Управления муниципальной собственностью приоритетов эффективной деятельности департамента. Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью

В целях повышения эффективности использования муниципальной собственности предлагаем следующие мероприятия рамках обозначенных выше направлений.

1. Представляется необходимой продажа в возможно кратчайшие сроки земельных участков под находящимися в частной собственности объектами недвижимого имущества, что позволит:

· осуществить слияние земельного участка и расположенных на нем зданий, строений, сооружений в единый объект недвижимости;

· существенно повысить кредитоспособность, капитализацию и конкурентоспособность правообладателей таких объектов, а значит, страны в целом;

· ввести единый налог на недвижимость.

1. Следует осуществлять масштабное преобразование муниципальных унитарных предприятий в казенные предприятия и акционерные общества с последующей приватизацией в соответствии с определенными функциями органов местного самоуправления. В частности, необходимо приватизировать унитарные предприятия, выполняющие такие «хозяйственные» функции, как техническую инвентаризацию, работы по землеустройству, обеспечение муниципальным транспортом и т.п. на федеральном уровне в целях уточнения правового статуса казенных предприятий необходима разработка федерального закона «О казенных предприятиях».

Следует пересмотреть принципы управления со стороны государства унитарными предприятиями. В случае передачи муниципального предприятия как объекта в доверительное управление органы местного самоуправления будут получать от такого предприятия прибыль, поскольку для этого будет существовать реальный механизм ответственности доверительного управляющего за результат своей деятельности. Согласно ст. 1022 Гражданского кодекса РФ доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду за время доверительного управления имуществом, а учредителю управления - убытки, причиненные утратой или повреждением имущества, с учетом его естественного износа, а также упущенную выгоду. Ответственность доверительного управляющего - предпринимателя не обусловлена признаком вины, его освобождают от ответственности только непреодолимая сила или действия выгодоприобретателя (учредителя управления).

При передаче унитарного предприятия в доверительное управление органы местного самоуправления получают реальный механизм контроля за соответствием доверительного управляющего квалификации высокого профессионала-предпринимателя и имеют право в любой момент расторгнуть с доверительным управляющим договор доверительного управления при условии выплаты ему вознаграждения. Отметим, что руководитель организации - субъект трудового права подлежит увольнению только в исключительных случаях: принятия необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерного его использования или причинения ущерба другой организации, либо однократного грубого нарушения своих трудовых обязанностей, либо в случаях, предусмотренных трудовым договором.

3. Долевое участие и партнерство. Местные органы власти могут устанавливать партнерские отношения с коммерческими предприятиями частного сектора с целью обеспечения предоставления определенных услуг на договорной основе (партнерство). Кроме того, они могут приобретать столько акций частных предприятий, сколько необходимо для установления полного контроля над решениями предприятия в качестве основного держателя акций (долевое участие).

Выбор между долевым участием и партнерством является отражением обстоятельств и характера экономической деятельности. Если частное предприятие уже осуществляет предоставление определенного вида услуг на данной территории, а местное самоуправление законодательно приобрело полномочия на оказание этих услуг, то долевое участие может оказаться наиболее реальным способом обеспечения контроля. С другой стороны, если определенный вид экономической деятельности не осуществлялся ранее на данной территории, то более практичным может оказаться партнерство либо с частным предприятием, занимающимся ею в других регионах, либо с предприятием, имеющим опыт в предоставлении близких по характеру услуг.

Суть различий между партнерством и долевым участием состоит в том, что от доли в акциях, как правило, легче отказаться. Это может быть сделано просто путем продажи своих акций соответствующему предприятию. Связи же с предприятиями через партнерство являются менее гибкими, поскольку обычно они закрепляются договором, и продажа доли в партнерстве может оказаться либо невозможной практически, либо не разрешенной этим договором.

4. Создание межмуниципальных предприятий. Основной целью деятельности органов местного самоуправления является решение вопросов по удовлетворению бытовых, социальных, культурных, образовательных, медицинских и иных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Решение этих вопросов возможно только при наличии в распоряжении органов местного самоуправления достаточных для этого финансовых и материальных ресурсов, за счет которых можно было бы организовать на территории муниципальных образований предоставление населению этих образований соответствующих услуг и товаров. Вместе с тем имеющихся у органов местного самоуправления средств и материальных ресурсов для реализации планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, осуществления капитальных вложений и бюджетных инвестиций в развитие экономики соответствующих территорий в настоящее время не хватает. Недостаточность доходных источников местных бюджетов не позволяет органам местного самоуправления обеспечивать полное и качественное исполнение своих полномочий в условиях осуществляемой в стране муниципальной реформы.

В связи с тем, что размер финансовых ресурсов, необходимых для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, не соответствует уровню реальных потребностей муниципальных образований, и рассчитывать на существенное изменение в этой области в обозримом будущем вряд ли стоит, муниципальным образованиям необходимо искать более гибкие и эффективные механизмы решения стоящих перед ними задач по удовлетворению потребностей населения, проживающего на их территории.

С целью решения социально-экономических вопросов и в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления в настоящее время представлено право на участие в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Получая возможность объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов нескольких муниципальных образований в рамках соответствующих хозяйственных обществ и опираясь на их деятельность, органы местного самоуправления смогут:

Расширить возможности по удовлетворению тех или иных потребностей населения в услугах и товарах;

В результате производственной деятельности этих обществ получить дополнительные средства на нужды муниципальных образований в виде распределенной прибыли.

Право на участие в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения также предусмотрено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Создание (учреждение) хозяйственных обществ (обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ, в том числе межмуниципальных хозяйственных обществ в форме обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ) - участников гражданского оборота, определяется нормами гражданского законодательства, а также нормами специального законодательства Российской Федерации. Государственная регистрация межмуниципальных хозяйственных обществ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а их деятельность - в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

По нашему мнению, комплексная реализация вышеизложенных мер позволит повысить эффективность использования собственности Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального образования.

Эффективное управление муниципальной собственностью является одной из главных функций, осуществляемых органами муниципального управления в процессе реализации своей деятельности. Поэтому повышение эффективности использования муниципальной собственности выступает важным направлением в реализации муниципальной политики. Происходящие в законодательстве Российской Федерации процессы отражают существенное изменение подходов к модели муниципального хозяйства. Прослеживается явный переход от управления со стороны органов местного самоуправления объектами муниципальной собственности к управлению процессами в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. Это влечет, в свою очередь, к изменению состава муниципальной собственности за счет перераспределения ее между уровнями публичной власти в соответствии с их уточненной компетенцией, перепрофилирования и отчуждения объектов, не связанных с прямыми обязанностями органов местного самоуправления.

