Westland Sea King Многоцелевой вертолёт.

В 1959 г. фирма Westland получила лицензию на постройку вертолета фирмы Sikorsky S-61. На базе этого вертолета было создано несколько модификаций, значительно отличающихся от оригинала. Для удовлетворения потребностей британского королевского флота был разработан противолодочный вертолет Sea King HAS.Mk.1, на котором были установлены британские двигатели и оборудование.

Главным отличием НАS.Мк.1 было то, что он самостоятельно, без связи с кораблем базирования должен был проводить поиск и уничтожение подводных лодок. Для облегчения размещения на кораблях Sea King имеет автоматически складываемый хвостовой обтекатель.

Противокорабельный вариант Sea King вооружен двумя противокорабельными ракетами типа Sea Eagle, которые эффективны против как небольших катеров, так и крупных кораблей. С таким вооружением вертолет может атаковать цели на дальности до 52 морских миль. Sea King применялся также для поиска и спасения в любую погоду, для выполнения задач материально-технического обеспечения кораблей и поддержки штурмовых операций. В десантном варианте он может перевозить 23 десантника. Большая сдвижная дверь на фюзеляже позволяла осуществлять быструю высадку десантников. Монорельс в верхней части кабины использовался для крепления парашютных фал. В дверном проеме на оси устанавливался пулемет. В кабине размером 7,6 х 1,98 х 1,92 (м) предусматривалось 60 точек крепления грузов. Допустимая нагрузка на пол кабины 9760 н/кв. м. Вертолет нашел широкое применение в качестве морского разведчика. В этом варианте он снабжается многокамерной разведывательной подвеской и приборами ночного видения, и может осуществлять разведку в течение четырех часов на дальность до 200 морских миль.

Несколько машин Sea King были переоборудованы для эвакуации раненых (шесть носилок и восемь сидений). Специально подготовленные вертолеты Sea King выполняли роль транспортного средства для руководства Великобритании. Вертолет Sea King выпускался до 1985 года. Изготовлено 226 штук. В 1973 году на базе этого вертолета создана модификация — военно-транспортный вертолет Commando. К 1985 году выпущено около 50 штук.

Модификации:

Sea King HAS.Mk.1 — первая серийная модификация в роли противолодочного вертолета с РЛС Ekco AW391.
Sea King HAS.Mk.2 — модификация Sea King HAS.Mk.1 с ГТД Gnome H.1400-1.
Sea King HAS.Mk.2А — вертолеты Sea King HAS.Mk.1 модернизированные до стандарта HAS.Mk.2.
Sea King AEW.Mk.2A — вертолет ДРЛО на базе HAS.Mk.2 с РЛС Thorn EMI Searchwater LAST (Low-Altitude Surveillance Task).
Sea King HAR.Mk.3 — вариант поисково-спасательного вертолета на базе HAS.Mk.2 с поисковой РЛС MEL ARI.5955.
Sea King HС.Mk.4 — многоцелевой транспортный вертолет Сommando.
Sea King HAS.Mk.5 — многоцелевой вертолет (противолодочный и поисково-спасательный) на базе HAS.Mk.2 с обзорной РЛС Thorn EMI ARI.5991 Sea Searcher.
Sea King HAR.Mk.5 — транспортный вертолет на базе HAS.Mk.5 без основного электронного оборудования.
Sea King HAS.Mk.6 — модернизированная версия 1990 года по программе Advanced Sea King. На вертолете установленно новое РЭО, ГТД Gnome H.1400-1T, система РЭР Orange Reaper (‘Orange Crop II’).
Sea King HAS.Mk.41 — варинт вертолета для ВМС Германии, первоначально в роли поисково-спасательного вертолета, позже переоборудованных в противолодочные с 2-4 ПКР Kormoran 2 и РЛС Ferranti Seaspray.
Sea King HAS.Mk.42 — противолодочный вариант Sea King HAS.Mk.1 для ВМС Индии.
Sea King HAS.Mk.42А — вариант Sea King HAS.Mk.2 для ВМС Индии.
Advanced Sea King Mk.42В — противолодочная модификация с ГТД Gnome H.1400-1T и РЛС Super Searcher.
Advanced Sea King Mk.42С — модификация Mk.42В с поисковой РЛС Bendix RDR-1400С.
Sea King Mk.42D — модификация AEW.Mk.2A для ВМС Индии.
Sea King Mk.43 — поисково-спасательная модификация для ВМС Норвегии.
Sea King Mk.45 — противолодочная модификация для ВМС Пакистана с ПКР AM.39 Exocet.
Advanced Sea King Mk.45 — модификация HAS.Mk.5 для ВМС Пакистана.
Sea King Mk.47 — противолодочная модификация для ВМС Египта.
Sea King Mk.48 — модификация для ВВС Бельгии в роли VIP транспорта и поисково-спасательного вертолета.
Sea King Mk.50 — варинт Sea King HAS.Mk.2 для ВМС Австралии.

Технические характеристики:

Диаметр главного винта — 18,90 м
Диаметр хвостового винта — 3,16 м
Длина — 17,02 м
Высота — 5,13 м
Масса, кг
— пустого — 7428
— максимальная взлетная — 9752
Внутренние топливо — 3715 л
Тип двигателя — 2 ГТД Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Gnome H.1400-1T
Мощность при взлете — 2 х 1680 л.с.
Мощность при полете — 2 х 1485 л.с.
Максимальная скорость — 226 км/ч
Крейсерская скорость — 204 км/ч
Практическая дальность — 1740 км
Дальность действия — 230-1480 км
Время патрулирования — 2 ч
Скороподъемность — 619 м/мин
Практический потолок — 6200 м
Статический потолок — 1980 м
Экипаж — 2 + 2 чел
Полезная нагрузка: 28 солдат или 9 носилок и 2 сопровождающих или 3629 кг груза в кабине или на подвеске.

