Что делает арт-директор.

Последние 2-3 года в ресторанном бизнесе пользуются спросом те люди, которые могут работать много и заменять собой несколько человек. То есть ресторатор нанимает к себе в команду «универсальных солдат», которые как супермен могут в мгновение ока получить желаемый результат. Именно таков опыт подбора у специалистов нашего кадрового агентства RABOTARESTORAN.

  1. Если говорить об арт-директоре, то работодатели предпочитают, чтобы этот человек-оркестр совмещал в себе при необходимости функции:

— менеджера по организации мероприятий (вечеринок/концертов);

— банкетного менеджера (принимает заказы, обсуждает детали с заказчиком, передает информацию своим коллегам для реализации проектов),

— SMM-менеджера (в лучшем случае – информирование PR-агентства о нововведениях заведения/жизни ресторана с целью дальнейшей публикации в соц. сетях; в худшем – самостоятельное составление контент плана, публикация в соц. сетях и продвижение);

— guest manager (в некоторых ресторанах где шеф-повар и управляющий не считает нужным общаться с гостями, арт-директор берет на себя и это функцию урегулирования вопросов);

— processing manager по общим вопросам (Нужно организовать съемку? Провести интервью? Украсить ресторан? Придумать темы сезонных предложений на год вперед? Написать техническое задание для дизайнера для разработки меню? Все вопросы в арт-директору).

Читайте также:

  1. При приеме на работу работодатели также обращают внимание:

— на кейсы (в каких ресторанах работал, какими достижениями может похвастать);

— причину ухода с предыдущих мест работы (Считается, что творческие люди, зачастую не стабильны. А для бизнесмена важно быть уверенным в человеке, который возьмет на себя обязательства и будет «нести крест» до конца).

  1. Зарплата арт-директора ресторана варьируется в зависимости от города, уровня заведения, функционала, формата сотрудничества и т.д. В среднем составляет от 60 000 до 150 000 руб. На моей памяти самая большая з/п у арт-директора составляла 700 000 рублей в ресторане на более чем 300 посадочных мест. Но в том случае арт-директор помимо своего классического функционала приводила гостей и получала около 10% от счета. Именно такие договоренности у него были с владельцем.

Максим Горячев , ресторатор

Арт-директор — занимается организацией шоу-программ с ведущими, МС, расписанием DJ-ев, гоу-гоу, и прочих выступлений. А потому эта специальность больше относится к клубу.

Часто арт-директора бывает навязываются и в рестораны и бары, расписывая важность своей деятельности по формированию плей листа для DJ. Но, как правило, это пустая болтовня. Как-то я уволил несколько арт-директоров в ресторане Didu и поручил заняться формированием музыкального фона самому толковому DJ, абсолютно бесплатно. Он с радостью согласился, так как он искал работу, а тут он сам распределяет когда и кто играет.

Распределение танцовщиц и всей программы так же может заниматься управленческий состав заведения.

Подводя итог, арт — директор нужен в том случае, если он действительно нужен заведению. Он создаёт регулярно уникальную программу, не украденную с интернета, а сам разрабатывает ивенты на каждые выходные и организует их под ключ, в этом случае от него есть толк.

4. Когда арт-директор выбирает будущий проект, он обращает внимание на следующие опции:

— репутация ресторатора (участились случаи невыплат для сотрудников таких профессий в связи с тем, что не всегда можно количественно просчитать результаты их труда. Поэтому перед тем как пойти на собеседование кандидаты наводят справки, уточняют на рынке финансовое положение бизнесмена, его стиль работы с сотрудниками и т.д.);

— уровень зарплаты (в Москве от 60 до 750 000 руб.);

— концепция проекта (если ли опыт именно в этом ценовом сегменте, к примеру);

должностные обязанности (Мы советуем на первой встрече проговорить как ресторатор работу арт-директора, как он будет оценивать эффективность работника, по каким показателям. Если бизнесмен внятно не может ответить на эти вопросы, мы предлагаем кандидатам сделать это самостоятельно и зафиксировать все договоренности в письменном виде, чтобы ни одной из сторон не возникало сомнений).

