Законодательная база российской федерации. Законодательная база российской федерации Случались ли чрезвычайные ситуации

Специфика работы пилота-инструктора в авиакомпании

Главным отличием работы пилота-инструктора в авиакомпании от работы его коллеги при первоначальном обучения является то, что обучаемый уже имеет определенный опыт в летном деле, при этом обучение производится с живыми пассажирами в салоне, которые должны остаться такими же по завершению полета.

Даже вчерашний выпускник с нулевым опытом работы в коммерческой авиации имеет представление о самолете. А если у обучаемого за спиной не одна тысяча часов на разных лайнерах, таковой может считаться уже вполне состоявшимся пилотом.

С одной стороны и первый и второй вариант выглядят как преимущество. Однако, зачастую это обращается... в недостатки.

Не менее важным специфическим моментом является то, что в отличие от пилота-инструктора первоначального обучения, линейный инструктор еще не раз и не два встретится со своим учеником в дальнейших полетах. Их карьера теперь неразрывно связана, как минимум на время работы в данной авиакомпании. Его ученик будет выполнять работу (то есть, не только полеты) с другими пилотами авиакомпании, а в очень тесном коллективе новость о том, что ученик конкретного инструктора оказался не самым подготовленным, разносится очень быстро, и потерять уважение коллег таким образом достаточно просто. А восстановить - очень сложно.

И, как продолжение - вполне реальна такая ситуация, в которой семья пилота-инструктора вместе с ним отправится в отпуск по корпоративным билетам компании на том самолете, за штурвалом которого сидит вчерашний ученик. Если пилот-инструктор не осознает подобной возможности, не транслирует ее в свою ответственность, то такому человеку не стоит браться за инструкторство.

Выпускники

Вчерашние выпускники со свежими пилотскими свидетельствами, казалось бы, должны иметь и свежие знания.

Однако, реалии сегодняшних дней говорят об обратном - длительное пятилетнее обучение, в котором кроме авиационных дисциплин изучается не меньшее количество наук, не имеющих к авиации прямого отношения, обучение, не ориентированное на самостоятельное принятие решений и подготовку к полетам, приводит к тому, что выпускник высшего авиационного заведения как правило слабо разбирается не только в нормативно-правовой базе, но и в том, что ему повседневно необходимо - умение вести радиообмен, пользоваться сборниками аэронавигационной информации, анализировать погодные условия и прочее.

Да, они все это проходили в каком-то семестре, и даже получили заслуженные на тот момент пятерки, однако, без применения полученных знаний на практике, навык не появляется, а теория забывается очень быстро. Инструктор должен так спланировать обучение, чтобы оно затрагивало все аспекты летной деятельности и было ориентировано на то, чтобы заполнить пробелы первоначального обучения.

Было бы очень неплохо организовывать периодические семинары инструкторов авиакомпаний и учебных заведений.

Кроме того, вчерашнему выпускнику, с налетом 150 часов на Як18 и Л410, как правило, достаточно сложно приспособиться к скоростному реактивному лайнеру, полеты на котором оцениваются по жестким критериям стабилизированного захода, которые должы быть обеспечены в любое время суток и любую погоду.

Для получения устойчивого навыка пилотирования нужно время и опыт - и вот тут перед инструктором встает сложная проблема определения степени доверия своему ученику, если речь идет об отработке навыков ручного пилотирования в реальных условиях. Стандартных ста пятидесяти часов для этого навыка - очень мало, а принять решение на увеличение программы ввода в строй готов не каждый пилот, имеющий допуск к инструкторству. О причинах этого еще поговорим.

Однако, у вчерашних выпускников есть одно бесспорное преимущество - они молоды, они еще не растеряли мотивацию, приведшую их в профессию, они готовы учиться и впитывают новые знания как губка - от инструктора требуется лишь направлять их энергию в правильное русло.

Их сознание еще не успело заматереть, впитать в себя неправильную культуру отношения к полетам, расцветшую в индустрии в 90-е и 00-е годы и до сих проявляющую себя в людях, не научившихся играть по нужным правилам сегодняшнего дня. Мы уже говорили о том, что обучаемый стремится работать так, как работает его наставник, следовательно, Инструктор своим личным положительным примером профессионального отношения к работе может сделать вклад в становление пилота нового поколения, и это сложно переоценить.

Если Вы не сделаете положительнй вклад, не подготовили обучаемого к обороне от негативного влияния - готовьтесь к тому, что за очень короткий срок Ваш ученик переймет все "текники" и "понятия", включая самые вредные и небезопасные, которые все еще существуют в Вашей авиакомпании отголоском "тех времен".

Опытные пилоты

Вчерашний Капитан Ту-154 был прекрасным профессионалом на своем самолете, налетав 10 тысяч часов. Однако, за эти годы он привык к тому, что весь экипаж работает на него - штурман занят вопросами навигации и ведением радиообмена с Контролем, второй пилот заполняет бумажки, бортинженер отвечает за системы самолета и заправку. Приплюсовав сюда традиционно не очень хорошее знание английского языка, можно представить, с какими проблемами человек к возрасте сталкивается, когда пересаживается в правое (или, что еще хуже - левое) кресло иностранного самолета, экипаж которого состоит из двух пилотов.

