Виды делового общения. Характерные черты

Неофициальное - официальное общение.

Различие коммуникативных сфер в этом случае проходит по линии «обиходно-разговорная речь - обиходно-деловая речь - деловая коммуникация» и сопровождается равенством или неравенством социального статуса (относительно постоянное свойство) или социальных ролей (переменное свойство) участников общения.

Для первой - обиходно-разговорной - сферы типичны неофициальные формы общения, допускающие эмоциональную раскованность и большую свободу от общелитературных, стилевых и жанровых норм языка вплоть до использования просторечия => [Гл.15, с. 622-626]. Для второй сферы, обиходно-деловой, эта свобода ограничена варьированием в рамках литературной нормы, причём набор речевых жанров достаточно велик. Для третьей - деловой коммуникации - необходимо строгое соблюдение норм официально-делового или научного стилей в пределах определённого этим стилем набора речевых жанров (документов) и «сухое» общение, т.е. полный запрет на выражение эмоций (для делового дискурса) или существенное его ограничение (для научного дискурса).

Из сказанного следует, что официальное общение - значительно более трудная коммуникативная ситуация, требующая выработки соответствующих навыков речевого поведения.

Наличие или отсутствие психологической установки на контакт. Это противоположение связано с собственно психологическим аспектом общения и, несомненно, знакомо каждому по собственному опыту. Чаще всего имеется в виду отсутствие такой установки у адресата, например, у учащихся на уроке нелюбимого учителя или по нелюбимому предмету. Хотя не исключено и вынужденное обстоятельствами вступление говорящего в контакт с нежелательным адресатом или в ситуации, эмоционально не всегда располагающей к общению, допустим, на экзамене.

Пример ситуации

Ярким примером различной психологической установки одного и того же лица на общение с разными по интеллектуальному уровню собеседниками может служить речевое поведение Ленского. С одной стороны, он ведёт бесконечные дружеские беседы с Онегиным:

Меж ними всё рождало споры И к размышлению влекло:

Племён минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые...

С другой стороны, он избегает разговоров с соседями-помещиками: Бежал он их беседы шумной.

Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне,

Конечно, не дышал ни чувством,

Ни остротою, пи умом,

Ни общежития искусством...

Таким образом, можно говорить о психологически комфортном и психологически дискомфортном общении. Не последнюю роль в этом случае играет и «стиль слушания» (термин Т. Г. Винокур), т.е. неречевое поведение адресата. Хорошо известно, что есть люди, не умеющие слушать других, своего рода коммуникативные эгоцентрики, желающие, чтобы слушали только их, и есть люди, обладающие талантом внимательного и сочувствующего слушателя-собеседника. Судите сами, с кем из них вы предпочли бы общаться и к какому типу относитесь вы сами.

Размышляем вместе

Последнее время появляются исследования, посвящённые коммуникативному молчанию. Если вам этот термин показался парадоксальным, не «выбраковывайте» его сразу. Сначала подумайте, что такое молчание. Всегда ли оно одинаковое?

Можем ли мы сказать о студенте на лекции, что он молчит? Ваш отрицательный ответ вероятнее всего будет мотивирован тем, что речь здесь заменяется конспектированием. Ну а если студент не записывает, а просто внимательно слушает? Видимо, тоже нет. Фраза «Студенты молча слушали лектора» звучала бы странно. Что же мы в таком случае называем молчанием?

Размышление приводит нас к выводу, что о молчании как средстве коммуникации можно говорить прежде всего в том случае, когда оно замещает возможную и даже ожидаемую речевую реакцию собе- седника-адресата и несёт определённую информацию о нём, о его эмоциональном состоянии. Но на самом деле коммуникативные функции молчания значительно разнообразнее => [Хр.: с. 388, Арутюнова].

