Целевая ориентация управленческих решений. Формирование миссии и целей организации

Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В кибернетике цель обозначает либо желаемое состояние системы, либо достигнутое путем обратной связи.

Ситуацию, в которой происходит принятие решений, характеризует наличие цели. Если цель не поставлена, то не возникает и необходимости принимать какое-либо решение . Основным смыслом деятельности производственных систем является достижение в будущем цели, т.е. желаемого состояния. Процесс принятия решения направлен на достижение цели объекта управления, который представляется в виде траектории движения объекта управления к достигаемой цели.

Целенаправленное изменение совокупности значений показателей, описывающих состояния объекта управления во времени и пространстве, принято называть (по методологии системного подхода) функционированием системы.

Таким образом, роль управленческого решения заключается, во-первых, в изменении состояния системы в направлении достижения цели; во-вторых, может сводиться к изменению самой цели, если она была своевременно некорректно поставлена и все действия (альтернативы) не приводят к ее достижению 127].

Основными характеристиками цели являются: прогноз развития системы, многозначность, неопределенность. Исходя из прогнозного характера, цели подразделяют на кратко-, средне- и долгосрочные. Соответственно этому и решения классифицируют на стратегические (направленные на достижение долгосрочных целей) и тактические (достижение кратко- и среднесрочных целей).

Многозначность целеполагании воплощается в построении дерева целей, которое позволяет увязать общую цель с целями подразделений и их задачами, т.е. установить иерархию целей, ведущих к достижению основной цели.

Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены: генеральная цель (вершина дерева); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней (ветви дерева). Название "дерево целей" связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево.

Дерево целей, построенное по принципу декомпозиции целей во времени и пространстве, представляет собой иерархическую систему задач, решение которых приводит к достижению поставленной цели. Организация согласования целей подразделений может быть представлена схемой, изображенной на рис. 2.1. Цели развития подразделений должны быть связаны с главной целью. Дерево целей совместимо с процессом принятия решений. На рис. 2.1 А – это отклонение показателей конкретной ситуации от заданной цели. Если отклонение превышает нормативное значение, то это является точкой принятия управленческого решения.

Рис. 2.1. Иерархия целей и задач принятия решений

Определенность целей характерна для краткосрочных целей и тактических решений и проявляется в установлении конкретных критериев для объекта управления.

Более отдаленные цели формулируются в более общей форме, являются общим ориентиром при выборе краткосрочных целей и стратегий их достижения.

По количеству установленных критериев различают цели: простые (один критерий, например максимизация прибыли) и множественные (много критериев, например максимизация прибыли и оборота при сохранении минимального числа рабочих мест).

Кроме того, цели и уровни их достижения измеряются: количественно – числовым показателем, качественно – с помощью оценок предпочтения (например, хорошо, удовлетворительно, плохо, номинально – цель достигнута или не достигнута).

Если при постановке цели выдвигается одна простая главная цель, то ее задают в виде экстремума. Оптимальным решением в этом случае будет альтернатива, которая приводит к максимизации уровня достижения экстремально заданной цели при соблюдении установленных ограничений или дополнительных целей. Достижение абсолютного или относительного оптимума можно проверить с помощью расчетов на аналитических моделях, в частности математическим программированием.

Если при постановке цели выдвигается множество ключевых целей, то проблем не возникает до тех пор, пока ключевые цели формулируются как экстремумы и нет конкуренции целей. В этом случае наилучшим решением является альтернатива, которая обеспечивает большую степень достижения целевых показателей при заданных ограничениях.

Если цели конкурируют и к тому же заданы в виде экстремумов, то нужно проверить, какую следующую из имеющегося набора альтернатив необходимо использовать, чтобы получить сравнительно лучшее или компромиссное решение, удовлетворяющее руководство. Причем возможны ситуации, когда альтернативы выбирают из бесконечного множества либо из определенного конечного множества альтернативных решений. Количественно выражаемые цели позволяют использовать для определения результатов их реализации аналитические модели.

Результаты достижения количественно и качественно измеряемых целей могут быть заданы в виде экстремальной оценки (оптимума, максимума или минимума результата), или в виде некоего достаточного (удовлетворительного) предела (достижение удовлетворительного уровня результата), или в виде номинальной оценки, т.е. как достижение либо недостижение некоторого удовлетворительного уровня.

В практике планирования чаще всего встречаются плохо поддающиеся количественному измерению или вовсе количественно не измеряемые цели. Во многих случаях пытаются найти оптимальное решение исходя из постановки экстремальной цели в качестве главной, например, при заданных ресурсах хотят достичь максимальной прибыли или определенной прибыли при минимальных ресурсах.

Качественно выражаемые цели и степень их достижения должны характеризоваться лишь вербально. В этом случае можно говорить только о достижении или о недостижении цели (поминальное измерение), что чаще всего относится к обязательным целям-условиям.

Если главная цель задана качественно в виде предпочтительных оценок, то существует несколько альтернатив ее достижения. В этом случае поиск единственного оптимального решения возможен только через изменение уровня достижения главной цели, что в конечном счете соответствует формулированию экстремальной цели, или через изменение ограничений (дополнительных целей).

Формулирование проблемы с раскрытием и установлением значимых целей или целевых критериев (Z j) называют также требованиями. При этом в первую очередь следует выделить цели-условия, которые должны быть выполнены обязательно, например использование имеющихся транспортных путей, соблюдение действующих законодательных норм, согласие ЛПР. Для прочих целей задаются весовые коэффициенты (коэффициенты важности целей – q j). Если цель может быть разложена на отдельные подцели, то сумма весовых коэффициентов подцелей должна быть равна 1.

Количественно и качественно выраженные цели требуют для приведения в сопоставимый вид некоторой их трансформации и учета субъективно установленных, зависящих от предпочтения ЛПР весовых коэффициентов. Если альтернативы оценивают по их эффектам от достижения количественных и качественных целей, то количественно выраженные эффекты следует перевести по качественной шкале оценки, чтобы добиться сравнимости результатов (например, при оценке целей получения прибыли и обеспечения независимости предприятия). Трансформация всех показателей эффекта от достижения целей по качественной шкале оценки может также потребоваться, если количественно измеряемые цели и эффекты выражаются в разных единицах (например, прибыль – в стоимостных единицах, а мощности или степень их загрузки – в единицах времени либо процентах).

С помощью качественной шкалы оценки эффекты от реализации целей можно суммировать лишь в том случае, когда все стоимостные показатели выражены качественно (например, в баллах: хорошо = 3, удовлетворительно = 2, плохо = 1). Правда, в этом случае снова приходят к количественным, точнее, квазиколичественным, расчетам.

При задании нескольких целей после переведения выраженных количественно показателей степени достижения целей в балльные оценки необходимо перемножить соответствующую балльную оценку степени достижения цели и весовой коэффициент (коэффициент относительной важности) (определение Wijqj) Общий эффект каждой альтернативы исчисляют суммированием полученных взвешенных показателей степени достижения цели.

