Все интересное в искусстве и не только. Витражное искусство Louis Comfort Tiffany

Луис Комфорт Тиффани (1848 — 1933) — американский художник и дизайнер, представитель модерна.

Международное признание Тиффани принесли его изысканные изделия из стекла: витражи, абажуры, бижутерия.

Произведения Луиса Комфорта Тиффани украшают храмы и частные дома.

"Они наследуют Землю." Tiffany Glass Window

Родился в Нью-Йорке, в семье основателя ювелирной фирмы «Тиффани и Ко» — Чарльза Льюиса Тиффани.

Выросший в роскоши и окруженный красивыми вещами, Луис Комфорт Тиффани решил посвятить себя искусству.


Обучался живописи у Джорджа Иннесса и Сэмюэля Колмена в Нью-Йорке, и в Париже у Леона Байли.

В 1876 году состоялась экспозиция работ Тиффани на Всемирной выставке в Филадельфии, а в 1877 году он стал одним из учредителей "Общества Американских художников"

Крупнейшая в мире коллекция его ювелирных и стекольных изделий находится в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке.

Изобретенный им способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги, а также новые виды созданных им стекол, произвели революцию в художественном стеклоделии.

А техника Тиффани стала самой распространенной во всем мире для создания витражей, ламповых абажуров и других произведений декоративно-прикладного искусства из цветного стекла.

Свинцовые прутья, использовавшиеся в течение многих веков для соединения стекол между собой, казались Тиффани очень грубыми:

он хотел создавать филигранно-тонкие и сложные произведения. Он нашел собственный заменитель свинцовым прожилкам в виде медных полосок, вырезанных из металлического листа.

Они приклеивались к стеклу пчелиным воском и спаивались между собой при помощи олова.

Таким образом стало возможно соединять мельчайшие кусочки стекла и создавать сложные объемные формы.

Первоначально техника медной фольги применялась им для создания ламповых абажуров, и только позже — для витражей.
Иногда Тиффани использовал сочетание двух техник в одном произведении, сочетая свинцовую проволоку с медной фольгой.

Собственно изобретателем опалесцентного стекла (или стекла Тиффани) является Джон Ла Фарж, который уже в 1875 году использовал опалесцентное стекло для витражей. Через некоторое время и другие художники обратили внимание на новый вид стекла и стали сами экспериментировать в этой области или просто копировать стекла Ла Фаржа. Тиффани не был исключением. Дважды он работал вместе с Ла Фаржем в его мастерской в Бруклине.

Впоследствии Тиффани поставил изготовление опалесцентного стекла и предметов из него на коммерческую основу.

При этом он заключил с Ла Фаржем соглашение о том, что ламповые абажуры, витражи из опалесцентного стекла и само это стекло будут носить имя Тиффани как второе название.

Опалесцирующий эффект такого стекла получается, если добавить в состав сырья замутняющие вещества (олово или жженую кость).

При добавлении костяного пепла в расплавленной массе образуются крохотные капельки фосфатного стекла, которые «глушат» (замутняют) стекло.

Эффект такого стекла состоит в том, что оно не столько пропускает свет, сколько его преломляет. В зависимости от массы непрозрачных веществ можно получить различные степени опалового эффекта.

Фирменным знаком Тиффани стало иризирующее стекло. Его можно получить, если посыпать уже готовое, но еще не охлажденное стекло металлическими крупинками. При этом на поверхности пластины образуется металлический глянец, который переливается всеми цветами радуги.

Иризирующее стекло также изготавливали уже до Тиффани, но только благодаря ему оно стало по-настоящему известно.

Складчатое стекло или «драпировки», также прославило имя Тиффани. Его получают, деформируя еще мягкую пластину стекла в процессе производства.

Сам Тиффани использовал «драпировки» и «складки» в больших витражах для фонов в виде растительных мотивов или для изображения листвы деревьев.

Стекло для Тиффани — это прежде всего цвет.

Как живописец на палитре, так и он в процессе производства стекла смешивал различные тона и «рисовал» ими свои картины. Он чрезвычайно тщательно подбирал цвета и, если необходимого тона не было в одной пластине стекла, он складывал три или четыре стекла друг на друга по так называемому «сэндвич-методу», пока не получал желаемого тона

Иногда технику Тиффани неверно отождествляют со стилем Тиффани. Под Тиффани-стилем подразумевают яркие лампы классических форм с преобладающими натуралистическими мотивами и пестрые витражи насыщенных цветов, изображающие природные мотивы и пейзажи.