Для современного языкознания, прежде всего для такого его направления, как лингвистическая прагматика, характерно рассмотрение речевого акта в полном объёме сопутствующих ему характеристик как участников коммуникации (коммуникантов), так и коммуникативной ситуации. Уникальность каждой коммуникативной ситуации с точки зрения комбинации этих признаков- характеристик всё же не безгранична и не препятствует выработке некоторого объёма стандартных навыков речевого поведения, привязанных к регулярно воспроизводящимся ситуациям.

Например, типична коммуникативная ситуация «студент отвечает на устном экзамене»: она является официальной, устной, персональной, контактной, монологической с компонентами диалога, психологически напряжённой для говорящего, даже стрессовой; из параметров коммуникантов в этом случае актуальны различия в возрасте, в социальном и ролевом статусе, уровне специальных знаний, а в ряде случаев и психологический склад общающихся. Всё это предполагает определённое коммуникативное сотрудничество участников этой ситуации.

Официальное – неофициальное общение

Официальное (должностное) общение – это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, с соблюдением всех правил и формальностей. Частное общение – это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями.

Официальное общение происходит в сфере производственно-деловых отношений, т.е. там, где в

озможно исполнение человеком той или иной должности (начальника, подчиненного, коллеги, представителя власти и т.д.). Неофициальное, т.е. частное, общение, протекает более свободно и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.

Свободное – стереотипное общение

Стереотипный вид общения используется, прежде всего, тогда, когда речь идет о соблюдении установленных ритуалов, т.е. о типовом поведении в типовых ситуациях. Обычно в таких случаях в качестве руководства к словесному и несловесному действию выступают рекомендации речевого этикета. Он включает определенные правила поведения и готовые словесные выражения (формы приветствия, извинения, просьбы, соболезнования, поздравления и т.д.), а также ответные речевые клише для речевого поведения, соответствующего каждой типовой ситуации.

4. Как добиться оптимального общения

Речь представляет собой одновременно форму индивидуального поведения и форму общечеловеческой культуры. Кроме того, умение общаться зависит и от того, насколько человек умеет преодолевать барьеры общения. Барьеры общения можно разделить на: внутренние и внешние. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Внутренние барьеры, которые могут возникнуть у одного из участников общения или у нескольких, - это чувства, мысли или состояния, при которых общение затрудняется. Барьером такого рода может быть усталость или плохое самочувствие, страх общения вообще или с данным партнером. Но бывают внутренние барьеры этического характера, когда «примитивные межличностные реакции» препятствуют полноценному общению. Это, прежде всего амбиции, сомодовольство, зависть, злорадство, агрессия, безразличие.

Барьеры общения внешнего плана носят, скорее, коммуникативный характер. Это могут быть препятствия, связанные с отсутствием самого контакта (зрительного или звукового), отсутствием внимания и т.д. барьеры могут быть вызваны и характером общения: его однообразием, монотонностью, отсутствием нового, бессодержательностью или невозможностью удовлетворять в плане содержания из-за некомпетентности, лжи, отсутствия необходимых знаний как у говорящего, так и у слушающего.

Взаимодействие на разных уровнях может существенно отличаться как по целям, так и по характеру. Существуют три уровня общения (по В.П.Третьяковой и Ю.С.Крижанской):

1. Ритуальный – это уровень коммуникации, реализующий отношения «объект-объект», когда индивидуальность коммуникантами не проявляется, а контакт осуществляется на уровне процесса «принятия и играния ролей» или на уровне взаимодействия «масок».

2. Манипулятивный уровень общения предполагает взаимодействие, основанное на «субъект-объектных» отношениях: один партнер рассматривает другого как средство или как помеху для достижения своей цели.

3. Дружеский. Для этого уровня свойственно взаимодействие субъектов с большой долей фактического общения, поскольку главное в таком общении – понимание и принятие человека как личности.

Оптимальное общение – это такое взаимодействие, которое создает наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих коммуникативных целей всех партнеров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, а также для максимального раскрытия личности каждого.