Рациональное решение может быть принято, если существуют представления о цели, с помощью которых друг с другом могут сравниваться оцениваемые альтернативы действий с точки зрения их последствий. Подобные представления о цели должны быть отражены (более или менее точно) и при формировании модели принятия решений. Только формулировка целевой функции обеспечивает возможность оценки альтернатив. Под целевой функцией понимается формальное или мысленное представление правила принятия решений. Она характеризуется: числом величин, на которые ориентируется ЛПР (область определения целевой функции); функцией предпочтений, ставящей в соответствие альтернативам А а оценки предпочтений Ф(А а) и характеризующей способ оценки определенных результатов или же распределения вероятностей, равно как и критерием оптимизации, определяющим желаемое значение оценки предпочтений (ее максимизацию или определенный уровень запросов).

Если Л ПР осведомлено о состоянии внешней среды и ориентируется исключительно на один показатель цели – Z, формулировка функции предпочтений имеет следующий вид;

Φ(А а) = Ζ α.

Ценность предпочтения альтернативы действий А а равна соответствующей ценности показателя цели Ζ, максимизация ценности предпочтения Ф(А а) эквивалентна максимизации целевой величины.

Представления ЛПР о предпочтениях теоретически могут быть учтены в схеме принятия решения путем формулировки функции полезности, ставящей в соответствие результатам альтернатив определенные показатели полезности. Если обозначить показатели целей как Ζ1, Ζ2,..., Ζ z, то функция предпочтений будет иметь вид

Ф(А а) = U(E a) = U(Z 1a, Ζ 2a, ..., Ζ za).

В особом случае полной независимости полезности отдельных целей функция может быть оценена сравнительно просто. Насколько повысится значение полезности U при росте значений показателей цели Z z (z = 1, 2, ..., Z), определяется в этом случае независимо от воздействий на другие цели. Функция полезности представляет собой в этом случае сумму (является дополнительной):

В общем случае между полезностью как минимум части целей существует зависимость, т.е. оценка цели зависит от успехов в достижении других целей. Оценка зависимости полезности приводит к возникновению сложных проблем при составлении точных функций полезности:

В частности, необходимо найти заменяющие критерии, которые позволяют упростить функцию предпочтений [см. формулу (2.1)].

Миссия и цели организации. Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и, соответственно, о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и составляет очень важную часть принятия и разработки управленческих решений.

Миссия организации . Существуют широкое и узкое понимания миссии. В случае широкого пониманиямиссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организации намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации обычно редко меняется.

В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относи­тельно того, для чего или по какой причине существует организация; то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. Основными группами людей чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:

    собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы;

    сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта, и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;

    покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;

    деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;

    местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитание организации;

    общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.

Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов. Степень проявления в миссии интересов каждого из данных шести субъектов принципиально зависит от того, какие размеры имеет организация, в каком она состоит бизнесе, где расположена и т.п. Наиболее устойчивое, сильное, специфичное влияние на миссию организации, независимо от того, что организация собой представляет, оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. Поэтому миссия организации должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило проявление сочетание интересов этих трех групп людей.

Цели организации . Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, т.е., говоря иначе, цели.Цель - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Невозможно переоценить значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации; наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

По установившемуся мнению, существует два типа целей с той точки зрения, какой период времени требуется для их достижения. Это долгосрочные и краткосрочные цели. На практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного года, и соответственно долгосрочные цепи достигаются через два - три года. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.

В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации (желательное состояние которых выступает в виде общих целей организации), так и по количественной оценке этих параметров. Однако, несмотря на ситуационность в выборе целей, выделяется четыре сферы, применительно к которым организации устанавливают цели, исходя из своих интересов. Этими областями являются:

    доходы организации;

    работа с клиентами;

    потребности и благосостояние сотрудников;

    социальная ответственность.

Как видно, эти четыре сферы касаются также интересов всех влияющих на деятельность организации субъектов, о которых говорилось ранее при обсуждении вопросов миссии организации.

В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархичного построения целей в организации состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структура организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом.

Как говорилось ранее, цели совершенно необходимо для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако, если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований , которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели.

Во-первых , цели должны быть достижимыми. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации.

Во-вторых , цели должны быть гибкими. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении. Менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми внести модификации в установленные цели с учетом новых требований, выдвигаемых к организации со стороны окружения, либо же новых возможностей, появившихся у организации.

В- третьих , цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты.

В-четвертых , цепи должны быть конкретными, обладающими необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен достигать цель. Чем более конкретна цель, тем легче выразить стратегию ее достижения. Если цель сформулирована конкретно, то это позволяет добиться того, что все или подавляющее большинство сотрудников организации будут легко понимать ее, а следовательно, знать, что их ожидает впереди.

В-пятых , цели должны быть совместимыми. Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели - долгосрочным. Но временная совместимость не является единственным направлением установления совместимости целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворительности. Также важно всегда помнить, что совместимости требуют цели роста и цели поддержания стабильности.

В-шестых , цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать.

Естественно, что очень трудно свести воедино при установлении целей разнонаправленные интересы субъектов влияния. Собственники ожидают, что организация обеспечит высокую прибыль, большие дивиденды, рост курса акций и безопасность для вложенных капиталов. Сотрудники желают, чтобы организация платила им высокую зарплату, давала интересную и безопасную работу, обеспечивала условия для роста и развития, осуществляла хорошее социальное обеспечение и т.п. Для покупателей организация должна предоставить продукт по подходящей цене, соответствующего качества, с хорошим обслуживанием и другими гарантиями. Общество требует от организации, чтобы она не наносила ущерба окружающей среде, помогала населению и т.п. Менеджеры должны учитывать вес это и составлять цели таким образом, чтобы в них находили воплощение эти разнонаправленные интересы субъектов влияния.

Установление целей . Процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному. В одних организациях установление целей полностью централизовано, в других же организациях может быть полная децентрализация. Есть организации, в которых процесс установления целей носит промежуточный между полной централизацией и полной децентрализацией характер. Каждый из данных подходов имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки. Так в случае полной централизации при установлении целей все цели определяются самым верхним уровнем руководства организации. При таком подходе все цели подчинены единой ориентации. И это является определенным преимуществом. В то же время у этого подхода есть существенные недостатки, суть одного из которых состоит в том, что на нижних уровнях организации может возникать неприятие этих целей и даже сопротивление.

В случае децентрализации в процессе установления целей участвуют наряду с верхним уровнем и более низкие уровни организации. Есть две схемы децентрализованного установления целей. При одной - процесс установления целей идет сверху вниз. Декомпозиция целей происходит следующим образом: каждый из нижестоящих уровней в организации определяет свои цели, исходя из того, какие цели были установлены для более высокого уровня. Вторая схема предполагает, что процесс установления целей идет снизу вверх. В случае нижестоящие звенья устанавливают себе цели, которые служат основой для установления целей последующего, более высокого уровня.

