Со стороны какой деревни вошел остап бендер. Сельские поселения у русских



Вполовине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный. - Дядя! - весело кричал он. - Дай десять копеек! Молодой человек вынул из кармана налитое яблоко и подал его беспризорному, но тот не отставал. Тогда пешеход остановился, иронически посмотрел на мальчика и воскликнул :

Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?

Зарвавшийся беспризорный понял всю беспочвенность своих претензий и немедленно отстал.

Молодой человек солгал: у него не было ни денег, ни квартиры, где они могли бы лежать, ни ключа, которым можно было бы эту квартиру отпереть. У него не было даже пальто. В город молодой человек вошел в зеленом, узком, в талию, костюме. Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета. Носков под штиблетами не было. В руке молодой человек держал астролябию.

«О, Баядерка, ти-ри-рим, ти-ри-ра!» - запел он, подходя к привозному рынку.

Тут для него нашлось много дела. Он втиснулся в шеренгу продавцов, торговавших на развале, выставил вперед астролябию и серьезным голосом стал кричать:

Кому астролябию?! Дешево продается астролябия! Для делегаций и женотделов скидка! Неожиданное предложение долгое время не рождало спроса. Делегации домашних хозяек больше интересовались дефицитными товарами и толпились у мануфактурных палаток. Мимо продавца астролябии уже два раза прошел агент Старгуброзыска. Но так как астролябия ни в какой мере не походила на украденную вчера из канцелярии Маслоцентра пишущую машинку, агент перестал магнетизировать молодого человека глазами и ушел. К обеду астролябия была продана интеллигентному слесарю за три рубля.

Сама меряет, - сказал молодой человек, передавая астролябию покупателю, - было бы что мерять.

Освободившись от хитрого инструмента, веселый молодой человек пообедал в столовой «Уголок вкуса» и пошел осматривать город. Он прошел Советскую улицу, вышел на Красноармейскую (бывшая Большая Пушкинская), пересек Кооперативную и снова очутился на Советской. Но это была уже не та Советская, которую он прошел, - в городе было две Советских улицы. Немало подивившись этому обстоятельству, молодой человек очутился на улице Ленских событий (бывшей Денисовской). Подле красивого двухэтажного особняка № 28 с вывеской «СССР, РСФСР. 2-й дом социального обеспечения Старгубстраха» молодой человек остановился, чтобы прикурить у дворника, который сидел на каменной скамеечке при воротах.

А что, отец, - спросил молодой человек, затянувшись, - невесты у вас в городе есть? Старик дворник ничуть не удивился.

Кому и кобыла невеста, - ответил он, охотно ввязываясь в разговор.

Больше вопросов не имею, - быстро проговорил молодой человек. И сейчас же задал новый вопрос:

В таком доме, да без невест?

Наших невест, - возразил дворник, - давно на том свете с фонарями ищут. У нас тут государственная богадельня, старухи живут на полном пенсионе.

Понимаю. Это которые еще до исторического материализма родились?

Уж это верно. Когда родились, тогда и родились.

А в этом доме что было до исторического материализма?

Когда было?

Да тогда, при старом режиме?

А при старом режиме барин мой жил.

Сам ты буржуй! Он не буржуй был. Предводитель дворянства.

Пролетарий, значит?

Сам ты пролетарий! Сказано тебе - предводитель.

Разговор с умным дворником, слабо разбиравшимся в классовой структуре общества, продолжался бы еще бог знает сколько времени, если бы молодой человек не взялся за дело решительно.

Вот что, дедушка, - молвил он, - неплохо бы вина выпить.

Ну, угости.

На час оба исчезли, а когда вернулись назад, дворник был уже вернейшим другом молодого человека.

Так я у тебя переночую, - говорил он .

По мне хоть всю жизнь живи, раз хороший человек.

Добившись так быстро своей цели, гость проворно спустился в дворницкую, снял апельсиновые штиблеты и растянулся на скамейке, обдумывая план действий на завтра.

Звали молодого человека - Остап Бендер. Из своей биографии он обычно сообщал только одну подробность: «Мой папа, - говорил он, - был турецко-подданный». Сын турецко-подданного за свою жизнь переменил много занятий. Живость характера, мешавшая ему посвятить себя какому-нибудь одному делу, постоянно кидала его в разные концы страны и теперь привела в Старгород без носков, без ключа, без квартиры и без денег.

Лежа в теплой до вонючести дворницкой, Остап Бендер отшлифовывал в мыслях два возможных варианта своей карьеры.

Можно было сделаться многоженцем и спокойно переезжать из города в город, таская за собой новый чемодан с захваченными у дежурной жены ценными вещами.

А можно было еще завтра же пойти в Стардеткомиссию и предложить им взять на себя распространение еще не написанной, но гениально задуманной картины «Большевики пишут письмо Чемберлену», по популярной картине художника Репина - «Запорожцы пишут письмо султану». В случае удачи этот вариант мог бы принести рублей четыреста.