В то же время перед органами местного самоуправления, и в частности, перед администрацией г.Краснодара встают новые задачи: формирование и исполнение местных бюджетов в условиях реформирования межбюджетных отношений, развитие арендных и концессионных отношений, оказание влияния на тарифную политику локальных естественных монополий, снижение издержек в управлении объектами социально-культурного назначения. Все это формирует приоритетные цели развития муниципальной собственности. По результатам практической деятельности и анализу материала в сфере управления муниципальным активом, в том числе на материалах г.Краснодара, выделены основные направления (рекомендации), которые способны создать реальные предпосылки к сбалансированному, устойчивому развитию муниципалитета в долгосрочной перспективе.

Как уже было отмечено выше, развитие муниципальных образований проходит под воздействием ряда условий, формирующих на федеральном уровне внешнюю среду для муниципальных образований, причем среди этих условий очевиден приоритет финансовых отношений федерального центра. Наиболее важными из них являются: нестабильность системы бюджетного федерализма, усиливающаяся тенденция централизации налоговых доходов на федеральном уровне, возрастающая зависимость муниципальных образований от опёративных решений и нормативно-правовых актов федеральных органов в сфере перераспределения финансовых средств Аноприенко А.В. Методы и механизмы повышения эффективности управления муниципальной собственностью: На примере Московской области. Автореф. дис. … канд. эконом. наук. М., 2006. С. 17.. В результате значительно снижается доля стабильных доходных источников и уменьшается уровень фискальной автономии муниципальных образований.

Как отмечает А.В.Аноприенко, среди наиболее сложных проблем управления казенным имуществом, требующих скорейшей правовой регламентации на федеральном уровне, можно выделить следующие:

Порядок учета казенного имущества;

Делегирование полномочий по управлению казенным имуществом;

Финансовое обеспечение бремени содержания казенного имущества.

Только в этом случае, соблюдая требования к субъектам, форме и содержанию действия (контрактации), включая требования целевой направленности и соответствия воли и волеизъявления, позволяют использовать передачу имущества из муниципальной казны уже как признаваемую законодателем правовую форму, то есть как сделку. Благодаря этому обеспечиваются интересы участников имущественных отношений и публичный интерес органов местного самоуправления. В свою очередь, оптимальное взаимодействие между публичными и частными интересами свидетельствует о должном влиянии гражданского права на экономические процессы в рыночной экономике. Тем самым, реализуя назначение права как регулятора общественных отношений Аноприенко А.В. Там же. С. 17-18..

Дипломное исследование показало необходимость разработки программы и концепции управления имуществом казны муниципального образования г.Краснодар. Программа и концепция должны быть основаны на реалистичном анализе условий и ресурсов развития города. Содержанием программы и концепции должны стать меры, направленные на выявление рационализации использования муниципальных ресурсов, позволяющих стабилизировать социально-экономическое положение, придать новый импульс городскому развитию.

Программу и концепцию следует разрабатывать в соответствии с принципами рыночного планирования: они должны носить индикативный, а не директивный характер, обладать достаточной гибкостью, позволяющей конкретизировать их положения в годовых планах, реалистично учитывать возможности администрации г.Краснодара, содержать процедуры внедрения эффективных методик управления. В программу должны быть встроены механизмы обратной связи, дающие возможность на основе анализа хода выполнения программы своевременно вносить в них исправления и корректировки при текущем планировании.

Программа и концепция должны быть приняты местным органом представительной власти, в случае г.Краснодара - Городской Думой г.Краснодара, и получить тем самым статус городского нормативного акта, что в дальнейшем обеспечит ее независимость от текущих конъюнктурных факторов.

Отдельным вопросом, требующим дополнительного рассмотрения, является финансовое обеспечение бремени содержания муниципального имущества г.Краснодара. Поскольку управление казенным имуществом является формой прямого участия муниципальных образований в гражданских правоотношениях, единственным источником финансового обеспечения содержания казенного имущества могут служить средства бюджета данного муниципального образования.

Формирование средств на содержание казенного имущества г.Краснодар может происходить путем создания целевого бюджетного фонда. В указанный фонд в законодательно установленном порядке должны перечисляться часть всех средств, составляющих доходы бюджета от управления муниципальным имуществом. Средства фонда должны быть соответствующим образом выделены в составе бюджета (отдельная строка расходов бюджета). Расходование средств фонда должно осуществляться на основании сметы, утверждаемой представительным органом власти муниципального образования. Правовой статус создаваемого фонда, порядок формирования и расходования его средств должны быть определены нормами соответствующих нормативно-правовых актов.

Отражение казенного (муниципального) имущества в бухгалтерской отчетности специализированных организаций г.Краснодара, создаваемых собственником для обеспечения содержания казенного имущества, на наш взгляд, не в полной мере соответствует требованиям законодательства о бухгалтерском учете. Кроме того, нормы законодательства не применимы к отношениям, связанным с обеспечением учёта казенного имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. Следовательно, учет изменения стоимости казенного имущества на основании бухгалтерской отчетности юридических лиц может рассматриваться в качестве временной меры, применимой лишь до принятия нормативных правовых актов, регламентирующих порядок контроля изменения стоимости казенного имущества.

Для осуществления сделок с муниципальной имущественной казной необходимо разработать положения и проекты договоров, дающие основание на передачу актива. Известно, что перед муниципальной имущественной казной поставлена задача исключить коммерческие риски утраты имущества, в том числе средств жизнеобеспечения города и инженерных сооружений. Для этого необходимо разработать проект положения об амортизационных отчислениях на полное восстановление имущества казны, а также договоры о безвозмездном пользовании имуществом муниципальной имущественной казны. Кроме того, для осуществления сделок с казенным имуществом планируется разработать ряд положений, в том числе о доверительном управлении имуществом, о передаче имущества в залог, в безвозмездное пользование, в аренду. Потребность в принятии ряда документов очевидна, так как это является законным основанием на предоставление тех или иных активов, составляющих имущественную казну города.

Необходима разработка механизмов, ведущих к выбытию актива из муниципальной казны. В рамках действующего законодательства г.Краснодара (с минимальными новациями) могут быть разработаны и осуществлены механизмы, которые обеспечат реализацию принципа подконтрольности всех сделок, ведущих к выбытию имущества из муниципальной казны. Особенно данное положение касается приватизации казенного имущества (подконтрольность на всех этапах - от приватизационной подготовки активов до контроля исполнения новым собственником взятых на себя обязательств).

Как показывает исследование, назрела необходимость проведения мониторинга результативности бюджетных расходов г.Краснодара. Большое количество услуг, в которых нуждается население, предоставляются на местном уровне посредством муниципальной собственности. Поэтому необходима обратная связь с населением, участие населения в определении приоритетов бюджетных расходов и оценке качества предоставляемых услуг позволит администрации муниципалитета повысить эффективность расходования бюджетных средств, сконцентрироваться на решении наиболее значимых для населения проблем.