Более того, на опытного вчерашнего Капитана имеют огромные влияния его прошлые навыки и жизненные ситуации, особенности выполнения полетов, связанные с уже освоенными типами самолетов, которые не всегда оказываются полезными при изучении совершенного нового лайнера.

Еще одной проблемой обучения взрослого, опытного человека, может оказаться... возраст и опыт пилота-инструктора . В настоящее время появляется все больше молодых, способных парней, прошедших все ступени подготовки на зарубежном лайнере, дойдя до пилота-инструктора, однако, не каждый "матерый" пилот готов соглашаться с тем, что его учит человек, годящийся ему в сыновья.

От пилота-инструктора требуется умение вычислить негативные факторы, имеющие отношение к прошлому опыту. Кроме того - выделить те положительные моменты, которые не имеют прописки на конкретном типе самолетов и сделать упор на их применении, поддерживая позитивную мотивацию. Возможно, придется уменьшить время обучения ручному пилотированию в сравнении с тем, что требуется выпускнику, но увеличить количество работы с приборным оборудованием, а так же часы, проведенные в роли pilot monitoring.

Для лечения недоверия, связанного с большой разницей в возрасте и опыте, существует одно, но очень проверенное средство - личный Профессионализм . Подкованность Инструктора, его умение ответить на заданные вопросы (что важно - еще и показать, где это написано) - гарантированный способ для завоевания уважения!

И что еще очень важно именно при обучении возрастных опытных пилотов - умение лично показать, как это делается. Легко и непринужденно, к примеру, выполнить заход в непростых погодных условиях. Вкупе с теоретическими знаниями это дает стопроцентную гарантию уважения со стороны критически настроенного "отца"!

Со временем подобный подход приводит к тому, что данный инструктор получает имидж "правильного" - с которым (как это ни удивительно)... побаиваются летать иные пилоты, чувствующие за собой грешок вольного отношения к работе, однако, даже они советуют новичку попасть в обучение имено к такому.

Таким образом, с течением времени молодому "правильному инструктору" становится все проще и проще работать с возрастными пилотами, при этом он сам по законам природы постепенно переходит в ранг "взрослых".

Проблема крепостного права

В настоящие дни в авиакомпаниях России все отчетливее видна тенденция перехода от традиционного метода закрепления инструктора за обучаемым на всю программу ввода к западному варианту - полетам с разными инструкторами.

Хорошо это или плохо - однозначного ответа нет. Плюсы и минусы есть в каждом подходе, особенно, если этот подход организован бездарно.

Поговорим.

Метод закрепления

Данный подход уходит корнями в далекое военное прошлое. Он предусматривает строгое закрепление обучаемого и инструктора на программу ввода в строй, и, как следствие - возможность "спросить с инструктора" за результаты подготовки.

Данный подход очень схож с тем, как происходит первоначальное обучение в большинстве стран мира.

Очевидным плюсом данного метода является то, что инструктор, летая изо дня в день с учеником, видит его слабые и сильные стороны, может выстроить последовательность обучения, индивидуально выделив некоторые блоки подготовки.

Периодически с обучаемым выполняют разовые полеты старшие начальники, обеспечивая промежуточный контроль.

В идеальном случае, данный подход выглядит... идеальным. Но это возможно лишь тогда, когда Инструктор - идеален.

А если обучаемому не повезло с инструктором? Если последний согласился на инструкторский допуск в-основном из меркантильных побуждений - почаще летать в Аликанте, а не для того, чтобы вкладываться в свой профессиональный рост и передачу знаний молодым студентам? Если этот "инструктор" - далеко не дока в теоретической подготовке в силу разных причин, а допуск получил "потому, что нам нужны инструкторы"?

Если данный инструктор не соблюдает стардарты и правила, а летает по своим "текникам" и "понятиям" - то какие чувства будет испытывать пилот, если даже умудрится пройти проверку на допуск к самостоятельным полетам (проверяющий - личный друг инструктора) - и попадет в экипаж к Капитану, работающего исключительно по стандартам и правилам?

Соответственно, какими словами будет крыть данного "инструктора" (и "проверяющего") этот Капитан?

Значит, существует огромный риск того, качество обучения снижается в разы. Более того, если инструктор периодически жарится на пляжах Испании, а его обучаемый не имеет возможности летать за границу, то обучение еще и затягивается. Да, в это время он может выполнять полеты со старшими начальниками, увеличив число формальных промежуточных проверок или даже может быть перезакреплен за другим инструктором, и...

И тем самым мы пришли к еще одной проблеме закреплений - формальному подходу к исполнению данного метода .