Случай из практики. К нам обратился бизнесмен, который впервые намеревался открывать ресторан. Мы начали сотрудничать, нашли управляющего и шеф-повара, которые подобрали команду – все как положено. Перед самым открытием владелец заведения обратился ко мне с просьбой найти арт-директора. Мы обговорили требования, условия, функционал. Буквально через 2 недели нашли идеального кандидата, который начал работать. Все шло успешно, пока к нашему кандидату не приставили «стажера» (забегая вперед скажу, что это дочь учредителя), который должен был бы «обучаться». В результате, через 2 месяца работы и добросовестного выполнения оговоренного объема работ арт-директор был уволен, а на его место была назначена его помощница, та самая родственница.


В должностные обязанности арт-директора входит:
- создание креативных концепций,
- разработка визуальных решений для созданных концепций,
- разработка дизайна сайтов, приложений,
- разработка фирменного стиля,
- организация и сопровождение фото- и видеосъемок,
- создание гайдлайнов,
- управление командой дизайнеров,
- контроль за соблюдением сроков выполнения проектов.

Заработная плата и требования работодателей
Средняя заработная плата арт-директора зависит не только от региона, но и от специфики компании: в агентствах она несколько выше, чем в других компаниях. В Москве средняя заработная плата арт-директора составляет 125 000 руб. в digital-агентствах и 115 000 руб. в IT-компаниях, в Санкт-Петербурге — 103 000 и 94 000 руб. соответственно.

Претендентам на позицию арт-директора необходимо высшее профильное образование (иногда допустимо незаконченное), знание основных графических программ и опыт работы веб-дизайнером от 2 лет. Важным качеством для кандидата является умение решать с помощью дизайна поставленные бизнесом задачи. Зарплатные предложения в Москве начинаются от 50 000 руб., в Санкт-Петербурге - от 40 000 руб.

Кандидатам, имеющим опыт разработки стандартов и гайдлайнов, понимающим логику пользовательских сценариев и имеющим опыт работы арт-директором от 1 года, открыт вход во второй диапазон. В московских агентствах он составляет 60 000—80 000 руб., в агентствах Санкт-Петербурга — 50 000—66 000 руб.

Соискатели, имеющие портфолио коммерческих проектов, реализованных в статусе арт-директора, и профильный опыт работы от 3 лет могут претендовать на более высокие зарплатные предложения. Для некоторых работодателей существенным плюсом станет опыт разработки интерфейсов мобильных приложений. В Москве предложения агентств в этом зарплатном диапазоне достигают 130 000 руб., в Санкт-Петербурге — 120 000 руб.

Максимальные зарплатные предложения делают кандидатам, имеющим опыт создания дизайна крупных проектов и, возможно, опыт работы с несколькими проектами одновременно. Среди возможных пожеланий работодателей — знание английского языка на разговорном уровне и навыки обучения художников и дизайнеров. Максимальные предложения в Москве достигают 200 000 руб., в Санкт-Петербурге — 165 000 руб. В отдельных случаях крупнейшие компании могут предлагать еще более высокий доход.