Для внедрения мониторинга результативности бюджетных расходов необходимо осуществить следующие действия:

Утвердить единый формат плана деятельности отраслевых подразделений администрации муниципалитета (миссия, цели, задачи, мероприятия по их реализации, затраты, ожидаемые результаты и эффект, индикаторы мониторинга);

Разработать индикаторы, позволяющие отслеживать затраты, результаты, эффект от осуществляемой деятельности и сравнивать их с изначально запланированными критериями, а также определять результативность и эффективность расходов;

Определить источники и методы сбора информации, необходимой для мониторинга;

Определить методы исследования приоритетов населения и оценки населением качества предоставляемых услуг (эффекта от исполнения муниципальных программ) Аноприенко А.В. Методы и механизмы повышения эффективности управления муниципальной собственностью: На примере Московской области. Автореф. дис. … канд. эконом. наук. М., 2006. С. 20..

Отдельного рассмотрения в комплексе механизмов совершенствования управления муниципальной собственностью г.Краснодара требует институт муниципального представительства в уставных капиталах акционерных обществ. В целях обеспечения эффективности корпоративного управления со стороны муниципалитетов не следует сохранять миноритарные пакеты акций в компаниях, если к этому нет особых оснований с точки зрения общих муниципальных интересов. Если по какой либо причине необходимо сохранить долю участия муниципалитета в акционерном обществе, то целесообразно стремиться к получению мажоритарного (контрольного) пакета акций. Управление всем муниципальным пакетом акций конкретной компании должно быть сконцентрировано в руках одного органа исполнительной власти.

Требуется устранение административных барьеров в плане управления муниципальной собственностью. Однако необходимо различать политические декларации относительно необходимых действий в сфере муниципальной собственности, направленных на устранение административных барьеров, и те реалии, с которыми сталкиваются реформаторы в процессе реализации принятых решений.

Важным аспектом совершенствования механизмов управления муниципальной собственностью является внедрение информационных технологий в практику управления муниципальной собственностью г.Краснодара. Внедрение информационных технологий (ИТ) состоит в повсеместном их использовании для решения оперативных, тактических и стратегических задач развития муниципального образования в рамках единого информационного пространства. Использование ИТ в практике управления муниципальной собственностью позволяет решать в сжатые сроки задачи, недостижимые за счет простого увеличения численности сотрудников комитетов по управлению имуществом, и достигать принципиально нового качества управленческих решений, заметного снижения трансакционных издержек.

Приведенные выше рекомендации должны способствовать системному решению вопросов в сфере управления муниципальной собственностью: более эффективной реализации функций органов местного самоуправления в отношении местных финансов, муниципальной нефинансовой части казны, специфических ресурсов, муниципальных организаций и иных хозяйствующих субъектов, местных природных ресурсов, осуществлению перехода к новой модели муниципального хозяйства с учётом меняющегося законодательства. Другим важным компонентом в управлении муниципальным активом является совершенствование природы контрактных отношений, где эффективное использование ограниченных ресурсов, составляющее существо экономических действий различных индивидов, опосредуется принятием ими различных решений.

Имущественный комплекс муниципальных образований является одной из составляющих экономической основы местного самоуправления и представляет собой важный фактор устойчивого социально-экономического развития территории. Главным требованием к использованию муниципальной собственности является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления за обеспечение жизнедеятельности муниципальных образований, социально-экономических интересов населения.

Управление муниципальной собственностью заключается в использовании местными органами власти организационно-экономического механизма воздействия на хозяйствующие субъекты в области владения, распоряжения и пользования принадлежащего им имущества на основе изменения законодательства, налогообложения, процентных ставок, целевых нормативов и социальных стандартов, критериев, показателей и нормативов эффективности и др. Для управления муниципальной собственностью необходимо разработать и реализовать на всех уровнях власти взаимоувязанную систему правовых, административных и экономических мер, объединенных единой политикой регулирования имущественных отношений, которая должна обеспечить стабильное, сбалансированное и эффективное развитие всех объектов собственности в пределах муниципального образования.

Финансовые методы позволяют обеспечить деятельность по управлению и воспроизводству муниципальной собственности с учетом получения и распределения доходов от ее использования. Это позволяет оптимизировать нагрузку на расходную часть муниципального бюджета, максимизировать поступления в него от использования муниципальной собственности, устанавливать процент отчислений от прибыли муниципальных унитарных предприятий, прогнозировать получение дивидендов от участия в капитале хозяйственных обществ, других доходов в бюджет. В условиях постоянного дефицита бюджета и снижения доли собственных доходов в доходных источниках бюджетных поступлений деятельность муниципалитета по управлению городским имуществом должна стать серьезным инструментом регулирования экономики города. Собственность должна приносить доход. Надо отметить, что муниципальная собственность еще не в полной мере рассматривается местными администрациями как стратегический актив, которым необходимо квалифицированно управлять для увеличения доходов и решения социальных проблем. Необходимо найти то соотношение между обеспечением социальных функций местного самоуправления и обеспечения прибыльности муниципального имущества, достаточности налогооблагаемой базы для развития и нормальной жизнедеятельности населения города и хозяйствующих субъектов. Для целей управления всеми объектами муниципальной собственности, они могут быть условно разделены на две группы: бюджетопотребляющие и доходопроизводящие.

Управление первой условной группой должно отвечать задачам оптимизации бюджетных расходов на содержание этих объектов. К этой группе можно отнести памятники истории и культуры, объекты недвижимости, находящиеся на балансе муниципальных образовательных, лечебных, лечебно-оздоровительных учреждений и предприятий, необходимых для выполнения закрепленных полномочий за органами местного самоуправления.

Управление второй группой объектов должно быть нацелено на повышение доходности их использования. В эту группу входят все иные объекты, не отнесенные к первой группе. Важными здесь становятся вопросы - сколько и какие объекты можно выделить и отнести к сфере доходной недвижимости, какую часть необходимо закрепить на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями и на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, определения критериев эффективности использования имущества, повышения доходности и роли недвижимости в социально-экономическом развитии города в целях осуществления закрепленных полномочий за органами местного самоуправления.

Эффективность управления собственностью на любом уровне, в конечном счете, проявляется в результатах производственно-хозяйственной и финансовой деятельности объектов управления по отношению к затраченным ресурсам. Поэтому ее следует определять посредством сравнения соответствующих критериев, показателей и нормативов эффективности до начала и после реализации мероприятий, связанных с изменением форм и совершенствованием методов управления собственностью.

Для оценки действенности управления имуществом муниципальных организаций в зависимости от особенностей объектов управления могут быть использованы следующие виды эффективности.

Социальная эффективность показывает меру достижения установленных нормативов общественных благ - качества жизни населения, состояния среды обитания, уровня здравоохранения, санитарной культуры, образования Налесная Я.А. Методы оценки эффективности и инструменты управления муниципальной собственностью / Я.А. Налесная // Местное самоуправление. - 2009. - №4. - С. 12..

Обозначенный подход - это лишь один из возможных вариантов определения социальной эффективности управления муниципальной собственностью. В современных же условиях требуется комплексная оценка данного процесса, основанная на системе различных показателей (рыночных, финансовых, экологических, социальных, производственных, научно-технических и т.п.). Именно такая методология создаст действенную систему мониторинга процессов управления на местном уровне и позволит объективно оценить качество управления муниципальной собственностью.

