Значение надзорного производства в уголовном процессе. Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

ППВС от 11.01.2007.

Надзорное производство – это стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд по жалобам сторон или их представителей либо прокурора проверяет законность и обоснованность вступившего в законную силу приговора, определения, постановления суда, вынесенного по первой инстанции, а также судебных решений, вынесенных кассационной или апелляционной инстанцией или нижестоящими надзорными инстанциями.

Этапы надзорного производства .

1. Принесение надзорных жалоб и представлений .

Ст.402 УПК. Подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в порядке, установленном настоящей главой. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в части, касающейся гражданского иска.

На сегодняшний момент надзор в этой части ближе к кассации, здесь могут обжаловать именно стороны, а не депутаты, СМИ и ГО. Ранее по УПК РСФСР они тоже не могли, но они обращались к судьям и прокурорам, т.к. только те могли обжаловать постановление в порядке надзора. Поэтому закон устанавливает жёсткие определённые требования к содержанию надзорной жалобы или представления. Они аналогичны тем требованиям, которые предъявляются для апелляционной или кассационной жалобы – ст.375 УПК.

Когда подаётся надзорная жалоба, к ней надо прикладывать те документы, которые оспариваются – копию приговора и копии судебных решений кассационной и иных инстанций, если дело в них побывало.

Закон исходит из того, что нельзя сразу обращаться в вышестоящую надзорную инстанцию, надо соблюдать их иерархию.

Есть 3 уровня судов надзорных инстанций, это регламентируется ст.403.

    Президиум суда субъекта РФ. Туда обжалуются приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение, постановление районного суда и кассационное определение суда субъекта;

    Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ – рассматривает жалобы на приговор, определение и постановление суда СРФ, но при условии, если они не обжаловались в кассационном порядке в указанную коллегию; постановления Президиума суда субъекта РФ, решения судов, если они уже были обжалованы в порядке надзора.

    Президиум ВС РФ – определения кассационной коллегии ВС, приговоры и определения судебной коллегии по уголовным делам ВС, постановления судьи ВС о назначении судебного заседания.

Ст.403 говорит ещё и о порядке обжалования приговоров, которые постановлены военными судами.

2. Изучение судьёй надзорных жалоб и представлений, при необходимости с истребованием уголовного дела .

Надзорная жалоба и представление подаются непосредственно в суд надзорной инстанции. После этого их передают судье для единоличного изучения, это может быть поручено любому судье кроме председателя суда СРФ, председателя ВС и их заместителей. Председатели не могут осуществлять первичное изучение жалобы, т.к. заявитель может не согласиться с первичным рассмотрением судьёй, а председатель тогда будет проверять соответствующую жалобу.

Судье для изучения жалобы и для принятия решения даётся 30 суток со дня, когда жалоба поступила в суд. ППВС уточняет, как считать эти 30 суток: судья изучает жалобу, при необходимости истребует уголовное дело, как правило, эта необходимость возникает. Пленум оговорил, что в установленный срок 30 дней не включается время, связанное с истребованием уголовного дела, 30 дней даётся именно на изучение.

После того как судья изучил жалобу, он выносит мотивированное решение – постановление. Если судья получает жалоба и понимает, что она ему не подсудна, он её не принимает и указывает, в какой суд надо обратиться.

3. Вынесение судьёй постановления о передаче жалобы либо представления на рассмотрение суда надзорной инстанции либо об отказе в удовлетворении жалобы . Если по жалобе было принято отрицательное решение, то надзорное производство не продолжается, если же принято решение о продолжении надзорного производства, то переходим к следующему этапу.

4. Рассмотрение дела в суде надзорной инстанции . Суд должен рассмотреть дело в течение 15 суток, для ВС этот срок увеличен до 30 суток. Состав суда. Если речь идёт о судебной коллегии, то заседают 3 судьи, если же речь идёт о президиуме, он правомочен рассматривать дело при наличии более половины его членов.

О дне рассмотрения жалобы извещаются прокурор, потерпевший, осуждённый, законные представители и иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой. Обязательным является участие именно прокурора.

Дело докладывается судьёй докладчиком, он излагает обстоятельства уголовного дела, содержание и мотивы жалобы или представления, он говорит о мотивах вынесения постановления о возбуждении надзорного производства. Члены суда могут задавать вопросы по сути этого доклада. После доклада предоставляется слово прокурора, если он внёс надзорное представление, он его поддерживает, если же надзорное производство возбуждено по жалобе, то он даёт своё заключение. Затем предоставляется возможность выступить осуждённому, потерпевшему и т.д., если они присутствует и ходатайствуют об этом (они редко присутствуют, т.к. заключённый под стражей, да и это затратно).

Пределы прав надзорной инстанции и виды решений, которые выносятся.

Вопрос о пределах прав надзорной инстанцией достаточно сложный, в этой сфере уже поработал КС РФ.