Как добиться оптимального общения?

1. Повышать свою собственную культуру, стремиться к тому, чтобыбыть высококультурным человеком. А это значит – сочетать в себе внешнюю и внутреннюю культуру. Культурный человек – это человек, сознательно идущий на некоторые ограничения, связанные с соблюдением принятых в обществе норм.

2. Учиться постоянно думать о собеседнике в процессе общения: следить за тем, понимают ли вас; стремиться предвосхитить ответную реакцию собеседника; постоянно воссоздавать его внутреннюю психологическую ситуацию по внешним признакам; заботиться о том, чтобы не создавать барьеров в общении.

Для этого человечество выработало нормы общения и нормы речи, которые и помогают сделать общение оптимальным.

· Этические нормы – нормы, относящиеся к мотивам речи, к области культуры общения, - это доброжелательность, приятие партнеров по общению, соблюдение всех законов нравственности. Это нормы можно условно отнести к нормам стратегического уровня – взаимоотношений с миром в целом и конкретным человеком в частности.

· Коммуникативные нормы – нормы, которые сопутствуют всей ситуации общения во всех его фазах. Это нормы, связанные с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей общения. Это нормы, соединяющие в себе стратегические и тактические элементы, поскольку выбор ситуации общения, партнеров, предмета речи можно отнести к области стратегии, а конкретное воплощение плана речи и регулирование общения – к тактике.

· Речевые нормы – это средства реализации и этических, и коммуникативных норм с помощью целенаправленного использования средств языка.

ТЕКСТ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ

1. Что такое речевая деятельность?

Речевая деятельность – это способ реализации общественно-коммуникативных потребностей человека в процессе общения.

В процессе восприятия текста человек формирует мысль, выраженную автором, условно говоря, создает новый текст, свидетельствующий о том, как, в какой степени адекватно было воспринято исходное сообщение.

Другими словами, речевая деятельность – это деятельность текстовая, основанная на умении создавать и воспринимать высказывания (текст) в процессе речевой коммуникации.

Речевая деятельность осуществляется поэтапно.

1. Побудительно-мотивационный этап предполагает возникновение мотива речевой деятельности. В процессе деятельности возникает ситуация, которая побуждает человека свою точку зрения, возразить по поводу сказанного.

2. Ориентировочный этап является одним из важнейших в процессе порождения (и восприятия) высказывания. На этом этапе происходит обдумывание, планирование, выбор характера речевого поведения, формирование первоначального представления о жанре и стиле высказывания.

3. Исполнительный этап. Происходит озвучивание замысленного текста: кодирование его звуковыми знаками – говорение, или кодирование письменными знаками – письмо. Другими словами, мы произносим или записываем обдуманное высказывание.

4. На этапе контроля необходимо проанализировать достигнута ли цель, поставленная на начальной стадии речевой деятельности.

2. Механизмы речи.

Для того чтобы создать текст или понять его в процессе чтения (слушания), человек должен обладать целым рядом способностей, без которых он не сможет определить тему высказывания, его основную мысль и тем более сформулировать ее при создании собственного текста.

Неофициальное общение

Словарь социолингвистических терминов. - М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук . Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко . 2006 .

Смотреть что такое "Неофициальное общение" в других словарях:

    неофициальное общение - Общение в обиходно бытовой (семейной, дружеской, интимной и т.п.) сфере, допускающее достаточно большую (большую, неограниченную) свободу говорящего или пишущего в выборе языковых средств …

    - (Коммуникация) Употребление языка или одной из форм его существования в рамках какого л. языкового коллектива: от семьи до группы государств. В порядке количественного нарастания называют следующие сферы общения: 1) семейное; 2) внутри… …