Экономическая эффективность отражает финансовые последствия реализации мероприятий в области управления собственностью для местного бюджета. Экономическую эффективность в основном характеризуют дополнительные налоговые поступления за счет проведения указанных мероприятий, снижение расходов бюджета на содержание муниципальных организаций, доходы от приватизации и продажи принадлежащих муниципальным образованиям акций нерентабельных предприятий. Экономическую эффективность управления муниципальной собственностью следует рассчитывать как отношение суммы всех поступлений организации в бюджет и внебюджетные фонды (за вычетом льгот) к стоимости используемого имущества, и затем сопоставлять полученные результаты с соответствующими нормативами для различных объектов по сферам деятельности Налесная Я.А. Методы оценки эффективности и инструменты управления муниципальной собственностью / Я.А. Налесная // Местное самоуправление. - 2009. - №4. - С. 14.. Установление подобных нормативов потребует разработки, например, оптимального удельного расхода отдельных видов ресурсов на содержание собственности, допустимых объемов производства товаров и услуг в расчете на квадратный метр используемой площади, минимально приемлемых отчислений в бюджет и внебюджетные фонды и т. п.

Выводы по главе I

Понятие муниципальной собственности вошло в обиход россиян сравнительно недавно, в 1990-х годах. В настоящее время в теории и законодательстве России не существует достаточно четкого определения этого понятия. Гражданский кодекс определяет муниципальную собственность как собственность муниципальных образований.

Таким образом, основной проблемой в формировании и управлении муниципальной собственностью сегодня является проблема правового регулирования, поскольку законодательство в этой области имеет ряд пробелов и недоработок.

Недостаточно разработана на сегодняшний день и методика оценки муниципальной собственности. Однако, большинство исследователей склоняются к классификации этих методов по двум основным критериям: экономическим и социальным.

Эффективное управление муниципальной собственностью является одной из главных функций, осуществляемых органами муниципального управления в процессе реализации своей деятельности. Поэтому повышение эффективности использования муниципальной собственности выступает важным направлением в реализации муниципальной политики. Происходящие в законодательстве Российской Федерации процессы отражают существенное изменение подходов к модели муниципального хозяйства. Прослеживается явный переход от управления со стороны органов местного самоуправления объектами муниципальной собственности к управлению процессами в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. Это влечет, в свою очередь, к изменению состава муниципальной собственности за счет перераспределения ее между уровнями публичной власти в соответствии с их уточненной компетенцией, перепрофилирования и отчуждения объектов, не связанных с прямыми обязанностями органов местного самоуправления.

В то же время перед органами местного самоуправления, и в частности, перед администрацией г.Краснодара встают новые задачи: формирование и исполнение местных бюджетов в условиях реформирования межбюджетных отношений, развитие арендных и концессионных отношений, оказание влияния на тарифную политику локальных естественных монополий, снижение издержек в управлении объектами социально-культурного назначения. Все это формирует приоритетные цели развития муниципальной собственности. По результатам практической деятельности и анализу материала в сфере управления муниципальным активом, в том числе на материалах г.Краснодара, выделены основные направления (рекомендации), которые способны создать реальные предпосылки к сбалансированному, устойчивому развитию муниципалитета в долгосрочной перспективе.

Как уже было отмечено выше, развитие муниципальных образований проходит под воздействием ряда условий, формирующих на федеральном уровне внешнюю среду для муниципальных образований, причем среди этих условий очевиден приоритет финансовых отношений федерального центра. Наиболее важными из них являются: нестабильность системы бюджетного федерализма, усиливающаяся тенденция централизации налоговых доходов на федеральном уровне, возрастающая зависимость муниципальных образований от опёративных решений и нормативно-правовых актов федеральных органов в сфере перераспределения финансовых средств. В результате значительно снижается доля стабильных доходных источников и уменьшается уровень фискальной автономии муниципальных образований.

Как отмечает А.В.Аноприенко, среди наиболее сложных проблем управления казенным имуществом, требующих скорейшей правовой регламентации на федеральном уровне, можно выделить следующие:

— порядок учета казенного имущества;

— делегирование полномочий по управлению казенным имуществом;

— финансовое обеспечение бремени содержания казенного имущества.

Только в этом случае, соблюдая требования к субъектам, форме и содержанию действия (контрактации), включая требования целевой направленности и соответствия воли и волеизъявления, позволяют использовать передачу имущества из муниципальной казны уже как признаваемую законодателем правовую форму, то есть как сделку. Благодаря этому обеспечиваются интересы участников имущественных отношений и публичный интерес органов местного самоуправления. В свою очередь, оптимальное взаимодействие между публичными и частными интересами свидетельствует о должном влиянии гражданского права на экономические процессы в рыночной экономике. Тем самым, реализуя назначение права как регулятора общественных отношений.

Дипломное исследование показало необходимость разработки программы и концепции управления имуществом казны муниципального образования г.Краснодар. Программа и концепция должны быть основаны на реалистичном анализе условий и ресурсов развития города. Содержанием программы и концепции должны стать меры, направленные на выявление рационализации использования муниципальных ресурсов, позволяющих стабилизировать социально-экономическое положение, придать новый импульс городскому развитию.

Другое по теме:

Общая характеристика преступлений сексуального характера отношении несовершеннолетних
Сексуальное насилие над детьми негативно воспринимается не только законопослушными людьми. В преступном сообществе - даже среди самых отъявленных и закоренелых злодеев - сексуальное насилие вообще, а в особенности совершаемое над ребёнком, расценивается как одно из самых низменных, позорных. В Росс.

Сущность административных взысканий
Понятие и цели административного взыскания изложены в ст.6.1 КоАП. Административное взыскание является мерой административной ответственности, которая применяется к лицу, совершившему административное правонарушение. Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется с целью: во.

Понятие и виды систематизации нормативно-правовых актов
Под систематизациейнормативно-правовых актов понимается деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Сущность систематизации заключается в устранении противоречий, несогласованности и других недостатков действующего законода.

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Эффективное управление муниципальной собственностью

Effective management of municipal property

Леви А.В.
доцент
Россия, Новороссийский политехнический институт Кубанского государственного технологического университета

Критерием эффективности использования муниципального имущества может выступать рациональность размещения разнообразных объектов с учетом специфики положения и уровня развития различных районов города, а также сочетания общегородских и местных интересов природопользования, экологической безопасности. Выделяют три аспекта, с позиций которых оценивается эффективность использования муниципальной недвижимости: земельный; градостроительный; природоохранный.