Оба варианта были задуманы Остапом во время его последнего пребывания в Москве. Вариант с многоженством родился под влиянием вычитанного в вечерней газете судебного отчета, где ясно указывалось, что некий многоженец получил всего два года без строгой изоляции. Вариант № 2 родился в голове Бендера, когда он по контрамарке обозревал выставку АХРР.

Однако оба варианта имели свои недостатки. Начать карьеру многоженца без дивного, серого в яблоках, костюма было невозможно. К тому же нужно было иметь хотя бы десять рублей для представительства и обольщения. Можно было, конечно, жениться и в походном зеленом костюме, потому что мужская сила и красота Бендера были совершенно неотразимы для провинциальных Маргарит на выданье, но это было бы, как говорил Остап: «Низкий сорт. Не чистая работа». С картиной тоже не все обстояло гладко. Могли встретиться чисто технические затруднения. Удобно ли будет рисовать т. Калинина в папахе и белой бурке, а т. Чичерина - голым по пояс. В случае чего можно, конечно, нарисовать всех персонажей картины в обычных костюмах, но это уже не то.

Не будет того эффекта! - произнес Остап вслух.

Тут он заметил, что дворник уже давно о чем-то горячо говорит. Оказывается, дворник предался воспоминаниям о бывшем владельце дома.

Полицмейстер ему честь отдавал... Приходишь к нему, положим буду говорить, на Новый год с поздравлением - трешку дает... На Пасху, положим буду говорить, - еще трешку. Да, положим, в день ангела ихнего поздравляешь... Ну, вот одних поздравительных за год рублей пятнадцать и набежит... Медаль даже обещался мне представить. «Я, - говорит, - хочу, чтоб дворник у меня с медалью был». Так и говорил: «Ты, Тихон, считай себя уже с медалью»...

Ну и что, дали?

Ты погоди... «Мне, - говорит, - дворника без медали не нужно». В Санкт-Петербург поехал за медалью. Ну, в первый раз, буду говорить, не вышло. Господа чиновники не захотели. «Царь, - говорят, - за границу уехал, сейчас невозможно». Приказал мне барин ждать. «Ты, - говорит, - Тихон, жди, без медали не будешь»...

А твоего барина что, шлепнули? - неожиданно спросил Остап.

Никто не шлепал. Сам уехал. Что ему тут было с солдатней сидеть... А теперь медали за дворницкую службу дают?

Дают. Могу тебе выхлопотать. Дворник с уважением посмотрел на Бендера.

Мне без медали нельзя. У меня служба такая.

Куда ж твой барин уехал?

А кто его знает! Люди говорили, в Париж уехал.

А!.. Белой акации, цветы эмиграции... Он, значит, эмигрант?

Сам ты эмигрант... В Париж, люди говорят, уехал. А дом под старух забрали... Их хоть каждый день поздравляй - гривенника не получишь!.. Эх! Барин был!..

В этот момент над дверью задергался ржавый звонок. Дворник, кряхтя, поплелся к двери, открыл ее и в сильнейшем замешательстве отступил.

На верхней ступеньке стоял Ипполит Матвеевич Воробьянинов, черноусый и черноволосый. Глаза его сияли под пенсне довоенным блеском.

Барин! - страстно замычал Тихон. - Из Парижа!

Ипполит Матвеевич, смущенный присутствием в дворницкой постороннего, голые фиолетовые ступни которого только сейчас увидел из-за края стола, смутился и хотел было бежать, но Остап Бендер живо вскочил и низко склонился перед Ипполитом Матвеевичем.

У нас хотя и не Париж, но милости просим к нашему шалашу.

Здравствуй, Тихон, - вынужден был сказать Ипполит Матвеевич, - я вовсе не из Парижа. Чего тебе это взбрело в голову?

Но Остап Бендер, длинный благородный нос которого явственно чуял запах жареного, не дал дворнику и пикнуть.

- Понимаю, - сказал он, кося глазом, - вы не из Парижа. Конечно. Вы приехали из Конотопа навестить свою покойную бабушку...

Говоря так, он нежно обнял очумевшего дворника и выставил его за дверь прежде, чем тот понял, что случилось, а когда опомнился, то мог сообразить лишь то, что из Парижа приехал барин, что его, Тихона, выставили из дворницкой и что в левой руке его зажат бумажный рубль. Глядя на бумажку, дворник так растрогался, что направился в пивную и заказал себе пару горшановского пива.

Тщательно заперев на крючок за дворником дверь, Бендер обернулся к все еще стоявшему среди комнаты Воробьянинову и сказал:

Спокойно, все в порядке. Моя фамилия - Бендер! Может, слыхали?

Не слышал, - нервно ответил Ипполит Матвеевич.

- Ну да, откуда же в Париже может быть известно имя Остапа Бендера? Тепло теперь в Париже? Хороший город. У меня там двоюродная сестра замужем. Недавно прислала мне шелковый платок в заказном письме...

Что за чепуха! - воскликнул Ипполит Матвеевич. - Какие платки? Я приехал не из Парижа, а из...

- Понимаю. Из Моршанска.

