Рассказ по результатам наблюдения за птицами. Наблюдение за птицами в ясные и непогожие дни в разное время суток

В лесу часто слышно кукование кукушки, но очень многие видели кукушку только на картинках. А какая она на самом деле? Каковы ее повадки? Где она живет - в дупле, в гнезде или у нее вовсе нет постоянного пристанища?

Трудно наблюдать лишь первую птицу. А потом появится опыт, разовьется наблюдательность. Внимательный и терпеливый наблюдатель, будь он даже не ученый, а лишь школьник, может подметить в жизни птиц то, что ценно для науки.

Начинать наблюдения надо с определения вида птицы. Если вы еще неопытны и не можете безошибочно узнать птицу, обратитесь к знающему человеку или к хорошей книге. Есть определители птиц по цветным рисункам. Лучший из них - В. Е. Флинт и др. «Птицы СССР». Много цветных рисунков птиц и в определителе Р. Л. Беме и А. А. Кузнецова «Птицы лесов и гор СССР».

Если вы увидели неизвестную вам птицу и хотите определить ее по книге, запишите подробно ее приметы:

1) размер в сравнении с хорошо известными птицами (воробьем, скворцом, голубем);

2) окраску. Например, так: «Горло и грудь кирпично-красные, весь верх серый с оливковым оттенком, брюшко и бока такие-то» и т. д.;

3) повадки птицы: ее поведение, подвижность, характерные позы. Например: «Сидя на ветке, встряхивает крыльями, словно порываясь лететь» (мухоловка);

5) место, где встречена птица; растение, на котором она кормилась; например, щеглы кормятся зимой на репейнике, чижи и чечетки - на березах и ольхах, а снегири - на ясенях.

Наблюдать за птицами можно всюду, даже в больших городах.

Чтобы определить насекомых, которых птицы приносят в гнездо, нужно их хорошо знать. Но даже если только установить, сколько было гусениц, жуков, бабочек, мух, то и эти сведения важны для ученых.

Как же наблюдать за птицами? Прежде всего не рекомендуем наблюдать за птицами, гнездящимися на земле, на кустах, невысоко на деревьях. Вытоптанная около гнезда трава, частое присутствие людей могут привести (и нередко приводят) к трагическому концу. Надежнее иметь дело с птицами-дуплогнездниками: с дятлами, поползнями, скворцами, и особенно с теми пернатыми, которые гнездятся в искусственных гнездовьях.

Это и понятно. Главная защита от врагов у птиц с открытыми гнездовьями-маскировка, осторожность, а в дупле или синичнике птенцы более или менее надежно укрыты. Тут и птицы могут быть не так осторожны, да и птенцы не боятся себя обнаружить. У дятлов, например, птенцы так крикливы, что их голоса из дупла можно услышать издалека.

Понаблюдайте за мухоловкой-пеструшкой. В средней полосе страны эти черно-белые птички-самые обычные обитатели синични-ков. Они очень доверчивы, быстро привыкают к наблюдателю, даже если он не замаскирован и расположился недалеко от гнезда.

Больших синиц лучше не тревожить и наблюдений за ними не вести. Иначе они могут бросить не только кладку яиц, но и маленьких птенчиков.

Наблюдая за птицами, важно выяснить их значение как истребителей вредных насекомых. В течение нескольких дней попробуйте подсчитать, сколько насекомых принесут птицы своим прожорливым птенцам. Вы получите ценные сведения, если проследите весь рабочий день птиц - от рассвета до вечера. Но даже если наблюдения были короткими, по часу или два в разное время суток, можно подсчитать, сколько было прилетов за две недели выкармливания птенцов при 17-18-часовом рабочем дне у птиц. Не нужно забывать, что чем старше становятся птенцы, тем больше корма они требуют.

Число прилетов с насекомыми подсчитать довольно просто, если даже наблюдать за гнездом издалека, конечно, лучше с биноклем. Но значительно труднее определить, какими именно насекомыми кормят родители птенцов. Здесь совершенно незаменимы наблюдения с расстояния в 25-30 см от гнезда при помощи специальной темной камеры. Наблюдатель из темноты на свет хорошо видит, что делается в синичнике без задней стенки, прикрепленном к камере (см. Как сделать камеру для наблюдений за птицами). Птица не замечает наблюдателя или быстро привыкает к бледному пятну лица человека, если, конечно, оно неподвижно.

Из камеры можно наблюдать удивительные подробности из жизни птенцов и их родителей.

Есть несколько правил для наблюдений в природе, и, если их не соблюдать, наблюдения теряют научную ценность.

Нужно точно знать название птицы, за которой ведется наблюдение. Все наблюдения должны быть записаны в дневнике. Это основной документ в научной работе юного натуралиста.

В дневник записывают не только сами наблюдения, но также и сведения о явлениях природы, которые могут так или иначе влиять на результаты наблюдений. Например, при подсчете числа прилетов нужно знать число и возраст птенцов, дату и час наблюдений, погодные условия: температуру, осадки, ветер и т. д.

Записывают только факты, точно установленные, а предположения и догадки можно сделать потом.

Никогда не следует полагаться на память, нужно все, каждую мелочь, если она кажется вам интересной, важной, записывать сразу.

Вы интересуетесь птицами? А когда вы видите, как они чирикают и перелетают с дерева на дерево, вам хочется лучше понять их поведение? Наблюдение за птицами в последнее время набирает все большую популярность; данное увлечение помогает расслабиться и позволяет подружиться с такими же энтузиастами. Для этого занятия вам потребуется лишь бинокль, определитель птиц и желание терпеливо наблюдать.

Шаги

Часть 1

Подготовка необходимого инвентаря

    Приготовьте имеющийся у вас бинокль. Вам необязательно использовать продвинутое увеличительное оборудование, чтобы наблюдать за птицами. Что угодно, что поможет вам получше разглядеть удаленные объекты, вполне сгодится для начала наблюдений. Вы вправе решить приобрести бинокль специально для наблюдения за птицами, но также можно использовать уже имеющийся театральный бинокль, телескоп или иное увеличительное оборудование, которое есть у вас под рукой. Либо можно поинтересоваться у друга, у которого есть бинокль, не сможет ли он вам одолжить его.

