Визуальный продакт плейсмент. Фильм “Координаты Скайфолл”

Продакт Плейсмент и перспективы его развития в сети Интернет - страница №1/6


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет Медиакоммуникаций
Департамент Новые медиа и социальные коммуникации
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему Продакт Плейсмент и перспективы его развития в сети Интернет

Студент группы № 446ж

Каблукова Юлия Олеговна

Руководитель ВКР

Доцент департамента «Новые Медиа и социальные коммуникации»

Тихомирова Татьяна Борисовна

Москва, 2013


Введение

Современная реальность такова, что человека, живущего в наши дни, трудно удивить какой-либо рекламой. Более того, реклама является одним из раздражителей: согласно данным ВЦИОМ, полученным в ходе опроса в 2012 году, большинство россиян (61%) не доверяют рекламе, что повторило результаты прошлого года и более ранних исследований 1 .

Для рекламодателей логичным решением является поиск новых каналов коммуникации, позволяющих миновать «рекламный фильтр» потребителей. Одной из таких форм неявной, скрытой рекламы является Product Placement (Продакт Плейсмент или PP – сокращение, используемое в данной работе) – технология размещения названия бренда и продукта в продуктах интеллектуальной деятельности человека, чаще всего творческой направленности – кино, музыка, книги, видеоигры, телевидение. Таким образом, демонстрироваться может сам рекламируемый реквизит, (либо его логотип) или упоминаться о его хорошем/достойном качестве.

Эффективность приёма заключается в том, что в процессе коммуникации рекламная информация частично минует барьеры восприятия рекламы, которые в том или ином виде присутствуют в сознании всех людей. Это связано с тем, что рекламное сообщение, в отличие от прямой рекламы (рекламного ролика) звучит неявно, человек вообще может не понять, что это реклама. Продукт этот остаётся в подсознании человека и может скрыто воздействовать на него в течение длительного периода, побуждая на конкретное действие – приобрести именно этот продукт. Учитывая, что доверие к прямому рекламному сообщению падает, у скрытого воздействия появляются преимущества. При этом, человек получает рекламную информацию в комфортный условиях, в момент напряжённого внимания и интереса. Все это способствует успешному прохождению информации через рекламные фильтры.

Продакт - плэйсмент появился в США в 30-е годы, и на западе эта технология достаточно хорошо изучена. В России технология скрытого продвижения продукта через имплантацию продукта в ткань творческого продукта, художественного произведения появилась только в 90-е годы и получила развитие в 2000-е.

Актуальность исследования «Продакт Плейсмент и перспективы его развития в сети Интернет» обусловлена тем, что, не смотря на то, что Product Placement – один из самых популярных и эффективных приёмов воздействия на аудиторию в современном рекламном бизнесе, это одна из самых мало изученных рекламных технологий, в особенности, Product Placement в сети Интернет. Интернет стал чрезвычайно привлекательной площадкой для Product Placement не только потому, что это только формирующийся и быстро-растущий рынок, но и потому что Интернет среда обладает уникальным качеством, усиливающим эффект воздействия – интерактивностью.

В рамках темы моей выпускной квалификационной работы «Продакт Плейсмент и перспективы его развития в сети Интернет» главным объектом исследования является Product Placement как современная технология рекламы . Предмет исследования – Product Placement в сети Интернет. Цель работы – исследование типов и приёмов современной технологии Product Placement в сети Интернет, а также эффективность их использования в интерактивной Интернет среде и перспективы развития. Метод исследования – типологизация технологий и приёмов и сравнительный анализ их эффективности.


Задачи исследования :

  • рассмотреть сущность, формы и функции Product Placement,

  • проследить историю возникновения и развития данной рекламной технологии

  • определить, какое место занимает Product Placement в рекламной пространстве Интернета

  • рассмотреть типологию и возможности применения Product Placement в сети Интернет, проанализировать преимущества и недостатки использования этой технологии;

  • оценить эффективность использования технологии Product Placement в интерактивной Интернет среде.

  • Проанализировать перспективные направления для использования Product Placement в сети Интернет
Основу теоретической базы данной работы составила, в первую очередь, теория маркетинга и, прежде всего, концепция маркетинга Филиппа Котлера, в которой рассматриваются различные маркетинговые инструменты, в том числе и Продакт Плейсмент. Далее нужно отметить теорию коммуникаций Гарольда Лассуэла и теория научной пропаганды У. Липпмана и Дж. Дьюи, Г. Лассуэлла, теорию брэнда и брэндинга как деятельности по формированию успешного брэнда и продвижения его на рынке (Т. Гэд), а также теорию социально-коммуникативных технологий (Д. Гавра). Первой опубликованной научной работой, посвящённой технологии PP, считается монография Самюэля Туркотта «Gimmy a Bad!» («Кружку Bud, пожалуйста! Индустрия продакт плейсмент в художественном кино»). Среди работ российских исследователей технологии Продакт Плейсмент следует назвать нужно отметить книгу «Product Placament по-русски» Полины Александровны Киселевой и «Продакт плейсмент. Технологии скрытой рекламы» Ольги Павловны Березкиной.