Westland Sea King

Уэстленд «Си Кинг»

ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ ВЕРТОЛЕТ

В 1959 г. британская компания «Уэстленд» получила право использовать конструкцию вертолета Сикорский SH-3 Си Кинг как основу для разработки вертолета для собственных нужд.

Серийный вертолет Уэстленд «Си Кинг» HAS Mk.1 строился для ВМС Великобритании.

Силовая установка вертолета состояла из двух ТВД Роллс-Ройс Гном Н.1400. Вертолет оснащен всем необходимым для ведения самостоятельных противолодочных операций. Вооружение- четыре торпеды Мк.46 или четыре глубинных бомбы Mk.11

Тактический вариант вертолета под названием «Коммандо» можно было использовать в качестве военно-транспортного (способного перевозить 28 человек), грузового, вертолета снабжения и для эвакуации раненых.

К 1993 г. было построено 326 вертолетов «Си Кинг» и «Коммандо».

Варианты и модификации.

«Си Кинг» has Mk.1 – противолодочный вариант (выпущено 56 аппаратов); в дальнейшем переоборудован в «Си Кинг» HAS Mk.2.

«Си Кинг» HAS Mk.2 – противолодочный вертолет и вертолет для поисково- спасательных операций на море; с двигателями Гном Н.1400 повышенной мощности (выпущен 21 аппарат).

«Си Кинг» HAR Мк,3 – вертолет для поисково- спасательных операций на море; с двигателями Гном Н. 1400-1; в 1979 г. часть машин переделана в HAR Мк.ЗА путем установки нового электронного связного и навигационного оборудования.

«Си Кинг» НС Мк.4 – на базе вертолета «Коммандо» Мк.2; имеет складные лопасти винта, складную хвостовую балку вертолета «Си Кинг» и неубира- ющееся шасси вертолета «Коммандо»; двигатели Гном Н. 1400-1. Новые машины оборудованы системой оповещения о радиолокационном облучении (RWR), системой предупреждения о приближении ракет, устройствами выброса дипольных отражателей, новым навигационным оборудованием (построено 89 машин).

«Си Кинг» Мк.4Х – экспериментальный вертолет (2 экземпляра).

«Си Кинг» HAS Mk.5 – усовершенствованная модификация противолодочного и поисково-спасательного вертолета с двигателями Гном Н. 1400-1 и новым электронным оборудованием (30 аппаратов). (Впоследствии все вертолеты «Си Кинг» HAS Mk.2 были модифицированы подобным образом)

«Си Кинг» HAS Мк.6 – доработанный противолодочный вариант (25 аппаратов + 5 переделанных Мк.5).

«Си Кинг» Мк.41 – поисково-спасательный вертолет с двигателями Н.1400 для ВМС ФРГ.

«Си Кинг» Мк.42 – противолодочный вертолет с двигателями Н.1400 для ВМС Индии.

«Си Кинг» Мк.42А – противолодочный вертолет с двигателями Н. 1400-1 для ВМС Индии

«Си Кинг» Мк.42В – вертолет, вооруженный ракетами «Си Игл» для борьбы с надводными кораблями противника и оснащенный двигателями Н.1400-1; для ВМС Индии.

«Си Кинг» Мк.43 – по- исково-спасательный вертолет с двигателями Н 1400 для ВВС Норвегии.

«Си Кинг» Mk.43А – поисково-спасательныи вертолет с двигателями Н. 1400-1 для ВВС Норвегии

«Си Кинг» Мк.45 – противолодочный вертолет с двигателями Н 1400 для ВМС Пакистана

«Си Кинг» Мк.47 – противолодочный вертолет с двигателями Н 1400-1 для ВМС Египта

«Си Кинг» Мк.48 – поисково-спасательныи вертолет с двигателями Н 1400-1 для ВВС Бельгии

«Си Кинг» Мк.50 – многоцелевой вертолет с двигателями Н 1400-1 для ВМС Австралии

«Коммандо» Мк.1 – вертолет с двигателями Н 1400 для ВВС Египта.

«Коммандо» Мк.2 – вертолет с двигателями Н 1400-1 для ВВС Египта

«Коммандо» Мк.2А – вертолет для ВВС Катара.

«Коммандо» Мк.2В – вертолет с кабиной, переоборудованной для перевозки VIP, для ВВС Египта

«Коммандо» Мк.2С – вертолет для ВВС Катара

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Экипаж, чел. 2

Крейсерская скорость, км/ч 208

Потолок, м:

Статический 1400

Динамический 3570

Дальность, км 1230

Масса, кг:

Максимальная взлетная 9525

Нормальная взлетная 6202

Габариты вертолета, м:

Диаметр несущего винта 18,9

Длина с вращающимися винтами 22,15

Высота 4,33

Силовая установка:

ТВД Rolls-Royce gem Н. 1400-1, л с. 2 по 1660

Из книги Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес автора Ролф Йенсен

Пример: подарок Burger King от урагана Эндрю Великолепным примером корпоративной культуры завтрашнего дня является атмосфера, которая сложилась в компании вслед за тем, как ураган Эндрю уничтожил в 1992 году штаб-квартиру Burger King в Майами. Из возникшего хаоса родилась

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

КИНГ Мартин Лютер (King, Martin Luther, 1929-1968), борец за гражданские права (США) 65 У меня есть мечта. // I Have a Dream.Проповедь перед участниками марша на Вашингтон 27 авг. 1963 г. Неоднократно повторено в позднейших

Из книги 100 великих зарубежных фильмов автора Мусский Игорь Анатольевич

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Король Генрих IV, ч. 1-я (King Henry IV, part One) Историческая хроника (1598)Источником сюжета явились несколько анонимных пьес и летописи Холиншеда, с которыми, однако, Шекспир обошелся весьма вольно. Пьесы о царствовании Генриха IV составляют как бы срединную часть тетралогии, началом

Из книги Пистолеты и револьверы [Выбор, конструкция, эксплуатация автора Пилюгин Владимир Ильич

Король Генрих IV, ч. 2-я (King Henry IV, part Two) Историческая хроника (1600)После ложных сообщений о победе граф Нортемберленд наконец узнает, что его сын Хотспер убит в битве при Шрусбери и что королевская армия во главе со вторым сыном короля Джоном Ланкастером и графом Уэстморлендом

Из книги Собрание сочинений в пяти томах (шести книгах). Т.5. (кн. 1) Переводы зарубежной прозы. автора Малапарте Курцио

Король Лир (King Lear) Трагедия (1606, опубл. 1607)Место действия - Британия. Время действия - XI в. Могущественный король Лир, почувствовав приближение старости, решает переложить бремя власти на плечи трех дочерей: Гонерильи, Реганы и Корделии, поделив между ними свое царство.

