Выставка работ. Уборка рабочего места

«Творчество в искусстве» - Кащей. 1904. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Модерн расцвёл ещё в 90-е годы XIX века. Под игом слаб. Богданова-Белъского. 1915. Художники устраивали выставки под эгидой журнала «Мир искусства». Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 г. в Москве, похоронен на Введенском кладбище. Начало XX века в мире характеризуется большим количеством направлений в искусстве.

«Парк искусств» - Кейфенхоф. Голландия – маленькая страна. Население всей страны составляет 15,3 млн. человек. Цветоводы соревнуются в создании цветочных композиций. Место отправления и прибытия - мельница в парке “Кейкенхоф”. В Голландии очень высокий уровень урбанизации – 88%. Королевство Нидерландов занимает территорию в 41,5 тыс. кв. км, 40% которой ниже уровня моря.

«Вузы культуры и искусства» - Основные проблемы ЭБС с точки зрения вуза. Раздел 7; - Приказ Минобрнауки №323 от 3.09.09. - Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств». Краткосрочные результаты работы в ЧГАКИ (ноябрь 2009 – апрель 2011 гг.). Раздел 4 приложения №4; - Приказ Минобразования №1246 от 27.04.2000.

«Художественный труд» - Основные цели программы: Урок художественного труда Тема урока: Русь белокаменная. 3 класс. Познакомит. Дети знакомятся с ведущими музеями страны. 1 класс. Моя земля. Из опыта работы учителя начальных классов МОУ Пронинской СОШ Соловьевой Т.А. Урок художественного труда Тема урока: Лоскуток к лоскутку.

«Духовная жизнь» - Основные черты. Трудовые. Магическая. Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич www.dmsuslin.narod.ru. Игровая. 3. Образность. §11. Причины появления искусства: Что такое искусство? Биологонизаторские. Особенности искусства. Искусство и духовная жизнь. Истоком искусства стал труд. Работу выполнила Койсаренко Ирина.

«Искусство и духовная жизнь» - Искусство и духовная жизнь. Слуховые Зрительные. Тесная связь с магией. Особенности искусства. Первое искусство. Эстетика. Речевые Изобразительные. Наука, изучающая искусство. Пространственные искусства Временные искусства. 10 класс. Виды искусства. Обществознание. Искусство. Задание: прочитайте в учебнике пункт «Особенности искусства» и перечислите особенности искусства.

Урок «Щепная птица счастья».

Цель: Познакомить учащихся со щепной птицей как элементом декора избы и оберегом от злых сил.
Задачи:
1. Образовательные:
- Углубить познания учащихся о народном декоративно - прикладном искусстве Русского Севера;
- Формировать знания о художественных образах фольклора;
- Научить детей приемам выполнения фигурки птицы с помощью шаблона из бумаги;
- Формировать умение работать с инструкционными картами в процессе изготовления птицы-счастья;
- Формировать активность у детей в процессе творческой деятельности.
2. Развивающие:
- Развивать внимание, воображение, память;
- Развивать творческие и мыслительные способности учащихся, развивать чувства прекрасного;
- Развивать умение работать в парах.
3.Воспитательные:
- Способствовать развитию интереса к изобразительному искусству;
- Воспитывать чувство толерантности, гордости за свой край;
- Воспитывать духовно – нравственный стержень в свете народной культуры.

Тип урока: комбинированный.
Целевая аудитория: ученики 5 класса.
Форма проведения: урок - исследование с элементами творчества.
Время занятия: 40 минут.
Формы организации учебной деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: беседа, эвристическая беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, деятельностный, анализ, творческий, синтез, рефлексия.
Система контроля : контроль учителя, самоконтроль.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, раздаточный материал, бумага, ножницы, клей, фломастеры, ленточки.
План урока:
1. Организационный момент (1 мин)
2. Актуализация знаний учащихся (3 мин)
3. Формирование мотивации (2 мин)
4. Усвоение новых знаний (10 мин)
5. Физкультминутка (1 мин)
6. Повтор правил безопасной работы (1)
7. Применение знаний (15 мин)
8. Подведение итогов (5 мин)
9. Рефлексия учащихся (1 мин)
10. Рефлексия учителя (1 мин)

Технологическая карта учащегося

Этап урока
Метод Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Организационный момент Беседа Ребята, здравствуйте, присаживайтесь! В этом учебном году мы с вами приобщаемся к тайнам декоративно-прикладного искусства. И сегодняшнее занятие – не исключение. Урок я хочу начать с загадки:
Вёрст не считала,
По дорогам не ездила,
А за морем бывала.
Как вы думаете, о чем пойдет разговор сегодня? Мы продолжим говорить о народных промыслах – узнаем, что за птицу называют птицей счастья, из какого материала ее изготавливают, какими символами ее украшали. И изготовим свою птицу счастья. Встают, приветствуют.