Для суда надзорной инстанции сохранено ревизионное начало, т.е. если жалоба подана в отношении несправедливости для одного гражданина, то поверять будут всё, а не только в рамках заявленных требований. Принцип невозможности поворота к худшему действует так же, как и в других инстанциях. Это ст.405 УПК: пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются.

ПКС от 11.05.2005г. №5-П признаёт, что ст.405 УПК РФ в той мере, в какой она не допускает поворот к худшему по жалобе потерпевшего или прокурора и не позволяет тем самым устранить допущенные существенные фундаментальные нарушения, повлиявшие на исход дела, не соответствует КРФ. Т.о. КС решил до внесения изменений в УПК допускать пересмотр оправдательного приговора либо обвинительного приговора, чтобы ухудшить положение осуждённого – только в течение года со дня вступления приговора в законную силу.

В данном случае под существенными фундаментальными нарушениями понимается грубые отступления от принципиальных положений закона в ходе рассмотрения дела в первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, в частности, незаконный состав суда, вынесения приговора на основании доказательств, признанных не допустимыми, необоснованный отказ в исследовании доказательств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела.

Виды решений суда надзорной инстанции.

В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

1) оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;

4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

Форма данного документа подчиняется общим требованиям для кассации – требования для определение или постановления суда надзорной инстанции – ст.388.

Вынесенный документ подписывается всеми судьями, если он вынесен коллегией, и председательствующим, если он вынесен президиумом.

Основания отмены решения в суде надзорной инстанции. Ст.409 отсылает к основаниям ст.379 – основания для отмены или изменения приговора в кассационной инстанции – неправильное применение уголовного закона, нарушение уголовно-процессуального закона, нарушение требований справедливости и т.д.

Когда суд надзорной инстанции выносит решение, в его акте надо указать, какие именно нарушения были допущены нижестоящим судом, данные указания обязательны для суда, рассматривающего дело. Давая указания, суд надзорной инстанции не может выходить за пределы, которыми его ограничил закон – он не может указать, как надо квалифицировать деяние и какое назначить наказание.

Внесение повторных надзорных жалоб и представлений.

Повторная жалоба - такая жалоба, которая подаётся тем же лицом по тому же основанию, если ранее лицу было отказано в удовлетворении жалобы. Внесение такой жалобы не допускается. Однако жалобу может принести то же лицо, но уже по другому основанию. Если же судом в порядке надзора решение отменено, новое решение можно снова обжаловать.

Как и в кассации, если лицо подало жалобу, оно ей не связано, т.е. до того как дело будет принято к производству, жалобу можно отозвать.

Надзорное производство является одной из стадий в процессе уголовного делопроизводства. Она подразумевает рассмотрение криминальных дел в соответствии с жалобами на те приговоры, которые уже имеют законную силу, либо согласно претензиям против постановлений или определений судов.

Надзорное производство является факультативной частью криминального процесса. Его цель – обеспечение правильного применения законодательства, а также искоренение судебных ошибок. А это значит, что надзорное производство еще и блюдет человеческие права, восстанавливая справедливость криминального делопроизводства.

Цель надзорного производства

Эта стадия применяется с целью:

  • исправить вступившие в силу ошибочные приговоры;
  • реализовать право лиц обвиняемых, потерпевших либо подозреваемых, адвокатов или прокуроров на претензию с целью пересмотра приговора, либо судебного постановления или определения.

Основное правило надзорного производства

В данном процессе существует правило: когда решение судебной инстанции пересматривается в надзорном порядке, недопустим вердикт, ухудшающий положение того, кто ходатайствовал о данном производстве.

Это значит, что не может пересматриваться приговор оправдания или судебное определение о том, чтобы криминальное дело было прекращено. Данное правило касается всех видов судебных решений, которые, согласно надзорному производству, можно опротестовать в пользу осужденного.

Основания заведения надзорного производства в прокуратуре

Для любой проверки, а также опротестования должны быть основания. В случае с подобным производством судебный вердикт может быть проверен уполномоченной инстанцией только в том случае, когда заявитель предоставил для этого основания. Ведь просто так законность и основания приговора судебной инстанции проверять никто не вправе. Согласно закону, это можно сделать только на основании:

  • надзорного представления;
  • надзорной жалобы.

Разница между данными документами в том, что первый подается прокурором, второй же – заинтересованным в процессе лицом либо его представителем.

По какому поводу возбуждается надзорное производство

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Надзорный порядок дает право пересматривать:

  • любые решения первой судебной инстанции;
  • вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
  • решения кассационных жалоб;
  • определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
  • постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.

Этапы надзорного производства

Согласно закону, надзорная жалоба или представление сначала рассматриваются уполномоченной инстанцией. В процессе рассмотрения дело истребуется, изучается и заинтересованному лицу направляется ответ, который определяет либо отказывает в опротестовании конкретного вердикта. При положительном ответе приносится протест и рассматривается в органе надзора. Затем следует принятие решения.