    Если собираетесь приобрести бинокль, сопоставьте различные модели по удобству и ощущениям от их использования. Если вы решили купить бинокль, очень важно оценить то, насколько удобно он прилегает к глазам и как ощущается в руках. Отправляйтесь в магазин, в котором продают увеличительную оптику, и протестируйте несколько различных моделей биноклей. Найдите достаточно легкий бинокль, который будет легко носить с собой и уверенно удерживать в руках, когда вы будете наблюдать за птицами.

    Обратите внимание на кратность увеличения и размер объективов. Маркировка биноклей обозначается двумя числами и может выглядеть как 8x29, 7x50, 10x40 или иная комбинация параметров. Первое число в маркировке обозначает кратность увеличения изображения, а второе - диаметр объективов бинокля, который влияет на то, сколько света в него попадает. Выберите бинокль с не очень высоким увеличением, так как большое увеличение требует стабильной установки прибора, иначе картинка будет сильно дрожать, кроме того, бинокли с большим увеличением слишком громоздки для наблюдения за птицами в лесу или в поле.

    Подумайте об удобстве лямки для ношения бинокля. Когда вы отправляетесь на поиски птиц, вам предстоит часами носить бинокль на свое шее, поэтому его шейная лямка должна быть широкой и удобной. Используйте наплечные лямки, которые перераспределяют вес на шею и плечи, если у вас более тяжелый бинокль.

    Воспользуйтесь современной подзорной трубой. Она позволяет получить более стабильное изображение, так как обычно используется с моноподом, а также она обеспечивает более высокое увеличение. Если вы хотите серьезно заняться наблюдением за птицами, потратьтесь на приобретение подзорной трубы, которая позволит разглядеть птиц с большого расстояния, например, через все озеро или поле. Поищите такую подзорную трубу, у которой как минимум одна линза будет полностью покрыта фтористым магнием. Она позволит передать более точные детали оперения и цвета перьев. Также с трубой вам будет проще следить за перемещением птиц, чем с биноклем.

    Приобретите определитель птиц. Специализированный определитель птиц местного региона позволит сократить потенциально возможный список птиц, которые могут вам встретиться. Изучите общую информацию о семействах птиц, например, таких как ласточковые, славковые или цаплевые. Введите себе в привычку изучение повадок птиц, особенностей их пения и мест обитания. Помимо бинокля, определитель птиц станет ключевым предметом вашего инвентаря, так как именно он будет содержать в себе информацию, которая позволит вам идентифицировать различные виды пернатых.

    Найдите хорошую камеру. Фотографии позволят задокументировать факт встречи с определенными птицами и при необходимости станут вспомогательным материалом для их последующей идентификации. Найдите качественную камеру, которая позволит вам фотографировать птиц, так как они обычно малы и не сидят на месте. Поищите цифровую зеркальную фотокамеру со сменным объективом, фокусное расстояние которого будет составлять минимум 300 мм. Если вам не по карману стоимость дорогой зеркальной фотокамеры, найдите камеру с суперзумом. Работайте с ней на моноподе, так как картинка может дрожать из-за нестабильности рук и большого зума.

    Используйте микрофоны для записи пения птиц. Изучение птичьих трелей и голосов очень полезно для их идентификации. Возможно, вы захотите записать пение птиц, за которыми наблюдаете. Возьмите с собой либо направленный параболический микрофон, либо направленный конденсаторный микрофон высокой чувствительности, который можно будет подсоединить к вашей камере. Используйте камеру для создания записей со звуком. Обычные микрофоны неэффективны для записи мягкого удаленного пения птиц, а также они улавливают слишком много фоновых шумов.

    Подобающим образом оденьтесь. Выход на природу для наблюдений за птицами предполагает посещение примерно тех же мест, в которых вы могли оказаться во время похода . Старайтесь использовать тот же самый тип дышащей и свободной одежды, что и для походов, а также прочную обувь, удобную для длительных прогулок по лесам и полям.

    • Обувь должна быть влагоотталкивающей, чтобы вы были хорошо подготовлены к встречам с лужами и грязью.
    • Используйте одежду темных или нейтральных тонов, например, коричневую и серую, чтобы не распугивать птиц.
    • Яркие и белые цвета сильно подчеркивают движение объектов.
  1. Ведите себя тихо. Громкие разговоры и смех способны заставить птиц скрыться еще до того, как вы сумеете подобраться к ним на близкое расстояние. Переведите телефон в бесшумный режим, тихо переговаривайтесь с товарищами или общайтесь с ними жестами. Не стоит подвергаться соблазну закричать: «Посмотрите сюда!» - вне зависимости от того, насколько вас приведет в восторг факт обнаружения редкой птицы.

    • Шепотом обычно можно сообщить то же самое.
    • Избегайте использования вспышки и звуковых сигналов на фотокамере.
  2. Наблюдайте за птицами в подходящее время. В зависимости от вашего фактического местонахождения и того, каких именно птиц вы хотите найти, выбранное для наблюдений время дня будет оказывать существенное влияние на успешность вашей затеи. Многие птицы пробуждаются в ранние утренние часы, когда солнце только начинает подниматься, так как они всю ночь сидели в гнезде и успели проголодаться. Другие же не столь сильно зависимы от солнца, особенно в летнее время, когда световой день длиннее.

    Приманите птиц поближе к себе. Если вы не хотите присоединяться к группе любителей наблюдений за птицами или отправляться на длительные прогулки по заросшим лесам, можно попробовать насладиться созерцанием птиц в собственном дворе. Используйте для этого кормушки, наполненные кормом именно для тех птиц, которых вы хотите увидеть. Сядьте дома у окна и получите удовольствие от наблюдений за пернатыми.

    • Начните с простых черных семян подсолнечника и разнообразьте их такими источниками пищи, как опарыши и фрукты.
    • Разместите у себя во дворе купалку для птиц или фонтан. Птицам нравится неглубокая проточная вода.

Часть 3

Идентификация птиц
  1. Сначала собственными глазами обнаружьте птицу. Вне зависимости от того, какой у вас бинокль, этот прибор ограничивает поле вашего зрения. Чтобы не упустить интересных птиц, сначала заметьте пернатых собственными глазами. Найдите птиц на деревьях или в полете над полями, а затем уже воспользуйтесь биноклем для более близкого рассмотрения.

