В чем причина в отсутствии мотивации. Что делать, если мотивация отсутствует? Отсутствие мотивации

Здравствуйте, дорогие друзья! Тема сегодняшней статьи довольно интересная и актуальная для многих из нас. Давайте с вами разберемся, что же такое мотивация?

Мотивация — (от лат. movere) - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Вспомните те моменты жизни, когда вас переполняла энергия и желание достичь поставленной цели. Вы жизнерадостны, уверены в себе, вы движетесь в правильном направлении и с каждым шагом, с каждым вашим действием становитесь ближе к своей цели. Но вдруг в вашей жизни происходит череда неудач или появляются проблемы, которые вы не можете решить, ваш настрой начинает ухудшаться, энергии нет, и желание в достижении цели куда-то пропадает. Вы начинаете что-то делать, но не можете собраться с мыслями или вам не хватает сил завершить начатое, вы опускаете руки, и ждете, пока все наладится или когда вас вновь посетит позитивный настрой и желание действовать.

Если пустить этот процесс на самотек, то вы так и будете постоянно зависеть от внешних факторов и обстоятельств. Пока будет дуть попутный ветер, вы будете двигаться к своим целям, но стоит ветру поменять свое направление, и вы тоже измените свой курс.

Чем же отличаются успешные люди от неудачников? Ответ довольно прост – успешные люди двигаются к своим целям при любых обстоятельствах.

Так как же научиться мотивировать себя самостоятельно в независимости от внешних факторов, погодных условий и настроения?

Чтобы ответить на этот вопрос нужно разобраться в причинах потери мотивации. Их всего три – отсутствие уверенности , отсутствие фокуса (концентрации) и отсутствие плана действий .

Теперь давайте рассмотрим более подробно каждую причину потери мотивации и способы их устранения.

Отсутствие уверенности – первая причина потери мотивации. У каждого из нас есть как сильные, так и слабые стороны. Как только мы начинаем зацикливаться на своих слабых сторонах, на своих неудачах и промахах, мы начинаем терять уверенность в себе, своих силах и веру в достижение своих целей. Мы фокусируемся на том, чего еще не достигли, забывая оглянуться назад и посмотреть на то, что уже удалось сделать. Мы начинаем сравнивать себя и свои достижения со своими соперниками, начинаем оправдывать свои неудачи. Это самобичевание отнимает очень много жизненных сил и энергии. Для того чтобы устранить эту причину есть отличный способ – «Дневник успеха».

Об этом дневнике я узнал в одной из книг Бодо Шефера. Для дневника пойдет любая тетрадь или блокнот. Каждый день необходимо записывать в свой дневник то, что вам удалось сделать, пусть даже самое небольшое достижение. Лучше делать это вечером перед сном, прокрутите в голове весь свой день и вспомните те моменты или те действия, которые вы сделали хорошо, и за что вы можете собой гордиться, а затем записывайте их в свой дневник. А вот когда вы почувствуете, что у вас день не задался или вы погрязли в проблемах, из которых вам сложно выбраться, этот дневник поможет вам настроиться на позитивный лад и поверить в свои силы. Начните просто читать о том, что вам уже удалось сделать. После прочтения нескольких страниц ваших записей весь ваш негативный настрой как рукой снимет. Очень рекомендую вам завести свой дневник успеха.

Отсутствие фокуса (концентрации) – вторая причина потери мотивации. Эта причина довольно распространена у большинства людей. Ведь многие на самом деле не осознают, чего же они хотят. Люди фокусируются на том, чего хотят избежать и мыслят категориями страха, вместо того, чтобы фокусироваться на тех вещах, которых они по-настоящему хотят. Если вы не знаете, чего вы хотите, то и мотивации достигать «этого» у вас тоже не будет.

Для того чтобы этого не произошло нужно от неосознанного желания перейти к конкретным действиям. Составьте список целей, определитесь с тем чего вы хотите достичь в этой жизни. Фокусируйте свой разум на достижении позитивных целей. О том, я уже рассказывал в одной из своих статей.

Отсутствие плана действий – третья причина потери мотивации. Как правило, достижение любой цели состоит из промежуточных пунктов (шагов), которые необходимо выполнить для того, чтобы добиться желаемого. Если у вас нет ясной стратегии по достижению своей цели, то результативность ваших действий будет стремиться к нулю. Отсутствие представления о том, что и зачем нужно делать лишает вас стимула двигаться вперед. Вы будете откладывать задуманное на следующий день, а затем наследующий и т.д.