    общение (коммуникация) в социолингвистике Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Общение (коммуникация) в социолингвистике - Употребление языка или одной из форм его существования в следующих сферах общения: 1) семейной; 2) внутри производственного коллектива; 3) внутри социальной группы; 4) внутри населенного пункта или ограниченного региона; 5) общение людей во… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    Неофициальное общение происходит в неофициальных ситуациях, отличается отсутствием регулирования. К С.н.о. относятся дружеское, внутрисемейное, бытовое повседневное общение. <=> сферы официального общения ♦ сферы общения См. также:… … Словарь социолингвистических терминов

    коммуникативная (речевая) ситуация - Может быть охарактеризована по разным основаниям: 1) по количественному составу и социальному статусу адресата: а) индивидуальное общение; б) массовая коммуникация. 2) По сферам общения: а) устное общение; б) письменное общение 3) По наличию… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Фонетика функциональных стилей - В совр. науч. литературе характеристика произносительной стороны функц. разновидностей языка строится двояким образом: она может рассматриваться как с точки зрения предъявляемых к ней идеальных требований и характеристики того, как правильно,… …

    Адресат - (нем. Adressat) получатель речи, рецептор, слушающий, аудитория, декодирующий, собеседник, интерпретатор и т. д. Всякий речевой акт рассчитан на определенную модель А. Постулаты X. Грайса сформулированы под углом охраны коммуникативных интересов… … Педагогическое речеведение

    Форма существования языка, характеризующаяся территориальной ограниченностью, ограниченностью сфер употребления и противопоставленная другим диалектам и литературному языку. Каждый Т.д. представляет собой системное языковое образование, имеющее … Словарь социолингвистических терминов

    Внелитературная лексика - – это слова и словосочетания, а также их отдельные значения, находящиеся за пределами лит. языка. К ним относятся диалектизмы, вульгаризмы, жаргонизмы и арготизмы, просторечия и под. Все эти единицы языка время от времени пополняют его… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Книги

  • , Маньковская З.В.. Учебное пособие (формирует навыки подготовленной и неподготовленной деловой речи на английском языке на основе глубокого предварительного изучения лексико-грамматических трудностей ролевого… Купить за 481 грн (только Украина)
  • Английский язык для делового общения: Ролевые игры по менеджменту: Учебное пособие. Гриф МО РФ , Маньковская Зоя Викторовна. Учебное пособие (формирует навыки подготовленной и неподготовленной деловой речи на английском языке на основе глубокого предварительного изучения лексико-грамматических трудностей ролевого…

ТЕМА 1

Деловые коммуникации: что это такое

Общение, его виды

Приходилось ли вам задумываться о роли общения в жизни каждого из нас и общества в целом? Как долго мы можем прожить без общения? Может ли человек существовать без общения вообще? Говорят, что общение – это естественная среда обитания человека. Это сложный процесс, в котором люди взаимодействуют, обмениваются информацией, влияют друг на друга, стремятся понять друг друга. Инструментом общения является речь.

Каждый, пожалуй, хотел бы освоить все тонкости искусства общаться, стать интересным собеседником, хорошим оратором, внимательным слушателем. Однако всё не так просто. И порой опыт, накопленный нами в повседневной практике, отнюдь не способствует тому, чтобы наше общение было успешным. Думается, правильней будет, не полагая, что в этой сфере нам все известно априори, разобраться в тонкостях такого важного инструмента, как общение. Поскольку мы общаемся в разных сферах деятельности, общение разделяется на виды, в каждом из которых действуют свои правила и законы.

Общение официальное и неофициальное

Представьте, что вы беседуете «в кулуарах» с бывшим одноклассником, шутите, хлопаете его по плечу и даже… вспоминаете прозвище, которым наградили его в 5 классе. Но проходит 10 минут – перед вами уже Роман Сергеевич, руководитель совещания, лидер, директор. Стиль взаимодействия сразу меняется. Эта простая иллюстрация показывает, что с точки зрения взаимоотношения общающихся и обстановки общение делится на два вида: официальное (деловое) и неофициальное (частное).

