 2012 года

На сегодняшний день в проекте приняли участие:

Ученики 33 школы г.Архангельска, ученики ГНОУ АО «Университетская Ломоносовская Гимназия» г.Архангельска, участники 52 Сбора Старшеклассников, участники Учебы Актива, ДЛО «Бригантина» г. Санкт-Петербург, ученики Детской Христианской школы из США.

Первые итоги «Рябинового проекта»:

Новые виды энергии.

Замечена тенденция ответов, связанных со всем живым (Овощная и фруктовая энергия, деревянная энергия, мозговая энергия, бактоэнергия, энергия человека, энергия разума, Энергия голоса, дыхания, движения, энергия травы, энергия животных, энергия цветов) некоторые идеи повторяются и ни по разу, скорее всего энергия будущего это и естьБИОЭНЕРГИЯ.

Самые популярные предложения:

Энергия человека (энергия разума) + + + + (100%)

Энергия Растений + + (50%)

Энергия Животных + + + (75%)

Как очистить Северную Двину?

Прикрепить ковш к подводной лодке (75%)

Сети (50%)

Магнит (50%)

Водолазы (50%)

Что можно сделать в Арктике из железного мусора?

Загоны разводить животных (50%)

Какую работу я хочу делать в будущем?

Хочется отметить, что большое количество идей было связанно с человеком (Дарить людям счастье, Открывать людей, Лечить людей, Выслушивать людей, Помогать друг другу, Писать сказки…)

Правила общения разумных существ в будущем.

Хочется отметить, что большое количество идей было связанно с человеком и природой, (Уважение, бережливое отношение к природе и к людям, возможность самовыражения, мир без границ..)

Живая планета.

Хочется отметить, что большое количество идей было связанно с человеком и природой (Самореализация, Экофабрики, Жизнь ради жизни, Уничтожение границ, бережное отношение ко всему живому)

Общий итог: Рассмотрев идеи и предложения перед проблемами, можно сказать, что, по предварительным данным, от будущего ждут: энергии от всего живого, хорошего отношения ко всему живому и рационального использования всего живого на планете Земля.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

2.1. Интернет опрос в виде конкурса на лучшее описание проблемы регионов:

Экология

Энергетика

Строительство

Инфраструктура

Нравственность

____________________

____________________

2.2.Отбор и переформулировка лучших вопросов.

3.1. Прием заявок на участие в рабочих группах проекта

3.2.Создание рабочих групп в каждом из регионов, которые отвечают на лучшие вопросы.

Каждая из групп оформляет лучшие идеи. Создает модели, макеты, рисует схемы.

4. Проведение «мозгового штурма» он-лайн.

Презентация проектов

Выявление лучших проектов и моделей

5. Презентация моделей для организаций и предприятий, заинтересованных в развитии исследуемой отрасли с дальнейшей перспективой внедрения данных моделей в производство.

Ожидаемые результаты:

1. Создание инициативных групп в регионах с перспективой дальнейшего сотрудничества;

2. Повышение статуса молодежи и людей с ограниченными возможностями в обществе;

3. Внедрение нестандартных идей в основные отрасли жизни и производства в регионах.

Расписание по месяцам

сент. окт. ноябрь дек. янв. февр. март. апр. май
Сбор организаторов Рябинового проекта +
Размещение рекламы на различных информационных площадках + +
Сбор и обработка вопросов + +
Формирование рабочих групп; 2 октября общий сбор «Четыре моря» + * + + +
Он-лайн «мозговой штурм» +
Создание моделей + +
Презентация для предприятий и организаций +
Подведение итогов Рябинового проекта он-лайн +

Предложенный вам вариант Рябинового проекта не окончательный, он живой, он все время изменяется, как меняется все и всегда во Вселенной. Каждая сессия Рябинового проекта (работа с детьми) начинается с того, что мы определяем наш космический адрес, а в бесконечной Вселенной есть одна единственная константа – это постоянные изменения.

Если вас заинтересовал наш проект, если Вы хотите, как дети свободно и радостно творить (фантазировать, придумывать, генерировать и решать даже самые сложные задачи) мы будем всегда рады помощникам и друзьям.