    Прибегните к помощи определителя птиц. Определитель птиц будет становиться все более важным вашим помощником, когда с развитием ваших навыков ведения наблюдений вы начнете встречать птиц, схожих по внешнему виду. Сопоставляйте отличительные особенности и окраску птиц по описаниям в определителе. Также изучайте особенности птичьих трелей и голосов. Далее указаны дополнительные моменты, на которые следует обращать внимание.

  • Для дополнительной поддержки тяжелых биноклей (например, с маркировкой 10x50) используйте монопод. Так вы получите более стабильное изображение, которое позволит вам дольше наслаждаться созерцанием птиц.
  • Как только наберетесь побольше опыта, подумайте об участии в переписи птиц, чтобы помочь ученым больше узнать о популяциях различных пернатых и их миграции.
  • В зонах умеренного климата лучшим временем наблюдения за птицами являются весна и осень, когда птицы мигрируют.

Предупреждения

  • Не подбирайтесь близко к гнездам, гнездовым колониям, токовищам и местам брачных поединков птиц, а также к их важным кормовым источникам, так как ваше присутствие может потревожить привычную активность пернатых.
  • Избегайте распространения информации о том, что вы заметили редкую птицу, это может привести к тому, что ее место обитания потревожат.
  • Уважайте частную собственность.
  • Не оказывайте на птиц стресс осуществлением фото- и видеосъемки либо использованием вспышки или подсветки.
  • Некоторые птицы могут напасть на вас, если вы подберетесь к ним слишком близко.

Наблюдения за зимующими птицами проводили зимой 2015 года. Каждый возле своего дома установил кормушку и наблюдал, как ведут себя птицы в зимний период, когда корма почти нет. Данной работой хотим показать, что птицам зимой не просто выжить, а человек может им помочь, а птицы помогут весной человеку, уничтожая вредителей садов и огородов.

Цель: провести наблюдения за видовым составом птиц, прилетающих к кормушке, выяснить как помочь им выжить зимой.

  1. Смастерить кормушку, выяснить какой вид кормушек больше подходит для птиц в городских условиях.
  2. Определить какие виды птиц посещают кормушки, количество, время посещения, продолжительность посещения.
  3. Выяснить, какой корм предпочитают разные виды птиц, которые посещают зимние кормушки.
  4. Провести наблюдение за поведение птиц, прилетающих к кормушкам зимой.
  5. Установить изменение видового состава посетителей кормушки в зависимости от ее расположения в различных районах города.
  6. Выяснить зависимость количества одновременно кормящихся на кормушке особей от их видовой принадлежности, количества и разнообразия корма на кормушке, погодных условий, других факторов.
  7. Существует ли очередность в доступе к корму на кормушке среди птиц одного вида, пола или разных видов?

Обзор литературы.

Литературы очень много. Остановились на книге «Птицы Подмосковья» автора А.А, Мосалов и др., где есть подробное описание как проводить такие наблюдения. Хорошо, что это определить с красочными фото, по которым можно точно опознать птицу.Для нашего района подошла книга Г. Русанова астраханского орнитолога, его книга «Птицы Понизовья» помогли не только опознать виды птиц, но и познакомиться с описанием жизни многих птиц нашего края.

Методика.

Смастерить переносную кормушку с тем условием, чтобы на ней могли одновременно присаживаться не менее пяти птиц. Поместить в кормушку разнообразные корма. При наблюдении фиксировать количество птиц каждого вида на кормушке и вблизи нее, время прилета и отлета, продолжительность кормления и поедаемый корм. Отметить частоту агрессивных контактов между птицами, видовую принадлежность участников конфликтов и исход этих контактов (кто кого прогнал). Хронометрируйте поведение отдельных птиц, принадлежащих к разным видам.

Маршрутный метод наблюдения.

Проходим по намеченному маршруту 1 км вокруг своего дома и в определенных точках останавливаясь, где висят кормушки, считаем увиденных птиц и наблюдаем за их поведением в данный момент, делаем фото.

Результаты.

Все мы живем в разных районах города Астрахани. Установили сделанные кормушки у своего дома и вели наблюдения. Каждый из нас вел протокол наблюдения, а затем провели анализ полученных данных.

Таблица 1

Дата

Птицы -виды

Кол-во

Кол-во подлетов

Время прилета, отлета

Поведение

Корм

Высматривают в кормушке корм, а не едят сразу

Стайкой очень беспокойной

Птичий горец

Жаворонки вместе с воробьями

По одному

Семена растений

Только рядом с домом гулял, залетая в кормушку

Падаль, семена

Долбил старое дерево тополя на высоте 5 метров, в кормушку не заглядывал

Насекомых из под коры дерева

Разбивают грецкий орех, кидая их под машину. Затем прилетела в кормушку, но не надолго

Грецкий орех, пищевые отходы из мусорок, падаль

Летали стайкой в кормушку

Искали корм на стадионе в траве, затем прилетели в кормушку

Клевал труп кошки у дороги, в кормушку не заглядывал

Летели на восток 50экз

Сидели на ветке

Сидели на заборе

На тополе сидела, затем на краешке кормушки

В ходе работы выяснили, что не все конструкции кормушек подходят для посещения птицами. Лучше всего подходят деревянные кормушки с крышей, сделанные из пластиковых бутылей, открытые кормушки хорошо прикрепленные на столб.

В основном кормушки посещались с 8:00–14:00 часов, так как в это время зимой светло, а после обеда ползут тучи, быстро темнеет, сыплет дождик и птиц не видно. Очень редко видели разные виды птиц в одной кормушке, чаще прилетали группами или воробьи или голуби, всегда всех выгоняли из кормушки вороны и вороны. Синички с большой осторожностью посещали кормушки и старались быстрее улететь. Птицы, находящиеся вдали от кормушек наблюдали за птицами прилетавшими к ней. Если птиц становилось больше, то вороны тут же оказывались в кормушке. Парочка воронов редко прилетали в кормушку, чаще разгуливали вблизи ее, наблюдая за копошившимися в ней воробьями. Давали семечки и зерно, но птицы предпочитали зерно. В ненастную погоду птиц почти не было, только голуби прилетали скрыться от дождя, иногда залетали воробьи.

Воробьи, голуби очень дружелюбны и практически вступают о выяснение отношений только со своим видом. Не видели, чтобы ворон гонял птиц из кормушки, что не скажешь о воронах, которые вели себя как захватчики.

Наблюдения продолжаем.