Многие работы Тиффани имеют особую притягательную силу, хотя современному зрителю они могут показаться слишком яркими и перегруженными. Когда пытаются объяснить этот эффект, невольно сравнивают произведения Тиффани с живописными картинами.

Творчество Тиффани всегда находилось между реалистической манерой изображения и стилизованной, близкой средневековым витражам. Без росписи поверхности стекла он создавал витражи, которые могут сравниться только с картинами. Однако сам Тиффани не считал, что пытается копировать природу. Он интерпретировал ее глазами художника

Льюис Комфорт Тиффани (Louis Comfort Tiffany (1848-1933)) остался наиболее ярким представителем витражного дела стиля Арт Нуво. Сын богатых родителей (его отец Чарльз основал ювелирную фирму «Тиффани и К», младший Тиффани изучал живопись в Париже и путешествовал по Франции, Испании и Северной Африки. Огромное впечатление на него произвели витражи Шартрского собора. Тогда же он знакомиться с идеями «Движения искусств и ремесел» Морриса, что повлияло на выбор Тиффани в пользу декоративного искусства.

На фоне всеобщего экономического подъема возрос интерес к роскоши в быту. Созданная Льюисом в 1879 г. вместе с Самуэлем Колеманом и Кандансом Уиллером фирма «Луис К. Тиффани и Ассошиэйтед Артистс» предлагала широкий выбор дорогих высокохудожественных изделий для интерьеров домов – мебель, текстиль, стекло, разработку дизайна интерьеров. В 1882 году фирма Тиффани получила заказ на оформление интерьера белого Дома от Президента США Честера Артура (через 20 лет декорации Тиффани были уничтожены при воссоздании неоклассического стиля Белого Дома). В течение 1880-1890 х годов Тиффани обставлял дома Вандербильтов, Осборнов, Тейлоров, Карнеги, Марка Твена и др.

В 1883 году компания Тиффани разделилась, и Льюис полностью переключился на дизайн стекла. Его не удовлетворяла технология росписи по стеклу – по его мнению, это принижало природную красоту и возможности стекла.

Успех Тиффани в первую очередь стал возможен благодаря широкому применению новой техники сборки витража. Раньше витражисты отдельные кусочки цветного стекла скрепляли свинцовым или иным Н- образными переплетами и пропаивали места стыков. Согласно новому способу сборки витража, который впоследствии получил название «техника Тиффани» (Tiffany), каждый вырезанный кусочек стекла сначала по всему периметру торца оборачивался тонкой медной лентой. Ширина ленты немного превышала ширину стекла и края ленты загибались на плоскость стекла. Выложенные, согласно эскизу, стекла, обернутые фольгой, спаивались оловом с двух сторон по местам загибов ленты. В результате получали стекла, скрепленные легким надежным оловянным каркасом. Новый способ позволил ширину протяжки свести к минимуму и придать неповторимую изящность витражам, в отличие от витражей с широкими свинцовыми переплетами. Новый способ позволял собирать витражи из сколь угодно мелких кусочков стекла, что сильно увеличивало их зрелищность. Кроме того, этот способ позволил собирать витражи не только в плоскости, но и объеме, чем Льюис Тиффани с большим успехом пользовался, создавая плафоны для ламп.

Большое внимание Тиффани уделял и разработке новых видов стела. Льюис воссоздал технологию получения стекла с люстровым эффектом – стекло "fabril" («пламенеющий»). Металлический порошок наносился на поверхность стекла плотным слоем, после чего поверхность обрабатывалась парами, содержащими оксид металла. В 1880 году Льюис основал на Лонг-Айленде стекольную компанию «Сторбридж», где продолжил эксперименты с оксидами золота, серебра, меди, кобальта и даже рана. Такое стекло производилось не только в США, хотя оно известно как «американское». Похожие стекла производились в Англии, во Франции, Австрии, Богемии, но Тиффани первым начал производить художественное стекло в промышленных масштабах.

В 1890-х гг. в Нью-Йорке существовало более 60 различных дизайнерских фирм, и почти все они работали со стеклом. Но реальным конкурентом Тиффани был только Ла Фарж. Оба разрабатывали собственные технологии производства стекла и каждый достиг высочайшего качества работы в области витражей. Независимо друг от друга конкуренты стали применять технологии многослойного стекла в витражах для достижения нужного цвета или оттенка. Известно применение до трех слоев. Тиффани нанимал лучших стеклодувов и химиков из Англии и Италии для осуществления своих экспериментов, а при необходимости и выпекал единственный оригинальный кусок стекла. Тиффани монополизировал рынок стекла.