Теория теорией, но правда жизни заключается в том, что метод закрепления нежизнеспособен по той причине, что он затягивается на длительное время по причине периодической недоступности инструктора. А если начальство принимает решение самим полетать с обучаемым на время отсутствия закрепленного наставника... то о каком, собственно, закреплении тут может идти речь, если в итоге за время ввода в строй пилот слетал с десятком инструкторов, девять из которых являются руководителями и по своей природе привыкли играть роль проверяющих, а не Учителей?

И еще один нюанс - Синдром Идеального Инструктора и Идеального Ученика. Если Ваш ученик блестяще усваивает материал, у него все получается с первых часов полетов... то уже к середине программы Ваше внимание "замылится" и Вы можете не увидеть какое-либо отклонение в его отношении к работе. Или увидите, но на фоне предыдущих успехов будете считать данное отклонение незначительным... хотя, возможно, будь на его месте другой - забили бы тревогу.

В этом случае лекарством является... смена инструктора хотя бы на один-два рейса. И, опять же - о каком соблюдении данного правила "закрепления" может идти речь?

Метод раскрепления

Западный подход не предусматривает закрепления за одним инструктором на всю программу ввода в строй. Обычно пилот летает с теми инструкторами, кого выберет система автоматизированного планирования по признаку наличия допуска к данной задаче. Иногда компании ставят условие (весьма правильное, как мне думается) - один инструктор проводит несколько последовательных занятий (полетов, тренажерных сессий).

Очевидным преимуществом такого подхода является гибкость планирования и время прохождения программы. Отбросив в сторону романтику, следует признать, что гражданская авиация - это в первую очередь бизнес, причем бизнес малодоходный, но существующий в условиях высокой конкуренции. Авиакомпания не может тормозить свое развитие только из-за того, что отдел обучения не спосообен в установленные сроки выдать необходимое количество новых пилотов - иначе ее сожрут те, кто это делает эффективнее.

Еще одним плюсом является то, что пилот имеет шанс получить больше опыта - так как будет взаимодействовать с разными людьми

Однако, следует учесть и очевидный минус данного подхода - если в компании преимуществом обладают инструкторы, мечтающие греть спину в Аликанте вместо того, чтобы тратить свои силы на личный профессиональный рост и поиск новых методов для передачи знаний, то обучение гарантированно будет не более качественным, чем в рассмотренном выше варианте.

Еще одним минусом данного подхода является то, что при постоянной (слишком частой) смене инструкторов очень проблематично выделить индивидуаульные особенности пилота, определить его личные специфические задачи, требующие времени для решения в отличие от других пилотов, у которых эта задача получается лучше. Безответственный инструктор просто "скатается" в очередной рейс, не имея особой мотивация вкладывать душу в обучаемого, т.к. знает, что больше с этим парнем не полетит. В итоге часы зачастую потрачены зря...

Но как же так получается, что подавляющее большинство мировых авиакомпаний придерживается второго варианта, обеспечивая при этом безопасность в разы более высокую, чем в России?

Способы обеспечения рассмотрим в продолжении.

Предисловие

Давно хотел сесть и заняться делом. А именно - излагать мысли об инструкторстве. Мыслей много, что-то уже отражено в материалах, доступных в закрепленной теме моего блога, что-то высказывалось в рассказах о полетах. Попавшая сегодня в руки книга The Flight Instructor"s Manual (мысли которой я своими словами излагаю сегодня) катализировала это желание и, я надеюсь, что данный всплеск мотивации одним сегодняшним вечером не закончится.

Я не изобретаю Америку, излагая нижесказанное. Все это придумано до меня и, как и в случае с CRM, вполне себе интуитивно понятно большинству. Однако, когда это собрано в тексте, то, возможно, кому-то окажется очень удобным - не искать информацию по заграничным учебникам, и не размышлять бессонными ночами - найти ответы на незаданные вопросы.

Если кто-то хочет углубиться в изучение вопроса, не дожидаясь окончание моей борьбы за поиск мотивации, то я очень рекомендую Aviation Instructor"s Handbook. Там все равно все в десять раз подробнее разжевано, но на английском.

Вступление

Лицензия пилота-инструктора - это тот допуск, важность и значение которого так часто недооцениваются. Зачастую капитан большого лайнера стремиться получить этот допуск не потому, что он чувствует в себе желание учить других пилотов. Для некоторых он рассматривается как способ получения дополнительных бонусов - например, получить определенное влияние в коллективе или, по-крайней мере, возможности влиять на планирование своих полетов по "вкусным направлениям".

Вряд ли такой "пилот-инструктор" будет готов всей своей энергией отдаться обучению студентов. Зачем ему дополнительная головная боль, если все, что он хочет - это чаще летать в Аликанте?

Обучение других людей может оказаться очень неблагодарным делом, если не относиться к нему с душой. Очень часто можно услышать от "пилотов-инструкторов": "Да сейчас такой молодняк, что он ничего сам учить не хочет, ему все разжевывать надо", но при этом данный "инструктор" не может показать правильное выполнение самой банальной стандартной процедуры.