Лучшими кормушками являются деревянные, устойчивые и с крышей. Все птицы кроме дятла, поползня и ворона посещают кормушки постоянно при наличии корма. Агрессивно ведут себя только вороны.

Приложение 1

Литература:

  1. Р. А. Бене, А. А. Кузнецов «Птицы лесов и гор СССР», полевой определитель КВА «Просвещение», 1961.
  2. Атлас птиц Москвы и Подмосковья.
  3. Р. А. Бене, А. А. Кузнецов «Птицы открытых и околоводных пространств СССР», полевой определитель, Москва «Просвещение», 1983.
  4. Л. С. Степанян, «Конспект орнитологической фауны СССР», Москва, «Наука» 1990.
  5. А. Н. Сунгуров, «Экскурсионный определитель птиц Европейской части СССР», Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва 1960,
  6. А. С. Боголюбов «Экосистема», 2002www///.Ecosystema

Наталья Колодяжная
Конспект занятия «Наблюдения за птицами»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД С. ЗАКУТСКОЕ ВЕЙДЕЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

План – конспект проведения прогулки в зимний период

с детьми старшего дошкольного возраста

«Наблюдения за птицами »

Выполнила : воспитатель

Колодяжная Наталья

Владимировна

Закутское

I. Наблюдения за птицами .

Цель : Продолжить учить различать и называть птиц по внешнему виду , издаваемым звукам, характерным повадкам. Развивать наблюдательность , внимание (зрительное, слуховое) . Выяснить какие птицы прилетают постоянно , какие редко, какие очень редко. Продолжать изучать повадки птиц (как они себя ведут возле кормушки) . Воспитывать у детей желание помогать птицам зимой .

Методические приемы : вопросы детям, ответы детей, наблюдение , художественное слово.

Оборудование :

1. Вопросы детям :

1. Какие птицы прилетели на участок?

2. Как вы догадались? (повадки, внешний вид, издаваемые звуки) .

3. Какие птицы прилетают к нам постоянно?

4. Каких птиц мы видим редко ? И очень редко?

5. Чем питаются птицы зимой ?

6. Хватает ли им пищи?

7. Почему не хватает?

8. Чем мы можем помочь птицам ?

9. Что для этого нужно? (кормушки)

10. Как нужно следить за кормушками? (очищать от снега, подсыпать корм) .

2. Загадки

Цель : развивать логическое мышление, наблюдательность , внимание.

Оборудование : фанты.

Методические приемы : художественное слово.

Спинкою зеленовата,

Хвостиком желтовата

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (Синица)

Всех за день я навещу,

Всё что знаю растрещу (Сорока)

Птичка-невеличка

Ножки имеет, а ходить не умеет.

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок. (Воробей)

Окраска - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хитроватая

Известная персона. Кто она? (Ворона)

Название этой зимующей птицы похоже на имя девочки. Как называют эту птицу ? (Галка) .

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом . (Кормушка) .

Итог. За отгадку ребенок получает фант. Побеждает тот, кто больше наберет фантов.

3. Художественное слово

Цель : развивать образное восприятие, учить выразительной передаче поэтического текста.

Стихи Т. А. Шорыгиной «Снегири» , «Синица»

II. Дидактические игры

1. Словесная игра «Отгадай и назови» .

Цель : развивать логическое и наглядно-образное мышление, наблюдательность , внимание, слуховое восприятие.

Оборудование : картинки птичек.

Какую птицу называют белобокой ?

Какую птицу называют желтогрудой?

Какую птицу называют красногрудой?

Какая птица каркает ?

Про какую птицу говорят , что она воркует?

Про какую птицу говорят , что она чирикает?

Итог : За правильный ответ – картинка птички. Побеждает тот, у кого в конце игры больше картинок с птицами .

2. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель : Закреплять умение обобщать, исключать лишнее. Развивать логическое мышление.

Оборудование : картинки птиц .

По способу передвижения : ворона, воробей (прыгает, снегирь, галка.

Зимующие-перелетные : синица, дятел, кукушка, сорока.

3. Словесная игра «Назови ласково» .

Цель : обогащать словарный запас детей. Закреплять умение образовывать слова за счет суффиксов. Развивать память.

Слова : птица , крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей.

4. Дидактическая игра «Кто прилетел к кормушке?»

Цель : дать детям представление о том, чем питаются разные птицы (кто что ест и какие следы оставляет возле кормушки) . Развивать наблюдательность , внимание.

Оборудование : лупа.

III. Трудовые действия. Изготовление кормушки.

Цель : учить трудиться в коллективе. Формировать желание приходить на помощь тому, кто в ней нуждается.

Оборудование : снеговые лопатки, корм для птиц .

Методические приемы : объяснение, показ, оценка, практические действия.

Воспитатель предлагает соорудить для птиц кормушки , чтобы каждый день насыпать в неё корм, заботиться о птицах . Вместе с детьми разбирает поэтапность выполнения работы.

Дети разбирают лопатки. В тихом уголке участка вырубают вместе с воспитателем куб из снега. Дети дружно отбрасывают от куба лишний снег, подчищают края кормушки. Затем делают бортик, чтобы ветер не унес крошки. Насыпают корм.

Итог : совместная оценка работы.

IV. Подвижные игры и упражнения.

1. «Голуби и воробьи» (сюжетная) .

Цель : учить действовать по команде, развивать навыки челночного бега, внимание, умение быстро ориентироваться в изменившейся обстановке.

Оборудование : шапочки птиц .

2. «Вороны» (сюжетная)

Цель : закрепить умение двигаться в нужном направлении.

3. «Совушка-сова» (сюжетная)

Совушка-сова, большая голова

Высоко сидит, далеко глядит.

А потом – как полетит (водящий догоняет)

Цель : закрепить умение действовать по сигналу, двигательные навыки, быстроту реакции.

Оборудование : шапочка совы.

4. Игра малой подвижности «Прилетели птицы » (несюжетная)

Цель : развивать слуховое внимание, память.

Оборудование : текст

Правило : Называю только птиц , но если ошибусь и назову не птицу , следует потопать ногами.

5. Игра малой подвижности «Птички»

Цель : развивать внимание, быстроту реакции, умение ловить мяч двумя руками.

Оборудование : мяч.

6. Русская народная игра «Филин и пташки»

Цель : развивать навыки бега, умение быстро ориентироваться в пространстве, развивать зрительное внимание, реакцию.