Недавно я перечитывал «Исповедь» Руссо и, закрыв книгу, задумался: можно ли назвать «учителем жизни» того, кто так плохо справлялся с обустройством своей собственной жизни? Этот уроженец Женевы оставил карьеру ремесленника, которая могла бы принести ему благоденствие, и посвятил себя сочинительству, которое так и не сделало его счастливым. Он бросил своих пятерых детей. Был робким, обидчивым, часто стыдился самого себя, постоянно боялся кому-то не понравиться и совершенно не умел, как мы бы сейчас выразились, «себя поставить». Его эмоциональная зрелость так и осталась под большим вопросом: жену он называл «тетушкой», а любовницу – «мамочкой». Не паханое поле для психоаналитика! В довершение всего в 45 лет его подозрительность и уязвимость обернулись манией преследования. На протяжении двадцати лет он считал себя жертвой заговора собственных друзей.

Учиться жизни у Руссо? Может, лучше пожалеть его? И все же… Его слабости и ошибки были обратной стороной чувствительности – черты характера, которая в нем была развита до предела. Чувствительные люди в наше время могут казаться нелепыми, манерными, наивными и даже глуповатыми, а между тем, настоящая чувствительность – редкое и драгоценное качество. Она – необходимое условие совестливости и восприимчивости, непосредственности и умения сопереживать. Согласимся, этому стоит поучиться.

Его даты

  • 28 июня 1712: родился в Женеве. Мать умерла через 10 дней. Его воспитывали отец и тетушка, потом дядя.
  • 1724-1725: в обучении у нотариуса, затем у гравера.
  • 1728: первая встреча с госпожой де Варанс; работает ее секретарем. Она становится для него матерью, другом и любовницей.
  • 1742: учит музыке и копирует ноты; знакомится с Дидро и энциклопедистами.
  • 1745: сходится с неграмотной белошвейкой Терезой Левассер; она родила ему пятерых детей. Всех их поместили в приют.
  • 1750: пишет «Рассуждение о науках и искусствах», которое выиграло конкурс эссе, объявленный Дижонской академией наук.
  • 1756: начинает работать над «Новой Элоизой».
  • 1757: начало размолвки с Дидро и его друзьями.
  • 1762: напечатаны «Общественный договор» и «Эмиль».
  • 1766: начинает писать «Исповедь».
  • 2 июля 1778: умирает в Эрменонвилле.
  • 1794: останки Руссо перенесены в парижский Пантеон.

Ключи к пониманию

Быть – значит чувствовать

Именно чувства позволяют испытывать настоящую радость от собственного существования. Родившийся в век рационализма, Жан-Жак был счастлив только тогда, когда что-то заставляло его волноваться, содрогаться от ужаса или восторга, воспламеняться или приходить в ярость. Сильные чувства давали ему ощущение резонанса с самим собой, и он неоднократно признавался, что «упивается» ими. За этими переживаниями стоит не только культ своего «Я»; это еще и определенный способ бытия в мире, делающий человека доступным для иного.

Слияние сердец

Для Руссо с его романтическим переживанием мира «жить – значит любить». Другие люди часто вызывают у него умиление, он ищет близости с ними. «Любовь и дружба – вот два кумира моего сердца». Отсюда и его неприязнь к конфликтам и спорам: «Я не могу ненавидеть».

Естественное воспитание

«НЕ ТОТ ЧЕЛОВЕК БОЛЬШЕ ВСЕГО ЖИЛ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ НАСЧИТАТЬ БОЛЬШЕ ЛЕТ, А ТОТ, КТО БОЛЬШЕ ВСЕГО ЧУВСТВОВАЛ ЖИЗНЬ».

Врожденная, природная доброта наиболее отчетливо присутствует у ребенка, и уже поэтому ребенок ближе всего к идеалу Руссо. Кроме того, «у ребенка свое, особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим». Задача воспитателя – оградить детей от влияния неверно устроенного общества и вырастить в уединении гармоничную личность, а для этого сначала воспитывать чувства, а уж потом разум.