Глава I. Product Placement как современная технология рекламы

    1. Product Placement: сущность, формы, функции

Product Placement (Продакт Плейсмент) - термин, обозначающий размещение определённой торговой марки или самого продукта в кино, телефильме, сериале, телевизионной программе, книгах, компьютерных играх и других медиа-платформах с целью получения прибыли. Это достаточно большой набор технологий и методов по продвижению на рынок бренда, услуги или фирмы, которые обычно сопровождают прямую рекламу и направлены на достижение наилучших маркетинговых результатов. При этом используются каналы коммуникаций, не являющиеся сферой деятельности рекламных агентств. Как это часто бывает, средства Продакт Плейсмент имеет более творческую и действенную подоплёку, чем привычная прямая реклама.

Если прямая реклама направлена, главным образом, на увеличение объёма продаж, то цель Продакт Плейсмента - добиться улучшения позиций имиджа бренда и отношения к нему потенциальных потребителей в целевой аудитории. Несмотря на свою эффективность, скрытая реклама редко используется компаниями как самостоятельная маркетинговая стратегия и чаще всего становится элементом рекламных и PR-кампаний. Как правило, методы Продакт Плейсмент используют те рекламодатели, которые уделяют большое внимание прямой рекламе и постоянно работают с рекламными агентствами. Задача агентства, занимающегося РР - провести определённую работу над имиджем марки, направленную на создание узнаваемости бренда или продукта при его появлении или продвижении на рынке, а также на укрепление уже существующего образа компании.

Некоторые исследователи считают, что Продакт Плейсмент оказывает более мощное влияние на аудиторию именно благодаря тому, что непосредственным объектом влияния становится именно подсознание зрителя, который в момент чтения книги или просмотра фильма без сопротивления и сомнений готов принять практически любую внушённую ему идею, мысль, привычку. Механизм воздействия работает достаточно просто, его можно проследить на примере любого кинофильма: зрителю нравится сюжет и главный герой. Персонаж любит, например, пить утром хлопья «Nesquick», звонить по телефону Nokia, носить кроссовки Nike, запивать еду газировкой Pepsi и пить чай марки Lipton. Подобные детали для сюжета могут быть абсолютно не важны, важно, что адресат впитал уже все привычки главного героя. Таким образом, зритель переходит в категорию потребителей бренда, представленного в фильме.

С другой стороны, напористый, навязчивый Продакт Плейсмент способен подорвать впечатление о марке, товаре или услуге, оттолкнув от него потребителей. Действенность размещения информации о бренде в различных видах художественных произведений (от кинофильмов до компьютерных игр.) зависит, как и в любом другом деле, от уровня профессиональной подготовки создателей, их способности к чувству гармонии при интеграции сообщения Продакт Плейсмент в канву художественного произведения.

Рассматривая Продакт Плейсмент как рекламную технологию, необходимо отметить его особую природу. Продакт Плейсмент относится к непрямой рекламе. Под непрямой рекламой мы понимаем внедрение торговой марки, сервиса, услуги, идеи, нацеленной на изменения представлений или поведения определённой социальной группы (например, социальной программы), путём разных коммуникационных каналов в различные события повседневной жизни или специально для этого организованные. Сюда относится целый ряд технологий, включая спонсорство, talent relations (использование образа звезды) и некоторые другие. Главная проблема в том, что «на сегодняшний день данный маркетинговый инструмент в Российской Федерации никак не регулируется рекламным законодательством и, соответственно, официально не рассматривается в качестве рекламы, являясь при этом востребованным способом продвижения товаров и услуг 2 ». Вследствие отсутствия законодательного регулирования Продакт Плейсмент, в официальном документообороте зачастую оформляется как спонсорская поддержка или обозначается иными формулировками, по этой же причине отсутствуют официальные статистические данные, касающиеся объёма рынка Продакт Плейсмент в России. Тем не менее, представляется важным точно определить главные характеристики и функции Продакт Плейсмент, опираясь на существующую практику, с тем, чтобы выполнить поставленную в исследовании задачу по типологизации форм и видов Продакт Плейсмент в новой среде – в Интернете.

Основные функции Product Placement:


  • Внедрение в сознание аудитории название и марку фирмы, продукт, идею в условиях позитивного восприятия произведения, в который интегрирован образ.

  • Повышение узнаваемости и создание позитивного образа продукта

  • Обучение использованию продукта в условиях, симулирующих жизненные ситуации

  • Создание спрос на новые виды товаров, услуг, ранее не известных

  • Отстройка от конкурента и создание антирекламы конкурентной марке.