На Чикагской международной выставке 1893 году была представлена капелла Тиффани. Мозаики и витражи капеллы из «пламенеющего» стекла, перламутра и полудрагоценных камней были восторженно приняты публикой, и Тиффани приобретает мировую известность. Еще в середине 80-х гг. Льюис организовал подразделение для производства витражей на религиозные сюжеты по заказам католической церкви. Капелла, созданная Тиффани, соединила византийский стиль с современным вкусом. Она включала 12 витражных окон и предметы интерьера из цветного стекла. Тиффани получил огромное количество призов и медалей за эту работу.

В том же 1893 году Льюис знакомится с главным меценатом Арт Нуво – С. Бингом. Галерея Бинга "L"Art Nouveau" была центром притяжения всех идей и имен «нового искусства». В 1895 году Бинг посетил мастерские Тиффани и организовал в Париже заказы на эскизы для витражей Тиффани, часть из которых была воплощена в жизнь. Тиффани оказался вовлеченным в парижский круг знакомств. Одним из его желаний было доказать, что ни одна из картин не может добиться той яркости цвета и света, как его витражи. В 1900 году Бинг выставил окна Тиффани «Четыре сезона» в Лондоне, где они были удостоены специальной медали.

Тиффани производил окна в промышленных масштабах, но отслеживал каждый вариант эскизов: сюжеты окон на мифологические, библейские, исторические темы, пейзажные известно несколько абстрактных сюжетов (в общей сложности было выпущено не менее 5000 окон). На 1905-1910 годы пришелся пик в производстве окон Тиффани. Но с началом первой мировой войны спрос на них значительно сократился. В 1920 году Льюис уходит от дел, но его компании по прежнему выпускают «окна Тиффани», хотя их качество заметно снижается.

Другим, не менее известным, направлением работы Тиффани были лампы. В 1885 году Льюис знакомится с изобретателем электрической лампочки Т. Эдисоном. Совместно с ним он работает над интерьерами театра «Лицеум» в Нью-Йорке. На лампы шли обрезки стекла, оставшиеся от окон. Каталог ламп (1906 года) включал более 300 образцов, в том числе роскошные торшеры и люстры. Пожалуй, наиболее известна его лампа «Стрекозы» (дизайн Клары Дрискал).

В одной очень состоятельной, а правильнее - богатейшей семье, родился мальчик, наследник империи - ювелирной империи Тиффани. Мальчик рос несколько безалаберным и безответственным, он не смог, или не захотел окончить школу, и не проявлял никакого интереса к семейному бизнесу. А вот это, с точки зрения отца, был кошмар. Отец считал его шалопаем. Ну и действительно, не интересуясь бриллиантами, рубинами, изумрудами, мальчик с увлечением играл цветными стеклами. Папочка не знал, что его сын станет одним из самых значительных художников Америки.

Луис Комфорт Тиффани родился одновременно с Французской революцией - в 1848 году. В юном возрасте он заявил семье, что собирается посвятить свою жизнь поискам истинного искусства, и в 1865 году, в возрасте 18 лет, оправился в Европу обучаться живописи. Но живописцем ему стать было не суждено. Его судьба была другой. Путешествуя по миру, он изучал разные культуры и стили искусства — начиная с древнеегипетского и заканчивая современным ему модерном. Переломным моментом его путешествия, да и вообще его жизни, стало посещение Шартрского собора. Витражи ХII века поразили его. Он назвал их «примером совершенной красоты». Он был заворожен светом, льющимся сквозь многоцветные стекла. Это была встреча с Судьбой. Он нашел свой материал. Но это было только начало.


Для Тиффани учиться значило искать. Его творческий путь часто называют «крестовым походом за новой эстетикой». Поставленная в юности цель - поиск новой красоты - вдохновляла его всю жизнь.

Сильный отпечаток на дальнейшую творческую судьбу Тиффани наложило его знакомство с «Движением искусств и ремесел» Уильяма Морриса. Возможно, этим встречам мы обязаны такому явлению в искусстве, как американский модерн, одним из родоначальников которого был Луис Тиффани.

Эпоха модерна была второй кульминационной точкой расцвета витражного искусства в истории всемирной культуры. Первой была готика. Благодаря Луису Тиффани и некоторым другим художникам-модернистам художественное стекло получило второе рождение.

Увидев витражи Шартра, он мечтает создать стекло, подобное тому, что варили средневековые стеклоделы. Возможности стекла были очень ограничены, а искусство витража почти забыто. Он мечтает о возрождении.
И начались долгие эксперименты. Как сделать стекло более прозрачным? Как с помощью стекла передавать бесконечное многообразие красок природы? Как сочетать стекло с другие материалами?