Ипполит Матвеевич никогда еще не имел дела с таким темпераментным молодым человеком, как Бендер, и почувствовал себя просто плохо.

Ну, знаете, я пойду, - сказал он.

Куда же вы пойдете? Вам некуда торопиться. ГПУ к вам само придет.

Ипполит Матвеевич не нашелся, что ответить, расстегнул пальто с осыпавшимся бархатным воротником и сел на лавку, недружелюбно глядя на Бендера.

Это не страшно. Сейчас поймете. Одну минуточку.

Остап надел на голые ноги апельсиновые штиблеты, прошелся по комнате и начал:

Вы через какую границу? Польскую? Финляндскую? Румынскую? Должно быть, дорогое удовольствие. Один мой знакомый переходил недавно границу, он живет в Славуте, с нашей стороны, а родители его жены в Леденятах, с той стороны. По семейному делу поссорился он с женой, а она из обидчивой фамилии. Плюнула ему в рожу и удрала через границу к родителям. Этот знакомый посидел дня три один и видит - дело плохо: обеда нет, в комнате грязно, и решил помириться. Вышел ночью и пошел через границу к тестю. Тут его пограничники и взяли, пришили дело, посадили на шесть месяцев, а потом исключили из профсоюза. Теперь, говорят, жена прибежала назад, дура, а муж в допре сидит. Она ему передачу носит... А вы тоже через польскую границу переходили?

Честное слово, - вымолвил Ипполит Матвеевич, чувствуя неожиданную зависимость от разговорчивого молодого человека, ставшего на его дороге к бриллиантам, - честное слово, я подданный РСФСР. В конце концов я могу вам показать паспорт...

При современном развитии печатного дела на Западе напечатать советский паспорт - это такой пустяк, что об этом смешно говорить... Один мой знакомый доходил до того, что печатал даже доллары. А вы знаете, как трудно подделать американские доллары? Там бумага с такими, знаете, разноцветными волосками. Нужно большое знание техники. Он удачно сплавлял их на московской черной бирже; потом оказалось, что его дедушка, известный валютчик, покупал их в Киеве и -совершенно разорился, потому что доллары были все-таки фальшивые. Так что вы со своим паспортом тоже можете прогадать.

Ипполит Матвеевич, рассерженный тем, что вместо энергичных поисков бриллиантов он сидит в вонючей дворницкой и слушает трескотню молодого нахала о темных делах его знакомых, все же никак не решался уйти. Он чувствовал сильную робость при мысли о том, что неизвестный молодой человек разболтает по всему городу, что приехал бывший предводитель. Тогда - всему конец, а может быть, еще в ГПУ посадят.

Вы все-таки никому не говорите, что меня видели, - просительно сказал Ипполит Матвеевич, - могут и впрямь подумать, что я эмигрант.

Вот! Вот это конгениально. Прежде всего актив: имеется эмигрант, вернувшийся в родной город. Пассив: он боится, что его заберут в ГПУ.

Да ведь я же вам тысячу раз говорил, что я не эмигрант!

А кто вы такой? Зачем вы сюда приехали?

Ну, приехал из города N по делу.

По какому делу?

Ну, по личному делу.

И после этого вы говорите, что вы не эмигрант?.. Один мой знакомый тоже приехал...

Тут Ипполит Матвеевич, доведенный до отчаяния историями о знакомых Бендера и видя, что его не собьешь с позиции, покорился.

Хорошо, - сказал он, - я вам все объясню.

«В конце концов без помощника трудно, - подумал Ипполит Матвеевич, - а жулик он, кажется, большой. Такой может быть полезен».

Долгое время российская деревня была необоснованно забыта. За этот период многие сельские населенные пункты были полностью заброшены или исчезли с лица земли. С 2014 года появилась ассоциация, объектом рассмотрения которой стали самые красивые деревни России. В конкурсе могут участвовать населенные пункты, которые соответствуют определенным критериям. Рассматривается природный ландшафт, историческая ценность, внешний вид и количество населения, которое не должно превышать 2 тысячи человек. В России найдутся как минимум 10 деревень, способных побороться за статус самых красивых и интересных в культурном плане.

Одна из самых красивых деревень в России располагается в Мурманской области. имеет почти шестисотлетнюю историю и является украшением Кольского полуострова. В центре населенного пункта располагается Успенская церковь, которая была построена в конце 17 века без использования гвоздей. Данное здание является историческим и культурным наследием, которое признано памятником деревянного зодчества. Помимо исторической ценности село славится туристической деятельностью. По реке Варзуге мигрирует атлантическая семга, на вылов которой можно получить разрешение и хорошо отдохнуть на лоне природы. Село давно облюбовали англичане для туризма.

Населенный пункт в Калужской области может по праву называться одной из самых красивых деревень в России. Некогда это было умирающее место с малым числом жителей. Благодаря архитектору Василию Щетинину, деревня Николо-Ленивец превратилась в творческую галерею, в которой каждая стена и забор сделаны своими руками из природного материала. Эту идею подхватили последователи-соотечественники и иностранные архитекторы. В настоящее время в деревне ежегодно проводится фестиваль, получивший название «Арх-Стояние». Живописные дома гармонично вписываются в исконно российский пейзаж.