эффективность, муниципальное имущество, природопользование, экологическая безопасность

Levi A.V.
Associate Professor
Russia, Novorossiysk Polytechnic Institute, Kuban State Technological University

Project investment in the region, is characterized by continuity and phasing of investments in fixed capital, the creation of innovation, technological and otherwise, set the total investment of regional businesses and infrastructure. Its target oriented project investment is focused on the timely adoption of regulatory measures to streamline the interaction between elements of the investment process and to achieve the necessary efficiency of investment.

efficiency, municipal property, natural resources, environment

Муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления. Сейчас, не смотря на тотальную приватизацию всего и вся, государство и муниципалитеты остаются крупными собственниками имущества. Вопросы формирования, эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью, поэтому являются весьма актуальными в нынешних экономических условиях.

Экономический механизм управления собственностью города представляет собой ком­плекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных еди­ной политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности городского сообщества.

Система управления муниципальной недвижимостью имеет свою специфику, определяемую в основном спецификой использования муниципальной недвижимости.

Критерием эффективности использования муниципального имущества может выступать рациональность размещения разнообразных объектов с учетом специфики положения и уровня развития различных районов города, а также сочетания общегородских и местных интересов природопользования, экологической безопасности и т.д.

Выделяют три аспекта, с позиций которых оценивается эффективность использования муниципальной недвижимости: земельный; градостроительный; природоохранный.

С позиций первого аспекта эффективность выражается максимальной суммой собираемых земельных платежей, с позиций второго – созданием пространственных условий развития материальной базы многоотраслевого комплекса города; с позиций третьего – максимальным сохранением ценных природных ландшафтов и обеспечением экологического равновесия, положительно сказывающегося, в конечном итоге, на здоровье населения.

На основании оценки эффективности использования объектов муниципальной недвижимости можно проводить планирование вариантов использования объектов недвижимости (продажа, сдача в аренду, передача в управление, передача в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества).

Общим основанием для планирования проведения любого из перечисленных мероприятий является определение реальной рыночной стоимости объекта недвижимости. Основным критерием отбора варианта является максимальный доход от реализации того или иного варианта использования объекта недвижимости.

Бюджетная эффективность организаций, использующих го­родское имущество, а также организаций, в уставном капитале которых есть доля муниципалитета, рассчитывается как отношение суммы всех поступлений в бюджет и внебюджетные фонды города за анализируемый период (за вычетом льгот) к стоимости имуще­ства, принадлежащего муниципалитету.

Касаясь вопроса бюджета муниципального образования, необходимо отметить, что неналоговые доходы приобретают все большее значение для местных бюджетов.

В последние несколько лет почти 18 тысяч «квадратов» были проданы. Бюджет получил разовый доход. ДФБК (Департамент по финансам, бюджету и контролю) по Новороссийску рекомендовал ограничить распродажу муниципального имущества и продавать только то имущество, содержание которого для муниципалитета обременительно, это недвижимость не представляющая интерес для муниципалитета, не приносящая ему доход и требующая капитальных затрат на ремонт и содержание.

Договоры аренды заключены на 47 тысяч квадратных метров из 578 тысяч квадратных метров площади муниципальных помещений. Остальную площадь занимают бесплатные постояльцы – 209 муниципальных предприятий и учреждений, а также федеральные структуры.

Некоторые арендаторы нелегально сдают площади, которые им достались бесплатно, в аренду коммерческим организациям. Задача Комитета выявить такие «свободные» площади и сдавать их в аренду. Комитет предлагает извлекать доход в местный бюджет, высвобождая дополнительные площади, которые изымаются у нерентабельных муниципальных предприятий: постановления о ликвидации двух неэффективных МУПов («Такси-Сигнал» и «Комфортные услуги») были подписаны еще в конце прошлого года.

Более 70 тысяч квадратных метров площади муниципальных помещений переданы в безвозмездное пользование федеральным и краевым структурам (часть из которых оказывает платные услуги жителям города). Если перевести их на арендные условия и взимать за квадратный метр арендуемой площади хотя бы по минимальной ставке (21 рубль), то новороссийская казна имела бы ежемесячно до 1,1 миллиона рублей.

Что такое дополнительный бюджетный миллион в месяц? Это уже половина суммы, которая требуется на отселение в будущем году людей из ветхого фонда. Возьмет бюджет эти деньги или не возьмет, решать городской Думе.

Обратимся к цифрам городского бюджета Новороссийска за 2003 год. В то время как налоговые доходы представляют собой величину в 938491 рубль, неналоговые поступления составляют всего лишь 89703 рубля, в том числе арендная плата за землю – 43000 рублей, доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, дивиденды – 38117 рублей в среднем за месяц.

В результате проведенного анализа можно выделить следующие задачи экономического механизма эффективного управления муниципальной собственностью:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Максимов Максим Валерьевич
руководитель Аппарата Оренбургского городского Совета
Айчанова Айгуль Адельевна
ассистент кафедры государственного и муниципального управления ОГИМ

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Согласно Федеральному закону № 131 от 06 октября 2003 года местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Основным инструментом организации и обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования является муниципальное имущество.

В настоящее время муниципальное имущество, являясь экономической основой местного самоуправления, лежит в основе всех экономически развитых стран. В России становление муниципального имущества как основы экономики берет свое начало с 90-х годов. Именно в это время в результате раздела собственности на федеральную, региональную и муниципальную муниципальные образования стали являться собственниками имущественных комплексов.

Согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении и законодательству Российской Федерации наличие муниципального имущества признается и гарантируется государством наравне с другими видами собственности.

Статья 215 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет муниципальную собственность как имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Объекты муниципальной собственности носят специфический характер, так как они предназначены для решения вопросов местного значения и должны удовлетворять потребности населения. К вопросам местного значения относят проблемы жизнеобеспечения населения, решение которой должно соответствовать наличию материальных и финансовых возможностей органов местного самоуправления. Именно поэтому управление муниципальным имуществом представляет собой сложный в управлении процесс.

На сегодняшний день законодательно закреплены лишь оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления: Федеральным законом от 18 октября 2007 г. введена статья 18.1 Федерального закона № 131 от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Для проведения комплексного анализа и расчета эффективности деятельности органов местного самоуправления Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2009 № 1313-р «О реализации указа президента РФ от 28.04.2008 № 607 об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» определены следующие критерии:

1. экономическое развитие;
2. уровень доходов населения и здоровья;
3. здравоохранение и образование;
4. физическая культура и спорт;
5. жилищно-коммунальное хозяйство и жилищная политика;
6. организация муниципального управления. Критерии эффективности управления муниципальным имуществом, как и критерии качества управления муниципальным имуществом законодательно не закреплены. Мы полностью согласны с критериями эффективности управления муниципальным имуществом, предложенными членом правления секции «Управление муниципальным имуществом» Союза Российских Городов Т. А. Чувашовой.

Согласно функциям и задачам муниципальных органов местного самоуправления эффективность управления муниципальным имуществом можно оценивать следующими показателями:

1. социальной эффективности, учитывающей социальные последствия управления муниципальной собственностью;
2. коммерческой эффективности или финансовой эффективности, учитывающей финансовые последствия реализации и управления муниципальной собственностью;
3. бюджетной эффективности, отражающей финансовые поступления в бюджет города от использования муниципальной собственности;
4. экономической эффективности, учитывающей затраты и результаты, связанные с управлением муниципальной собственностью.