Оборудование : обручи (домики, шапочка филина.

V. Экспериментальная деятельность. Опыт «Замерзшая вода – расширяется» .

Цель : Продолжать знакомство детей со свойствами воды : при замерзании вода расширяется. Учить детей анализировать и делать выводы. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование : стеклянная бутылочка с водой.

Методические приемы : наблюдение , сравнение, вопросы, опыт.

VI. Самостоятельная деятельность детей.

1. Творческая игра «Следопыты птицах ) или «Юные орнитологи»

Цель : Развивать умение организовать игру и выполнять взятые на себя роли. Формировать умение планировать свою деятельность, делать выводы (анализировать, обосновывать результат своей деятельности. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование : бумага, лупа, карандаши, папки, палочки для измерения, игрушечный фотоаппарат.

Методические приемы : игра, наблюдение , опыт, практические действия.

2. Конкурс скульптур из снега

Цель : Развивать воображение детей, умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование : снеговые лопаты, цветные льдинки, краски, «золотые» медали из фольги на ленточке.

Методические приемы : практические действия, сравнение, анализ, игра, поощрение, оценка.

Итог : церемония награждения победителей.

3. Самостоятельные игры детей с выносным оборудованием.

Цель : Закреплять умение играть дружно. Формировать умение самостоятельно организовывать игры.

Оборудование : санки, лыжи, клюшки, шайбы.

МОБУ «Кемлянская средняя общеобразовательная школа»

Ичалковского района Республики Мордовия.

Тема исследовательской работы:

«Наблюдения за зимующими птицами»

Введение…………………………………………………………………….3.

Глава I. Изучение видового состава птиц, зимующих в нашей местности…5. 1.Природные условия села Кемля………………………………………5.

2. Биологическое описание видового состава зимующих птиц нашей местности (зарегистрированных во время наблюдений)……………… 6.

Глава II. Поведение птиц у кормушки…………………………………..10.

1. Наблюдения учащихся за птицами………………………………. 10.

2. Ориентация птиц на начало и конец светового дня при посещение кормушек…………………………………………………………………….12

Выводы…………………………………………………………………………14.

Список литературы……………………………………...................................15.

Приложение.

Введение.

Кормушку сделаю для птиц.
Для воробьев и для синиц.
Пакет возьму от молока.
И дырки сделаю в боках..
Насыплю крошек и крупы.
Чтоб пировали воробьи.
Чтоб птички в гости прилетали.
И никогда не голодали.

Мы живём в Средней полосе России. Для нашей местности характерны как перелётные птицы, живущие у нас летом, так и зимующие. Зимующих птиц можно разделить на два вида: постоянно обитающих возле человека и прилетающих к жилью по мере наступления холодов и бескормицы в лесных массивах. К первым отнесём воробьёв, галок, ко вторым – синиц, снегирей, свиристелей. А ещё к жилью человека как зимой, так и летом прилетают, хотя и редко, дятлы и совы. На сегодняшний день на территории Ичалковского района (по данным национального парка «Смольный») зарегистрировано 206 видов птиц, из которых 20 занесены в Красную книгу Российской Федерации и 69 - в Красную книгу Мордовии. И хотя большинство пернатых осенью покинули наши края, улетев зимовать в южные страны, многие из них остались с нами. Фауна птиц зимой бедна – остаются только оседлые виды и некоторые зимние гости (например, свиристели). Ряд видов из семейства врановых собираются в огромные стаи и переселяются в населенные пункты. Поближе к людям прилетают в зимнее время и синицы, поползни, дятлы, снегири, полевой и домовой воробьи. В это суровое время трудно приходится нашим пернатым друзьям, снег заметает скудные корма, и птицы с радостью принимают помощь от человека. Зимой, как известно, птицы гибнут не от холода, а от голода. В среднем из десяти зимующих птиц весну встретят лишь три. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы. Дети с удовольствием откликнулись на просьбу, поддержать птиц в зимний период. Они смастерили не хитрые кормушки и подкармливали птиц. Наблюдая за пернатыми друзьями дети узнали много, о их повадках и вкусовых пристрастиях. Им стало интересно, какие еще птицы зимуют в нашей местности, сами стали подбирать материал на эту тему. Двое учащихся 7 класса вели наблюдения за поведением птиц у кормушек всю зиму, свои отчеты они представили в этой работе.

Объект исследования:

Для исследования учащиеся разместили кормушки у своих домов чтобы было удобнее проводить наблюдения за птицами в любое время.

Цель проекта:

1. Определить видовой состав зимующих птиц нашей местности.

2. Помочь птицам пережить зиму.

3. Воспитывать у детей чувство ответственности и любовь к природе.

Задачи проекта:

1. Произвести описание видового состава зарегистрированных зимующих птиц, за время наблюдений.

2. Работать самостоятельно с дополнительной литературой, и определителями для поиска необходимой информации.

3. Сформировать навыки проведения наблюдений и их описания.

4. Выявить особенности жизнедеятельности птиц зимой. 5. Ориентация птиц на начало и конец светового дня.

Методы исследования.

1. Изучение и анализ научной литературы.

2. Наблюдения объектов.

3. Обобщение материала.

Сроки проведения работы

Глава I. Изучение видового состава птиц, зимующих в нашей местности.

2. Биологическое описание видового состава зимующих птиц нашей местности (зарегистрированных во время наблюдений).

Многие птицы нашей местности в зимнее время стремятся прилететь поближе к жилищу людей. Например, большая синица, буроголовая гаичка, московка, обыкновенная лазоревка, снегирь, полевой и домовой воробей иногда в населенные пункты залетают стаи свиристелей, дроздов- рябинников. Поэтому мы в своем населенном пункте и его окрестностях можем наблюдать большое разнообразие птиц.

Фауна птиц зимой бедна – остаются только оседлые виды и некоторые зимние гости (например, свиристели). Ряд видов из семейства врановых собираются в огромные стаи и переселяются в населенные пункты.

Оседлые птицы: сизый голубь, дятел- серый, черный, большой и малый пестрые, сойка, сорока, галка, серая ворона, ворон, синицы, поползень, домовой и полевой воробей, щегол,тетерев, глухарь, рябчик, серая куропатка, филин, серая неясыть, домовой сыч, зимуют снегирь, дрозд- рябинник. В нашей местности приблизительно 30 видов зимующих птиц. В своей работе мы изучали видовое описание птиц только наблюдаемых нами в зимний период.