Первое, от чего должен избавиться пилот, если он хочет быть лучшим пилотом-инструктором, это мысль, что его обучаемый не хочет учиться. Так как в большинстве случаев даже самый трудный студент изначально имеет мотивацию, но не каждый инструктор способен ее распознать и поощрить. Подобная мысль очень вредит обучению - так как этот "инструктор" считает очень соблазнительным оставить себе путь к отступлению - мол, "это не я плохой, это он ничего не знает, ничего не умеет".

Общие черты лучшего пилота-инструктора:

1. ЗНАНИЕ ПРЕДМЕТА. Он постоянно учится в первую очередь сам.

2. ИМЕЕТ СПОСОБНОСТЬ К ПРЕПОДАВАНИЮ. Он имеет отличное представление о том, как люди учатся, какие процессы происходят в голове у обучаемых в процессе тренировок, какие трудности могут препятствовать успешному обучению и знает способы их преодоления. Он находит индивидуальный подход, соответствующий характеру студента и обстоятельствам обучения. Он выстраивает сам процесс обучения в оптимальной последовательности.

3. ПРОЯВЛЯЕТ ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС К ОБУЧАЕМОМУ. Он любит работать с людьми, умеет выстраивать правильные взаимоотношения и может посмотреть на вещи глазами своего студента.

4. ПРОФЕССИОНАЛ СВОЕГО ДЕЛА. Он не только умеет учить словами, но и показать делом - навыки и, что не менее важно, правильное отношение к культуре выполнения полета. Его взаимоотношение с обучаемым строится по принципу "авторитетного друга" - если он только "авторитет", это плохо; если он только "друг" (без должного авторитета) - это еще более плохо, так как обучаемый просто не будет придавать должного значения важным вещам и это может плохо кончится.

5. УМЕЕТ ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ. Если "традиционная методика" преподавания в каком-либо конкретном случае не работает, инструктор ищет и применяет новые подходы, при этом отдавая себе отчет, что они применимы только с такими инидвидуумами.

6. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. Он не меняет стандарты или правила игры, как ему удобно в данную минуту. Он использует одни и те же правила из одного полета в другой. Он строит обучение таким образом, чтобы у студента отложилось в голове четкое понимание: стандарты и правила пишут для того, чтобы их соблюдать, потому что иначе - небезопасно.

7. ИЩЕТ НОВЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ. Хороший инструктор не останавливается на методике "смотри, как я умею". Он ищет другие способы научить пилота, поддерживая его мотивацию и для самостоятельной домашней подготовки тоже.

Влияние пилота-инструктора

Пилот-инструктор, его способы преподавания, его манеры, его личный пример - это то, что имеет наибольшее влияние на дальнейшую судьбу обучаемого. Переучить однажды неправильно обученного пилота стоит гораздо больших усилий, нежели изначально научить правильно.

Инструктор - этот тот человек, которому пилот готов верить без оговорок - как родителю, как учителю в начальной школе. Зачастую, пилот даже готов поверить в то, что "черное - это белое", если это говорит авторитет в лице маститого пилота-инструктора, имеющего за спиной не одну тысячу часов на данном самолете.

И даже если пилот прочитает в умной книге, что "белое - это белое", и обратится к инструктору с вопросом:"почему?", а последний сочтет допустимым не признать свою ошибку, а с умным видом избежать (как ему кажется), провала, похлопав по плечу,снисходительно бросить: "А потому что книга это книга, а в жизни все по-другому" - то, скорее всего, пилот захлопнет книгу и вообще перестанет ей верить.

Таким инструктором быть - нельзя!

Каждый пилот в начале своей работы (на новом типе, или летной карьеры в целом) пытается имитировать работу своих учителей. И если Вы - тот парень, который считает, что ФАПы, FCOMы и прочие FCTMы пишутся для менее опытных, чем Вы, пилотов - то хотя бы попробуйте представить, какое влияние на Вашего студента окажет демонстрация "успешной" посадки после очень нестабилизированного захода.

Вы считаете, что показали верх мастерства?

Подойдите к стенке и разбейте свой лоб, потому что Вы глубоко заблуждаетесь. Этой "успешной посадкой" Вы только что заложили мину замедленного действия - Ваш студент теперь считает, что истинным мастерством является не принятие БЕЗОПАСНОГО решения на прекращение захода на посадку и уход на второй круг, а демонстрация летных навыков в попытке выполнить посадку любой ценой....

Например, ценой жизни Вашей жены и маленьких детей, которые через какое-то время полетят в отпуск с Вашим учеником, когда Вас и Вашего опыта рядом не будет.

Вы готовы к такому раскладу?

Тогда Вы - не тот человек, который должен быть Инструктором.
Хороший инструктор продолжает интересоваться своим учеником и по-доброму переживать за его дальнейшую карьеру даже спустя несколько лет после окончания совместной работы. И, если случайно при встрече Вы узнаете, что ученик успешно спасся из грозового очага благодаря тем старым советам, которым Вы ему дали, имея свой личный неприятный опыт, то Вы, конечно же, рады за жизнь его пассажиров, ОДНАКО, ищете ответ на вопрос: "Что же я упустил в процессе обучения, если он допустил попадание в грозовой очаг?"