На наш взгляд, к критериям, предложенным Т. А. Чувашовой, можно отнести эффективность деятельности персонала, эффективность использования информационных ресурсов и технологий.
Эффективное и качественное управление муниципальным имуществом ставит своей целью минимизацию затрат на содержание и владение имуществом при сохранении стоимости имущества и реализации полномочий органов местного самоуправления.

Согласно В. Тимченко и Л. Прониной, доля неналоговых доходов, основную часть которых составляют доходы от использования имущества, является показателем эффективности использования муниципального имущества. В Российской Федерации в общем объеме запланированных собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составили 62,8% и 17,7% соответственно. Поэтому важной задачей является укрепление собственной налоговой базы муниципалитета как одного из факторов финансовой самостоятельности муниципального образования.
В настоящий момент планируется внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предполагающее объединение трех видов налоговых сборов. А именно: объединение налога на имущество юридических лиц, отчисляемого в региональный бюджет, налога на имущество физических лиц и земельного налога, отчисляемых в местный бюджет в единый налог на недвижимость. Подобная система налогообложения используется в некоторых экономически развитых странах, таких как Ирландия, Франция, ФРГ, Испания, Бельгия, Нидерланды, Дания, Великобритания и Италия.
На наш взгляд, данное изменение будет способствовать укреплению налоговой базы муниципальных образований. Профицит местного бюджета будет способствовать возникновению новых возможностей для эффективного удовлетворения нужд населения на местном уровне, потому как в настоящее время большая часть муниципальных образований является дотационной, зависимой от федерального бюджета, что сказывается на полноте, оперативности и эффективности обеспечения жизнедеятельности населения. В результате будет создана система факторов, способствующих повышению экономической самостоятельности и социального развития территорий муниципальных образований.

В составе муниципальной собственности отдельной статьей выделяется недвижимое нежилое имущество, отчуждаемое физическим и юридическим лицам согласно статье 2 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года № 178. Согласно данному закону недвижимое нежилое имущество вместе с землей подлежит продаже.
В данном случае муниципалитет вправе рассчитывать лишь на среднесрочную прибыль от продажи недвижимого нежилого имущества, в долгосрочной же перспективе эффективность использования муниципального недвижимого нежилого имущества представлялась бы в виде прибыли от аренды данного вида имущества. Но законодатель рассчитывал, прежде всего, на снятие с муниципального баланса недвижимого имущества, которое представляет собой расходную часть бюджета (расходы на содержание объектов недвижимости), не принимая во внимание тот факт, что отчуждение данного имущества принесет муниципалитету лишь краткосрочную прибыль.

В настоящее время в муниципальных образованиях Российской Федерации активно используется автоматизированная система по управлению собственностью — Реестр имущества муниципальной казны, то есть Реестр муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Внедрение и активное использование подобных автоматизированных систем — это, несомненно, большой шаг навстречу повышению эффективности управления.
Однако Реестр имущества муниципальной казны как автоматизированная система имеет некоторые недостатки, одним из которых является учет только не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями имущества, в связи с чем отсутствует единая база объектов собственности. Результатом подобного учета становятся несоответствия расчетов затрат на содержание имущества, в особенности объектов недвижимости.

Что касается последних, то в Реестре имущества муниципальной казны учитываются в большинстве своем такие объекты недвижимости, как здания и помещения, в свою очередь дороги, парки, тепло-, газо- и электросети в Реестр не включаются, поэтому возникает проблема комплексного анализа всех объектов недвижимости.

Таким образом, вышеуказанные недостатки снижают эффективность принимаемых решений по управлению муниципальным имуществом и качество управления.
Именно поэтому, система реализации мероприятий по повышению эффективности управления муниципальным имуществом преследует одну единственную цель — сохранение в собственности имущества, принадлежащего муниципальному образованию, необходимого для обеспечения решения вопросов местного значения в интересах населения и построение оптимальной системы использования данного имущества с наименьшими затратами имеющихся в распоряжении ресурсов.

Немалозначимой проблемой в сфере управления муниципальным имуществом является эффективное управление муниципальными унитарными предприятиями как имущественными комплексами. В состав имущественного комплекса предприятий входят все виды имущества, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие его деятельность, закрепленные за предприятиями на праве хозяйственного ведения и используемые для осуществления ими предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность муниципальных унитарных предприятий в большинстве случаев является убыточной, хотя при передаче подобных предприятий в частные руки они становятся весьма прибыльными. К примеру, муниципальный транспорт, даже с учётом получения бюджетных дотаций остается деятельностью, не приносящей дохода, что не идет в сравнение с прибыльностью частных пассажирских перевозок.

В основном убыточная деятельностьпредприятий связана с неоправданными расходами и неправомерными растратами, а также с недостаточным контролем со стороны вышестоящих органов, плохо налаженной системой контроля на самом предприятии, отсутствием преддоговорной системы.

В настоящее время органами местного самоуправления предпринимаются попытки стабилизировать деятельность муниципальных унитарных предприятий путем создания специализированных предприятий, но данных мер явно недостаточно для повышения прибыльности и эффективного функционирования муниципальных унитарных предприятий как основного элемента муниципальной экономики в будущем.

Достижение эффективного управления муниципальным имуществом возможно лишь при одновременном и комплексном решении ряда задач: во-первых, законодательное закрепление критериев и показателей оценки эффективности и качества управления муниципальным имуществом, во-вторых, совершенствование системы учета и управления муниципальной собственностью, в-третьих, укрепление собственной финансовой базы муниципальных образований.

Своевременный анализ использования имущества и оценки затрат на владение, распоряжение имуществом муниципального образования позволяет выработать более эффективные варианты управления имуществом, а также своевременно определить потребность в ремонтных работах по сохранению недвижимого имущества. В настоящее время уровень используемых средств для решения поставленной задачи не отвечает необходимым требованиям оперативности.

Именно поэтому вопросы обеспечения высокоэффективного и рационального использования муниципального имущества становятся одной из важнейших социально-экономических задач.
Библиографический список:

www.science56.ru

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Общеизвестно, что реальность и эффективность местного самоуправления определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в их распоряжении. Отсутствие достаточных финансовых средств в бюджетах городов заставляет власти города совершенствовать бюджетную и налоговую политику. И в первую очередь это установление платежей за пользование природными ресурсами и, в частности, платы за городскую недвижимость.

Эффективное управление муниципальной собственностью является неотъемлемой частью деятельности администрации города с целью пополняемости бюджета для решения экономических и социальных задач.