В 1879 году он основывает фирму «Луис Тиффани и ассоциация художников». В нее он привлекает не только архитекторов, проектировщиков, художников, но и талантливых химиков. Поиск расширения возможностей стекла продолжается.

Возможно, что успеха ему помогла добиться необыкновенная вера в «свой» материал. Результаты превзошли ожидания. Он смог сварить стекло, по качеству подобное стеклу в готических витражах. Но также он получил и новые виды стекла. Самое известное из них Тиффани назвал «favrile», что в переводе с латыни означает «рукотворное»; есть у него и другое название - «пламенеющее», потому что оно переливается всеми цветами радуги и больше напоминает металл, нежели стекло.

Казалось, что в работе для него не было преград, не было невыполнимых задач. Чего стоит один стеклянный занавес весом в 20 тонн, который он спроектировал и создал для Национального театра в Мехико! А уникальная технология изготовления витражей, которая с тех пор носит имя Тиффани!

Рассказывают, что появление знаменитых абажуров Тиффани были почти случайностью. Первоначально их изготавливали из осколков, оставшихся от производства больших витражных полотен. Но именно они до сих пор ассоциируются с именем Тиффани. В некоторых из них количество элементов - крошечных стеклянных кусочков - доходит до тысячи.

Он стал знаменит: его заказчиками были самые богатые люди мира, включая президента США Честера Алана Артура, который приглашал Тиффани для оформления некоторых помещений Белого дома. Но он прекрасно понимал, что лишь единицы могут позволить себе купить витраж. А ему так хотелось украсить жилища простых американцев! Именно поэтому было налажено производство выдувных сосудов из фаврильского стекла. И сейчас, по прошествии 100 лет, большинство домов Америки и Европы украшены витражами и светильниками в технике «Тиффани».












Это лишь вопрос воспитания и образования; пока человек не научится отличать
прекрасное от ужасного, он не сможет жить в мире настоящих произведений искусства.
Л.К. Тиффани

Имя известного американского ремесленника и предпринимателя Луиса Комфорта Тиффани (Louis Comfort Tiffany) сегодня известно каждому, благодаря всемирной популярности ювелирного бренда Tiffany & Co, основанного в Нью-Йорке ещё в 1837 году отцом художника – ювелиром Чарльзом Льюисом Тиффани (Charles Lewis Tiffany). Найдется немного людей, плохо знакомых с роскошными витражными лампами на скульптурных бронзовых постаментах, ознаменовавших расцвет американского . Луис Комфорт Тиффани был выдающимся мастером по керамике, эмали и металлу, он проектировал также интерьеры, оранжереи и сады, но вся полнота его чувственного гения раскрылась именно в работах с цветным стеклом – в его грандиозных религиозных и пейзажных витражах, орнаментальных флористических абажурах и выдувных сосудах.

Патенты и изыскания

Луис Тиффани был хорошо знаком с работами и других адептов британского движения «Искусства и ремесла», он также внимательно следил за творчеством французского мастера-стеклодува Эмиля Галле (Emil Gallé) и своего соотечественника Джона Ла Фарджа (John La Farge, 1835-1910). Но произведения самого художника уникальны по своему классическому образному языку с легким налетом академизма также во многом и благодаря множеству технологических изысканний и находок мастера. Тиффани удалось разработать и запатентовать несколько революционных технологий и рецептов производства художественного цветного стекла, самым известным из которых стала техника многослойного выдувного стекла с примесями металлических солей Favrile. Его инновационные методики позволяли создавать стекло со сложной переливчатой тонировкой и эффектом перламутрового блеска, благодаря этому ему и удавалось столь тонко и реалистично передавать сложные камерные состояния природы и глубокую чувственность библейских персонажей. Многие работы Луис Тиффани выполнял в сотрудничестве с участниками своей творческой студии, например, с Агнес Нортроп (Agnès Northrop) и Фредериком Вилсоном (Frederick Wilson).

Свои запатентованные приемы мастер использовал и для создания и коммерческой продукции – настольных ламп, торшеров, и фужеров, которые получили в своё время невероятную популярность среди представителей американской аристократии и среднего класса. Луис Тиффани был также пионером в сфере массового производства, он знал, какими эстетическими находками порадовать и менее состоятельных граждан.

Витраж «Лесной пейзаж»

Как и Уильям Моррис, Тиффани возводил роскошные сады, которые служили для него и предметом вдохновения, и материалом для творческих наблюдений и зарисовок. Он проводил много времени в своем загородном доме Laurelton Hall на Лонг-Айленде, и все его легкие и трепетно-волнующие глицинии, ирисы, кувшинки, маки и стрекозы родом оттуда.