Из книги Вертолеты. Том I автора Ружицкий Евгений Иванович

Кольт King Cobra Mk.V Series 1982 Рис. 86. Кольт King CobraОсновные тактико-технические характеристики: Этот револьвер модели 1986 года представлял собой улучшенный вариант Питона с удлиненным пеналом под стволом, в котором полностью помещался стержень выбрасывателя, и исключительно

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том I автора Лурселль Жак

IV. GOD SHAVE THE KING - Я - Король: ди Кениг, - сказал рейхсминистр Франк, генерал-губернатор Польши, разведя руки и бросая на своих сотрапезников взгляд, полный гордого удовлетворения.Я смотрел на него и улыбнулся.- Немецкий Король Польши, ди дойче Кениг фон Полен, -

Из книги Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 2. Вертолеты автора Морозов В. П.

УЭСТЛЕНД WG.13 «ЛИНКС» Многоцелевой и противолодочный вертолетВертолет «Линкс» начал разрабатываться в 1967 г. в соответствии с требованиями армии Великобритании к многоцелевому вертолету с двумя двигателями и взлетной массой, ограниченной до 3630 кг, для замены устаревших

Из книги автора

If I Were King Будь я королем 1938 - США (100 мин)· Произв. PAR (Фрэнк Ллойд)? Реж. ФРЭНК ЛЛОЙД· Сцен. Престон Стёрджес по одноименным пьесе и роману Джастина Хантли Маккарти· Опер. Теодор Спэркул· В ролях Роналд Коулмен (Франсуа Вийон), Бэзил Ратбоун (Людовик XI), Фрэнсес Ди (Катрин де

Из книги автора

The King and Four Queens Король и четыре королевы 1956 - США (84 мин)· Произв. UA (Дэйвид Хэмпстед). Реж. РАУЛЬ УОЛШ? Сцен. Маргарет Фиттс, Ричард Алан Симмонз по сюжету Маргарет Фиттс и Рауля Уолша· Опер. Люсьен Бэллэрд (Eastmancolor. Cinemascope)· Муз. Алекс Hopт· В ролях Кларк Гейбл (Дэн Kexoу), Элинор

Из книги автора

Из книги автора

King of Alcatraz Король Алькатраса 1938 - США (55 мин)· Произв. PAR (Уильям Томас)· Реж. РОБЕРТ ФЛОРИ? Сцен. Ирвинг Рис· Опер. Гарри Фишбек· В ролях Гэйл Патрик (Дейл Борден), Ллойд Нолан (Реймонд Грэйсон), Дж. Кэррол Нэйш (Стив Мёркил), Гарри Кэри (капитан Гленнан), Роберт Престон (Роберт

Из книги автора

Westland Lynx Уэстленд «Линкс» МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ Предназначен для борьбы с бронированной техникой противника.Первый из шести опытных экземпляров вертолета «Линкс» (разработаны компанией «Уэстленд») поднялся в воздух 21 марта 1971 г. Войсковые испытания прошли в 1976 г., в

Из книги автора

Westland Wessex Уэстленд «Уэссекс» МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ Предназначен для обеспечения выполнения задач морской пехоты, поисково-спасательных работ и перевозки грузов.Первый полет вертолета «Уэссекс» HSS-1, построенного на базе вертолета S-58, состоялся 17 мая 1957 г. В апреле 1960 г.

Из книги автора

Sikorsky S-61 Sea King Сикорский S-61 «Си Кинг» МНОГОЦЕЛОВОЙ ВЕРТОЛЕТ Предназначен для переброски грузов военного назначения и десанта.В сентябре 1957 г. компания «Сикорский» приступила к созданию для ВМС США всепогодного противолодочного вертолета с двумя ГТД, оснащенного

Многоцелевой вертолёт Sikorsky S-61 Sea King предназначен для переброски грузов военного назначения и десанта. В сентябре 1957 г. компания «Sikorsky» приступила к созданию для ВМС США всепогодного противолодочного вертолета с двумя ГТД. оснащенного гидролокационным оборудованием и способного нести до 381 кг противолодочного вооружения. Вариант S-61A Sea King имел водонепроницаемый фюзеляж для посадки на воду, убирающееся в корпус шасси на поддерживающих поплавках и оснащался двумя ТВД Дженерал Электрик Т58, приводившими в движение пятилопастный несущий винт. Опытный образец поднялся в воздух 11 марта 1959 г., за ним последовали 7 испытательных вертолетов YHSS-2 (SH-3). Серийный вариант SH-3A начал поступать на вооружение в сентябре 1961 г.

К более поздним вариантам относится транспортный вертолет HH-3A для особо важных персон. Такой же вариант CH-124, собранный канадской компанией «Юнайтед Эйркрафт Канада», был поставлен а канадские ВМС.

ВВС Норвегии для спасательных целей заказали вертолеты S-61A без противолодочного оборудования, а от ВВС Малайзии поступил заказ на вертолеты S-61A-4 «Нури» для перевозки 31 военнослужащего или для поисково-спасательных работ.