Отвечают на загадку. Слайд 1
Актуализация знаний учащихся
Эвристическая беседа
Фронтальный опрос
Каждый человек всю свою жизнь окружен произведениями декоративно-прикладного искусства. Значит, важно его знать и понимать. Ребята, изучая народные промыслы, мы с вами говорили о символах и образах. Посмотрите на их изображения, представленные на доске.
1.Давайте вспомним древние образы, с которыми мы уже познакомились в этом учебном году?
2.А часто ли вы видите эти изображения в повседневной, современной жизни?
3. Ребята, на каких предметах в народном искусстве можно встретить древние изображения?
Верно. И выполняли их не просто так, они были наполнены смыслом, несли определенную информацию.
4.Что они символизируют в русском народном искусстве?
Молодцы!

Отвечают на вопросы.
1.На доске представлены образ Солнца и образ Птицы, образ Женщины, образ Коня.
2.Нет. Их рисовали когда-то давно. Наши предки.
3. На вышитых полотенцах, деревянных изделиях, на посуде.
4. Солнце - символ света и жизни, Птица - знак хорошего урожая, символ счастья и благополучия. Женская фигура-это божество выражавшее представление о земле, которая родит урожай, она продолжательница рода.
Конь - первый помощник крестьянина-земледельца, символизирует грацию и мужество. У древних славян конь служил символом смерти и воскресения, подобно восходящему и заходящему солнцу. Слайд 2,Слайд 3
Формирование мотивации Эвристическая беседа В изделиях народных мастеров – в дереве, камне, глине, на ткани – оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок.
Поисково-исследовательский Ребята, сейчас нам с вами предстоит определить, какие образы на каких предметах народного искусства изображались.
Задание: на слайде и у вас на распечатках в центре четыре образа, а рядом пронумерованы картинки предметов народного искусства с изображением образа. Подобрать соответствующие древнему образу-символу картинки с его изображением. Написать образ и цифры рядом.
Давайте проверим.
Для какого образа не нашлось семьи?
Верно. Как вы думаете, древний образ птицы изображали на предметах народного искусства?
Два образа, на которые мы сегодня обратим свое внимание - образы солнца и птицы всегда привлекали людей, и находили отражение в разных видах народного творчества.
Работа в парах. Отмечают цифрами картинки с образами.
Отвечают на вопросы:
Для образа птицы.
Да, конечно.
Слайд 4 Приложение 1 Слайд 5 Слайд 6
Усвоение новых знаний
Объяснительно-иллюстративный
Деятельностный. Изображение птиц на предметах быта несло огромный философский смысл и значение. Образ птицы – это древнейший символ добра, благополучия. Птица связана с землёй, но ей доступна и свобода неба! Она, как мечта, способна преодолеть пространство и время, вырваться за пределы трудностей, улететь к счастью!
В народе издавна считали, что своим громким щебетом птицы прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. Птица – сказочный персонаж, который умеет не только красиво петь, но и дарить людям радость!
Ребята, давайте вспомним сказочные образы птиц, которые вам известны?

И к нам на урок прилетела необычная, удивительная птица! Это ли ни чудо! Птица эта - не просто игрушка. Она – сила в руках доброго чуткого мастера. Щепная «Птица счастья» – это деревянная игрушка, изготовленная с помощью «щипания» деревянной заготовки. Местом происхождения этого старинного сувенира считается Поморье. В разные исторические эпохи названия у птицы были разные – её называли и «поморский голубок», и просто «гуля», а в православии считали символом святого духа. Но в наше время прижилось название «Птица счастья». Традиционно считается, что резная птичка выполняет функции оберега, хранителя домашнего очага, приносит в дом счастье и благополучие. «Птица счастья» была очень популярной игрушкой в поморских деревнях.
А как же делают таких птиц мы с вами узнаем, прочитав учебник на странице 96.
(Читают учебник).