Существует деление РР на виды в соответствии с характером размещаемой информации. На сегодняшний день их девять:


Таблица. Типы Продакт Плейсмент по характеру размещаемой информации

Вид

Характеристика

Цель

Размещение продукта

Реклама товара определённой торговой марки

Подтверждение популярности, репутации товара данной торговой марки. Ассоциация продукта с определенным образом или стилем жизни

Нейтральное размещение

Неактивное присутствие продукта, услуги в фильме или телесериале

Формирование стиля жизни и "привязка" к нему продукта или услуги

Общее размещение

Размещение продукта или группы товаров одного вида от различных производителей

Подтверждение популярности, репутации определённой группы товаров

Корпоративное размещение

Поддержание, продвижение имиджа компании или услуги

Подтверждение популярности, репутации компании на примере производимых ею товаров и услуг

Размещение новинки

Реклама нового продукта

Создание и продвижение имиджа новой продукции. Необходимо участие в рекламной кампании фильма

Размещение идеи

Практическая демонстрация идеи

Реклама законодательных преимуществ, коммерческой, политической идеи на примере сюжета фильма. В большей степени применяется в политической и идеологической сферах, реже - в сфере страхования или другом виде деятельности коммерческой деятельности, предоставляющем различные услуги

Творческое размещение

Продукт (услуга) творчески интегрируется в сюжет и становится его неотъемлемой частью

Реклама конкретной выгоды от использования продукта (услуги), либо постоянное упоминание о нем

Размещение страны, региона

Реклама туристических курортов, налоговых льгот и других достоинств страны (региона)

Создание имиджа страны, региона с возможностью участия в дальнейшей рекламной кампании фильма

Размещение образа продукта

Сюжет полностью посвящён продукту, услуге, идее

Реклама идеи, свойств продукта или услуги на протяжении целого фильма в сочетании с дальнейшей рекламой, как самого фильма, так и продукта (услуги) являющейся основой сценарной идеи

  • Некоммерческий контекст подачи информации способствует большей запоминаемости;

  • Нет прерывания «ткани» произведения, произведение с внедрённым образом продукта – это цельное пространство; реклама неотделима от ткани произведения, поэтому число потребителей произведения приравнивается к числу потребителей рекламы;

  • Это способ частичного преодоления законодательных ограничений на рекламу (особенно в части рекламы крепкой алкогольной продукции и табака);

  • Наибольшая ассоциативная связь продвигаемого бренда с важными аспектами повседневной деятельности и жизненным опытом человека;

  • Демонстрация продукта в наиболее выгодном свете;

  • Ненавязчивость воздействия;

  • Позволяет раскрыть свойства товара, обучить специфике потребления и сравнить его с конкурирующими марками.
Действие РР имеет пролонгированный характер и не сопровождается резким ростом продаж. Продакт Плейсмент не может полностью заменить прямую рекламу, скорее он может дополнять или генерировать образы. Зачастую этот способ продвижения бренда стирает грань между фактами и рекламой, что снижает общее доверие к массмедиа как источнику объективной информации. Поэтому бренда не должно быть много в сюжетной линии, его органичная интеграция в общую концепцию создаёт эффект реального присутствия.

Если речь идёт об управляемом продвижении бренда, осуществляемом на доверительных отношениях с владельцем информационной площадки, то существует несколько моделей работы с технологией РР:


Таблица. Модели продвижения бренда посредствам Продакт Плейсмент.
Ролевая модель строится на базе продвижения какого-либо персонажа (героя). В основе данной модели лежит утверждение, что контекст потребления (ситуация) не важен, основная задача – олицетворить бренд, придать ему привлекательный для зрителя образ и сформировать релевантный имидж. Успех строится в данном случае на следующих составляющих: профессионализм актёра, концептуальная роль, его репутация и ценности, которые он пропагандирует в жизни, привлекательность среди аудитории продвигаемого бренда. Если бренд-менеджеру удаётся создать яркий, желанный для потребителя образ, которому последний хочет подражать, а сам бренд становится близким по духу, понятным и интересным потребителю – результат достигнут. Актёр и его роль должны быть непротиворечивыми и не размываться игрой других лиц, чтобы потребитель смог просто сопоставить ролевую игру со своей идентичностью и захотел бы надеть на себя маску через потребление рекламируемого продукта. В то же время создаваемый образ бренда не должен вступать в противоречие с его действительной индивидуальностью.

Ситуативная модель – смещение акцента на конкретную ситуацию потребления или демонстрации, когда личность героев играет второстепенную роль. Ситуация должна быть ясной, однозначно воспринимаемой, знакомой и в некоторой степени позитивной, а ее контекст не должен противоречить идее бренда. В результате у потребителя формируется стереотип относительно потребления или использования бренда, связанный с неким стечением обстоятельств. Данная модель отличается простотой построения концепции продвижения бренда: есть фрагмент, в котором заложена идея бренда, он вписывается в общую концепцию сюжета, который должен перекликаться с индивидуальностью бренда, а формат подачи информации ориентирован на максимально непротиворечивое восприятие адресатом. Ситуативная модель должна быть чётким отражением реальной жизни, вымышленные эпизоды, не имеющие ничего общего с реальной жизнью, - плохая платформа для интеграции бренда в сюжетную линию. Помимо этого, нужно дифференцировать привлекательную (близкую) ситуацию для адресата от безразличной или негативной. В силу своей очевидности, ситуативная модель используется достаточно часто.