Помните! Как инструктор, Вы можете долго и красиво говорить о том, что полет должен быть безопасным и все стандарты и правила - соблюдаться, однако, если Вы не летаете так, как говорите, остается очень мало надежды на то, что пилот будет относится к Вашим словам всерьез.

Хороший пилот-инструктор должен завоевать безоговорочное уважением и веру своего ученика. Возможно, спустя пару лет Вы увидите, что Ваш бывший подопечный стал слишком вольно относится к работе, соблазнившись тем, что "все так делают" - будет ли Ваше влияние достаточным для того, чтобы направить заматеревшего пилота на правильный путь?

В подобном педантичном подходе есть бонус. Безусловно, Вам будет очень приятно получить имидж "настоящего пилота-инструктора", то есть такого Учителя, учиться у которого желает каждый студент, к которому приходят за советом не только будущие пилоты, но и состоявшиеся коллеги.

О программе

Курс пилота-инструктора ФАА/ИКАО предназначен для уже сертифицированных коммерческих пилотов с лицензий FAA CPL или другой страны ИКАО, с рейтингом полета по приборам на сухопутной одно- или много-моторной авиатехники.

Программа несет в себе характер высокой практической и академической интенсивности и дает возможность коммерческим пилотам, в течении курса программы, получить более престижную лицензию профессионального уровня, с правом на обучение пилотов-студентов во многих транах Мира. С данной лицензией, пилот получит возможность высокого заработка обучая студентов гражданской авиации в авиашколах и летных академиях стран ИКАО, а так же, возможность быстрого развития своей карьеры с помощью рабочего налета часов с целью получения лицензии пилота авиалиний. Другие пилоты, могут избрать путь посвящения своей карьеры работе в лучших летных академиях Мира.

Лицензия пилота-инструктора имеет 4 уровня:

CFI Certified Flight Instructor
Это Первый, базовый уровень, который дает пилотам возможность обучение студентов от начального уровня до уровня Коммерческого пилота на одномоторных самолетах с максимальным весом не более 5,700кг.
CFII
Это Второй, более высокий уровень (дополнительный рейтинг к "CFI", который дает инструктору возможность обучение студентов от начального уровня до уровня Коммерческого пилота и допуска к полету по приборам в условиях ограниченной видимости на одномоторных самолетах с максимальным весом не более 5,700кг.
MEI Мulti-Engine Instructor
Это третий уровень и дополнительный рейтинг к "CFI" или "CFII", который дает инструктору возможность обучение студентов от начального уровня до уровня Коммерческого пилота и допуска к полету на много-моторных самолетах с максимальным весом не более 5,700кг.
TRI Type-Rating Instructor*
Это четвертый и самый сложный уровень лицензии пилота-инструктора, дающей право на переквалификацию пилотов на турбо-винтовые и реактивные самолеты любого веса и конфигурации (но отдельного типа, на пример: Боинг 737, Аэробус 320, Сааб 340 и так далее)

*Для получения лицензии "TRI ", требуется рейтинг на определенный тип самолета весом более 5,700кг и лицензия пилота авиалиний ИКАО . По этому, данный курс не входит в нашу программу лицензии Пилота-Инструктора.

В дополнении к вышеупомянутому в стоимость так же включены:

Стоимость программы обучения, по уровням:

CFI Certified Flight Instructor $8250
CFII Certified Flight Instructor, Instrument $4950
MEI Multi-Engine Instructor $9675
Полная программа, уровни CFI, CFII, MEI (скидка) $21533

Предисловие

Давно хотел сесть и заняться делом. А именно - излагать мысли об инструкторстве. Мыслей много, что-то уже отражено в материалах, доступных в закрепленной теме моего блога, что-то высказывалось в рассказах о полетах. Попавшая сегодня в руки книга The Flight Instructor"s Manual (мысли которой я своими словами излагаю сегодня) катализировала это желание и, я надеюсь, что данный всплеск мотивации одним сегодняшним вечером не закончится.

Я не изобретаю Америку, излагая нижесказанное. Все это придумано до меня и, как и в случае с CRM, вполне себе интуитивно понятно большинству. Однако, когда это собрано в тексте, то, возможно, кому-то окажется очень удобным - не искать информацию по заграничным учебникам, и не размышлять бессонными ночами - найти ответы на незаданные вопросы.

Если кто-то хочет углубиться в изучение вопроса, не дожидаясь окончание моей борьбы за поиск мотивации, то я очень рекомендую Aviation Instructor"s Handbook. Там все равно все в десять раз подробнее разжевано, но на английском.

Пожалуйста,не стесняйтесь критиковать,если есть дельные возражения. Или что-то предлагать, если имеется хороший совет!Данный материал я пишу "с листа", это вполне рабочий документ, который впоследствии должен стать единым. Ваше мнение очень важно!