1. Обыкновенный снегирь (лат. Pyrrhula pyrrhula ,) - одна из широко известных перелётных птиц лесов России . Снегирь живет в лесах с густым подлеском, также его можно встретить в садах и парках городов (особенно во время кочевок). Летом птица обитает как в густых лесах, так и в редколесьях, тем не менее ее нечасто можно заметить. Зимой стаи снегирей очень хорошо различимы, как и отдельные птички на безлиственных деревьях парка на белоснежном фоне. У самцов снегирей грудка розовато-красного цвета, у самок она буровато-серая. Зимой значительная часть птиц откочевывает к югу, покидая пределы гнездовой области. В марте - апреле снегири возвращаются обратно к северу. Питается снегирь преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть. Птенцов выкармливают в основном растительными кормами, а насекомых поедают лишь случайно. Гнездится снегирь в хвойных и смешанных лесах, предпочитая участки с преобладанием ели.

2.Галка (лат. Corvus monedula ) - широко распространённая птица рода во́ронов . Длина 34-39 см, масса тела 175-280 г. Оперение от чёрного до серебристо-серого (голова и грудь) цвета. Радужная оболочка глаза почти белая. Полового диморфизма нет.Распространение Широко распространена в западной части Евразии. Среда обитания . Населяет редкие леса со старыми деревьями, населенные пункты со старыми постройками. Гнездится в укромных местах зданий, на столбах, мостах, в гнездах крупных птиц. В апреле самка откладывает 4-6 яиц и насиживает их 17-18 дней. Птенцы вылетают из гнезда через 30-35 дней. Галка ведет стайный образ жизни, в поисках корма стаи часто объединяются с грачами. Питается червями, фруктами и ягодами, отбросами, яйцами мелких птиц.

3.Сорока. (Pica pica)Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема. Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Чёрное оперение имеет металлический блеск. Самцы и самки внешне не отличаются друг от друга, хотя самцы несколько тяжелее - в среднем 233 г (самки - в среднем 203 г). Сороки могут достигать длины примерно 51 см, размах крыльев составляет около 90 см. Питание . Как и большинство врановых, сороки питаются самой разной пищей. В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую-нибудь пищу и у него. Сорока – всеядная птица.

4.Дрозд рябинник -(Turdus pilaris) Рябинник с буро-коричневой спиной и серым цветом головы, шеи (сзади) и надхвостья. Нижняя сторона у него тоже пестрая, но пестрины довольно густо сосредоточены на ржавчатой груди и на боках. Размером в длину 25-26 сантиметров. Самец и самка окрашены сходно, а молодые имеют пестрины и на спине. Обитает в светлых лесах и парках.
Питается дождевыми червями, моллюсками, насекомыми, которых собирает на земле, роясь в подстилке.
В выборе гнездовых мест рябинник не очень разборчив. Он гнездится как в лиственных, так и хвойных лесах, а в более населенных местах - даже в садах и парках.
Осенние кочевки этих крупных дроздов тесно связаны с урожаем лесных ягод. Окончив гнездование, рябинники собираются в стаи и переходят на ягодный корм. Сначала они кормятся земляникой и черникой, затем - брусникой, клюквой (на севере), а с созреванием рябины оказывают ей предпочтение, оправдывая свое удачное название.

5.Большой пестрый дятел. Самый обычный дятел почти повсюду в России. Размером крупнее дрозда. На крыле большое белое округлое пятно, спина черная, бока белые, на голове у молодых красная шапочка, на груди иногда пестрины, у самцов красное пятно на затылке. Подхвостье розовое. Ноги четырехпалые (два пальца - вперед, два - назад). Полет волнообразный, птица после каждых нескольких взмахов складывает крылья, летит снижаясь, а затем снова набирает высоту.
Местообитания. Обитает в лесах (преимущественно хвойных) и парках.
Питание. Летом питается, в основном, древесными насекомыми, зимой - семенами хвойных деревьев. В лесу можно найти так называемые “кузницы” дятла - пни или трухлявые стволы, в щелях которых он заклинивает шишки и желуди, чтобы было удобнее расклевать. Внизу под старой “кузницей” нередко образуются кучи характерно расклеванных шишек. Весной часто пьет березовый сок, оставляя на стволах аккуратные горизонтальные ряды маленьких отверстий в бересте. Нередко поедает яйца и птенцов, разоряя гнезда мелких воробьиных птиц. Зимовка. Оседлая и кочующая птица.

6. Большая синица. (Parus major)

Самая крупная среди синиц (14 см). (масса тела 15-21 г). Голова, горло, подхвостье черные. Щеки и пятно на затылке белые. Грудь и брюшко ярко-желтые с черной продольной полосой и "галстуком", более широкими у самцов. Хвост и крылья серо-голубые, спина зеленая. У самок "галстук" доходит только до брюшка. Распространена в лесной зоне России. Обитательница лиственных и смешанных лесов, садов и парков. Ведет оседлый и кочующий образ жизни. Питается в основном насекомыми
Местообитания. Обитает в лесах и парках. Чаще других синиц поселяется рядом с человеком.
Питание. Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек. Для подкормки лучше всего использовать подсолнух, коноплю, кусочки сала и мяса.

7.Лазоревка (Parus cyanus).Это очень красивая синичка, с голубой «шапочкой», голубыми крыльями, желтым брюшком. Лазоревка обитатель лиственных лесов. Их численность невелика. Чаще встречаются они осенью во время кочевки, иногда кочуют вместе с большой синицей.

8. Полево́й воробе́й (лат. Passer montanus ) - широко распространённая птица семейства воробьиных , близкий родственник обитателя городов домового воробья . Встречается на окраинах населённых пунктов, в заброшенных селениях и вблизи от посевов зерновых культур, садов. Несколько мельче домового воробья, отличается от него в первую очередь коричневой шапочкой на голове, отчётливыми чёрными пятнами на белых щеках, значительно меньшим по размеру чёрным «нагрудником» на горле и воротничком белых перьев по бокам шеи.