167 вертолетов под обозначением HSS-2, HSS-2A (SH-3D), HSS-2B (SH-3H) и еще 18 поисково-спасательных машин варианта S-61 были построены по лицензии компанией «Мицубиси».

Установка двигателей T58-GE-10 с мощностью на валу 1044 кВт/1400 л.с. и увеличение запаса топлива привели к появлению нового варианта SH-3D. Эти вертолеты впервые были поставлены в июне 1966 г.

С 1969 г. компания «Агуста» начала лицензионную сборку вертолетов SH-3D в Италии под обозначением ASH-3D. Сто пять машин ASH-3A без противолодочного вооружения были переоборудованы в вертолеты общего назначения SH-3G, последующие варианты с 1971 г. разрабатывались на основе вертолета SH-3H с усовершенствованным противолодочным и электронным оборудованием для наблюдения.

SH-3H является основным вертолетом ВМС США. Кроме того, существует вариант общего назначения - SH-3G, с которого снято все противолодочное оборудование. Девять вертолетов SH-3H переоборудованы для траления мин и обозначаются RH-3A. Они снабжены лебедкой для буксировки трала. Вертолеты SH-3H используются обычно на авианесущих кораблях ВМС и на береговых базах, но уже заменяются вариантами SH-60 «Си Хоук» и «Оушн Хоук»

Восемь вертолетов SH-3, поставленных в Испанию, были модифицированы в стандарт SH-3H, и три из них, оснащенные РЛС, установленными во внешнем надувном обтекателе (похожем на тот, который стоит на машинах «Си Кинг» AEW Mk.3 ВМС Великобритании), предназначены для дальнего радиолокационного обнаружения воздушных целей.

Вариант CH-3B после демонтажа оборудования для морской эксплуатации превратился в вариант SH-3; вариант CH-3C, который был заказан в ноябре 1962 г., имел заднюю погрузочно-разгрузочную аппарель. Получив в компании обозначение S-61R, опытный образец поднялся в воздух 17 июня 1963 г., а первая поставка вертолетов CH-3C была сделана 30 декабря 1963 г.

Вариант CH-3E создан в феврале 1966 г. путем замены двигателей T58-GE-1 мощностью 969 кВт/1300 л.с. на двигатели T58-GE-5 мощностью 1119 кВт/1500 л.с. Позднее несколько машин были переделаны в стандарт HH-3E для авиационно-космической поисково-спасательной службы ВВС США. Они были оснащены броней, самогерметизирующимися топливными баками, убирающейся штангой для дозаправки в воздухе, спасательной лебедкой, пулеметами калибра 12,7 мм и стали называться «Джолли Грин Джайент». Сейчас все эти вертолеты не используются и заменены на вариант HH-60.

Вариант HH-3F «Пеликан» разработан для частей береговой охраны США. Имел современное электронное оборудование для поисково-спасательных работ, но у него не было самогерметизирующихся топливных баков, брони и вооружения варианта HH-3E. Сейчас фактически осуществляется переход к варианту HH-60J «Джейхоук».

Вертолет HH-3F собирался в Италии под обозначением AS-61R; на нем устанавливались усовершенствованные радарная и дальняя радионавигационная системы «Лоран» (LORAN), бортовая ИК-система для обнаружения целей в передней полусфере (FLIR) и навигационная система.

В Великобритании по лицензии в 1969-1994 гг. выпускались различные модификации вертолета S-61. получившие название «Си Кинг» и оснащенные английскими двигателями, оборудованием и вооружением:

HAS Mk.1, Mk.2 - противолодочный вертолет для английских ВМС.

AEW Mk.3 - вариант для дальнего радиолокационного обнаружения. Оборудован РЛС Торн ЕМ1 с антенной, установленной сбоку фюзеляжа и отклоняемой вниз при работе.

HAR Mk.3 - усовершенствованный поисково-спасательный вертолет английских ВВС, в кабине которого могут разместиться 11-19 пострадавших на сиденьях или 6 на носилках.

HC Mk.4 «Коммандо» - многоцелевой и десантно транспортный вертолет для английских ВМС, в кабине которого могут разместиться 28 десантников или 2270 кг груза, а на внешней подвеске - до 3630 кг.

HAS Mk.5 - вариант противолодочного вертолета с усовершенствованным акустическим и электронным оборудованием и с увеличенной взлетной массой до 9525 кг.

Mk.41 - противолодочный вертолет для ВМС Германии.

Mk.42A, В и С - противолодочные вертолеты для ВМС Индии.

Mk.43 и 48 - поисково-спасательные вертолеты для ВВС Норвегии и Бельгии.

Mk.45 и 47 - противолодочные вертолеты для ВМС Пакистана и Египта.

Mk.50 - противолодочный вертолет для ВМС Австралии.

Вертолет S-61 одновинтовой схемы, с рулевым винтом, двумя ГТД и трехопорным шасси. Двигатели расположены в верхней части фюзеляжа под несущим винтом. По краям фюзеляжа установлены мощные стабилизирующие поплавки, в которые убираются две основные стойки шасси. Третье неубираемое и свободно-ориентирующееся колесо шасси размещено в хвостовой части. На вертолете имеются сдвижные двери: кабины летчиков - слева, грузового отсека - справа. Загрузка возможна с рампы с помощью лебедки.

Военно-транспортный вариант способен перевозить 25 десантников и около 2721 или 3630 кг грузов. Скорость погрузочно-разгрузочных работ - одна тонна в минуту.