Но не следует путать надзорное и кассационное производство. Кассация возможна лишь тогда, когда вердикт еще не вступил в законную силу, и подается данная жалоба лишь единожды.

Возможность пересмотра решений, вступивших в силу, в кассационном (надзорном) производстве является одной из особенностей отечественного права. В большинстве зарубежных систем такой институт не предусмотрен. Его наличие в России обусловлено социально-политическими и географическими условиями страны. Рассмотрим далее, что собой представляет производство в суде надзорной инстанции.

Общие сведения

Действующий сегодня УПК устанавливает, что надзорное производство в уголовном деле может инициироваться исключительно сторонами. При этом существовавший ранее Кодекс почти не ограничивал число лиц, имевших право на предъявление соответствующего заявления. Исходя из анализа норм УПК, можно определить, что производство суде надзорной структуры выступает в качестве этапа разбирательства по делу, в рамках которого вышестоящий орган проверяет обоснованность и законность постановления, вступившего в действие. Порядок применяется, в том числе, к Аналогичным образом характеризуется надзорное производство в

Этапы

Законодательство устанавливает несколько стадий надзорного производства:



Значение

Надзорное производство выполняет важнейшие задачи. В первую очередь в ходе него осуществляется контроль над деятельностью нижестоящих институтов. В рамках надзорного производства верховные и соответствующие военные суды руководят практикой, обеспечивая ее единство на базе точного применения законодательства и соблюдения принципа независимости системы. Эта деятельность необходима для реализации положения, закрепленного в ст. 19 Конституции. В соответствии с ним, все лица равны перед законом и судом. Возможность пересмотра постановлений, вступивших в действие, выступает также в качестве ключевой гарантии соблюдения прав и интересов личности.

Важный момент

Производство в надзорной инстанции обеспечивает возможность пересмотра решений, которые по той или иной причине не обжаловались в апелляционном или ином порядке. Из этого следует, что проверка осуществляется в отношении достаточно большого количества постановлений. Надзорное производство в гражданском деле содействует единообразию практики, которая исполняет важнейшую роль в обеспечении законности при разбирательстве дел.

Отличительные черты

Надзорное и кассационное производства во многом схожи. Однако между ними существуют определенные отличия. Среди них следует отметить:

  1. Предмет проверки. Надзорное производство открывается по поводу решения, вступившего в действие.
  2. Неоднократность проверки. Надзорное производство может возбуждаться несколько раз в различных уполномоченных органах.

Специфика направления жалобы

Принесение жалобы, составленной по всем правилам законодательства, в обязывает последнюю рассмотреть ее. Другими словами, дело автоматически переходит из одного органа в другой. Разбирательству надзорной жалобы предшествует ее изучение компетентным должностным лицом. Оно обладает полномочиями признать, что в заявлении отсутствуют основания для пересмотра решения. Из этого следует, что непосредственно факт принесения жалобы, составленной с соблюдением законодательных требований, еще не означает, что будет возбуждено надзорное производство.

Общие правила

Надзорное производство предполагает конкретные сроки для рассмотрения жалоб и представлений. Их установление предотвращает затягивание принятия решения. должна рассмотреть заявление в пятнадцатидневный срок. В этот период включено время принятия соответствующего акта. О времени, дате и месте надзорного производства суд уведомляет стороны в установленном порядке. Соблюдение этого требования гарантирует реализацию участниками дела своих прав. Следует при этом сказать, что в УПК не предусмотрено извещение гражданских ответчика и истца, частного обвинителя, а также их представителей. Между тем, их интересы затрагиваются поступившей жалобой.

Доклад по заявлению

В рамках надзорного производства на первой стадии первым выступает член президиума, уполномоченного на рассмотрение дела, либо другое должностное лицо, не участвовавшее ранее в разбирательстве. По 407 статье (часть 4) УПК, доклад включает в себя изложение обстоятельств, содержания приговора, постановления/определения, оснований для подачи жалобы, акта о начале пересмотра. Существует мнение, что если должностное лицо, не выступающее в качестве члена президиума, участвует в обсуждении, но не входит в состав надзорного суда, ему должна предоставляться возможность высказаться по делу не только в рамках доклада, но и после того, как выступят стороны. Перед началом завершающего этапа, в ходе которого будет приниматься решение по существу жалобы, докладчик должен высказать свое мнение относительно позиций сторон, дополнительных материалов, которые были ими представлены на заседании. Ему могут задаваться вопросы.

Нюансы

После заключительного выступления докладчика слово предоставляют прокурору. По гл. 6 УПК, это должностное лицо выступает на стороне обвинения. В ходе заседания необходимо учесть, что прокурор в силу 11 статьи (ч. 1, 2) обязан обеспечить права участников разбирательства, в числе которых и потерпевший, обвиняемый/подозреваемый. Другие стороны процесса, имеющие право направления жалобы, не наделяются возможностью поддержать ее. Но потерпевший, осужденный и иные лица могут дать свои устные пояснения после того, как выступит прокурор. Это может способствовать обоснованию жалобы, опровержению доводов иных участников.