Отвечают на вопрос («Финист-ясный сокол», А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна-лебедь в «Сказке о царе Салтане…», Жар-птица в сказке Ершова «Конёк-горбунок».)
Ученик читает отрывок. Слайд 7
Музыкальный видео отрывок со звуками птиц.Слайд 8
Анализ

Итак, Из какого же материала изготавливали птицу счастья? А какой новый прием работы с деревом вы узнали? Верно ребята, молодцы. Отвечают на вопрос (из дерева, щипление).
Слайд 9
Физкультминутка
Усвоение новых знаний
Исследо-вание Итак, ребята, мы выяснили, что птица счастья, она же Северная птица, Архангельская птица, деревянная птица, Поморский голубок. Считается, что эта птица приносит счастье. Когда-то ее, как фамильный тотем-оберег подвешивали в переднем, красном углу деревянной горницы, где стоял обеденный стол. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.
Слайд 10

Поисково-исследова-тельский А почему же эту птицу считают чудесной, и почему же ее называют птицей счастья, мы узнаем из одной интересной легенды. Сообщение ученика Приложение 2.

Применение знаний Первичный инструктаж

Творческий Сегодня на уроке мы попробуем сделать свою чудо – птицу счастья из доступного нам материала - бумаги украсим ее символом солнца, а дома вы определите ей место.
Правила охраны труда. Работа с ножницами.
1.Ножницы кладите кольцами к себе.
2.Не оставляете ножницы раскрытыми.
3.Передавайте ножницы кольцами вперед.
4Не машите ножницами, не подносите к лицу.
5.После окончания работы кладите ножницы в футляр.

Объяснение задания: (учащиеся работают в парах по инструкционным картам)
1.Изготовление туловища.
2. Изготовление крыльев.
3.Изготовление хохолка.
4. Изготовление хвоста.
Приклеить нитку.
Украсить символом солнца.

Учащиеся работают параллельно с учителем. (Последовательность выполнения птицы представлены в инструкционных картах.)
Слайд 11
Приложение 3.
Слайд 12
Подведение итогов

Рефлексия
учащихся Синтез

Эмоцио-нальная рефлексия Итак, наше занятие подходит к концу. Расскажите, что нового узнали на уроке?
Мы с вами сделали птицу – символ добра, мира, любви! Бережно возьмите птицу своими руками, чтоб она слышала биение вашего сердца, читала помыслы вашей души. Представьте, что вы держите в руках настоящую птицу счастья. Какое пожелание вы загадали бы ей?
Загадайте желание себе, семье, классу, а может быть школе. А птичка возьмёт на себя роль нести это желание. С этой минуты поверим, что оно сбудется.
И вам, ребята домашнее задание: «Составить рассказ о своей птице Счастья» о мечте, которую она должна нести и исполнить.
У вас на столах есть смайлики, отображающие эмоциональное состояние. Поднимите вверх смайлик, который выражает ваше настроение сегодня. Делают выводы.

Учащиеся высказывают пожелания.
Учащиеся записывают домашнее задание.
Обводят подходящий знак
Слайд 13

Рефлексия
учителя Эмоцио-нальная рефлексия Сегодня мы сотворили чудо! Мы делали одинаковые птички, но у всех они получились разные. Я считаю, что все сегодня на уроке справились с заданием и заслужили высоких оценок.
А я скажу своё пожелание: (птицу поднимаю высоко вверх) «Я помещаю птичку в поднебесье. Пусть вам сопутствует удача, пусть у вас вырастут и расправятся крылья, как у нашей птички, и чтоб вы стали надёжной опорой для ваших родителей».
Спасибо за активную творческую работу!
Всего доброго. До свидания!
Методическая литература:
1. Березина Л.Ю. Графы и их применение. М.: Просвещение, 1979.
2. Богуславская И. Я. Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собр. Гос. Рус. музея: сборник / cост.. - 2-е изд., перераб. и доп. - Л. : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1981.
3. Богуславская И. Я. Народное искусство. Исследования и материалы: сборник статей. СПб.: Издатель Иозеф Киблицкий, 1995.
4. Богуславская И. Я. Северные сокровища: о нар. искусстве Севера и его мастерах. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980.
5. Дмитриева С. И. Традиционное искусство русских Европейского Севера: этнографический альбом. М.: Наука, 2006.
6. Миловский, А. Народные промыслы: встречи с самобытными мастерами. М.: Мысль, 1994.
7. Неменский Б.Н. Мудрость красоты: О пробл. эстет. воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение 1987.
8. Неменский Б.Н. Культура-искусство-образование: М. Центр "ХКО" 1993.
9. Ружникова Е. И.; сост. Т. М. Кольцова Народная культура Русского Севера: Гос. музейное объединение "Худож. культура Рус. Севера". - Архангельск, 1997.
10. Уханова, И. Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов Русского Севера конца XVII - XIX веков: СПб.: Дмитрий Буланин,
11. Художественная обработка дерева: сб. материалов науч.- практ. конф. / составители Н. П. Мальцева, С. В. Просина. - М. : Гос. респ. центр рус. фольклора, 2003. - 159 с. - (Сохранение и возрождение фольклорных традиций / М-во культуры Рос. Федерации, Гос. респ. центр рус. фольклора; вып. 12).
12. Щуров, Г. С. Очерки истории культуры Русского Севера, Архангельск, 2004.