Как видно, для разных подходов к установлению целей характерно наличие существенных различий. Однако общим требованием к установлению целей является то, что решающая роль во всех случаях должна принадлежать высшему руководству.

Процесс непосредственной выработки целей организации . Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:

    выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении

    установление целей для организации в целом

    построение иерархии целей

    установление индивидуальных целей

Первая фаза . Цели весьма сильно зависят от состояния среды. Ранее, когда обсуждался вопрос о требованиях к целям, говорилось, что они должны быть гибкими, чтобы их можно было менять в соответствии с изменениями, происходящими в среде. Однако из этого никак не следует делать заключения, что цели должны быть привязаны к состоянию среды только путем постоянной корректировки и приспособления к тем изменениям, которые происходят в среде. При правильном подходе к установлению целей руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состояние окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Для этого очень важно выявить тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники. Конечно, правильно предусмотреть всего невозможно. Более того, иногда в окружении могут происходить изменения, которые никак не вытекают из обнаруженных тенденций. Поэтому менеджеры должны быть готовы к тому, чтобы ответить на неожиданный вызов, который им может бросить среда. Тем не менее, не абсолютизируя ситуацию, они должны формулировать цели, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение.

Вторая фаза . При установлении целей для организации в целом важно определить, что из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. Особое значение имеетсистема критериев , которыми пользуются при определении целей организации. Обычно эти критерии выводятся из миссии организации, а также из результатов анализа макроокружения, отрасли, конкурентов и положения организации в среде. При определении целей организации учитывается то, какие цели она имела на предыдущем этапе, и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.

Третья фаза . Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строится как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям.

Четвертая фаза . Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в такой ситуации получают представление не только о том, что им предстоит достичь, но и о том, как результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой мере, их труд будет способствовать достижению целей организации.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. Уже ранее говорилось, что в силу динамизма среды цели могут меняться. Можно подходить к проблеме изменения целей следующим образом: цели корректируются всякий раз, когда этого требуют обстоятельства. В этом случае процесс изменения целей носит сугубо ситуационный характер. Но многими организациями применяется подход систематического упреждающего изменения целей. При таком подходе в организации устанавливаются долгосрочные цели. На базе этих долгосрочных целей вырабатываются детализированные краткосрочные цели (обычно годовые). По достижении этих целей разрабатываются новые долгосрочные цели. При этом в целях учитываются те изменения, которые происходят в среде, и те изменения, которые происходят на уровне требований, выдвигаемых по отношению к организации со стороны субъектов влияния. На основе новых долгосрочных целей определяются краткосрочные, по достижении которых опять происходит выработка новых долгосрочных целей. При таком подходе цели регулярно изменяются. Однако постоянно в деятельности организации присутствуют долгосрочная целевая ориентация, и регулярно проводится корректировка курса с учетом возникающих новых обстоятельств и возможностей.

Как формируются цели. Важнейшая предпосылка успешного применения почти всех приемов и методов управления состоит в знании цели. Как же найти и поставить цель? На этот вопрос можно ответить: исходя из хозяйственной практики предприятия.

В принципе возможны две исходные позиции. Прежде всего, это та позиция, где организация находится, и с которой, учитывая свои возможности, она заглядывает в будущее, составляя своего рода прогноз-пожелание. Исходя из наличной базы, организация задается вопросом, какой результат при имеющихся средствах можно получить за определенное время. Пример: при наличном числе занятых и неизменном объеме машин и оборудования за счет повышения качества управления в течение года можно на 3% снизить издержки производства.

Другая исходная позиция зеркально отражает первую: какие средства потребуются для достижения заданной цели? Пример: если в течение года не удается снизить издержки производства на 5%, неизбежны серьезные негативные последствия. Насколько надо увеличить загрузку оборудования, с тем, чтобы высвободить наиболее дорогие виды средств производства?

В практике хозяйственного управления первый шаг к определению цели делается чаще всего по второму пути. Высшее руководство называет в качестве целевых показатели оборота прибыли, снижения издержек, достижение которых признается необходимым для обеспечения существования предприятия. Эти задания в первой редакции передаются ответственным за их выполнение управляющим, которые оценивают, что означают эти установки для их конкретной работы и работы подчиненных им подразде­лений. Они определяют, в какой мере реально выпол­нение поставленных задач, и направляют свои пред­ложения в новой редакции целей высшему руководству. Не исключено, что указанный челночный процесс многократно повторяется как «сверху вниз», так и «снизу вверх» до тех пор, пока представления о целях не получат реальную и вместе с тем мобилизующую формулировку.

Конфликты целей . При любой постановке целей лица, принимающие решения, почти неизбежно сталкиваются с их противоречием. И не потому, что никогда нельзя достичь всех желаемых целей. Есть цели, взаимно исключающие друг друга. Например, цель сокращения издержек на заработную плату и цель сохранения рабочих мест. В этом случае решение должно приниматься на основе анализа стоимостных параметров этих целей или других методов.

Должна быть ясность в отношении иерархии це­лей. Почти все цели должны быть ранжированы и по значимости, и по времени их реализации в плановом периоде. Необходима ясность и в отношении самой поста­новки цели. Бывает, что проработанные и сформули­рованные цели тем не менее оказываются ложными. Это становится ясно, когда они достигнуты, а удовле­творения нет. Цели должны быть глубоко проду­маны. Это может означать, например, что определен­ному предприятию следует не наращивать объем произ­водства, а заняться качеством продукции, не произво­дить еще больше машин, а улучшить обслуживание уже поставленных моделей и т.д.

И еще одно: если цели ставить перед самим собой, то не возникает проблемы убеждения. А ведь каждый участник задачи должен быть убежден в ее правиль­ности. Это особенно важно для предприятия. Чем боль­ше сотрудников имеют возможность участвовать в вы­боре и постановке цели, тем меньше требуется усилий для их убеждения в дальнейшем. Спущенные цели - это плохие цели, потому что эти «чьи-то цели» никому не интересны, каждый заинтересован в «своих». Хороший управляющий должен добиваться того, чтобы его со­трудники считали поставленные цели своими. Тогда они смогут помочь в их осуществлении.


Для организации процесс выбора мисии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация -- это объединение людей, преследующих определенные цели.

Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации.

Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях.

процесс формирования целей укрупненно представляется тремя этапами:

1) Анализ исходной информации. Анализу подлежат, нормативные документы, различные государственные программы, дынные о территории, схемы развития и размещения производительных сил, мировой и отечественный опыт и т.д.;

2) Написание сценария. Сценарий представляется как инструмент упорядоченности нашего представления о будущем. Систематизация черт этого будущего в едином документе. Систематизация черт этого будущего в едином документе. Сценарий как модель содержит два важных аспекта: а) описание существующих позитивных и негативных тенденций, т.е. разрабатывается модель современного состояния; б) разрабатывается модель будущего состояния. Это анализ тенденций будущего в зависимости от ситуаций которые могут возникнуть и оказать влияние на развитие системы. Общесистемные цели задаются в качественном виде и определяются какими видами деятельности будет заниматься организация. Рассматриваются два варианта представления о будущем:

· Опорное представление, на основе экстраполяции и факторного анализа;

· Целевое представление. То есть, то чего хочет добиться компания в будущем. При этом целевое отношение рассматривается в трех аспектах: писсемистическим, реалистическом и оптимистическом.