Камчатский край имеет суровый климат, но это не сказывается на жизни красивой и счастливой российской деревни. располагается в благодатном месте, где из земли бьют термальные источники. Их используют для отопления домов, а также в целях оздоровления в местном санатории. От Петропавловска-Камчатского село отделяют 600 километров. Отсутствие цивилизации в привычном смысле дает возможность развиваться народному творчеству. Песни и пляски можно увидеть и услышать в национальные и сельские праздники. Местный Ротари-клуб решает насущные вопросы поселения и имеет связи с такой же организацией на Аляске.

Во Владимирской области в 10-ти километрах от города располагается поселок Боголюбово , ведущий свою историю с 12 века. По количеству христианских святынь и их архитектуре населенный пункт можно назвать одной из самых красивых деревень в России. Основание для поселения заложил киевский князь Андрей Боголюбский, который сделал этот живописный уголок своей вотчиной. До настоящего времени сохранились остатки фундамента старинного замка. Церковь Покрова пресвятой Богородицы построена на возвышенности и в период разлива она оказывается окружена водой. В этой деревне лодка не роскошь, а средство передвижения в весеннюю пору.

Эта жемчужина русского зодчества располагается в Тверской области и по достоинству может быть признана самой красивой деревней в России. Атмосфера этого населенного пункта возвращает людей в домонгольский период, когда и здесь и там сверкали маковки церквей, а зеленые луга были девственно свежи. Особенной красотой отличается Рождественская церковь, которая была построена в 15 веке и до сих пор является действующей. Некогда Тверское княжество претендовало на первенство в споре с Московским, а затем оно превратилось в периферию великого государства. Его самобытность сохраняется не только в летописях, но и в деревне Городня .

В Алтайском крае затерялся населенный пункт, в котором родился известный писатель и актер современности Василий Шукшин. можно с уверенностью назвать самой красивой деревней России, так как именно здесь можно увидеть настоящие просторы, покрытые луговыми травами и зерновыми культурами. Село принято считать родиной половцев, с которыми так отважно сражались русские князья и их дружины. В Сростках располагается музей Шукшина. В честь знаменитого земляка проводятся литературные чтения и даже кинофестиваль. Река Катунь выглядит очень живописно, а расположившиеся на ее берегу домишки – гармонично.

Москва и Подмосковье славятся более высоким уровнем жизни, чем более отдаленные от центра регионы. Жуковка стала самым гламурным населенным пунктом во всей стране. Ее улочки были превращены в кварталы с модными бутиками, а дома изобилуют дорогими и красивыми вещами. Над внешним видом деревни поработал профессиональный архитектор Григорян, который создал комфортные условия не только для местного населения, но и для модных брендов. Жуковка стала такой популярной относительно недавно, но чем не самая красивая деревня в России, тем более, что она в фаворе у многих состоятельных и уважаемых людей.

Населенный пункт Большой Куналей располагается в Бурятии на берегу речки Куналейки. Появилось село в начале 18 века и с тех пор оно продолжает существовать и жить своей жизнью. Численность населения его составляет чуть больше тысячи человек. Удивительными в Большом Куналее являются дома, которые все, как на подбор, покрашены в красный цвет с синими окнами и зелеными заборами. Внешний вид населенного пункта напоминает веселую детскую сказку. Большой Куналей может претендовать на звание самой красивой и необычной деревни России. А местные жители с удовольствием поддерживают необычный образ своего родного села.

В Бурятии очень много ярких и самобытных населенных пунктов и село Десятниково относится к этой категории. Все дома выглядят очень экзотически, потому что выкрашены в яркие цвета. Окружающая природа тоже неподражаема: бескрайние просторы, зеленые холмы и высокое голубое небо прекрасно сочетаются с делом рук человеческих. В категории самые красивые деревни в России село Десятниково может занять достойное место. Жители сохраняют не только внешний вид своего живописного местечка, но народные традиции и ремесла.

В 2019 году село Вятское было официально признано самой красивой деревней в России. Населенному пункту удалось пройти в конкурсе по всем критериям и завоевать это достойное звание. Располагается Вятское в Некрасовском районе Ярославской области. На его территории можно увидеть 10 музеев различной направленности и архитектурные исторические памятники. Местные жители постоянно принимают участи в различных конкурсах и становятся их победителями. Вятское не только историко-культурный комплекс, но и развивающееся туристическое направление региона.

Многие особенности современных русских поселений сложились в далеком прошлом. Многие старинные русские селения и сейчас располагаются на тех самых местах, где они отмечались еще в писцовых Типы старых поселений, их расположение и планировка книгах XVI-XVII вв., а возникли, по-видимому, значительно раньше. Тысячи селений возникли в более поздние периоды, но в их местоположении, размерах, планировке можно увидеть много традиционных особенностей.