«Уроки искусства» - Методы работы: Профессиональная педагогическая деятельность. Награждение. Методическая проблема: Львенок на острове. Кабинет ИЗО. Оформление школы. 1 этаж. Награждена благодарственным письмом Ужурской детской школы искусств. Научно- исследовательская работа. Главная идея моей педагогической системы работы:

«Синтез искусств» - Основные формы синтеза искусств. XII век. Готический стиль сменяет романский во второй половине 12 века. XIII век. Монументальная живопись захватывает не только стены, но и своды, купола и окна, где появляется разноцветные витражи. Софийский собор в Киеве. Собор Нотр-Дам в Реймсе. В 11-13 веках по всей Западной Европе возникало множество соборов, относящиеся к готическому стилю.

«Математика в искусстве» - Единство науки и искусства – важнейший залог последующего развития культуры. Красота является самым крепким связующим звеном между наукой и искусством! Искусство, потерявшее луч Истины, погружается в мир декаданса. Васильев Мокрый луг. Математика, Гармония, Красота. Не стоит наводить «математический » порядок в искусстве.

«Духовная жизнь» - Особенности искусства. Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич www.dmsuslin.narod.ru. Истоком искусства стал труд. Работу выполнила Койсаренко Ирина. Искусство и духовная жизнь. Биологонизаторские. Основные черты. Игровая. 3. Образность. Причины появления искусства: Магическая. Трудовые. §11. Что такое искусство?

«Вузы культуры и искусства» - Пример решения организационно-технологических задач в ЧГАКИ. 1. Правовые задачи вузов: Должностные инструкции ППС. «О роли вузов культуры и искусств в создании электронно-библиотечных систем». ФГОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств». Основные проблемы ЭБС с точки зрения вуза.

«Творчество в искусстве» - Рыбацкий баркас. 1920-е. Васнецов становится действительным членом Академии художеств. По окончании Академии ездил за границу. Возник во Франции в противовес натурализму. Портрет писателя Д. А. Фурманова. 1922. Творчество Бакста Л. «Илья Муромец», 1914 г. В 1898 году было создано сообщество «Мир искусства».

Всего в теме 15 презентаций

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 8

Здравствуй, птица Счастья! /Конспект урока, 8 класс./

Цели:

  • Воспитание духовно – нравственного стержня в свете народной культуры.
  • Расширение познавательных интересов учащихся в декоративно – прикладном творчестве.

Задачи:

  1. Расширить знания учащихся в технике оригами, бумагопластике.
  2. Привить эстетическое развитие чувства вкуса, ритма, соразмерности;
  3. Расширить знания о законах дизайна, оранжировки.

Проблема: Создание птицы счастья.

Техника: Оригами, ажурное моделирование.

Оборудование:

1. учащимся:

  1. фльбомный лист;
  2. заготовки из машинописной бумаги – ажурный хвост, крылья, подгрудок, хохолок;
  3. ножницы;
  4. клей;
  5. бумага;

2. учителю:

  1. то же, что учащимся;
  2. предметы быта с изображением птиц (разделочные, пряничные доски, полотенца, глиняные свистульки, Городецкая птица-солонка,
  3. ковш – птица – хохлома, скопинская керамика),
  4. архангельская щепная птица;
  5. иллюстрация Сирина и Алконоста;
  6. видеофильм “Птица счастья” - 3 мин., аудиозапись “Голоса птиц”.

План урока:

  1. Сообщение темы
  2. Беседа-рассказ о птице
  3. Просмотр видеосюжета
  4. Объяснение задания
  5. Выполнение работы

Итог урока

Оформление доски:

  • Архангельская щепная птица (деревянная).
  • Оригами.
  • Ажурное моделирование.

Ход урока

Учитель. Страна наша богата талантами, глубоки её исторические и культурные корни, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и зарубежом. Во многих её уголках – селениях, деревнях, аулах – продолжают жить интереснейшие ремёсла, уходящие корнями в глубокую древность.

В изделиях народных мастеров – в дереве, камне, глине, на ткани – оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок.