Задача сценария состоит в анализе всевозможных ситуаций, выборе наиболее вероятного состояния и путей его достижения.

3) Декомпозиция целей. Основываясь на главных свойствах целей, развертываемости и подчиненности, конечная цель раскладывается на составляющие подцели, таким образом, чтобы коньюнкция этих подцелей определялась в конечную цель. Инструментом с помощью которого осуществляется систематизация целей является модель - “дерево целей”.

6. Метод “дерево целей”

Использование метода дерево целей производится в соеденении с экспертными процедурами. Место ряда экспертных вероятностей и оценок могут занять разнообразные математические модели и оценки, полученные на основе формализованных методов анализа.

Методы анализа и моделирования целей опираются на процедуры декомпозиции, синтеза и оценки. Сначала общие цели сводятся к частным, упорядочиваются в виде дерева целей. Расщепление проводится до целей, поддающихся количественной или качественной оценке. В результате формируется система частных оценочных критериев. В свою очередь, частные критерии сворачиваются в агрегаты для получения оценок более общих целей и упорядочиваются в виде дерева показателей В итоге дерево вербально заданных целей проецируется в некоторое дерево оценочных показателей.

Построение дерева идет “сверху вниз”, от общих целей к частным, путем их дезагрегирования, декомпозиции и редукции. Так, достижение главной цели обеспечивается за счет реализации целей первого уровня.

В свою очередь, каждая из этих целей может быть декомпозирована на цели следующего, более низкого уровня. В основе декомпозиции могут лежать различные основания, например, по областям деятельности, а внутри областей - по подобластям, по элементам организованной структуры, по региональной структуре системы и т.д. Один из основных принципов построения дерева целей - полнота редукции: каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы их совокупность полностью определяла понятие исходной цели. Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты или меняет само понятие исходной цели.

Представление главной цели в виде дерева целей может оказаться неполным, так как могут быть потеряны присущие её свойства. Проблема полноты в этом случае решается за счет квалификации эксперта, формирующего полное описание, и использования более сложных структур, например, путем превращения дерева целей в граф более общего вида. Оценка важности целей может быть выражена в их ранжировании. В этом случае каждой цели приписывается порядковый номер, показывающий её относительную важность для достижения соответствующей цели более высокого уровня. Другим способом является нормирование по значимости. Многие цели по своей природе не поддаются формализации, и, следовательно, их не удается точно измерить. Другие же цели измеримы, но их величины несопоставимы одна с другой. Поэтому, чтобы осуществить общее ранжирование всего дерева целей, используются условные показатели и оценки.

Ранжирование и нормирование целей часто осуществляется на основе метода экспертных оценок. При этом на основе индивидуальных оценок выводят общую усредненную оценку.

Проекция дерева целей в дерево показателей.Цели доопределяются оценочными показателями - и наоборот, оценочные показатели доопределяются целевыми построениями. Рассмотренный выше способ построения частных критериев достижения цели предполагает возможность выделения уже на первом этапе этой процедуры ряда факторов, по которым будет производится количественная оценка степени достижения цели. В случае, когда такое выделение затруднительно, возможно проведение предварительной декомпозиции заданной цели методом “дерева целей”. Соответствующая декомпозиция проводится в этом случае до уровня целей, поддающихся количественной оценке рассмотренным способом. В результате для каждой цели нижнего уровня будет построено отражающее его множество частных критериев. · Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:

· выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;

· установление целей для организации в целом;

· построение иерархии целей;

· установление индивидуальных целей.

Первая фаза. Влияние среды сказывается не только на установлении миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния среды. Ранее, когда обсуждался вопрос о требованиях к целям, говорилось, что они должны быть гибкими, чтобы их можно было менять в соответствии с изменениями, происходящими в среде. Однако из этого никак не следует делать заключения, что цели должны быть привязаны к состоянию среды только путем постоянной корректировки и приспособления к тем изменениям, которые происходят в среде. При правильном подходе к установлению целей руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Для этого очень важно выявлять тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники. Конечно, правильно предусмотреть все невозможно. Более того, иногда в окружении могут происходить изменения, которые никак не вытекают из обнаруженных тенденций. Поэтому менеджеры должны быть готовы к тому, чтобы ответить на неожиданный вызов, который им может бросить среда. Тем не менее, не абсолютизируя ситуации, они должны формулировать цели, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение.

Вторая фаза. При установлении целей для организации в целом важно определить, что из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. Особое значение имеет система критериев, которыми пользуются при определении целей организации. Обычно эти критерии выводятся из миссии организации, а также из результатов анализа макроокружения, отрасли, конкурентов и положения организации в среде. При определении целей организации учитывается то, какие цели она имела на предыдущем этапе и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.

Третья фаза. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям.

Четвертая фаза. Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в такой ситуация получают представление не только о том, что им предстоит достичь, но и о том, как результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой мере их труд будет способствовать достижению целей организации.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и. для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следуют их вечность и неизменность. Уже ранее говорилось, что в силу динамизма среды цели могут меняться. Можно подходить к проблеме изменения целей следующим образом: цели корректируются всякий раз, когда этого требуют обстоятельства. В этом случае процесс изменения целей носит сугубо ситуационный характер. Но многими организациями применяется подход систематического упреждающего изменения целей. При таком подходе в организации устанавливаются долгосрочные цели. На базе этих долгосрочных целей вырабатываются детализированные краткосрочные цели (обычно годовые). По достижении этих целей разрабатываются новые долгосрочные цели. При этом в целях учитываются те изменения, которые происходят в среде, и те изменения, которые происходят в наборе и уровне требований, выдвигаемых по отношению к организации со стороны субъектов влияния. На основе новых долгосрочных целей определяются краткосрочные, по достижении которых опять происходит выработка новых долгосрочных целей. При таком подходе не происходит достижения долгосрочных целей, так как они регулярно изменяются. Однако постоянно в деятельности организации присутствует долгосрочная целевая ориентация и регулярно проводится корректировка курса с учетом возникающих новых обстоятельств и возможностей.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru

УДК 159.923.2

О ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМЕ ЛИЧНОСТИ Лукина Н.Б.

В статье проанализирована проблема целевой направленности и перфекционизма. Особое внимание обращено на типы целей личности и аспекты такого психологического явления как перфекционизм. Определена целевая направленность личности в зависимости от типов перфекционизма.

Ключевые слова: личность, целевая направленность, перфекционализм, психологический подход, психологический феномен.