Контекстная модель подразумевает размещение рекламного послания в неявной форме. Основная задача – повысить узнаваемость бренда с помощью демонстрации логотипа или другой атрибутики бренда по ходу общего сюжета. Такая реклама отличается направленностью на установление подсознательного стимула и созданием определённой атмосферы, способствующей закреплению суггестивного воздействия. К одному из способов создания такой рекламы относится «25-й кадр». Многие эксперты считают, что это просто реклама ради самой рекламы, поскольку узнаваемость сегодня уже не играет существенной роли при осуществлении выбора, а эффективность размещения такой рекламы (зачастую в скрытой форме) поддаётся сложной оценке.

Комбинированная модель представляет собой модель, при которой концепция бренда связана с определённым героем в конкретной ситуации. Герой потребляет продукт в строго определённой ситуации, либо в ключевых моментах. Необходимость таких комбинаций востребована на высококонкурентных рынках с узкой целевой аудиторией. Сложность данной модели заключается в том, что бывает трудно совместить три составляющих в единой концепции: герой, ситуация, индивидуальность бренда. Однако если это удаётся, можно добиться синергетического эффекта.

Бывают такие ситуации, когда появление бренда является незапланированным для его владельца. В данном случае очень сложно создать какую-либо адекватную систему управления таким РР. Можно только осуществлять периодический контент-анализ появления бренда на различных медиа-платформах.

Каждый человек на протяжении своей жизни сталкивается с таким явлением как реклама. Многих раздражают рекламные ролики на телевидении, прерывающие просмотр любимого фильма или сериала, и люди всячески пытаются избежать их, например, переключая канал в поисках альтернативы. Однако маркетологи, заинтересованные в продвижении своего товара, находят пути, позволяющие представить рекламу так, чтобы потребители этого не обнаружили. Речь идёт о таком явлении как product placement. Оно появилось примерно тогда же, когда и первые фильмы, то есть во времена братьев Люмьер , и с тех пор идёт бок о бок с кинематографом.

Product placement является приёмом скрытой рекламы. Основная его идея заключается в том, что реквизит, которым пользуется персонаж фильма, компьютерной игры или книги, имеет в реальности коммерческий аналог. Товар, являющийся объектом product placement, может использоваться главным героем и неоднократно демонстрироваться на экране, о нем могут говорить, а также он может обыгрываться в какой-либо форме. Исходя из этого, можно выделить 3 вида данного явления:

1. Визуальный product placement

2. Вербальный product placement

3. Игровой product placement

Несмотря на кажущуюся простоту, данный феномен оказывает сильное влияние на потребителя, поднимая продажи рекламируемого продукта на десятки, а иногда и на сотни процентов. О том, почему product placement воздействует на людей больше, нежели другие, более традиционные формы рекламы, пойдет речь ниже.

Кадр из сериала «Друзья». Источник фото: www.film.ru

Отчасти столь высокая эффективность связана с тем, что человек устал от рекламы в современном, наиболее распространенном, виде. Он перенасыщен ею настолько, что появление какого-либо рекламного ролика или бумажной рекламы вызывает у потребителя желание выключить его или сорвать подобное объявление. Это желание возникает по причине появления в современном обществе огромного количества идентичной по формату рекламной продукции. Если в середине XX века маркетологи пытались придумать новые и необычные виды рекламы, то к его концу и началу XXI века стало труднее создать что-то, чего еще не было на рынке. Product placement же не рекламирует товар напрямую, а внедряет его в повествование, не акцентируя на нем внимание, но используя узнаваемую символику брэнда.

Однако встречаются не самые удачные примеры применения product placement, где присутствует чересчур явная демонстрация продукта, зачастую даже назойливая. Например, фильм «Тариф Новогодний» режиссёра Евгения Бедарёва , где сюжетная линия выстроена вокруг мобильной связи МТС и их тарифа: многие события фильма происходят около салонов МТС, крупным планом берутся товары сети. Подобное происходит и в фильме Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор», где в кадре крупным планом показывают чашку с кофе «Nescafe», и магазин украшен акциями этой марки кофе. Разница между удачным и неудачным применением product placement заключается в навязчивости методов демонстрации логотипов брэндов – предмет либо находится в кадре вместе с героем и является вторичным по отношению к происходящим событиям, либо оператор концентрируется на нем, а сюжет невозможен без этого товара.

Наиболее распространено мнение, что российский вариант рroduct placement начал формироваться в начале XXI века, однако некоторые исследователи считают, что он существовал и во времена СССР. Например, всем известный совет Жоржа Милославского «Храните деньги в Сберегательной кассе!» в кинофильме Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» может являться примером внутренней рекламы.

Кадр из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию». Источник фото: https://realt.onliner.by/

Таким образом, люди более склонны покупать тот или иной товар, демонстрирующийся в медиа сфере по той причине, что он не вызывает у них отторжения, поскольку product placement представляет собой не совсем традиционный формат рекламы.

Другой причиной, объясняющей успех product placement в современном обществе, можно считать желание людей походить на персонажей тех или иных фильмов. Прежде всего, стоит упомянуть, что человек старается таким образом – через покупку определенных товаров и услуг из кино – приобщиться и стать частью референтной группы. Понятие такой группы было впервые введено Г.Хайменом в 40-е годы XX века. Референтная группа – это социальная группа, на которую индивид равняется, к которой хочет принадлежать, считает стандартом, и которая служит для него источником формирования социальных норм и ценностей.