Вступление

Лицензия пилота-инструктора - это тот допуск, важность и значение которого так часто недооцениваются. Зачастую капитан большого лайнера стремиться получить этот допуск не потому, что он чувствует в себе желание учить других пилотов. Для некоторых он рассматривается как способ получения дополнительных бонусов - например, получить определенное влияние в коллективе или, по-крайней мере, возможности влиять на планирование своих полетов по "вкусным направлениям".

Вряд ли такой "пилот-инструктор" будет готов всей своей энергией отдаться обучению студентов. Зачем ему дополнительная головная боль, если все, что он хочет - это чаще летать в Аликанте?

Обучение других людей может оказаться очень неблагодарным делом, если не относиться к нему с душой. Очень часто можно услышать от "пилотов-инструкторов": "Да сейчас такой молодняк, что он ничего сам учить не хочет, ему все разжевывать надо", но при этом данный "инструктор" не может показать правильное выполнение самой банальной стандартной процедуры.

Первое, от чего должен избавиться пилот, если он хочет быть лучшим пилотом-инструктором, это мысль, что его обучаемый не хочет учиться. Так как в большинстве случаев даже самый трудный студент изначально имеет мотивацию, но не каждый инструктор способен ее распознать и поощрить. Подобная мысль очень вредит обучению - так как этот "инструктор" считает очень соблазнительным оставить себе путь к отступлению - мол, "это не я плохой, это он ничего не знает, ничего не умеет".

Общие черты лучшего пилота-инструктора:

1. ЗНАНИЕ ПРЕДМЕТА. Он постоянно учится в первую очередь сам.

2. ИМЕЕТ СПОСОБНОСТЬ К ПРЕПОДАВАНИЮ. Он имеет отличное представление о том, как люди учатся, какие процессы происходят в голове у обучаемых в процессе тренировок, какие трудности могут препятствовать успешному обучению и знает способы их преодоления. Он находит индивидуальный подход, соответствующий характеру студента и обстоятельствам обучения. Он выстраивает сам процесс обучения в оптимальной последовательности.

3. ПРОЯВЛЯЕТ ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС К ОБУЧАЕМОМУ. Он любит работать с людьми, умеет выстраивать правильные взаимоотношения и может посмотреть на вещи глазами своего студента.

4. ПРОФЕССИОНАЛ СВОЕГО ДЕЛА. Он не только умеет учить словами, но и показать делом - навыки и, что не менее важно, правильное отношение к культуре выполнения полета. Его взаимоотношение с обучаемым строится по принципу "авторитетного друга" - если он только "авторитет", это плохо; если он только "друг" (без должного авторитета) - это еще более плохо, так как обучаемый просто не будет придавать должного значения важным вещам и это может плохо кончится.

5. УМЕЕТ ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ. Если "традиционная методика" преподавания в каком-либо конкретном случае не работает, инструктор ищет и применяет новые подходы, при этом отдавая себе отчет, что они применимы только с такими инидвидуумами.

6. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. Он не меняет стандарты или правила игры, как ему удобно в данную минуту. Он использует одни и те же правила из одного полета в другой. Он строит обучение таким образом, чтобы у студента отложилось в голове четкое понимание: стандарты и правила пишут для того, чтобы их соблюдать, потому что иначе - небезопасно.

7. ИЩЕТ НОВЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ. Хороший инструктор не останавливается на методике "смотри, как я умею". Он ищет другие способы научить пилота, поддерживая его мотивацию и для самостоятельной домашней подготовки тоже.

Влияние пилота-инструктора

Пилот-инструктор, его способы преподавания, его манеры, его личный пример - это то, что имеет наибольшее влияние на дальнейшую судьбу обучаемого. Переучить однажды неправильно обученного пилота стоит гораздо больших усилий, нежели изначально научить правильно.

Инструктор - этот тот человек, которому пилот готов верить без оговорок - как родителю, как учителю в начальной школе. Зачастую, пилот даже готов поверить в то, что "черное - это белое", если это говорит авторитет в лице маститого пилота-инструктора, имеющего за спиной не одну тысячу часов на данном самолете.

И даже если пилот прочитает в умной книге, что "белое - это белое", и обратится к инструктору с вопросом:"почему?", а последний сочтет допустимым не признать свою ошибку, а с умным видом избежать (как ему кажется), провала, похлопав по плечу,снисходительно бросить: "А потому что книга это книга, а в жизни все по-другому" - то, скорее всего, пилот захлопнет книгу и вообще перестанет ей верить.

Таким инструктором быть - нельзя!


Каждый пилот в начале своей работы (на новом типе, или летной карьеры в целом) пытается имитировать работу своих учителей. И если Вы - тот парень, который считает, что ФАПы, FCOMы и прочие FCTMы пишутся для менее опытных, чем Вы, пилотов - то хотя бы попробуйте представить, какое влияние на Вашего студента окажет демонстрация "успешной" посадки после очень нестабилизированного захода.

Вы считаете, что показали верх мастерства?