Регион Сегмент Диапазон I Диапазон II Диапазон III Диапазон IV Медиана
(Без опыта работы арт-директором) (С опытом работы от 2 лет) (С опытом работы от 3 лет) (С опытом работы от 5 лет) (Средняя заработная плата)
Москва Агентства 50 000 – 60 000 60 000 – 80 000 80 000 – 130 000 130 000 – 200 000 125 000
Компании 50 000 – 60 000 60 000 – 75 000 75 000 – 120 000 120 000 – 200 000 115 000
Санкт-Петербург Агентства 40 000 – 50 000 50 000 – 66 000 66 000 – 110 000 110 000 – 165 000 103 000
Компании 40 000 – 48 000 48 000 – 62 000 62 000 – 100 000 100 000 – 165 000 94 000
Волгоград Агентства 27 000 – 32 000 32 000 – 42 000 42 000 – 70 000 70 000 – 110 000 66 000
Компании 27 000 – 32 000 32 000 – 40 000 40 000 – 65 000 65 000 – 110 000 62 000
Екатеринбург Агентства 34 000 – 42 000 42 000 – 54 000 54 000 – 90 000 90 000 – 135 000 85 000
Компании 34 000 – 42 000 42 000 – 51 000 51 000 – 80 000 80 000 – 135 000 78 000
Казань Агентства 28 000 – 33 000 33 000 – 44 000 44 000 – 70 000 70 000 – 110 000 70 000
Компании 28 000 – 33 000 33 000 – 42 000 42 000 – 65 000 65 000 – 110 000 63 000
Нижний Новгород Агентства 30 000 – 35 000 35 000 – 47 000 47 000 – 77 000 77 000 – 118 000 74 000
Компании 30 000 – 35 000 35 000 – 44 000 44 000 – 70 000 70 000 – 118 000 68 000
Новосибирск Агентства 33 000 – 40 000 40 000 – 52 000 52 000 – 85 000 85 000 – 130 000 80 000
Компании 33 000 – 40 000 40 000 – 48 000 48 000 – 78 000 78 000 – 130 000 75 000
Омск Агентства 30 000 – 37 000 37 000 – 50 000 50 000 – 80 000 80 000 – 124 000 78 000
Компании 30 000 – 37 000 37 000 – 47 000 47 000 – 74 000 74 000 – 124 000 70 000
Ростов-на-Дону Агентства 27 000 – 32 000 32 000 – 42 000 42 000 – 70 000 70 000 – 106 000 66 000
Компании 26 000 – 32 000 32 000 – 40 000 40 000 – 64 000 64 000 – 106 000 60 000
Самара Агентства 30 000 – 36 000 36 000 – 48 000 48 000 – 78 000 78 000 – 120 000 75 000
Компании 30 000 – 36 000 36 000 – 45 000 45 000 – 72 000 72 000 – 120 000 70 000
Уфа Агентства 28 000 – 33 000 33 000 – 44 000 44 000 – 72 000 72 000 – 110 000 70 000
Компании 27 000 – 33 000 33 000 – 42 000 42 000 – 66 000 66 000 – 110 000 63 000
Челябинск Агентства 30 000 – 35 000 35 000 – 47 000 47 000 – 77 000 77 000 – 118 000 74 000
Компании 30 000 – 35 000 35 000 – 44 000 44 000 – 70 000 70 000 – 118 000 68 000

Портрет соискателя
63% кандидатов на позицию арт-директора - мужчины. 38% соискателей - молодые специалисты в возрасте до 30 лет, столько же кандидатов приходится на возрастную категорию 30—40 лет. 33% арт-директоров владеет английским языком на свободном или разговорном уровне.

твитнуть

Код для вставки в блог

Арт-директор

Исследовательский центр портала Superjob в апреле 2015 года изучил предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «Арт-директор» в 12 городах России. В нашей стране подобная профессия стала появляться только с начала 2000-х годов, и сперва круг обязанностей арт-директора оставался размытым – все зависело от конкретной компании и сферы деятельности.

Спорным вопросом было и наличие у сотрудника художественного образования. В настоящее время перечень предъявляемых к руководителю требований более-менее определен и достаточно обширен.

Популярност ь данной профессии с годами становится только выше, особенно в странах с развитой конкурентоспособной экономикой. Предприятия охотно берут к себе в такого сотрудника, предоставляя ему все условия для деятельности в целях повышения прибыльности производства в целом.

Арт-директор является профессионалом, способным организовывать работу творческих личностей.

Основные функции, которые выполняет арт-директор

Вкратце можно сказать, что основная функция арт-директора – генерация творческих идей и их последующая реализация. В своей работе руководитель также осуществляет технологическую, управленческую, маркетинговую функции.