Стайная птица, ведёт оседлый либо кочующий образ жизни. Никогда не встречается на одном клочке земли с более драчливым домовым воробьём, с которым конкурирует. В сезон размножения питается преимущественно животной пищей, в больших количествах уничтожая мелких беспозвоночных : насекомых и их личинок , пауков , многоножек и пр. Осенью переключается на семена и плоды растений, часто откочёвывая в места сбора урожая

9.Свиристели. (Bombycilla garrulous)

Размером со скворца, с густым пушистым оперением и большим хохлом на голове. Окраска розовато-серая, крылья черные с желтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаз черные. По краю хвоста желтая полоса, на крыле узкая белая полоска.
Местообитания. Обитает в разреженных хвойных и смешанных лесах, на зарастающих гарях и вырубках.
Питание. Летом питается насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. В иное время питаются преимущественно ягодами и плодами, например, брусникой, рябиной, калиной, омелой.
Зимовка. Зимой чаще всего встречается на юге страны, а поздней осенью и ранней весной - в средней полосе. Зимой широко кочует, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины.

10. Поползень (Sitta europaea ).

Единственная птица в нашей местности которая лазает по стволам деревьев не только головой вверх, как дятлы, но и головой вниз. Оседлая птица, гнездится в смешанных лесах, в дуплах. Осенью из лесов поползни прилетают в сады, парки часто кочуют с синицами. Питаются насекомыми, желудями, семенами хвойный, клена и т. Д.

11. Сизый голубь (Columba palumbus Linnaeus )

Сизый голубь населяет практически все населенные пункты, ведет оседлый образ жизни. Селятся на чердаках многоэтажных домов, фермах, образуя небольшие стайки. Питаются зимой остатками пищи на улицах, базарах и около колхозных ферм.

12. Серая ворона (Corvus cornix ).

Наиболее распространенный вид. Населяет поймы, берега рек, лиственные и хвойные леса, мелкие и крупные населенные пункты. Встречается в перечисленных местах в течение круглого года. Численность ворон высокая. Вороны гнездятся поодиночке. Однако в случае опасности, тревожным криком гнездящейся пары, привлекаются, прилетают вороны из других мест и организуют коллективный отпор врагу. Зимой собираются в стаи, часто с галками и не улетевшими грачами, которые концентрируются, в основном, вокруг городов и сел. Вороны всеядны, уничтожают кладки и птенцов других птиц. Уничтожают вредителей сельского хозяйства- насекомых, мышей. Питаются зерном, и остатками бытовых отходов. Частые посетители свалок

Глава II . Поведение птиц у кормушки. 1. Наблюдения учащихся за птицами

Каждый вид птиц имеет свою, отличительную окраску, свою манеру поведения. Например, на кормушку прилетели две маленькие птички. У одной жёлтая грудка, чёрная окраска головы, напоминающая шапочку, она пуглива: схватит крошку и отлетает на безопасное место. Ясно, перед нами, конечно же, синица. Вторая птичка имеет пёстрое серое оперение. Она крикливая, задиристая. И в ней мы без труда узнаём воробья. А уж свиристель с характерным остро засечённым хохолком не перепутаешь ни с одной из зимующих птиц: одета в серо-коричневое оперенье, по низу хвоста проходит жёлтая оторочка, на шее заметен чёрный «шарф». В начале февраля целая стая этих птиц (12 особей) лакомилась на кусте калины. Характерно то, что ягоды она съедает целиком, не раскусывая.

А ещё каждая птица издаёт только ей характерные звуки. Проходя мимо американского клёна, усыпанного семенами, которые любят снегири, можно услышать характерный тихий пересвист этих птиц: «жю-жю-жю». А в ясную погоду перед морозами слышно теньканье синиц, которые перелетают с ветки на ветку. Не случайно среди народных примет о погоде много связанных с поведением птиц.

К морозу, вороны и галки сидят на верхушках.

Синичка с утра начинает пищать - ожидай ночью мороза.

Прилетел снегирь – зимний вестник.

Среди зимующих птиц большая часть предпочитает обитать стаями, ведь так легче пережить суровую зимнюю пору. Сбиваются в крикливые стаи воробьи, вороны. Стайками, хотя и не шумными, держатся и снегири. А вот свиристели с шумом налетают на деревца калины, так как это достаточно крупные птицы, размах крыльев которых и создаёт шумовое облако.

Засыпает снегом зима луговые и полевые просторы, лесные массивы. Крепчают морозы. Всё труднее находить птицам пропитание. Всё чаще появляются они возле жилья человека. Зимняя бескормица губит немало полезных птиц. Особенно велики потери среди синиц. Учёные-орнитологи подсчитали, что из 10 синиц 8-9 гибнут в холодный период! Только большая плодовитость спасает этот вид от уничтожения. А ведь синицы – наши друзья по борьбе с вредителями сада и леса. Как же помочь благополучно скоротать жестокие невзгоды и тем уберечь их от гибели?

Конечно, необходимо подкармливать птиц. С этой целью мы вешали на яблоню, растущую под окном, кормовые столики и кусочки сала. Прошло не менее минуты, как у кормушки уже появился первый посетитель – воробей, а через минуту ещё несколько его сородичей. А вот уже и осторожная синичка повисла на кусочке сала, качаемая ветром и, схватив кусочек, тут же улетела, испуганная показавшимся в окне человеком. Но синичка далеко не улетела, а прилетала вновь и вновь, хотя и была очень осторожна и напряжённо сосредоточенна. В первый день(1 декабря) птиц было немного: всего 5 воробьёв и 2 синицы. Но постепенно птицы привыкли, что в кормушке они всегда найдут еду. И вот уже 16 января к 12 часам дня насчитывалось 19 воробьёв одновременно и 4 синицы. Птицы уже не пугались людей, наблюдавших через окно. Рядом с яблоней растет вишня. Воробьи целый день не покидали кормушку-столовую время от времени, перелетая с яблони на вишню, которая в этот момент напоминала яблоню с серенькими комочками-яблочками. А вот синички наоборот, наевшись, улетали на место ночёвки. Приложение Фото1 . 2.

И воробьи и синицы начинали прилетать к кормушке как только начинало светать. Самый ранний прилёт был зафиксирован в декабре в 7:30 утра . Улетали птицы, как только солнце начинало клониться к горизонту. Самый ранний отлёт в 15:15 по полудню . Воробьи прилетали утром и улетали вечером ориентируясь на начало и конец светового дня. Так утром они прилетали как только хорошо рассветет, причем при увеличении светового дня они каждую неделю прилетали примерно на 5 минут раньше, предыдущего времени. И также позже, с увеличением светового дня улетали. Приложение таблица 2.