Вынесение определения

Принятие решения по рассмотренной жалобе осуществляется после обсуждения должностными лицами вопроса о наличии оснований для изменения или отмены решения, проверенного в надзорном порядке. Вынесенный акт должен соответствовать предписаниям 388 статьи УПК. Определение подписывают все члены суда, постановление - председательствующий на заседании. Принятие решения об изменении/отмене вступившего в действие и проверенного акта осуществляется большинством. В случае равенства голосов жалоба/представление будут считаться отклоненными.

Субъекты права

Законодательство четко ограничивает круг лиц, которым предоставляется возможность направить надзорную жалобу. К этим субъектам относят:

  1. Подозреваемого/обвиняемого.
  2. Оправданного.
  3. Осужденного.
  4. Потерпевшего.
  5. Защитников/законных представителей сторон.

Прокурор вправе принести надзорное представление. Как выше было указано, законодательство исключило из числа субъектов права гражданских ответчика и истца. При этом УПК допускает направление ими ходатайства об участии в заседании надзорного суда.

Требования закона

Надзорное представление/жалоба должны соответствовать предписаниям нормативных актов. Требования аналогичны тем, которые предусматриваются для апелляционных заявлений. В законодательстве не определены последствия, наступающие при несоблюдении предписаний. На практике суды применяют в таких случаях положения 375 статьи УПК по аналогии.

Структура жалобы

В качестве предмета выступает незаконность, несправедливость, необоснованность решения, вступившего в действие. При составлении жалобы необходимо указать обязательные реквизиты, предусмотренные для документов такого типа. Заявление должно быть адресовано в инстанцию, уполномоченную на пересмотр оспариваемого акта. При этом закон требует от заявителя последовательности. В частности, надзорная жалоба на постановление районного суда не может направляться в коллегию ВС, минуя президиум региональной инстанции. Это правило, по мнению нормотворцев, служит интересам заявителя. В случае отказа в удовлетворении жалобы в нижестоящей инстанции он вправе обратиться в вышестоящую по тем же основаниям. При этом субъект может обжаловать и приговор, и определение.

Приложения к жалобе

Вместе с заявлением заинтересованное лицо предоставляет копии решения (приговора), подлежащего пересмотру, апелляционного (кассационного) определения. В случае необходимости предъявляются и иные документы, которые, по мнению жалобщика, подтверждают изложенные им доводы. Необходимо сказать, что истребование дела не считается обязательной процедурой. Принятие решения надзорной инстанцией может осуществляться и на основании полученных от заявителя материалов.

Невозможность ухудшения положения

Действовавшее ранее законодательство не допускало пересмотра обвинительного приговора, определения в надзорном порядке в связи с необходимостью применить нормы о более тяжком деянии, ввиду мягкости вмененного наказания и по прочим основаниям, которые могут способствовать изменению состояния дела к худшему. В пленарном Постановлении ВС № 6 от 05.12.1978 г. приводятся разъяснения по этому вопросу. В частности, в акте установлены основания, ухудшающие положение лица. К ним относят вопросы, касающиеся:

  1. Применения акта амнистии.
  2. Непризнания в действиях виновного рецидива особо опасного характера.
  3. Применения отсрочки исполнения наказания или отклонения представления о ее отмене.
  4. Исчисления срока наказания.
  5. Применения к виновному УДО или замены наказания более мягкой санкцией.
  6. Снятия судимости.
  7. Освобождения от отбывания наказания.

Обстоятельствами, которые ухудшают положение субъекта, также являются: признание виновности по эпизодам, за которые ему не было вменено наказание, исключение смягчающих факторов из приговора и пр. Не рассматривается как поворот к худшему устранение арифметических ошибок, а также явных описок и опечаток. Запрещение на ухудшение положения субъекта распространяется на решения первых и вторых инстанций, а также на постановления, принятые в надзорном порядке.

Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление и заключение суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории Российской Федерации *(1) . Неисполнение судебного решения, которое приобрело силу закона, в соответствии со ст. 392 УПК РФ влечет за собой уголовную ответственность.

Приговор суда первой инстанции и приговор суда апелляционной инстанции вступают в законную силу по истечении срока на их обжалование в апелляционном или кассационном порядке, если они не были обжалованы сторонами. В случае подачи жалобы или представления в кассационном порядке приговор, если он не отменяется судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения. Очевидно, что и в первом, и во втором случаях нельзя исключить вероятность судебной ошибки, допущенной в ходе судебного разбирательства по той простой причине, что в природе не бывает ни идеальных законов, ни идеальных судей. Сам по себе факт вступления судебного решения в законную силу, в соответствии с порядком, установленным уголовно-процессуальным законом, вовсе не исключает того, что данное решение может оказаться неправосудным. Например, осужденный, содержащийся под стражей, в кассационной жалобе заявил ходатайство об участии в заседании суда кассационной инстанции. Однако данное ходатайство оставлено без внимания судом второй инстанции и дело рассмотрено без участия осужденного. Приговор вступил в законную силу и презюмируется законным, обоснованным и справедливым, хотя совершенно очевидно, что это далеко не так.