Для того чтобы бороться с этой причиной необходимо составлять план достижения своей цели. Это стратегия, позволяющая вам следовать шаг за шагом к своей цели. Бывают маленькие цели, а бывают большие. Большие цели довольно часто в разных книгах по саморазвитию называют «слонами». Есть на этот счет очень хорошая рекомендация – съешьте слона по кусочкам. Не стоит сразу набрасываться на свою цель, нужно разбить её на промежуточные этапы, а затем каждый этап разбить на подэтапы. После того, как вы «разрежете» своего слона на маленькие кусочки, вам будет проще его съесть. Когда у вас перед глазами будет четкий план того, что вам необходимо сделать, то вам будет сложнее сбиться с правильного пути и потерять мотивацию.

Постарайтесь разобраться в собственных причинах отсутствия мотивации и начните пользоваться данными рекомендациями, тогда никакие внешние факторы, дождь за окном или плохое настроение не смогут помешать вам двигаться вперед навстречу к своим целям!

На этом все, желаю удачи!

P . S .: Буду рад, если вы поделитесь своими мыслями на этот счет или расскажите о своих способах борьбы с отсутствием мотивации.

Без преувеличений можно сказать, что проблема мотивации — одна из наиболее актуальных проблем современного человека. Вспомните, как вы в очередной раз для себя твердо решали заняться спортом или сесть на строгую диету, и как через неделю (или может быть месяц) бросали это неблагодарное дело.

Или, может быть, вы твердо решили приобрести полезный навык, который продвинет вас по служебной лестнице или даже поможет найти более престижную и высокооплачиваемую работу, но после пары вечеров за книгами, решили, что не так уж оно вам и надо.

Порочный круг отсутствия мотивации

А может оно вам действительно не надо — что-то менять в жизни ? Не зря же все эти начинания умирают самым неподобающим образом задолго до появления каких-либо результатов? Частично ход мысли правильный — не зря.

Однако, так же не зря нам приходят мысли, что нужно что-то менять, двигаться дальше. На самом деле, постоянно совершенствовать и развивать себя, а также окружающий мир — одна из основных человеческих потребностей (вспомните всем известную пирамиду А. Маслоу).

Если человек останавливается в своем развитии, он никогда не будет счастлив, жизнь постепенно превратится для него в рутину . Одни и те же места, одни и те же люди, одни и те же действия, и так до конца жизни.

Согласитесь, не самый радостный сценарий. Именно поэтому многие из нас периодически чувствуют порывы что-то поменять в своей жизни. Но как всегда, чтобы дойти до реального дела и изменений в жизни надо преодолеть порочный круг отсутствия мотивации.

Удовлетворив свои базовые потребности в безопасности, еде, комфорте, социальной реализации, человек начинает стремиться к собственному развитию. Такова его природа.

Отсутствие личной мотивации

Определившись с целями или подсмотрев их из телевизора, большинство из нас начинают действовать и с большой долей вероятности терпят поражение.

Однако, вместо того, чтобы попытаться выяснить, почему это произошло, и подумать над тем, было ли то дело действительно им надо. Или это просто «модная» цель, к которой у вас нет огромного рвения, любви и личной мотивации, но которую хорошо было бы достигнуть потому что этого хотят все, и чтобы тебе все завидовали.

Нет, вместо этого люди снова отправляются в интернет с запросами типа “мотивация к спорту”, “мотивация на успех” и тому подобными.

Естественно, в сети находится много людей (ведь спрос всегда рождает предложение), способных красиво и уверенно говорить, подкреплять сказанное собственными результатами. Чужой успех, слова поддержки и одобрения снова заряжают и мотивируют нас. Мы снова готовы отправиться в бой, но… снова крах.

И так по кругу — ищем мотивацию, заряжаемся, начинаем действовать, крах. И каждый раз мы думаем, что в прошлый раз нашли неправильную мотивацию, не качественную, а нужна нам правильная, которая никуда не денется со временем. Но найти такую мотивацию неосознанному человеку просто не суждено.

Кто виноват в отсутствии мотивации

Почему происходит и почему на проблему мотивации попадают почти все люди? Почему большинство выходят из порочного круга «поиск мотивации – крах» совершенно обессиленные и считающие себя ни к чему не способными?

Почему все попытки что-то изменить в жизни, столь тяжелы для нас, и почему нам ничего не стоит их забросить, несмотря на природную предрасположенность к саморазвитию?