Деловым является общение во время совещаний, переговоров, презентаций и т.д. Деловое общение используется для организации социально значимой деятельности: научной, общественной, административной, управленческой, коммерческой, производственной. Оно связано с обсуждением вопросов организации производства, выполнения должностных обязанностей, планирования деятельности, установления внешних связей, принятием решений, заключением договоров, оформлением документов. Поскольку деловое общение обслуживает сферу деловых отношений, к нему предъявляются строгие требования, которые, в первую очередь касаются важных для коммуникации качеств речи (правильность, точность, ясность и др.) и соблюдения этических норм.

Частное общение – это общение в кругу близких людей, хороших знакомых, с которыми сложились доверительные межличностные отношения. Неофициальным может быть и общение в перерывах официальных мероприятий, на так называемых «корпоративах» – словом, тогда, когда оно характеризуется непринуждённостью. Здесь нет стандартов, требования к качествам речи не столь жёсткие, как в официальной сфере. Выбор слов и выражений в частном общении более свободный и регулируется этическими нормами, принятыми в данном обществе традициями и степенью близости собеседников.

Лекция 2

18.4 Официальное общение

18.5 Неофициальное общение

18.6 Общение в праздники

В Америке в общественном месте в случае затруднений принято обращаться за информацией или за помощью прежде всего к официальным лицам – полицейским, дворникам, почтовым работникам и т. д. При обращении к официальным лицам принято здороваться, благодарить за ответ, вести себя дружелюбно и приветливо.

Деловое общение американцев характеризуется краткостью, деловитостью, приветливостью, вежливостью всех участников диалога, стремлением к достижению решения поставленных вопросов в духе общей выгоды. Существенная часть делового общения осуществляется при помощи средств современной связи – телефон, факс, интернет, электронная почта.

Общение в коллективе. Американцы любят быть в коллективе (на работе, на праздниках, во время волонтёрских мероприятий), но с трудом принимают иностранцев, которые стремятся быть в коллективе всегда и не любят оставаться наедине с собой. Американец не может всё время быть в коллективе, ему надо побыть одному.

Для американцев общение в коллективе предполагает прежде всего ровные, доброжелательные отношения. Не принято надоедать друг другу, вести разговоры о домашних и личных проблемах. Просить помощи у других нежелательно, это считается стыдным, демонстрацией собственной слабости. Коллегу просят лишь о консультации или помощи, если таковую он обязан оказывать в силу служебных обязан-ностей. За любую помощь или консультацию принято благодарить.

В коллективе между коллегами обычно преобладает нарочито лёгкий стиль общения, с многочисленными шутками и подшучиваниями, демонстрирующий хорошее расположение духа всех работающих. Не принято скандалить на работе. Общение между коллегами – мужчинами и женщинами сводится к приветствиям по утрам и иногда – совместным ланчам в кафе (иногда коллега приглашает на ланч для решения или объяснения каких-либо проблем, касающихся работы).

Неформальное поведение на работе характерно для большинства американцев. В Америке можно назвать в глаза президента фирмы по прозвищу, это нисколько не снижает его авторитет среди подчинённых ему персонала, наоборот, делает ближе, а атмосферу в коллективе – дружеской. Однако протокол о рангах зачастую присутствует и здесь, например, для персонала больших городских банков, юридических фирм и крупных корпораций. Во многих учреждениях, особенно в небольших городках, где люди хорошо знают друг друга, атмосфера более непринуждённая и дружеская: с шутками и поддразниваниями, мимолётными разговорами и обращениями друг к другу по первым именам.

После окончания рабочего дня сотрудники американского учреждения могут покинуть офис, даже не попрощавшись, что, однако, не является признаком плохих личных отношений с коллегами – американцы не придают особого внимания, считается, что, возможно, коллеги опаздывали на автобус или поезд и просто не успели попрощаться.