THE GOAL ORIENTATION AND PERFECTIONISM OF PERSONALITY Lukina N.B.

The article analyses the problem of goal orientation and perfectionism. The special attention is turned on the types of personal goals and aspects of such psychological phenomenon as perfectionism. We have identified that goal orientation of personality depends on types of perfectionism.

Keywords: personality, goal orientation, perfectionism, psychological approach, psychological phenomenon.

Анализируя проблему целевой направленности и перфекционизма в исследованиях иностранных и отечественных ученых, мы пришли к выводу, что перфекционизм как психологический феномен является в целом изученным, особенно иностранными учеными. К сожалению, этого нельзя сказать об исследовании целевой направленности личности, в частности относительно сочетания ее с перфекционизмом.

Цель - идеальное представление результата, который должен быть достигнут в ходе человеческой деятельности. Целевая направленность - это свойство личности ставить перед собой цели, которые будут реализованы в

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru будущем. Каждый человек имеет определенные цели, которые являются разнообразными и индивидуальными. Для кого-то превалируют материальные, для кого-то духовные, но у каждого они свои. Если вспомним пирамиду потребностей А. Маслоу, то увидим, что желание и необходимость их удовлетворения возникает из естественных потребностей человека. Поэтому ставить перед собой цель, можно сказать, это естественная потребность. Цели бывают разнообразные - обусловленные внешне (родители, близкие люди, друзья, педагоги и другие) и свои (те, в которых человек лично хочет добиться успеха). Также цели могут быть явные (ясные и понятные всем) и не явные (плохо понимаем куда двигаемся и каким маршрутом, но цель существует). По времени и длительностью, соответственно - краткосрочные, долгосрочные, периодические.

Целевая направленность личности разрабатывалась Я.В. Васильевым . Им было установлено, что цели на статистическо-достоверном уровне можно разделить на три типа: близкие - которые отражают эгоцентрическую позицию личности; средние - рациональную, а дальние - альтруистическую.

У каждого человека должна быть глобальная, очень большая цель, одна, максимум две. Такие цели характеризуются вечностью и неощутимостью, и растянуты во времени и пространстве. Долгосрочные цели рассчитаны на 5 - 15 лет (завести семью, воспитать детей, купить дом и другие). Среднесрочные цели от 3 месяцев до 3 лет - мелкого масштаба - их может быть достаточно много. Такие цели являются как частью более высших целей, так и самостоятельные. Ежедневные или еженедельные цели также могут быть частью других целей или самостоятельных. Если у человека нет целей, у него отсутствует смысл жизни. Используя терминологию К.С. Станиславского, смысл жизни можно образно уравнять с «сверхзадачей» жизнедеятельности человека. Смыслу жизни так или иначе подчинены все жизненные цели. Главная, решающая цель жизни системно подразделяется на ряд более отдельных целей, а те в свою очередь на еще более отдельные (ситуативные) цели и так вплоть до конкретных поступков повседневной жизни. Это значит,

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru что смысл жизни - не простая совокупность целей, а их иерархия, субординация и координация, определенная система. В то же время смысл жизни как общий должен быть в каждой конкретной цели, раскрываться через нее, хотя некоторые конкретные ситуативные, повседневности цели могут противоречить ему . Перфекционизм (от лат. Perfectus -совершенство) - это учение о возможностях человека и всего человечества к совершенствованию. Перфекционализм предусматривает наличие некоторого абсолютного позитивного образца, стремления приблизиться к которому ставит смысл человеческой жизни .

Таким образом, от того какие цели и как их человек ставит перед собой зависит его смысл существования. Интересно рассмотреть особенности целевой направленности у перфекционистов. Ведь перфекционизм в психологии - это убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь. В патологической форме - убеждение, что несовершенный результат работы неприемлем. Перфекционизм может быть, как «нормальной» характеристикой личности, так и невротическим психическим отклонением от нормы обычного человека.

Можно выделить следующие аспекты данного психологического явления:

Адресованный на себя перфекционизм - постоянная самокритика и стремление к совершенству;

Адресованный к другим людям перфекционизм - завышенные требования к окружающим;

Адресован к миру в целом перфекционизм - убежденность в том, что все в мире должен быть правильно;

Социально приписываемый перфекционизм - потребность отвечать стандартам и ожиданиям других людей.

Рассмотрим и проанализируем особенности целевой направленности у людей с разными типами перфекционизма. Следовательно, появляется вопрос имеют ли цели, например, люди, которым свойственен социально приписываемый перфекционизм? Ответ на данный вопрос, можем рассмотреть

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru с двух позиций. С одной стороны, данный тип перфекционизма заключается в том, что человек пытается соответствовать потребностям и ожиданиям других людей. И если мы обратимся к предварительно рассмотренным видам целей, то увидим, что существует такой тип как внушаемые извне цели (родителями, педагогами и т.д.). Поэтому с этой точки зрения, что социально приписываемый перфекционист имеет именно этот тип целей. С другой стороны, это могут быть и не явные цели, когда человек плохо понимает, зачем эта цель нужна, но существует цель достичь ее, потому что от него это ожидается. Таким образом, по нашему мнению, в любом из этих вариантов человек, которому присущий социально приписываемый перфекционализм, имеет целевую направленность.

Если перфекционализм направлен на себя, то он ставит перед человеком слишком высокие требования к себе. Рассмотрим аспект целевой направленности в этом случае. Из предварительно рассмотренных типов перфекционализма, к данному типу можем отнести позитивное стремление к достижениям. В таком случае, человеку присущая позитивная самооценка, самоактуализация, он четко осознает свою самоэффективность и потому имеет конструктивное стремление к достижениям. Другими словами, это здоровый перфекционализм, когда человек четко ставит перед собой цели и алгоритмически их достигает.

С другой стороны, перфекционализм ориентирован на себя, не всегда является здоровым и нормальным явлением. В данном случае, человек предъявляет к себе очень высокие ожидания из-за того, что основным мотивом его поведения является страх неудачи. Соответственно ставятся слишком высокие цели, и человек не удовлетворяется полученным результатом. Таким образом, люди, которым присущ перфекционализм, ориентированный на себя, имеют целевую направленность, но не всегда она носит здоровый характер и приносит пользу.

Если перфекционализм направлен на других, то это говорит о слишком высоких требованиях к окружающим. В данном случае, также можно говорить о целевой направленности таких людей. Возможно, человек, предъявляя

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru слишком высокие требования к окружающим, таким образом достигает своих целей. Например, если начальник будет создавать строгие условия для своих подчиненных, тогда и показатель эффективности труда будет на высоком уровне. Такая же ситуация в педагогической деятельности - высокие требования к ученикам и как результат - высокая эффективность учебной деятельности. Еще одним примером может быть нереализованная цель или мечта родителей. Например, мать хотела стать чемпионкой мира по бальным танцам, но через травму не смогла достичь этой цели. И как результат, она ставит слишком высокие требования перед своим ребенком в сфере данной деятельности, для того, чтобы он реализовал давнюю матери мечту, не учитывая при этом интересов ребенка. Таким образом, людям которым присущ тип перфекционализма, ориентированного на других, также свойственна своя целевая направленность личности.