Подойдите к стенке и разбейте свой лоб, потому что Вы глубоко заблуждаетесь. Этой "успешной посадкой" Вы только что заложили мину замедленного действия - Ваш студент теперь считает, что истинным мастерством является не принятие БЕЗОПАСНОГО решения на прекращение захода на посадку и уход на второй круг, а демонстрация летных навыков в попытке выполнить посадку любой ценой....

Например, ценой жизни Вашей жены и маленьких детей, которые через какое-то время полетят в отпуск с Вашим учеником, когда Вас и Вашего опыта рядом не будет.

Вы готовы к такому раскладу?

Тогда Вы - не тот человек, который должен быть Инструктором.

Хороший инструктор продолжает интересоваться своим учеником и по-доброму переживать за его дальнейшую карьеру даже спустя несколько лет после окончания совместной работы. И, если случайно при встрече Вы узнаете, что ученик успешно спасся из грозового очага благодаря тем старым советам, которым Вы ему дали, поделившись своим личным неприятным опытом, то Вы, конечно же, рады за жизнь его пассажиров, ОДНАКО, ищете ответ на вопрос: "Что же я упустил в процессе обучения, если он допустил попадание в грозовой очаг?"

Помните! Как инструктор, Вы можете долго и красиво говорить о том, что полет должен быть безопасным и все стандарты и правила - соблюдаться, однако, если Вы не летаете так, как говорите, остается очень мало надежды на то, что пилот будет относится к Вашим словам всерьез.

Хороший пилот-инструктор должен завоевать безоговорочное уважением и веру своего ученика. Возможно, спустя пару лет Вы увидите, что Ваш бывший подопечный стал слишком вольно относится к работе, соблазнившись тем, что "все так делают" - будет ли Ваше влияние достаточным для того, чтобы направить заматеревшего пилота на правильный путь?

В подобном педантичном подходе есть бонус. Безусловно, Вам будет очень приятно получить имидж "настоящего пилота-инструктора", то есть такого Учителя, учиться у которого желает каждый студент, к которому приходят за советом не только будущие пилоты, но и состоявшиеся коллеги.

Корреспондент PRIMPRESS в День гражданской авиации пообщался с пилотом-инструктором Airbus A330 авиакомпании «Аэрофлот» Олегом Березняковым и узнал, что необходимо для того, чтобы стать пилотом, как проходит подготовка перед полетом и выключают ли телефон сами летчики.

- Когда вы поняли, что станете пилотом?

Я родился в поселке Сибирцево Приморского края. Рядом с домом находилась воинская часть. Иногда к нам из Владивостока прилетал вертолет. Мы с ребятами всегда бегали рассматривать технику, помню, что это было так необычно. (Смеется.) Я мечтал попасть в гражданскую авиацию. Школу окончил неплохо и поступил в Сасовское летное училище гражданской авиации в Рязани, потом отучился в Санкт-Петербургской академии гражданской авиации, а также проходил обучение в Тулузе и Цюрихе.

- Вспомните первый полет, эмоции зашкаливали?

В училище мы сначала учили теорию полтора года, сдавали экзамены и, конечно, проходили обучение на тренажере. Первый полет был очень эмоциональным. Помню, что их Хабаровска поехал на поезде во Владивосток, а оттуда уже полетел на самолете.

Полет мне доставляет наслаждение тогда, когда работа выполнена качественно. И так было всегда. Но главное, что в моей работе нет рутины. Не было такого состояния, что мне надоело бы летать.

- Сложно ли адаптироваться к полетам?

Мне было сложно, но я привык. Как ни крути, но человек рожден, чтобы ходить по земле.

В вашей профессии существует династийность? Говорят, что часто пилоты приходят в профессию из авиационных семей?

У меня в семье в сфере авиации работаем я и моя сестра - она стюардесса. До этого никто и никогда с авиацией связан не был. Я согласен, что наша профессия предполагает династию. Все равно, когда человек работает в авиации, приобщается к этой работе, узнает особенности и специфику, а потом решает связать свою жизнь с авиацией. В «Аэрофлоте» достаточно пилотов из авиационных семей. Другой вопрос в том, что те, кого палкой загоняют в авиацию, долго здесь не задерживаются. Им просто неинтересно. Важно ощущать себя на своем месте. Все профессии важны для человека, нужно каждую уважать.

- Что необходимо для того, чтобы стать пилотом?

Одно из самых важных требований к будущему пилоту - медицинские показатели. К тому же нужно постоянно держать себя в тонусе, заниматься спортом. И, конечно, важны знания: наша профессия предполагает постоянное обучение. К примеру, я окончил одно учебное заведение, затем академию. Для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице мне нужно было отучиться по специальности в Швейцарии. Много средств вкладывается в образование пилота, в его профессиональную подготовку, учитывая, что он сможет как можно дольше служить компании и работать по профессии. В общем, происходит постоянный апгрейд. Навыки, которые дали в училище, пригодились только для становления в профессии. Нужно всегда быть на уровень выше. Я считаю, что наша работа предполагает легкий фанатизм.