Разнообразный рельеф местности, развитая гидрогеографическая сеть страны, гужевые тракты и водные пути, а позднее - железнодорожные пути сообщения, развитие торговли, кустарной и заводской промышленности обусловили разнообразное местоположение русских селений - вблизи водных источников, на водоразделах, около дорог, вдоль гужевых и железнодорожных трактов, вблизи промышленных центров. Русские при основании поселений умело использовали природные и ландшафтные условия - рельеф местности, водоемы, леса, овраги, направление господствующих ветров. Большинство русских селений красиво вписано в окружающий их природный пейзаж.

В северной полосе России селения располагались в основном по берегам рек и озер на наиболее подходящих для земледелия почвах. Кроме того, реки и озера обеспечивали занятие населения рыбным промыслом и служили основными путями сообщений. В годы интенсивного развития капитализма, и особенно после Великой Октябрьской революции, происходило заселение водораздельных пространств. Однако и в настоящее время для северных лесных районов характерны сравнительно редкие поселения в долинах рек и озерных котловинах, где есть необходимые условия для развития молочного животноводства, земледелия, рыболовства, охоты и лесного хозяйства.

В северных районах в прошлом и в настоящее время чаще всего встречаются небольшие поселения, иногда в несколько дворов, расположенные группами или гнездами. Более крупные селения расположены в долинах больших рек - Северной Двины, Онеги, Мезени, Печоры.

В центральных нечерноземных районах, издавна значительно более плотно заселенных, поселения располагаются по территории гораздо более равномерно.

В лесных районах образованию плотного заселения, так же как и на севере, препятствовали болота и огромные массивы лесов. Так, например, в лесном Заволжье Костромской и Горьковской областей небольшие, сравнительно редкие селения располагаются по рекам Керженцу, Ветлуге, Унже и их притокам. Более возвышенный рельеф и благоприятные почвы средней полосы России, а также развитие в этих районах торговых связей, различных ремесел, кустарной, а позднее заводской промышленности способствовали гораздо более быстрому и плотному заселению водоразделов, чем это наблюдалось на севере. Старые селения в этих районах имеют сравнительно небольшие размеры - от 20 до 40-60 дворов. Наиболее крупные селения располагаются по берегам крупных судоходных рек, вдоль больших трактов, вблизи промышленных центров.

В северных, центральных нечерноземных районах и Сибири сельские поселения обычно называются «деревнями» и «селами». Современное значение этих терминов отличается от того, что подразумевалось под ними в XVI-XVII вв. В XVI-XVII вв. словом «деревня» обозначалось малодвор- ное или однодворное поселение вместе с обработанной землей и расположенными вокруг них угодьями; с XVIII в. деревней называлось крестьянское поселение без церкви, состоящее из нескольких расположенных поблизости крестьянских усадеб. Под «селом» в этот период подразумевалось крестьянское поселение с церковью, которое обычно являлось религиозным, административным и торговым центром для близлежащих деревень. Деревня и село в XIX-начале XX в. были ячейками крестьянской земельной общины.

Села почти всегда значительно крупнее деревень. Как и прежде, села часто сохраняют центральное положение по отношению к окружающим деревням. Многие села превратились в районные центры.

В западных (Псковской, Смоленской, Витебской, Петербургской губерниях) и некоторых центральных губерниях, главным образом в начале XX в. г в период действия столыпинского закона о выделении на хутора или отруба, распространилась хуторская система расселения. Хутором называлось обособленное, чаще однодворное, крестьянское хозяйство (участок земли и усадьба).

В южных, более засушливых лесостепных и степных черноземных районах в XIX в. селения располагались около источников питьевой воды - в долинах рек или на водоразделах по балкам и оврагам, где была ключевая вода.

Большую роль в заселении водоразделов сыграло развитие в этих районах с XVII-XVIII вв. крепостного хозяйства, осваивавшего значительные массивы земель. С другой стороны, в селения превращались основанные в XVI-XVII вв. сторожевые пограничные пункты. Произведенные в советское время большие работы по водоснабжению, в частности устройство артезианских колодцев, значительно ослабили зависимость расселения от естественных водных источников.

В южных районах, как и на Украине, старые селения называются селами вне зависимости от наличия в них церквей. Южные села имеют сравнительно крупные размеры (200-400 и более дворов). Они иногда стоят группами одно за другим, без заметных границ между собой, вытягиваясь по речной долине в одну улицу на десятки километров. В более северных районах степи и лесостепи, в отдельных районах Орловской, Курской, Рязанской областей, селения имеют значительно меньшие размеры (от 20 до 80 дворов).

Во всех районах бывшего расселения казачества - донского, кубанского, терского, уральского, сибирского - распространены поселения, которые называются «станицами» и «хуторами». Станицы в прошлом были центрами крупных казачьих земельных общин и являлись административными, хозяйственными и торговыми центрами. В настоящее время - это крупные населенные пункты, насчитывающие от нескольких десятков до нескольких тысяч дворов. Казачьи хутора - также многодворные, иногда очень крупные населенные пункты, тяготеющие к близлежащим станицам.