Психолог А.А. Лоза в своем исследовании относительно типологий перфекционизма, описывает следующие характеристики людей, которыми присущ этот психологический феномен:

1. Гиперперфекционисты выделяются высокими показателями как стандартов, так и поляризуемого мышления, которое характеризует их как таковых, которые излишне хотят совершенства, ставят слишком высокие цели и не удовлетворяются полученным результатом. Желание достичь идеального образа себя побуждает к чрезмерному стремлению саморазвития. При этом они достаточно оптимистично настроены и ответственные. Однако выраженная поляризация, которая провоцирует слишком жесткую оценку себя и действительности, находит проявление в недостаточно высокой самооценке, не толерантности и умеренной удовлетворенности жизнью.

2. Конструктивные перфекционисты характеризуются сравнительно высоким уровнем стандартов и низким поляризации мышления. Они умеют формулировать досягаемые цели и корректировать их в зависимости от ситуации, при этом допускают возможность как успеха, так и не успеха, но сохраняют очень высокий уровень оптимизма и позитивного мышления,

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru демонстрируя стремление саморазвития. Отсутствие жесткой и категорической оценки себя и своей деятельности способствует высокой самооценке и проявлению толерантности, а развитое стремление высоких стандартов делает представителей данного типа наиболее ответственными и довольными жизнью.

3. Деструктивным перфекционистам свойственны низкие показатели высоких стандартов и высокие показатели поляризуемого мышления, которое ограничивается двумя противоположными полюсами, - «очень хорошо» и «очень плохо». Средних вариантов данный тип не признает и не принимает. Зато система стандартов не является требовательной, что можно объяснить или отсутствием представлений о совершенном вообще, или же наличием слишком идеализирующих представлений, которые нивелируют саму мысль о возможности их достижения, потому любой результат априори является не совершенным. При таких условиях, человек снимает из себя ответственность, является абсолютно не толерантным, не стремится расти личностно и пессимистически воспринимает действительность. Отсюда формируется низкая самооценка и полное недовольство жизнью.

4. Гипоперфекционисты имеют низкие показатели и по высоким стандартам, и по поляризации мышления. По своей сути они являются нонперфекционистами, то есть такими перфекционистами, которые вообще не имеют, или имеют слабо выраженные перфекционистические притязания. Это приводит к легкомысленному отношению в работе, наличии ошибок и несоответствию полученных результатов деятельности, а также к безответственности. Вместе с тем, через достаточно толерантное отношение к себе и другим, они полностью довольны собой, считают себя достаточно развитым и демонстрируют высокую самооценку, выделяясь позитивным восприятием жизни .

Также представляется важным указать на ряд исследований, в которых перфекционизм рассматривается как личностная черта присущая одаренным людям (К. Дабровски, Л. Данилевич В. Родел, Л. Сильверман). Представители этого подхода не исключают тот факт, что тревожность может стать

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru препятствием на пути к реализации способностей перфекциониста. Вместе с тем авторы отмечают, что перфекционистические тенденции направляют личность на поиски смысла собственной жизни, жизненной цели, смысла существования, которое освобождает личность от ограничений, которые накладываются социальными стереотипами, а соответственно, и от чрезмерной тревоги .

На данный момент в контексте разных психологических подходов разработано достаточно большое количество моделей перфекционизма. Все исследователи сходятся в представлениях перфекционизма как многомерном конструкте, который имеет сложную структуру. Из многомерных когнитивных моделей наиболее популярные модели Р. Фроста, П. Хьюитта и Г. Флетта, Р. Слейни. Британские клинические психологи под руководством Фроста в структуру перфекционизма включили шесть компонентов:

Личные стандарты - склонность выдвигать слишком высокие стандарты в сочетании с чрезмерной важностью соответствия этим стандартам;

Организованность - отражение важности порядка и организованности;

Неуверенность в действиях - сомнения относительно качества выполнения деятельности;

Обеспокоенность по поводу ошибок - негативная реакция на ошибки, склонность приравнивать ошибку к неудаче;

Родительские ожидания - восприятие родителей как делегирующих слишком высокие ожидания;

Родительская критика - восприятие родителей как чрезмерных критиков .

Однако наиболее дискуссионным остается вопрос относительно характера влияния перфекционизма на личность, поскольку результаты исследований свидетельствуют как о позитивных, так и о негативных его последствиях. Так, Р. Шафран пишет о негативных проявлениях, которые могут быть эмоциональными (например, депрессия, переживание недовольства собой, тревога, чувство вины и стыда), социальными (например, социальная

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru изоляция, конкурентные отношения с людьми через сравнивание себя с ними, зависти, ревность, недостаточность доверия и близких отношений), физическими (например, бессонница, хроническая боль в пояснице и другие проявления), познавательными (например, ослабление концентрации), или поведенческими (например, перепроверка выполненной работы, повторенное переделывание работы, невозможность начать действовать (procrastination -откладывание на потом).

В то же время отдельные исследователи (В. Паркер, Л. Тери-Шорт, Дж. Стоебер, K. Отто) отмечают, что перфекционизм является неотъемлемым элементом развития личности и только излишне развитое стремление быть совершенным приводит к неблагоприятным для личности последствиям. В трудах М. Аддерхольд-Еллиотт, В. Роеделл, Л. Сильверман перфекционизм был признан общей чертой одаренных лиц. Дж. Стоебер и K. Отто свидетельствуют, что перфекционизм коррелирует с рядом позитивных характеристик, таких как совесть, выносливость, экстраверсия, удовлетворенность жизнью, академические успехи . По данным И.И. Грачевой, высокий уровень перфекционизма у подростков способствует ориентации на сохранение традиционных для нашей культуры ценностей, таких как добра, порядочности и интеллигентности сравнительно с теми подростками, которые не имеют выраженного перфекционизма .

В зависимости от степени выраженности каждой из составляющих можно говорить о четырех типах перфекционизма:

Чрезмерный, для которого характерные очень высокие показатели стандартов и поляризации;

Умеренный, которому свойственные высокие показатели стандартов, однако низкие поляризации мышления;

Недостаточный, для которого характерны низкая выраженность стандартов и, в то же время, высокая поляризация мышления;

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru - не выражен (отсутствующий), когда обе составляющие перфекционизма имеют низкие показатели и можно говорить, что при таких условиях он почти или вообще отсутствует.

Для недостаточного и невыраженного типов характерно выполнение поставленных целей и получение результата, который не отвечает выдвинутым требованиям. В то же время наблюдается такой феномен, как прокрастинация -сознательное откладывание выполнения намеченных действий, невзирая на то, что это потянет за собой определённые проблемы . При таких условиях применяются любые поводы, чтобы отложить реализацию задуманного, пока не наступает так называемый deadline - срок, после которого уже поздно пытаться наверстать упущенное. При этом личность может чувствовать, как полную апатию и безразличие, так и высокую тревожность, чувство вины, страх перед возможными последствиями, то есть находиться в достаточно напряженном и нервном состоянии .