Ответ кроется в вопросе “чем вы руководствуетесь, выбирая путь своего развития?”. Оглянитесь вокруг, а затем загляните вглубь самих себя и попытайтесь дать ответ на этот вопрос. Только честно.

Неправильная мотивация

В большинстве случаев мы просто руководствуемся неправильной мотивацией, исходящей не от вашей личности, души и сути, а общественным мнением и навязанными ценностями.

Желая продвинуться по службе, мы просто хотим получить больше денег (на квартиру/машину/дачу), почувствовать себя более значимым, более уважаемым (а еще больше продемонстрировать это другим).

Желая заняться спортом и сбросить лишний вес, мы чаще всего хотим создать образ успешного человека, показать всем свою железную волю и привлечь внимание противоположного пола. Это внешняя мотивация продиктованная другими. Мы хотим что-то изменить не ради себя, а для того, чтобы возвыситься в глазах других людей.

Почему достигнутая цель не приносит удовольствия

Однако, это проигрышная позиция — удовлетворение от достижения целей с внешней мотивацией мимолетно и незначительно (фактически, наш мозг понимает, что мы что-то сделали, но лучше нам от этого не стало), и именно поэтому пытаясь достичь чужих целей мы и сталкиваемся с проблемой мотивации и по другому быть не может.

Люди, руководствующиеся внешней мотивацией, действуют как аккумуляторные батарейки, которые нужно постоянно заряжать. Зарядили — все хорошо, работаем. Не зарядили — все плохо, ни на что не способны, ничего не можем.

В таких условиях вполне естественно искать внешний источник питания — людей, которые действуют как генераторы. Люди-генераторы нашли внутреннюю мотивацию, для своего роста.

Им не нужен внешний стимул для того, чтобы работать над собой. Они занимаются саморазвитием исключительно для себя, а не для повышения социального статуса или благосостояния. У них так много энергии, что они охотно делятся ей с окружающими.

Проблема только в том, что для окружающих такая мотивация снова не будет являться внутренней. Это означает, что постоянно работать над собой окружающие смогут только при постоянном контакте с генератором мотивации. Как только он исчезнет, исчезнут и силы работать над собой. Батарейки, находящиеся рядом с генератором, все равно остаются батарейками.

Лучшая мотивация — любимое дело

Все еще не поняли, что нужно делать, чтобы мотивировать себя? Бросьте свои поиски мотивации в интернете!

Невозможно долго заставлять себя заниматься чем-то, мотивируя это чужими ценностями! Этим путем вы будете получать только постоянные провалы и разочарования.

Прекратите ждать, пока кто-то укажет вам путь! То, что вам укажут, будет не ваш собственный путь, а путь указывающего!

Бросьте все это. А то время, которое вы тратили на поиски внешней мотивации, потратьте на то, чтобы заглянуть глубже в себя и попытаться понять, как и ради чего конкретно ВЫ хотите развиваться.

Быть может, вы хотите получить продвижение по службе, чтобы высвободить больше времени для того, чтобы проводить его с семьей. Или заняться спортом просто для своего здоровья, ради ощущения приятной усталости и расслабленности после интенсивных занятий.

Даже покупка новой машины — не обязательно навязанная цель. Например, у вас пополнение в семье, и нужна машина больше и безопаснее, или старая постоянно ломается и отнимает много времени, или просто новая будет доставлять вам эстетическое удовольствие.

Сам себе мотиватор

Как только вы найдете для себя свои цели, внутренние ориентиры и внутреннюю мотивацию, вы перестанете быть батарейкой и начнете действовать как генератор. Вы сам себе лучший мотиватор, и будете подпитывать сами себя. Вот тогда проблема и необходимость во внешней мотивации отпадет сама собой.

Конечно, поиск таких ценностей может оказаться не простым занятием и занять много времени, но результат, который вы получите, оправдает все затраты.

Не бойтесь экспериментировать и ошибаться – от этого не застрахован никто.

Просто выучите этот урок, и проблема мотивации отпадет сама собой, найдите свою личную любимую мотивацию, от мысли о которой будет замирать ваше сердце , и двигайтесь дальше на пути определения своих ценностей, целей и ориентиров.

Всем доброго времени суток! Мы не раз говорили о том, что мотивация – это основной ингредиент на пути к успеху, достижениям и свершениям, даже когда изначально они кажутся нереальными. О её видах, и вообще, что это такое, я уже писал в статье . Но вот иногда происходит, наверное, с каждым, когда в какой-то момент пропадает вдохновение и стремление двигаться вперёд, и просто на просто не знаешь, что делать если пропала мотивация.