За более чем тридцатилетнюю историю эксплуатации S-61 было выпущено свыше 3000 вертолетов 13 модификаций, которые имели широкий спектр применения. S-61 имел наибольшее количество модификаций изо всех вертолетов, выпущенных фирмой Сикорского. Во время войны во Вьетнаме на нем выполнялись десантные операции, траление мин и минирование с воздуха. Оснащенный пушкой, S-61 использовался как вертолет огневой поддержки.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ SH-3H
Экипаж, чел. 4
Скорость, км/ч:
максимальная 267
крейсерская 238
Потолок, м:
статический 3200
динамический 4480
Дальность, км:
перегоночная 1000
действия 748
Масса, кг:
максимальная взлетная 9525
нормальная взлетная 8450
пустого вертолета 6108
Максимальная нагрузка, кг:
боевая 500
полезная 2270
Число перевозимых людей, чел.
десантников 26
раненых 15
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 18 90
длина 16,69
высота 5,13
Двигатель, л.с.: ГТД General Electric Т58 GE-10 2 по 1400

В результате подписанного в середине 1960-х годов соглашения с американской фирмой «Сикорский» о лицензионном выпуске вертолетов S-61 на завод английской фирмы «Уэстленд» были отправлены четыре вертолета, послужившие образцами для производства.

Первый английский вертолет «Си Кинг» (G-ATYU/XV370), по сути дела, оказался вертолетом SH-3D американского производства, взлетевшим с площадки в доках Эйвонмот 11 октября 1966 г. Он был среди четырех вертолетов SH-3D (у остальных бортовые номера были XV371- XV373), доставленных морским путем из США в соответствии с соглашением о лицензионном их производстве в Великобритании фирмой «Уэстленд» под названием «Си Кинг». Британские ВМС выработали требования Spec. HAS.Mk.261 к противолодочному вертолету, и доставленные из США вертолеты приняли участие в испытаниях, по окончании которых фирма «Уэстленд» приступила к серийному выпуску.

Первый собранный в Великобритании вертолет «Си Кинг» HAS.Mk.1 начал летные испытания 7 мая 1969 г. Всего фирма «Уэстленд» построила 56 таких вертолетов (XV642 – XV677 и XV696 – XV714). В середине 1976 г. начался выпуск 13 вертолетов HAS.Mk.2, оснащенных более мощными ГТД Роллс- Ройс «Гном» Н.1400 и шестилопастными рулевыми винтами. В сентябре 1977 г. в серию были запущены 15 поисково-спасательных вертолетов HAR.Mk.3 для ВВС Великобритании. В 1979 г. было построено еще восемь вертолетов HAS.Mk.2, включая опытный противолодочный вертолет HAS.Mk.5. Со временем большинство из ранее построенных вертолетов первых модификаций были переоборудованы в варианты HAS.Mk.5 и Мк.6 или в HAR Мк.5. В середине 1980-х годов строились новые машины HAS.Mk.5/Mk.6, в результате чего Королевские ВМС получили 113 противолодочных вертолетов семейства «Си Кинг».

Вертолеты «Си Кинг» HAS Mk.5 имели мощную поисковую РЛС «Си Серчер» в обтекателе над хвостовой балкой, систему радиоэлектронного противодействия (РЭП) MIR-2 «Орандж Кроп», усовершенствованную погружаемую ГАС и акустическую систему GEC-Маркони AQS902 LAPADS. Для размещения нового оборудования размеры кабины были увеличены. Вертолет HAS.Mk.6 оснащался еще более эффективным оборудованием. В результате снижения массы оборудования удалось увеличить запас топлива, а также продолжительность полета на 30 мин.


Первый вертолет «Си Кинг» (G-ATYU/ XV370) был чисто американским вертолетом SH-3D и служил в качестве демонстрационного. Последующие три вертолета (XV371 – XV373) использовались для всесторонних испытаний в соответствии с требованиями ВМС Великобритании к вертолету ПЛО. Поставки серийных вертолетов «Си Кинг» HAS.Mk.1 начались в мае 1969 г.



Вертолет «Си Кинг» Мк.41 для ВМС Германии внешне ничем не отличался от английского HAS.Mk.1. Основное отличие заключалось в том, что размеры грузовой кабины были увеличены для размещения 21 пассажира. Первый вертолет Mk.41 поступил на вооружение 6 марта 1972 г., войдя в состав эскадрильи морских вертолетов MFG.5 на базе Киль-Хольтенау



Вертолет ДРЛО «Си Кинг» AEW.Mk.2 оказался чрезвычайно эффективным. Он мог заранее обнаруживать вражеские самолеты и противокорабельные ракеты и предупреждать об этом свои корабли


Вместо системы РЭП MIR-2 «Орандж Кроп» установили более эффективную «Орандж Рипер», а длину кабель-троса погружаемой ГАС увеличили с 75 до 213 м.

В 1985 г. ВВС Великобритании приобрели еще три поисково- спасательных вертолета HAR. Мк.З, доведя их количество до 19. Среди них был один вертолет, приобретенный в 1980 г. для учебного подразделения в летно-испытательном центре в Бомкомб-Дауне, переданный потом в 202-ю эскадрилью, позднее переименованную в 22-ю эскадрилью поисково-спасательных вертолетов. В начале 1992 г. ВВС заказали еще шесть вертолетов HAR.Mk.3A.

В середине 1971 г. фирма «Уэстленд» приступила к разработке тактического десантно-транс- портного вертолета «Комман- до». Этот вертолет не предназначался для посадки на воду, с него сняли боковые обтекатели-поплавки. Первым покупателем вертолета «Коммандо» стал Египет: ВВС этой страны оформили заказ в начале 1974 г. В 1979 г. британский флот закупил 41 вертолет НС.Мк.4 «Коммандо». Два вертолета «Си Кинг» Мк.4Х (бортовые номера ZB507 и ZB507) были построены специально для испытаний несущего винта, комплекса авионики и бортовых систем, предназначенных для разрабатывавшегося тогда многоцелевого вертолета ЕН Индастриз ЕН-101. Принимая во внимание все перечисленные выше вертолеты семейства «Си Кинг» и «Коммандо», общее число приобретенных Великобританией вертолетов составило 175.