Сейчас я работаю пилотом-инструктором. Вершина карьеры - занять какую-то руководящую должность. Но так сложились звезды, видимо (смеется), что я не карьерист. Стремиться любыми силами и возможностями занять статусную должность - это не про меня.

- Самый интересный случай в вашей практике?

Каждый полет уникальный.

- Случались ли чрезвычайные ситуации?

Во время постоянного обучения на тренажерах мы разбираем разные ситуации, которые могут случиться. Чем опасна ЧС? Да тем, что человеку может просто стать страшно. А если ты отрабатывал эту ситуацию и знаешь, как выйти из нее, то все будет хорошо. Пилотов постоянно обучают. В этом мне импонирует «Аэрофлот». Компания находится в альянсе, поэтому постоянные международные аудиты не дают расслабиться. Мы соответствуем требованиям, которые применяются к международным перевозчикам.

- По каким маршрутам летаете?

Мы летаем везде: Америка, Европа, Африка и так далее. Специфика работы определяется по пассажиропотоку: где люди, там мы. Разделения на международные и внутренние рейсы в компании нет.

- Какие приметы/суеверия существуют у пилотов?

У каждого пилота существуют свои ритуалы перед полетом, которые они никогда не нарушают. Один мой знакомый командир, к примеру, настороженно относится к съемкам, интервью перед полетом. Я ничего не пришиваю перед вылетом. Вот оторвалась пуговица, ну и ладно, потом пришью. Я привык быть оптимистом. Надо всегда быть настроенным на позитив. И главное, быть уверенным в том, что все будет хорошо.

- Как люди реагируют, когда узнают, что вы пилот?

Я стараюсь не афишировать это. Знаю, что возникнет много вопросов. Говорю, что работаю в сфере транспорта. Ну, ведь у всех свои приметы… Чтобы не сглазили. (Смеется.)

- Какие процедуры проверки вы проходите перед полетом?

За два часа до вылета проходим медицинский контроль, знакомлюсь с командиром, экипажем, а затем мы идем в брифинг-рум. Там выдают документацию, необходимую для вылета: о погоде, аэродроме, маршруте, план полета, обсуждаются особенности руления, взлета, обговаривается каждое действие, которое требует незамедлительного действия. Затем техник докладывает командиру о готовности самолета. Он сам должен убедиться, что все нормально, и провести осмотр воздушного судна. После этого весь экипаж готовится к полету. На борту распределена роль каждого человека. Когда пассажиры занимают свои места в салоне, командир их приветствует, и мы взлетаем.

- Развейте подозрения многих: выключаете ли вы телефон во время полета?

Конечно, ставим на авиарежим или выключаем. Главное, чтобы он был отключен от сети. Самолеты электрические, куча частот, а включенный телефон влияет на них. Разные телефоны могут создавать помехи, а это опасно - пилот может не услышать важной информации от диспетчера. Лучше выключить, и ничего страшного не произойдет. Кстати, хочу отметить, что пассажиры стали в этом вопросе вести себя культурнее.

- До какого возраста пилоты могут работать?

Основной критерий - здоровье. В «Аэрофлоте» до 65 лет можешь быть командиром и летать за границу.

- На каких самолетах работали? Есть те, на которых нравилось летать больше всего?

Я начал свою летную карьеру с Ан-2. После академии начал летать на Як-40, затем на вертолете Ми-8. После распределения попал на работу в Томскую область. Долго просился во Владивосток, писал письма, и однажды этот момент настал - меня пригласили во «Владивосток-Авиа», где я работал на Ту-154. Это один из самых сложных, но интересных самолетов. Он требует досконального и аккуратного отношения и исключительно на вы. Позже я научился управлять Airbus-320 и 330. Что касается техники пилотирования, то мне нравилось работать на Як-40. Приятный самолет. Вообще, к самолету отношусь как к живому организму. Во время полета я сливаюсь с ним. Обратил внимание, что, когда только начинаешь летать на самолете, он начинает тебя проверять. А потом знакомишься с ним, и вы уже понимаете друг друга.

- Переживают ли родные и близкие, когда вы отправляетесь в полет, и считают ли вашу работу рискованной?

Родители всегда переживают. У меня сестра еще стюардесса, но работает в другой компании. Конечно, они считают профессию рискованной. Но, думаю, гордятся нами. Что касается семьи - тоже переживают, но по-своему. Самое главное, что тебя ждут дома и ты нужен. Я считаю, что семья должна оставаться тылом, где всегда поддержат.

- Как и где вы предпочитаете отдыхать и сколько времени удается на это выделить?

Я вообще люблю помечтать. Планирую в этом году вырваться на отдых всей семьей, где можно порелаксировать. И особенно неважно куда, главное, чтобы всем вместе.

Пользуясь случаем, поздравляю всех работников гражданской авиации с профессиональным праздником! Желаю счастья, удачи, здоровья, любви и только летной погоды.



Поделиться