Арт-директор занимается анализом рекламного рынка выпускаемой продукции или услуги для того, чтобы выяснить, какая стратегия оптимизации продаж необходима конкретной компании. Он принимает непосредственное участие в разработке творческих идей, составляет план организации мероприятий и рекламных акций, контролирует ход выполнения художественных проектов, оформляет необходимую отчетную документацию.

Специалист обязательно должен хорошо знать продукт или услугу, предоставляемые организацией, для того, чтобы сделать его привлекательным для клиентов, с выгодной стороны показать их достоинства.

В целях контроля над проектированием концепции фирмы и ее последующей реализации, арт-директору приходится координировать работу творческого коллектива. В подчинении у него могут находиться дизайнеры, копирайтеры, фотографы, проектировщики, промоутеры и другие творческие профессии. Если фирма небольшая, то практически все эти функции арт-директору приходится выполнять самому.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Должностные обязанности

Полный круг обязанностей арт-директора зависит от сферы деятельности и особенностей компании, в которой он трудится.

В целом, можно обозначить данный перечень следующим образом:

Именно арт-директор решает, какими способами лучше привлечь максимальное количество гостей на мероприятия или посетителей в развлекательные заведения (например, ). От него зависит организация различных проектов, которые будут привлекать клиентов, исходя из основной концепции заведения.

Особенности работы в различных учреждениях

Арт-директор ночного клуба и других развлекательных заведений выполняет, прежде всего, административные функции. Он организовывает концерты, вечеринки, подбирает соответствующий репертуар в целях продвижения своего заведения, то есть, по сути, берет на себя режиссерские функции.

Руководитель непосредственно занимается разработкой концепции мероприятий и при этом взаимодействует с подрядчиками и исполнителями. В его ведении находится позиционирование заведения, привлечение новых клиентов, контроль за проведением развлекательных мероприятий.

В салоне красоты арт-директор осуществляет, в основном, работу с клиентами в целях повышения привлекательности заведения, а также решает управленческие задачи, связанные с взаимодействием сотрудников по поводу рекламных компаний. Его деятельность, прежде всего, отвечает целям повышения числа постоянных клиентов и, соответственно, дохода заведения. При этом специалист должен превосходно ориентироваться в услугах и продуктах, предоставляемых салоном.

Обязанности арт-директора кафе или ресторана заключаются в разработке креативной концепции и активном продвижении заведения, а также осуществлении координаций действий PR-менеджера, дизайнера и др. специалистов по рекламе заведения. Арт-директору следует позаботиться о красивой визуальной подаче символики заведения, эффективном рекламном слогане, который всегда должен быть «на слуху» у потенциальных клиентов. Специалист обязательно должен представить с выгодной стороны «изюминки» заведения, сервис, фирменное меню.

В рекламном агентстве или издательском бизнесе арт-директор руководит художественным отделом, а также подбирает творческую команду исполнителей. Специалист разрабатывает рекламную концепцию, в рамках которой работает творческий коллектив. Он анализирует рынок, отслеживает ведущие тренды, вносит на рассмотрение руководства свежие идеи и предложения рекламного характера, помогает специалистам готовить технические задания, а также составляет отчеты по результатам проектов.

Арт-директор полностью отвечает за качество предоставляемых идей, визуальную концепцию бренда и рекламное позиционирование .

Об особенностях работы арт директора в ночном клубе рассказано в следующем видеосюжете:

Требования, которые предъявляются к претенденту на данную должность

Профессия арт-директора отличается сложностью и разнообразием.

Специально ей не учат в учебных заведениях, поскольку руководитель часто совмещает в своей работе знания, умения и навыки, полученные в ходе освоения других специальностей. В данном случае огромную роль играет опыт, наличие у художественного руководителя успешных осуществленных проектов, собственного портфолио.

Как правило, в прошлом, этот человек состоялся в одной из творческих профессий – художника, дизайнера, ведущего, музыканта. В результате успешного освоения настоящей должности, перед арт-директором открывается перспектива стать директором развлекательного заведения.