Для других стран фирма «Уэстленд» поставила 147 вертолетов «Си Кинг» и «Коммандо». Для ВМС Германии в 1986 г. переоборудовали поисково- спасательные вертолеты в противокорабельные «Си Кинг» Mk.41, установив на них поисковые РЛС «Сиспрей» Мк.З и ракеты «Си Скьюа». В индийских ВМС на вооружении находились вертолеты «Си Кинг» Мк.42В. Эти вертолеты отличались от стандартных двигателями Роллс-Ройс «Гном» Н.1400-Т1 мощностью по 1465 л. е., несущим и рулевым винтами с лопастями из композиционных материалов и усовершенствованной авионикой.Вертолеты «Си Кинг» и «Коммандо», находившиеся на вооружении Пакистана и Катара, могли нести противокорабельные ракеты Аэроспасьяль АМ39 «Экзосет».

В связи с тем, что ВМС Великобритании не имели авиационных систем ДРЛО, фирма «Уэстленд» модифицировала два противолодочных вертолета

(XV650 и XV704) в вариант ДРЛО AEW.Mk.2A. В состав оборудования вертолетов вошли радиолокационный комплекс Торн-EMI «Серчуотер», постановщики помех для системы наведения противокорабельных ракет типа «Экзосет» и система РЭП MIR-2 «Орандж Кроп». Антенна РЛС размещалась в полусферическом обтекателе с правой стороны фюзеляжа. При стоянке вертолета обтекатель разворачивался назад на 90°. Оба опытных вертолета AEW Мк.2А начали проходить летные испытания в июле 1982 г., находясь в составе 824-й эскадрильи. В вертолет ДРЛО были переоборудованы восемь вертолетов HAS.Mk.2, из которых в ноябре 1984 г. сформировали отдельную 849-ю эскадрилью, расквартированную на морской базе в Колдроузе. Вертолеты AEW.Mk.2A базировались на английских авианесущих кораблях класса «Инвинсибл».



Редкая фотография египетских вертолетов «Си Кинг» Мк.47. По составу оборудования и назначению они соответствуют английским HASA.Mk.2, но могут перевозить десантников



Показанный на фото вертолет «Си Кинг» Мк.48 бельгийских ВМС во многом был идентичен поисково-спасательным вертолетам HAR.Mk.3 английских ВВС, но был оснащен двигателями и шестилопастным рулевым винтом от вертолета HAS. Mk.2. В 1983 г. фирма «Уэстленд» модернизировала вертолеты, установив новое навигационное оборудование и тепловизионную систему на турельной подвеске в носовой части фюзеляжа


В настоящее время вертолеты «Си Кинг» продолжают играть важную роль в британском флоте. Фирма «Агуста – Уэстленд», к которой по наследству перешло сопровождение вертолетов «Си Кинг», занимается их модификацией по запросу заказчиков. Новейшая модификация HAS.Mk.6 входит в состав пяти эскадрилий вертолетов ПЛО британского флота, а ВВС Великобритании имеют две эскадрильи поисково-спасательных вертолетов и еще один вертолет находится на Фолклендских островах в составе 78-й эскадрильи. Сейчас на вооружении Великобритании находится более 100 вертолетов семейства «Си Кинг», которые требуют соответствующего обслуживания. Так что будущее у вертолетов достаточно ясное. Дальнейшего развития вертолета «Си Кинг» не предусматривается в связи с появлением вертолета ЕН-101.


Варианты вертолета Уэстленд «Си Кинг»

Вертолет Уэстленд «Си Кинг» во многом отличался в лучшую сторону по сравнению с американским SH-3D. Английским конструкторам удалось создать универсальную машину, способную не только выполнять задачи ПЛО, но и применяться в качестве противокорабельного, поисково- спасательного и вертолета ДРЛО.



«Си Кинг» HAS.Mk.2

Вертолет «Си Кинг» HAS.Mk.2 появился в результате внедрения технических решений, предназначенных для австралийских вертолетов «Си Кинг» Мк.50, прототип которых впервые полетел 30 июня 1974 г. На вертолете HAS.Mk.2 были установлены ГТД Роллс-Ройс «Гном» Н.1400-1 мощностью по 1600 л. е., адаптированные к условиям жаркого климата и высокогорья. Был установлен новый шестилопастный рулевой винт, позволивший улучшить путевую устойчивость при полете с увеличенной взлетной массой. Перед воздухозаборниками двигателей поставили защитную перегородку. Фирма «Уэстленд» вновь построила только 21 вертолет l-IAS.Mk.2, остальные были переоборудованы из вертолетов HAS.Mk.1. Первый вертолет HAS.Mk.2 (XZ570) впервые взлетел 18 июня 1975 г. В состав оборудования вертолета HAS.Mk.2 вошли погружаемая ГАС Плесси 2069, доплеровская РЛС Декка 71 и тактическая навигационная система.



«Си Кинг» HAS.Mk.1

В 1966 г. ВМС Великобритании заказали 56 вертолетов «Си Кинг». Вертолет выполнил первый полет 7 мая 1969 г., после чего быстро был принят на вооружение под обозначением HAS. Mk.1. Серийные машины имели поисковую РЛС Экко AW391 (MEL ARI.5955), размещенную под обтекателем на верхней части фюзеляжа за пилоном несущего винта. Большая часть авионики размещалась в нижней части носового обтекателя. Вертолеты HAS.Mk.1 были оснащены допле- ровской РЛС Маркони AD580. ГАС Плесси 195, автоматической электронной системой управления и современными для того времени средствами связи. В результате вертолет Уэстленд «Си Кинг» получился более эффективным, чем его американский прототип Сикорский SH- 3D. Вертолет мог брать четыре самонаводящиеся торпеды Мк.44, или четыре глубинные бомбы Mk.11, или одну ядерную глубинную бомбу WE177. В кабине можно было переводить 20-27 десантников. Над входной дверью могла уста навливаться спасательная лебедка грузоподъемностью до 272 кг с переменной скоростью намотки троса. На внешней подвеске вертолет HAS.Mk.1 мог перевозить до 2720 кг груза. К концу 1980 г. все вертолеты HAS.Mk.1 были сняты с вооружения ВМС Великобритании.