Потребность верить

Протестант, затем католик, затем снова протестант-кальвинист, Руссо отличался известной антиклерикальностью и уж никак не был любителем теологических споров, но чувствовал глубокую потребность верить. «Внутреннее чувство» убеждает нас в существовании Бога, и для «сердечной веры» в него не требуется ничего, кроме искренности и умения молиться, не повторяя готовые формулы, а созерцая природу, непосредственно говорящую нам о Создателе. Личная, теплая, толерантная религия, в основе которой – восхищение миром.

Вкус к простым вещам

Руссо сторонится пышности, суеты, салонов и светских бесед, а к деньгам относится свысока: «Ни одна из моих главных склонностей не имеет отношения к вещам, которые можно купить». Что же он любит? Спокойную скромную жизнь, деревню, простую пищу, музыку, пение, чтение книг, прогулки, одиночество. Предпочтения, манящие многих из нас в XXI веке с его суетой и скоростями, манией эффективности и сверхпотреблением, оторванностью от природы…

Об этом

Книги Жан-Жака Руссо

  • «Юлия, или Новая Элоиза», Художественная литература, 1968.
  • «Педагогические сочинения», Педагогика, 1981.
  • «Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя. Рассуждение о науках и искусствах. Рассуждение о неравенстве», АСТ, 2004.
  1. "Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях." Лев Толстой
  2. "Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества. " Теодор Рузвельт
  3. "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, когда его головою овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, – что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье." К. Ушинский
  4. "Ребенок всегда способен преподать взрослому три урока: он весел безо всякой причины, всегда чем-то занят и умеет любой ценой добиваться желаемого". Марк Твен
  5. "Избавь своих детей от разрушающей здоровье музыки." Ф.Углов
  6. "Всякий праздный гражданин является вором." Ж-Ж. Руссо
  7. "Учи своих детей молчать. Говорить они научатся сами".
    Бенжамин Франклин
  8. "У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим." Ж.-Ж.Руссо
  9. "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет." К.Д. Ушинский
  10. "Если учитель предан своему делу и чист, то тысячи детей станут лучше, и нация получит тысячи сформировавшихся личностей, образованных мужчин и женщин с сильным характером." А.-О. Джумсаи
  11. "Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов." Ш. Монтескьё
  12. "Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно". Л.Н. Толстой
  13. "Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела". Л.Н. Толстой
  14. "Но как в настоящее время «воспитывают» подрастающее поколение? Средства массовой информации, свободные от общественного суда и контроля, открыто и непрерывно пропагандируют животную вседозволенность и соответствующую «любовь». Всюду одна мысль: бери от жизни всё, живи для наслаждений. В школах преподносится так называемая валеология, в «спецкружках» - половое «воспитание». Результат такого «воспитания» очевиден. Они не знают и не понимают такой простой вещи, что действительная любовь есть готовность к самопожертвованию, самоограничению, взаимоподдержке во всех сторонах совместной жизни: бытовой, моральной, духовной. Но если же он и она уже с юности приучаются жить, ища только удовольствий, то вступая в брак, они оказываются не просто морально к нему не подготовленными, но, более того, психологически готовыми к измене. Именно такое «воспитание», которому далеко не каждый в силах внутренне противостоять, является одной из важнейших причин колоссального количества разводов сегодня, точнее, откровенных измен."
    А.И. Осипов
  15. "Говорят, что несчастие хорошая школа. Может быть. Но счастие есть лучший университет."
    А.С. Пушкин
  16. "Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом."
    Ян Амос Коменский
  17. "Я пришёл к тезису, который исповедаю и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети, или дети, приведённые в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики."
    А.С. Макаренко
  18. "Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость"
    Ж.-Ж. Руссо
  19. "Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности."
    В.А. Сухомлинский
  20. "Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия - капризность, обидчивость, раздражительность, слезливость, болезненное самолюбие."
    В.А. Сухомлинский
  21. "Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер."
    К.Д. Ушинский
  22. "В наши дни в мире происходит бескомпромиссная борьба за души людей, прежде всего за души юношества."
    В.А. Сухомлинский
  23. "Несчастье – лучший учитель. В несчастье можно многому научиться, узнать цену деньгам, цену людям."
    Бальзак
  24. "Во многих рождается отвращение к учению оттого, что выговоры в устах иных учителей походят на явную ненависть."
    Квинтилиан
  25. "Многие из учителей могут почувствовать трепетный страх, ощущая, что не в состоянии жить по таким высоким стандартам, каких от них ожидают. Но фактически всё, что необходимо, - это желание совершенствоваться и скромность, чтобы осознать свои недостатки."
    Арт-Онг Джумса, " Руководство для учителей"
  26. "От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа"
    Дж. Локк
  27. "В воспитании нет ничего ничтожного"
    Н. Пирогов