Это состояние порой пугает, разочаровывает и лишает удовлетворения. Поэтому я сегодня подобрал для вас 10 самых лучших методов, с помощью которых вы сможете поэкспериментировать и всё-таки вернуть себе желание достигать вершин.

10 приёмов

1.Живите в настоящем, то есть «здесь и сейчас»

Научитесь не откладывать выполнение каких-то задач на потом, на завтра, на следующий понедельник и подобное. Потому что уровень энергии снижается, и потребность становится не настолько «оголённой». Поэтому следует действовать мгновенно, в таком случае вы всегда будете достигать колоссальных успехов. Если всё-таки ищете отговорки, чтобы отложить на позже выполнение, придумайте дополнительную работу, которая более нежелательна, чем основная задача. Или введите наказание в виде лишения себя чего-то, к примеру, урезанного перерыва.

2.Поза

Помните, мы с вами рассматривали в моей статье ? Так вот, существует ещё один секрет. Если вы теряете уверенность, и в голове появляется мысль, что лучше остановиться, потому что не выйдет, то попробуйте принять позу уверенного человека и побыть в ней пару минут. В таком случае, в организме возрастает уровень тестостерона, который отвечает за силу и власть, а также снижается количество гормона, который отвечает за стресс – кортизола. Поза, к примеру, может быть, когда вы стоите с ровной спиной, и руками упираетесь в бока, или опираетесь на стол. Сидя – можно откинуться на спинку стула, заложив руки под голову.

3.Шоколад

Употребляйте шоколад, всего лишь пару кусочков способны сотворить чудеса с вашим организмом. Это я не о вероятности поправиться, а о том, что вырабатывается дофамин. Благодаря ему учащается пульс и повышается работоспособность. Ко всему прочему, благодаря шоколаду снижается ощущение усталости, поднимается настроение. Восприятие стрессовых ситуаций становится более лояльным. Но не стоит этим способом злоупотреблять.

4.Зеленый свет

Окружите себя вещами зелёного цвета. Если нет возможности изменить интерьер, то хотя бы во время принятия решений смотрите на картинки, где много зелёного, к примеру, фотографии леса. Учёными были проведены эксперименты о влиянии этого цвета на мотивацию. Было выявлено, что именно он положительно влияет на творческие и креативные способности человека. Он как бы стимулирует размышлять о начинаниях, поисках вариантов решения сложностей. Вы ведь замечали, что во время прогулки по парку или лесу меняется даже ваше отношение к жизни? Появляется вдохновение, и всё кажется таким простым и прекрасным?

5.Пари

Чтобы не было шанса остановиться на полпути, очень помогает, когда вы устраиваете спор, на что-то такое серьёзное для вас. Нежелание потом в случае проигрыша выполнять условия спора будут очень мотивировать вас не сдаваться до самого конца. Поспорить можно с близкими, друзьями, коллегами, в случае того, если никто не захочет вас в этом поддержать, существуют онлайн-сайты, где можно написать о своём желании чего-то достичь. Затем перечислить определённую сумму денег, которая в случае проигрыша отправится на счёт человека, поддержавшего вашу ставку, либо в благотворительную организацию и прочее. Чем интересны такие приемы, так это тем, что вы конкретизируете свою цель, определяете сроки выполнения. Придерживаетесь их, не давая себе расслабиться, потому что это грозит материальными убытками.

6.Азарт


Чтобы мотивация была на высоте, важно ощущать азарт и интерес к процессу выполнения задачи. А достичь этого можно, устроив гонки с самим собой. То есть, к примеру, если вам необходимо перебрать огромное количество документов на столе, но совсем не хочется, дайте себе на выполнение 30 минут. Засеките время и приступайте к выполнению. Обязательно придумайте себе небольшое поощрение в случае выигрыша, а также наказание, если не справитесь. Этот способ очень энергоёмкий, потому что возникает не просто конкуренция и соперничество, а именно гонка, у тебя же с самим собой. Когда ты сам себе ставишь границы и стремишься к улучшению результатов.