«Си Кинг» AEW.Mk.2A, Мк.5, Мк.7

Отсутствие в составе ВМС Великобритании авиационной системы дальнего радиолокационного обнаружения и оповещения (ДРЛО) наиболее ярко было продемонстрировано потерей эсминца «Шеффилд» (выполнявшего роль передового радиолокационного поста) в 1982 г. во время англо-аргентинской войны из-за Фолклендских островов. После этого в экстренном порядке была развернута разработка системы ДРЛО и уже спустя 11 недель появилось необходимое оборудование. Вертолеты «Си Кинг» AEW представляли собой модификации вариантов HAS.Mk.1 и Мк.2. Главным элементом этой системы была поисковая РЛС Торн-EMI ARI.5980/3 «Серчуотер», аналогичная по принципу функционирования станции, применявшейся на морских разведывательных самолетах «Нимрод». Эта станция доказала способность обнаруживать низколетящие цели при любых волнении и погодных условиях, хотя ее оптимизировали для поиска надводных объектов (например, перископов подводных лодок), а не скоростных воздушных целей. Вертолетная РЛС с высоты 3050 м могла на расстоянии 200 км обнаружить цель типа «истребитель». Ее антенна с круговым обзором стабилизировалась в продольной и поперечной плоскостях. Она раз мещалась в надувном обтекателе, изготовленном из ткани на основе волокон кевлара и напоминающим барабан. Обтекатель при нахождении вертолета на земле разворачивался в горизонтальное положение, а в полете устанавливался вертикально. Естественно, что такой громоздкий обтекатель создавал приличное сопротивление, поэтому скорость полета вертолета была ограничена 166 км/ч. Вертолеты «Си Кинг» AEW не имели ГАС, но поисковая РЛС для обеспечения навигации осталась. На вертолете AEW.Mk.2A была установлена система РЭП MIR-2 «Орандж Кроп», но состав остального оборудования был таким же, как на вертолетах HAS.Mk.2. Первый вертолет AEW.Mk.2 полетел 23 июля 1982 г., всего было переоборудовано девять машин.





«Си Кинг» Mk.41, Mk.42/42A и Mk.50/50A

«Си Кинг» Mk.41. Первым зарубежным покупателем вертолетов «Си Кинг» стали ВМС Западной Германии, заказавшие 22 вертолета в поисково-спасательном варианте Mk.41. Этот вертолет был во многом идентичен вертолету HAS.Mk.1, но не имел ГАС и противолодочного оборудования. Он имеет удлиненную кабину за счет переноса на 1,7 м назад заднего шпангоута и два дополнительных наблюдательных блистера. Поставки вертолетов состоялись в 1973 – 1974 гг. В дальнейшем 20 вертолетов Mk.41 прошли модернизацию на немецкой фирме МВВ, в результате чего они получили возможность бороться с надводными кораблями. На вертолеты установили поисковую РЛС Ферранти «Сиспрей» Мк.З для загоризонтного наведения противокорабельных ракет БАЕ Системз «Си Скьюа» и систему обмена данными Ферранти «Линк» II.

«Си Кинг» Мк.42/42А. В 1971 г. ВМС Индии получили первую партию из шести вертолетов Мк.42, а в 1973 – 1974 гг. вторую такую же партию. В основном эти вертолеты были аналогичны машинам «Си Кинг» HAS.Mk.1. Первые шесть вертолетов Мк.42 принимали участие в индо-пакистанском военном конфликте в 1971 г. Вертолеты Мк.42А почти аналогичны по составу оборудования вертолетам английских ВМС «Си Кинг» HAS.Mk.2.

«Си Кинг» Мк.50/50А. В 1975-1976 гг. ВМС Австралии получили 10 вертолетов Мк.50. Они были оснащены ГАС AS/ASQ-13A производства американской фирмы «Бендикс» и системой заправки топливом, позволяющей в полете перекачивать топливо с борта плывущего корабля. В 1983 г. Австралия получила два вертолета Мк.50А для замены вышедших из строя В течение 1990-х годов вертолеты Мк.50/ 50А были сняты с вооружения в связи с поставками американских вертолетов Сикорский S-70B-2 «Си Хоук».



«Си Кинг» HAR.Mk.3/3A, HAR.Mk.5.

«Си Кинг» HAR.Mk.3. В 1975 г. ВВС Великобритании заказали 15 вертолетов «Си Кинг» в поисково-спасательном варианте HAR.Mk.3 для замены устаревших вертолетов Уэстленд «Уэссекс» и «Уирлуинд». Вертолеты HAR.Mk.3 имели удлиненную грузовую кабину, спасательную лебедку, увеличенный объем топливных баков, дополнительные наблюдательные блистеры, шестилопастный рулевой винт и ГТД Роллс-Ройс «Гном» Н.1400-1. Состав авионики был таким же, как на противолодочных машинах HAS.Mk.2, но были добавлены УКВ-радио- станции для связи с полицией, горноспасателями и т. д. В 1978 г. ВВС получили первые три вертолета, а затем еще четыре. Шесть вертолетов, прошедших доработку, вошли в состав 78-й эскадрильи на Фолклендских островах. Они отличались от остальных оборудованием, позволяющим применять очки ночного видения, наличием навигационной системы Рейкал RNS252 «Супер TANS», спутниковой навигационной системы GPS, системой предупреждения о радиолокационном облучении ARI.18228 и средствами постановки пассивных помех в виде тепловых ловушек и дипольных отражателей.