  28. "Люди, избалованные в детстве, сохраняют особый отпечаток до конца жизни."
    И.С. Тургенев
  29. "Человек может стать человеком только путем воспитания. Он - то, что делает из него воспитание."
    Кант
  30. "Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста"
    A. Эйнштейн
  31. "Распущенность в манерах всегда влечёт за собой распущенность принципов"
    С. Смайлс
  32. "Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь."
    Ф.М. Достоевский
  33. "Краеугольный камень педагогического призвания – это глубокая вера в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Должно быть терпимым к детским слабостям. Речь идет о мудрой способности понимать и чувствовать тончайшие побудительные мотивы и причины детских поступков"
    В.А. Сухомлинский
  34. "История - это свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины"
    Цицерон
  35. "В деле воспитания Антисфен основным методом считал личный пример учителя. В отличие от большинства античных философов он высоко оценивал воспитательную роль труда, приводя в пример Геракла и его трудовые подвиги. По его мнению, блага человека должны быть результатом его личного труда. Высоко оценивал Антисфен воспитание привычки к преодолению трудностей, замечая, что трудности похожи на собак, они кусают лишь тех, кто к ним не привык. Отсюда и обязательное условие воспитания - закаливание, привитие стойкости, презрения к роскоши, умение переносить лишения, физические неудобства."
    Пискунов А.И., "История педагогики и образования"
  36. "Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества"
    Цицерон
  37. "Все мыслители пришли к тому заключению, что воспитание лучше начинать с колыбели" Н.И. Пирогов
  38. "В воспитании нет ничего ничтожного" Н.И. Пирогов
  39. "Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает." Э. Бомбек
  40. "Не делайте из ребенка кумира; когда он вырастет, то потребует жертв." П. Буаст
  41. "Осмысленная жизнь без определенного мировоззрения - не жизнь, а тягота, ужас." А.П. Чехов
  42. "Глубоко внутри человека дремлют силы – мощь, которая способна потрясти его воображение, об обладании которой он никогда не мог и мечтатъ, такие силы, которые могут полностью преобразовать всю его жизнь, если их организовать и впрячь в работу"
    Марден
  43. "Попутно интересно указать еще на несколько афинских правил «хорошего тона» для детей, принадлежащих к состоятельному обществу. Запрещалось говорить в присутствии взрослых (допускались только ответы на вопросы), запрещалось вообще говорить громко, при ходьбе на улице запрещалось смотреть в лицо прохожим и так далее"
    Жураковский "Очерки по истории античной педагогики"
  44. "Понимаешь, Юань Ло? - сказал Учитель. - Отныне, кого бы ни наказывали, будешь наказан и ты... Правда, в два раза сильнее. Я хочу показать тебе, что такое бремя ответственности. Ты должен делиться
    со своими братьями и сестрами своими радостями, но в то же время и разделять их тяготы."
    Джеки Чан
  45. "... Дисциплина лучше, когда она исходит из внутреннего импульса. Для того чтобы это было возможно, необходимо, чтобы у ребенка или у юноши было стремление (ambition) достичь чего-то сложного и воля совершать усилия для достижения этой цели. Такое стремление обычно вырабатывается кем-то из окружающих. Таким образом, даже самодисциплина зависит, в конечном счете, от стимулов воспитания."
    Б.Рассел
  46. "Я думаю, что невероятная привязанность ребенка к какому-либо одному человеку довольно часто является признаком того, что что-то неладно. Такая привязанность может возникнуть к одному родителю, если другого родителя не очень любят, или к учителю, если не сложились отношения с обоими родителями. В общем это – следствие страха: предметом привязанности является только та личность, которая дает чувство безопасности. Но сама привязанность такого типа в детстве – нездоровое явление. Если такая привязанность существует, то смерть любимого человека вдребезги разбивает жизнь ребенка. Даже если внешне кажется, что все хорошо, каждая последующая любовь будет переживаться с чувством ужаса. Муж (или жена) и дети будут окружены чрезмерной заботой и будут восприниматься бессердечными, когда они будут просто жить своей собственной жизнью. Родители, следовательно, не должны чувствовать удовольствия, если станут предметом такой привязанности. Если ребенок в целом счастлив и имеет дружеское окружение, он без больших трудностей переживет боль любой потери, которая может с ним случиться. Воля к жизни и надежда будут достаточными, чтобы обеспечивать нормальные условия для роста и счастливой жизни."
    Б. Рассел
  47. "Понимаете, в чем дело: растут дети. У меня сын тогда был маленький. Сейчас появился второй. И пацанов - мне их воспитывать. Ему говоришь: «Тренируйся!» - а сам на диване лежишь? Или: «Сынок, не пей!» - а сам пьешь? «Не кури!» - а сам куришь? «Не груби маме!» - а сам ее матом? Больше всего я хочу, чтобы меня дети понимали. Кроме семьи, ничего нет. И у вас, и у всех. Когда случается что-то из ряда вон и остаешься один, тогда понимаешь. Вопрос по большому счету в выживании. Я понимаю, что рано или поздно буду старым. Тренируюсь, чтобы момент оттянуть. И детей воспитываю так, чтобы, когда буду совсем уж плох, кто-то воды принес по-любому."
    Сергей Бадюк
  48. "Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой." М. Ю. Лермонтов