В районах более поздней русской колонизации - на Северном Кавказе, в Крыму, на Алтае, в некоторых районах Средней Азии - русские селения располагаются по долинам рек, в предгорьях, а также по склонам гор и на плоскогорьях, близ источников питьевой воды. Много селений с русским или смешанным по национальному составу населением возникло около крупных курортов (например, на южных горных склонах Крыма и Черноморского побережья Кавказа во второй половине XIX в.); создавались русские поселения и в районах развитого животноводства на Алтае, в Средней Азии, на Кавказе.

На огромных пространствах Сибири русские селения чаще всего расположены по берегам больших и малых рек, по озерам. Немало здесь встречается селений, расположенных по водоразделам вдоль гужевых и железнодорожных путей. В лесной таежной зоне, так же как и на Европейском Севере, небольшие селения жмутся к рекам, в степных районах Западной и Восточной Сибири преобладают крупные, сравнительно редко расположенные селения.

Планировка старых русских селений многообразна. Дома в селениях ставились в одну линию вдоль дороги, реки, по берегу озера, образовывали в плане круг, овал, прямоугольник вокруг церкви или пашни; разбрасывались кучками, гнездами или, наконец, составляли улицы. В большинстве старых селений прослеживается стремление к застройке домов в определенном линейном порядке, но изрезанность рельефа, мелкие реки и ручьи затрудняли регулярное расположение застройки четко по прямой линии и нередко приводили к свободной застройке; в одном и том же селении могло сочетаться разнообразное расположение домов. Сравнительно редко сейчас встречаются селения с наиболее древними формами планировки, которые исследователи называют: 1) «гнездовыми», или «кучевыми»; 2) «беспорядочными», или селениями со «свободной» застройкой; 3) «круговыми», или «замкнутыми» поселениями.

В гнездовых (или кучевых) селениях строения располагались группами, отдельными гнездами, часто без определенного порядка, что в далеком прошлом, по-видимому, было связано с родовыми отношениями славян; позднее обособленные группы дворов появлялись в результате разделов и возникновения гнезд родственных семей. На юге страны в отдельных селениях гнездами строились однодворцы и крестьяне, принадлежавшие разным помещикам; крестьянские дворы каждого помещика ставились обособленно.

Селения с беспорядочной, или свободной застройкой дворов, при которой постройки ставились разбросанно, с произвольной ориентацией, чаще встречаются на водоразделах и в районах, удаленных от больших дорог и рек, определявших постановку домов в одну линию.

В круговых, или замкнутых поселениях все постройки расположены вокруг какого-либо центра (озера, пашни, выгона, церкви, торговой площади). Они являются одним из древнейших типов поселений восточных славян и чаще всего встречаются на территории Ярославской, Владимирской, Рязанской областей. Жилые строения, расположенные вокруг площади, никогда не образуют правильного круга; ряды домов вытянуты по прямым линиям прямоугольника, иногда квадрата; нередко дома расположены лишь по трем сторонам прямоугольника. Выравнивание домов по прямой линии, вероятно, произошло в период перепланировки деревень на протяжении XVIII-XIX вв.

Наиболее характерными для русского населения, начиная с I тысячелетия н. э., были линейные (или рядовые) селения, когда дома ставились в один или несколько рядов вдоль реки, озера или дороги. Более старая форма рядового поселения - деревни, вытянутые вдоль рек или озер. В настоящее время больше распространены рядовые селения, расположенные вдоль дороги. По мере увеличения численности населения в результате разделов больших семей однорядные деревни разрастались путем возникновения новых рядов строений, располагавшихся параллельно или перпендикулярно друг к другу. Русские крестьяне стремились ориентировать фасады своих домов на юг, поэтому ряды домов, направленные на южную солнечную сторону, обычно длиннее других.

Уличное селение - это по существу многорядовое селение; в нем улица чаще всего образуется двумя рядами домов, обращенных фасадами друг к другу. Многие уличные поселения возникли из более древних селений рядовой, круговой, беспорядочной планировки. Сохранилось немало деревень со смешанной планировкой, в которой хорошо прослеживается процесс превращения рядовых и других форм поселений в уличные. Типичные уличные деревни, т. е. разбитые по определенному плану селения с улицей между домами и промежутками (переулками) между группами (гнездами) домов, стали появляться лишь в XVIII в., а массовое распространение их относится к XIX в. Скученность и теснота русских деревень, приводившие к опустошительным пожарам, вызвали издание специальных правительственных указов о более упорядоченной застройке селений. С 1722 по 1779 г. было издано свыше двух десятков правительственных указов о перестройке деревень, но строительные работы проводились крайне медленно. В первую очередь по планам застраивались выгоревшие деревни; в противопожарных целях перестраивали также свои деревни помещики; перестройка деревень государственных крестьян началась лишь после основания министерства государственных имуществ (1837 г.). Но планы упорядоченной застройки не охватывали всю территорию России, и многие деревни, расположенные вдалеке от торговых путей и в глухих районах (Заволжье, Север), вплоть до настоящего времени хранят следы древних форм застройки.