«Си Кинг» HAR.Mk.3A. Эти машины относятся ко второму поколению поисково-спасательных вертолетов, приняты на вооружение ВВС Великобритании. Они имели поисковую РЛС с цветной цифровой картой местности, усовершенствованную систему управления и улучшенные средства связи. Первый из шести заказанных вертолетов был поставлен в 1993 г.

«Си Кинг» HAR.Mk.5. Эти вертолеты представляют собой переоборудованные противолодочные машины HAS.Mk.5. На четырех вертолетах HAR.Mk.5 были установлены поисковые РЛС MEL «Си Серчер».



«Си Кинг» HAS.Mk.5 и HAS.Mk.6

«Си Кинг» HAS.Mk.5. Основными особенностями вертолета были полностью цифровая поисковая РЛС MEL «Си Серчер», ГАС Плесси 2069 и акустическая процессорная система AQS-902 LAPADS, благодаря которой можно было получать сигналы от пассивных или активных гидроакустических буев. Некоторые вертолеты HAS,Mk.5 были оснащены применявшимися на вертолетах SH-3H американских ВМС буксируемыми магнитометрами AN/AQS-81. Большинство вертолетов HAS.Mk.5 (55 единиц) являлись модификациями предшественников (одного вертолета HAS.Mk.1,19 – HAS.Mk.2 и 35 – HAS.Mk.3). Были также построены дополнительные 30 машин. Во время войны в Персидском заливе (1991 г.) английские ВМС использовали там вертолеты для траления мин и противокорабельных операций. Две машины были оснащены системой GPS, средствами снижения теплового излучения AN/ALQ-157, устройствами для отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей М-130, системой предупреждения о радиолокационном облучении, оборудованием для секретной радиосвязи и 7,62-мм пулеметом в проеме грузовой двери. В состав целевого оборудования входили теплопеленгатор «Сэндпайпер» FLIR, система РЭП «Менэджери», ручной тепловизор и система видеосистема «Демон» для поиска плавающих мин. Состав экипажа этих вертолетов пополнила группа из четырех аквалангистов, которые оперативно реагировали на обнаруженные мины и занимались их подрывом. «Си Кинг» HAS.Mk.6. Они являлись дальнейшим развитием вертолетов HAS.Mk.5, но имели более совершенное противолодочное оборудование. Эти машины должны были подготовить английские ВМС к принятию на вооружение вертолетов ПЛО нового поколения ЕН-101 «Мерлин» В состав оборудования входили: новый тактический комплекс, состоящий из цифровой гидроакустической системы AQS-902G-DS, способной одновременно получать информацию от гидроакустических буев, и ГАС Диджитал 2069 с увеличенной глубиной погружения.



«Си Кинг» Мк.42В/42С, Мк.45/45А, Мк.47

«Си Кинг» Мк.42В/42С. Индия стала первым покупателем усовершенствованных вертолетов «Эдвансд Си Кинг», получив 20 машин (двумя партиями в 12 и 8 штук). Они были оснащены двигателями «Гном» Н.1400-1Т, способные работать на больших высотах и при повышенных температурах, несущие винты имели лопасти из композиционных материалов, а рулевые винты – пять лопастей. По бокам фюзеляжа имелись узлы для подвески двух противокорабельных ракет «Си Скьюа». В состав оборудования вошли РЛС MEL «Супер Серчер», гидроакустический процессор AQS-902, погружаемая ГАС HS-12 и система РЭП «Гермес». Вертолеты «Си Кинг» Мк.42С являются многоцелевыми транспортными и поисково-спасательными, по составу авионики они идентичны английским машинам HAR.Mk.3, но в носовой части фюзеляжа имеют поисковую РЛС фирмы «Бендикс». Поставки шести вертолетов Мк.42С состоялись в 1987-1988 гг.

«Си Кинг» Мк.45/45А. Модификация Мк.45 является вариантом ПЛО для Пакистана. В 1975 – 1977 гг. эта страна получила шесть машин. Пять вертолетов были доработаны для борьбы с надводными кораблями, на них разместили противокорабельные ракеты АМ39 «Экзосет». Единственный вертолет Мк.45А был приобретен для замены выбывшего из строя. «Си Кинг» Мк.47. В 1974 г. Саудовская Аравия по просьбе Египта заказала для него шесть вертолетов ПЛО «Си Кинг» Мк.47, которые были идентичны английским машинам HAS.Mk.2. Оборудование на них осталось прежним, но ГАС Плесси 195М была позаимствована от исходной модификации HAS. Mk.1. Поставки начались в 1976 г. В дополнение к противолодочному оборудованию вертолеты Мк.47 имели спасательную лебедку.




«Си Кинг» Мк.43 и Мк.48

«Си Кинг» Мк.43. В 1972-1973 гг. Норвегия получила 10 вертолетов в поисково-спасательном варианте. Они использовались военными и гражданскими организациями. Во многом они были идентичны вертолетам Мк.41. Девять вертолетов Мк.43 были в дальнейшем переоборудованы в вариант Мк.43В, к которым добавились три машины новой постройки. Вертолет Мк.43В уникален в том отношении, что в нем одновременно стояли поисковая РЛС MEL «Си Серчер», носовой метеолокатор производства фирмы «Бендикс/Кинг», новая авионика и турельная установка с теплопеленгатором FUR 2000. «Си Кинг» Мк.48. В 1976 г. Бельгия получила 5 поисково-спасательных вертолетов, представлявших собой варианты английских HAR.Mk.3. По необходимости могли использоваться для VIP-перевозок, доставки десантников, выброса парашютистов, перевозки грузов на внешней подвеске, эвакуации пострадавших, экстренной доставки человеческих органов для трансплантации, полицейского патрулирования. В 1980-х годах цельнометаллические лопасти несущего винта на них заменили на композитные. Все пять вертолетов получили поисковую РЛС Бендикс RDR1500B, теплопеленгаторы FUR 2000F и усовершенствованное навигационное оборудование.




Поделиться