Кассационная инстанция по каким-либо причинам может не только не исправить ошибку, допущенную судом первой или апелляционной инстанции, например при квалификации содеянного, но и сама допустить ошибку, например отменить законный, обоснованный и справедливый приговор либо изменить его без достаточных к тому оснований. Для того чтобы устранять ошибки, допущенные во вступивших в законную силу судебных решениях, в уголовном процессе Российской Федерации существует институт надзорного производства.

Надзорное производство в уголовном судопроизводстве представляет собой самостоятельную стадию процесса, в которой по жалобе или представлению соответствующего субъекта обжалования, в целях устранения судебной ошибки, допущенной в предыдущем судебном разбирательстве, сначала судьей, а затем, в случае возбуждения надзорного производства, судом надзорной инстанции проверяются законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговора, определения, постановления и заключения суда в порядке, установленном гл. 48 УПК РФ.

Правовой основой стадии надзорного производства в уголовном процессе являются:

а) положения ст. 126 Конституции РФ, в соответствии с которой Верховный Суд РФ в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции;

б) решения Конституционного Суда РФ по делам о проверке конституционности отдельных процессуальных норм, регулирующих порядок пересмотра судебного решения в порядке надзора;

в) пункт 2 ст. 4 Протокола N 7 (в ред. Протокола N 11) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которым предусмотрена возможность пересмотра "окончательного" судебного решения, а также принятые в развитие конституционных положений Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Закон о судебной системе) *(2) , Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (далее - Закон о военных судах) *(3) и УПК РФ.

В соответствии с положениями гл. 48 УПК РФ предметом судебного разбирательства в суде надзорной инстанции (в широком смысле слова) является проверка по надзорным ходатайствам законности, обоснованности и справедливости приговора и (или) иного судебного решения. И хотя законодатель не дает определение предмета надзорного производства, в отличие, скажем, от предмета кассационного производства (ст. 373 УПК РФ), единство оснований отмены или изменения судебного решения в обеих стадиях уголовного процесса позволяет говорить и о единстве предмета судопроизводства в этих стадиях (ст. 379, 409 УПК РФ).

В УПК РСФСР законодателем были сформулированы задачи уголовного судопроизводства, которые заключались "в быстром и полном раскрытии преступлений, изобличении виновных и обеспечении правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден". При этом уголовное судопроизводство должно было "способствовать укреплению социалистической законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступлений" *(4) . Очевидно, что и надзорное производство как одна из самостоятельных стадий уголовного процесса имело целью решение этих же задач.

В УПК РФ законодатель назначение уголовного судопроизводства (по существу его задачи) усматривает "в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождения их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию" *(5) . Поскольку положения ст. 6 УПК РФ (назначение уголовного судопроизводства) закреплены в законе в качестве одного из основополагающих принципов уголовного судопроизводства, то они должны распространяться на все стадии уголовного процесса, не исключая и надзорное производство. Очевидно, что задачи уголовного судопроизводства, сформулированные в условиях совсем иного политического устройства общества, а значит, и задачи прежнего надзорного производства должны в принципе отличаться от назначения современного уголовного процесса и задач современного порядка пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу.

Между тем по существу процедура пересмотра уголовных дел в порядке надзора (за исключением, пожалуй, порядка возбуждения надзорного производства) не претерпела каких-либо радикальных изменений, и в этом, вероятно, состоит основное противоречие современного надзорного производства. Либо законодатель не делает отличия между задачами прежнего и современного надзорного производства в уголовном процессе, либо полагает, что новые задачи могут быть решены старыми методами. Вероятно, только этим и можно объяснить тот факт, что ревизионное начало ограничено всего лишь усмотрением суда, т.е. по существу не ограничено ничем, поскольку на практике такая редакция закона при наличии формальных повода и основания к возбуждению надзорного производства ведет к ничем не ограниченному, тотальному пересмотру судебного решения, в том числе и в отношении лица, не обжаловавшего приговор или иное решение.

Сохранение одних и тех же оснований отмены или изменения судебного решения в суде кассационной инстанции и в суде надзорной инстанции позволяет осуществлять проверку судебного решения как по "мотиву права", так и по "мотиву факта", что, по существу, приводит к дублированию вышестоящим судом функции кассационной инстанции, ее подмене, стиранию грани между задачами кассационного и надзорного производства и искажению процессуальной природы последнего.