По мере разрастания уличные селения вытягивались в одну линию на значительные расстояния; чтобы сократить протяженность селений, новые улицы прокладывались в разных направлениях, возникали сложные запутанные планы селений - улично-квартальные, улично-радиальные и т. д.

Влияние правительственной регламентации в застройке значительно сильнее проявилось в окраинных районах государства, где русские поселения возникли сравнительно поздно (Северный Кавказ, Средняя Азия, Казахстан, Сибирь). Для этих селений характерны прямые широкие улицы, пересекаемые в определенном порядке прямыми переулками. Большинство станиц терского, кубанского и в меньшей степени донского казачества построено по улично-квартальному плану. Русские селения Сибири имели много общего с планировкой сел и деревень Европейской части России. Наиболее старые селения имели беспорядочную или линейную планировку вдоль берегов рек с ориентацией окон на солнце и на воду. Более же характерными для Сибири в XVIII-XIX вв., так же как и для Европейской части, были уличные деревни, которые вытягивались вдоль дорог и трактов или располагались по берегам рек.

В большинстве старых русских селений дома ставились близко друг к другу. Отделившиеся семьи, когда плотность застройки была еще небольшой, стремились получать новые наделы поблизости от родительской усадьбы. Позднее вновь возникавшие дворы должны были выселяться на концы селений, где общины выделяли участки для застройки. В конце XIX в., с увеличением семейных разделов, в условиях малоземелья новые дома ставились уже на родительской усадьбе (в одну линию со старыми или позади них).

Деревенская улица слагалась из вытянутых в линию крестьянских (прямоугольных в плане) усадеб, выходящих к улице узкой стороной и непосредственно примыкавших друг к другу. По линии улицы в начале усадьбы стояли в ряд жилые дома, непосредственно около них пристраивались дворовые постройки. В северных и центральных районах жилые дома выходили на улицу узкой торцовой стеной, в южнорусских районах дома вытягивались длинной стороной вдоль улицы. В казачьих станицах и хуторах дома ставили более свободно, несколько отступя от улицы, в глубине двора, а вся усадьба отгораживалась от улицы высоким забором.

За дворовыми постройками, на некотором расстоянии от них, на усадебной земле ставились хозяйственные постройки, не входящие в состав двора. Недалеко от дома, сзади или сбоку его, строился амбар для хранения хлеба и наиболее ценного имущества; в Среднем Поволжье и южнорусских районах амбар входил в состав двора. Подальше от домов, на огородах ставились бани. Они были особенно характерны для Севера России; строили их также в центральных и западных губерниях, в среднем Поволжье. В ряде центральных губерний (Ярославской, Московской, Владимирской) бани имелись не во всех крестьянских хозяйствах, и чаще всего крестьяне мылись в русских печах. Сравнительно редко встречались бани и в южных районах.

В центре усадьбы строились сараи для сена. На самом конце усадьбы в противопожарных целях ставились овины или риги для сушки хлеба и рядом с ними гумно для обмолота. Овины и риги были почти во всех русских селениях за исключением южных окраин, где хлеб сушили прямо в снопах.

Во многих северных и среднерусских селениях наиболее ценные хозяйственные постройки (амбары, овины, риги) для большей сохранности от пожаров выносились на окраину деревни в одно место. Отдельной группой около реки нередко строились бани. Если в деревенской улице был один порядок (ряд) домов, то по другую сторону дороги, напротив жилых построек, располагались огороды с хозяйственными постройками. В среднем Поволжье и в некоторых южнорусских селениях амбары и «кладовые» ставились напротив окон, посредине улицы. Там, где население занималось промыслами, перед избами или сбоку их располагались подсобные рабочие помещения - столярные и токарные мастерские, валяльные заведения и др. На окраине села за домамй ставили ветряную мельницу, оживляющую сельский пейзаж. При реках и прудах часто строили водяную мельницу.

Среди крестьянских построек выделялись общественные постройки, которые стояли в центре или на окраине селений,- маслодельни, смолокурни, пожарные сараи, хлебозапасные магазины (магазеи), лавки. Во многих русских деревнях в честь какого-либо «святого» строилась часовня. В селах центральное место занимали церковь, дома церковного причта, дом волостного правления, сельское училище, сельские лавки, избы сельской буржуазии. Поблизости от селений в наиболее живописных местах, в окружении парка или сада, располагались помещичьи усадьбы со службами.

Несмотря на то, что большая часть русских селений расположена вблизи рек, ручьев и ключей, почти в каждом крестьянском хозяйстве рыли колодец. Чаще их ставили на улице против домов, на юге - во дворе или на огороде. В селениях с глубоко лежащими грунтовыми водами колодцы были общественными. Кроме того, на улицах селений, если позволяла их ширина, рыли пруды. Иногда маленькие пруды были расположены в заулках между домами; они обрастали зеленью и придавали деревне живописность. Большие пруды для водопоя скота, стирки белья, купания часто устраивали на окраине селения. Ширина деревенских улиц была самой разнообразной;, преобладали узкие и тесные улицы и переулки. Весной и осенью в распутицу улицы утопали в грязи. Благоустройством селений в прошлом занимались мало. На улицах большинства селений сажалось мало зелени. Обилием зелени выделялись лишь некоторые южнорусские селения, а также казачьи станицы и хутора, где население занималось садоводством.