Чрезмерный тип перфекционизма характеризуется слишком высоким стремлением совершенства, невозможностью получить удовольствие от выполнения деятельности. Личность, которой свойствен такой тип перфекционизма, излишне тратит собственный ресурс, постоянно переделывает и без того красиво выполненную работу, которая приводит к истощению, эмоциональному выгоранию и, как следствие, возможной невротизации с госпитализацией. Кроме этого излишне завышенные представления о совершенстве могут привести к отказу от задания вообще, из-за представляющей невозможности достичь совершенства его исполнения .

То есть первый, третий и четвертый типы являются неконструктивными формами перфекционизма, тогда как наиболее оптимальным является умеренный тип, поскольку способствует достижению совершенства, постановке реалистичных целей для выполнения, получении удовольствия от результатов своей деятельности и потому рассматривается как конструктивная форма.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru

Таким образом, рассматривая взаимозависимость целевой направленности и перфекционализма, мы пришли к выводу, что целевая направленность - это неотъемлемая составляющая жизнедеятельности каждой личности. Ведь без заданной цели, нельзя двигаться вперед. Относительно перфекционализма, то это достаточно интересный психологический феномен, который имеет свои особенности. Каждый перфекционалист имеет свою цель, в зависимости от типа этого феномена.

Предварительно рассмотрев типы перфекционализма, можем подытожить, что люди, которым присущ здоровый, конструктивный перфекционализм могут ставить перед собой реалистичные цели и постепенно их выполнять; и наоборот, нездоровый перфекционализм имеет негативные последствия для личности, ведь человек ставит перед собой слишком высокие и недосягаемые цели. Поэтому, проанализировав работы предшественников, мы увидели, что вопрос перфекционализма достаточно широко рассмотрен в научной литературе и в разных сферах жизнедеятельности человека. Целевая направленность личности является малоизученной. Мы пришли к выводу, что вопрос относительно целевой направленности перфекционалистической личности является недостаточно исследованным и требует дальнейшего изучения.

Список литературы:

1. Варваричева И.Я. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С. 121-130.

2. Васильев Я.В. Футурреальная психология личности: монография. -Николаев: Изд-во «Илион», 2007. - 519 с.

3. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) // Современная терапия психических расстройств. - 2006. - № 1. - С. 31-41.

4. Грачева И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов подростков // Психологические исследования личности. Сборник работ

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru молодых ученых / Отв. ред. Е.А. Чудина. - М.: Ин-т психологии РАН, 2005. -С. 16 - 36.

5. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1984. - С. 228229.

6. Лоза О.О. Диференщащя титв перфекщошзму [Электронный ресурс] // SWorld [сайт]. 2013. URL: https://goo.gl/Zm62tF (дата обращения: 15.08.2016).

7. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. -СПб.: Питер, 2011. - 224 с.

8. Психология. Словарь / A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

9. Debrovski K. Perfectionistm: yarning to become what one ought to be. -London: Little, Brown & Co, 1997. - P. 28-34.

10. Stoeber J. Positive conceptions of perfectionism: approaches, evidence, challenges // Personality and Social Psychology Review. - 2006. - V. 10. - P. 295319.

Лукина Наталия Борисовна - аспирант кафедры психологии Черноморского национального университета имени Петра Могилы (Николаев, Украина).

Data about the

Lukina Natalia Borysivna - graduate student of Psychology Department, Petro Mohyla Black Sea National University (Mykolaiv, Ukraine).

18 Целевая ориентация управленческих решений

Выбор целевой ориентации предприятия является весьма актуальной задачей, особенно в современной хозяйственной жизни, отличающейся высоким динамизмом.

Постоянные изменения на рынке вызывают необходимость постановки новых целей, а следовательно, их осуществления, что отражается на характере управленческого процесса. В связи с этим выделяются различные типы управленческого процесса, хотя строгого их соблюдения на практике может и не быть.

Отметим некоторые особенности целевой ориентации при разработке управленческих решений. Определение целей решения задачи вызывает трудность связанную с тем, что только простые решения, как правило, имеют одну цель. В большинстве решений их бывает несколько, причем возможны противоречия между ними. Наряду с новыми бывают цели, которые следует сохранить. Например, решая проблему увеличения объемов производства или снижения затрат, следует помнить об обеспечении качества продукции. В данном случае цель, которую требуется сохранить, выступает в качестве ограничения. От того, на сколько точно сформулирована цель зависит нередко и выбор пути ее достижения. Это обстоятельство имеет и психологический аспект: чем более корректно поставлена цель, тем увереннее действуют исполнители при ее реализации.

Целесообразно сокращать количество целей за счет их упрощения и агрегации. Достичь этого можно следующим образом:

Во-первых, выявить наличие подцелей для достижения основной и исключить из перечня целей. Например, при установлении главной цели - получение прибыли, снижение себестоимости продукции является подцель, средством ее достижения;

Во-вторых, определить реальность достижения поставленных целей; не отвечающие этому условию цели исключить;

В-третьих, желательно объединить цели, совпадающие по своему содержанию.

Если намечено несколько целей, то выделяется главная, относительно которой осуществляется поиск оптимального решения. При этом устанавливаются ограничения для достижения имеющихся целей. Например, при определении основной цели -повышение качества продукции - должны быть установлены ограничения по другим целям: повышение себестоимости (т. к. невозможен беспредельный ее рост) или трудоемкости выпускаемых изделий.

В зависимости от специфики ситуаций величина ограничений варьируется. Она может

а) достигнуть определенного предела (максимального или минимального),

б) быть равной этому пределу (значению) или быть больше него,

в) быть равной этому значению или быть меньше него,

г) лежать в определенном интервале.

При установлении целей необходимо исходить из общих интересов системы, учитывая возможную противоречивость интересов отдельных подсистем предприятия, выраженную в частных целях. При наличии противоречивости целей такого рода их следует привести к одной шкале измерения и исходить из приоритета более общих целей. Это снимает противоречивость между частными целями и позволяет лучше оценить альтернативные варианты действий

В самом общем виде

Ц П Ц Ц

В состав ТЦ

Инициативно-целевая технология основана на выдаче заданий без указаний средств и методов их выполнения и рассчитана на инициативного и профессионального исполнителя. Она предусматривает разработку руководителем только конечной цели управления работника, группы или процесса, а также срока выполнения без указания механизма ее достижения. При этом цель может быть достигнута в предусмотренные сроки или раньше, либо цель может быть не достигнута по каким-либо причинам и наконец цель может быть достигнута за пределами установленного срока. Технология не гарантирует достижение цели. Инициативно-целевая технология дает большой простор для инициативных решений подчиненных.