Такая ситуация вполне типична для прежнего уголовного процесса, и если обратиться к научным трудам советского периода по вопросам надзорного производства, то обращает на себя внимание тот факт, что в теории уголовного процесса задачи надзорного производства, как правило, ассоциировались либо с необходимостью установления объективной истины по делу (основная задача) при отождествлении задач кассационного и надзорного производства, либо с реализацией вышестоящим судом компетенции по осуществлению руководства судебной деятельностью - в первую очередь, и уж затем с функцией охраны прав и законных интересов участников процесса *(6) .

В правовой системе России вышестоящие суды осуществляют в установленных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов общей юрисдикции. Судебный надзор в данном случае выступает в качестве средства или способа достижения задач, отвечающих назначению судопроизводства, но никак не в качестве самостоятельной задачи надзорного производства. Конституционный термин "судебный надзор", заимствованный из прежней Конституции, не совсем точно отражает роль и место высшего или вышестоящего суда в судебной системе правового государства. Думается, что назначение вышестоящего суда заключается вовсе не в осуществлении "судебного надзора", поскольку независимый и беспристрастный суд не нуждается в каком-либо за ним надзоре: ни в прокурорском, ни, тем более, в судебном. Пересмотр судебного решения вышестоящим судом, будь то кассационное, апелляционное или надзорное производство, либо возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств предполагает прежде всего отправление правосудия в установленных законом процессуальных формах. Иных форм и методов в арсенале вышестоящего суда нет и быть не может. Поэтому термин "судебный надзор" вряд ли точно отражает характер деятельности, осуществляемой на данных стадиях уголовного процесса.

Конституция РФ и общепризнанные нормы международного права закрепляют право гражданина на обжалование судебного решения в вышестоящий суд. В этой связи назначение вышестоящих судебных инстанций заключается скорее в реализации этого права гражданина, чем в осуществлении "судебного надзора" за деятельностью нижестоящих судебных инстанций.

Следует отметить, что среди процессуалистов нет единого понимания задач надзорного производства. Так, по мнению В.В. Вандышева, с которым следует согласиться, задачи современного надзорного производства заключаются "в обнаружении ошибок, допущенных нижестоящими судами при рассмотрении и разрешении уголовных дел, и в принятии предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер по устранению выявленных ошибок путем отмены или изменения вступивших в законную силу судебных решений нижестоящих судов" *(7) .

а) предупреждение исполнения неправосудных приговоров, определений и постановлений (вероятно, и заключений);

б) исправление судебной ошибки;

в) повышение качества работы нижестоящих судов;

г) направление судебной практики в соответствии с требованиями закона *(8) .

Такое определение задач надзорного производства вряд ли можно признать правильным, поскольку автор совершенно не учитывает его правовую природу и, по существу, ставит знак равенства между задачами кассационного и задачами надзорного производства, тогда как они в принципе не могут быть равнозначными, хотя бы потому, что предметом пересмотра в кассационной инстанции является судебное решение, не вступившее в законную силу, а в надзорной инстанции пересматривается "окончательное" судебное решение, исполняемое в установленном законом порядке либо даже уже исполненное. Предупреждение исполнения неправосудных приговоров является задачей кассационного производства. В надзорной инстанции имеет место пересмотр судебного решения, вступившего в законную силу, которое уже исполняется.

Правовая природа надзорного производства и назначение этого процессуального института в условиях правового государства позволяют подвергнуть сомнению вывод о том, что "повышение качества работы нижестоящих судов" является задачей этой стадии уголовного процесса. Нельзя согласиться и с тезисом о том, что надзорное производство направляет судебную практику в соответствии с требованиями закона, хотя такая точка зрения и получила распространение. Например, А.В. Победкин и В.Н. Яшин к задачам надзорного производства относят "обеспечение строгого соблюдения закона нижестоящими судами, единства судебной практики в пределах как Российской Федерации в целом, так и в рамках отдельных ее субъектов" *(9) . Судебная практика имеет важное значение для правильного понимания уголовного и уголовно-процессуального законодательства судьями. Отменяя или изменяя судебное решение нижестоящего суда, вышестоящий суд указывает в постановлении (определении), в чем конкретно заключается нарушение закона, дает судебное толкование той или иной нормы материального и процессуального права. Решения судов надзорной инстанции различных уровней в известной степени стабилизируют судебную практику. После обсуждения в президиуме суда постановлений (определений), принятых ранее по конкретным делам, наиболее актуальные из них публикуются в БВС РФ, включаются в обзоры судебной практики республиканских, областных и равных им судов, которые изучаются судьями и, безусловно, оказывают определенное влияние на формирование судебной практики. Однако вряд ли можно согласиться с тем, что решения судов надзорной инстанции "обеспечивают единство судебной практики как в пределах всей страны, так и в пределах отдельно взятого субъекта РФ". Решения, принятые судами надзорной инстанции, отражающие вопросы судебной практики, как совершенно справедливо отмечает П.А. Лупинская, являются основанием для вынесения постановлений Пленума ВС РФ, в которых на основе закона разъясняются эти вопросы. Единообразие судебной практики достигается именно таким способом, основанным на требованиях Конституции РФ, а не путем пересмотра судебного решения в порядке надзора, тем более что надзорная практика не так стабильна, как постановление Пленума Верховного Суда РФ" *(10) .