Один из таких образов – п т и ц а. Птица – сказочный персонаж, который умеет не

только красиво петь, но и дарить людям радость!

Изображение птиц на предметах быта (прялках, разделочных досках, избах, вышивке и в народной игрушке) несло огромный философский смысл и значение.

Эта птица не просто игрушка. Она – сила в руках доброго чуткого мастера.

Весна – время прилёта птиц. Весна – это возрождение нового солнышка. Ожидая птиц, мы хотим, чтоб они принесли нам солнышка, а значит, и тепла.

С прилётом птиц на душе становится теплее, светлее, радостнее.

Сохранились легенды, рассказывающие о чудесных птицах - это Птица - Жар из золотой хохломы, это птицы Сирин и Алконост из русских былин, это Архангельская щепная с Далёкого Севера.

Просмотр видеосюжета об удивительном мастере Александре Ивановиче Петухове, руки которого творят добро и красоту.

Легенда: На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: “Что же ты хочешь?”

Тихо-тихо прошептал мальчик: “Хочу увидеть солнышко…”. А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.

Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он как можно помочь сыну.

Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи.

Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: “Ну, вот и солнышко!”

С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её “святым духом”, хранительницей детей, символом семейного счастья.

Сам мастер признаётся, что его птицы немного отличаются от тех, что были в старину. Те были проще, неказистее. Объяснение этому вот какое: в старину считали, что основателем каждого рода был домовой. Согласно поверью, чтобы задобрить его, нужно вырезать из дерева его фигуру, и непременно пятьюдесятью двумя прикосновениями к дереву ножа или топора, ни больше, ни меньше, - по числу недель в году. Вот и выходило не очень гладко даже у самого удалого мастера.

Течёт речка не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит,
И вновь за излучиной
Нас ожидают чудеса.

Учитель.

У нас в классе красуется щепная птица. Привезла её я из одной поездки. Это ли ни чудо! С далёкого севера птица поселилась у нас в классе, в нашей школе. Сегодня на уроке мы попробуем сделать свою чудо – птицу счастья из доступного нам материала - бумаги и определим ей место.

Объяснение задания: /учащиеся работают параллельно с учителем/

1. Альбомный лист свернуть по диагонали так, чтоб получился квадрат; лишнее отрываем.

Складываем из квадрата птичку - техника оригами (оригами – искусство складывания из бумаги, в переводе с японского означает “сложенная бумага”. Зародилась более тысячи лет назад).

2. Склеить заготовки: хвост, хохолок, подгрудок /для этого прямоугольный лист печатной бумаги сложить в гармошку шириной в 1 см; маленькими ножницами сделать подсечки/.

Для хвоста понадобится один печатный лист; сложить пополам, склеить.

Для хохолка и подгрудка – один печатный лист разрезается на две части, каждая часть сворачивается пополам и склеивается.

Всего нужно три печатных листа. Ажурные заготовки желательно сделать на предыдущем уроке.

3. Проделываем отверстие в туловище птицы. Для этого заготовку – туловище сложить пополам поперёк. На сгибе вырезать сквозную щель, разложить заготовку- туловище – получим сквозное окошко.

4. Вставляем в полученное окошко ажурные крылья, расправляем их.

5. Приклеиваем хвост, хохолок, подгрудок.

6. Украшаем птицу. Нарезать 2-3 полоски бумаги шириной 0,5 см, завить их с помощью ножниц и приклеить по усмотрению.

Мы с вами сделали птицу – символ добра, мира, любви!

Бережно возьмите птицу своими руками, чтоб она слышала биение вашего сердца, читала помыслы вашей души. Представьте, что вы держите в руках настоящую птицу счастья. Какое пожелание вы загадали бы ей?

Ученики. Хорошо учиться, быть здоровым, счастья родным и близким.

Учитель. Загадайте желание себе, семье, классу, а может быть школе. А птичка возьмёт на себя роль нести это желание. С этой минуты поверим, что оно сбудется.

А я скажу своё пожелание: “Пусть вам сопутствует удача, пусть у вас вырастут и расправятся крылья, как у нашей птички, и чтоб вы стали надёжной опорой для ваших родителей”. Я помещаю птичку в “поднебесье” /птица в состоянии парения/.

А мы под её крыльями будем ощущать добро, тепло и любовь.

Сегодня мы сотворили чудо! Мы делали одинаковые птички, но у всех они получились разные. Я считаю, что все сегодня на уроке справились с заданием и заслужили высоких оценок.

Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали:

Добрее сердцем,
Теплее душой,
Возвышеннее духом”.



Поделиться