    штат работников организации или ее подразделения не более 10 человек;

    время выполнения задания не должно превышать одного месяца со дня его выдачи;

    наличие высокого профессионализма персонала или большого доверия к нему со стороны руководителя;

    преимущественное производство новых товаров, услуг, информации или знаний;

    наличие устойчивых неформальных отношений в коллективе.

Для данной технологии эффективной является линейная схема организационных отношений. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией исполнителя, выполняющего задание, а квалификация руководителя играет вторичную роль.

В самом общем виде управленческие технологии (УТ) – это совокупность методов и процессов управления, а также научное описание способов управленческой деятельности, в том числе формирования управленческих решений для достижения общих и конкретных целей организации.

Технологии целевого управленияЦ У) определяют набор технологий процессорного управления (ТП У). Таким образом, руководитель должен сначала определиться с выбором конкретной технологии целевого управления, а затем в качестве инструментария использовать соответствующий ей набор процессорных технологий. ТЦ У – это технологии, основанные на приоритете целей над ситуациями. ТЦ У ориентирует управленческую деятельность на достижение цели: решение должно быть направлено на изменение ситуации, а не на устранение возмущающих воздействий.

В состав ТЦ У входят: инициативно-целевая, программно-целевая и регламентная технологии.

Наиболее часто в организациях используется программно-целевая технология, которая предусматривает выдачу заданий (целей, задач) исполнителям с указанием средств, методов и времени их выполнения. Она предусматривает внешний или внутренний контроль промежуточных состояний этого выполнения. Профессионализм реализации задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, а квалификация исполнителя играет вторичную роль. Программно-целевая технология обычно гарантирует достижение цели и базируется на современных знаниях, экономико-математических методах и информационных технологиях.

Основными условиями использования данной технологии являются:

    штат работников, охваченных конкретной целью, не должен превышать 1000 – 1500 человек;

    время выполнения задания не должно превышать 1 года со дня его выдачи;

    наличие определенности и доступности управленческих и производственных ресурсов;

    наличие явно выраженного разделения управленческого и производственного труда;

    выпуск серийной и массовой продукции в течение длительного времени;

    большой объем типовых процедур, ситуаций и решений.

Для данной технологии эффективной является кольцевая схема организационных отношений.

В самом общем виде управленческие технологии (УТ) – это совокупность методов и процессов управления, а также научное описание способов управленческой деятельности, в том числе формирования управленческих решений для достижения общих и конкретных целей организации.

Технологии целевого управления (ТЦ У) определяют набор технологий процессорного управления (ТП У). Таким образом, руководитель должен сначала определиться с выбором конкретной технологии целевого управления, а затем в качестве инструментария использовать соответствующий ей набор процессорных технологий. ТЦ У – это технологии, основанные на приоритете целей над ситуациями. ТЦ У ориентирует управленческую деятельность на достижение цели: решение должно быть направлено на изменение ситуации, а не на устранение возмущающих воздействий.

В состав ТЦ У входят: инициативно-целевая, программно-целевая и регламентная технологии.

Регламентная технология состоит в выдаче для исполнения заданий (целей, задач) с указанием возможных средств и методов их выполнения; в информировании о возможных ограничениях ресурсов и ориентировочном времени их выполнения; в жестком контроле по безусловному движению к цели. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, и исполнителя.

Регламентная технология может привести к трем основным результатам:

    достижению цели в приемлемые сроки (раньше или позже);

    достижению ощутимых положительных результатов от самого процесса выполнения цели (а не от ее достижения);

    отсутствию существенных положительных результатов в течение приемлемого времени (“топтание на месте”).

Регламентная технология предусматривает разработку руководителем конечной цели управления и стратегий при возможном ограничении различных ресурсов (материальных, людских, финансовых и т.д.). При этом цель будет обязательно достигнута, но в сроки заранее трудно определимые.

Основными условиями использования данной технологии являются:

    штат исполнителей, в той или иной степени привлеченных к выполнению цели, должен быть не менее десятка тысяч человек;

    время выполнения цели или составляющих ее задач может быть задано расплывчато, например, в течение года, в течение столетия и т.д.;

    в процессе реализации цели возможно существенное и непрогнозируемое ограничение ресурсов (финансовых, технологических, сырьевых и др.);

    преимущественно инновационный и длительный характер разработок.

Данная технология базируется на статистических методах, теории размытых множеств, теории разработки решений в условиях неопределенностей.

По определению Шеннона: «МОДЕЛЬ - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности».

Существует ряд причин, обусловливающих использование модели вместо попыток прямого взаимодействия с реальным миром. К ним относятся естественная сложность многих организационных ситуаций, невозможность проведения экспериментов в реальной жизни, даже когда они необходимы, и ориентация руководства на будущее.

Построение модели, как и управление, является процессом. Основные этапы процесса - постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели.

Как все средства и методы, модели науки управления могут привести к ошибкам. Эффективность модели может быть снижена действием ряда потенциальных погрешностей. Наиболее часто встречающиеся - недостоверные исходные допущения, ограниченные возможности получения нужной информации, страхи пользователя, слабое использование на практике, чрезмерно высокая стоимость.

Обзор моделей науки управления

Теория игр - это метод, используемый для оценки влияния какого-либо действия на конкурентов. Моделями теории очередей можно пользоваться в соответствии со спросом на них. Модели управления запасами помогают руководителю синхронизировать размещение заказов на ресурсы и оптимизировать их объемы, а также определять оптимальное для склада количество готовой продукции. Модели линейного программирования позволяют установить оптимальный способ распределения дефицитных ресурсов между конкурирующими потребностями в них. Имитационное моделирование - это использование устройства, которое имитирует реальный мир. В экономическом анализе используется ряд методов для определения экономического положения организации или осуществимости действия с экономической точки зрения.

ТЕОРИЯ ИГР. Одна из важнейших переменных, от которой зависит успех организации, - конкурентоспособность. Очевидно, способность прогнозировать действия конкурентов означает преимущество для любой организации. ТЕОРИЯ ИГР - метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов.

Теорию игр изначально разработали военные с тем, чтобы в стратегии можно было учесть возможные действия противника. В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, новые кампании поддержки сбыта, предложения дополнительного обслуживания, модификацию и освоение новой продукции. Если, например, с помощью теории игр руководство устанавливает, что при повышении цен конкуренты не сделают того же, оно, вероятно, должно отказаться от этого шага, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.

Теория игр используется не так часто, как другие описываемые здесь модели. К сожалению, ситуации реального мира зачастую очень сложны и настолько быстро изменяются, что невозможно точно спрогнозировать, как отреагируют конкуренты на изменение тактики фирмы. Тем не менее, теория игр полезна, когда требуется определить наиболее важные и требующие учета факторы в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Эта информация важна, поскольку позволяет руководству учесть дополнительные переменные или факторы, могущие повлиять на ситуацию, и тем самым повышает эффективность решения.



Поделиться