Задачи современного надзорного производства в уголовном процессе определяются в первую очередь назначением уголовного судопроизводства в целом. Вместе с тем реализация положений ст. 6 УПК РФ в стадии надзорного производства не исключает решение задач, свойственных только данной стадии процесса. Основная задача надзорного производства как дополнительного механизма защиты законных прав и интересов граждан заключается в исправлении судебной ошибки, допущенной судом в предыдущем судебном разбирательстве, после того как судебное решение вступило в законную силу. Причем данная ошибка не связана с выявлением каких-либо новых или вновь открывшихся обстоятельств, предусмотренных в гл. 49 УПК РФ. Судебная ошибка констатируется в том случае, когда судом надзорной инстанции в ходе судебного разбирательства будет - установлено наличие основания, предусмотренного в ст. 379 УПК РФ, влекущего отмену или изменение судебного решения.

Значение надзорного производства предопределяется тем, что оно дает возможность исправить судебную ошибку даже после вступления в законную силу приговора (определения, постановления) и позволяет вышестоящим судам обеспечить необходимое единство судебной практики.

Задачи стадии аналогичны задачам стадии кассационного производства:

а) предупреждение исполнения неправосудных приговоров, определений и постановлений;

б) исправление судебных ошибок;

в) повышение качества работы нижестоящих судов;

г) направление судебной практики в строгом соответствии с требованиями закона. 26.2.

Понятие и общая характеристика стадии производства в надзорной инстанции 26.2.1.

Понятие и этапы надзорного производства

Надзорное производство - это судебная деятельность, осуществляемая в связи с необходимостью пересмотра приговоров, определений, постановлений суда (судьи, мирового судьи), вступивших в законную силу, по жалобам осужденного, оправданного, их защитников или законных представителей, потерпевшего, его представителя и законного представителя, а также по представлению прокурора. Оно обладает теми же основными чертами, что и кассационное производство за некоторыми исключениями. К примеру, в отличие от кассационного производства дело в порядке надзора может быть рассмотрено неоднократно.

Этапы надзорного производства. 1.

Принесение надзорных жалобы или представления. 2.

Истребование, изучение судьей уголовного дела для разрешения вопроса о возбуждении надзорного производства. 3.

Вынесение решения о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано (вынесение предварительного решения). 4.

Рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции. 26.2.2.

Средства стадии надзорного производства

Соответственно средства решения задач данной стадии следующие. 1)

судья, рассматривающий надзорные жалобу или представление, вправе в пределах своей компетенции истребовать любое уголовное дело для разрешения надзорных жалобы или представления; 2)

при наличии к тому оснований судья может вынести постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано; 3)

суд заслушивает прокурора; 4)

суд обязан выслушать объяснения осужденного, оправданного, их защитников или законных представителей, потерпевших и их представителей, если они участвуют в судебном заседании.

Ни судья, ни суд следственные действия производить не вправе. Между тем, исходя из содержания ч. 2 ст. 86 УПК РФ, в надзорную инстанцию стороны вправе представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

26.3. Основные черты надзорного производства 26.3.1.

Свобода обжалования

Свобода обжалования означает возможность принесения надзорной жалобы широким кругом лиц. Право обжалования приговора (постановления, определения) суда принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам или законным представителям, потерпевшему, его представителю и законному представителю. Принести представление на приговор (постановление, определение) суда может и прокурор.

Надзорному обжалованию подлежат приговоры и иные судебные решения, начиная от приговора или постановления мирового судьи до определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ. 26.3.2.

Строго определенная форма повода к началу надзорного производства

Требования к структуре и содержанию надзорной жалобы (представления) аналогичны тем, что предусмотрены применительно кассационной жалобы (представления). Как надзорная жалоба, так и надзорное представление должны содержать: 1)

наименование суда надзорной инстанции, в который подаются жалоба или представление; 2)

данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения; 3)

указание на приговор или иное решение, которое обжалуется, и наименование суда, его постановившего или вынесшего; 4)

доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований, предусмотренных ст. 409 УПК РФ; 5)

перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов; 6)

подпись лица, подавшего жалобу или представление.

Кроме того, в ней может быть отражено ходатайство осужденного об участии в рассмотрении уголовного дела судом надзорной инстанции.

К надзорной жалобе (представлению) прилагаются:

а) копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;

б) копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;

в) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении.

Не соответствующая указанным требованиям жалоба (представление) не порождает начала надзорного производства. Она возвращается судьей лицу, ее подавшему, и назначается срок для пересоставления жалобы (представления). 26.3.3.