Product placement в кино зачастую используется в связке с главным персонажем, который будет вызывать у зрителя (потенциального покупателя) положительные эмоции и на которого он захочет быть похожим. Другой вариант использования – демонстрация продукта в наличии у влиятельных или богатых лиц, как это было в фильме База Лурмана «Великий Гэтсби». В этой киноленте в качестве товара для product placement было использовано шампанское Moët&Chandon, продемонстрированное большое количество раз в качестве сопутствующего элемента роскошной жизни.

Таким образом, эффективность такого рекламного приёма как product placement можно объяснить следующим образом: во-первых, люди в современном обществе настолько насытились рекламой в различных её представлениях, что традиционные её форматы вызывают отторжение у потребителей и сейчас маркетологи и рекламщики стараются отойти от таких видов продвижения товаров. Во-вторых, это явление объясняется желанием людей соответствовать их референтной группе, поскольку, чтобы относиться к ней, люди пытаются соблюдать такой же образ жизни, как и члены этой группы.

«Товар, являющийся объектом product placement, может использоваться главным героем и неоднократно демонстрироваться на экране, о нем могут говорить, а также он может обыгрываться в какой-либо форме»

Явление product placement – особенно, визуального – наиболее ярко представлено в кино, поскольку позволяет незаметно (или очень заметно), продемонстрировать свой товар, минимизировав при этом издержки на реквизит, съемки. макияж, фото- и видеосъемку. Тем не менее подобный приём используется не только в кино. Это явление также распространено в видеоклипах различных групп и исполнителей, реже product placement появляется в печатных изданиях и компьютерных играх. Стоит отметить, что product placement в печатных изданиях встречается достаточно редко. Если быть точнее, то в книгах, журналах или брошюрах реклама обычно выступает в 2 видах:

2) product placement

Первый тип рекламы обычно размещается на первой или последней странице, иногда к нему прикладывают специальный диск с информацией о продукции, могут дополнительно прилагаться магниты, визитки, календари и тому подобная раздатка.

Product placement в книгах проявляется примерно так же, как и в кино. Бренд может упоминаться в контексте произведения. Допускается перечисление его преимуществ по сравнению с другими товарами. Вокруг бренда может строиться весь сюжет или же обыгрываться часть его. В крайнем случае, продукт фигурирует в названии произведения, например, «Дьявол носит Prada». Однако иногда писатели добавляют в свои произведения название знаменитых марок не для product placement, а для того чтобы передать читателю полноту повествования. Таким приемом пользовался, например, Сергей Лукьяненко в его цикле книг про «дозоры». В них он неоднократно обыгрывал знаменитые бренды, например, сок «Злой» — перевернутое название марки сока «Добрый». Подобный прием как раз и является так называемым игровым product placement, поскольку бренд представлен не напрямую, а обыгран в форме противопоставления основной марке. Однако немногие писатели используют технику безвозмездного размещения бренда, поскольку она им не выгодна с материальной точки зрения.

Кадр из кинофильма «Дневной дозор». Источник фото: http://promoatlas.ru/

В некоторых случаях какой-либо бренд может быть использован для подкрепления точки зрения, которую автор стремился передать в своем произведении. Примером может служить книга Чака Паланика «Бойцовский клуб», главный герой которой является типичным представителем общества потребления и постоянно покупает мебель марки «IKEA». В этом произведении бренд выступает в негативном ключе, Паланик раскрывает эту организацию как механизм, заставляющий людей бездумно скупать ненужные им предметы быта.

Однако таких проявлений product placement можно найти очень мало – ведь маркетологи брэндов вносят деньги за формирование позитивного образа товара и последующее увеличение продаж. Одним из примеров может являться приложение «Monument Valley», которое появилось в сериале от Netflix «Карточный домик». В одной из серий Фрэнк Андервуд — главный герой — советует эту игру своим коллегам. После подобной рекламной кампании в одном из самых популярных сериалов в мире это приложение вошло в топ-10 платных приложений ITunes, а также заняло 3 место в Google Play. Подъем произошел сразу после выхода серии в эфир, что еще раз подтверждает положение о том, что product placement эффективен благодаря желанию человека стать ближе к референтной группе (сериал «Карточный домик» повествует об умном и хитром политике Фрэнке Андервуде, помогающем президенту получить его пост взамен на высокооплачиваемую должность).

Кадр из сериала «Карточный домик». Источник фото: http://app2top.ru/

Что касается вербального product placement, в пример можно привести фильм Роберта Земекиса «Форрест Гамп». В одной из сцен, а именно, после встречи главного героя с президентом из его уст вырывается следующая фраза: «Самое лучшее во время встречи с президентом было то, что можно было пить Dr. Pepper столько, сколько хочется!»

Product рlacement как явление широко распространено в художественных произведениях. Этот приём является выгодным как для маркетологов, так и для режиссёров фильмов. Для первых – это возможность прорекламировать свой продукт с наименьшими издержками, для вторых – способ получить дополнительную прибыль, связанную с производством фильма. Эффективность такого способа обусловлена незаметностью product placement, зачастую вплетенного в сюжет фильма, а также желанием зрителя походить на любимых персонажей и вести схожий с ними образ жизни.