Регулярные встречи персонала – характерная черта работы в большинстве офисов. Каждый из сотрудников может внести свое предложение, но оно должно быть сформулировано конкретным, лаконичным и предельно ясным языком. Если оно заинтересует управляющего, вас расспросят поподробнее. Американцу несвойственны колебания – стоит или не стоит вносить своё предложение.

Общение с обслуживающим персоналом. Общение между обслуживающим персоналом и клиентом отличается вежливостью. Клиент всегда прав. Если официантка смертельно устала, она этого не покажет, будет приветливо улыбаться.

Официанта можно попросить о следующих мелких услугах: подогреть блюдо, принести ещё лёд, воспользоваться телефоном, заказать такси, упаковать остатки еды, сфотографировать вас и проч. Чаевые – это традиция и в целом составляют как минимум 10 % от стоимости заказа, максимум не ограничен (15 % за завтрак или ланч, 20 % за обед). Их платят за отличное обслуживание. Чаевые платят в кафе, в баре; хотя вы не обязаны платить чаевые, но это неписанный закон. Таким образом, вы помогаете человеку с низким заработком и стимулируете хорошее обслуживание. В некоторых ресторанах чаевые включаются в счёт, в других – добавляются к счёту, когда расплачиваются. Нужно спросить официанта, включены ли чаевые в счёт (Could you tell me please, if the tip is figured into the bill ahead of time?) .

Переговоры в Америке ведутся в открытой и прямой манере за столом переговоров и не являются формальным скреплением печатями тех решений, которые были приняты где-то в кулуарах или частных беседах.

Во время переговоров американцы настойчивы и пытаются навязать партнёрам своё мнение. Они всегда сосредоточены на получении потенциальной выгоды для себя; они любят торговаться, поэтому пер-воначальные цены не следует расценивать как окончательные. Американцы считают обязательным иметь наброски, чтобы было удобнее их обдумать, обсудить или внести какие-либо изменения. Проект станет законом только в случае подписания обеими сторонами.

Достаточно широко используются в США визитные карточки, но они не так популярны, как в Европе. Американцы обычно обмениваются визитными карточками только в том случае, если собираются встретиться с партнёром вновь и продолжить с ним деловые отношения, а не в момент первой встречи.

Общение с потенциальным работодателем. Американцам рекомендуется соблюдать следующие правила в общении с работодателем:

Одежда должна быть хорошей и консервативной. Мужчинам рекомендуется надевать тёмный костюм, светлую рубашку и галстук. Женщинам – тёмную или серую юбку, закрывающую колени, пиджак и светлую блузку. Макияж должен быть лёгким, не используется тёмная помада и тени для век;

Приходить на интервью нужно не позже, чем за 15 минут до начала. Интервьюера можно приветствовать рукопожатием;

При разговоре нужно смотреть в глаза собеседнику и в меру улыбаться. При этом не рекомендуется класть ногу на ногу и скрещивать руки;

Не стоит упоминать фамилии своих знакомых, проявлять чрезмерный интерес к зарплате. Не следует подчёркивать желание работать короткий срок.

В США запрещено отказывать в работе на основе расовой, национальной, религиозной принадлежности, пола и людям с физическими недостатками.

Общение в школе и вузе. В американском колледже или университете студенты ведут достаточно изолированную друг от друга жизнь, стараются обходиться без помощи коллег. Группы непостоянные, поэтому мало знают друг друга, нет системы взаимной поддержки, мало сближаются. Американские студенты плохо выполняют коллективную работу.

Не принято подсказывать или отвечать за того, кто не может правильно ответить – каждый должен сам справляться со своими трудностями, кроме того, это считается невежливым.

Американские студенты плохо адаптируются к изменениям учебной обстановки – испытывают серьёзное беспокойство, если не пришёл преподаватель или студент, делающий доклад. Работу в группе пытаются разделить поровну, в отличие от русских студентов, которые делят её по интересам. Пользоваться шпаргалками неприлично, а если у кого есть, он её будет прятать и от преподавателя, и от своих сокурсников и никогда ею не поделится. Если заметят шпаргалку у сокурсника, докладывают преподавателю, во многих университетах и колледжах это входит в кодекс чести студента.