Для того, чтобы освоить данную профессию, арт-директор должен соответствовать ряду требований :

Арт-директор – это, прежде всего, креативный специалист и эффективный менеджер. Какой бы продукт или услугу не производила компания (развлекательное шоу, художественное произведение, модный журнал, косметическое средство и т.д.), данный специалист заботится о том, чтобы художественная концепция проекта находила отклик в симпатиях потребителя, реклама приносила успех, а дизайн вызывал положительные эмоции.

Тому, как стать профессионалом в данной должности, посвящена следующая видео лекция:

Бывший арт-директор бара «Стрелка»

«Любое развлекательное мероприятие - абсолютно непредсказуемое явление, случайный генератор надежд и ожиданий гостей и артистов, их настроений, погодных условий, различных технических нюансов, спонсорских и агентских желаний, качества и стойкости декораций, скорости барменов, любезности охраны, перечислять можно до бесконечности. Для того чтобы этот сложный и непредсказуемый организм функционировал и принимал правильные формы - нужен арт-директор. Человек, в голове которого есть план мероприятия: от изначальной задумки до финального конца, который он контролирует и корректирует на каждом этапе, учитывая все нюансы и создавая максимально комфортные условия для гостей в силу своего вкуса, возможностей, амбиций, сил, стрессоустойчивости, а самое главное - профессионализма.

Если бы пару лет назад мне сказали, что в роли арт-директора я буду строить индейские типи и лабиринты, руководить хором и бурлеск кабаре, программировать бегущие строки, вешать всю ночь новогодний дождик, красить сценические конструкции, выводить невменяемых и агрессивных людей c площадки, одевать барменов и официантов, продавать и бесконечно переставлять мебель, придумывать сладкую вату из водки, руководить световиками, составлять графики монтажей/демонтажей с самыми невообразимыми временными рамками, убеждать спонсоров дать денег на неизвестных им артистов и самые безумные проекты, искать иностранных музыкантов за четыре дня до мероприятия, танцевать на столах и прыгать по диванам с Каролин Полачек из Chairlift, слушать в гримерке концерт для трех человек от Арчи Маршалла, он же King Krule, выбирать вино в «Азбуке вкуса» с Р. Стиви Муром, смотреть на звезды в московском планетарии с Ариель Пинком, пить водку всю ночь c Джеймсом Ферраро и дегустировать соленые огурцы на кухне с Дином Блантом, то, наверное, я бы снова не задумываясь согласилась, потому что, несмотря на все безумие и непредсказуемость, это чертовски весело и интересно, хотя каждый раз я говорю себе - это был последний».

Бывший арт-директор клуба «Солянка»

«У арт-директора много менеджерских обязанностей, одна из них - это проводить время с музыкантами. У меня много таких историй, расскажу несколько. Например, на вечеринку «Capital Bass» приезжал Лил Силва, парень 19-летний из Лондона. Фстеп, промоутер «Capital Bass», попросил меня посадить этого музыканта в такси. Но после вечеринки парень не хотел ехать в отель, хотел дальше тусить. Я был с моими друзьями, и мы пошли в Plunk, я даже не помню, почему именно туда. Был октябрь, но уже выпал адский снег. И мы идем по сугробам огромным, Лил Силва вообще офигевает, приходим в Plunk, там странная вечеринка какая-то драм-н-бейса, еще мы встречаем наших друзей из «Солянки», и начинается жесткий бухач. А Лил Силва говорит, что он хочет найти себе какую-нибудь подругу. Я начинаю ходить по клубу и спрашивать у каждой, не хочет ли она познакомиться с диджеем, который только что отыграл сет в «Солянке». И в итоге я нахожу какую-то казашку. Все мы идем потом ко мне домой, с этой девушкой тоже. Куча людей. В какой-то момент Лил Силва вырубается на пуфике, а мы все пьем и пьем, но где-то глубоко внутри понимаем, что надо его уже везти в аэропорт. Мы заказываем такси, едем и попадаем в адскую пробку. Фстеп уже звонит в панике. Мы очень пьяны, но едем. Доезжаем до аэропорта Домодедово, но из-за пробки опаздываем. А следующий рейс только из аэропорта Внуково, и мы пьяные едем потом туда. Это было очень тяжело.