7.Эффективны методы визуализации, а также позитивные аффирмации

8.Музыка и фильмы

Слушайте музыку, которая вас вдохновляет, общайтесь с людьми, после встречи с которыми появляется много энергии. И конечно же смотрите фильмы, которые меняют ваше восприятие, давая веру в то, что вы в силах справиться с любыми препятствиями, особенно, если эти фильмы на реальных событиях. Я как раз создал такую подборку. Картины которой способны вдохнуть огонёк в веру в свои силы и желание управлять своей жизнью, чтобы она была насыщенна и приносила удовольствие: .

9.Питайтесь правильно

Недостаток воды в организме может привести к снижению трудоспособности, витаминов и минералов – к снижению иммунитета, уровня энергии… Поэтому в день выпивайте не менее 8 стаканов воды, включите в свой рацион бананы, орехи, зелёный чай, коричневый рис, авокадо, ягоды, лосось и прочее. Эти продукты помогают бороться с депрессией, улучшают память, внимание, сосредоточенность и выносливость.

10.Настроение

Чтобы поддерживался уровень энергии, важно превратить рутину и обыденность во что-то весёлое. Вы ведь знаете, как много сил уходит, когда мы заставляем себя делать что-то, что уже очень надоело. Существует такой метод, который называется «оплеуха», который как раз работает по этому принципу. Возник он благодаря журналисту Манишу Сети. Маниш нанял сотрудницу для того, чтобы она каждый раз давала ему шуточные оплеухи за то, что он открывает страницы социальных сетей, отвлекается или не успевает в срок выполнить работу. Этот приём смог максимально повысить его трудоспособность. Потому что стало намного интереснее возвращаться к процессу, не потому что есть угроза или наказание, и тем более осуждение, а благодаря возможности разрядить обстановку и сбросить накопившуюся усталость.

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Используйте способы из моего арсенала, планируйте своё время, и самое главное, не позволяйте себе останавливаться, не достигнув цели – и тогда у вас всё получится! Общайтесь с активными и успешными людьми, которые только придадут вам вдохновения. И как сказал великий Стив Джобс: «Сделай шаг, и дорога появится сама собой». Никогда не останавливайтесь, даже если уже чего-то достигли.

Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка.

Половина людей сдаются на пути к своей цели, потому что им никто не сказал: «Я верю в тебя, у тебя все получится!»

Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка.

Как же сформировать у школьника желание учиться?

Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить?

Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?

Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания. У одних детей мотивация у к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.

Почему это происходит, кто виноват и в чем причины давайте разберемся вместе.

В интернете, да и книжных магазинах имеется большое разнообразие на эту тему, да и у каждого родителя есть свое мнение по этому поводу. Однако вопрос остается актуальным и по сей день во многих семьях.

Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем самым перекладывая с себя ответственность на плечи школы.

Другие же предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона, прогулок, общения с друзьями и вкусностей за каждую оценку ниже 4. Среди таких родителей встречаются и те, кто прибегает к старым проверенным методам, как ремень и скалка.

Мотивация с точки зрения науки

Для начала разберем истоки происхождения термина «мотивация» .

Произошло это слово от английского «movere» - «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.

Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции.

Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной.

А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается.

То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на четвертый - пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения.

И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться.

Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов в зависимости от стиля воспитания разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны, но, самое главное, это стимулирует нас родителей к самосовершенствованию в течение всей жизни.

Психологический аспект, открывающий завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей. Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость.

Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки.

Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш, либо его невозможно оторвать от телевизора или компьютера. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал.

Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа - это каторга.

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей…

Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться.

Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

С чего все начинается?

Ошибка родителей №1.

Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста.

Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо.

Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Ошибка родителей №2.

Ребенка рано отдают в школу.

Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст ). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука.

Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела.

Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху.

Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

Ошибка родителей №3.

Дети не посещают детский сад.

Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

Ошибка родителей №4.

Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

Ошибка родителей №5.

Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

Ошибка родителей №6.

Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)

Ошибка родителей №7.

Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

Ошибка родителей №8.

Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.).

Ошибка родителей №9.

«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.

Ошибка родителей №10.

Проецирование своих ожиданий на дочку или сына - это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.

Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

Формирование побуждения к действию.

Как это сделать на практике?


Это означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.

1) Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.

Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется.

Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться.

Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать.

2) Применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения, или и исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».

3) В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр.

Вообще-то это про начальную школу, а по правде про первый класс.

Но, если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова весь путь формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе.

Иногда ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.

4) Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный.

При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» - манипуляция чистой воды).

5) Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо».

Для избежание таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся.

В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

6) Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

7) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок.

Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе.

Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью.

Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности – попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха.

8) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу – явление вполне нормальное, привычное и часто используемое.

Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно.

А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.

9) В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый.

Для подростка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление. Для подростка важно поднимать тему профессионального определения.

10) Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.

11) Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше.

Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа.

Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов.

В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

12) Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей.

Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.

13) Если Ваш ребенок предполагал, что усвоил учебный материал, а оценка низкая, то нужно разобраться, что произошло на самом деле. Возможно, он действительно все понял, но перенервничал на контрольной, или, например, плохо себя чувствовал, а возможно, опять же, оценка учителя была неадекватной.

Самое главное – это научить Вашего ребенка формировать адекватную самооценку , а для этого, в первую очередь, Вы сами должны стараться оценивать его результаты, основываясь не только на оценке учителя, а исходя из его ожиданий, ощущений и его целей.

14) Очень важный период в жизни школьника переход в среднее звено. Появляются новые предметы, учителя и обязанности, сильно возрастает нагрузка. Научитесь слушать ребенка и вникать в его проблемы.

В этом возрасте он особенно нуждается в вашей помощи. Выучить все, что задают в школе, практически невозможно. Именно поэтому пропадает интерес к учебе. Научите школьника правильно планировать время и распределять нагрузку, это поможет и в дальнейшей жизни.

15) Сдача ЕНТ – головная боль старших школьников, их родителей и учителей. Мотивации уже не требуется, к 16 годам подростки примерно представляют себе, чего хотят добиться в жизни и что для этого надо сделать.

Ваша задача – помочь определиться с выбором , сконцентрировать внимание на главном и найти оптимальный вариант решения проблемы. Поговорите с ребенком, выясните, какие курсы лучше посещать.

Уважайте его выбор, даже если он не совпадает с вашим, не подавляйте его инициативу и зарождающийся интерес к ответственности за свой выбор.

Надеюсь, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться.

Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.

Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Запомните, маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности . Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на любознательность . Тогда и учеба станет для него радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.

Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Проблематика отсутствия мотивации и какой-либо жизненной энергии, которая является двигателем успеха и прогресса в жизни человека встречается очень часто и практически повсеместно. Человек живет, не понимая зачем, не имея смысла, жизненных целей и сил, все это напрямую отражается на отсутствии интереса к жизни, желании жить и каких-либо продвижений и динамики в жизни такого человека.

С чем связанна проблематика?

У данной проблемы может быть очень много истоков, это может быть связанно и с какими – то временными трудностями и неудачами человека, которые снизили уровень и качество его жизни. А так же истоком может быть и семья, в которой воспитывался ребенок.

Данная масштабная и всеохватывающая проблема наиболее часто встречается у людей, которые были воспитаны в неполных семьях, чье детство проходило без участия мужской, отцовской составляющей и даже иногда материнской. Все это связанно с тем, что прямая роль отца в семье и воспитании ребенка – это закладка в сознание еще маленького ребенка, с самого детства таких понятий как самореализация, успешность и целеустремленность. Только мужская компонента может внести наиболее объективную и полную информацию об этих моментах в жизнь ребенка.

Посмотрите также вебинар «Инстинкты, Мужественность и Мотивация » Дениса Бурхаева.

Проблема «Безотцовщины»


Проблема безотцовщины или слишком формального присутствия отца в жизни подрастающего поколения создает систематическую и обширную ошибку в сознании человека и становлении его как личности. Демотивация усиливается под материнским влиянием, часто используется рукоприкладство и моральное угнетение. Происходит «сминание» личностных установок и на это пустующее место устанавливается новый компонент, который со временем заменяет ребенку его личностную составляющую. И часто это делается абсолютно осознанно. На подсознание ребенка вкладываются такие эмоции, как стыд, страх, жалость и вина. Эти эмоции и разрушают, стирают и уничтожают личностную составляющую человека, о мотивации и постановке целей тут говорить и не приходится. У мальчиков в основном происходит «снос» такой установки, как мужественность.

В результате такого деструктивного процесса происходят следующие явления:

  • Мужчина ощущает себя неполноценным, непохожим на других;
  • Снижается уровень мужских гормонов под влиянием психологической составляющей;
  • Психологическая подавленность личности, разрушение многих психологических установок, свойственных мужчинам, подавление инстинктов.

Последствиями данных процессов являются серьезные нарушения психологического и физического состояния человека, наступает фрустрация, постоянные и затяжные депрессии, что не может не влиять на отсутствие мотивации в жизни человека и убежденности в бесполезности собственной жизни.



Поделиться