Студенты обычно обсуждают между собой проблемы, характерные для студенческой среды. Наиболее распространённый вопрос, с которого начинается общение «What’s your major?» (В какой области ты специализируешься?). Студенты обычно специализируются в двух областях знаний: одна основная -major , другая – второстепенная - minor . Например, язык и литература - major , религия - minor .

В кампусах (студенческих университетских городках) существуют Coed = co-educational dormitory , т. е. общежития, где на одном этаже живут мужчины и женщины, что даёт им возможность общаться. В то же время в США до сих пор существуют чисто мужские и чисто женские общежития, последние иногда называют virgin vault – склад девственниц.

В студенческом общежитии устанавливаются тесные отношения. У соседа можно одолжить деньги, вещи, еду. Однако может быть и другой вариант – люди, живущие в одной комнате, могут и не общаться: каждый занимается своим делом, никто никого ни о чём не расспрашивает. Твою еду не тронут, но и тебя не угостят. Каждый обитает в своей части комнаты. Если к соседу по комнате пришли гости, то уходить не обязательно, но проявить вежливость и спросить, не мешаете ли вы – желательно.

В вузах существуют Fraternities - ассоциации мужчин и Sororities – ассоциации женщин. Каждую осень ассоциации проводят неделю открытых дверей – Rush hour , для знакомства с их деятельностью и приёма новых членов, для чего нужно подать заявление в ассоциацию. После вступления в ассоциацию студент может жить вместе с другими в доме ассоциации. Члены ассоциации устраивают вечера, занимаются благотворительностью.

Университетское образование платное и довольно дорогое. Стоимость годового курса, включающая плату за обучение, жильё и питание (частичное) равна $ 10.000 (приблизительно). Ограниченное количество стипендий даётся отличникам, которые испытывают финансовые затруднения. Многие студенты подрабатывают (работают неполный рабочий день) (в студенческом кафе, дворниками, стригут газоны, занимаются репетиторством).

Обычно студенты ходят в бары или танцевальные клубы группами, как правило, по пятницам и субботам. Праздничные и каникуляр-ные дни часто проводят компаниями, выезжая на машине в популярные места отдыха.

Мыльные оперы типа Santa Barbara, General Hospital, The Guiding Light, The Young and the Restless, etc. очень популярны в США. Студенты стараются устроить своё расписание так, чтобы можно было посмотреть очередную серию (обычно в здании Student Union, где размещается телезал, книжные магазины, комнаты для отдыха).

Преподаватели колледжей и университетов обычно одеты в классические костюмы, обращаются к студентам «мистер…», «мисс…», если он или она не попросят их называть по имени – John, Mary. Когда преподаватель входит в аудиторию и здоровается со студентами, они не встают, чтобы поприветствовать его, а просто хором отвечают на его приветствие «Hi», «Hello».

Лекция, которую читает преподаватель, имеется у каждого студента на столе, или тексты лекций можно взять в библиотеке. После ряда лекций преподаватель даёт тест, отметки за который вывешиваются у деканата, причём вместо фамилий в вывешенном списке есть только номера удостоверений личности. Отношения между студентами и преподавателями поверхностные, но дружеские. Группы, как правило, многонациональны. Преподаватели вуза, также как и школьные учителя очень заботятся, чтобы не унизить кого-нибудь. Как лекции, так и практические занятия в школе и вузе длятся 50 минут, перерыв – 10 минут. Обычно студенты имеют, как правило, 3 занятия в день; когда иностранные студенты выражают желание посещать более трёх (4-5), американские студенты удивляются и сомне-ваются в том, что они справятся с учёбой. Обычно занимаются в первую смену с 9.00 часов до 12.00 часов дня, затем, как правило, у всех ланч и после ланча студенты идут заниматься самостоятельно в библиотеку или на работу. Из списка предметов для получения определённой специальности они сами выбирают те предметы, которые предпочитают изучить в данном семестре, поэтому каждый семестр форми-руются новые группы. На лекциях и занятиях американские студенты очень внимательно слушают, стараясь не пропустить ни одного слова, сказанного преподавателем; никаких перешёптываний и разговоров нет; в классе, как правило, стоит абсолютная тишина.