Определение муниципальной собственности указано в статье 215 ГК РФ – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.5

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

Управление муниципальной собственностью – научно-экономическая дисциплина, изучающая систему отношений ее субъекта (собственника) к принадлежащему ему имуществу как к своему, которое выражается во владении, пользовании, и распоряжении названным имуществом, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в ту область хозяйственного господства, на которую распростирается власть собственника.

В последние годы все более заметен интерес ученых и практиков к проблеме эффективности использования муниципальной собственности. Повышение актуальности данной проблемы обусловлено неэффективным использованием муниципальных земель, которые часто сдаются или, что еще хуже, продаются по минимальным ценам. Муниципальное имущество находится в изношенном состоянии, часто непригодном для использования и нуждающимся в капитальном ремонте.

Муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления. Вопросы формирования эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью являются поэтому приоритетными для муниципальных образований. Для вновь созданных муниципальных образований особую актуальность приобретает проблема скорейшего и полноценного нормативно-правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом.6 Решение проблемы создания эффективной системы управления муниципальным имуществом предполагает сосредоточение нормотворческих, организационных и управленческих усилий органов местного самоуправления на следующих основных направлениях:

1 .Обеспечение надлежащего (т.е. полного и своевременного) учета муниципального имущества и ведение его реестра, включающего многоаспектное (техническое, экономическое, правовое) описание соответствующих объектов учета.

2 .Обеспечение оптимальности управленческих решений по распоряжению муниципальным имуществом (соблюдение взвешенного баланса социальных, фискальных и инвестиционных целей), в том числе при его отчуждении, закреплении в хозяйственном ведении или оперативном управлении, передаче в пользование или доверительное управление, внесении в качестве вклада при создании хозяйственных обществ, использования в качестве обеспечения кредитных обязательств (ипотека).

5 ГК РФ ст. 215 «Право муниципальной собственности»

6 Некрасов В. И. Муниципальная собственность в системе муниципального управления // Проблемы региональной экономики. — 2010. — № 3/4.- С. 302-310.

3 .Обеспечение надлежащего содержания и эффективного использования муниципального имущества, включая меры по повышению инвестиционной привлекательности муниципальной недвижимости.

4 .Обеспечение эффективного контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества.7

Построение целостной системы управления муниципальной собственностью предполагает проявление активных нормотворческих усилий со стороны самих муниципальных образований. В своей нормотворческой деятельности муниципальные образования сегодня идут по пути принятия отдельных нормативных актов по отдельным направлениям деятельности по управлению и распоряжению муниципальным имуществом. Уже накоплен определенный опыт применения на практике таких нормативно-правовых актов. Представляется, что этот опыт может быть использован для разработки комплексного нормативно-правового акта, в котором будут урегулированы практически все аспекты деятельности по управлению и распоряжению муниципальной собственностью.

Отдельные разделы комплексного нормативно-правового акта могут быть посвящены следующим вопросам:

1 .Учет муниципального имущества;

2 .Контроль за использованием муниципального имущества; 3.Создание и реорганизация предприятий и учреждений; 4.Ликвидация предприятий и учреждений;

5.Управление предприятиями; 6.Участие в хозяйственных обществах;

7.Распоряжение недвижимостью, закрепленной за предприятием; 8.Продажа муниципального жилищного фонда;

9.Передача имущества в пользование по договору;

10. Зачет стоимости капитального ремонта в счет арендной платы;

11. Передача имущества в субаренду;

12. Доверительное управление имуществом;

13. Участие в инвестиционной деятельности путем передачи имущества инвестору;

14. Залог муниципального имущества;

15. Списание муниципального имущества.

Несмотря на свой комплексный характер, указанный документ будет тем не менее делать отсылки и к иным нормативно – правовым актам. Так, уполномоченным органам местного самоуправления следует дополнительно разработать и принять следующие нормативно-правовые акты:

— Положение о комиссии по вопросам распоряжения муниципальным имуществом;

— О порядке и условиях страхования муниципального имущества;

— Об утверждении примерных форм уставов муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений;

— Об утверждении примерной формы контракта с руководителем муниципального унитарного предприятия;

— Положение о наблюдательном совете;

— О порядке установления и изменения размера перечисляемой в бюджет части прибыли муниципального унитарного предприятия;

— О доверенных представителях муниципального образования в некоммерческих организациях;

— Положение о порядке материального стимулирования деятельности представителей муниципального образования в органах управления хозяйственных обществ;

— О конкурсном назначении продавцов муниципального имущества;

— О порядке приватизации муниципального жилищного фонда;

— О порядке проведения торгов на право заключения договоров на передачу муниципального имущества во временное владение, пользование и распоряжение;

7%20%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BD%20%D0%92.%20%D0%92.%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E%20%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F:%20%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D1%8B%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20//%20%D0%98%D0%B7%D0%B2.%20%D0%A3%D1%80%D0%B0%D0%BB.%20%D0%B3%D0%BE%D1%81.%20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC.%20%D1%83%D0%BD-%D1%82%D0%B0.%20%E2%80%94%202010.%20%E2%80%94%20%E2%84%96%201.%20%E2%80%94%20%D0%A1.%20116-123.

%E2%80%94%20%D0%9E%D0%B1%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2,%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BE%D1%82%20%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%8B%20%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D1%8B%D1%85%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9;

%E2%80%94%20%D0%9E%D0%B1%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D1%81%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BB%D1%83%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B0,%20%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B5.

%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%B5%D1%82%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B6%D0%B5%20%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%83,%20%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%20%E2%80%93%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B0%D0%BA%D1%82%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%82%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA%20%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC%20%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BC%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B,%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%B0,%20%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B8%20%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%B2%20%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F,%20%D0%B0%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B6%D0%B5%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8%20%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20(%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%20%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B9).%20%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA%20%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BC%20%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%82%20%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B6%D0%B5%20%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8%20%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%BC%D0%B8%20%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8.

%D0%A2%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BC,%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B,%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%20%D1%8D%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E%20%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8B,%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B3%D0%BE,%20%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BC%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0,%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%D1%85%20%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9,%20%D0%B2%20%D1%82%D0%BE%D0%BC%20%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%20%D0%B2%20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%20%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%85.%20%D0%98%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%20%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%8C%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E%20%D0%B2%20%D0%BE%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%20%D0%B2%D0%B7%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%BC%20%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8.%20%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%20%D0%B2%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.

%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B
%0A

1.%20%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BD%20%D0%92.%20%D0%92.%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E%20%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F:%20%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D1%8B%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20//%20%D0%98%D0%B7%D0%B2.%20%D0%A3%D1%80%D0%B0%D0%BB.%20%D0%B3%D0%BE%D1%81.%20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC.%20%D1%83%D0%BD-%D1%82%D0%B0.%20%E2%80%94%202010.%20%E2%80%94%20%E2%84%96%201.%20%E2%80%94%20%D0%A1.%20116-123.