Признание и перипетии истории

Гений Луиса Комфорта Тиффани был признан молниеносно и повсеместно! Его работы, выставляемые на всех международных салонах декоративного искусства неизменно получали гран-при или золотую медаль. А после парижской выставки 1900 года Тиффани был удостоен национального французского ордена Почетного легиона (!) с пожизненной пенсией.

В качестве декоратора Тиффани работал над интерьерами дома Марка Твена, а также оформил несколько гостиных в Белом Доме, но его самым выдающимся интерьерным проектом стал интерьер собственной загородной резиденции Laurelton Hall (1902-1905), который, к большому сожалению мирового культурного сообщества, был практически полностью утрачен в пожаре 1957 года. Там погибли и лучшие витражные панно мастера, украшавшие его рабочую и ученическую студию. От дома уцелела лишь колоннада террасы с ажурными цветочными капителями из застекленной керамики, которая сегодня входит в коллекцию нью-йоркского музея «Метрополитен».

Витражный триптих «Осень» , 1923

Витраж «Попугаи и аквариум с золотой рыбкой»

Витражное панно «Осень» , 1899-1900

Витраж «Девушка, кормящая фламинго» , 1892

Витраж «Пейзаж с греческим храмом» , 1900

Настольная лампа «Глицинии»

Настольная лампа «Стрекозы» , 1900

Настольная лампа «Киприот» с керамическим основанием, 1895

Ваза «Февраль»

Настольная лампа «Летучая мышь»

Настольная лампа «Лилии» с стеклянными плафонами в технике Favrile, 1912

Гребень «Стрекозы и одуванчик»

Кованная решетка «Павлины », изготовленная по эскизам Луиса Тиффани

Гостиная в доме Марка Твена, 1880-е гг.

Столовая в доме Марка Твена, 1880-е гг.

Оранжерея в доме Марка Твена, 1880-е гг.

Капитель колоннады Laurelton Hall, 1902-1905 гг.

Учебная студия и кабинет Луиса Тиффани в Laurelton Hall

Луис Комфорт Тиффани - американский художник и дизайнер, представитель модерна. Международное признание Тиффани принесли его изысканные изделия из стекла: витражи, абажуры, бижутерия. Произведения Луиса Комфорта Тиффани украшают храмы и частные дома. Крупнейшая в мире коллекция его ювелирных и стекольных изделий находится в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке. Изобретенный им способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги, а также новые виды созданных им стекол, произвели революцию в художественном стеклоделии. А техника Тиффани стала самой распространенной во всем мире для создания витражей, ламповых абажуров и других произведений декоративно-прикладного искусства из цветного стекла.

Louis Comfort Tiffany. Витраж "Образование". 1890г. Мемориальный витраж Читтендена. Йельский университет .

В 1890 году Льюис Комфорт Тиффани спроектировал и изготовил в своей Tiffany Studios витраж "Образование" для Йельского университета. Левая часть посвящена Искусству и его атрибутам: Форма, Цвет, Образ. В центральной части окна изображена наука - аллегории: Преданность, Труд, Истина, Исследования, Интуиция.

Изображения между колоннами посвящены Религии и логически связывают три сферы деятельности. Правая часть витража изображает Музыку и её составляющими: Ритм, Мелодия,Гармония,Стих, Голос.

Иногда Тиффани использовал сочетание двух техник в одном произведении, сочетая свинцовую проволоку с медной фольгой. Иногда технику Тиффани неверно отождествляют со стилем Тиффани. Под Тиффани-стилем подразумевают яркие лампы классических форм с преобладающими натуралистическими мотивами и пестрые витражи насыщенных цветов, изображающие природные мотивы и пейзажи. Многие работы Тиффани имеют особую притягательную силу, хотя современному зрителю они могут показаться слишком яркими и перегруженными. Когда пытаются объяснить этот эффект, невольно сравнивают произведения Тиффани с живописными картинами. Творчество Тиффани всегда находилось между реалистической манерой изображения и стилизованной, близкой средневековым витражам. Без росписи поверхности стекла он создавал витражи, которые могут сравниться только с картинами. Однако сам Тиффани не считал, что пытается копировать природу. Он интерпретировал ее глазами художника.

* * * * *

Подлинные изделия самого Луиса Комфорта Тиффани сегодня можно приобрести на крупных аукционах и в антикварных бутиках. Ведь время над ними не властно. Н астольные лампаы и торшеры от Тиффани до сих пор иметь их в доме считается престижным, поэтому и сейчас выпускаются современные копии изделий, которые в наши дни принято уже относить к антиквариату...































Поделиться