Почти у каждого преподавателя университета есть свой небольшой кабинет, где у него есть компьютер, и он имеет право пользоваться сетью Интернет; имеется телефон; в распоряжении преподавателя есть также ксерокс, на котором он может копировать учебный материал для студентов, бумага разного цвета, ручки, карандаши, отдельный почтовый ящик на стеллаже, куда ему кладут почту (прибывшую на его имя, не имеет значения откуда, может быть даже и из библиотеки, находящейся в соседнем корпусе рядом), различные объявления, приглашения и проч.

В начале учебного года устраивается студенческий праздник Homecoming (как в EWU, например) в течение нескольких дней, включая выходные, когда на праздник приезжают даже родители. Организуются различные мероприятия, заседания, встречи, знакомство вновь прибывших студентов с университетом (расположением различных корпусов в кампусе и т. д.), спектакли, игры, дискотеки, вечером - парад-карнавал и фейерверк.

Как правило, вся жизнь проходит в кампусе, ближайший городок в 20 км, без машины не доберёшься. Вечером бывают вечеринки, довольно скучные – пьют пиво, колу, охлаждённый чай, едят пиццу, гамбургеры, салаты, иногда танцуют.

Уровень образованности и общей культуры студентов невелик, часто студенты задают довольно наивные вопросы.

Уроки в школе идут, в основном, в виде лекций, после 2-3 лекций – тест. Если тесты с «multiple choice» – то все ученики справляются, если тесты без «multiple choice» – все впадают в тихую панику. Результаты контрольных и тестов учителя вслух не объявляют, поэтому кто и как учится в классе, в целом никто не знает. Это объясняется тем, что учителя боятся подвергнуть ребёнка дискриминации из-за объявления вслух плохой отметки.

Поведение учащихся в школе во время занятий обычно спокойное. На уроке нет жёсткой дисциплины – ребёнок может встать, попить сока, взять у кого-нибудь ручку, сесть в любой позе, пройтись по классу. Поза при сидении свободная, и когда звенит звонок, никто не срывается, как безумный, чтобы выбежать из класса.

Все учащиеся общаются друг с другом доброжелательно. Принято, как и во взрослом обществе, все время улыбаться. Классы, как правило, многоэтнические. Дружеское общение между представителями разных этнических групп – нормальное дело.

В школах проводится много праздников, конкурсов и спортивных соревнований. Победителей прославляют как героев, фотографируют и заносят в школьную книгу почёта.

Обычно дети одеты просто – джинсы и футболка или свитер. Учителя одеты почти так же, как и ученики – джинсы, футболка, свитер. Американская учительница Бэв сказала, что джинсы - это национальная американская одежда.

Отношение учителей к ученикам уважительное, ученик считается взрослым, его мнение по разным вопросам спрашивают и учитывают. Учителя разговаривают с учащимися как со взрослыми, серьёзно и на равных. Учителя не поддерживают жёсткой дисциплины в классе, позволяют ученикам общаться с ними достаточно неформально и никогда не повышают на ученика голос. Если кто-то шумит, его могут записать в особый журнал, и если там набирается три замечания, то такого ученика вызовет директор для беседы.

Ученики уважительно относятся к своим учителям, здороваются с ними при случайной встрече. Очень часто между учениками и учителями, особенно классным руководителем, устанавливаются друже-ские отношения, которые могут длиться десятилетия после окончания школы.



Поделиться