По горизонали:
1. Шутник с рисовальным уклоном. Ответ: Карикатурист.
3. Со стороны какой деревни Остап Бендер вошёл в Старгород? Ответ: Чмаровка.
9. Случай из полицейской сводки. Ответ: Происшествие.
10. «Личный враг» для Кибальчиша. Ответ: Буржуин.
14. Кто стоит под ручку с женихом? Ответ: Невеста.
18. «Эмоциональное здоровье». Ответ: Адекватность.
19. У кого жили «два весёлых гуся»? Ответ: Бабуся.
20. Популярный снек, чья пачка содержит половину дневной нормы калорий ребёнка. Ответ: Чипсы.
21. Что сомелье рекомендует? Ответ: Вино.
23. Коллектив бурёнок. Ответ: Стадо.
29. Что делает бессонными ночами героиня Мерил Стрип из комедии «Простые сложности»? Ответ: Мороженое.
30. Русский художник, которого ещё при жизни признавали «выдающимся географическим деятелем». Ответ: Айвазовский.
32. «Элементарная частица» пламени. Ответ: Искра.
35. Библейский патриарх, родивший сына в 100 лет. Ответ: Авраам.
37. Многомиллиардный Билл. Ответ: Гейтс.
38. Ореховое нутро. Ответ: Ядро.
39. Температура у больного. Ответ: Жар.
40. Какой танец проник в СССР во время хрущёвской оттепели? Ответ: Твист.
41. Чем был вооружён логотип советского журнала «Крокодил»? Ответ: Вилы.
43. Какой ключ носят в голове, а не в кармане? Ответ: Код.
44. Жир для мышеловки. Ответ: Сало.
46. Какой город знаменит столпотворением? Ответ: Вавилон.
48. Кто лично вручал серебряные перстни с «мёртвой головой»? Ответ: Гиммлер.
49. «Принесение присяги» одним словом. Ответ: Ритуал.
50. Фантаст, соавтор Стэнли Кубрика. Ответ: Кларк.
51. Старт в небеса. Ответ: Взлет.
52. «Фрукт для битья» у боксёров. Ответ: Грушаю
53. Простор, заросший ковылём. Ответ: Степь.
54. Гвоздь без шляпки. Ответ: Штифт.
По вертикали:
1. «Ведомство купюр». Ответ: Казначейство.
2. Единственная птица с мочевым пузырём. Ответ: Страус.
4. Какой литературный князь влюбился в Настасью Филипповну? Ответ: Мышкин.
5. «… благосостояния не каждому по карману». Ответ: Рост.
6. С каким швейцарским городом связано написание Николаем Гоголем его «Мёртвых душ»? Ответ: Веве.
7. Кто слыл отцом воинственных амазонок? Ответ: Арес.
8. В какой стране Тихого океана чаевые расценивают как неуважение? Ответ: Фиджи.
11. Что пахнет «золотом и кровью»? Ответ: Нефть.
12. Персоналка почтальона Печкина. Ответ: Велосипед.
13. «Подслушивающее устройство» из фильма «Айболит-66». Ответ: Стетоскоп.
15. Летающий слонёнок из диснеевского мультика. Ответ: Дамбо.
16. В какой игре нужно бросать выше перекладины ворот? Ответ: Регби.
17. Способность языком «горы свернуть». Ответ: Хвастовство.
22. Бесконфликтность в политике. Ответ: Нейтралитет.
24. Кресло под королём. Ответ: Трон.
25. У кого, как полагал Альфред Хичкок, снимались самые лучшие актёры? Ответ: Дисней.
26. Анкета в русском стиле. Ответ: Вопросник.
27. «Вклад в камеру хранения». Ответ: Багаж.
28. Дисциплина в программе Белой Олимпиады. Ответ: Биатлон.
31. Альма-матер американского президента Барака Обамы. Ответ: Гарвард.
33. «Не всякий … выдерживает сравнение с самим собой». Ответ: Идеал.
34. «Сильные женщины это не заслуга женщин. Это … мужчинам!» Ответ: Позор.
36. Кому все панты норовят обломать? Ответ: Марал.
42. Стекло в бинокле. Ответ: Линза.
43. Персидский … . Ответ: Ковер.
44. Какая служба 9 февраля 1945 года арестовала Александра Солженицына? Ответ: Смерш.
45. Какое слово связывает Миллу Йовович с Полом Маккартни, а Дарью Сагалову с Максимом Авериным? Ответ: Левша.
46. «Кровожадная красотка». Ответ: Вамп.
47. «Ф» в ВМФ. Ответ: Флот.
48. Пушкинский Нулин. Ответ: Граф.



Поделиться