Еще недавно, в феврале, приезжал диджей Ассолт. Он уже отыграл, заметил девушку какую-то в толпе, подошел к ней и протянул сложенную купюру в 5000 рублей, а в ней презерватив. Видимо, у них так в Атланте все делают - деньги протягивают просто, и все. Девушка пошла с ним в гримерку, но он сидел и молчал там. Девушка уехала домой потом. А на следующий день Ассолт сказал, что хочет поехать в мужской клуб. Но мои коллеги были очень уставшими и сказали, что не поедут с ним. Тогда Ассолт нашел в отеле какую-то брошюрку, заказал себе такси и один поехал в какой-то мужской клуб. Один!

Еще очень интересны бытовые райдеры групп. Иногда такое просят! Вот, например, RL Grime, совсем еще юный музыкант, ему лет двадцать, кажется, просил поле для гольфа, Xbox в гримерке и фильм «День независимости» на DVD. Или Egyptian Hip Hop, они просили какое-то вегетарианское пиво, не знаю даже, что это такое. Но самое классное - это райдер «Коррозии металла», просили стриптизерш или «бухую герлу». Вот небольшой кусок из их райдера (орфография сохранена): «Гостиница (простейшие номера с душем) или квартира трешка (6муз+ тех чел) на 7 рыл, сразу с поезда или с транспорта, + транспорт по городу. Если в домик не менее 2 отдельных комнаты + холл и кухня. Если мы приезжаем на пол дня, можно один большой гостиничный номер или квартира на несколько часов + ОДИН хозяин. С возможностью приготовления еды. Для этого надо мобилизовать хозяйственную герлу, она должна частично заранее приготовить все ингредиенты (химическая еда по типу ДОШЕРАК непреемлема). Если мы едим в следующий город, желательно подрыватца сразу после концерта и фуршета с местной тусовкой».

Бывший арт-директор клуба «Мастерская»

«Арт-директор преимущественно составляет программу клуба - причем в российских условиях, когда клуб не может работать только как концертная площадка, арт-директорство помимо концертов и дискотек включает в себя и программинг кучи немузыкальных событий: ярмарки, аукционы, детские игротеки, мастер-классы поваров, лекции и еще кучу всего, что может привести в клуб самый разный народ, - и, конечно, корпоративы и заказники, без которых в Москве не может выжить ни одно место. Помимо этого, арт-директор отвечает за то, чтобы этот самый народ действительно дошел до клуба, - то есть контролирует пиар-активность вокруг всех событий. Остальная часть работы сугубо техническая (впрочем, именно она и занимает все свободное время): обсудить технический райдер, назначить саундчек, разбудить звукорежиссера (который на выходных работает практически круглосуточно), заказать дизайн афиш, ответить на сотню писем в день, посчитать билеты и гонорары артистов, накормить артистов, поздравить артистов или дать им плакательную жилетку и объяснить, почему на их концерт пришли две случайные калеки. Фактически арт-директор клуба - это такой профессиональный handshaker, который помогает артистам сделать их концерт от начала до конца, который понимает, как будет звучать и выглядеть их творчество в конкретном месте. Плюс пиарщик, плюс бухгалтер, плюс мистер «можно-водичку-на-сцену» и капитан «нам-очень-нужен-ксилосинт-без-него-не-состоится-концерт», а также фюрер «в-москве-нет-ксилосинтов-вот-рваный-баян».