Фотография обложки: http://say-hi.me

Kuhn, Par Fabien. Le Genève filmé par les frères Lumière projeté à Nyon, 1890.

Хаймон Г. «Архивы психологии», 1942.

Product placement (размещение продукции) – маркетинговый приём, суть которого состоит в том, чтобы рекламировать и продвигать товары и бренды, используя наработанные ресурсы и возможности кино- и телеиндустрии, известных СМИ и прочих популярных медиа.
Такой метод размещения рекламы называют скрытым, так как объект продвижения привлекает к себе внимание зрителей и читателей там, где его не ожидали увидеть. Основная идея – ненавязчивость, малозаметность, без прямых призывов к покупке или иному действию, смещение акцентов в пользу основного сценария, но некоторую долю внимания аудитории на продвигаемый продукт всё равно привлечь.
Считается, что эффективность продакт-плейсмента выше, чем традиционных маркетинговых приёмов. Причина – в окружающем пространстве наблюдается переизбыток рекламы всех форматов, потребители не просто не обращают на нее внимания, а даже делают преднамеренные попытки, чтобы отгородиться от ненужной информации.
Чтобы минимизировать воздействие прямой рекламы, потребители предпочитают:

  • переключать каналы или отходить от телевизора во время очередного рекламного блока;
  • устанавливать специальное программное обеспечение на ПК, которое блокирует медийную рекламу;
  • подсознательно «отфильтровывать» поступающую информацию.

Понимая, что надо искать новые пути, чтобы обратить внимание потребителей к своему продукту, рекламодатели практикуют использование нестандартных методов рекламы – и продакт-плейсмент один из них.

Особенность продакт-плейсмента

Особенность данной маркетинговой стратегии состоит в принципе сознательности. Авторов и создателей медиа-продукта можно назвать пропагандистами продакт-прейсмента, только если соблюдены следующие условия:
1) Предварительная договоренность рекламодателя с авторами или создателями о том, что продвигаемый продукт станет частью фильма, сериала, телепередачи, книги, компьютерной игры.
2) Финансовое подтверждение рекламодателем своих намерений. Продакт-плейсмент считается самым дорогим видом рекламы, так как сюжет, сценарий или другую творческую работу по созданию популярного контента надо частично видоизменить и адаптировать, чтобы продвигаемый продукт органично вписался в общую идею.
3) Наличие аналогов на рынке. Если продвигаемый продукт можно заменить аналогичным без вреда для сюжетной линии и качества художественного произведения.
4) Если продвигаемый продукт делают частью кадра или постановочной сцены с целью – увеличить его продажи .
Если же нет доказательств, что создатель развлекательного контента использует какую-либо продукцию небескорыстно, или есть сомнения по поводу заинтересованности рекламодателя конкретным произведением, или если отсутствует коммерческая составляющая, то нельзя утверждать, что приёмы продакт-плейсмента имеют влияние на авторскую задумку.

Как выглядит реклама с использованием методов продакт-плейсмент

Различают следующие приёмы для «ненавязчивой демонстрации» продвигаемых продуктов:
1) Визуальная демонстрация . Когда продвигаемый продукт появляется в кадре на некоторое время и никаким образом не влияет на общий ход сюжета. В данном случае – это часть декораций или отснятой окружающей среды.
2) Использование объекта по назначению . Когда продвигаемый продукт используется вместо реквизита.
3) Ассоциативный метод . Когда наименование бренда или товара вслух не произносится, логотип зрителям не демонстрируется, но сюжет оформлен таким образом, что можно без труда понять, о чем идет речь.
4) Визуально-вербальный приём . Когда продвигаемый продукт не только видно, но герой произносит вслух его наименование, а сценарий адаптирован таким образом, чтобы продемонстрировать позитивное отношение к этому объекту.

Ссылки

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти

Продакт-плейсмент (product placement) - рекламный приём, заключающийся в том, что в сюжет, реквизит фильма, телевизионной передачи, компьютерной игры, музыкального клипа или книги включается товар, бренд, образ, имеющий аналог реального коммерческого продукта. Такая скрытая реклама демонстрирует сам рекламируемый товар, его логотип, или упоминает о его назначении, качестве, способе употребления.

В России, в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» (ст. 2, п. 9), продакт-плейсмент не рассматривается в качестве рекламы: "Настоящий Федеральный закон не распространяется на… упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера."

Однако, как и многое в нашем законодательстве, не все так одназначно: Согласно п. 9 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы не допускаются.

Поскольку перечень способов такой "скрытой рекламы" в действующем Федеральном Законе не приведен, при формулировании ограничений можно и ограничиваются только известными всем "эффектом 25-го кадра" и двойной звукозаписью.

В России продакт-плейсмент имеет отличительные национальные черты: продакт-плейсмент, на самом деле, ни от кого не скрывается, рекламируя товар, марку открыто. Актеров напрямую заставляют произносить слоганы рекламируемого товара, товар или бренд крупно показывается в кадре.