Ночевали птицы неподалёку от кормушки, под крышей дома. Наиболее активны воробьи и синицы были в тихую, безветренную погоду, даже если стоял сильный мороз.

За время наблюдения были однократные прилёты сороки и дятла. Сорока пыталась сесть на кормовой столик, но он был для неё мал. А дятел долбил ствол дерева возле кормушки. Неподалёку от дома вечером наблюдали сову, которая, видимо, охотилась и в порыве охоты врезалась в стеклянные двери здания. Сову подняли, осмотрели и отпустили.

Каждый вид птиц питается определённым типом корма. Поэтому от того, что вы насыпите в кормушку, будет зависеть и видовой состав «посетителей».

На зёрна пшена или овса слетятся воробь и другие зерноядные птицы. Не стоит забывать, что голуби с удовольствием склёвывают любые зёрна. Наиболее универсальный корм для зимующих птиц - семена подсолнечника.

Сало и мясо также можно использовать для зимней подкормки птиц. Их очень любят синицы, поползни и некоторые другие виды птиц. Но сало или мясо не должны быть солёными. Как правило, кусочки сала или мяса нанизываются на бечёвку, которая привязывается к ветвям деревьев или кустарников. Подкормку из сала или мяса нужно размещать таким образом, чтобы они не достались воронам, сорокам, галкам, а также кошкам и собакам.

Ягоды рябины и боярышника привлекают самых красивых зимних обитателей – снегирей и свиристелей. Этим же посетителям птичьей столовой придутся по вкусу семена клёна и ясеня. В птичий рацион можно добавлять овсяные хлопья, сухофрукты, измельченные семена тыквы, свежие мягкие фрукты и крошки белого хлеба. А вот кормить птиц крошками чёрного хлеба ни в коем случае нельзя. Он вызывает сильное расстройство кишечника, что означает верную гибель! Кормушки и места кормления надо содержать в чистоте, чтобы они не стали источником болезней.

Чем больше будет кормушек, тем больше птиц доживет до весны. А это значит, что у нашего сада будет надёжная защита от насекомых, наши скверы и парки станут ещё привлекательней, птичьи трели - разнообразнее и красивее.

2. Ориентация птиц на начало и конец светового дня.

По итогам длительных наблюдений за птицами мы смогли определить время начала и конца посещения кормушек. Раз в неделю (воскресенье) фиксировали время самого раннего прилета, для этого корм в кормушки засыпался с вечера. Самый ранний прилёт был зафиксирован в 6.45 21 февраля. Чтобы заметить правильно время отлета птиц вечером, дополнительно насыпали корм еще в обед, так чтобы в кормушках еда не кончалась. Самый ранний отлёт в 15:30 по полудню был в декабре.

Воробьи прилетали утром и улетали вечером ориентируясь на начало и конец светового дня. Так утром они прилетали как только хорошо рассветет, причем при увеличении светового дня они каждую неделю прилетали примерно на 5 минут раньше, предыдущего времени. И также позже, с увеличением светового дня улетали. За время наблюдений с декабря по февраль была составлена сначала таблица Приложение. Таблица 2.

где фиксировалось время восхода и заката солнца, время прилета и отлета птиц, а затем на основании этой таблицы и диаграмма. На диаграмме хорошо видна зависимость птиц от начала и конца светового дня. Приложение. Диаграмма.

Во время всей работы велись дневники наблюдений, где регистрировалось время посещения кормушек птицами, их видовой состав и количество птиц, а также предпочтение к кормам.

Выдержки из дневника наблюдения.

Выпал снег. В 9:00 на рябину прилетели 10 свиристелей. Мы повесили кормушку и кусок сала. Прилетели 5 синиц.

Прилетели 16 воробьёв и 2 синицы в 9:10. Улетели в 15:30.

На кормушке 16 воробьёв.

На кормушку прилетели 19 воробьёв и 1 синица. В 18:00 видела сову около Д.К.

На кормушке В 10:00 было 19 воробьёв, а в 11:00 21 воробей. Видела сороку в саду.

Прилетели в 9:25. Видела 5 снегирей около дома на ясени они клевали семена. Улетели в 15:35.

Прилетели 18 воробьёв. В 16:10 видела дятла в саду на яблоне.

Прилетели в 8:10, улетели в 17:00. Прилетали 23 воробья.

7 марта возле стебля лопуха увидели птицу, напоминающую снегиря, сфотографировали. Птица была ослаблена, перья взъерошены, близкое расстояние к человеку её не испугало. По определителю птиц выяснили, что это был вьюрок (Fringilla montifringilla ) , птица, у нас не зимующая

Выводы:

1 . В рамках акции «Наши зимующие птицы» была проведена следующая работа: сбор и обработка материала о птицах зимующих в нашей местности.

2 . Проводилась работа с определителями птиц, для выявления видового состава зарегистрированных птиц. Приложение.таблица 1

3 . По итогам длительных наблюдений за птицами мы смогли сделать выводы о том, какие корма более предпочитают воробьи и синицы, определить время начала и конца посещения кормушек, (Приложение. таблица 2) как это связано с продолжительностью светового дня. Ориентация птиц на начало и конец светового дня.

Птиложение диаграмма . Выявить виды птиц чаще всего встречающихся у населенных пунктов зимой.

4 . Благодаря регулярной подкормке, птицы получили поддержку в самое трудное для них время, что безусловно помогло им пережить зиму.

5 . Вся проведенная работа воспитывает у детей чувство ответственности за «братьев наших меньших» и любовь к родной природе.

Литература:

1. Птицы Мордовии. Луговой А.Е.Горький 1975 г. 297 с.

2. Краткий определитель позвоночных животных. И.М. Олигер. Издательство «Просвещение» Москва 1971г. 147 с.

3. Биологический энциклопедический словарь. Главный редактор Гиляров М.С.Москва «Советская энциклопедия» 1989. 863 с.

4. Мордовский национальный парк «Смольный» Авторский коллектив: А.А. Ямашкин, Т.Б.Силаева, Л.Д.Альба. и др. Саранск- Смольный 2000. 85 с.

5. Птицы лесов и гор СССР. Р. Л. Беме. А. А. Кузнецов. Полевой определитель. Москва «Просвещение» 1981г. 221 с.

Интернет источники : http :// ru . wikipedia . ru



Поделиться