Вероятно, главный вопрос, который беспокоит общественность, - слушают ли арт-директора присылаемые демозаписи? Лично я исправно слушал всю музыку, которую мне присылали, и со спокойным сердцем давал группам дни под их концерт на основании таких писем. Правда, ни разу не открывал приложенные MP3-файлы и не открывал ни одного оставленного мне CD - подобная корреспонденция сразу дает понять о легкой неадекватности артиста, а сотрудничать с таковыми не хочется. Но если артист присылает имейлом ссылку хоть телефонное видео последнего концерта, и это видео сообщает о том, что вечер в клубе сложится хорошо, - то почему бы ему не дать дату? С другой стороны, если артистом занимается адекватный менеджер, продвигающий артиста, и если этот артист по жанру музыки и публике соотносится с политикой клуба, то такой менеджер, с большой долей вероятности, может не отлавливать арт-директора на рабочем месте, а дожидаться входящего звонка с предложением - все адекватные артисты на виду, в Москве уж точно. Для бесталанного артиста арт-директор - это «жаба на трубе»; для регулярного посетителя клуба - это «санитар леса», а на самом деле мы просто хотим максимально интересно и разнообразно наполнить расписание клуба яркими событиями. Вот и все. Артистам, особенно начинающим, просто стоит уметь работать в самых разных условиях и уметь привлекать свою аудиторию - это всяко полезно, и в случае гастролей по России, и на фестивалях, и в европейских залах. Зритель приходит в клуб не за кристально чистым звуком - его можно и на альбоме послушать, - зритель приходит ради шоу, ради сценической харизмы артиста. А хорошее шоу сложно испортить плохим звуком, погодой за окном или недосоленным борщом.

Но бывают разные истории. Например, официанты «Мастерской» поколениями из уст в уста передают историю, как группа «Сегодня ночью» напилась до такого состояния, что исполнили четыре песни, после чего концерт превратился в запинающийся конферанс в духе «кому не нравится, могут уходить» - к слову, с тех пор Никита Козлов сменил состав, и теперь они работают очень качественно, на минералочке. Самые забавные истории наверняка всегда связаны с ментами - нас, например, один раз накрыли по ошибке. После беспорядков в Бирюлево московские правоохранители стали искать гастарбайтеров по Москве и среди прочих накрыли наших соседей, реконструирующих магазин «Детский мир». По каким-то причинам они на удачу зашли в «Мастерскую», где как раз в этот день проходил концерт датской мод-группы The Movement: гастарбайтеров на нем, разумеется, не было, но полторы сотни приятных джентльменов с татуировками A.C.A.B. показались правоохранителям подозрительными, и они изрядно задержали концерт. После долгих уговоров (это, кстати, тоже входит в обязанности арт-директора) доблестные служители правопорядка позволили его проведение, но с условием присутствия их представителей в «штатском» - эти самые представители в серых «гражданских» фуфайках, конечно, сильно выделялись на фоне ликующих молодчиков в подтяжках, но уже, скорее, веселили их и концерту не мешали. В общем, все закончилось хорошо - как и для гастарбайтеров, которых утренними «икарусами» свезли обратно к месту профессиональной дислокации».

Бывший арт-директор клуба China-Town-Café

«Многие считают, что арт-директор клуба - это работа мечты, связанная с исключительно приятным и расслабленным времяпрепровождением, свободным графиком и легкими обязанностями. На самом деле это совсем не так. Я с начала нулевых работал как независимый промоутер, потом занимался пиаром в клубах «Апельсин» и «Икра». Поэтому к началу своего арт-директорства считал, что понимаю про клубы все, знаю всю инфраструктуру изнутри, а работа в небольшом China-Town-Café после более крупных площадок не составит для меня особого труда. Это может показаться парадоксом, но работа в маленьком клубе - намного более стрессовый и энергозатратный процесс. И вот почему: в большом клубе больше штат и больше сотрудников. За работу с прессой там отвечает пресс-атташе, за подготовку пресс-релизов - копирайтер, за пребывание музыкантов на площадке и бытовой райдер - концертный администратор. И так далее. В маленьком клубе почти всеми этими вопросами так или иначе должен заниматься арт-директор.