2.%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%2030.11.1994%20%E2%84%9651%E2%80%93%D0%A4%D0%97%20(%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%D1%82%2022.10.2014)

3.%20%D0%9D%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%20%D0%92.%20%D0%98.%20%D0%9C%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5%20%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20//%20%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8.%20%E2%80%94%202010.%20%E2%80%94%20%E2%84%96%203/4.%20%E2%80%94%20%D0%A1.%20302-310.

Общеизвестно, что реальность и эффективность местного самоуправления определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в их распоряжении. Отсутствие достаточных финансовых средств в бюджетах городов заставляет власти города совершенствовать бюджетную и налоговую политику. И в первую очередь это установление платежей за пользование природными ресурсами и, в частности, платы за городскую недвижимость.

Эффективное управление муниципальной собственностью является неотъемлемой частью деятельности администрации города с целью пополняемости бюджета для решения экономических и социальных задач.

Определение муниципальной собственности указано в статье 215 ГК РФ – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.5

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

Управление муниципальной собственностью – научно-экономическая дисциплина, изучающая систему отношений ее субъекта (собственника) к принадлежащему ему имуществу как к своему, которое выражается во владении, пользовании, и распоряжении названным имуществом, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в ту область хозяйственного господства, на которую распростирается власть собственника.

В последние годы все более заметен интерес ученых и практиков к проблеме эффективности использования муниципальной собственности. Повышение актуальности данной проблемы обусловлено неэффективным использованием муниципальных земель, которые часто сдаются или, что еще хуже, продаются по минимальным ценам. Муниципальное имущество находится в изношенном состоянии, часто непригодном для использования и нуждающимся в капитальном ремонте.

Муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления. Вопросы формирования эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью являются поэтому приоритетными для муниципальных образований. Для вновь созданных муниципальных образований особую актуальность приобретает проблема скорейшего и полноценного нормативно-правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом.6 Решение проблемы создания эффективной системы управления муниципальным имуществом предполагает сосредоточение нормотворческих, организационных и управленческих усилий органов местного самоуправления на следующих основных направлениях:

1 .Обеспечение надлежащего (т.е. полного и своевременного) учета муниципального имущества и ведение его реестра, включающего многоаспектное (техническое, экономическое, правовое) описание соответствующих объектов учета.

2 .Обеспечение оптимальности управленческих решений по распоряжению муниципальным имуществом (соблюдение взвешенного баланса социальных, фискальных и инвестиционных целей), в том числе при его отчуждении, закреплении в хозяйственном ведении или оперативном управлении, передаче в пользование или доверительное управление, внесении в качестве вклада при создании хозяйственных обществ, использования в качестве обеспечения кредитных обязательств (ипотека).

5 ГК РФ ст. 215 «Право муниципальной собственности»

6 Некрасов В. И. Муниципальная собственность в системе муниципального управления // Проблемы региональной экономики. - 2010. - № 3/4.- С. 302-310.


3 .Обеспечение надлежащего содержания и эффективного использования муниципального имущества, включая меры по повышению инвестиционной привлекательности муниципальной недвижимости.

4 .Обеспечение эффективного контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества.7

Построение целостной системы управления муниципальной собственностью предполагает проявление активных нормотворческих усилий со стороны самих муниципальных образований. В своей нормотворческой деятельности муниципальные образования сегодня идут по пути принятия отдельных нормативных актов по отдельным направлениям деятельности по управлению и распоряжению муниципальным имуществом. Уже накоплен определенный опыт применения на практике таких нормативно-правовых актов. Представляется, что этот опыт может быть использован для разработки комплексного нормативно-правового акта, в котором будут урегулированы практически все аспекты деятельности по управлению и распоряжению муниципальной собственностью.

Отдельные разделы комплексного нормативно-правового акта могут быть посвящены следующим вопросам:

1 .Учет муниципального имущества;

2 .Контроль за использованием муниципального имущества; 3.Создание и реорганизация предприятий и учреждений; 4.Ликвидация предприятий и учреждений;

5.Управление предприятиями; 6.Участие в хозяйственных обществах;

7.Распоряжение недвижимостью, закрепленной за предприятием; 8.Продажа муниципального жилищного фонда;

9.Передача имущества в пользование по договору;

10. Зачет стоимости капитального ремонта в счет арендной платы;

11. Передача имущества в субаренду;

12. Доверительное управление имуществом;

13. Участие в инвестиционной деятельности путем передачи имущества инвестору;

14. Залог муниципального имущества;

15. Списание муниципального имущества.

Несмотря на свой комплексный характер, указанный документ будет тем не менее делать отсылки и к иным нормативно – правовым актам. Так, уполномоченным органам местного самоуправления следует дополнительно разработать и принять следующие нормативно-правовые акты:

Положение о комиссии по вопросам распоряжения муниципальным имуществом;

О порядке и условиях страхования муниципального имущества;

Об утверждении примерных форм уставов муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений;

Об утверждении примерной формы контракта с руководителем муниципального унитарного предприятия;

Положение о наблюдательном совете;

О порядке установления и изменения размера перечисляемой в бюджет части прибыли муниципального унитарного предприятия;

О доверенных представителях муниципального образования в некоммерческих организациях;

Положение о порядке материального стимулирования деятельности представителей муниципального образования в органах управления хозяйственных обществ;

О конкурсном назначении продавцов муниципального имущества;

О порядке приватизации муниципального жилищного фонда;

О порядке проведения торгов на право заключения договоров на передачу муниципального имущества во временное владение, пользование и распоряжение;

7 Васин В. В. Стратегия управления собственностью муниципального образования: механизмы разработки и реализации // Изв. Урал. гос. эконом. ун-та. - 2010. - № 1. - С. 116-123.

Об использовании средств, полученных от аренды нежилых помещений;

Об организации содержания и эксплуатации объектов муниципального нежилого фонда, находящегося в муниципальной казне.

Следует также иметь в виду, что комплексный нормативно – правовой акт не будет распространяться на порядок управления и распоряжения таким муниципальным имуществом как земельные участки и иные природные объекты, средства бюджета, внебюджетных и валютных фондов муниципального образования, а также ценными бумагами (кроме акций). Порядок управления и распоряжения указанным муниципальным имуществом будет устанавливаться также иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, проблемы, связанные с эффективностью управления муниципальной собственностью обусловлены, прежде всего, несовершенством законодательства, которое призвано создавать условия для нормального функционирования всех участников правовых отношений, в том числе в экономической и социальной сферах. Именно здесь и реализуется система управления муниципальной собственностью в отдельно взятом муниципальном образовании. Особенно важной является социальная направленность муниципальной собственности.

Список литературы

1. Васин В. В. Стратегия управления собственностью муниципального образования: механизмы разработки и реализации // Изв. Урал. гос. эконом. ун-та. - 2010. - № 1. - С. 116-123.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51–ФЗ (действующая редакция от 22.10.2014)

3. Некрасов В. И. Муниципальная собственность в системе муниципального управления // Проблемы региональной экономики. - 2010. - № 3/4. - С. 302-310.



Поделиться