Чем же продакт-плейсмент так привлекает рекламодателей? Современные объекты влияния рекламодателей научились фильтровать рекламу. Мы приглушаем звук, переключаем каналы, подсознательно переключаем внимание видя рекламу в печатных изданиях. Эксперты отмечают, что для этого полностью понятны причины, связанные в первую очередь с тем, что реклама занимает все больше места в информационном пространстве, становится менее эффективной в силу непрофессиональзма производителей рекламы и недефференцируемости ряда товаров со схожими характеристиками, что отражается и в рекламе (чем в рекламе отличаются кремы от целлюлита?). Также эксперты сходятся на том факте, что уменьшение влияния традиционных рекламных каналов коммуникации с потребителем. Маркетологи вынуждены искать обходные пути на эти обходные пути ЦА, пытаясь обеспечить узнаваемость и запоминаемость рекламы, расставляя рекламные ловушки так, чтобы избежать их было невозможно. На сегодня ведется активный поиск каналов и способов коммуникации, способов "достучаться" до потребителя.

Маркетологи начали активно использовать технологию продакт плейсмент, то есть вводить к сюжетную линию кино, видео, мультфильмов, ток-шоу рекламу товаров и марок. Судя по выходящим сейчас на экраны кинофильмам и телесереалам, можно смело утвержать, что эта маркетинговая технология переросла в настоящую индустрию, которая, собственно, и занимается адаптацией носителей (кино, видео) специально под бренды. Вот это уже пожалуй новый этап развития продакт-плейсмента.

Существует несколько разновидностей продакт-плейсмента:

  • визуальный продакт-плейсмент – зрители непосредственно видят товар или логотип;
  • вербальный продакт-плейсмент – о товаре говорит персонаж фильма или комментатор;
  • игровой продакт-плейсмент – товар (бренд) обыгрывается персонажами.
Количество показов: 43408

Product Placement (англ. product placement, дословный перевод размещение продукции; скрытая реклама) - рекламный приём, заключающийся в том, что реквизит в фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх, музыкальных клипах или книгах имеет реальный коммерческий аналог. Обычно демонстрируется сам рекламируемый продукт или его логотип, или упоминается о его хорошем качестве. Это техника вплетения бренда, товара или услуги в сюжет произведения, а значит, в жизнь кино- или телегероя, в его образ жизни и его окружения. Это утонченная техника проникновения в подсознание увлеченного сюжетом или игрой зрителя, который в этот момент без сопротивления и сомнения готов принять практически любую навязанную ему идею, мысль, привычку. Механизм воздействия здесь простой: зрителю нравится сюжет и Герой, Герою нравится носить часы Omega, пить Coca-Cola и носить кроссовки Adidas. Зритель впитывает все привычки и пристрастия Героя.

В профессиональной литературе Product Placement принято обозначать аббревиатурой PP, которую мы также будем использовать далее.

Интересно отметить, что продвигая товар за деньги, компании, занимающиеся РР, почти всегда преподносят рекламируемый товар в самом выгодном, позитивном свете. Такой подход роднит РР с прямой рекламой. Хотя в маркетинге существует такое понятие, как негативный Product Placement, это еще достаточно редкое явление в мировой практике.

Product Placement эффективен для многих направлений бизнеса. Его успешно используют рестораны, торговые и бизнес-центры, частные клиники, строительные организации, телекоммуникационные, страховые, финансовые и другие компании сферы услуг. Но первое место, конечно, за производителями товаров массового потребления. Наиболее действенна скрытая реклама на рынках алкогольной и табачной продукции. Это связано в первую очередь с тем, что прямая реклама этих товаров на телевидении запрещена [Федеральный Закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»].

Технология PP позволяет решить следующий комплекс задач.

· Формирование имиджа торговой марки посредством ассоциирования ее с персонажами, взаимодействующими с продуктом.

· Повышение лояльности потребителей к торговой марке как следствие доверительного отношения к проекту и к персонажам, использующим продукт.

· Информирование об особенностях продукта и тонкостях его использования.

· Передача эмоциональной составляющей торговой марки.

Product Placement как технология управления потребительским поведением зародилась и сформировалась на киностудиях в США в начале ХХ века [Березкина, 2009].

Своим появлением PP обязан финансовым трудностям, с которыми киностудии сталкивались при первых опытах создания кинофильмов. Запуская в производство очередной фильм, его создатели искали пути преодоления проблем, связанных с крохотными бюджетами на производство кино. Одним из таких путей стало налаживание коммуникативных связей с производителями различных товаров: мебели, одежды, продуктов питания, электроники, автомобилей и т. д. Продюсеры просили у производителей различные товары в качестве реквизита для съемок и иногда получали их. На эти предложения поначалу откликались с неохотой.

Но очарованность кинематографом, любовь к актерам, мгновенно становившимися кумирами миллионов, привлекала внимание ко всем товарам, к которым они прикасались, на которых задерживался их одобрительный или заинтересованный взгляд. Продукт или вещь, интегрированные в сюжет кинофильма, в одночасье начинали жить своей новой жизнью, сами становясь предметом вожделения, обожествления, объектом притяжения [Березкина, 2009].