Конкретно в China-Town-Café мы с моей напарницей (сначала Викой Косаревой, а потом Аней Гавриловой) делили концертную сетку примерно пополам, и каждый отвечал за свои мероприятия. В итоге обязанности у каждого были приблизительно такими: формирование концертного расписания с ценами на билеты (здесь надо уточнить, что в клубе в неделю было 9 мероприятий, без этого его экономика не складывалась: по понедельникам и вторникам - интеллектуальные игры, со среды по воскресенье включительно - концерты, по пятницам и субботам - ночные вечеринки); промоподдержка - написание и редактирование пресс-релизов с последующим размещением на сайте клуба, анонсы в СМИ, социальных сетях и аккредитация; составление технического задания для дизайнера по интернет-баннерам и афишам; согласование технических райдеров со звукорежиссером; частичное администрирование концертов и еще тысяча всяких мелочей.

Мой рабочий день выглядел так: утром работа из дома, к окончанию саундчека к 19–20 часам - в клуб, после концерта - снова домой, к компьютеру, и снова работа до глубокой ночи. В какой-то момент я взял за правило включать мобильный телефон после 15 часов дня - музыканты, желающие выступить в клубе, особенно незнакомые, не утруждают себя никакими нормами приличия и могут звонить как в 7 утра, так и в 2 часа ночи. Поэтому утром надо было избавить себя от разрывающегося мобильного телефона, чтобы спокойно посидеть за монитором, разгрести всю почту и написать важные рабочие письма. Музыканты - люди крайне забывчивые, поэтому у меня было обязательное правило: все договоренности резюмировать в переписке. Вообще, работа арт-директора - она не про чистое искусство (хотя культуртрегерская составляющая для меня очень важна, без любви к музыке это не имеет никакого смысла), она в большей степени про цифры. За нужными клубу и востребованными музыкантами нужно буквально гоняться, конкуренция среди площадок очень велика, а с директорами групп обязательно нужно торговаться, потому что они почти всегда выставляют сильно завышенные гонорары. Небольшие площадки почти ничего не зарабатывают с билетов, весь доход идет с барно-ресторанной выручки, 60–70% которой делается именно на мероприятиях. От этих цифр в конечном счете и зависит успех клуба, с ними нужно работать.

В приличный клуб нужно привлекать приличную аудиторию, никакому пристойному заведению не нужна агрессивная публика и отъявленные маргиналы, которые выпьют чайник чая на пятерых в течение концерта, а потом украдут с подоконников свечи вместе с подсвечниками или разрисуют граффити все заведение, начиная от туалета и заканчивая барной стойкой. Увы, такие прецеденты были неоднократно. Нужно следить и за музыкантами - они постоянно забывают вывесить анонс концерта к себе в группу «ВКонтакте» и разослать приглашения, опаздывают на саундчеки, а еще могут внезапно решить сделать из своего выступления незабываемое шоу с файерами и пиротехникой. В клубах такие вещи в принципе не возможны. Так что нужно быть всегда начеку и быть готовым задушить их очередной прекрасный порыв в зародыше.

Отдельная история - это общение с владельцами заведения. Как правило, их основной бизнес к площадке не имеет никакого отношения, поэтому погружаться в клубно-ресторанную тему и ее актуальные тренды они не имеют никакой возможности. А значит, практически еженедельно арт-директору приходится вооружаться цифрами, апеллировать к резонансу и рейтингам и доказывать правильность выбранной репертуарной политики.

При такой плотности событий и объемах работа превращается в калейдоскоп очень быстро сменяющихся картинок. Так что особых историй, связанных с ней, у меня нет. Чего уж там греха таить - после концертов случались посиделки с друзьями-музыкантами до 7 утра, но позволить себе вести насыщенную рок-н-ролльную жизнь я не мог. Но тем не менее истории случались: с The National за три дня мы посетили кучу питейных заведений, а потом в их гостиничном номере целый вечер играли в игру, которую музыканты назвали «smert-ushanka»: разделились на две команды и кидали на точность бумажки в купленную на Арбате шапку. Меланхолики-построкеры Peace Burial at Sea оказались большими поклонниками футбола и играли с командой «Апельсина» во дворе по соседству от клуба, а на следующий день ходили на «Гражданскую оборону» и очень прониклись. А вообще, всем рекомендую книгу своего коллеги Григория Гольденцвайга «Клуб, которого не было» про «Икру» - это самое лучшее описание будней арт-директора».