Ревизионные начала надзорного производства

Надзорная инстанция не связана доводами надзорной жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а протест принесен

только в отношении одного или части осужденных, суд вправе проверить дело в отношении всех осужденных (ст. 410 УПК РФ).

Остается спорным вопрос о праве компетентного органа приносить один протест сразу на несколько однородных дел. П.Я. Трубников полагает возможным представление для разрешения надзорной инстанцией такого протеста. И.Д. Перлов категорически возражает и совершенно правильно считает необходимым в такой ситуации приносить протест по каждому делу. 26.3.4.

Проверка законности и обоснованности приговора

Надзорная инстанция, с одной стороны, должна проверить не только законность приговора, определения или постановления, то есть соблюдение при производстве по делу норм уголовно-процессуального и уголовного права, но и их обоснованность, то есть соответствие выводов суда, изложенных в приговоре, определении или постановлении фактическим обстоятельствам дела и наличие доказательств, подтверждающих выводы нижестоящего суда.

С другой стороны, проверка приговора, определения или постановление в надзорном порядке может не ограничиваться всего- навсего вопросами предъявленного обвинения. В случае необходимости исследованию должны подлежать все их части и составляющие.

Суд надзорной инстанции вправе проверить законность и обоснованность судебных решений в полном объеме, в отношении всех осужденных, включая и тех, о которых жалоба (представление) не принесена. При этом необходимо тщательно проверять, соблюдены ли в ходе расследования и судебного рассмотрения дела нормы уголовного и уголовно- процессуального закона, нарушение которых является основанием к отмене или изменению судебных решений. Если в отношении осужденных, о которых не было принесено жалобы (представления), таких оснований не установлено, в определении (постановлении) не должно указываться, что дело о них проверено, и что состоявшиеся в отношении их решения оставлены в силе. 26.3.5.

Возможность представления в надзорную инстанцию дополнительных материалов

В главе УПК РФ, посвященной надзорному производству нет упоминания о получении судом надзорной инстанции от сторон дополнительных материалов. Но там не содержится и запрета на представление сторонами таковых. Согласно же ч. 2 ст. 86 УПК РФ обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

Данное обстоятельство позволяет говорить о наличии у сторон указанного права и на стадии надзорного производства.

Производство же следственных действий с целью получения дополнительных материалов, представляемых в надзорную инстанцию, не допускается. Дополнительные материалы подлежат оценке в совокупности со всеми другими доказательствами, имеющимися в деле, и наряду с ними могут быть положены в основу принимаемого решения об отмене приговора и направлении дела на новое расследование или новое судебное рассмотрение.

Исходя из общего подхода к оценке дополнительных материалов на предшествующих судебных стадиях, можно заключить, что изменять приговор и последующие судебные решения или отменять таковые с прекращением дела на основании дополнительных материалов не следует. Исключение составляют случаи, когда достоверность фактов, устанавливаемых дополнительно представленными материалами, не требует проверки, например документ о возрасте осужденного, не позволяющий привлечь его к уголовной ответственности, справка о том, что он не был прежде судим, и т. п. 26.3.6.

Широкие полномочия надзорной инстанции

Рассматривая дело в надзорном порядке, вышестоящий суд вправе при наличии указанных в законе оснований оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное де- ло на новое судебное рассмотрение; отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение; отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение; внести изменения в приговор, определение или постановление суда (ч. 1 ст. 408 УПК РФ). 26.3.7.

Недопустимость ухудшения положения осужденного в результате рассмотрения его дела надзорной инстанцией

Надзорная инстанция может смягчить назначенное нижестоящим судом наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении. Изменение обвинения допускается, если при этом не ухудшается положение осужденного и не нарушается его право на защиту. Причем пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела ни при каких обстоятельствах не допускаются (ст. ст. 405, 410 УПК РФ). 26.3.8.

Неоднократность надзорного производства

В надзорном порядке может быть подвергнуто проверки любое судебное решение. И хотя по этому вопросу мнения разделились. Бесспорно, что надзорное производство предполагает проверку не только решений, вынесенных по первой инстанции, но и приговоров (постановлений) суда апелляционной инстанции, определений кассационной и даже надзорной инстанции. Таким образом, законность и обоснованность, к примеру, приговора районного суда может сначала проверяться областным судом, а затем Верховным Судом РФ.

26.4. Основания к обжалованию и пересмотру судебных решений в порядке надзора

Основаниями к обжалованию и пересмотру приговора, определения либо постановления суда при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора являются: 1)

нарушение уголовно-процессуального закона; 2)

неправильное применение уголовного закона;

несправедливость приговора.

В соответствии с ч. 2 ст. 409 УПК РФ определение или постановление суда первой инстанции, определение суда кассационной инстанции, определение или постановление суда надзорной инстанции подлежат отмене или изменению, если суд надзорной инстанции признает, что: 1)

определение или постановление суда первой инстанции незаконно или необоснованно; 2)



Поделиться