PP в своей оригинальной первозданной форме не имел коммерческого характера. Но к 1930-м годам бесплатный реквизит стал превращаться в реквизит, за который кинокомпании начали уже получать большие деньги или бартерное вознаграждение.

Осознав силу влияния PP на потребителя и проанализировав примерный объем прибыли производителей товаров, использованных в кинофильме, продюсеры поставили стихийно, из острой нужды возникшую технологию на профессиональные рельсы. С тех пор именно они управляли РР, отправляя маркетологам крупных концернов сценарии будущих фильмов с подробной раскадровкой, чтобы те, в свою очередь, могли оценить маркетинговые возможности своих брендов. Получив такой сценарий, потенциальные заказчики PP-размещения своей продукции в новом художественном фильме выбирали наиболее подходящие эпизоды для рекламы своего бренда. Со временем обычной практикой стало обсуждение и написание специальных сцен, ориентированных на продвижение того или иного продукта по заказу производителей .

На начальном этапе развития PP скрытая реклама (так часто называют PP) использовалась и в других жанрах художественного творчества. Радио стало одним из первых каналов электронных СМИ, по которым американские радиоведущие доносили до своих слушателей РР-послания, вплетая их в свои разговоры, репортажи и выпуски новостей. Практически сразу после своего появления радио превратилось из чисто информационного в развлекательное СМИ, привлекая тем самым интерес маркетологов ведущих производителей товаров. Первая радиореклама датируется 1922 годом, очень скоро за ней последовало применение новых, более мягких и завуалированных технологий, к числу которых относится и радио-РР .

Одновременно с освоением электронных СМИ PP был использован и в жанре комикса. Самый известный пример - серия комиксов, продвигающих шпинат по заказу компании Spinach Сап [Берёзкина, 2009].

С 1929 года герой комикса «Морячок Папай» продвигал идею здорового образа жизни через потребление шпината. Комиксы были выполнены по всем художественным законам жанра.

Проект комиксов о моряке Папае оказался очень удачным для компании Spinach Сап, и потребление консервированного шпината в США выросло на 30%. Интересно, что Папай через комиксы, а позднее и мультфильмы продвигал и другие социально значимые идеи, в частности, отказ от курения [Винсент, 2004].

На Западе Product Placement имеет уже более чем полувековую историю, а в нашей стране эта рекламная технология стала широко распространенной сравнительно недавно. Но сегодня практически любое появление или упоминание бренда в российском кинофильме, книге или в компьютерной игре является оплаченным и отнюдь не случайным.

Первым оплаченным и вполне удачным PP в российском кино считают появление духов «Маруся» в фильме Эльдара Рязанова 1991 г. «Предсказание» (продюсерская компания и киностудия «Слово»). Плата за размещение составила примерно треть бюджета картины [Берёзкина, 2009].

Первыми серьезными кинопроектами с использованием PP стало несколько фильмов: «Любить по-русски-2», в котором продвигались холодильники Bosch; «Особенности национальной рыбалки», где продвигались водка «Урожай», пельмени «Равиолло», сигареты «Петр 1»,оператор сотовой связи «Северо-западный GSM»; «Антикиллер» и «Антикиллер-2», интегрировавшие в сюжетную канву автомобили Audi, электронику Panasonic, систему интернет-трейдинга «Альфа- директ».

С 1998 года в российских кино кругах стал использоваться и сам термин «Product Placement» вместо понятия «Скрытая Реклама».

Как рассказывает Полина Киселева, главной особенностью PP в России является то, что это явление не описано в последней версии Закона о рекламе от 13 марта 2006 года в России [Киселева, 2008]. В этом есть ряд несомненных плюсов, так как запретить то, что по закону не существует, нельзя, и очень сложно доказать неправомерность размещения определенных продуктов (например, крепкого алкоголя), реклама которых по закону не может быть размещена на телевидении. Но есть и минусы: многие отечественные рекламодатели пока очень настороженно относятся к РР. Для них он является второстепенным каналом коммуникации, который зачастую не включен в основную стратегию и концепцию продвижения продукта. Поэтому внесение в закон о рекламе РР как штатного коммуникационного канала позволит ему избавиться от клейма незаконнорожденного дитя российской рекламы и получить причитающуюся «наследную часть» от бюджета рекламодателей.

Российская технология отличается от западной практики тем, что у нас гораздо меньше согласовано на предварительном этапе. Что доступно для российского рекламодателя, когда он заключает договор на размещение в сериале или телепередаче? Идеальным вариантом здесь является табличка в приложении к договору, в которой изложен перечень интеграций (логотип на реквизите, устное упоминание с демонстрацией торговой марки, использование продукции и т.д.), и даже может быть согласован хронометраж для каждой позиции. А если говорить о сериалах, то даже время эфира не гарантируется.

На зарубежном телевидении, безусловно, все сцены прописаны в сценарии, и отрывки сценария утверждены до начала съемок. Далее, сделана раскадровка для каждого появления продукта, что позволяет избежать последующих споров о крупности показа логотипа, и делает ненужным судорожные метания директора по маркетингу по съемочной площадке под крики раздраженного режиссера. Эти простые моменты делают работу более эффективной и спокойной, как для рекламодателя, так и для производителя .



Поделиться