Прогноз при неврозе навязчивых состояний не всегда благоприятный, болезнь имеет волнообразное течение. Родители должны быть готовы к длительному лечению подростка, к изменению, если это надо, всего психологического климата семьи и отношения к ребенку.

Истерия в форме истерических реакций чаще возникает у лиц с психопатическими истерическими чертами характера. Такие подростки во что бы то ни стало стремятся обратить на себя внимание, быть в центре событий, они всегда играют роль, если они знают, что ими любуются окружающие; они могут отличиться, произнести страстную речь, могут совершить и незаурядный поступок, если для этого не требуется длительной подготовки, напряжения и обязательно если будут зрители. В эмоциональном отношении они всегда выглядят младше своих сверстников, чувства их неглубоки, поверхностны, эгоцентричны. Суждения также противоречивы, не отличаются глубиной, но при известных условиях такие подростки на какое-то время приобретают сторонников. При первом знакомстве они могут произвести приятное впечатление. Это служит источником постоянных ошибок при выборе школьного самоуправления и сложной конфликтной ситуации, которая возникает затем в ближайшее время. Поведение и действия их противоречивы, интересы неустойчивы и неглубоки. Они склонны к лживости, с одинаковым успехом могут играть в жизни роль героя и роль несчастного, обиженного. При неудовлетворении их притязаний они с легкостью могут обвинить своих близких, друзей, знакомых, учителя в самых бесчестных поступках. Только ради оригинальности они могут высказывать необычные мысли. Им свойственна повышенная внушаемость и самовнушаемость. Во всех своих неудачах они обвиняют окружающих и прежде всего родителей.

Немалое значение в формировании такой личности имеет воспитание в семье по типу «кумира», «единственной надежды».

Однако истерический невроз возникает не только у лиц с описанными чертами характера, но и у подростков, не имеющих истерических черт в структуре личности, у ослабленных, много болевших, со слабым типом высшей нервной деятельности. Под влиянием психических травм это заболевание может развиться и у мальчиков, и у девочек, но все же среди больных процент девочек несколько выше.

Проявления истерии многообразны, симптомы ее могут быть похожи на симптомы, которые бывают при всех других заболеваниях. Больной истерией болеет так, как он представляет себе ту или иную болезнь. Именно поэтому известный французский психиатр Шарко назвал истерию «великой симулянткой», но все же это тяжелая болезнь, дающая больному, по выражению И. П. Павлова, «условную приятность и желательность». Подросток, имеющий в характере те особенности, о которых говорилось выше, прибегает к истерическому способу реагирования тогда, когда он попадает в трудную жизненную ситуацию, которая не удовлетворяет актуальные для него потребности. Это способ слабой личности добиться желаемого хотя бы посредством болезни. Клинические проявления истерических реакций в различные эпохи были неодинаковыми. Сейчас стали редкими развернутые истерические припадки, совсем исчезли так называемые страстные позы обличителей, не наблюдаются состояния мнимой смерти, истерические проявления поблекли, утратили свойственную им красочность прежних времен.

Проявления истерических реакций условно можно подразделить на несколько групп: двигательные нарушения, изменения чувствительности, расстройства в сфере органов чувств, вегетативные нарушения, речевые нарушения, расстройства сна, психические нарушения.

Двигательные нарушения проявляются в своеобразных параличах, припадках, контрактурах, истерических гиперкинезах (ритмически повторяющихся движениях). Среди истерических параличей чаще встречаются параличи нижних конечностей: ребенок в постели может двигать ногами, но он не может ходить, стоять. Например, у ученика 7-го класса родители утром, перед тем как ему надо было идти в школу, обнаружили такой паралич ног.

Оказалось, что в этот день подростка должны были обсуждать на школьном собрании за совершенные им хулиганские действия. У ученицы наступил внезапно паралич правой руки после того, как она этой рукой дала пощечину учительнице.

Истерические припадки всегда наступают в связи с неудовлетворением. Развертываются они постепенно и сопровождаются яркими эмоциональными переживаниями, сужением сознания, хаотическими движениями, выкриками, слезами, при этом нет потери кожной болевой чувствительности, сохранена реакция зрачков на свет, при падении больные не получают серьезных ушибов (как при эпилепсии). Продолжительность припадка связана с наличием зрителей и их реакцией (чем больше зрителей и больше сочувствия ими высказывается, тем длительнее припадок). После припадка больные не спят, стонут, жалуются.

При истерии часто повышается или понижается болевая чувствительность. Зоны измененной чувствительности не совпадают с нервными окончаниями. Обычно они соотносятся с определенными частями туалета: «болевая чувствительность по типу чулка», или приступы головных болей «как шапка железная надета», или чувство жжения на различных участках тела. Очень часто у подростков при истерии имеются вегетативные нарушения: «истерический ком» - чувство судорожного сжатия в горле, при котором больной не может говорить, глотать и испытывает ощущение комка в горле, истерическая икота, истерическое срыгивание, ощущение непроходимости пищевода, судорожный кашель, ощущение нехватки воздуха, астматические приступы, истерическая рвота, метеоризм, запоры и поносы, повышение температуры тела и др.

Как истерическая реакция у подростков широкое распространение имеют речевые нарушения. Особенно часто встречаются истерическое заикание (оно отличается от других форм заикания), истерический мутизм - отсутствие речи; оно может быть полным (т. е. ребенок вообще не говорит) и может быть избирательным, когда он не говорит только с мнимым обидчиком (с учителем, с кем-то из родителей и др.). При правильном лечении нарушения речи сравнительно быстро проходят, но они могут принять и затяжное течение.

У больных истерией часто бывают приступы гнева, злости, которые сопровождаются разрушительными действиями. Больные рвут на себе одежду, волосы, бьют посуду, кусают руки, плюются, кричат, ругаются, нападают на мнимых обидчиков. Течение отдельных истерических реакций зависит от личности подростка, от особенностей психической травмы и от того, насколько ее удалось устранить. В подавляющем числе случаев истерические реакции заканчиваются благополучно, но возможны рецидивы и затяжное течение. Для устранения истерической реакции большое значение имеют правильная психологическая атмосфера в семье и рациональная система отношений с подростком.

Выше говорилось, что неврозы у подростков - часто следствие неправильного воспитания, что источником ситуаций выступают взрослые, игнорирующие психологические особенности подростка. Неврозы же в свою очередь ведут к обострению отношений между подростком и взрослым в семье и в школе. Из этого «круга» есть один выход: знать и учитывать психофизиологию подросткового возраста, воспитывать детей в тесном контакте с врачом и учителем.

К ОГЛАВЛЕНИЮ >>>



Поделиться